Чем отличается иудейство от христианства. Православие и иудаизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

28.09.2019

Причину трагической натянутости между христианством и иудаизмом нельзя объяснить просто различиями в религиозных убеждениях и догмах, которые существуют также в отношении всех прочих религий. Если посмотреть со стороны евреев, то можно предположить, что причина состоит в долгой истории христианских гонений. Однако это не первопричина, так как гонения - это следствие уже существующего конфликта между христианством и иудаизмом. Эта проблема как никогда актуальна в наше время.

Время, когда необходимо задуматься о будущем отношений между евреями и христианами. Ведь только сейчас представители христианских церквей в открытую признали, что причина преступлений против евреев - в первую очередь в религиозной нетерпимости. В XX веке антисемитизм обрел форму, опасную для самого христианства. Тогда определенные круги христианского мира начали пересматривать свои позиции.

Последовали извинения от католической церкви за многовековые преследования евреев. Протестантские церкви, в большинстве своем, призывают к пониманию Б-жьей миссии еврейского народа в этом мире. О нынешней позиции православия по этому вопросу судить трудно, так как эта позиция просто не высказывается.

Говорить о проблемах, возникших между христианами и иудеями, надо, начиная с анализа противоречий, в которые попала церковь, объявив себя Новым Израилем. Первые христиане заявляли о том, что они не новая религия, а последовательные продолжатели иудаизма. Все концепции христиан взяты из обещаний и пророчеств еврейского Святого Писания (ТаНаХа). Сам центральный образ христианства Иисус, не просто спаситель, но и обещанный еврейскому народу Мошиах, потомок царя Давида. Кстати, представленное в Новом Завете происхождение Иисуса вызывает массу справедливых вопросов.

Церковь настойчиво заявляла, что она являлась непосредственным продолжением того Б-жественного действия в истории, основной частью которого есть избранность народа Израиля. Тем временем евреи продолжали существовать, утверждая, что Библия принадлежит им, что их понимание Библии является единственно законным, и клеймя христианское трактование, как ересь, ложь и идолопоклонство. Эта взаимная оппозиция и создала климат враждебности и неприятия, который сделал и без того сложные иудейско-христианские отношения еще более противоречивыми.

Нежелание евреев принимать новое учение породило много проблем для христианской теологии, в том числе и для одной из главных доктрин - миссионерской, суть которой в том, чтобы донести Евангелие, т.е. «Благую весть», до тех, кто не знает о ней. Евреи, однако, изначально относились к другой категории, будучи первыми получателями Б-жественного обещания, но отклонившие его. В глазах христиан евреи стали живым свидетельством упрямства и слепоты.

Еврейская история в христианском мире отмечена чередованием более или менее жестоких притеснений, относительной терпимости, изгнаний и периодических погромов. Идейно же христианство полностью проникнуто философией иудаизма. В основу предлагаемых христианством ответов на вопросы о смысле бытия, структуре Вселенной, душе человеческой, о рождении и смерти, о вечности положены представления, сформулированные задолго до появления Иисуса Христа. Они даются в Торе.

Неоспорим тот факт, что большинство людей до сих пор не знают о столь тесном духовном родстве двух религий и о том, что в основу всех моральных ценностей западного мира положены не просто христианские ценности, а ценности, заимствованные у иудаизма. Даже десять основных заповедей, предлагаемых в Евангелии и ставших основой западной морали, известны каждому еврею как десять главных заповедей, данных Б-гом народу Израиля на горе Синай.

И все же христианство отличается от иудаизма, иначе оно не может быть другой религией. Выдающийся ученый нашего времени рабби Нахум Амсель приводит десять таких отличий.

Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною), обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем. В число этих заповедей входят: 1) верить, что мир создан и управляется одним Б-гом (не обязательно еврейским); 2) учредить суды закона; 3) не воровать; 4) не совершать прелюбодеяний; 5) не поклоняться идолам; 6) не есть части от живого животного; 7) не богохульствовать. Каждый, кто соблюдает эти основные принципы, получает место на Небесах (Синедрион, 56б).

Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека - это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры. В Торе есть строфа, гласящая: «Он Б-г мой, и прославлю Его». В обсуждении того, как человек может прославить и превознести Б-га, Талмуд отвечает, что именно посредством действий. Следовательно, высочайшей формой уподобления Б-гу - совершение действия, а не чувства или вера. Вера должна проявляться в поступках, а не в словах.

Третье различие. Основным убеждением иудаизма является вера в одного Б-га. Не может быть в мире никакой иной высшей силы кроме Б-га. Кроме веры в концепцию Бога христианство верит в концепцию Сатаны как источник зла, который является силой, противоположной Б-гу. Иудаизм весьма конкретен по поводу убеждения в том, что зло, как и добро, происходит от Б-га, а не от иной силы. Строфа из Святого Писания гласит: «Я [Б-г] творю мир и произвожу бедствия». (Ишаягу, 45:7). Талмуд говорит еврею, что, когда наступает беда, еврею надлежит признать Б-га Справедливым Судьей. Так, еврейской реакцией на очевидное зло будет приписать его происхождение Б-гу, а не какой-либо иной силе.

Четвертое различие. Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял человеческий образ. Б-г говорит Моисею, что человек не может увидеть Б-га и остаться живым.

Пятое отличие. В христианстве самой целью существования является жизнь ради последующего мира. Хотя иудаизм тоже верит в Мир Грядущий, это не является единственной целью жизни. Молитва «Алейну» говорит, что главная задача жизни в улучшении этого мира.

Шестое отличие. Иудаизм верит в то, что каждый человек состоит в личных отношениях с Б-гом и что каждый человек может ежедневно общаться с Б-гом напрямую. В католицизме священники и Папа выполняют функцию посредников между Б-гом и человеком. В отличие от христианства, где духовенство наделено возвышенной святостью и особыми отношениями с Б-гом, в иудаизме нет абсолютно никаких религиозных действий, которые мог бы совершить раввин, но не мог бы совершить любой отдельный еврей. Так, вопреки представлениям многих людей, раввину не обязательно присутствовать на еврейских похоронах, еврейской свадьбе (обряд можно провести и без раввина), или при совершении других религиозных действий. Слово «раввин» означает «учитель». Несмотря на то, что раввины имеют право выносить официальные решения по поводу еврейского закона, еврей, который достаточно обучен, также может принимать решения по поводу еврейского закона, не получая предписаний. Так, нет ничего уникального (с религиозной точки зрения) в том, чтобы быть раввином как представителем еврейского духовенства.

