Профессиональный пианист. Молодежный кадровый центр. сильный сколиоз с противопоказаниями работы в статичной позе и больших нагрузок на позвоночник и руки

20.06.2019

Великие пианисты прошлого и настоящего являются поистине ярчайшим примером для восхищения и подражания. Каждый, кто увлекается и увлекался музицированием на пиаинно всегда старались скопировать лучшие черты великих пианистов: как они исполняют произведение, как смогли прочувствовать тайну каждой ноты и порой кажется, что это невероятно и какая-то магия, но все приходит с опытом: если вчера это казалось нереальным, то сегодня человек и сам может исполнять самые сложные сонаты и фуги.

Фортепиано является одним из самых известных музыкальных инструментов, пронизывающим разнообразные жанры музыки, и с его помощью было создано множество самых трогательных и эмоциональных композиций в истории. А люди, играющие на нем считаются гигантами музыкального мира. Но кто они эти величайшие пианисты? При выборе лучших возникает много вопросов: он должен основываться на технических способностях, репутации, широте репертуара или умении импровизировать? Тут еще вопрос, стоит ли рассматривать тех пианистов, которые играли в прошлых веках, ведь тогда не было записывающей аппаратуры, и мы не можем услышать их исполнение и сравнить с современными. Но в этот период было огромное количество невероятных талантов и если они получили мировую известность задолго до средств массовой информации, то вполне оправданно отдать им почтение. Принимая во внимание все эти факторы, предлагаем список из 7 лучших пианистов прошлого и настоящего.

Фредерик Шопен (1810-1849)

Самый известный польский композитор Фредерик Шопен был одним из величайших виртуозов, исполнителем-пианистом своего времени.

Подавляющее большинство его работ созданы для соло на фортепиано, и хотя нет никаких записей его игры, один из его современников писал: "Шопен создатель фортепианной и композиторской школы. По правде говоря, ничто не может сравниться с легкостью и сладостью с которой композитор начинал играть на пианино, более того ни с чем нельзя сравнить его работы полные оригинальности, особенности и благодати".

Ференц Лист (1811-1886)

В соперничестве с Шопеном за корону величайших виртуозов 19 века был Ференц Лист - венгерский композитор, педагог и пианист.

Среди его наиболее знаменитых работ является безумно сложная соната для фортепиано си-минор Années de pèlerinage и вальс Mephisto Waltz. Кроме того, его слава как исполнителя стала легендой, даже придумано слово Листомания. За восьмилетний период турне по Европе в начале 1840-х годов, Лист дал более 1000 представлений, хотя в относительно молодом возрасте (35 лет) прекратил карьеру пианиста и полностью сосредоточился на сочинении.

Сергей Рахманинов (1873-1943)

Стиль Рахманинова был, пожалуй, достаточно противоречивым для времени в котором он жил, поскольку стремился поддерживать романтизм 19 века.

Многим он запомнился умением растягивать руку на 13 нот (октава плюс пять нот) и даже мельком взглянув на этюды и концерты, которые он писал, можно удостовериться в подлинности этого факта. К счастью, сохранились записи исполнения этого гениального пианиста, начиная с его прелюдии до-диез мажор, записанной в 1919 году.

Артур Рубинштейн (1887-1982)

Этот польско-американский пианист часто цитируется как лучший исполнитель Шопена всех времен.

В возрасте двух лет у него обнаружили абсолютный слух, а когда ему было 13 дебютировал с Берлинским Филармоническим оркестром. Его преподавателем был Карл Генрих Барт, который в свою очередь учился у Листа, таким образом можно смело считать его частью великой пианистической традиции. Талант Рубинштейна, сочетающий в себе элементы романтизма с более современными техническими аспектами, превратил его в одного из лучших пианистов своего времени.

Святослав Рихтер (1915 - 1997)

В борьбе за звание лучшего пианиста 20 века Рихтер является частью могущественных российских исполнителей, появившихся в середине 20 столетия. Он показал огромную приверженность композиторам в своих исполнениях, описывая свою роль как "исполнитель", а не интерпретатора.

Рихтер не был большим поклонником процесса записи, однако сохранились его лучшие живые выступления, включая 1986 года в Амстердаме, 1960 - Нью-Йорке и 1963 в Лейпциге. Для себя он держал высокие стандарты и осознав, что на итальянском концерте Баха, сыграл не ту ноту , настаивал на необходимости отказа печатать произведение на компакт-диск.

