Сообщение о марье болконской. «Нравственная чистота Марьи Болконской» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

11.04.2019

Другим женским образом, который привлек моё внимание в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», является княжна Марья. Эта героиня внутренне настолько красива, что её внешность не имеет значения. Её глаза излучают такой свет, что лицо теряет свою некрасивость.

Марья искренне верит в Бога, она считает, что только Он имеет право прощать и миловать. Она ругает себя за недобрые мысли, за непослушание отцу и старается видеть в других только хорошее. Она горда и благодарна, как её брат, но её гордость не обижает, потому что доброта- неотъемлемая часть её натуры- смягчает это порою неприятное другим чувство.

По- моему образ Марьи Болконской - это образ ангела - хранителя. Она оберегает всех, за кого чувствует хоть малейшую ответственность. Толстой считает, что такая личность, как княжна Марья, заслуживает много больше, чем союз с Анатолем Курагиным, который так и не понял, какое сокровище он потерял; впрочем, у него были совсем другие нравственные ценности.

Она живет наивным мировоззрением церковной легенды, вызывающем критическое отношение князя Андрея и не совпадающими с воззрениями Пьера Безухого и самого Толстого. В пору лучшего состояния своего здоровья и духа, т. е. до кризисных предсмертных переживаний, князь Андрей не принимал всерьёз религиозных поучений Марии. Только из снисхождения к сестре он считается с её религиозностью. Принимая у неё крест в день отъезда в армию, Андрей шутя замечает: «Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет, то сделаю тебе удовольствие». В своих тяжелых раздумья на Бородинском поле Андрей сомневается в догматах церкви, исповедуемых княжной Марьей, чувствуя их неубедительность. «Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики, а пришел Наполеон и, не знал об его существовании, как щенку с дороги, столкнул его и развалились его Лысые Горы, и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание посланное свыше. Для чего же испытание, когда его нет и не будет? Никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытаниях?». Что касается отношения к героине самого Толстого, то здесь должно быть принято во внимание само настроение образа Марьи, ставящее её мистицизм в связь с тяжелым обстоятельствами личной жизни, что в свою очередь придаёт особую психологическую глубину типизации этого характера. Роман намекает нам на причины религиозности Марьи. Героиня могла стать такой в силу тяжёлых душевных мук, выпавших на её долю и внушавших ей мысль о страдании и самопожертвовании. Марья была некрасива, переживала это и мучилась. Из- за своей внешности ей приходилось терпеть унижение, самым ужасным и оскорбительным из них было то, которое она пережила во время сватовства к ней Анатоля Курагина, когда жених устроил ночью свидание с её компаньонкой Бурьен.

Не случайно именно после этой сцены княжна Марья сознательно ищет душевное исцеление в религиозных чувствах. «Моё призвание другое,- думала про себя княжна Марья,- моё призвание- быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».

Другой причиной внутренних страданий Марьи, питавших её мистические настроения, был деспотизм отца, стоившей ей слез и нравственных самобичеваний. Она часто сносила оскорбления этого капризного, своенравного и злого по характеру человека. В результате в ней сформировался человек с идеалом христианской морали, любви и самопожертвования. Причем в отличие от Пьера, видевшего активную добродетель в исцелении человечества от порока, Марья сознательно ограничивается одним только личным самоусовершенствованием, через любовь к людям. Так можно понять слова автора: «Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей. Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала».

В произведении «Война и мир» автор, восхищаясь мужеством и стойкостью русского народа, превозносит русских женщин. Княжну Марью, которая чувствует себя оскорбленной при одной мысли о том, что в её имении будут находится французы. Наташу, которая готова уйти из дома в чём была, но отдать все повозки под раненых. Но автор не только восхищается женщиной. Отношение Толстого к женщине не однозначно. В романе он подчеркивает, что внешняя красота- не главное в человеке. Духовный мир, внутренняя красота значат намного больше.

О женских образах в романах девятнадцатого столетия принято говорить «пленительные». Мне кажется, что Наташе Ростовой и княжне Марье подходит именно это определение, несмотря на всю его банальность. Как не похожи кажутся на первый взгляд тоненькая, подвижная, грациозная Наташа и неуклюжая, некрасивая, неинтересная Марья Болконская!

