Виа цветы состав группы. Стас намин. Музыканты прошлых составов

21.06.2019

Художественный руководитель Стас Намин С целым миром спорить я готов. Я готов поклясться головой В том, что есть глаза у всех цветов. И они глядят на нас с тобою. Популярная легендарная московская поп – рок - группа «Цветы» была создана молодым музыкантом Стасом Намином в октябре 1969 года. Стас Намин /Анастас Алексеевич Микоян/ родился 8 ноября 1951 года в городе Москве – гитарист, композитор, продюсер, менеджер. В юности, когда нашу страну потряс бум «битломании», Стас учился в Суворовском училище /1961-69 г.г./, брал уроки игры на классической гитаре и фортепиано. До создания своего детища - ВИА «Цветы», он играл в молодёжных любительских коллективах: рок - трио «Чародей» /1964 г/, группе «Политбюро» /1967 г/ и студенческой группе «Блики» /1969 г/. В конце 1969 года Стас собирает новую группу музыкантов в составе: Стас Намин – соло-гитара, Александр Лосев – бас-гитара, вокал, Владимир Чугреев – ударные инструменты, Елена Ковалевская – солистка группы. Ранее в группе работал музыкант А.Малашенков – бас-гитара. Параллельно с этим, Стас учился в Московском институте иностранных языков имени Мориса Тореза, позднее в МГУ имени М.Ломоносова на филологическом факультете. Музыканты работают над своим репертуаром, активно репетируют, играют на танцплощадках на профессиональных инструментах одного из первых московских ансамблей – ВИА «Москвичи». 29 декабря музыканты дают свой первый концерт. В начале 1970 года группу пополняет музыкант экс-группы «Красные Дьяволята» Александр Соловьёв – клавишные инструменты. Фактически с этого времени закладывается основа для создания и созидания профессионального коллектива на отечественной эстраде. Музыканты, играют гитарные импровизации из репертуара Джими Хендрикса и других зарубежных авторов, после работают в стиле джаз – рок. Осенью 1971 года группа, вместо ушедших музыкантов, временно, пополняется музыкантами: Игорь Саульский – клавишные инструменты, Алексей Козлов – альт-саксофон, Владимир Окольздаев – тенор-саксофон, Александр Чиненков – труба, перкуссия, Владимир Нилов – тромбон, Владимир Заседателев – ударные инструменты. База и многочисленные репетиции группы проходили в ДК Энергетиков. Легендарная группа, со своим репертуаром, много выступает перед московской молодёжью на вечерах отдыха в учебных заведениях и Дворцах культуры. Со временем почти все музыканты уходят из группы и создают джаз – ансамбль «Арсенал». В это время группа состоит из музыкантов: Стас Намин – соло-гитара, Александр Лосев – бас-гитара, вокал, Юрий Фокин – /экс-группа «Скоморохи»/ - ударные инструменты. В 1972 году музыканты успешно выступают от МГУ имени М.Ломоносова на фестивале студенческой самодеятельности на сцене московского Дворца Спорта «Лужники». В это время Стас Намин знакомится с популярным московским композитором Сергеем Дьячковым, песни, которого: «Алёшкина любовь» /О.Гаджикасимов/, «Школьный бал» /П.Леонидов/, «Слова» /О.Гаджикасимов/ поёт вся наша страна и предлагает ему написать ряд песен для своей группы. Для осуществления этого проекта Сергей Дьячков приглашает своего друга, одного из первых лидер - гитаристов нашей страны, участника ВИА «Коробейники» Владимира Семёнова. Сергей Дьячков вспоминал: «Сели с Володей, что-то писали, старались. Вроде получилось. Хотя половина из того, что мы написали в партитурах, на записи не слышно. Во-первых, аппаратуры тогда не было такой хорошей, как сейчас, а, во-вторых, не всё сыграли. Время для записи было ограничено». Так, благодаря их сотрудничеству и организаторской деятельности Стаса Намина, весной появляются песни – шлягеры, как на отечественной эстраде, так и в истории вокально-инструментального движения в нашей стране. Два музыканта – композитора Сергей Дьячков и Владимир Семёнов, совместно с музыкантами группы «Цветы», создали поистине гениальные шедевры советской эстрады! Участие в записи этих песен также принимали артисты: Владимир Сахаров – бас-гитара, Александр Слизунов – клавесин, певец Анатолий Алёшин – бэк-вокал, в последующем солист ВИА «Весёлые Ребята», рок-группы «Аракс» и других, а также вокальная группа Миры Коробковой певицы: Ольга Данилович, Татьяна Воронцова и Нина Палицына. В записи этих песен принимал участие также симфонический оркестр под управлением Юрия Силантьева и оркестр ГАБТ. Сергей Дьячков вспоминал о сотрудничестве с Владимиром Семёновым при записи песен на студии Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия»: «С ним мы много песен делали. Сидели, искали какой – то образ. Мы не ради денег это делали. Деньги всё равно пришли. А мы это делали от души. Чисто творчески работали». Эти песни, сохраняя традиции городского романса, включали в себя элементы лирического рока, что было новшеством на нашей эстраде. Поистине букет всех этих песен стал визитной карточкой на все времена группы Стаса Намина «Цветы». В конце года на Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия» выходят первые гибкие грампластинки - миньоны с этими песнями и расходятся многомиллионными тиражами. На миньонах были записаны песни: «Не надо» /С.Дьячков – О.Гаджикасимов/, «Есть глаза у цветов» /О.Фельцман – Р.Гамзатов, перевод Я.Козловский/, «Звёздочка моя ясная» /В.Семёнов – О.Фокина/. Эту пластиночку я приобрёл летом 1973 года в ларьке «Союзпечати» в городе Попасная Ворошиловградской, ныне Луганской области на Украине, вместе с пластиночкой уже широко известного московского ВИА. После прослушивания песен, я отдал, конечно, предпочтение ВИА «Цветы», как и мои друзья детства. Очень поразили нас слова песен с философским смыслом и аранжировкой песен, такого ещё в нашей стране не было. ВИА «Цветы» стал одним из моих любимых ансамблей и на все времена. И я был очень счастлив и рад, через много лет получить в подарок автографы мэтров советской эстрады, композиторов Сергея Дьячкова и Владимира Семёнова! В этом году на Всесоюзном радио песня «Есть глаза у цветов» /О.Фельцман – Р.Гамзатов, перевод Я.Козловский/ была включена в популярную музыкальную программу Виктора Татарского «На всех широтах». На фирме «Мелодия» песня «Не надо» /С.Дьячков – О.Гаджикасимов/ была включена в серию диск-грандов «Всем, кто любит песню». В 1974 году выходит очередной звёздный миньон с песнями: «Честно говоря» /С.Дьячков – М.Ножкин/, «Ты и я» /А.Лосев – С.Намин/, «Больше жизни» /В.Семёнов – Л.Дербенёв/, «Колыбельная» /О.Фельцман – Р.Гамзатов, перевод Я.Козловский/. В основном все песни записал певец Александр Лосев, а песню «Честно говоря» исполнил Сергей Дьячков. Очень красиво звучит классический женский вокализ на фоне рок – музыки в песне «Ты и я» /А.Лосев – С.Намин/. В записи этих песен также принимал участие львовский музыкант - альтист Юрий Башмет, в последующем - музыкант с мировым именем. Отмечу, что Владимиру Семёнову навеяли мелодию к песне «Больше жизни» в начале стихи Ольги Фокиной про берёзу, но обратившись при содействии Сергея Дьячкова, с этой мелодией к Леониду Дербенёву, на эту музыку поэтом был написан другой текст песни. Такой же случай произошел и с песней «Прощай» композитора Вячеслава Добрынина, которую впервые исполнил ВИА «Лейся, Песня». Эту пластиночку мне также повезло приобрести в магазине в городе Коммунарске, ныне Алчевск. Песни с этого миньона только закрепили моё хорошее отношение к творчеству ансамбля «Цветы». Только вот накануне их приезда с концертом в город Кадиевку, ныне Стаханов, мне не удалось попасть на их концерт по причине моего призыва на воинскую службу в ВС СССР. В этом году на Всесоюзном радио песня «Колыбельная» /О.Фельцман – Р.Гамзатов, перевод Я.Козловский/ была включена в популярную музыкальную программу Виктора Татарского «На всех широтах». На фирме «Мелодия» песня «Есть глаза у цветов» /О.Фельцман – Р.Гамзатов, перевод Я.Козловский/ включается в диск-гигант «Мелодия-Концерт». Песни ансамбля «Цветы» поёт вся наша страна, они звучат повсюду из окон домов, а также в парках, ДК на вечерах отдыха. Многие музыкальные коллективы и исполнители берут эти песни в свой репертуар. В нашу страну приходит эпоха ВИА «Цветы». Многочисленные филармонии дают заявки – приглашения на концерты популярного ансамбля «Цветы». Фактически данные песни были записаны в студийных условиях фирмы «Мелодия» многими музыкантами других коллективов, поэтому Владимир Семёнов и Сергей Дьячков собирают группу профессиональных музыкантов и начинают свой успешный тур по нашей стране от Московской областной филармонии. ВИА «Цветы» гастролируют в составе: Владимир Семёнов – художественный руководитель, соло-гитара, 12-струнная гитара, Александр Лосев – бас-гитара, вокал, Сергей Дьячков – музыкальный руководитель, клавишные инструменты, вокал, Юрий Фокин – ударные инструменты.