Седьмое отличие. В христианстве чудеса играют центральную роль, являясь основой веры. В иудаизме же, однако, чудеса никогда не могут быть основанием веры в Б-га. Тора говорит, что если человек предстанет перед народом и заявит, что Б-г являлся ему, что он - пророк, явит сверхъестественные чудеса, а затем станет наставлять людей нарушить что-либо из Торы, то этого человека следует убить, как ложного пророка (Дварим, 13:2-6).

Восьмое отличие. Иудаизм верит в то, что человек начинает жизнь с «чистого листа» и что он может получить благо в этом мире. Христианство верит в то, что человек изначально нечестив, отягощен Первородным Грехом. Это препятствует ему на пути достижения добродетели, и поэтому он должен обратиться к Иисусу как к спасителю.

Девятое отличие. Христианство основывается на предпосылке, что Мессия в образе Иисуса уже приходил. Иудаизм верит, что Мессия еще придет. Одной из причин, по которой иудаизм не может верить в то, что Мессия уже приходил, является то, что в еврейском представлении мессианские времена будут ознаменованы значительными переменами в мире. Даже если эти перемены произойдут естественным способом, а не сверхъестественным, то в мире воцарятся всеобщее согласие и признание Б-га. Поскольку с появлением Иисуса, по мнению иудаизма, в мире не произошло никаких изменений, то, согласно еврейскому определению Мессии, он еще не приходил.

Десятое отличие. Поскольку христианство нацелено исключительно на последующий мир, христианское отношение к человеческому телу и его желаниям подобно отношению к нечестивым искушениям. Поскольку последующий мир является миром душ, и именно душа отличает человека от других созданий, христианство верит, что человек обязан питать свою душу, и как можно больше пренебрегать своим телом. И это является путем достижения святости. Иудаизм признает, что душа более важна, но нельзя и пренебрегать желаниями своего тела. Поэтому вместо того, что бы попытаться отвергнуть тело и полностью подавить физические желания, иудаизм превращает исполнение этих желаний в святое действие. Святейшие христиане-священники и Папа дают обет безбрачия, тогда как для еврея создание семьи и продолжение рода святое действие. Тогда как в христианстве идеалом святости является принесение обета бедности, в иудаизме богатство наоборот является положительным качеством.

Осмелюсь дополнить рабби Нахума Амселя одиннадцатым отличием. В христианстве человек несет ответственность за совершенные им грехи перед Б-гом, исправить их может покаяние и исповедь перед священником, который наделен властью, именем Б-га и Иисуса Христа, отпускать с миром. В иудаизме же грехи делятся на две категории: грехи против Б-га и грехи против человека. Грехи, совершенные против Б-га, прощаются после искреннего покаяния человека перед самим Всевышним (никакие посредники в этом деле не допускаются). А вот преступления против человека даже сам Всевышний не прощает, простить такие преступления может только обиженная сторона, то есть другой человек. Таким образом, человек обязательно несет ответственность перед Б-гом, но это не освобождает его от ответственности перед людьми.

Еврейские корни христианства. В первую очередь, надо отметить форму богослужения в христианстве, которое имеет признаки еврейского происхождения и влияния. Сама концепция церковного ритуала, а именно собрание верующих для молитвы, чтение Святого Писания и проповедь, следует примеру богослужения в синагоге. Чтение отрывков из Библии является христианской версией чтения Торы и Книги Пророков в синагоге. Псалмы, в особенности, играют очень важную роль, как в католической, так и в православной литургии. Многие ранние христианские молитвы являются выдержками или обработкой еврейских оригиналов. А что уж говорить о многих формулировках в молитвах, наподобие «Амен», «Алилуйя» и т.д.

Если мы обратимся к одному из центральных событий Нового Завета - Тайной вечере, то увидим, что там идет описание самого настоящего пасхального седера, обязательного для каждого еврея в праздник Песах.

Нет нужды говорить, что само существование сходств не просто обостряло конфликт. Для евреев стало невозможным считать христиан просто носителями незнакомой и абсолютно чуждой религии, поскольку они предъявили права на наследие Израиля, склоняясь к тому, чтобы лишить еврейский народ действительности и подлинности его религиозного существования.

Печатается с сокращениями
www.hesed.lviv.ua

Сравнительный анализ христианства и иудаизма.

Начиная сравнительный анализ христианства и иудаизма, зададимся вопросом, что такое религия. Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). В толковом словаре русского языка дается следующее определение: Религия - одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. В словаре Брокгауза и Ефрона отмечается, что религия - это организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам. Несмотря на различие определений, все они сводятся к тому, что религия – мировоззрение, опирающееся на веру в сверхъестественные силы, попытка объяснить происхождение человека и окружающих его явлений через божественную сущность, являющуюся творцом всего живого. Религия как форма сознания зародилась на ранней родоплеменной стадии развития человека. В то время религия была представлена тремя формами – тотемизм, анимизм и фетишизм. Тотемизм – вера в связь между племенем с одной стороны и каким-либо животным или растением с другой. Анимизм – вера в духов и душу, одухотворение всего живого. Фетишизм – почитание материальных предметов, наделенных божественной сущностью.

По мере развития общества менялось и мировоззрение – начинают появляться политеистические религии, в основе которых лежит вера во множество богов, являющихся олицетворением сил природы, в их деяния, формируется представление о загробном мире, о душе и ее существовании после смерти. Многие из политеистических религий сохранились и в наше время – даосизм, индуизм, зороастризм.

В настоящее время в мире распространены следующие виды религий:

1. Родоплеменные религии – религии, продолжающие существовать у народов, имеющих архаичные формы общества, например у аборигенов Австралии.

2. Политеистические религии – вера в пантеон богов (буддизм, даосизм)

3. Монотеистические религии – в основе таких религий лежит вера в одного бога. К числу таких религий относится христианство и индуизм.

В данной работе речь пойдет о сходстве и различии между христианством и иудаизмом. Рассмотрим каждую из этих религий поподробнее.

1. Общая характеристика христианства и иудаизма.

Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия, зародившаяся около 2000 года до нашей эры. Само понятие происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями около 100 лет до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Название восходит к Иуде, четвертому сыну Иакова, род которого, объединившись с родом Вениамина, образовал Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. Религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Именно иудаизм помогал евреям выжить в условиях утраты национально-политической идентичности.

Иудаизм прошел длительный путь развития от эпохи, для которой было характерно обожествление сил природы, веры в различие чистых и нечистых животных, различных демонов и табу до религии, положившей начало христианству. Авраам был первым, кто признал природу единственного Бога. Согласно Библии для Авраама Бог – верховное существо, не нуждающееся в жрецах и храмах, он всеведущ и вездесущ.