Княжна Болконская - унылая, непривлекательная, рассеянная девушка, которая и на замужество может рассчитывать только благодаря своему богатству. Да и характеры обеих толстовских героинь нисколько не схожи. Княжна Марья, воспитанная на примере своего гордого, высокомерного и недоверчивого отца, и сама вскоре становится такой. Его скрытность, сдержанность в выражении собственных чувств и врождённое благородство наследуется и дочерью.

Княжна Марья безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в её характере есть наследственная болконская гордость, врождённое чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в её отказе от предложения Анатоля Курагина. Несмотря на стремление к тихому семейному счастью, которое глубоко таит в себе эта некрасивая девушка, она не хочет стать женой светского красавца ценой унижения и оскорбления своего достоинства.

С особой силой твёрдость и сила характера этой скромной, застенчивой девушки обнаруживается в годы Отечественной войны 1812 года. Когда компаньонка-француженка пообещала княжне Марье, оказавшейся в трудном положении, покровительство своих соотечественников, она перестала общаться с ней и выехала из Богучарова, так как её патриотическое чувство было оскорблено.

Княжна боится отца, не смеет шага сделать без его ведома, не подчиниться ему, даже когда тот неправ. Марья, горячо любящая своего отца, не может, боясь вызвать взрыв отцовского гнева, даже приласкать или поцеловать его. Жизнь её, ещё молодой и неглупой девушки, очень тяжела.

У княжны Марьи всё утешение - это письма Жюли Курагиной, которую Марья и знает больше по письмам. В своём уединении княжна сближается лишь со своей компаньонкой мадмуазель Bourienne. Вынужденное затворничество, тяжёлый характер отца и мечтательная натура самой Марьи делают её набожной. Бог для княжны Болконской становится всем в жизни: её помощником, наставником, строгим судьёй. Временами ей становится стыдно собственных земных поступков и мыслей, и она мечтает посвятить себя Богу, уйти куда-нибудь далеко-далеко, чтобы освободиться от всего грешного и чуждого.

Марья ждёт любви и обыкновенного женского счастья, но она не признаётся в этом даже самой себе. Её сдержанность и терпеливость помогают ей во всех жизненных трудностях. У княжны нет подобного всепоглощающего чувства любви к одному человеку, поэтому она старается любить всех, по-прежнему много времени проводит в молитвах и житейских заботах.

Душа её, как и Наташи наделена автором богатым духовным миром, внутренней красотой. Марья Болконская до конца отдаётся каждому своему чувству, будь то радость или печаль. Её душевные порывы часто самоотверженны и благородны. Она больше думает о других, близких и любимых людях, чем о себе. Для княжны Марьи Бог всю жизнь оставался тем идеалом, к которому стремилась её душа. Ей хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы места обидам, злобе, зависти, несправедливости, где всё было бы возвышенно и прекрасно. По-моему, слово «женственность» во многом определяет человеческую сущность героини Толстого.

Говорят, что глаза - это зеркало души, у Марьи они и в самом деле являются отражением её внутреннего мира. Семейная жизнь Марьи - это идеальное супружество, крепкая семейная связь. Она посвящает себя мужу и детям, отдавая все свои душевные и физические силы воспитанию детей и созданию домашнего уюта. Я думаю, что Марья (теперь Ростова) счастлива в семейной жизни, счастлива счастьем своих детей и любимого мужа. Толстой подчёркивает красоту своей героини в новом для неё качестве - любящей жены и нежной матери.

Марья Болконская с её евангельским смирением особенно близка Толстому. Именно её образ олицетворяет торжество естественных человеческих потребностей над аскетизмом. Тайно мечтает княжна о замужестве, о собственной семье, о детях. Её любовь к Николаю Ростову - высокое духовное чувство. В эпилоге романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчёркивая этим, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни.

У каждого писателя или поэта есть свои образы-идеалы, которым он отдает особое предпочтение. В литературе всегда существовал образ женщины, в котором каждый из творцов видел что-то свое. У А.С.Пушкина в образе Татьяны воплотился идеал русской красоты, у А.А.Блока центральным образом его поэзии является образ милой незнакомки, у Н.А.Некрасова – это преданная настоящая русская женщина. У Л.Н.Толстого тоже есть свой идеал женской сути, который он раскрыл нам в романе «Война и мир». Нетрудно догадаться, что именно Наташа Ростова и Марья Болконская любимые героини Толстого. Ведь в них Толстой воплотил некие идеалы женской чистоты, преданности, семейности, истинного предназначения женщины в этом мире.