«Цветы»
Стаса Намина

«Цветы» - московская рок-группа, создана гитаристом и автором песен Стасом Наминым в далёком 1969 году. Среди прочих самодеятельных коллективов группа выделялась "живым" звучанием, интересными аранжировками, поисками выразительных средств из арсенала биг-бита, пригодных для синтеза с традициями русского мелоса. Стас Намин определил стиль "Цветов" как "лирический рок".



Группа «Цветы» была создана в Москве в 1969 году лидер-гитаристом, в то время студентом первого курса Института иностранных языков им. М.Тореза, Стасом Наминым (Анастас Алексеевич Микоян). Намина увлекло движение хиппи «Дети цветов», и в 1969-м под впечатлением легендарного хиппи-рок-фестиваля «Вудсток» он создал группу, назвав ее «Цветы»…

Первым музыкантом, которого Стас пригласил в группу, был Владимир Чугреев – фанатично влюбленный в рок-музыку барабанщик-самоучка, он обладал незаурядной физической силой и играл мощным роковым звуком. На клавишных инструментах в первом составе «Цветов» играл Владимир Соловьев, в прошлом – музыкант группы «Красные дьяволята» при Бауманском институте.

Вокалисткой группы стала Елена Ковалевская, студентка французского факультета иняза. Она обладала неожиданным для того времени исполнительским драйвом и очень красивым проникновенным голосом; публика принимала ее на «ура». Стас Намин играл на соло-гитаре. Таков был первый состав группы «Цветы». В репертуаре в то время, в основном, были самые модные хиты из репертуара Jefferson Airplane, Джанис Джоплин и др.

