Саша Путря. Звездная девочка. Юная художница Саша Путря. Такая короткая, яркая жизнь

01.04.2019

January 4th, 2014

2 декабря 1977 года в Полтаве родилась Александра Путря - одна из самых необычных художниц за всю историю изобразительного искусства.

Саша прожила на Земле всего 11 лет , но за это время она успела создать 2279 работ: 46 альбомов с рисунками, великое множество поделок и даже технических чертежей, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Рисование для Сашеньки было таким же естественным, как сон и еда, нередко оно заменяло ей друзей и детские игры.

Уже в три года Саша уверенно держала в руках карандаш и кисточку. Рисовала она не переставая, и часто засыпала вся испачканная красками. Её отец сделал из маленькой спальни художественную мастерскую и пытался обучать девочку по академической программе, но натолкнулся на деликатный отпор. Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными впечатлениями и воображением .

Когда девочке исполнилось пять лет, ей поставили страшный диагноз - лейкоз.
Пытаясь абстрагироваться от боли, Саша стала посвящать гораздо больше времени своему любимому занятию. В это время на смену забавным зверятам и сказочным персонажам пришли образы из индуистской философии, а также поражающие воображение автопортреты - то в виде многорукого бога Шивы, а то и вовсе в образе взрослой индианки, в глазах которой отразилась глубокая печаль за нашу Землю.

Саша боролась за жизнь шесть лет, после чего попросила родителей отпустить её ...


Незадолго до своего ухода она попросила папу приложить руку к белому листу и обвела её. Затем сверху приложила свою руку и проделала с ней то же самое. Законченным рисунок был найден уже после 24 января 1989 года, когда девочки не стало . На нём была изображена звезда Сириус, на которую Сашенька мечтала улететь.

С 1989 года состоялось более ста персональных выставок Саши Путри во многих странах мира, о девочке было снято несколько документальных фильмов и написана документальная повесть. На стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска и открыт музей. В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши, в которой под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся международные конкурсы детского рисунка.

Сашу Путря как талантливую художницу знают во всём мире. Саша Путря оставила после себя 2280 рисунков и композиций. С 1989 по 2005 год состоялось 112 её персональных выставок в 10 странах. В Австрии с рисунком Саши выпущены почтовый конверт, штемпель, издана серия её рисунков, средства от продажи которых переданы на закупку одноразовых шприцов для больных в СССР.

Слово о доченьке. Евгений Путря

- Сашенька, а кем ты станешь, когда вырастешь?
- Не знаю… Мне всё нравится. Может дрессировщицей, чтобы с собачками выступать. Нет, я, наверное, буду художником.

Рисовать Сашенька начала с трёх лет. Ручки и личико её всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам - на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах.

Рисование для Сашеньки было таким естественным - как сон, как еда, нередко заменяло ей друзей, детские игры, особенно, когда болезнь обострялась. Заболела она вдруг, неожиданно, врачи долго не могли поставить диагноз, а когда поставили… это было как гром среди ясного неба - лейкоз. Было Сашеньке тогда пять лет. И то, что она прожила ещё шесть - чудо. И в основе этого чуда - неимоверная, фантастическая тяга к рисованию.

Она могла просиживать за фломастерами и красками по восемь - десять часов в день. Когда здоровье ухудшалось, и мама ложилась с ней в больницу, я приходил, бывало, и спрашивал:

- Как Сашенька? Рисует?
- Да. Смотри, сколько успела!

Это значило, что здоровье улучшается. А если жена молча разводила руками, состояние было неутешительное.

В больнице Сашеньку знали и любили все: от нянечки до главврача. Любили за терпеливость, с которой переносила болезненные процедуры, за доброту, за весёлый, жизнерадостный нрав. В палате, где она лежала, всегда собирались дети, слышно было смех и веселье. Врачи, спасибо им, не запрещали такого общения, и больница не была для девочки чем-то страшным, хотя, естественно, особой радости она не испытывала, попадая сюда снова.

Но больше всего она любила дом, хотя и жаловалась: "Ох уж этот четвёртый этаж!..Кто его придумал?"

Сидя с нами тёплыми осенними вечерами на балконе, она трепетно засматривалась на пылающие закатные облака, которые постепенно сливались с тёмным небом, и вспыхивали над головой искорки звёзд, и расцветал небосвод серебристым мерцанием созвездий и галактик…Мы говорили с ней про планеты, про "летающие тарелки", про Бога, про людей… Она увлекалась гороскопами, астрологией и особенно интересовалась сообщениями про НЛО. Свято верила, что это прилетают наши предки, и настанет день, когда она с ними встретится.

В школе Сашенька училась легко и непринуждённо, сразу стала любимицей класса и учителей. Когда её хвалили ("профессор ты наш"), скромно отходила,а дома нам рассказывала, как ей это неудобно. По окончании первого класса её наградили "Похвальной грамотой". Затем болезнь начала обостряться, и она вынуждена была оставить школу. Училась дома или ходила с мамой к учительнице. Школьная программа её не устраивала. Завела свою библиотеку, которая насчитывала около тысячи книг, и всю перечитала. Среди любимых её авторов - Купер, Майн Рид, Стивенсон, Марк Твен, Дюма, Гюго, Пушкин, Гоголь… каждый вечер, после программы "Время", ложились с мамой в кровать и читали до "мотыльков" в глазах.