Владимир Ашкенази (1937 -)

Ашкенази является одним из лидеров в мире классической музыки. Родившись в России, в данный момент он имеет исландское и швейцарское гражданство, и по-прежнему выступает как пианист и дирижер по всему миру.

В 1962 году стал победителем Международного конкурса имени Чайковского, а в 1963 покинул СССР и жил в Лондоне. Его обширный каталог записей включает все фортепианные произведения Рахманинова и Шопена, сонаты Бетховена, фортепианные концерты Моцарта, а также сочинения Скрябина, Прокофьева и Брамса.

Марта Аргерих (1941-)

Аргентинская пианистка Марта Аргерих поразила весь мир своим феноменальным талантом, когда в возрасте 24 лет в 1964 году победила на международном конкурсе имени Шопена.

Сейчас она признана одной из величайших пианисток второй половины 20 века и знаменита страстной игрой и техническими способностями, а также исполнением произведений Прокофьева и Рахманинова.

Как путь выбрать решать вам! Но для начала -

Профессиональный музыкант-пианист (специальность - фортепиано) может иметь квалификацию: концертмейстер, солист, артист камерного ансамбля, концертирующий солист, а также преподаватель. Область профессиональной деятельности - музыкальное искусство. Главная задача исполнителя - передать композиторский замысел, донести его до слушателя посредством игры на фортепиано. Профессиональный музыкант должен владеть навыками исполнения музыкальных произведений с использованием различных приемов игры; навыками анализа музыкального текста с целью сохранения, передачи при исполнении музыкального произведения его стилистических особенностей. При работе с вокалистом от концертмейстера требуется знание специфики исполнения, вокального репертуара, умение грамотно аккомпанировать. При работе с инструменталистами необходима способность работать в ансамбле. Также музыкант участвует в создании музыкального оформления и сопровождении культурных мероприятий. Характерны статичная рабочая поза, нагрузка на позвоночник и руки. Концертмейстеры востребованы в образовательных учреждениях и учреждениях культуры. В качестве преподавателей музыканты также легко трудоустраиваются в школы, учреждения дополнительного образования, а также в специализированные музыкальные образовательные учреждения. Возможна работа в качестве концертирующего исполнителя - солиста или в составе ансамблей.

Должен уметь

Исполнять произведения на музыкальных инструментах в различной технике игры, понимать идею музыкального произведения и выражать его образ и эмоциональную глубину, работать индивидуально и в оркестре и т.д.

Профессионально важные качества

Медицинские противопоказания

  • болезни рук (артрит);
  • пониженный слух;
  • сильный сколиоз с противопоказаниями работы в статичной позе и больших нагрузок на позвоночник и руки.

Пути получения профессии

Музыкальное училище, колледж.

Родственные профессии

Солист, артист камерного ансамбля, преподаватель музыки, певец.

Описание:

Пианист (-ка) — музыкант, исполнитель на фортепиано. Профессиональные пианисты могут выступать как самостоятельные исполнители, играть в сопровождении оркестра или ансамбля, аккомпанировать одному или нескольким музыкантам.

Обычно пианисты начинают обучение игре на инструменте ещё в раннем возрасте, некоторые садятся за рояль уже в три года, в результате чего в более зрелом возрасте развивается «широкая ладонь», т. е. более развитые кисти рук с увеличенной растяжкой пальцев, из-за чего кажется, что ладонь у пианиста больше.

«Широкая ладонь» и узкие длинные пальцы также считаются одним из признаков хорошего пианиста. Многие знаменитые композиторы были одновременно и талантливыми пианистами. Например, Франц Петер Шуберт, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Иоганн Брамс, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Сергей Рахманинов и другие композиторы были виртуозами фортепианной игры.

Большинство пианистов специализируется на музыке определённых композиторов или определённых времён. Однако репертуар многих пианистов не ограничивается лишь классической музыкой, а включает произведения таких стилей, как джаз, блюз, популярная музыка.

