Ознакомиться с культурно просветительская деятельность музея. Научная и просветительская деятельность. Дома-музеи, посвященные известным личностям

27.09.2019

Формы научно-просветительской деятельности

музея

Свою научно-просветительскую деятельность музей осуществляет через различные формы, которые сложились в результате систематически проводимой научно-исследовательской работы (А.В. Бакушинский, М.С. Коган, И.М. Коссова, К.Г. Левыкин, М.В. Потапова, Н.Д. Рева, Н.И. Романова, С.Т. Шацкий, К.Г. Хедбер и др.). Передача информации может проходить через: экскурсии (Т.А. Кудрина, Н.Д. Рева); музейные уроки и индивидуальные письменные задания (Е.И. Иванова, В.С. Моисеева); кружки и клубы (И.М. Коссова); лекции, тематические вечера, музейные олимпиады и конкурсы (М.Н. Грачев, А.И. Михайловская); университеты культуры (К.Г. Левыкин, К.Г. Хедбет). Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться:

    по месту проведения;

    по характеру содержания;

    по целевому назначению;

    по составу экскурсионной группы.

Музейная экскурсия

Экскурсия внутри музея экскурсии обзорные экскурсии научно-просвети-тельские

экскурсии для студентов

Экскурсия на открытом воздухе экскурсии тематические экскурсии учебные

экскурсии для учащихся

экскурсии для специалистов одной профессии
экскурсии для других социальных групп
Обзорные экскурсии, как правило предполагают ознакомление с достаточно широким кругом вопросов и просмотром большого количества музейных помещений. Тематические экскурсии могут быть сквозными, целенаправленными и обобщающими. Обзорные экскурсии характеризуются тем, что в отведенное время посетителям предлагается познакомиться с целым рядом исторических событий, уяснить закономерности развития общества, искусства и т.п. Экскурсии целенаправленные , наоборот, предполагают ознакомление с отдельным периодом и событием, направлением в искусстве или этапом научно-технического прогресса. Экскурсии на которых даются характеристики периодам в развитии культуры, науки, искусства, общества и т.п. называют обобщающими . Научно-просветительские экскурсии решают задачу культурного просвещения посетителей, а учебные более углубленного изучения какой-либо темы. Учеными исследователями (Т.А. Кудрина, Н.Д. Рева) выделяются этапы подготовки и проведения музейной экскурсии:

    Определение темы и содержания экскурсии.

    Составление плана экскурсии. При этом продумываются маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения.

    Целенаправленный показ экспозиций или собственно экскурсия.

    Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

Структура экскурсии имеет три части: вводную, основную и заключительную. Перед осмотром экспозиций музея экскурсовод определяет тему и задачи экскурсии и подводит посетителей к пониманию основного содержания. Очень важно во вводной части дать установку на восприятие как вербального, так и визуального материала. Это позволит повысить образовательную эффективность экскурсии. Важность установки на восприятие экспозиций художественных музеев подчеркивалась М.С. Коган, М.Н. Потаповой, Н.Д. Рева, Б.М. Тепловым, Б.П. Юсовым и др. Установка перед экскурсией важна не только в художественных музеях, но и в музеях других видов. Основная часть экскурсии включает рассказ экскурсовода, зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации посетителей, к которым относятся эвристические вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания и многое другое. Завершает экскурсию заключительная часть, в ходе которой подводится итог и дается установка на восприятие материала последующей экскурсии. В связи с этим следует отметить, что по мнению Н.Д. Рева, наибольшей эффективностью обладает цикловая система экскурсий, которая позволяет полностью реализовать принципы непрерывности и преемственности в педагогическом взаимодействии экскурсант – экскурсовод. Таким образом, единичные экскурсии не могут полноценно решать задачи приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать принцип концентричности, который характеризуется тем, что каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложному последующему этапу. Несомненно, экскурсия, является ведущей формой музейной работы, а необходимость рассмотреть столь подробно ее классификацию, структуру, этапы подготовки была продиктована тем, что в процессе приобщения дошкольников к собраниям музеев воспитателям дошкольного образовательного учреждения, родителям, домашним педагогам, семейным воспитателям во вмогом придется полагаться на себя и свои знания. Интересной формой ознакомления детей с экспозициями музея можно считать музейные уроки или занятия . Урок (занятие) в музее проводится с целью усвоения детьми знаний по определенной теме. При этом музейные предметы выступают как источники получения знаний. В ходе урока (занятия) педагог широко использует игровые приемы: воображаемые путешествия во времени, игры-имитации; эскизы вещественных источников для последующего творческого воссоздания и т.п. В рамках урока (занятия) могут проводиться музейные викторины, конкурсы, олимпиады . Вместе с тем, мероприятия являются составной частью работы музейного клуба. И.М. Коссова утверждает, что клубы являются наиболее перспективной формой приобщения населения к культурно-историческим, научно-техническим достижениям человечества. В соответствии с содержанием работы выделяют три вида клубов: комплексные, проблемные (тематические), юных музееведов. Клуб – это самодеятельная организация, членов которой объединяет общность интересов. В клубе могут проводиться секционные занятия и общие мероприятия. В секциях ведется обсуждение теоретических вопросов, готовятся экскурсоводы, совершенствуются навыки в каком-либо виде деятельности. Массовые мероприятия включают в себя не только лекции, олимпиады, викторины, но и научные конференции, встречи с интересными людьми, развивающие уроки, так называемые «дни» вечера и музейные праздники. Многие из перечисленных форм клубной работы носят интегрированный характер и содержат элементы театрализации, музыку, хореографию, научные опыты и т.п. Следует отметить, что театр по сути своей является интегрированным искусством, вбирающим в себя музыку, хореографию, речь, изобразительное искусство (декорации, бутафорию, костюмы и др.). Поэтому целесообразно использовать театрализацию как обобщающее занятие. Это позволит закрепить материал в яркой художественной форме. Подготовка инсценировок позволит стимулировать познавательную потребность ребенка.

Музейные праздники – это комплексная форма работы, включающая элементы театрализации, экскурсии, музыкально-литературные композиции, викторины и пр.

