Консультация по литературе (9 класс) на тему: план анализа лирического произведения. Презентация на тему "анализ лирического произведения"

25.09.2019

Перед читателем лирического произведения не может не возникнуть вопрос, а с кем же он разговаривает, в чью речь вслушивается, о ком узнает столь много неожиданного и интимного? Разумеется, авторский голос слышен в любом произведении вне зависимости от его родовой принадлежности. С этой точки зрения особой разницы между эпопеей «Война и мир», драмой «Три сестры» и лирической миниатюрой Фета не существует. Важно другое. В лирических стихах авторский голос становится смысловым центром, именно он скрепляет стихотворение, делает его цельным и единым высказыванием.

Лирическое «я» в разных стихах звучит по-разному, разное означает: порой поэту важно дать ощущение полной слитности «я», существующего в литературе, и «я» реального. Но бывает и иначе. В предисловии к переизданию сборника «Пепел» (1928 г.) Андрей Белый писал: «...лирическое “я” есть “мы" зарисовываемых сознаний, а вовсе не “я" Б. Н. Бугаева (Андрея Белого), в 1908 году не бегавшего по полям, но изучавшего проблемы логики и стиховедения». Признание весьма серьёзно. Андрей Белый увидел в своих стихах «другого», а между тем именно этот «другой» был центром едва ли не важнейшей книги поэта. Как же следует назвать подобное явление?

За несколько лет до предисловия Белого была написана статья Ю. Тынянова «Блок»; здесь, резко отделив Блока-поэта от Блока-человека, исследователь писал: «Блок самая большая тема Блока... Об этом лирическом герое и говорят сейчас». Далее Тынянов рассказывает, как складывается в поэзии Блока странный, всем знакомый и как бы сливающийся с реальным А. Блоком образ, как образ этот переходит из стихотворения в стихотворение, из сборника в сборник, из тома в том.

Оба наблюдения связаны не с поэзией «вообще», но с конкретными поэтами, принадлежащими к одной творческой системе — русскому символизму. Ни Белый, ни Тынянов, ни серьезные ученики последнего не собирались распространить термин на всю мировую лирику. Более того, «теория лирического героя» предполагала, что большинство текстов строится по иным законам, что лирический герой — понятие специфическое. Попытаемся выяснить, какова же его специфика?

Жизнь поэта не сливается с его стихами, пусть даже на биографической основе написанными. Для того чтобы почти любой жизненный факт оказался неразрывно сцепленным с поэзией, втянутым в орбиту стиха, и необходим лирический герой. Это не герой одного стихотворения, но герой цикла, сборника, тома, творчества в целом. Это не явление собственно литературное, но нечто возникающее на грани искусства и бытия. Сталкиваясь с таким явлением, читатель неожиданно оказывается в положении незадачливого редактора ахматовской «Поэмы без героя», не может разобраться, «кто автор, а кто герой». Грань между автором и героем становится зыбкой, неуловимой.

Поэт по большей части пишет о себе, но пишут поэты по-разному. Иногда лирическое «я» стремится к идентичности с «я» поэта — тогда поэт обходится без «посредника», тогда возникают стихи, подобные «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Пушкина, «Сну на море» Тютчева или «Августу» Пастернака.

Но бывает и иначе. Ранняя лирика Лермонтова глубоко исповедальна, почти дневник. И все же не Лермонтов, а кто-то другой, близкий поэту, но не равный ему, проходит сквозь его стихи. Тексты живут лишь в одном ряду, один тянет за собой другой, вызывает в памяти третий, заставляет думать о том, что было «между ними», особую смысловую роль обретают даты, посвящения, пропуски текста, трудно расшифровываемые намеки. Стихи тут не самодостаточные, замкнутые миры (как в только что приведённых случаях), но звенья цепи, в пределе — бесконечной. Лирический герой возникает как средоточие и результат развития своеобразного «пунктирного» сюжета.