Знаменитые и великие пианисты:

  • Прокофьев Сергей Сергеевич
  • Вебер Карл Мария фон
  • Голдмарк Питер
  • Рубинштейн Артур
  • Рахманинов Сергей Васильевич
  • Дебюсси Ашиль-Клод
  • Лондон Джек
  • Балакирев Милий Алексеевич
  • Скрябин Александр Николаевич
  • Григ Эдвард

Обязанности:

Обязанности пианиста - профессиональное исполнение музыкального материала.

Помимо этой основной обязанности, он принимает участие в разработке тематических планов и программ выступлений

Также он может вести и преподавательскую деятельность.

Требования:

Личностные качества

Игра на фортепиано требует от ученика таких личностных качеств, как музыкальная одаренность, твердость характера, воля, целеустремленность, способность долго и сосредоточенно работать, интересно мыслить.

Профессиональные знания и умения

Пианист должен владеть обширным материалом, свободно ориентироваться в нем, чувствовать и понимать различные музыкальные стили.

Образование

В дипломе у пианиста, продолжившего обучение в консерватории, значится: солист, концертмейстер, ансамблист и педагог музыкального училища.

Пианист-солист завоевывает право выступления с сольными концертами на музыкальных конкурсах или плодотворным трудом в учебных заведениях и концертных организациях (Москонцерт, Ленконцерт и т. д.). Но право выхода на филармоническую сцену он должен подтверждать каждым своим выступлением. А это достигается титаническим трудом, постоянным совершенствованием мастерства, самообразованием и саморазвитием. Кроме высоких профессиональных качеств, прекрасной технической оснащенности, хорошей школы (для получения которой немало значат физиологические данные - строение и форма рук, величина кистей, длина пальцев), пианист-солист должен обладать яркой творческой индивидуальностью, быть личностью.

Личностью не рождаются, личностью становятся. От того, каков человек, каковы его нравственные принципы, насколько тверды его убеждения и крепок характер, зависит масштаб личности. И этот масштаб ясно прочерчивается в творчестве любого исполнителя, в том числе и пианиста.

Болезнями рук страдали многие пианисты. Известно, что у Скрябина длительное премя болела правая рука.
Хорошо изучены часто встречающиеся заболевания рук, связанные с перенапряжением, например тендовагиниты и ганглии.
Тендовагинит возникает от длительной нагрузки на кисть при игре октав и аккордов, особенно в быстром темпе. Рука снабжена многочисленными мышцами, сухожилия которых на кисти расположены близко друг от друга. Каждое сухожилие вдето как бы футляром, оболочкой из эластичной и плотной соединительной ткани. Внутренние поверхности оболочек постоянно орошаются так называемой синвиальной жидкостью. При длительной однообразной работе в этих оболочках иногда создаются условия для воспалительных изменений, нарушающих нормальную подвижность сухожилий и приводящих к болезненной припухлости и отеку окружающей ткани. Повторяющиеся и длительно текущие тендовагиииты могут принять форму хронического заболевания, трудно поддающуюся лечению.

Ганглии образуются на тыльной стороне кисти, в местах сочленения мелких костей запястья. Жидкость, смазывающая суставные поверхности этих костей, при чрезмерных размахах кисти, усиленно выделяется и скапливается под связками, образуя плотные, часто болезненные желваки.
Нередко наблюдаются нарушения и со стороны нервно-мышечного аппарата, вызывающие ощущение боли в мышцах рук при длительной игре технически трудных произведений. Так случилось у Рахманинова. В письме к И. Морозову он пишет: «Очень устал и руки болят. За последние четыре месяца дал 75 концертов. Вся4 кое лишнее движение рук меня утомляет, поэтому пишу тебе, дик< туя» .
Боли в мышцах могут появиться у пианиста и в том случае, когда после значительного перерыва в игре он сразу приступает К занятиям над трудным произведением или пытается без соответствующей подготовки выполнить непосильную для него техническую задачу.
При своевременном отдыхе такие болезненные явления могут быстро исчезнуть, но при сильном и продолжительном напряжении мышц, особенно если оно сочетается с неправильными приемами, может нарушиться пианистическое движение.
В таком случае можно говорить о профессиональном заболевании, которое требует специального лечения. Оно проявляется либо в болезненном спастическом напряжении мышц руки либо наоборот в ее слабости, так называемом парезе. Патологические явления возникают именно во время исполнения на фортепиано, другие, несходные с пианистическими, движения совершаются свободно.
Это заболевание пока мало изучено. Можно предполагать, что оно аналогично писчему спазму, который возникает от переутомления при длительном письме. Как данное заболевание, так и писчий спазм нельзя рассматривать как местное заболевание руки.

