Викторину "Сказка в гости к нам пришла" можно использовать как внеклассное мероприятие, на недели литературного чтения или на уроках внеклассного чтения.
Сказочная викторина предназначена для 2-3 классов.
«Сказка в гости к нам пришла»
«Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается»
(Детские рисунки по сказкам.)
Название команд
Эмблемы команд
Вступительное слово о сказках
В теремочке домового в сундучке его скрипучем .
1. Телеграммы.
телеграмму, и из какой сказки этот герой.
1 Ком. «Спасите! Нас съел серый волк» (Семеро козлят).
«Прибыть на ваш праздник не могу, так как от меня сбежали брюки» (Мойдодыр)
«От дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро у вас буду» (Колобок)
2 Ком. (Айболит)
(Красная шапочка)
(зайкина избушка)
3 Ком. (Муха-цокотуха)
(Золушка)
(Курочка ряба)
2. Волшебные слова.
Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова:
1 Ком.
2 Ком.
3 Ком.
3. Удивительные превращения.
1 Ком. Князь Гвидон. Гадкий утенок.
2 Ком.
3 Ком.
Показ слайдов.
5.
1 Ком. У солдата из сказки Андерсена. У Буратино. У феи –крёстной Золушки
2 Ком. У маленького Мука. У Золушки. У Снежной королевы.
3 Ком. У Бабы Яги. У Кощея Бессмертного. У кота.
1 Ком. У Винни – Пуха. У Малыша.
2 Ком. У Герды. У Дюймовочки.
3 Ком. У Буратино. У Маугли.
7.
1 Ком. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла)
2 Ком. (Стрела)
3 Ком. Здесь находится вещь, которая вцепилась в волосы и кусала, как оса. (Мыло)
1 Ком. «Золотое» яичко. Хрустальная туфелька. Зеркальце.
2 Ком. Цветик – семицветик. Золотой ключик. Скорлупа грецкого ореха.
3 Ком. Разбитое корыто. Красная шапочка. Невод.
1 Ком. Карабас … Кощей… Ковер… Иван…
2 Ком .
Сидбад … Гуси… Конек… Жар…
3 Ком.
Злой Кощей позавидовал счастью влюбленных и разъединил пары. Вам надо помочь сказочным персонажам. Сейчас каждая группа получит листочки. Необходимо соединить на них стрелочками влюбленных и написать название сказок, из которых они пришли.
Три команды получают красочно оформленный листок с двумя рядами имен героев.
Трубадур Василиса Премудрая
Кай Принцесса
Принц Герда
Иван – царевич Золушка
Эльф Русалочка
Принц Дюймовочка
В конце конкурса побеждает та команда, которая быстро и правильно
Справится с заданием.
Кот до того испугался, увидев перед собой льва, что в одно мгновение взобрался по водосточной трубе на крышу, хоть это было трудно и опасно
Где смерть Кощея Бессмертного? (игла, яйцо, утка, заяц, сундук, дерево(дуб))
Выбери правильный.
Дюймовочка )
Репка )
Гвидон
В каких сказках есть людоеды
В каких сказках животные разговаривали, даже решали судьбу своих знакомых и хозяев
В каких сказках матери больше любили одних дочерей и больше заставляли работать других
Придумайте разные слова и напишите их на листах бумаги, заверните и киньте в коробку или корзинку (словами могут быть названия животных, разные виды транспорта, даже некоторые короткие название фильмов или простое слово, которое нужно изобразить жестами, без слов). Игрок вынимает с коробки лист бумаги с написанным на нем словом и старается его показать, изобразить, а остальные должны отгадать это слово. Тот, кто отгадал, получает приз.
Пока жюри подводит итоги, с классом проводится игра «Угадай»
Награждение.
Необходимо соединить на них стрелочками влюбленных и написать название сказок, из которых они пришли.
Трубадур Василиса Премудрая
Кай Принцесса
Принц Герда
Иван – царевич Золушка
Эльф Русалочка
Принц Дюймовочка
Сказка в гости к нам пришла
В.Олейникова
Телеграмма. Мы получили телеграммы от сказочных героев. Угадайте кто прислал эту телеграмму, и из какой сказки?
Волшебные слова. Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова:
1 Ком. Сивка – бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой.
2 Ком. Лети – лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть, по – моему вели.
3 Ком. Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом.
Удивительные превращения. В кого превращались и были заколдованы сказочные герои?
Какие волшебные средства были у сказочных героев?
У кота .
Кто напишет первый и в правильном порядке.