Через какое-то время на вечеринке в МИРЭА Намин увидел Сашу Лосева, исполняющего под гитару песню Никитина «Лошади умеют плавать». Ему понравились вокальные данные и музыкальность Саши, и он предложил ему попробовать себя в «Цветах». Несмотря на то, что Лосев пел эстрадные песни и роком не увлекался, Стас предложил ему освоить бас-гитару и выучить несколько песен на английском языке из репертуара «Цветов». Тогда это были песни Джимми Хендрикса, Дип Перпл и др. Так Лосев попал в «Цветы».

В 70-м Елена Ковалевская ушла из группы, закончив Иняз, и а также покинул группы Соловьев, а на бас-гитару вместо Малашенкова пришел Александр Лосев. Таким образом второй состав группы «Цветы» состоял из трех человек: Намин – соло-гитара, Лосев – бас-гитара, Чугреев – барабаны.

Однажды во время выступления «Цветов» в клубе МГУ на улице Герцена (ныне - Большая Никитская) пришлось перекрыть движение из-за огромной толпы поклонников. Тогда впервые имя «Цветов» появилось в «черном» списке Министерства культуры СССР, до которого дошел этот скандальный случай.

Стас Намин был приверженцем музыки Хендрикса, «Rolling Stones», Лосев больше тяготел к эстраде вроде Тома Джонса и «Carpenters», и под влиянием Намина начал слушать «Deep Purple», «Chicago», Pink Floyd и др. рок-музыку, а приход Фокина, ярого поклонника «Led Zeppelin», сделал группу еще более роковой.

Однажды, выступая от Университета на Московском студенческом фестивале во Дворце Спорта «Лужники», «Цветы» исполнили композицию Джимми Хендрикса, представив ее как песню борьбы негритянского народа за свободу. А название песни «Let Me Stand Next To Your Fire» было переведено Стасом на русский язык как «Разреши мне стоять рядом с огнем твоей борьбы».

Во время исполнения в публике поднялся такой ажиотаж, что группе отключили аппаратуру. «Мы видели такое первый раз и просто перепугались», - вспоминала потом директор Дворца Спорта «Лужники» Синилкина. Тем не менее, «Цветы» стали одними из лауреатов фестиваля и получили право вместе с трио «Линник» (МГУ) и ансамблем «Лингва» (Иняз) выпустить маленькие гибкие пластинки на фирме «Мелодия».

Намин отнесся очень серьезно к такой уникальной возможности и специально для этих записей пригласил своего товарища, имеющего музыкальное образование пианиста и композитора Сергея Дьячкова, и по его совету Владимира Семенова, которые помогли подготовить для записи профессиональные аранжировки. Стас говорил, что, как и у «Битлз», у них должен быть свой Джордж Мартин.

Для первой пластинки Намин отобрал три песни, которые, по его мнению, при всей своей традиционности позволяли группе аранжировать и исполнить их, демонстрируя ту школу рок-музыки, которая была не знакома в официальной эстраде. Это были песни «Звездочка моя ясная», «Есть глаза у цветов» и «Не надо».

В записи участвовали Стас Намин (соло-гитара), Александр Лосев (бас-гитара, вокал), Юрий Фокин (ударные), Сергей Дьячков (клавишные, вокал), Владимир Семенов (акустическая гитара), Александр Слизунов (клавишные), женское трио Миры Коробковой и А.Алешин (бэк-вокал).

Запись проходила на студии «Мелодия» на четырехканальный магнитофон, на стерео, практически с одним наложением звука и внутренними сведениями. Сначала на два канала записывалась вся инструментальная часть без возможности каких-либо коррекций баланса - одновременно ударные, бас, соло-гитара, акустическая гитара, все струнные, бэк-вокал т.д., а затем наложением на эту уже готовую фонограмму записывался сольный вокал.

В вокале возможно было записывать много дублей, и это спасло песню «Звездочка моя ясная», так как пришлось сделать множество вариантов, из которых потом склеивали по отдельным словам и порой даже по звукам то, что в результате пошло на диск. Было записано более 50-ти вокальных дублей, из которых потом буквально по слогам склеивали оригинал. Лосев тогда и представить себе не мог, что «Звездочка» станет не только супер-хитом, но и главной песней в его жизни.

Когда записывалась инструментальная фонограмма песни «Не надо» для первой пластинки, звукорежиссер Александр Штильман неожиданно, когда заиграла соло-гитара, остановил запись всего оркестра и попросил убрать искажения звука на гитаре. Стас даже не понял, о каких искажениях идет речь, так как этот звук своего самодельного гитарного фузза он готовил к записи несколько месяцев и очень им гордился.

«Искажения» удалось отстоять, и их можно и сейчас услышать в старых записях. Это был исторический факт, когда впервые на фирме «Мелодия» записывалась гитара с эффектом «ФУЗЗ». Также долго пришлось уговаривать звукорежиссера поставить отдельный микрофон на бочку, так как на «Мелодии» никто раньше не писал ритмический аккомпанемент рисунками малого барабана и бочки в стиле Led Zeppelin.

Летом 1972 года, сразу же после записи «Цветы» поехали отдыхать в Крым в студенческий лагерь МГУ, куда также приехали «Машина времени», Александр Градский, Сергей Грачев, группа из МГУ «Мозаика» и другие популярные тогда студенческие коллективы. Там все много пили молодого самодельного крымского вина, гуляли и играли на танцах.

В сентябре того же 1972 года вышла первая гибкая пластинка «Цветов», и Намин с Фокиным, вернувшись с моря, поехали прямо на завод грампластинок на «Речном вокзале», чтобы поскорее взять ее в руки. Было трудно представить уже то, что у группы вышла своя пластинка, а уж тем более с таким оформлением - на обложке должна была быть фотография, где у Юры и Стаса волосы были ниже плеч! Каково же было их удивление, когда, выпросив пластинку у рабочих завода, они увидели, что волосы «подстрижены» ретушером.

