Произведения искусства, посвященные извержению вулкана. Знаменитые произведения искусства, тайны которых до сих пор не разгаданы

06.04.2019


На создание шедевров иногда уходят месяцы и годы. Художники вкладывают в свои проекты знания, творческие идеи и эмоции.
Оконченные полотна наполнены смыслом и, следовательно, субъективной важностью, ценность которой невозможно измерить, как минимум, до тех пор, пока они не будут проданы с аукциона по наивысшей ставке.
Работы, о которых мы поговорим сегодня, стоили немало денег, несли в себе огромное значение для искусствоведов и почитателей, однако, к несчастью, были повреждены из-за беспечного отношения или невнимательности, вандализма или банального отсутствия надлежащих условий хранения.
Если бы создатели этих предметов искусства были живы, они бы, безусловно, пришли в ужас.

1. «Пьета» (1498-99) Микеланджело
(Michelangelo - Pieta)

Мраморная скульптура, изображающая скорбящую Деву Марию с телом снятого с креста Иисуса Христа, является главной достопримечательностью собора св. Петра в Ватикане и одним из самых почитаемых произведений искусства для религиозных людей и просто для тех, кто любит и ценит классическую скульптуру. За всю 500-летнюю историю «Пьеты» наиболее значительный ущерб скульптуре был причинен в 1972 году, когда на статую напал геолог с молотком и криками «Я Иисус Христос!». Многие из осколков статуи, в том числе и кусок носа Марии, были подобраны очевидцами происшествия, но впоследствии не были возвращены в собор. В ходе длительной реставрации лицо богоматери удалось восстановить с помощью материала, взятого из других участков статуи. После реставрации «Пьета» Микеланджело Буанаротти была помещена под пуленепробиваемое стекло.


2. «Ночной дозор» (1642) Рембрандта ван Рейна
(Rembrandt van Rijn - Night Watch)

К сожалению, со временем «Ночному дозору» самому понадобилась охрана. Когда полотно выставлялось в государственном Национальном музее в Амстердаме, на него было совершено несколько покушений. В 1911 году безработный корабельный кок безуспешно пытался порезать картину ножом. В 1975 году школьный учитель оказался более успешен, разрезав полотно зигзагообразными линиями (впоследствии было установлено, что этот человек страдал умственным расстройством, а сам он вскоре покончил собой). И, хотя, картина была восстановлена, следы вандализма все еще можно обнаружить. В 1990 году один из посетителей брызнул на картину кислотой, но охранники быстро среагировали, и полотно спасли от гибели.


3. «Даная» (1636), Рембрандта ван Рейна
(Rembrandt van Rijn - Danae)

Одно из любимых полотен Рембрандта изображает героев греческой мифологии: мать Персея, Данаю, которая встречает Зевса, его отца. Полотно размерами 2,4х3 метра пострадало в 1985 году, когда сумасшедший посетитель Эрмитажа в Санкт-Петербурге (там картина хранилась с XVIII века), размахивая ножом, попытался разрезать нижнюю часть живота Данаи и бедро. Однако весь драматизм ситуации в том, что после он открыл сосуд с серной кислотой и вылил ее на картину, вследствие чего оригинальная краска начала пузыриться и сошла с холста. Понадобилось двенадцать долгих лет, чтобы восстановить картину и, к счастью, сейчас она снова выставляется.


4. «Венера с зеркалом» (1647-51) Диего Веласкеса
(Diego Velazquez - Rokeby Venus)

Веласкес был мастером в реалистичном изображении людей – это очевидно при взгляде на «Венеру с зеркалом», на которой богиня Венера возлежит на постели в соблазнительной позе, глядя в зеркало, которое держит ее сын, Купидон. В 1914 году Венера была буквально разрезана на кусочки военной суфражисткой Мэри Ричардсон (стала в дальнейшем главой женского подразделения Британского союза фашистов) после ареста ее соратницы, Эммелин Панкхруст. Женщина вошла в лондонскую Национальную галерею, невзирая на предупреждения о возможном нападении, и нанесла семь разрезов почти через всю спину Венеры. Ричардсон получила за свое злодеяние шестимесячный тюремный срок.


