Cочинение «Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

02.05.2019

Тема красоты и мира человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой утверждает, что у каждого человека есть свой мир и мировосприятие, а значит, и восприятие красоты. Писатель раскрывает внутренний мир своих героев, показывает их духовную красоту, которая проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств. Наташа Ростова, любимая героиня писателя, тонко чувствует добро, правду, красоту человека, искусство, природу. Именно в этой героине Толстой воплотил идеал женственности.
Впервые на страницах романа Наташа появляется тринадцатилетней девочкой. Мы видим ее «черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой». Уже здесь в ней чувствуется полнота жизни, желание жить интересно. Толстой, подчеркивая некрасивость Наташи, утверждает, что дело не во внешней красоте. Он описывает богатство ее внутренней натуры. Наташа очень эмоциональна. Она способна восторгаться красотой ночи: «Ах, какая прелесть!» Наташа Ростова – чуткий, с тонкой интуицией, способный понять и прийти на помощь человек. Она живет не умом, а сердцем, и оно редко обманывает.
Толстой наделил свою героиню поэтичностью и талантливостью. Наташа обладает прекрасным голосом. И хотя взрослые часто говорили, что ее голос не обработан, но хорош, как только Наташа начинала петь, все слушали ее пение и восхищались им. Красота ее голоса помогла Николеньке, проигравшему почти все состояние Ростовых, забыть обо всем на время и наслаждаться ее прекрасным пением.
Одним из главных достоинств Наташи Ростовой являются чуткость и проницательность. Она умеет сострадать. Ведь именно Наташа способна поддержать мать, обезумевшую от горя после смерти Пети. Наташа Ростова обладает тонкой интуицией, которая помогает ей понять человека. Всех в доме Наташа окружает любовью, заботой и добротой.
Наташа Ростова любит всех и всем желает добра. Толстой подчеркивает в ней близость к народу. Она любит народные песни, традиции, музыку. Наташа восхищается пением своего дядюшки и сама не замечает, как пускается в пляс. А во время чтения Манифеста ее душа переполняется чувством любви к Родине, Наташа готова ради нее на любые жертвы.
Наташа Ростова предстает в романе как воплощение любви. Любовь – сущность ее характера. Постоянно увлекаясь, Наташа живет в атмосфере влюбленности и счастья. Искреннее чувство впервые посещает ее при встрече с князем Андреем. Он становится ее женихом, но ему приходится уехать за границу. Долгое ожидание становится для Наташи невыносимым: «Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет. Уже не будет того, что теперь есть во мне». Это нетерпеливое чувство ожидания, а также оскорбление, нанесенное старым князем Болконским, подталкивают Наташу к ошибке – к увлечению Анатолем. Раскаявшись и осознав свою вину перед князем Андреем, она говорит ему: «Прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…» Помирившись с ним, Наташа остается возле умирающего князя Андрея до конца его жизни. В эпилоге романа мы узнаем о замужестве Наташи. Из идеала девушки она превратилась в образец жены и матери. Только через любовь к Пьеру и создание семьи Наташа, наконец, обретает покой и счастье.
В своем произведении Толстой утверждает, что Наташа Ростова – вот истинный идеал красоты и гармонии. Холодная Элен, признанная красавица в свете, умирает, обрывая «гнусную породу» Курагиных, а истинная, духовная красота Наташи продолжается в ее детях. Это и есть торжество подлинной красоты, красоты единой и созидающей.


Красота… Часто мы используем это понятие для обозначения привлекательного внешнего вида, особенных черт лица и фигуры, и гораздо реже для описания души человека. Внешняя красота видна всем, вслед красивому человеку поворачивают головы, ее воспевают поэты… А видна ли красота души? Внешнюю красоту воспринимают глазами, внутреннюю «видят»-чувствуют сердцем. Красивый человек не обязательно должен быть идеальным, но от него должен исходить лучик света, теплота. Этот человек дарит свое внимание и заботу абсолютно бескорыстно, к нему тянутся люди. Он не пытается выделиться среди толпы экстравагантным внешним видом, но его значение можно оценить поступками, которые идут от всего сердца.Истинное и ложное. Эти понятия на протяжении всего романа- эпопеи Л.Н.Толстого "Война и Мир" тесно переплетаются друг с другом. Я считаю, что в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой..

