Кубанский казачий хор
Кубанский казачий хор | |
Жанр | |
---|---|
Годы |
1811 - наст. время |
Страны | |
Город | |
Язык песен |
Русский, украинский |
Руководитель | |
Состав |
хор - 62, балет - 37, оркестр − 18 человек |
kkx.ru |
Кубанский казачий хор (полное название - Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор ) - хоровой певческий коллектив, основанный в 1811 году . В репертуар входят кубанские казачьи , русские и украинские народные песни, а также песни на стихи русских и украинских поэтов в обработке Виктора Захарченко - художественного руководителя коллектива.
Общий состав коллектива - 157 человек:
Wikimedia Foundation . 2010 .
Историческим предшественником современного Кубанского казачьего хора является Войсковой певческий хор Черноморского казачьего войска. Его основателем стал первоприсутствующий Екатеринодарского Духовного Правления, войсковой протоиерей Кирилл Васильевич Россинский.
В августе 1810 года он обратился в войсковую канцелярию Черноморского казачьего войска с прошением о создании Певческого хора. Предложение было одобрено войсковым атаманом Ф. Я. Бурсаком и членами канцелярии. В августе были подготовлены сметы на жалование регенту, певчим, а также средства на приобретение костюмов.
На праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1810 года ст.ст. Войсковой певческий хор впервые выступал в Войсковом Воскресенском соборе. Первым регентом хора стал дворянин Константин Гречинский. Первоначально хор существовал на средства протоиерея Кирилла Россинского, но в январе 1811 года Одесским и Херсонским генерал-губернатором герцогом де Ришелье были официально утверждены штаты, смета и выделены деньги на содержание Войскового певческого хора.
1 октября 1811 года в день Покрова Пресвятой Богородицы, который стал считаться праздником Войскового хора, коллектив уже выступал как официально учрежденный Войсковой Певческий хор Черноморского казачьего войска. 22 декабря 1811 года император Александр I издал указ «О заведении в Черноморском казачьем войске духовой музыки из 24 музыкантов», то есть духового оркестра. Оркестр был назван Войсковым музыкантским хором. Певческий и музыкантский войсковые хоры развивались параллельно. Насыщенная, многообразная и плодотворная творческая деятельность двух хоров продолжалась до апреля 1920 г. Их выдающуюся роль в духовном, культурном и патриотическом воспитании кубанцев невозможно переоценить. По признанию современников, то были лучшие на периферии военно-художественные учреждения России.
В 1860?м Черноморское казачье войско переименовывается в Кубанское. Соответственно переименовывались и войсковые хоры. Кроме участия в церковных богослужениях, Певческий хор давал и светские концерты в Екатеринодаре и по всему югу России. Исполнялась духовная музыка, народные песни, классические произведения. Хор стал кузницей музыкальных кадров и для учреждений культуры, и для православной церкви, и для армии Российской Империи.
Деятельность хора высоко оценивалась Российскими императорами: император Александр II находил его «замечательным по голосам и стройности исполнения», а император Александр III выразил хору благодарность «за отличное исполнение музыкальных программ» и повелел войсковому начальству озаботиться расширением и улучшением хора.
С приходом к власти на Кубани большевиков Войсковой певческий хор был переименован в Государственный. Однако, в связи с проведением политики репрессий по отношению к казачеству, хор подвергся гонениям. 21 апреля 1920 г. Кубано-Черноморский областной ревком постановил: «Все войсковые хоры и оркестры, ныне переименованные в государственные, со всем личным составом, библиотеками, музыкальными инструментами переходят в ведение областного отдела образования. Всем дирижерам, музыкантам, певчим и прочим, имеющим у себя казенные инструменты и ноты, сдать таковые немедленно. Лица, укрывающие вышеуказанное имущество, будут преданы революционному трибуналу». Летом 1921?го решением большевистских властей деятельность коллектива была окончательно прекращена. В 1920 году, не признав новую власть, двадцать семь участников Войскового певческого хора вместе с тысячами кубанских казаков вынужденно эмигрировали в Грецию, Турцию, Сербию и другие страны. Там, в эмиграции, ими были созданы несколько хоровых коллективов, которые носили имя Кубанского Войскового казачьего хора и сохраняли традиции Войскового певческого хора. Вместе с тем, в 1925-1932 гг. на Кубани вел гастрольную деятельность Кубанский мужской квартет -- осколок былого хорового коллектива. К несчастью, руководитель коллектива Александр Авдеев был репрессирован и расстрелян в 1929?м.
