Сценарий концерта "чудо, которое живет рядом с нами". Сценарий отчетного концерта отделения струнно-щипковых и духовых инструментов «В мире волшебных звуков

10.04.2019

Ретро-вечер « Как молоды мы были»

Мечталось, любилось, плясалось и пелось,

Куда-то далёко-далёко летелось.

Вставалось легко, засыпалось мгновенно,

И думалось, думалось так сокровенно.

Лесами ходилось, лугами бродилось,

И главное – время на все находилось:

На труд, на любовь и на малую малость.

И всё удавалось, и всё удавалось!

О, молодость, молодость, ты несравнима!

Зачем ты однажды проехала мимо?

«Куда ты?» – тревожно спросилось и спелось…

Ответила тихо: « К другим захотелось».

Сегодня мы с вами собрались здесь в этом уютном зале, чтобы вспомнить молодость, вспомнить те годы, на которые она выпала: у кого-то это 40-50-е годы, а кому-то достались 60-70-е. Это замечательно, что все вы до сих пор сохранили бодрость духа, прекрасно выглядите, у вас есть задор и блеск в глазах, умение радоваться жизни и делиться своей радостью с окружающими. У каждой из вас конечно есть свой секрет молодости и красоты. И пусть не всегда нам с вами нравится отражение в зеркале, все-таки в душе каждая из нас королева.

Звучит песня «Королева красоты»

Дорогие женщины, давайте попробуем окунуться в то время, когда жизнь казалась долгой-долгой, а старость – чем-то далёким-далёким – в вашу молодость. Внимание на экран.

Узнаете эту прелестную девушку? Это Батуева Анна Петровна- свою молодость она провела на Урале в трудные 40-е годы. В то время эта молодая учительница, комсомольский вожак, активистка, умница и красавица вскружила голову не одному хорошему парню.

А верите ли вы, что Анна Петровна обещала выйти замуж только после Победы? (Да, свадьба было 25 мая 1945г.)

Верите ли вы, что Анна Петровна лично была знакома с поэтессой Маргаритой Алигер и с мамой Зои Космодемьянской? (Да)

Знаете ли вы, что в Новосельской школе открыт музей семьи Батуевых?

Верите ли вы, что Анна Петровна хранит вышивку, которой уже 70 лет?

Анна Петровна, Ваша молодость прошла в трудные военные и послевоенные годы, а было ли что-то такое, что вспоминать Вам бывает особенно радостно? Давайте послушаем песню«Как молоды мы были» в исполнении Градского

Звучит песня

Перед вами еще одна фотография. Кто же эта романтическая и одухотворенная девушка?...Тарасенко Берта Константиновна. В послевоенные годы она жила на третьем поселке, после окончания техникума работала бухгалтером в комбинате «Стройдеталь». Берта Константиновна не любит много говорить о себе, но этот портрет замечательно раскрывает, какой она очаровательной была в юные годы.

Верите ли вы, что Берта Константиновна первый раз пришла в библиотеку в 1962 году? (Да)

Верите ли вы, что Берта Константиновна со своим будущим супругом познакомилась по телефону, когда работала телефонисткой? (Да)

А верите ли вы, что свадьба Берты Константиновны была в бане? (Да)

Для Вас, Берта Константиновна звучит песня

Звучит песня «Помню, я еще молодушкой была»

Узнаете черты еще одной из присутствующих здесь дам? Это Ковалёва Тамара Григорьевна. В далекие 50-е она жила в Киргизии, ей довелось отдыхать на прекрасном озере Иссык-Куль. До сих пор свежи в ее памяти воспоминания о демонстрациях тех лет, а также сожаление о том, что не смогла в свое время поступить в институт.

Верите ли Вы, что самым приятным воспоминанием о молодости у Тамары Григорьевны – это воспоминание о том, как она получала письма от любимого человека? (Да)

Верите ли вы, что каждому студенту в то время нужно было собрать тонну свёклы? (Нет)

Звучит песня « Ах эта девушка меня с ума свела…»

Эту красавицу вы легко узнаете, она почти не изменилась…. Это Суслова Тамара Андреевна. Ее юность пришлась на 60-е годы. Воспоминания о тех насыщенных студенческих временах конечно самые приятные, Тамара Андреевна обожала ходить в театр (причем билеты покупались за три рубля на самых верхних рядах), часто ходила в походы, каталась на лыжах.

Верите ли вы, что Тамара Владимировна была участницей хора в Санкт-Петербурге?(Да)

Верите ли вы, что Тамара Владимировна любила носить румынки? (Да)

Звучит песня «Три вальса»

А эту серьезную девушку вы узнаете? Правильно, это Гнездилова Тамара Владимировна В юности она жила в Калмыкии, любила отдыхать на курортах Черного моря и на Кавказе, была активная и жизнерадостная, а вот специальность себе выбрала очень серьезную- преподаватель черчения и математики.

А вот верите ли вы, что любимая прическа Тамары Владимировны – «бабетта»? (Нет)

Верите ли вы, что Тамара Владимировна в молодые годы не пропустила ни одни танцы и жила по принципу «танцуй, пока молодой»? (Нет)

Тамара Владимировна, а какие танцы танцевали в ваше время?