5. «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» (1499-1500) Леонардо да Винчи
(Leonardo da Vinci - The Virgin and Child with St Anne and St John the Baptist)

Черно-белый эскиз углем и мелом, написанный да Винчи 500 лет назад, также находится в лондонской Национальной галерее. В 1987 году он оценивался в 35 миллионов долларов. Тогда мужчина попытался выстрелить в картину из обреза, намереваясь продемонстрировать свое неудовольствие «политическими, социальными и экономическими условиями в Британии». Выстрел повредил защитное стекло и стал причиной появления 6-дюймовой дыры в одеянии Богоматери. Многочисленные осколки стекла и кусочки бумаги были удалены в процессе реставрации, которая, как, впрочем, почти всегда бывает в таких случаях, так и не смогла вернуть произведению первоначальный вид.

6. «Актёр», (1904) Пабло Пикассо
(Pablo Picasso - The Actor)

Попытайтесь вспомнить о каком-либо несчастном случае из вашей жизни, который стоил вам много денег. Припоминаете? А теперь сравните свой урон с убытками, который понес музей Метрополитен в 2010 году, когда одна из посетительниц случайно упала на картину Пикассо стоимостью в 130 млн. долларов. В результате инцидента на полотне размером 1,8х2,4 метра образовался разрыв длиной в 15 см. В виду того, что это был несчастный случай, виновница инцидента наказана не была.

7. «Сон» (1923) Пабло Пикассо
(Pablo Picasso - Le Reve)

За четыре года до инцидента, произошедшего с картиной «Актёр», аналогичная участь постигла работу Пикассо «Сон», на которой была изображена любовница художника Мария-Тереза Уолтер. На тот момент картина находилась в частной коллекции владельца одного из американских казино Стива Уинна, который планировал продать «Сон» менеджеру хедж-фонда Стивену Коэну. Однако, этому не суждено было случиться. Демонстрируя картину гостям, Уинн, страдающий нарушением зрения, случайно оступился и упал на полотно, прорвав в нем 5-сантиметровую дыру, после чего решил не продавать картину. Реставрация «Сна» обошлась миллиардеру в 90,000 долларов.

8. «Фонтан» (1917), Марсель Дюшан
(Marcel Duchamp - Fountain)

Этому одаренному мастеру удавалось вкладывать внутренний смысл практически в любой объект. Моделью для «Фонтана» Дюшана выступил белый писсуар Bedfordshire, который он приобрел в 1917 году в Нью-Йорке. Первоначально велись споры о том, принадлежит ли работа к произведениям искусства, поскольку она была заявлена создателем на выставку Общества независимых художников, которая, в свою очередь, отказалась демонстрировать этот экспонат. Однако в 2006 году он уже был оценен в 3,6 млн. долларов. В том же году, работа пострадала от рук 76-летнего художника, который решил разнести ее молотком, но только отбил края. Тринадцатью годами ранее, когда экспонат выставлялся в Ниме (Франция), этот же человек помочился в него прямо на выставке. До сегодняшнего дня работа неизменно привлекает к себе интерес.

9. «Портлендская ваза» (30-20 годы до н.э) работы неизвестного мастера

Этот изысканный сосуд из стекла и камеи с изображением фигур богов и смертных был обнаружен недалеко от Рима в XVI веке, после чего в 1810 году ваза была передана на сохранение в Британский музей. Трудно поверить, что столь хрупкий предмет мог оставаться целым и невредимым в течении стольких столетий, но, тем не менее, это так. Портлендская ваза пережила другие сосуды эллинистической эпохи на 1865-1875 лет и оставалась бы невредимой и далее, если бы не печальное происшествие в 1845 году, когда сосуд был разбит вдребезги пьяным посетителем музея. Некоторые фрагменты вазы были утеряны и найдены лишь несколько лет спустя, после чего сосуд разбирался и склеивался несколько раз. Последние реставрационные работы проводились в 1988 и 1989 году, благодаря чему удалось вернуть Портлендской вазе почти первоначальный вид.

10. «Русалочка» (1913) Эдварда Эриксена
(Edvard Eriksen - The Little Mermaid)

В виду того, что статуя «Русалочка» является одной из главных достопримечательностей Копенгагена, она неоднократно и по разным причинам (чаще всего политическим) страдала от рук вандалов. В 1964 году голова статуи была спилена и украдена, после чего была изготовлена и установлена новая голова, вновь украденная спустя какое-то время. В течение последующих лет «Русалочку» лишали правой руки, подрывали динамитом и покрывали красками всевозможных цветов и оттенков. Пожалуй, «Русалочку» Эдварда Эриксена, можно назвать самым «многострадальным» произведением искусства в мире.

Порой случается так, что бесценные произведения искусства уничтожаются по человеческой глупости. Именно поэтому в музеях и прочих местах, где есть эти реликвии, нам запрещают их трогать. Далее вспомним 7 великих произведений искусства, которые были уничтожены человеком.

Вазы династии Цин

Правило номер один для посещения любого места, где есть бесценные произведения искусства: всегда нужно завязывать шнурки. В феврале 2006 года Ник Флинн поднимался по лестнице внутри музее Фицуильяма в английском Кембридже, когда внезапно наступил на свой развязавшийся шнурок и потерял равновесие. Непроизвольно взмахнув руками и попытавшись ухватиться за что-то (а перил на лестнице не было), он зацепил три вазы династии Цин 1600 – 1700 годов. Флинн остался невредимым, но вазы стоимостью около lb 500 000 разлетелись на мелкие кусочки. Флинн, которому пожизненно запретили вход в музей, назвал это происшествие обычным несчастным случаем. В итоге вазы сумели в августе 2006 года склеить из 113 частей, на которые они разбились.

Статуя Геркулеса

Геркулес мог иметь силу богов, но, к сожалению, это свойство не передалось скульптурам, которые возвели в его честь. Год назад двое туристов во время посещения дворца Лоджия Деи Милити в итальянской Кремоне повредили 300-летнюю Statua dei due Ercole (статую двух Геркулесов), когда взобрались на нее, чтобы сделать селфи. Туристы умудрились отломать кусок короны у одной из двух мраморных фигур, после чего им предъявили обвинения в вандализме.

Статуя короля Себастьяна

24-летний гость португальской столицы Лиссабон 3 мая взобрался на 125-летнюю статую, установленную на фасаде вокзала Россио, чтобы сделать селфи. Статуя, которая изображала «короля-ребенка» Себастьяна, правившего Португалией в 16 веке, опрокинулась на землю и разбилась. Турист, который пытался бежать, был пойман полицией и в конечном итоге предстанет перед судом. Планы относительно восстановления статуи пока неизвестны.

Се человек

Может быть, самым известной и веселой попыткой «восстановления» предмета искусства в истории была попытка 80-летней прихожанки Сесилии Хименес реставрировать фреску начала XX века на евангелический сюжет «Ecce Homo» («Се человек»), которая находилась в Храме Милосердия в испанском городе Борха. В итоге ее работа была признана худшей реставрацией в истории и стала знаменита на весь Интернет под названием «Пушистый Иисус».
Это неудивительно, поскольку изображение на фреске стало похожим не на оригинал, а на какую-то пушистую обезьяну. Хотя церковь изначально планировала нанять профессиональных художественных реставраторов, чтобы исправить фреску, к 2014 году они передумали. Работа Хименес стала главной туристической достопримечательностью, в результате чего 150 000 посетителей со всего мира приезжают в Борху, чтобы за $ 1,25 посмотреть на необычную фреску.

Статуя Девы Марии

В 2013 году американский турист из Миссури посетил с экскурсией Музей Опера дель Дуомо во Флоренции, Италия. Там он подошел к 600-летней статуе Девы Марии работы Джованни д’Амброджио и зачем-то попытался сравнить ее мизинец со своим собственным. В итоге палец скульптуры отломился, но к счастью он оказался гипсовым.

Пьяный сатир

Хорошей новостью является то, что данная статуя в Милане, которая потеряла свою левую ногу из-за неизвестных энтузиастов селфи в 2014 году, была всего-лишь точной копией другой статуи, которая датируется 220-м годом до нашей эры. Плохая новость заключается в том, что реплика была очень ценной и довольно старинной (работа 1800-х годов). Камеры видеонаблюдения в этой секции миланской Академии изящных искусств Брера не были установлены, но свидетели видели, как студент-турист забрался на статую и сел на ее колено, чтобы сделать снимок. Студент явно не понимал, что копия статуи сделана из терракота и гипса и была собрана по кускам, поэтому нога отвалилась и разбилась.

Картина «Актер» Пикассо

Почти 2-метровую картину «Актер» Пикассо довольно трудно пропустить мимо внимания. Но одна из посетительниц Метрополитен-музея в Нью – Йорке в январе 2010 года слишком буквально восприняла это утверждение. Она во время экскурсии потеряла равновесие и упала на картину, сделав в произведении искусства 1904 года 15-сантиметровую дыру. Процесс реставрации занял три месяца.


"Не прикасайтесь к предметам искусства" - простое правило, которое принято почти в каждой галерее и музее в мире. Тем не менее, по некоторым причинам, есть некоторые люди, которые предпочитают игнорировать это правило: некоторые из-за любопытства, другие из-за желания снять "крутое" селфи. Какими бы ни были мотивы, в итоге страдают бесценные произведения искусства.

1. Статуя короля Себастьяна


24-летний гость португальской столицы Лиссабон 3 мая взобрался на 125-летнюю статую, установленную на фасаде вокзала Россио, чтобы сделать селфи. Статуя, которая изображала "короля-ребенка" Себастьяна, правившего Португалией в 16 веке, опрокинулась на землю и разбилась. Турист, который пытался бежать, был пойман полицией и в конечном итоге предстанет перед судом. Планы относительно восстановления статуи пока неизвестны.

2. Статуя Геркулеса


Геркулес мог иметь силу богов, но, к сожалению, это свойство не передалось скульптурам, которые возвели в его честь. Год назад двое туристов во время посещения дворца Лоджия Деи Милити в итальянской Кремоне повредили 300-летнюю Statua dei due Ercole (статую двух Геркулесов), когда взобрались на нее, чтобы сделать селфи. Туристы умудрились отломать кусок короны у одной из двух мраморных фигур, после чего им предъявили обвинения в вандализме.

3. Вазы династии Цин

Правило номер один для посещения любого места, где есть бесценные произведения искусства: всегда нужно завязывать шнурки. В феврале 2006 года Ник Флинн поднимался по лестнице внутри музее Фицуильяма в английском Кембридже, когда внезапно наступил на свой развязавшийся шнурок и потерял равновесие. Непроизвольно взмахнув руками и попытавшись ухватиться за что-то (а перил на лестнице не было), он зацепил три вазы династии Цин 1600 – 1700 годов.

Флинн остался невредимым, но вазы стоимостью около £ 500 000 разлетелись на мелкие кусочки. Флинн, которому пожизненно запретили вход в музей, назвал это происшествие обычным несчастным случаем. В итоге вазы сумели в августе 2006 года склеить из 113 частей, на которые они разбились.

4. Се человек

Может быть, самым известной и веселой попыткой "восстановления" предмета искусства в истории была попытка 80-летней прихожанки Сесилии Хименес реставрировать фреску начала XX века на евангелический сюжет "Ecce Homo" ("Се человек"), которая находилась в Храме Милосердия в испанском городе Борха. В итоге ее работа была признана худшей реставрацией в истории и стала знаменита на весь Интернет под названием "Пушистый Иисус".

Это неудивительно, поскольку изображение на фреске стало похожим не на оригинал, а на какую-то пушистую обезьяну. Хотя церковь изначально планировала нанять профессиональных художественных реставраторов, чтобы исправить фреску, к 2014 году они передумали. Работа Хименес стала главной туристической достопримечательностью, в результате чего 150 000 посетителей со всего мира приезжают в Борху, чтобы за $ 1,25 посмотреть на необычную фреску.

5. Статуя Девы Марии


В 2013 году американский турист из Миссури посетил с экскурсией Музей Опера дель Дуомо во Флоренции, Италия. Там он подошел к 600-летней статуе Девы Марии работы Джованни д’Амброджио и зачем-то попытался сравнить ее мизинец со своим собственным. В итоге палец скульптуры отломился, но к счастью он оказался гипсовым.

6. Пьяный сатир


Хорошей новостью является то, что данная статуя в Милане, которая потеряла свою левую ногу из-за неизвестных энтузиастов селфи в 2014 году, была всего-лишь точной копией другой статуи, которая датируется 220-м годом до нашей эры. Плохая новость заключается в том, что реплика была очень ценной и довольно старинной (работа 1800-х годов).

Камеры видеонаблюдения в этой секции миланской Академии изящных искусств Брера не были установлены, но свидетели видели, как студент-турист забрался на статую и сел на ее колено, чтобы сделать снимок. Студент явно не понимал, что копия статуи сделана из терракота и гипса и была собрана по кускам, поэтому нога отвалилась и разбилась.