Но счастью все равно не было границ. Когда пластинка появилась в магазинах, она неожиданно для всех разошлась 7-миллионным тиражом и звучала почти из всех окон страны. Тем не менее, «Цветы» продолжали вести полуподпольное существование студенческой самодеятельной группы. Уже ставшую популярной, ее стиль и манеру исполнения все равно не признавали средства массовой информации, и она выступала, как и раньше, только на студенческих вечерах.

В 1974 году Намин решил попробовать профессиональную концертную деятельность в Московской областной филармонии. В связи с этим он дополнительно пригласил в группу пианиста Александра Слизунова, который участвовал в первых записях группы, и гитариста Константина Никольского, своего друга еще по институтским рок-тусовкам. Никольский не только очень музыкально играл на гитаре, но и писал песни.

Его талант был очень близок к стилю, который Намин культивировал в «Цветах» и они с Лосевым, будучи одного роста, не только хорошо смотрелись, но вместе пели. Александр Слизунов – единственный профессионально грамотный в музыке, закончил Государственную московскую консерваторию. Он тоже писал песни и аранжировки. Вынужденный компромисс в манере исполнения, на который группа пошла в записях, с лихвой компенсировался реальным рок-н-ролльном драйвом в «живых» концертах «Цветов».

Филармония зарабатывала на «Цветах» огромные деньги, организовывая гастроли по три концерта в день на стадионах и во дворцах спорта. В этих гастролях солистами «Цветов» помимо Александра Лосева были так же Сергей Грачев, Константин Никольский и Александр Слизунов.

Из-за непосильной работы, делавшей невозможным какое-либо творчество, начался конфликт между музыкантами и администрацией филармонии. Лосев договорился с администратором Марком Красовицким и на общем собрании неожиданно выступил против всей группы на стороне филармонии.

В результате Намин, Никольский и Слизунов были уволены, а филармония, пользуясь государственным статусом, попыталась оставить у себя название и какое-то время, используя Лосева как солиста и набрав новых музыкантов, эксплуатировала раскрученное имя и продолжала гастрольный график по 3-4 концерта в день.

Но новаторство и свободный дух первых записей «Цветов» не заставили долго ждать. Министерство культуры запретило и группу, и само название «Цветы» как «пропаганду западной идеологии и идей хиппи».

После распада группы, музыканты «Цветов» были подавлены случившимся. Именно тогда Константин Никольский написал свои песни «Я сам из тех, кто спрятался за дверь» и «Музыкант». Александра Слизунова забрали на службу армию, а Стас Намин сконцентрировался на учебе в Московском Государственном Университете. Путь группы на этом не заканчивается, но это уже другая история…

Имя: Стас Намин (Анастас Микоян)

Возраст: 67 лет

Деятельность: музыкант, композитор, продюсер, художник, режиссёр

Семейное положение: женат

Стас Намин: биография

Стас Намин – советский и российский певец, основоположник рок-движения, композитор, кинорежиссер, продюсер, фотограф, художник, организатор рок-фестивалей. Лидер музыкальных групп «Цветы», «Группа Стаса Намина», «Парк Горького».


Будущий музыкант родился 8 ноября 1951 года в Москве в семье летчика-испытателя, Героя Великой Отечественной войны Алексея Анастасовича Микояна и музыковеда и писательницы Нами Артемьевны Микоян, которая окончила Московскую консерваторию по специальности фортепиано и теория музыки. При рождении мальчик получил имя Анастас Микоян.


Семья переезжала из гарнизона в гарнизон, поэтому Стас вместе с родителями побывал в Беларуси, Мурманске, Германии. После развода родителей воспитанием сына занималась в основном мать. В 6-летнем возрасте мальчик пошел в московскую школу N°74, при этом начал заниматься музыкой с композитором . В доме часто гостили известные музыканты , Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке. Отчим мальчика Василий Феодосьевич Кухарский, замминистра культуры СССР, близко дружил с и .


Стас Намин в Суворовском училище

В 10 лет для продолжения военной династии по настоянию отца Стаса определили в Суворовское военное училище, находившееся в Москве. Дед по отцу – Анастас Иванович Микоян - работал в Политбюро ЦК КПСС и воспитал пятерых сыновей, четверо из которых стали военными.

Музыка

В 13 лет Стас под влиянием музыки групп The Beatles и The Rolling Stones вместе с одногруппниками создал группу «Чародеи», которая просуществовала в течение года. В 1967 году юноша продолжил творческие опыты в компании двоюродного брата Алика Микояна и друга детства Григория Орджоникидзе. Новый музыкальный коллектив получил название «Политбюро» в честь бюста и красного знамени, присутствовавших в комнате, где репетировали подростки.


После окончания училища Стас поступил в Московский государственный институт иностранных языков им. Мориса Тореза, но проучился там лишь до 2-го курса. За год Стас успел поучаствовать в творчестве студенческого ВИА «Блики», но, познакомившись с движением хиппи, молодой человек решил организовать собственный музыкальный коллектив «Цветы».

В 1971 году юноша переводится в МГУ на филологический факультет, где расширяет круг знакомств среди творческой молодежи. Друзьями музыканта становятся Анатолий Зверев, Олег Целков, Анатолий Брусиловский, Алена Басилова, Генрих Сапгир, Юз Алешковский. Учась в МГУ, Стас увлекается индийской культурой и примыкает к движению Харей Кришна.