Так в произведении проявление именно внутренней красоты мы находим в Наташе Ростовой. Что в ней, в ее душе, есть такое особенное, что при одном взгляде «в эти отчаянно-оживленные глаза» хочется улыбаться? При первой встрече с еще неопытной тринадцатилетней девочкой читатель замечает в ней особенность не присущую светскому обществу: ее живость, резвость:"черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая" Именно в этой неказистой хрупкой девочке автор видит те черты душевной отзывчивости и доброты, которые недоступны внешне привлекательной, даже шикарной Элен.

Героиня легкая, она не видит в своей жизни проблем и тягот, которые угнетали бы ее светлую юность. В ней нет светской скованности она смеется когда хочет и не привязывает себя к общественному мнению. Пусть ее любви и не была присуща верность, но она была искренней. Наташа отдавала всю себя этому чувству, не боясь совершать ошибки, девочка выбирала своим сердцем. А допускаемые промахи служили ей уроком, за который она платила муками совести.

Она видит свой смысл если даже не в помощи, то хотя бы в сочувствии человеку: отдает всю себя на благо обществу. Так, например, душевная болезнь Наташи закончилась, только когда она загорелась идеей ухаживания за больной и страдающей мамой. Ей присуще огромное чувство жалости, из-за которого она чуть не вышла замуж за старого и некрасивого Долохова: "но вы такой славный... но не надо... а так я вас всегда буду любить". Она одарена душевной чуткостью: ей были понятны без слов все чувства и желания людей, к примеру, князя Андрея и Пера. В ней есть душевная щедрость: на благо Отечества она уговаривает отца отдать свои подводы для вывозки раненых из Москвы. Автор любит эту героиню не за ум и привлекательность, а за ее безграничную душевную силу и живость во всех ее действиях. Княжна Марья во многом близка Наташе, но в то же время она не была всеми любима, и даже была закрыта от людей. Она хотела любить, в ней была какая-то безграничная душевная полнота, поначалу просто недоступная для читателя. Она тепло и нежно любила своего брата: провожая его на войну, княжна перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею. А любовь к детям... После смерти княгини Лизы она взяла на себя воспитание маленького Николушки. Находясь под гнетом отца много лет она боялась проявить свою любовь к нему. Но когда отец приказал ей уехать, она не стала этого делать, потому что знала что на самом деле он нуждается в ней. Она чувствовала свою ответственность перед ним и пыталась защитить, спасти, увезти его из Лысых Гор. Ведь красота души заключается не только в проявлении гуманности, но и в наличии сильного, крепкого волевого стержня, умения выдержать в трудных ситуациях, упорства. Это помогло Марье выдержать кипу навалившихся на ее женские плечи проблем: смерть отца, покидание родового имения, волнение за жизнь брата на войне, протест крестьян. Красоту Марьи автор подчеркивает, выделяя глубокие, лучистые, большие глаза княжны, которые освещают все лицо ее внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». Душевной красоте двух этих героинь противопоставлена мертвая, мраморная красота Элен Курагиной. Для нее любовь не смысл жизни, а лишь способ получения выгоды. Она выходит замуж по расчету с целью получения роскошной жизни рядом с нелюбимым мужчиной, чего нельзя сказать о Наташе и Марии, воспитание которых не позволило бы сделать этого. Для нее балы и салоны были образом и действом ее спектакля, где люди такие же "неживые" как она обсуждают, критикуют, сплетничают.... В ней нет развития, нет перемен, как личность она не вызывает никакогоинтереса у читателя. Она не проявляет ни толики сочувствия, все ее действия и поступки построены на эгоизме. Душевная черствость, лицемерие, искусственность эти качества она черпала с самого детства: семья Курагиных никогда не отличалась теплыми и доверительными отношениями, поэтому в конце произведения вовсе ушла из виду. Элен заботила только своя личность и репутация, на других людей ей было абсолютно все равно. В ней не было чувства любви даже к детям:"Я не такая дура, чтобы иметь детей" .Автор описывая героиню, любуется "...красотою стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала...", "...необычайной, античной красотой тела...", но при этом делает акцент на ее “однообразно-красивой улыбке”, чем то напоминающей застывшую лицемерную маску. Автор никогда не обращается к глазам Элен, намекая на ее душевную пустоту, зато изображает живые глаза, милую выразительную улыбку Наташи, и лучистые, глубокие глаза Марии, указывая на богатство их духовного мира. Внешняя красота, не дополненная красотой духовной, эгоистична, она не способна заменить нравственные чувства. Только красота духовная может считаться истинной, потому что она рождена из любви к жизни, людям, окружающему миру. Недаром Уильям Шекспир сказал когда-то гениальную, на мой взгляд, фразу: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить лишь только душу».

