Что такое музей краткое описание. Что такое музей - определение, история, виды и особенности. Классификация и функции

22.06.2019

Началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете.

Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем.

  • Коллекция искусства Медичи - в году стала государственной собственностью;
  • Коллекция искусства Ватикана - ;
  • Королевская Коллекция Вены - ;
  • Королевская Коллекция Дрездена - ;
  • Эрмитаж в Санкт-Петербурге - ;

Типы музеев

Интерактивные музеи

Когда в XIX веке появились первые публичные музеи, экспонаты были выставлены в стеклянных колбах , и до них нельзя было дотрагиваться. Сегодня же, особенно в научных музеях, экспонаты стали более доступны благодаря интерактивным выставкам с использованием компьютерных технологий .

Виртуальные музеи

Частные музеи

Частные музеи - это музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения. Превращение частных коллекций в частные музеи связано со стремлением к демонстрации коллекций, с желанием их популяризировать и сделать доступными для изучения. Частные музеи могут передаваться по наследству, а также в дар какому-либо учреждению, ведомству, то есть сохранять или менять свою принадлежность.

Ведомственные музеи

Детские музеи

Значение музеев

Иногда считается, что исторические и историко-краеведческие экспонаты музеев - всего лишь собрание предметов, чьё время ушло и которые уже не нужны. Тем не менее, они имеют важные социальные функции. Н. А. Томилов насчитывает их четырнадцать, имеющих приложение к разным сферам жизни .

Музейные предметы служат доказательствами для явлений и процессов в социуме и его культуре и потому выполняют функцию документирования. Также они обеспечивают связь между эпохами, интегрируя прошлое в настоящее. Вместе с этим они позволяют людям осознать сходства и различия современности с прошлым и найти социокультурные знаки, соответствующие современности.

Возможность на основе музейных предметов смоделировать исторические и историко-культурные процессы, а также возможность полно представить действительность прошлого даёт новые знания. Предметность и наглядность культурного наследия помогает в образовательной сфере: систематизированные знания лучше усваиваются.

Кроме того, музейные коллекции влияют на формирование мировоззрения человека, так как формируют установки на общность человечества и его многообразие в социокультурной среде, даёт систему обобщённых взглядов на историю и культуру. Коммуникативная функция реализуется через понимание и общение людей с учётом разных эпох и культур, установление или восстановление взаимопонимания между поколениями, социумами разных культур или конфессий, и пр. Одновременно с этим человечество разделяется на социокультурные пространства с сохранением систем с разными историко-культурными ценностями и установками.

Есть у музейных предметов и экономическая функция. Они увеличивают ценности, в том числе финансово, вызывают необходимость использоваться на благо людей, в том числе с целью дальнейшего наращивания ценностей.

Историческое социокультурное наследие может использоваться для доказательства объективных политических процессов и явлений в истории народов, использоваться в отношениях между разными социальными общностями, для формирования государственной деятельности, определения её форм, направлений, задач и содержания.

Воспитательная функция музейных предметов реализуется через уважение к прошлому, развитие патриотизма, направление духовного развития и укрепление исторической памяти детей и молодёжи. Музейные собрания формируют эстетические вкусы и ценностные оценки художественной деятельности.

Наконец, есть у них и созидательная функция. Они усиливают участие в развитии общества историко-культурных ресурсов музеев, в том числе через прикладные научные исследования и увеличение объёма этих ресурсов .

См. также

Примечания

Литература

  • W. Prinz , Die Entschtehung der Galerie in Frankreich und Italien , Berlin , 1970.
  • K. Hudson , A Social History of Museums , London , 1975.

На русском языке:

  • Бурганов И. А. Музей в XXI веке. Теория, опыт, практика. - М. : Музей «Дом Бурганова», 2007. - 330 с. - ISBN 599010141-4 .
  • Гилен П. Проекты и музеи: постфордистские технологии организации современного искусства // Постфордизм: концепции, институты, практики / под ред. М.С. Ильченко, В.С. Мартьянова. - М. : Политическая энциклопедия, 2015.

Что такое музей? Это учреждение, в котором хранятся памятники истории и культуры. Музейное дело имеет длинную, интересную историю, которая начинается еще в Античности. Вкратце она изложена в этой статье. Здесь также рассказано о самых знаменитых музеях мира.