Стас Намин и группа "Цветы"

В 1972 году группа «Цветы» получает первую премию на Московском студенческом фестивале в ДС «Лужники» и записывает на студии «Мелодия» гибкий диск с композициями «Звездочка моя ясная», «Есть глаза у цветов» и «Не надо». Тираж пластинок составляет 7 млн экземпляров. Через год рекорд повторился со вторым диском, в который вошли песни «Честно говоря», «Колыбельная» и «Больше жизни». На волне успеха группа отправляется во всесоюзный гастрольный тур. Но, так как творчество музыкантов не было одобрено правящими кругами, коллектив расформировывают по обвинению в пропаганде западной идеологии.

В 1977 году Стас Намин получает диплом учителя литературы и русского языка, но работать в школу не идет, а создает новый музыкальный коллектив «Группа Стаса Намина». За несколько лет рок-группа выпускает альбомы «Гимн солнцу», «Регги-Диско-Рок», «Сюрприз для мсье Леграна», «Мы желаем счастья вам» с хитами «Рано прощаться», «Летний вечер», «Юрмала», «Ностальгия по настоящему», которые распространяются по Советскому Союзу 40-миллионным тиражом.

В 1981 году на волне смягчения цензуры в связи с прошедшей в Москве Олимпиадой Стас Намин организовывает в Ереване крупнейший в СССР на тот момент поп- и рок-фестиваль. Местом проведения выбирается велотрек, который вмещает 70 тысяч зрителей. Американское издание Time и немецкий журнал Stern положительно отозвались о мероприятии, назвав его «Ереванским Вудстоком». После фестиваля контролирующие органы узнают биографию музыканта и запрещают Стасу Намину концертировать по большим городам страны.


Не имея возможности работать с рок-группой, Стас поступает на Высшие курсы режиссеров в надежде получить свободу самовыражения средствами кинематографа. Педагогами опального музыканта становятся , . В 1982 году Стас снимает первый в СССР видеоклип «Старый Новый Год» на стихи , но работу в СССР сразу же запрещают. Показ клипа состоялся только в 1986 году на канале MTV. В начале 80-х Стас Намин пишет музыку к картинам «Фантазия на тему любви» и «Песочные часы».


В 1983 году после окончания режиссерских курсов Стас возвращается к музыкальной деятельности и уже в 1984 году вместе с собственной группой выступает на телеконкурсе «Песня года». Через год коллектив нелегально участвует в международной программе Московского фестиваля студентов, за что музыканты подвергаются обвинению в поддержке американского правительства.

С наступлением перестройки ситуация меняется. В 1986 году «Группа Стаса Намина» первой из советских рок-коллективов выезжает в США с гастролями. Вскоре музыканты отправляются с концертами по всему миру. В 1987 году Намин создает на базе Зеленого Театра Парка Горького первый продюсерский центр в СССР для помощи молодым музыкантам, художникам, поэтам – «Центр Стаса Намина» (SNS).

Поначалу организация носила некоммерческий характер и оказывала поддержку музыкальным группам «Парк Горького», «Моральный кодекс», «Калинов мост», «Сплин». В это же время Намин организует первый негосударственный Московский симфонический оркестр под руководством дирижера Константина Кримеца.

В 1989 году Стас проводит в Лужниках первый Международный музыкальный фестиваль в России, на котором выступают Bon Jovi, Motley Crue, Scorpions, Cinderella, а также детище Намина – рок-группа «Парк Горького». Трансляция мероприятия состоялась в 59 странах мира. Все сборы от концертов пошли на борьбу с наркоманией.


Группа "Парк Горького"

В начале 90-х в СК «Олимпийский» Намин организует гастрольный концерт зарубежной звезды Iron Maden в обход «Госконцерта». По стране SNS проводит серию фестивалей под названием «Единый мир», в Москве организуется фестиваль «Рок из Кремля». В 1992 году по приглашению Стаса Намина в Москву для встречи с единственным президентом СССР прибывает рок-группа Scorpions, после чего рождается песня «Ветер перемен».

За 20 лет состав группы постоянно менялся, в команде Намина в разные периоды работали А. Слизунов, Ю. Фокин, А. Сапунов. С падением СССР из-за идейных разногласий «Группа Стаса Намина» распадается.


Музыкант переключается на другие виды деятельности. Стас отправляется в кругосветное путешествие с и , после чего создает серию документальных картин «International Geographic». В рамках авторского проекта в 90-е годы выходят фильмы об Иерусалиме, Таиланде, Нью-Йорке, Новой Мексике, островах Пасхи, Таити и Бора-Бора. В 2000-е годы появляются циклы «Страны Африки и Южной Америки» и «Амазония».

В начале 90-х Стас начинает заниматься воздухоплаванием и конструирует проект воздушного шара «Желтая подводная лодка», который вошел в число лучших воздушных шаров мира. Под руководством Намина в 1991 году на Красной площади проходит первый в СССР фестиваль шаров.


В конце 90-х в Большом Манеже, Центральном доме художника и в петербургском Русском музее стартуют персональные выставки художественных фото Стаса Намина. Позднее музыкант займется живописью и графикой и впервые выставит работы в Театральном музее имени Бахрушина в 2006 году.

В 1999 году группа «Цветы» собирается для того, чтобы провести концерт, посвященный тридцатилетию со дня создания. В 2001 прозвучавшие на выступлении песни – «После дождя», «Рано прощаться», «Богатырская сила» – выходят отдельным диском «Ностальгия по настоящему». Не вернувшись окончательно в шоу-бизнес, музыкальный коллектив начинает сотрудничать с «Театром Стаса Намина».

В начале 2000-х Стас Намин пробует силы в написании симфонической музыки. Появляется сюита «Осень в Петербурге», премьера которой состоялась на концерте в Московском доме музыки в 2007 году.

