Биография. Yeah mon! Житие Боба Марли Боб марли от чего

17.07.2019

Роберт Неста Марли появился на свет в 1945 году, в феврале. Местом рождения была небольшая деревня возле океана. Боб не был чистокровным ямайцем. Популярный музыкант и певец стал плодом любви местной жительницы и еврея из Великобритании (маме было 18 лет, а отцу – 55).

Офицер приехал на Ямайку из-за Второй мировой, где и встретил свою любовь – Седеллу Букер. Они были уверены, что проживут вместе много лет, однако служба заставила отца уехать на родину одному. Как заявилось его начальство, чернокожим необходимо быть там, где они родились. Поэтому Нормал покинул остров и свою семью, но помогал ей материально. С этого и нпачалась биография пророка.

Бедность, хобби и первые победы

Спустя несколько лет Боб вместе с мамой переехать в Кингстон, прямо в столицу родного острова. Детство и юность Боба прошли в трущобах, где было насилие, бедность и другие плохие условия. Будущий певец учился на сварщика, однако его главными увлечениями были футбол, музыка и женщины.

Будущий легендарный певец понял, что не сможет жить без музыки, когда создал первую гитару из того, что было под рукой. Он вместе с друзьями играл в бараках на вечеринках. Слушатели курили травку и наслаждались музыкой. Постепенно слушателей становилось больше, однако Боб поехал в Америку для того, чтобы найти себя и музыку. Однако поначалу он всего лишь работал сборщиком на заводе «Крайслер».

Растафарианство

Ближайшее будущее не сложилось – проблемы с законом, уличные разборки. Поэтому Боб вернулся, где тоже были неприятности. Но именно там он обрел религию – растафарианство. Это был переломный момент.

Православного, католики или приверженца протестантов узнать сложно, но раста всегда можно увидеть даже издалека. Это большая шапка с цветами флага Эфиопии и дреды.

Религия проповедует братство всех чернокожих, а также единство африканских народов. Символ религии – Эфиопия, отказавшаяся покоряться колонизаторам Европы. Музыка этой религии – регги. И вот с этого момента музыка Боба Марли была не просто музыкой. Она стала отображением религии музыканта.

Последние годы жизни и причина смерти

Незадолго до своей смерти певец прошел крещение в православной эфиопской церкви, где ему дали православное имя. Боб Марли торопился, учил людей быть добрыми и верил в то, что любые ошибки все равно будут идти человеку на пользу.

Причина смерти таилась там, где ее никто не ждал – во время одной из игр в футбол он поранил палец, но на такую небольшую травму внимания не обратил. Когда нога продолжала болеть, доктора обнаружили в певца и пророка меланому. Спасти могла только ампутация. Однако Боб отказался от операции, так как расти не разбирают себя на части.

Интересный факт: меланома практически не встречается у чернокожих. Некоторые фанаты видели в таком заболевании издевку судьбы – борец за права черных, личная жизнь которого была полна любви, умер от болезни белого человека.

Награды

Большую часть наград Боб получил посмертно. К примеру, в 1994 году его имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. А спустя 7 лет у него появилась звезда на аллее Голливуда и премия «Грэмми». BBC назвал певца одним из лучших лириков планеты, а песни – лучшими в истории.

Совет 2: Марли Шелтон: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Марли Ив Шелтон – американская актриса, которая снимается в подростковых фильмах и появляется в независимом кино. На ее счету множество работ в фильмах и сериалах, где она демонстрирует поклонникам свою яркую внешность и многогранность таланта.

Биография

Марли появилась на свет в Лос-Анджелесе весной 1974 года и стала вторым ребенком в многодетной семье Шелтонов. Отец, Кристофер, режиссер и продюсер, а мама Кэрол – певица и танцовщица. У Марли три сестры – Саманта, Корен и Эрин. Все четыре дочери с детства занимались творчеством под присмотром своей заботливой мамы.

Получив образование в средней школе Игл Рока, районе Лос-Анджелеса, Шелтон поступила в Калифорнийский университет искусств на кафедру театра и кино. Именно здесь и началась ее карьера на экране.

Карьера актрисы

Марли дебютировала в американской драме 1990 года «Большой Каньон», сыграв подругу одного из центральных персонажей. Затем были съемки в нескольких не слишком популярных сериалах, а в 1993 году на экраны вышел фильм «Площадка», благодаря которому юная актриса получила известность и обзавелась армией преданных поклонников.

