Обычаи и традиции кавказских народов. Традиции и обряды на кавказе

16.06.2019

Кавказ - это Родина многих народностей. Дагестанцы, Карачаевцы, Адыги, Черкесы, Абазины – это далеко не весь список тех, кто считается исконными жителями этого прекрасного края, который изобилует не только богатствами природы, но и старинными кавказскими традициями, среди которых особо выделяются семейные, свадебные и кулинарные традиции, которые актуальны и в нынешнем 21 веке.

Семейные традиции кавказского народа

Основа организации семьи на Кавказе – превосходство мужчины и непререкаемый авторитет старших. С уважением к старшему поколению многие связывают секрет долгожительства на Кавказе.

Стоит отметить, что, несмотря на явную доминацию старших, во все времена нормальным считалось и несколько вольное поведение молодёжи, которые всегда имели собственные места сбора.

Кавказские обычаи и традиции. Кавказское гостеприимство

Далеко за пределами Кавказа известно о гостеприимстве местных жителей. Члены любой семьи здесь знают о том, что гостя нужно уважать, защищать, предоставить ему кров и т.д.

Но переоценивать такую традицию не стоит, ведь корни её уходят в древние времена, когда люди, проявляли гостеприимство, для того чтобы не допустить самостоятельных поступков постороннего внутри общины.

Феномен гостеприимства на Кавказе – выделение отдельного дома или помещения, для того чтобы разместить гостя.

Традиции на кавказской свадьбе

Наиболее ревностно соблюдают свадебные традиции и обряды жители сельской местности. И в свадебных ритуалах чётко проявляется уважение к старшим. Например, на Кавказе совершенно не принято явление, когда младшая сестра или брат играют свадьбу раньше старшего.

Как ни странно, на кавказской свадьбе невеста и жених выполняют скорее символическую роль. Ведь молодожёны даже не видят друг друга в первые дни, так как они празднуют это событие, как правило, не только раздельно, но и зачастую в разных домах. Делают они это в компании своих лучших друзей и знакомых. Эта традиция называется на Кавказе «свадебным скрыванием».

В новый дом жена должна войти с правой ноги, обязательно с закрытым лицом. Голову невесты обычно посыпают конфетами или монетами, что должно обеспечить благополучие в финансовом плане.

Основная традиция на свадьбе, которая строго соблюдается – это подарки, подготовленные друг другу семьями, которые породнились. Очень любопытным и символическим подарком, который дарят и в наши дни, является пара тёплых, красивых шерстяных носков для жениха. Этот подарок свидетельствует о том, что его молодая жена хорошая рукодельница.

Вполне естественно, что новый век внёс свои коррективы в празднование кавказской свадьбы. Естественно, что регистрация в ЗАГСе теперь является обязательной процедурой. Также по душе кавказским невестам пришлось белое свадебное платье, которое обрело большую популярность в 20 веке и постепенно оттеснило традиционные кавказские наряды невест.

Кулинарные кавказские традиции

Кухня Кавказа – это смесь кухонь разных народов мира: грузинской, азербайджанской, армянской, казахской и др.

Самыми популярными блюдами кавказской кухни являются всевозможные пловы и шашлыки, кутаба, пахлава, щербеты, люля-кебаб и др.

Нужно отметить, что кухня Кавказа – это, в основном, открытый огонь. Овощи, рыбу, мясо и даже сыр, кавказские кулинары, жарят над раскалёнными углями, на вертеле.

Жарка на растительном масле и во фритюре практически не применяется, и лишь в виде исключения используют немного жира, животного происхождения, который используют для того, чтобы смазать противень или сковороду.

Также по кулинарным кавказским традициям мясо не принято измельчать при помощи какого-либо специального оборудования (например, мясорубки). Настоящие повара Кавказа рубят,секут, режут, измельчают его вручную, непосредственно перед началом приготовления блюд.

Необходимо сказать о том, что в настоящее время на телевидение множество различных ток-шоу о кавказских традициях, которые вполне можно посмотреть, для того чтобы более чётко представлять себе жизнь на Кавказе, его обычаи и традиции.

Чамалалы или чамалинцы относятся к андийским народам и проживают в Чеченской Республике и Дагестане. В начале 20 века в СССР насчитывалось 3438 чамалалов, в 1967 - 4000 человек. По данным переписи 2010 года, лишь 24 жителя России назвали себя чамалалами. 18 из них живут в городах, а 6 - в сельских поселениях.

Религия и традиции

Чамалалы - мусульмане-сунниты, то есть последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы —халифа. Среди чамалинцев есть и те, кто проповедует шафиизм. Для вынесения правового решения шафииты используют Коран, Сунну пророка Мухаммеда, мнение сподвижников пророка Мухаммеда.

Некоторые чамалалы верили в духов гор. В народе практиковалось знахарство, гадания, обряды вызова дождя и солнца, магия.

Ремесла чамалинцев

Чамалалы традиционно занимались земледелием и скотоводством. Они выращивали пшеницу, ячмень, кукурузу. Были развиты садоводство, пчеловодство, виноградарство. В народе производили войлок, плели паласы, изготавливали медную посуду, деревянную утварь. В наше время чамалалы все также занимаются животноводством, земледелием и садоводством (выращивают яблони, груши, сливы, абрикосы).

Традиционная одежда

Одежда чамалалов немногим отличалась от традиционной одежды других кавказских народов. Женщины носили рубахи, темные платья, подпоясанные длинным поясом яркой расцветки, штаны, овчинные шубы. На голову они надевали чухту - чепец, закрывающий голову, с пришитым к нему мешочком для волос. А поверх чухты носили платок из домотканого сукна.

Традиционная мужская одежда состояла из штанов, рубахи, черкески, бешмета, овчинных шуб, курток, войлочной бурки. На голову мужчины надевали овчинную папаху конической формы.

Язык и народное творчество

Чамалинский язык принадлежит к андийской подгруппе нахско-дагестанской языковой семьи. Он распадается на два диалекта: гакваринский, который включает говоры селений Верхнее и Нижнее Гаквари, Агвали, Цумада, Ричаганих, Гадыри, Кванхи, и гигатлинский - в селениях Гигатль и Гигатль-Урух.

Важно, что чамалалы создали богатый песенный фольклор. Песни исполняются на аварском языке, а основными музыкальными инструментами являются зурна (род дудки), пандур (струнный инструмент со струнами из кишок животных) и бубен.

Зурна Фото: Большая Российская энциклопедия

Традиционное жилище

Каждое поселение чамалинцев было окружено сторожевыми башнями. В селении, как правило, было 5-12 кварталов. В каждом квартале была своя мечеть, а в центре селения - пятничная мечеть (джума). Старшину селения выбирали из числа влиятельных тухумов. Тухумы - это объединения, союз тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся для совместного решения общих задач.

Дома у чамалинцев были каменные, одно-, двух- и трёхэтажные. Крыши домов глинобитные, но в последнее время их стали делать из шифера или кровельного железа.

Чамалинская кухня

Традиционное блюдо чамалинцев - хинкал с мясом и чесноком. Сваренные в мясном бульоне кусочки теста подаются с бульоном, варёным мясом и соусом.

Однако не стоит путать хинкал с грузинским хинкали, представляющим собой другой тип блюда.

Хлеб чамалалы едят преимущественно пресный.

Транскрипт

2 А К А Д Е М И Я Н А У К С С С Р Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая я. с. СМИРНОВА Семья о и семейный быт народов Северного Кавказа Вторая половина XIX XX в. ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» Москва 1983

3 Формы брака, семейный этикет, права и обязанности членов семьи, п о л о ж е н и е женщины в семье эти вопросы автор решает в плане вы явл ен и я общего и национально-особенного в образе жизни народ о в С евер н о го Кавказа чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев, б а л к а р ц е в, карачаевцев, черкесов, адыгейцев. Автор показывает, к ак в советско е время получили новую жизнь проникнутые гуманизмом народные традиции: уважение к старшим, взаимопомощь, гостеприимство, общественное звучание семейных событий. Ответственный редактор В. К. ГАРДАНОВ у / 7 Ярослава Сергеевна Смирнова Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX XX в.) Утверждено к печати Институтом этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР Редактор издательства С. Н. Васильченко. Художник В. С. Поплавский Художественный редактор Н. А. Фильчагина. Технический редактор Ф. М. Хенох Корректор Н. Г. Васильева ИБ Сдано в набор Подписано к печати Т Формат 60Х90"/и. Бумага книжно-журнальная. Гарнитура литературная. Печать высокая. Уел. печ. л. 16,5. Уел. кр. отт. 16,5. Уч.-изд. л. 20. Тираж 4800 экз. Тип. зак Цена 2 р. 20 к. Издательство «Наука» ГСП-7, Москва, В-485, Профсоюзная ул., я типография издательства «Наука», Москва, Г-99, Шубинский пер., С II Издательство «Наука», 1983 г. 042(02) 83