Общаться с ней было легко и приятно. За всю свою короткую жизнь она никогда никого не обидела. Была ласкова со всеми. Мы до сих пор чувствуем её детские объятия, приятное прикосновение тёплых щёчек, утомлённое тельце на плече…

Рисовать Сашенька любила под музыку. В её фонотеке около ста пластинок: записи детских сказок, мюзиклов, инсценировок, песен. Практически все она знала наизусть. Особенно любила "Голубой щенок", "Али-баба и сорок разбойников", "Приключения Буратино", "Приключения барона Мюнхгаузена", "Принц и нищий", "Три мушкетёра", "Хоттабыч", "Бременские музыканты", "Приключения капитана Врунгеля"…

Врачи рекомендовали ей избегать яркого солнца, так что гуляли мы с ней рано утром или вечером, когда спадала жара, или когда на дворе было пасмурно. В такие дни садились на велосипед и путешествовали окраинами города, парками или шли по музеям. Больше всего ей нравился Полтавский краеведческий. Хотя бывала здесь уже не раз, всегда шла как на праздник. Ей нравились маленькие зверята - хомячки и ласки. Жалела только, что они не живые и всё выпытывала:

- Они сами умерли или их убили?
- Сами, сами, от старости.
- Как от старости? Они же такие манюсенькие?
- А они больше и не растут.
- Тогда какие же они были детками?
- А вот такие, - показывал ей полмизинца.
- Ой, манюсенькие! Ой, мои хорошие!

Ко всему маленькому и живому относилась с какой-то - совершенно не детской, скорее, материнской - нежностью, как будто чувствовала его незащищенность. Дома, по её просьбе, мы завели собачку, затем взяли ей в компанию котёнка. Соседи, зная её любовь к животным, подарили аквариум с рыбками. Мы докупили туда тритонов и черепашек, и Саша часами могла рассматривать подводное царство. Затем, как-то осенью, забился к нам на балкон еле живой попугайчик-альбинос, и, естественно, остался жить у нас…

Обычно утром, после завтрака, Сашенька подходила и говорила: "Я хочу рисовать. Дай, пожалуйста, бумагу". Садилась за свой отдельный столик и затихала, иногда напевала под нос какую-то мелодию. А через какое-то время смотришь - встаёт, подходит сбоку, обнимает и тихо говорит: "Ты очень занят? Посмотри, пожалуйста, что у меня получилось?" И всегда это была неожиданность. Понятно, были работы более удачные и не совсем, она сама это видела и страдала, если не могла достичь одного ей известного совершенства. Саша долгое время не пользовалась ластиком, но когда привыкла. Её рисунки стали более точными, пропорционально правильными. А то как бывало? Рисует, рисует, потом где-то ошибётся и, плача, начинает всё заново, бывало по три-четыре раза. У нас сберегается до пятисот её неоконченных рисунков: то только глазки, то личико, то полфигуры…

Уже теперь, когда она ушла, многие из тех, кто, посмотрел её рисунки и композиции, задают один и тот же вопрос: "А кто из художников ей больше всего нравился? Кому она пыталась подражать?" Мы как-то не замечали, чтобы она кому-то подражала. Не следует забывать, что она всё-таки ребёнок, и способы выражения её чувств к окружающему миру не нуждались ещё в подражании.

А среди многочисленных книг по изобразительному искусству, которые были в нашей домашней библиотеке, она чаще всего выбирала "Рисунки Дюрера", "Дюрер и его эпоха".Эти книги очень богато иллюстрированы, и она подолгу рассматривала их, отдыхая после рисования. Нравился ей Ганс Гольбейн, но особенно поразил Альбрехт Альтдорфер! Его "битву Александра Македонского с Дарием" она рассматривала с лупой в руках, увлекаясь необычным небом и эпическими облаками над толпами всадников. И всё-таки любимым художником был для неё Дюрер. Что она в нём находила - осталось её тайной.

Срисовывать Сашенька не любила. Всё рисовала "с головы", по памяти. Понравится кто-то, увиденный на улице или в кино - сядет и нарисует. У неё собралась целая серия портретов "маминых студенток" (жена преподаёт в музыкальном училище). Рисовала и родственников, наряжая их в сказочные одежды, облагораживая и омолаживая. Рисовала своих любимых зверяток: мышек, собачек, кошечек, а ещё - рыбок и птичек, украшая их чудесными орнаментами, придумывая невиданные одежды, чтоб им, зверяткам, рыбкам и птичкам, было приятно.

Сашенька изготовила несколько крохотных книжечек (4 на 2,5 сантиметра форматом), в которых "поселила" десятки необычных жучков, которые носят необычные имена: Цымзибуця, Коробулька, Фуня, Ковбасюк…

А ещё сделала две книжечки стихов, художественно оформив их рисунками и орнаментами по всем правилам издательств: Саша Путря. Стишки. Издательство - "Дом родной". Главный редактор - "Фунтик". Главный художник - "Маленький бухгалтер". Поэт - "Какашка в пушку" (прозвище, данное ей в шутку сестрой, когда у Саши от приёма лекарств выпали волосы и начал отрастать новый пушок; прозвище Саше явно понравилось).И посвящение: "На память и смех дорогой сестричке Лерочке и её подружкам и соседям по комнатам от Саши".Эти стихи весёлые, как и сама Саша:

Дорогая моя Лера! -
Мне найди миллионера,
Но чтоб был он молодой,
И, как папа, с бородой.
Чтоб была у него яхта,
А на вилле така шахта,
Где бы муж мой бородатый
Копал золото лопатой.
Да ещё скажи, что я
Подрасту, его любя,
И поженимся весной,
Только ты дружи со мной!

Стишков остались десятки, записаны на кусочках бумаги, они разбросаны по записным книжкам, среди книг и игрушек. Саша читала их своим друзьям и вместе с ними весело смеялась, пополняя всё новыми и новыми деталями…

…22 января, будучи уже в больнице, она нарисовала свою последнюю работу - "Автопортрет". Дети из её и соседних палат окружали тумбочку, за которой она рисовала, и наперебой заказывали картинки. Сашенька счастливо улыбалась и говорила: "Нарисую, нарисую! Всем нарисую!"

А в ночь на 24 января 1989 года она отошла. Последние её слова были: "Папа?.. Ты прости меня… За всё… "

Прожила Сашенька 11 лет, 1 месяц и 21 день...

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~

(с) За собраный материал и наводку спасибо


«Спасибо тебе, Господи, что Ты даёшь людям таких людей...»

Это запись в Книге отзывов на выставке рисунков Саши Путри.

Но почему, почему, Господи, Ты забираешь этих людей у нас так рано? Чтобы мы опомнились? Искупили грехи своего жестокосердия? Вспомнили, что и нам когда -то было дано предназначение высокое?

Не подняла человечество из бездны раздора и лжи жертвенность мужей - детскими муками нас предостерегаешь?

Саша Путря

Маленький художник умерла одиннадцатилетней от белокровья. Оставила наш бессильный перед её бедою мир, сделав нам, недостойным, царски - щедрый подарок: полторы тысячи своих рисунков, где улыбается детство, поёт сказка, цветёт красота.

Папа и мама в виде хомячков Саше 7 лет

Да, да, - недостойным, потому что не может быть достойным человечество, которое науке уничтожения отдало столько средств, сил, мозгов и пренебрегло науку выживания, науку спасения от фатума.


Автопортрет с красными глазами - 6 лет

О феномене Саши Путри написано в разных изданиях так много, что сам перечень фамилий авторов - журналистов, писателей, искусствоведов - занял бы весь лист. И все они отводили ей одно из ведущих мест на Олимпе детского творчества.

Но кто может рассказать о своей дочери, о её удивительном таланте, более трогательно, как не отец? Папа Сашеньки, известный полтавский художник Евгений Путря, посвятил памяти дочери большую часть своей души и все последние годы.

Он проводил выставки ее рисунков. Благодаря его усилиям и неизменному содействию, снято пять документальных фильмов. Вышла также документальная книга-повесть, а на стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска.


Цыганка Земфира - 7 лет

В Полтаве в художественном музее есть зал с картинами Саши Путри. В городе проводится конкурс детского рисунка, отец Саши добился, чтобы этот конкурс стал международным. Он создал сайт ее имени, ее жизни и уникальному таланту посвященный...

Слово о доченьке

Сашенька, а кем ты станешь, когда вырастешь?
- Не знаю... Мне всё нравится. Может дрессировщицей, чтобы с собачками выступать. Нет, я, наверное, буду художником.

Саше 5 лет

Рисовать Сашенька начала с трёх лет. Ручки и личико её всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой.

Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам - на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах.


Папе и маме 24 года - 7 лет

Рисование для Сашеньки было таким естественным - как сон, как еда, нередко заменяло ей друзей, детские игры, особенно, когда болезнь обострялась. Заболела она вдруг, неожиданно, врачи долго не могли поставить диагноз, а когда поставили... это было как гром среди ясного неба - лейкоз. Было Сашеньке тогда пять лет. И то, что она прожила ещё шесть - чудо. И в основе этого чуда - неимоверная, фантастическая тяга к рисованию.


Гнягина Ольга - 9 лет

В больнице Сашеньку знали и любили все: от нянечки до главврача. Любили за терпеливость, с которой переносила болезненные процедуры, за доброту, за весёлый, жизнерадостный нрав. В палате, где она лежала, всегда собирались дети, слышно было смех и веселье. Врачи, спасибо им, не запрещали такого общения, и больница не была для девочки чем-то страшным, хотя, естественно, особой радости не испытывала. Попадая сюда снова.

Это космос и всякие планеты - 6 лет

Но больше всего она любила дом. Сидя с нами тёплыми осенними вечерами на балконе, она трепетно засматривалась на пылающие закатные облака, которые постепенно сливались с тёмным небом, и вспыхивали над головой искорки звёзд, и расцветал небосвод серебристым мерцанием созвездий и галактик... Мы говорили с ней про планеты, про «летающие тарелки», про Бога, про людей...

Она увлекалась гороскопами, астрологией и особенно интересовалась сообщениями про НЛО. Свято верила, что это прилетают наши предки, и настанет день, когда она с ними встретится.

Общаться с ней было легко и приятно. За всю свою короткую жизнь она никогда никого не обидела. Была ласкова со всеми. Мы до сих пор чувствуем её детские объятия, приятное прикосновение тёплых щёчек, утомлённое тельце на плече...

Рисовать Сашенька любила под музыку. В её фонотеке около ста пластинок: записи детских сказок, мюзиклов, инсценировок, песен. Практически все она знала наизусть. Особенно любила «Голубой щенок», «Али-баба и сорок разбойников», «Приключения Буратино», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Принц и нищий», «Три мушкетёра», «Хоттабыч», «Бременские музыканты», «Приключения капитана Врунгеля»...

Жених и невеста - 6 лет

В шесть лет Сашенька «влюбилась» в своего двоюродного братика Витю Бражанского, светловолосого голубоглазого мальчика. С тех пор появилась целая серия «Витенек»: то он гусар, то он жених, а то у них с Сашей свадьба...

Вскоре, после фильма про трёх мушкетёров, её любимцем стал Д`Артаньян - Михаил Боярский. И снова - целая серия рисунков с дорогим артистом. Она даже написала ему письмо, но так почему-то и не отправила.


Митхун - 9 лет

И, наконец, появляется блестящий, очаровательный юноша - Митхун Чакраборти - последняя самая сильная Сашина любовь. Его портрет, вставленный в оправу, она носила на груди, около сердца... Мы берегли её любовь и тихо радовались её счастью. Так и похоронили её с портретом Митхуна.

В 1986 году Сашенька посмотрела индийский фильм «Танцор диско». Картина произвела такое сильное впечатление, что вся дальнейшая жизнь прошла под знаком интереса к Индии, её культуре, в частности к артистам. Ни одного индийского фильма, который шёл на экранах города, она не пропустила, а некоторые, которые особенно полюбились, смотрела по несколько раз.


Портрет молодой Индиры Ганди - 10 лет

Естественно, изменилась и тематика её рисунков - появились портреты актёров индийского кино, танцовщиц, принцев, бога Шивы, т.д. Мы не придавали значения такой перемене, раз нравится - пусть рисует.


Орёл из фильма «Свадьба соек» - 10 лет

Обычно утром, после завтрака, Сашенька подходила и говорила: «Я хочу рисовать. Дай, пожалуйста, бумагу». Садилась за свой отдельный столик и затихала, иногда напевала под нос какую-то мелодию.


Русская девушка - 10 лет

А через какое-то время смотришь - встаёт, подходит сбоку, обнимает и тихо говорит: «Ты очень занят? Посмотри, пожалуйста, что у меня получилось?» И всегда это была неожиданность. Понятно, были работы более удачные и не совсем, она сама это видела и страдала, если не могла достичь одного ей известного совершенства.

Уже теперь, когда она ушла, многие из тех, кто, посмотрев её рисунки и композиции, задаёт один и тот же вопрос: «А кто из художников ей больше всего нравился? Кому она пыталась подражать?»

Мы как-то не замечали, чтобы она кому-то подражала. Не следует забывать, что она всё-таки ребёнок, и способы выражения её чувств к окружающему миру не нуждались ещё в подражании.


Последний Автопортрет 22.01.89

22 января, будучи уже в больнице, она нарисовала свою последнюю работу - «Автопортрет». Дети из её и соседних палат окружали тумбочку, за которой она рисовала, и наперебой заказывали картинки. Сашенька счастливо улыбалась и говорила: «Нарисую, нарисую! Всем нарисую!».

«Папа?.. Ты прости меня... За всё...»

Прожила Сашенька 11 лет, 1 месяц и 21 день.

Да святится имя твоё, доченька!

Евгений Путря

Полный текст «Слово о доченьке» можно прочитать на сайте Сашеньки

Очень трогательная история последней композиции - «Сириус». Незадолго до своей смерти, Саша попросила папу положить руку на лист бумаги и обвела её. После чего так же обвела и свою руку. Законченный рисунок родители увидели уже после её ухода 24 января 1989-го года. На рисунке был изображён Сириус - звезда, на которую девочка мечтала улететь.

Сашу Путря, как талантливую девочку - художника знают во всём мире. С 1989 по 2005 год состоялось 112 её персональных выставок в 10 странах. В Австрии с рисунком Саши выпущены почтовый конверт, штемпель, издана серия её рисунков, средства от продажи которых переданы на закупку одноразовых шприцов для больных в СССР.

Сашенька Путря награждена (посмертно): Золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека», 1998. Орденом Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле», 2000. Старинной иконой в серебряном окладе «Христос Вседержитель», 2001. Национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити» - «Каласари Авард», 2001.

Посвящено Сашеньке.

Она впитала боль Вселенной душой, распахнутой для всех.
О, не печальтесь! - то судьбою предназначалось ей на век.
А век так сжался. Почему-то сжался, прорвав плотину бытия.
И во Вселенную вернулась на миг упавшая звезда.

***

Мой милый друг, и я уйду. Душа скользнет возле души,
Дотрагиваясь, греясь… И, так сплетясь, мы поплывем
Все выше и выше в бесконечность. Ты подожди меня…

***

Я верю: это Ангела душа коснулась нас, убогих, мимолетно.
Мы прозреваем слишком неспеша, с грехами расстаемся неохотно.
К нам достучаться очень нелегко, Мы ничего не видим, кроме хлеба,
И, сокрушаясь, посылает Небо Ягненка в стаю городских волков.

Теперь горит печальная звезда свечою над могилкой одинокой…
Ох, Сашенька… Мир этот никогда не принимал ни Бога, ни Пророков.

***

Эти глаза… Глаза… глаза… глаза!...
Со всех сторон, со всех ее портретов!
И закипает жгучая слеза - на их вопрос не нахожу ответа!
Немой укор преследует меня, - как благодушно я жила на свете!...
А между тем, звоночками звеня, под благовест от нас уходят дети…

Прудникова Жанна.Полтава, 1999 г.
Музыка: Blonker «Fantasia»

Судьбы детей, чьи способности во много раз превосходили таланты их сверстников, как правило, складывались непросто: только единицы могли стать успешными во взрослой жизни, а многие из них уходили из жизни раньше срока.

Юная художница-вундеркинд Саша Путря и ее работа *Дева Мария*, 1988

Одним из таких вундеркиндов была полтавская художница Саша Путря, которая всего за 11 лет своей жизни успела создать более 2000 работ. Девочка поражала окружающих не только своим художественным талантом, но и необычным восприятием действительности.




Саша Путря

В этом году ей бы исполнился 41 год. Саша Путря родилась в 1977 г. в Полтаве в семье художника и преподавательницы музыкального училища. Любовь к живописи ей передалась от отца - девочка не ходила в детский сад, занимаясь рисованием целыми днями вместе с отцом. Она никогда не училась в художественной школе, а рисовать начала с трех лет, мечтая о том, что станет художницей и будет заниматься любимым делом «с утра до вечера и даже ночью».


Саша Путря. Слева - *Дорогая Лерусинька*, 1988. Справа - *Давид Гурамишвили*, 1988

Отец Саши Евгений рассказывал: «Ручки и личико ее всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам - на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах».


Саша Путря. *Мама и папа в виде хомячков*, 1986

Одной из первых ее работ стал портрет Пушкина в образе Сверчка - однажды она узнала о том, что так поэта называли в лицее, и всего за 15 минут сделала набросок, который поразил ее отца. «Я был потрясен. Такое сходство! Этому ни в одном институте не научат», - говорил он. Это был не единственный талант девочки - она не только рисовала, но и вышивала, писала стихи, изготавливала открытки, шила мягкие игрушки, занималась выжиганием по дереву, много читала.


Саша Путря. *Восток и Русь*

В 5 лет девочка тяжело заболела. Врачи долго не могли установить причину высокой температуры и сильных болей, пока не поставили страшный диагноз: лейкоз. С тех пор Саша Путря месяцами находилась в больнице, где продолжала рисовать по 8-10 часов в день. Еще одним увлечением ее последних лет стала индийская культура - однажды она увидела индийский фильм, и с тех пор начала интересоваться всем, что было связано с этой страной.


Рисунки Саши Путри

Она часто изображала себя в образе взрослой индийской женщины, а близких озадачивала своими воспоминаниями о тех событиях, которых не было на самом деле. Так, она спрашивала у матери о том, помнит ли она, как они катались на слоне, чего никогда в реальной жизни не происходило. При этом девочка описывала такие детали и подробности, что близкие сомневались в том, что она могла видеть это в кино. Свой последний день рождения и Новый год она праздновала в сари, в образе индианки.


Саша Путря. Слева - *Печаль*, справа - *Царь*

Врачи давали ей всего два месяца, но она прожила еще 6 лет. Незадолго до смерти она поразила близких такими словами: «Если у меня опять начнется обострение, не надо меня лечить. Только не обижайтесь и не плачьте - я уже устала. Я знаю, смерть не страшна...». На одном из своих последних рисунков 11-летняя художница изобразила свою руку поверх папиной руки, указывающей на звезду Сириус - именно туда Саша мечтала попасть после жизни на Земле.


Саша Путря. Слева - *Сириус*, 1989. Справа - *Последний автопортрет*, 1989

Мама девочки-вундеркинда Виктория рассказывала: «Искусство подарило Сашеньке 6 лет жизни. Она отвлекалась от своих проблем, от своей боли, уходила с головой в творчество. Я даже знала - если Саша рисует, значит, все хорошо. Но если забрасывает любимое дело, не притрагивается к кистям и карандашам - беда, обострение близится. Даже по цветам красок определяла ее состояние. Если все хорошо, Сашенька использовала свежие тона в рисунках - зеленый, голубой, салатовый… Когда она рисовала красным, коричневым, я понимала, что надо срочно бежать в больницу и сдавать анализы».