Верите ли вы, что некоторые читатели нашей библиотеке ходят к Тамаре Владимировне в гости?

Давайте послушаем песню Валентины Толкуновой «Стою на полустаночке»

Звучит песня

И снова внимание на экран. Перед вами… правильно Асеева Маргарита Ивановна.

Ей довелось в юности в 70-егоды быть свидетельницей и участницей развития атомного машиностроения в Волгодонске, Хрупкая девушка отлично владела бокорезами и отвертками, наматывала километры изоленты, потому что работала наравне с мужчинами электриком.

Верите ли вы, что будущий муж Маргариты Ивановны отправлял письма адресату на букву «О», Осеевой, а не Асеевой, и таким образом скопилось 15 неполученных писем.

Верите ли вы, что любимым развлечением Маргариты Ивановны было одевать рыжий парик на праздники? (Да)

Звучит песня «Лада» в исполнении Владимира Мулермана

А кто же эта роковая красотка? Платонова Елена Васильевна в 70-е годы, закончив медицинское училище в Ленинграде, из-за своего упрямства по направлению уехала на Дальний Восток, в неизвестность. Однако, сейчас самые лучшие воспоминания для нее – это воспоминания о тех годах жизни «на краю земли».

А верите ли вы, что Елена Васильевна переплыла Охотское море?(Да, на катере)

Верите ли вы, что в лесах Дальнего Востока Елена Васильевна собирала по 20 корзин грибов? (Нет)

Звучит песня «У моря, у синего моря» в исполнении Л.Агутина

Посмотрите на экран. Какая милая, скромная девушка. Узнаете? Конечно же это Королькова Вера Васильевна. Сланцы- ее родной город, любимая улочка – Рудничная, где она жили, росла и расцветала вместе с нашим городом. На разные глупости в ее молодости не было времени, ведь она много работала по дому, занималась рукоделием - вязала, шила, вышивала.

Верите ли вы, что вязать Веру Васильевну научил отец? (Да, и помимо этого он шил обувь для всей семьи)

В молодости Вера Васильевна зачитывалась книгами Беляева. И до сих пор не утратила интереса к чтению.

Для Веры Васильевны и для всех вас сейчас прозвучит песня в исполнении Иосифа Кобзона «А у нас во дворе»

Звучит песня

Перед вами еще один портрет. Это…Измайлова Валентина Александровна. Педагогическое училище, затем Череповецкий пединститут, работа учителем в пос. Шекстана Вологодской области. Яркая и насыщенная жизнь. Валентина Александровна помнит, как получила свою первую зарплату 49 рублей, как весело отмечали тогда праздники, как к ней очень хорошо и уважительно относилась администрация. Представляли льготы, в магазине отпускали без очереди, на педсовет возили на машине.

Верите ли вы, что любимый напиток Валентны Александровны в молодости «пунш»- это половинка крепкого чая и чуть-чуть водки. (да)

Верите ли вы, что Валентина Александровна на танцах была первой заводилой?

А знаете ли вы, что любимый танец Валентины Александровны – «Ланчик»?

А верите ли вы, что любимые песни Валентины Александровны- это «Челита» и «Мари»(Да)

А знаете ли вы, что любимая прическа Валентины Александровны- это «Хала с длинной косой»?(Да)

Звучит песня-

На этом слайде юношеская фотография Павловой Светланы Константиновна. В молодые годы Светлана Константиновна жила в Ленинграде и вела светскую жизнь: ходила на танцы в Дом офицеров, в военно-морские училища, сольно пела в Доме культуры им.Капранова и даже выступала на свадьбах. Она была большой модницей: носила туфли на шпильках, юбки с широким поясом и легендарную прическу «бабетта». Кавалерами Светланы Константиновны были исключительно офицеры, которые заваливали ее подарками, дарили цветы, духи «Красная Москва» и даже писали стихи.

А вот верите ли вы, что в 17 лет Светлану Константиновну чуть не увез к себе на родину венгр? (Да)

Верите ли вы, что несмотря на то, что ухаживали за Светланой Константиновной исключительно бравые военные, замуж она все же вышла за гражданского.

Знаете ли вы, что Светлана Константиновна любила посещать концерты таких исполнителей, как Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Михаил Боярский?

Для Светланы Константиновны и для вас звучит песня «Летящей походкой»

Звучит песня

Дорогие женщины, давайте продолжим на разговор о молодости. Может быть кто-то из вас знает и хранит секрет о том как оставаться долгие годы молодой? … Вспомните, кто из советских актрис стал первой задумываться о вечной молодости?(Любовь Орлова) Некоторые сегодняшние звезды пытаются удержать молодость с помощью пластической хирургии. Но по -настоящему молод тот, кто молод душой, кто способен любить. Я могу рассказать о том, как одну 70-летнюю актрису с мировым именем спросили, в каком возрасте женщину перестаёт интересовать любовь. И она ответила: « Спросите, пожалуйста кого-нибудь постарше…» Вы согласны с этим утверждением? Интересное наблюдение - русский врач и писатель В.Вересаев говорил, что если ходить прямо, то поникшая душа выпрямится. Если сгонишь угрюмость с губ, то она уйдет и из души.

Давайте немного поиграем, как говорят, тряхнем стариной.