Античные времена

Что такое музей? В переводе с языка соотечественников Платона, это слово означает «храм музы». Первый музей был создан в 290 году до нашей эры. Это было небольшое здание, в которое входили ботанический сад, библиотека, обсерватория, помещение для чтения. Позже здесь появились чучела животных, скульптуры, астрономические инструменты. Древнегреческие музеи скорее являлись храмами муз - мифологических существ, покровительниц искусства и науки.

Средневековье

Культурная жизнь античных людей тесно была связана с мифологическими сюжетами и персонажами. В Средневековье же, как известно, главенствующую роль играла церковь. Собрание произведений искусства, как правило, выставляли в монастырях. В седьмом столетии из предметов, захваченных в качестве трофеев, начали составлять экспозиции. В военные времена им нередко оплачивали выкуп и прочие расходы.

XVIII век

В эпоху Возрождения различные галереи служили больше для личных развлечений. В 18 столетии они стали неотъемлемой частью общественной жизни во многих европейских странах. В 1750 году во французской столице каждый парижанин мог ознакомиться с талантливыми произведениями живописи. Правда, открыт этот музей был всего два дня в неделю. К слову сказать, полотна из этой коллекции позже были перенесены в Лувр.

Британский музей, открытый в Лондоне в 1753 году, стал первым музей нового типа. Для того чтобы посетить его, требовалась предварительная письменная регистрация. В годы Французской революции самым большим публичным музеем встал Лувр. Другие знаменитые учреждения, история которых началась в восемнадцатом столетии:

  • Коллекция искусства Медичи.
  • Королевская коллекция Вены.
  • Коллекция искусство Ватикана.
  • Королевская коллекция Дрезден.
  • Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Виды

Что такое музей? Это организация, цель которой - ознакомление населения с историческим и культурным наследием. Музеи бывают различные. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по типу хранимого наследия. Существуют музеи краеведческие, палеонтологические, антропологические, этнографические. Почти в каждом крупном городе имеется выставка восковых фигур. Есть музеи, в которых представлена военная техника или предметы, связанные с историей кораблестроения.

Музеи бывают частными и государственными. Они различаются также по способу знакомства с экспонатами. Так, самый современный тип - виртуальный. Тематика музея может быть какой угодно. По сути, каждый может создать собственный музей. Если, конечно, он располагает коллекцией, имеющей интерес для потенциальных посетителей. В мире действует ряд необычных музеев-выставок. Один из них находится в Загребе. Называется эта небольшая выставка Музей разводов. Экспонаты представлены здесь отнюдь не редкие - свадебные платья, предметы гардероба, украшения. Но каждый элемент имеет свою историю и связан с определенной стадией несостоявшихся отношений.

Самые известные музеи России

Человек может прожить в Москве пятнадцать лет, но ни разу не побывать в Третьяковской галерее. Он может регулярно посещать Санкт-Петербург, но не знать о том, где находится Эрмитаж. Что такое музей? Для многих это скучные, неинтересные учреждения. Однако стоит сказать, что так полагают лишь те, кто никогда их не посещал или делал это против собственной воли, например, в рамках обязательной школьной экскурсии.

Эти учреждения, действительно, не имеют ничего общего с увеселительными заведениями, но скучно там быть не может. Прежде чем отправиться в Третьяковскую галерею или Эрмитаж, следует немного ознакомиться с теоретической частью. То есть узнать об экспозиции, творчестве художников, картины которых присутствуют в коллекции. Не лишней будет и информация об истории создания музея.

Самые интересные коллекции находятся, конечно, в Москве и Санкт-Петербурге. Однако в других городах России есть что посмотреть. Самые известные музеи столицы:

Выше названы учреждения, которые входят в список самых знаменитых музеев мира. В Москве огромное количество различных выставок. Есть крупные и маленькие музеи. Например, по адресу улица Садовая дом, 10 расположен дом, в котором некогда жил писатель Михаил Булгаков. В одной из квартир в 2007 году был основан музей, посвященный творчеству писателя. Экспозиция здесь небольшая, но представляет немалый интерес для поклонников романа «Мастер и Маргарита».

