Сущность и способы познания мира. Интернет публицистика жанровые профили. Использование Интернет технологий в формировании межкультурной коммуникации

21.09.2019
Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня –это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователямина дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только какинструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Можно выделить некоторыепредположения об особенностях общения через Интернет:

1.Анонимность.Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетногохарактера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального иадекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание илипрезентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанностив сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологическогои социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность,ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек всети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков(вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), таккак риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

2.Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальнойинформации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеютмеханизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожиданиежелаемых качеств в партнере.

3.Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязываетконтакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4.Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкоестремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается всоздании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоцийсловами (в скобках после основного текста послания).

5.Cтремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируютсебя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают нереализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

Причиной обращения к Интернет как инструменту общенияможет быть:

1.Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователибыстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности дляудовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

2.Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживанияэмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Подобная возможность обусловленавышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткойнормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желаниемпереживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление кэмоциональному наполнению текста.

Цель данной работы – обратить внимание на проблемы,возникающие в процессе общения в Интернете, а также на специфику этого общения.Это очень актуальная тема в наш век информационных технологий, когда ни однасфера деятельности не может обойтись без сбора и анализа информации в том числеи через Интернет.

В работе использованы материалы изстатей Елены и Вадима Нестеровых «Чаты и некоторые вопросы филологии», «Квопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете»,Ю. М. Лотмана «Нам все необходимо…Лишнего в мире нет», А. Е. Войкунского«Общение опосредованное компьютером». Они обращают особое внимание на спецификуобщения в Интернете, выделяя отличия такого способа коммуникаций от всехостальных. О культуре в Интернете рассказывают И. Паровозов в статье«Разговорчики в статьях» и Р. Лейбов «Язык рисует Интернет». Во второй главеиспользованы материалы из работ американский и английских психологов и социологов,а также выдержки из диссертации кандидата психологических наук А. С. Волович«Особенности социализации выпускников средней школы».

В первой главе мы подробно рассмотрим все формы общения вСети и подробно остановимся на специфике общения в чатах, рассмотрим психологическиеаспекты этой специфики, а также подробно проанализируем, что естьИнтернет-зависимость, ее критерии и причины возникновения.

Во второйглаве приведены данные социологических исследований в Сети, а также рассмотренапроблема девиантного поведения в Интернете.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯВ ИНТЕРНЕТЕ.

Основные формы общения в Интернете и их особенности.

Можно выделить следующие формы общенияв Интернете:

Телеконференция, чат (имеется в виду IRC(Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail. Исследователи Интернет -общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени ихинтерактивности.

Наиболееинтерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными -e-mail и телеконференции. В телеконференции и при общении посредством e-mailобщение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где людиобщаются on-line. В конференции общение происходит вокруг определенногопредмета (например, в конференции relcom.fido.su.windows, как видно по ееназванию, происходят дискуссии о Windows), в то время как чат, опять же какправило, своей темы не имеет. (Хотя существуют и тематические чаты, например,когда какого-нибудь известного человека запускают в канал IRC или web- чат, аон отвечает на все вопросы заинтересовавшихся людей). В чатах по большей частипрактикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чащевсего посвящены какому-либо определенному предмету. В качестве отдельной формыобщения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от"multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователейобъединены в одном виртуальном пространстве), которое близко к коммуникации вчате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели -стремлением выиграть.

Всеназванные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладаеттакой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий.Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средстваобщения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможностьвыражать свои чувства при помощи "смайликов" (которых существуетоколо 100, и их полный набор приводится на странице www.ora.com/catalog/smileys),физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит ктому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можновыражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому"в Интернете легче вести серьезный разговор"; "в Интернете людиреже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как тыобижаешься"; "в Интернете можно общаться с непривлекательными(внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению", "в Интернете можноговорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешаетобщению, хотя ты знаешь, что он старше" (приведены цитаты из бесед спользователями Интернет - подростками). То есть, в Интернете в результатефизической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет своезначение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристикамипартнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом,социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью,а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частьюкоммуникативной компетентности.

Другоеважное следствие физической непредставленности человека в текстовойкоммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору."В виртуальной среде вы вообще можетебыть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола повыбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира.Келли также приводит поговорку: "В Интернете никто не знает, что вы -собака.Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека,предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своемувыбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации вИнтернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.

Карнавальная составляющаякак один из факторов коммуникативногофеномена чатов. Специфика общения в чате.