Саша Путря. *Квартира собачки Рыжки*, 1986



Саша Путря. Слева - *Евгений и Виктория*, 1987. Справа - *Цыганка Земфира*, 1985

Художнице-вундеркинду было отведено всего 11 лет жизни, за которые она успела создать более 2000 работ - 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами. Уже после ее смерти рисунки Саши увидел весь мир: с 1989 по 2005 гг. в 10 странах прошло 112 ее персональных выставок. Об этой необычной девочке сняли 5 документальных фильмов, а в Полтаве ее имя носит Детская художественная галерея, в которой проводятся международные конкурсы детского рисунка. Посмертно ее наградили Золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека», Орденом Николая Угодника «За приумножение добра на земле» и Национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити - Каласари».


Юная художница Саша Путря и ее работа *Индианка*, 1988

2 декабря полтавской художнице Саше Путре исполнилось бы 37. «Когда я вырасту большая, — говорила она, — непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью». Саша начала рисовать в три года и за свою короткую жизнь успела создать две с лишним тысячи работ — больше, чем многие взрослые художники. Но дело, конечно, не в количестве: Сашины рисунки, наивные и мудрые, были отражением её чистой души.

Саша Путря. Фото: Commons.wikimedia.org

Папина дочка

Саша Путря родилась в 1977 году в Полтаве. Её отец Евгений Васильевич был художником, мать Виктория Леонидовна — преподавателем в музыкальном училище. В детский сад Сашенька не ходила: папа, работавший дома, был рад, что дочери тоже по душе кисти и краски.

Одной из первых её работ стал портрет Александра Пушкина в обличии Сверчка — услышав, что так поэта называли в лицее, Саша рассмеялась и за пятнадцать минут набросала удивительно точный рисунок. «Я был потрясён. Такое сходство! Этому ни в одном институте не научат», — говорил потом её папа Евгений Путря. Однажды отец попытался было предложить дочери позаниматься в художественной школе, но услышал категоричный отказ — маленькой художнице не требовались никакие уроки.

Отец и дочь часами рисовали каждый за своим столом. Обычно Саша творила под музыку, и когда ей нужна была помощь, тихонько клала на стол записку: «Папа, приходи!». Саша буквально жила творчеством и часто засыпала, вся измазанная красками и фломастерами. Все стены в квартире были разрисованы до той высоты, куда она доставала рукой. Девочка делала чудесные открытки, вышивала, писала стихи, шила мягкие игрушки, выжигала по дереву и даже придумывала технические устройства, благодаря которым, по её мнению, люди могли бы долететь до Луны.

Сириус. Саша Путря. 11 лет. Кадр youtube.com

Саша никого не копировала, рисовала только по памяти, делала портреты маминых учениц, знакомых и родственников. Героями её рисунков часто становились животные, которых Саша обожала наряжать в невиданные одежды и наделять человеческими качествами, давать им имена. В школе она была любимицей учителей, много читала — Марк Твен, Дюма, Гюго, Пушкин, Гоголь. «Каждый вечер, после программы „Время“, ложились с мамой в кровать и читали до „мотыльков“ в глазах», — вспоминал Сашин отец.

Пришла беда

Саше было пять лет, когда ей поставили страшный диагноз — лейкоз. Заболела она неожиданно, и долгое время врачи не могли выяснить причину мучительных болей и повышенной температуры. Школу пришлось оставить, долгие недели Саша проводила в больницах, но и там не переставала рисовать. Родители девочки могли узнать о её состоянии без слов — если Саша много рисует, значит, сегодня ей немного лучше. Несмотря на тяжёлую болезнь, Саша никогда не позволяла себе капризничать и жаловаться. Её любили за доброту и светлый характер — всюду, где она появлялась, царили смех и веселье.

После известия о болезни Саше было отмерено ещё шесть лет жизни, и каждый год отмечен особо в её творчестве. Саша интересовалась астрологией, верила в иные миры, расспрашивала родителей о космосе и далёких звёздах — всё это она потом переосмысливала в своих рисунках.

Саша любила редкие прогулки с отцом, и однажды они остановились около руин Пушкарёвской церкви. Саша загорелась идеей восстановить церковь и уговорила отца отправить письмо в Фонд культуры СССР. Просьба дошла до руководства, и деньги на возрождение церкви были выделены из бюджета, а сама Саша написала для храма небольшую икону Божией матери.

В 1986 году Саша Путря впервые посмотрела фильм «Танцор диско» и всерьёз увлеклась культурой Индии — она изображала Индиру Ганди , юношей и девушек в традиционных нарядах, себя в образе взрослой индийской женщины.

Дева Мария. Саша Путря. 10 лет. Фото: Commons.wikimedia.org

Её кумиром стал актёр Митхун Чакроборти , чей портрет она носила на груди, около сердца. «Мы берегли её любовь и тихо радовались её счастью. Так и похоронили её с портретом Митхуна», — вспоминал отец Саши. Значительно позже, встретившись с послом Индии в Украине, Евгений Васильевич узнал, что на хинди слово «Путри» означает «дочь».

22 января, будучи в больнице, Саша попросила отца приложить руку к белому листу, обвела сначала её, а потом — свою маленькую ручку. Сверху художница нарисовала звезду Сириус — эта её работа оказалась последней. Саша Путря умерла 24 января 1989 года, успев попрощаться с отцом: «Папа, ты прости меня... За всё...».