Некоторые музеи создают специальные экспозиции для детей. В них экспонаты развешиваются на уровне глаз ребёнка, размещаются элементы национальной одежды, которую дети могут примерить, расставляются разнообразные вещи, которые можно трогать, заводить, перемещать и т.п. На таких специальных экспозициях дети перед началом осмотра получают задания, а по окончании «отчитываются» о результатах его выполнения. Например, в Архангельском краеведческом музее перед Рождеством была оформлена тематическая экспозиция В целом, следует учитывать, что вся научно-просветительская деятельность строится поэтапно. При этом, каждый предыдущий этап обеспечивает понимание последующего материала. Выбор формы музейной работы зависит от содержания информации, предлагаемой для усвоения; возраста аудитории; особенностей музейных предметов и экспозиций.

Портрет специалиста готов ого к ведению

музейной работы с дошкольниками

Проблемы, возникающие в процессе приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре, не могут быть решены без взрослого, владеющего комплексом знаний и умений, которые в конечном счете и обеспечат успешность этой работы. Многочисленные исследования (Жидкова Е.В., Пидкасистый Т.И., Семенушкина Л.Т. и др.) показывают, что перечень знаний, умений и навыков, необходимых человеку для реализации профессиональной деятельности, сотавляет профессиограмму, т.е. своего рода паспорт специалиста. Профессиограмма имеет важное практическое значение, поскольку, во-первых, показывает пути совершенствования профессиональной подготовки специалиста; во-вторых, помогает при постановке целей и задач самовоспитания и самообразования. Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости определения круга знаний и умений, позволяющих наиболее успешно осуществлять работу по приобщению дошкольников к музейной культуре. Это тем более важно, что в настоящее время образовательные учреждения, точно так же как и учреждения культуры, к которым относится музей, активно ищут пути взаимодействия. Однако, ни музейные работники, ни педагоги дошкольных образовательных учреждений не имеют специальной подготовки для того, чтобы оптимизировать процесс ознакомления детей с музейными коллекциями. На основе работ Абдулиной О.А., Бакушинского А.В., Григорьевой Г.Г., Князевой О.А., Конуховой Е.Н., Кульчинской Н.Л., Михеевой А.П., Пантелеевой Л.В., Панкратовой Т.Н., Рева Н.Д., Чумаловой Т.В. и др. была составлена профессиограмма специалиста, подготовленного к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с музейной культурой. В профессиограмме можно выделить три блока знаний и умений:

    Общепедагогические знания и умения.

    Научно-методические знания и умения.

    Специальные знания и умения.

Профессиограмма специалиста,

готового к ведению музейной работы с дошкольниками

1.

Общепедагогические

знания и умения

    задач культурно-просветительской деятельности музеев и воспитательно-образовательных задач детского сада;

    основ музейной педагогики;

    особенностей восприятия детьми предметов материальной культуры;особенностей влияния музейной культуры на развитие личности ребенка дошкольника

    создаавть условия для проявления интереса к музейной культуре;выбирать педагогически целесообразные формы и методы приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре;предвидеть трудности, предстоящей музейной работы и проектировать пути их преодоления;координировать работу дошкольного образовательного учреждения и музея
2.

Научно-методические знания

    классификация музеев и особенностей их работы;

    требования отбора музейных экспозиций и экспонатов, предназначенных для восприятия в ходе экскурсионной и других форм работы с дошкольниками;

    методов, приемов и форм оптимизации процессов восприятия музейных экспозиций детьми дошкольного возраста

    намечать близкие и далекие цели развития интереса к музейной культуре;отбирать необходимый искусствоведческий, этнографический и другой материал для более полного понимания идеи музейной экспозиции детьми дошкольного возраста;организовывать и проводить педагогическую и музейно-педагогическую работу с дошкольниками
3. Специальные знания и умения
    особенности экспозиционной работы;особенности организации музейных экскурсий и других форм работы с детьми дошкольного возраста;этапов проведения работы по приобщению дошкольников к музейной культуре
    формировать как передвижные, так и стационарные экспозиции в дошкольных образовательных учреждениях;проводить музейные экскурсии и другие формы работы с детьми дошкольного возраста;отбирать, разрабатывать и использовать разнообразные игровые формы работы по приобщению детей к музейной культуре
В таблице определены те знания и умения, которые являются профессионально значимыми как для педагогов дошкольных образовательных учреждений (или других специалистов, работающих с дошкольниками: гувернанток, домашних педагогов и пр.), так и для работников музея. Понятно, что не только воспитатели детских садов должны знать особенности музейной работы, но и экскурсоводам, экспозиционерам, музейным педагогам необходимо разбираться в специфике работы с детьми дошкольного возраста. Предложенная профессиограмма позволяет определить направления взаимодействия двух учреждений: детского сада и музея. Для того чтобы выяснить степень готовности специалистов дошкольных образовательных учреждений и музея к ведению совместной работы необходимо: Во-первых – изучить представления педагогов детсада о музее и формах его функционирования; Во-вторых – изучить представления сотрудников музея об особенностях работы с дошкольниками. Воспитателям может быть предложна анкета, состоящая из 14 вопросов.

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ

Выполнила: студентка 2 курса

очной формы обучения

направление бакалавриата:

071800 Социально-культурная

деятельность

профиль: Менеджмент социально-культурной деятельности

Козловская Светлана Вадимовна

Проверила:

канд.пед.наук, доцент

Телицына С.В

Мурманск

I. Разработка лекции "Информационно-просветительная деятельность музеев".

Лекция расчитана на стандартное количество времени 90 мин (1,5 ч). Понадобятся ноутбук, экран и проектор.

Цель лекции: сформировать у учащихся полноценное представление о музее как о социокультурном институте, развить интерес к видам музейной деятельности, расширить уже имеющиеся знания о сфере музейной практики.

Задачи:

1) продемонстрировать развитие видов музеев;

2) на примере крупнейших музеев мира показать функции музеев;

3) рассказать о формах и видах музейной деятельности.

Литература:

1) Кулемзин А.М. О музейном специалисте [Текст] / А.М Кулемзин // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. - №7. –С.77-80.

2) Лысикова О.В. Музеи мира [Текст]:Учебное пособие / О.В. Лысикова.- М.,2004. – 128 с.

3) Музейное дело России [Текст] / Под ред. М.Е. Каулен, И.М. Косовой, А.А.Сундиевой.- М.: Издательство «ВК»,2005.-2-е изд.-614 с.

4) Музей будущего [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.future.museum.ru.

5) Российская музейная энциклопедия [Текст].– М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик, 2005.- 848 с.: ил

План:

1. История музейного дела.

2. Виды музеев.

Отраслевые.

Комплексные.

Мемориальные.

3. Крупнейшие музеи мира.

Версаль.

Орсэ – музей из вокзала.