Александр Житинский когда-то определилчат следующим образом: "Специфическая форма общения на Web"e, называемаяIRC (Internet Relay Chat), или просто chat (беседа, болтовня). Это когда водном месте, на каком то сайте происходит встреча двух или несколькихпользователей в реальном времени. Сайт выполняет роль грифельной доски,на которой пишут послания и передают друг другу". Хотя в последнее время"классические" IRC практически вытеснены "веб-чатами",которые являются уже несколько иным видом программ, достаточно далеко ушедшимот своих "прародителей" IRC, суть явления осталась той же.

Мнения, высказываемые о чатах, в большинстве своем столь же образны,сколь и нелестны. "Тинэйджеровские болталки", "треп всетях", "эскапистский наркотик", "ощущение тихогопомешательства" - вот далеко не самые яркие определения. И на первыйвзгляд - абсолютно справедливые.

При первом посещении чата человек лицезреет страшную мешанину разноцветныхреплик разной степени пристойности, изрекаемых какими-то невообразимымиперсонажами. Какой-нибудь "Недобитый Гоблин" с неумелой грациейобхаживает "Девочку-Мяучелку", а "Чукотский Папуас" и"Heavy LM" выясняют территориальную принадлежность друг друга.

Чем занимаются находящиеся в чате люди понять поначалу довольно сложно.Количество реплик, которые посетители вываливают на экран каждые 15 секунд,довольно велико и при достаточно большом количестве посетителей вы можетенаблюдать исчисляемое десятками количество диа-, три-, кварта- и более -логов(кстати, и монологи никто не отменял), перемешанных "до полученияоднородной массы". А если добавить, что чатлане имеют неискоренимуюпривычку беспардонно влезать в чужие разговоры, и все эти беседы непринужденносливаются и разливаются на множество рукавов, то непривычному к чатовскомуобщению человеку можно с уверенностью гарантировать - ощущение какофонии непокинет больше вас!!!

Темы разговоров тоже на первый взгляд отнюдь не отличаются упорядоченностьюи серьезной академичностью. Подавляющее большинство реплик - это флирт разнойстепени, посильные состязания в остроумии и глубокомысленные замечания о том,что "Вчера так погудели, аж башка трещит" или "У меня молокоубежало".

Для полноты картины можно добавить ежесекундную вероятность нарваться напрямое матерное оскорбление, либо (что гораздо обидней) еще большую вероятностьпросто полного и всеобщего игнорирования тебя и твоих реплик, периодическое"зависание" компьютера из-за перегруженности и т.д.

Однако остается один, но глобальный вопрос. Хотим мы того или нет, но чатыбыли и остаются едва ли не самыми посещаемыми местами в Русском Интернете. Кпримеру, в весьма популярном чате "Отель "У Максима"" числозарегистрированных пользователей обычно превышает 8 тысяч, за день егопосещают, в среднем, около 1000 человек, а одновременно в чате иногда находитсяболее 100.

Если обратится к статистике, то по данным "топ-рейтинга" самойпопулярной русскоязычной поисковой системы "Rambler", которыйбазируется на подсчете количества обращений к тем или иным сайтам, чатыявляются третьей по популярности группой сайтов в "Русском Интернете"после порно-сайтов и сайтов с "фриварными" (бесплатнораспространяемыми) программами.Авторы не располагают данными о продолжительности пребывания на сайтах, но сбольшой долей вероятности можно предположить, что в этом отношении чатыявляются абсолютными лидерами. Случаи, когда люди проводят в чатах до 15-18часов подряд, причем едва ли не каждый день, в чатах являются отнюдь небеспрецедентными (таковым считается просиживание там в течении двух суток,такое тоже отмечено). Но даже среднестатистические закрепившиеся посетителичата, пришедшие пообщаться, редко покидают его раньше чем через полчаса, времяже нахождения на сайтах других типов, как правило, меньше. На мой взгляд почислу отвлекаемых на себя "человеко-часов" чаты - едва ли неабсолютный лидер "Русского Интернета".

Все вышеизложенное позволяет говорить о чатах, как о некоем социальномфеномене. Почему же люди становятся "профессиональными собеседниками"и зачем они тратят свое время и (что гораздо более серьезно в нынешних условиях)деньги на пустопорожнюю болтовню в мало располагающих для этого условиях.

Унас, у чатлан,

Наэкранах фреймов -

Премного,и пол у нас разный.

Июмор у нас суперклассный.

Что имеется в виду под "малорасполагающими условиями?" Дело в том, что межличностное общение вреальности и в чате существенно отличается. В чате вам придется усвоитьсовершенно иные формы и принципы общения.

Основная проблема, препятствующая общению в чате - это крайняя скудостьсредств, имеющихся в вашем распоряжении. Первое, что лежит на поверхности исразу бросается в глаза - "растворенная телесность", - отсутствиетела как такового. В результате чего люди не могут быть представлены друг другуиначе, чем через тексты и только лишь через тексты. В пределе текст ичеловек, родивший его, становятся тождественными, ведь ничего нет кроме текста.В реальности не виртуальной в коммуникации всегда участвует и тело, создающеесвой собственный текст, который, накладываясь на Слово, и создает образчеловека.

Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических)средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски,тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевогообщения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при обычнойкоммуникации в акте общения невербальная коммуникация определяет до 55 %результата.

Столь глобальная нехватка не могла не быть определенным образом компенсирована,поэтому общение в чате все-таки не обходится без телесности. В первую очередьбыл определенным образом компенсирован "эмоциональный дефицит" путемвведения в виртуальный дискурс суррогатных, частично типизированныхэмоциональных реакций - "смайликов" (от английского "smile"- "улыбка":-), :*), %), 8-(итак далее), которые получили чрезвычайно широкое распространение.

Однако это все-таки именно суррогат эмоциональных реакций. Многократнопредпринимались попытки присвоить и закрепить обозначение определенныхэмоциональных состояний за определенными смайликами, однако все они оказалисьбезуспешными.

Фактически, на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоциональноокрашенном отношении автора к тексту (причем вид смайлика никакого значения неимеет), просто передавая направленность и степень его эмоций по примерно такойшкале:-)))), :-), :-|, :-(, :-((((Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна. Многие создатели чатовосознано или интуитивно пытаются решить эту проблему (к примеру, в чате"Беседы в песочнице" в распоряжении посетителей набор нарисованныхрожиц, которыми они могут иллюстрировать свои реплики), однако по-настоящемуудачных решений пока не встречалось.

Помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентированиячасти высказывания в виртуальном общении используется так называемый"капс" (от английского "Caps Lock" - блокировка верхнегорегистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), которыйповсеместно в Сети трактуется как повышение голоса.

Смысловой ряд тела при виртуальном общении компенсируется следующимобразом. Не в силах мириться со своей "эфирностью", чатлане,практически с самого возникновения этой формы коммуникации, не ограничивалисьтолько прямой речью. Впоследствии это обернулось принятой во многих чатах возможностьюработать не только в функции "Сказать", но и в функции "Сделать",задача которой описать происходящие с телом трансформации. Это, прежде всего,дало возможность точнее формулировать эмоциональный и смысловой контекст.Помимо функции "Сделать", в чатах широко используются и ремарки.

Сравните два высказывания:

2) "Хочу" - робко говорит Бизон, стоя у входа и стыдливо теребякончик галстука"

Проблема нехватки паралингвистических средств характерна для всех формсетевого общения, однако в чатах эта проблема максимально болезненна (неслучайно компенсация смыслового ряда тела присутствует только в чатах), так каквсе это усугубляется тем, что общение происходит в режиме реального времени. Усобеседников, по сути, отсутствует время на размышления над литературной формойсвоего высказывания. Максимально допустимая временнаяфора для ответа - 1-3 минуты, после этого смысла в ответебудет уже немного. Так как на экран одновременно выплескиваетсябольшое количество реплик, то через несколько минут послание,на которое вы отвечаете, будет безнадежно погребено под массой позднейших и онем забудут все, в том числе и автор.

Из технических особенностей чата вытекает и еще одна особенность общения.Из-за того, что на экран одновременно поступает множество реплик, ограничениеих объема является насущной необходимостью. Как правило, объем реплики в чатесоставляет в среднем три нераспространенных предложения. Именно по этой причинев чатах часто весьма затруднены глубокомысленные беседы, которые являютсяосновным достоинством и недостатком другой глобальной формы сетевого общения -конференций.

Таким образом, в чатах человек вынужден общаться в эпистолярном жанре,который в реальной жизни большинство людей использует достаточно редко, аписьменное оформление мыслей должно быть быстрым и лаконичным. Но при этом необходимомаксимально точно донести свою мысль, так как вероятность искажениявкладываемого тобой смысла при "обратной развертке" в головесобеседника довольно велика.

Естественно, одной из основных проблем при виртуальной коммуникацииявляется проблема неадекватности восприятия друг друга. Не случайно именно присетевом общении тема "ты меня неправильно понял" всплывает напорядок чаще, чем при реальном.

Кстати, массовое распространение "смайликов" - во многомследствие проблемы неадекватности восприятия. Давно замечена тенденция - чемдольше человек в Сети, тем чаще он употребляет смайлики, у старожилов смайликомснабжено едва ли не каждое предложение. По сути, смайлики приобрели новоесимволическое значение - это не только показатель эмоционального состояниясобеседника, но и сигнал, подчеркивающий несерьезность послания - "неотносись к этому высказыванию серьезно, это просто треп, из которого не стоитделать никаких значимых выводов". Послания, не снабженные смайликами,обычно воспринимаются как значимое для автора высказывание и новички оченьчасто обжигаются на этом - послания, которые им казались абсолютно невинными,собеседникам - в силу неадекватного восприятия, - кажутся двусмысленными,обидными и даже оскорбительными.