Эта знаменитость помогла ей в дальнейшем, и Шелтон не приходилось сидеть без работы, она ежегодно принимала участие в нескольких проектах, самые популярные из которых – «Троянская штучка», «Холостяк», «Сахар и перец», «Город грехов» и другие. В начале 2000-х Шелдон часто появляется в независимом кино, украшая своим появлением даже самые малобюджетные произведения. Пожалуй, самыми громкими работами актрисы стали «Идеальный побег», где она снялась вместе с Милой Йовович и «Экстрасенсы» с Энтони Хопкинсом.

На счету Марли сорок работ в кино и 25 в сериалах, причем она и в нынешнее время продолжает работать над очередной ролью, оправдывая мнение о себе, как об одной из самых трудолюбивых и разносторонних актрис современности.

Личная жизнь

Марли Шелтон встречалась с популярным американским актером Николасом Брендоном еще когда училась в школе. На выпускной вечер своей возлюбленной, актер купил сотню роз, надел лучший смокинг и приехал встречать Марли на черном кабриолете, чтобы произвести на нее впечатление. Но этот красивый роман продлился недолго.

В 2000 году Шелтон познакомилась с продюсером Бо Флинном на съемочной площадке очередного фильма. Через год звезды стали мужем и женой и вскоре у них родилось две дочери с разницей в три года – Уэст и Руби. Шелтон обожает семью, ведет здоровый образ жизни и серьезно увлекается йогой.

Правда, в ее биографии не обошлось и без скандалов. Весной 2010 года актриса была арестована за вождение в нетрезвом виде, и хотя быстро освободилась под залог, получив наказание в виде штрафа, этот пикантный случай долго муссировался прессой – до этого Марли считалась образцом приличного поведения.

Родителями Боба были 18-летняя чернокожая девушка по имени Седелла Букер (Cedella Booker) и 50-летний белый квартирмейстер Британской Империи капитан Норвел Марли (Norval Marley). Они поженились в 1944 году, а через год - 6 февраля 1945 года на севере острова в Бухте Святой Анны родился Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Отец, несмотря на свою любовь к сыну, под давлением родственников был вынужден отказаться от совместного с ним проживания, но деньги высылал исправно и старался хоть иногда встречаться с Бобом.

Уже будучи подростком, Боб с матерью переехали в столицу Ямайки - город Кингстон, который был золотой мечтой любого ямайца. Как и всем приезжим, жить им пришлось в трущобном районе - Тренч-Тауне (Trenchtown), названном в честь дренажной канавы, проходившей неподалеку. В 14 лет он становится учеником местного певца и благочестивого растамана Джо Хиггса (Joe Higgs). Первые шаги в музыкальном направлении Марли начал делать в начале 60-х. Он записал пару синглов (первая запись - «JudgeNot» была сделана в 1962 году на студии продюсера Лесли Конга), которые, однако, особого интереса не представляли...

Популярность пришла в 1964 году, когда композиция «Simmer Down» группы «Wailers» попала в ямайские чарты. Ядро группы составляли Боб Марли, Невил О’Райли Ливингстон и Питер МакЛинтош (более известные как Банни Ливингстон и Питер Тош), которые в 1963 году основали «The Wailing Wailers». Кроме них в группу входили Шерри Смит (Cherry Smith), Юниор Брайтуэйт (Junior Braithwaite) и Беверли Келсо (Beverly Kelso), продержавшиеся в ней до 1966 года. Изначально коллектив назывался «The Teenagers», затем - «The Wailing Rudeboys», и лишь потом - «The Wailing Wailers». Записывались они на студии с лаконичным названием «Studio One» продюсера Коксона Додда (Coxsone Dodd). Дебютная запись – «I"m Still Waiting». К этому же периоду относятся написание и запись таких композиций как «Let Him Go (Rude Boy Get Gail),» «Dancing Shoes,» «Jerk in Time,» «Who Feels It Knows It» и «What Am I to Do». Огромное влияние на творчество ребят оказало американское радио, в частности, одна из станций Нового Орлеана, крутившая Рея Чарльза, Фатса Домино, Брука Бентона. Ребята также внимательно слушали песни черных вокалистов, таких как Drifters - сверх популярной на Ямайке группы.