4 Введение З а годы Советской власти народы Северного Кавказа, этой отсталой в прошлом окраины царской России, проделали огромный путь от феодальных и даже патриархально-феодальных отношений, переплетавшихся с зарождавшимся капитализмом, к зрелому социализму. Коренные изменения произошли во всех областях их жизни хозяйстве и социальном строе, материальной и духовной культуре. Социалистическому переустройству подвергся также их семейный уклад, причем именно этот последний процесс в силу специфики семейного быта, может быть, особенно показателен для понимания масштабов культурно-бытовых преобразований на Северном Кавказе. Семья социальный институт, и ее тип, состав, весь ее жизненный уклад в широкой исторической перспективе всегда соответствуют общим социально-экономическим условиям ее бытования \ Однако на отдельно взятых отрезках времени такого соответствия может и не быть. Возникнув под влиянием определенного комплекса социально-экономических факторов, семейно-бытовой уклад становится относительно самостоятельным, тем более что сфера семейного быта более замкнута, а следовательно, и более консервативна, чем, например, сфера общественного быта. Семейные обычаи и обряды обладают значительной инерцией, в них всегда много остаточных явлений, в том числе и таких, которые не приспособлены или мало приспособлены к новым условиям жизни. Этой спецификой семейного быта определяется несколько важных для нашей темы обстоятельств. Хотя уже в пореформенное время на Северном Кавказе началось развитие капитализма и ко времени Великой Октябрьской социалистической революции здесь сосуществовали феодальные и буржуазные отношения, в быту народов края как в непроизводственной сфере деятельности2 сохранялось множество архаических черт. Это тем более относится к семейному быту, в котором ко времени установления Советской власти еще в большой степени держались патриархальные устои. Далее. Замкнутость и консервативность семейного быта затрудняла и замедляла его переустройство. В этой области особенно упорно держались отрицательные пережитки прошлого, нередко продолжая сохраняться вопреки полностью изменившимся социально-экономическим отношениям (объективный фактор) и несмотря на ряд специальных организационных мероприятий Коммунистической партии и Советского правительства (субъективный фактор). Именно поэтому, как уже говорилось выше, особенно показательны успехи в преобразовании жизненного уклада северокавказской семьи.

5 И наконец, следует учесть, что те же особенности семейного быта не утратили своего значения и в современной жизни, в процессе которой еще продолжают преодолеваться отдельные пережитки патриархальщины и издержки роста. Это и понятно. Ведь утверждение советского образа жизни не означает, что в нем изжиты все негативные явления, просчеты и т. п.3 Главная задача предлагаемой монографии показать те коренные изменения, которые произошли в семье и семейном укладе коренных народов Северного Кавказа в результате установления Советской власти и построения социалистического общества. Монографическое исследование семейного быта не одного народа, а их значительной совокупности в рамках целого историко-этнографического региона и не нового быта в сопоставлении со старым, а всего процесса его перестройки предпринято здесь впервые. Трудности и преимущества такого подхода требуют некоторых пояснений. В Северо-Кавказском историко-этнографическом регионе расселены восемь относительно крупных, имеющих свою национальную автономию народов: чеченцы, ингуши, осетины, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы. Кроме того, в Карачаево-Черкесии компактно живут абазины и кубанские ногайцы4. Семейный быт каждого из этих народов, как и весь их культурно-бытовой уклад вообще, обладает национальной спецификой, которая, естественно, затрудняет обобщенную региональную характеристику. Но эту трудность не следует переоценивать. Уже в дореволюционном прошлом в культуре и быте коренных народов края было немало общих черт, обусловленных причинами как этнического, так и исторического порядка. Многие из этих народов близко родственны между собой: чеченцы и ингуши; кабардинцы, черкесы и адыгейцы; карачаевцы и балкарцы. Все эти три группы некогда составляли недифференцированные или малодифференцированные общности вайнахов, адыгов (черкесов) и таулулов («горских татар»). Адыгам, в свою очередь, родственны абазины. Однако и у неродственных между собой народов региона в силу сходных условий жизни и многовековых культурных взаимодействий выработался ряд близких, а подчас и тождественных особенностей быта. В советскую эпоху в результате упрочившихся межнациональных контактов и усилившегося культурно-бытового сближения эта общность еще более возросла. Все это в значительной степени облегчает задачу предпринятой нами работы, хотя следует сразу же оговорить, что многие не имеющие первостепенного значения этнографические детали останутся за рамками исследования. Зато этнорегиональное, а не моноэтническое изучение переустройства семейного быта открывает такие возможности обобщения, которых не дает исследование какого-нибудь отдельно взятого народа. Оно позволяет выявить не только этнические, но и этнорегиональные особенности и закономерности этого переустройст 4

6 ва и тем самым составляет необходимую ступень в установлении общего и национально-особенного в советском образе жизни. Значительные трудности заключает в себе также поэтапное исследование процесса перестройки семейного уклада. Этот процесс не был равномерным не только у разных народов и в различных социально-профессиональных группах, но даже в разных районах, селениях и отдельных семьях. Поэтому данный план исследования также требует отвлечения от частных моментов и выявления типических, в той или иной мере обобщенных особенностей отдельных исторических этапов. Зато только такой подход отвечает принципу историзма марксистской этнографической науки, помогает понять конкретные пути и механизмы перестройки семейного быта и объективно оценить результаты этой перестройки. Как известно, необходимость именно такого подхода настоятельно подчеркивал В. И. Ленин. «Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей... это не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»5. Само собой разумеется, что характеристика сложившегося в результате социалистических преобразований современного семейного уклада народов Северного Кавказа требует выявления как положительного, так и отрицательного в этой области быта. Ведь новое складывается в борьбе со старым, положительное в преодолении отрицательного. Это также непростая задача, так как далеко не все культурно-бытовые явления поддаются однозначным оценкам, например из-за несоответствия формы и содержания или же переходного состояния, в котором они фиксируются исследователем. Кроме того, наряду с позитивными и негативными существуют как бы нейтральные элементы быта, причем многие из них часто являются компонентами этнической специфики. Все это затрудняет оценочный подход к явлениям семейного быта. Однако такой подход все же необходим, так как только он позволяет использовать этнографические данные для практики коммунистического строительства, в данном случае для дальнейшей оптимизации семейно-бытовых процессов. Структура книги подчинена ее главной исследовательской задаче. Первая глава посвящена дореволюционной семье и ее быту в широких хронологических рамках, охватывающих как дореформенное, так и пореформенное время, однако в отношении важнейших семейно-бытовых явлений показаны изменения, начавшиеся с развитием на Северном Кавказе капиталистических отношений. Во второй главе рассматривается перестройка семейного уклада в первые два десятилетия Советской власти, 5

7 в основном совпадающие с эпохой социалистического строительства. В третьей главе показаны семья и семейный быт в современную эпоху, т. е. в эпоху развитого, зрелого социализма. * Семья и семейный уклад народов Северного Кавказа нашли отражение в достаточно обширной дореволюционной и советской этнографической литературе. Пожалуй, найдется немного кавказоведческих работ, авторы которых не коснулись бы тех или иных сторон семейного быта, а ряд статей или глав в монографиях посвящены этой теме специально. Такое положение, естественно, облегчает нашу задачу, но в меньшей степени, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, почти все имеющиеся работы посвящены отдельным народам, значительно реже таким их родственным группам, как адыги или вайнахи. Во-вторых, в подавляющем большинстве работ рассматриваются не семья и семейный уклад в целом, а лишь их отдельные формы и черты (большая семья, брачные обычаи, свадебные или родильные обряды и т. п.). В-третьих, даже в тех разделах обобщающих трудов по различным народам Северного Кавказа, в которых специально исследуются семья и семейный уклад, речь идет преимущественно о дореволюционном быте. Наконец, разные народы Северного Кавказа и различные стороны их семейного быта изучены в старой и новой этнографической литературе в высшей степени неравномерно. Применительно к региону в целом можно без преувеличения сказать, что лакун в освещении нашей темы несравненно больше, чем сколько-нибудь полных и удовлетворительных характеристик. Заслуживает быть приведенной пространная, но точная и выразительная оценка, данная М. О. Косвеном общим итогам изучения семьи и семейного быта в дореволюционном русском кавказоведении. «Большая патриархальная семья осталась почти не замеченной и совершенно неописанной... Брак, его условия и формы заключения составили довольно обычную тему, но описаны были все же недостаточно. Об экзогамии и эндогамии говорилось, но попыток исследовать эти явления в их конкретном бытовании не делалось. Бесконечно говорилось о похищении девушек, так что Кавказ прослыл чуть ли не «классической» страной этого способа заключения брака, однако все соответствующие упоминания остались крайне неотчетливыми и главные вопросы причины похищения и отношения к нему самой похищаемой не исследовались. Весьма популярную тему составила свадьба, однако и она описана недостаточно в ее актовых и обрядовых моментах, причем для некоторых народов она осталась описанной совершенно неудовлетворительно. Столь же много говорилось о связанных с заключением брака платежах, т. е. калыме и кебине (предбрачном даре), но соответствующие указания остаются неотчетливыми, весьма часто путают оба эти вида брач 6

