Теоретические основы исследования проблемы формирования и развития творческого студенческого коллектива. Как создать творческий коллектив? Советы от студии Pixar Формирование творческого коллектива

01.07.2020

Сегодня должно происходить не случайно, а разумно. Этот процесс происходит не по воле инструкций, а по воле своих собственных законов. Но далеко не всегда можно подобрать идеально составленный творческий коллектив в школе. Это больше, чем сумма личностей.

Даже если такое произойдет, что будут собраны мастера своего дела, «акулы» учительского труда, то потребуется огромная работа по их «притирке», тем более сложная, чем будет более яркой индивидуальность каждого. В свое время А.С. Макаренко была произнесена ценная мысль: «Лучше иметь пять слабых воспитателей, объединенных в общество, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет».

Часто оказывается, что в коллектив представлен , которыми правят различные ценностные установки и жизненные планы. А ведь творческий коллектив в школе должен поощрять стремление быть личностью. Преданность педагогов своему коллективу - один из признаков положительного климата. Преданность объединению нужно развивать сознательно, поскольку это качество редко появляется само по себе, скорее в том случае, если все учителя лично решат направить свою энергию на рабочие цели.

Рост преданности - это показатель зрелости трудового объединения. Эмоциональные составляющие взаимоотношений внутри творческого коллектива в школе крепнут, и тем самым учителя легче добиваются общих целей, причем сопричастность вызывает огромное удовлетворение. Возникает теплота, сочетающая прямоту и честность с заботой о благе каждого.

Один из важных аспектов общности - это проявление доброжелательности и взаимоподдержки. Ведь наличие высокой степени взаимной поддержки между педагогами всегда только укрепляет отношения в творческом коллективе в школе. Ее нужно соизмерять с открытым противопоставлением, при котором все важные вопросы открыто ставятся и обсуждаются. Если между педагогами возникают разногласия, то о них лучше сказать во всеуслышание. Когда важные вопросы остаются невысказанными, климат становится оборонительным - учителя скрывают свои взгляды, предпочитая быть удобными, а не естественными.

Чтобы добиться успеха, членам учительского коллектива нужно высказывать собственное мнение о качествах друг о друга, обсуждать разногласия и проблемы без страха показаться смешными и не опасаться мести. Если члены общности не желают проявления выражать свои взгляды, то впустую теряется много энергии и усилий. Эффективно работающие коллективы не будут избегать ситуаций, в которых придется решать деликатные и неприятные вопросы, а возьмутся за них честно и прямо.

Каждый творческий коллектив в школе - это не только учителя-единомышленники, но и те, кто не согласен с мнением большинства. Они-то и являются катализаторами творческого процесса, т. е. своим несогласием препятствуют нивелировке разных мнений и суждений. Ведь когда коллектив приходит к полному единству, значит, в нем наступила так называемая педагогическая стагнация. Противоречия между единством и многообразием, совпадением взглядов и педагогическим плюрализмом - это самый действенный способ установить так называемый перфекционизм. Вот почему всегда следует оставлять учителю место для автономии, чтобы он мог проявить свою индивидуальность, творчество.

От чего зависит успех работы творческого коллектива в школе?

Единство целей и конкретика эффективной деятельности педагогов, умение вырабатывать общую концепцию совместными усилиями (это касается основных, принципиальных вопросов воспитания и обучения, с учетом особенностей̆ и возможностей̆ образовательной структуры) является одним из механизмов появления единомышленников.

Целевое единство педагогов отражает их способность целостного видения школы как системы и перспектив ее развития. Метод должен представлять собой вызов, критерии же его реализации должны быть вполне понятными. Формулировать цели и задачи следует четко, понятно, конкретно, наглядно, так, чтобы они как можно больше соответствовали индивидуальным интересам учителей, решивших принять участие в их достижении. Особо следует выделить задачи, решение которых требует творческого подхода.

Психологическое единство. Одним из важнейших механизмов достижения интеграционного эффекта в творческом коллективе в школе считается так называемый психологический климат, который предполагает взаимное комфортное сосуществование учителей, а также комфорт их работы по отдельности. Только в таких условиях рождается коллективное осознание «мы - коллектив», которое позволяет учителям определить становление своей общности на фоне других, т. е. осознать собственное своеобразие.

