Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Перспективный план по художественной литературе в поготовительной группе Худ литература подготовительная группа фгос

10.07.2019

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия .

  • В. Берестов «Дракон»;
  • А. Блок «Ветер принес издалека» (в сокащении), «На лугу»;
  • А. Введенский «Песенка о дожде»;
  • Ю.Владимиров «Оркестр»;
  • М. Волошин «Осенью»;
  • С. Городецкий «Весенняя песенка», «Первый снег», ;
  • С. Есенин «Пороша»;
  • В. Жуковский «Жаворонок» (в сокращении);
  • Н. Заболоцкий «На реке»;
  • М. Лермонтов «На севере диком», «Горные вершины»;
  • Н. Матвеева «Путаница»;
  • Э. Мошковская «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»
  • Н. Некрасов «Перед дождем» (в сокращении);
  • А. Пушкин «За весной, красой природы…» (отрывок из поэмы «Цыганы»), «Птичка», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из )
  • А. Ремизов «Калечина-малечина», «У лисы бал»;
  • Н. Рубцов «Про зайца»;
  • Г. Сапгир «Считалки, скороговорки»;
  • П. Соловьева «Ночь день»;
  • И. Токмакова «Мне грустно…»;
  • Ф. Тютчев «Весенние воды»;
  • Э. Успенский «Память», «Страшная история»;
  • Л.Фадеева «Зеркало в витрине»;
  • А. Фет «Что за вечер…» (в сокращении), «Уж верба вся пушистая» (отрывок) ;
  • Д. Хармс «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»;
  • С. Черный «Волшебник», «Перед сном»

Проза .

  • С. Алексеев «Первый ночной таран»;
  • Е. Воробьев «Обрывок провода;
  • М. Зощенко «Великие путешественники»;
  • Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок-травник», «Стожок»;
  • К. Коровин «Белка» (в сокращении);
  • А. Куприн «Слон»;
  • Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;
  • Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась», «Тридцать зерен»;
  • М. Пришвин «Курица па столбах»;
  • А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
  • С. Романовский «На танцах»;
  • Н. Телешов «Уха» (в сокращении)

Литературные сказки .

  • В. Даль «Старик-годовик»;
  • В. Драгунский «Денискины рассказы»
  • К. Драгунская «Лекарство от послушности»;
  • П. Ершов «Конек-Гор­бунок»;
  • К.Лагунов «Ромка, Фомка и Артос»
  • Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»;
  • К. Паустовский «Теплый хлеб»;
  • А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
  • А. Ре­мизов «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;
  • Г.Скребицкий «Всяк по-сво­ему»;
  • И. Соколов-Микитов «Соль зем­ли»;
  • А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы);
  • А.Усачев «Школа снеговиков»
  • К. Ушинский «Слепая лошадь»

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия .

  • Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», перевод с немецкого К. Ореши­на;
  • М. Валек «Мудрецы», переввод со словац. Р. Сефа;
  • Л. Станчев «Осенняя гам­ма», перевод с болг. И. Токмаковой;
  • Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга…»;
  • «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе стару­шонка…»; «Один старикашка с косою…»), перевод с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки .

  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с датскго А Ганзен; Ф.Зальтен «Бемби» (главы), перевод с немецкого Ю. Нагибина;
  • А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», перевод со шведского Е. Соловьевой;
  • М. Мацутани «Приключения Таро в стране гор» (главы), перевод с японского Г. Ронской;
  • Б.Поттер «Сказ­ка про Джемайму Нырнивлужу», перевод с англ. И. Токмаковой;
  • С. Топелиус «Три ржаных колоса», перевод со шведского А. Любарской;
  • Г. Фаллада «Исто­рии из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыво­рот»), перевод с немецкого Л. Цывьяна;
  • М. Эме «Краски», перевод с французского И. Кузнецовой.

Для заучивания наизусть

  • Я. Аким «Апрель»;
  • П. Воронько «Лучше нет родного края», перевод с украинского С.Маршака;
  • Е. Благинина «Шинель»;
  • Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
  • С. Есенин «Береза»;
  • С. Маршак «Тает месяц молодой…»;
  • Э. Мошковская «Добежали до вечера»;
  • В. Орлов «Ты лети к нам, скворуш­ка…»;
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из «Евгения Онегина»);
  • Н. Рубцов «Про зайца»;
  • И. Суриков «Зима»;
  • П. Соловьева «Подснеж­ник»;
  • Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Для чтения в лицах

  • К. Аксаков «Лизочек»;
  • Л.Ле­вин «Сундук»;
  • С. Маршак «Кошкин дом» (отрывки);
  • Д. Самойлов «У Слоненка день рождения» (отрывки);
  • А. Фройденберг «Великан и мышь», перевод с немецкого Ю. Коринца

Данное планирование разработано для детей подготовительной группы с учетом ФГОС по программе "Радуга"

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе»

МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе.

