Маргарет кин. Фильм «Большие глаза» — биографическая драма-история о художнице Маргарет Кин(Margaret Keane). Песня Ланы Дель Рей из фильма «Большие глаза»

22.06.2019

January 25th, 2016 , 04:59 pm

На днях посмотрела фильма Тима Бёртона «Большие глаза», и была так захвачена сюжетом, что обо всем забыла. Фильм рассказывает о реальных событиях из жизни художницы Маргарет Кин , которая много лет скрывала, запуганная свои вторым мужем Уолтером Кином, авторство своих картин, продававшихся под его именем.

Трагедия женщины в искусстве

Уолтер Кин женился на Маргарет, разведенной женщине с ребенком. Она пыталась заработать на свою жизнь и жизнь дочери тем, что умела - рисованием. На площади вместе с остальными художниками-любителями, она торговала своими картинами. Маргарет рисовала портреты, главным образом, женщин и детей. Отличительной чертой всех ее портретов были непропорционально большие глаза. Как она объясняла, «глаза - зеркало души», а потому она пыталась выразить лучше эмоции, подчеркнуть их через глаза.

Уолтер Кин заприметил молодую девушку, в картинах которой угадывалась индивидуальность. Сам он лишь баловался живописью, рисуя улочки Парижа (как потом оказалось, просто мазюкая кистью и ставя свою подпись под чужими картинами). Зарабатывал он на жизнь продажей домов. У него был настоящий товар коммерсанта. Он мог продать, что угодно и кому угодно.

Наряду со своими работами, он стал выставлять в местных кафе и работы своей жены, выдавая их за свои. Ведь она носила его фамилию, а потому подписывалась «Кин». Узнав о нечестности мужа, Маргарет пыталась со слезами на глазах объяснить ему, как это подло и нечестно с его стороны, но тот убедил ее, что общество предвзято относится к «дамскому искусству».

Долгие годы им удавалось всех водить за нос, открывая все новые боле успешные выставки. Уолтер Кин так развернул бизнес по продаже картин жены, что продавал не только сами полотна, но и их репродукции, постеры и даже открытки.


Женщина долгие годы оставалась в тени собственного мужа, даже пыталась изменить собственный стиль написания картин, часть из которых подписывала своим именем. Даже неполным, а лишь инициалами имени, добавляя при этом фамилию супруга. Она отчасти копировала стиль Модильяни, только на ее полотнах портреты женщин неизменно имели грустные лица, отражая трагедию, которую долгие годы носила в себе художница.

Лишь в 1964 году ей хватило смелости уйти от мужа, уехав с дочерью жить на Гавайи. Понадобилось еще 6 лет, чтобы рассказать людям правду. Уолтер до конца отстаивал свою версию событий, даже в суде, где отказался рисовать портрет ребенка с большими глазами, выдумав боль в плече. Маргарет нарисовала портрет, доказав, тем самым, свое авторство всех остальных работ, которые долгое время считались достоянием ее бывшего мужа.

Эта история лишний раз доказывает, что женщине везде трудно пробивать себе дорогу, но это еще не значит, что нужно безропотно смириться с судьбой и молча терпеть унижения. Свои права нужно отстаивать, даже если боишься или запуган, иначе рискуешь потерять свою индивидуальность и уважение к себе!

«Большие глаза », который вышел на экраны в России 8 января 2015 года .

Биография

Маргарет Кин родилась в 1927 году в Нашвилле , Теннесси . На её творчество оказала влияние её бабушка, а также прочтение Библии. В 1970-х она стала членом религиозной организации Свидетелей Иеговы , что, по словам художницы, «изменило её жизнь к лучшему» .