Традиции, законы, обычаи. Каждая школа имеет свои особенности, которые обусловлены некими сложившимися традициями и содержанием ценностной системы, принятой в школе. Они работают на поддержание здорового психологического климата в школе , наделяют общность крепкими, дружными и сплоченными качествами.

Совершенствование методической работы. Об эффективности работы творческого коллектива в школе можно судить по степени соответствия итогов этой работы поставленным заранее результатов целям и усилиям, которые были затрачены (речь идет о времени, средствах, организационных формах методической работы и т. д.). Ставка на повышение общей, общепедагогической и научно-методической культуры учителя полностью себя оправдает.

Коллегиальность. Педагоги могут подсказать много ценного. В процессе обсуждения различных вопросов крепнет содружество. Манипулирование подрывает возможность создания творческого коллектива в школе.

Поощрение открытости и искренности. В данном случае важно создать соответствующую атмосферу, которая характеризовалась бы открытостью и свободой общения между коллегами. Оппонентов с ошибочными мнениями и взглядами легче переубедить, если все обсуждать открыто. Не нужно пытаться подавить дискуссию и мнение оппонента. Ведь в ситуации, в которой нет деловых споров, дискуссий, гораздо больше возможностей сохранить творческую атмосферу. Бесконфликтность в педагогической общности порочна, ибо она означает оторванность коллектива от реальной жизни, от развития.

Стимулирование творческой инициативы. Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше у него возможностей довести эти идеи до хорошего результата. Новые мысли и идеи способствуют возникновению дальнейшего творчества. Существующие системы и методы могут оказаться под вопросом. Следует делать упор на стимулы, которые в наибольшей степени способствуют росту самоуважения учителя и желания довести поставленную задачу до конца.

Развитие творческой инициативы педагогов - это полностью управляемый процесс. В данном случае не требуются побуждения сверху, мелочная опека, формальный подход. Доверие внутри творческого коллектива в школе способствует повышению ответственности, развитию инициативы и самостоятельности. В данный момент школам остро нужен мастер, творец, инициативная личность, способная реализовать идеи на практике.

Привлечение в школьную работу научных сотрудников. Дело в том, что тесная работа с наукой способствует созданию творческой атмосферы, побуждает каждого учителя много читать, искать ответы на постоянно возникающие вопросы, разрешать их в практической работе. Одним из реальных методов повысить уровень преподавательской деятельности общеобразовательных курсов считается привлечение ученых, экономистов, журналистов, работников искусства и т. д. Это могут быть люди, любящие свою работу, которые способны не только предоставить помощь педагогу в изложении предусмотренной программой материал, но и ярко, на живых примерах убедить школьников в полезности и необходимости получаемых знаний.

Привлечение к работе коллектива родителей. В данном случае образовательная структура получает возможность значительно расширить сферу своего воспитательного воздействия, благодаря чему находит много союзников и помощников в сложном и ответственном деле - в воспитании гражданина с помощью творческого коллектива в школе.

Участие учителей в научно-практических конференциях, а также семинарах и симпозиумах. Этот факт способствует тому, что у педагогов будет сформировано новое педагогическое мышление. Это проявляется в осознании педагогами необходимости работать по-новому, в понимании важности соучастия в поисках более эффективных точек соприкосновения, в числе которых формы, методы, приемы обучения и воспитания, в активной поддержке идей педагогики сотрудничества.

Проведение психолого-педагогических семинаров по обмену опытом повышает педагогическое мастерство, обогащает творческий заряд педагога, формирует творческий коллектив в школе, особенно если семинары посвящены работе над единой методической темой.

Делегирование полномочий. Надо сказать, что работа каждого учителя предполагает наличие своих сильных сторон и опыта. Тем самым, делегирование системы полномочий способствует взаимодействию, развитию и закреплению достигнутых успехов у тех, кому доверяют. Следует поручать учителям такую работу, которая бы вызывала у них профессиональное и личное удовлетворение. Без этого они не будут по-настоящему увлечены делом.

Демократический стиль взаимоотношений между педагогами. Этот стиль предполагает развитие в творческом коллективе в школе сотрудничества, общего подхода и свободы выбора форм, методов и средств организации учебновоспитательного процесса. Универсального стиля управления, который бы одинаково подходил всему руководящему состав, попросту нет. Хороший управленец - это, прежде всего, тонкий психолог, который в нужный момент выбирает либо авторитарный, либо демократический стиль управления. Однако предпочтительным должен быть демократический стиль.