10 февраля 1966 года Боб женится на молодой певице группы «Soulettes» – Рите Андерсон (Rita Anderson) и… улетает в США к своей матери (которая, выйдя вторично замуж, переехала в 1963 году в Ньюарк, штат Делавэр). Прожив на континенте всего 8 месяцев, он возвращается в Кингстон и, полный новых идей, воссоздает «The Wailers» вместе с Банни и Тошем. В 1967 году все трое серьезно увлеклись растафарианством, что сказалось как на их творчестве, так и на отношениях с продюсером Доддом. Расторгнув контракт, группа записывает «Bend Down Low» на собственно лейбле «Wail’N’Soul», который закончил свое существование в том же году по финансовым причинам. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, «Wailers» пишут песни для американского певца Джонни Нэша (Johnny Nash), снискавшего международную популярность с марлевской «Stir It Up». Продюсером в этот короткий период выступал Дэнни Симс (Danny Sims). Так продолжалось до 1968 года, когда группа приступила к сотрудничеству с гениальным регги-продюсером Ли Перри (Lee ‘Scratch’ Perry). Под аккомпанемент группы Перри «The Upsetters» трио записало множество хитов, таких как «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty» и «Small Axe». После этих сессий Астон Баррет (Aston "Family Man" Barrett) и его брат Карлтон Баррет (Carlton Barrett) – басист и ударник «Upsetters», имеющие неоспоримую репутацию самой мощной ритм-секции на острове, присоединились к «Wailers», и в 1971 году группа основала очередной лейбл «Tuff Gong». Это был их последний плацдарм перед покорением мира – ведь, несмотря на бешеную популярность в странах Карибского бассейна, международного признания ребята пока не добились.

Во время своего пребывания в Лондоне (сопровождая Джонни Нэша в его турне) Боб заглянул на студию «Island Records», глава которой – Крис Блэквелл (Chris Blackwell) - еще в 50-х годах пытался привлечь внимание Западной Европы к ямайской ска-музыке. Имея обширные связи в музыкальном бизнесе, выпуская музыку Jethro Tull, King Crimson, Traffic, Блэквелл мог предоставить «Wailers» огромные возможности в записи, продюсировании и раскрутке. В свою очередь, будучи наслышанным о популярности группы в Вест-Индии, Крис понимал, что регги может стать сверх популярным на Западе. Поэтому в 1972 году «The Wailers» и «Island Records» подписали контракт.

Уникальность события состояла в том, что впервые регги-группа получила возможность использовать дорогостоящую аппаратуру, хорошие инструменты, работать с первоклассными звукорежиссерами. До того регги-команды выпускали лишь синглы и дешевые альбомы - сборники. «The Wailers» первыми среди своих коллег выпустили альбом, который записывался и раскручивался по всем стандартам рок-бизнеса. Это был «Catch A Fire», релиз которого произошел в 1973 году. Как и следовало ожидать, он не стал мгновенным хитом, но о «Wailers» заговорили по обе стороны Атлантики, и «Island Records» отправляет группу в британо-американское турне. Прибыв в Лондон в апреле 1973 года, «Wailers» в течение 3 месяцев выступают в клубах и зарекомендовывают себя как отличная концертная группа, когда Ливингстон заявляет о своем нежелании выступать в Америке. Его место занимает Джо Хиггс - тот самый, который учил юного Марли петь. Американское турне прошло с переменным успехом: на некоторых концертах группа собирала аншлаги, некоторые же пришлось отменить. Часть концертов была дана совместно с Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), еще несколько – с очень популярной в США командой Sly & The Family Stone.

Следом за «Catch A Fire», в 1973 году выходит второй альбом «The Wailers», также с «огненным» названием – «Burnin’». Туда вошли как новые версии старых проверенных временем хитов вроде «Small Axe» и «Put It On», так и совсем свежие (но в последствии не менее популярные) «Get Up Stand Up» и «I Shot The Sheriff» - последняя приобрела мировую известность благодаря удачному каверу (Eric Clapton), достигшему первой строчки американского чарта.