Лирический герой может быть достаточно однозначным. Вспомним поэзию русского романтизма. Для большинства читателей Денис Давыдов — лишь лихой поэт-гусар, молодой Языков — поэт-студент, Дельвиг — «ленивец праздный». Маска наложена на биографию, однако тоже оказывается художественно выстроенной. Для целостного восприятия стихов читателю вовсе не обязательно знать о трудах Давыдова по военной теории, о горькой судьбе и тяжёлой болезни Дельвига. Разумеется, лирический герой немыслим без «биографического подтекста», но сам подтекст поэтизируется в соответствии с основным духом творчества.

Надо также понимать, что Лирический герой — не «постоянная величина», он появляется в тех случаях, когда жизнь поэтизируется, а поэзия дышит фактом. Недаром В. Жуковский написал в итоговом для романтического периода стихотворении:

И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

С романтической культурой, для которой характерен своеобразный лирический «взрыв», когда сама жизнь поэта стала почти художественным произведением, - связано появление лирического героя, странного «двойника» автора; с эпохой символистской — его второе рождение. Отнюдь не случайно отсутствие лирического героя в зрелом творчестве Баратынского или Некрасова, выросшем в глубоком и серьезном споре с романтизмом, или у поэтов, споривших с символизмом, — Мандельштама, Ахматовой, поздних Пастернака и Заболоцкого. Не случайна и характерная для последних неприязнь ко всему игровому в литературе. Строгие слова Пастернака звучат неожиданным ответом Жуковскому:

Когда строку диктует чувство.
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.

Не будем сравнивать больших поэтов, чей диалог в веках организует сложное целое русской поэтической традиции, важно понять другое: лирический герой много даёт поэту, но и требует от поэта не меньшего. Лирический герой большого поэта достоверен, до пластичности конкретен. Таков он у Блока, проходящий долгий путь «через три тома». Блок не обмолвился, назвав их «трилогией». У «трилогии» есть и «лирический сюжет», не раз прокомментированный в письмах поэта: от озарений «Стихов о Прекрасной Даме» через иронию, скепсис, снежные и огненные вакханалии II тома — к новому, уже иному приятию жизни, к рождению нового человека в томе III. Давно известно, что не чистая хронология, но логика целого руководила Блоком при составлении циклов, при выработке окончательного композиционного решения. Многим стихам III тома по времени место во II, однако внутренняя история «лирического героя» диктовала поэту их перестановку.

Заметим, что отношения поэта с собственным порождением не всегда идилличны, поэт может уйти от старой маски, уже привычной для читателя. Так случилось с Языковым. Поздние стихи его никак не вяжутся с обликом хмельного дерптского бурша, переход к новому стилю, к новому типу поэтического мышления потребовал категорического разрыва со старым амплуа как формой контакта с читателем. Отказ от лирического героя — чёткая грань между «старым» и «новым» Языковым. Таким образом, антитеза «Лирический герой» — «прямой» голос автора оказывается значимой не только для истории поэзии как целого, но и для творческой эволюции того или иного (не каждого!) поэта.

Задумываясь над проблемой лирического героя, следует быть осмотрительным, всякий «быстрый вывод» здесь приводит к путанице. Увидеть его у современного поэта очень легко. Сама ситуация века массовой информации чрезвычайно приблизила, разумеется лишь внешне, поэта к аудитории, вырвала его из прежней «таинственной отдаленности». Эстрада, на которой выступают отнюдь не только «эстрадные» поэты, а затем и телевидение сделали лицо стихотворца, его манеру чтения и поведения «всеобщим достоянием». Но напомним ещё раз — для объективной оценки необходимы перспектива, взгляд на всё творчество, временная дистанция, а их критик-современник лишён. Лирический герой существует, пока жива романтическая традиция. Читатель ясно видит и напряжённо-волевого героя лирики И. Шкляревского, и «книжного мальчика», чей образ создаёт А. Кушнер, и меланхолично-мудрого «певца» Б. Окуджавы. Нет нужды объяснять, что реальный облик поэтов многомерней и сложней. Важно, что образы эти живут в читательском сознании, иногда переживая поэтическую реальность.

Конечно, никому не заказано пользоваться термином и в других значениях: для одних он кажется синонимом «образа автора», для других — поощрительным призом, для третьих — способом сурового укора. Поэт не становится лучше или хуже в зависимости от того, есть у него лирический герой или нет. А термин — «инструмент» очень хрупкий, поэтому использовать его надо осторожно.

ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Автор и дата. История создания. Тема. Главные образы или картины, созданные в стихотворении. Средства поэтического языка Поэтическая Фонетика Стихотворный размер. Рифма, рифмовка. Мое отношение.

РИФМА – это созвучие окончаний двух слов Мужская – с ударением на последнем слоге Женская –с ударение м на предпосл еднем слоге: Дактиличес кая – с ударением на третьем от конца слоге

Мужская рифма И море, и буря качали наш челн; Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне. Ф. И. Тютчев.

Женская рифма Тихой ночью, поздним летом, Как на небе звезды рдеют, Как под сумрачным их светом Нивы дремлющие зреют. Ф. И. Тютчев.

Дактилическая рифма Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. М. Ю. Лермонтов. Тучи

Тема любви (любовная лирика) Тема природы (пейзажная лирика) Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Тема дружбы Тема одиночества Тема родины (патриотическая лирика) Тема народа ТЕМА - ТО, О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ; ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ.

Тема любви (любовная лирика) Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства. А. С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье. . . "

Тема природы (пейзажная лирика) Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы С. А. Есенин "Береза"

Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта М. Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"

Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать. . . "

Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности А. Н. Радищев ода "Вольность"

Тема дружбы Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение А. С. Пушкин "К Чаадаеву"

Тема одиночества Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми М. Ю. Лермонтов "Парус"

Тема родины (патриотическая лирика) Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества А. А. Блок "Россия"

Тема народа Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа Н. А. Некрасов "Железная дорога"

ПАРНАЯ - (иначе - смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки: Пружина чести - наш кумир, И вот на чем вертится мир

ПЕРЕКРЕСТНАЯ - когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д. : Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье. Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье

КОЛЬЦЕВАЯ - (иначе - опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в эти каторжные норы Доходит мой свободный глас.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА ЭПИТЕТ - художественное определение; СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; ИРОНИЯ - скрытая насмешка; ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; ЛИТОТА - художественное преуменьшение; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать; МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как» , «как будто» , «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

ЭПИТЕТ Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум. . . (Н. А. Некрасов) Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвёл? Когда? Какой весною? И долго ль цвёл? И сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? (А. С. Пушкин)

СРАВНЕНИЕМ называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете. И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. (Лермонтов) В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное. Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т. п. И погнувшись изба, Как старушка, стоит. (Кольцов)

ИРОНИЯ. Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр. : глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова? " В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор: А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку. Я топор велю наточить-навострить, Палача велю одеть-нарядить, В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди московские, Что ты не оставлен моей милостью. . .

ГИПЕРБОЛА состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова: Вихрь полуночный - летит богатырь! Тьма от чела его, с посвиста пыль! Молнии от взоров бегут впереди, Дубы грядою лежат позади. Ступит на горы - горы трещат; Ляжет на воды - бездны кипят; Граду коснется - град упадает, Башни рукою за облак кидает.

ЛИТОТА - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого). Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки! (Крылов)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением. Идет седая чародейка, Косматым машет рукавом; И снег, и мразь, и иней сыплет, И воды претворяет в льды. От хладного ее дыханья Природы взор оцепенел. . .

МЕТАФОРА [греч. metaphora – перенос] – один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами. Использование метафоры подчеркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель. Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА Аллитерация – повторение согласных звуков; Ассонанс – повторение гласных звуков; Анафора - единоначалия;

АНАФОРА [греч. anaphora – возвращение, единоначатие, скреп] – повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! (А. К. Толстой)

АЛЛИТЕРАЦИЯ - один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума. . . (С. Есенин)

АССОНАНС - один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. . . (Б. Пастернак)

ХОРЕЙ Двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного слогов. Бу ря мгло ю не бо кро ет Ви хри сне жные крутя … А. С. Пушкин

ЯМБ Двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного слогов. Мой дя дя са мых че стных пра вил… А. С. Пушкин

ДАКТИЛЬ Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные. Ту чки небе сные, ве чные стра нники М. Ю. Лермонтов

АМФИБРАХИЙ Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные. Не ве тер бушу ет над бо ром, Не с го р побежа ли ручьи … Н. А. Некрасов

АНАПЕСТ Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог, а два других – безударные. О, весна без конца и без кра ю - Без конца и без кра ю мечта! А. Блок

План анализа стихотворения

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб U┴

Хорей ┴U

Анапест UU┴

Амфибрахий U┴U

Дактиль ┴UU

Дольник

Верлибр / свободный или белый стих/

Акцентный стих.

┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

О как на склоне наших дней 8 слогов

Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма

Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов

Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма

В) Рифмы

Смежная/парная/ААВВ

Перекрёстная АВАВ

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Знали бы вы,

Ближний и дальний,

Как головы

Собственной жаль мне-

Бога в орде!

Степь, каземат-

Рай – это где

Не говорят!

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует

Бытовую, повседневную

Литературную, книжную

Публицистическую

Архаизмы, устаревшие слова

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

Рассказ от лица персонажа

Стихотворение

Материалы к сочинению

Тютчев Ф. И.

«Неохотно и несмело…»

Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля -

Чу! за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы -

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей...

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

«Пересказ своими словами»

Поэт рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами.

Настроение.

Восторг от грозы. Поэт восхищается.

Изобразительно-выразительные средства.

Эпитеты : «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».

Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…»

Сравнение: «вихрем пыль летит с полей».

Метафоры: «в сиянье потонула», «молнии струя»

Эти слова помогают поэту передать все изменения в природе перед дождём, ярче нарисовать пейзаж.

Образы солнца и земли, образы молнии, грома.

Особенность – много глаголов, передающих действие, движение.

Тема и основная мысль.

Стихотворение о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.

Мои чувства.

Понравилось, потому что дождь – это очищение для природы. Гроза всегда настораживает и привлекает. Ощущаю запах дождя.

Словарь настроений

Позитивное настроение

негативное

торжественное;

восторженное;

очарованное;

радостное;

радужное;

веселое;

светлое;

восхищается;

восторгается;

восторженно- радостное;

легкое;

светлое;

нежное;

игривое;

умиротворенное;

теплое;

спокойное.

приподнятое

печалится

жалеет о …

сожалеет о…

поэту жаль …

переживает за …

негодует

расстроен

поэту больно от …,

С болью в сердце пишет о…

грустно, с грустью говорит о…

сердито

тоскует по …

с волнением говорит о…

испытывает чувство горечи

6. Образ лирического героя.

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2. Эмоциональное восприятие текста.

3. Словесное рисование (пейзажная лирика).

4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6. Образ лирического героя.

7. Собственное отношение к прочитанному.

8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2. Эмоциональное восприятие текста.

3. Словесное рисование (пейзажная лирика).

4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6. Образ лирического героя.

7. Собственное отношение к прочитанному.

8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2. Эмоциональное восприятие текста.

3. Словесное рисование (пейзажная лирика).

4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6. Образ лирического героя.

7. Собственное отношение к прочитанному.

8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Аллегория - литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.

Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов.

Басня – жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.

Гипербола (от греч. - преувеличение) - художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.

Жанр – тип художественного произведения.

Лирика – один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.

Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

Метафора - один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.

Мотив - устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

Мораль – отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. (« Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…И.А. Крылов)

Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму . (Образ узника в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Узник»)

Олицетворение – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

Пейзаж – (от греч. - создаю, творю) - 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.

Поэзия – словесное художественное творчество.

Проза – не стихотворная речь.

Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)

Стих – 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.

Стихотворение – небольшое стихотворное произведение.

Тропы (от греч. - поворот, оборот речи) - употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

Элегия (от греч. - жалобная песня) - лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.

Эпитет – образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.

Речевые клише

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…

Стихотворение можно разделить на…части, так как…

Композиционно стихотворение делится на…части.

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….

Поэт хочет запечатлеть словами….

Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…

Лирический герой этого стихотворения представляется мне….

Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)

Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …

Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.