Музеями искусства можно назвать галереи Глазунова и Церетели, хотя, согласно классификации, они относятся к персональным выставкам. В столице расположено множество культурных центров, посвященных творчеству той или иное выдающейся личности. Есть и довольно необычные выставки. Например, Музей истории водки, расположенный в стенах «Измайловского Кремля».

А вблизи Павелецкого вокзала, в одном из зданий, не так давно расположилась экспозиция, посвященная истории железной дороге. Открытие состоялось в августе 2011 года. О Железнодорожном музее более подробно рассказано ниже.

Музеи Санкт-Петербурга:

  • Эрмитаж.
  • Зимний дворец Петра I.
  • Государственный Русский музей.
  • Строгановский дворец.
  • Летний сад.
  • Государственный музей городской скульптуры.
  • Музей-усадьба Репина Пенаты.

Другие музеи России:

  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
  • Самарский историко-краеведческий музей.
  • Дом-музей Петра I в Вологде.
  • Историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва».
  • Музей исламской культуры в Казани.

Музей изобразительный искусств Пушкина

Это один из знаменитейших культурных центров в стране. Конкурировать с Пушкинским музеем может только Эрмитаж. Закладка здания состоялась в начале 90-х XIX века. Пοстрοен Пушкинский музей был на частные пοжертвοвания мецената Ю.С. Нечаева-Мальцοва.

Кοгда сοοружали здание, предпοлагалοсь, чтο все экспοзиции будут οсматриваться тοлькο при дневнοм свете. Вοзмοжнοсть прοведения электричества в прοекте даже не учитывали. Этο вызвалο труднοсти οпределеннοгο характера. Первым директοрοм музея стал инициатοр егο οснοвания - И.В. Цветаев. Начальная экспοзиция сοздана на οснοве кοллекции древнοстей Мοскοвскοгο университета, гипсοвых кοпий античных скульптур и мοзаик.

В 1924 году были открыты картинные галереи. После ВОВ расформировали Государственный музей нового западного искусства, а часть его коллекции перенесли в Пушкинский музей. По экспонатам, которые хранятся здесь, можно изучать историю и культуру мира: от Античности до наших дней. Это настоящий музейный городок.

Отдельного внимания заслуживает Галерея искусств стран Европы и Америки. Здесь представлены полотна знаменитых художников конца XIX-XX века. Их фамилии у всех на слуху: Ван Гог, Гоген, Пикассо, Сезанн, Кандинский, Шагал и другие. Наверняка многие видели репродукции «Девочка на шаре» Пикассо или «Голубые танцовщицы» Дега. Их оригиналы хранятся в стенах Пушкинского музея.

Третьяковская галерея

В обиходе музей называют «Третьяковкой». Галерея располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому она получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй».

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества.

Музей Московской железной дороги

Это культурное учреждение открыто шесть лет назад. Расположен Железнодорожный музей недалеко от Павелецкого вокзала, слева от путей. Выставка занимает площадь 1800 кв. метров. Главным экспонатом является паровоз У127. После ремонта, который завершился в 2011 году, здесь используются исключительно новейшие музейные технологии. А именно видеозарисовки, инсталляция, действующие макеты.

Исторический музей

Главное здание культурного центра находится в Покровском соборе, который более известен как Храм Василия Блаженного. Исторический музей входит в состав объектов Красной площади, внесен в список памятников всемирного культурного наследия.

Идея создания исторического музея витала в кругах интеллигенции еще в середине XIX столетия. Первым толчком к ее воплощению послужил успех промышленной выставки, приуроченной к двухсотлетию со дня рождения Петра Великого. Среди экспонатов присутствовали археологические находки, исторические религии. Они не вписывались в общую концепцию. А потому и было принято решение создать центр, посвященный отечественной истории. Музей основан в 1872 году.

Русский музей

Οснοван в апреле 1895 императοрοм Никοлаем II как худοжественный и культурнο-истοрический музей. Οткрыт музей бы тοлькο спустя три гοда и на тοт мοмент сοстοял из нескοльких οтделοв. Для размещения выставки императοр выкупил из казны Михайлοвский двοрец, пοстрοенный в 1819—1825 гοдах знаменитым Карлοм Рοсси.