Продолжите фразу:

«А сама-то величава, выступает, будто….»(пава)

«А как речь-то говорит…(словно реченька звучит)

«Видно сокола по полету, а добра молодца по…»(поступи)

«Всяк себе на…»(загляденье)

«Красен человек ….»(статью)

Двигайся больше – проживешь дольше.

Не хочешь стареть – ешь меньше.

Смолоду закалиться – на весь век пригодится.


Ведущая: Добрый день, дорогие друзья, коллеги, студенты, гости. Мы рады новой встрече с Вами. Сегодняшнюю программу мы назвали «Музыкальные картинки о Русских народных инструментах»
Свою жизнь, Русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющейся из Русских народных инструментов….. тогда в душе всё поёт, и, ничто так не близко человеку, как звук родного, знакомого с детства, инструмента. Эта необыкновенная палитра звуков разольётся сегодня в зале в исполнении Лауреата международных и межрегиональных конкурсов, оркестра народных инструментов Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. Художественный руководитель – Ольга Гринберг

1). Ведущая: Все мы знаем, что музыка лечит. И, как бы хорошо не складывалась наша жизнь, тревогу приходится иногда ощущать. Чтобы избавиться от этого чувства, нам советуют слушать музыку Шопена, Вальсы Штрауса и конкретное произведение Антона Рубинштейна - «Мелодия» Если сейчас в зале, у кого – то присутствует хоть малейшая тревога, она пройдёт, как только мы услышим эти чарующие звуки в исполнении Виктории Фёдоровой
Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, концертмейстер – дипломант международного конкурса Мария Ивановна Морозова

2). Ведущая: Мегюль «Соната» 1-часть. Исполняет Студ,__ Курса Галина Кулак. Класс преподавателя Алексея Николаевича Непомнящих

3). Ведущая: Гитарист Джон Ричардс, так выразил через стихи свою любовь к инструменту.

Струны дрожат,
Пальцы по грифу носятся,
В поисках стройного лада,
Льётся легато,
Бьётся о рифы
Статных аккордов мажорного ряда.
Скрыт исполнитель созвучным единством,
Со сладкоголосой гитарой своею,
Сердце пространной волною кружится,
Нотного танго гимнов Орфея.
Импровизация, ветер, свобода,
В перстах искусника будят восторг,
Слух затаив перезвоном гармоний,
Сея молвою придатки, как Бог.

Жермаль. "Баден-джаз-сюита" 1 часть. Исп. Студ._________ курса Елизавета Лаврентьева, Класс преподавателя Натальи Юрьевны Замятиной

4). Россини. Каватина Фигаро из оперы "Севильский Цирюльник". Исполняет Студ,__ Курса Иван Екименко, Класс преподавателя Юрия Васильевича Дунаева

5). Ведущая:

Домра, как забытая царица,
что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица,
звуком ладным в голубой выси.
Разносила на потеху миру,
в скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру,
в старых сказках, баснях и стихах.
Но навет коварный и злобливый,
звуки домры захотел избыть,
Словно ворог жалкий и трусливый,
что желает свой позор забыть.
Он молчанье струнам тем заветным,
напророчил дерзкою рукою,
Чтобы песни их потоком светлым,
истекли безвременья рекою.
Но наветы домре не преграда,
сквозь столетья звук её чудесный,
Как судьбы достойная награда,
снова льётся радостною песней.

На сцене - Трио домр: Студентка_4_ Курса Алёна Черкова, Студентки 2-го курса - Анастасия Соломатина, Шончалай Мижит-Доржу. Класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко, концертмейстер – Ольга Черноярова. Артемьев, "Романс"

6). Ведущая: Ни для кого не секрет, что «Румба» это танец, танец ЛЮБВИ. Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейским Контрданс. В Испании слово «rumbo» означает «путь», в русском языке, морской аналог «румбы» - направление.
Люцио " Румба». Исполняет Студ,_2_ Курса Начин Биче-оол, класс преподавателя Елена Владимировна Модерова

7). Ведущая:
Не страшны мне ни бури, ни рифы,
Если в струнном звучанье слышны
Возле пирса гитарного рифа,
Крики чаек и шелест волны.
Я хочу, чтоб гитара звучала,
Душу трогая каждой струной,
Словно жизнь без конца и начала,
И ничто не случится со мной.

Виницкий "Мерси". Исполняет Студ,_2_ Курса Михаил Попов, Класс преподавателя Ивана Николаевича Афанасьева

8). Ведущая:

РастерлИнькалась балалайка:
Так и сыплет - терлИ- терлИ...
Ну-ка, милая, подыграй-ка,
Да по-русски заговори!
Балалайки простые звуки,
Пусть не сразу, да и не вдруг,
Память крови раскроют внукам,
Чтобы вывести их на круг.
Балалаечник разыгрался,
Веселись и пляши народ!
Жги, родимый, давай старайся,
и Оркестр - не подведёт!

Ермоченков. Концерт для балалайки с оркестром, 1-я часть. Исполняет Студ,_4_ Курса, Никита Краснов. Преподаватель – Дипломант международного конкурса – Андрей Николаевич Шакорин. Концертмейстер – Лауреат всероссийского и дипломант Международного конкурсов – Юлия Балабанова

9). Богословский, сл. Родионова "Песня старого извозчика".
Исполняет - Елена Модерова. Аккомпанирует - Галина Шаравина. Концертмейстерский класс Владимира Викторовича Шахова.