8 ных платежей, затемняют этим их смысл и содержание и искажают представление о распространенности в прошлом на Кавказе покупного брака. Много внимания уделялось вопросу о положении женщины, однако и этот вопрос освещался нечетко и противоречиво: об одном и том же народе одни авторы заявляли, что женщина здесь «раба», «вьючный скот» и прочее, другие что положение женщины здесь выше, чем у соседних народов. Описывались роды с различными сюда относящимися процедурами, однако некоторые особо интересные с исторической точки зрения подробности игнорировались. Изредка описывались детские игры и игрушки, а также спорт. Сравнительно много внимания привлекло аталычество, делались попытки его объяснения, однако существенные стороны этого порядка, установление которых особо важно для его исторического истолкования, остались неосвещенными»6. Намного лучше представлена наша тема в публикациях советского времени, когда не только в академических центрах, но и во всех автономных республиках и областях Северного Кавказа стали вестись этнографические исследования, в том числе и по семейному быту. Однако, как уже говорилось, ни одного монографического исследования развития семьи и семейного уклада народов края не появилось и в советском этнографическом кавказоведении. Коротко рассмотрим основные литературные источники, содержащие важные для нас сведения по отдельным народам или их близкородственным группам. Начнем с предреформенного времени, т. е. середины прошлого века, так как задачи нашей работы лишь в редких случаях потребуют обращения к более ранним публикациям7. Лучше всего освещены в этнографической, в том числе и дореволюционной, литературе семья и семейный быт осетин в значительной мере благодаря тому, что уже во второй половине прошлого века из их собственной среды вышло большое число этнографов-осетиноведов. Ряд ценных данных о семье, ее быте, обычаях и обрядах мы находим в работах таких местных авторов, как уроженец Осетии грузин Н. Г. Берзенов, первый этнограф-осетин С. В. Жускаев и М. А. Кундухов (1850-е годы)8, И. Г. Тхостов, Дж. Т. Шанаев, Б. Т. Гатиев, А. А. Гассиев, И. Д. Кануков, Арчегова и Касабиева (е годы) 9, С. В. Кокиев, Г. Лиахвели, И. Кесаев, А. А. Кануков, А. Цаллагов, Г. М. Цаголов, Гагудз Ходон (Мзурон), А. Г. Ардасенов и многие другие (е годы) 10. Особое место среди этих публикаций заняла этнографическая работа замечательного осетинского просветителя К. Л. Хетагурова «Особа», привлекающая внимание не только научной содержательностью, но и общественно-демократической направленностью Заметный след в изучении семейного быта осетин оставили и русские ученые первой половины XIX в. К 70-м годам относятся работы В. Б. Пфафа, А. Л. Зиссермана и Д. Я. Лаврова12,. 7

9 к 80-м годам осетиноведческие труды таких крупнейших кавказоведов, как В. Ф. Миллер 13 и М. М. Ковалевский 14. В исследованиях Миллера и Ковалевского мы находим не просто систематическое описание многих из относящихся к нашей теме сюжетов, но и основанные на сравнительно-историческом методе попытки выявить их исторические корни. Особенно большое значение имело исследование М. М. Ковалевским семейной общины, как известно, получившее высокую оценку Ф. Энгельса. Из других работ конца века заслуживают быть отмеченными статьи Н. Н. Харузина и К.-И. И. Борисевича, содержащие значительный материал о различных сторонах семейного быта,5. В числе работ предреволюционного времени наиболее интересны исследования А. Е. Скачкова и М. А. Мисикова. Первая из них преимущественно экономическая, но включает разносторонние и, что особенно важно, нередко поданные в количественном выражении этнографические сведения16. Предмет второй антропология осетин, однако и в ней обильно представлены этнографические данные, причем освещены такие стороны семейной жизни, которые привлекли внимание автора как специалиста-врача. В советское время уже в 1920-х годах появляются первые публикации 18, а в 1930-х годах первые исследования, содержащие сведения о семейном укладе северных осетин19. Этнографические исследования широко развертываются в послевоенный период, когда выходят в свет специальные работы Н. Ф. Такоевой о брачно-свадебном и погребально-поминальном циклах обрядов20, а затем предпринимается всестороннее этнографическое исследование осетинского народа. Создание соответствующих монографий связано с именами Б. А. Калоева и А, X. Магометова. Историко-этнографическое исследование Б. А. Калоева включает два раздела, посвященных семье и семейной обрядности. Обе эти взаимосвязанные темы рассматриваются исторически, хотя, к сожалению, объем книги не позволил автору достаточным образом показать развитие семейного быта в советское врем я21. То же характерно для монографий А. X. Магометова: основанные на материалах только северных осетин, они обстоятельно характеризуют старый семейный быт, но несравненно более бегло его перестройку в начальный период Советской власти и его последующее социалистическое переустройство. Для нашей темы наиболее информативны работы А. X. Магометова «Семья и семейный быт осетин в прошлом и настоящем» (вошедшая в переработанном виде в его монографию «Культура и быт осетинского народа») и «Общественный строй и быт осетин», содержащая специальный раздел о семейной общине22. Важный материал содержится и в других работах современных осетинских исследователей. В книге югоосетинского этнографа Л. А. Чибирова о народном календаре приводится немало сведений о семейных обрядах, в том числе и северных осетин 23. Кандидатская диссертация Т. 3. Бесаевой посвящена разносто

10 ронней характеристике воспитания детей в осетинской семье24. Этнографическая информация о семье и семейном быте адыгских народов несколько уступает осетиноведческой. Правда, у адыгов еще раньше, чем у осетин, а именно в 1840-х годах, появились собственные этнографы Хан-Гирей и Ш. Б. Ногмов. Их внимание наряду с другими сторонами народной жизни привлекали семейные обычаи и обряды25. Но в последующие десятилетия, как на это обратил внимание уже М. О. Косвен26, происходит определенное снижение этнографических исследований данной группы. Все же благодаря широкой области расселения адыгов и множественности их этнических подразделений количество публикаций довольно значительно. Наиболее существенные для нас сведения мы находим в 1850-х годах у К. Ф. Сталя, Н. И. Карлгофа, J1. Я. Люлье и Ф. В. Юхотникова27; в 1860-х годах у А. О. Махвич-Мацкевича, Н. Ф. Грабовского и П. Невского28; в 1870-х годах у А. А. Кавецкого29; в 1880-х годах у Т. П. Кашежева30, в 1900-х годах у А. Шемгохова (в литературной обработке В. В. Василькова) и А. Н. Дьячкова-Тарасова31. Подавляющее большинство этих работ о западных адыгах. В этнографии советского времени семья и семейный быт западных адыгов также изучены лучше, чем восточных. Из публикаций первых послевоенных десятилетий должны быть отмечены книги У. Алиева, Б. М. Городецкого и С. Б. Сиюхова, обычноправовые и в том числе семейно-правовые работы А. М. Ладыженского, популярные, но не лишенные этнографического значения брошюры А. Ч. Намитокова32. Ценные сведения о семейном быте имеются в публикациях, явившихся результатом медикосанитарных обследований33 и изучения религиозных пережитков в Адыгее и Шапсугии 34. Относящиеся к нашей теме работы по адыгским народам множатся с конца 1940-х годов и особенно в два последних десятилетия. Е. Н. Студенецкая исследует кабардинскую большую семью35, Т. Т. Шикова семью и семейный быт кабардинцев36, Г. X. Мамбетов в многочисленных исследованиях, главным образом по материальной культуре и хозяйству кабардинцев, органически увязывает трактуемые вопросы с различными сторонами семейного быта37, X. М. Думанов уделяет значительное внимание кабардинскому семейному имущественному и наследственному праву38, С. X. Мафедзев семейным обрядам и обрядовым играм39, Б. X. Бгажноков адыгскому этикету40 и т. д. Семейный уклад черкесов разносторонне, хотя и очень суммарно, характеризуется в обобщающей работе И. X. Калмыкова4t. Очень интенсивно разрабатывается семейная тематика у адыгейцев. Э. Л. Коджесау исследованы семейные отношения шапсугов и предпринята интересная попытка оценочного подхода к брачно-семейным традициям адыгейцев42. М. А. Меретуковым обстоятельно изучен семейный быт абадзехов и опубликована 9