Музей вин.

4. Виды деятельности музея.

Коллекционирование.

5. Функции музея.

Функция документирования.

Другие функции.

Консультация.

Музейное занятие.

Музейный урок.

Экскурсия.

Спектакль.

Концерт.

Мастер-класс.

Музейный кружок.

Музейный праздник.



Фестиваль.

Музейная акция.

1. История музейного дела.

Понятие музея как социально-культурного института.

Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях.

История развития музея в XV - XVIII вв.

Возникновение музея как социокультурного института в период Возрождения.

Возникновение художественного коллекционирования в Италии в XV -XVI веках.

Художественное коллекционирование за пределами Италии.

Формирование научных коллекций в период Возрождения.

Музейное дело в XVII в. и в период Просвещения (XVIII в.).

Коллекционирование и первые публичные музеи в XVII - XVIII веках.

Художественные коллекции и музеи в различных частях Европы.

Научные коллекции и музеи XVII - XVIII веков.

2. Виды музеев.

Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы, - храм муз. В соответствии с содержанием коллекций выделяются музеи отраслевые, комплексные, мемориальные.

Отраслевые.

Работа исторических музеев связана с изучением исторических событий, памятников, археологических находок. Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В литературных музеях хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством писателей. Музыкальные музеи могут быть музеями музыкальных инструментов, музыкальной культуры и мемориальными. Музеи музыкальных инструментов собирают уникальные коллекции инструментов разных эпох и народов, а также изготовленных великими мастерами. В музеях музыкальной культуры хранятся архивно-рукописные материалы, музыкальные инструменты, изобразительные материалы, фонотеки. Музыкально-мемориальные музеи создаются, как правило, в домах и усадьбах, где жили и работали известные музыканты.



Комплексные.

Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов. Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

Мемориальные.

Мемориальные музеи создаются обычно на базе выдающихся памятников архитектуры, живой природы или на базе краеведческих, литературных, музыкальных и других музеев.

Работа музеев различной направленности регламентируется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации, о музеях в Российской Федерации».

3. Крупнейшие музеи мира.

Картинная галерея Лувра, даже взятая в отдельности, могла бы стать музеем мирового значения. Здесь собраны великие произведения величайших живописцев - Франсиско Гойи, Рафаэля, Делакруа, Рубенса, Рембрандта.

Версаль.

В благоустройство и украшение Версаля свой вклад внесла каждая эпоха, воспоминания о себе оставил почти каждый монарх. Но образ Версаля все же прочно связан с именем Людовика XIV. При нем строительные работы велись почти сорок лет. В Версале всегда царил праздник, затянувшийся на целые десятилетия. Его главным постановщиком был Людовик XIV. Ему доставляли огромное удовольствие и Зверинец с редкостными животными, и Оранжерея с диковинными растениями. А главной гордостью короля был Версальский парк, который раскинулся на площади в 101 гектар. Начиналось все с титанической работы по осушению болот, потом сюда наносили землю, песок и камни, чтобы выровнять почву и создать искусственные террасы. Тысячи рабочих рыли каналы и строили водопровод для знаменитых фонтанов и каскадов.

Музей импрессионизма в Париже.

На первом этаже Музея выставлены и полотна «живописца радости» Огюста Ренуара - «Дорога в траве», «Натурщица на солнце». Полотна Ренуара переходят и на второй этаж Музея. Кроме них, здесь выставлены картины Клода Моне, Писарро, Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и других художников. И одним из шедевров является картина К.Моне «Впечатление», давшая название всему направлению импрессионизма.

Национальный музей искусств имени Жоржа Помпиду.

Центр Помпиду укрывает в своих стенах не только библиотеку и модульные выставочные помещения. Здесь есть еще и кинотеатр, и концертный зал, детская площадка для игр, несколько ресторанов и баров. В подвальных этажах Центра расположился Институт исследования координации акустики и музыки, который представляет собой комплекс ультрасовременных акустических лабораторий. Его концепция разработана таким образом, чтобы сочетать оптимальные

условия для акустических исследований с возможностью доступа широкой публики в демонстрационный зал.

Орсэ – музей из вокзала.

Создание этого музея стало значительным событием в культурной жизни Франции. Крупнейший вокзал Орлеанской компании, утративший своё функциональное значение, должен был превратиться “из вокзала в музей” – в этом заключалась главная идея его реставраторов и устроителей. Одной из главных задач в реализации этого проекта было не только сохранить вокзал в первозданном виде, но и включить его в современную жизнь, придать музею – вокзалу двойную функцию, – как носителя исторической памяти, так и современного подлинного явления.

Музей вин.

В 1981 году на парижской улице О был открыт Музей вина, на месте которого в XV века стоял монастырь. Скромные монахи, прозванные «добродеями», в свободное от молитв время занимались виноделием, приспособив галереи старых каменоломен под винные погреба. Монастырь славился своими винами, и сам король Людовик XIII любил, возвращаясь с охоты из Булонского леса, отведать лёгкого монастырского вина. Монахи делали вино для церковных нужд, а избытки его продавали на рынке. Но после Французской революции монастырь закрыли и разграбили, а уцелевшие его постройки до 1906 года служили зданием ткацкой фабрики.

В одной такой из уцелевших подземных галерей и был устроен Музей вина. Экспонаты его не только знакомят туристов с историей и технологией виноделия, здесь можно попробовать наиболее известные сорта французских вин: после осмотра Музея для его посетителей предусмотрена специальная дегустационная программа. Гостеприимные экскурсоводы расскажут, в какие годы, например, лучше производить бордо, а в какие – бургундское. Вам продемонстрируют и цвет, и вкус, и крепость, и букет... А желающих закрепить приобретённые познания пригласят в ресторан, который расположился в одном из подземелий Музея.

Демонстрация презентации "Музеи мира. Франция. Сокровища Лувра".

4. Виды деятельности музея.

Коллекционирование.

Формирование и хранение коллекций. Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник - основа различных по виду музеев. Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные.

Научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность складывается из нескольких последовательных фаз. Первая ступень - определение и классификация материма, его возможное использование для дальнейшей научной обработки и в культурно-просветительских целях, размещение поступлений в фондах и экспозиции. Научная классификация собраний музея находит отражение в составлении каталогов и другой научно-вспомогательной документации. Завершающей фазой научной обработки музейного материала являются организация экспозиции и подготовка научных публикаций. Для проведения научной работы сотрудниками музея и специалистами фондов необходимо обеспечить доступность всех материалов фондовых коллекций.