В начале 60-х годов XX века работы Маргарет Кин приобрели популярность, но продавались под авторством её второго супруга, Уолтера Кина (англ.) русск. из-за предвзятого отношения общества к «дамскому искусству». В 1964 году Маргарет покинула дом и отправилась на Гавайи , где прожила 27 лет, а в 1965 - развелась с Уолтером. В 1970 году она вышла замуж в третий раз за писателя Дэна Макгуайра . В том же году Маргарет публично заявила о том, что именно она написала все работы, продававшиеся под именем мужа . Позже она подала в суд на своего бывшего супруга, который отказывался признавать этот факт . Во время слушания судья потребовал от Маргарет и Уолтера написать портрет ребёнка с характерными большими глазами; Уолтер Кин отказался, сославшись на боль в плече, а Маргарет на написание работы потребовалось всего 53 минуты . После трёх недель разбирательств суд постановил выплатить художнице 4 миллиона долларов компенсации . В 1990 году Федеральный апелляционный суд поддержал вердикт о клевете, но отменил назначенную компенсацию 4 миллиона долларов. Маргарет Кин не стала подавать новый иск. «Мне не нужны деньги, - сказала она. - Я только хотела, чтобы все знали, что картины были моими».

В настоящее время Маргарет Кин проживает в округе Напа, Калифорния .

Из воспоминаний Маргарет Д. Х. Кин

«Вы, возможно, видели картину задумчивого ребенка с необычно большими и печальными глазами. Вполне возможно, это было то, что нарисовала я. К сожалению, я была так же несчастна, как дети, которых я рисовала. Я росла в южной части Соединенных Штатов в регионе, часто называемом «Поясом Библии». Возможно, именно эта окружающая среда или моя бабушка-методистка , но это привило мне глубокое уважение к Библии, хотя я знала очень мало об этом. Я росла, веря в Бога , но с большим количеством оставшихся без ответа вопросов. Я была болезненным ребенком, одиноким и очень застенчивым, однако у меня рано обнаружили талант к рисованию.

Большие глаза, почему?

Любознательный характер побудил меня задаваться вопросами о смысле жизни, почему мы здесь, почему есть боль, горе и смерть, если Бог добр?
Всегда «Почему?». Эти вопросы, как мне кажется, позже нашли своё отражение в глазах детей на моих картинах, которые будто обращены ко всему миру. Взгляд описывался как проникающий в душу. Они, казалось, отражали духовное отчуждение большинства людей сегодня, их тоску по чему-то вне того, что предлагает эта система.
Мой путь к популярности в мире искусства был тернистым. Было два разрушенных брака и много душевных мучений на этом пути. Споры, окружающие мою частную жизнь и авторство моих картин, привели к судебным процессам, размещенным на первой полосе картинам и даже статьям в международных СМИ.

Много лет я позволяла моему второму мужу называться автором моих картин. Но в один прекрасный день, не в состоянии продолжать больше обман, я оставила его и мой дом в Калифорнии и переехала на Гавайи.

После периода депрессии, когда я очень мало писала, я начала восстанавливать мою жизнь и позже снова вышла замуж. Один переломный момент произошел в 1970, когда газетный репортер устроил показ по телевидению соревнования между мной и моим бывшим мужем, которое состоялось на Юнион-сквер в Сан-Франциско, чтобы установить авторство картин. Я была совсем одна, приняв вызов. Журнал Life осветил этого событие в статье, которая исправила предыдущую ошибочную историю, где приписала авторство картин моему бывшему мужу. Моё участие в обмане длилось в течение двенадцати лет и является тем, о чем я буду сожалеть всегда. Однако это научило меня ценить возможность быть правдивой и что ни известность, ни любовь, ни деньги, ни что-либо еще не стоят нечистой совести.

У меня все еще были вопросы о жизни и Боге и они принудили меня искать ответы в странных и опасных местах. Ища ответы, я исследовала оккультизм, астрологию, хиромантию и даже анализ почерка. Моя любовь к искусству побудила меня исследовать много древних культур и их основные положения, которые были отражены в их искусстве. Я прочитала тома по восточной философии и даже попробовала трансцендентальную медитацию. Мой духовный голод принудил меня изучать различные религиозные верования людей, которые вошли в мою жизнь.

С обеих сторон моей семьи и среди моих друзей я общалась с различными протестантскими религиями, помимо методистов, включая такие из христианских учений, как мормоны , лютеране и унитариане . Когда я вышла замуж за своего нынешнего мужа, католика , я серьезно исследовала эту религию.