11 обширная серия статей, посвященных семье и основным брачносемейным обычаям и обрядам как адыгейцев, так и вообще адыгов. Публикации М. А. Меретукова обобщают очень большой литературный и полевой материал, но обращены они в основном в прошлое; едва ли не единственное исключение его статья об адыгейской советской семье43. Э. Л. Коджесау и М. А. Меретуковым совместно исследован старый и новый семейный быт колхозников колхоза им. XXII съезда Шовгеновского района Адыгейской автономной области44, а Н. М. Киселевой опубликована заметка о межнациональных браках в Адыгее45. Есть специальная обобщающая работа по воспитанию детей у адыгов, однако лишь в дореволюционном прошлом46. Ранняя относящаяся к нашей теме литература по карачаевцам и балкарцам очень невелика: к 1850-м годам восходит статья неустановленного автора М., к м статьи Н. Ф. Грабовского, Н. Петрусевича и Г. С. Петрова47. G 1880-х годов эти народы становятся предметом изучения таких видных исследователей, как М. М. Ковалевский и В. Ф. Миллер. Выше уже называлась работа М. М. Ковалевского об обычном праве «горских татар»; сюда следует добавить публикации наблюдений, сделанных им совместно с В. Ф. Миллером и И. И. Иванюковым48: Из других работ дореволюционного времени наиболее содержательны статьи В. Я. Тепцова, Е. 3. Баранова, Б. К. Далгата, А. Н. Дьячкова-Тарасова (90-е годы) 4\ И. Баранова, Б. В. Миллера, Н. П. Тульчинского, Б. А. Ланге, Н. А. Караулова, Н. Е. Талицкого, Н. С. Иваненкова, В. М. Сысоева, И. С. Щукина, Г. Ф. Чурсина (1900-е и предреволюционные годы) 50. Некоторые данные о семье есть в статьях первого балкарского этнографа М. К- Абаева, публиковавшихся им в конце XIX в. и сведенных воедино в 1911 г.51 В литературе первых послереволюционных десятилетий сведения по семейно-бытовым сюжетам включены в публикации общего или пограничного характера 52. К сожалению, это в значительной мере относится и к новейшей этнографической литературе о карачаевцах и балкарцах. Таковы уже упоминавшиеся исследования Г. X. Мамбетова, посвященные кабардинцам и балкарцам, работы А. И. Робакидзе, Э. Б. Бернштейна, Ю. Н. Асанова53 и др. Систематизированные, хотя и очень краткие, данные по карачаевской семье представлены в очерке В. П. Невской54; несколько более детальные в особом разделе обобщающей монографии о карачаевцах, написанном В. П. Невской в соавторстве с И. М. Шамановым55. Особо следует отметить ценную коллективную работу, посвященную изживанию старых и формированию новых бытовых традиций в Карачаево-Черкесской автономной области, в том числе и семейных традиций у карачаевцев56. В последнее время И. М. Шамановым выпущена специальная публикация о семейном быте карачаевцев, но лишь в дореволюционное время57. Что касается балкарцев, то у них К. Г. Азаматовым исследовано обычное 10

12 семейное право (первая половина XIX в., но значение работы выходит за эти хронологические рамки) 38, М. Ч. Кучмезовой обычное имущественное и наследственное право в XIX в.59, A. И. Мусукаевым большая семья и семейно-родственная группа конца XIX начала XX в.60 Семейно-бытовая информация о чеченцах и ингушах постепенно возрастает от более или менее содержательных сообщений и общего характера заметок до специальных этнографических работ. Из наиболее ранних публикаций преимущественный интерес представляют статьи И. А. Клингера и К. Самойлова (1850-е годы) в, А. П. Ипполитова, И. М. Попова, П. И. Головинского, Н. Ф. Грабовского и У. Лаудаева (е годы)62. В 1860-х годах начал работать первый ингушский этнограф Ч. Э. Ахриев63. Особенно важные данные получены исследователями следующего тридцатилетия, это уже упоминавшиеся Н. И. Харузин, К.-И. И. Борисевич и И. С. Иваненков, а также B. Н. Акимов и И. И. Пантюхов64. Собранные Б. К- Далгатом в 1890-х годах адаты ингушей были опубликованы уже в советское времяб5. Из других этнографических и смежных с ними публикаций советского времени для нас в той или иной степени ценны относящиеся к довоенным десятилетиям работы Н.Ф. Яковлева, К. Г. Мартиросиана, В. П. Христиановича, Д. 3. Шерипова, X. Д. Ошаева, И. И. Покровского, М. А. Мамакаева66, а в ряду современных статьи А. А. Исламова, A. А. Плиева, В. Дж. Итонишвили, А. С. Омарова". Но в целом приходится отметить, что изучение семьи и семейного быта, как и этнографическая работа вообще, в Чечено-Ингушетии пока еще развернуто слабее, чем в других республиках и областях Северного Кавказа. Особо надо сказать о работах, в которых нашли отражение семейно-бытовые отношения не отдельных народов или их групп, а всего Северного Кавказа либо Кавказа в целом. Первое по времени в этом ряду исследование Н. Ф. Дубровина, дающее систематизированное описание многих сторон семейного быта адыгов, осетин, чеченцев и ногайцев. Работа Дубровина построена в основном на литературных источниках, но это не просто компиляция, так как в ней использован также архивный материал68. Значительно менее ценны позднейшие сводные описания народов Северного Кавказа: Е. Д. Максимова и Г. А. Вертепова 6\ B. П. Пожидаева 70 и др. Совершенно иначе должны быть оценены сводные работы, подготовленные в советское время сотрудниками Института этнографии АН СССР. Это прежде всего соответствующий том двухтомника «Народы Кавказа» серии «Народы мира»п. Имеющиеся в нем.характеристики семьи и семейного быта при всей своей краткости отличаются большой точностью и отражают полевые наблюдения таких компетентных кавказоведов, как Б. А. Калоев («Чеченцы», «Ингуши», совместно с Н. Ф. Такоевой «Осетины»), Е. Н. Студенецкая («Кабардинцы и черке 11

13 сы», при участии Г. А. Сергеевой «Карачаевцы»), М. Г. Аутлев и Е. С. Зевакин («Адыгейцы»), Л. И. Лавров («Абазины»), Н. Ф. Такоева («Балкарцы»). Трудно переоценить значение изданного Ф. И. Леонтовичем свода адатов кавказских горцев, в частности чеченцев, осетин, кабардинцев и западных адыго-черкесов, адатов, записанных у них в основном в первой, но частично и во второй половине XIX в. Здесь обильно представлено обычное семейное право; не лишены значимости и замечания самого Ф. И. Леонтовича во введении и отдельных комментариях72. Ценнейшим исследованием обычного права, в том числе относящегося к исследуемой нами тематике у соответствующих народов, является основной труд М. М. Ковалевского73. Из других работ этого плана должны быть отмечены обычно-правовые и собственно правовые публикации Л. Петрова, В. Н. Иваненко, Н. М. Агишева и В. Д. Бушена, а также некоторые более частные статьи74. Представляя собой важнейший материал для историко-этнографических реконструкций, семейно-бытовые формы и отношения народов Северного Кавказа (либо Кавказа в целом) уже в дореволюционное время стали предметом специального исследования кавказоведов эволюционистского направления. Главная заслуга принадлежит здесь М. М. Ковалевскому, много сделавшему для изучения семейной общины и еще более архаичных брачно-семейных форм75. В этой же области работал С. А. Егиазаров, оставивший обзор пережитков архаичных форм брака у кавказских горцев76. В. В. Сокольскому принадлежит первая реконструкция матриархальных отношений у горских народов Кавказа77, Л. В. Малинину первая, на том же материале, попытка установить историческое соотношение калыма и приданого78. Не лишенная интереса сводка данных о семье у кавказских горцев, отражающая, однако, антиэволюционистские тенденции рубежа нашего века, оставлена А. Даринским79. Частью к дореволюционному времени, частью к 1920-м годам относится несколько обобщающих работ видного кавказоведа Г. Ф. Чурсина, среди разносторонних интересов которого имелись и семейно-бытовые сюжеты80. Другие общерегиональные работы 1920-х годов, касающиеся тех же вопросов: И. Хубиева (псевдоним Карачайлы) о специфике быта кавказских горцев, А. М. Ладыженского о северокавказских адатах, М. Сигорского об особенностях брачных традиций у народов Кавказа81. Последняя из них хотя и является небольшим сообщением, представляет значительный теоретический интерес как попытка историко-культурной классификации брачно-свадебных комплексов. Она, помимо того, предвосхитила попытки последующих советских кавказоведов выявить пережитки переходной локализации брачного поселения. Многие вопросы, связанные с организацией и бытом семьи в ее историческом прошлом, нашли глубокую разработку в трудах одного из основателей советского этнографического кавказове 12

14 дения, крупного историка первобытного общества М. О. Косвена. Это характеристика большой семьи и семейно-родственной группы, или патронимии, эволюция форм брачного поселения, генезис обычаев избегания, аталычество и др.82 Ряд предпринятых в нашей работе историко-этнографических реконструкций опирается на выводы М. О. Косвена или является их дальнейшим развитием. Следует, однако, учесть, что в изучении семейных форм и отношений у народов Кавказа М. О. Косвена интересовали преимущественно их генезис и древнейшие формы, несравненно меньше их конкретные функции в общем контексте меняющихся социально-бытовых условий. В этом и сильная сторона, и известная ограниченность его подхода ко многим рассматриваемым здесь вопросам подхода, закономерного для исторической реконструкции первобытнообщинных институтов, но недостаточного для понимания того, почему и как функционировали пережитки этих институтов в быту старокавказской семьи. Как и многочисленные другие ученики М. О. Косвена, автор обязан ему пониманием значения исторического подхода к кавказоведческому исследованию; как и многие другие, автор стремится здесь совместить этот подход с приемами функционального анализа. Общетеоретическим вопросам истории семьи и семейно-родственных отношений заметное внимание уделил видный историк и этнограф-кавказовед В. К. Гарданов, внесший весомый вклад в исследование институтов аталычества, гостеприимства, кровомщения83. Большое теоретическое значение для понимания исторического места семейно-родственных патронимических групп понимания, существенно отличного от предложенного М. О. Косвеном, имеют также работы А. И. Робакидзе84. Более узкий, хотя и непосредственно касающийся нашей тематики, характер имеет работа В. Дж. Итонишвили о быте горской семьи85. Хотя работа написана по-грузински и осталась нам недоступной, из русского резюме видно, что главным предметом исследования явилась большая семья и характерные для нее имущественные отношения у чеченцев, ингушей и осетин, т. е. важная, но далеко не единственная сторона их старого семейного быта. В современной зарубежной науке проблемы истории брака и семьи, как правило, решаются без учета кавказского материала. Единственное, но заметное исключение специальная монография о браке и семье у народов Северного Кавказа, принадлежащая перу американского этнографа Л. Дж. Лузбетака86. Хотя автор в конце 1920-х годов побывал в этом регионе, книга написана в основном по литературным источникам. Тем не менее это солидный, насыщенный сравнительным материалом труд, в котором совмещены эволюционистский и функционалистский методы исследования. Что касается общих вопросов развития современных семейных отношений на Северном Кавказе, то многие из них, в частности задачи совершенствования семейно-бытовых традиций, ис 13