7. Картина "Актер" Пикассо


Почти 2-метровую картину "Актер" Пикассо довольно трудно пропустить мимо внимания. Но одна из посетительниц Метрополитен-музея в Нью - Йорке в январе 2010 года слишком буквально восприняла это утверждение. Она во время экскурсии потеряла равновесие и упала на картину, сделав в произведении искусства 1904 года 15-сантиметровую дыру. Процесс реставрации занял три месяца.

Вулканы считаются одними из самых впечатляющих и страшных природных явлений. Извержения некоторых из них, наиболее значительных, вдохновили многих деятелей искусства на создание великих произведений.

Полотно "Последний день Помпеи"

Наиболее известным произведением искусства о вулканах стала картина "Последний день Помпеи". Ее автором является Карл Брюллов. Написана она была в первой половине 19 века. Здесь художник запечатлел извержение одного из самых мощных итальянских вулканов - Везувия. Оно произошло летом 79 года н.э. Его последствием стало полное уничтожение трех близлежащих городов, которые оказались засыпаны сверху толстым слоем вулканического пепла и лавы.

Этими городами были:

  • Помпеи.
  • Геркуланум.
  • Стабии.

Самый крупный из них - Помпеи. Это был процветающий город, где жили, в основном, обеспеченные римляне. Там располагались летние имения знати и богачей.

Извержение Везувия было описано многими римскими историками. Они свидетельствуют, что из-за поднявшейся во время извержения пыли и огненного камнепада корабли не могли приблизиться к Помпеям. Поэтому жилели города просто не могли сбежать, и большинство из них погибло.

В 18 веке Помпеи были неожиданно обнаружены, начались археологические раскопки. Сегодня здесь расположен музей под открытым небом, имеющий уникальное значение. Многие предметы и дома здесь были погребены под слоем пепла в неизменном виде и дают четкое представление о жизни римлян в ту эпоху.

Прочие произведения искусства, посвященные вулканам

Помимо картины Брюллова извержениям вулканов посвящены следующие произведения искусства:

  • Стихотворение "Везувий зев открыл", автор - А.С. Пушкин.
  • Стихотворение "Вулканы", автор - Б. Ахмадулина.
  • Роман "Последний день Помпеи", автор - Эдвард Бульвер-Литтон.
  • Новелла "Аррия Марцелла", автор - Теофиль Готье.

Все они также описывают извержение Везувия и гибели города Помпеи. Прочие же подобные происшествия в искусстве практически не затрагиваются, возможно, потому, что не имели такого широкого масштаба и количества жертв.

Люди любят все ранжировать, составляя своеобразные «хит-парады» в самых неожиданных номинациях. Даже столь тонкая материя, как искусство, не избежала этой участи, хотя сравнивать художественные произведения очень трудно. Информационный канал Би-Би-Си произвел оценку различных живописных полотен, определив десяток самых выдающихся из них. Безусловно, этот рейтинг весьма спорен, и у читателя может возникнуть вопрос, а где, собственно, Суриков, Левитан, Репин или Шагал, к примеру. Увы, британцы не любят вспоминать о российских достижениях, в том числе и в области изобразительного искусства. Впрочем, такая предвзятость отнюдь не помешает нам восхищаться этими замечательными картинами. Итак:

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», (конец 1490-х годов)

Сюжет воспроизводит наиболее драматический момент Страстной недели, когда Иисус, ужиная со своими учениками, сообщает им, что вскоре один из них его предаст, а другой отречется от своих убеждений. Иуда, сидящий за столом четвертым слева, всей своей позой выказывает смущение, остальные апостолы выражают удивление и возмущение. Картина написана на стене монастырской трапезной и, к сожалению, претерпела множество повреждений, в результате которых утратила большую часть оригинального авторского письма.

Джованни Беллини, «Праздник Богов» (1514 г.)

Банкет - распространенная тема итальянской живописи XVI века, ему посвящены многие произведения эпохи Возрождения. К примеру, художник Андреа дель Сарто даже изобразил церковь, изготовленную из колбасы и сыра пармезан. В основном картина написана Беллини, но помогал ему молодой Тициан, бывший в то время его учеником. Этот шедевр выполнен в мифологическом жанре. Персонажами стали бог плодородия Приап, нимфы, Юпитер и другие божества, пьющие вино. Новшеством техники стал китайский сине-белый фарфор, недавно завезенный в Европу.