Иудаизм значительно трансформировался при Моисее. Источники позволяют нам сделать предположение, что Моисей был образованным человеком, воспитавшемся в условиях высокоразвитой египетской культуры. Религия получила форму поклонения Богу Яхве. Этика, социальные аспекты еврейской жизни и вероучения заложены в священной книге Торе – пятикнижии Моисеевом, которое согласно традициям было даровано еврейскому народу на горе Синай. Примечательно, что еврейское вероучение не содержит догматов, принятие которых обеспечивало бы еврею спасение, большее значение придается поведению, чем вероисповеданию. Тем не менее есть принципы, являющиеся общими для всех представителей иудаизма – все евреи верят в реальность Бога, в его единственность, вера выражается в ежедневном чтении молитвы «Шема»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един».

Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром, единственным, как и он сам. Именно он установил не только естественное право, но и законы морали. Он освободитель людей и народов, он спаситель, помогающий людям избавиться от невежества, грехов и пороков – гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Но для того, чтобы добиться спасения не достаточно только всепрощения Бога, каждый человек должен бороться со злом внутри себя. Спасение не достигается лишь благодаря действиям Бога, от человека требуется содействия в этом. Бог не признает злого начала или власти зла в мироздании.

Человек сотворен по образу и подобию божиему, а потому никто не может стоять посредником между человеком и Богом. Евреи отвергают идею об искуплении, считая, что за свои деяния человек должен ответить непосредственно перед Богом. Ни один человек не должен служить Богу за вознаграждение, но за праведную жизнь Яхве наградит его и в этой жизни и в будущей. Иудаизмом признается бессмертие души, но между приверженцами разных течений существует спор относительно воскресения мертвых. Ортодоксальный иудаизм считает, что оно произойдет с приходом Мессии, реформисты эту идею полностью отвергают.

Большинство исследователей религий считают, что христианство зародилось как одно из течений иудаизма около 2000 лет назад в Иудее. В основе христианства лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, пришедшем в этот мир, чтобы принести людям законы праведной жизни. Его смерть и последующее воскрешение повлияли на всю судьбу человечества, а его проповедь повлияла на формирование европейской цивилизации. Христианство также провозглашает единобожие, но вместе с тем основные направления христианства придерживаются положения о божественной троице. Бог - одно высшее существо, но выступающее в трех ипостасях: Бога отца, Бога сына и Бога Святого Духа.

Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретённую возможность вечной жизни с Богом. Воскресение – отправная точка для Нового Завета, отличие которого от Ветхого Завета состоит в том, что Бог есть Любовь. Христос говорит: «Заповедь новую даю вам: да любите, друг друга, как Я возлюбил вас». В Ветхом Завете Бог – закон.

Одно из главных таинств христианства – причастие, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в тело и кровь Христа) и приобщение верующих к Богу через вкушение божественных даров. Основные положения религии заложены в Библии, состоящей из двух частей: Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет взят из иудаизма и тождественен с еврейским Танахом. Вторая часть – Новый завет зародилась уже в русле христианства; она состоит из 27 книг: книги «Деяния апостолов», четырех вариантов евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), 21-го послания апостолов, представляющих собой письма Павла и других учеников Христа ранним христианским общинам, и Апокалипсиса, в котором раскрывается дальнейшая судьба человечества.

Основная идея христианства - идея спасения от греха. Все люди грешны и это уравнивает их. Христианство привлекало людей обличением испорченности мира и справедливости. Им было обещано царство божье: те, которые здесь первые - там станут последними, а последние здесь - там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена, высший суд свершится и каждому будет воздано по делам его. Проповедь Евангельского Христа призывала не к политическому сопротивлению, а к нравственному самосовершенствованию.

2. Сходство и различие между христианством и иудаизмом на теологическом уровне.

Первым и самым важным сходством христианства и иудаизма, а точнее точкой пересечения этих двух религий является Ветхий Завет, получивший в еврейской религии название Танах. Для того, чтобы понять, как много точек прикосновения в еврейском и христианском канонах необходимо рассмотреть их поподробнее. Начнем с иудейского канона, так как именно он лег в основу христианского канона.

Танах – принятое у евреев название священного писания. Примечательно даже само название произведения: ТаНаХ – акроним, зашифрованное название трех разделов еврейского священного писания. Первая часть Т анаха – Тора (Пятикнижие Моисеево) состоит из пяти частей: Бытие , в которой рассказывается о сотворении мира Богом и создании семьи, Исход – говорится о исходе евреев из египта, получении ими закона на горе Синай и оформлении их как народности, Книга Левит , в которой даются рекомендации по храмовой службе и образовании священников, Книга Чисел , представляющая собой описание скитаний евреев по пустыне, и, наконец, Второзаконие – предсмертная речь Моисея, в которой он повторяет содержание предыдущих книг.

Вторая часть Тан аха – Невиим книга Пророков, в которой рассказывается о деяниях пророков. И, наконец, третья Танах а– Хтувим содержит в себе псалмы и притчи, традиционно ее авторство приписывается царю Соломону. Многие древние авторы насчитывают в Танахе 24 книги. Еврейская традиция подсчёта объединяет 12 малых пророков в одну книгу, а также рассматривает пары Самуила 1, 2, Царей 1, 2 и Хроники 1, 2 за одну книгу. Также объединяются в одну книгу Эзра и Нехемья. Кроме того, иногда условно объединяют пары книг Судей и Рут, Иеремии и Эйха, так что общее число книг Танаха приравнивается к 22 по числу букв еврейского алфавита.

Христианский канон был основан на так называемой Септуагинте, что в переводе с греческого языка обозначает перевод семидесяти двух старцев. Септуагинта – это перевод Ветхого Завета на греческий язык, датируемый III – II веками до нашей эры. Греческое предание говорит о том, что царь Птолемей II Филадельф захотел приобрести священные писания иудеев в греческом переводе для своей библиотеки в Александрии и обратился к первосвященнику Элеазару. В ответ на просьбу первосвященник послал Птолемею семьдесят два ученых раввина, каждый из которых должен был перевести пятикнижие самостоятельно. История перевода пятикнижия на нееврейский язык приведена и в Талмуде, правда, в немного другом контексте. Принципиальное отличие легенды заключается в том, что дерзкий царь Талмай (так по-еврейски был назван Птолемей) захотел даром получить Тору, поэтому он заставил раввинов-полиглотов заняться ее переводом, велев запереть их поодиночке в кельях, чтобы они не смогли сговориться между собой. Отметим, что историки не отрицают данную легенду, обращая внимание на то, что Тора могла быть переведена и по просьбе еврейской общины, жившей в Греции, для изучения и ведения богослужения на греческом языке. Септугианта содержит перевод всех книг с еврейского канона. Содержание книг и то, что первой частью в обоих канонах является пятикнижие и есть основное сходство между религиями.

