Новые триумфальные ворота

12.06.2019

С Петром I и его реформами связано появление в России помимо традиционных церковных и новых светских праздников. Такими праздниками стали, в частности, торжественные шествия, Первые шествия в Москву устраивались в честь военных побед, но очень скоро ими стали отмечать и другие, рассматривавшиеся как имеющие государственное значение, события. К такого рода праздникам приурочивалось строительство связанных с праздничным ритуалом триумфальных ворот и устройство "огненных потех" - фейерверков.
В 1696 году по случаю взятия Азова - первой крупной победы русской регулярной армии и флота, выросших из потешных полков и флотилий Петра, было организовано первое светское торжество - торжественное шествие через всю Москву победоносных войск, вступивших в город с юга.


Русский флот под Азовом. Гравюра 18 века.

Кульминационным моментом их встречи стало прохождение их через триумфальные ворота у Всесвятского (Большого Каменного) моста. Они представляли собой декорацию, вплотную прислоненную к первой проездной арке двухшатрового (в те времена) моста.
Как же выглядели эти первые русские триумфальные ворота? Один из самых основательных и глубоких биографов Петра И.Голиков описывал их следующим образом: «При входе на каменный мост построены были триумфальные ворота, образом древних Римских торжественных ворот, с следующими украшениями: на правой стороне оных на пиедестале статуя Марсова, имеющая в правой руке меч, в левой щит с надписью: Марсовою храбростию; у ног его невольники, татарский Мурза с луком и колчаном, а за ним два Татарина скованные... На левой стороне статуя Геркулесова на таком же пиедестале, держащая в правой руке обыкновенную его палицу, а в левой ветвь зеленую с надписию Геркулесовою крепостью. У ног его лежал паша Азовский в чалме и два скованные Турка...»

В 1753-1757 годах Д.В. Ухтомский возвел, наконец, каменные ворота. С середины
XVIII века они получили название Красных ворот, так как через них проходила
дорога на Красное село. В 1928 году ворота и рядом стоящая церковь Трех
святителей были снесены.
Красные ворота являли собой достаточно редкий в Москве памятник так называемого елизаветинского барокко.

Ф.Бенуа. Триумфальные ворота. 1848 г.
Хорошо видны здания кордегардий, стоявших по бокам от Триумфальных ворот.

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и в 1826 г. было решено заменить деревянную арку каменной. Разработка проекта была поручена архитектору О.И. Бове. Проект представленный мастером являл собой комплекс, состоявший из самой арки и двух кордегардий, размещенных по обеим сторонам Петербургского шоссе. Над скульптурным убранством арки работали скульпторы И.П. Витали и И.Т. Тимофеев.
Торжественная закладка арки состоялась 17 августа 1829 г. Постройка Триумфальных ворот продолжалась пять лет. 20 сентября 1834 г. состоялось официальное открытие этого памятника.


У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала было решено перепланировать, и Триумфальную арку разобрали. Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре.
В 1966 г. был поднят вопрос о восстановлении арки. После обсуждения ряда вариантов решено было установить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте рядом с Поклонной горой. Теперь арка ставилась без кордегардий, не как проезжие ворота, а как монумент.
При воссоздании были несколько нарушены пропорции арки.
Часть подлинных элементов убранства арки можно увидеть сейчас во дворе музея архитектуры. Они там в углу свалены.


Триумфальная арка на Кутузовском проспекте (на площади Победы). Фото 1970-х гг.

В следующий раз можно будет поговорить о триумфальных воротах, находившихся на территории бывших подмосковных усадеб, а ныне вошедших в состав Москвы... Кое-что сохранилось, например, в Измайлово на Серебрянном острове...

Со времен Петра Великого самые яркие победы русского народа отмечаются каким-либо величественным построением, которое будет напоминать о подвиге страны. Именно таким памятником и является Триумфальная арка или московские триумфальные ворота, воздвигнутые в начале тридцатых годов XIX века в честь победы 1812 года над Наполеоном Бонапартом.

История возникновения памятника

История памятника уходит своими корнями в первую половину XIX века на далекую Тверскую заставу, где он и был первоначально воздвигнут, но не из камня, а из деревянных материалов. Венчала архитектурное сооружение колесница славы, карниз возвышался на монументальных колоннах, которые и представляли собой величественные ворота, украшенные статуями освободителей, и изображениями ухода войск неприятеля. Но, так как памятник быстро ветшал и приходил в негодность, в скором времени решили заменить деревянную арку на каменную, чтобы сохранить ее на более долгий срок.