Экспозиционная деятельность.

Основу деятельности музея составляет постоянная экспозиция. Она формируется преимущественно из подлинных экспонатов, прошедших предварительную научную обработку. Главные требования к экспозиции: единство архитектурно-планировочного построения и научной концепции; хорошие условия для посетителей: организация продуманных движений, возможности индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий зрителей; выразительная форма подачи демонстрационного материала в соответствии со структурой и тематико-экспозиционным планом музея в целом; обеспечение сохранности экспонатов: соблюдение требуемого освещения, температурно-влажностного режима, мер по охране коллекции.

5. Функции музея.

Основными функциями музейной деятельности, определяющими его место и роль в обществе и культуре, являются функция документирования, функция образования и воспитания и функция организации свободного времени.

Функция документирования.

Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком музейных предметы, которые могут выступать подлинными свидетельствами объективной реальности, комплектует музейные фонды, занимается их хранением и изучением.

Функция образования и воспитания.

Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

Функция организации свободного времени.

Функция организации свободного времени является производной от функции образования и воспитания, так как посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера.

Другие функции.

В качестве самостоятельных социальных функций музея выделяют также его научно-исследовательскую, охранную, а также коммуникативную функции.

Лекция – последовательное изложение в устной форме темы, либо ее раздела, связанных с профилем музея или с использованием материалов музейного собрания. Сформировавшись в качестве формы передачи репродуктивных знаний в сфере науки и образования, музейная лекция сохранила не только ее название, но и такие признаки, как преимущественной вербальный способ передачи информации и «статичность» ситуации общения (в противоположность «моторности» экскурсии). Существенными признаками музейной лекции также являются внеэкспозиционная форма проведения и, как следствие, – большая по сравнению с экскурсией вариативность тематического диапазона. Музейная лекция подразделяется на два вида: 1) лекция академическая (учебная) и 2) лекция научно-популярная.

Консультация.

Помимо классического варианта музейной консультации современная музейно-образовательная практика представляет различные модификации данной формы, что позволяет ее дифференцировать на два вида: 1) консультация стандартная (традиционная) и 2) консультация нестандартная (новационная), базирующаяся на методах театрализации и ролевой игры.

Музейное занятие.

Музейное занятие – специфическая форма музейной коммуникации, осуществляемая непосредственно в пространстве экспозиции или в интерактивной зоне музея и допускающая отличную от экскурсии логику и динамику маршрута осмотра экспозиции в соответствии с тематической доминантой занятия. Функция музейного занятия, соотносимого с такими направлениями образовательной деятельности музея как обучение и развитие творческих начал, заключается в апелляции к объектам экспозиционного показа для активизации процесса познания, что означает высокий качественный уровень использования музейно-педагогического потенциала музея. В зависимости от задачи музейное занятие может быть по виду: 1) обучающим и 2) развивающим, а в соответствии с ведущим методом: 1) игровым, 2) студийным, 3) практическим и 4) семинарского типа.

Музейный урок.

Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы (основного или факультативного) непосредственно на экспозиции музея. Данная форма организации музейно-педагогического процесса имеет четко выраженный адресный характер и рассчитана на коллективную работу с группой учащихся (школьным классом), характеризующуюся относительной однородностью социально-демографических и психологических признаков, а также единой мотивацией прихода в музей. Особенность музейного урока заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея, что подразумевает не только серьезную подготовку всех агентов коммуникации (школьника, учителя и экскурсовода/музейного педагога) предваряющую приход класса в музей, но и разработку заключительной фазы проверки уровня усвоения учащимися новых знаний посредством создания механизма «обратной связи». Конечный результат музейного урока с точки зрения коммуникационной теории – «коммуникация, отложенная во времени», когда влияние музея продолжает ощущаться на завершающей стадии музейного урока, осуществляемой школьным педагогом в классе.

Экскурсия.

Экскурсия музейная – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Экскурсия – форма просветительской (образовательной) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений. Главным критерием выделения экскурсии, отличающим ее от других возможных форм культурно-образовательной деятельности музея, является функция презентации экспозиции (выставки). Согласно этому критерию музейная экскурсия подразделяется на два вида: 1) экскурсия обзорная (полная презентация) и 2) экскурсия тематическая (частичная презентация, представление одного из тематических разделов экспозиции или выставки). Следующий уровень – подразделение каждого вида экскурсий на подвиды, в зависимости от методического принципа их построения: 1) экскурсии традиционные, 2) экскурсии театрализованные (интерактивные) и 3) экскурсии специализированные (с какой-либо доминирующей темой). Поправка на социально-демографические и психологические особенности контингента экскурсантов (шестой уровень классификации) позволяет далее дифференцировать экскурсии на три разряда: 1) экскурсии для детей, 2) экскурсии для подростков и 3) экскурсии для взрослых.

Спектакль.

При выделении музейного спектакля в качестве самостоятельного базового элемента классификации имеется в виду сценическая постановка, с использованием музейного интерьера, выполненная профессионалами. Все прочие варианты музейных инсценировок относятся к форме студийного занятия, построенного на методе театрализации.

Концерт.

Концерт как форма культурно-образовательной деятельности музея тесно соприкасается с проблемой использования музыки в музейной коммуникации. Согласно классификации, опирающейся на функциональный подход (Н.Г. Колокольцева), использование музыки в музее дифференцировано на три типа: 1) «озвучивание» экспозиции, 2) музыка как звучащий экспонат, 3) концерт в музее. В предлагаемой классификации принимается во внимание только форма концерта в музее.

Наряду с аттрактивностью, несомненным достоинством данной формы является ее универсальность, возможность применения практически во всех музеях, независимо от профиля. Если в исторических, художественных или литературных музеях дефиле имеет вид демонстрации мод соответствующих эпох и сословий, то в этнографическом музее на первое место выдвигаются признаки народности и этнической специфики традиционного костюма. Демонстрация моделей одежды тесно смыкается с формой бала. Бал в музее – танцевальный вечер с погружением в историко-культурную среду для получения эмоциональных впечатлений.

Мастер-класс.

Мастер-класс в этнографическом музее обычно принимает вид демонстрации искусства изготовления какого-либо изделия (или его фрагмента) в традиционном стиле. Органично вписывается в профиль этнографического музея мастер-класс по обучению элементам народного танца, основам пиктографического письма, игре на простейших музыкальных инструментах и т.д.

Музейный кружок.