Именно благодаря вышеперечисленным факторам чаты частенько характеризуютсядонельзя примитивными и весьма облегченными репликами, скрывающими коротенькиемысли. Но примитивность общения возникает не из-за примитивности егообитателей, а из-за технической невозможности нормального, полноценногообщения. Однако эти же коммуникативные препятствия провоцируют и обратнуютенденцию. Вынужденные не "растекаться мыслью по древу" обитателичата быстро обучаются умению концентрировано излагать свои мысли и частеньковыдают "на-гора" настоящие перлы народной мудрости.

Вот ник написал свой как собственный name,

Слегка попотев над password"ом.

И чувствуствую я, что сейчас будет ОК,

Когда полетят чат-аккорды.

У этих чатлан

Все ники - обман, -

Тут с ними нельзя состязаться:

То явятся, то растворяться....

Мы достаточно подробно остановились наспецифике чатовского общения, однако вопрос остался открытым - чем, привсех упомянутых сложностях общения, объяснить популярность чатов?На наш взгляд, несомненная привлекательность чатов отнюдь не только ввозможности широкого общения. Безусловно, коммуникативную нагрузку чат несет, идовольно большую. Но только ли ее? Как известно, участники большинства"раскрученных" чатов практикуют встречи в реальности ("вреале" - на чатовском сленге). Казалось бы: люди, которых связывает толькосовместное времяпрепровождение, попадают в условия, максимально удобные дляобщения, лишенные тех недостатков, о которых говорилось выше. Но наблюдаетсялюбопытный парадокс - часто общение в чате даже для тех людей, которые имеютвозможность поддерживать отношения в реальности, остается превалирующим, ареальное общение - в лучшем случае дополнительным.

Косвенным подтверждением этого тезиса служит и тот факт, что большинствоучастников чата - это вовсе не люди в возрасте "за 30", для которыхпредоставляемые обществом возможности к расширению круга общения минимальны.Тридцати- и сорокалетние в чате скорее исключение, чем правило. Подавляющеебольшинство "чатлан" - это люди в возрасте максимальныхкоммуникативных возможностей - от 13 до 25 лет.

Почему же виртуальное общение, несмотря на все его недостатки, о которыхупомянуто выше, все таки выжило и доказало свою жизнеспособность, ведь"умирание" любых суррогатов реального мира - вопрос времени, вспомнимхотя бы нашумевших "тамагочи"?

На мой взгляд, в чат людей тянет отнюдь не возможность завести новые знакомствас тем, чтобы, по возможности, продолжить их в реальности. Возьму на себясмелость утверждать, что восполнение потребности в расширении круга общенияявляется безусловно важной, но все-таки второстепенной функцией чата.

Первичная же функция чата - бытийная. Чат - это не клуб знакомств, это реальнаяжизнь, проживаемая в ином мире. Посетители чата не общаются в нем, они в немживут. Именно поэтому, на мой взгляд, основная проблема авторов, не увидевших вчатах ничего, кроме перемалывания времени в пустопорожних беседах - это их невключенностьв действие.

Нельзя понять сути чата, не участвуя в нем. Если ты не будешь жить вэтом мире, ты его просто не разглядишь. Метод "невключенногонаблюдения" нельзя использовать при проработке методов исследования, таккак коммуникативное пространство чата просто отторгает посторонних, непринявших правила игры. Это касается не только людей, изначально скептически настроенныхк чатам. "Вписаться" в чат с первой попытки удается далеко не всемдаже искренне этого желающим.

Познание как философская категория изучается специальным разделом философии - гносеологией. Философов интересуют глобальные проблемы человеческого бытия, существования абсолютной истины и пути ее поиска. Процесс познания как часть психической деятельности человека изучает академическая психология.

Потребность в изучении окружающего мира знакома каждому человеку с момента рождения. Что такое познание? Каковы средства и цели познания? Попробуем кратко и простыми словами ответить на эти вопросы в нашей сегодняшней статье.

Определение познания

Научных определений этого понятия очень много. Если объяснять просто, то познание - это отражение окружающей действительности в сознании человека, процесс изучения мира. Процесс познания позволяет человеку идентифицировать себя и свое место в мире, а также понимать назначение, свойства и место других объектов и явлений в окружающем пространстве. Субъектом познания всегда выступает человек.

