Обязательные неналоговые платежи. Система неналоговых платежей в бюджет. Виды неналоговых доходов бюджетов

23.04.2024

В рамках осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности организации и индивидуальные предприниматели, помимо уплаты налогов, сталкиваются с необходимостью уплаты иных, так называемых неналоговых платежей. В качестве примера можно привести различные экологические и утилизационные сборы, плату за проезд по трассам большегрузных автомобилей, платежи за обязательные услуги, оказываемые государством и государственными учреждениями, портовые сборы, плату за водопользование и т. п.

Количество неналоговых платежей составляет несколько десятков и постоянно меняется. В настоящий момент их точное количество неизвестно. Такая нагрузка является достаточно существенной для бизнеса, в связи с чем механизм установления и оплаты платежей требует четкого и, прежде всего, понятного правового регулирования. В то же время процесс установления и сбора платежей порою носит несистемный и непредсказуемый характер. Администрирование данных неналоговых платежей осуществляют различные структуры в разное время, по разным ставкам и правилам. Иногда появление того или иного платежа становится полной неожиданностью для бизнесменов и влечет за собой непредвиденные финансовые и временные издержки.

Решение проблемы

В июле 2017 года Минфином был подготовлен законопроект «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который, по мнению разработчиков проекта, призван решить проблему. Рассмотрим основные, наиболее интересные положения законопроекта, чтобы определить, решает ли он существующие проблемы в сфере неналоговых платежей.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что законопроект не содержит определение неналогового платежа. Вместо этого ведомство использует понятие обязательного платежа.

Обратите внимание

3 группы неналоговых платежей установлены законопроектом.

К обязательным платежам законопроект относит индивидуально-безвозмездные платежи, уплачиваемые юрлицами и ИП, зарегистрированными на территории страны, а также иностранными лицами, которые при этом не установлены законодательством о налогах и сборах, законодательством о страховых взносах, таможенным законодательством, федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, а также платежи, обязанность по уплате которых возникает в результате применения мер ответственности.

Исходя из вышеуказанного положения, можно сделать вывод, что законопроект не охватывает своим действием все неналоговые платежи, ограничиваясь только их частью. Многие из таких сборов выведены из-под действия законопроекта либо остались за пределами его регулирования, как, например, неналоговые платежи физических лиц. Все это свидетельствует в пользу того, что если данный законопроект и способен решить проблему нефискальных сборов, то только частично.

Специальный реестр

Согласно законопроекту, все обязательные платежи можно разделить на три группы: установленные законодательством России (федеральные); установленные законодательством субъекта (региональные) и муниципальными правовыми актами (муниципальные). Таким образом, мы видим, что правом на введение неналоговых платежей обладают федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Для упорядочивания и систематизации сборов законопроект предусматривает создание их специального реестра, точнее трех списков, для каждой группы сборов. Реестры обязательных платежей будут содержать информацию о нормативно-правовых актах, устанавливающих или изменяющих данные платежи, порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты. Каждый новый обязательный платеж будет подлежать включению в реестр.

Реестры обязательных платежей будут размещаться в Интернете, что сделает информацию о них общедоступной и позволит каждому бизнесмену как определиться с подлежащими уплате обязательными платежами, так и просчитать свои затраты на них. В то же время говорить о том, что реестры будут содержать полную информацию о подлежащих уплате платежах, не представляется возможным, так как в них будут отражаться лишь те платежи, которые подпадают под действие законопроекта.

Без неожиданностей

Одним из положительных моментов законопроекта является закрепление процедуры установления обязательных платежей. Так, закреплено, что введение новых или изменение действующих обязательных платежей допускается не ранее 1 января года, следующего за годом принятия актов, устанавливающих обязательные платежи, но не ранее шести месяцев со дня официального опубликования актов, предусматривающих их введение или изменение. Данное положение позволит избежать появления «неожиданных» обязательных платежей и даст бизнесу время на подготовку к появлению новых сборов. Помимо этого, среди положительных моментов законопроекта можно назвать и то, что нормативно-правовые акты, вводящие обязательные платежи, должны будут содержать положения об их предельных размерах. В то же время следует отметить, что установление предельных размеров не означает, что расти не будет, так как законопроект не содержит положений, препятствующих в будущем осуществлять повышение предельного размера сборов. В любом случае нужно быть готовыми к тому, что размер сборов может быть увеличен, т. к. вопрос пополнения бюджета сейчас стоит остро как никогда.

Обратите внимание

Количество неналоговых платежей составляет несколько десятков и постоянно меняется. В настоящий момент их точное количество неизвестно. Такая нагрузка является достаточно существенной для бизнеса, в связи с чем механизм установления и оплаты платежей требует четкого и, прежде всего, понятного правового регулирования.

Права и обязанности

Помимо процедуры установления обязательных платежей, в законопроекте прописаны права и обязанности их плательщиков. В целом, они носят общий характер. Также законопроект содержит права и обязанности органов, осуществляющих администрирование обязательных платежей, многие из которых аналогичны правам налоговиков. Так, например, эти организации вправе истребовать от плательщика документы, вызывать его для дачи пояснений, вести учет фирм и т. д. При этом процедура реализации этих прав (сроки, порядок, ответственность) в законопроекте не урегулирована. Это, в свою очередь, создает неудобства как для плательщиков, так и для самих ведомств, администрирующих эти средства. Учитывая многообразие обязательных платежей, целесообразно четко прописать в законе единую процедуру их взаимодействия с плательщиками, например, установить единую процедуру и срок предоставления документов по всем обязательным платежам.

Следует отметить, что в целом законопроект имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Среди плюсов можно назвать введение единых правил установления, исчисления и взимания некоторых неналоговых платежей, что делает данный институт более понятным для применения. В числе минусов – то, что законопроект не охватывает своим регулированием все сборы, не содержит понятие неналоговых платежей, не способствует уменьшению финансовой нагрузки на бизнес. О практической полезности будущего закона для бизнеса можно будет говорить лишь после того, как мы прочтем его окончательную редакцию.

Хочется надеяться, что законотворцы учтут все замечания предпринимателей, которые активно обсуждались в сети Интернет. Главное, чтобы принятые нормы не противоречили существующим правилам, иначе не избежать последующих неоднократных разъяснений Минфина и

Федеральная налоговая служба не поддерживает идею включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Систематизировать их по примеру налогов невозможно, говорят в ведомстве

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Федеральная налоговая служба (ФНС) не поддерживает включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК), заявила замглавы службы Наталья Завилова на совещании в Совете Федерации во вторник, 6 февраля. Прописать такие платежи в НК не получится, так как их природа очень разнообразна, отметила Завилова.

Сейчас неналоговые платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными отраслевыми законами и нормативными актами. Ими же определяются база исчисления, ставки, порядок уплаты. Неналоговая нагрузка — одна из ключевых проблем для бизнеса: на повышение налогов президент Владимир Путин ввел мораторий на четыре года в 2014 году, для неналоговых платежей такого запрета нет.

«Если посмотреть на неналоговые платежи, то все, что их объединяет с налогами, — только фискальный аспект. Налоговый кодекс — достаточно системный, структурированный документ. Систематизировать все отраслевые законы таким же образом невозможно», — сказала Завилова. По оценке налоговой службы, необходимо ограничить порядок введения такого рода платежей, сроки вступления в действие, установление тарифов, но не в рамках НК, подчеркнула она.

В июле прошлого года Минфин и Минэкономразвития подготовили законопроект, объединяющий все неналоговые платежи в единый реестр для упрощения их регулирования. Однако в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам этих ведомств до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Его поддержал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс. показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — сказал он на Гайдаровском форуме.

При этом Минфин и Минэкономразвития не поддерживают включение неналоговых платежей в НК, ранее РБК. «Большинство таких платежей по своей природе налоговыми не являются. Здесь нужен отдельный закон. Иначе либо значительная часть неналоговых платежей не подпадет под регулирование, либо мы до неузнаваемости перекроим стройную конструкцию Налогового кодекса — по сути искусственно «пришив» к нему отдельный закон», — объяснял источник в финансово-экономическом блоке.

Директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская, которая также присутствовала на совещании в Совфеде во вторник, заявила, что подготовленный законопроект позволит охватить наибольшее число всех платежей и урегулировать их, не загоняя все под признаки налогов и соответствующее регулирование. «Учитывая, что большинство платежей не попадает в бюджет, применение к ним регулирования через НК — вопрос спорный и сложный. В частности потому, что тогда их придется включить в бюджет и поменять работу всех бюджетных учреждений. Несмотря на то что мы за единство кассы, переход на финансирование всех этих платежей через бюджет не вполне оправдан», — пояснила она.

Что даст отдельный реестр

Отдельный законопроект «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представленный минувшим летом, предполагает объединение всех платежей и включение их в специальный перечень. В настоящее время к таким платежам относятся сбор за регистрацию бизнеса, плата за проезд по федеральным трассам «Платон», курортный сбор, сбор за регистрацию СМИ, патентные пошлины, различные штрафы и т.д. Взносы в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд формально являются неналоговыми платежами, но уже включены в НК отдельной главой, поэтому их вряд ли включат в новый реестр.

Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб., сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в Торгово-промышленной палате. Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.

Законопроект Минфина направлен на то, чтобы сделать систему введения и взимания с бизнеса неналоговых платежей понятной и прозрачной. Он определяет понятие обязательных платежей, а также регламентирует введение новых или изменение уже действующих. Согласно нынешней редакции документа, перечни обязательных платежей, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях, должны быть утверждены до 1 января 2019 года. Все реестры с информацией о порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты будут размещены в интернете.

Проект федерального закона пока обсуждался лишь в правительстве и будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию. Изначально представить закон на рассмотрение парламента планировалось осенью, говорил министр финансов Антон Силуанов. Как отметил на совещании в Совфеде аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин, если документ внести в Госдуму, дискуссия станет продуктивнее.​

Государство всерьез принялось за наведение порядка в системе неналоговых платежей. В ближайших планах - унификация таких платежей, закрепление единых принципов их установления и взимания. Некоторые платежи будут отменены. Что касается появления новых и повышения ставок существующих, то в этом случае все станет более обосновано с экономической точки зрения.

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей , который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей , утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платежи , которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.


неналоговых платежей. Остаются нерешенными проблемы в области управления государственной собственностью и получения доходов от имущества, находящегося в государственной собственности. Сохраняются проблемы в налогообложении внешнеэкономической деятельности. По вопросу об оптимальном уровне государственных расходов среди российских экономистов существуют принципиальные разногласия. Сторонники
  • 2. Содержание доходов федерального бюджета
    неналоговые. Налоги - обязательные платежи, и как экономическая категория они имеют две функции: 1. Фискальная - налоги формируют государственный бюджет; 2. Регулирующая - налоги влияют на экономическую систему государства, т. е. на темпы воспроизводства, платежи населения, накопление капитала. Функции налогов отражают отношения, которые государство использует в качестве налоговой политики через
  • 2.5. Государственное бюджетирование
    неналоговые доходы бюджета в виде доходов от продажи государственного имущества, приватизации, аренды, концессии, предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, сборов и пошлин, безвозмездных перечислений в пользу государства, штрафов и иных денежных взысканий. Доходы бюджетов делятся на собственные и регулирующие. Собственные доходы закрепляются за соответствующим бюджетом на постоянной
  • 6.2.1. Задачи финансовой системы в процессе регионального воспроизводства
    неналоговых по ступлений в бюджеты. Такой подход вносит демократическое на чало в управление финансами. Но трудно применить его в усло виях, когда запросы субъектов Федерации на свою долю в консо лидированном бюджете намного превосходят бюджетные возможности. Избирательный подход основывается на выделении регионов, пользующихся селективной поддержкой. За ними признаются осо бые права на
  • 6.2.2. Особенности региональной бюджетной системы в России
    неналоговым поступлениям план сбора, как правило, не выполняется. Основными причинами существования недоим ки по платежам в бюджет являются широкое применение нало гоплательщиками взаимозачетов бартером, расчеты через третьих лиц, зачисление выручки, минуя расчетные счета, что в принци пе не запрещено законодательно. Кроме того, тяжелым балластом для большинства региональных бюджетов являются
  • з 4. Налоговая система Российской Федерации
    неналоговые доходы 7 744 545,1 Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана 4 201 347,8 Прочие доходы 3 543 197,3 Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государствен ной власти 963 658,0 Окончание табл. 1.2 1 2 Всего
  • Эволюция правового регулирования неналоговых доходов в России
    неналоговым доходам можно объяснить их переменчивым составом, отсутствием единого подхода в их классификации как в доктрине, так и в законодательстве. Между тем к понятию лненалоговые доходы, анализируя российское законодательство, можно отнести большую группу платежей, имеющих различную правовую природу. Единственным объединительным критерием этих платежей, образующих в совокупности неналоговые
  • 11.2. Бюджетная система страны
    неналоговых видов дохо дов, а также за счет безвозмездных перечислений. ВАЖНО К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муници-пальной собственности, к примеру,
  • 2.2 БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
    неналоговых доходов федерального бюджета на 2000 г. главными являются доходы от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в государственной собственности. К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов, за счет которых финансируется значительная часть социальных
  • 9.2. Доходы государственного бюджета
    неналоговые доходы; В среднем около 93-95 % всех доходов госбюджета составляют налоговые поступления, 5 - 7 % - неналоговые поступления. К налоговым доходам, формирующим основную часть бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, пошлины, сборы, а также некото-рые штрафы, пени, недоимки. В Федеральном законе О
  • В состав платежей, уплачиваемых в бюджет государства, входят налоги, сборы, пошлины. По своей природе это разные виды государственных изъятий. Налоговый кодекс разграничивает понятия «налог» (см. предыдущий параграф учебного пособия) и «сбор».

    «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

    Различия между налогами и сборами заключаются в следующем:

      налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, а сборы носят индивидуально возмездный характер (уплачиваются плательщиками в связи с оказанием государством каких-либо адресных услуг);

      налоги устанавливаются только законодательством о налогах и сборах, а сборы - как нормативно-правовыми актами налогового права, так и других отраслей права;

      фискальная значимость налогов в современной налоговой системе неоспорима, в то же время сборы имеют меньшее значение;

      в отношении налога законодательство устанавливает принудительный характер взимания; сборы отличаются относительной добровольностью (но это не договорные платежи);

      налоги уплачиваются на постоянной основе, периодически; сборы в большинстве случаев разовые платежи;

      налоги - абстрактные платежи, задача которых удовлетворить общественные потребности. При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальный интерес. Сборы призваны покрыть издержки того государственного органа, в который обратилось заинтересованное лицо по поводу оказания ему определенных услуг.

    Как правило, сбор уплачивается в основном за обладание специальным правом, за получение лицензии. Пошлина взимается в качестве компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу плательщика.

    В укрупненном виде в состав доходов российского государственного бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа может выступать признак нормативно-отраслевого регулирования , согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права.

    Можно выделить четыре разновидности неналоговых платежей.

      Платежи за оказание различных услуг государственных и муниципальных учреждений, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами (например, гербовый сбор).

      Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Суть таких платежей - это компенсационная плата за использование ресурсов (платежи за пользование лесным фондом).

      Имущественные санкции, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним, например, относятся суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы.

      Поступления от продажи объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, ценных бумаг. Эти неналоговые платежи выступают в форме доходов от приватизации, государственных займов, государственных краткосрочных обязательств