20 сентября во 2«Б» и 3«Б» классах педагог-библиотекарь Т.В. Водяницкая провела библиотечные часы, посвященные 135-летию со дня рождения Бориса Степановича Житкова (1882-1938). Обучающиеся узнали
много интересных фактов из жизни писателя. Его отец Степан Васильевич был учителем математики. Мать Татьяна Павловна прекрасно играла на фортепиано. В гимназические годы он увлекался
скрипкой, фотографией, рисованием, гальванопластикой (изготовлением металлических копий). Оказывается, Коля Корнейчуков, который позже станет известным писателем Корнеем Чуковским, учился в одном
классе с Борисом Житковым. У него осталось много ярких детских воспоминаний об их годах учебы.
Борис Житков много учился, овладел разными специальностями: ихтиолог, штурман парусника, рабочий-металлист, морской офицер и инженер, капитан научно-исследовательского судна, преподаватель
физики и черчения, руководитель технического училища.
Детским писателем Житков стал неожиданно даже для самого себя. Однажды Корней Чуковский услышал, как он рассказывает детям о своих приключениях на суше и на море, и попросил его написать об этом
небольшую книжку. Она получилась очень увлекательной. Потом были и другие произведения. Его книги с морскими историями, о животных, о храбрых людях до сих пор нравятся детям.
На библиотечных часах школьники отгадывали кроссворд по произведениям Бориса Житкова и показали рисунки, которые они выполнили к полюбившимся рассказам.
11 сентября библиотека №20 «Новосинеглазовская» провела литературно-познавательный час, посвященный 135-летию Бориса Степановича Житкова. Ученики 2 класса школы №145 познакомились с жизнью и творчеством известного писателя, педагога и путешественника Бориса Житкова, узнали интересные факты из биографии писателя.
Оказывается, профессиональным писателем Борис Житков стал, когда ему было за сорок лет. А до этого был и штурманом парусного судна, и рыбаком, и ихтиологом, и рабочим-металлистом, и морским офицером, и инженером, и преподавателем физики и черчения. Борис Степанович Житков испробовал множество профессий, но постоянным увлечением его была литература. Среди известнейших его произведений: «Злое море», «Морские истории», «Семь огней», «Рассказы о животных», «Рассказы для детей». Удивительным для ребят стал биографический факт - что одноклассником Б.С. Житкова был К.И. Чуковский, автор их любимого «Мойдодыра» и «Мухи-Цокотухи». А ещё, Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака «Почта»:
«Он протягивает снова
Заказное для Житкова.
Для Житкова?
Эй, Борис,
Получи и распишись!»
Книги Б.С.Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
Викторина с вопросами о жизни и творчестве писателя-юбиляра пополнила знания детей. Завершилась встреча громкими чтениями рассказа Б.С.Житкова «Храбрый утенок» и вопросами-ответами по тексту рассказа. Самых активных участников ждали призы.
Литературно-экологический час к юбилею Бориса Житкова прошел в библиотеке №25. В начале был объявлен конкурс «Внимательный слушатель». Сотрудники библиотеки познакомили ребят с жизнью и творчеством Бориса Житкова, а потом ребята ответили на вопросы викторины по творчеству писателя. Самым внимательным слушателем оказалась Анастасия Еремина. Вместе с ребятами прочитали короткие истории отношений человека с животными, которые не устаревают и не надоедают: «Охотник и собаки», «Волк», «Галка» и другие, ведь Борис Житков не просто любил животных, он глубоко понимал их и умел с ними обращаться. Прочитали, как Житков описывает разные невыдуманные случаи спасения людей животными, их преданности, крепкой дружбы и крепкой привязанности: рассказы «Как слон спас хозяина от тигра», «Мангуста». Выкрутасы и шалости макаки Яшки буквально заворожили ребят с первой минуты чтения. Ребята смеялись от души над ее проказами, но вместе с тем и задумались: не так - то легко жить бок о бок с таким непоседой и озорником.
В детском отделе «Умка» библиотеки №32 имени М. Горького представлена книжная выставка «Вечный Колумб» о Б.Житкове. Она познакомит детей с творчеством русского писателя, путешественника и исследователя Бориса Степановича Житкова.