Несмотря на идентичное содержание, между Библией и Танахом существует немало различий. Во-первых, вторая и третья часть Танаха распределены по жанрам иначе в Ветхом завете. Александрийский канон состоит из четырех частей: пятикнижия, в котором содержатся законоположительные книги и прощальная речь Моисея, исторические книги – Книга Иисуса Навина, книги царств и Есфирь, поэтические книги, куда включена книга Иова, книга притчей Соломоновых, книга Екклисиаста и, наконец, пророческие книги (Книга пророка Исайи – Книга пророка Малахии). Кроме того, увеличено число книг – добавлены Премудрость Соломонова, книги Товита и Юдифи, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха и Послание Иеремии, а также 2 книги Ездры.

В еврейской Библии отсутствует Новый Завет. Сам Иисус не оставил после себя ни одного произведения – его проповеди были записаны учениками и последователями. Первые четыре книги названы евангелиями и принадлежат перу четырех последователей Иисуса, остальная часть Нового Завета представлена эпистолярным жанром – это различные послания церквям, несколько посланий частным лицам и одно анонимное послание евреям. Отдельно следует выделить такую часть Нового Завета как деяния апостолов, в ней рассказывается о расширении влияния христианской церкви, о ее сподвижниках. В целом Новый Завет состоит из 27 книг. По мнению многих историков, Новый Завет был создан на греческом койне, это объясняется тем, что данный язык был известен большинству населения Римской империи (использование малознакомого населению еврейского языка не принесло бы популярности учению).

Хотя многие исследователи и признают христианство «дочерней религией» по отношению к иудаизму, отметим, что личность Иисуса не упоминается ни в одном из иудейских источников, сторонники иудаизма не признают его мессией и не считают его сыном Бога. Данное противоречие во взглядах долгое время было основанием для вражды между представителями двух религий, к сожалению, проблема окончательно не решена и сейчас.

Следующее отличие связано с понятием мессии в обеих религиях. С еврейского мессия переводится как помазанник, освободитель. По иудаистским представлениям мессия – это не посланник небес, а земной царь, правящий на земле по воле Бога. Это обычный человек, рожденный от земных родителей. Он наделен огромными достоинствами: способен интуитивно отличить правду от лжи, победит зло и тиранию. Он освободит Израиль от преследований, положит конец рассеиванию народа, прекратит всякую ненависть между людьми, поможет человечеству избавится от греха, что приведет человечество к вершине нравственного совершенства. Примечательно, что в текстах писания говорится о том, что мессия должен прийти до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеи. Он должен быть красноречив подобно царю Давиду и происходить из колена Иудина.

Христианство восприняло большинство мифов о Машиахе, воспроизведя их в Новом Завете. Для христиан Иисус и есть долгожданный мессия. Он рожден от земной женщины, происходит из колена Иуды и, как свидетельствует Священное Писание, был потомком царя Давида. Здесь мы видим небольшую трансформацию мифа еврейской библии – Танах не указывает на то, что мессия произойдет из рода Давида, данное родство скорее метафора для характеристики избранника.

Само слово Христос – калька с греческого языка, обозначающая мессию. Однако в христианстве понятие «мессия» приобретает принципиально иное значение. Для христиан Иисус уже не земной царь, а богочеловек, вторая ипостась Бога; он пришел в этот мир для того, чтобы скрепить новый договор между людьми и Богом. И вся биография его показана с точки зрения его: он родился от девственницы (что в большинстве древних восточных религий указывало на божественное происхождение ребенка), совершил ряд чудес, доказывающих его божественное происхождение (Новый Завет повествует о том, как Христос превратил воду в вино, накормил семью хлебами огромное количество народа), наконец, сама его смерть указывает на божественное происхождение – на третий день после распятия Иисус воскресает и возносится на небо.

Пророчества Ветхого Завета о мессии по христианству исполнятся во времена второго пришествия Христа. Он придет на Землю уже не как человек, но как правая рука Бога, как судья, который будет судить всех людей. Те, кто верил в него и в его второе пришествие будут спасены и будут жить в раю, а неверующие попадут в геенну огненную. Дьявол будет побежден и наступит предсказанное в Ветхом Завете время без грехов, лжи и ненависти.

Очевидно, что, несмотря на общее происхождение, само понятие мессия в двух религиях воспринимается по-разному. Сторонники иудаизма не смогли принять Иисуса как мессию, так как с их точки зрения он не выполнил своих функций. Он не принес евреям политическую свободу, а наоборот, сам был распят римским прокуратором; он не очистил землю от ненависти и зла, в подтверждение этому давались многочисленные примеры уничтожения ранних христиан римскими войсками, не приняли они и его казнь, как проявление божественной воли – в те времена казнь на кресте была самым позорным видом казни, а мессия не мог быть уничтожен как простой бунтовщик. С точки зрения иудаистов мессия еще не пришел, и они ждут его до сих пор.

Следующим принципиальным различием в содержании двух религий является идея первородного греха.

В начале книги Бытия – общей книги для евреев и христиан рассказывается о сотворении первого человека и о жизни его в Эдемском саду. Именно там Адам совершил свой первый грех, вкусив плод от дерева познания Добра и Зла. Последствия этого греха, с точки зрения и иудаизма и христианства, человек несет на себе до сих пор. В остальном точки зрения этих двух религий расходятся.

Христианство считает, что вина за первородный грех наследственная, и человек, появлявшийся на свет до пришествия Христа, рождался с этим грехом. Искупление от этой вины дал людям Иисус, пожертвовав собой ради них на кресте. В этом и заключается смысл первого пришествия Иисуса на землю.

Человек освобождается от первородного греха, приняв крещение. Человек, не прошедший данный обряд, как бы праведно он не жил, несет на себе первородный грех и не сможет попасть в Рай.

Для иудаизма не приемлема сама идея первородного греха. Потомки Адама, несомненно, несут на себе последствия его грехопадения, но это выражается в трудностях, которые выпадают на долю человека на протяжении всей его жизни. Иудаизм учит, что каждому человеку от рождения дается чистая душа, он с младенчества предрасположен как к греху, так и к праведной жизни. Человек сам решает, грешить ему или нет, сам отвечает за свои поступки и сам несет ответственность за свои грехи, не отвечая ни за первородный грех Адама, ни за порабощенность дьяволу.

Существует еще один теологический вопрос, в котором принципиально расходятся иудаизм и христианство. Сущность этого вопроса заключается в свободе воли ангелов.

Если мы возьмем любой христианский текст, то увидим, что ангелы не только существа, наделенные свободной волей, но и существа, стоящие выше человека. То же можно сказать и о демонах. Демоны – это падшие ангелы, последовавшие в ад за Люцифером. Основная их функция – искушать человека, ввергать его в грех, чтобы потом получить в аду его бессмертную душу. Понятие это восходит к самым истокам христианства и не изменило своего значения до наших дней. Например:"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" – утверждается в "Новом Завете" (1-е Послание Иоанна, 3:8).

В книге В. Н. Лосского «Догматическое Богословие» приводится следующая картина борьбы ангелов и демонов: «Зло имеет своим началом грех одного ангела, Люцифера. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожанию по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха – это жажда самообожания, ненависть к благодати, ибо бытие его создано Богом; мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и поэтому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, силится хотя бы исказить его (то есть разрушить человека изнутри, совратить его). Драма, начавшаяся на небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими».

Ангелы и демоны в иудаизме не мыслятся, как существа, наделенные своей собственной волей, это своеобразные орудия, служебные духи, которые выполняют определенную миссию и лишены своих собственных интересов. Так Сатана провоцирует человека на дурные поступки, записывая их. На Божественном суде он предстает как обвинитель человека, воспроизводя перечень грехов, совершенных человеком в течение его жизни, но не как антагонист Бога, стремящийся получить в свои владения как можно больше душ.

Обратим внимание, что в этом вопросе затронут не только теологический, но и психологический аспект – взгляд религии на место человека в космосе, а также различие взглядов на ответственность человека за свои поступки.

В христианском мировоззрении над человеком стоят высшие существа – ангелы, направляющие человека на путь истинный и демоны, которые стремятся помешать человеку идти по этому пути. За царящее в мире зло человек не отвечает, так как зло – дело рук дьявола. В Танахе мы видим совершенно иное мировоззрение. Согласно еврейскому священному писанию каждый человек должен осознавать, что ради него создается этот мир, человек является полноправным участником в творении.

3. Сходство и различие в богослужении между иудаизмом и христианством

Историки отмечают такой факт, что до разрушения Храма в 70-м году между христианской и иудаистской литургией было много общего, более того, христиане могли принимать участие в иудаистском богослужении. Но, несмотря на разрыв, произошедший между христианством и иудаизмом, первая религия сохранила немало схожих черт.

Так, например, во всех течениях христианства сохранилось чтение Нового и Ветхого Завета во время литургии, восходящее к чтению Торы и книги Пророков в синагоге. В иудаизме существует такое понятие как недельная глава, под которой подразумевается чтение отрывка из пятикнижия каждую субботу. Все пятикнижие разделено на 54 части и читается на протяжении всего года. Иногда, чтобы уложиться в годичный цикл, в субботу читают по два отрывка из Торы. Примечательно, что в иудейские праздники, также как и в праздники христианские, читается глава из Торы, посвященная этому событию.

Немалую роль в литургии обеих религий занимает чтение псалмов. Псалтырь – библейская книга Ветхого Завета, содержащая излияния восторженного верующего сердца при жизненных испытаниях. В иудаизме псалтырю соответствует Тегилим, расположенный в начале третьей части Танаха. Два вступительных псалма задают тон всей книге, все псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на синтаксическом параллелизме. Он объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.

По содержанию среди текстов Псалтири различаются жанровые разновидности: наряду с прославлением Бога встречаются мольбы (6, 50), проникновенные жалобы (43, 101) и проклятия (57, 108), исторические обзоры (105) и даже брачная песнь (44, ср. «Песнь песней»). Некоторые псалмы отличаются философски медитативным характером, например 8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. Псалмы как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики (псалом 103 близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко личностным характером. Жанр псалмов разрабатывался в иудейской литературе и позднее (так называемые Соломоновы псалмы, I век до н. э.). В Танахе книга Тегилим разделена на пять книг. Первую составляют псалмы 1-40, вторую - 41-71, третью - 72-88, четвёртую - 89-105, пятую - 106-150. Отметим, что чтение псалмов в храме и дома является неотъемлемой частью богослужения.

Говоря о богослужении также нельзя не отметить, что некоторые христианские молитвы пришли из иудаизма. Например еврейская молитва Каддиш начинается словами «Да возвеличится и освятится великое имя Его », сложно не заметить, что она пересекается с фразой «Да светится имя Твое» с православной молитвы Отче наш. Даже элементы многих молитв созвучны с иудейскими, например Аминь, распространенное в православии восходит к еврейскому Амен (что в переводе означает исполнитель) и призвано подтверждать истинность произнесенных слов; аллилуйя восходит к еврейскому халелу –Йах (буквально хвалите бога Яхве) – молитвенное хвалебное слово, обращенное к Богу; осанна восходит к хошанна (мы молим), используемое в обеих религиях как хвалебное восклицание.

Таким образом, между христианством и иудаизмом немало сходства это обуславливается прежде всего тем, что христианство является дочерней религией по отношению к иудаизму. Священная книга иудаизма Танах является составной книгой Библии, общими являются и некоторые молитвы, заимствованные в эпоху раннего христианства и молитвенные формулы (аминь, осанна и аллилуйя). Но, несмотря на многочисленные сходства, между этими религиями существует и немало различий. Евреи не воспринимают Христа как мессию, не признают его божественной сущности, не признают первородный грех, не считают ангелов и демоном высшими существами, стоящими над человеком.

Список используемой литературы

1. Беленький М.С. Что такое Талмуд.1963г. – 144с 2. Библия. Издат «Российское библейское общество». 2007. – 1326с. 3. Вейнберг Й. Введение в Танах. 2002. – 432с4. Зубов А. Б. История религий. М. 1996г. – 430с. 5. Религии мира. Издат. “Просвещение” 1994г.

Причину трагической натянутости между христианством и иудаизмом нельзя объяснить просто различиями в религиозных убеждениях и догмах, которые существуют также в отношении всех прочих религий. Если посмотреть со стороны евреев, то можно предположить, что причина состоит в долгой истории христианских гонений. Однако это не первопричина, так как гонения - это следствие уже существующего конфликта между христианством и иудаизмом. Эта проблема как никогда актуальна в наше время.

Время, когда необходимо задуматься о будущем отношений между евреями и христианами. Ведь только сейчас представители христианских церквей в открытую признали, что причина преступлений против евреев - в первую очередь в религиозной нетерпимости. В XX веке антисемитизм обрел форму, опасную для самого христианства. Тогда определенные круги христианского мира начали пересматривать свои позиции.

Последовали извинения от католической церкви за многовековые преследования евреев. Протестантские церкви, в большинстве своем, призывают к пониманию Б-жьей миссии еврейского народа в этом мире. О нынешней позиции православия по этому вопросу судить трудно, так как эта позиция просто не высказывается.

Говорить о проблемах, возникших между христианами и иудеями, надо, начиная с анализа противоречий, в которые попала церковь, объявив себя Новым Израилем. Первые христиане заявляли о том, что они не новая религия, а последовательные продолжатели иудаизма. Все концепции христиан взяты из обещаний и пророчеств еврейского Святого Писания (ТаНаХа). Сам центральный образ христианства Иисус, не просто спаситель, но и обещанный еврейскому народу Мошиах, потомок царя Давида. Кстати, представленное в Новом Завете происхождение Иисуса вызывает массу справедливых вопросов.

Церковь настойчиво заявляла, что она являлась непосредственным продолжением того Б-жественного действия в истории, основной частью которого есть избранность народа Израиля. Тем временем евреи продолжали существовать, утверждая, что Библия принадлежит им, что их понимание Библии является единственно законным, и клеймя христианское трактование, как ересь, ложь и идолопоклонство. Эта взаимная оппозиция и создала климат враждебности и неприятия, который сделал и без того сложные иудейско-христианские отношения еще более противоречивыми.

Нежелание евреев принимать новое учение породило много проблем для христианской теологии, в том числе и для одной из главных доктрин - миссионерской, суть которой в том, чтобы донести Евангелие, т.е. «Благую весть», до тех, кто не знает о ней. Евреи, однако, изначально относились к другой категории, будучи первыми получателями Б-жественного обещания, но отклонившие его. В глазах христиан евреи стали живым свидетельством упрямства и слепоты.

Еврейская история в христианском мире отмечена чередованием более или менее жестоких притеснений, относительной терпимости, изгнаний и периодических погромов. Идейно же христианство полностью проникнуто философией иудаизма. В основу предлагаемых христианством ответов на вопросы о смысле бытия, структуре Вселенной, душе человеческой, о рождении и смерти, о вечности положены представления, сформулированные задолго до появления Иисуса Христа. Они даются в Торе.

Неоспорим тот факт, что большинство людей до сих пор не знают о столь тесном духовном родстве двух религий и о том, что в основу всех моральных ценностей западного мира положены не просто христианские ценности, а ценности, заимствованные у иудаизма. Даже десять основных заповедей, предлагаемых в Евангелии и ставших основой западной морали, известны каждому еврею как десять главных заповедей, данных Б-гом народу Израиля на горе Синай.

И все же христианство отличается от иудаизма, иначе оно не может быть другой религией. Выдающийся ученый нашего времени рабби Нахум Амсель приводит десять таких отличий.

Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною), обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем. В число этих заповедей входят: 1) верить, что мир создан и управляется одним Б-гом (не обязательно еврейским); 2) учредить суды закона; 3) не воровать; 4) не совершать прелюбодеяний; 5) не поклоняться идолам; 6) не есть части от живого животного; 7) не богохульствовать. Каждый, кто соблюдает эти основные принципы, получает место на Небесах (Синедрион, 56б).

Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека - это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры. В Торе есть строфа, гласящая: «Он Б-г мой, и прославлю Его». В обсуждении того, как человек может прославить и превознести Б-га, Талмуд отвечает, что именно посредством действий. Следовательно, высочайшей формой уподобления Б-гу - совершение действия, а не чувства или вера. Вера должна проявляться в поступках, а не в словах.

Третье различие. Основным убеждением иудаизма является вера в одного Б-га. Не может быть в мире никакой иной высшей силы кроме Б-га. Кроме веры в концепцию Бога христианство верит в концепцию Сатаны как источник зла, который является силой, противоположной Б-гу. Иудаизм весьма конкретен по поводу убеждения в том, что зло, как и добро, происходит от Б-га, а не от иной силы. Строфа из Святого Писания гласит: «Я [Б-г] творю мир и произвожу бедствия». (Ишаягу, 45:7). Талмуд говорит еврею, что, когда наступает беда, еврею надлежит признать Б-га Справедливым Судьей. Так, еврейской реакцией на очевидное зло будет приписать его происхождение Б-гу, а не какой-либо иной силе.

Четвертое различие . Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял человеческий образ. Б-г говорит Моисею, что человек не может увидеть Б-га и остаться живым.

Пятое отличие. В христианстве самой целью существования является жизнь ради последующего мира. Хотя иудаизм тоже верит в Мир Грядущий, это не является единственной целью жизни. Молитва «Алейну» говорит, что главная задача жизни в улучшении этого мира.

Шестое отличие. Иудаизм верит в то, что каждый человек состоит в личных отношениях с Б-гом и что каждый человек может ежедневно общаться с Б-гом напрямую. В католицизме священники и Папа выполняют функцию посредников между Б-гом и человеком. В отличие от христианства, где духовенство наделено возвышенной святостью и особыми отношениями с Б-гом, в иудаизме нет абсолютно никаких религиозных действий, которые мог бы совершить раввин, но не мог бы совершить любой отдельный еврей. Так, вопреки представлениям многих людей, раввину не обязательно присутствовать на еврейских похоронах, еврейской свадьбе (обряд можно провести и без раввина), или при совершении других религиозных действий. Слово «раввин» означает «учитель». Несмотря на то, что раввины имеют право выносить официальные решения по поводу еврейского закона, еврей, который достаточно обучен, также может принимать решения по поводу еврейского закона, не получая предписаний. Так, нет ничего уникального (с религиозной точки зрения) в том, чтобы быть раввином как представителем еврейского духовенства.

Седьмое отличие. В христианстве чудеса играют центральную роль, являясь основой веры. В иудаизме же, однако, чудеса никогда не могут быть основанием веры в Б-га. Тора говорит, что если человек предстанет перед народом и заявит, что Б-г являлся ему, что он - пророк, явит сверхъестественные чудеса, а затем станет наставлять людей нарушить что-либо из Торы, то этого человека следует убить, как ложного пророка (Дварим, 13:2-6).

Восьмое отличие . Иудаизм верит в то, что человек начинает жизнь с «чистого листа» и что он может получить благо в этом мире. Христианство верит в то, что человек изначально нечестив, отягощен Первородным Грехом. Это препятствует ему на пути достижения добродетели, и поэтому он должен обратиться к Иисусу как к спасителю.

Девятое отличие . Христианство основывается на предпосылке, что Мессия в образе Иисуса уже приходил. Иудаизм верит, что Мессия еще придет. Одной из причин, по которой иудаизм не может верить в то, что Мессия уже приходил, является то, что в еврейском представлении мессианские времена будут ознаменованы значительными переменами в мире. Даже если эти перемены произойдут естественным способом, а не сверхъестественным, то в мире воцарятся всеобщее согласие и признание Б-га. Поскольку с появлением Иисуса, по мнению иудаизма, в мире не произошло никаких изменений, то, согласно еврейскому определению Мессии, он еще не приходил.