Исполнительская дисциплина учителей - это не только соблюдение всех норм школьного уклада, но еще и высокий уровень культуры труда и обучения, умение видеть новое и поддерживать его. Кроме того, дисциплина способствует объективной оценке работы детей и коллег, точности выполнения задуманного и заданного, своевременности сделанного и сказанного.

Мы привели неполный перечень слагаемых успеха работы по формированию творческого коллектива в школе и выделили основные составляющие творческого климата педагогов.

Наличие или отсутствие творческого климата проявляется как профессиональным стилем и результатами работы, так и десятками мелочей, порой определяющих индивидуальность школы. Существует множество способов создания творческой атмосферы. Для индивидуальной работы с учителем предлагаю несколько практических советов. Они могут способствовать повышению творческого потенциала учительского коллектива, формированию атмосферы доброжелательности и в конечном результате повышению эффективности и продуктивности работы.

Приведенным советам не обязательно следовать безусловно. В любой образовательной организации эти советы будут индивидуальными. И если директор убежден, что новаторские поиски и открытия возможны лишь в творческом коллективе в школе, и приветствует их, он может создать «союз единомышленников» и возглавить его.

Таким образом, творческой атмосферой в школе можно назвать обстановку, в которой учительский коллектив постоянно находится в поисках и где новаторство обогащается опытом каждого, а каждый - опытом всех.

Формирование детского коллектива через творческие дела.

М.А. Редько

учитель начальных классов, МОУ Лицей г.Истры.

Ученический коллектив учебно-воспитательный, его цель - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив.

Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.

Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

А.С. Макаренко выделяет следующие признаки коллектива:

Общественно ценные цели;

Совместная деятельность по их достижению;

Отношения взаимной ответственности;

Организация органов самоуправления;

Направленность деятельности на общую пользу.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Существует ряд условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником.

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

В развитии коллектива выделяются три стадии.

Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования.

Цель: в коллективе должен выделиться и заработать актив, воспитанники сплотиться на основе общей цели, деятельности.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива.

Цель: детей объединить, чтобы не было разрозненных групп.

Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива.

Цель: деятельность на пользу другим людям.

Дети, родители, учителя - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. “Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе».

Большое значение в воспитании придавал традициям и В.А.Сухомлинский.

Для воспитания коллектива нужны как торжественно - праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность.

К таким традициям относится коллективное творческое дело.

Коллективное творческое воспитание – совместная деятельность учащихся и взрослых, направленная на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД)предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Организация такой деятельности (КТД) проходит несколько этапов:

1.Предварительная работа.

Составляется модель, образ будущего КТД. Осмысливаются воспитательные цели, задачи, проводится беседа с учащимися, руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Учитель отвечает на следующие вопросы:

Какова основная идея КТД?

В какой форме будет проходить КТД?

Кого привлечь к участию?

К кому обратиться за помощью?

Когда провести стартовую беседу?

2. Коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:

Что и для кого будем делать?

С кем вместе это будем делать?

Кто будет участником?

Кто и кому будет помогать?

3. Коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4. Проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

5. Подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное(и его должно быть больше, чем негативного);

обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела;

наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

Эффективность КТД определяется не только содержанием, но и формой. Игровые формы КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

Составляя программу развития классного коллектива 1-4-А класса, мною разработаны классные КТД.

I триместр

Знай правила движения, как таблицу умножения.

Трудовой десант.

Конкурс «Золотая осень»

Защита фантастических проектов.

«Дары осени»(осенний букет)(2 кл)

День осеннего именинника.

Праздник осени.

Весёлые старты.

День здоровья.

Конкурс «Лучшая тетрадь».

Конкурс «Лучший Учебник».

2 триместр

Фабрика Деда Мороза.

Новогодний праздник.

- «Подкорми птиц» (изготовление кормушек)

День защитника Отечества.

День творчества (по предмету Литер. чтение).

(Иллюстрации к любимой сказке) (1 кл.)

(Книга «Загадки о зиме»)(2 кл)

День зимнего именинника.

Трудовой десант.

Конкурс «Лучшая тетрадь».

Конкурс «Лучший Учебник».

3 триместр

Мастерская «Подарок маме».

Праздник « Самая обаятельная и привлекательная».(2кл)

Защита фантастических рисунков «Люди и космос».

Неделя детской книги.

Операция «Закладка».

Конкурс на лучшую открытку.

Встреча с ветераном ВОВ.

