Русский язык ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ (ГОВОРЕНИЕ)
Учитель: Лыткина В.В.
МБОУ «Вилюйская СОШ №1 им. Г.И. Чиряева
УСТНАЯ ЧАСТЬ ОГЭ
Задания устной части ОГЭ
1.Выразительное чтение вслух
Задание. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.
2.выделить ключевые слова
3. выбрать темп и интонацию чтения (спокойная, шутливая, взволнованная и т.д.)
4.соблюдать интонирование (восходящая/нисходящая)
Максимальное количество баллов: 2 балла.
2.ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА С ВКЛЮЧЕНИЕМ ПРИВЕДЕННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Задание. Прочитайте и перескажите текст, включив в него приведенную ниже цитату. У Вас есть 1 минута на подготовку!!!
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ:
3. Найти главную и второстепенную информацию, затем исключить их.
4. Не надо запоминать текст слово в слово. Лучше уловить суть сказанного. Детали при пересказе можно опустить.
5. ПЕРЕСКАЗАТЬ ТЕКСТ
6. Для ввода в текст можно использовать фразы:
Как сказал известный учёный…
По этому поводу поэт (ФИО) произнёс…
Максимальное количество баллов: 4 балла
2. Пересказ текста
2016 году дирижер Валерий Гергиев приехал с оркестром Мариинского театра в Сирию. В Сирию, где смертельно опасно.
Зачем? Приехал дать концерт. Баха сыграть над руинами. Прокофьева. Родиона Щедрина. Акция получила название «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены».
«Когда-то в Северной Ирландии взорвали школу, мы давали концерт, - вспоминал он недавно. – Концерт прозвучал на всю Великобританию. Я лично давал концерт в Амстердаме, когда страшное цунами в Таиланде унесло жизни тысяч людей. После нескольких землетрясений в Японии – с оркестром Венской филармонии давали концерт, собирали средства для пострадавших. А оркестр Венской филармонии давал благотворительный концерт, собирали средства для Беслана…»
Теперь вот Пальмира. Город из учебников истории. Амфитеатр Пальмиры не очень приспособлен для симфонического оркестра. Но ярусы древнего театра под открытым небом были заполнены зрителями до отказа. А сколько еще народу по всему миру прильнуло к мониторам компьютеров, к телевизорам – выступление музыкантов под управлением маэстро Валерия Гергиева транслировали телеканалы.
Концерт завершился, а звуки музыки будто плыли еще долго в зыбком расплавленном воздухе. Звуки человеческой жизни. Звуки надежды.
Зачем это было Гергиеву? А зачем это нужно всем нам? Чтобы жить. Чтобы помнить, кто мы и откуда. И людьми оставаться.
Пересказ текста
В режиме видеоконференции на связь с Пальмирой вышел Президент России В.В.Путин. «Этот концерт – память о жертвах террора и знак надежды. Память о всех жертвах террора, вне зависимости от места и времени совершения преступлений против человечности, - сказал глава государства. – И конечно, надежды не только на возрождение Пальмиры как достояния всего человечества, но и на избавление современной цивилизации от международного терроризма».
Примерный пересказ текста
В 2016 году дирижер Валерий Гергиев приехал с Мариинским театром в Сирию, чтобы дать концерт, исполнить над руинами произведения Баха, Прокофьева, Щедрина. Акция получила название «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены».
Маэстро часто выступает в разных странах. Он давал концерты в Великобритании, в Амстердаме, когда цунами в Таиланде унесло жизни тысяч людей, после землетрясений в Японии.
Теперь концерт проходил в Пальмире. Амфитеатр города не очень приспособлен для симфонического оркестра, но зал под открытым небом был заполнен до отказа. Много народу по всему миру смотрели трансляцию.
В режиме видеоконференции на связь с Пальмирой вышел президент России В.В.Путин. «Этот концерт – память о жертвах террора и знак надежды. Память о всех жертвах террора, вне зависимости от места и времени совершения преступлений против человечности, - сказал он. - И конечно, надежды не только на возрождение Пальмиры как достояния всего человечества, но и на избавление современной цивилизации от международного терроризма».
Задание. Вам дается 1,5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.