Десятое отличие. Поскольку христианство нацелено исключительно на последующий мир, христианское отношение к человеческому телу и его желаниям подобно отношению к нечестивым искушениям. Поскольку последующий мир является миром душ, и именно душа отличает человека от других созданий, христианство верит, что человек обязан питать свою душу, и как можно больше пренебрегать своим телом. И это является путем достижения святости. Иудаизм признает, что душа более важна, но нельзя и пренебрегать желаниями своего тела. Поэтому вместо того, что бы попытаться отвергнуть тело и полностью подавить физические желания, иудаизм превращает исполнение этих желаний в святое действие. Святейшие христиане-священники и Папа дают обет безбрачия, тогда как для еврея создание семьи и продолжение рода святое действие. Тогда как в христианстве идеалом святости является принесение обета бедности, в иудаизме богатство наоборот является положительным качеством.

Осмелюсь дополнить рабби Нахума Амселя одиннадцатым отличием.

В христианстве человек несет ответственность за совершенные им грехи перед Б-гом, исправить их может покаяние и исповедь перед священником, который наделен властью, именем Б-га и Иисуса Христа, отпускать с миром. В иудаизме же грехи делятся на две категории: грехи против Б-га и грехи против человека. Грехи, совершенные против Б-га, прощаются после искреннего покаяния человека перед самим Всевышним (никакие посредники в этом деле не допускаются). А вот преступления против человека даже сам Всевышний не прощает, простить такие преступления может только обиженная сторона, то есть другой человек. Таким образом, человек обязательно несет ответственность перед Б-гом, но это не освобождает его от ответственности перед людьми.
Еврейские корни христианства. В первую очередь, надо отметить форму богослужения в христианстве, которое имеет признаки еврейского происхождения и влияния. Сама концепция церковного ритуала, а именно собрание верующих для молитвы, чтение Святого Писания и проповедь, следует примеру богослужения в синагоге. Чтение отрывков из Библии является христианской версией чтения Торы и Книги Пророков в синагоге. Псалмы, в особенности, играют очень важную роль, как в католической, так и в православной литургии. Многие ранние христианские молитвы являются выдержками или обработкой еврейских оригиналов. А что уж говорить о многих формулировках в молитвах, наподобие «Амен», «Алилуйя» и т.д.

Если мы обратимся к одному из центральных событий Нового Завета - Тайной вечере, то увидим, что там идет описание самого настоящего пасхального седера, обязательного для каждого еврея в праздник Песах.

Нет нужды говорить, что само существование сходств не просто обостряло конфликт. Для евреев стало невозможным считать христиан просто носителями незнакомой и абсолютно чуждой религии, поскольку они предъявили права на наследие Израиля, склоняясь к тому, чтобы лишить еврейский народ действительности и подлинности его религиозного существования.

ПАВЕЛ АРЬЕ

В первое столетие от Рождества Христова иудаизм и христианство представляли собой своеобразный общий континуум. Но впоследствии из него развилось два направления – иудаизм и христианство, которые впоследствии стали двумя религиями, во многом противоречащими друг другу. Имея общие корни, ветки этого дерева кардинально разошлись.

Определение

Иудаизм – религия евреев, наследников тех, кто дал обетование Аврааму. Главная особенность ее – в учении об избранности еврейского народа.

Христианство – религия, находящаяся вне национальности, она для всех, кто считает себя последователями Христа.

Сравнение

Христианство основывается на том, что Бог открыл себя людям через Иисуса
Христа. Это Мессия, который пришел спасти мир. Официальный иудаизм отрицает Воскресение Христа, не считает его пророком и, тем более, Мессией.

Воскресение Христово

Христиане ждут второго пришествия Христа. Иудеи уверены, что Мессия еще не приходил в мир. Они все еще ждут Мошиаха.

Иудаизм возник на ветхозаветной, почти универсальной религии, но со временем превратился в национальную, утратив тем самым возможность стать религией мировой. Христианство, возникнув на той же почве, с течением времени превратилось в мировую религию.

Средоточие иудаизма – материальная религия, земное царство, господство, которое Мессия даст евреям над всем миром. Христианство верит в царство другого плана – Небесное. Мир духовный, покой во Христе, победа над страстями. Там окажется каждый, кто своей жизнью исполнил Заповеди Христовы, независимо от национальности и социального происхождения.

Учение иудаизма основывается только на книгах Ветхого Завета и устной Торе. В христианстве абсолютным авторитетом является Священное Писание (Ветхий и Новый Заветы) и Священное Предание.

Главным догматом христианства является любовь. Сам Бог есть любовь. Ею пропитано каждое слово Евангелия. Все люди равны перед Богом. Иудаизм отрицательно относится к тем, кто не является иудеями.

В христианстве существует представление о первородном грехе. Поскольку состоялось грехопадение прародителей, человек, рожденный в мир, должен искупиться крещением.

Иудаизм придерживается того мнения, что человек рождается безгрешным, и уже потом выбирает для себя – грешить или не грешить.

Выводы сайт

  1. В христианстве Иисус Христос – Мессия, пришедший спасти мир. Иудаизм отрицает божество Христа.
  2. Христианство – религия мировая, иудаизм – национальная.
  3. Иудаизм основывается только на Ветхом Завете, христианство – на Ветхом и Новом Заветах.
  4. Христианство проповедует равенство перед Богом всех людей. Иудаизм подчеркивает превосходство иудеев.
  5. Иудаизм рационален, христианство к рационализму не сводится.
  6. Христиане ждут Второго пришествия Христа, после которого наступит Царствие Небесное. Иудеи ждут прихода своего Мессии, который сотворит для евреев земное царство и даст им господство над всеми народами.
  7. В иудаизме нет понятия о первородном грехе.

Очень часто христиане ошибочно относятся к евреям, которые принадлежат к иудаизму, как к братьям по вере, не зная, что эти религии, хотя и являются родственными, имеют существенные отличия. Ведь Ветхий Завет общий, Иисус пришел именно в Израиль, евреи названы повсеместно Божьим народом. В чем же отличия и как следует относиться к иудаизму православному христианину?

Иудаизм - что это за религия

Иудаизм является древнейшей монотеистической религией, последователи которой были рождены евреями или обратились в эту веру в течение жизни. Несмотря на древний возраст (более 3000 лет) последователей этого течения не так много - всего около 14 миллионов людей. При этом именно из иудаизма вышли такие течения как христианство и ислам, которые сегодня имеют самое большое количество последователей. Что же исповедуют иудеи?