Я все еще не находила удовлетворительных ответов, всегда были противоречия и всегда чего-то не хватало. За исключением этого (неимения ответы на важные вопросы жизни), моя жизнь наконец-то начала налаживаться. Я достигла почти всего, что я когда-либо хотела. Большая часть моего времени уходила на то, что я любила делать больше всего - рисовала детей (главным образом маленьких девочек) с большими глазами. У меня были замечательный муж и прекрасный брак, прекрасная дочь и финансовая стабильность, и я жила в своем любимом месте на земле, Гавайях. Но время от времени я задавалась вопросом, почему я не была полностью удовлетворена, почему я курила и иногда пила слишком много и почему я была так напряжена. Я не понимала, какой эгоистичной стала моя жизнь в моем стремлении к личному счастью. Свидетели Иеговы приходили часто, каждые несколько недель, к моей двери, но я редко брала их литературу или не обращала на них внимания. Мне не приходило в голову, что однажды один стук в мою дверь может кардинально изменить мою жизнь. В то особое утро две женщины, одна китаянка и другая японка, появились на моем пороге. Когда-то до их прихода моя дочь показала мне статью о дне покоя, субботе, не воскресенье, и о важности соблюдения его. Это произвело такое впечатление на нас обоих, что мы начали посещать Церковь адвентистов седьмого дня . Я даже прекратила рисовать в субботу, думая, что делать так - это грех. Таким образом, когда я спросила одну из этих женщин у моей двери, какой день был днем покоя, я был удивлена, что она ответила - суббота. Дальше я спросила: «Почему Вы не соблюдаете его?» Нелепо, что я, белая, воспитанная в «Поясе Библии», ищу ответы у двух выходцев с Востока, которые были, вероятно, воспитаны в нехристианской среде. Она открыла старую Библию и прочитала непосредственно из Священных Писаний, объяснила, почему христиане больше не обязаны соблюдать субботу или различные другие особенности Моисеева закона , почему был дан закон о субботе и о будущем Дне покоя. Её знание Библии произвело на меня такое глубокое впечатление, что я сама захотела далее изучить Библию. Я с удовольствием приняла книгу «Истина, ведущая к вечной жизни», которая, по её словам, могла бы объяснить основные учения Библии. На следующей неделе, когда женщины возвратились, моя дочь и я начали изучать Библию регулярно. Это было одним из самых важных решений в моей жизни и привело к разительным переменам в наших жизнях. В этом исследовании Библии моим первым и самым большим препятствием была Троица , так как я полагала, что Иисус был Богом, частью Троицы, имея эту веру, которой внезапно бросили вызов, будто выбили почву из-под моих ног. Это было пугающим. Поскольку моя вера не могла удержаться в свете того, что я читала в Библии, я внезапно почувствовала более глубокое одиночество, чем я когда-либо испытывала прежде. Я не знала, кому молиться и появились сомнения даже в том, есть ли Бог вообще. Постепенно я убедилась из Библии, что Всемогущий Бог - Иегова , Отец (не Сын), и поскольку я училась, я начала восстанавливать свою разрушенную веру, на сей раз на истинном основании. Но поскольку мое знание и вера начали расти, начали усиливаться давления. Мой муж угрожал оставить меня и другие близкие родственники были чрезвычайно расстроены. Когда я увидела требования к истинным христианам, я искала выход, потому что я не думала, что смогу когда-либо свидетельствовать незнакомцам или идти от двери до двери, чтобы говорить с другими о Боге. Моя дочь, которая теперь училась в соседнем городе, продвигалась намного быстрее. Её успех, фактически, стал другим препятствием для меня. Она так верила полностью в то, что она узнавала, что хотела стать миссионером . Планы моего единственного ребенка в далекой стране напугали меня и я решила, что должна защитить её от этих решений. Таким образом, я начала искать недостаток. Я чувствовала, что если я смогу найти что-то, что эта организация преподавала, что не было поддержано Библией, я смогу убедить свою дочь. Имея столько знаний, я тщательно искала недостатки. Я закончила тем, что приобрела более чем десять различных переводов Библии, три соответствия и много других словарей Библии и справочников, чтобы добавить книги в библиотеку. Я получала странную «помощь» от своего мужа, который часто приносил домой книги и буклеты Свидетелей. Я детально изучила их, тщательно взвесив все, что они говорили. Но я никогда не находила недостатки. Вместо этого ошибочность доктрины Троицы, а также факт, что Свидетели знают и сообщают имя Отца, истинного Бога, также их любовь к друг другу и их строгая приверженность Священным Писаниям , убедили меня, что я нашла истинную религию. Я была глубоко впечатлена контрастом между Свидетелями Иеговы и другими религиями по вопросу финансов. В своё время мою дочь и меня крестили вместе с сорока другими 5 августа 1972 в красивом синем Тихом океане, день, который я никогда не забуду. Дочь теперь вернулась домой, таким образом, она может посвятить свой полный рабочий день служению как Свидетель здесь, на Гавайях. Мой муж все еще с нами и даже поражается изменениям в нас обоих.