День весеннего именинника.

Итог конкурса «Лучшая тетрадь».

Итог конкурса «Лучший учебник».

Праздник «До свидания, первый класс!». (1кл.)

Праздник « Здравствуй, лето красное!».(2кл.)

Литература.

Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя / – М.: Просвещение, 1987. – 159с.

Кузнецова Э.С. Методика воспитательной работы в школе / М., «Просвещение», 1967.

В.В.Воронов.Технология воспитания. М., «Школьная пресса», 2000.

Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. М., 1988.

Справочник классного руководителя./МЦФЭР,№2,3,8 2010г.


Редько Марина Альбертовна

Всероссийская дистанционная педагогическая конференция

«Педагогические технологии в конструировании образовательных компетенций»

Тема доклада: "Педагогический подход к творческому студенческому коллективу - основа процесса его формирования и развития"

Копытова Ирина Николаевна

педагог-организатор

Творчество - особый характер любой деятельности человека (художественной, научной, педагогической и т.д.). Кроме того, творчество предполагает выдвижение новых идей, подходов к решению проблем, принятие нестандартных решений.

Проблемы творчества и развития творческой личности активно разрабатываются в современной педагогике. «Формирование способностей личности к самостоятельной творческой деятельности, создание условия для раскрытия, реализации и развития её творческого потенциала - одна из важнейших целей занятий искусством, художественным творчеством».

Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно - дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры.

Творческий студенческий коллектив (Театр студенческих миниатюр) имеет свою специфику, так как студент в процессе занятий творчеством строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.

В сфере личности творчество проявляется как самореализация студента на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей и построение программы самосовершенствования. Исключительно важной в этой связи является такая организация работы со студентами в системе их подготовки, которая способствовала бы появлению, созданию и формированию их художественно-творческого потенциала.

Человечество вступило в эру, когда мир без границ становится реальностью, раздвигает рамки познания людей, творчество - наполняет жизнь смыслом и радостью, социально и личностно значимым содержанием. Наука до сих пор не определила закономерности становления личности в условиях творческой деятельности. Сделать это сегодня призвана педагогика творчества - особая область педагогической теории и практики. Педагогика творчества - не дань моде. Она открывает путь к воплощению идеи воспитывающего общества, социализация молодёжи в котором является высшим приоритетом.

Ключевым понятием педагогики творчества является творческая направленность личности, исходящая из сформированной потребности в творчестве. Первичный интерес, переходящий в увлеченность, азарт, самоотдачу, объединение с единомышленниками, лидерство в творчестве, а затем и в жизни - таковы стадии личностного роста в творчестве. В целях достижения реального эффекта творческая деятельность должна отвечать следующим требованиям:

  • - должна удовлетворять познавательные интересы, увлекать, включать в творческие коллективы,
  • - в процессе деятельности должно быть обеспечено достижение реальных достижений,
  • - творческие достижения должны вести к личностному росту, к самореализации,
  • - в процессе творческой деятельности должен обогащаться социальный опыт, формироваться субъектная, нередко - лидерская позиция,
  • - задачи, решаемые в процессе творчества, должны носить социально значимый, общественно полезный характер.

Разработаны основные параметры гуманистической воспитательной системы в творческом коллективе: наличие продуманной программы; гуманистический характер межличностных отношений; личностно и социально значимый, событийный характер деятельности; взаимопроникновение воспитывающего коллектива и социума; наличие зон свободного развития.

Наиболее адекватная воспитательным системам педагогическая технология в работе со студенчеством - организация творческих студенческих коллективов. Под творческими коллективами мы понимаем коллективы, увлеченные решением общих творческих задач. В педагогике творчества они рассматриваются и как цель, и как процесс, и как результат. Значимость их для воспитания заключается в том, что, интегрируя студентов, обладающих различным уровнем творческой мотивации, коллективы за счет действия механизмов мотивации, заражения познанием и творчеством, быстро сплачивают, развивают и социализируют их.

Общие интересы + коллективные поиск и творчество + взаимообогащающее общение + совместное решение значимых задач и переживание успехов + заинтересованность в продолжении поиска и творчества - таковы механизмы творческого коллектива как структурно-функциональной основы педагогики творчества.

Работа педагогов-организаторов творческих студенческих коллективов идет как в направлении обеспечения личностного роста студентов, так и в направлении формирования творческого коллектива. Важно добиться осознания студентами общественной значимости творчества, необходимости работы над собой, сотрудничества со сверстниками. Сумма полезных знаний о творчестве должна дополняться практикой творческого коллектива, концертами, экскурсиями, встречами, презентациями.