В связи с некоторым ослаблением политики репрессий по отношению к казачеству в 1936 году Постановлением Президиума Азово?Черноморского крайисполкома учрежден Государственный Кубанский казачий хор, который возглавили Г. М. Концевич и Я. М. Тараненко, бывшие до революции регентами Кубанского Войскового певческого хора. Именно они перенесли в новообразованный Государственный Кубанский казачий хор богатые певческие и музыкальные традиции, народный песенный репертуар и свой высокий художественный вкус, соединив тем самым в единое целое историю
Войскового певческого и Государственного Кубанского казачьего хора. Работать в условиях, созданных советской властью, было невероятно трудно. Тем не менее, Г. М. Концевич не терял веру в будущую великую миссию вновь созданного хора. 3 марта 1937 г. в газете «Красное знамя» он пророчески писал: «Теперь создан Кубанский казачий хор в 40-50 человек из лучших голосов казаков станиц и хуторов. Его будущее, несомненно, блестяще. Этот высокохудожественный коллектив украсит нашу Кубань и яркой звездой окрасит край». Однако, вскоре первый художественный руководитель Государственного Кубанского казачьего хора, выдающийся ученый-фольклорист Г. М. Концевич был арестован по ложному обвинению в «покушении на Сталина» и приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 26 декабря 1937 года. Г. М. Концевич был реабилитирован посмертно в 1989?м. В 1939 году, в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив хора был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков. С началом Великой Отечественной войны ансамбль был расформирован и его солисты призваны в ряды Красной Армии. Коллектив был воссоздан в апреле 1944?м при Краснодарской краевой филармонии. Первое выступление восстановленного Ансамбля песни и пляски кубанских казаков состоялось уже в сентябре 1944 года. Однако, в 1961 года по инициативе Н. С. Хрущева ансамбль снова был расформирован вместе с другими десятью государственными народными ансамблями и хорами СССР.
14 октября 1974 г. художественным руководителем хора назначается Виктор Гаврилович Захарченко -- ученый-фольклорист, хормейстер и композитор, прошедший школу выдающегося хорового дирижера профессора В. И. Минина и патриарха отечественной фольклористики профессора Е. В. Гиппиуса. Руководство танцевальной группой перешло к Вячеславу Модзолевскому, затем к Леониду Милованову, а после него -- к Николаю Кубарю.
С приходом к руководству хором Виктора Гавриловича коллектив поднялся на вершины творчества и приобрел всемирную известность. За 35 лет своей деятельности на Кубани В. Г. Захарченко удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления и вывести коллектив на качественно новые творческие рубежи.
Сегодня в составе коллектива 146 артистов. За время руководства хором В. Г. Захарченко превратил коллектив в ансамбльмеждународного класса. География гастролей хора необозрима, ему рукоплещут на пяти континентах, в десятках странмира. Сотни концертов дал хор по всей России, во всех бывших республиках СССР. Вместе с тем, коллектив регулярновыступает в городах и станицах Кубани. Ныне он базируется в Краснодаре, в собственном здании, специально выделенном для него руководством Краснодарского края.
Хор активно готовится к встрече будущих Олимпийских игрв Сочи 2014 года -- он уже участвует в Культурной Олимпиаде. К Олимпиаде-2014 подготовлен Культурно-олимпийскийпроект Государственного академического Кубанского казачьего хора: «22 концерта Кубанского казачьего хора -- к XXIIЗимним Олимпийским играм в Сочи!» -- это будет специальный Олимпийский гастрольный тур коллектива по столицам Зимних Олимпийских игр. Принципиально новымсловом в концертной деятельности Кубанского казачьего хора является подготовка больших программ, призванныхраскрыть богатый потенциал коллектива. Так, уже готовграндиозный спектакль «Большая казачья история» (в двухдействиях и восьми картинах), посвященный жизни казаков Запорожской Сечи и истории переселения их на Кубань.