При этом заболевании нет органического поражения мышц, суставов и нервов; нарушение движения в руке пианиста является следствием нарушения закономерностей возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе при построении двигательного акта. При этом страдает вся функциональная система, формирующая пианистические движения.
Такое болезненное состояние проявляется в двух формах — спастической и паретической. Для спастической формы характерно болезненное перенапряжение мышц руки пианиста, которое появляется при игре на фортепиано. При этом у пианиста теряется свобода, точность и слитность движений. В дальнейшем усиливающееся перенапряжение в мышцах руки переходит в тоническую судорогу (зажим).
При паретической форме во время исполнения в руке пианиста появляется слабость, которая постепенно возрастает, к этому может присоединиться дрожание. В результате теряются сила и точность движения. В обоих случаях пианист бывает вынужден прекратить игру.
Паретическая форма возникает преимущественно в результате переутомления при длительной игре без перерывов с однообразными приемами техники.

Мышечная слабость в руках при паретической форме физиологически объясняется тем. что при чрезмерном и длительном раздражении определенных очагов нервной системы возбуждение превращается в своеобразное стойкое торможение (парабиоз по Введенскому). Поэтому паретическая форма представляет собой более глубокое нарушение движения, чем спастическая.
В дальнейшем такая слабость может стать стойкой и распространиться на другие мышечные группы.
При спастической форме мы видим преобладание процесса возбуждения над торможением — чрезмерное и нецелесообразное поступление импульсов из центральной нервной системы к мышцам.
В третьей и четвертой главах показано, насколько неблагоприятно сказывается на исполнении неправильное построение пианистических движений. Эти же ошибки могут быть источником профессионального заболевания в том случае, если они многократно повторяются и превращаются в неправильный навык, Приведем несколько примеров таких ошибок:
1. Привычка во время игры держать поднятым плечевой пояс, вызывающая ограничение движении лопатки и плечевого сустава.
2. Прижатый к туловищу или чрезмерно отведенный локоть, который ограничивает функции плечевого сустава.
3. Стремление извлечь сильный звук пальцами без достаточного участия верхних звеньев пианистического аппарата.
В первых двух случаях — при фиксации лопатки и плечевого сустава — в мышцах плечевого пояса может возникнуть статическое напряжение, не сменяющееся расслаблением, зажим, который часто сопровождается болями. При ограничении движения плеча, его функцию частично вынуждены выполнять предплечье и кисть, более слабые звенья руки, не приспособленные для этой работы. В результате в них наступает преждевременное утомление, которое в свою очередь может привести к спазму или к слабости мышц.
В третьем случае пианист предъявляет к наиболее слабым звеньям пианистического аппарата непосильные требования, не соответствующие их возможностям, вызывающие в предплечье, кисти и пальцах перенапряжение и переутомление.
Во всех приведенных примерах происходит нарушение синкинезии (согласованности) движений в разных звеньях руки, что ведет к дискоордннации в нервных центрах и является предпосылкой к развитию координационного невроза.

Очень важное значение в развитии координационного невроза имеет общее утомление и тем более переутомление, при котором всегда в той или иной степени нарушается движение.
Интересно поэтому поводу мнение И. Гофмана. Он считал, что при утомленном состоянии ума и тела мы совершенно утрачиваем способность замечать образование дурных привычек, а поскольку «учиться — значит приобретать правильные привычки мыслить и действовать», мы должны остерегаться всего, что может повредить нашей бдительности по отношению к дурным привычкам» .
Действительно, при сильном общем утомлении ослабевают воля и внимание, появляется апатия, рассеянность. Мы не можем длительно сосредоточиться, у нас теряется ясность мысли. Все эти психические нарушения сказываются на движении, оно становится нечетким, неточным, замедленным. Эффективность работы резко снижается.
Утомление наступает в результате длительной и напряженной работы, как умственной так и мышечной, и в обоих случаях при отсутствии своевременного отдыха может распространиться на весь организм. Между мышечным (физическим) и умственным утомлением нет принципиальной разницы.
В обоих случаях страдает нервная система — нарушаются закономерности тормозного и возбудительного процессов, их сила, уравновешенность, подвижность, способность к распространению и концентрации нервной энергии. Это отражается на функции тех органов, которые управляются соответствующими нервами, снижая их трудоспособность.
Появление утомления Павлов рассматривал как сигнал к прекращению деятельности и необходимости отдыха, а отдых как охранительное тормозное состояние. Отдых однако — не просто выключение деятельности; во время отдыха восстанавливается нервная энергия.
Необходимо, чтобы в фазе торможения произошла компенсация энергии, затраченной в фазе возбуждения на действие. В этом состоит уравновешенность этих двух процессов. При нарушении этого ритма и наступает утомление. Если же, стараясь преодолеть усталость, не прерывать деятельность, продолжая держать нервную систему в состоянии возбуждения, то в ней все более усиливается трата энергии и наступает ее истощение.