Наташа Ростова

Для Л.Н.Толстого, Наташа Ростова, без сомнения, самая любимая героиня. Все говорит об этом: и внешнее описание, и внутреннее состояние души, и отношения Наташи с другими персонажами, – все у Толстого в ней мило. Наташа встречает нас двенадцатилетней девочкой. Ее детская непосредственность, веселое лицо, улыбка делает роман Толстого ярче, вносит какую-то радость. Она с легкостью влюбляется в красивых мужчин, ей нравится танцевать, петь. Толстой описывает ее на именинах, на балу, при встрече с Николаем Ростовым и т.д. Она везде весела: «прыгала как коза», «пронзительно визжала», «смеялась при каждом слове», «не в силах была удерживать своей радости», «счастливая улыбка осветила ее лицо». Наташа – центр внимания, любви, участия, понимания, доброты. Она считала, что все люди должны быть счастливы. Ее не интересовали светские разговоры о политике, на бале она думала только об одном: «Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мною».

Влюбленность в Бориса Друбецкого не оставила и тени разочарования. Чего нельзя сказать об Анатоле Курагине. Увлекшись им, Наташа допустила мысль о том, что Андрей Болконский не ее любовь. Но, увидев неискренность Курагина, понимает, что любви просто не было. Все же Толстой дает Наташе возможность исправить свою ошибку. Именно она проводит последние дни Болконского рядом с ним. Она ухаживает с раненым Андреем, отдавая ему все свое время, все свои мысли, все свои чувства.

Наташа – истинная патриотка России. Выглянув в окно и увидев раненых солдат во дворе, Наташа, не задумываясь, просит отца и матерью отдать все подводы, приготовленные для перевозки их имущества. Граф и графиня не перечат ей, а молча, смахивая слезу, соглашаются помочь.

В сравнении Наташи Ростовой и Марьи Болконской Толстой делает упор на их семейность. И Наташа, и Марья поддерживали гармонию, уют, любовь в своих семьях. Еще не будучи замужними, они уже понимали свое предназначение, они уже знали, что от них зависит семейное благополучие.

Марья Болконская

Эта героиня описана Толстым с особой любовью. Отношение Марьи Болконской к религии вынесено автором на первый план. Для нее помогать людям, быть смиренной, делать добро есть истинные жизненные желания.

Портрет ее не так уж привлекателен: «…некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные…глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость все лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». «Лучистые», – не один раз скажет Толстой в романе. А глаза – зеркало души.

Суровость воспитания отца Марьи не ожесточило ее сердца, наоборот, она еще больше любила князя, заботилась о нем до последнего дня. Смерть отца принесла в ее сердце невосполнимую утрату, которую знала только она. Марья очень любила Андрея и его маленького сына. Отношение Марьи к людям было таково: «Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я». В характеристике Наташи Ростовой и Марьи Болконской можно найти много общего. Они жили в разных семьях, но в итоге соединятся в одну. Наверное, Толстой неслучайно завершил свой роман именно так.

Семья Наташи и Марьи

В конце романа мы видим Наташу – жену Пьера Безухова. Она счастлива по-своему. «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа – была семья, то есть муж…и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать».

Марья Болконская станет женой Николая Ростова. Она будет хранителем всех счастливых дней их семейной жизни. Посвятив себя детям и мужу, Марья жила в полном счастье. Именно в этом и видит Толстой предназначение женщины. Женщина – жена, мать.

В моем сочинении «Наташа Ростова и Марья Болконская любимые героини Толстого» главная мысль, которая раскрыта Толстым в романе «Война и мир», -предназначение женщины. Она актуальна и в сегодняшнее время. Я думаю, ценности – любовь и семья будут важны во все времена.

Тест по произведению

Женский образ в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого - это, можно сказать, тема отдельного произведения. С его помощью автор показывает нам свое отношение к жизни, понимание счастья женщины и ее предназначения. На страницах книги представлено множество характеров и судеб представительниц прекрасного пола: Наташа Ростова, Мария Болконская, Лиза Болконская, Соня, Элен Курагина. Каждая из них достойна нашего внимания и показывает отношение великого писателя к такому Итак, попробуем вспомнить, кто воплощает женский образ в романе «Война и мир». Мы уделим внимание нескольким героиням, которые встречаются на страницах произведения.