Николай I и Триумфальная арка

Изначально идея создания Триумфальной арки принадлежала русскому императору Николаю I, который воодушевился проектами, возводимыми в то время в Петербурге, и пожелал выстроить подобное и в Москве. Проект был поручен известнейшему на тот момент Осипу Ивановичу Бове. Но нехватка финансов и отсутствие помощи властей были многовековым бичом России, поэтому строительство было растянуто на несколько лет.

Более века легендарный памятник великой победы Отечества просуществовал на Тверской заставе, и лишь в 1936 году, в связи с реконструкцией и расширением московских улиц и площадей, было принято решение о переносе знаменитых ворот.

Перенос Триумфальной арки

Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1920-е. На заднем плане - Белорусский вокзал

Арка была аккуратно разобрана, архитекторы музея произвели тщательные замеры для последующих восстановительных работ, а детали поместили на хранение в музей. Восстановили ее не сразу, а лишь тридцать лет спустя. Можно только представить, насколько сложная и кропотливая работа выпала на долю архитекторов и инженеров того времени.

По оставшимся чертежам, рисункам и старым фотографиям нужно было восстановить памятник в начальном образе, восполнив те детали, которые безвозвратно исчезли. На одном только карнизе арки, необходимо было разместить более тысячи самостоятельных деталей!

Огромный коллектив трудился над воссозданием утраченных фрагментов: по гипсовым слепкам отливали заново формы деталей воинских доспехов и гербов старинных городов. Очень помогла в этом процессе панорама «Бородинской битвы», с картин которой также были использованы некоторые композиции.

По выбору места расположения тоже было очень много споров. Несомненно, когда изначально в XIX веке арку воздвигали, она выглядела величественно в любой точке Москвы, так как близлежащие дома не отличались своей высотой, а по истечении века столица изменилась до неузнаваемости, и трудно было сохранить среди высоток и автострад первоначальную задумку архитектора.

Установили Арку на Кутузовском проспекте недалеко от парка победы, где она прекрасно вписалась в суету московской жизни, напоминая людям о великом подвиге русского народа, которые испокон веков стоит на страже Отечества.

Триумфальная арка – это один из самых значимых памятников Отечественной войны 1812 года, который безмолвно напоминает о тех великих событиях, воспетых многими писателями прошлых лет.

На фото: процесс переноса арки с Тверской заставы, 1939 г.
1974 Кутузовский проспект

Страна Россия Россия Город Москва Архитектурный стиль неоклассицизм Автор проекта архитектор О. И. Бове ,
скульпторы И. П. Витали , И. Т. Тимофеев ; восстановлены по проекту В. Я. Либсона Архитектор Осип Иванович Бове Дата основания Строительство - годы Основные даты - Демонтаж ворот
на площади Белорусского вокзала

1966-1968 - Восстановление на Кутузовском проспекте
Дата упразднения Статус Объект культурного наследия № 7702324000 № 7702324000 Триумфальные ворота на Викискладе

Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Триумфальная арка) - триумфальная арка в Москве . Впервые сооружены в -1834 годах по проекту архитектора О. И. Бове на площади Тверская Застава в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года . Разобраны в 1936 году. Копия ворот сооружена в 1966-1968 годах по проекту В. Я. Либсона на Кутузовском проспекте , ныне - площади Победы в районе Поклонной горы . Ближайшая станция метро - «Парк Победы» . Триумфальные ворота отнесены к категории объектов культурного наследия регионального значения .

Не следует путать Триумфальные ворота с триумфальными арками, воздвигаемыми в Москве с 1721 года по случаю различных знаменательных событий на Триумфальной площади , которая после сооружения Триумфальных ворот на площади Тверской заставы стала называться площадью Старых Триумфальных Ворот .

Деревянная арка (1814)

В июне 1814 года Ростопчин устроил пышные празднества в честь вступления в Париж союзных войск и заключения мира. У Тверской заставы началось сооружение деревянных триумфальных ворот. Выбор места был обусловлен тем, что обычно именно у Тверской заставы императора встречала вся администрация Москвы вместе с почетными представителями дворянства и купечества. Это была одна из многих арок, которые были установлены по маршруту следования возвращающихся русских войск. Так в Петербурге дворянство начало строительство триумфальных ворот у Нарвы и у въезда в Петербург. Завершали эту идею триумфальные арки в Новочеркасске.