Как показали исследования, формирование таких общностей не только наполняет особым смыслом образование, но преображает и социум, представляющий собой ничто иное, как комплекс человеческих общностей. Вопрос об отношениях творческого коллектива и личности его участника - один из ключевых и в условиях современных педагогических и социальных тенденций приобретает особую важность.

Творчество каждого руководителя творческого коллектива есть не что иное как выражение идейно-творческих устремлений всего коллектива. Без объединенного, идейно сплоченного, увлеченного общими творческими задачами коллектива не может быть полноценного произведения искусства.

В развитии студенческого коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода: 1) в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности студентов; 2) деятельность студентов должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни..

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений студентов. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких.

Развитие коллектива тесно связано такое условие как накопление и укрепление традиций коллективной жизни. Творческий коллектив колледжа - это единый развивающийся организм, в котором действуют определенные психолого-педагогические закономерности. В процессе совместного творчества создается эстетическая среда, которая служит катализатором творческих процессов, преобразует межличностное общение, переводя его на более высокий уровень.

В качестве средства, сплачивающего студентов в творческого коллектива, выступает единоличное требование педагога к ним. Следует отметить, что большинство студентов практически сразу и безоговорочно принимают эти требования.

Процесс становления культуры творческой деятельности студента Театра студенческих миниатюр содержит три этапа-ступени.

Первый этап - диагностический, когда создаются оптимальные условия для диагностики и самодиагностики уровней подготовленности студента к процессу формирования культуротворчества.

Второй этап - мотивационный, во время которого включается механизм мотивации познавательной системы студента.

Третий этап - развивающий, в ходе которого формируются принципы и функции культуры творческой деятельности студента, представления о видах и формах творческой деятельности; расширяется система знаний студента; накапливаются и развиваются творческие методики.

В формировании творческого коллектива выделяются несколько жизненно важных навыков:

  • - умение решать проблемы;
  • - умение творчески мыслить;
  • - умение мыслить критически;
  • - умение общаться;
  • - умение устанавливать межличностные отношения;
  • - самопознание;
  • - умение сопереживать;
  • - умение владеть эмоциями;
  • - борьба со стрессом.

Показателями, по которым можно судить о том, что группа переросла в коллектив, являются стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороны студентов и общей стабильности группы, а также по проявлению коллективизма.

Воспитание коллективизма в коллективе театра достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, практической работе; совместным участием студентов в культурно-досуговых мероприятиях; постановкой перед студентами перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении. педагогический студенческий коллектив творчество

У каждого руководителя есть свои способы формирования творческого коллектива, свои подходы, свои инновации. Необходимо обмениваться своим опытом друг с другом, применять идеи на практике.

Спасибо за внимание!

Список литературы

  • 1. Галин, А. Л. Личность и творчество / А.Л. Галин. - Новосибирск, 1989.
  • 2. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи / Е.И. Головаха. - Киев, 1998.
  • 3. Иванова, И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы / И.П. Иванова. - М., 1982.
  • 4. Кон, И.С. Открытие "Я" / И.С. Кон. - М: Политиздат, 1978. - 312 с.
  • 5. Коротов, В.М. Развитие воспитательных функций коллектива / В.М. Коротов. - М., 1974.
  • 6. Немов, Р.С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник. - М., 1978.
  • 7. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова. - М., 1978.
  • 8. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива / В.А. Сухомлинский // Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 3. - М., 1981.
  • 9. Топалов, М.К. К проблеме новых форм социальной и культурной активности молодёжи / М.К. Топалов // Молодёжь и проблемы современной художественной культуры. - М., 2003. - 372 с.

Размещено на Аllbest.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

«ГАЛАКТИКА»

«СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

методическая разработка

подготовила методист

Липецк

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Всем, кто вооружается методикой организации коллективной творческой деятельности, поможет небольшой словарь.

Словарь организатора коллективной творческой деятельности кружковцев

Предложения в план работы от микроколлективов и отдельных участников по возможности должны быть с доказательствами.

Может результативно использоваться при коллективном планировании для большого коллектива.