Паоло Веронезе, «Свадьба в Кане» (1563 г.)

Эта яркая и красочная сцена массового праздника висит в итальянском крыле Лувра прямо напротив Моны Лизы, что, к сожалению, способствует репутации одного из самых игнорируемых шедевров всего западного искусства. Свадьба, на которой Христос только что превратил воду в вино, была перенесена из Каны в современную автору Венецию. Нарядно одетые гости, кажется, заняты десертом, но, если присмотреться, можно заметить, что никто из них не ест. Это объясняется тем, что на картине изображены представители высшего класса, которые, в отличие от простолюдинов, считали не очень приличным интересоваться угощениями.

Диего Веласкес, «Триумф Вакха» (1628 г.)

Белокожий, увенчанный листьями плюща, бог вина сидит в веселой компании. Как и положено ему по статусу, он пьян. Рядом с ним загорелые работники в испанских коричневых плащах, выглядящие куда более трезвыми. Художник изобразил мифологическую сцену, довольно редкую в его творчестве. Веласкес отошел от традиционного образа вакхического веселья, на котором, как правило, присутствуют нимфы, и обратился к более натуралистическому стилю, характерному для жанровых сцен (бодегонес).

Питер Пауль Рубенс, «Праздник Ирода» (1635-38гг.)

Крышка блюда приподнимается, а под ней - глава Иоанна Крестителя. Великолепная мрачная живопись Рубенса показывает момент, когда Саломея, станцевав для своего отчима Ирода, получает в награду смерть святого. Человеческая голова подается на праздничный стол вместе с лобстером и дичью. Иродиада, мать Саломеи, тычет в язык Иоанна вилкой, в то время как ее муж охвачен ужасом.

Ян Стен, «Беспутный дом» (1663-64 гг.)

Если в эпоху Высокого Возрождения художники изображали богов или аристократов, то голландские живописцы XVII века обратились к бытовым сценам, иногда насыщенным морально-сатирическим смыслом. Видно, что эти гуляки грешат привычно и обыденно. Человек в черном пытается соблазнить служанку, а женщина на переднем плане так увлечена выпивкой, что не замечает Библию под ногами. Большой окорок, ставший, очевидно, центром этого праздника, забыт на полу, и на него уже заинтересованно поглядывает кошка.

Джон Мартин, «Праздник Валтасара», (1821 г.)

Джон Мартин был одним из самых странных английских художников XIX века. Его манере свойственны апокалиптические видения, но чрезмерная пафосность иногда переходит в откровенный китч. На этой картине он изображает сцену из Книги Даниила, в которой царь вавилонский получает плохое предзнаменование. Грандиозные колоннады до бесконечности, страшные молнии на небе и все такое прочее…

Эдуард Мане, «Завтрак на траве» (1862 г.)

Картины вошла в историю западного искусства, как отвергнутая парижским Салоном и самим Наполеоном III, в ней нарушены все правила перспективы и иконографии. Непонятно также, почему мужчины одеты в современное платье, женщина голая, и при этом люди не глядят друг на друга. Впрочем, возможно, Мане вообще писал не пикник, несмотря на фрукты и булочки, выкатившиеся из корзины на траву. Скорее всего, никакого намека на многозначительную философию, мораль или мифологию нет, художник просто изобразил какой-то факт из современной жизни.

Джеймс Энсор, «Банкет голодающих» (1915 г.)

Когда в начале Первой мировой войны немецкие войска заняли Бельгию, Энсор написал эту горькую пародию на «Тайную Вечерю». На столе убогий обед, состоящий из двух морковок и лука, по всему этому ползают насекомые. Стены украшены ужасными картинами, а люди бесчинствуют. Ужасы войны проявляются не только на полях сражений, но в быту, о чем и повествует это живописное произведение.

Джуди Чикаго, «Ужин» (1974-79 гг.)

Нужно было быть большим поклонником американского феминистского искусства, чтобы занести эту картину в список десятки лучших работ всех времен и народов. На ней изображена сервировка стола для трех десятков великих женщин, имена которых нашим соотечественникам ничего не говорят (за исключением, возможно, Вирджинии Вулф). В центре композиции не еда, а крышки. Чикаго завершила эту работу с помощью 400 добровольцев.