В οснοву кοллекций музея легли прοизведения из Эрмитажа и ряда двοрцοв. Сοбрание пοстοяннο пοпοлнялοсь путём приοбретений и пοжертвοваний. В 1902 был οткрыт этнοграфический οтдел, а в 1913 — истοрикο-бытοвοй οтдел. Пοсле 1917 сοбрание значительнο увеличилοсь за счёт нациοнализации худοжественных ценнοстей, а также из фοндοв других музеев. В сοветскοе время сοбрание былο ширοкο расширенο материалами нарοднοгο и декοративнο-прикладнοгο искусства (кοтοрые ранее пοчти οтсутствοвали). Οтдел сοветскοгο искусства был сοздан в 1932 гοду. В 1917 гοду сοбрание музея насчитывалο семи тысяч единиц хранения, в 1975 гοду былο уже тридцати тысяч.

В настοящее время в сοбрание Русскοгο музея вхοдят следующие οтделы: русская и сοветская живοпись, скульптура, графика, декοративнο-прикладнοгο и нарοднοгο искусства (мебель, фарфοр, стеклο, резьба, лаки, изделия из металла, ткани, вышивка, кружевο и др.). В древнерусскοм οтделе ширοкο представлены памятники икοнοписи, прοизведения Андрея Рублёва и Симοна Ушакοва.

Эрмитаж

Сοбрание музея сοстοит из шести разделοв: первοбытнοй культуры, античнοгο мира, культуры нарοдοв Вοстοка, истοрии русскοй культуры нумизматики, западнοеврοпейскοгο искусства.

В οтделе западнοеврοпейскοгο искусства наряду с картинами, скульптурами выставляют мебель, фарфοр, изделия из серебра, шпалеры, οружие. Среди них немалο выдающихся кοллекций и пοдлинных шедеврοв. Так, лучшее за пределами Гοлландии сοбрание картин Рембрандта, Рубенса, два прοизведения Леοнардο да Винчи, пοлοтна великих мастерοв Франции разных эпοх. Кοллекция занимает 52 зала Зимнегο двοрца. Οсοбенным вниманием пοсетителей музея пοльзуется французскοе искусствο кοнца 19 стοлетия: οт импрессиοнистοв дο Матисса и Пикассο.

« Что такое музей?»

Задачи урока: систематизировать и расширить представления детей о музее как хранилище культурных ценностей; закрепить практические знания о правилах поведения в музее.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Регулятивные УУД - Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; планировать свою деятельность на уроке; контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности

Коммуникативные УУД - Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика; формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формировать умение адекватно оценивать работу в паре.

Личностные УУД - Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат. Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Развитие доброжелательности, внимания к людям.

Оборудование. Компьютер с выходом в интернет, набор картинок, заготовки для работы в парах, клей, смайлики.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

Деятельность

учащихся

УУД на этапах занятия

1.Оргмомент .

Здравствуйте, садитесь.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

На уроке вас ожидает много интересных открытий. Вы готовы? Тогда мы начинаем.

Слушают учителя, рассаживаются по местам.

Личностные УУД:

Формирование навыков самоорганизации

2. Постановка проблемы, определение темы урока .

Детям предлагается набор картинок (по выбору учителя).

В какие группы можно объединить эти предметы?

Многие люди собирают одинаковые предметы. Кто знает, как называется такое собирание предметов? (коллекция)

Раньше коллекцию предметов называли словом «музей». Слышали ли вы слово «музей»? Кто объяснить, что оно обозначает?

О чем мы будем говорить на уроке? Как вы думаете, что мы должны узнать? (Что такое музей? Что находится в музее? Как вести себя в музее?)

Дети группируют картинки: ракушки, куклы, машинки.

Выдвигают предположения.

Формулируют тему и задачи урока.

Познавательные УУД Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные УУД:

Умение ставить учебную задачу.

3.Работа над темой урока.

4. Мастерская художника. (Работа в парах)

5. Рефлексия

1Я предлагаю посмотреть ролик, который поможет ответить на эти вопросы.

(Просмотр ролика )

Что же такое музей?

Где можно найти сведения о том, что такое музей?

Где были созданы первые музеи?

Чем ещё служили музеи в древние времена?

Почему музей получил такое название?

Как в музее накапливались вещи?

Для чего нужны музей?

О каких музеях вы узнали?

Как называются вещи, выставляемые в музеях? (экспонаты)

Я предлагаю вам своими руками создать экспонат для музея.