Ознаменованный работой над альбомом «Natty Dread», 1974 год стал последним для классического состава «Wailers» - в январе 1975 Банни и Питер заявляют о своем уходе из группы, сославшись на диктаторские замашки Марли. Последний решает открыть «семейный бизнес» и приглашает на место ушедших со-вокалистов женское трио «I-Threes», состоящее из жены Боба Риты, Марсии Гриффитс (Marcia Gtiffiths) и Джуди Моватт (Juddy Mowatt). Ансамбль переименовывается в Bob Marley & The Wailers и в феврале 1975 года выпускает пластинку «Natty Dread», включающую в себя такие шедевры как «Talkin" Blues», «No Woman No Cry», «Revolution», «Them Belly Full (But We Hungry)» и прочие. Новым составом группа отправляется в турне, дает аншлаговые концерты в лондонском театре «Lyceum», а «No Woman No Cry» тем временем взлетает на вершину британского Top 40. Подтвердив свою репутацию первоклассной «живой» команды, «Wailers» в ноябре возвращаются на Ямайку, где дают грандиозный концерт со Стиви Уандером, окончательно возведя себя в роль национальных и интернациональных героев.

Годом позже, в 1976, Marley и компания записывают «Rastaman Vibration», где Боб в полной мере самовыразился в музыкальном и смысловом планах. Помимо таких ярких композиций, как «Crazy Baldhead», «Johnny Was», «Who the Cap Fit», на альбоме присутствует одна из самых острых песен Марли – «War». Таким образом, в середине 70-х, регги (благодаря Марли) окончательно занял свою нишу в популярной музыке.

Пропагандируемое творчеством «Wailers» растафарианство получило множество последователей среди ямайской молодежи, и вскоре Marley ощутил в себе значительную политическую силу. Пытаясь дать «примирительный» концерт на острове, он чуть было не погиб от пули в собственном доме (3 декабря 1976 года) и был вынужден уехать с Ямайки на долгих 18 месяцев, которые, однако, не прошли даром, а вылились в новую пластинку под названием «Exodus». Его релиз состоялся летом 1977 года и подарил слушателям песни «Jammin’», «Exodus», «Waiting In Vain», а его создателю – новую славу и 56 недель в хит-парадах Великобритании.

В 1978 году группа закрепила свой успех в чартах альбомом «Kaya», занявшим 4 строчку уже через неделю после выхода в свет. Наибольшей популярности добились синглы «Satisfy My Soul» и «Is This Love». Вообще, этот год стал для Марли годом общественной деятельности: в апреле на Ямайке он дает концерт One Love Peace, на котором примиряет лидеров власти и оппозиции, летом его приглашают в штаб-квартиру ООН, где вручают Медаль Мира, а в конце года Боб посещает Кению и Эфиопию – родину растафарианства.

По материалам недавнего европейско-американского турне «Wailers» записывают второй концертник, (первый был выпущен в 1976 году и назывался просто «Live») под названием «Babylon By Bus», а также расширяют географию своих выступлений, сыграв концерты в Японии, Австралии и Новой Зеландии. Как активный борец за свободу, Марли не мог оставаться в стороне от событий в Африке, где бывшие колонии одна за другой получали независимость. Именно им посвящен его девятый на Island Records альбом «Survival»; вот только некоторые полит-композиции: «Zimbabwe», «So Much Trouble In The World», «Ambush In The Night» и «Africa Unite».

В начале 1980 года группа впервые дала ряд концертов в Африке, в том числе – на церемонии обретения независимости Зимбабве. Такая честь, оказанная музыкальной группе еще раз подчеркнула значимость «The Wailers» для стран Третьего Мира. Примерно в это же время – в мае выходит пластинка «Uprising», немедленно ставшая хитом продаж, включив в себя «Could You Be Loved», «Work», «Redemption Song» и множество других, не менее замечательных песен. Находясь на гребне своей популярности, ансамбль дает ряд грандиознейших концертов в Европе, бьющих все рекорды посещаемости (так, в Милане на выступление пришло около 100 тысяч человек). На вторую половину года было запланировано масштабное американское турне вместе со Стиви Уандером. Но сбыться этим планам суждено не было…

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

Боб Марли (1945-1981) – знаменитый музыкант и вокалист, гитарист и композитор из Ямайки. Самый известный исполнитель музыки в стиле регги. Благодаря Бобу Марли, этот музыкальный стиль стал очень популярным в мире далеко за пределами Ямайки.

Детство и юность

В 1944 году в северной части Ямайки существовала маленькая деревенька под названием Найн-Майлс. Проживавшая там чернокожая молодая девушка по имени Седелла Букер вышла замуж за белого моряка европейца Норвала Марли. Капитану было 50 лет, раньше он служил офицером в военно-морских силах Великобритании, а потом в качестве рулевого его прикомандировали в британский Вест-индийский полк, дальше последовала служба управляющим на плантации Ямайки. А в феврале 1945 года Седелла родила сына, ей на тот момент было 18 лет, мальчика назвали Роберт Неста Марли.