Смысл сказок всех таков; Деткам нужно слушать старших,
Понимать, осознавать, что вас любят очень, очень.
И волнуются за вас, и не спят порою ночью.
Берегут вас от беды, От болезней и печалей.
И конечно же желают вам добра и теплоты.
В жизни многое что важно, сразу всё не перечесть.
В детстве нужно верить в сказки, и тепло души беречь.
Но позволю вам заметить, что ещё есть кое - что.
В дружбу надо детки верить, и беречь от бед её.
В.Олейникова
До новых встреч. Всем спасибо. Молодцы!
2 – 4 классы.
«Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается»
(Детские рисунки по сказкам.)
Название команд
Эмблемы команд
Поощрительные призы
Вступительное слово о сказках
Сказке хочется начаться
Шелестят ее страницы
И сейчас она начнется.
Телеграммы.
телеграмму, и из какой сказки этот герой.
1 Ком. «Спасите! Нас съел серый волк» (Семеро козлят)
«Прибыть на ваш праздник не могу, так как от меня сбежали брюки»(Мойдодыр)
«От дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро у вас буду» (Колобок)
2 Ком. «Пришлите, пожалуйста, капли, мы лягушками нынче объелись
и у нас животы разболелись» (Айболит)
«Все осталось без изменений, вот только бабушку съел волк» (Красная шапочка)
«Лиса выгнала из дома. Пустите переночевать» (
3 Ком. «Дорогие гости! Помогите! Паука – злодея зарубите» (Муха-цокотуха)
«Как услышите гром да стук, не пугайтесь. Это я в коробчонке
к вам спешу» (Золушка)
«Очень расстроена, нечаянно разбила яичко» (Курочка ряба)
Волшебные слова.
Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова:
1 Ком. Сивка – бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед
Сим – Сим, открой дверь!
2 Ком. Кара – Барас!
Лети – лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг,
возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть,
по – моему вели.
3 Ком. Раз, два, три, горшочек, вари!
Крекс Фекс Пекс!
Удивительные превращения.
В кого превращались и были заколдованы сказочные герои?
1 Ком. Князь Гвидон.
Гадкий утенок.
2 Ком. Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена.
Братец Иванушка.
3 Ком. Василиса Прекрасная.
Нильс в сказке С. Лагерлеф.
Угадай сказку по иллюстрации.
Какие волшебные средства были у сказочных героев?
1 Ком. У солдата из сказки Андерсена.
У Буратино.
У Незнайки.
2 Ком. У маленького Мука.
У Золушки.
У Снежной королевы.
3 Ком. У Бабы Яги.
У Кащея Бессмертного.
Назовите друзей литературных персонажей.
1 Ком. У Винни – Пуха.
У Малыша.
2 Ком. У Герды.
У Дюймовочки.
3 Ком. У Буратино.
У Маугли.
Волшебный ящик.
1 Ком. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные
вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок.
2 Ком. С помощью предмета, который находится здесь, главный герой
сказки нашел счастье – мудрую жену, которая была заколдована.
3 Ком. Здесь находится вещь, которая вцепилась в волосы и кусала,
8. Кому принадлежат эти волшебные вещи?
1 Ком. «Золотое» яичко.
Хрустальная туфелька.
Зеркальце.
2 Ком. Цветик – семицветик.
Золотой ключик.
Скорлупа грецкого ореха.
3 Ком. Разбитое корыто.
Красная шапочка.
Называется первая часть предмета или имени сказочного героя,
а все дружно договаривают вторую часть.
1 Ком. Карабас…
Мальчик…
2 Ком. Скатерть…
3 Ком. Доктор…
Лягушка…
Золотая…
Курочка…
Красная…
Хрустальная…
10. Влюбленные пары.
Злой Кощей позавидовал счастью влюбленных и разъединил пары.
Вам надо помочь сказочным персонажам. Сейчас каждая группа получит листочки. Необходимо соединить на них стрелочками влюбленных и
написать название сказок, из которых они пришли.
Три команды получают красочно оформленный листок с двумя рядами
имен героев.
Трубадур Василиса Премудрая
Кай Принцесса
Принц Герда
Иван – царевич Людмила
Руслан Золушка
Эльф Дюймовочка
Принц Русалочка
В конце конкурса побеждает та команда, которая быстро и правильно
Справится с заданием.
Подведение итогов.
Пока жюри подводит итоги, с классом проводится игра «Угадай»
Награждение.
Библиотекарь Кравцова Н.Н.
