Резник композитор биография. Причина смерти Виктора Резникова. Биография и интересные факты. Международное признание Ильи Резника

04.03.2020

Имя: Виктор Резников (Victor Reznikov)

Возраст: 39 лет

Место рождения: Санкт-Петербург

Место смерти: Санкт-Петербург

Деятельность: композитор-песенник, поэт-песенник

Семейное положение: был женат

Виктор Резников - биография

Песни Виктора Резникова пели Алла Пугачева, Лариса Долина , Валерий Леонтьев и даже Кайли Миноуг. Он был готов покорить весь мир, но его жизнь нелепо и неожиданно оборвалась...

Популярный советский композитор появился на свет в городе на Неве в День Победы - 9 мая 1952 года. Его родители не имели отношения к эстрадной музыке. Мама - врач-педиатр, а папа - инженер авиационных частей, служил на Дальнем Востоке. От кого мальчик унаследовал редкий музыкальный дар - загадка.

Витя рос слабым ребенком и часто болел. На общее состояние его здоровья повлиял и ранний развод родителей. Но жаловаться на болячки мальчик не любил. Был жизнерадостным, общительным, на вопрос: «Как дела?» неизменно отвечал: «Все в порядке, все отлично!» Позже этот детский свет радости озарил и его песни.

Чтобы укрепить здоровье сына, мама отдала его в спорт. Юный Резников отлично играл в футбол и баскетбол, плавал, занимался гимнастикой и шахматами. Ни у кого не было сомнений, что он выберет карьеру спортивного тренера.

В это трудно поверить, но Резников так и не получил музыкального образования. Еще до школы мама решила отдать его учиться игре на скрипке, однако Вити хватило всего на три месяца. Это занятие настолько тяготило ребенка, что он даже заболел. Вторую попытку изучить музыкальную грамоту Виктор предпринял уже после окончания десятого класса. Выбор пал на школу джаза, потом на консерваторию. И снова полный провал!

Наверное, гениальные мелодии Резникова так бы и не родились, если бы не синтезатор и компьютер. Сложная электронная техника, чуждая многим музыкантам СССР, вдруг покорилась Резникову. Скромный композитор из Ленинграда стал одним из самых прогрессивных музыкантов в Союзе, опередив свое время лет на двадцать. Тогда конкуренцию ему могла составить только группа «Форум», в которой начинал карьеру Виктор Салтыков (бывший муж Ирины Салтыковой)

Резников даже изобрел свою систему записи нот. Разумеется, разобрать «хитроумные каракули» композитора-самородка мог только он сам. Но какое это имело значение, если его песни была готова петь вся страна?

Музыкальная биография Резникова началась с подражания мелодиям «Битлз». В 1970 году у молодого автора появилась первая собственная песня - «Бродяга апрель». Когда количество созданных песен перевалило за дюжину, мама устроила ему встречу с народным артистом РФ композитором Исааком Шварцем. Мэтр юношу похвалил, отметив у него «природное чувство гармонии».

Окрыленный, Виктор послал свои записи самой Эдите Пьехе, однако певицу они не впечатлили. Зато две песни Резникова -"Лето без тебя, как зима..." и "Помни, это не беда..." -начал петь . Первый шаг к всесоюзной славе был сделан.

Песенное сотрудничество с главным мушкетером страны переросло в долгую и крепкую дружбу. «Витя, ты бог, и сам не понимаешь этого!» - любил повторять актер. В середине 1980-х годов друзья-коллеги даже создали «семейный квартет». Детскую шуточную песню «Динозаврики» вместе с ними исполнили их сыновья -Андрей и Сергей. И сама композиция, и клип на нее (с компьютерными спецэффектами!) имели в СССР ошеломительный успех.

Однажды Виктор узнал, что в Ленинград с гастролями приехала Алла Пугачева . Долго не раздумывая, схватил свои творения и помчался к ней в гостиницу. «Вас как представить?» - спросил его консьерж. «Резников...» -выдавил растерянный музыкант. И уже через минуту услышал: «Поднимайтесь, Пугачева ждет вас!»

Оказалось, талантливому ленинградцу просто повезло с фамилией: Алла Борисовна решила, что к ней пришел ее друг Илья Резник. Эта ошибка рассмешила певицу, и она предложила гостю сесть за рояль. Удивительный итог того вечера первой узнала его мама. «Алла взяла у меня четыре песни!» - прокричал ей в трубку Резников. «Какая еще Алла?» - удивилась Лилия Ефимовна. «Пугачева, конечно же!»

«Улетай, туча» и «Признание» появились в репертуаре примадонны в 1980 году, а «Бумажный змей» и «Телефонная книжка» - в 1983 и 1984 годах. Сотрудничество с Пугачевой сделало Резникова по-настоящему знаменитым. Его песни стали исполнять Ирина Отиева, Владимир Пресняков , Ирина Понаровская, София Ротару , ВИА «Песняры», Анне Вески , Лайма Вайкуле ,Тынис Мяги и Яак Йоала. Союз был покорен, настало время Запада.

В конце 1980-х годов случилось невероятное: советский хит «Домовой» попал в чарт Billboard, авторитетного музыкального издания США. И создателем этого шедевра был не кто иной, как Виктор Резников. На первых строчках чарта песня продержалась 17 месяцев, после чего была переведена на английский язык. Первой композицию Don"t stop now исполнила группа The Cover Girls, a спустя короткое время -австралийская поп-звезда Кайли Миноуг.

На волне перестройки созрел проект объединения американских и российских композиторов. Была сформирована делегация почти из двух десятков человек. Среди прочих компанию Виктору Резникову составили Владимир Матецкий, Игорь Николаев и Олег Газманов . В тот же период, осознав потребность роста, музыкант уволился из «Ленконцерта» и стал членом Союза композиторов и Союза драматургов.

В 1991 году Виктор побывал с деловой поездкой в США. Вернувшись домой, он представил новой России первую интернациональную группу. Она получила название SUS - от сложения начальных и конечных букв двух стран Soviet Union и United States. Гитаристами нового проекта стали Дэн Меррилл и Владимир Густов, клавишником -Стивен Бутэ, барабанщиком - Дмитрий Евдомаха, ну, а вокалистом - сам Резников. Первый альбом группы был записан в августе того же года в родном городе Виктора. Но появиться на полках магазинов он не успел...

Виктор Резников: Гибель на вершине славы!

В конце зимы 1992 года «Жигули», которыми управлял Резников, на полном ходу протаранила «Волга». Основная сила удара пришлась на музыканта. Свидетелями страшной аварии стали мать Виктора и его дочь. Девочка осталась невредима лишь чудом: она сидела в машине рядом с отцом. Мать в ужасе наблюдала трагедию, стоя у подъезда своего дома...

Двое суток врачи Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии боролись за жизнь Резникова. Ему провели две сложнейшие операции,готовились к третьей, но сердце музыканта не выдержало... 25 февраля Виктора не стало. До своего сорокалетия он не дожил всего три месяца.

В память о себе Резников оставил около сотни шлягеров. Среди них «Льдинка-льдинка, скоро май» и «Половинку найти - счастье» Ларисы Долиной; «Мой любимый дворик» и «Спасибо за день, спасибо за ночь» Михаила Боярского; «Старый фотограф, скрипящий штатив» Анне Вески, «Недотрога, почему глядишь так строго?» Владимира Преснякова-младшего.

Дело жизни Виктора Резникова - развитие музыкальной культуры России -продолжили его близкие. Они основали фонд его имени и открыли радио «Рекорд». Этот музыкальный бизнес до сих пор семейный: глава компании -Людмила Резникова, вдова композитора; директор по маркетингу - его дочь Анна; генеральный продюсер - сын Андрей. Резников-младший продолжает дело отца: в 2015 году на фестивале «Новая Волна» Филипп Киркоров исполнил его песню «Прохожие».

Радио «Рекорд» вещает уже больше двадцати лет, его слушают в 25 городах России. Ежегодно под его эгидой проводятся танцевальные фестивали. Целое королевство музыки, которое наверняка бы понравилось Виктору Резникову, королю светлых мелодий.


Виктор Михайлович Резников родился 9 мая 1952 года в Ленинграде. Родители Виктора (мать - Лилия Ефимовна Резникова, отец - Михаил Яковлевич Резников) расстались вскоре после рождения сына. До 1965 года Виктор вместе с матерью жил в доме 13/9 по Владимирскому проспекту. Двору именно этого дома впоследствии он посвятил одну из своих наиболее известных песен "Дворик". Затем вместе с матерью, бабушкой и дядей они переехали в Купчино.

С самого раннего детства Виктор увлекался футболом и занимался плаванием. Кроме того, в течение некоторого времени он занимался гимнастикой, баскетболом и шахматами.