15 следованы в ряде публикаций социологов, религиоведов и историков87. Особенно ценными в этом отношении представляются обобщающие работы А. В. Авксентьева, С. М. Гаджиева и В. М. Вагабова, а также небольшая, но очень содержательная статья К. И. Чомаева о былых чертах этнической психологии горцев. Наконец, семье и семейному быту или же его различным аспектам у народов Северного Кавказа посвящен ряд наших статей как по отдельным народам региона88, так и по региону в целом89. Основные из них, надлежащим образом переработанные, использованы в предлагаемой книге. * Как видно из проделанного обзора, литературные источники далеко не достаточны для решения поставленной здесь задачи. Наряду с ними нами широко привлечены другие источники газетные, архивные и особенно полевые. Газетные материалы много дают для понимания специфических форм перестройки семейного быта в период, который хуже всего освещен в этнографической литературе, т. е. в е годы. Северокавказская пресса тех лет изобилует конкретными сведениями о мероприятиях партийных, советских и общественных организаций по раскрепощению женщины, борьбе с бытовыми преступлениями и т. д., а равным образом об отношении к ним передовой общественности городов и селений. Существенны также газетные данные послевоенного времени и последних десятилетий, освещающие новый этап бытовых, в том числе семейно-бытовых, преобразований, преодоления пережитков прошлого в быту и сознании населения, становления новых семейных традиций, и в частности гражданских обрядов. Нами использована северокавказская республиканская, областная и частично районная пресса: газеты «Горская правда», «Власть труда» (Владикавказ), «Пролетарий Осетии», «Социалистическая Осетия» (Орджоникидзе), «Красная Кабарда», «Кабардино-балкарская беднота», «Социалистическая Кабардино-Балкария», «Кабардино-Балкарская правда» (Нальчик), «Красная Черкесия», «Ленинское знамя», «Ленин нур», «Ленин байрагъы», «Ленин йолы» (Черкесск), «Ленинский путь», «Адыгейская жизнь» (Майкоп), «Грозненский рабочий» (Грозный), «Колхозный путь», «Комсомолец Шапсугии» (бывш. Шапсугский национальный район) и др. Использована, разумеется, и центральная пресса. Углубленное изучение преобразований советского времени оказалось невозможным без привлечения архивных данных. Помимо государственных архивов Чечено-Ингушской, Северо-Осетинской и Кабардино-Балкарской автономных республик, Карачаево-Черкесской и Адыгейской автономных областей и Краснодарского края, в работе использованы материалы архивов 14

16 областных комитетов КПСС соответствующих республик и областей, а также текущих архивов различных советских учреждений. Среди последних в связи с применением количественных методов исследования, речь о которых будет дальше, особое внимание привлекли архивы отделов записи актов гражданского состояния, паспортных столов отделений милиции и т. п. Использованы некоторые лишь частично введенные в научный оборот этнографические данные, хранящиеся в архивах научно-исследовательских институтов северокавказских автономных республик и областей. Наконец, привлечены материалы Государственного архива народного хозяйства СССР и Центрального государственного архива Октябрьской революции. Начиная с 1959 г. автором проводились полевые этнографические исследования во всех автономных республиках в областях Северного Кавказа, а также в адыгейских селениях Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского края. Работа велась как в сельской местности, так и в городах путем опроса информаторов и непосредственного наблюдения. Исследования выполнялись по заданию Института этнографии АН СССР и в разные годы осуществлялись в процессе работы Северо-Кавказского отряда комплексной экспедиции или же Северо-Кавказской экспедиции, отдельных этнографических отрядов под руководством автора, а также во время научных командировок. Полевые материалы собирались в Адыгее (, 1965 и 1975 гг.), среди адыгейцев Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского края (1961 г.), в Карачаево-Черкесии (1965, 1968, 1969, 1974 и 1980 гг.), в Кабардино-Балкарии (1962 г.), в Северной Осетии (1963, 1969, 1973 и 1976 гг.) и в Чечено-Ингушетии (1963, 1965 и 1969 гг.) 90. При полевом изучении семейного быта, как и других предметных зон этнографии, не исключены субъективные оценки и выводы. Едва ли не наиболее действенное средство их корректирования количественные методы исследования. Автор стремился как можно шире привлекать количественные показатели рассматриваемых процессов, данные для которых предоставляли актовые материалы и этносоциологические обследования. Статистические данные текущего официального делопроизводства, которые, очевидно, занимают промежуточное положение между архивными и полевыми источниками, часто позволяют составить точное представление о многих сторонах быта семьи. В частности, текущие архивы совхозов и колхозов характеризуют динамику семейного благосостояния; союзпечати и библиотек культурного уровня; отделов записи актов гражданского состояния регистрируемой брачности и национального и социального состава брачащихся; паспортных столов отделений милиции определения национального самосознания подростков из смешанных семей и т. д. Эти и им подобные источники сведений использованы в нашей работе, однако лишь выбороч 15

17 но, так как, например, данные о национальной принадлежности брачащихся фиксировались в разные периоды не всюду. В гг. Северо-Осетинским и Кабардино-Балкарским научно-исследовательскими институтами было проведено широкое этносоциологическое обследование среди сельских жителей и горожан осетин, кабардинцев и балкарцев. Вопросник, в частности по семье и семейному быту, был разработан В. К. Гардановым, А. Е. Тер-Саркисянц и нами совместно с сотрудниками этих институтов. Выборка производилась с учетом географической зональности основных типов поселений и социально-профессиональной и половозрастной структуры населения. Выборочная совокупность (свыше 1,5 тыс. горожан и около 2 тыс. сельских жителей) представительна для обследованных народов и групп населения в целом91. В книге по возможности широко используются результаты этих этносоциологических работ, в особенности по Северной Осетии, где автор сам участвовал в получении соответствующих данных92. Некоторые количественные показатели получены автором также и в результате собственного этносоциологического обследования отдельных сторон семейного быта в Карачаево-Черкесии и Адыгее либо извлечены из архива Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института, проводившего в 1974 г. ограниченные по масштабам этносоциологические работы. Автор глубоко признателен всем, кто прямо или косвенно содействовал созданию этой работы. Первое место здесь по праву принадлежит многонациональному отряду информаторов и респондентов. Очень большое значение имели труды и советы этнографов автономных республик и областей Северного Кавказа, а также любезное содействие работников местных архивов и других учреждений. В ряде экспедиционных выездов автору оказали помощь научно-технические сотрудники и аспиранты Института этнографии АН СССР Л. И. Бобринская, Н. Д. Пчелинцева и Л. Б. Шидова, фотографы Ю. А. Аргиропуло и А. А. Линденберг. Особая благодарность сотрудникам сектора этнографии народов Кавказа Института этнографии АН СССР, в коллективе которого велась вся научная работа автора. 1 Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество». Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 45, с О понятии «быт» см.: Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973, с и др. 3 См.: Андропов Ю. В. Шестьдесят лет СССР. Коммунист, 1983, 1, с Здесь не рассматриваются народы Дагестана, образующие, как и народы Северного Кавказа или Закавказья, особый историко-этнографический регион либо, если считать таким регионом весь Кавказ, одни из его трех субрегионов. К тому же семья и семейный быт народов Дагестана фундаментально исследованы в работах С. Ш. Гаджиевой. 5 Ленин В. И. О государстве. Полн. собр. соч., т. Э9, с (5

