При упоминании о живописи в головах большинства из нас всплывают портреты мадонн и захватывающие дух пейзажи, библейские сюжеты и исторические баталии, кто-то представляет натюрморты или абстрактные изображения. Как ни крути, первыми на ум приходят полотна, призванные восхищать, дарить эстетическое наслаждение или размышлять над посылом художника. Разве не ради этого существует искусство? Но в мире живописи существуют картины, вселяющие ужас тем, кто на них смотрит. Некоторые полотна и вовсе имеют дурную славу, ходят легенды о том, что их владельцев обязательно постигает какое-то несчастье или даже смерть. В этой подборке мы собрали картины, глядя на которые, становится не по себе.
Эта картина уже завоевывала звание самой страшной в мире. Она была написана в 1972 году. По одним данным, Стоунхем изобразил себя в пятилетнем возрасте со своей маленькой сестрой, а образы срисовал со старой детской фотографии. По другим сведениям, дверь за спиной мальчика — граница, отделяющая реальность от мира снов, а рядом стоит вовсе не сестра, а кукла, являющаяся проводником между двумя этими мирами.
Дурными слухами картина стала обрастать сразу после смерти ее владельца Джона Марли. Люди, смотрящие на полотно, признавались в том, что начинали плохо себя чувствовать, а кто-то впадал в истерику или панику. Поговаривали, что тех, кто посмотрел на картину, ждет какое-то несчастье. Также существует история о семье с четырехлетней девочкой, которая прибегала к родителям по ночам в испуге. По ее словам, в одну ночь дети на картине дрались, а в другую — стояли за дверью. В какой-то момент творение Стоунхема нашли на свалке. В 2000 году полотно было продано на аукционе eBay. Новому владельцу писали о дурной славе, а сам лот сопровождался комментарием, что это картина с привидениями.
Сейчас “Руки противятся ему” — первая часть трилогии. В 2004 Билл Стоунхем написал Resistance at the Threshold (“Сопротивление на пороге”) , а в 2012 — Threshold of Revelation (“Порог откровений”).
Говорят, что Бруно Амадио (настоящее имя художника) хотел изобразить ребенка в свете от спички, а мальчик страшно боялся огня и плакал. Теперь ребенок мстит за свои мучения — в доме, где появляется репродукция проклятой картины, происходит пожар, а на пепелище находят само полотно, никак не пострадавшее от огня.. В 80-е интерес к “Плачущему мальчику” подогрела британская газета The Sun. Вокруг зловещей картины начался ажиотаж, истории о пожарах появлялись одна за другой. Закончилось все тем, что газета попросила своих читателей прислать в редакцию их картины и таким образом избавиться от страхов. The Sun устроили ритуальное сожжение всех присланных полотен, правда, оказалось, что слухи крутились вокруг пяти разных вариантов картины и все на волне суеверных переживаний казались владельцам проклятыми.
Картины этого польского художника переполнены мрачными образами: постапокалиптичный мир, смерть, разложение, уродливые фигуры. Как и многие представители сюрреализма (хотя это не единственное направление, в котором работал художник), Бексински черпал вдохновение в сновидениях. К сожалению, мастер не давал названия своим полотнам, из-за чего нам остается только гадать над теми образами и мирами, которые он сотворил. Также остается доподлинно неизвестным, что вдохновляло Бексински на создание столь мрачных, ужасающих и во многом безумных работ. Сам художник находил некоторые свои полотна “забавными”. Известно, что близкие характеризовали Бексински как веселого и доброго человека, однако по некоторым письмам и работам творца известна его заинтересованность философией садомазохизма.
Эта картина знаменита, узнаваема и известна всем, кто хоть немного интересуется живописью. Мунк пытался изобразить один из закатов, увиденный им воочию и поразивший до глубины души. Художник предпринимал несколько попыток как можно точнее передать свое состояние, когда он стоял на мосту и смотрел на кроваво-красный закат. На первых вариантах “Крика” центральная фигура представляла собой человека со вполне реалистичными чертами, но затем сменилась абстрактной фигурой, напоминающей разным людям скелет, эмбрион и даже сперматозоид. Сам Мунк назвал свое творение “Крик природы”. Волнообразный пейзаж и насыщенные кровавые краски призваны передать агонию природы, которая передается человеческой фигуре и заставляет ее застыть в ужасе и отчаянии.