Из-за длительного перевозбуждения естественная тормозная реакция может и не наступить. Известно, что часто при резко выраженном утомлении человек не может уснуть. Такое состояние характерно для переутомления и является уже болезненным, требующим специального лечения.
У музыканта-исполнителя имеет место и мышечная и умственная усталость, поскольку в его труде сочетается психическое и физическое напряжение.
Усталость может наступить незаметно для исполнителя: движения у него становятся менее четкими, появляются ошибки. В этом периоде музыкант часто переоценивает свои силы, не учитывает своих функциональных возможностей и продолжает работу, чем все более усугубляет усталость. В дальнейшем еще больше нарушается точность и четкость движений. Именно о таком состоянии говорил Гофман, предупреждая об опасности «образования дурных привычек».
Если в этот период музыкант не прекратит работы, то у него наступит переутомление со всеми его последствиями. Очень важное значение для сохранения трудоспособности у музыканта имеет его эмоциональное состояние.
При увлеченности работой он может забывать о пище, отдыхе и сне и не чувствовать утомления. Эмоциональный подъем как бы мобилизует его психическую и физическую энергию. При отрицательных эмоциях — тревожном состоянии, неуверенности в себе трудоспособность быстро падает, скорей наступает утомление. Характерно и нарушение координации в двигательной системе. Каждый энает, что при плохом настроении ничего не ладится, «все падает из рук».

В развитии координационного невроза эмоции играют большую роль. Как уже указано — отрицательные эмоции нарушают равновесие нервной системы и способствуют дискоординации в двигательном аппарате. Невозможность во время данной болезни заниматься профессиональной деятельностью угнетает пианиста. Иногда на этой почве наступает настоящее невропсихическое состояние с депрессией и нарушением сна. Естественно, что это способствует дальнейшей дискоординации пианистического аппарата.
Мы видим, что причинами для возникновения координационного невроза у пианиста являются три момента: неправильные методы работы, переутомление и расстройство нервной системы. Однако они развиваются при условии сочетания и длительности воздействия этих трех факторов. Соответственно этому лечение должно быть направлено одновременно на восстановление равновесия нервной системы и функции больной руки.
Лечение должно быть комплексным — применяются лекарства, физиотерапия, особенно важно водолечение. Ведущую роль играет физическая культура. Она подымает общий тонус, налаживает координацию не только в нервно-мышечной системе, но и во всем организме, регулируя все его функции. Пианисту необходимо вновь приобрести власть над движением рук, вернуть четкость, слаженность и красоту пианистического движения.
Основным условием для успешного лечения является полное прекращение пианистической работы на весь срок лечения. Только при отдыхе от профессиональной деятельности можно восстановить правильные координационные связи.
Следует ограничить и другие движения, которые вызывают повышенное напряжение и утомление в руках (поднимание и ношение тяжестей, длительное письмо). Больная рука должна как можно больше отдыхать.
Однако некоторые виды спорта, не связанные с перенапряжением рук, очень полезны. Пианисту рекомендуются прогулки, туризм, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, некоторые виды легкой атлетики (бег, прыжки). Во избежание травм рук и перенапряжений — гимнастики на снарядах, особенно на брусьях, турнике и кольцах (упоры, висы), метания диска, молота, ядра, гребли, игры в баскетбол и волейбол следует избегать.
Для восстановления функций рук при координационном неврозе необходимо применять курс специальной гимнастики, которая должна сочетаться с водолечением и массажем.
Лечение можно разделить на три периода. В первом периоде задачей лечения при спастической форме является снижение тонуса перенапряженных мышц, при паретической, наоборот, укрепление ослабленных. Во втором периоде при обеих формах— выработка правильной координации. В третьем — для обеих форм — дальнейшая выработка координации с усложнением движений и переход к подвижным играм.
В дальнейшем, когда пианист восстановил власть над движением, он может приступить к игре па фортепиано. Необходимо при этом строго соблюдать режим труда — играть вначале 20—30 минут в день в медленном темпе, избегая тех движений, которые вызвали заболевание.
Нагрузку нужно увеличивать постепенно, осторожно. Следует обратить внимание на то, чтобы в репертуаре на данном этапе не было технически трудных произведений, требующих большой силы и однотипных движений.
Весь лечебный процесс должен проходить под наблюдением врача лечебной физкультуры, а занятия лечебной гимнастикой под руководством методиста.
Музыкальные учебные заведения должны иметь физкультурные кабинеты специального профиля, где бы учитывалась специфика работы музыканта.
Для предупреждения профзаболеваний важнейшим фактором является правильный трудовой режим. Об этом подробно рассказывается в четвертой главе. Здесь необходимо остановиться на вопросе о том, как отдыхать пианисту во время работы.
Большинство людей не умеет отдыхать даже сидя и лежа. Это зависит от того, что даже в бездействии мышцы находятся в известном напряжении и, посылая нервные импульсы в мозг, держат его в состоянии возбуждения. Исполнителю нужно уметь расслаблять мышцы. Для этого ему необходимо использовать каждую минуту отдыха, не только в перерывах между занятиями, но и при переходе от одной пьесы к другой и даже во время пауз. В сумме эти кратковременные периоды отдыха компенсируют значительную затрату энергии, сохраняют потенциальную активность игрового аппарата и здоровье исполнителя.