В 2009 году на студии Abbey Road, на которой раньше работали The Beatles, Duran Duran, Pink Floyd, U2, группа «Цветы» записывает ретро-альбом «Назад в СССР». В альбом входят композиции «Свет и радость», «Скажи мне да», «Белые льдины», «Пусть будет так». В это же время в рамках авторского проекта One World Freedom Стас Намин вместе с Дживаном Гаспаряном, Сергеем Старостиным, Владимиром Волковым, этническими музыкантами Африки, Восточной Европы, Средней Азии и Ближнего Востока выпускает диск этномузыки.


Через год после юбилейного концерта в «Крокус Сити Холле» «Цветы» записывают диск «Распахни свое окно», в который входят треки из неизданного репертуара 80-х. В 2013 году появляются две концертных пластинки – «Человек разумный» и «Власть цветов». Через год группа выезжает на большие гастроли по России и странам Ближнего зарубежья «Цветы - 45». Весь фото- и видеоматериал коллектива можно найти на официальном сайте группы «Цветы».

Театр

В 1999 году Стас Намин собирает первую в России театральную труппу под названием «Театр музыки и драмы Стаса Намина», которая специализируется на исполнении мюзиклов. В начале 2000-х в репертуар коллектива входят спектакли «Волосы», комедия В. Войновича «Иван Чонкин», трагедия по «Четыре истории», драма Ф. Г. Лорки «Дом Бернарды Альбы», мюзиклы Рэнди Баузера «Портрет Дориана Грэя» и «Пенелопа, или 2+2», детские мюзиклы «Бременские музыканты», «Три мушкетера», «Алиса в Стране чудес», «Битломания», «Снежная королева» и «Маленький принц». В рок-опере Э. Веббера «Иисус Христос Суперзвезда», которая впервые была поставлена в России в Театре музыки и драмы, участвует «Группа Стаса Намина».


В 2014 году на сцене театра стартовали два спектакля: постановка «Космос» по рассказам и реконструкция авангардной оперы «Победа над Солнцем». Позднее коллектив начал работу над оперой «Женитьба Фигаро», над оперой-балетом А. Хвостенко на стихи В. Хлебникова «Жилец вершин» и над спектаклем «В горах мое сердце» по У. Сарояну.


В 2008 году Стаса Намина приглашают преподавать актерское мастерство на кафедру факультета культурологи и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. . Через два года музыкант получает звание профессора кафедры музыкального театра и мюзикла ГИТИСа.

Личная жизнь

Стас Намин в середине 70-х годов женился на Анне Исаевой, от которой у него в 1977 году родилась дочь Мария. Когда девочке исполнилось 2 года, семья распалась, но Стас и Анна сохранили дружеские отношения. Сейчас бывшая супруга работает коммерческим директором в «Центре Стаса Намина». Второй женой рокера стала певица .


Но, так как супруга жила в Санкт-Петербурге и переезжать в Москву не собиралась, союз долго не продлился. В середине 80-х годов Стас Намин познакомился с Галиной, у которой на тот момент подрастал сын Роман. После долгих ухаживаний девушка ответила согласием на предложение Намина стать его женой.


С тех пор личная жизнь певца не менялась. В 1993 году супруга подарила Стасу сына Артема, который сейчас серьезно занимается живописью. Роман окончил медицинский институт, но по специальности работать не стал. От старшей дочери Марии у Стаса Намина есть внучка Ася.

Стас Намин сейчас

В настоящее время Стас Намин полностью отошел от публичной жизни и посвятил себя творчеству. В конце 2016 года музыкант завершил работу над одночастной симфонией Centuria S-Quark.


Дискография

  • «Гимн солнцу» - 1980
  • «Регги-Диско-Рок» - 1982
  • «Сюрприз для мсье Леграна» - 1983
  • «Мы желаем счастья вам» - 1985
  • «Ностальгия по настоящему» - 2001
  • «Назад в СССР» - 2009
  • «Распахни свое окно» - 2011
  • «Старинные русские деревенские песни» - 2012
  • «Человек разумный» - 2013
  • «Власть цветов» - 2013

Группа "Цветы" появилась в 1969 году и стала быстро набрать популярность, в ее стиле органично сочетались обычный хард- рок и поп - музыка. В первый более - менее стабильный состав группы вошли: бессменный руководитель группы Стас Намин - гитара (внук известного политика, соратника И. В. Сталина Анастаса Микояна), вокалист и бас-гитара Александр Лосев (именно с его неповторимым вокалом всегда ассоциируется группа Цветы, все другие вокалисты коллектива заметно уступали Александру в популярности) и уже известный к тому времени ударник Юрий Фокин.


Первые их выступления были неофициальными, они участвовали в различных фестивалях и концертах "подпольного" рока. Во многом благодаря целеустремленности и настойчивости Стаса Намина, в 1973 году группа пробилась на фирму «Мелодия» и выпустила свои первые гибкие пластинки которые разошлись по Союзу миллионными тиражами подняв "Цветы" на Олимп отечественной эстрады.

К группе присоединились клавишник и композитор Сергей Дьячков и гитарист Владимир Семенов, в значительной степени в будущем, формировавшие ее репертуар. В 1974 году группа заключает контракт с филармонией и становится профессиональным коллективом, записывается их второй миньон. Вскоре Дьячков и Семенов покинули "Цветы", а их места заняли Сергей Дожиков (гитара) и Владислав Петровский (клавишные), однако и они вскоре группу покинули, а на их место пришли бывшие участники группы «Атлант» Александр Слизунов и Константин Никольский (в будущем лидер "Воскресенье").