Воспитатель:

Золотарёва Н.В.

2016-2017 г.

СЕНТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Даль В.И. Старик годовик

Аксаков С.П. Аленький цветочек

3.Природоведческая литература. Умные книги.

Пришвин М. «Этажи леса»

Некрасов Н.А. Перед дождём

5.Фольклор

Глупый Иван

2 НЕДЕЛЯ

Топелиус С. Три ржаных колоска (Перевод со шведского А.Любарской)

Ершок П.П. Конёк -горбунок

Сладков Н. Целебные травы

Барто А.Л. Я думал, взрослые не врут.

5. Фольклор

Когда солнышко взойдет.

3 НЕДЕЛЯ

Скребицкий Г.А. Всяк по-всякому

Драгунская К.В. Лекарство от послушности

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Паустовский К. Кот – ворюга

Черный С. Перед сном

5. Фольклор

Сбил, сколотил-вот колесо

4 НЕДЕЛЯ

Эме М. Краски (Перевод с французского И. Кузнецовой)

Пушкин А.С Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Чарушин Е. На нашем дворе

Волошин М.А. Осенью

5. Фольклор

Федул, что губы надул?

ОКТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Андерсон Г. Гадкий утёнок

Ремизов А.М. Гуси-лебеди

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Онегов А. На лесной полянке

Владимиров Ю.Д. Оркестр

5. Фольклор

Ты пирог съел?

2 НЕДЕЛЯ

Как собака нашла себе хозяина Башкирская сказка)

«Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Бианки.В. Кто где живет?

Мошковская Э.Э Добежали до вечера

5. Фольклор

Где кисель-там и сел

3 НЕДЕЛЯ

Соколов-Микитов И.С. Соль Земли

Н. Носов. Бобик в гостях у Барбоса

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Воронин С. Трусишка

Мошковская Э.Э Какие бывают подарки

5. Фольклор

Вы послушайте, ребята

4 НЕДЕЛЯ

Перро Ш. Кот в сапогах (Перевод с фр. Т.Габбе)

К.Д. Ушинский. Слепая лошадь

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Паустовский К. Растрепанный воробей

Токмакова И.П, Мне грустно

5. Фольклор

Богат Ермошка

НОЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

РНС «Царевна - лягушка»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Э.Шим «Очень вредная крапива»

Е. Трутневой « Осень».

5. Фольклор

«Сбил, сколотил – вот колесо…»

2 НЕДЕЛЯ

Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка»

Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Я.Тайц «Послушный дождик»

«Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин

5. Фольклор

«Где кисель -тут и сел...»

3 НЕДЕЛЯ

РНС «Никита Кожемяка»

«Великие путешественники» М.Зощенко

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Л. Толстой «Дуб и орешник»

«Лучше нет родного края» П.Воронько

5. Фольклор

«Братцы, братцы!..»

4 НЕДЕЛЯ

«Цветик-семицветик» А. Катаев

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад»

«Зима! Крестьянин, торжествуя…» А.С.Пушкин

5. Фольклор

«Чигарики-чок-чигарок...»

ДЕКАБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

«Семь Симеонов - семь работников», обр. И. Карнауховой

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

В. Бианки «Купание медвежат»

И. Бунин «Первый снег»

5. Фольклор

«Лиса рожью шла...»

2 НЕДЕЛЯ

«Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой

К. Чуковский «Федорино горе»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко).

Е. Михайлова «Что такое Новый год»

5. Фольклор

«Киска, киска, киска, брысь.»

3 НЕДЕЛЯ

«Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой

К. Чуковский «Бармалей»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Г. Снегирев «След оленя»

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»

5. Фольклор

«Баю-бай, баю-бай.»

4 НЕДЕЛЯ

«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»

Д. Хармс «Иван Торопышкин»

5. Фольклор

«Зима пришла»

ЯНВАРЬ

3 НЕДЕЛЯ

Корней Чуковский «Айболит»

Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Р.н.с. «Заюшкина избушка»

И.Токмакова «Мне грустно»

5. Фольклор

«Как у нашего кота.»