А вот объектом изучения может быть как внешняя среда, так и сам человек, и его внутренний мир. Основными считаются две формы познания: чувственная и рациональная. Чувственная форма присуща всем живым существам на планете. А вот рациональное познание дано только лишь человеку. Животные (в том числе человек) познают мир с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Чувственное познание напрямую связано с изучаемым объектом. Оно характеризуется субъективными выводами, впоследствии формирующими знания и опыт. Рациональное познание осуществляется с помощью разума, мышления. На нашей планете когнитивными (мыслительными) способностями обладает только человек. Правда, некоторые высшие млекопитающие (например, дельфины, приматы) тоже способны мыслить, но их возможности весьма ограничены. Познание мира человеком происходит опосредованно. Опираясь на чувственные знания, он старается выяснить внутренние свойства предмета, а также его значение и связь с остальным миром.

Цели процесса познания

Цели можно условно разделить на обыденные и высокие. Человек, познавая окружающий мир, применяет для улучшения качества собственной жизни, создания безопасной и удобной среды обитания. Можно сказать, что человеку для выживания необходимо познавать в первую очередь ту часть реальности, которая его окружает.

Высокие цели познания ставят перед собой наука и искусство. Оно здесь выступает как процесс выявления внутренней сущности вещей, явлений и событий, их взаимосвязей в поисках истины. Долгое время считалось, что человечество открыло все основные законы природы и узнало об окружающем мире практически все. Парадоксально, но новейшие научные открытия поднимают еще больше новых вопросов. Сегодня многие ученые признают, что окружающий мир гораздо сложнее и многообразнее представлений человека о нем. Процесс познания бесконечен, и результаты этого процесса совершенно непредсказуемы.

Житейский опыт, или Бытовое познание

Для человека, как и для любого другого живого существа, процесс познания начинается с рождения. Маленький ребенок знакомится с миром с помощью органов чувств. Он все трогает руками, пробует на вкус и внимательно рассматривает. В этом нелегком труде ему помогают родители, попутно передавая уже накопленные собственные знания об этом мире. Таким образом, с возрастом человек приобретает определенную систему представлений о мире, продолжая присоединять к опыту предков свой собственный.

Бытовое, или житейское познание - это естественный повседневный процесс, целью которого является улучшение качества жизни. Результаты познания на протяжении многих поколений складываются в жизненный опыт, который позволяет новому человеку быстро адаптироваться к реальности и чувствовать себя в безопасности. Надо отметить, что жизненный опыт является субъективной категорией. Например, результаты житейского познания чукчей кардинально отличаются от жизненного опыта североамериканских индейцев.

Научное познание

Научное познание, с одной стороны, стремится охватить общие закономерности для отдельных предметов, явлений и событий, которые позволят увидеть за частным общее. С другой стороны, наука работает только с фактами, конкретным и реальным материалом.

Научным знание становится тогда, когда его можно доказать экспериментально. Любые умозаключения, гипотезы и теории требуют практического доказательства, не вызывающего сомнений и разночтений. Поэтому многие научные открытия происходят в результате многолетних исследований, наблюдений и практических экспериментов. Если житейское познание важно для отдельного человека или группы людей, то цель познания научного - получение знаний в масштабах человечества. Научное основано на логическом и аналитическом мышлении.

Художественное познание

Совсем по-другому происходит художественное познание мира. Объект в этом случае воспринимается целостно, в виде единого образа. Художественное познание проявляется прежде всего через искусство. В игру вступают воображение, ощущение и восприятие. Через субъективные художественные образы, созданные художниками, композиторами и писателями, человек познает мир красоты и высоких чувств. Цель процесса познания в искусстве - все тот же поиск истины.

Художественное познание - это образы, абстракции, нематериальные объекты. На первый взгляд, научное и художественное познания абсолютно противоположны. На самом деле абстрактное, образное мышление имеет огромное значение в научном поиске. А достижения науки способствуют появлению новых форм в искусстве. Потому что цель познания едина для всех его форм и видов.

Интуитивное познание

Помимо чувственного и рационального человек наделен еще одной необычной формой познания - интуитивной. Отличие ее в том, что человек получает знания внезапно и неосознанно, не прилагая никаких видимых усилий. На самом деле это сложный познавательный процесс, тесно связанный с чувственным и рациональным опытом.

Интуитивные знания приходят к человеку разными способами. Это может быть внезапное озарение или предчувствие, безотчетная уверенность в ожидаемом результате или принятие правильного решения без логических предпосылок. Интуитивное познание человек использует и в обычной жизни, и в научной или творческой деятельности. На самом деле за неосознанными интуитивными открытиями стоит предыдущий опыт чувственного и рационального познания. Но механизмы интуиции до конца не понятны и не изучены. Предполагается, что за стоят гораздо более сложные психические процессы.

Методы и средства познания

За свою историю человечество определило, создало и классифицировало множество методов познания. Все методы можно отнести к двум большим группам: Эмпирические методы основываются на чувственном познании и широко используются человеком в обыденной жизни. Это простое наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент. Эти же методы являются основой научной деятельности. В научном познании, кроме того, широко используются теоретические методы. Популярным примером методов познания в научной теории являются анализ и синтез. Кроме того, ученые активно используют в своей деятельности индукцию, аналогию, классификацию и много других методов. В любом случае теоретические выкладки всегда требуют практического доказательства.