Анализ дела необходим в период подведения итогов сделанного. Его цель – научить кружковцев видеть причины успехов, и прежде всего неудач любого дела. Анализ включает в себя:

Выступление ответственных за организацию и проведение дела;

Обсуждение по принципу «свободного микрофона»;

Обсуждение по творческим группам;

Определение схемы анализа;

Оценку дела коллективу;

Обобщение, сделанное ведущими.

При проведении анализа необходимо выяснить: «Что удалось? Что не удалось? Какие уроки мы извлечем на будущее? Что мы сделаем, чтобы очередное дело прошло лучше?»

Деловая игра – средство формирования целостной системы организаторских, общественных знаний, умений и навыков на основе их моделирования. В основе деловой игры находится модель общественно полезной организаторской деятельности кружковцев.


Обязательными условиями ее проведения являются: общая заинтересованность в проводимом деле, добрые дружеские отношения между участниками и организаторами, четкое определение темы.

Инициативная группа

Инициативная группа создается из добровольцев на нулевом цикле предстоящего дела для проработки некоторых предложений, вариантов его проведения. Ей же принадлежит инициатива общего сбора – старта, где появляются коллективные искания, первые очертания предстоящего дела.

Календарь замечательных дат составляется кружковцами в период перспективного планирования работы коллектива. Календарь вывешивается на общее обозрение для всех членов коллектива.

Копилка интересных дел предшествует обсуждению наиболее важных вопросов жизни и деятельности коллектива в период планирования. Ее цель – узнать предложения каждого по данному вопросу. Копилка может сопровождаться опубликованием вопросов по данной теме.

«Мозговая атака»

«Мозговая атака» – форма организации работы коллектива или микроколлектива, когда в минимальные сроки каждый участник вносит устно свое предложение в общую копилку возможных форм и методов проведения дела. На основе этих предложений возникает его окончательный вид.

Возможна такая организация мозговой атаки, при которой часть группы выдвигает предложения, другая часть «атакует» их «сомнениями», «недоверием». Задача первых – защитить свои предложения.

Несколько минут на шум

Несколько минут на шум дается при необходимости подготовить мнения и предложения от микроколлективов для общего обсуждения.Чаще всего это заканчивается минутами, когда микроколлективы, разойдясь по разным углам комнаты, срочно проведя «мозговую атаку», выдают свои предложения. Эти короткие минуты бывают более результативными, нежели несколько дней раздумий над поставленной проблемой.

Общий сбор коллектива

Общий сбор коллектива обсуждает и решает вопросы жизни коллектива, открывает простор для творчества, сплочения кружковцев. На таком сборе – старте происходит либо перспективное планирование, либо составление плана общих дел. Им начинается и заканчивается дело или целый период деятельности.

Разведка – необходимая часть коллективного планирования и трудовых дел. Проводится кружковцами со своими старшими друзьями. Имеет целью установить, что можно сделать как в короткий срок, так и в течение длительного времени. Разведка может проводиться микроколлективами, творческими группами по секрету, открыто. Она помогает вглядываться в окружающую жизнь, создает и развивает отношения товарищества и взаимопомощи , делает жизнь коллектива общественно значимой.

Ролевая игра – средство моделирования отношений и ситуаций. Посредством ее участники становятся героями той или иной ситуации по выбору, моделируют ее, вынося на суд коллектива.

«Совет дела»

«Совет дела» – центр коллективного планирования, подготовки, контроля, руководства, оказания помощи в практической подготовке дела, представляющий интерес всех микроклиматов через своих представителей. Его возглавляет староста кружка. Друзья – консультанты «советов дела» – взрослые. Успех дела определяется их содружеством, в котором главную роль играют увлеченность, заинтересованность, знания и опыт старшего.

Творческая группа работает по заданию «совета дела»(чаще всего – это микроколлектив кружка) над выполнением части общего творческого дела. В ней избирается лидер – руководитель группы. Члены группы могут выполнять различные задания в зависимости от типа дела.

Традиции

Традиции имеют право на существование лишь тогда, когда их творчески используют. Творчество предполагает постоянное обновление. Жизнь только на традициях ведет к однообразию и автоматизму. Традиционность необходима, но в сочетании с новизной. Сложившийся коллектив существует прежде всего на традициях, но не только на них.

В целом традиции – это передаваемые обычаи, обладающие большой устойчивостью. Но и к сложившимся обычаям нельзя подходить без творчества. Традиции и творчество обогащают друг друга, когда они рядом.