Школьная библиотека и детское чтение
Сценарий мероприятия для учащихся 3-4 классов
Лазарева Т.А
., библиотекарь МОУ «Серёдкинская средняя общеобразовательная школа» Псковского района Псковской области
Цели:
-
привлечениек чтению в библиотеке;
-
содействие экологическому воспитанию.
Задачи:
-
познакомить с творчеством писателя Бориса Житкова;
-
развивать умения работать в команде;
-
прививать навыки внимательного чтения;
-
воспитывать ответственность за приручённых животных.
Оборудование:
-
портрет писателя
-
компьютер с проектором;
-
плакат - коллаж «изображенияразныхживотных»;
-
раздаточный материал на карточках
-
Книжная выставка.
Предварительнаяподготовка
Детям даётся задание прочитать рассказы Бориса Житкова:
1. Беспризорная кошка
2. Мангуста
3. Про волка
4. Про обезьянку
5. Про слона
6. Тихон Матвеевич
Класс заранее делится на две команды, выбирает капитана, придумывает название команды. В название команды нужно выбрать кого-тоиз животных - героев понравившихся вам, на которых вы хотели бы походить какими-то качествами, для того, чтобы победить.
Ход мероприятия
Библиотекарь:
Здравствуйте ребята! (Рассказ библиотекаря сопровождается презентацией
)
Слайд 2
. Наша встреча посвящена замечательному русскому писателю, Борису Житкову и его книгам. Сейчас я расскажу вам о писателе, его детских годах, а вы внимательно слушайте, потому что у нас будет конкурс «Внимательный слушатель».
Какой же он был человек Борис Степанович Житков? Что известно нам о его жизни? Когда замечательного человека уже нет на свете, те кто его знал, стараются записывать всё, что о нём помнят. Из рассказов этих людей (современников), мы можем узнать о многих замечательных людях. Я прочитала о жизни Б. Житкова много интересного, но вам я расскажу только некоторые странички его жизни.
Слайд 3
. Прожил Борис Житков 56лет. Родился он 11 сентября 1882 года недалеко от города Новгорода.Его отец был учителем математики, мама занималась воспитанием детей, очень любила музыку, играла на фортепиано. У Бориса было три старших сестры. Дети в этой семье росли самостоятельными. А Борис с самого раннего детства был с характером. Когда Борису было три года, кто-то из гостей подарил ему на именинах две копейки. Никому, не сказав, Борис пошёл к пристани покупать пароход, на пристани малышу объяснили, что пароход не продаётся. Но есть в другом конце города магазин, где можно купить игрушечный пароходик. И Борис отправился на поиски магазина. Нашли его за городом, он стоял среди мальчишек и рассказывал им про пароход, какой он и где его купить.
Слайд 4
. В четыре года Борис попросил, чтобы ему купили: «большие сапоги и топорик…» И с тех пор, что-то мастерил из чурок и щепок, стараясь сделать столы, скамейкии конечнопароходики. Потом семья переехала в Петербург. Борисжил у бабушки на берегу речки и подолгу смотрел, через щель в заборе на речку и на проплывающие лодки. На полке у бабушки стояла модель настоящего корабля. Борис не мог оторвать глаз от него и всё думал: - как там бегают маленькие человечки, как они там живут? Ребята, вам это не напоминает какой-то рассказ Б.Житкова? Назовите его. Правильно «Как я ловил человечков»
.
Слайд 5.
Когда Борису было семь лет, семья переехала в Одессу. Борис был счастлив, рядом было море, гавань, где стояли пароходы. Борис познакомился с мальчишками из гавани,ловил с ними рыбу, облазил все пароходы и маленькие парусные суда. Дом, в котором жили Житковы, выходил во двор, где помещалисьмастерские пароходства, там были столярные, слесарные, токарныестанки, на которых Борис учился понемногу работать. Теперь он мастерил настоящие модели яхт.
Борис учился в гимназии и разрывался от увлечений. Занимался фотографией, любил рисовать, увлёкся игрой на скрипке. Вместе с соседскими детьми взялся выпускать рукописный журнал.
Когда ему исполнилось одиннадцать лет, их семье подарили парусную шлюпку, на которой он катался вместе с сёстрами. У Бориса Житкова всю жизнь было увлечение морем, кораблями, путешествиями, а вот писателем он никогда не мечтал стать. Первое морское путешествиеБорису посчастливилось совершить в тринадцать лет.
Слайд 6
. В эти годы он со всейсвоей энергией бросился вырабатывать свой характер и силу воли. В гимназии вместе с Борисом учился Коля Корнейчуков, он вспоминал, что Борис был молчаливый, надменный, очень прямой. Сидел в классе всегда впереди, но ребята его уважали, им нравилось то, что Борис живёт среди кораблей, что все его дяди адмиралы, что у него есть собственная лодка, телескоп, скрипка, чугунные шары для гимнастики и дрессированный пёс.
Слайд 7
. После гимназии Борис много учился, получил несколько профессий, занимался кораблестроением, ходил в кругосветное плавание, побывал в разных городах и странах.
Но наступило время в жизни Бориса Житкова, когда он морской инженер остался без работы. Он переехал в город Петербург и встретился там с другом детства Колей Корнейчуковым, который сталуже известным писателем. Ребята назовите имя этого писателя. Да, это КорнейИванович Чуковский.
Он предложил Б. Житкову написать рассказы о своих путешествиях и увидев, что у него получаются очень интересные рассказы, предложил ему заниматься писательским трудом.
Слайд 8
. Рассказы Б.Житкова понравились редактору детского журнала С.Я. Маршаку, и их стали печатать в журналах и издавать отдельными книжками. Книги Житкова полюбились детям и взрослым, ведь писатель рассказывал о том, что он сам видел, что происходило на его глазах, о настоящей храбрости, о товариществе. Книги Бориса Степановича Житкова вы видите на этой книжной выставке.
Слайд 9
.Ребята, вы прочитали рассказы Бориса Житкова о животных и сейчас мы проведём конкурс внимательных и начитанных - КВН по этим рассказам. Вам будут предложены разные задания, а вы старайтесь активно работать, отвечать на вопросы, оценивать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри). За каждый конкурс объявляются оценки.
Слайд 10.
Сегодня в КВН участвуют две команды.
Конкурс 1
Представление команд (Команды представляются, объясняя, почему выбрали такое название).
Конкурс 2
Команды по очереди должны показатьна плакате ряд животных, которые встречаются в одном из рассказов Б.С. Житкова
1. Беспризорная кошка - кошка, собака, мыши, рыбы, ласточки.
2. Мангуста - мангуста, змея, кот.
3. Про волка - волк, собака, кошка.
4. Про обезьянку - обезьяна, собака, кошка.
5. Про слона - слоны
6. Тихон Матвеевич - орангутанг, горилла, тигр.
Конкурс3
Задание для самых внимательных читателей «Словесный портрет». Узнайте животное по описанию автора, назовите рассказ (Можно зачитать или раздать на карточках по три портрета каждой команде).
В детском отделе «Умка»
библиотеки №32 имени М. Горького представлена книжная выставка «Вечный Колумб»
о Б.Житкове. Она познакомит детей с творчеством русского писателя,
путешественника и исследователя Бориса Степановича Житкова.
Родился он
11 сентября (30
августа по ст.стилю). В этом году мы отмечаем 135 лет со дня
его рождения. Житкова
называли «Вечным
Колумбом», то есть вечным искателем.
Его детство прошло в Одессе. Увлекался он абсолютно разными занятиями: цитировал сцены из литературных произведений, играл на скрипке и учился гребле. Получил начальное домашнее образование, а затем продолжил учёбу в гимназии.
В гимназии Борис познакомился с Колей Корнейчуковым, который впоследствии стал писателем Корнеем Чуковским. Житков обучал друга морскому делу, французскому языку и гребле.
Будущий писатель закончил естественное отделение Новороссийского университета, служил моряком, штурманом на парусном корабле, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Учился на кораблестроителя.
«Он мог ответить на все вопросы: о скрипках, кораблях, математике, языках, литературе, оружии, живописи, привычках зверей, сопротивлении материалов, плаванье, аэродинамике», - вспоминал о Житкове писатель Борис Ивантер.
С вой первый рассказ Житков написал, когда ему исполнилось сорок два года. Печатать свои повести писатель начал в 1924 году. За год до этого он приехал в Петроград к школьному другу Корнею Чуковскому. Там он развлекал детей писателя своими рассказами о море и путешествиях, в итоге Николай предложил товарищу перенести эти истории на бумагу. Чуковский был поражён мастерством друга, ему даже не пришлось редактировать рассказ.