Есть все основания полагать, что достойная встреча 200?летияГосударственного академического ордена Дружбы народовКубанского казачьего хора под руководством В. Г. Захарченко послужит дальнейшему развитию и процветанию нашейКубани и великой Родины -- России Соловьев А.А. 200 лет с песней Кубанский казачий хор: история и современность//Российское казачество
22Влияние музыки на человека 15.10.2017
Дорогие читатели, сегодня в нашей рубрике состоится интересная встреча с русской народной песней. Статью подготовила Лилия Шадковска, человек, влюбленный в музыку. Она уже многим вам знакома по публикациям на блоге. Сегодня Лилия нам расскажет о знаменитом Кубанском хоре, и мы послушаем в его исполнении народные песни. Передаю слово Лилии.
Здравствуйте, дорогие наши читатели и поклонники. Быстро пролетело время отпусков и ярких летних впечатлений. А за окном уж осень. У каждого из нас она своя. У кого-то она разноцветная и шуршащая, у кого-то ненастная и унылая, у кого-то задумчивая и грустная, а на блоге Ирины Зайцевой – осень теплая, уютная и домашняя, с рецептами полезных травяных сборов и ароматного чая, массой разнообразной, полезной информации и, конечно, же с душевной музыкой. Вашему вниманию предлагаем тему о любимой всеми русской песне. Приятного вам отдыха!
Русская песня глубока,
как человеческое страдание,
искренна, как молитва,
сладостна, как любовь и утешение.
Именно через песню можно постичь характер народа. Для русского человека песня подобна покаянию:«В песне и наплачешься, и раскаешься, и повинишься, и душу свою облегчишь, и тяжесть с сердца камнем упадет». Сколько их, разнообразных по жанру: исторических, трудовых, солдатских, обрядовых, календарных, лирических и шуточных… Это настоящая сокровищница души русской, её наследие и историческая память.
Но песня становится известной и популярной прежде всего благодаря её исполнителям. Сегодня мы предлагаем вам послушать русские песни в исполнении Кубанского казачьего хора, полное название которого звучит так: Государственный академический орденов Дружбы народов и святого благоверного великого князя Димитрия Донского I степени Кубанский казачий хор.
У меня мечта была детская, и она
сбылась. Посмотрел мир. И убедился:
лучше России и Кубани нет места…
В. Захарченко
Этому коллективу рукоплескали на всех континентах и в переполненных концертных залах нашей необъятной родины. Исполнение всегда вызывало восторг. В репертуар хора входят кубанские казачьи, русские и украинские народные песни, песни композиторов, разнообразные по жанрам и характеру. Кубанский казачий хор под руководством Виктора Захарченко признан национальным брендом России. Начнем наше знакомство с зажигательной песни «По горам Карпатским».
Этот старейший хоровой казачий коллектив был основан еще в 1811 году и имеет свою уникальную историю. У истоков его стояли духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский. В 1867 году хор был переименован из Черноморского в Кубанский Войсковой, который исполнял не только духовные произведения во время богослужений, но и выступал с казачьими народными песнями, произведениями классической музыки.
Судьба Кубанского казачьего хора неотделима от трудной судьбы кубанского казачества и страны в целом. Так, в 1921 году по решению большевистских властей хор был расформирован. Предписывалось:«Всем дирижёрам, музыкантам, певчим и прочим, имеющим у себя казённые ноты, инструменты, сдать таковые немедленно. Лица, укрывающие вышеуказанное имущество, будут преданы революционному трибуналу».
Слушая эту песню, сразу же вспоминаются слова великого русского писателя Н. В. Гоголя: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно разбросанно и неприютно в тебе… Но какая же непостижимая тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?..»
В 1936 г. в СССР хор был воссоздан снова, а в 1939 г. при хоровом коллективе была создана еще и танцевальная группа. Репертуар коллектива обогатился яркими самобытными танцевальными номерами. У Кубанского казачьего хора появилась масса горячих поклонников. Даже в самые трудные годы для страны, казалось, когда не до танцев и не до песен, коллектив хора пел так, что выплёскивалось из души всё наболевшее.
Всегда слушаю эту песню со слезами на глазах. Вот уж воистину проникаешься при ее звучании духом и мощью России, наполняешься ими до глубины души.
Согласитесь, друзья, что выдающиеся творческие достижения коллектива не случаются сами по себе. Они связаны с именами талантливых руководителей и дирижеров. Так, в 1968 году хор был вновь воссоздан в новом жанре и новой структуре под руководством Заслуженного деятеля искусств РСФСР Сергея Чернобая. А уже в 1971 году Кубанский казачий хор впервые становится дипломантом международного фольклорного фестиваля в Болгарии.