Стихотворение вызывает у меня чувство…



Как много написано стихов, и в каждом из них автор хотел донести до читателя определенную суть. Не всегда сразу можно понять, какой смысл был заложен, и для этого необходим анализ лирического произведения, т. е. нужно провести разбор, который приведет к углубленному прочтению произведения.

Введение

В центре лирического произведения всегда есть герой, смысл и суть стихотворения необходимо искать в "ключевых словах", которые выражаются в переживаниях и мыслях героя. При этом обязательно нужно обращать внимание на метафоры, сравнения и другие эпитеты, чтобы понять их роль в тексте, для чего они использованы автором. Прежде чем провести анализ лирического произведения Лермонтова, Пушкина, Некрасова, необходимо составить план или схему, следуя которым, получится разделить стихотворение на части, проникнуть в суть, сделать умозаключение, а затем соединить все части вместе, чтобы увидеть полную картину и понять, что же хотел рассказать автор своим читателям.

Примерный лирического произведения

Многие советуют начать анализ с истории и времени создания, т. е. соотнести созданное стихотворение с периодом жизни поэта, с историческими событиями и культурными влияниями. Изучение истории поможет понять замысел поэта, его настроение и идейно-нравственную позицию.

Например, стихотворение А. С. Пушкина "Во глубине сибирских руд..." написано после восстания в 1825 году в Петербурге и посвящено декабристам. А произведение А. А. Ахматовой "Петроград, 1919" посвящено событиям Октябрьской революции.

Вот как может выглядеть схема анализа лирического произведения:

  1. История создания.
  2. Жанр произведения.
  3. Идейно-тематическое своеобразие.
  4. Композиция.
  5. Особенности лирического героя.
  6. Художественно-выразительные средства.
  7. Лексические средства.
  8. Использование синтаксических фигур и риторической фонетики.
  9. Определение размера стихотворения.
  10. Место и роль произведения в творчестве поэта.

Особенности жанра

Анализ лирического произведения включает такой этап, как определение жанра, который выражает отношение поэта к изображаемому и задает определенное настроение. Выделяют такие жанры, как стихотворение, элегия, сонет, песня, гимн, ода, послание.

Все знают, что гимн прославляет какое-то событие, человека или образ, а значит, в произведении будет торжественность и восхищение. А вот в элегии звучат грустные мысли, рассуждение о смысле жизни, о человеческом существовании.

Выявление тематики (проблематики) в произведении

Как выявить особенность произведения? Необходимо определить его пафос (в переводе с греческого - сильное чувство, которым пронизано все стихотворение). Выделяют следующие виды пафоса: героический, лирический, трагический, драматический, сатирический. Именно это и будет определение тематики, а значит, и выражение внутреннего мира героя.

Помимо тематики, план анализа лирического произведения предполагает исследование проблематики, где проявляется индивидуальный подход автора, это как бы характерная черта поэта. Например, Пушкин считал, что поэт - это пророк, а Лермонтов утверждал, что поэт всегда остается одиноким человеком, и простые люди его никогда не поймут.

Особенности композиции

Схема анализа лирического произведения состоит из нескольких пунктов, один из которых является изучением композиции произведения, т. е. состава и расположения частей, где последовательность никогда не бывает случайной и имеет смысловую нагрузку.

Очень часто используется такой прием, как повтор, что придает произведению стройность, например, начало и конец выглядят одинаково - «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (А. Блок).

Выделяют и другие звуковой повтор, где в конце стихотворных строк идет рифма и противопоставление, например, двух образов. Композиция строится таким образом, что с каждой строчкой происходит развитие и усиливается напряжение, а автор дополнительно использует опорные точки, где наиболее сильные художественные эффекты.

Лирический герой

Главное в лирическом произведении - это его герой, а значит, его переживания, эмоции и чувства. Именно через внутренний мир героя можно понять позицию автора и особенности его мировоззрения. Однако не стоит считать, что поэт описывает в произведениях себя самого, скорее всего, он передает характерное состояние людей для определенной эпохи. Образ создается на основе жизненного опыта поэта, и герой может быть близок по духу, по взгляду на жизнь, по переживаниям, но имеет характерные различия, и это сохраняется во всех стихах. Поэтому, прежде чем проводить анализ лирического произведения, примеры могут помочь разобраться, какие встречаются герои.