В 1975 году начались разногласия с филармонией и группа опять существовала как самодеятельный ансамбль, однако это не помешало ей стать сверхпопулрной, к чему всегда стремился Намин, поэтому когда коллектив все-таки распался, Намин продолжал собирать под вывеской «Цветы» сессионных музыкантов и принял с ними участие в Таллинском рок-фестивале, в 1976 году.

Группа Стаса Намина ("Цветы")

Вокально-инструментальный ансамбль "Цветы" организовался в 1971 году при Московском государственном институте имени Мориса Тореза. Его создателем и художественным руководителем был Стас Намин. В состав ансамбля вошли: исполнитель на бас-гитаре Александр Лосев и барабанщик Юрий Фокин, позже к ним примкнул пианист и композитор Сергей Дьячков - автор популярный молодежных песен. В ряду идейных вдохновителей нового коллектива был и другой не менее популярный композитор и аранжировщик Владимир Семенов (именно его песня "Звездочка моя ясная" на стихи Ольги Фокиной открыла первую пластинку ансамбля). Среди прочих самодеятельных коллективов группа выделялась "живым" звучанием, интересными аранжировками, поисками выразительных средств из арсенала биг-бита, пригодных для синтеза с традициями русского мелоса. Стас Намин определил стиль "Цветов" как "лирический рок". В 1973 году ансамбль выходит победителем на конкурсе молодежных групп столицы, где завоевывает личные призы и право на запись грампластинки. На том "любительском" диске были записаны песни "Есть глаза у цветов", "Не надо" и "Звездочка моя ясная". В записи этого диска принимали участие симфонический оркестр п/у Ю.Силантьева и оркестр ГАБТ. Успех был полный, пластинка буквально не сходила с проигрывателей, песни эти распевались на улицах и в квартирах. Появление второй пластинки с песнями "Честно говоря", "Колыбельная" и другими еще более четко очертила лирический план творческого почерка ансамбля. Секрет такого успеха - в кропотливом труде, высоком индивидуальном мастерстве исполнителей и, конечно же, в искренности их творчества. Песни ансамбля отличаются оригинальными аранжировками, выразительными инструментальными соло и своеобразным, проникновенным вокалом. В репертуаре ансамбля немало песен гражданской тематики. После поездки весной этого года на КАМаз ребята написали несколько песен о молодых рабочих этой ударной комсомольской стройки. Сейчас "Цветы" работают над песнями о молодогвардейцах.
Арно Бабаджанян . 1974 год.
Молодые музыканты очутились перед проблемой: то ли пойти в общем-то проторенной и довольно ясной дорогой - закончить институт и стать молодым специалистом, то ли пуститься в неизвестный и опасный путь - выйти на тропу профессиональных музыкантов. Они предпочли последнее, и с 1974 года "Цветы" - профессиональный гастрольный коллектив.Начались трудные, но радостные дни, отданные любимому делу. На молодых артистов навалилось громадное количество забот: худсоветы, режиссерские коллегии, поиски аппаратуры, разучивание нового репертуара, репетиции, концерты, прогоны, гастроли: Нагрузка колоссальная, дома почти не бывали. Хотя мастерство росло, росли и требования к игре, все больше ощущалось отсутствие необходимой аппаратуры. Все это привело к кризису. И, несмотря на то, что у "Цветов" признание успеха было на лицо: I место на Всесоюзном конкурсе "Серебряные струны" в Горьком, I место в Таллине на Всесоюзном конкурсе советской песни - в 1975 году ребята прекратили профессиональную работу. На 1975-76 годы у нас случился перерыв, что тоже, как известно, породило слухи о распаде группы, на самом же деле это было связано с тем, что нам с Сашей надо было завершить свою учебу в вузах (Саша по специальности радиоэлектроник, я - филолог).
Стас Намин. 1983 год.
Да, в 1974 году мы стали профессиональным коллективом, и Стас Намин не смог работать с нами: он студент-филолог МГУ.
Александр Лосев. 1975 год. Ребята разошлись, возобновили свои занятия в институтах, которые все-таки окончили. Но время шло, советская эстрада развивалась, появились новые имена. И бывшие "Цветы", ревниво наблюдая расцвет популярной музыки, с радость убеждались, что их место не занято, а в их стиле не работает никто, лирический рок - белое пятно на эстраде. Новый этап творчества начался в 1977 году. Стас Намин, придя к осознанию необходимости новой, более современной и выразительной стилистики в творчестве, возвращается на профессиональную эстраду. Его новая группа начинает сразу с записи, т.к. в это время от фирмы "Мелодия" поступает предложение записать пластинку. Работа над новым диском стала как бы составлением дальнейшей программы ансамбля, во время репетиций ребята стремились осуществить новые идеи, стремились сформулировать свое отношение к новому в популярной музыке. Попытка С.Намина, А.Слизунова и К.Никольского возродить коллектив оказалась как нельзя более удачной. Студийная запись композиции В.Семенова и В.Дюнина "Красные маки" - на пластинку ее напел Александр Заболотный - не только "реставрировала" все достоинства "Цветов", но и обнаружила новые горизонты творчества. В шуточной песенке-притче "Старый рояль" ансамбль в мягком юмористическом ключе, как бы ненароком напоминает слушателю о значении непреходящих человеческих ценностей, и в этом особом климате искренности и узнаваемости, в приближении к человеческому бытию, во внимании к нему креп и множился главный потенциал группы. Первый миньон - и "Старый рояль" имеет успех: фирма "Балкантон" отбирает песню для пластинки "10 лучших песен года" наряду с композициями таких звезд эстрады, как ансамбль "Иглз", Донна Саммер, А.Челентано. Итак, второе рождение ансамбля опять состоялось не без помощи грампластинки. Но так как к этому времени появилось много коллективов, названия которых были связаны с цветами, ансамбль решил назваться просто "Группой Стаса Намина".В день открытия XVIII съезда ВЛКСМ в концерте, посвященном этому событию "Группа Стаса Намина" участвовала с концертным номером "Солидарность", посвященным Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Гаване. В период подготовки к фестивалю ребята подготовили кубинские песни, молодежные песни протеста на языках народов мира, песни советских композитов. В это время Стас Намин начинает активно сотрудничать с поэтом В.Харитоновым - на его стихи написана песня "Дружба", которую в 1978 году на фестивале молодежи и студентов в Гаване впервые исполнил Ренат Ибрагимов . В 1979 году был записан еще один миньон с песнями Стаса Намина "Рано прощаться" и "Если тебя нет"; ансамбль участвовал в записи диска В.Харитонова "Белые крылья".