4 НЕДЕЛЯ

Муха-Цокотуха Корней Чуковский

3. Природоведческая литература. Умные книги.

А.К. Толстой «Белка и волк»

Э. Мошковская Хитрые старушки»

5. Фольклор

«Пошел, кот под мосток. ,».

ФЕВРАЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

Братья Гримм «Сладкая каша»

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Б. Заходер «Повара»

5. Фольклор

«Масленица, Масленица»

2 НЕДЕЛЯ

РНС Сивка-Бурка

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

И.С. Никитин «Встреча зимы»

Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»

5. Фольклор

«Баю-баюшки, баю…»

3 НЕДЕЛЯ

РНС «Волшебная дудочка»

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева»

Н. Рубцов. «Про зайца»

5. Фольклор

«Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака

4 НЕДЕЛЯ

В.Одоевский «Мороз Иванович»

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

А.А. Блок «Снег да снег кругом»

Н. Матвеева. «Путаница»

5. Фольклор

«Пальцы», нем., пер. Л. Яхнина

МАРТ

1 НЕДЕЛЯ

Братья Гримм «Госпожа Метелица»

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Б. Житков «Про слона»

С. Есенин «Береза»

5. Фольклор

«Рыбки», «Утята», франц., обр.Н. Гернет и С. Гиппиус

2 НЕДЕЛЯ

Братья Гримм «Золотой гусь»

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Л.Н. Толстой «Акула»

С. Маршак «Тает месяц молодой»

5. Фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок.»

3 НЕДЕЛЯ

РНС Пастушья дудочка

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Е. Трутнева «Колокольчик»

А. Плещеев «Весна»

5. Фольклор

«Уж я колышки тешу.»

4 НЕДЕЛЯ

П.П.Бажов «Хрупкая веточка»

Я, Экхольм «Людвиг Четырнадцатый, Тутта Карлсон первая и единственная»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

М. Познананская «Одуванчик»

И. Токмакова «Кораблик»

5. Фольклор

«Ласточка- ласточка.»

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

РНС «Хаврошечка»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Н. Сладков «Любитель цветов»

Н. Заболоцкий. «На реке»

5. Фольклор

«Уж ты, пташечка, ты залетная.»

2 НЕДЕЛЯ

РНС «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Б. Житков «Как я ловил человечков»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

А. Введенский. «Песенка о дожде»

5. Фольклор

«Грачи-киричи.»

3 НЕДЕЛЯ

РНС «По щучьему веленью»

Г. Х.Андерсен «Пастушка и трубочист»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха»

А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок

5. Фольклор

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж.»

4 НЕДЕЛЯ

Шарль Перро «Золушка»

Г. Х.Андерсен «Новый наряд короля»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

Ф. Тютчев. «Весенние воды»

5. Фольклор

«Дождик, дождик, веселей.»

1 НЕДЕЛЯ

Сказка о славном и могучем богатыре Еруслане Лазаревиче

А. Волков «Волшебник изумрудного города»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

В. Катаев «Грибы»

А. Пушкин «За весной, красой природы...» (из поэмы «Цыганы»)

5. Фольклор

«Никоденька-гусачок.»

2 НЕДЕЛЯ

Максим Горький Про Иванушку-дурачка

А. Волков «Волшебник изумрудного города»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Л.Н.Толстой «Птичка»

М. Лермонтов. «На севере диком»

5. Фольклор

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака

3 НЕДЕЛЯ

Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»

Д. Хармс. «Веселый старичок»

5. Фольклор

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы

4 НЕДЕЛЯ

РНС «Волшебное кольцо»

Д. Мамин – Сибиряк «Притча о молочке, овсяной каше и сером котишке Мурке»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

    В. Осеева «Ежинка»

П. Соловьева. «Ночь и день»

5. Фольклор

«Тин-тин-ка!..»

Перспективно - тематическое планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы

(подготовительная группа) 2011-2012 уч.год

СЕНТЯБРЬ

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень. Лес осенью. Осень в Якутии»

Лексическая тема

«Осень. Овощи. Фрукты»

А.Н Майков «Осень»

В.А. Сухомлинский

«Кого ждала рябина»

В.А. Сухомлинский

Улетают лебеди»

В.А.Сухомлинский « Осенний наряд»

В.А. Сухомлинский

« Как начинается осень».