Литературная викторина
«По дорогам сказок»
1 класс
Цель: способствовать развитию интереса к произведениям народных и литературных сказок
Задачи:
Развитие образного мышления;
Расширение кругозора учащихся;
Формирование учебной мотивации;
Содействие сплоченности коллектива,
умению работать в команде.
Оборудование:
Презентация для проверки заданий;
Оценочный лист для жюри
Оборудование для конкурсов:
1конкурс
2 конкурс
3 конкурс
4 конкурс
5 конкурс
6 - 8 конкурс
9 конкурс
Ватман, клей, файлы с заготовками (по 4 штуки)
Филволд, цветные карандаши
Бланки телеграмм
Шифровка с названием, ручки.
Фабричные коробочки с пазлами «Сказки»
Бланки с кроссвордами.
Наборы фабричных кукол. Герои сказок
Членам жюри выдается оценочный лист, в котором по пятибалльной системе или по верному количеству правильных ответов присваивается один балл.
Вступительное слово учителя.
Сказку все любят. А вот почему? Сразу и не ответишь… некоторые ребята говорят: «Сказки интересные». Конечно, кто же спорит! Но не только в этом дело. Ведь интересных книг и кроме сказок довольно. Сказка хороша тем, что в ней все может случиться. Вот, допустим, спешит добрый молодец не справедливое дело, а тут, как назло, дорога кончилась. Не пройти, не проехать. А он бросит волшебный платочек, и опять перед ним дорога. Скачи, куда хочешь!
Когда на Руси складывались первые сказки, народ наш жил очень трудно и только в сказках избавлялся от жестокой нужды, от непосильного труда, от неправды и притеснений. За то и любили сказку.
А еще тем сказка хороша, что всегда в ней добро побеждает зло. Кто читает сказку, и себя невольно чувствует смелым, могучим, готовым сразиться с любым коварным и сильным врагом. А это очень важно!
Раз почувствуешь, два почувствуешь, а там, глядишь, и вправду героем станешь.
И еще в сказке дорого то, что уж очень складно все рассказано. Есть и тому причина: прежде сказки не писали, а сказывали. Один послушает, другому расскажет, тот третьему. И каждый старается, чтобы у него лучше получилось. Но это народные сказки. А ведь есть еще сказки, которые писатели написали – авторские.
Сегодня у нас необычный урок. Урок «По дорогам сказок». Сегодня мы вспомним очень много сказок, а в конце урока сами, как настоящие актеры, покажем сказку. Итак, в путь.
Ход урока:
1.Конкурс. «Проектная задача» Команды должны из фрагментов собрать по 2 картинки-иллюстрации к сказкам, из букв собрать название сказки или героя ее. Наклеить на ватман, чтобы получились иллюстрации и подписи к ним.
(Приложение 1)
Пока команды готовят свои проекты, болельщики могут принести своей команде дополнительные баллы, разгадав загадки.
Она красива и мила,
Имя ее от слова «зола». (Золушка)
2. Конкурс Филворд по Сказкам
Командам раздаются филворды, Найди названия 5 сказок, раскрасить каждое название разными цветами.
(Приложение 2)
Интересные факты о сказках.
Существует английская народная сказка - аналог русского «Колобка» - в которой главного героя зовут Джонни-пончик. Сюжет сказок практически совпадает за исключением того, что вместо зайца Джонни-пончик сначала уходит от двух рабочих.
Основой для «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина послужила сказка братьев Гримм «Рыбак и его жена». Пушкинская старуха оказывается у разбитого корыта после того, как захотела стать владычицей морскою, а её немецкая «коллега» на этом этапе стала Папой Римским. И только после желания стать Господом Богом осталась ни с чем.
3 Конкурс Телеграммы сказочный герой
Командам раздаются бланки телеграмм, на которых написаны фразы, отгадать, кто не пришел к нам на Викторину.
(Приложение 3)
4 конкурс Расшифруй название сказки
Командам раздаются шифровки
(Приложение 4)
Интересные факты о сказках.
Сказка «Волк и семеро козлят» в Румынии известна под названием «Коза и три козлёнка» в изложении Иона Крянгэ. Поэтому при съёмках совместного советско-румынско-французского музыкального фильма «Мама» по мотивам этих сказок число козлят выбрали среднее арифметическое - пятеро.