18 Косвен М. О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке. Ч. 3. В кн.: КЭС, 1962, 3, с В предлагаемом обзоре отчасти использованы имеющиеся своды дореволюционных работ по этнографии Северного Кавказа: Косвен М. О. Материалы... Ч. 1, В кн.: КЭС, 1955, 1; Ч. 2, В кн.: КЭС, 1958, 2: Ч. 3, В кн.: КЭС, 1962, 3; Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII XIX вв.). Сост., вводн. статья и прим. Б. А. Калоева. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1967; Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Сост., ред. переводов, введение и вступ. статьи к текстам В. К. Гарданова. Нальчик: Эльбрус, Берзенов Н. Очерки Осетии. К, 1850, 2, 7, 15, 47, 48, 95; 1852, 5, 67, 68; Он же. Из записок об Осетии. Там же, 1850, 93; 1853, 15; Ж ускаев С. Похороны у осетин-алагирцев. ЗВ, 1855, 9; Он оке. Атинаг. Там же, 32; Описание вредных народных обычаев, существовавших в туземных племенах Военно-Осетинского округа до настоящего времени, Составлено по предложению начальника Военно-Осетинского округа полковника Кундухова. В кн.: Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, вып Тхостов И. Из заметок о тагаурцах. ТВ, 1869, 28; Шанаев Дж. Свадьба у северных осетин ССКГ, 1870, вып. IV; Гатиев Б. Суеверия и предрассудки у осетин. Там же, 1876, вып. IX; Гассиев А. Нечто о положении женщины у горцев-мусульман. Тифл. В., 1877, 30; Кануков И. В Осетинском ауле. ССКГ, 1875, вып. VIII; Он же. К вопросу об уничтожении вредных обычаев среди кавказских горцев. К, 1879, 48, 54; Арчегова. Физическое воспитание осетинских детей. ТВ, 1879, 21; Касабиева. Физическое воспитание детей в Осетии. Там же. "> Кокиев С. В. Записки о быте осетин. СМЭ, 1885, вып. 1; Он же. Калым у осетин. ТВ, 1884, 4; Лиахвели Г. Осетинская женщина. ЮО, 1886, 292; Кесаев И. Из жизни осетин (Случай похищения невесты). ТВ, 1894, 100, 102; Кануков А. Годовые праздники у осетин. Там же, 1892, 18, 25, 31, 80; Цаллагов А. Селение Гизель (или Кизилка) Терской области Владикавказского округа. СМОМПК, 1893, вып. XVI; Цаголов Г. Заметки из осетинской жизни. 1. Осетинская вежливость. ТВ, 1890, 96; Гагус)з Ходон. Калым. Там же, 1899, 32; Гагудз Згурон. Похищение невесты. Там же, 65; В. Н. Л. [А. Г. Ардасенов] Переходное состояние горцев Северного Кавказа. Тифлис, Хетагуров К. Л. Особа. Собр. соч. в пяти томах. Т. 4. М.: Изд-во АН СССР Пфаф В. Б. Народное право осетин. ССК, 1871, т. 1; 1872, т. II; Он же. Этнологические исследования об осетинах. Там же, 1872, т. II; Он же~ Описание путешествия в Южную Осетию, Рачу, Большую Кабарду и Дигорию. Там же; Зиссерман А. Л. Двадцать пять лет на Кавказе (). СПб., 1879; Л авров Д. Заметки об Осетии и осетинах. СМОМПК, 1880, вып. III. 13 Миллер В. Ф. В горах Осетии. РМ, 1881, 9; Он же. Осетинские этюды. М., ч. I III; Он же. Черты старины в сказаниях и быте осетин, ЖМНП, 1882, кн. VIII. 14 Ковалевский М. М. Некоторые архаические черты семейного и наследственного права осетин. ЮВ, 1885, 6-7; Он же. Об обычном праве горских татар и его отношении к осетинскому. ИОЛЕАЭ, 1885, т. 43, вып. 2; Он же. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1886, т. I II. 15 Харузин Н. Н. По горам Северного Кавказа. Путевые заметки. У осетин. BE, 1888, т. VI; Борисевич К. Черты нравов православных осетин и ингушей Северного Кавказа (семейная и домашняя жизнь Я др.). ЭО, 1899, Скачков А. Опыт статистического исследования горного уголка (экономический очерк). ТВ, 1905, 219, Мисиков М. А. Материалы для антропологии осетин. Одесса, Об. 17

19 18 Гарданов М. К. Селение Христиановское в фактах жизни. ИОНИИК, 1925, вып. I; Саур П. По Дигории. НП, 1928, 10 и др. 19 Кулов К. Д. Пережитки родового быта в Северной Осетии (бытовые преступления). ИСОНИИ, Ш32, т. IV; Он же. Матриархат в Осетии. Там же, 1935, т. VIII; Кулов С. Д. О некоторых пережитках феодально-родового быта и капитализма в Северной Осетии. Орджоникидзе: Гос. изд-во Сев,- Осет. АССР, Такоева Н. Ф. Погребальные и поминальные обряды осетин в XIX в. СЭ, 1956, I; Она же. К вопросу о браке и свадебных обрядах у северных осетин в XIX начале XX в. КСИЭ, 1959, вып Калоев Б. А. Осетины. Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1967; Изд. 2. М.: Наука, Магометов А. X. Семья и семейный быт осетин в прошлом и настоящем. Орджоникидзе: Сев.-Осет. НИИ, 1962; Он же. Культура и быт осетинского народа. Историко-этнографическое исследование. Орджоникидзе: Ир, 1968; Он же. Общественный строй и быт осетин (XVII XIX вв.). Орджоникидзе: Ир, Чибиров Л. А. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинвали: Ирыстон, Бесаева Т. 3. Обычаи и обряды осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка (XIX начало XX в.). Рук. канд. дис. М., 1975 (ГПБЛ О Д). 25 Важнейшая работа: Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1978; Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик: Кабард. кн. изд-во, 1947 (1-е изд. 1847). 26 Косвен М. О. Материалы..., ч. 3, с Сталь. Этнографический очерк черкесского народа. КС, 1900, т. XXI; Карлгоф Н. Восточный берег Черного моря. В кн.: Военно-статистическое обозрение Российской империи. СПб., 1853, т. XVI, ч. 10; Он же. О политическом устройстве черкесских племен, населяющих северо-восточный берег Черного моря. РВ, 1860, т. XXVIII, кн. 2; Люлье Л. Я Черкесия. Историко-этнографические статьи. Краснодар: Об-во изучения Адыгейской АО, 1927; Юхотников Ф. В. Свадьба у кавказских горцев. ЛОМВ, 1856, 151; Он же. Похороны и тризна у кавказских горцев. Там же, 1857, Махвич-Мацкевич А. Абадзехи, их быт, нравы и обычаи. НБ, 1864, 3; Грабовский И. Ф. Очерки суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе. ССКГ, 1870, вып. IV; Невский П. Закубанский край в 1864 г. (Путевые воспоминания). К, 1868, 97 98, Кавецкий А. А. Первоначальное физическое воспитание у абадзехов, темиргоевцев и других племен горцев, населяющих Майкопский уезд Кубанской области. КОВ, 1879, 27; Он же. Происхождение обычая у знатных горцев отдавать своих детей на воспитание посторонним людям. Там же, 1879, Кашежев Т. Свадебные обряды кабардинцев. ЭО, 1892, вып Васильков В. В. Очерк быта темиргоевцев. СМОМПК, 1901, вып. XXIX; Дьячков-Тарасов А. Н. Мамхеги. ИКОРГО, 1901, вып. 14; Он же. Абадзехи (историко-этнографический очерк). ЗКОРГО, 1902, кн. 22, вып Сиюхов С. Б. Черкесы-адыге. ИОЛИКО, 1922, вып. 7; Алиев У., Городецкий Б. М., Сиюхов С. Адыгея. Историко-этнологический и экономический очерк. Ростов-на-Дону: Крайнациздат, 1927; Ладыженский А. М. Обычное семейное право черкес. НВ, 1928, кн. 22 и др.; Намитоков А. Черкешенка. М.: Охрана материнства и младенчества, 1928; Он же. Пережитки родового быта и советский закон. М.; Л.: Гос. изд-во, Муравьев И. И. Шапсугия. Медико-санитарное обследование. Ростов-на-Дону; Сев.-Кавкт краевое упр. здравоохранения, 1929; Адыги, их быт, физическое развитие и болезни. Ростов-на-Дону, Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. Материалы Шапсугской экспедиции 1939 г. М.: Изд-во МГУ, Студенецкая Е. Н. О большой семье у кабардинцев в XIX в. СЭ, 1950, Шикова Т. Т. Семья и семейный быт кабардинцев в прошлом и настоящем. Рук. канд. дис. М.; 1956 (ГПБЛ О Д). 18