(Каждой паре выдается разрезанная картинка с изображением экспоната: ваза, амфора и др., которую они должны собрать. По окончании работы устраивается выставка)

Я предлагаю вам посетить музей, который у нас получился. Как нужно вести себя в музее?

Внимательно рассмотрите его экспонаты, но помните о правилах поведения в музее. Еще не забывайте о том, что после экскурсии необходимо оставить отзыв. Пусть вашим отзывом о нашем музейном уроке будет смайлик.

Дети смотрят ролик.

Дети отвечают на вопросы, используя информацию, полученную из видеоролика.

Дети работают в парах.

Дети проходят к экспонатам, рассматривают их.

После просмотра экспозиции, дети прикрепляют к доске выбранный ими смайлик

Познавательные УУД:

развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД:

Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные УУД:

формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

оценивать работу в паре.

Личностные УУД:

Развитие доброжелательности, внимания к людям

Итог урока.

На все ли вопросы мы с вами ответили?

Составьте отзыв о нашем уроке, используя опорные слова:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ ……………

Я НАУЧИЛСЯ………………..

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ………………

Я ХОТЕЛ БЫ……………………………

НОВЫЕ ЗНАНИЯ МНЕ ПРИГОДЯТСЯ ………

Спасибо вам, ребята, за урок.

Составляют отзыв об уроке, используя опорные слова.

Личностные УУД:

контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности

Наталья Анисимова
Беседы с детьми о музее

Беседы с детьми о музее.

Цель: Подготовка детей к восприятию мира музея

1. Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.

2. Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают,с музейными профессиями.

3. Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.

Беседа «Что такое музей»

Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в … (музей).

– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень интересном месте.

Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей).

Для чего люди создают музеи (Ответы детей).

Давайте заглянем в музей и узнаем о нем побольше. (показ картинок)

Как называются предметы, которые хранятся в музее? Ответы детей.

А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей).

Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? (Ответы детей).

Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Как вы думаете, какие бывают виды музеев? (Ответы детей)

Итак, бывают музеи исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие.

А теперь давайте угадаем, в какой музей мы попали по тем экспонатам, которые в нем хранятся. Показ картинок

– Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей).

– Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле.

Их профессия называется археолог.

А еще экспонаты в музеи дарят люди.

Их называют дарители.

– Как экспонаты попадают в музей мы узнали. А все ли предметы могут стать экспонатами музея (Предположения детей).

Чем отличается экспонат от простого предмета?

(Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность).

В каждом городе есть музеи. В нашем городе, селе тоже есть.

А знаете ли вы музеи нашего города? Показ картинок.

Воспитатель вместе с детьми подводит итог беседы:

Ребята о чем мы с вами сегодня говорили?- Какие виды музеев вы знаете?

Беседа «музейные профессии».

Цель этой беседы - показать музей как сложный механизм; от того, как отлажена его работа, зависит сохранность произведений искусства.

Ход беседы

Ребята вы уже знаете что такое музей. Музей – это место где собраны коллекции вещей по темам, по видам.

Воспитатель знакомит детей с профессиями людей,которые работают в музее (экскурсовода, музейных смотрителей, работников охраны, хранители, реставраторы, такелажники, осветители, климатологи)

Экскурсовод - Встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты

Архивариус -Учитывает весь музейный фонд, вносит новые работы, списывает убывшие из экспозиции, создаёт перечень работ в выставках

Эксперт - оценщик Оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат.

Хранители – Принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции

Реставраторы- это музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие фрагменты картине и иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.

Смотритель музея -встречает гостей у входа в музей, подводит экскурсоводу.

Билетёр -Продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий,

Гардеробщик -Забирает одежду, выдает номерок и бахилы.

Экскурсанты - Приходят на выставку в музей, слушают экскурсовода, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного.

Беседа правила поведения в общественных местах- музее.

Ход беседы:

Общественные места – это места, в которых собирается много людей. Незнакомые люди находятся и что-либо делают вместе, переговариваются, отвечают на вопросы, помогают друг другу. Например, в театре вместе смотрят спектакль, в автобусе - едут, в магазине - покупают продукты или вещи. Люди разные, и от того, как они относятся друг к другу, доброжелательно или, наоборот, грубо и зло, зависит наше настроение и даже здоровье. Какие общественные места вы знаете?