10). Цинцадзе "Сачидао". Исполняет Дуэт домр: Студенты,_2_ Курса Елена Жукова и Анна Катрюк. Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, Концертмейстер – дипломант международного конкурса, Мария Ивановна Морозова
(Полный состав оркестра готовится, и, на тексте ведущей, выходит на сцену)

2-я часть концерта

11). Ведущая: К концу XIX века, для широких народных масс искусство было недоступно. С таким положением не могли мириться передовые люди того времени. Среди этих людей был и Василий Васильевич Андреев. Однажды, он услышал игру крестьянина Антипа на старинной балалайке. Звучание этого инструмента так восхитило Василия Васильевича, что он решил создать ансамбль балалаечников и разработал конструкции различных видов инструментов. Немногим позже, Андреев решил создать оркестр. Мастер Налимов изготовил музыкальные инструменты, с которыми всё зазвучало по-новому: ярко, колоритно.
Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Сегодня, он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства… обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.

Седой пеленою окутал туман,
Земли плодородное ложе,
О чем ты поешь, ясноокий Баян?
Твой голос мне сердце тревожит.
Ручьем льется песня, так нежен мотив,
Так сладостно гусли играют,
Что кажется, тонкие пальцы твои
Души моей струны ласкают.
И, словно проснувшись от долгого сна,
Встают чередой предо мною
Далекие, славные те времена,
Где каждый жил в мире с Землею.

Русская народная песня" У зори-то, у зореньки" обработка Веры Городовской. Дирижирует студентка 4 курса - Виктория Федорова, класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко

12). Ведущая: Музыка Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» получила значение самостоятельных, художественных произведений. Полная партитура «Пер Гюнта» включает в себя двадцать три номера. Сейчас прозвучит один из них - яркая и красочная динамическая пьеса.
За дирижёрским пультом – Художественный руководитель оркестра
– Ольга Гринберг.

Эдвард Григ. "В пещере горного короля"

13). Ведущая: Николай Алексеевич Некрасов сказал:
Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное Русский народ.............

Сергей Рахманинов. «Русская песня»

14). Ведущая: Аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки, известен и узнаваем уже многими.

Астор Пьяццолла Танго "Mьетро дель Ангел" солистка Анастасия Парамонова,

15). Ведущая: Валенки, они же валенцы, волнушечки, выходки, пимы, катанки и чесанки – изобретение сравнительно недавнее, ему всего около двухсот лет. Образно говоря, люди уже шампанское пили, а валенок еще не знали. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. «Прост как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьём так катаньем» - навсегда вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту!

В заключение концерта прозвучат вариации Александра Широкова на тему Р.Н.П. «Валенки»
Номер на «бис»: (нонстоп)
Ведущая: (по необходимости, сказать, после исполнения) Прозвучала Кубанская фантазия Юрия Зацарного "Брыньковский казачок"
Ведущая: Благодарим за внимание.
Наш концерт закончен.

Сценарий

«Военно-духовой оркестр»

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения духового оркестра, его формированием и развитием.
Задачи:
1. воспитывать интерес к духовному оркестру, к исполнению музыки духовым оркестром;
2. воспитывать интерес к музыке

Оборудование: компьютер, проектор
Музыкальное оформление:
1. Марш прощание Славянки (видеозапись)

2. «солдатушки, бравы ребятушки» (видео, + -)
3. Марш Преображенского полка (видеозапись)

4. Марш Семеновского полка (видеозапись)

5. Фрагмент военно-музыкального фестиваля

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята меня зовут Софья Андреевна внеклассное мероприятие проведу у вас я.

Музыку часто сравнивают с морем, говоря о ней: «Море звуков». И правда, если проследить течение всех музыкальных рек от самых истоков, то выяснится, что все они устремлены к огромному музыкальному морю, имя которому оркестр.

Что такое оркестр сегодня знает любой ребёнок.(Попросту говоря - это «хор» музыкальных инструментов).
Первые оркестры стали создаваться вначале 17 века, когда инструментальная музыка достигла относительно высокой ступени развития.
Слово «оркестр»- от греческого орхестра – это площадка, на которой располагался древнегреческий хор. Голоса хора поддерживал аккомпанемент небольшого инструментального ансамбля. Инструменты в этом ансамбле были разные и случайные. Ну а для того, чтобы му-зыканты не разъехались «кто в лес, кто по дрова», им помогал хорошо подкованный музыкант. То есть в полном смысле слова подкованный. Этот музыкант был обут в сандалии с железными подмётками и громко, чтобы его слышали артисты хора и ансамбля, отбивал ногой такт. Звали его уважительно – корифей. А в наше время – это дирижёр .

Ребята, как вы считаете, зачем оркестру нужен дирижёр? (Дирижёр с французского управлять, руководить).
- Ребята, как вы думаете, какова главная задача дирижёра? (Одна из главных задач дирижёра – заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно).