Но вскоре на Норвала стала давить предыдущая семья, он покинул молодую жену и только что родившегося сына. Потом он навещал их совсем редко, хотя материально всегда помогал, насколько для него это было возможным. Боб видел своего отца всего два раза. Когда мальчику было 10 лет, Норвал Марли умер.

В ямайских деревнях все жители мечтали о столице Кингстоне, им казалось, что этот город открывает для людей кучу возможностей и перспектив. Поэтому провинциалы огромными потоками ехали в столицу, хотя работы там было совсем не много. В скором времени иллюзии разрушались, но люди в деревни всё равно возвращаться не хотели. Так в западной части Кингстона разрослись трущобы, из которых Тренчтаун пользовался особенно дурной славой. Именно здесь оказался Боб Марли со своей матерью, будучи ещё подростком.

Тут он познакомился с таким же бедным мальчишкой из трущоб, Невиллом Ливингстоном, его прозвище было Банни. Вместе они стали делать свои первые робкие шаги в мир музыки. Ребята слушали американское радио, особенно им нравилась новоорлеанская радиостанция, которая передавала новые музыкальные композиции Кертиса Мэйфилда, Рея Чарльза, Брука Бентона, Фэтса Домино. Интересна была мальчишкам также музыка чернокожих исполнителей, пользовавшихся на острове невероятной популярностью.

Обучение в школе Боб не закончил и пошёл подрабатывать сварщиком в сварочные мастерские. Но в жизни у него было только одно увлечение и стремление – музыка. В совершенствовании музыкальных навыков ему помогал ямайский певец Джо Хиггс, проживавший в том же районе Тренчтаун. Он бесплатно давал мальчишкам уроки вокала. На одном из таких занятий парни познакомились с Питером Макинтошем, позже он стал известен всему миру как Питер Тош.

Начало музыкального пути

В 1962 год Боба прослушал местный антрепренер Лесли Конг. Вокал юноши его впечатлил, и на студии он записал с ним несколько композиций. Сингл «Judge Not» стал дебютным в музыкальной творческой карьере певца Боба Марли, он написал его в соавторстве с Джо Хиггсом.

В следующем году всё тот же Джо Хиггс помог Бобу в создании вокальной группы под названием «The Wailers», в состав которой входили:

  • Питер Тош – вокалист, клавишник и гитарист;
  • Беверли Кельсо – бэк-вокал;
  • Банни Ливингстон – вокал, перкуссия;
  • Черри Грин – бэк-вокал;
  • Джуниор Брейтвэйт – вокал.

Сам Боб Марли выступал в качестве гитариста и вокалиста. Алвин Паттерсон, барабанщик, стал наставником группы и помогал ей развиваться. Он помог ребятам пробиться к продюсеру из Кингстона Клементу Додду. Клемент послушал их музыкальные композиции, остался весьма доволен и согласился на запись.

На улицах Кингстона зазвучала новая танцевальная зажигательная музыка, в её основе лежали традиции Ямайки, но резко выраженный горячий ритм и звонкий бит напоминали новоорлеанский ритм – энд-блюз.

Перед самым 1964 годом у группы вышел первый сингл «Simmer Down», и уже в январе он занял вершину ямайского хит-парада, продержавшись на первых строчках около двух месяцев. Песня стала сенсацией и разошлась 80-тысячным тиражом.

С этого времени группа стала постоянно записываться на студии, но со временем немного начал меняться стиль их музыки. Тексты всё больше затрагивали уличную жизнь трущобных районов Кингстона. Ямайская музыка жёстко стала на уличные позиции.

В следующие два года группа выпустила около 30-ти песен, многие из которых имели невероятный успех, к примеру, «Rude Boy».

На ямайской сцене группа заняла крепкие позиции, но внутри начались разногласия. В 1965 году коллектив покинуло три человека, а в следующем году он распался совсем.

К этому времени мама Боба снова вышла замуж и уехала в Америку. Она скопила достаточную сумму денег, чтобы выслать сыну деньги на билет до Соединённых Штатов.

Седелле хотелось, чтобы он переехал к ней поближе и начал здесь новую жизнь. После распада группы Марли Боб уехал к матери, какое-то время проработал на американском автомобильном заводе подсобным рабочим. Но пробыл Боб в Америке совсем недолго, через 8 месяцев он вернулся на Ямайку и воссоздал свою группу.