В 1974 году, когда коллектив был снова на грани распада, художественным руководителем и главным дирижёром становится композитор Виктор Гаврилович Захарченко, воплотивший все свои самые смелые мечты и творческие замыслы. А началась эта деятельность с детской мечты – у мальчишки было огромное желание учиться музыке.
Пришлось написать письмо самому И. Сталину. Написал, что у детей станицы и у него лично есть огромное желание учиться музыке, а в школе нет даже баяна. Вскоре в станицу нагрянула комиссия – нет, не с баяном, а с проверкой. Комиссия объявила выговор директору школы за недостаточное внимание к творческому развитию детей и уехала. Спустя некоторое время мать все же купила сыну гармошку: «С каким волнением прикоснулся я к своей гармошке!». Счастью не было предела. Он даже спать ложился с инструментом.
Поступать в музыкальное училище его собирали всей станицей: кто мыло дал, кто ботинки, кто полотенце. Но на экзаменах в училище дали от ворот поворот, так как он не знал нотной грамоты. «Я вышел на улицу, словно в угаре. Поднялся на высокий мост. Хотел вниз броситься. В чувство привела мысль: а как же мама без меня?..»
Там, на мосту, к нему, горько рыдавшему, подошёл прохожий. О чудо! Он оказался преподавателем другого музыкального училища. Узнав причину его слез, преподаватель предложил Виктору сыграть на гармошке. Услышав, как самозабвенно играет мальчишка, педагог сказал:«Будешь учиться у нас». После нескольких лет учебы и работы, В. Захарченко сумел воплотить в жизнь еще одну свою заветную мечту – он стал руководителем в прославленном коллективе Кубанского казачьего хора. Благодаря глубоким знаниям, своему таланту, высокой работоспособности он воплотил и это.
В новом коллективе В. Захарченко поставил главные цели – возрождение классического казачьего хора и сохранение традиций своего народа. Так началась плодотворная работа. Оттачивались вокальные данные артистов, и каждый участник хора стал редкой красоты жемчужиной в короне коллектива. Появились новые песни, новые танцевальные номера и концертные программы. За годы работы удалось реализовать все творческие и художественные устремления.
«Кубанский казачий хор – мой крест, смысл моей жизни, ради него каждый день я встаю в шесть утра и ложусь за полночь». Творческая работа отнимает много душевных сил. Случается и так: «Когда бываю не в духе, всегда согревает мысль о тихой моей родине. Вспоминаю родные пороги отчего дома».
Надо отметить, что несмотря на все жизненные перипетии Виктора Гавриловича, именно вера в Бога помогала ему выжить, даже в то время, когда жизнь висела на волоске. Были и незабываемые счастливые моменты жизни, которые дарила ему судьба.
Все его самые заветные мечты осуществились. Дело всей жизни тоже воплотилось – он доносит духовную культуру праотцев до зрителей через песни Кубанского казачьего хора. Виктор Гаврилович свято верит:«Все мечты сбываются, главное – верить и стремиться!» Предлагаю послушать еще одну песню, заряжающую мощной энергетикой, верой во все хорошее и поднимающую настроение.
Сегодня Виктор Гаврилович Захарченко – заслуженный деятель искусств, народный артист РСФСР, почетный гражданин г. Краснодара, награжденный множеством орденов и медалей. Он создал уникальный коллектив, стал кумиром для подрастающего поколения, является образцом беззаветной преданности своему народу, кубанскому краю и России. Главный девиз его жизни: «Нашу силу духа питает вера – в Бога, добро и справедливость».
Из ВИКИПЕДИИ - Кубанский казачий хор (полное название - Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор) - хоровой певческий коллектив, основанный в 1811 году. В репертуар входят кубанские казачьи, русские и украинские народные песни, а также песни на стихи русских и украинских поэтов в обработке Виктора Захарченко, художественного руководителя коллектива. Государственный академический Кубанский казачий хор старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Интересно отметить, что следующий по хронологии старейший народный ко...