Как вы думаете чем отличается дирижер духового оркестра и военно-духового оркестра. (У них разные дирижерские палочки)

Подумайте как они называются. (Дирижерская палочка, военные дирижеры управляют оркестрами с помощью традиционной палочки, но жезл в оркестре все-таки остался. Им указывает ритм специальный человек обычно рослый "гренадер " – тамбурмажор)

А теперь я, вам предлагаю посмотреть видеофрагмент «прощанье славянке» - сводный духовой оркестр. (видеофрагмент)

Мы просмотрели видеофрагмент какая музыка была по характеру(Звонкая, задорная, бойкая, танцевальная, праздничная, маршевая…)

Ребята давайте теперь поговорим немного о истории возникновения военно-духового оркестра. Как вы думаете, давно ли существует военно-духовой оркестр. (Да давно)
ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРА Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр. В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага - морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России - это уникальное явление. Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I. Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах. В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны

Ребята, если военно-духовой оркестр возник в годы войны, как предупреждали об опасности. (Когда-то на высоких башнях средневековых городов стояли трубачи-часовые. Различными сигналами они сообщали городу о входящем в гавань корабле, о начинающемся пожаре или о приближении врага. А вот этот трубач в пышных одеждах, наверное, ведёт за собой в атаку лихую конницу (фотография военного музыканта-кавалериста). Он весьма почётная фигура в войске. Видите он при оружии. Но клинок в ножнах у таких трубачей - необычный. У него обломан конец. Этим подчёркивалось, что шпага или меч трубача - лишь воинский символ. Трубач тоже воин, но его настоящее оружие – музыкальный инструмент. Ещё полководец А.В.Суворов говорил. «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил».
Возникновение и развитие духовых оркестров всецело связано с историей военных формирований).

Духовые оркестры создавались, главным образом, для использования в войсках, с целью игры в походах и в военных церемониалах.

Теперь я предлагаю немного попеть, а для того что бы попеть нам надо разогреть голосовые связки. Давайте проговорим скороговорки.(приложение)

Для начала прослушаем песню «Солдатушки, бравы ребятушки», а потом разучим движения.(читаю выразительно слова, а потом с движениями поем все вместе).

Молодцы ребята пели вы все дружно.
-В конце 17 века (1693-1698) в России были сформированы регулярные воинские части, получившие название полков Преображенского и Семёновского.

Ребята, а как вы думаете почему первые гвардейские полки русской армии назывались Преображенский и Семеновский?((Преображенский (Полк сформирован царём Петром I в 1691 году из потешных села Преображенского, от которого и получил своё наименование.)
Семеновский (Сформирован Петром I в 1691 году в подмосковном селе Семёновском под наименованием потешных семёновцев; с 1697 года они начали именоваться Семёновским полком, с 1700года - лейб-гвардии Семёновским).

Я вам предлагаю просмотреть и прослушать марш Преображенского и Семеновского полка.

(Дети просматривают видео Преображенского и Семеновского полка.)

Ребята вам понравилась музыка? Какое настроение она передавала нам?

В штат каждого из этих полков были введены небольшие духовые оркестры («хоры») состоявшие из малых флейт, гобоев, труб и малых (военных) барабанов. Этим было положено начало существованию в русских войсках военно-оркестровой службы. С 1698 года началось регулярное и постепенное развитие военно-духовых оркестров.

Духовой оркестр предназначен не для концертов в залах. Он в основном сопровождает шествия, марши, а в праздники, во время парадов и демонстраций звучит на открытых эстрадах, площадях, в парках. Звучность духового оркестра особенно мощная и яркая. Да это и понятно, ведь основные инструменты духового оркестра – медно-духовые:
корнеты, трубы, тромбоны, валторны, баритоны, альты, тубы. Есть в составе оркестра и деревянные духовые инструменты – флейта, кларнет, гобой, фагот. Непременными участниками духового оркестра являются барабаны и тарелки.

А теперь я хочу проверить, как вы знаете музыкальные инструменты!(приложение)

- Какие же вы молодцы, все инструменты знаете.

Еще ребята, в городе Москве проходит каждый год военно-музыкальный фестиваль в нём принимают участие российские и зарубежные военные оркестры, фольклорные коллективы, а также подразделения почетной охраны глав государств. Традиционно он завершается масштабным мероприятием на Красной площади. Название фестивалю дала Спасская башня Московского Кремля на Красной площади, возле которой традиционно проходит праздник(смотрят видео).

Ребята, в каком веке появились первые оркестры?(17 веке)
-Какая задача у дирижера? заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно)
-Ребята, какие существуют полка?