  1. «Война и мир» как философское произведение.
  2. Внутренняя и внешняя красота,
  3. Положительные и отрицательные герои.
  4. Истинная красота - гармония с собой и миром.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» - сложное философское произведение. Автор в произведении затрагивает следующие основные темы: устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. С философско-нравственной проблемой истинного и ложного связана тема внутренней красоты человека. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» свыше пятисот героев. Среди них мы видим императоров и государственных деятелей, полководцев и рядовых солдат, аристократов и крестьян. Одни герои, как нетрудно заметить, автору особенно симпатичны, другие, напротив, чужды и неприятны. Интересно, что автор делит своих героев не на положительных и отрицательных, не на хороших и плохих, а на изменяющихся и застывших. К числу первых относятся те персонажи, жизнь которых проходит в постоянном искании правды, в стремлении к добру, в желании приносить пользу другим людям. Так получилось, что самые внутренне красивые толстовские герои не отличаются красотой внешней. Вряд ли это случайно: таким образом, думается, душевная красота, не заслоненная внешней, становится еще заметнее.

Внешняя красота - это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота - это красота души, а это прежде всего человеколюбие, высокая нравственность, душевность, искренность, желание понимать других людей и помогать им. Часто бывает, что в одном человеке внешняя и внутренняя красота не сливаются в единое целое. Именно поэтому людям свойственно ошибаться и принимать внешнюю красоту за внутреннюю. Понять характер человека очень сложно. Именно поэтому существует истинная и ложная красота. Истинная красота - это красота внутренняя, а ложная красота - это внешность, которая так часто бывает обманчива. Истинное и ложное тесно переплетаются друг с другом в романе Толстого.

Истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Кураги-ной и Наташи Ростовой. Элен так хороша, что нет человека, который бы не восхищался этой красотой: «Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины». Единственное, что настораживает в Элен, так это ее улыбка. На самом деле за этой улыбкой-маской скрывается равнодушие к людям, пустая душа. Элен - это сформировавшийся человек, статуя, которая не меняется и будет такой же через 20 и через 40 лет. А Наташа - это ребенок. Она живая девочка со своими достоинствами и недостатками. Наташа живет насыщенной жизнью, радуется и огорчается, смеется и плачет. А Элен не живет, а существует. Замужество нужно Элен только для одного: ей нужны деньги на балы, театры, гостей и многочисленных любовников. Ни разу на протяжении романа Элен не проявила нормальных чувств: не испугалась, не обрадовалась за кого-то, никого не пожалела.

Духовную красоту человека Толстой показывает и на примере Пьера, одного из главных героев романа. Эмоциональный, не умеющий сдерживать и скрывать свои чувства, Пьер очень скоро располагает к себе читателей. В начале романа герой еще молод, плохо знает жизнь и почти не разбирается в людях. Так, первым серьезным испытанием для Пьера становится женитьба на Элен. Он оказался безоружным против коварства, лживости Курагиных, заманивших его в свои сети. Но нравственно Пьер намного выше этих людей: вину за случившееся он полностью берет на себя. А после разочарования в масонстве, куда его привело желание быть полезным обществу, после его неудачи в намерениях облегчить положение крепостных крестьян к Пьеру вновь пришла неудовлетворенность собой, та движущая сила, которая не давала погаснуть в нем духовному огню. Таким предстает перед нами герой накануне Отечественной войны 1812 года. Толстой далеко не случайно приводит Пьера Безухова на Бородинское поле. Может показаться, что сугубо штатскому и несколько неуклюжему Пьеру здесь не место. Однако голос совести подсказывает ему, что сейчас он должен быть именно здесь, поскольку здесь происходит главное событие, решающее для судьбы нации. Вот это почти инстинктивное, часто до конца не осознанное чувство сопричастности своему народу и есть, пожалуй, главная черта лучших героев Толстого. В поступках Пьера нет никакой «внешней красивости», и порой они кажутся даже нелогичными. Он остается в горящей Москве, чтобы убить Наполеона, а вместо этого спасает сопливую девочку и красивую армянку. Вознамерившись убить главного врага русского народа, Пьер пытается решить задачу, которая не по силам одному человеку. А вот совершить пускай и не столь эффектный, но такой необходимый добрый поступок - это вполне по плечу герою. Толстой невысоко ценит внешнюю телесную красоту, как будто не доверяет ей. Он хочет донести до читателя свои мысли о том, что физическая привлекательность с годами исчезнет, а внутренняя красота останется в человеке навсегда.