Из ВИКИПЕДИИ - Кубанский казачий хор (полное название - Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор) - хоровой певческий коллектив, основанный в 1811 году. В репертуар входят кубанские казачьи, русские и украинские народные песни, а также песни на стихи русских и украинских поэтов в обработке Виктора Захарченко, художественного руководителя коллектива. Государственный академический Кубанский казачий хор старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Интересно отметить, что следующий по хронологии старейший народный коллектив Академический русский народный хор имени Пятницкого показал свой первый концерт в год столетия Кубанского казачьего хора. Уровень мастерства ККХ признан во всем мире, что подтверждается многочисленными приглашениями на зарубежные и российские гастроли, переполненными залами и отзывами прессы. Кубанский казачий хор в определенном аспекте является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры г.Екатеринодара, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советской эстетики?большого стиля? национального искусства. Хор репрезентирует как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России. Общий состав коллектива - 157 человек; административный персонал - 16 , технический персонал - 24, хор - 62, балет - 37, оркестр -18. Учредители Департамент культуры Краснодарского края. Достижения Искусство Кубанского казачьего хора отмечено многочисленными высокими наградами и блестящими победами в России и за рубежом. Хор является дважды лауреатом Всероссийских конкурсов государственных русских народных хоров, лауреатом Государственной премии Украины им. Шевченко, лауреатом многих международных фольклорных фестивалей. Заслуги хора в 1988 году были отмечены орденом Дружбы народов, а в 1993 году - присвоением звания "академический". Представляя русскую культуру в мире, хор, по словам зарубежной прессы, выступает в одном ряду с такими коллективами, как Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Большой театр.
, СССР , Россия
Русский, украинский
хор - 62, балет - 37, оркестр − 18 человек
Кубанский казачий хор (полное название - Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор ) - хоровой певческий коллектив, основанный в 1811 году . В репертуар входят кубанские казачьи , русские и украинские народные песни , а также песни на стихи русских и украинских поэтов в обработке Виктора Захарченко - художественного руководителя коллектива. Самая популярная народная песня хора - "Розпрягайтэ, хлопци, коней".
Общий состав коллектива - 157 человек:
Седой камердинер сидел, дремля и прислушиваясь к храпению князя в огромном кабинете. Из дальней стороны дома, из за затворенных дверей, слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты.
В это время подъехала к крыльцу карета и бричка, и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил ее вперед. Седой Тихон, в парике, высунувшись из двери официантской, шопотом доложил, что князь почивают, и торопливо затворил дверь. Тихон знал, что ни приезд сына и никакие необыкновенные события не должны были нарушать порядка дня. Князь Андрей, видимо, знал это так же хорошо, как и Тихон; он посмотрел на часы, как будто для того, чтобы поверить, не изменились ли привычки отца за то время, в которое он не видал его, и, убедившись, что они не изменились, обратился к жене:
– Через двадцать минут он встанет. Пройдем к княжне Марье, – сказал он.
Маленькая княгиня потолстела за это время, но глаза и короткая губка с усиками и улыбкой поднимались так же весело и мило, когда она заговорила.
– Mais c"est un palais, – сказала она мужу, оглядываясь кругом, с тем выражением, с каким говорят похвалы хозяину бала. – Allons, vite, vite!… [Да это дворец! – Пойдем скорее, скорее!…] – Она, оглядываясь, улыбалась и Тихону, и мужу, и официанту, провожавшему их.
– C"est Marieie qui s"exerce? Allons doucement, il faut la surprendre. [Это Мари упражняется? Тише, застанем ее врасплох.]
Князь Андрей шел за ней с учтивым и грустным выражением.
– Ты постарел, Тихон, – сказал он, проходя, старику, целовавшему его руку.
Перед комнатою, в которой слышны были клавикорды, из боковой двери выскочила хорошенькая белокурая француженка.
M lle Bourienne казалась обезумевшею от восторга.
– Ah! quel bonheur pour la princesse, – заговорила она. – Enfin! Il faut que je la previenne. [Ах, какая радость для княжны! Наконец! Надо ее предупредить.]
– Non, non, de grace… Vous etes m lle Bourienne, je vous connais deja par l"amitie que vous рorte ma belle soeur, – говорила княгиня, целуясь с француженкой. – Elle ne nous attend рas? [Нет, нет, пожалуйста… Вы мамзель Бурьен; я уже знакома с вами по той дружбе, какую имеет к вам моя невестка. Она не ожидает нас?]
Они подошли к двери диванной, из которой слышался опять и опять повторяемый пассаж. Князь Андрей остановился и поморщился, как будто ожидая чего то неприятного.