Наташа Ростова в начале романа

Этот женский образ в романе «Война и мир» требует наибольшего внимания автора, именно Наташе он посвящает многие страницы своего творения. Героиня, безусловно, вызывает самый живой интерес читателей. В начале произведения она ребенок, но немного позднее перед нами предстает юная восторженная девушка. Мы так и видим, как она грациозно кружится в танце, улыбается, смотрит на жизнь как на только что приоткрытую книгу, полную загадок, чудес, приключений. Это удивительно добрая и открытая юная особа, которая любит весь мир, доверяет ему. Каждый день ее жизни - настоящий праздник, она любимица родителей. Кажется, что такой легкий характер обязательно подарит ей счастливую, беззаботную жизнь с любящим мужем.

Ее восхищает красота лунной ночи, она видит нечто прекрасное в каждом мгновении. Такая восторженность покоряет сердце Андрея Болконского, который случайно услышал разговор Наташи и Сони. Наташа, конечно, тоже влюбляется в него легко, радостно, беззаветно. Однако ее чувство не прошло испытания временем, с такой же готовностью она принимает ухаживания Анатоля Курагина. Андрей не может простить ей этого, в чем признается своему другу, Пьеру Безухову. Наташу сложно винить в неверности, ведь она так молода, так хочет больше узнать о жизни. Таков этот юный женский образ в романе «Война и мир».

Наташа Ростова. Испытания в жизни

Однако на долю девушки выпадает немало испытаний, которые сильно меняют ее характер. Как знать, быть может, если бы Наташа не столкнулась с жизненными трудностями, из нее выросла бы самовлюбленная эгоистка, думающая лишь о своих интересах и радостях, неспособная сделать счастливыми мужа и детей.

Она с готовностью берется ухаживать за умирающим Андреем Болконским, показав себя как вполне зрелая, взрослая личность.

После смерти Андрея Наташа очень горюет, тяжело переживает его уход из жизни. Теперь уже перед нами не веселая кокетка, а серьезная молодая женщина, которая пережила утрату.

Следующий удар в ее жизни - гибель брата Пети. Она не может предаваться горю, так как в помощи нуждается ее мать, которая чуть не из-за потери сына. Наташа день и ночь проводит у ее постели, разговаривает с ней. Ее ласковый голос успокаивает графиню, превратившуюся из моложавой женщины в старуху.

Мы видим перед собой совершенно иной пленительный женский образ в романе «Война и мир». Наташа Ростова теперь совсем другая, она с легкостью жертвует своими интересами ради счастья других. Кажется, будто все тепло, которое дали ей родители, теперь изливается на окружающих.

Наташа Ростова в конце романа

Любимый женский образ в романе «Война и мир» - это для многих образ Наташи Ростовой. Эта героиня любима и самим автором, неспроста он уделяет ей так много внимания. В конце произведения мы видим Наташу матерью большого семейства, которая живет заботами о близких. Теперь она совершенно не напоминает ту юную девочку, которая была перед нами на первых страницах произведения. Счастье этой женщины - благополучие и здоровье детей и мужа Пьера. Ей чуждо пустое времяпрепровождение и праздность. Она с еще большей силой отдает любовь, полученную в нежном возрасте.

Конечно, Наташа теперь не так изящна и красива, она не очень следит за собой, носит простую одежду. Эта женщина живет интересами близких ей людей, целиком отдавая себя мужу и детям.

Удивительно, но она абсолютно счастлива. Известно, что человек способен лишь тогда, когда живет интересами близких, ведь любимые люди - продолжение нас самих. Любовь к детям - это тоже любовь к себе, только в более широком смысле.

Так описал Л. Н. Толстой этот удивительный женский образ в романе «Война и мир». Наташа Ростова, кратко о ней рассказать сложно, - это идеал женщины самого писателя. Он любуется ее грациозной юностью, восхищается повзрослевшей героиней и делает ее счастливой матерью и супругой. Толстой считал, что самое большое счастье для женщины - это замужество и материнство. Только тогда ее жизнь наполнена смыслом.