20 3 Мамбетов Г. X. Материальная культура сельского населения Кабардино- Балкарии (вторая половина XIX 60-е годы XX в.). Нальчик: Эльбрус, 1971; Он же. Одежда в традициях и обычаях кабардинцев и балкарцев. ВКБНИИ, 1972, вып. 5; Он же. Пища в обычаях и традициях кабардинцев и балкарцев Там же, 1972, вып. 6; Он же. Пережиточные формы института взаимопомощи, связанные с семейным бытом кабардинцев и балкарцев в XIX начале XX в. УЗКБНИИ, 1974, т. 26 и др. 38 Думанов X. М. Обычное имущественное право кабардинцев (вторая половина XIX начало XX в.). Нальчик: Эльбрус, Мафедзев С. X. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX начале XX в. Нальчик: Эльбрус, 1979; Он же. Обрядовые игры в современном семейном быту кабардинцев. В кн.: Этнография народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1977, вып Бгажноков Б. X. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, Калмыков И. X. Черкесы. Историко-этнографический очерк. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставроп. кн. изд-ва, Коджесау Э. Л. Семейные отношения шапсугов в прошлом и настоящем. Рук. канд. дис. М., 1954 (ГПБЛ ОД); Она же. Об обычаях и традициях адыгейского народа. УЗАНИИ, 1968, т Меретуков М. А. Семейный быт абадзехов. Рук. канд. дис. Тбилиси, 1954; Он же. Адыгейская советская семья. УЗАНИИ, 1965, т. 4; Он же. Брак у адыгов. Там же, 1968, т. 8; Он же. Усыновление у адыгов в XIX в. Там же; Он же. Калым и приданое у адыгов. Там же, 1970, т. 9; Он же. Семейная община у адыгов, Там же; Он же. Формы заключения брака у адыгов. Там же, 1971, т. 13; Он же. Свадьба и свадебная обрядность у адыгейцев в прошлом и настоящем. Там же, 1974, т. 17; Он же. Брачное помещение у адыгов. ССЭА, 1975, вып. 1; Он же. Адыгские обряды пребывания жениха и невесты в «чужих домах», Там же; Он же. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем. КБА, 1976, вып. 1 И др. 44 Культура и быт колхозного крестьянства Адыгейской автономной области. М.; Л.: Изд-во АН СССР, Киселева Н. М. Межнациональные браки в Адыгее. КБА, 1976, вып Киржинов С. С. Система воспитания адыгов (черкесов) в прошлом. Рук.. канд. дис. Тбилиси, 1977 (ГПБЛ ОД). 47 М. Татарское племя на Кавказе К, 18591, 86 87, 89 91; Грабовский Н Свадьба в горских обществах Кабардинского округа. ССКГ, 1869, вып. II; Петрусевич Н. Заметка о карачаевских адатах по долговым обязательствам. Там же, 1870, вып. IV; Петров Г. С. Верховья Кубани Карачай. КОВ, 1879, Миллер В., Ковалевский М. В горных обществах Кабарды. BE, 1884, кн. 4; Иванюков И. И., Ковалевский М. М. У подошвы Эльбруса, Там же, 1886, кн Тепцов В. Я. По истокам Кубани и Терека. СМОМПК, 1892, вып. XIV; Баранов Е. 3. Очерки из жизни горских татар Кабарды. ТВ, 1894, 141, 145, 149; 1895, 2, 21; Далгат Б. Поездка к Чегемским ледникам [Центрального Кавказа]. Владикавказ, 1896; Дьячков-Тарасов А. Н. Заметки о Карачае и карачаевцах. СМОМПК, 1898, вып. XXV; Он же. В горах Большого и Малого Карачая Там же, 1900, вып. XXVIII.!0 Баранов Ил. Упорядочение калыма (письмо из Нальчика). ТВ, 1901, 213; Миллер Б. В. Из области обычного права карачаевцев. ЭО, 1902, 1 4; Тульчинский Н. П. Пять горских обществ Кабарды. -ТС, 1903,. вып. 5; Ланге Б. А. Балкария и балкарцы. К, 1903,.V* 283, 287, 288, 294, 301 \ Караулов Н. А. Балкары на Кавказе. СМОМПК, 1908, вып. XXXVIII; Талицкий Н. Е. Очерки Карачая. СМОМПК, 1909, вып. XI; Иваненков Н. С. Карачаевцы. ИОЛИКО, 1912, вып. V; Сысоев В. А1. Карачай & географическом, бытовом и историческом отношениях. СМОМПК, 1913, вып. XLIII; Щукин И. С. Материалы для изучения карачаевцев. РАЖ, 191Э, 1-2; Он же. Из поездок по верхней Кубани. 3, 1914; 3; Чурсин Г. Ф. Поездка в Карачай. ИКОРГО, 1915, т. XXIII, вып Абаев М. К. Балкария. Исторический очерк. Мусульманин [Париж], 1911,


Посвящается памяти Албогачиева Ахмеда Исламовича ВВЕДЕНИЕ Изучение истории и комплекса культуры конкретных народов составляет одну из неизменных и главных задач этнографической науки. Однако ее решение

СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ А. Х. Абазов ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАБАРДИНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИОГРАФИИ ОБЫЧНОГО ПРАВА Историческая память это совокупность представлений общества,

Ставропольская краевая детская библиотека им. А. Е. Екимцева Информационно библиографический центр Северный Кавказ наш общий дом Рекомендательный библиографический указатель литературы Ставрополь 2006

Библиография 1. Абаев В.И. Дохристианская религия алан. Тезисы доклада на ХХV Международном конгрессе востоковедов. М.,1960. 2. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т.V. М., 1989.

КОНФЕРЕНЦИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ, РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КПСС, КП РСФСР 1921 1991 гг. I Областная конференция РКП(б) 16-18 ноября 1921 г. Всего делегатов 45 от 457 коммунистов областной

ОТЧЕТ о работе диссертационного совета Д 212.117.04 при Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева в 2003 году Диссертационный совет Д 212.117.04 утвержден при Мордовском государственном

Н. Н. РЫБУШКИН ЗАПРЕЩАЮЩИЕ НОРМЫ В СОВЕТСКОМ ПРАВЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1990 Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Казанского университета Научный редактор канд.

Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО Северо-Кавказский государственный институт искусств Кафедра культурологии Рабочая программа дисциплины «Кавказский этикет» Уровень высшего образования:

38 Свечникова Л.Г., Фоминская М.Д. акты и планы». Религия и собственность считались неприкосновенными и под защитой «общих узаконений Империи». Остальные пункты были посвящены административно-судебным

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северо-Кавказский государственный институт искусств Кафедра

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение 2 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели и задачи освоения дисциплины. 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы. 3. Требования к результатам освоения

Я. С. Смирнова КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СЕМЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА) Разработка общей теории этноса показала, что семья является важной микроячейкой этнических процессов \ Это тем более относится

М. В. Игнатьева РОЛЬ М. М. КОВАЛЕВСКОГО В ИЗУЧЕНИИ ОБЫЧНОГО ПРАВА НАРОДОВ КАВКАЗА Работа представлена кафедрой теории права и гражданско-правового образования Научный руководитель - доктор юридических

Памяти моего отца ВВЕДЕНИЕ На протяжении веков социально-политические и правовые системы изменялись, сменяя друг друга. Закономерно изменялся и статус человека, его место и роль в этих системах, а следовательно,

Кукушкина Аида Александровна, аспирант, ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, Республика Адыгея СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Аннотация.

Муниципальное образование город Краснодар муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа 52 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По кубановедению

М. Н. Смирнова ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ДИАСПОР КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В КОНЦЕ XX НАЧАЛЕ XXI в. В настоящее время в Санкт-Петербурге представлены практически все народы Кавказа. Результатом своего

В.П. Сёмин ИСТОРИЯ РОССИИ Конспект лекций Учебное пособие КНОРУС МОСКВА 2015 УДК 94(47)(075.8) ББК 63.3(2)я73 С30 Рецензенты: С.Д. Половецкий, д-р ист. наук, проф., С30 Сёмин В.П. История России. Конспект

ОТЗЫВ официального оппонента доктора исторических наук, доцента Бибина Михаила Андреевича о диссертации Черник Марии Владимировны «Особенности реализации судебной реформы 1864 г. в Астраханской губернии»,

ИСТОРИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ Бечелов Заур Шабасович канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова» г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика ИЗ

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся По дисциплине Б.3.2. Регионоведение Общие сведения 1. Кафедра История России 031300.62 «Журналистика» 2. Направление подготовки

Шеуджен Э. А. Советская историография национально-культурного строительства на Северном Кавказе. Издательство Ростовского университета, 1983. 140 с. Ш36 Печатается по решению заседания бюро отделения гуманитарных

БИЛЕТЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ» ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ

АКАДЕМИЯ НАУК СССР КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И.Н.Бурова Развитие проблемы бесконечности в истории науки (На материалах истории философии и математики) Ответственный редактор кандидат философских наук И. И. ГОЛОВИН

Оглавление Лекция 1. Предмет курса «История государства и права России» и ее место в системе юридических наук... 3 1. Предмет и задачи курса истории государства и права России...... 3 2. Периодизация истории

Деле возрождения некогда оставленных людьми территорий и их интенсивного использования, сочетая традиционные и инновационные формы хозяйствования. 1. Научная новизна диссертационного исследования Новизна

Национально-государственное и правовое регулирование Осетии в ХХ XXI вв. (о монографии В.Д. Дзидзоева и А.К. Хадикова «Этапы национально-государственного строительства в Осетии и проблемы современной этнополитики.

В отделении этнографии ВГО, куда передал и свой архив (фонд 37). Только 28 ноября 1956 г. постановлением Военного трибунала Ленинградского военного округа он был реабилитирован. Тяжелая была жизнь у А.С.

Д. В. Манкевич О формировании брачно-семейной структуры населения Калининградской области (вторая половина 1940-х 1950-е годы) Охарактеризован процесс формирования брачно-семейной структуры населения Калининградской

Этнографическое обозрение Online Январь 2008 http://journal.iea.ras.ru/online Список основных научных трудов И.В. Долженко Первые русские переселенцы в Армении (30 50-е годы XIX в.) // Вестн. МГУ. 1974.