Описание содержания задания. Вас необходимо составить высказывание по фотографии, используя подсказки в задании. Средний темп речи человека составляет 100-120 слов в минуту. В течение 2 минут можно произнести текст объёмом в 150-200 слов.
Максимальное количество баллов: 3 балла.
Беседа по монологу
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ:
Можно использовать клише
На фотографии мы видим…
В центре (на переднем плане, на заднем плане)…
Можно предположить, что…
4. Ответить на вопросы, используя клише.
Я думаю (считаю, полагаю)…
Мне кажется…
Могу высказать предположение…
На основе своего жизненного опыта могу утверждать, что…
3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу
Задание. Вам дается 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.
1). Опишите
фотографию.
(Спортивные
соревнования)
3.Монологическое высказывание. Беседа по монологу
2. Расскажите о спортивных соревнованиях, которые запомнились Вам больше всего.
Не забудьте рассказать (опора):
кто с кем соревновался,
в каком виде спорта,
Где происходили соревнования,
Что понравилось и запомнилось больше всего.
Вопросы для беседы
3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу
Примерное высказывание:
На фотографии запечатлен драматичный момент соревнований лыжников – одновременный финиш двух спортсменов. Мы видим, как они счастливы, что пришли к финишу, что годы тренировок принесли свои плоды и привели к долгожданной победе. Один из них, поднявший руки – победитель этих гонок. Этот лыжник уверен в своей победе. Возможно, что победителя может определить фотофиниш.
3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу
2. Примерный рассказ о соревнованиях.
Один из первых шагов на пути к спортивному успеху я сделала в прошлом году, когда в первый раз поехала с командой на региональные соревнования по волейболу в город Якутск. Я мечтала об этом, ждала поездки и была счастлива, когда тренер Наталья Владимировна назвала меня в числе игроков, которые поедут на турнир! Мне было оказано доверие, но на меня свалился груз ответственности. Как мне было страшно! Я не могу сказать, что дни соревнований стали самыми удачными в моей спортивной жизни. Теперь я немного представляю себе, что такое соревновательный дух, о котором часто говорил папа.
Соревнования помогли мне увидеть в себе недостатки, над которыми ещё так долго и много работать. Конечно, случаются неудачи. Но зато сейчас я знаю, что каждый раз в ходе игры смогу выполнить уверенную подачу мяча. Волейбол научил меня не бояться неудач, и даже если произойдет «сбой», я уже не боюсь того, что скажут мои соперники и друзья.
3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
1.Какие виды спорта Вам больше всего нравятся: индивидуальные или командные? Какие виды спорта развиты в Вашем регионе?
Мне нравятся командные виды спорта, общение в коллективе. Я люблю индивидуальные виды спорта, так как успехи и неудачи зависят только от тебя, есть возможность проверить свои силы, победить соперников, добиться своей цели.
2.Как Вы считаете, с какой целью люди занимаются спортом?
Люди занимаются спортом, потому что им это нравится, потому что они хотят быть здоровыми и красивыми, сильными и уверенными в себе.
3 . Знаете ли Вы спортсменов, которые добились больших успехов? Как Вы думаете, благодаря чему они пришли к такому результату?
Я знаю российского биатлониста Антона Шипулина. Он мастер биатлона, олимпийский чемпион и чемпион мира в эстафете, многократный победитель и призер этапов Кубка мира. Его признают одним из титулованных российских спортсменов.
4.Условный диалог (интервью)
Задание. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов . Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы . На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.
Максимальное количество баллов: 2 балла.
Описание содержания задания. Вам необходимо составить условный диалог по заданной теме. Представьте, что Вы даете интервью, отвечая на предложенные вопросы. Необходимо дать полный ответ, излагать мысли логично, последовательно, следить за богатством и точностью лексики, разнообразием синтаксических конструкций.
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ.
4.Условный диалог (интервью)
Задание 1.
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы.
1.Нужно ли дарить друг другу подарки?
2.В каких ситуациях принято дарить подарки?
3.Как следует выбирать подарок?
4.Согласны ли Вы с тем, что хороший подарок должен быть дорогим?
5.Как Вы понимаете смысл выражения «Дорог не подарок, дорого внимание»?