Зрелое творчество

В жизни Боба Марли наступил определяющий период. К этому времени на Ямайке очень сильно распространилось движение растаманов, Марли тоже постепенно втягивался в это, и его музыка стала полным отображением новой веры и идей. Песни всё больше затрагивали проблемы духовного и социального плана.

Воссозданный коллектив пел песни разного жанра, но за пределами Ямайки популярность пока не приходила.

В 1971 году Боб с друзьями открыл фирму записи грампластинок, но ничего хорошего из этого не получилось. Однако в конце года Марли повезло, он заключил контракт с певцом из Америки Джонни Нэшем и сочинил ему две композиции, которые стали хитами. Джонни пригласил Боба сопроводить его в поездке по Швеции, Марли не отказался и уехал. Наконец, в Европе он заключил контракт с компанией CBS, и группа Боба Марли выпустила сборник песен «Catch a Fire», сделавший их знаменитыми за пределами родного острова.

Популярность коллектива «The Wailers» росла, в 1973 году у них был гастрольный тур по Великобритании и Соединённым Штатам Америки.

Весь 1974 год в жизни Боба был насыщен работой над новым альбомом, он очень много времени проводил на студиях.

Но в скорости Питер Тош и Банни Ливингстон приняли решение о начале сольных выступлений и ушли из коллектива. Их место заняло трио темнокожих женщин, а группу назвали «Bob Marley & The Wailers». Одна из вокалисток, Рита, супруга Боба.

Обновлённый женский коллектив отправился в большой тур по Северной и Южной Америке, Европе и Африке.

Середина 70-х годов ознаменовалась тем, что Марли со своей группой был признан мировым лидером в музыкальном стиле регги, их альбомы занимали высокие позиции в хит-парадах, а песни, которые одновременно выражали «бунт, любовь и веру», были очень популярными среди интеллектуалов.

Когда группа возвращалась после гастрольных туров домой, их встречали как самых величайших звёзд Ямайки. Вместе с музыкальной мировой известностью Боба Марли рос его политический авторитет в стране.

В течение почти всего 1977 года Боб жил и работал в Лондоне, он трудился над новым альбомом «Exodus». Три композиции с этой пластинки впоследствии стали бестселлерами.

В 1978 году Марли был приглашён в Нью-Йорк, где ему вручили Медаль Мира. В этом же году он впервые побывал в Эфиопии и Кении. В 1979 году увидел свет новый альбом Боба «Survival».

Он был посвящён солидарности стран Африки в их борьбе за независимость.

В 1980 году группу Боба Марли пригласили в Зимбабве на празднование независимости. Вышел следующий альбом «Uprising», который моментально стал хитом. Группа отправилась в большое турне по Европе, которым побила все имеющиеся пики популярности на континенте. Самый большой в истории существования группы концерт они дали в этом году в Милане, присутствовало 100 000 зрителей.

Надежды и планы были грандиозными, но болезнь Боба не позволила им осуществиться.

Личная жизнь

В 1965 году, незадолго до того, как уехать к матери в Америку, Боб познакомился с девушкой Ритой Андерсон. Завязались любовные отношения, а 10 февраля в 1966 году молодые люди сыграли свадьбу.

Прожив несколько месяцев с музыкантом, девушка тоже начала сольную карьеру. Когда Рита вышла замуж за Боба, у неё уже была дочь от другого мужчины, Марли девочку удочерил. Совместных детей у них четверо – сын и три дочери.

У Боба Марли всего 11 детей, шестеро из них рождены вне брачных связей, во время его гастрольных туров и поездок у музыканта было много отношений на стороне.

Болезнь и смерть

Марли обожал футбол. Во время любительской игры в Лондоне он повредил палец на ноге, но поначалу особого внимания этой травме не придавал.

Когда палец стал беспокоить сильно и Марли обратился в клинику, врачи признали у него меланому – злокачественную опухоль большого пальца ноги. Бобу предложили ампутировать ногу, он не захотел. Просто сказал, что как же он потом будет играть в футбол и выступать на сцене, ведь он должен быть пластичным. Кроме этого, его растаманская вера не допускала, чтобы «человека разбирали на части», в их понятии тело должно до конца жизни оставаться единым целым.

В 1980 году, после успешного европейского тура из Германии, Боб отправился с группой дальше на гастроли в Америку. Прошло два концерта, а потом на утренней пробежке в парке музыкант потерял сознание. Турне прервали, Боб улетел в Мюнхен к знаменитому медику в области онкологии Йозефу Иссельсу. Ему провели лечение и курсы химиотерапии, восемь месяцев он пробыл в Баварской клинике, но всё безрезультатно. У него стали выпадать знаменитые спутанные локоны волос – дреды, пришлось их срезать. Рак в своей самой опасной форме стал поражать всё тело Боба.

В начале мая 1981 года Марли покрестился в православной Кингстонской церкви в Эфиопии, взяв имя Берхане Селассие.

Он очень хотел перед смертью последний раз увидеть Ямайку, однако перелёт из Германии не получился. Состояние здоровья Марли ухудшилось, самолёт вынужденно приземлился в штате Флорида, где в больнице 11 мая 1981 года Боб умер.

Он успел сказать своему сыну важные, последние и настоящие слова: «Деньги никогда не могут купить жизнь».

Тело Боба Марли перевезли на место его рождения, где 21 мая 1981 года прошли похороны. Его захоронили в мавзолее. В склепе рядом с ним лежат Библия и гитара, футбольный мяч с пучком марихуаны и кольцо, подаренное эфиопским принцем, которое он никогда не снимал.

Великие человеческие заслуги требуют таких же великих мировых наград:

Год Награда
1978 Получение медали «третьего мира» от ООН.
1981 Получение ордена «За заслуги», за вклад в историю Ямайки.
1994 Добавление в зал славы рок-н-ролла.
1999 Альбом «Exodus» признан альбомом века.
2001 Получение звезд на Аллее Славы в Голливуде.
2001 Посмертное награждение премией Грэмми.
2004 В списке «100 величайших артистов всех времён и народов» Боб Марли занял 11-ю строку по версии журнала «Rolling Stone».

Песня «One Love» по опросу ВВС названа лучшей песней тысячелетия, а сам Боб Марли – величайшим лириком всех времён и народов.

Родился Боб Марли в ямайской деревне Найн-Майлс. Музыкой интересовался с детства, а после переезда в Кингстон стал развивать свои способности. Окончив школу, пошел работать слесарем. А в свободное время вместе Невиллом Ливингстоном и Джо Хиггсом занимался музыкой.

Первая песня в биографии Боба Марли была записала в 16 лет – «Judge Not». Затем в 1963 он организовал группу «The Wailers», музыка которой стала очень популярна в Ямайке. Но уже в 1966 группа распалась. После недолгой работы в США Марли вернулся на родину и восстановил группу.

Международная известность, наконец, пришла к «The Wailers» в 1972, когда был заключен контракт с компанией «Island Records» и вышел альбом «Catch A Fire». А в следующем году группа начала гастролировать по США. После того, как группу покинуло несколько участников, Марли дополнил состав женским трио и изменил название (на «Bob Marley And The Wailers»).

После мировых гастролей и громадной популярности биография Боба Марли стала известна как одного из лидирующих исполнителей в стиле регги (хотя группа играла также в стилях ска, фьюжн, калипсо). Также Марли поддерживал движение панафриканизма, был участником общественного движения растафарианства. Скончался Боб Марли от злокачественной опухоли 11 мая 1981 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Боб Марли культовая личность на мировой музыкальной арене. Не каждому музыканту суждено стать символом борьбы с расовой дискриминацией, донести до всего мира проблемы своей страны и всего континента и, наконец, стать основателем уникального музыкального стиля – которым является регги.

На протяжении полувека интерес к регги и творчеству Боба Марли не угасает, люди по всему миру слушают регии и помнят Марли . Сам стиль регги, получив мощный толчок, по средствам Боба Марли стал активно развиваться и в настоящее время регги имеет множество разновидностей и подвидов , сотни групп творят в этом музыкальном стиле регги. Что еще более интересно, регги развивается не только на Ямайке , но и во многих других странах мира, в том числе и в России.

Боб Марли был голосом своей страны, голосом своего времени, в своих песнях он сокрыл свое отношение и к политической системе Ямайки, и проблемам всего земного шара. В его творчестве нашлось место и прекраснейшим романтическим песням. Боб Марли навсегда останется в сердцах многих людей, а его творчество поможет в жизни многим поколениям людей.