Борис Степанович писал о храбрых, честных, щедрых людях, рассказывал о разных профессиях: морских капитанах, охотниках, летчиках, рыбаках, пожарных. В своих произведениях он воспевал и такие черты как компетентность, усердие, а самое главное — чувство ответственности. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации: цикл «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и другие.
Писатель рассказывал о разных профессиях, но больше всего любил писать о море, путешествиях и приключениях.
Но не только о море писал Борис Степанович. Много у него рассказов о животных: про обезьянку, жившую в доме Житковых; про беспризорную кошку и других животных.
o У Житкова самого всегда были собаки и кошки, а однажды — даже ручной волк. Кошки у него давали лапку и шли на свист.
o Интересно, что у Бориса Степановича были выдающиеся способности к языкам, он на лету схватывал произношение. За свою жизнь прозаик выучил новогреческий, арабский, польский, турецкий и многие другие языки.
o В фантастическом рассказе «Микроруки», опубликованном в 1931 году , Житков описал способы изготовления и применения микроманипуляторов, одного из направлений нанотехнологий , получивших развитие с началом XXI века.
o Внучатый племянник Б. С. Житкова — российский математик Владимир Игоревич Арнольд .
o Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака «Почта »:
«—Заказное из Ростова .
Для товарища Житкова !
—Заказное для Житкова ?
Извините ,нет такого !
Житков за границу
По воздуху мчится —
Земля зеленеет внизу .
А вслед за Житковым
В вагоне почтовом
30 августа ()Место рождения:
Дата смерти:
(56 лет)
Место смерти:
Род деятельности:
писатель
Жанр:
приключения, рассказы о животных
Язык произведений:
русский
Житков отличался великолепной способностью к языкам. Помимо европейских, которые изучались в гимназии, он знал новогреческий, арабский, румынский, польский, татарский, датский, турецкий. Он быстро схватывал особенности местного произношения. Однажды в Лондоне он зашёл в лавочку, где часто покупал папиросы. Хозяин спросил: "Что-то вас долго не было видно, сэр... А-а, вы были в Дерби!". "Как вы узнали об этом?", – спросил Житков. "Родной говор услышал, сэр. Я ведь сам из Дерби".
Житков работал в детской литературе всего 15 лет. Он всё время хотел издать детскую энциклопедию, но она так и не увидела свет. Борис Степанович перепробовал все детские жанры и придумал некоторые новые: научно-художественный, журнал-картинку, книжки-игрушки, календари для детей. Житков постоянно затевал создание новых отделов в журналах для детей: "Пионер", "Чиж", "Еж", "Юный натуралист", пробовал делать игровой научный фильм, театр теней с музыкой. Он написал энциклопедию для четырёхлетних детей, циклы известных детских рассказов "Что бывало" и "Что я видел".
С Борисом Житковым Николай Корнейчуков познакомился в детстве. Они были однолетки, учились в одном классе одной и той же Одесской второй прогимназии. «Его [Житкова] уже тогда буквально распирало от множества знаний, умений и сведений, которые наполняли его до краев, он, педагог по природе, жаждал учить, наставлять, объяснять, растолковывать. Он учил меня всему: гальванопластике, французскому языку (который знал превосходно), завязыванию морских узлов, распознаванию насекомых и птиц, предсказанию погоды, плаванию, ловле тарантулов...», - вспоминал Чуковский
Благодаря своему другу К.И. Чуковскому, Житков стал писателем. Однажды, придя к нему в гости, Борис стал с увлечением рассказывать о разных морских приключениях детям Чуковского. Они слушали его, очарованные, и, когда он заканчивал один свой рассказ, дружно кричали: "Еще!" И тогда друг посоветовал: «Попробуй опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!»
С детства Борис был артистичным, играл на скрипке, был искусным рассказчиком. До революции 1917 года Борис Житков сменил много морских профессий, прошёл всю службу от юнги до капитана. Он получил образование штурмана дальнего плаванья, был капитаном на научно-исследовательском судне, работал ихтиологом, освоил профессию рабочего-металлиста и был инженером-судостроителем на заводе в Николаеве, разбирался в авиамоторах. После 1917 года преподавал в Одессе на рабфаке физику и черчение, был директором технического училища. К литературному труду Житков был подготовлен, пригодился весь опыт его предыдущей жизни, все профессии и богатые впечатления.