Тематика (фотографии и диалог)
демография, использование ресурсов, освоение космоса)
ИЗ ОПЫТА И НАБЛЮДЕНИЙ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМ ЧТЕНИИ
употребление звука Г вместо В (сеГодня, всеГо, БлаженноГо); употребление звука С вместо Ц (сарица, просесс) – искажение слова.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ
Традиционные приемы работы :
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОПИСАНИИ ФОТОГРАФИИ
1. придумывают тему фотографии (хотя она уже имеется).
2. забывают высказать свое мнение о фотографии. Одно-два предложения помогут учащимся ярко завершить свое высказывание.
3. часто используют сложные грамматические конструкции.
4. Не используют прилагательные, причастные и деепричастные обороты (методика «Обогати предложение»).
5. Не умеют делать переход от одного предложения к другому.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ФОТОГРАФИЕЙ
Чтобы описать фотографию, нужно внимательно ее рассмотреть.
Определить (это очень важно!), что находится на переднем плане , что является фоном картины . Далее уточнить мелкие детали , обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание - цветовые особенности картины . А еще - как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение .
Должно быть три части: вступление, основная часть и вывод.
Типичные ошибки при монологическом высказывании и беседе с экзаменатором
Дорогие коллеги!
В нашей жизни наступает новая эпоха, эпоха подготовки к устной части экзамена по русскому языку
. Система проходит обкатку на некоторых регионах, но рано или поздно коснутся нововведения всех.
Опыт показал, что ученики не готовы к устному экзамену. Не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. Не говоря уже об отсутствии ораторского искусства и опыта публичных выступлений. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги. Особенно это касается ребят, для которых русский язык неродной.
Очевидно, что развитием устной речи теперь необходимо усиленно заниматься на всех уроках русского языка, начиная с 1 класса.
Поскольку ранее устный экзамен в такой форме никогда не проводился, сложно понять, что именно потребуется для подготовки. Мы постарались помочь вам и создали вот такой комплект.
Выразительное чтение
Монолог
Диалог
Устная часть ОГЭ по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к ГИА.
Демоверсия ОГЭ 2018 русский язык устная часть | скачать |
Спецификация | скачать |
Критерии оценивания | скачать |
Дополнительная схема оценивания заданий 1,2,3,4 | скачать |
Дополнительные материалы и оборудование
Для проведения устной части экзамена могут использоваться лингафонные кабинеты с соответствующим оборудованием.
Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задание 1 - чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку - 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку - 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку - 1 минута.
В задании 4 (диалог) Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) - 15 минут. Всё время ответа ведётся аудио - и видеозапись.
Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ русский язык устная часть
Каждый вариант КИМ состоит из четырёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий.
Задание 1 - выразительное чтение вслух текста научно - публицистического стиля.
Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 - тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 - участие в диалоге.
Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение - 2. За верное выполнение задания 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 4 балла. Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 1 и 2, - 4 балла.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) - 10. Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание - 3.
Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение задания 4, - 2. Соблюдение норм современного русского литературного языка при ответе оцениваются отдельно.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 3 и 4, - 4 балла.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, - 19. Ученик получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом устного собеседования по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всего содержания, которое может проверяться с помощью вариантов контрольных измерительных материалов.
Устная часть ОГЭ по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к ГИА.
Дополнительные материалы и оборудование
Для проведения устной части экзамена могут использоваться лингафонные кабинеты с соответствующим оборудованием.
Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 (диалог) Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Всё время ответа ведётся аудио - и видеозапись.
Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ русский язык устная часть
Каждый вариант КИМ состоит из четырёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий.
Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно - публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение – 2. За верное выполнение задания 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 4 балла. Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 1 и 2, – 4 балла.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10. Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 3.
Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение задания 4, – 2. Соблюдение норм современного русского литературного языка при ответе оцениваются отдельно.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 3 и 4, – 4 балла.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, – 19. Ученик получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом устного собеседования по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всего содержания, которое может проверяться с помощью вариантов контрольных измерительных материалов.
5 сентября на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов.
Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации.
При разработке экзаменационной модели была проведена большая и сложная работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся. По итогам апробации и общественно-профессионального обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация будет проведена осенью 2017 года в 19 регионах РФ. Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году.
Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.
Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».
Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько отметила, что разработанная модель итогового собеседования не имеет аналогов в мировой практике и выразила надежду, что педагогическое сообщество примет активное участие в ее обсуждении.