Группа становится одной из ведущих в жанре популярной музыки. В ансамбль влились новые силы: гитарист Игорь Саруханов , басист Владимир Васильев ("Добры молодцы" , "Поющие гитары"), барабанщик Михаил Файзильберг, певцы Валерий Живетьев и Александр Федоров ("Поющие гитары"). Для ансамбля становятся тесными рамки "лирического рока", ибо диапазон возможностей группы неизмеримо вырос. Участники ансамбля с успехом популяризируют песни советских композиторов А.Пахмутовой , О.Фельцмана , Д.Тухманова , пишут музыку и снимаются в музыкальном фильме Аиды Манасаровой "Фантазия на тему любви", в котором в полной мере проявил свой мелодический талант Стас Намин. В 1980 году группа записывает свой первый сольный диск-гигант "Гимн Солнцу", который становится одним из самых популярных в стране, еще более закрепляя популярность группы. "Гимн солнцу для ансамбля диск программный. Первая сторона гиганта - своеобразная рок-сюита, где выделяется сложная, богатая нюансами композиция "Ты только слушай", появившаяся у Намина под впечатлением от музыки Баха. Обратная сторона диска более легкая. для восприятия, однако и здесь немало находок. И если записи на гиганте группы Намина можно поставить в один ряд с лучшими работами фирмы "Мелодия", то концерты группы того времени не шли в сравнение с глубокими, искренними песенными спектаклями "Песняров", "Машины
времени", "Аракса"... Вместо "программных" произведений группа в первом отделении на концертах за редким исключением исполняла дежурные шлягеры, а во втором - обработки модных боевиков зарубежных групп.

Далее ребята записывают вместе с Яаком Йоалой диск-гиган "Фотографии любимых", где представлены композиции Давида Тухманова и Стаса Намина, созданные на стихи Владимира Харитонова.

Вообще для "Группы Стаса Намина" этот год был очень плодотворным и удачным - ансамбль стал гостем фестивалей в Ереване, Тбилиси, "Киевской весны", "Московских звезд", участвовал в культурной программе "Олимпиады-80", с двумя песнями стал лауреатом телевизионного конкурса "Песня-80".Восьмидесятые годы на советской эстраде характерны появлением рок-групп. Были найдены новые формы, раскрыт секрет успеха у нового слушателя. А "Группа Стаса Намина" оставалась современной и популярной. Для "Группы Стаса Намина" восьмидесятые годы стали еще и временем качественного скачка. Выросло мастерство участников ансамбля, наступила пора зрелости. "Песня борется за мир" - так, пожалуй, можно охарактеризовать идейную направленность "Группы Стаса Намина" в этот период. Современной молодежной музыке необходима четкая политическая позиция, и, как нам кажется, ее основной настрой должен быть антивоенным. Наш жанр имеет неограниченные возможности для пропаганды идей мира. Конечно, это не исключает и исполнение лирических песен, ведь из жизнеутверждающее начало не протеворечит нашей главной теме.
Стас Намин. 1985 год.
К 40-летию Победы ансамбль подготовил концертный цикл "Песня против войны", в который вошло более 20 баллад и песен на стихи А.Вознесенского, Е.Долматовского, Е.Евтушенко, Ю.Кузнецова. Ансамбль выступал на антивоенных митингах и тематических вечерах, часто передавая сборы от концертов в Фонд мира.
В 1984 году коллектив стал лауреатом фестиваля "Рок за мир", который проходи в Берлине. В 1985 году музыканты получили специальный приз за участие во внеконкурсной программе международного фестиваля "Золотой Орфей". Они были награждены медалями и почетными грамотами Советского и Болгарского комитетов защиты мира. "Группа Стаса Намина" просуществовала до 1992 года.

В 1987 году Намин создает Центр Стаса Намина (SNC) - российскую "некоммерческая" организация, основной задачей которой ставит "сохранение культурных традиций и продвижение современных направлений российских искусства и культуры в мире". В 1991 Центр преобразуется в многопрофильную корпорацию шоу-бизнеса.В рамках Корпорации действуют негосударственная телекомпания и радиостанция, студия звукозаписи, художественная галерея, дизайн-студия, журнал, симфонический оркестр.

С распадом СССР возможности Намина по продвижению в мире "российских искусства и культуры" значительно ослабли. Сейчас Намин известен как деятель шоу-бизнеса. Время от времени он предлагает на суд публики различные музыкальные проекты - от проведения грандиозных рок-фестивалей до постановки русскоязычной версии рок-оперы "Волосы". В 2002 году выступил с молодыми музыкантами вновь собраной группы "Цветы" на ностальгическом концерте "Любимые ВИА" в Кремлевском Дворце съездов. Чуть позже Александр Лосев в составе ансамбля "Старые Цветы" выступил в Олимпийском на "Хит-параде 80х".