Рисунки Саши после её смерти увидел весь мир. С 1989 по 2005 год в десяти странах прошло 112 её персональных выставок, о ней сняли пять документальных фильмов. В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши Путри, где проводятся международные конкурсы детского рисунка.

пт, 06/12/2013 - 14:39

2 декабря 1977 года в Полтаве на свет появилась будущая художница Саша Путря. Саша была по истине гениальным ребенком, она любила жизнь и дарила свою любовь окружающему миру через свои рисунки и стихи. За свою короткую жизнь Саша оставила богатое "творческое наследие", включающее 2279 работ. Она даже сделала технические чертежи, которые помогли бы взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Саша умерла в 11 лет от лейкемии.

Вот что папа Саши, Евгений Путря, рассказывает о своей доченьке.

Рисовать Сашенька начала с трёх лет. Ручки и личико её всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, уда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам – на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах.

Рисование для Сашеньки было таким естественным – как сон, как еда, нередко заменяло ей друзей, детские игры, особенно, когда болезнь обострялась. Заболела она вдруг, неожиданно, врачи долго не могли поставить диагноз, а когда поставили... это было как гром среди ясного неба – лейкоз. Было Сашеньке тогда пять лет. И то, что она прожила ещё шесть – чудо. И в основе этого чуда – неимоверная, фантастическая тяга к рисованию.

Она могла просиживать за фломастерами и красками по восемь – десять часов в день. Когда здоровье ухудшалось, и мама ложилась с ней в больницу, я приходил, бывало, и спрашивал:

Как Сашенька? Рисует?

Да. Смотри, сколько успела!

Это значило, что здоровье улучшается. А если жена молча разводила руками, состояние было неутешительное.

В больнице Сашеньку знали и любили все: от нянечки до главврача. Любили за терпеливость, с которой переносила болезненные процедуры, за доброту, за весёлый, жизнерадостный нрав. В палате, где она лежала, всегда собирались дети, слышно было смех и веселье. Врачи, спасибо им, не запрещали такого общения, и больница не была для девочки чем-то страшным, хотя, естественно, особой радости не испытывала. Попадая сюда снова.

Но больше всего она любила дом, хотя и жаловалась: «Ох уж этот четвёртый этаж!..Кто его придумал?»


Сидя с нами тёплыми осенними вечерами на балконе, она трепетно засматривалась на пылающие закатные облака, которые постепенно сливались с тёмным небом, и вспыхивали над головой искорки звёзд, и расцветал небосвод серебристым мерцанием созвездий и галактик... Мы говорили с ней про планеты, про «летающие тарелки», про Бога, про людей...

Она увлекалась гороскопами, астрологией и особенно интересовалась сообщениями про НЛО. Свято верила, что это прилетают наши предки, и настанет день, когда она с ними встретится.


Лисица 1983 год

В школе Сашенька училась легко и непринуждённо, сразу стала любимицей класса и учителей. Когда её хвалили («профессор ты наш»), скромно отходила,а дома нам рассказывала, как ей это неудобно. По окончании первого класса её наградили «Похвальной грамотой». Затем болезнь начала обостряться, и она вынуждена была оставить школу. Училась дома или ходила с мамой к учительнице. Школьная программа её не устраивала. Завела свою библиотеку, которая насчитывала около тысячи книг, и всю перечитала. Среди любимых её авторов – Купер, Майн Рид, Стивенсон, Марк Твен, Дюма, Гюго, Пушкин, Гоголь... каждый вечер, после программы «Время», ложились с мамой в кровать и читали до «мотыльков» в глазах.


Робин Гуд и Саша на месяце гуляют и летают, 1983 год

Ко всему маленькому и живому относилась с какой-то – совершенно не детской, скорее, материнской – нежностью, как будто чувствовала его незащищенность.

Дома, по её просьбе, мы завели собачку, затем взяли ей в компанию котёнка.

Соседи, зная её любовь к животным, подарили аквариум с рыбками. Мы докупили туда тритонов и черепашек, и Саша часами могла рассматривать подводное царство. Затем, как-то осенью, забился к нам на балкон еле живой попугайчик-альбинос, и, естественно, остался жить у нас...


Я и Витя, 1983 год

В шесть лет Сашенька «влюбилась» в своего двоюродного братика Витю Бражанского, светловолосого голубоглазого мальчика. С тех пор появилась целая серия «Витенек»: то он гусар, то он жених, а то у них с Сашей свадьба...


Михаил Боярский, 1984 год

Вскоре, после фильма про трёх мушкетёров, её любимцем стал Д`Артаньян – Михаил Боярский. И снова – целая серия рисунков с дорогим артистом. Она даже написала ему письмо, но так почему-то и не отправила.