Насчет тех мест, к которым привязан сюжет картины, существует несколько версий. Говорят, что в тех краях находилась психиатрическая клиника, где лечилась младшая сестра Мунка, и скотобойня. По рассказам близких Эдварда Мунка, художник воспроизводил “Крик” снова и снова до тех пор, пока не излечился от психического недуга. Существует мнение, что Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом. Также ходят слухи о том, что некоторых людей после знакомства с полотном постигла беда — кто-то умер, не выдержав ужасных мигреней, а кто-то сгорел в собственном доме.
Как признается сама художница, эту картину она нарисовала всего за 5 часов и все это время у нее было ощущение, будто кто-то водит ее руку. Картина неоднократно покупалась, но всякий раз ее возвращали обратно. Владельцы жаловались на бессонницу, беспричинный страх и навязчивое ощущение, будто за ними кто-то следит, другие же, наоборот, рассказывали, как им снилась женщина с картины или везде мерещились ее глаза. Сама художница верит, что каждая картина пишется для какого-то конкретного человека. Если “Женщина дождя” существует, то кто-то ищет ее, а она — своего владельца.
Шотландский художник Кен Карри родился в 1960 году, на его глазах происходило множество политических и социальных изменений, оставивших мрачный след в душе юного творца. Карри стал изображать угасающие и страдающие тела, призванные передать болезненное состояние современного общества. Реалистичные проблемы социально-философского характера переплетаются в работах художника с метафизическими вопросами, волнующими каждого из нас. Пугающие полотна — попытка Карри изобразить и в то же время глубже осознать, как наше тело зависит от старения, боли, физических травм, болезней. Одна из самых известных работ художника (в то же время и одна из самых жутких) называется Gallowgate Lard и является его автопортретом. Другое знаменитое полотно — портрет британского физика-теоретика Питера Хиггса, лауреата Нобелевской премии за предсказание бозона Хиггса. Эта картина не пугает, но вряд ли кто-то захочет повесить ее в своей спальне.
Привыкли получать от произведений искусства эстетическое наслаждение и удовольствие? Но мир живописи может вас не только удивить, но и напугать. На протяжении веков великие художники создавали выдающиеся полотна, от которых у зрителей волосы вставали дыбом.
Вы не испытываете неприятное волнение при виде «Крика» ? Или есть другая нарисованная «страшилка», которая впечаталась в вашу память? Artifex подобрал для вас 10 картин, которые точно не стоит разглядывать перед сном.
10. Караваджо, «Юдифь и Олоферн», 1599
Открывает топ реалистичное полотно итальянского мастера по мотивам ветхозаветной «Книги Юдифи». Легенда о девушке, которая ради своего народа пошла в стан врага, завоевала доверие полководца Олоферна и ночью отрубила ему голову, долгое время волновала художников по всей Европе. Обычно ее изображали с отрубленной головой в руке посреди лагеря врагов, но Караваджо решил отразить сам момент убийства. Благодаря такому решению, художник передал не только атмосферу кровопролития, но и эмоции убийцы и жертвы.
9. Бугро, «Данте и Вергилий в аду», 1850
Французский художник XIX века Адольф Вильям Бугро очень любил поэму Данте «Божественная комедия». Художник изобразил сцену из XXX песни той части поэмы, которая называется «Ад». На восьмом кругу преисподней главные герои наблюдают, как две проклятые души измываются над обманщиком. Бугро долго работал над цветовой палитрой картины и изучал эстетические границы человека. Картина, по замыслу художника, должна была передать страх и ужас от происходящего в подземном мире. На Салоне 1850 года эта работа вызвала отвращение у публики.
Знаменитый триптих до сих пор таит в себе множество загадок для исследователей. Ни одно из толкований работы, существующее сегодня, не признано исчерпывающим. Триптих показал всю полноту фантазии и мастерства художника. Он посвящен греху сладострастия, и все три части отображают главную идею Босха в мельчайших деталях. На внешних створках триптиха изображена безмятежная картина мироздания, но, открыв их, погружаешься в атмосферу безумного хаоса.
7. Мунк, «Смерть Марата», 1907
Не спутайте эту картину с одноименной величественной работой , ставшей своеобразным символом Французской революции. Эдвард Мунк писал свое полотно спустя 114 лет после Давида, и основное внимание уделил не фигуре революционного публициста, а моменту его убийства. В своей неподражаемой манере автор «Крика» изображает обнаженную Шарлотту Корде спустя мгновение после того, как она жестоко зарезала Марата. Нагнетающие мазки и обилие крови дополняют пугающий эффект от картины.