«Осенние дожди»

По Г. Скоребицкому

В.А. Сухомлинский «Как муравей перелез через ручеек»

1.«Осенний клен»

В.А. Сухомлинский

2. «Ива - будто девушка золотокосая»

В.А. Сухомлинский

3. «Осень принесла золотистые ленты»

В.А. Сухомлинский

И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем»

Е. Пермяк « В школу»

Сказка « Кот – воркот, Котофеевич»

В.А.Сухомлинский

«Коростель и крот»

В.А. Сухомлинский « Ласточки прощаются с родной стороной»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Л.Толстой.«Дуб и орешник»,

В. Сладков«Осень на пороге»

К. Твардовский « Лес осенью» В. Сухомлинский «Рыжие белочки»

«Стыдно перед соловушкой»

В.Строков «Насекомые осенью»

Н.Носов, «Огородники» » М.Соколов-Микитов «Листопадничек,

В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

«Хроменькая уточка» (украинская сказка),

Л. Толстой (басня «Старик и яблони»),

«Мужик и медведь» - р.н.с.

«Приходите в огород» (шотландская песенка Э.Островская «Картошка»

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

1.«Лягушка – путешественница»

В.М. Гаршин

К. Ушинский Четыре желания»

В.А.Сухомлинский «Пряник и колосок»

«Сивка – бурка» Р.Н.С.,

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

1.»Дождик» З.Александрова

1.Песня об осени

1.«Последние ягоды» И.Павлова

«Спор деревьев» К.Ушинский

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

1.«Божья коровка»

Скребицкий

Г.Е. Сычева «Осень»

1.»Осенний букет»

), «Овощи» Ю.Тувим

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

«Под грибом» (по сказке В.Сутеева)

«Пекарь и портной»

В.А.Сухомлинский

ОКТЯБРЬ

Подготовительная группа ... разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы », «Коммуникация» в средней группе ...
  • Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №44

    Программа

    ... по образовательной области «Чтение художественной литературы » Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная деятельность Образовательная деятельность в семье Непосредственная образовательная деятельность Образовательная ...

  • Лексическая тема

    «Осень. Насекомые»

    Лексическая тема

    «Осень. Как звери к зиме готовятся»

    Лексическая тема

    «Осень. Перелетные птицы».Птицы Якутии»

    Лексическая тема

    «Осень. Хлеб»

    В.Строков «Насекомые осенью»

    В.А.Сухомлинский

    «Солнышко и божья коровка» «Пчелиная музыка», «Как муравей перелез через ручеек»

    Рус. Народная сказка «Пых»

    «Вини – Пух и все-все-все» главы пересказ Заходера

    В.Бианки; «Готовятся к зиме», «Прячутся» В.А.Сухомлинский.

    «Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

    Пришвин. «Жил – был медведь»

    Р.н.с.»Зимовье зверей»

    И.Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной» В.А.Сухомлинский; «Улетают лебеди»

    Д. Мамин - Сибиряк«Серая шейка"

    В. Бианки

    «Прощальная песенка»

    Михалков «Дядя Степа»

    «Лисичкин хлеб» М.Пришвин; «Как из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд» В.А.Сухомлинский; «Колосок» - украинская сказка.

    «Хлеб» М. Глинская

    «Легкий хлеб» белорусская сказка

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    «Конек-горбунок» П.Ершов.

    «Голубой зверек» А. Барков

    «Девочка и синичка» В.А. Сухомлинский

    «Мешок овсянки» А. Митяев

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    «Мы не заметили жука» А. Барто.

    «Зайка» В.И. Мирясов

    Составление описания журавля. (Коноваленко В.В.)

    По серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» (Коноваленко В.В.)

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    Составление рассказа по картине «Осень»(Коноваленко В.В.).

    «Как готовятся к зиме звери и птицы»(Коноваленко В.В.)

    «Птичка летает…» И.Токмакова.

    «Уж небо осенью дышало» А.Пушки

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    «Стрекоза и муравей» Крылов.

    Сказка «Два жадных медвежонка»

    Ольга Копылова
    Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе

    Ме-сяц Название произведения Программные задачи

    Сентябрь Г. Сапгир «Считалки и скороговор-ки» художественной литературе ; пополнять лите -ратурный багаж стихотворениями, скороговорками.

    Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «В школу» . художественной литературе ; пополнять лите -ратурный багаж стихотворениями; обращать внимание детей на выразитель-ные средства.

    Познавательно – речевое развитие. Знакомство с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало.» . Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; пополнять лите -ратурный багаж стихотворениями; побуждать детей интересоваться смыслом слов.

    Познавательно – речевое развитие. Чтение и пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания» . Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; развивать уме-ние содержательно пересказывать литературные тексты , отрабатывать интона-ционную выразительность речи.

    Октябрь Сказка Ф. Зальтена «Бемби» . Фраг-менты.

    Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; пополнять лите

    Стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» Продолжать развивать интерес к художественному слову ; пополнять литера -турный багаж поэтическими произведениями, прививать чуткость к художе-ственному слову .

    Рассказ М. Зощенко «Великие путеше-ственники» . Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; пополнять лите -ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, развивать у детей чувство юмора, продолжать знакомить с иллюстрациями художников .

    Чтение стихотворения Д . Хармса «Очень – очень вкусный пирог» . Продолжать развивать интерес к художественному слову ; пополнять литера -турный багаж поэтическими произведениями, развивать у детей чувство юмо-ра.

    Но-ябрь Произведения поэтов и писателей России. Чтение и обсуждение стихо-творения Ю. Владимирова «Ор-кестр» . Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; пополнять лите

    Русский фольклор. Небылица «Вы послушайте, ребята» художетсвенно чтении

    Чтение и обсуждение сказки П. Ершова «Конек – горбунок» . Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; пополнять лите

    Чтение прозаического произведения «Обрывок провода» Е. Воробьева. Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; воспитывать чи-тателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; про-должать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

    Декабрь Целостная картина мира, первичные ценностные представления. Литера-турная речь . Словесное искусство. «Волк и лиса» (обр. И. Соколова – Микитова) чтении ; пополнять литературный багаж сказками ; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочув-ствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем ; разви-вать у детей чувство юмора.

    Чтение и обсуждение рассаза Ю. Коваля «Стожок» . Развивать интерес к художественной литературе персонажей

    Знакомство со стихотворением С. Крылова «Зимняя сказка» литературный багаж сти-хами , воспитывать интерес к познанию природы через художественные произ-ведения .

    Чтение детских стихов про елку, Но-вый год, Деда Мороза, Снегурочку. Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; пополнять лите -ратурный багаж стихотворениями; воспитывать читателя, способного испыты-вать сострадание и сочувствие к героям книги.

    Ян-варь Русский фольклор. Чтение и обсуж-дение былины «Добрыня и змей» (пе-ресказ Н. Колпаковой) . Формировать интерес и потребность в чтении , пополнять литературный багаж былинами ; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и со-чувствие к героям книги.

    Чтение и обсуждение сказки С. Топелиуса «Три ржаных колоска» (пересказ литовской народной сказ-ки) . Развивать интерес к художественной литературе ; учить пересказывать текст, определять характер персонажей , передавать при пересказе отдельные эпизо-ды в лицах; помочь понять поступки героев; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

    Чтение и обсуждение поэтического произведения С. Есенина «Береза» . Продолжать развивать интерес к поэзии, пополнять литературный багаж сти-хами ; воспитывать интерес к познанию природы через художетсвенные произ-ведения .

    Чтение и обсуждение русской народ-ной сказки «Петушок – золотой гре-бешок и жерновцы» . Развивать литературную речь , приобщать к словесному искусству, прививать интерес к художественной литературе ; воспитывать читателя, способного ис-пытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

    Февраль Красота и выразительность языка произведения. Стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края» (пер. с укр. С. Маршака) . Развивать интерес к художественной литературе , обращать внимание детей на выразительные средства языка; помогать почувствовать красоту и вырази-тельность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

    Чтение и обсуждение сказки Х. -К. Андерсена «Гадкий утенок» . Развивать интерес к художественной литературе ; помочь понять поступки ге-роев, определять характеры персонажей ; учить пересказывать текст, переда-вать при пересказе отдельные эпизоды в лицах; воспитывать читателя, способ-ного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

    Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» . Продолжать знакомство с русской народной сказкой, учить осмысливать ха-рактеры персонажей ; формировать образность речи, понимание образных вы-ражений, развивать творческие способности.