Деятельность музейного кружка имеет все преимущества серийных форм («обратная связь», эффект «музейно-педагогического последействия», вызываемый фактором «коммуникации, отложенной во времени», поступательное усложнение программы, дающее возможность отследить механизм перехода количественного накопления информации в качество – приобретение учащимися знаний и навыков и т.д.); кроме того, знание индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого члена кружка, достигаемое только при длительном контакте с группой, открывает новые возможности в использовании средств, методов и методических приемов музейной педагогики. С точки зрения организации учебного процесса кружковая работа предоставляет музейному педагогу неограниченные возможности в творческом экспериментировании, придании каждому занятию оригинального облика, основанного на различном сочетании элементарных музейных форм и инноваций из других сфер культуры и образования. В этом смысле кружок сродни творческой лаборатории музейного экспериментирования.

Студия, в отличие от кружка, предполагает внесение в процесс обучения компоненты художественного творчества.

Курсы как особая форма коммуникативной деятельности музея не являются новацией в практике музейного дела. По уровню сложности данная форма культурно-образовательной деятельности музея подразделяется на: 1) курсы, адресованные широкому посетителю, 2) курсы повышения квалификации специалистов – профессионалов музейного дела и педагогов.

Отнесение музейного клуба к формам, производным от рекреационной функции музея, определяется: 1) факультативностью курса, 2) апелляцией к адресату, для которого посещение клуба мотивируется стремлением к познавательному досугу, 3) соотнесением этой мотивации с такими направлениями музейно-педагогической деятельности музея как отдых и общение.

С музейным клубом тесно соприкасается другая форма культурно-образовательной деятельности музея, получившая название «вечеров» («литературные вечера», «музыкальные вечера»), в большей степени характерная для художественных и литературных музеев. Не выходя за рамки своей компетенции, этнографический музей вносит в развитие этой формы новые идеи, подсказанные народной традицией (например «святочные вечера»).

Музейный праздник.

Праздник в музее – комплексная форма работы с музейной аудиторией, включающая в себя объединенные единой темой элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного представления и пр., проводящаяся на основе сценария с использованием экспозиций и музейных коллекций. Данная специфическая форма реализации культурно-образовательной деятельности музея характеризуется синкретизмом составляющих его базовых элементов, комбинируемых в различных вариантах, с четкой ориентацией на удовлетворение потребности посетителя в рекреации. В зависимости от содержания праздник подразделяется на два основных вида: 1) праздники народного календаря и 2) праздники событийные.

Фестиваль.

Несмотря на заимствованный характер формы, в настоящее время можно с уверенностью сказать, что музейный фестиваль не только удачно сочетается с задачами культурно-образовательной деятельности музея, но и в целом обогащает эту форму, внося в нее новое содержание.

Музейная акция.

Музейная акция - совокупность музейных мероприятий, чаще всего связанных с открытием и функционированием новой экспозиции или выставки. В последнее время при проведении музейных акций, наряду с традиционными формами, используются различные инновационные формы: хэппенинг, перформанс, а также иные варианты организации музейного действа, основанного на технологии интерактивности.

Одна из важнейших функций музея – образовательно-вос­питательная – осуществляется посредством культурно- про­светительской работы.

Просветительская деятельность нашего музея многообразна по формам организации и проведения. Формы этой работы можно разделить на основные категории: традици­онные (экскурсии, лекции) и массовые мероприятия.

Музейная экскурсия – это “коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы”. В музее проводятся обзорные, тематические, учебные экскурсии.

Обзорные экскурсии проводятся по всей экспозиции музея и имеют своей целью ознакомление посетителей с музеем вообще. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный характер.

Тематические экскурсии, которые проводятся в музее, отличаются четкой тематической определенностью по хронологии и содержанию, они посвяще­ны конкретному вопросу. Поэтому они проводятся не по всему музею, а по материалам одного из залов или конкретного раздела экспозиции. Тематические экскурсии по своему целевому назначению носят учебный характер. Экскурсоводами музея составлены и проводятся следующие экскурсии: «Сівая памяць даўніны», “Прыйшла ў наш край няпрошана вайна”, “Валожыншчына сягодня”, “Час і мы”, “Жывая памяць” и другие.

Экскурсии учебно-образовательной направленности предна­значены для расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в лицее, их конкретизации на основе подлинных памятников – музейных предметов. Такими являются экскурсии по истории (тема “Великая Отечественная война”), по курсу “Человек. Общество.Государство” (тема “Человек в системе рыночных отношений”) и др.

Учебные экскурсии весьма разнообразны по форме проведения. Это и уроки-экскурсии, проводимые на экспозиции экскурсоводом или самим педагогом, и экскурсии-семинары с выступлением слушателей.

Разработкой экскурсий в нашем музее занимаются учащиеся из группы экскурсоводов. Главным источ­ником содержания экскурсии является экспозиция и музейные предметы.

В основу построения маршрута музейной экскурсии положены три принципа – хронологический, тематичес­кий, тематико-хронологический.

Напри­мер, в основе маршрута обзорной экскурсии лежит хронологи­ческий принцип, а маршрут тематической и учебной экскурсии строится по тематическому принципу.

цель экскурсии, значимость ее темы, называются основные вопро­сы, раскрывающиеся в ходе экскурсии. В заключении даются обобщающие выводы

по теме экскурсии.

Кроме экскурсий в нашем музее проводятся лекции. Они отличаются от экскурсий целью и подачей матери­ала. Основная цель музейной лекции – донести до слушателей теоретический материал, проиллюстрировав его музейными предметами. Успешно прошли лекции под общим названием «Ведаю, што нарадзіўся б толькі тут…”

- “Архітэктура Валожыншчыны”,

- “Помнікі гісторыі і культуры г. Валожына”,

- “Навучальныя ўстановы г. Валожына”,

- “Прамысловыя прадпрыемствы горада”.

Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительские мероприятия. Это вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям, встречи с интересны­ми людьми, викторины, спектакли. Так, на протяжение, 2008-2009 гг. на базе нашего музея прошли следующие мероприятия: круглый стол «И помнить страшно, и забыть нельзя», урок мужества «Память сердца», историческая викторина «Борьба за Беларусь», устный журнал «Листая страницы военной поры», литературно-музыкальная композиция «Дорогами войны», литературная гостиная «В памяти народа вечно» и другие.

Фондовая работа

Собрания нашего музея состоят из основного и научно–вспомогательного фондов. Все материалы, хранящиеся и экс­понируемые в музее, составляют фонд музея.