Когда Виктору было шесть лет, мать отдала его заниматься в музыкальную школу по классу скрипки. При прослушивании экзаменационная комиссия отметила у мальчика способности выше средних. Тем не менее, из-за нежелания заниматься у Виктора возникли проблемы со здоровьем, и после трех месяцев обучения мать забрала его из музыкальной школы.

После окончания средней школы Виктор поступил в Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена на факультет физвоспитания, который окончил в 1975 году.

Начал писать песни в середине 1970-х годов, одним из первых в СССР начал создавать музыку на компьютере. В 1978 году Виктор Резников начал работать в Ленконцерте. Известность композитору принесла песня «Улетай, туча», которую исполнила в 1979 году Алла Пугачёва.

В середине 1980-х годов Виктор Резников и Михаил Боярский создают музыкальный квартет, в его состав вошли также их сыновья - Андрей Резников и Сергей Боярский. В 1986 году квартет становится известным с песней «Динозаврики». В этом же году В. Резников ушёл из Ленконцерта. В 1988 году он начал работать художественным руководителем творческо-производственного объединения «Рекорд», а в 1991 году организовал советско-американскую группу «SUS».

Виктор Резников - лауреат всесоюзных телевизионных песенных конкурсов «Песня года» в 1981, 1983, 1986-1990 годах, лауреат фестиваля «Молодые композиторы Ленинграда».

Виктор Резников написал музыку к двухсерийному музыкальному кинофильму "Как стать «звездой». В 1988 году выступал на телевидении в передаче «Музыкальный ринг», соревновался с ленинградским композитором Игорем Корнелюком.

В конце 1988 года Виктор Резников написал на свои стихи песню «Домовой». Неожиданно этой песней заинтересовались в журнале «Billboard». Американские продюсеры смогли «раскрутить» её так, что она в мае 1989 года попала в Billboard Chart на 5 место в мире, где и пробыла целых 17 месяцев. Это был беспрецедентный случай для советской эстрады. После этого текст песни был переведён на английский язык. Она получила название «Don’t Stop Now», её исполняла группа The Cover Girls.

Всего композитор написал около ста песен (музыку и тексты), многие из них стали популярными. Их исполняли и до сих пор исполняют Лариса Долина («Льдинка», «Половинка», «Телефонная книжка», «Дельтаплан», «Практикантка Катя»), Михаил Боярский («Мой дворик», «Спасибо, родная», «Карточный домик», «Я забуду о тебе»), Тынис Мяги («Я не умею танцевать», «Мой дворик»), Алла Пугачёва («Улетай, туча», «Солдатка», «Бумажный змей», «Телефонная книжка», «Признание», «Примета»), Владимир Пресняков (младший) («Недотрога»), Анне Вески («Старый фотограф», «Новый отчет»), бит-квартет «Секрет» («Как дела, старина?», «Не забудь», «Дарю, дарю») и другие известные эстрадные исполнители.

23 февраля 1992 года Виктор Резников на своем автомобиле "Жигули" поехал отвозить дочь Аню к матери, Лилии Ефимовне. Он уже подъезжал к дому матери и стал разворачиваться, когда неожиданно выскочивший на дорогу автомобиль "Волга" на полной скорости протаранил машину Виктора. Удар пришелся на сторону водителя. Дочь при аварии не пострадала. Авария произошла на глазах матери композитора, Лилии Ефимовне Резниковой, которая вышла на улицу его встречать.

Некоторое время композитор пролежал в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга но все усилия врачей оказались напрасными. Виктор Резников скончался 25 февраля 1992 года. Похоронен на Комаровском кладбище недалеко от Санкт-Петербурга.

После гибели Виктора его жена, Людмила Кольчугина-Резникова вместе с друзьями композитора организовала Фонд Виктора Резникова и возглавила его.

Сын композитора Виктора Резникова свою жизнь тоже посвятил музыке. Он возглавил и развил первое электронное танцевальное радио в стране, с его приходом моментально ставшее популярным. Концепции всех мероприятий, которые проводит компания Record Event, он придумывает сам. В июне в СКК состоится глобальное танцевальное театрализованное шоу , для организации которого Андрей не пожалел ни средств, ни сил.

Что нового вы внесли в концепцию радио «Рекорд»?

Радиостанции почти тринадцать лет. Вначале формат был размыт. На «Рекорде» работали Додик Голощекин со своим джазовым шоу, Саша Васильев, солист группы «Сплин», и много других интересных персонажей. Переломным моментом стало решение вещать в танцевальном формате. Это мужественное решение принадлежит моей маме – Людмиле Резниковой. Я занимаюсь «Рекордом» восемь лет. Поэтому я пропустил те романтические времена, когда каждый диджей приносил свои диски и, выходя в эфир, ставил ту музыку, которая ему нравится. Я имею в виду не авторские шоу, а линейный, дневной эфир. Тогда вообще было непонятно, как делать радио, примеров не было. Я попытался создать новую бизнес-модель, где радиостанция – одна из частей большого механизма. Я сидел в маленькой комнате без окон и двадцать часов в сутки составлялплей-листы. Постепенно мне вместе с моим другом Сашей Унешкиным удалось собрать команду талантливых и профессиональных людей. Сейчас «Рекорд» вещает в двадцати пяти
городах, выпускает пятнадцать релизов в месяц, ежегодно делает семь-восемь больших фестивалей, с посещаемостью двадцать пять – тридцать тысяч человек.

Вы везете в Петербург лучшее в мире шоу электронной танцевальной музыки под названием , которое состоится 11 июня. Это правда, что компания Record Event соблюдает все европейские стандарты, а не просто покупает название известного рейва?

Да, правда. Важно, чтобы люди это понимали. У нас на рынке представлены бренды Pacha, Ministry of Sound, Mayday и другие. Но до последнего времени выкупалось лишь название мероприятия, сам ивент оставался местным, и насколько успешным и качественным он получится, зависело от организатора. А Sensation – это мероприятие других стандартов, оно переезжает из страны в страну не изменяясь. Команда из ста человек, декорации, оборудование, актеры, шоу целиком – все едет из Голландии. Этот проект стоит в десятки раз дороже любого другого.

Премиум-ивент?

Я бы не делил ивенты на премиум и не премиум, потому что, например, билеты на «Пиратскую станцию» стоят дороже, чем в любой гламурный клуб. Негламурная публика бывает более платежеспособна, чем те тусовщики, которые бесплатно заходят в модные клубы и выпивают один виски с колой за вечер. Сейчас публика нивелируется. Sensation – это и есть слияние. «Рекорд» первым из всех промоутеров ввел age-код «18+». Другие промоутеры тоже присоединяются к этому. На фестивалях ужесточен и дресс-код: нельзя танцевать топлесс и проносить с собой рейверскую атрибутику. Sensation станет апофеозом: двадцать тысяч человек только в белой одежде.

Хоть кроссовки-то можно будет надеть не белые?

Можно, но мне кажется, что к белой одежде больше подойдет белая обувь. Мы не случайно выбрали дату 11 июня. Сначала планировалось провести это мероприятие в декабре, но я плохо представляю людей в белых брюках и обуви в Петербурге зимой.

Фамилия помогает в жизни?

Я не акцентирую внимание на том, что я сын Виктора Резникова. Новое поколение, наверное, не знает, кто это такой. Когда я был моложе, многие вспоминали, как я с сыном Михаила Боярского Сергеем пел «Динозавриков». Сегодня меня уже не ассоциируют с этой песней. И потом Резникова как композитора любила более образованная, элитарная часть населения. Рабочий класс слушал другую музыку.

Рабочий класс, когда слышит фамилию Резников, часто говорит: «Конечно, Резниковы и Финкельштейны радиостанциями владеют, а Ивановы и Петровы корячатся у станка».

Мне кажется, такого антиолигархического сознания уже не существует. Мы же с Финкельштейном не в море купаемся. Все люди, которые имеют бизнес, особенно медиабизнес, работают по двадцать часов в сутки. Да, в этом они находят себя, однако это огромная ответственность. Ты не можешь уйти из офиса и забыть о работе. Но каждый человек сам выбирает, чем ему заниматься. Для меня это нормально.

А как появились на свет эти бессмертные «Динозаврики»?

«Динозаврики, может, вы попрятались в Африке. И жуете баобабы на завтраки…» Это песня-шутка. Я не имею представления, как она появилась. Папа написал ее для маленьких детей. Знаю, что меня заставили ее петь в несознательном возрасте, хотя никакими вокальными данными я не обладал. Просто так бывает, что дети оказываются под рукой. Нам даже сняли клип для «Утренней почты» с компьютерными спецэффектами, где я был хулиганом, а Сережа Боярский – хорошим мальчиком. Что, в общем, отражало реальность.

Какие произведения своего отца вы любите больше всего?

Я люблю те его песни, которые мало кто слышал. Безусловно, «Льдинка», «Родная», «Динозаврики», «Улетай туча», «Телефонная книжка» – это большие народные хиты, которые останутся навсегда. Но мне ближе другая часть его творчества. Виктор Резников объективно один из лучших мелодистов, которые рождались в этой стране. Я обязательно займусь переработкой его малоизвестных песен. Правда, пока не знаю, как подступиться.

Как возникла идея сделать детский театр?

Его создала и занимается им Людмила Резникова. Там маленькие дети бесплатно учатся петь и танцевать. А финансирует театр наша компания. Поскольку офис «Рекорда» находится за стенкой от театра, мы все время работаем под детское пение. Очень прикольно. Особенно когда по офису пробежит какая-нибудь маленькая девочка, например, в костюме бабочки.

Виктор Михайлович Резников (9 мая 1952 года - 25 февраля 1992 года) - советский композитор и певец.
Начал писать песни в середине 1970-х годов, одним из первых в СССР начал создавать музыку на компьютере.
Лауреат всесоюзных телевизионных песенных конкурсов «Песня года» в 1981, 1983, 1986-1990 годах, лауреат фестиваля «Молодые композиторы Ленинграда».
В конце 1988 года Виктор Резников написал на свои стихи песню «Домовой». Неожиданно этой песней заинтересовались в журнале «Billboard». Американские продюсеры смогли «раскрутить» её так, что она в мае 1989 года попала в Billboard Chart на 5 место в мире, где и пробыла целых 17 месяцев. Это был беспрецедентный случай для cоветской эстрады. После этого текст песни был переведён на английский язык. Она получила название «Don’t Stop Now», её исполняла группа «The Cover Girls».
В феврале 1992 года в Санкт-Петербурге, выезжая из двора своего дома, автомобиль Виктора Резникова столкнулся с другой машиной. Некоторое время композитор пролежал в больнице, но все усилия врачей оказались напрасными. Виктор Резников скончался 25 февраля 1992 года.

Его мама Лилия Ефимовна Резникова работала врачом-педиатром, потом переквалифицировалась в психиатра. Отец Михаил Яковлевич Резников окончил Военно-Воздушную Академию и служил инженером на Дальнем Востоке в авиационных частях. Его родители рано развелись, но всегда поддерживали хорошие отношения.

В детстве Виктор был очень болезненным, но жизнерадостным и общительным ребенком, легко находил общий язык с людьми. Он был хорошим рассказчиком и выдумщиком, и его мама Лилия Ефимова рассказывала: "В любой трудной жизненной ситуации он говорил "все нормально, всё в порядке". Мне кажется, возьми любую его песню - там эти слова. Не буквально, конечно, а по ощущению".

Когда Виктор был совсем маленьким, во время прогулки к нему с мамой подошла женщина с киностудии "Ленфильм" и сказала, что один грузинский режиссер ищет для съёмок своего фильма мальчишку. Резников, действительно, был похож на грузинского или итальянского ребенка, и после этой встречи снялся в небольшой роли в фильме "Сердце матери".

Резников в детстве занимался баскетболом, шахматами и плаванием, но его увлечения спортом быстро заканчивалось. Его мама рассказывала: "Не дано было делать этому человеку то, что не принимал его организм". Но известно, что Виктор любил играть в футбол во дворе, когда они с мамой жили на Владимирском проспекте.

У Резникова не было музыкального образования. Мама отвела его в музыкальную школу, когда Виктору было шесть лет, и там Виктор проучился три месяца по классу скрипки. При прослушивании экзаменационная комиссия отметила у мальчика способности выше средних, тем не менее, из-за нежелания заниматься у Виктора возникли проблемы, и после трех месяцев обучения мать забрала его из музыкальной школы. На этом его музыкальное образование закончилось.

После окончания школы Виктор поступил в Кораблестроительный институт, но не окончил его, и поступил в педагогический институт имени Герцена на факультет физвоспитания, который окончил в 1975 году. Одновременно он участвовал в самодеятельности Дворца Культуры работников просвещения, посещал семинар самодеятельных композиторов при Ленинградском отделении Союза композиторов, при этом любил слушать "Биттлз" и пытался их песни повторять на фортепиано. Но это у него не очень получалось, и его мама рассказывала, что продолжительное время это был в основном набор звуков, который постепенно начинал превращаться в красивые мелодии. При этом у Резникова была разработана собственная система записи нот, но кроме него самого понять эти записи не мог никто.

Появлявшиеся у Виктора мелодии он хотел показать какому-нибудь композитору, и Резников встретился с Исааком Иосифовичем Шварцем. После этой встречи Шварц сказал маме Виктора: "Я Вам должен сказать, что Ваш сын очень талантлив. Самое ценное то, что у него врожденное чувство гармонии, что встречается не часто. Ему надо учиться". И Резников пробовал попасть в школу джаза и консерваторию. Но успехом эти попытки так и не закончились. Мама спрашивала у Виктора, как он пишет песни. Он говорил: "Песни не возникают из ничего. Я всегда иду от мелодии. Сначала возникает музыкальная идея, постоянно звучит в тебе. Параллельно с этим брезжат зрительные образы, возникают мысли, которые начинают воплощаться в поэтические строчки".

При создании песен Виктор часто интересовался мнением мамы. Например, при создании песни про бумажного змея Виктор подбирал слово, которое могло связать бумажного змея с человеком. Спросил у мамы, она стала подбирать слова - веревка, бечевка и т.д. Тогда он решил, что лучше нить - она тонкая, может в любой момент оборваться. Про "Дворик" Виктор спорил с поэтом, как лучше – "любимый мой дворик" или "мой маленький дворик". Позвали маму, спросили, как ей больше нравится, но не сказали, какой вариант чей. Мама решила угодить поэту и сказала "любимый". А этот вариант оказался Виктора. В результате в песне оставили два варианта. Один в куплете, один в припеве.

Песни надо было предлагать исполнителям, и Виктор передал кассету с записями Эдите Пьехе, но она их исполнять не стала. Резникову удалось встретиться с Боярским, подловив того после концерта, и случилась неожиданное - Боярскому очень понравились песни "Не беда" и "Лето без тебя". Позже Виктор узнал, где остановилась Пугачева, когда у неё были концерты в Ленинграде, и он чудом к ней прорвался из-за сходства своей фамилии и фамилии Ильи Резника. Виктор попал в номер Аллы Пугачевой и она отобрала четыре его песни.

Позже Резникова пригласила написать музыку к фильму "Карнавал" Татьяна Лиознова, однако в конечном варианте фильма прозвучала музыка Дунаевского. Но Виктору всё же удалось поработать над музыкой к фильму "Как стать звездой" режиссера Виталия Аксенова, вышедшего на киностудии "Ленфильм" в 1989 году в виде музыкально-юмористического шоу с участием "звезд" советской эстрады. Лента представляла собой беспрерывный фейерверк эстрадных номеров, и авторы назвали ее "Поп-руководством для начинающих знаменитых артистов". Резников написал всю музыку для этого фильма, в том числе к песням, которые в фильме исполнили Валерий Леонтьев, Максим Леонидов, Тынис Мяги, группы "Секрет" и "Марафон". В этом фильме он сам исполнил песню "Бегайте трусцой".

Виктор активно использовал синтезатор и компьютерные музыкальные программы, что обеспечило его песням особое звучание. Он одним из первых в СССР начал создавать музыку при помощи компьютера. В тот период времени в СССР с помощью компьютеров, наряду с Резниковым, музыку делал только ансамбль "Форум".

Песни Резникова исполнял вокально-инструментальный ансамбль "От сердца к сердцу", и самая известная из песен Резникова, исполненная этим коллективом, стала песня "Бегайте трусцой". А 1976 году к молодому композитору пришла известность благодаря песне "Улетай, туча", исполненной Аллой Пугачёвой.

В конце 1970-х годов вышла первая гибкая грампластинка с песнями на стихи Ю.Бодрова, И.Резника и Н.Зиновьева. В ее записи участвовали Тынис Мяги, ВИА "Джаз-комфорт", Яак Йоала, ВИА "Радар" и Алла Пугачёва.

В 1978 году Резников стал работать в Ленконцерте, и с этого времени его популярность резко возросла. Его песни звучали повсеместно, были любимы и популярны. После того, как несколько песен композитора исполнила Алла Пугачева, успех произведений Резникова развил Яак Йоала серией песен "Как жаль", "Снился мне сон", "Лето без тебя", "Не беда" и "Признание".

В середине 1980-х годов Резников познакомился с Ларисой Долиной. Для нее им были написаны песни "Льдинка", "Половинка", "Практикантка Катя" и другие произведения. Наряду с Ларисой Долиной композитор работал с Михаилом Боярским, и благодаря их творческому союзу появились песни "Вроде всё ничего", "Карточный домик", "Мой дворик", "Ночь - прочь" и "Спасибо, родная".

Your browser does not support the video/audio tag.

Песни Виктора Резникова исполнялись многие известные исполнители. Алла Пугачева исполнила песни "Телефонная книжка" и "Бумажный змей", Владимир Пресняков исполнил песню "Недотрога", Анне Вески исполнила песню "Старый фотограф", Тынис Мяги исполнил песни "Я не умею танцевать" и "Тандем", Гинтаре Яутакайте исполнила песни "Признание" и "Судьба", Лайма Вайкуле в дуэте с самим Виктором Резниковым исполнила песню "Перелётная птица", бит-квартетом "Секрет" исполнил песни "Не забудь", "Как дела, старина", "Дарю-дарю", "Не трогай только гитару". Также песни Виктора Резникова исполнялись Ириной Понаровской, ансамблем "Песняры", Софией Ротару, Марылей Родович, Марьяной Ганичевой, группой "Телескоп" и другими исполнителями.

Your browser does not support the video/audio tag.

В середине 1980-х Виктор Резников и Михаил Боярский вместе со своими сыновьями - Андреем Резниковым и Сергеем Боярским создали музыкальный квартет.

Your browser does not support the video/audio tag.

В 1986 году этому квартету пришел всесоюзный успех после исполнения песни "Динозаврики". Потом появилась песня "Ночь, прочь". Эти песни были записаны с рок-группой "Марафон", руководителем которой был сам Резников.

Your browser does not support the video/audio tag.

Сын композитора, Андрей Резников рассказывал: "Динозаврики, может, вы попрятались в Африке. И жуете баобабы на завтраки…" Это песня-шутка. Я не имею представления, как она появилась. Папа написал ее для маленьких детей. Знаю, что меня заставили ее петь в несознательном возрасте, хотя никакими вокальными данными я не обладал. Просто так бывает, что дети оказываются под рукой. Нам даже сняли клип для "Утренней почты" с компьютерными спецэффектами, где я был хулиганом, а Сережа Боярский – хорошим мальчиком. Что, в общем, отражало реальность".

В 1986 году Резников ушел из Ленконцерта, и в 1988 году стал художественным руководителем творческо-производственного объединения "Рекорд". Резников помогал со своей командой молодым талантам, организовывал творческие фестивали, был принят в Союз драматургов и Союз композиторов. В Союзе композиторов им был задуман проект встречи с американскими композиторами "Песня объединяет людей", на который из российских композиторов были приглашены 17 человек, в том числе Матецкий, Николаев, Газманов и сам Резников.

Your browser does not support the video/audio tag.

Виктор Резников - лауреат всесоюзных телевизионных песенных конкурсов "Песня года" в 1981, 1983, 1986-1990 годах, лауреат фестиваля "Молодые композиторы Ленинграда". В 1988 году он выступил на телевидении в передаче "Музыкальный ринг", где соревновался с ленинградским композитором Игорем Корнелюком. В конце 1988 года Резников написал на свои стихи песню "Домовой". Её исполнил квартет Сергея и Михаила Боярских, Андрея и Виктора Резниковых совместно с группой "Марафон". Неожиданно этой песней заинтересовались в США в "Биллборде". Американские продюсеры "раскрутили" её до такой степени, что она в мае 1989 года попала в Billboard Chart на 5 место в мире, где пробыла 17 месяцев. Это был беспрецедентный случай для Советской эстрады. Виктор Резников рассказывал: "Звонят мне ребята и говорят, мы только что из Канн приехали, взяли "Биллборд", а там твоя песня. Я не поверил, думаю разыгрывают, приехал в Москву, говорю, показывайте. Смотрю, действительно на 27 месте за 26 число, январский номер, а спустя неделю 20 место. Срочно стали звонить в Америку, а там говорят она уже на 11 месте. Я думаю, господи, что ж ее тогда не взяли в финал "Песни 90", это ж "Домовой", только с английским текстом".

Your browser does not support the video/audio tag.

Когда текст песни был переведён на английский язык, ее ("Не останавливайся", Don`t Stop Now, 1991) пели Рик Эстли и тогда ещё совсем юная Кайли Миноуг.

В 1991 году Резников организовал группу "SUS". Это произошло, когда Виктор познакомился с двумя американцами и сыграл для них "Домового" и "Как жаль". Потом он поехал в Америку и там эти американцы познакомили его с музыкантом Дэниелом Мэриелом. В результате была создана советско-американская группа SUS (две первые буквы (SU) - Советский Союз, две вторые (US) - Соединенные Штаты). Были записаны 7 фонограмм на английском языке: "Родная", "Признание", "Потерянное время", "Истинный верующий", "Остановись", "Одна ночь" и "Новая попытка".

23 февраля 1992 года Виктор Резников на своем автомобиле "Жигули" поехал отвозить дочь Аню к матери, Лилии Ефимовне. Он уже подъезжал к дому матери и стал разворачиваться, когда неожиданно выскочивший на дорогу автомобиль "Волга" на полной скорости протаранил машину Виктора. Удар пришёлся на сторону водителя. Дочь при аварии не пострадала. Авария произошла на глазах матери композитора, Лилии Ефимовны Резниковой, которая вышла на улицу его встречать. Некоторое время композитор пролежал в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, но все усилия врачей оказались напрасными. Виктор Резников скончался 25 февраля 1992 года, в расцвете своего таланта и на пике популярности, совсем немного не дожив до своего 40-летия.

Виктор Резников был похоронен на Комаровском кладбище недалеко от Санкт-Петербурга.

В 1992 году, после смерти композитора, был создан Фонд Виктора Резникова, среди учредителей которого были известные артисты, композиторы и поэты - Владислав Успенский, Валерий Севастьянов, Алексей Римицан, Лариса Долина, Михаил Боярский, Юрий Давыдов и другие известные музыканты. В мае 1992 года в Петербурге был создан Детский музыкальный театр имени Резникова. Фонд Виктора Резникова, а также Детский театр его имени возглавила вдова композитора - Людмила Александровна Кольчугина-Резникова.

Виктор Резников написал около ста песен (как музыку, так и тексты), вошедших в репертуар многих эстрадных певцов и исполняемых до сих пор. Он был человеком необычной судьбы, личностью далеко незаурядной, наделенной талантом и прекрасными человеческими качествами.

Your browser does not support the video/audio tag.

О Викторе Резникове в 1993 году была снята телевизионная передача.

Your browser does not support the video/audio tag.

"Песни из кинофильмов":

"Как стать звездой"

Не забудь (А.Вознесенский) М.Леонидов
Как дела, старина? (В.Резников, М.Леонидов) Группа "Секрет"
Дарю, дарю! (А.Римицан) Группа "Секрет"
Меняю (А.Вознесенский) И.Линна, Т.Мяги
Признание (В.Резников) М.Ганичева
Я живу (В.Резников, А.Римицан) В.Леонтьев
Сонет № 65 (В.Шекспир, перевод С.Маршака) В.Леонтьев
Биочасы (А.Римицан) В.Леонтьев
Карточный домик (Л.Виноградова) В.Леонтьев
Бегайте трусцой (В.Резников) В.Резников

"Карточный домик"

Льдинка (В.Резников) Л.Долина
Практиканка Катя (В.Резников, А.Римицан) Л.Долина
Половинка (В.Резников, А.Римицан) Л.Долина
Телефонная книжка (В.Резников) Л.Долина
Дельтоплан (А.Римицан) Л.Долина
Недотрога (В.Резников) В.Резников
Динозаврики (А.Римицан) С. и М.Боярские, А. и В.Резниковы
Вроде всё ничего (В.Резников) М.Боярский
Карточный домик (Л.Виноградова) М.Боярский
Дворик (В.Резников, Ю.Бодров) М.Боярский

"Дай руку и прощай"

Признание (В.Резников) Гинтаре
Домовой (А.Римицан) С. и М.Боярские, А. и В.Резниковы
Юлия (В.Резников) В.Резников
Перелётная птица (В.Резников) Л.Вайкуле
Старый фотограф (В. Резников) В.Резников
Свет (А.Римицан) В. Резников
Улетай, туча (В.Резников) А.Пугачева
Ты на пороге замри (Л.Виноградова) М.Капуро и В.Резников
Карточный домик (В.Резников) В. Резников
Ночь, прочь (А.Римицан) С. и М.Боярские, А. и В.Резниковы
Спасибо, родная (В.Резников) В.Резников

Этому снимку много лет... Виктор весь лучился на концерте. Это он убегает за кулисы. Конечно, снимок сильно размыт… И это - как данность того времени, как неповторимость мгновения.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Книга Л.Е.Резниковой "Где же ты, мой сыночек, где ты?"
Материалы сайта Википедия
Интервью с А.В.Резниковым