(Преображенский, Семеновский, Измайловский)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА
Маэстро – народный оркестр
отделение народных инструментов
(Звучит фонограмма народного оркестра)
Добрый день! Тема нашей с вами сегодняшней встречи «Маэстро – народный
оркестр». А что же такое – Оркестр? Оркестр – это многочисленный коллектив
музыкантов­инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные
для данного состава. В зависимости от своего состава оркестры бывают Симфоническими,
Духовыми, Эстрадными, Джазовыми, Народными.
Сейчас вы послушали русскую народную песню «Коробейники» в исполнении
оркестра русских народных инструментов. Народный оркестр преимущественно состоит из
домр и балалаек и баянов. Но так же в его состав могут входить баяны, гусли, жалейки,
рожки, всевозможные ударно­шумовые инструменты народного происхождения. Сегодня
вы познакомитесь с некоторыми из них и сможете послушать музыку как народную, так и
современную.
Вся музыка уходит своими корнями в народное творчество, в фольклор.
Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные
наигрыши. В отличии от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства.
Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому,
подчас видоизменяется.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Фольклор это не только народная мудрость, это еще и проявление души народа.
Нельзя спутать русскую песню с грузинской, как нельзя спутать с шотландский наигрыш с
мексиканским танцем.
А сейчас вы познакомитесь с инструментом, который называется аккордеон. У нас
уже сложилась традиция называть аккордеоном инструмент с фортепианной клавиатурой
для правой руки. И вот любопытнейшая деталь: такой инструмент бал сделан впервые не на
Западе, как считают многие, а в городе Ельце. Елецкая гармошка так и называлась ­
рояльная, потому что ее правая клавиатура была похожа на клавиши рояля, с таким же
чередованием белых и черных клавиш.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Баян когда­то был гармоникой, а гармоника долго не могла встретиться сама с
собой. Все бродили ее части по белу свету, не как соединиться не могли. Давным­давно
люди научили петь разными голосами маленькие медные пластиночки­язычки, те самые,
что звучат в губной гармошке. И кузнечный мех для музыки приспособили много веков
назад. А вот соединить пластиночки и мех догадались далеко не сразу. А когда соединили,
то получился большой, тяжелый инструмент – фисгармония. И не мало пришлось
потрудиться мастерам, чтобы поднять ее с пола, и «взять на руки» эту гармонику.
Мастера многих стран трудились над гармоникой. Но больше всех усовершенствований
придумали русские мастера, назвавшие свой голосистый инструмент именем сказочного
певца Баяна. Баян очень похож на аккордеон, только справа у него не клавиши, а кнопки. В
этом и состоит главное отличие этих двух инструментов.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Ансамбль. Это слово означает «вместе» ­ вместе играть, вместе петь, вместе
танцевать, а можно и это все делать вместе – сразу и играть, и петь, и танцевать. Ансамбли
бывают самые разные. Вокальный ансамбль – это содружество певцов, инструментальный –
это содружество музыкальных инструментов, вокально­инструментальный – это вместе и
певцы и инструменты, в ансамбле песни и пляски одновременно звучит хор, играет оркестр
и идет лихая пляска. Самый большой инструментальный ансамбль – это оркестр. Самый
маленький ансамбль – это дуэт. В дуэте музицируют двое исполнителей.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
В ансамблевых составах часто используют различные ударные шумовые
инструменты. Треугольник. Само название уже говорит о форме инструмента, это
стальной прут, изогнутый в виде треугольника. Инструмент подвешивается на веревке или
струне и при ударе тонким металлическим стержнем, издает прозрачный, нежный,
приятный звук. Трещотки. Старинный русский народный инструмент. Состоит он из сухих
тонких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками.
Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по­разному встряхивая его, извлекает
звонкие и сухие звуки в различных ритмах. Бубенцы. Инструмент с неопределенной
высотой звука. Берут свое начало из русского быта, где использовались в лошадиной
упряжке, издавая при движении звонкий, мелодичный звук.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Народная песня, и шире – весь музыкальный фольклор, ­ это основа музыкального
композиторского творчества. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только
аранжируем», ­ сказал когда­то Михаил Иванович Глинка. Во многих произведениях
русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. Многие русские
и современные композиторы занимались и занимаются до сих пор переложениями,
обработками народных песен, танцев. Взяв за основу известную народную мелодию, они
обогащают её новыми музыкальными красками, интонациями, вариациями, в которых
неизменно отражаются тенденции того времени в котором творят композиторы.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Многие из вас, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент с овальным
корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя­четырмя струнами.
А ещё 100 лет назад никто не знал, как выглядит домра. Ни одного инструмента не
существовало в России, и даже рисунков её не сохранилось, потому что в XVII веке домру
казнили. Как преступницу. В средневековой Руси домра была основным инструментов
музыкантов и актёров­скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам, городам, устраивали
весёлые представления. Но они не только веселили народ. В своих шутейных
представлениях они высмеивали пороки сильных мира сего, позволяли себе шутки и над
христианской религией. Это вызывало гнев властей. Начались преследования скоморохов.
Их жестоко наказывали, ссылали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали домру. И
она исчезла. Лишь в самом концеXIX века руководитель первого оркестра русских
народных инструментов В.В.Андреев нашел изображение домры и по нему восстановил
инструмент.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Гитара самый распространённый в нашей жизни музыкальный инструмент. С давних
пор люди привыкли петь под собственный аккомпанемент. И самым подходящим для
такого музицирования инструментом оказалась гитара. Всего несколько аккордов на гитаре
– и песня, которую ты поёшь, сразу звучит по­иному. Гитара – прекрасный
аккомпанирующий инструмент. Но ещё привлекательней и эффектней звучат на гитаре
сольные произведения. Не даром музыку для гитары сочинял великий скрипач Никкола
Паганини. Он был замечательным гитаристом. На гитаре с удовольствием играли великие
композиторы Франц Шуберт и Гектор Берлиоз… Гитару любили слушать Пушкин,
Лермонтов, Толстой.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Произошло это более 100 лет назад в Петербурге. К известному скрипичному
мастеру Иванову пришел молодой музыкант Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы
заказать Иванову музыкальный инструмент. Но когда мастер узнал, какой инструмент ему
скрипач Андреев ему заказывает, он страшно рассердился. Балалайку! Ему, уважаемому
мастеру, предлагают сделать шутовской скомороший инструмент. Да ещё просят сделать
это из лучшего дерева, которое он годами высушивал, готовил для благородных скрипок
и виолончелей. А тут – балалайка! Ведь это же недоразумение какое­то, а не инструмент.
Не даром же слово балалайка, балаболка, баловство одного происхождения, от татарского
«бала» ­ дитя. Балалайка – детская забава, баловство. Но Василия Андреева не испугали
слова и гнев мастера, и наконец, Иванов сдался и согласился сделать балалайку.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Василий Андреев, великий русский виртуоз­балалаечник всегда мечтал о том,
чтобы наладить русские народные инструменты, собрать их в небывалый дотоле оркестр.
И он собрал народный оркестр, которому рукоплескала вся Россия. «Простонародные»
инструменты звучали возвышенно и благородно. Это было открытие в мире музыки.
Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в
отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Он представлял собой особый
синтез русского фольклора и европейского академического искусства и обладал при этом
неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным
символом русской национальной культуры
Оркестр Василия Андреева был первым оркестром народных инструментов в
котором запели домры, балалайки, баяны. Теперь у нас в стране сотни таких оркестров. А
игре на русских народных инструментах обучают в музыкальных школах.
Сегодня вы имели
возможность услышать звучание самых разнообразных
инструментов как в сольном, так и в ансамблевом исполнении. (А кто­то знает, чем
сольное исполнение отличается от ансамблевого? А как называется самый маленький
состав ансамбля?...
из одинаковых
инструментов (например из балалаек, домр, баянов и.т.д) и называются однородными.
Однако, чаще они бывают составлены из разных инструментальных групп. Сейчас перед
вами выступит коллектив, в составе которого будут присутствовать все инструменты, о
которых мы вам сегодня рассказали. Такой состав ансамбля называется смешенным.
)И ансамбли, и оркестры
могут состоять
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