В конце 1930-х годов Александр Волков, который по образованию был математиком и преподавал эту науку в одном из московских институтов, стал изучать английский язык и для практики решил перевести сказку «Мудрец из страны Оз» американского писателя Фрэнка Баума, чтобы пересказать её своим детям. Им очень понравилось, они стали требовать продолжения, и Волков помимо перевода начал придумывать что-то от себя. Так было положено начало его литературному пути, результатом которого стал «Волшебник Изумрудного города» и много других сказок о Волшебной стране. А «Мудрец из страны Оз» в простом переводе на русский не издавался до 1991 года.
В японском фольклоре существует сказка, напоминающая басню о вороне и лисице. Только вместо лисицы там фигурирует улитка. Когда ворона ловит улитку, та говорит: «У тебя такой красивый голос, спой молитву Будде, и я спокойно умру». После чего ворона начинает молиться и роняет улитку.
5 Конкурс «Пазлы» Командам раздаются фабричные коробочки с пазлами «Сказки». Собрать иллюстрацию.
Интересные факты о сказках.
Джеймс Барри создал образ Питера Пэна - мальчика, который никогда не повзрослеет - не просто так. Этот герой стал посвящением старшему брату автора, который умер за день до того, как ему исполнилось 14 лет, и навсегда остался юным в памяти матери.
Георгий Милляр сыграл почти всю нечисть в советских сказочных фильмах, и всякий раз ему накладывали сложный грим. Почти не понадобился он Милляру только для роли Кащея Бессмертного. Актёр был худым от природы, вдобавок к этому во время Второй Мировой войны заразился малярией в эвакуации в Душанбе, превратившись в живой скелет весом 45 килограммов.
Слово «самолёт» существовало задолго до появлении авиации. Например, словарь Брокгауза и Ефрона 1903-го так описывает взятие войсками Петра I крепости Нотебург: «... флотилия блокировала её со стороны Ладожского озера; на самолёте устроена связь между обоими берегами Невы». Здесь под словом самолёт имеется ввиду самоходный паром, движимый силой речной струи. В этой же энциклопедии есть другое толкование: самолёт - ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока. Наконец, так называли волшебные летающие предметы из сказок, например, ковёр-самолёт.
6-8 конкурс (домашнее задание)
Команды разгадывали дома, в классе кроссворды.
(Приложение6-8)
9 конкурс «Импровизация» Командам раздаются
Набор кукол, героев сказок. Необходимо выбрать роли, вспомнить сказку и проинсценировать отрывок из сказки.
Внеклассное мероприятие по сказкам для учащихся начальной школы.
Автор: учитель начальных классов Пригорнева Татьяна Александровна ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.Сценарий для младших школьников: Сказочная радуга
Описание материала: Представляю вашему вниманию внеклассное занятие, которое я проводила в рамках «Недели начальных классов». Занятие будет интересно учителям и воспитателям начальной школы, а также педагогам, работающим с детьми с ОВЗ (с нарушением интеллекта).
Цель:
расширить знания детей о сказках народных и авторских.
Задачи:
обогащать словарный запас детей;
коррегировать внимание, мышление;
прививать читательский интерес;
воспитывать бережное отношение к книгам.
Оборудование:
загадки, стихотворения, телеграммы, буквы, цветные карандаши, плакаты, иллюстрации к сказкам, рисунки с изображением сказочных героев, выставка книг со сказками (народными и авторскими), пословицы и поговорки.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня вы присутствуете на состязании знатоков сказок, в котором участвуют две команды - «Хитрики» и «Мудрики». (Представление команд.)
- А теперь - познакомимся с жюри. (Представление жюри.)
- Символ победы в веселых состязаниях – цветик - разноцветик, который должен расцвести к концу игры у команды-победительницы. В собранных вами цветиках - разноцветиках отразятся все цвета радуги. Пока лепестки наших цветков находятся у жюри, в ходе игры вы будете их честно зарабатывать и на сердцевинки прикреплять.
2.Основная часть.
1 конкурс. «Хорошо ли вы знаете сказки?»2 конкурс. «Портреты сказочных героев»
- Каждой команде поочередно ведущий читает описание сказочного героя.
Задание: по описанию назвать сказочного героя.
1.Девочка хорошенькая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз –
Кто-то страшный девочке встретится сейчас.
Кто расспросит девочку о ее пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка?
Кто же этот зверь?
На загадку можете отвечать теперь. (Волк и Красная Шапочка)
2. Назовите сказку, герой которой « по сусекам скребён». («Колобок»)
3.Железные зубы, костяная нога. Все люди знают: это Баба... (Яга).
4.У отца был мальчик странный –
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына - Шалунишку... (Буратино).
5.Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка! Как она мила!
Кто читал такую книжку -
Знает девочку-малышку! (Дюймовочка.)
