Научно просветительская работа в музее. Музеи как учреждения культурно-просветительской деятельности. опыты и эксперименты на тему. Формы научно-просветительской деятельности

27.09.2019

Методика подготовки и проведения экскурсии.

Понятие экскурсии: Коллективный осмотр музея, проводимый по определенной теме и специальному маршруту специалистом экскурсоводом. Это определение включает два взаимно связанных понятия: Экскурсия – группа людей пришедших для осмотра музея, и экскурсия вид научно- педагогического труда, который состоит в разработке и осуществлении системы показа музейной экспозиции, выставки, памятников истории и культуры города. Особенностью экскурсии является сочетание рассказа и показа при главенствующей роли зрительного восприятия.

Требования, предъявляемые к экскурсии: идейность, научность, профессионализм.

Идейность - воспитание любви и уважения к родному краю; повышение образованности и культуры, воспитание чувства патриотизма.

Научность - правильность и достоверность излагаемых научных фактов, использование новейших данных в области науки и краеведения

Профессионализм - ознакомление с группой и ее запросами, логичность, последовательность в изложении материала и построения всей экскурсии, правильное сочетание показа и рассказа, эмоциональность, популярность, доходчивость, занимательность в изложении, высокая культура речи, активизация группы.

Можно выделить следующие этапы подготовки экскурсии :

1. Выбор темы экскурсии, название экскурсии, определение ее цели.

2. Подбор литературы, ее изучение.

3. Отбор объектов показа, и их изучение.

4. Разработка маршрута экскурсии.

5. Работа над тезисным текстом.

6. Устная отработка экскурсии.

7. Проведение экскурсии.

В процессе подготовки экскурсии работа должна идти одновременно по двум направлениям: изучение литературы, различных источников по теме экскурсии и изучение непосредственно самих объектов показа.

    составление библиографии по всей теме и отдельным разделам;

    изучение документов и литературы общего характера по всей теме;

    изучение литературы по отдельным вопросам и разделам экскурсии: учебной, научно-исследовательской, справочной, научно-популярной, статистической;

    ознакомление с материалами имеющимися в музее (в отделах, фондах, в библиотеке.)

Фиксирование материала.

Материал может фиксироваться в виде краткой записи, выписки цитаты, тезиса, конспекта. Материал заносится на отдельные карточки в соответствии с объектом показа.

Отбор объектов показа.

Объекты показа в зависимости от роли, выполняемой в экскурсии, делятся на:

    основные – для убедительного и полного раскрытия темы экскурсии,

    дополнительные - для усиления эмоционального воздействия экскурсии.

Работа над текстом экскурсии .

При работе над текстом экскурсии осуществляется распределение материала по маршруту экскурсии применительно к объектом показа, распределение времени экскурсии на отдельные подтемы.

Текст должен строго соответствовать теме и целевому назначению экскурсии.

Текст включает в себя вступление, основную часть, заключение.

Вступление раскрывает основную целенаправленность экскурсии, направляет внимание слушателей на восприятие ее содержания (не более 5-7 мин.).

Основная часть- состоит, как правило, из ряда подтем.

В этой части экскурсии должно быть:

    снабжение ее краткими цифрами и иллюстративным материалом

    краткое обобщение, оценка и вывод по каждой подтеме.

    логические переходы от подтемы к подтеме для объединения отдельных частей в единый рассказ.

Заключение - подводит итоги, обобщает, позволяет сделать оценку изложенному в экскурсии (не более 5 мин.)

Устная отработка экскурсии.

При отработке экскурсии необходимо обратить внимание на следующее:

    отработать вариант вступления к экскурсии, дать краткую справку о музее;

    отработать нужный темп речи, расставить смысловые акценты, следить за тем, чтобы речь была выразительной, четкой,

    отработать показ, описание экспонатов и логическую взаимосвязь с темой экскурсии;

    выбрать для себя и группы расположения экспонатов, чтобы во время показа они, были хорошо видны всем слушателям.

Методика проведения экскурсии.

Исходя из специфики экскурсионной работы, при ее проведении необходимо использование следующих методических приемов. Следует учесть, что один из основных принципов проведения экскурсии является принцип «от показа к рассказу». С помощью методических приемов показа экскурсовод помогает видеть объект, руководит его восприятием.

Экскурсовод может предварительно акцентировать внимание группы на детальном осмотре экспоната. Здесь уместен прием задания. Это рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей. После самостоятельного осмотра рекомендуется посредством вопросно-ответного приема подытожить наблюдения,обобщить их

Экскурсионный показ осуществляется в определенной последовательности.

1. Прием предварительного обзора. Он позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел экспозиции или комплекс. Экскурсовод должен организуя первые впечатления об объекте, ориентировать их на его тематическом и художественном решении, а потом перейти к конкретным разделам, комплексам экспонатам.

2. Зрительный анализ- детальное наблюдение объекта. Экскурсовод дает как можно более полный, всесторонний анализ экспоната, но при этом не надо забывать, что это стремление может привести к отходу от темы, нарушит стройность экскурсии «пример с документом стиль, форма, характер шрифта, качества бумаги, свидетельствует об эпохе».

3. Прием зрительной реконструкции - мысленное восстановление первоначального облика объекта по сохранившимся и зрительно воспринимаемым деталям. (Предметы, археологии, быта)

4. Прием сравнения - сравниваются определенные признаки двух, трех объектов, которые одновременно наблюдаются экскурсантами. (Пример).

5. Жест в экскурсии является одним из элементов показа. Жест сопровождает рассказ и отражает личное отношение экскурсовода к сообщаемому факту. Он может сделать изложение более эмоциональным, помогает увлечь группу. Но к жесту следует обращаться по мере ощущения потребности в нем. Жесты необходимо разнообразить, технически отрабатывать. Они должны быть лаконичными.

Отметить, что неотъемлемым элементом экскурсии является рассказ. По отношению к показу он вторичен и вне показа не существует.

Методические приемы рассказа.

1. Повествование - наиболее целесообразный способ изложения событий, важных моментов биографии, сюжетов литературных произведений, раскрытия явлений природы.

2. Описание - это более подробное изложение материала об объекте, широкая характеристика его. Одновременно описываются внешние признаки экспонатов события связанные с ним.

3. Объяснение – носит доказательный характер и указывает на причины того или иного явления.

4. Комментирование.

5. Конкретизация содержания. Чаще всего это связано с конкретизацией места и времени совершения событий.

6. Цитирование. Использование в тексте экскурсии цитат, отрывков из художественных произведений, из воспоминаний, из донесений и приказов военного времени. Цитата из исторических документов – это устное доказательство выдвинутого в рассказе положения.

7. Прием литературного монтажа – рассказ строится на определенном наборе отрывков из литературных произведений, документов, воспоминаний статей, и периодической печати.

8. Прием инструктирования. При осмотре мемориальной части музея или их отдельных помещений таких в которых не может разместиться вся группа, экскурсовод указывает на что следует обратить внимание, дает инструкцию, как себя вести там, определяет время нахождения.

9. Прием беседы. Прием беседы вызывает большую активность в форме вопросов и ответов. Система наводящих вопросов активизирует каждого члена группы, раскрывает содержание темы и позволяет придти к правильным выводам.

Метод-Общего знакомого.

Интерактивный метод – Погружения в эпоху.- когда предлагается представить себя в роли участника события отраженного в экспозиции, изобразить его в лицах, быстро отыскать определенные экспонаты.

Отметить, что любой методический прием на практике должен применяться естественно, свободно и как таковой быть невидимым для экскурсантов.

Ни один из методических приемов не может быть универсальным, главным: на практике они могут переплетаться. Экскурсовод выбирает те приемы. Которые обеспечивают наибольшую эффективность.

Использование цифр в экскурсии.

Во многих экскурсиях необходимо использовать цифры, но методика использования цифрового материала имеет свои особенности.

Цифры можно разделить на три группы.

1 Необходимые цифры: исторические даты, даты жизни деятелей материалы о которых внесены в экспозиции музея.

2. Цифры сравнительные, отражающие динамику того или иного явления.

3. Абсолютные цифры. Их дают только специалистам, хорошо подготовленной аудитории.

Следует учесть: цифры, (если они правильно подобраны, умело вплетены в план рассказа) - великолепные аргументы, веские доказательства, но слушать цифры трудно. В целях лучшего усвоения цифровых данных, следует больше использовать прием сравнения – например.