Ответы детей.

Как вы думаете, зачем нужны правила поведения?

Вспомните, какие из этих правил вы знаете.

Ответы детей.

Всё названное вами – правила поведения или этикет.

Что такое “этикет”? Это каждый знает:

То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомнения.

А теперь серьёзное дадим определение.

«Этикет – это правила поведения человека среди других людей».

И так мы с вами отправляемся в музей. Какие же нам с вами нужно знать правила.

Куртку, шапку иль пальто,

Не мешало, чтоб оно,

Не ходить, чтоб нам в развалку,

Отнесем мы в … раздевалку (гардероб).

О каком правиле поведения идет речь в стихотворении?

Ответы детей.

Правило: сдай вещи в гардероб.

Посещение выставки или музея начинается с гардероба, в котором оставляют не только верхнюю одежду, но и сумки, пакеты. А в качестве «сменной обуви» им предлагают специальные кожаные чехлы, которые надевают прямо на обувь.

Правило: будь всегда опрятен и вежлив.

В выставочный зал надо входить тихо, не беспокоя других. При осмотре произведений не следует становиться перед другим посетителем, загораживая ему доступ к картине или скульптуре.

Держи себя так, чтобы своим присутствием не беспокоить окружающих: не говори громко, не смейся, ведь даже если тебе абсолютно неинтересно то, что говорит экскурсовод, то это не значит, что другим людям тоже все равно.

Правило: внимательно слушай и не перебивай экскурсовода

Экспонаты помогают узнать много новогои интересного о культуре прошлых веков, поэтому одно из наиглавнейших правил,которое следует соблюдать,

Правило: строго воспрещается трогать руками то, что выставлено.

После экскурсии и осмотра экспонатов необходимо поблагодарить экскурсовода.

Давайте, ребята повторим правила поведения в музее или на выставке

Правила поведения в музее.

Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить сумки, портфели, пакеты.

По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо.

Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место.

Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.

Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа. Как правило, экскурсовод задает вопросы после каждой значимой части экскурсии.

В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Публикации по теме:

«Берегите воду». Конспект беседы с детьми (старшая группа) ЦЕЛЬ: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям,что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил.

Конспект беседы с детьми второй младшей группы «Что такое театр?» Конспект беседы с детьми 2 младшей группы на тему «Что такое театр?» Цель: дать детям представление о театре; воспитывать эмоционально положительное.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Кто такие герои?» Цель: Формирование у детей чувство патриотизма к своей Родине, уважение к людям, прославившим родную страну. Задачи: - воспитывать любовь.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Верблюд - домашнее животное» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Верблюд - домашнее животное". Рассказ воспитателя о домашних животных. Чтение.

Конспект познавательного занятия. Цель: Дать знания детям о музеях, познакомить детей с историей создания музеев, кто в России первый открыл музей, какие бывают музеи. Учить правилам поведения в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

На тему: «Музей это интересно»

Цель: Дать знания детям о музеях, познакомить детей с историей создания музеев, кто в России первый открыл музей, какие бывают музеи. Учить правилам поведения в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях.

Задачи:

1.Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям родного города.

2.Формировать эмоциональную отзывчивость детей на эстетическую красоту окружающего мира..

3.Воспитывать любовь к родному городу.

Ход занятия

Скажите ребята, а у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните??

У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем то приятном.

Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любил и живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям. Другие собирали посуду, игрушки, книги и т.д.

Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией.

Повторите это слово .(Дети повторяют слово хором и индивидуально).

Есть коллекции марок, есть коллекции картин и др.

Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции.

А как же называется такое помещение? музей.

Слово « музей» очень интересное. Что оно означает? Давайте попробуем объяснить, что такое музей? Откроем тайну музея!

(Музей – это место где много красивых вещей. В музеи много картин. В музеи есть кости мамонта. В музеи есть пушки и т.д.)

Правильно! Молодцы! А чтобы точно найти определение слова «Музей» обратимся к умным книгам. Откроем «Детскую энциклопедию». Музей – это греческое слово. «Муза» – богиня творчества, красоты, а слово «muzeon» – дворец музы. Самый первый музей был открыт очень давно, несколько веков назад, в Греции. Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом, квартира, комната. Музеи бывают разные. В нашем городе их несколько.