6. Блейк «Великий красный дракон и морское чудовище», 1806-1809
Заслуженно считается одним из самых таинственных английских художников и гравёров. Этого живописца с детства мучили призраки и видения, позже он изобразил их в своих произведениях. Серию картин Блейк посвятил Красному дракону из «Откровения Иоанна Богослова». На этой картине дракон олицетворяет Сатану, возвышающегося над еще одним демоном - морским чудищем. Эпичность и детальная проработка монстров не только пугают, но и вызывают восхищение.
5. Бэкон, «Исследование портрета Иннокентия Х Веласкеса», 1953
Работа является переосмыслением «Портрета Папы Иннокентия X» . Классик английского экспрессионизма написал около 40 подобных полотен, вошедших в серию «Кричащие папы». Художник изменил цвет одежды папы с красного на фиолетовый и написал все полотно в темных тонах. Благодаря технике мастера, работа не вызывает ассоциаций с исходным портретом Веласкеса, но зато производит пугающее и гнетущее впечатление.
4. Дали, «Лицо войны», 1940
Эта картина знаменитого испанского художника способна вызвать приступ паники у зрителя. Сальвадор Дали играет не только с символами, но и с передачей настроения. Конструкция из головы, окутанной змеями, все уменьшающиеся черепа в глазницах того, что когда-то было человеком, символизирует бесконечный цикл смертей. В правом нижнем углу художник «оставил» отпечаток свой руки. А типичная для творчества Дали пустыня и желтые тона придают этой картине оттенок параноидального сумасшествия.
3. Гойя, «Сатурн, пожирающий своего сына», 1819-1823
Некоторые гравюры могут напугать даже взрослого человека. Среди них интерпретация сюжета из древнегреческой мифологии, где титан Кронос пожирает своих детей в страхе быть свергнутым одним из них, кажется самой жуткой. Гойя изобразил безумие на лице и без того безобразного монстра, что еще больше сгущает атмосферу ужаса происходящего. Эта работа «украшала» стену в его «Доме Глухого», но вряд ли кому-нибудь еще захотелось бы пройти мимо такой картины в своем доме ночью.
2. Карри, Gallowgate Lard, 1995
Художник Кен Карри родился в Англии в 1960 году. На его мрачных полотнах отражаются процессы, происходящие в современном мире. Картины Карри воздействуют на психику зрителя, создают у него чувство безысходности и страха, но в то же время подталкивают к размышлениям. Жуткий автопортрет художника представляет собой плод его раздумий над метафизическими вопросами, связанными с разложением современного общества и сознания человека.
1. Рапп, «Проигрыш разума перед материей», 1973
Даже мельком взглянув на картину австрийского художника Отто Раппа, хочется сразу же отвести взгляд. Разлагающаяся человеческая голова на птичьей клетке, нетронутый язык внутри нее – такой «натюрморт» напрягает не только психику зрителей, но и вызывает чисто физиологический дискомфорт. Можно гадать, какой смысл художник вложил в работу, но совершенно очевидно ― это по-настоящему пугающая картина! И если кому-то подобный сюжет приснится ночью, то «благодарить» за кошмар нужно мастерскую технику Раппа.
Когда речь заходит о живописи, воображение, как правило, рисует пасторали и величественные портреты. Но на самом деле изобразительное искусство многогранно. Бывало, что и из-под кисти великих художников выходили весьма неоднозначные картины, которые вряд ли кто-то захочет повесить у себя дома. В нашем обзоре 10 самых страшных картин известных художников.
Уильям Блейк сегодня известен своими гравюрами и романтической поэзией, но при жизни его практически не ценили. Гравюры и иллюстрации Блейка являются классикой романтического стиля, но сегодня рассмотрим серию акварельных картин Блейка, которые изображают большого красного дракона из книги Откровения. На данной картине изображен большой красный дракон, являющегося воплощением дьявола, который стоит на семиглавом звере в море.
Фрэнсис Бэкон был одним из самых влиятельных художников 20-го века. Его картины, поражающие своей смелостью и мрачностью, продаются за миллионы долларов. При жизни Бэкон часто писал собственные интерпретации портрета Папы Иннокентия X. На оригинальной работе Веласкеса Папа Иннокентий X задумчиво взирает с холста, а Бэкон изобразил его кричащим.
Ад Данте, с его изображением страшных пыток, вдохновлял художников с момента публикации этого произведения. Бугро известен больше всего своими реалистическими изображениями классических сцен, но на этой картине изобразил круг ада, где самозванцы непрерывно борются, воруя личности друг друга посредством укуса.