Значение познавательного процесса для человека

Понятие познания и его целей - на самом деле вопрос очень объемный и сложный. Помимо рассмотренных форм существует еще философское, мифологическое, религиозное познание, самопознание. Кроме того, к познанию относятся понятия научного и ненаучного знания. А есть еще понятие веры. Все эти вопросы относятся к сфере научного и философского поиска. Очевидно только то, что стремление к познанию окружающего мира - это неотъемлемая характеристика человека разумного.

11. Концепция «двух истин» в арабо-мусульманской философии средних веков.

12. Статус алхимии в средневековой культуре.

13. Гуманистические идеалы философской мысли Ренессанса и феномен индивидуализма.

14. Принцип автономии разума и традиция рационализма в философии Нового времени.

15. Философские основания дискуссий о демократии в социальной мысли эпохи Просвещения.

16. Идея прогресса и проблема закономерностей исторического

процесса в философии Просвещения.

17. Нравственные императивы практической философии

È. Канта.

18. Этатистская концепция государства Г. Гегеля.

19. Любовь как принцип человеческого бытия в антропологи- ческой концепции Л. Фейербаха.

20. От С. Кьеркегора к Ф. Ницше: становление иррационалистических ориентаций в философии конца XIX в.

21. Проблема демаркации философии и науки в классическом позитивизме.

22. Марксизм и его роль в становлении социально-критической стратегии современного философствования.

23. Антиномии человеческого существования в философии экзистенциализма.

24. Структурализм и его роль в становлении методологии гуманитарных наук.

25. Современная философия в ситуации постмодерна.

Ò е м а 3. ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Ф. Скорина как мыслитель и философ.

2. С. Будный в белорусской культуре и философии.

3. Философская мысль эпохи Возрождения в Беларуси.

4. Философский взгляд на становление и развитие белорусской национальной идеи.

5. Философский взгляд П. Чаадаева на историю России.

6. Православие и судьбы России.

7. Беларусь и Россия в пространстве восточнославянской культурной традиции.

8. Аналитика человеческого существования в творчестве

Ô. Достоевского.

9. Л. Толстой о проблемах и антиномиях нравственного выбора.

10. Философия русского космизма.

Ò е м а 4. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ

1. Бытие как проблема философии.

3. Понятие материи в философском и научном сознании.

4. Материализм и реализм в философии: общее и особенное.

5. Пространство и время как категории культуры.

6. Специфика социально-исторического пространства и времени.

7. Диалектика как философская теория и метод мышления.

8. Диалектика как аналитика человеческого бытия.

Ò е м а 5. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

1. Природа в религиозно-мифологической картине мира.

2. Диалог человека и природы: смысл и назначение.

3. Экологическая этика: генезис, принципы, проблемы.

4. Философия природы в художественной литературе.

5. Неоромантические и технократические представления о перспективах экологического развития цивилизации.

6. От «прав человека» к «правам природы».

7. Беларусь: наследство Чернобыля.

8. Концепция природы в философии П. Тейяра де Шардена.

9. Идея ноосферы в творчестве В. Вернадского.

Ò е м а 6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

1. Проблема философского определения человека и исторические версии ее решения.

2. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.

3. Человек как «образ и подобие»: аргументы «за» и «против».

4. Человек и общество в современной социобиологии.

5. Экзистенциальная проблематика в современной философии и литературе.

6. Человек и язык в философии структурализма и постструктурализма.

7. Ф. Энгельс о происхождении человека, общества и государства.

8. Современная наука о происхождении человека: проблемы и решения.

9. Уфологические концепции происхождения человека в современной науке и культуре.

Т е м а 7. СОЦИАЛЬНЫЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

1. Природа страха в экзистенциальной философии.

2. Феномен смеха в традициях народной карнавальной культуры.

3. Платоновская концепция эроса.

4. Проблема пола и сексуальности в современной философии и культуре.

5. Восприятие смерти в различных культурах и современная танатология.

6. Игра как феномен человеческого бытия.

7. Проблема творчества в русской философии.

8. Феномен детства и развитие личности в психоаналитической философии.

9. Образ «массового человека» в философии и литературе ХХ в.

Т е м а 8. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

1. Фрейдизм и неофрейдизм о природе сознания.

2. Сознание и самосознание. Проблема «Я».

3. Интенциональная природа сознания.

4. «Коллективное бессознательное» и феномен тоталитарного сознания.

5. Феномен массового сознания.

6. Настоящее и будущее «искусственного интеллекта».

Ò е м а 9. ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ

È ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1. Познание ,практика ,коммуникация ; опыт сравнительного анализа понятий.

2. И. Кант как гносеолог.

3. Марксистская теория познания в контексте классического

è постклассического типов рациональности.

4. Опыт анализа познания в русской философской традиции.

5. Анализ процесса познания в когнитивной психологии.

6. Соблазны и границы человеческого разума.

7. Знание и виртуальная реальность.

8. Интернет как механизм и средство познания мира.

9. Феномен гносеологической веры: возможности философской и религиозной интерпретации.

10. Что есть истина? Версии Аристотеля и Пилата.

11. Истина и релятивизм в философии и культуре ХХ в.

Ò е м а 10. НАУКА, ЕЕ КОГНИТИВНЫЙ

È СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС

1. Наука на Востоке и на Западе: возможен ли диалог?

2. Наука и здравый смысл.

3. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.

4. Наука и вненаучное знание в современной культуре.

5. Феномен антинауки и кризис современных форм рационализма.

6. Наука и мир человека.

7. Научный прогресс: проблема критериев и социальных последствий.

8. Наука и власть в постиндустриальных обществах.

9. Научное сообщество и школы в науке.

10. Феномен научной революции и методологический релятивизм.

Ò е м а 11. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. Разум и история в европейской философской традиции.

2. Концепция этногенеза Л. Гумилева.

3. Общество как духовная реальность в философии С. Франка.

4. Понятие социальной реальности в феноменологической традиции.

5. Марксизм об обществе как системе отношений.

6. Понятие социального действия в социологии М. Вебера.

7. Общество как суперсистема в концепции П. Сорокина.

8. Социопсихологическая программа в гуманитарных науках: основные идеи и представители.

Т е м а 12. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1. Социальный конфликт и его статус в историческом процессе.

2. Личность и массы в современных формах социодинамики.

3. Концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского.

4. Критика концепции всемирной истории в «мифологии культуры» О. Шпенглера.

5. Проблема единства и многовариантности исторического процесса.

6. Феномен элиты в современной социальной философии.

7. Концепция всемирной истории в морфологии культуры О. Шпенглера.

8. Идея локальных цивилизаций в концепции А. Тойнби.

9. Единство исторического процесса и понятие осевого времени в философии истории К. Ясперса.

10. Философская концепция истории Н. Бердяева.

Ò е м а 13. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ДИНАМИКИ

1. Восток – Запад: диалог или конфронтация цивилизаций?

2. Концепция конфликта цивилизаций С. Хантингтона.

3. Идея «конца истории» в концепции Ф. Фукуямы.

4. Феномен информационной цивилизации: основные понятия

è методологические подходы.

5. Глобализация и идеология антиглобализма: обзор основных концепций.

6. Феномен техники и экологические приоритеты современной цивилизации.

7. Современные технологии и «высокое напряжение» в структуре постиндустриальных обществ.

8. Беларусь в ситуации цивилизационного выбора. Возможна ли постиндустриальная перспектива для Беларуси?

9. Экологическое измерение современной техногенной цивилизации.

10. Власть и насилие. Феномен тоталитаризма в социальной практике ХХ в.

11. Политика как призвание и профессия (М. Вебер).

Ò е м а 14. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Философия культуры и культурология: критерии демаркации.

2. Культура как предмет осмысления и анализа в посткласси- ческой философии.

3. Идея контркультуры в социальной философии франкфуртской школы.

4. Традиционная и современная культура: сравнительный анализ.

5. Ф. Ницше о дионисийском начале в европейской культуре.

6. Природа нравственного сознания и антиномии морального выбора.

7. Карнавализация культуры в современном искусстве.

8. Феномен современного религиозного ренессанса в постсоветских обществах.

9. Современный религиозный фундаментализм: истоки и направления эволюции.

10. Наука и религия: возможности и границы диалога.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы.

2. Предмет философии и структура философского знания.

3. Специфика и методы философского мышления.

4. Философия и основные формообразования культуры.

5. Образы философии и стили философствования.

6. Философия и миф. Становление философии в культуре древних цивилизаций.

7. Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии.

8. Специфика и основные проблемы философии древнего Китая.

9. Проблемное поле и основные этапы развития античной философии. Специфика древнегреческого философского мышления.

10. Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой культуре.

11. Философия эпохи Возрождения: основные направления и этапы развития.

12. Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Дилемма эмпиризма и рационализма.

13. Философия и идеология в эпоху Просвещения.

14. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.

15. Классика и современность: две эпохи в развитии европейской философии.

16. Характерные особенности и основные направления развития постклассической философии.

17. Марксистская философия: ее сущность, основные этапы развития и значение в истории цивилизации.

18. Философия и национальное самосознание. Основные идеи и этапы развития философии в Беларуси.