Истинная красота человека - стремление к миру, к гармонии с собой и окружа-ющими людьми. Толстого восхищает духовная сила человека, его способность к 13 самопожертвованию. Внутренняя красота - дар, но этот дар может развить в себе каждый.

Красота истинная и ложная (по роману Л.Н. Толстого «Война и Мир»)


Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри. (Э. Кюблер-Росс)

красота толстой роман

Что же такое красота на самом деле? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ведь для каждого человека она одна, особенная и неповторимая. Наверное, люди разных эпох спорили о том, что красиво на самом деле. Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина с полными губами и огромными миндалевидными глазами. В Древнем Китае идеалом красоты была маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами. Красавицы Японии густо белили кожу, а в Древней Греции тело женщины должно было иметь мягкие и округлые формы. Но я не сомневаюсь, что во все времена в основе красоты лежало духовное богатство и духовные ценности оставались неизменными.

Тема красоты затрагивается и в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир». Человек, который никогда не задаётся вопросом, что такое настоящая красота, и считает, что это только привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры, несомненно, идеалом красоты назовёт Элен Курагину. Белоснежное тело, великолепная грудь, потрясающий гардероб и очаровательная улыбка - всё это, конечно, покорит мужчину с первого взгляда. Но почему красота меркнет на глазах, если у человека нет души?

Какая красота истинная, а какая ложная? На протяжении всего романа Лев Толстой пытается разобраться в этом. Эти два понятия тесно переплетаются.

За изящными манерами Элен и за её улыбкой скрываются равнодушие к людям, глупость и пустота души. Её можно сравнить с античной статуей: она такая же прекрасная, можно сказать, совершенная, но холодная, бесчувственная и бессердечная. Ею можно восхищаться, с неё можно писать картины, но открыть ей душу, искать у неё поддержки нельзя. Но, как мы видим, людей, которые важным считают лишь внешность и деньги, очень много в романе. Именно поэтому Элен и становится самой умной женщиной Петербурга. И побывать у неё обязаны самые умные и интеллигентные люди России. Но это обман, и, читая роман, мы понимаем это.

Настоящей красотой писатель явно считает красоту внутреннюю. И внешнее великолепие должно дополняться духовными ценностями. Таким человеком, у которого все прекрасно, Лев Толстой считает Наташу Ростову. И внешность, и душа, по его мнению, достаточно хороши для действительно красивого человека. Но по моему мнению, настоящей красавицей, девушкой, у которой внутренняя красота затмевает все внешние недостатки, является Мария Болконская.

Я удивляюсь, как она может понять и пожалеть любого человека, как она выносит скверный характер отца и может сочувствовать ему. Несмотря на некрасивую внешность, людям она приятна. Такая робкая и послушная, она пытается любить каждого человека. Злой он, жадный, пошлый, она всё равно ищет положительный черты в его характере. Заступается за бедных, готова отдать всё господское зерно мужикам, растит не своего ребёнка, остаётся ухаживать за больным отцом под угрозой смерти. И после этого говорят, что Элен первая красавица Петербурга! Ведь мы помним, что когда сияли глаза у княжны Марьи, то они становились такими прекрасными, что она хорошела на глазах и становилась настоящей красавицей. И это естественное сияние глаз может посоревноваться с холодным, но идеальным телом Элен.