Л.Н. Толстой также показывает нам, насколько разной может быть женская привлекательность. В юном возрасте восхищение миром, открытость всему новому, безусловно, приводят в восторг окружающих. Однако такое поведение у взрослой дамы может показаться нелепым. Только представьте, если бы красотой ночи восхищалась не юная девушка, а дама более зрелого возраста. Скорее всего, она могла бы выглядеть нелепо. У каждого возраста - своя красота. Забота о близких делает взрослую женщину счастливой, а ее душевная красота заставляет окружающих восхищаться.

Когда старшеклассникам задают сочинение на тему «Мой любимый женский образ в романе "Война и мир"», все без исключения пишут о Наташе Ростовой, хотя при желании, конечно, можно было бы написать о ком-нибудь другом. Это лишний раз подтверждает то, что общепринятые человеческие ценности определены в мире давно, а героиня романа, написанного более ста лет назад, по-прежнему вызывает симпатию.

Марья Болконская

Еще один любимый автором женский образ в романе «Война и мир» - Марья Болконская, сестра Андрея Болконского. В отличие от Наташи, она не обладала живостью характера и привлекательностью. Как пишет про Марью Николаевну Толстой, она была некрасива: слабое тело, худое лицо. Девушка безропотно подчинялась своему отцу, который хотел развить в ней деятельность и ум, будучи уверенным в абсолютной неказистости дочери. Ее жизнь состояла из занятий по алгебре и геометрии.

Однако необыкновенным украшением лица этой женщины были глаза, которые сам автор называет зеркалом души. Именно они делали ее лицо «привлекательнее красоты». Глаза Марьи Николаевны, большие и всегда грустные, излучали доброту. Такое автор дает им удивительное описание.

Женский образ в романе «Война и мир», воплощенный Марьей Николаевной, - это абсолютная добродетель. По тому, как автор пишет о ней, становится понятно, насколько он восхищается такими женщинами, существование которых иногда бывает незаметно.

Сестра Андрея Болконского, также как и Наташа, любит семью, хотя ее никогда не баловали, она воспитывалась в строгости. Марья терпела отца, уважала его. Она даже подумать не могла обсуждать решения Николая Андреевича, благоговела от всего, что он делал.

Марья Николаевна очень впечатлительна и добра. Ее огорчает дурное настроение отца, она искренне радуется приезду жениха, Анатоля Курагина, в котором она видит доброту, мужественность, великодушие.

Как любая добрая женщина, Марья, конечно, мечтает о и детях. Она бесконечно верит в судьбу, в волю Всевышнего. Сестра Болконского не смеет ничего желать для себя, ее благородная глубокая натура не способна завидовать.

Наивность Марьи Николаевны не дает ей увидеть людские пороки. Она во всех видит отражение собственной чистой души: любовь, доброту, порядочность.
Марья принадлежит к числу тех которые действительно счастливы счастьем других. Эта умная и светлая женщина просто не способна на злость, зависть, месть и другие низменные чувства.

Итак, второй восхитительный женский образ в романе «Война и мир» - Марья Болконская. Пожалуй, Толстой любит ее не меньше, чем Наташу Ростову, хотя и уделяет ей не так много внимания. Она словно тот идеал автора, к которому Наташа придет через много лет. Не имея ни детей, ни семьи, она находит свое счастье в том, чтобы отдавать тепло другим людям.

Женское счастье Марьи Болконской

Сестра Болконского не ошиблась: ничего не желая для себя, она тем не менее встретила человека, который искренне полюбил ее. Марья стала женой Николая Ростова.

Два, казалось бы, совершенно разных человека идеально подошли друг другу. Каждый из них пережил разочарование: Марья - в Анатоле Курагине, Николай - в Александре Первом. Николай оказался тем человеком, который смог увеличить достаток семьи Болконских, сделав жизнь супруги счастливой.

Марья окружает мужа заботой и пониманием: она одобряет его стремление к совершенствованию самого себя через упорный труд, через ведение хозяйства и заботу о крестьянах.

Женский образ в романе «Война и мир», воплощенный Марьей Болконской, - это портрет настоящей женщины, привыкшей жертвовать собою ради благополучия других и от этого быть счастливой.

Марья Болконская и Наташа Ростова

Наташа Ростова, которую мы видим в начале произведения, абсолютно не похожа на Марью: она желает счастья для себя. Сестра Андрея Болконского, так же как и ее брат, на первое место ставит чувство долга, веру, религию.