Иудаизм - это вера (религия) еврейского народа

Главная идея религии - это вера в Единого Бога Яхве (одно из имен Бога) и соблюдение Его заповедей, которые изложены в Торе. Помимо Торы у иудеев есть также Танах - еще один священный текст, вера в святость которого стала одним из фундаментальных отличий от христианства.

На основании этих двух документов, евреи придерживаются следующих взглядов:

  1. Монотеизм - верят в Единого Бога Отца, который сотворил землю и человека по Своему Образу и подобию.
  2. Бог является Совершенным и Всемогущим, а также представлен как источник Милости и Любви ко всем. Он не только является Богом для человека, но и любящим Отцом, который милует и помогает спастись от греха.
  3. Между человеком и Богом могут идти диалоги, т.е. молитвы. Для этого не нужно совершать жертвы или какие-то другие манипуляции. Бог хочет приблизиться к человеку напрямую и делает это по Своему желанию. Человеку лишь стоит стремиться к диалогу и святости Бога.
  4. Ценность человека, который создан по Божьему Образу, огромна. У него есть свое назначение от Господа, которое состоит в бесконечном и всестороннем духовном совершенствовании.
  5. В истории человечества есть великие люди и пророки, о жизни котором пишет Ветхий Завет. Среди них Адам, Ной, Авраам, Иаков, Моисей, Давид, Илия, Исайя и другие мудрецы, которые являются фундаментальными личностями в иудаизме и примером для подражания.
  6. Главные моральные установки религии - это любовь к Всевышнему и к ближнему;
  7. Основа религии - это десять Заповедей, соблюдение которых должно быть неукоснительно для еврея.
  8. Учение об открытости религии, т.е. возможность обратиться в нее каждому желающему.
  9. Учение о приходе Мессии - пророка и царя, который спасет человечество.

Это далеко не все тезисы иудаизма, но они фундаментальны и позволяют составить мнение об этой религии. На самом деле, она самая близкая к христианству по своим убеждениям, но все же имеет существенные отличия.

Отличие от православия

Несмотря на одинаковую веру во Всемогущего и Любящего Господа, христианство существенно отличается от иудаизма в ряде богословских вопросов. И именно эти отличия стали непримиримыми для их последователей.

Иудеи молятся в синагоге

К отличиям относятся:

  1. Признание Иисуса из Назарета Мессией и Господом, как часть Святой Троицы - иудеи отвергают это фундаментальное основание христианства и отказывается верить в божественность Христа. Также они отвергают Христа как Мессию, поскольку не понимают важности и ценности Его смерти на кресте. Они желали видеть Мессию-Воина, который спас бы их от угнетения других народов, а пришел простой человек, который спас человечество от греха - главного врага. Непонимание и отрицание этого является главным и коренным отличием этих религий.
  2. Для христианина спасение души - только в вере в Иисуса Христа, а для иудея это неважно. По их мнению, спастись можно людям всех конфессий, даже кардинально отличающимся, при условии соблюдения основных заповедей (10 Заповедей + 7 заповедей сыновей Ноя).
  3. Для христианина основополагающими заповедями является не только 10 законов Ветхого Завета, но и 2 заповеди, которые дал Христос. Евреи же признают только Ветхий Завет и его законы.
  4. Вера в избранность: для последователей Христа понятно, что спастись и стать частью Божьего народа может каждый, исповедующий Христа. Для евреев вера в их избранность является основополагающей и непререкаемой, несмотря на их поступки и образ жизни.
  5. Миссионерство - иудеи не стремятся просвещать другие народы и обращать их в свою веру, а для христиан - это одна из заповедей Христа «Идите и научите».
  6. Терпимость: христиане стараются толерантно относиться к представителям других вероучений и быть кроткими во время угнетений, идеи напротив крайне агрессивны к прочим религиям и всегда воинственно отстаивают свои убеждения и права.
Важно! Это основные различия православия как христианской ветви от иудаизма, но их на самом деле гораздо больше. Важно учитывать также и наличие различных ответвлений и школ в иудаизме, которые могут иметь отличные понятия и взгляды от основного учения.

Отношение православной церкви к иудаизму

На протяжении всей церковной христианской истории (как и истории иудаизма) происходили воинственные стычки, которые касались разногласий в догматических вопросах.

Синагога — место общественного богослужения и средоточие жизни еврейской общины

В начале зарождения христианства (первые века н.э.) иудеи крайне воинственно относились к его представителям, начиная с распятия самого Христа и преследований Его первых учеников. Позже, при повсеместном распространении христианства, его последователи стали жестоко относиться к евреям и всячески их ущемлять.

По историческим документам имело место насильственное крещение евреев в 867–886 гг. и позже. Также многим известно о преследовании евреев как народа уже в 19-20 вв., особенно в СССР и во время Второй мировой войны, когда пострадали миллионы евреев.

Церковь сегодня отвечает на это следующим образом:

  • насильственное отношение к иудеям имело место быть, но много позже, нежели страдали христиане;
  • это было исключение, а не повсеместно распространённая практика;
  • Церковь негативно относиться к такому проявлению насилия и осуждает действия и саму идею насильственного обращения в веру.

Александр Мень когда-то очень четко выразил свое отношение к иудаизму, и оно полностью совпадает с мнением всей Православной Церкви и ее отношением. По его словам, Ветхий Завет стал основой для трех главных монистических религий, которые возникли в лоне культуры Древнего Израиля. И иудаизм, и христианство, несмотря на их однозначное одинаковое признание Ветхого Завета, имеют свои учения и каноны, которые имеют свои богословские отличия.

Несмотря на это, по самостоятельному определению Русской православной церкви она является многонациональной и не желает и станет изгонять из своего лона еврейских элементов, поскольку имеет в себе множество их.

Важно! Христианство является братской религией и принимает всех и каждого, кто разделяет ее ценности. При этом она не отрицает разных культур и народностей, но стремиться к распространению веры во Христа среди всех народов и культур.

Православная Церковь принимает все нации, в том числе и евреев, но не готова признавать убеждения иудаизма, поскольку находит их неверными. Если еврей желает посещать богослужения, ему никто не будет препятствовать или относиться с пренебрежением. Но православный христианин не может принять его убеждения, поскольку исповедует Христа, которого евреи отвергают как Господа.

Отсюда следует вывод, что принимать другие культуры и вероисповедания вежливо и толерантно должен всякий православный христианин, но не отрекаясь при этом своего национального происхождения и веры в Иисуса Христа.

Принципиальное отличие христианства от иудаизма