Думаю, совершенно ясно, где истинная красота, где ложная. Почему же мы иногда, заговорив с красавицей или красавцем, быстро теряем к ним интерес? Потому что приятная внешность теряется, если человек внутренне бедный. Не стоит стремиться лишь к внешней красоте, стремитесь ещё и к внутренней, и вы будете неотразимы!


М.Г.Качурин, Д.К.Мотольская "Русская литература". Учебник
для 9 класса средней школы. - М., Просвещение, 1988, с. 268 - 272

Духовная красота Наташи проявляется и в ее отношении к родной природе Мы ни разу не видим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Карагину на лоне природы. Это не их стихия. Если они и говорят о природе, то говорят фальшиво и пошло (так, в роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал два дерева и подписал: «Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию»).

Иначе воспринимают природу люди, духовно близкие народу. Перед Бородинской битвой князь Андрей вспоминает, как Наташа стремилась передать ему «то страстно-поэтическое ощущение», которое она испытала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника. Безыскусственная красота Наташи проявляется в этом сбивчивом, взволнованном рассказе (сравним его с альбомным красноречием Бориса): «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу... и такие добрые у него... нет, я не умею рассказать»,- говорила она, краснея и волнуясь».

Наташа в отличие от «блестящей красавицы» Элен не поражает красотою внешней, и тем не менее она истинно прекрасна: «В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользящих по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

Толстой, рисующий портреты своих любимых героев в динамике, в движении, в изменениях, не описывает смены выражений на лице Элен. Мы видим всегда «однообразно-красивую улыбку» и все яснее понимаем, что это - маска, скрывающая душевную пустоту, глупость и безнравственность «великолепной графини». В Элен воплощен дух петербургских салонов, аристократических гостиных. «Где вы - там разврат, зло» - в этих словах Пьера, обращенных к Элен, выражена подлинная сущность всей семьи Курагиных.

Совсем иным представляется внешний и внутренний облик Наташи. Она нисколько не утрачивает своего обаяния от того, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивым в минуты сильного душевного волнения. Узнав, что раненых оставляют в Москве, она вбегает к матери «с изуродованным злобой лицом». В сцене у постели раненого Андрея «худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно». Но неизменно прекрасны ее глаза, полные живых человеческих чувств - страдания, радости, любви, надежды.

Глаз Элен Толстой не рисует, вероятно, потому что они не светятся мыслью и чувством. Выражение глаз Наташи бесконечно разнообразно. «Сияющие», «любопытные», «вызывающие и несколько насмешливые», «отчаянно-оживленные», «остановившиеся», «умоляющие», «широко раскрытые, испуганные», «внимательные, добрые и печально-вопросительные» - какое богатство духовного мира выражено в этих глазах!

Улыбка Элен - застывшая лицемерная маска. Улыбка Наташи раскрывает богатый мир разнообразных чувств: то это «улыбка радости и успокоения», то «задумчивая», то «успокоительная», то «торжественная». Неожиданны и удивительно метки сравнения, раскрывающие особые оттенки Наташиной улыбки. Вспомним радостную и грустную для обоих встречу Наташи с Пьером после всего пережитого ими: «И лицо с внимательными глазами с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь улыбнулось,- и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастьем, о котором в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглоти его всего».

Любуясь своей героиней, Толстой ценит в ней «простоту, добро и правду» - черты естественные, столь свойственные неиспорченному духовному миру детей.

«Что делалось в этой детской восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни?» - с нежностью говорит писатель. У его героини «детская улыбка», плачет Наташа слезами «обиженного ребенка», она говорит с Соней «тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их похвалили».

Рисуя светлый мир молодой, расцветающей жизни великий психолог показывает и заблуждения доверчивой юной души, которая неожиданно потянулась к человеку пустому и пошлому.

Из атмосферы чистой деревенской жизни, семейного тепла и уюта Наташа неожиданно попадает в совершенно иную, незнакомую ей светскую среду, где все - ложь и обман, где зло не отличишь от добра, где нет места искренним и простым человеческим чувствам.