Однако чем старше становится Наташа, тем больше она напоминает княжну Марью тем, что желает счастья для других. Тем не менее они отличаются. Счастье Наташи можно назвать более приземленным, она живет повседневными хлопотами и делами.

Марья больше озабочена душевным благополучием близких людей.

Соня

Племянница отца Наташи Ростовой, - еще один женский образ. В романе «Война и мир» Соня, казалось бы, существует лишь для того, чтобы показать лучшие качества Наташи.

Эта девушка, с одной стороны, очень положительная: она рассудительна, порядочна, добра, готова жертвовать собой. Если говорить о ее внешности, то она очень хороша. Это стройная грациозная брюнетка с длинными ресницами и роскошной косой.

Изначально в нее был влюблен Николай Ростов, но они не смогли пожениться, потому что родители Николая настояли на том, чтобы отложить свадьбу.

Жизнь девушки в большей степени подчинена разуму, а не чувствам. Толстой не очень любит эту героиню, несмотря на все ее Он оставляет ее одинокой.

Лиза Болконская

Лиза Болконская - это, можно сказать, героиня второго плана, жена князя Андрея. В свете ее именуют «маленькой княгиней». Она запоминается читателям благодаря хорошенькой верхней губке с усиками. Лиза - привлекательная особа, даже этот небольшой изъян придает молодой женщине свойственное только ей неповторимое очарование. Она хороша, полна жизненных сил и здоровья. Эта женщина с легкостью переносит свое деликатное положение, всем вокруг весело на нее смотреть.

Для Лизы важно бывать в свете, она избалована, даже капризна. Она не склонна к размышлениям о смысле жизни, ведет обычный для светской дамы образ жизни, любит пустые разговоры в салонах и на вечерах, радуется новым нарядам. Жена Болконского не понимает своего мужа, князя Андрея, который считает важным приносить пользу обществу.

Лиза любит его поверхностно, так, словно они только должны пожениться. Он для нее - фон, который вписывается в представления светских дам о том, каким должен быть супруг. Лизе непонятны его размышления о смысле жизни, ей кажется, что все просто.

Им тяжело быть вместе. Андрей вынужден сопровождать ее на балах и прочих светских раутах, что становится для него совершенно невыносимо.

Это, пожалуй, самый простой женский образ в романе «Война и мир». Лиза Болконская с первой редакции романа оставалась неизменной. Ее прототипом стала жена одного из родственников Толстого, княгиня Волконская.

Несмотря на полное отсутствие взаимопонимания между супругами, Андрей Болконский в разговоре с Пьером отмечает, что она - редкая женщина, с которой можно быть спокойным за собственную честь.

Когда Андрей уезжает на войну, Лиза поселяется в доме его отца. Ее поверхностность лишний раз подтверждается тем, что она предпочитает общаться с мадемуазель Бурьенн, а не с княжной Марьей.

Лиза предчувствовала, что не сможет пережить роды, так оно и случилось. Она с любовью относилась ко всем и никому не хотела зла. Об этом говорило ее лицо и после смерти.

Недостаток характера Лизы Болконской состоит в том, что она поверхностна и эгоистична. Однако это не мешает ей быть нежной, ласковой, добродушной. Она приятный и веселый собеседник.

Однако Толстой относится к ней холодно. Он не любит эту героиню из-за ее душевной пустоты.

Элен Курагина

Последний женский образ в романе «Война и мир» - Элен Курагина. Вернее, это последняя героиня, о которой мы напишем в данной статье.

Из всех женщин, которые появляются на страницах этого грандиозного романа, Элен, безусловно, самая красивая и роскошная.

За ее прекрасной внешностью стоят эгоизм, вульгарность, интеллектуальная и духовная неразвитость. Элен осознает силу своей красоты и пользуется ею.

Всего, чего хочет, она добивается за счет собственной внешности. Привыкнув к такому положению вещей, эта женщина перестала стремиться к развитию личности.

Элен становится женой Пьера Безухова исключительно из-за его богатого наследства. Она не стремится в действительности создать крепкую семью, родить детей.

Война 1812 года окончательно расставляет все по своим местам. Ради собственного благополучия Элен принимает католичество, тогда как ее соотечественники объединяются против врага. Эта женщина, образ которой можно назвать «мертвым», действительно умирает.