Пианист (~ка) — музыкант, исполнитель на фортепиано. Профессиональные пианисты могут выступать как самостоятельные исполнители, играть в сопровождении оркестра или ансамбля, аккомпанировать одному или нескольким музыкантам.

Обычно пианисты начинают обучение игре на инструменте ещё в раннем возрасте, некоторые садятся за рояль уже в три года, в результате чего в более зрелом возрасте развивается «широкая ладонь», т. е. более развитые кисти рук с увеличенной растяжкой пальцев, из-за чего кажется, что ладонь у пианиста больше.

«Широкая ладонь» и узкие длинные пальцы также считаются одним из признаков хорошего пианиста. Многие знаменитые композиторы были одновременно и талантливыми пианистами. Например, Франц Петер Шуберт, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Иоганн Брамс, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Сергей Рахманинов и другие композиторы были виртуозами фортепианной игры.

Большинство пианистов специализируется на музыке определённых композиторов или определённых времён. Однако репертуар многих пианистов не ограничивается лишь классической музыкой, а включает произведения таких стилей, как джаз, блюз, популярная музыка.

Пианист должен владеть обширным материалом, свободно ориентироваться в нем, чувствовать и понимать различные музыкальные стили. Игра на фортепиано требует от ученика таких личностных качеств, как музыкальная одаренность, твердость характера, воля, целеустремленность, способность долго и сосредоточенно работать, интересно мыслить.

В дипломе у пианиста, продолжившего обучение в консерватории, значится: солист, концертмейстер, ансамблист и педагог музыкального училища.

Пианист-солист завоевывает право выступления с сольными концертами на музыкальных конкурсах или плодотворным трудом в учебных заведениях и концертных организациях (Москонцерт, Ленконцерт и т. д.). Но право выхода на филармоническую сцену он должен подтверждать каждым своим выступлением. А это достигается титаническим трудом, постоянным совершенствованием мастерства, самообразованием и саморазвитием. Кроме высоких профессиональных качеств, прекрасной технической оснащенности, хорошей школы (для получения которой немало значат физиологические данные - строение и форма рук, величина кистей, длина пальцев), пианист-солист должен обладать яркой творческой индивидуальностью, быть личностью.

Личностью не рождаются, личностью становятся. От того, каков человек, каковы его нравственные принципы, насколько тверды его убеждения и крепок характер, зависит масштаб личности. И этот масштаб ясно прочерчивается в творчестве любого исполнителя, в том числе и пианиста.