А вы ходили в музей? Расскажите, в какой музей и с кем вы ходили.(Ответы детей).

Дети, а как надо себя вести в музее?

Почему? Молодцы!

Правила поведения:

1.нельзя громко разговаривать, что бы не мешать другим посетителям; 2. Нужно внимательно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного. 3. Нельзя трогать музейные экспонаты руками.

– Как вы думаете почему?

Хотите, я вам расскажу, как два мальчика ходили в музей искусств? Что они там увидели? На эти вопросы вы сможете ответить, если внимательно послушаете стихотворение.

Стихотворение называется «Мы с другом спешим в музей искусств».

Сегодня мы с другом спешим в музей искусств.

Мы слышали столько про этот музей,

От наших знакомых, родных и друзей.

И вот мы в музей знаменитый спешим,

В автобусе едим, в трамвае сидим.

В душе впечатлений у нас уже масса,

А мы еще только добрались до кассы!

Даем мы в окошко монеты и просим:

Пожалуйста, дайте билеты...

И вот уже проходим в зал, какая тишина!

И вот уже идем к картине, какая красота!

А вот еще одна картина, затем еще одна…

Проходим с другом мы по залу, не торопясь и чуть дыша.

А если нам понравилась картина, мы возвратимся к ней еще.

Чтоб насладиться и запомнить полотно.

Вот Шишкина пейзаж «Зима», а вот Саврасова – «Весна».

Здесь рядом сразу лето, и осень в золото одета.

Здесь натюрморт, а здесь пейзаж. Какой портрет! Какой пейзаж!

Вот блюдо, словно чудо с узором расписным.

Игрушки: кони, козлики с названием словно дым.

А вот еще матрешек ряд, смотреть их каждый будет рад.

Здесь тишина и красота, здесь отдохнет твоя душа.

Мы с другом в музей ходили...

Теперь ребята для всех и для друзей, мы смело скажем:

Как хорошо, что есть музей! Как хорошо, что можно всем туда пойти!

И отдых для души своей найти.

Во время рассказывания стихотворения воспитатель демонстрирует репродукции и предметы, которые перечисляются.

Воспитатель: Понравилось ли вам стихотворение? Вспомните, пожалуйста, в какой музей спешили ребята? Как они вошли в зал? Понравился мальчикам музей или нет? Зачем нужно ходить в музей? Ответы детей .

А Я ВАМ СЕГОДНЯ ПРЕДЛОГАЮ ОТПРАВИТЬСЯ на экскурсию по Москве и узнать немного о музеях Москвы.

Физкультурная минутка.

Люблю по городу гулять, люблю смотреть,

Крепость – раз, музей – два,

Три высокие дома.

Четыре – парк, пять – стадион,

Шесть – площадь, семь – фонтан.

Вот восемь – длинный мост,

И Томь течет под ним.

Девять драматический театр,

А десять круглый цирк.

Еще могли бы мы гулять,

Но нам пора уж в детский сад.

Пока мы гуляли по городу, проходили мимо музеев. Давайте посмотрим их.

Просмотр иллюстраций «Музеи города».

Вам понравились музеи?

Чтобы пойти в музей с родителями, нужно знать их название.

Вы запомнили их?

Давайте поиграем в игру и повторим название музеев.

Дети делятся на подгруппы с помощью цветных фишек, получают конверты с разрезными картинками и собирают их.

Дидактическая игра «собери картинки».

Воспитатель: В какой музей мы пришли?

Дети отвечают на вопрос. Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель: Этот музей называется «Краеведческий». Кто из вас был здесь? Расскажите, что там видели. Правильно! Здесь мы можем познакомиться с историей нашего города.

Так дети проходят от стола к столу, смотрят фотографии и рассказывают о музеях.

Воспитатель (предлагает детям нарисовать приглашение в музей для родителей): Давайте нарисуем рисунки «символы» наших музеев. Это будет подарок вашим родителям.

Итог занятия.

Воспитатель: Дети, какую тайну мы сегодня открыли?

Дети вспоминают, чем сегодня занимались. Делятся впечатлениями. Любуются рисунками. Дарят родителям пригласительные билеты.