6.Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в распрекрасной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет –
К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)
3 конкурс «Отгадай- ка»
- Каждой команде дана иллюстрация и первая буква слова, которое нужно отгадать и составить.
Задание: составить слово.
Задание команде «Хитрики»: теремок. Задание команде «Мудрики»: сказки.
Жюри подводит итоги конкурса.
Конкурс для зрителей « Кто больше?»
-Задание: вспомнить и назвать сказки, в которых героем является лиса. («Лиса и волк», «Петушок - золотой гребешок», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Лиса-лапотница», «Серая Шейка», «Лиса и Журавль» , « Лиса, заяц и петух» и т.д.)
-Задание: вспомнить и назвать сказки, в которых героем является волк. («Три поросенка», «Лиса и Волк», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Волк-ябедник» и др.)
4 конкурс капитанов «Кто прислал телеграммы?»
-Задание: отгадать, кто из сказочных персонажей мог бы прислать следующие телеграммы.
Телеграммы команде «Хитрики»:
1.От бабушки ушел, от дедушки ушел. Скоро буду у вас! (Колобок.)
2.Спасите, нас съел серый волк! (Семеро козлят.)
Телеграммы команде «Мудрики»:
1.Помогите! Пришла весна, у лисы избушка растаяла, она меня выгнала из моей избушки. (Заяц.)
2.Встречайте! Еду к вам в гости на печи. (Емеля)
Жюри подводит итоги конкурса.
5 конкурс «Кто быстрее»
- Задание: какая команда быстрее соберёт буквы и составит название сказки.
Задание команде «Хитрики»: «Морозко». Задание команде «Мудрики»: «Айболит»
6 конкурс « Ты мне - я тебе»
-Задание: команда «Хитрики» загадывает загадки команде «Мудрики», затем наоборот.
Жюри оценивает правильность ответов.
7 конкурс «Силуэты Весёлого карандаша».
-Задание: в конкурсе участвуют по два человека от каждой команды. Ведущий предлагает каждой команде по 2 силуэта сказочных персонажей. Задание - оживить силуэты, раскрасив их цветными карандашами. Какая команда быстрее и лучше справится с заданием?
Конкурс для зрителей « Знатоки»
-Ответьте на вопросы.
1.В сказке С. Михалкова поросята проучили злого волка. Сколько было поросят и как их звали? (Трое: Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф- Нуф.)
2. Как звали трех медведей из сказки Л. Н. Толстого «Три медведя?» (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)
3.Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Прекрасная.)
4.Гуси-лебеди летят,
Унести детей хотят.
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться? (Печь, яблоня, река.)
5.В кого превращался великан-людоед из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»? (Во льва, в мышь.)
6.Как нужно позвать Сивку-Бурку? (Три раза свистнуть и сказать заклинание: «Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)
7.Какую песенку пел Колобок? («Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел...»)
8 конкурс «Сказка стала былью».
- Давным-давно люди мечтали подняться в воздух, опуститься на дно морское, чтобы горшочек без огня кашу варил. Шло время и то, что раньше сочли бы чудом, сейчас - самые обыкновенные вещи. Чудеса превратились в разные приборы, машины и изобретения. Сейчас каждая команда получит по три карточки с названиями сказочных чудес. Задание - догадаться, во что превратились эти чудеса сегодня. За каждый правильный ответ команда получает лепесток.
Задание команде «Хитрики»:
- гусли-самогуды (магнитофон);
- ступа (ракета, самолет);
- чудо-зеркало (телевизор, компьютер).
Задание команде «Мудрики»:
- перо жар-птицы (лампа);
- клубок ниток, указывающий дорогу (компас);
-сани, что везут сами (автомобиль).
Жюри подводит итоги конкурса.
9 конкурс «Викторина»
- Задание: быстро и правильно ответить на вопросы.
Вопросы команде «Хитрики»:
1.Сестра Иванушки. (Аленушка.)
2.Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора.)
3.Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)
4.У медведя - берлога, а у лисы... (нора).
5.Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам... (урок). 6.Огнедышащий змей. (Дракон.)
7.Говорят, он живет в каждом доме. (Домовой.)
8.На ней летает Баба Яга. (На метле.)
Вопросы команде «Мудрики»:
1.Он выгнал лису из заячьей лубяной избушки. (Петух.)
2.В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)
3. Время года, с которым не знаком Дед Мороз. (Лето.)
4.Хозяйка двух веселых гусей. (Бабуся.)
5.Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок».)
6.Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка)
7.Что в сказках всегда побеждает зло? (добро)