Наиболее ценная и главная в количественном и качествен­ном отношении часть музейных фондов - основ­ной фонд . Сюда входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. Это

Экспонируется в музее и вещественные археологические материа­лы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, предметы быта и одежды, нумизматичес­кие материалы: монеты, печати. Большой интерес для посетителей музея представляет оружие времен Великой Отечественной войны (штыки, снаряды, гильзы от снарядов и винтовок, и др.)

Имеются письменные музейные предметы следую­щих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, удостоверения, партийные, комсомольские, проф­союзные билеты), периодические и непериодические издания, книги, листовки. В фондах нашего музея имеются личные свидетельства «Ausweis, красноармейская книжка времен войны,

Изобразительными музейными предметами являются произведения декоратив­но-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., фотографии. Из фонозаписей музей хранит аудиокассеты с воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны, документальные фильмы о войне.

Кроме основного в музее имеется вспомогательный фонд, представляющий собой сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета. Это материалы, изготовленные музеем для экспозиционной и пропагандистской работы.

Юридическими документами в музее являются акты поступлений, акты выдачи, книги поступлений.

Учет преследует две цели: обеспечение сохранности самого предмета и его научную охрану, то есть обеспечение сохранности имеющихся сведении о


Научно-просветительская работа музея.

Ко дню защитника Отечества нашим юным посетителям (воспитанникам детских садов и младшим школьникам) проведена экскурсия «Головные уборы военного назначения». Ребята увидели интересные экспонаты: буденовку, пилотку, бескозырку, каску.

Узнали историю создания головного убора бойца Красной Армии, отчего пилотку назвали пилоткой, зачем бескозырке ленточки.

Для ребят постарше (средний и старший школьный возраст) проведена лекция «Афганистан». Слушателей кратко ознакомили с новейшей историей этой страны, рассказали о задачах Советских войск на территории Афганистана. Значительное место занимает рассказ о земляках (новоалтайских ребятах) погибших на той войне.

Музей приняли участие в работе выставки производителей товаров народного потребления г. Новоалтайска «Наша продукция». При посещении нашего уголка люди попадали в комнату середины 20 века. Многие посетители с интересом рассматривали предметы интерьера того времени: патефон, телевизор «КВН» с лупой. Восхищались искусно вышитыми салфетками, полотенцами. Находили сходство с предметами из своего детства, юности.

Некоторые после посещения нашего уголка на выставке приходили в музей.

Фондовая работа музея.

Фондовая работа включает: комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия. Пополнение музейного фонда происходит, в основном, за счёт дарителей, жителей города.

В этом году жительницей нашего города Светланой Константиновной Николаевой был подарен рушник. Изготовлен он из лёна, соткан бабушкой дарителя. Хранился около ста лет назад в семье, применялся при проведении свадебных обрядов. Оно стало «жемчужиной» в музейной коллекции «Рушники и полотенца».


Особую ценность представляют 18 почтовых марок, которые были выпущены к 100- летию со дня рождения (1870-1970). Каждая марка, условно поделена на 2 части. В правой части изображены репродукции с картин советских художников, отражающих жизнь и деятельность, его дом-музей в городе Ульяновске, в левой цитаты из работ и речей Владимира Ильича.

Последние, самые интересные экспонаты: фотографии копии документов, и т. д., были переданы в дар музею от Валерия Алексеевича Полянина, краеведа, зам. редактора газеты «Наш Новоалтайск», заслуженного работника культуры, а попали они к нему от поискового отряда «Обелиск».

Поисковый отряд «Обелиск» из города Москвы командир отряда Михаил Михайлович Поляков, на протяжении 18 лет проводили поисковые экспедиции в . В тех местах, где прошла Великая Отечественная война, находили без вести пропавших солдат. За все время поисковой деятельности отряда были найдены останки около 2000 защитников, имена только 58 удалось установить. Найдены также 32 семьи погибших воинов.

В одной из поисковых экспедиций в Темкинском районе Смоленской области рядом с бывшей деревней Березки ребятами отряда были найдены останки 28 солдат Красной Армии. Среди их личных вещей были обнаружены 2 медальона. После их прочтения с помощью криминалиста удалось установить 4 фамилии. Среди них фамилию Белинова Михаила Капитоновича 1912 года рождения, уроженца деревни Бажово Барнаульского района. Участника боёв в Тёмкинском районе Смоленской области в 1942 году.

Никого не оставит равнодушным такой замечательный экспонат как сувенирное радио «Эхо», которое было сделано в СССР, в 80-х годах 20 века, оно до сих пор работает от батареек. Корпус выполнен в виде шкатулочки ярко-красного цвета и расписан золотыми узорами, на самом верху закреплена стилизованная граммофонная труба.

Двери нашего музея всегда открыты для посетителей и дарителей, а каждый вновь принесённый экспонат, памятник истории или культуры, будет сохранен для потомков.

Выставочная деятельность музея.

Посетителям разного возраста будет интересно узнать удивительные факты из истории простых вещей, окружающих нас в повседневной жизни – зеркал, расчесок, пуговиц, а также различные украшения.

С 16 марта в музее откроется выставка художника Виктора Ивановича Игошина. Он пишет портреты, пейзажи, натюрморты, создает композиции. Привлекают и его работы из дерева в основном скульптура.

Мы приглашаем всех в музей.


Экскурсия является основной формой культурно-просвети­тельной деятельности музея. Кроме нее, музей как культурный и научный центр проводит и другую культурно-просветитель­ную работу на основе своего фондового собрания. В ходе ее фор­мируется музейная аудитория, круг друзей музея, возникаютраз-личные формы работы. Традиционно используются лекции, способные, при проявленном к ним интересе общественности, перерасти в длительные лектории, создаются кружки и клубы, объединяющие вокруг музея заинтересованных людей. Наибо­лее распространены кружки и клубы коллекционеров, краеве­дов, видящих в музее центр для удовлетворения своих интере­сов и потребностей. Работа лекториев, кружков, клубов при пра­вильной их организации может удовлетворять интересы музея и при проведении им поисково-фондовой работы, расширении тематики экспозиций и выставок.