7 июля 1814 года Александр I, опасаясь народных бунтов, прислал генералу Вязмитинову рескрипт, запрещающий устройства всяких торжественных встреч и приёмов. Сенат вынужден был разослать повсюду новое постановление - об отмене начатых приготовлений, приложив копию царского распоряжения. Но триумфальные Нарвские ворота были почти готовы, и их декорировку довели до конца к концу июля.

Триумфальная арка Осипа Бове

Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот как памятника Победы принадлежит императору Николаю I . В апреле 1826 года во время коронационных торжеств в Москве он высказал желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге : архитектор Василий Стасов возобновлял на новом месте у Нарвской заставы в долговечных материалах деревянную Триумфальную арку Джакомо Кваренги , сооруженную в 1814 году на Петергофской дороге.

Составление проекта поручили крупнейшему на тот момент российскому архитектору Осипу Ивановичу Бове . Он разработал проект в том же году, однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта.

Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был утверждён императором 26 апреля 1829 года. 17 августа того же года состоялась торжественная закладка арки в присутствии московского генерал-губернатора Дмитрия Голицына и митрополита Филарета . К моменту торжественной закладки в основание уже было забито 3000 свай, а фундамент ворот доведён до уровня земли. В фундамент ворот легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года - «на счастье» .

Для сооружения ворот был использован камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово Московского уезда («татаровский „мрамор“») - им были облицованы стены арки. Колонны и скульптура - отливались из чугуна . Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевичем Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове .

Из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей строительство растянулось на пять лет. Открытие памятника состоялось лишь 20 сентября (2 октября) 1834 года .

Демонтаж (1936)

Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте

10 декабря 1965 года Совет Министров СССР, учитывая «…большую художественную ценность и общественно-историческое значение…», принял Постановление № 1059 «О восстановлении Триумфальной Арки Отечественной Войны 1812 года в г. Москве».

В 1966-1968 годах по проекту коллектива архитекторов (И. П. Рубен, Г. Ф. Васильева, Д. Н. Кульчинский) под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсона копия Триумфальной арки была сооружена на новом месте - на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва» .

При сооружении ворот были использованы обмерные чертежи и зарисовки ворот 1936 года, а также авторская модель сооружения, хранившаяся в Музее архитектуры. Однако копия ворот отличается от оригинального сооружения. Так, в конструкциях стен, сводов и цоколя новых ворот вместо кирпича использовали железобетон , облицовку белым камнем заменили на крымский известняк сероватого оттенка и гранит , кордегардии и решётки не восстановили. Сохранявшиеся на территории бывшего Донского монастыря подлинные детали, статуи и чугунные рельефы использованы не были - более 150 скульптур отлили заново на Мытищинском заводе. По деталям единственной уцелевшей чугунной колонны на заводе «Станколит » отлили 12 новых .

Тексты на памятных досках при восстановлении ворот также изменили: со стороны Можайского шоссе поместили часть надписи с закладной доски 1829 года, а со стороны города - строки из приказа М. И. Кутузова от 21 декабря 1812 года, обращенного к русским воинам: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нём громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем» .

Реставрация (2012)

В литературе

Владимир Гиляровский писал в книге « » о Триумфальных воротах:

Говорили, что по всей Москве и есть только два трезвых кучера - один здесь, другой - на фронтоне

Триумфальная арка или Триумфальные ворота в Москве объект культурного наследия, расположенный на Кутузовском проспекте. Памятник воздвигнут в ознаменование победы русского народа над французами в 1812 году. Достопримечательность относится к самым известным триумфальным воротам и аркам мира.

История

Триумфальная арка была построена в середине 1814 и первоначально была деревянной. Сооружение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о возведении каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, известный по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году.

Торжественная закладка арки состоялась в августе 1829 года. В памятник была вмонтирована бронзовая доска с надписью о возвеличивании русского народа.

Строительство велось в течение пяти лет и было завершено в 1834 году. А еще через два года при реконструкции площади у Белорусского вокзала московские Триумфальные ворота разобрали, убранство передали в Музей архитектуры. Через тридцать лет сооружение решили восстановить.

Новым адресом Триумфальной арки в Москве стал Кутузовский проспект. Перед реставраторами была поставлена задача воссоздать первоначальный облик арки. Они создали более 150 моделей – точных копий всех декоративных элементов.