Некрасов в своих произведениях отстаивал гражданственность и считал, что через поэзию можно выражать мысли общества. Однако это не значит, что он был таким борцом за свободу и права общества, а показал это в стихотворении «Поэт и гражданин», где идет диалог, и гражданин призывает поэта к действию, ведь сейчас не время лежать «на печи», и итогом становится фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», где говорится о том, что нельзя быть чуждым к интересам общества.

Анализ художественных и лексических средств

В каждом стихотворении автор использует тропы, т. е. слова и выражения, которые употребляются не в прямом смысле, а в переносном. Проводя анализ лирического произведения, важно не только найти эти тропы, но и понять, для чего они используются в тексте, почему выбран именно этот тип, и насколько это характерно для данного поэта. Существует большое количество тропов, но чаще всего применяют следующие: эпитеты, метафоры, оксюморон, сравнения, гиперболу, олицетворение, иронию.

Помимо такого художественного средства, как тропы, в произведениях также используют синтаксические фигуры (приемы построения текста для повышения выразительности и усиления эмоционального воздействия, как, например, восклицательный знак или риторический вопрос), а также звуковые сочетания, когда, например, несколько строк начинаются с одного слова, или использованы слова, схожие по звучанию.

Художественные средства широко применяются в стихотворениях, но кроме этого используют и лексические, чтобы создать определенный стиль и тематику. Например, использование архаизмов, историзмов, возвышенных синонимов, где слово глаза заменяют на зеницы, губы на уста, смотри - виждь и т. д.

Определение системы стихосложения и особенности строфики

Дактиль - все это размеры, которыми написаны стихотворения. Необходимо обязательно понять размер, когда нужно провести анализ лирического произведения, так как он создает определенное настроение и эмоциональное состояние.

Произведение Лермонтова «Молитва» - написано динамично, четко и стройно, как и сама молитва. Стихотворение Л. Толстого «Коль любить, так без рассудка...» написано четырехстопным хореем, задает настроение бодрости, веселья, озорства и жизнерадостности.

Строфика или строфа - группа из числа стихов, которая повторяется в произведении и объединена общей рифмой. Выделяются следующие строфы:

  • Двустишье.
  • Терцина - состоит из трехстишей.
  • Катрен.
  • Пятистишие.
  • Секстина.
  • Селтстишие.
  • Октава.
  • Нона.
  • Десятистишие.

Анализ лирического произведения: примеры

На примере стихотворений можно проследить несколько тем, которые в разные века воспевались поэтами. Тема любви часто звучала в стихотворениях Пушкина, самое известное из них - "Я помню чудное мгновенье...", где раскрывается проблема взаимоотношений мужчины и женщины, где поэт пытается донести каждому, как мимолетна может быть любовь, и что она уже никогда не повторится.

Тема природы часто воспевалась Тютчевым и Есениным. В стихотворении "Береза" Сергей Есенин описывал пейзажи, животных, чувства героя, которые он испытывает, глядя на природу.

Прослеживалась в темах поиска смысла жизни. Так, например, в стихотворении А. Фета "Нам не дано предугадать" исследуется проблема бытия, жизни и смерти, человеческого существования и его назначения.

Понимание того, какую тему выбрал поэт, поможет составить первоначальный план анализа лирического произведения и упростит его изучение. Помимо приведенных примеров, авторы также создавали стихотворения о дружбе, одиночестве, о родине и жизни народа, о свободе и назначении поэта.

Сочинение-анализ лирического произведения предполагает, что тот, кто этим занимается, имеет определенные знания в литературе, может отличить ямб от хорея, понять, где какие используются художественные и лексические средства, чтобы увидеть главную суть произведения.

Анализ проводить не просто, и на это требуется время, но когда добираешься до истинного смысла, который заложен в стихотворении, лучше понимаешь поэта и то время, в котором он жил.

Схема анализа лирического произведения (стихотворения)

1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).
2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).
4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).
6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:
фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);
лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);
синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)
7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о еговзглядах на жизнь, на искусство и т.д.).
8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...