Большую роль в культурно-просветительной работе играют контакты музея со школой. Формы работы могут быть самыми разнообразными - уроки, оказание методической помощи, участие школьников в музейных мероприятиях, кружках и клу­бах. В последнее время музей и школы перешли к педагогике со­трудничества. Большую роль в привлечении школьников в му-

зеи играет современная концепция гуманизации и гуманитари­зации образования. Музей выступает как центр образования культурой, передающий культурный опыт от поколения к поко­лению, образующий и воспитывающий всей своей деятельнос­тью. Особое внимание необходимо уделять участию школьни­ков в посильной им работе музея, участию в экскурсионной и лекционной, фондовой и выставочной работе. Это позволяет им самореализовываться как личностям. Вместо механического соединения музея и школы возникает творческое содружество. Оно может проявляться и в создании школьных музеев, в поис­ково-фондовой работе. Польза от этого может быть обоюдной. В результате общения музея и школы создается единая музей-но-образовательная среда, формирующая личности школьни­ков и способствующая развитию музея.

Музей, ища возможности расширения своей деятельности, устанавливая контакты с общественностью, все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают му­зейные праздники: фольклорные и военно-исторические, ли­тературные и профессиональные, календарные. Праздники организуются на основе музейных собраний, памятников исто­рии и культуры, входящих в состав музеев. Краеведческие му­зеи, используя праздники, объединяют вокруг себя культурные силы тех мест, где они расположены. Хорошо известны празд­нования на поле Бородина в Бородинском военно-историчес­ком музее-заповеднике, дни, посвященные памяти А.С. Пуш­кина в Михайловском и А.А. Блока в Шахматове, фольклорные праздники в музеях-заповедниках, таких как Коломенское. Новшеством для жителей Суздаля стал проведенный в 2001 г. Владимиро-Суздальским музеем-заповедником Праздник огур­ца, восстанавливающий традиции местного огородничества. В связи с ежегодным празднованием в Вязниках Владимирской области посвященного А.И. Фатьянову праздника песни здесь был образован Музей песни, ставший основой песенного твор­чества целого района. Проводимые музеями праздники, будучи массовыми, способствуют восстановлению культурных тради­ций, приобщению к ним общественности, расширению музей­ной аудитории, развитию музеев как хранителей и пропагандис­тов этих традиций. Особое значение для воспитания и образова­ния подрастающего поколения, его социализации имеют детские музейные праздники. Особо торжественной стала подготовка

к ежегодному Дню музея 18 мая. В этот день музеи России бес­платно открывают двери для всех желающих. Проводят массо­вые мероприятия, участвуют в различных общественных начи­наниях. Связь общества и музеев укрепляется.

Особой формой работы музеев стало проведение в них кон­цертов, спектаклей, театрализованных действий. Широко из­вестны проводимые в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Декабрьские вечера» - цикл концертов классической музыки. В последнее время музеи широко практикуют ролевые игры, в которых воссоздается историческая обстановка, а участники в соответствующих одеж­дах и обстановке становятся на время ее участниками собы­тий прошлого. Происходит включение в историческую среду, способствующее более полному ее познанию. Определенную роль в приобщении людей к музейной деятельности, расши­рении музейной аудитории играют передвижные музеи. В их возможности проникнуть даже в такие уголки, жители кото­рых по тем или иным причинам не могут выбраться в стацио­нарные музеи. В 1980-х гг. при Владимиро-Суздальском музее-заповеднике действовал передвижной голографический музей, знакомивший с голографическими изображениями историко-культурных памятников жителей Владимирской области. В условиях финансовых трудностей использование передвиж­ных музеев, помимо их культурно-просветительного значения, дает музеям при правильной организации работы дополнитель­ный доход.

Ещё одной формой культурно-просветительной работы музеев является их издательская деятельность. При этом не­обходимо учитывать:

Потребности потребителей музейной печатной продукции;

Ее внешний вид;

Конкурентоспособность с другими аналогичными изда­ниями;

Наиболее выгодные места продаж;

При рациональном, продуманном подходе к издательской де­ятельности музей от реализации своей печатной продукции может иметьдополнительныйдоход.Кмузейным изданиям относятся:

Публикации итогов научной деятельности музеев;

Издание документов, публикаций об экспонатах, храня­щихся в музее;

Издание региональной полиграфической продукции в музеях;

Издание газет и журналов, освещающих музейную про­блематику;

Издание художественных книг о музеях;

Издание сувенирной продукции, значков и грамот, марок и конвертов, календарей и плакатов.

Вся эта продукция вводит музеи в кни гоиздательский и кни­готорговый мир России, способствует распространению знаний о них. Этой же цели служат подготовленные научными сотруд­никами музея или на основе подготовленных ими пресс-рели­зов, пресс-справок и пресс-пакетов публикации в газетах и жур­налах, выступления на радио, кино-, теле^-, видеофильмы. Яв­ляясь одной из форм культурно-просветительной работы, они несут о музеях и рекламную информацию.

Вопросы и задания

1. Что такое культурно-просветительная работа музея? В чем ее зна­чение? В каких формах она осуществляется?

2. В каких формах осуществляется контакт музея и школы? Какую роль он играет в социокультурной функции музея?

4. Принимаете ли вы участие в музейных праздниках? Постарайтесь принять и описать свое мнение о них.

Заключение

Музеи в современном мире играют роль хранителей и трансформаторов общественной памяти. Создаваемая ими модель реального мира способствует передаче культурного наследия от поколения к поколению. Музеи, таким образом, выступают как социокультурное явление, способствующее как социализации отдельной личности, так и аккультурации всего общества в целом.

Деятельность музеев достаточно объемна. Она начинается с определения на основе сохранившихся памятников истории и культуры своего профиля. Следующим этапом становится собирание и сохранение исторической общественной памяти, воплощенной в музейных предметах. На их основе создается модель реального мира в виде экспозиций и выставок. Обще­ние с ними способствует культурному, в широком понимании этого слова, воспитанию, социализации как отдельных лично­стей, так и всего общества. Проводимые музеем культурно-просветительные мероприятия, расширяя состав музейной аудитории, вовлекают в сферу его воздействия широкие слои общества. Современный мир не может обойтись без музея как социокультурного института.

В этих условиях возрастает общественная роль музейных работников, музееведов, среди которых основными являются хранители, экспозиционеры и экскурсоводы. О них так ска­зал председатель Международного комитета по музеологии ИКОМ Питер Ван Менш: «Призвание, требующее специаль­ных знаний и часто длительной и интенсивной подготовки, включающей обучение умениям и методам, а также лежащим в их основе научным, или историческим принципам, поддер­живающее организационно или путем создания мнения высо­кие стандарты деятельности и ее результатов и обязывающее своих членов к постоянному совершенствованию и к выпол­нению работы, имеющей своей главной целью служение об­ществу» (Музейное дело. Музей-Культура-Общество. - М.. 1992. С. 234). В этом служении обществу- высокое призва­ние Музея и Музееведа.