Чередование традиционных поручений

Чередование традиционных поручений – один из приемов коллективной организации жизни. Представляет собой серию постоянных дел (трудовых, организаторских, спортивных, познавательных), которые выполняются по очереди каждым первичным микроколлективом для всего коллектива, на основе взаимной заботы, обогащенной опытом, с участием каждого.

Общий сбор выносит решение о постоянных и чередующихся делах, устанавливает сроки выполнения дел, утверждает график – календарь для наглядности и повышения ответственности всех коллективов, членов коллектива.

Литература:

Азбука нравственного воспитания (под редакцией,

– М. Просвещение,1979г.)

Гордин инициативы и самодеятельности

Журнал «Воспитание школьников» №3-2003г.

1. Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества

Определение понятия коллектива по А.С. Макаренко: "Коллектив - это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности.

Признаки коллектива:

1. Коллектив художественной самодеятельности - добровольное объединение для совместного осуществления цели в свободное от основных занятий время.

2. Единая цель - осуществление максимальной самореализации личности через совместную художественно-творческую деятельность.

3. Организационное оформление группы - наличие руководителя, органов самоуправления.

Отличительные признаки коллектива самодеятельного творчества:

Функционирует в сфере свободного времени.

Деятельность добровольная.

Деятельность общедоступная.

Деятельность осуществляется в связи с внутренними потребностями личности.

Коллектив является демократической организацией, т.к. руководитель учитывает интересы своих участников, наличие органов самоуправления.

Коллектив самодеятельного творчества - демократическая саморазвивающаяся организация людей, основанная на общности интересов, принципах добровольности и общедоступности, объединенная относительно стабильной совместной деятельностью в сфере свободного времени.

1 блок. Выявление интересов и потребностей потенциальных участников самодеятельности в определенном виде творчества или жанре искусства.

2. Прием всех без исключения желающих в состав коллектива. Положительный момент состоит в том, что работники культуры пытаются удовлетворить потребности населения. Однако, во-первых, существует опасность несоответствия интересов населения с законами жанра и вида искусства. Во-вторых, в первое время может наблюдаться большой отсев участников ввиду отсутствия у них способностей, в связи с этим будет необходим дополнительный прием в коллектив.

Таким образом, руководителям самодеятельного коллектива необходимо использовать оптимальные ограничения набора (минимальные способности, возрастные ограничения и др.).

При проведении первой встречи с участниками самодеятельности или организационного собрания необходимо соблюдать следующие условия. Главная задача руководителя - информационная. Он должен:

ознакомить участников или их родителей с проектами организационных документов;

объяснить участникам цели и задачи организации коллектива;

выработать совместное решение об организации работы коллектива на первом этапе его создания;

составить расписание - дни и время репетиционных занятий.

права и обязанности участников коллектива;

уточнить некоторые правила пользования реквизитом, оборудованием, а также правила технической и пожарной безопасности.

Организационным собранием заканчивается технология создания коллектива самодеятельного творчества. Впоследствии может осуществляться дополнительный прием в коллектив, который может быть оформлен специальной кампанией. Коллектив может пополняться естественным путем, когда участники приводят на занятия своих друзей и знакомых.

По окончании набора в коллектив руководитель и его участники решают, в основном, творческо-производственные задачи.

Начинается адаптация коллектива к условиям деятельности, к требованиям руководителя.

Руководитель знакомит участников с целями и задачами коллектива, близкими и далекими перспективами деятельности. Распределяет роли с учетом подготовленности, опыта работы, личных пожеланий участников, определяет режим работы. Он также предъявляет необходимые требования к соблюдению режима жизни и деятельности коллектива, при этом особое внимание уделяет контролю исполнения, формирует ответственное отношение к заданию. Присматриваясь к индивидуальным особенностям членов коллектива, руководитель привлекает наиболее сознательных членов к решению общих задач.

На стадии дифференцирования заканчивается взаимное изучение, на основе которого происходит "сближение" людей в соответствии с их интересами и общим складом характера.

Наиболее сознательные и деятельные люди образуют группу актива. Они раньше других усваивают требования, оценивают их жизненную значимость и стремятся поддержать руководителя.

Образуется и другая группа - добросовестных исполнителей. Эти люди запоминают свои обязанности, сознают необходимость дисциплины и порядка, делают свое дело, но "голоса" не подают, инициативы не проявляют. Они пока не участвуют в общественной работе, стремятся получить более легкий участок работы.