    Чтение и обсуждение стихотворения Р. Бойко «Идет солдат по улице, на нем блестят медали.» . Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; помогать почув-ствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову; расширять представления о российской армии посред-ством чтения стихотворений на данную тему.

    Март Сказка Х. -К. Андерсона «Дюймовоч-ка» . Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; пополнять лите -ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.

    Русский фольклор. Песенка «Идет матушка-весна» . Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки ; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

    Рассматривание сюжетных картинок. Приобщение к словесному искусству. А. Прокофьев «Русская березка» . Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; помогать почув-ствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову; пополнять литературный багаж стихотворениями.

    Чтение поэтического произведения В. Жуковского «Жаворонок» (в со-кращении) . Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении

    Апрель Сказка «Беляночка и Розочка» , пер. с нем. Л. Кона. Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; пополнять лите -ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.

    Чтение глав : «Тренировки» , «Что вид-но из окошка» . «Праздник» - из лите -ратурного произведения В. Бороздина «Звездолётчики» . Беседа по прочитан-ному. Продолжать развивать интерес к художественной литературе персонажем ; совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и це-лью высказывания; помогать детям осваивать выразительные средства языка.

    Рассматривание сюжетных картинок. Приобщение к литературному искус-ству . С. Алексеев «Первый ночной та-ран» . Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; воспитывать чи-тателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем ; обеспечивать оптимальную двигательную активность в течение всего дня, используя физические упражне-ния.

    Чтение и обсуждение литературной сказки И . Соколова-Микитова «Соль земли» . Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; обращать вни-мание детей на выразительные средства языка (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; воспитывать читателя, способного испытывать сострада-ние и сочувствие к героям книги.

    Май Литературная сказка А . Ремизова «Хлебный голос» . Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; пополнять лите -ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.

    Русский фольклор. Небылица «Вы по-слушайте, ребята» . Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки – небылицы; продолжать раз-вивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

    Чтение и обсуждение сказки А. Линд-грен «Принцесса, не желавшая играть в куклы» . Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; пополнять лите -ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги; обеспечивать оптимальную двигатель-ную активность в течение всего дня, используя физические упражнения.

    Чтение поэтического произведения «Вот пришло и лето красное.» (рус. нар. песенка) . Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении поэтического произведения; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

    Проект на тему «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». Подготовительная группа


    О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во время Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка - дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем.
    Дети дошкольного возраста - слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
    И ещё. Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у детей резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Использование технологии проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.
    Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать!
    Проблема: непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;
    незнание истории её развития и современного состояния;
    поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой, не достаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями детям, замена книги на мультфильмы и компьютер, всё это приводит к серьёзной проблеме: у детей падает интерес книге, плохо развивается речь, познавательная активность. Полагаю, что партнёрское сотрудничество дошкольного учреждения и семьи поможет приобщить дошкольников к книге и процессу. Поэтому решила углубить работу в этом направлении.
    В процессе беседы с детьми выявила, что дети не знают детских писателей и их произведений; не умеют выразительно рассказывать стихи, пересказывать знакомые произведения. Кроме того к большому нашему сожалению не все дети любят слушать, когда им читают, им интересны в основном иллюстрации. Если взять книгу со стихами или сказками, а на иллюстрации нет какого-нибудь героя, о котором идет речь, то книга становиться сразу "не интересная! " и дети категорически отказывается слушать! Что сделать для того, чтобы заинтересовать маленького слушателя?
    Отсюда и возникла идея проекта «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». (Проект для воспитанников в подготовительной группе). В процессе проектирования происходит взаимодействие всех: и детей, и воспитателей, и взрослых. Начиная работу над проектами родители сами начинают включаться в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

    Паспорт проекта.

    Вид проекта:
    По доминирующей в проекте деятельности: информационный, познавательно-игровой, творческий
    По числу участников проекта: групповой
    По времени проведения: 1.09.2016-30.09.2016
    По профилю знаний: межпредметный
    По типу объекта проектирования: социальный.
    Продолжительность проекта – 1месяц
    Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
    Цель проекта: формирование у детей любви к книге через комплексное воздействие и выполнение творческих заданий.
    Задачи проекта:
    1. создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме;
    2. пробудить желание к чтению книг;
    3. развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;
    1. воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним;
    2. обучить правилам обращения с книгой;
    3. активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности, привлечь родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;
    4. поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
    5. развивать память, речь, внимание, коммуникативные навыки.
    Разработка проекта:
    Донести до участников проекта важность данной темы;
    Создать развивающую среду: дидактические игры, иллюстрации, подобрать материал;
    Подобрать материал для продуктивной деятельности;
    Составить перспективный план работы.
    Актуальность: В наше время приучить детей к книге, дать им возможность полюбить ее одна из задач стоящих перед педагогом, да и перед родителями! Ведь только хорошая книга научит ребят литературному русскому языку, она даст разыграться воображению ребенка, которое можно будет воплотить в художественной или музыкальной деятельности, создавая книжки иллюстрации и разыгрывая сцены из прочитанного произведения.
    В наше время компьютеров и мобильных телефонов родители очень редко читают детям книги, легче включить мультфильм и ребенок смотрит, а родители занимаются своими делами. Поэтому в последнее время заметно снизился интерес к чтению у дошкольников. Современные дети проводят больше времени за компьютерными играми, телевизором, планшетами. Надо помнить, что дошкольное детство – самый ценный период в жизни ребенка, он играет огромную роль в формировании того, каким станет человек. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
    Особое внимание следует уделить становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.
    Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.
    Поэтому мы решили разработать и провести данный проект в нашей группе.
    Этот проект значим для всех участников проекта:
    -У детей формируются навыки самостоятельности, активности по взаимоотношению с книгой.
    Расширяются нравственные представления о содержании произведений детских авторов.
    -Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника.
    -Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
    Кроме того мы попытались распределить роли в проектной группе.
    Воспитатель - организует НОД по произведениям детских авторов, оформляет фотовыставки по итогам проекта,
    Дети - участвуют в познавательной деятельности, создают творческие работы.
    Родители совместно с детьми - ищут произведения, читают, делают поделки своими руками.
    Обеспечение проектной деятельности:
    Материально - техническое: Аудиозаписи, мультфильмы, книги, иллюстрации, игры и игрушки, материал для творчества.
    Диагностико - дидактический: конспекты непрерывной образовательной деятельности.
    Ожидаемые результаты:
    1.Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
    2.Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
    3.Повышение интереса к книге.
    4.Дети знают и рассказывают об истории создания книги. Имеют представления о значении книги в жизни человека.
    5.Знают и называют детских писателей и их произведения.
    6.Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
    Внешние продукты:
    1. Выставка творческих работ детей (рисунки, поделки, книжки-малышки, отреставрированные книги)
    2. Пополнение библиотеки группы.
    Внутренние продукты:
    1.Дети научились давать мотивационную оценку поступкам героев книг, понимают жанровые особенности книг.
    2.Увеличилось количество заученного литературного материала.
    3.Проявление потребности посещать библиотеку.
    Формы работы:
    - Беседы Презентации
    - Развлечения
    - Выставки
    - Консультации
    - Экскурсии
    - Совместная деятельность воспитателя и детей, воспитателя и родителей, родителей и детей
    - Поисково – исследовательская деятельность
    - Театрализованная деятельность

    Технологичность проекта:
    технология личностно – ориентированного взаимодействия;
    технология игрового взаимодействия;
    информационно – коммуникационная технология.

    Этапы реализации данного проекта:
    1 этап Подготовительный.
    постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
    подбор методической литературы для реализации проекта;
    подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы;
    Анкетирование на тему: «Использование художественной литературы в семье»
    Консультация для родителей «Прочитай мне сказку мама…», «Знакомство детей с художественной литературой», «Книга в жизни дошкольника», «Ребенок и телевидение: за и против».
    Были предложены дидактические игры для проведения в домашних условиях «Я начну, а ты продолжи», «Угадай-ка», «Одним словом».
    Родителям предложено совместно со своими детьми изготовить книжки-малышки «Мои любимые сказки», «Мои любимые стихи».
    Оформление книжного уголка. Детям предложено совместно со своими родителями принести книги для выставок «Мои любимые сказки», «Мои любимые стихи», «Книги А. Барто», книжки по правилам дорожного движения.