Вопросы для подготовки к итоговому зачету

1. Что такое музееведение?

2. Какие причины и обстоятельства вызвали появление му­зеев?

3. Почему музей рассматривается как социокультурное яв­ление?

4. Что такое музей?

5. Как изменялось значение музеев в общественной жизни по мере развития человечества?

6. Какие функции музея определяют его социокультурное значение?

7. Какие причины вызвали появление музеев в России?

8. Почему в эпоху Петра I появились условия для создания в России первых музеев?

9. Чем характеризуется XVIII в. в истории отечественных музеев?

10. Что представляли собой первые отечественные музеи? Какое влияние они оказали на дальнейшее развитие российс­ких музеев?

11. Что явилось причиной массового создания отечествен­ных музеев в первой половине XIX в.? Какие музеи, повлияв­шие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в это время?

12. Как проявилась в развитии российских музеев первой половины XIX в. российская национальная идея?

13. Какие разновидности музеев появились в России в пер­вой половине XIX в.?

14. Какие принципы музейной работы появились в музеях России в первой половине XIX в.?

15. Как влияло социально-экономическое и общественно-политическое развитие России второй половины XIX в. на раз­витие музеев?

16. Какие музеи, повлиявшие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в России во второй половине XIX в.?

17. В чем проявилась роль купечества в развитии отечествен­ных музеев во второй половине XIX в.?

18. Какие музеи были открыты в Росси и в начале XIX в. ? Какое влияние они оказали на создание первых советских музеев?

19. В чем состояло участие российской общественности в развитии музейного дела в начале XX в.?

20. Как проходила ломка старой и создание новой музей­ной системы после Октября 1917 г.?

21. Какие музеи были созданы в период золотого века со­ветского краеведения? Какую роль в жизни общества они иг­рали?

22. Как проявлялись в развитии музеев слова А.В. Луначар­ского: «Музей - грандиозная памятная книга человечества»?

23. Какие принципы музейной работы появились в музеях в первые годы советской власти?

24. Как общественно-политические условия тоталитарно­го развития СССР повлияли на развитие музеев? В чем это про­явилось?

25. Как проявлялись в развитии музеев слова А.А. Вольте­ра: «Музей - плацдарм для организации коллективного мыш­ления масс»?

26. Что положительного и что отрицательного было в раз­витии отечественных музеев в эпоху тоталитаризма? Как это проявляется в развитии современных музеев?

27. Какие музеи характерны для тоталитарной эпохи? Ка­кие принципы музейной работы в них осуществлялись?

28. Как развивались музеи страны в годы Великой Отече­ственной войны? *

29. В каких условиях развивались музеи страны в постто­талитарный период? Как освобождение российского общества от тоталитаризма сказалось в развитии музеев?

30. Какие музеи развивались в стране в посттоталитарный период? Какое влияние они оказали на создание музейной сети современной России?

31. Какую роль играли музеи-заповедники в развитии му­зейной сети? Почему они явились новым этапом ее развития?

32. Какие причины вызвали необходимость музейных ре­форм 1990-х гг.?

33. В чем состоит суть музейной реформы 1990-х гг.? В чем ее значение для развития музеев?

34. Что представляет собой музейная сеть современной России?

35. Какие современные виды музеев являются наиболее перспективными для дальнейшего развития музейной сис­темы?

36. В чем проявляется социокультурная роль современных российских музеев?

37. Какие московские музеи имеют общероссийское значе­ние? Дайте их характеристику.

38. Какие московские музеи отражают историю и жизне­деятельность современной Москвы? Дайте их характерис­тику.

39. В чем состоит значение московских музеев в развитии общероссийской музейной системы?

40.-Что представляет собой Музейный фонд РФ? Из каких частей он состоит?

41. Какую роль в Музейном фонде РФ играют его государ­ственная и негосударственная части и каковы их взаимоотно­шения?

42. Что такое музейный предмет? Каковы условия его бы­тования?

43. Какие системы музейной классификации существуют? Дайте их характеристику.

44. Какую научно-исследовательскую работу проводят му­зеи? Какую роль она играет в развитии науки?

45. Как организуется научно-исследовательская работа му­зея? Какие научные проблемы при этом решаются?

46. Что является научными публикациями музея? Как по ним определяется эффективность работы музея?

47. Что такое фонды музея? Дайте их характеристику.

48. Из каких частей состоят музейные фонды? Как они вза­имодействуют?

49. Что такое вещь музейного значения - музейный пред­мет - экспонат? При каких условиях происходит это превра­щение?

50. Как происходит комплектование музейных фондов?

51. Как организуются и проводятся полевые экспедиции? В чем состоит их значение для работы музея?

52. Что такое фондово-закупочная комиссия? Дайте харак­теристику ее работы.

53. Как организуется и проводится фондовый учет музей­ных предметов?

54. Что такое фондовая документация? Что в нее входит? Как она оформляется?

55. Что такое учетная документация? Что в нее входит? Как она оформляется?

56. Как оформляется юридическое закрепление музейных предметов за музеем?

57. Каковы общие условия хранения музейных предметов в фондах музея?

58. Каковы общие условия хранения экспонатов в экспо­зициях и на выставках?

59. Какой режим является оптимальным для хранения в фондах музейных предметов?

60. Как обеспечить сохранность экспонатов в экспозициях и на выставках?,

61. Что такое экспозиционно-выставочная работа музеев? Дайте ее обобщенную характеристику.

62. Что такое музейная экспозиция? Каковы условия ее бы­тования?

63. Какие работы предполагает создание музейных экспо­зиций и выставок? Дайте их характеристику.

64. Какую роль играют экспозиции и выставки в осуществ­лении музеем своей социокультурной функции?

65. Что входит в понятие научного проектирования экспо­зиции? Какие работы оно предполагает?

66. Что входит в понятие художественного проектирования экспозиции? Какие работы оно предполагает?

67. Какова роль музейной экскурсии в работе музея? Дайте ее характеристику.

68. Как правильно подготовить и провести музейную экс­курсию?

69. Какую культурно-просветительную работу проводят музеи? Определите ее основные направления.

70. Как правильно подготовить и провести рекламную кам­панию деятельности музея?