При определенных условиях может сформироваться и группа дезорганизаторов, мешающая работе коллектива. К этой группе относятся разные люди - недисциплинированные, ленивые, люди с чрезмерной амбицией, тщеславием и т.д.

С образованием микрогрупп меняется тактика руководителя. Теперь он предъявляет требования не только от своего имени, но и от имени актива. Более того, он передает некоторые функции активу, например контроль за исполнением распоряжений, побуждает актив к проявлению инициативы, творческому отношению к работе.

Установлено, что если руководитель требует только от себя лично, эти требования рассматриваются как внешние, если же требования от имени актива, то они охотно принимаются и реализуются быстро. С начала деятельности актива вступает в силу закон саморегуляции коллектива. Актив требует, контролирует, задает тон в исполнении, формирует общественное мнение, которое регулирует поведение коллектива и личности.

Постепенно включаются в активную деятельность и добросовестные исполнители, они начинают составлять резерв актива.

Необходима борьба с дезорганизаторами. Эта работа должна быть индивидуальна. Руководителю надо разобраться в индивидуальных мотивах поведения, характерах людей и соответственно определять оптимальные педагогические воздействия на них. Одного участника достаточно хотя бы похвалить, второго переместить на другой участок работы, третьего перевести в другую группу (из-за несовместимости), с четвертым нужна длительная работа, пятому необходимо, чтобы коллектив его резко осудил, шестого - исключить и т.д. Вся эта разнообразная работа должна быть направлена на воспитание сознательности членов коллектива. Когда это достигается, коллектив переходит на новую качественную ступень своего развития.

Третья стадия развития коллектива может быть названа синтетической. На этой стадии образуется единство установок и интересов членов коллектива, единство воли. Все участники коллектива самодеятельного творчества усвоили требования руководителя, теперь весь коллектив требует от каждого. Окончательно утверждаются отношения товарищества, сотрудничества. Происходит сближение людей на более высоком духовном, творческом уровне.

На этой стадии развития коллектива меняется и стиль руководства. Если на первой стадии руководитель представляется членам коллектива как внешняя по отношению к ним сила, то теперь он выступает как любимый и уважаемый представитель и выразитель их интересов. Коллектив хорошо понимает руководителя и без нажима с его стороны реализует требования. В свою очередь коллектив предъявляет ему более высокие требования, стимулируя его рост и развитие как личности. Поэтому руководство на третьей ступени развития коллектива относится к более легким, но в то же время более трудным. Легким потому, что коллектив активно поддерживает руководителя, трудным потому, что уровень коллектива очень высок и от руководителя требуется изобретательность и гибкость в руководстве людьми. Руководитель на этой стадии вместе с коллективом должен найти оптимальные решения всех вопросов, касающихся жизни коллектива, создавать условия для роста творческих сил каждого. Он должен внимательно прислушиваться к "пульсу" коллектива и тактично регулировать деятельность этого высокоорганизованного организма.

Третьей стадией не завершается развитие коллектива. Он развивается непрерывно. Его дальнейшее развитие связано с совершенствованием труда, возрастанием творческих элементов в нем, ростом культурных человеческих отношений, еще большей ответственности каждого, требовательности к себе.

Определенные стадии развития коллектива являются типичными, характерными для коллективов всех видов. Но темпы перехода от одной стадии к другой могут быть различными, в зависимости от объективных и субъективных условий деятельности коллектива и общества в целом. Коллектив может развиваться неравномерно, одни стадии его могут проходить быстрее, другие - медленнее. Он может в силу каких-то обстоятельств останавливаться в своем развитии; возможно такое, когда какая-либо стадия быстро свертывается и наступает сразу следующая.

Следовательно, общие закономерности развития преломляются специфично для конкретного коллектива в зависимости от сложившихся объективных и субъективных условий его жизни и деятельности.

Что касается тактики руководства, то, как видим, она должна быть динамичной, изменяться от стадии к стадии в зависимости от роста сознательности, дисциплины, ответственности и коллективизма.

Любой коллектив может существовать только тогда, когда он развивается, неустанно двигаясь к общей цели. Специфика клубных коллективов заключается в том, что участники самодеятельности и работники культурно-досуговых учреждений сами выбирают перспективные цели и текущие задачи коллектива, сами определяют способы решения этих задач. Здесь приходит на помощь теория и практика общей педагогики, которая научно обосновала условия и законы развития коллектива.