Влияние

Художник-аниматор Крэйг Маккрэкен, создатель мультсериала «Суперкрошки» (выходил в 1998-2005 годах) признался, что герои этого сериала вдохновлены творчеством Маргарет Кин, также в нём присутствует и персонаж - учительница по имени Мисс Кин .

В декабре 2014 года (в России в январе 2015) на экраны вышел фильм Тима Бёртона «Большие глаза », рассказывающий о жизни Маргарет Кин, периоде популярности её работ, продававшихся под именем Уолтера, и последовавшем разводе. Сам Тим Бёртон является владельцем коллекции работ Маргарет Кин и в 90-х годах заказывал у художницы портрет своей подруги Лизы Мэри . Роль Маргарет в фильме исполняет Эми Адамс .

В фильме «Близкие контакты третьей степени в квартире Рой Нири можно заметить картину Маргарет Кин.

Напишите отзыв о статье "Кин, Маргарет"

Примечания

На 12 минуте фильма, в сцене где Маргарет Кин рисует свою дочь, на заднем плане сидит пожилая женщина и читает книгу, которая очень похожа на реальную Маргарет Кин в возрасте. В конце фильма есть серия документальных фотографий её с Эми Адамс, которая играет в фильме Маргарет.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кин, Маргарет

Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову.
– Ей пишу, – сказал он.
Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову.
– Ты видишь ли, дг"уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег"вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог"ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему.
– Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел.
Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал.
– Сквег"но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова.
– Семь новых и три старых.
– Ах,сквег"но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг"а, – крикнул Денисов на Лаврушку.
– Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть, – сказал Ростов краснея.
– Не люблю у своих занимать, не люблю, – проворчал Денисов.
– А ежели ты у меня не возьмешь деньги по товарищески, ты меня обидишь. Право, у меня есть, – повторял Ростов.
– Да нет же.
И Денисов подошел к кровати, чтобы достать из под подушки кошелек.
– Ты куда положил, Ростов?
– Под нижнюю подушку.
– Да нету.
Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было.
– Вот чудо то!
– Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их.
Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было.
– Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке.
– Я не входил. Где положили, там и должен быть.
– Да нет…
– Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите.
– Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил.
Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова.
– Г"остов, ты не школьнич…
Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание.
– И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка.
– Ну, ты, чог"това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог"ю. Всех запог"ю!
Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку.
– Я тебе говог"ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену.
– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?
Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова.
– Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо!
И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова.
– Пг"авда, чог"т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г"остов! Ну!
Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера.
– Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?…
– Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу.
– Я тебе говог"ю, – закричал Денисов, – он малый славный.
– Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с.
– Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить?
Денисов засмеялся.
– Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен.
– Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу…
– Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова.
– Сказался больным, завтг"а велено пг"иказом исключить, – проговорил Денисов.