«На перекрёстке двух столетий». Сценарий концерта Время проведения: 05.11.2011г. Место проведения: Краснодарская филармония имени Г.Ф.Пономаренко Оборудование: музыкальные инструменты, микрофоны, пюпитры. Оформление: филармоническое. Организаторы: Администрация филармонии, руководитель образцового молодёжного эстрадно-джазового оркестра «Новая волна» Готлиб В.И., педагогорганизатор Готлиб Т.Ф. Участники: духовая группа государственного эстрадно-симфонического оркестра Краснодарской краевой филармонии имени Григория Пономаренко и музыканты образцового молодёжного эстрадно-джазового оркестра «Новая волна». На сцену (на закрытый занавес) выходят ведущие(4 чел). 1 ведущая: Добрый день дорогие друзья, ценители и любители джазовой музыки!!! Мы рады видеть вас на сегодняшней программе «На перекрестке двух столетий». 2 ведущая: Это новый проект Владимира Готлиба с участием двух биг-бэндов. Духовая группа государственного эстрадно-симфонического оркестра Краснодарской краевой филармонии имени Григория Пономаренко, которая была создана при участии Владимира Готлиба в 1994 году в конце 20 столетия, именуемая ранее «Екатеринодар-бэнд». 3 ведущая: И биг-бэнд «Новая волна» Центра Детского Творчества Прикубанского округа, который был создан в 2007 году вначале 21 столетия тоже Владимиром Готлибом. 4 ведущая: Вашему вниманию будут преставлены произведения различных стилей и направлений джаза. 1 ведущая: Давайте поговорим о том, что такое джаз? Например: одни утверждают, что Джаз (англ. Jazz) это форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. 2 ведущая: А как вам такое мнение? Джаз - это стилистика жизни... Джазовый музыкант не исполнитель. Он - творец, созидающий на глазах у зрителей свое искусство - хрупкое, мгновенное, неуловимое, как тень падающих снежинок... 3 ведущая: А если я скажу так? Джаз - это восхитительный хаос, основу которого составляют доведенные до предела интуиция, вкус и чувство ансамбля... 4 ведущая: Да что вы! Джаз - это мы сами в лучшие наши часы. То есть, когда в нас соседствует душевный подъем, бесстрашие и откровенность... 1 ведущая: И к какому выводу мы пришли? А то, что Джаз, является интернациональным и самым демократичным видом искусства, где нет языковых барьеров и музыканты общаются между собой и понимают друг друга посредством музыки. 2 ведущая: Эта музыка говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни. 3 ведущая: И тогда, на рубеже 19 и 20 века и сейчас, на рубеже 20 и 21 века джаз остается джазом. И так… Все вместе: МЫ НАЧИНАЕМ!!! 1.(Занавес открывается. На сцене сидят, с двух сторон, два оркестра, звучит джазовая композиция «The chicken» в исполнении двух оркестров. Ведущие уходят). Ведущая1: 2.В исполнении духовой группы государственного эстрадно-симфонического оркестра Краснодарской краевой филармонии имени Григория Пономаренко Вы услышите «ВИНД МАШИН» в переводе-«ветряная мельница» из репертуара оркестра КАУНТА БЭЙСИ в аранжировке Сэмми Нэстико. За дирижёрским пультом Заслуженный артист Кубани Владимир Готлиб Ведущая2: На сцене начинающие музыканты Образцового молодёжного эстрадноджазового оркестра «Новая волна» Центра Детского Творчества Прикубанского округа. Оркестр «Новая волна»: победитель краевого фестиваля-конкурса детских творческих коллективов «Коллектив года-2008», обладатель «Гран-при краевого фестиваля-конкурса «Коллектив года 2009», дипломант Всероссийского конкурса «Звездный экспресс», посвященного 90-летию Юрия Силантьева, Ведущая 3: лауреат Всероссийского джазового фестиваля 2009. Летом 2010 года оркестр посетил ГЕРМАНИЮ, в рамках дружеских связей между городами побратимыми КАРЛСРУЭ-КРАСНОДАР. Выступал в городах БРУХЗАЛЬ, КАРЛСРУЭ, БАДЕН-БАДЕН. Художественный руководитель коллектива Заслуженный артист Кубани, лауреат всероссийских и международных джазовых фестивалей и конкурсов Владимир Готлиб. Ведущая 4: 3. В исполнении оркестра прозвучит «Д Ж А – Д А» - тема традиционного джаза написанная Карлтоном в аранжировке Энди Кларка. В основе темы - популярная песня 1918 года. Одна из лучших записей на грампластинку осуществлена ансамблем КИДА ОРИ. Солисты: бас-гитара ИВАН ФИЛОНЫЧ, труба ВАДИМ ИОРДАНОВ. Ведущая1: 4. В исполнении двух оркестров вы услышите одну из самых популярных пьес у музыкантов традиционного джаза, написанной Джеймсом Блэком в 1896 году. «КОГДА СВЯТЫЕ МАРШИРУЮТ» (два оркестра). Ведущая 2: 5.«СЭР ДЮК» - одна из популярных песен американского певца Стива Уандера. Исполнит её солистка Краевой филармонии Нина Готикоева Ведущая3: 6.Шуточную песню легенды джаза Эллы Фицджеральд «A tisket a tasket» (оркестр филармонии) - исполнит Мария Пакшина - солистка оркестра «Новая волна». Поддержите её дружными аплодисментами. Ведущая 4: 7.«Свинг машин» (два оркестра). Свинг одно из ранних направлений джаза, дошедшего до наших времён. Солисты: саксофон ДМИТРИЙ СКОРИКОВ, труба ВАЛЕРИЙ НЕСМАЧНЫЙ, тромбон СЕРГЕЙ КОЛОСОВ, саксофон ЕКАТЕРИНА ТАШИНА. Ведущая1: 8.Песня «Puttin on the ritz». оркестр «Новая волна). В переводе «Оденься пошикарнее» из фильма «Голубые небеса». У песни есть история. Написал ее в 1929 году Ирвинг Берлин (Исидор Бейлин), выходец из России. Его вклад в мировую музыкальную культуру огромен и неоценим. Он написал музыку ко многим кинофильмам и бродвейским мюзиклам, а также многие сотни, если не тысячи, песен. Свою вторую жизнь песня обрела в начале 80-х годов - благодаря Тако Окерсе или просто Тако. Ведущая2: 9.Песня «Puttin on the ritz» считается неофициальным гимном Голливуда. Сейчас вы услышите эту песню в исполнении солистки филармонии, Лауреата международных конкурсов Нины Готикоевой и начинающей певицы-солистки оркестра «Новая волна» Марии Пакшиной. Ведущая3: 10.В исполнении оркестра филармонии прозвучит «Розовая пантера», написанная Манчини для одноимённого и хорошо известного мультсериала. Ведущая4: 11.Барт Ховард и Сэмми Нестико«Fly me to the moon. (оркестр филармонии). В переводе «Летим со мной на луну». Ведущая2: Вот такое романтичное название песни. Встречайте! Исполняет Нина Готикоева. Ведущая 1: 12.На сцене самая юная участница сегодняшнего концерта с песней Сергея Ярушина «Каникулы» (оркестр «Новая волна). Ведущая3: Несмотря на свой юный возраст – Лауреат всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. Встречайте! Наталья Горбенко! Ведущая4: 13.Петер Ганн - «Тема». Пьеса часто исполнялась оркестром Дюка Эленгтона. (оркестр филармонии). Солист: Михаил Готлиб. Ведущая 1: 14.Современная пьеса в стиле джаз-рока Милана Свободы с шуточным названием «Манки диет» в переводе «Диета для обезьяны» (оркестр «Новая волна). Солисты: труба Вадим Иорданов, тромбон Роман Боринский. Ведущая2: 15.Какая свадьба без баяна, Какой концерт без… Каравана!!!(два оркестра исполняют «Караван» Равэля). Оркестры встают. Ведущие, вокалисты выходят на сцену. Идёт представление всех участников концерта под бурные аплодисменты зрителей. До новых встреч!!!