Эдвард Мунк является самым известным художником Норвегии. Его знаменитая картина "Крик", которая олицетворяет тоску, намертво въелась в сознание любого человека, которому небезразлично искусство. Марат был одним из ведущих политических лидеров Французской революции. Поскольку Марат страдал от болезни кожи, то он проводил большую часть дня в ванной, где и работал над своими произведениями. Именно там Марат и был убит Шарлоттой Корде. Смерть Марата изображал не один художник, но картина Мунка особенно реалистична и жестока.
Наиболее известной работой Жерико является "Плот Медузы" - огромная картина в романтическом стиле. Перед тем как создавать крупные произведения, Жерико писал "разминочные" картины, подобные "Отрубленным головам", для которых он использовал настоящие конечности и отрубленные головы. Подобный материал художник брал в моргах.
Грюневальд часто рисовал религиозные образы в стиле средневековья, хотя он жил в эпоху Возрождения. Святой Антоний прошел несколько испытаний своей веры, во время того, как жил в пустыне. Согласно одной из легенд, Святой Антоний был убит демонами, живущими в пещере, но позже возродился и уничтожил их. Данная картина изображает святого Антония, который подвергся атаке демонов.
Эмиль Нольде был одним из первых художников-экспрессионистов, хотя его славу вскоре затмили ряд других экспрессионистов, таких как Мунк. Сутью данного течения является искажение реальности, чтобы показать субъективную точку зрения. Эта картина была сделана художником после исследовании масок в Берлинском музее.
В римских мифах, которые в значительной степени основаны на греческой мифологии, отец богов пожирал своих собственных детей, чтобы они никогда не свергли его с трона. Именно это акт убийства детей и изобразил Гойя. Картина не была предназначена для общественности, а была написана на стене дома художника вместе с несколькими другими мрачными картинами, известными под общим названием "Черная живопись".
В Ветхом Завете есть история о смелой вдове Юдифь. Иудея подверглась атаке армии во главе с полководцем Олоферном. Юдифь вышла за городские стены и направилась в лагерь осаждающей город армии. Там она с помощью своей красоты соблазнила Олоферна. Когда полководец спал ночью пьяный, Юдифь отрезала ему голову. Эта сцена довольно популярна среди художников, но версия Караваджо особенно жуткая.
Обычно Иероним Босх ассоциируется с фантастическими и религиозными картинами. "Сад земных наслаждений" представляет из себя триптих. На трех панелях картины соответственно изображены Сад Эдема и создание человечества, Сад земных наслаждений и Наказание за грехи, которые происходят в земном саду. Работы Босха являются одними из самых ужасных, но самых красивых работ в истории западного искусства.
Со многими произведениями живописи связаны мистические истории и загадки. Более того, некоторые специалисты считают, что к созданию ряда полотен причастны темные и тайные силы. Основания для такого утверждения есть. Уж слишком часто с этими роковыми шедеврами происходили удивительные факты и необъяснимые события - пожары, смерти, безумие авторов…Одной из самых известных «проклятых» полотен является «Плачущий мальчик» - репродукция картины испанского художника Джованни Браголина. История создания ее такова: художник хотел написать портрет плачущего ребенка и в качестве натурщика взял своего маленького сына. Но, поскольку малыш не мог плакать на заказ, то отец специально доводил его до слез, зажигая перед его лицом спички.
Среди благородных произведений искусства, которые радуют глаз и вызывают только положительные эмоции, есть полотна, мягко сказать, странные и шокирующие. Представляем вашему вниманию 20 картин, принадлежащих кисти всемирно известных художников, которые заставляют ужаснуться…
«Проигрыш разума перед материей»
Картина, написанная в 1973 году австрийским художником Отто Раппом. Он изобразил разлагающуюся человеческую голову, надетую на птичью клетку, в которой лежит кусок плоти.
«Подвешенный живой негр»
«Данте и Вергилий в аду»
«Ад»
«Великий красный дракон и морское чудовище»
«Дух воды»
«Necronom IV»
«Свежевание Марсия»
«Искушение Святого Антония»
«Отрубленные головы»
«Крик»
«Смерть Марата»
«Натюрморт из масок»
«Gallowgate Lard»
«Сатурн, пожирающий своего сына»
«Юдифь, убивающая Олоферна»
«Кошмар»
«Избиение младенцев»
«Исследование портрета Иннокентия Х Веласкеса»
«Сад земных наслаждений»