Царица Клеопатра, 1984 год


Автопортрет с красными глазками, 1984 год


Птица Сирена, 1985 год

Обычно утром, после завтрака, Сашенька подходила и говорила: «Я хочу рисовать. Дай, пожалуйста, бумагу». Садилась за свой отдельный столик и затихала, иногда напевала под нос какую-то мелодию. А через какое-то время смотришь – встаёт, подходит сбоку, обнимает и тихо говорит: «Ты очень занят? Посмотри, пожалуйста, что у меня получилось?» И всегда это была неожиданность. Понятно, были работы более удачные и не совсем, она сама это видела и страдала, если не могла достичь одного ей известного совершенства. Саша долгое время не пользовалась ластиком, но когда привыкла. Её рисунки стали более точными, пропорционально правильными. А то как бывало? Рисует, рисует, потом где-то ошибётся и, плача, начинает всё заново, бывало по три-четыре раза. У нас сберегается до пятисот её неоконченных рисунков: то только глазки, то личико, то полфигуры...


Это цирк и гутаперчевый мальчик, 1985 год


Рыбки-невесты, 1985 год

Срисовывать Сашенька не любила. Всё рисовала «с головы», по памяти. Понравится кто-то, увиденный на улице или в кино – сядет и нарисует. У неё собралась целая серия портретов «маминых студенток» (жена преподаёт в музыкальном училище). Рисовала и родственников, наряжая их в сказочные одежды, облагораживая и омолаживая. Рисовала своих любимых зверяток: мышек, собачек, кошечек, а ещё – рыбок и птичек, украшая их чудесными орнаментами, придумывая невиданные одежды, чтоб им, зверяткам, рыбкам и птичкам, было приятно.


Графиня, 1986 год

В 1986 году Сашенька посмотрела индийский фильм «Танцор диско». Картина произвела такое сильное впечатление, что вся дальнейшая жизнь прошла под знаком интереса к Индии, её культуре, в частности к артистам. Ни одного индийского фильма, который шёл на экранах города, она не пропустила, а некоторые, которые особенно полюбились, смотрела по несколько раз.


Девушка со звезды, 1986 год


Щеночек Бимочка в конвертике, 1986 год


Анна Ярославна, 1987 год


Попугайчик Гоша кушает просо, 1987 год


Евгений и Виктория, 1987 год


Давид Гурамишвили, 1988 год


Наташа Пасхалова, 1988 год

Дева Мария, 1988 год


Индийский киноактер Митхун Чакраборти, 1988 год

И, наконец, появляется блестящий, очаровательный юноша – Митхун Чакраборти – последняя самая сильная Сашина любовь. Его портрет, вставленный в оправу, она носила на груди, около сердца... Мы берегли её любовь и тихо радовались её счастью. Так и похоронили её с портретом Митхуна.


Новогодняя открытка, 1989 год

Сашенька изготовила несколько крохотных книжечек (4 на 2,5 сантиметра форматом), в которых «поселила» десятки необычных жучков, которые носят необычные имена: Цымзибуця, Коробулька, Фуня, Ковбасюк...

А ещё сделала две книжечки стихов, художественно оформив их рисунками и орнаментами по всем правилам издательств: Саша Путря. Стишки. Издательство – «Дом родной». Главный редактор – «Фунтик». Главный художник – «Маленький бухгалтер». Поэт – «Какашка в пушку» (прозвище, данное ей в шутку сестрой, когда у Саши от приёма лекарств выпали волосы и начал отрастать новый пушок; прозвище Саше явно понравилось).


И посвящение: «На память и смех дорогой сестричке Лерочке и её подружкам и соседям по комнатам от Саши».Эти стихи весёлые, как и сама Саша:

Дорогая моя Лера! –

Мне найди миллионера,

Но чтоб был он молодой,

И, как папа, с бородой.

Чтоб была у него яхта,

А на вилле така шахта,

Где бы муж мой бородатый

Копал золото лопатой.

Да ещё скажи, что я

Подрасту, его любя,

И поженимся весной,

Только ты дружи со мной!

Стишков остались десятки, записаны на кусочках бумаги, они разбросаны по записным книжкам, среди книг и игрушек. Саша читала их своим друзьям и вместе с ними весело смеялась, пополняя всё новыми и новыми деталями...


Последняя композиция "Сириус", 1989 год

22 января, будучи уже в больнице, она нарисовала свою последнюю работу – «Автопортрет». Дети из её и соседних палат окружали тумбочку, за которой она рисовала, и наперебой заказывали картинки. Сашенька счастливо улыбалась и говорила: «Нарисую, нарисую! Всем нарисую!»

А в ночь на 24 января она отошла. Последние её слова были: «Папа?.. Ты прости меня... За всё...»

Прожила Сашенька 11 лет, 1 месяц и 21 день.

Награды (посмертно):

Золотая медаль Христа Спасителя (1998)

Орден Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле» (2000)

Старинная икона в серебряном окладе «Христос Вседержитель» (2001)

Национальный приз Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити» - «Каласари Авард» (2001)

Память о Саше Путре:

- С 1989 по 2005 года состоялось 112 персональных выставок Саши Путри в 10 странах.

В Австрии с рисунком Саши выпущен почтовый конверт, штемпель и издана серия ее рисунков.

О Саше снято пять документальных фильмов, вышла документальная повесть «Саша Путря»

В детском саду, где она воспитывалась, открыт музей Саши Путри, а на стене установлена мемориальная доска.

В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши Путри; под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей в этой галерее проводятся конкурсы детского рисунка; с 2005 года эти конкурсы стали международными.