19. Классики философской мысли Беларуси. Роль и влияние их наследия на развитие современной культуры.

20. Основные особенности и этапы развития русской классической философии.

21. Тематическое пространство и основные традиции в русской философии конца ÕIÕ–ÕÕ ââ.

22. Философия в современном мире: социокультурный статус и основные функции.

23. Понятие метафизики . Изменение статуса метафизики в истории философии.

24. Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.

25. Природа как объект философского и научного анализа.

26. Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие ноосферы .

27. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

28. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.

29. Научные и философские модели антропогенеза.

30. Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия.

31. Экзистенциальные характеристики личности.

32. Сознание человека как предмет философской рефлексии. Основные традиции анализа сознания в философии.

33. Генезис сознания и структурно-функциональные его характеристики.

34. Творческая природа и социокультурная размерность сознания.

35. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа.

36. Основные интерпретации проблемы субъекта и объекта познания в истории философии.

37. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

38. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Знание и вера.

39. Проблема истины в познании. Классическая концепция истины и ее альтернативы.

40. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус.

41. Перспективы развития науки и ее гуманистическое измерение.

42. Социальная философия и ее место в системе социально-гу- манитарного знания.

43. Основные философско-теоретические модели общества.

44. Специфика социально-философского знания. Сущность социальности.

45. Предмет, структура и становление философии истории.

46. Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике.

47. Основные факторы социально-исторического развития.

48. Проблема субъекта и движущих сил истории.

49. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации истории.

50. Развитие общества как цивилизационный процесс. Основные типы цивилизаций.

51. Система хозяйствования в цивилизационном процессе: понятие техники èтехнологии .

52. Социальная структура общества и стратификационные отношения в современном мире.

53. Социально-этническая структура общества.

54. Феномен власти в жизни общества. Структура и функции власти.

55. Власть и политика. Политическая система общества, ее сущность, типы и функции.

56. Власть и государство. Исторические типы и формы государства.

57. Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология.

58. Традиции и новации в динамике культуры.

59. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры.

60. Основные принципы классической философии и постклассические ориентации философствования.

61. Учение о Дао и принцип «не-деяния» («ó-âýé») в даосском трактате «Дао дэ цзин».

62. Учение о «Благородном муже» и принципах управления государством в трактате Конфуция «Лунь юй».

63. Учение о Брахмане и бессмертной душе, о карме и пути освобождения в индуистском трактате «Бхагавад-гита».

64. «Благородные истины» буддизма и учение о нирване в поэме Ашвагхоши «Жизнь Будды»

65. Образ философии в диалоге Платона «Пир».

66. Образ идеального государства в диалоге Платона «Государство».

67. Учение о государстве и основных принципах государственного устройства в «Политике» Аристотеля.

68. Сенека о благе и добродетели как основании счастливой жизни в трактате «О счастливой жизни».

69. О власти светской и духовной в трактате Аврелия Августина «О Граде Божием».

70. О взаимоотношениях науки и веры в произведении Фомы Аквинского «Сумма теологии».

71. Проблема соотношения власти и морали в трактате Макиавелли «Государь».

72. Образ справедливого общественного устройства и гуманистические идеалы Т. Мора («Утопия»).

73. Учение об идолах познания в сочинении Ф. Бэкона «Новый Органон».

74. Рационалистический метод познания в работе Р. Декарта «Рассуждение о методе».

75. Т. Гоббс о причинах возникновения и сущности государства в работе «Левиафан».

76. Идея «естественных прав» и договорная концепция государства в работе Дж. Локка «Два трактата о правлении».

77. Идея плюралистической онтологии в учении Г. Лейбница о монадах («Монадология»).

78. Проблема существования в трактате Дж. Беркли «О принципах человеческого знания».

79. О скептицизме по отношению к разуму и чувствам в работе Д. Юма «Сокращенное изложение трактата о человеческой природе».

80. Æ.-Æ. Руссо о сути «общественного договора» и принципах справедливости (трактат «Об Общественном договоре, или Принципы политического права»).

81. Сен-Симон о прогрессе и основаниях нового общественного строя в работах «Письма женевского обитателя к современникам», «О теории общественной организации», «Катехизис промышленников» и др.

82. О природе человека в работе Ж. Ламетри «Человек-ма- øèíà».

83. Разум и справедливость как движущие силы мировой истории в трактате И. Гердера «Идеи к философии истории человечества».

84. И. Кант о возможности и особенностях философского познания в работе «Пролегомены».

85. И. Кант о природе нравственности в работе «Основоположения метафизики нравов».

86. Понятие диалектической логики в работе Г. Гегеля «Наука логики».

87. Г. Гегель о специфике философского постижения истории.

88. Л. Фейербах о природе, сущности и назначении человека.