По фрагментам единственной оставшейся колонны были отлиты 12 чугунных двенадцатиметровых колонн. Согласно плану реконструкции Кутузовского проспекта арка была торжественно открыта в 6 ноября 1968 года. Сегодня арка находится на площади Победы недалеко от станции метро “Парк Победы”. Рядом также находится Поклонная гора.

Описание

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве – однопролетная арка, имеющая две арочные опоры-пилоны. Вокруг них расположились двенадцать колонн. Лицевой стороной сооружение обращено ко въезду в Москву.

Между колоннами предусмотрены ниши – в них на высоких постаментах разместили литые фигуры воинов, облаченных в древнерусские доспехи. По периметру карниза расположились гербы административных районов страны, жители которых принимали участие в борьбе с завоевателями.

Там же помещались медальоны с инициалами Николая I. Сверху – сидящие статуи богинь Победы со скипетрами и венками в руках. У их ног собраны военные трофеи.

Арка увенчана шестеркой коней и колесницей с крылатой богиней Победы. В ее правой руке – лавровый венок в честь победителей. На главном фасаде размещена чугунная плита с текстом о победах русского народа.

Скульптуры

Две главные скульптуры Триумфальной арки — «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва». Первая изображает рукопашный бой, на фоне которого просматривается зубчатая кремлевская стена. Русские воины неудержимо надвигаются на врага, который под их натиском бежит, бросая оружие.

Воин на переднем плане держит круглый щит с гербом России. В его правой руке – меч, занесенный над поверженным врагом. Горельеф воплощает всю мощь русского народа, поднявшегося против завоевателя. Очень выразительно исполнена фигура убитого врага с обнаженной грудью.

Благодаря пространственной глубине сооружения движение кажется особенно впечатляющим. Фигуры на переднем и заднем плане различаются по размерам, а ближайшие являются почти самостоятельными скульптурами.

Другой горельеф – «Освобожденная Москва» выглядит более спокойно. Полулежащая женщина опирается на щит с изображением древнего московского герба. На нем виден святой Георгий Победоносец, поражающий дракона. Она олицетворяет Москву. Фигура облачена в сарафан и мантию, на голове небольшая корона. Правая рука тянется к императору Александру I. Вокруг – изображения Минервы, Геракла с палицей на правом плече женщины, старца и юноши. Все они расположились на фоне зубчатой стены Московского кремля.

Реставрация

В феврале 2012 года была проведена реставрация Триумфальной арки в Москве, приуроченная к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. До начала работ мэр сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии. При выполнении ремонтных работ была заменена основная часть облицовки пришедшей в негодность, проведена расчистка скульптурных групп и каменных стен, а также реставрационные работы по металлическим элементам. При этом пришлось снимать колесницу, венчающую ворота, и скульптуру богини Ники. Впоследствии они были установлены на место.

Торжественное открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось в сентябре 2012 года. В ближайших планах сооружение на воротах смотровой площадки.

  • Московский митрополит отказался освятить памятник из-за того, что на нем установлены скульптурные изображения мифологических богов.
  • Триумфальная арка – главный символ Филевского автобусно-троллейбусного парка.
  • Белый камень для облицовки стен арки был добыт у подмосковного села Татарово.
  • Неподалеку от арки находится каток с искусственным льдом — популярнейшее место среди детей и молодежи Москвы.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. От редакции LJ MEDIA

Триумфальные ворота на площади Победы - одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы. А ещё это напоминание о важной странице российской истории - Отечественной войне 1812 года. И немного осталось старожилов, которые видели величественное сооружение совсем на другом месте…

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте.

Триумфальные ворота на Тверской заставе

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка - она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе - его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях - немало подобных сооружений построено на пути русских воинов .

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств - город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника - крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города - по-русски, наружу - на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества .


Площадь Новых Триумфальных Ворот.

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию - пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок - его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд - сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Арки и ворота: взгляд в историю

Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы - арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.

Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.


Вид на Красные ворота с пролётки.

Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе - речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).

Другой аналог триумфальных арок - Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус - божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря - вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII - начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок .

В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.


Празднично оформленный вход на ярмарку в год 800-летия Москвы.

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место - на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» .

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы - на Мытищинском заводе художественного литья.

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии . Это явно ключевой момент - спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года . А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.


Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.