Во время экскурсии перед экскурсоводом стоит важная задача – связать между собой содержание всех подтем в единое целое. Большую роль в этом играют логические переходы. Логические переходы - это словесный мостик от одной подтемы к последующей.

В некоторых случаях применяются звукозаписи, видеозаписи, Демонстрация видеофильма не должна превышать 5 мин. Звукозаписи 2-3 мин.

Экскурсии различаются по месту проведения, объектам показа, характеру тематики, целевому назначению, составу экскурсионных групп.

    Можно выделить обзорные экскурсии по музею, по городу. Они дают общее представление о музее, городе.

    Тематические экскурсии – это экскурсии на темы профильных дисциплин. Они имеют ряд вариантов:

    Сквозные – на темы охватывающие ряд исторических периодов. Например « Слава русского оружия».

    Специализированные. Например, искусствоведческие, по отдельным отраслям материальной и духовной культуры.

    Учебные экскурсии – экскурсии для учащихся в соответствии с программами образовательных учреждений.

Документирование экскурсий.

На экскурсию составляются следующие документы: маршрут экскурсии, и методическая разработка.

Маршрут экскурсии включает в себя следующие разделы: объект показа; справка об объекте; время.

Методическая разработка это уточненный развернутый план с указанием методических приемов, применяемых в экскурсии.

  1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре.

    О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. Федеральный закон.

    Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.

    Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю истории.

    Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками (с древнейших времен до 1917 г.)

    Историческое краеведение (Основные источники изучения родного края): Пособие для студентов педвузов. \ Под редакцией Н.П. Милонова М.: 1995

    Михайловская А.И. Музейная экспозиция (Организация и техника) \Под редакцией Ф.Н. Петрова и К.Г. Матвеева.- М.: 1984.

    Музееведение. Музеи исторического профиля. Учебное пособие для вузов по спец. « История» \ Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста.- М: 1988.

    Музей и школа. Пособие для учителя.\ Е.Г. Вансалова, А.К. Ламунова. Под ред. Т.А. Кудриной.-М: 1985.

    Музейные термины \Сб. трудов Центрального музея Революции. Терминологические проблемы музееведения. М.:1986.

    Российская музейная энциклопедия: В 2-х томах.- М: 2001.

    Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. Книга для учителя.- М:1988.

    Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов.- СПб, 2000.

    Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники.- Тверь,1992.

    Шкурко А.И. Учет и хранение фондов. Методические указания.- 1976.

    Этикетаж и тексты в музейной экспозиции. Методические рекомендации \ Сост. А.М. Гак.- М. 1990.

В наше время повышается интерес людей к таким культурно-просветительским учреждениям таким как музей. К посещению музеев привлекается молодое поколение, проводятся интересные выставки,экскурсии.Выставки - главная площадка взаимодействия музея с публикой. Именно по разработанной выставочной программе чаще всего посетители судят об успехе или неудаче музея. В наше время возрастает досуговая функция посещения музеев. Отключение от повседневной суеты, появление особого душевного настроя при общении с высочайшими достижениями культуры - в этом и проявляется значение музейных выставок для поддержания духовного здоровья человека. Четко сформулированная выставочная политика, правильно выстроенная экспозиция является залогом успеха и методика организации и проведения музейной выставки является востребованной и актуальной.

Целью работы является проанализировать методику организации и разработать собственную программу взаимодействия школы и музея.

Задачи работы:

1. дать представление о музее, истории его развития;

2. дать понятие терминам культура, просвещение, культурно-просветительская деятельность.

3. рассказать о эстетическом воспитании личности при посещении музейной выставки;

4. привести пример музейной выставки в Туле и Тульской области;

5. разработать собственную программу взаимодействия школы с музеем.

Объект исследования – культурно-просветительская деятельность.

Предмет исследования - музей, как культурно-просветительское учреждение

Данная курсовая работа скорее направлена на студентов, учащихся на факультете культуры и на людей занимающихся преподавательской деятельностью.

Новизна работы состоит в том, что во второй главе составлена программа взаимодействия образовательного учреждения с музеем Тульской области, где предлагается использование методов разных современных технологий для проведения успешной работы. А так же в работе приводится примеры музейных выставок некоторых музеев в городе Тула.

Скачать:


Предварительный просмотр:

………………………………………………………………………..3

Самые знатные и образованные люди устраивали такие мусеи, или кабинеты, вблизи от мест погребения своих давних предков, и таким образом подобные центры являлись одновременно и местами погребальных церемоний.

Мусеи были очень важными центрами интеллектуальной жизни наших предков. Свойственная культуре Древней Греции состязательность накладывала отпечаток на характер и формы занятий интеллектуальной элиты: как правило, это были диспуты среди философов, состязания в ораторском искусстве, соревнования поэтов, музыкантов, спортсменов.

Наряду с такими центрами светской интеллектуальной жизни, коллекции собирались и в сокровищницах древнегреческих храмов. Как известно, приношения жертв богам составляли неотъемлемый элемент культа в древнегреческой религии. Со временем древнегреческие жертвоприношения сменились на предметы-символы, похожие на старинные натуральные предметы, например: глиняные, бронзовые, серебряные, золотые предметы, изображавшие виноградную лозу, деревья, различных животных и растения, а также и человека. Специальные предметы не употребляющихся в быту стали изготавливаться для божества, которые хранились в Храме. Они представляли из себя статуи и вазы. Однако сокровищницы храмов, посвященные Аполлону, Афине, Артемиде, имели более многообразный состав.

В трудные в экономическом и политическом отношении периоды сокровищницы в храмах рассматривались как своеобразные "банки": они играли роль общественной казны. Также в древних храмах хранились и кости гигантских животных, известных в наше время как окаменелости.

На начальном этапе создания и социального бытования памятников в римской культуре существовала четко выраженная связь с греческой традицией, т.е. сохранялась функциональная преемственность бытования вещи. В римской культуре происходило возрастание в храмовых собраниях доли предметов, связанных с природой и культурой завоеванных стран.

Выставленные на широкое обозрение, эти реалии способствовали пробуждению в людях любознательности.

Эпоха Возрождения, на рубеже позднего средневековья и нового времени, знаменательна возникновением первых протомузейных учреждений.

Становление музея как социокультурного института проходило в условиях глубокого интереса к античному наследию как эталону.

Существенными факторами, стимулирующими возникновение и дальнейшее развитие музеев, явились также географические открытия, познакомившие европейцев с другими разнообразными культурами и традициями.

Первые музеи были основаны на частных собраний светских и духовных правителей. В таких коллекциях преобладали такие экспонаты как оружия, портреты выдающихся военачальников, т.е. предметы, связанные в частности с войной.

Такие собрания (оружейные комнаты, пантеоны славы, коллекции военного оружия и др.) заложили основы для возникновения впоследствии специфических музеев, а так же различию и разнообразию музеев уже в современном мире.

Первый музей в России был открыт в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились".

В наши дни существует классификация музеев.Рассмотрим классификацию музеев.

Классификация музеев – это их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности. Современное музееведение состоит из нескольких систем классификации музеев: по масштабам деятельности (центральные, региональные, местные музеи); по форме собственности (государственные,ведомственные,общественные,частные музеи); по административно-территориальному признаку (краевые, областные, городские, районные и т.п.).

Кроме того, есть классификация по типам . В соответствии с этой классификацией музеи делят на исследовательские, учебные, просветительские .

Исследовательские музеи чаще всего создаются при научных учреждениях. Формирование фондов и их изучение (т.е. он выполняет по преимуществу научно-документационную, охранную и научно-исследовательскую функции) – главное в его работе. Такой музей может вовсе не иметь экспозиционно-выставочных площадей, не организовывать экспозиций, не проводить выставок.

Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной функции. Как правило, они создаются при школах, вузах и др. учебных заведениях, иногда при ведомствах. Школьные, вузовские и др. музеи формируют коллекции, помогающие приобрести необходимые навыки в процессе образования, а также помогающие в реализации учебных программ и педагогических методик. Но учебные музеи достаточно часто относятся к музеям закрытого типа: их экспозиции доступны ограниченному числу посетителей.

Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов, социальных групп и т.д. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем (через экспозиции, организацию доступа исследователям к коллекциям музея, проведение рекреационной работы и т.п.). Деятельность просветительского музея, как правило, связана с выполнением всего многообразия социальных функций современного музея. Именно эти музеи относятся к музеям в полной мере публичным (общедоступным).

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод,что музеи способствовали пробуждению интереса общества к прошлому. Представленные в их собраниях реалии экзотической природы и "чужих" культур свидетельствовали о многообразии мира и открывали перспективы его исследования с помощью музейных экспонатов.

1.2 Понятие и основные формы культурно-просветительской деятельности и их характеристики

В рабте современного педагога особое значение приобретает культурно-просветительская деятельность, целью которой является привитие школьникам уважения к культурным ценностям города, края, страны; любви к прекрасному; формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всему окружающему. Эта деятельность способствует обогащению эмоциональной сферы личности и ее чувственного опыта; повышает познавательную активность учащихся; оказывает влияние на познание нравственной стороны окружающего мира.

Культура (от лат cultura , от глагола colo , colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.Культура является предметом изучения философии , культурологии , истории , искусствознания , лингвистики (этнолингвистики), политологии , этнологии , психологии , экономики , педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком в целом навыков и умений.

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Просвеще́ние - передача, распространение знаний и культуры , а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве

Культурно-просветительская деятельность - это составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся - с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейшихпсихологопедагогических исследований, формирует потребность в психологопедагогических знаниях и желание использовать их как у родителей, так и у детей.

Культурно-просветительская деятельность носит гуманистический, культурологический и развивающий характер. Она включается в себя следующие функции:

Развивающую;

Информационно-просветительскую;

Культурно-творческую и др.

Существуют разнообразные формы культурно-просветительской деятельности. Это экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра.

Каждую из этих форм можно описать с помощью ряда устойчивых характеристик, часть которых считаются основными, а часть - дополнительными.

Основные характеристики форм.

1.Экскурсия представляет собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-просветительской деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом смысле экскурсия попадает в очень немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения. Это пример групповой формы: индивидуальные экскурсии представляют собой исключение. В последние годы в наших музеях появился современный вариант экскурсионного обслуживания - автогид. Получив наушники, посетитель музея имеет возможность прослушать индивидуальную экскурсию, но это экскурсия вне общения,вне коллективного переживания, и является чем-то неполноценненным.

Экскурсия в основном удовлетворяет потребность аудитории в познании и предполагает, несмотря на естественность и необходимость использования приемов активизации экскурсантов, пассивное поведение аудитории.

2.Лекция принадлежит к числу традиционных,и является одной из наиболее ранних по времени возникновения форм. Во многих музеях лекции в качестве формы общения с аудиторией начали использоваться раньше, чем экскурсии. Музейные лекции, удовлетворяющие потребность в познании, были заметным фактом общественной жизни и проходили обычно при большом скоплении народа. Это объяснялось, прежде всего тем, что читались они выдающимися учеными.

Со временем музейные лекции утратили значение формы, имеющий столь широкий общественный резонанс. Они стали читаться главным образом сотрудниками музея, но вследствие этого, быть может, выиграли с точки зрения своей музейности. Использование музейного предмета в качестве атрибута стало важным требованием, предъявляемым к лекции.

3. Другая базовая форма, также вполне традиционная для музея, консультация - практически единственная, имеющая индивидуальный характер (идет ли речь о консультациях в экспозиции или в научных отделах музея). Эта форма никогда не имела значительного распространения, хотя и не исчезала из музея. Представляется, что она очень перспективна в связи с тенденцией увеличения в музеях индивидуальных посетителей, осматривающих экспозицию без экскурсовода.

4.Научные чтения (конференции, сессии, заседания) также относятся к числу классических, традиционных форм, возникших в период становления культурно-образовательной деятельности музея. Они являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов проводимых музейными сотрудниками исследований, способом установления и развития контактов с научной общественностью.

Перечисленные базовые формы предполагают главным образом пассивное участие аудитории. Однако среди традиционных форм есть и такие, которые направлены на включение людей в активную деятельность. Это клуб, кружок, студия. Активность аудитории является их общим признаком, но это качество проявляется в названных формах с различной степенью интенсивности.

5 .В клубе (мы не имеем в виду те, которые больше напоминают лекторий) оно выражено наиболее определенно. Клуб как центр общения людей, объединенных общим интересом, осуществляет свою деятельность главным образом путем самоорганизации.

Нередко на основе выставок организуются семинары.

В отличие от клуба, кружок объединяет чаще всего небольшую группу детей, которые работают под руководством музейного сотрудника. В кружке осуществляется приобщение подростков и молодежи к музейной работе. В кружках исторического профиля они изучают исторические события и биографии деятелей, которым посвящен музей, в художественно-технических - постигают основы моделирования, занимаются декоративно-прикладным искусством, в музееведческих готовят себя к роли исследователей или экскурсоводов.

Традиционно термин студия чаще всего используется в художественных музеях. Это форма, близкая к кружку, предусматривает эстетическое развитие детей или взрослых и направлена на формирование навыков художественного творчества и мастерства.

6.Конкурсы, олимпиады, викторины, связанные с тематикой музея, также относятся к тем формам культурно-образовательной деятельности, которые являются средством выявления активности аудитории, объединения знатоков и приобщения их к работе музея. Эти соревнования организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: задания предполагают не только знание фактов, но и экспозиций, памятников, отдельных видов исторических источников. Жюри оценивает умение участников доказать свою точку зрения и вести дискуссию. Обычно подобные соревнования устраиваются для молодежной аудитории, являясь частью работы со школой.

7 .Перейдем теперь к формам, которые в большей степени ориентированы на удовлетворение потребности людей в рекреации, отдыхе, разумных развлечениях. К ним, безусловно, можно отнести такую, как встреча с интересным человеком.

8 .Потребности в рекреации соответствуют и такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, были частью жизни музея рубежа веков.

9 . Появляется термин праздник, который ранее не употреблялся. Причем речь идет о весьма разнородных явлениях, отличающихся друг от друга не только сюжетом, а методами организации. Новый термин праздник закреплял нечто общее, что стало присуще всем этим действам. Общность и новизна заключаются в неформальной атмосфере праздничности.Особенность праздника еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство. Праздник служит их сохранению и возрождению.

Теоретическую и методическую часть культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика. Она создает новые методики и программы работы с посетителями.

Так постепенно формируется модель музея,которую можно назвать просветительской.Она основана на отношении к музею как демократическому по своему характеру и просветительной направленности институту,призванному быть средством реформирования школ и одновременно частью единой системы внешкольного образования. Данная позиция породила термины культурно-просветительская работа,которые использовались для формирмирующегося направления-работа с аудиторией.

1.3 Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки

Музейная педагогика - это научная дисциплина на опыте музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей, как образовательную систему. Областью музейной педагогикой являются все виды контактов музея с аудиторией, самые различные способы обращения к человеку как участнику процесса музейной коммуникации. Музейная педагогика начинается тогда, когда возникает (или ожидается) эффект встречи музея с человеком.

Роль музея в эстетическом воспитании определяется его специфическими возможностями как учреждения, которое выполняет две основные взаимосвязанные социальные функции - документирование объективных процессов и явлений в природе и общественной жизни на основе подлинных памятников, а также образования и воспитания. Для осуществления данных функций музей имеет такие средства воздействия, как музейный предмет и музейная среда.

Подлинники, включенные в музейное собрание, обладают научной, историко-культурной и эстетической значимостью.

Эстетические качества музейного предмета нередко проявляются уже в его внешних признаках (форма, фактура, цвет), однако его эстетическая ценность определяется, прежде всего, историко-культурным контекстом. Именно контекст формирует отношение к предмету как к прекрасному или безобразному, низкому или высокому, комическому или трагическому. В контексте музейный предмет полностью обретает свою эстетическую ценность. Используя разные средства для раскрытия исторического контекста музейного предмета в экспозиции, можно оказывать воздействие на эстетические вкусы, взгляды и идеалы, т.е. на эстетическое сознание посетителя.

Однако не только музейные предметы, но и сама музейная среда (здание музея, экспозиция, комплекс историко-архитектурных памятников, территория), предстающая перед посетителем как некое пространство культуры, потенциально, т.е. при условии соответствующего уровня архитектурно-художественного решения, является эстетически значимой и воспитывающей. Эстетическая функция музейной информации последовательно выражается в экспозиции, в ее образном решении.

Существенно, что и музейный предмет, и музейная среда обладают значительными возможностями эмоционального воздействия. Обыденные предметы, став элементами экспозиционного образа музейной выставки, приобретают значение символа определенной эпохи, явлений, событий. Выступая носителем эмоционально-образной информации, выставка способна оказать воздействие на развитие образного мышления. Сплав рационального и эмоционального компонентов при восприятии, как показывают результаты социологических исследований, в значительной степени определяют привлекательность музеев для всех категорий посетителей, включая самых юных, а также эффективность их воздействия.

Главное направление эстетического воспитания музейными средствами - это самое широкое приобщение детей, подростков, молодежи к культурному наследию, которое определяется как "совокупность доставшихся человечеству от прошлого культурных ценностей" , актуализация и включение их в систему ценностей новых поколений с тем, чтобы современный человек мог "освоить культуру прошлого во всей ее целостности и многомерности, ощутить себя звеном непрерывного культуротворческого процесса" .

Целью эстетического воспитания музейными средствами - является воспитание целостной, гармонически развитой личности, у которой сформировано ценностно ориентированное отношение к историко-культурному наследию.

Первая задача - активное приобщение подрастающего поколения к музейным ценностям, формирование у детей, подростков, молодежи устойчивой потребности в общении с историко-культурным наследием.

Вторая задача - формирование эстетических вкусов, потребностей, взглядов и идеалов, т.е. - эстетического сознания личности. Способность чувствовать, переживать, эмоционально улавливать красоту и другие эстетические качества явлений действительности и искусства" .

Третья задача - развитие эмоциональной сферы личности, воображения и фантазии, способности к творческой деятельности. Как отмечал известный философ Э.В. Ильенков, воображение - это та самая "драгоценнейшая способность, которая составляет необходимый момент творчески человеческого отношения к окружающему миру" .

Четвертая задача - формирование исторического сознания личности. Под историческим сознанием мы понимаем осознание человеком своего положения в социальном времени и пространстве, своей связи с прошлым, настоящим и будущим. По словам академика М.А. Барга, "историческое сознание - это духовный мост, ведущий человека из прошлого в грядущее" .

Пятая задача является условием реализации эстетического воспитания. Воспитание музейной культуры посетителя, обучение языку музея.

Музейная культура определяется такими поддающимися измерению характеристиками, как частота посещения музейных выставок, целенаправленность посещения музея и осмотра экспозиции, обращение к различным источникам информации о музее на предварительном этапе или во время осмотра, умением ориентироваться в музейной среде, смотреть выставочную экспозицию.

Глава 2. М етодика приготовления и организации музейной выставки

  1. Музеи Тулы и Тульской области.

В Туле и Тульской области существует большое разнообрази музеев,таких как : музей «Тульский кремль» , музей-усадьба Ясная Поляна, Тульский государственный музей оружия , Музей «Тульские самовары» , Музейно-выставочный центр «Тульские древности» , Музей «Некрополь Демидовых» , музей Филимоновской игрушки, Дом-музей В.В. Вересаева , Мемориальный музей Н.И.Белобородова , Музей П.Н.Крылова , Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово Поле» и многое другое.

Остановимся в подробности на некоторых из музеев города.

Более пяти веков существует Тульский кремль. Построенный в начале XVI века, он длительное время предоставлял надежную защиту от набегов кочевников. Кремль имеет 9 башен, четыре из них с воротами: Спасская, Одоевская, Никитская, Ивановская, Башня Ивановских ворот, На погребу, Водяных ворот, Наугольная и Пятницкая.

Кремль - это «город в городе». В крепости жило почти все население, как военное, так и гражданское. Первая улица Тулы находилась в кремле и называлась Большой Кремлевской.

На территории Кремля находятся два собора. Успенский собор в стиле барокко построен в 1766 году и Богоявленский собор, построенный в 1855-1862 годах в память о воинах-туляках, погибших в Отечественной войне 1812 года. В настоящее время в Богоявленском соборе размещается Музей Оружия.

Музей Тульский Кремль является государственным музеем,очень часто учащиееся разных школ города посещают этот музей,так же приезжают гости из других городов.

Государственный музей оружия. Новый музей, «Шлем».

В 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации музей получил статус государственного. Одновременно было принято решение о строительстве для него нового здания. Это было продиктовано не только стремлением освободить культовое здание, но и необходимостью расширить экспозиционные площади, так как за последние годы коллекция музея значительно пополнилась современными образцами оружия.В музее регулярно проходят современные выставки, демонстрирующие уникальные коллекции музея и посвященными важнейшим событиям отечественной истории. Новый музейный комплекс имеет два конференц-зала, библиотеку с читальным залом, кафетерий.

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово Поле».

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле" был создан в октябре 1996 г. Музей расположен на месте Куликовского сражения, произошедшего 8 сентября 1380 года, и включает в себя место битвы с прилегающей к нему территорией. Заповедник «Куликово поле» находится на юго-востоке Тульской области, он занимает участок ландшафта в районе верхнего течения Дона.
На просторах заповедника сохранились фауна и флора, близкие к первозданным. Там сосредоточено великое множество архитектурных и археологических памятников. Часть из них сохранились со времен Куликовской битвы, и являются яркими свидетельствами богатого исторического прошлого России. Победа русского народа в Куликовской битве отражена в экспозициях музея, мемориальных памятниках и

обелисках.

Данный музей является одним из самых популярных музее в городе,учащиееся часто выезжают на экскурсию,данный музей так же сотрудничает с одной из местных школ,в музее проводятся музейные уроки. Это сотрудничество помогает воспитывать патриотизм у школьников, гордость за свой знаменитый родной край, школьники узнают от работников музея-заповедника много новых интересных фактов по истории Куликова поля и самого сражения.

2.2. Внеклассное мероприятие (экскурсия) .

Развитие художественного творчества детей является основной задачей стоящей перед педагогом на протяжении всего периода становления ребенка. Одной из основных залач является раскрытие в ребенке его творческого начала,ведь дети-это маленькие исследователи,с удивлением и радостью открывающие для себя окрудающий мир.Я считаю что приобщение детей к музеям такого типа занимает особое место в жизни ребенка,так же не дает нам забыть о русско-народном фольклере. Соломенникова О.А.в одном из своем проекте отмечала: “Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми”.

Исследователи народного искусства отмечают,что оно имеет ярко выраженные черты,традиционность,коллективный характер творчества,высокое совершенство языка,человечность,связь с окружающей жизнью.Я считаю,что если человек не итересуется творчеством своего народа,не изучает его историю,то он не может в полной мере считаться гражданином своего Отечества. Много национальных традиций тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время, и чем он жил раньше, поэтому, рассматривая работы мастеров прошлого, мы заглядываем в историю народно - прикладного искусства многонациональной России. Тульский край издавна славился своими мастерами и ремесленниками. Далеко за его пределами восхищались изделиями кузнецов, гармонщиков, самоварщиков, мастеров резьбы по дереву и гончаров, работающих с глиной.

Возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремесел является приоритетным направлением в культурной жизни Тульской области. Сохранить и развить промысел одной из стариннейших игрушек нашей родины (по некоторым данным ей около 700 лет) – филимоновской – одна из важнейших задач мастеров Тульского края. Филимоновская игрушка - это сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала произведение народного искусства, которое воспитывает в детях чувство гордости за мастеров своей малой родины. Большую роль оказывает народно-прикладное искусство в трудовом воспитании школьников.

Народное искусство оказывает глубокое идейное влияние на детей, поднимает темы большого гражданского содержания. Оно помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Таким образом, работа в этом направлении не только дает мне возможность помочь учащимся соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия народных мастеров, а также помогает школьникам освоить тайны мастерства ремесла, найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Я решила составить мероприятие(экскурсия) с музеем Филимоновской игрушки в городе Тула. Данный план мероприятие направлен на учащихся 5 класса.

Экскурсия “Филимоновская игрушка”Тульская обл.,Одоев.

Цель мероприятия:

Знакомство детей с лучшими образцами народного декоративно- прикладного искусства: филимоновской игрушкой.

Задачи мероприятия:

В доступной форме донести историю талантливого русского народа, создающего сказочные образы;

Раскрыть технологию создания игрушки;

Показать многообразие видов игрушек;

Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла;

Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей;

Формирование интереса к истории и культуре своего народа.

Оборудование:

Образцы изделий, набор шаблонов

Компьютер, презентация.

Для успешного проведения экскурсии и с целью заинтересованности была проведена подготовительная работа. Предварительно, за неделю до экскурсии, ребятам предлагается прослушать небольшую лекцию о игрушке и некоторые учащиеся самостоятельно подготовили рассказы о филимоновской игрушке (ПриложениеA) и посетить фото-галерею (Приложение B) ,после чего учащиеся получат брошюры о музее(Приложение C).

Ход мероприятия

1. Сообщение темы мероприятия.

У Филимоновская деревушка

Синий лес, холмы, косогор

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины

И солдатиков войско цвет.

Учитель. Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Ребята, вы уже, наверное, догадались, о чем сегодня пойдет речь? Да, сегодня мы будем говорить о игрушке и промысле.. Но не об обычных игрушках, а о народных.

2 . Орг. момент

С какими видами народных игрушек мы познакомились на уроках изо?

(дымковскими, филимоновскими, каргопольскими)

3. Экскурсовод рассказывает о истории игрушки,создании,разных видах игрушки.

4 .Учащиееся посещают мастер класс и некоторые из них делают игрушки сами.

5 . Викторина-игра . Сейчас каждая команда возьмет по карточке (Приложение D), где изображены образы глиняной игрушки. Вы должны подумать и рассказать, что же символизирует каждый образ в жизни древних славян. Эти образы – воплощение языческих верований, которые таят мифологию жизни в древних дохристианских формах славянского культа. (Вспомним их).

1-ая команда. Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

2-ая команда. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Учитель . Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

6 . Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)

  1. Где возник промысел филимоновской игрушки?
  2. Почему игрушка называется филимоновской?
  3. Особенности филимоновской игрушки?
  4. Какие цвета традиционны при росписи игрушки?
  5. Как ласково филимоновцы называют свои цвета ?
  6. Какие символы встречаются в филимоновской игрушки?
  7. Ход росписи в филимоновской игрушке.

7 .Заключительный этап.

Учитель: Мы познакомились лишь с малой частью великого русского наследия, которое нам оставили предки.

- Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение- и ниточка, связывающая нас с далекими предками- не рвется. Произведения, созданные наши народом, хранятся в музеях, показываются на выставках и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее. Может быть, кто-то из вас тоже станет мастером и его игрушки также будут дарить людям красоту и радость взрослым и детям.

Заключение

Музей может рассматриваться сегодня как состояние души общества в настоящее время, и именно музею необходимо направить все усилия на восстановление утраченной культуры, чего так не хватает в современном мире.

Сущность музея – быть посредником между обществом и его культурой, между культурой прошлого и культурой настоящего, а не конкретное содержание музейной деятельности, обусловленное социальным заказом времени.

Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в исследованиях. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является музей.

В музее человек получает возможность по-новому взглянуть на привычные для него вещи, получить полезную информацию с удовольствием, нет необходимости заучивания и закрепления полученных знаний,так же музеи играют большую роль в культурно-просветительском аспекте.

Таким образом, работа школы совместно с музеем, так же подкрепляется региональным компонентом. Так реализуется педагогическая идея о развитии духовных потребностей, достигается уровень, необходимый для осознания, осмысления, усвоения культурных ценностей.

Список используемых источников

  1. Барг М. А Эпохи и идеи: становление историзма. - М., 2001.

2 .Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело. Вып. 21. Музей - культура - общество. М., 1992 г.

  1. Ильенков Э.В. Искусство и идеал. - М., 2000.
  2. Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб.тр. ИПРИКТ. М., 2002 г.
  3. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. - М., 2005.
  4. Музей и школа. Сб. науч. Трудов. М., 2004 г.
  5. Нагорский Н. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. - 2005. - № 5.
  6. Носик Б.М. «Художественные промыслы», М., «Планета», 2001 г.
  7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для ВУЗов/ И.П. Подласый. - Кн.2 - М.: Владос, 2004
  8. Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - 2002. - №5.
  9. Юхневич М.Ю. «Я поведу тебя в музей», учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001 г.
  10. http://www.inmsk.ru/news_culture
  11. http://www.filimonovo-museum.ru/
    12.
    http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_9_39_10987.pdf

Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М., 2001. - С. 11

Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. - Л., 1998. - С. 14


Просветительская деятельность

Одним из приоритетных направлений деятельности музея является научно-просветительская работа, направленная на создание и внедрение в практику работы с различной целевой аудиторией обзорных и тематических экскурсий по постоянным и выставочным экспозициям музея, лекций и занятий, мероприятий и акций, направленных на популяризацию музейного собрания, демонстрацию научного, образовательного и досугового потенциала музея.
В течение 11 лет в ИОХМ проводятся музейная и искусствоведческая практики для студентов высших и средних учебных заведений города Иванова (Ивановский государственный университет, Ивановский государственный химико-технологический университет, Ивановское художественное училище имени М.И. Малютина, Колледж сферы услуг). Лекционный и практический курсы объединяют несколько тем по истории музейного дела в Ивановской области, истории ИОХМ и формирования его коллекции, основным направлениям деятельности Художественного музея и его филиалов, а также работу в фондах, информационном центре и библиотеке музея.
С 2004 года ведет отсчет сотрудничество ИОХМ с Университетом «Третий возраст» и Клубом «Современник», ветеранами железнодорожного транспорта и областным и городским Советами ветеранов. С октября по апрель проводятся занятия в рамках лектория «Коллекции ИОХМ» и экскурсии по всем выставочным экспозициям Художественного музея, а также организовываются творческие встречи с художниками, дизайнерами. К Дню пожилого человека для людей с ограниченными возможностями предусматривается мероприятия, включающие тематическую выставку в Новой галерее, концертную программу и угощение.
Известен для ценителей искусства и друзей музея проект «Музыка в контексте» - проведение в рамках работы выставок концертных программ, литературно-музыкальных вечеров с участием известных творческих коллективов, музыкантов и вокалистов.
Ночь музеев – акция, посвященная Международному дню музеев. Ивановский художественный музей проводит ее уже четыре года. Изначально программы включали концептуальные выставочные экспозиции и концерты известного джазового коллектива «Сарос». В 2012 г. музей подтвердил свой интерес к современной молодежной культуре. Местом акции стала не только площадка перед главным фасадом здания для концерта и арт-базара, но и внутренний двор музея для видео-инсталляций и огненного шоу. Посетителям впервые была предоставлена возможность творческой реализации – лепите, рисуйте, оставьте свой граффити-след. «Ночь музеев – 2013» превзошла по количеству и разнообразию художественных, музыкальных, образовательных и развлекательных событий все предыдущие. Впервые можно было стать свидетелем создания произведения искусства известным ивановским художником Валерием Бахаревым, получить уроки мастерства от педагогов Ивановского художественного училища и Детской художественной студии «Начало» ИОХМ, а также принять участие в проекте «Фото-сушка» и «Моментальное фото» и посетить сразу несколько выставок. Все акции с успехом проходили при стечении большого числа зрителей.

Учетно-хранительская деятельность

Фонды Ивановского областного художественного музея представляют собой организованную совокупность предметов, принятых музеем на постоянное хранение. Музейные предметы находятся не только на выставке или в постоянной экспозиции – основная их часть сосредоточена в фондохранилище. Кроме того, предметы могут быть переданными на экспертизу или реставрацию, а также во временное пользование другому учреждению или музею.
В настоящее время в фондах ИОХМ хранится более 45 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, которые числятся в 19-ти музейных коллекциях.

Основные направления учетно-хранительской деятельности:

    Решение вопросов комплектования музейных фондов (стратегия формирования собрания в целом, формирование отдельных коллекций, поступление в собрание ИОХМ новых экспонатов) осуществляет Экспертная фондово-закупочная комиссия музея.

    Обеспечение оптимального режима хранения (благоприятных условий) и системы безопасности. В ИОХМ используется комплексная система хранения: внутри хранилищ предметы располагаются по видам материалов (холст, бумага, дерево, кость, керамика, металл, камень и др.)

    Решение задач реставрации и консервации музейных ценностей. В ИОХМ существует мастерская реставрации масляной живописи. Квалифицированная реставрация экспонатов из различных коллекций осуществляется также во Всероссийском художественно-научном реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря (Москва, Кострома) и Государственном научно-исследовательском институте реставрации (Москва).

    Отдел учета осуществляет документирование музейных процессов и музейных коллекций. Все музейные предметы фиксируются в документах музея, как государственная собственность. Таким образом, осуществляется их юридическая охрана – учет фондов. В ИОХМ используется компьютерная автоматизированная программа КАМИС по внесению музейных фондов в электронный каталог.

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа музея носит интегральный характер, т.е. объединяет различные направления деятельности: фондовую, экспозиционно-выставочную, культурно-просветительную.
Стратегическая концепция – систематизация, классификация, атрибуция хранящихся в ИОХМ коллекций, получение и обобщение нового знания, его оптимальное введение в научный и общекультурный оборот.
Приоритетные направления – памятники культуры и искусства Древнего мира, восточная коллекция, русское искусство XVIII – начала ХХ вв., русский авангард, собирательская деятельность Д.Г. Бурылина и другие направления, отражающие структуру коллекции музея.

Стадии научного исследования:

    Экспертиза музейного предмета / установление подлинности и художественной значимости произведения: установление или подтверждение авторства, времени создания, художественного направления, школы.

    Атрибуция музейного предмета: материал и способ изготовления, размер, состояние сохранности, наличие надписей, клейм, фабричных марок, геральдических знаков и т.п.

    Происхождение, история бытования музейного предмета (провенанс): кому принадлежал предмет, как он был приобретен или в каких обстоятельствах создан, время и способ его поступления в музейную коллекцию.

    Реализация результатов исследования: музейные издания, публикации; участие в научных конференциях, семинарах, симпозиумах; создание экспозиции, выставки.

Большое значение в исследовательской работе музея имеют научный архив и научная библиотека. В архиве содержится около полутора тысяч документов, фотографий, аудио и видеоматериалов. В фондах научной библиотеки (основана в 1960 году) хранится более 18 тысяч изданий. Наряду с отраслевыми отделами, выделены специальные, посвященные деятельности художественного музея и изобразительному искусству ивановского края. В 2006 году на основе фонда библиотеки сформирована коллекция «Редкое издание», представляющая не только научный, но и художественный интерес.

Начало научной работы и просветительской деятельности были заложены с самого начала существования Музея его создателем, профессором московского университета Иваном Владимировичем Цветаевым. Музей задумывался как центр художественного образования широкой публики и предполагал ведение просветительной работы. Сам подбор коллекции слепков, отличающийся уникальной полнотой и продуманностью состава экспозиции, является своеобразной энциклопедией классического искусства. Кроме того, Музей был теснейшим образом связан с научным сообществом Москвы, поскольку создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательный и публичный музей.

  • Научная работа

      По замыслу основателя Музея И.В. Цветаева, в гипсовых слепках, макетах, живописных и гальванокопиях по единой научной программе были представлены основные этапы истории искусства классических народов с древности до Нового времени. Таким образом, история Музея и история кафедры искусствоведения переплелись настолько тесно, что имена великих основателей зафиксированы и в музейных, и в университетских анналах: это И.В. Цветаев, В.К. Мальмберг, Б.А. Тураев, Н.И. Романов, А.А. Губер, В.Н. Лазарев, Б.Р. Виппер и многие другие. Большинство сотрудников — выпускники кафедры истории искусства, проводившие немало часов на занятиях и семинарах в Музее. Большинство университетских преподавателей в разное время были музейными сотрудниками.

      Поскольку основу музейного собрания составляли слепки, научная деятельность представлялась его создателям прежде всего как «просветительская». Однако незадолго до открытия в Музей поступили коллекция памятников Древнего Египта В.С. Голенищева, коллекция итальянской живописи XIII-XV веков М.С. Щекина и нумизматическая коллекция. Эти собрания подлинников оказались в центре научных интересов сотрудников Музея. Уже с 1912 года начали публиковаться отдельные памятники из этих собраний. В 1912-1913 годах вышли в свет четыре выпуска «Памятников Государственного музея изящных искусств», которые были посвящены произведениям древнеегипетского искусства из собрания Музея. Авторами статей были известные ученые, основоположники науки об искусстве Древнего мира Б.А. Тураев, В.К. Мальмберг, М.И. Ростовцев, Б.В. Фармаковский. В последующие годы появились публикации, посвященные памятникам античности, авторами которых были В.Д. Блаватский, Л.П. Харко, Н.М. Лосева.

      В апреле 1923 года Наркомпрос принял решение об устройстве в Москве центрального Музея старой западной живописи на основе западноевропейского собрания Московского Публичного и Румянцевского музеев с размещением его в здании Музея изящных искусств. В 1924 году в музей поступили картины из бывших собраний Г.А. Брокара, Д.И. Щукина, а также произведения из Государственного музейного фонда. Значительная часть картин была передана из музеев Ленинграда. Это позволило научному коллективу Музея во главе с директором, профессором Н.И. Романовым, создать первую научную экспозицию картинной галереи, которая открылась 10 ноября 1924 года.

      Благодаря реорганизации Музея в начале 1920-х годов изменилась и значительно расширилась направленность научной деятельности, появились публикации и издания, посвященные живописным собраниям Музея, научные интересы сотрудников сместились к изобразительному искусству Нового и Новейшего времени.

      Среди новых периодических научных изданий следует отметить сборник «Жизнь музея», начавший выходить в 1925 году. С 1939 года стали издаваться «Труды Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» под редакцией В.Н. Лазарева. По сравнению с издаваемыми 1910-1920-х годах «Памятниками Государственного музея изящных искусств», посвященных искусству Древнего мира, «Труды» представляли новый тип научного сборника, в котором в соответствии с расширением состава музейных коллекций была выработана четкая структура и очередность в содержании: «Западноевропейское искусство», «Искусство античного мира», «Искусство Древнего Востока». Таким образом, в основу был положен критерий приоритета, определявший значимость и ценность фондов, составляющих собрание Музея и направления его деятельности.

      В 1948 году, в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) в Музей поступили произведения французских художников, импрессионистов и постимпрессионистов из собраний московских коллекционеров И.А. Морозова и С.И. Щукина, а также графическое собрание и архив, что нашло отражение в научно-исследовательской деятельности сотрудников.

      С приходом в музей В.Р. Виппера, занимавшего с 1944 года пост заместителя директора по научной работе, направленность исследований смещается от публикации отдельных памятников к созданию полных каталогов (каталогов-резоне) отдельных коллекций музейного собрания. Эта работа по систематизации и публикации фондов Музея продолжается и сегодня.

      Одновременно Музей всегда был открыт для самых разных научных контактов. С самого начала 1960-х годов, благодаря инициативам директора Музея И.А. Антоновой, научные, творческие и партнерские связи ГМИИ им. А.С. Пушкина чрезвычайно расширились. Необычайно многогранной стала выставочная деятельность, которая теперь выстраивается в соответствии с научной тематикой. При формировании концепций выставок кураторы, как правило, стремятся выделить и акцентировать в экспозиции определенную проблематику истории искусства, благодаря чему выставочные каталоги нередко приобретают характер монографических научных исследований.

      Расширяя свои научные связи, Музей активно сотрудничает с кафедрой теории и истории искусства Московского университета, со Всесоюзным научно-исследовательским институтом искусствознания, Академией художеств и Академией наук. В Музее проводятся совместные научные конференции, ведется подготовка различных тематических сборников по искусствознанию.

      С 1968 года в Музее регулярно проводятся «Випперовские чтения», которые за короткий срок приобрели огромный авторитет среди искусствоведов. Одновременно в Музее ежегодно проходит Отчетная научная сессия, на которой сотрудники освещают наиболее важные аспекты научно-исследовательской, хранительской и реставрационной работы, проделанной за год.

      В 1985 году по инициативе крупнейшего коллекционера и искусствоведа И.С. Зильберштейна и директора ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антоновой на правах научного отдела был создан Музей Личных коллекций, официально открытый в 1994 году. Фонды Музея Личных коллекций составляют собрания, переданные в дар частными коллекционерами.

      Одним из главных направлений научной деятельности Музея является изучение истории коллекционирования в России, в рамках которого организуются многочисленные выставки, сопровождающиеся научными каталогами, среди которых наиболее значимыми являются исследования о коллекциях И.С. Зильберштейна, кн. Голицыных, А. Брокара, П.Д. Эттингера. Фундаментальное издание «Эра Румянцевского музея», касающееся становления музейного дела в стране, вышло в свет в связи с предстоящим 100-летним юбилеем ГМИИ.

      В 2006 году состоялась первая конференция «Зильберштейновские чтения», посвященная 100-летию И.С. Зильберштейна. В 2009 году чтения прошли второй раз, они были посвящены 175-летию со дня рождения С.М. Третьякова. Тематикой конференций «Зильберштейновские чтения» становятся проблемы коллекционирования в России и за рубежом, круг обсуждаемых вопросов весьма широк и касается исторических, архивных, атрибуционных и юридических аспектов.

      Помимо названных выше постоянных научных сессий, в Музее регулярно проводятся конференции, посвященные выставочной, экспозиционной, археологической и просветительской деятельности, а также конференции, связанные с отдельными искусствоведческими проблемами.

      С 1927 года регулярно проводятся археологические экспедиции, что является одним из важнейших направлений научно-исследовательской работы ГМИИ им. А.С. Пушкина. Первые раскопки начали проводить сотрудники музея В.Д. Блаватский, Н.М. Лосева, М.М. Кобылина, Л.П. Харко. Они приняли участие в составе экспедиции Государственной академии истории материальной культуры (теперь Институт археологии РАН). Сотрудники Музея обследовали античные поселения Таманского полуострова, в том числе Фанагорию, крупнейший центр Азиатского Боспора. В 1944 году в Музее был создан специальный Отдел археологических раскопок и экспедиций, который до 1947 года возглавлял В.Д. Блаватский. Основными задачами нового отдела стали исследования крупнейших античных центров Северного Причерноморья — Пантикапея (современная Керчь) и Фанагории, а также Неаполя Скифского близ Симферополя. Летом 1945 года объединенная экспедиция Музея и Института истории материальной культуры выезжает в Керчь; с 1958 года и по сей день ГМИИ им. А.С.Пушкина ведет эти работы самостоятельно, сначала под руководством И.Д. Марченко (1959-1976), а затем В.П. Толстикова (с 1977 года). В течение пяти лет, с 1946 года, еще одна экспедиция Музея, возглавляемая П.Н. Шульцем, исследовала богатейший мавзолей Неаполя Скифского.

      Помимо археологических работ в Крыму и на Таманском полуострове, в течение двадцати лет (1951-1970 года) сотрудники Отдела Древнего Востока принимали активное участие в раскопках урартской крепости Эребуни на холме Аринберд в Ереване. Работы велись совместно с Институтом археологии Академии наук Армянской ССР и Отделом охраны памятников при Государственном комитете Совета министров Армянской ССР по делам строительства. Общее руководство проектом осуществлялось К.Л. Оганесяном, научным консультантом был академик Б.Б. Пиотровский. Начальником экспедиции до 1959 года была Н.М. Лосева, позднее С.И. Ходжаш.

      Таким образом, археологические исследования ведутся Музеем в общей сложности уже более 80 лет. Результатом этих изысканий стали многочисленные публикации и научные конференции; кроме того, найденные памятники древнего и античного искусства — скульптура, керамика, предметы нумизматики, произведения декоративно-прикладного искусства, артефакты культуры и быта древних народов пополнили фонды Музея и вошли в основную экспозицию.

      В части научно-просветительской работы сотрудники Музея также ведут большую работу. Особое внимание уделяется теме «музей и юный зритель». Учитывая тот факт, что Музей создавался И.В. Цветаевым именно в расчете на просветительство, особое значение приобретает экскурсионная, лекционная и популяризационная работа. В 2005 году был открыт Центр эстетического воспитания для детей и юношества «Мусейон». Это событие явилось ярким примером того, насколько серьезно с точки зрения методологии осуществляется научная популяризация в Музее.

      В Центре функционируют кружки, мастерские и секции, в которых научные сотрудники преподают историю мирового искусства на основе музейных и выставочных экспозиций, в мастерских опытные художники обучают детей различным техникам изобразительного искусства. Кроме того, в Центре разрабатываются образовательные программы для различных возрастных групп, а также для детей с ограниченными возможностями.

      В Музее ведется подготовка и издание книг, альбомов и буклетов, ориентированных на детскую аудиторию. Такие издания выходят тематическими сериями и помогают школьникам всех возрастных групп знакомиться с историей, видами и жанрами, материалами и техниками изобразительного искусства.

      В 1996 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина в статусе отдела был организован Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева, который разместился в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) на улице Чаянова (открыт 30 мая 1997 года). Его экспозицию составляют гипсовые слепки, которые не вошли в основную экспозицию Музея или их дублетные экземпляры. Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева продолжает научно-просветительскую деятельность, которая изначальная предназначалась Музею на Волхонке. Таким образом, идея И.В. Цветаева об «учебном музее для учащихся и студентов» обрела свое новое воплощение.

      В Отделе рукописей Музея хранится документация по его истории, научное и эпистолярное наследие И.В. Цветаева, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции в разное время поступили в ГМИИ. В последние годы интенсивно ведется научная обработка фондов архива, вышли в свет и готовятся к публикации многотомная переписка И.В. Цветаева с Г. Треем и с Ю.С. Нечаевым-Мальцовым.

      Музей располагает обширной научной библиотекой, которая открылась летом 1912 года. В основу библиотечного фонда легло книжное собрание Кабинета изящных искусств и классических древностей при историко-филологическом факультете Московского университета. Фонд комплектовался в соответствии с общим развитием науки об искусстве и с учетом университетского курса. Библиотека включала в себя различные издания по изобразительному искусству, в том числе фотографии и диапозитивы, а также журналы, освещающие современные проблемы науки об искусстве того времени; некоторые из них комплектуются научной библиотекой ГМИИ и сегодня. Кроме того, фонды пополнялись личными библиотеками сотрудников Музея. В настоящее время научная библиотека располагает почти двухсоттысячным фондом книг и журналов и продолжает пополняться как отечественными, так и зарубежными изданиями.

      В преддверии 100-летнего юбилея Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 2012 году научная деятельность Музея стала еще более активной, были подготовлены к изданию каталоги-резоне, монографии и исследования, снабженные подробным научным аппаратом. Одновременно в связи с расширением экспозиционных площадей сотрудники Музея разрабатывали научные экспозиции для тех коллекций, которые будут размещены в новых музейных пространствах, что позволит по-новому оценить масштаб собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

  • Просветительская деятельность

      Начиная с первых лет существования Музея, его просветительную деятельность отличает демократичность, обращенность к самой широкой аудитории, что получило особое значение в первые годы после революции, когда основной аудиторией Музея стали рабочие, красноармейцы, студенты и школьники.

      В 20-е годы ХХ века складывались основные формы работы музея с публикой — общедоступные экскурсии на материале экспозиции и выездные лекции в сопровождении репродукционного материала. Среди сотрудников Музея, читавших в эти годы лекции и проводивших экскурсии, были крупнейшие ученые и музейные специалисты В.Н. Лазарев, В.И. Авдиев, В.Д. Блаватский, А.В. Бакушинский; «лектора-руководители» А.В. Живаго, А.Н. Замятина, Н.М. Лосева и другие. В 20-е годы тематика лекций и экскурсий носила по большей части историко-культурный характер, например «Памятники быта Древнего Египта», «Типы атлетов в греческой скульптуре» и т.п.

      С 30-х годов, после создания картинной галереи и расширения коллекции подлинников, в Музее складывалась методология популяризации искусства, в которой ведущее место принадлежит искусствознанию. Появилсиь циклы углубленных экскурсий по залам Музея. В 30-е годы был организован методический совет, в который входили крупнейшие ученые В. Н. Лазарев, В. И. Авдиев, В.В. Павлов, А.А. Сидоров, руководивший всей научно-просветительской работой Музея. К этому же времени относится организация первых публичных лекций по архитектуре и творчеству крупнейших мастеров мирового и советского искусства. К чтению лекций были привлечены видные представители советской архитектуры И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, И.А. Фомин, также известные искусствоведы М.В. Алпатов, В.Н. Лазарев, А.В. Бакушинский и др. Лекционная деятельность Музея не прекращалась и во время войны, когда осенью и зимой 1941-1942 годов в доме ученых было прочитано 19 лекций по истории мирового искусства. Лекции читались и в госпиталях.

      В середине 1950-х-60-е годы происходило окончательное формирование системы музейной художественной популяризации искусства, многие из форм которой родились именно в стенах ГМИИ им. А.С. Пушкина. Сложились новые виды цикловых экскурсий не только исторического типа, но и так называемого теоретического. Например, цикл экскурсий «Беседы о живописи» знакомил зрителей с основными эстетическими категориями искусства, с разнообразными возможностями его художественного языка.

      В 1954 году при Музее открылся постоянно действующий публичный лекторий, существующий до наших дней. В сотрудничестве со Всесоюзным обществом «Знание» научные сотрудники Музея выезжали с циклами лекций во многие города нашей страны — в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток, Украину, в прибалтийские республики. Большое число выездных лекций читалось в лекториях Москвы и ее окрестностей — в школах, высших учебных заведениях, Домах культуры.

      За время существования музейного лектория в нем прочитаны десятки разнообразных циклов лекций, сотни лекций, подчас уникальных, на темы, связанные с историей развития мирового искусства. В лектории Музея выступают не только научные сотрудники отдела популяризации и других научных отделов Музея, но и приглашенные специалисты, российские и зарубежные ученые.

      Уже более 50 лет в Музее существуют кружки и клубы для школьников и дошкольников. Работа с детьми, истоки которой восходят еще к 20-м годам ХХ века, особенно бурно развивается на протяжении последних десятилетий. В настоящее время это направление просветительской работы выделилось в самостоятельный отдел — Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», который открылся в отдельном здании 17 января 2006 года. В центре предусмотрены удобные, специально оборудованные помещения для проведения кружковых занятий, а также компьютерный класс, искусствоведческая библиотека для учащихся и учителей. Детям предоставляется возможность самим поработать в художественных мастерских — живописной, графической, керамической. Учащиеся могут выступать на настоящей сцене в прекрасно оборудованном зале, устраивать музыкальные вечера в камерном салоне, отдыхать в уютном арт-кафе центра.

      В «Мусейоне» регулярно проводятся выставки детского рисунка, а также творчества профессиональных художников; драматические представления и музыкальные концерты детских и профессиональных коллективов; встречи с художниками. Среди основных направлений работы центра старейшими являются изостудия для дошкольников и младших школьников, клубы любителей искусств (КЛИ) и юных искусствоведов (КЮИ), кружки для дошкольников и младших школьников — «Семейные группы» и «Беседы об искусстве».

      Большую роль в научно-просветительной работе Музея играет оснащение экспозиции и временных выставок справочными материалами — экспликациями и развернутым этикетажем.

      Музей постоянно выпускает каталоги временных выставок, путеводители по залам постоянной экспозиции во всех своих зданиях и специальные издания, рассчитанные на школьников и учителей из серии «В помощь школе» по отдельным залам и разделам экспозиции.

  • О памятниках в ГМИИ им. А.С. Пушкина, перемещённых на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны

      В 1945 в ГМИИ им. А.С. Пушкина поступили на хранение памятники из музеев Германии, доставленные в СССР как частичное возмещение непоправимого ущерба, причинённого в годы войны. Вывоз воинами Советской Армии из разгромленной фашистской Германии культурных и художественных ценностей в обстановке царившего в то время в стране хаоса и безвластия и передача их в государственные хранилища, обеспечившие их сохранность, бесспорно явился актом спасения этих ценностей от уничтожения и разграбления. Начиная с 1949 года, Советский Союз осуществил целую серию передач в ГДР ценностей, вывезенных из Германии. Заключительный «Протокол о состоявшейся передаче Правительством СССР Правительству ГДР культурных ценностей, спасённых Советской Армией» от 29 июля 1960 года зафиксировал 1 571 995 предметов и 121 ящик книг, фоноархивов и нотных тетрадей, свыше 3 млн. архивных дел. ГМИИ им. А.С. Пушкина, в частности, передал в ГДР 354 271 художественное произведение.

      Порядок работы с перемещенными ценностями на современном этапе определен правительством Российской Федерации на основании Федерального закона от 15.04.1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) .

      Пушкинский музей, в полной мере осознавая сложность и значимость вопросов, связанных с проблемой перемещенных ценностей в целом и конкретными предметами, хранящимися в ГМИИ, на протяжении всего послевоенного времени ведет работу по сохранности, изучению, атрибуции, реставрации этих памятников.

      Широко и всесторонне освещена как в специализированных, так и популярных изданиях масштабная реставрационная работа над спасением произведений Дрезденской галереи, начавшаяся весной 1945 года и завершившаяся в 1955 году выставкой «Шедевры Дрезденской картинной галереи» (выставку посетили 1 200 000 чел.), после чего, как известно, шедевры Дрезденской галереи были возвращены в ГДР. Впоследствии произведения из Дрезденской галереи и других немецких музеев, в которые были возвращены ценности, неоднократно показывались на выставках в Пушкинском музее:

      1958 год - Произведения искусства из ГДР. Живопись, графика, скульптура и прикладное искусство.
      1975 год - Сокровища Дрезденской галереи.
      1984 год - Спасенные шедевры мирового искусства из Дрезденской картинной галереи и сокровищницы «Грюне Гевельбес».
      2006 год - Антонелло да Мессина (1430-1479). «Святой Себастьян» из собрания Дрезденской картинной галереи.
      2009 год - «Дрезден-Москва. Продолжение традиции: Шедевры Дрезденской картинной галереи в ГМИИ». Выставка одной картины. Андреа Мантенья. Святое Семейство. 1495-1500.
      2015 год - Никола Пуссен «Царство Флоры». К 60-летию «Выставки картин Дрезденской галереи» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

      Кроме того, результаты исследовательской и реставрационной работы сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина, связанные с темой перемещенных ценностей, были представлены широкой публике на следующих выставках:

      1985 год - ГМИИ им. А.С. Пушкина в годы Великой Отечественной войны. Дрезденская галерея в Москве. На материале архива ГМИИ.
      1995 год - К 50-летию Победы над фашистской Германией: «Дважды спасенные». Произведения европейской живописи XIV-XIX веков, перемещенные на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны.
      1995 год - Документы свидетельствуют... К 50-летию Великой Победы. 1941-1958.
      1995 год - Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кёнигса.
      1996 год - Сокровища Трои. Из раскопок Генриха Шлимана.
      2005 год - Археология войны. Возвращение из небытия. Реставрация и восстановление античных памятников, перемещенных в результате Великой Отечественной войны.
      2007 год - Эпоха Меровингов - Европа без границ.
      2014 год - Искусство Древнего Кипра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
      2014 год - От Ренессанса до Барокко. Итальянская живопись из фондов ГМИИ.
      2015 год - К 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Хранители. Война и мир в музее. ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1941-1955 годах.

      Научное осмысление наследия из так называемого особого фонда зафиксировано в каталогах выставок, в частности, в последнее время широкий резонанс получили двухтомное издание «Искусство Древнего Кипра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» (2014 г., научный коллектив под руководством доктора искусствоведения Л.И. Акимовой), каталоге-резоне «От Ренессанса до Барокко. Итальянская живопись из фондов ГМИИ» (2014 г., автор - доктор искусствоведения В.Э. Маркова).

      Пушкинский музей открыт к научному диалогу с партнёрами. Вместе с другими российскими музеями сотрудники принимают участие в подготовке российско-немецкого выставочного проекта «Железный век: Европа без границ». Это продолжение работы, начавшейся с участием ГМИИ в проекте России и Германии «Бронзовый век: Европа без границ», который был реализован в 2013 - 2014 гг. на площадках Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Государственного Исторического музея в Москве.

      С 2015 года в рамках долгосрочного сотрудничества в контакте с немецкими учёными сотрудники ГМИИ приступили к работе над изучением, реставрацией и планируемой экспозиции скульптур, происходящих из Музея кайзера Фридриха (ныне Музей Боде) в Берлине. Речь идёт о работе над произведениями таких скульпторов как Донателло, Никколо и Джованни Пизано, Тино ди Камаино, Андреа дель Верроккьо, Луки делла Роббиа, Мино да Фьезоле и некоторых других. Предполагается, что результат подобной совместной деятельности будет представлен на большой итоговой выставке, которую со временем планируется включить в обновленную постоянную экспозицию Пушкинского музея.