    2 этап Реализация проекта
    Тема, цель и направления деятельности, сроки Мероприятия
    01.09.2016-04.09.2016
    «На улицах города».
    Цель: способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
    Познание
    Коммуникация
    Социализация

    Художественное творчество

    1. Оформление уголка для родителей и детей с информацией о проекте.
    2. Викторина по теме «Знаете ли вы ПДД? »
    3. Беседы: «Знакомство с улицей», «Транспорт», «Светофор».
    4.Рассматривание: грузового автомобиля, иллюстраций по ПДД, макета с изображением проезжей части улицы и тротуара.
    5. Экскурсия в библиотеку.
    6.Чтение художественной литературы:
    1)В. Лебедев – Кумач «Про умных зверюшек»,
    2)С. Маршак «Мяч», А.Северный«Светофор»,
    3)В.Кожевников Светофор»,
    4)С.Михалков «Бездельник светофор», загадки.
    Целевые прогулки: Где мы гуляем, Рассматривание грузового автомобиля.
    Экскурсия к перекрестку
    «Зверюшки на дороге»
    «Веселый светофор»
    Аппликация «Грузовик»
    Рисование «Светофор»
    Лепка «Пешеходный переход»
    07.09.2016 -17.09.2016
    «В мире сказок»
    Цель: расширять знания о русских народных сказках, о сказках А.С.Пушкина, учить передавать структуру сказки с помощью моделирования, оценивать характер героев
    Познание
    Коммуникация
    Социализация
    Чтение художественной литературы
    Художественное творчество
    1. Беседы: «Как появилась книжка», «Герои сказок добрые и злые», «Сказка ложь, да в ней намек»,
    2. Экскурсия в библиотеку.
    3. НОД «Из какой сказки эпизод?» (рассматривание иллюстраций из сказок А.С. Пушкина знакомство с художественной литературой)
    4. НОД «Нарисуй сказочного персонажа, а мы отгадаем сказку» (изобразительная деятельность)
    5. НОД Игры дидактические «Кто есть кто?», «Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку», «Собери картинку»
    6.Чтение художественной литературы (сказки А.С.Пушкина)
    21.09.2016-30.09.2016
    «Книжкина неделя»
    Цель: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
    «Книжкина неделя»
    Познание
    Коммуникация
    Социализация
    Чтение художественной литературы
    Художественное творчество
    1. Беседы: «Русский фольклор», «Сказки и былины», «Юмор в стихах и сказках» (знакомство с художественной литературой)
    2. «Книжкина больница» Ремонт книжек
    3.Чтение художественной литературы (список с.177 «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
    4.Выставки книг
    5.НОД «Из какой сказки эпизод?» (рассматривание иллюстраций)
    6. НОД «Нарисуй сказочного персонажа, а мы отгадаем сказку» (изобразительная деятельность)
    7.НОД «Кто изготовил книгу?» (социальный мир)
    8.НОД «В гости к литературным героям»
    9.НОД Викторина «Дорогой сказок» (знакомство с художественной литературой)
    10.НОД Игры дидактические «Кто есть кто?», « Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку».
    11 НОД «Рукам забота – сердцу радость» «По страницам любимых сказок» (Лепка, аппликация)
    3 этап Заключитель-ный этап Анализ результатов проекта
    Выставки детских книг для данного возраста
    Выставки книг-самоделок, сделанных детьми совместно с родителями
    Викторина по сказкам
    Показатели успешности литературного образования дошкольников служит:
    Самостоятельное добровольное обращение ребёнка к книге
    - Заинтересованное слушание и участие в беседе
    - Умение общаться с книгой «один на один»
    - Только совместная работа по принципу "педагог - ребенок - родитель" способствует достижению положительных результатов в литературном образовании дошкольников
    Результат проекта:
    1. В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Дети побывали в библиотеке, познакомились с разделами библиотеки.
    2. Проект был связан и с безопасностью дорожного движения, т.к. сентябрь обычно в стране объявляют месячником безопасности, что способствовало развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
    3.Родители воспитанников получили информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь к чтению.
    4.Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал навыки сотрудничества. Все участники проекта получили массу положительных эмоций.
    Продукт детской деятельности:
    1.Оформлены стенды.
    2.Альбом “Книга – лучший друг” (пословицы, поговорки, загадки о книге);
    3.Библиотечка в группе, в уголке для чтения
    4.Разработаны и оформлены правила пользования книгой.
    5.Изготовлены закладки для книг.
    6.Выставки рисунков детей.
    Ресурсы:
    1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-6-е изд., испр. И доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-208с.
    2. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги».
    3. Карпунина О. Г. «Книжкина больница».
    4. Наглядно- дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
    5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
    6. Ушакова О.С: « Развитие речи детей 5-7 лет». М.: Сфера, 2015
    7. Ушакова О.С. « Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». М.: Сфера, 2011