Маргарет Д. Х. Кин (Margaret Keane) - американская художница, получившая известность благодаря портретам женщин и детей, отличительной чертой которых является изображение гиперболизированных больших глаз. Маргарет родилась в 1927 году в штате Теннесси и продолжает творить свои картины по сей день.

В 60-х годах XX века продавала работы под именем своего мужа Уолтера Кина. Который был умелым дельцом и хорошим рекламщиком. Картины приобрели всемирную известность и публиковались на всем, чем можно было. Семья Кинов открыла даже собственную галлерею, но в какой-то момент Маргарет устала от постоянной лжи и необходимости скрывать себя и свое творчество. Поэтому в 1986 году она официально заявила о подлинном авторстве своих работ, после чего была вынуждена выступить в суде против бывшего супруга. Во время слушания судья потребовал от Маргарет и Уолтера написать портрет ребёнка с характерными большими глазами; Уолтер Кин отказался, сославшись на боль в плече, а Маргарет на написание работы потребовалось всего 53 минуты. Суд признал авторство художницы, после чего она получила 4 миллиона долларов компенсации.

Секрет больших глаз. Большие глаза, почему?

Всегда «Почему, почему?». Эти вопросы, как мне кажется, позже нашли свое отражение в глазах детей на моих картинах, которые будто обращены ко всему миру. Вот почему у детей большие глаза. Взгляд описывался как проникающий в душу. Они, казалось, отражали духовное отчуждение большинства людей сегодня, их тоску по чему-то вне того, что предлагает эта система.

Стилистически, работы Маргарет Кин можно поделить на два этапа. Первый этап – время, когда она жила с Уолтером и подписывала свои работы его именем. Этот этап характерен темными тонами и грустными лицами. После побега Маргарет на Гавайи, приобщение к свидетелям Иеговистской церкви и восстановления своего имени, меняется и стилистика работ Маргарет. Картины становятся более светлыми, лица, пусть и с Большими глазами, становятся счастливыми и умиротворенными.

Постеры картин Маргарет были растиражированы миллионами копий, и украшали интерьер многих домов. О том, как лучше украшать интерьер картинами, рекомендуем прочесть в этой статье:


В настоящее время Маргарет и ее муж живут в Северной Калифорнии. Маргарет продолжает читать Библию каждый день, ей сейчас 87 лет и теперь она имеет эпизодическую роль старушки, сидя на скамеечке.

Биография Маргарет Кин легла в основу фильма Тима Бёртона «Большие глаза», который вышел на экраны в России 8 января 2015 года.

«Я надеюсь, что фильм поможет людям, никогда не лгать. Никогда! Одна крошечная ложь может превратиться в ужасные, страшные вещи».

Цитаты Маргарет Кин

«Отстаивай свои права, будь храбрым, и не страшись».

«Я рисовала то, что было в моем сердце, и я думаю, что это трогает сердца других людей. Мы все рождаемся с этим желанием узнать, почему мы здесь и есть Бог, и эти большие глаза находились в поисках ответов».

Картины Маргарет Кин










Появившийся из ниоткуда в конце 50-х годов прошлого века, и придумавший новое направление в живописи поп-арт американский художник Уолтер Кин на целое десятилетие становится «королем современного искусства», самым знаменитым арт-художником мирового масштаба. Ничто, казалось бы, не могло разрушить империю, созданную художником. Но вдруг всплыли шокирующие факты, и весь мир замер в ожидании ответа на вопрос: кто на самом деле стоит за картинами с изображением трогательных и сентиментальных детей и женщин с преувеличенно «большими глазами», похожими на инопланетян.

Кто же все-таки настоящий гений?


Маргарет и Уолтер Кин, познакомившись на выставке в 1955 году вскорости поженились. К тому времени Марго была разведена, имела маленькую дочь и была начинающей художницей. А Уолтер был очень талантливым предпринимателем, поэтому сразу просчитал свою выгоду от этого брака. Он с восторгом откликался о художественных работах жены, вдохновлял на создание новых.