Поддаваясь пагубному влиянию Элен, Наташа невольно ей подражает. Меняется ее милая, живая, выразительная улыбка. «Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась: и точно так же улыбнулась Наташа Борису». Толстой воспроизводит борьбу добра и зла в ее смятенной душе, спутанный клубок чувств. Оставшись одна, Наташа «не могла понять ни того, что с нею было, ни того, что она чувствовала. Все казалось ей темно, неясно и страшно...».

Осуждает ли Толстой свою героиню? Мы не найдем в романе прямых оценок. Наташа в эту пору жизни показана в восприятии Анатоля, Сони, князя Андрея, Марьи Дмитриевны. Все они по- разному оценивают ее поступок. Но чувствуется, что ближе всего Толстому отношение к ней Пьера.

«Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же»,- сказал он сам себе». Но Пьеру, которого Толстой наделил необычайной чуткостью, вдруг становится понятным испуг Наташи: она боится не за себя, уверенная, что все кончено; ее мучает зло, которое она причинила Андрею; ее пугает мысль, которая могла прийти в голову Пьеру, будто она просит князя Андрея простить ее ради того, чтобы вернуть его как жениха. Весь этот сложный, стремительный процесс очищения страданием мгновенно открывается Пьеру, его охватывает чувство нежности, жалости и любви. И, еще не осмыслив того, что произошло, Пьер произносит слова, которым сам удивляется: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей».

Духовную эволюцию Наташи Толстой рисует по-иному, чем путь князя Андрея или Пьера. Для женщины естественно не столько логически осмыслить и оценивать каждый свой шаг, сколько переживать его, выражать свое состояние в единстве мысли, чувства и поступка. Поэтому сущность перемен в облике Наташи не всегда очевидна. И особенно труден для понимания эпилог романа.

Много раз высказывалось мнение, что в эпилоге автор ради полемики с идеями женской эмансипации ломает характер своей героини, «приземляет» ее, лишает поэзии и т. д. Так ли это? Ответить на этот вопрос - значит решить, способен ли истинный художник отступить от правды в угоду своим предубеждениям.

О Наташе-матери Толстой пишет жестко, сурово, словно бы заранее зная о возможных читательских недоумениях и упреках и не желая ничего смягчать: «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу... Теперь часто было видно одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».

Заметим это трижды повторенное видно : кажется, что автор просит читателя заглянуть далее того, что бросается в глаза... Вот и Денисов до поры не узнает «прежней волшебницы», смотрит на нее «с удивлением и грустью, как на непохожий портрет прежде любимого человека». Но внезапно его захватывает радость Наташи, бегущей встречать Пьера, и он снова видит ее прежней.

И внимательному читателю доступно это прозрение. Да, Наташа - мать четверых детей не такова, какою была в юности, когда так нам полюбилась. Могло ли быть иначе, если писатель следует правде жизни? Наташа не только растит детей, что само по себе не так уж мало, но воспитывает их в полном единодушии с мужем. Она принимает участие в «каждой минуте жизни мужа», и он чувствует каждое ее душевное движение. И ведь это Наташа, а не Денисов, тем более - не брат ее Николай, твердо верит в «великую важность» дел Пьера. И тревожит ее не мысль о той опасности, которая может грозить ее семье, хоть она и слышала слова Николая Ростова, обращенные к Пьеру: «И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь». Наташа думает о другом: «Неужели такой важный и нужный человек для общества - вместе с тем мой муж? Отчего это так случилось?» И свое глубочайшее единодушие с мужем она выражает так, как это свойственно именно ей: «Я ужасно люблю тебя! Ужасно. Ужасно!»

Мы невольно вспоминаем в этот момент юную Наташу в пылающей Москве: теперь, как и тогда, она сердцем поняла, как надо жить и что важнее всего для честного человека в России.

Эпилог романа имеет «открытый» характер: здесь явственно чувствуется движение времени и близость трагических социальных потрясений. Вчитываясь в сцены семейной жизни, мы не можем не думать о будущем этой семьи и о судьбах поколения, чей нравственный опыт отражен в образах Наташи и Пьера,- поколения, о котором Герцен сказал: «...воины-сподвижники, вышедшие на верную гибель, чтобы... очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия».