Художник богданов бельский николай его работы. Художник Богданов-Бельский Николай Петрович: биография, особенности творчества, лучшие картины

12.06.2019

Никола́й Петро́вич Богда́нов-Бе́льский (8 декабря 1868, д. Шитики, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия - 19 февраля 1945, Берлин, Германия) - русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в бедной крестьянской семье в 1868 году в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губернии.

Начальное образование получил в народной школе Сергея Александровича Рачинского в селе Татево. Живописи Богданов-Бельский обучался сначала в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, а в 1884-1889 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.

Окончил Училище Богданов-Бельский в 1889 году, в качестве дипломной работы представив картину «Будущий инок». За эту картину Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль а также звание «классного художника». В 1890 году полотно молодого художника участвовало в выставке передвижников. Картину высоко оценил знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Повторение картины было выполнено для Павла Михайловича Третьякова, а сама картина была передана императрице Марии Федоровне Романовой.

В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона.

В 1890-е годы Богданов-Бельский создает ряд произведений о народной школе Рачинского. Наиболее известные из них «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897). В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1899 году художник пишет портрет императрицы Марии Федоровны по ее просьбе. 27 октября 1903 года Богданов-Бельский получает звание академика.

С 1907 года художник возглавил общество Архипа Ивановича Куинджи, занимавшееся поддержкой молодых художников, руководил которым вплоть до 1921 года.

В 1914 году Богданов-Бельский был избран действительным членом Российской Академии художеств. В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем покидает Россию и перебирается в Латвию.

В 1928 году по инициативе Николая Богданова-Бельского и поддержке Ильи Репина в европейских столицах и многих крупных городах Старого Света проходят выставки русской живописи, на которых выставлялись картины Жуковского, Коровина, Малявина, Билибина и других художников.

В 1930-е годы художник много и увлеченно работает, картины его хорошо покупаются, а в 1938 году семидесятилетие художника было отмечено персональной выставкой.

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель.

ТВОРЧЕСТВО

Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни. Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.

Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан».

Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов.

На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника.

Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).

Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих, многих других.

Несмотря на разнообразие и характер заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям.


«Я так много лет провел в деревне, - говорил художник, - так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».

Доброта, чистота восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть очень светлым человеком, обладать теми же качествами, чтобы с такой любовью и непосредственностью всю жизнь изображать детей.

Стоя у мольберта, художник давно понял: то, чем он занимается - даровано ему от природы, и никакой личной заслуги он в этом никогда не видел.

После назначения его действительным членом Академии художеств наступает расцвет творческих сил художника. Нет усталости в работе. Жажда новых открытий в живописи выплескивается на холст, картины наполняются новыми красками, светом, цветом. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.

Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.


Работы этого художника пронизаны душевным теплом и спокойствием, а его самого называли живописцем русской деревни. Творчество Николая Богданова-Бельского совпало с переломным моментом в истории России. Его картины можно увидеть во многих музеях мира, а имя автора на родине было незаслуженно забыто.



Николай Петрович Богданов-Бельский, как он сам неоднократно заявлял, был незаконнорожденным сыном батрачки и бобылки из Смоленской губернии. Первым учителем будущего художника стал церковный звонарь. Когда мальчик поступил учиться в двухклассное Шопотовское училище, основатель и покровитель народной школы С. А. Рачинский заметил способности Богданова и отправил его на дальнейшее обучение к мастерам-иконописцам, даже выделив месячное содержание в 25 рублей в месяц.


В 16 лет юный художник написал первую свою заметную картину «Еловый лес», которая была тут же куплена. Богданову повезло, что его картины имели коммерческий успех, уже с 18 лет вырученных денег хватало и на обучение, и на пропитание.

Молодой художник обучался живописи и заграницей, и в России. Когда в 1903 году Богданов окончил Императорскую Академию, император Николай II в дипломе о присуждении художнику звания академику лично к фамилии через дефис сделал приписку Бельский.


Несмотря на то, что Богданов-Бельский был обласкан вниманием аристократов и особ императорской фамилии, которые часто заказывали ему портреты, сам художник особенно любил писать на тему простого деревенского быта. Он помнил свои корни и самозабвенно передавал в своих картинах душу русской деревни, скрупулезно выписывая каждую складочку рубах сельских ребятишек.

Дети тоже обожали позировать художнику, ведь у него в кармане всегда находились леденцы или орехи для них. Завидев его, ребятишки кричали: «А когда же вы писать будете, мы за всегда рады для вас стоять и можем прийти к вам в новых рубахах» .


Октябрьскую революцию и новую власть Богданов-Бельский не принял. В 1921 году он эмигрировал из России в Латвию. Там художник продолжил заниматься творчеством. Создавая живописные пейзажи, Николай Петрович не забывал и про любимую «детскую» тему. На каждой картине дети изображены очень трогательно и без прикрас.


В это же время картины художника с успехом встречали на различных выставках по всему миру, но не в России. Даже в 2000 году, когда был издан энциклопедический словарь «Русские художники», имя Богданова-Бельского нигде не упомянули.


Еще один яркий представитель русской живописи рубежа XIX-XX вв.
Сейчас его называют одним из самых выдающихся русских импрессионистов, но на родине талант художника смогли оценить по достоинству только спустя много лет после его смерти.

Художник, вышедший из народа. Он смог выбраться «в люди», не потонув в нищенских условиях, предоставленных ему жизнью. Человек трудолюбивый и сильный духом – таким был Николай Петрович Бельский.

Детство

Незаконно рождённый ребёнок обедневшей крестьянки, вынужденный воспитываться и развиваться в стеснённых условиях. Родился в селе Шопотово Смоленской губернии. В церкви его окрестили Богдановым, то есть данным Богом. Лично прибавил фамилию Бельский впоследствии, для пущей благозвучности в среде деятелей искусства. Не имеющие крова, имущества и денег, они прожили многие годы в поместье маминого брата.

Два класса обучался в местной школе. Священник, преподававший у детей, отметил талантливого мальчика и посодействовал его поступлению в образцовую народную школу, которой руководил С. А. Рачинский. Сергей Александрович, российский учёный и член-корреспондент Академии Наук, оставил свою основную деятельность и, желая помочь обездоленным детям, организовал для них в селе Татаево школу. Большой наплыв детей со всех уголков Смоленской губернии заставил учредителя ввести экзамен, который помог бы ему выбрать смышлёных и способных ребят.

Поступление в Татаево

Младшеклассник, волнительно ожидающий начала экзамена, понимал, что это испытание – дорога в жизнь. От того, как он пройдёт его, будет зависеть многое. И вот наступил долгожданный момент! Ребёнка просят пройти за парту, объясняют, что ему нужно изобразить профиль одного из преподавателей. По-детски пыхтя, стараясь отобразить важные детали образа и придать объём картине, маленький Николя рисовал с натуры. Наконец, детская ручонка передаёт работу на суд взрослых. Волнительные минуты ожидания… поступил! В 1897 году будет создана картина «На пороге школы», автобиография художника о начале его творческого пути.

Учёба в Москве

Николай Петрович считал, что Рачинский «дал ему дорогу в жизнь…». Любимец учёного, он был отдан в школу рисования при Троице-Сергиевой лавре, получая 25 рублей (огромные деньги в то время!) ежемесячно. Через два года юный талант был определен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителя говорили, что он был хорош как в пейзаже, так и в портрете. Редкий живописец способен профессионально рисовать людей и природу одновременно.

Пришло время для написания дипломной работы. Вдруг творца озаряет мысль о том, что нужно сменить жанр и выдать нечто особенное. Уезжает в Татево за советом Рачинского. Тот подталкивает его на мысль о «Будущем инке». Процесс закипел, творчество хлынуло ручьём… Работа готова! «Но как же я повезу её?» – думал автор, – «Ведь все ждут от меня пейзажа». Отступать поздно, пришло время возвращаться назад!

Бесконечные сомнения одолевали Николя, однако они были напрасны. Картину восприняли на «ура»! Почти сразу она была куплена К. Д. Солдатенковым, одним из самых известных коллекционеров того времени. Высший свет просил выпустить копии, каждый желал иметь у себя в доме столь известный экземпляр. Выставки с её участием идут одна за другой. Но чем же «Инок» полюбился широкому кругу зрителей? На холсте изображён худощавый юноша, ведущий беседу со странником. Мечтательный взгляд из-под воспаленных век устремляется вдаль. Что в его мыслях? Мы не знаем. Остается только поражаться точным изображениям мимики ребёнка, быта крестьян и простоты их жизни. Работа во многом автобиографична, тема детства будет определяющей в его творчестве. Она стала переломным моментом в творчестве художника. В свои 19 лет он был способен существовать на собственные деньги, быть опорой семьи.

Первая половина творческой жизни

Отныне он путешествует в свободное время, ища вдохновения. Так автор побывал в Константинополе и на Афоне, Париже и Мюнхене, во многих других местах. При этом продолжал учиться, принимая опыт Репина, Кормона и Коларосси. Манера письма меняется, палитра становится более насыщенной. Он пишет парадные портреты именитых личностей, пейзажи, всецело отдаётся творчеству. В 35 лет был избран в академики живописи, в 45 – действительный член Академии художеств.

Вторая половина творческой жизни. Переезд в Ригу

Грядут «худые» времена в стране. Близкий друг зовёт его к себе в Ригу. Там наступает пик популярности автора. Благодаря бесконечному количеству выставок, в которых участвуют его работы, Николая Петровича узнают на улицах, его работы пользуются спросом. В центре всего стоит тема детства. Сам Николя не раз говорил, что дети – самые непосредственные существа. Их доброта, чистота восприятия мира и искренность заложены природой. Портреты улыбчивых малышей попадали в европейские музеи и частные коллекции. Так продолжалось 20 лет, пока не наступила война. Николя заболел, ему пришлось перенести сложную операцию в Германии. Он проживёт ещё четыре года, пока 19 февраля 1945 года не погибнет от осколков бомб, падающих на Берлин.

Творчество русского «деревенского» художника известно далеко не всем его соотечественникам. Тем интереснее изучать сейчас жизнь человека, которого помнят самые известные аукционные дома и картинные галереи. Его биография – повесть о том, как истинный талант получает путёвку в жизнь. Жизнь счастливую и небессмысленную, творческую.

Н. П. Богданов-Бельский - русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.

Живописец русской деревни - так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.

Детство

Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте - шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.

Следующий этап обучения - Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.

Первая картина

Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника - 25 рублей в месяц.

Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, - «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище (1884-1889).

Завершение образования

Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.

Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку - Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).

Эмиграция

Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П. Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.

Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин - очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность - награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.

Одна картина как зеркало творчества

Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского - это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, - картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.

За давностью лет

Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912-1913 годах. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Одна из жительниц села, которая родилась в 1903 году, - Агафья Ниловна Иванова - была в числе детей, которых художник изобразил на этой картине.

И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.

Последний год жизни

В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной - Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.

Вместо послесловия

Могла ли предположить надрывающаяся от непосильного батрацкого труда крестьянка из Смоленской губернии, что ее сын войдет в историю мировой живописи под фамилией Богданов-Бельский? Николай, описания картин которого в наше время занимают почетные места в каталогах лучших мировых выставок, тоже не мог догадываться, какое блестящее будущее в искусстве его ожидает. К сожалению, талант великого русского живописца был незаслуженно предан забвению на его Родине. Но лица сотен персонажей его картин продолжают жить в выставочных экспозициях и на страницах художественных фотоальбомов. И кажется, что их глазами в современную жизнь заглядывает сам художник. Его взгляд из прошлого пытлив. Ведь наша действительность создана усилиями в том числе и героев его полотен.

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (ЧАСТЬ 41 - ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. БОГДАНОВА-БЕЛЬСКОГО)

Эта, на мой взгляд, самая весенняя картина в творчестве художника Богданова-Бельского позволяет сегодняшний материал рубрики «Выставка одной картины» посвятить биографии этого замечательного живописца по двум причинам. Во-первых, картины художника часто встречаются в моих тематических подборках о детях, школе, зиме и т.д., и нет смысла еще раз дублировать их здесь. А во-вторых, на сайте www.bibliotekar.ru я нашел отличную, самую подробную в инете биографию Богданова-Бельского, написанную членом Союза художников России, кавалером ордена Карла Фаберже Анатолием Перевышко для журнала «Петербургский художник».
Поэтому с радостью процитирую ее в Дневнике для вас и себе на память.
Но сначала полюбуемся картиной весеннего паводка.

Николай Богданов-Бельский Переправа

Столько в картине солнца и тепла, хорошего настроения и юмора, что картина не ассоциируется с половодьем и нынешними сообщениями СМИ о затопленных селах Урала, Волгоградской области, Ставропольского края и Прибалтики.

Николай Петрович Богданов-Бельский

8 декабря 1868, д. Шопотово, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия -
19 февраля 1945, Берлин, Германия

Николай Богданов-Бельский Автопортрет 1915 г.

Русский художник-передвижник.
Николай, внебрачный сын батрачки, родился в деревне Шопотово (в одной из биографий указана другая деревня - Шитики) Смоленской губернии.
При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.
Первые два года он проучился в родной деревне. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.
Поэтому картина художника «На пороге школы» (или У дверей школы) (1897, Государственный Русский музей) является практически автобиографической.

Николай Петрович Богданов-Бельский У дверей школы 1897 г.

Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А. Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым и его приняли в народную школу С. А. Рачинского в селе Татево.

Николай Петрович Богданов-Бельский Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895 г.

Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба художника. Сам Николай Петрович часто говорил: «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

Николай Богданов-Бельский Воскресное чтение в сельской школе 1895 г.

«Маленьким мальчиком, - вспоминал художник, - я нарисовал на пробу нашу колокольню, а потом дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня совсем, как настоящие».
Тринадцатилетним, Рачинский отдал Николая в Троице-Сергиеву лавру - монастырь, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время.

Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский и И. М. Прянишников.
Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое.
С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево и встречается с Рачинским. Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок.

Николай Петрович Богданов-Бельский Будущий инок. 1889 г.

Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж.
Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место.

Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе кутерьма!»
«Будущий инок» - работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины.
В январе 1891 года картина была представлена в экспозиции передвижной выставки в Киеве.
После посещения выставки художник М. В. Нестеров в письме своим родным пишет:
«…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…»
Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет.
В дальнейшем определяющей в творчестве художника станет тема детства.

В 1890 году художник совершает поездку в Константинополь и на Афон.
На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью.
В 1894 - 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина.
На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси.
Затем он работает в Мюнхене и в Италии.

Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея) и «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).
Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей.
Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и других.
Он часто приезжает из родной деревни Татево, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живет подолгу, исполняя заказы, а затем, заработав средства, возвращается к себе.
«Я так много лет провел в деревне, - говорил художник, - так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».

Николай Богданов-Бельский с персонажами своих картин.

В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею.
Богданов-Бельский становится участником Товарищества передвижников, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба».
В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи. Ему всего 35 лет. В 1914 г., в 46 лет, он становится действительным членом Академии художеств.

Н.П.Богданов-Бельский (фото)

После революции 1917 года жизнь художников-реалистов становится труднейшей.
По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941).
В Риге художественным музеем заведует известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств - В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 - январе 1922), на которой представлено 52 произведения, многие из которых приобретается прямо на выставке.
Художник с увлечением работает над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.
В 1923 г. проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Позже выставки художника в Рижском городском художественном музее пройдут еще в 1936 и 1940 годах.

Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей.
Дважды он выставляется в Париже – в галереях Magelan (1921) и d’Aligan (1931).
На первой советской выставке в Америке - в Нью-Йорке, в Grand Central Palace в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства.
На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.
В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати.
Зарубежные выставки Н. П. Богданова-Бельского прошли также в Питтсбурге (1925), Амстердаме (1930), Берлине (1930) и Белграде (1930).

Когда в 1928 году художнику исполнилось 60 лет, ему пришло множество поздравительных писем, телеграмм. И. Е. Репин прислал своему ученику из Куоккалы восторженное письмо, он радуется его успехам. В 1936 г. Богданов-Бельский отмечает пятьдесят лет творческой жизни.
В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает на выставку в Москву картину «Пастушок Прошка» (1939).
Прошку не нашел, а нашел Кондрашку того же года. А может это одна и та же картина?