Княгиня вошла. Пассаж оборвался на середине; послышался крик, тяжелые ступни княжны Марьи и звуки поцелуев. Когда князь Андрей вошел, княжна и княгиня, только раз на короткое время видевшиеся во время свадьбы князя Андрея, обхватившись руками, крепко прижимались губами к тем местам, на которые попали в первую минуту. M lle Bourienne стояла около них, прижав руки к сердцу и набожно улыбаясь, очевидно столько же готовая заплакать, сколько и засмеяться.
Князь Андрей пожал плечами и поморщился, как морщатся любители музыки, услышав фальшивую ноту. Обе женщины отпустили друг друга; потом опять, как будто боясь опоздать, схватили друг друга за руки, стали целовать и отрывать руки и потом опять стали целовать друг друга в лицо, и совершенно неожиданно для князя Андрея обе заплакали и опять стали целоваться. M lle Bourienne тоже заплакала. Князю Андрею было, очевидно, неловко; но для двух женщин казалось так естественно, что они плакали; казалось, они и не предполагали, чтобы могло иначе совершиться это свидание.
– Ah! chere!…Ah! Marieie!… – вдруг заговорили обе женщины и засмеялись. – J"ai reve сette nuit … – Vous ne nous attendez donc pas?… Ah! Marieie,vous avez maigri… – Et vous avez repris… [Ах, милая!… Ах, Мари!… – А я видела во сне. – Так вы нас не ожидали?… Ах, Мари, вы так похудели. – А вы так пополнели…]
– J"ai tout de suite reconnu madame la princesse, [Я тотчас узнала княгиню,] – вставила m lle Бурьен.
– Et moi qui ne me doutais pas!… – восклицала княжна Марья. – Ah! Andre, je ne vous voyais pas. [А я не подозревала!… Ах, Andre, я и не видела тебя.]
Князь Андрей поцеловался с сестрою рука в руку и сказал ей, что она такая же pleurienicheuse, [плакса,] как всегда была. Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея.
Княгиня говорила без умолку. Короткая верхняя губка с усиками то и дело на мгновение слетала вниз, притрогивалась, где нужно было, к румяной нижней губке, и вновь открывалась блестевшая зубами и глазами улыбка. Княгиня рассказывала случай, который был с ними на Спасской горе, грозивший ей опасностию в ее положении, и сейчас же после этого сообщила, что она все платья свои оставила в Петербурге и здесь будет ходить Бог знает в чем, и что Андрей совсем переменился, и что Китти Одынцова вышла замуж за старика, и что есть жених для княжны Марьи pour tout de bon, [вполне серьезный,] но что об этом поговорим после. Княжна Марья все еще молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах ее была и любовь и грусть. Видно было, что в ней установился теперь свой ход мысли, независимый от речей невестки. Она в середине ее рассказа о последнем празднике в Петербурге обратилась к брату:
– И ты решительно едешь на войну, Andre? – сказала oia, вздохнув.
Lise вздрогнула тоже.
– Даже завтра, – отвечал брат.
– II m"abandonne ici,et Du sait pourquoi, quand il aur pu avoir de l"avancement… [Он покидает меня здесь, и Бог знает зачем, тогда как он мог бы получить повышение…]
Княжна Марья не дослушала и, продолжая нить своих мыслей, обратилась к невестке, ласковыми глазами указывая на ее живот:
– Наверное? – сказала она.
Лицо княгини изменилось. Она вздохнула.
– Да, наверное, – сказала она. – Ах! Это очень страшно…
Губка Лизы опустилась. Она приблизила свое лицо к лицу золовки и опять неожиданно заплакала.
– Ей надо отдохнуть, – сказал князь Андрей, морщась. – Не правда ли, Лиза? Сведи ее к себе, а я пойду к батюшке. Что он, всё то же?
– То же, то же самое; не знаю, как на твои глаза, – отвечала радостно княжна.
– И те же часы, и по аллеям прогулки? Станок? – спрашивал князь Андрей с чуть заметною улыбкой, показывавшею, что несмотря на всю свою любовь и уважение к отцу, он понимал его слабости.
– Те же часы и станок, еще математика и мои уроки геометрии, – радостно отвечала княжна Марья, как будто ее уроки из геометрии были одним из самых радостных впечатлений ее жизни.