Безусловно, самый прекрасный внешне женский образ в романе «Война и мир» - Элен. Толстой любуется ее плечами на первом балу Наташи Ростовой, однако он прерывает ее жизнь, считая такое существование бессмысленным.

Лиза Болконская, Элен Курагина и Наташа Ростова

Как уже говорилось выше, смерти Лизы и Элен не были случайными. Они обе жили для себя, были капризны, эгоистичны.

Вспомним, какой же была Наташа Ростова в начале романа. Так же как Лиза Болконская, она восхищалась балами, высшим светом.

Как и Элен Курагину, ее привлекало нечто запретное, недоступное. Именно по этой причине она собиралась бежать с Анатолем.

Однако высокая духовность Наташи не дает ей остаться навсегда поверхностной дурочкой и окунуться, как Элен, в развратную жизнь. Главная героиня романа принимает трудности, выпавшие на ее долю, помогает матери, ухаживает за смертельно больным Андреем.

Смерти Лизы и Элен символизируют то, что увлеченность светскими раутами и желание попробовать запретное должны остаться в юности. Зрелость требует от нас более взвешенного поведения и готовности жертвовать собственными интересами.

Толстой создал целую галерею женских образов. Одни из них он любил, другие - нет, однако для чего-то включил в свой роман. Сложно определить, какой же лучший женский образ в романе «Война и мир». Даже отрицательные и нелюбимые героини были придуманы автором неспроста. Они показывают нам человеческие пороки, неспособность отличать напускное, поверхностное от действительно важного. И пусть каждый решит сам для себя, какой же самый привлекательный женский образ в романе «Война и мир».

Болконская Марья - княжна, Дочь старого князя Болконского, сестра князя Андрея, впоследствии жена Николая Ростова. У Марьи "некрасивое слабое тело и худое лицо... глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты".

Марья очень религиозна, принимает богомольцев и странников, терпя насмешки отца и брата. У нее нет друзей, с которыми она могла бы делиться своими мыслями. Ее жизнь сосредоточена на любви к отцу, часто несправедливому по отношению к ней, к брату и его сыну Николеньке (после смерти "маленькой княгини"), которому она, как может, заменяет мать.

Марья - умная, кроткая, образованная женщина, не надеющаяся на личное счастье. Из-за несправедливых упреков отца и невозможности более терпеть она хотела даже уйти в странствование. Ее жизнь изменяется после встречи с Николаем Ростовым, сумевшим угадать богатство ее души. Выйдя замуж, героиня счастлива, совершенно разделяя все взгляды мужа "на долг и присягу".
Болконский Николай Андреевич - князь, генерал-аншеф, отставленный от службы при Павле I и сосланный в деревню. Отец княжны Марьи и князя Андрея. В образе старого князя Толстой восстановил многие черты своего деда по матери, князя Николая Андреевича Болконского, "умного, гордого и даровитого человека".

Болконский-отец живет в деревне, педантично распределяя свое время, более всего не вынося праздности, глупости, суеверия и нарушения раз установленного порядка; со всеми требователен и резок, часто изводит свою дочь придирками, в глубине души любя ее. Всеми почитаемый князь "ходил по-старинному, в кафтане и пудре", был невысок, "в напудренном паричке... с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз". Он очень горд, умен, сдержан в проявлении чувства; едва ли не главной его заботой является сохранение фамильной чести и достоинства. До последних дней жизни старый князь сохраняет интерес к политическим и военным событиям, лишь перед самой смертью теряя реальные представления о масштабах случившегося с Россией несчастья. Именно им воспитаны чувства гордости, долга, патриотизма и щепетильной честности в сыне Андрее.

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, не похожа на свою куколку-невестку - это натура, при всей ее ограниченности, несравненно более глубокая и симпатичная; она не может удовлетвориться блестящей внешностью, даже если бы она была хорошенькая;...

    В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» остро поставлена проблема семьи. Автор подробно изображает несколько семейных укладов. Сопоставляя различные варианты семейной жизни, писатель показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности,...

    Пьер Безухов - один из самых любимых героев Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизическом плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи. Первая встреча с Пьером происходит в салоне Анны...

    Наташа Ростова и Андрей Болконский – главные герои романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Именно на жизненных исканиях Андрея Болконского, а так же Пьера Безухова, построена сюжетная линия этого произведения. Наташа же стала для писателя воплощением...