Вскоре Уолтер с разрешения жены начал торговать картинами неподалеку от входа в один из клубов Сан-Франциско. Торговля приносила неплохие деньги. Пока еще Марго была в полном неведении и не знала, что задумал ее муж, в какую аферу он ее втянул. А когда все всплыло, художница была потрясена: Уолтер, продавая ее картины, выдавал за свои произведения.

Марго пыталась отстоять свое право на авторство, но муж заявил что афера зашла слишком далеко, а разоблачение грозит судебными исками. Он долго уговаривал жену не придавать огласке факт псевдо-авторства. Один из веских доводов, что женщину в сфере искусства общество не воспринимает и не воспримет никогда, заставил Маргарет согласиться на молчание.


В первой половине 60-х был пик популярности и востребованности картин, написанных Марго. Репродукции ее творений расходились миллионными тиражами, а герои картин изображались везде где только было можно: на календарях, открытках и даже кухонных фартуках. Сами же оригиналы картин раскупались молниеносно за очень большие деньги. Об Уолтере Кине, выдающему себя за автора, тогда говорили: «...он продаёт картины. И картинки картин. И открытки картинок картин». Самозванец сделал решающую ставку на искусство пиара и не прогадал.

А художница работала над своими шедеврами по 16 часов ежедневно, ее же муж, упиваясь славой и признанием,имея постоянные связи на стороне вел праздный образ жизни.


В 1964 году, Уолтер потребовал от Марго создания неординарного творения, которое бы увековечило его имя в мировом искусстве. Марго ничего не оставалось как создать такой шедевр. Это было огромное полотно «Завтра навсегда». Оно потрясло всех своим трагизмом: целая колонна идущих детей разных рас с печальными лицами и большущими глазами. Эта работа искусствоведами была расценена крайне негативно. Муж Марго был ярости.

большими глазами" прессе. Уолтер Кин в бешенстве и ярости, оскорбляет и угрожает бывшей жене расправой.


Разбирательство проводилось в судебном порядке, и весь мир тогда, затаив дыхание, был в ожидании развязки. Судья прибегнул к самому простому способу рассудить бывших супругов, потребовав от истицы и ответчика нарисовать лицо ребенка с характерными глазами. Что великолепно и сделала Марго: авторство своих работ художница доказала прямо на прцессе, нарисовав малыша с большими глазами всего за 53 минуты. А Уолтер отказался, сославшись на боль в плече.



По исковому заявлению Уолтер Кин должен был выплатить своей жене четыре миллиона долларов компенсации. Однако он еще на протяжении 20 лет подавал встречные иски на бывшую жену, обвиняя ее в клевете. В итоге в 1990 году Федеральный апелляционный суд отменил назначенную компенсацию.

Маргарет Кин не стала оспаривать решение суда. «Мне не нужны деньги, - сказала она. - Я только хотела, чтобы все знали, что картины были моими». И еще добавила: «Моё участие в обмане длилось в течение двенадцати лет и является тем, о чем я буду сожалеть всегда. Однако это научило меня ценить возможность быть правдивой и что ни известность, ни любовь, ни деньги, ни что-либо еще не стоят нечистой совести».


С тех пор с полотен Марго уже смотрели не такие печальные и меланхоличные дети и женщины, на их лицах уже можно было увидеть тень от улыбки.
С годами интерес к картинам Маргарет постепенно начал угасать. Публика, пресытившись "большими глазами", искала новых кумиров в искусстве.
А лучшие работы художницы нашли свое пристанище в музеях современного искусства в США и многих столицах мира. На аукционных тогах "большие глаза" Маргарет Кин продаются за сотни тысяч долларов.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/Margaret-Keane-0033.jpg" alt="Режиссер Тим Бертон. ¦ Фото: artchive.ru. " title="Режиссер Тим Бертон. ¦ Фото: artchive.ru. " border="0" vspace="5">



Анонс фильма «Большие глаза» режиссера Тима Бертона в видео:

В этом году в сентябре Маргарет исполнится 90 лет, она живет вместе с мужем в штате Северная Каролина а США, и еще иногда пишет свои картины с «большими глазами».