34 А.Х. Мусукаева УДК 821 (470.6) ББК 83.3 (2 Рос 37) А.Х. Мусукаева К ВОПРОСУ ОБЩНОСТИ ЛИТЕРАТУР НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Рассматривается проблема гене тической, исторической, географической общности

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: определение уровня научной и профессиональной подготовки желающих поступить в аспирантуру. Задачи программы: установление содержания и минимального объема знаний

316 А.Х. Абазов О СТАТУСЕ ПРИСЯЖНЫХ СВИДЕТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРАВОСУДИЯ КАБАРДИНЦЕВ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX НАЧАЛЕ ХХ В. 1 Изучение особенностей аккультурации институтов соционормативной культуры народов Кавказа

Н.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям УДК 94(47)(075.8)

СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ А.Х. Абазов ОБЫЧНОЕ ПРАВО В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX НАЧАЛЕ ХХ в. История судоустройства Терской области в последней

УДК 34 К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. Лопатина А. С. Научный руководитель: Татьяна Витальевна Протопопова Кандидат юридических наук,доцент кафедры коммерческого, Предпринимательского

2 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели и задачи освоения дисциплины. 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы. 3. Требования к результатам освоения дисциплины. 4. Содержание и структура дисциплины. 4.1.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ НАРОДОВ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА к.и.н. Н.Б.Хадирбеков НОУ ВПО «Социально-педагогический институт», г. Дербент Статья посвящена одной из сторон бытовой культуры народов

141 ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ Гукепшоков М. Х., к.ю.н., доцент Дышеков М. В., к.и.н., доцент МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СИСТЕМЫ ВЛАСТИ И ПРАВА АВТОХТОННЫХ НАРОДОВ КАВКАЗА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ комиссии диссертационного совета Д 170.003.02, созданного на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Исторический факультет Кафедра отечественной истории и историографии ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ Учебное

Пояснительная записка к рабочей программе но истории Адыгеи Даная программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ» а. Кошехабль на 204-205 уч. год. В учебном плане ОУ на изучение истории

ЭО-Online, 2014 г., 3 И.Л. Бабич Рец. на: Анчабадзе Ю.Д. Политическая культура адыгов: традиционные институты и их эволюция (вторая половина ХIХ в. 1920-е годы). М.: Институт этнологии и антропологии РАН,

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОЛГОГРАДА УТВЕРЖДЕН Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 30.05.2013 40/6 Стандарт финансового контроля Проведение аудита эффективности использования муниципальных

ИСТОРИЯ (Специальность 07.00.02) 2010 г. М.А. Гутиева ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ КАК СОЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В 1920-1930-Е ГГ. Проанализированы особенности формирования

И. С. Зевакина Осетины глазами русских и иностранных путешественников Москва «Книга по Требованию» УДК ББК 908 28.89 И11 И11 И. С. Зевакина Осетины глазами русских и иностранных путешественников / И. С.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ дисциплины ГСЭ.Ф.3. «Отечественная история» (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Экономика и маркетинг» ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к проведению практических занятий для

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА Исторический факультет На правах рукописи ХАСБУЛАТОВА Зулай Имрановна ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ЧЕЧЕНЦЕВ (XIX начало XX века)

Шарматовых. С.И.) указывал еще Адиль-Гирей Кешев. Он свидетельствовал, что шарматы слывут между абазинами коренным дворянским родом» [Бейтуганов 1989: 119]. Шарматырг1а абазины-тапанта, лежит в основе

БИОГРАФИЯ Юрий Юрьевич родился 6 июня 1956 г. в Ленинграде, в клинике Отто, в 300 метрах от Кунсткамеры, этим, очевидно, была предрешена его судьба. Юрий Юрьевич говорил: «Мама смотрела в окно на расположенный

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В.П. сёмин, Ю.Н. Арзамаскин ИСТОРИЯ Рекомендовано НМС по истории Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия по дисциплине «История» для студентов

Приложение 3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» (ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП») Методические рекомендации по внеаудиторной

Вы можете скачать реферат История культурно-экономического развития Адыгеи с древнейших времён до наших дней со следующих сайтов:. 563410923653673 Введение. Всю историю российской культуры XIX века можно

Г.К. Аргучинцев ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Республики Беларусь В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Минск «Амалфея» 2012 УДК. (476)(075.8) ББК 66.0(4Бел)я73 А 79 Аргучинцев, Г. К. А 79 История государства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ ЭТЮДЫ КУЛЬТУРЫ Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов,

Cлайд 1

Культура и быт народов Северного Кавказа Работа Озеровой Натальи Анатольевны учителя истории МОУ СОШ №14 г.Невинномысска

Cлайд 2

Cлайд 3

Поселения и жилища. Природа гор повлияла на общие черты построек. Материал и тип жилища зависел от особенностей местности. Северный Кавказ является регионом проживания многих Народов. Горы являлись Защитой от врагов.

Cлайд 4

Регион проживания На Северном Кавказе проживают карачаевцы, черкесы, осетины,балкарцы,кабардинцы,чеченцы, ингуши,абазины,адыги и другие горские народы.

Cлайд 5

Общие черты построек В послемонгольское время горцы жили в основном в сельских поселениях. Адыги, как правило, селились компактно придавая своим селениям форму круга Или квадрата. По периметру располагались жилища, Фасадная часть которых была обращена внутрь Селения. В середине размещались обширный двор Для скота, колодцы,зерновые ямы и т.п. Поселения, Не имевшие естественной защиты, окружались общей оградой, которая сооружалась из высокой плетневой стены, иногда в несколько рядов. В некоторых случаях расстояние между плетневыми заборами засыпалось землей.

Cлайд 6

В гористых районах преобладали поселения небольших размеров, а в предгорьях – более крупные, иногда по нескольку сотен домов. В каждом селении, как правило, имелась хотя бы небольшая площадь, на которой собирались жители для решения общих дел. Для постройки жилищ использовались различные строительные материалы. В горной полосе основными были камень или бревна. В предгорьях – преимущественно сырцевой кирпич-саман и турлук – обмазанный глиной каркас из плетеного хвороста или ивовых прутьев.

Cлайд 7

Дома у адыгов и абазин были 2-3-комнатные, с четырехскатными крышами, крытыми камышом или дранкой (деревянными пластинами).Полы земляные. В доме имелся очаг. Для гостей строили специальное помещение – кунацкую.

Cлайд 8

У карачаевцев жилые и хозяйственные постройки были деревянные,рубленные из массивных Стволов сосен. Крыши жилых и хозяйственных строений засыпались землей, слоем до метра толщиной. Со временем земля зарастала травой и издали не всегда можно было разглядеть селения из-за зеленых, слившихся с окружающим пейзажем крыш.

Cлайд 9

Типы жилища Кабардинское жилище с пологой четырехскатной крышей, с земляным покрытием. Адыгейское жилище с крутой четырехскатной крышей, с соломенным покрытием. Чеченское жилище на Равнине с коробовым Камышево-земляным Покрытием.

Cлайд 10

Одежда и украшения Одежда народов Северного Кавказа имела много общих черт, ввиду схожести бытовых условий проживания и эстетических запросов, характерных для всего региона. Изготовлялась она как из тканей как из тканей местного производства, так и из привозных: холста бязи,шелка, бархата и парчи. Нательной одеждой мужчин и женщин были рубашки и штаны из холста или тонкой шерстяной ткани. В непогоду носили бурки и башлыки. Зимней одеждой были овчинные шубы, Их носили мужчины и женщины.

Cлайд 11

Женскую одежду составляло приталенное платье. Поверх платьев носили безрукавки, кафтанчики или халаты. Украшением женщин всех народов,проживающих на территории Северного Кавказа были пояса, бусы, серьги,перстни и браслеты. Большим разнообразием отличались женские головные уборы Головной убор карачаевок – войлочная шапочка, обшитая кожей, С конусообразным навершием, украшенным камнями в высоких оправах или инкрустацией из бисера. Шапочки адыгских женщин из шелка и парчи украшались галунами,серебром, А иногда имели навершие в виде металлического навершия. Цвет одежды

Cлайд 12

Мужчины носили шапки из меха ягнят, лисиц, фетровые и стеганные суконные колпаки, а также низкие тюбетейки. Обувь у горцев представляла суконные или кожаные ноговицы из сыромятной кожи, в которые зимой для утепления клали сухую траву. Одежда дополнялась поясом, изготовленным из разнообразных материалов. Металлические детали пояса часто была из серебра. Эта деталь костюма была дорогостоящей и передавалась по наследству. Мужскую одежду дополняло оружие и воинские доспехи. Одежда и украшения

Cлайд 13

Пища Основой питания было мясо и молоко. Наилучшим Мясом считалась баранина, но ели также говядину, дичь. Мясо жарилось на вертеле целыми тушками или кусками, В виде шашлыка. Практически у всех народов было принято пить мясной бульон. Популярной была лапша, Сваренная на мясном бульоне. Мясо заготавливали впрок, его коптили и вялили. Виды печей были разные. Дрожжевого хлеба горцы не знали. Его заменяли Пресные лепешки,готовившиеся из смеси просяной, Ячменной и пшеничной муки. «Хлебом» адыгов была паста, сваренная из пшена и охлажденная. Широкое распространение имела молочная пища: Квашеное молоко, сыр, творог, сметана, масло. Вместо сахара употребляли мед, пили сладкие Фруктовые напитки – щербеты. Широко использовались В пище острые приправы и пряности.