День рождения Достоевского Федора Михайловича. Биография и творчество Достоевского. Федор Достоевский - биография, личная жизнь писателя: Человек есть тайна

27.04.2019

Фёдор Михайлович Достоевский (дорев. Ѳедоръ Михайловичъ Достоевскій). Родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве - умер 28 января (9 февраля) 1881 года в Санкт-Петербурге. Великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист.

Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.

Произведения Достоевского занимают достойное место в сокровищнице всемирной литературы, «Братья Карамазовы» входят в число 100 величайших романов всех времён. Член-корреспондент Петербургской АН с 1877 года.

По линии отца Фёдор Михайлович происходил из дворянского рода Достоевских, ведущего своё начало с 1506 года. Биограф писателя Л. И. Сараскина отмечает, что Достоевский не знал своей столь древней родословной. Генеалогией рода Достоевских начала заниматься вдова писателя лишь после его смерти.

Дед писателя Ф. М. Достоевского Андрей Григорьевич Достоевский (1756 - около 1819) служил униатским, позже - православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины). Отец, Михаил Андреевич (1787-1839), учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, служил лекарем в Бородинском пехотном полку, ординатором в Московском военном госпитале, лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (в больнице для неимущих, известной под названием Божедомки). Мать писателя, Мария Фёдоровна Нечаева (1800-1837), была дочерью московского купца III гильдии Фёдора Тимофеевича Нечаева (1769-1832), происходившего из города Боровска Калужской губернии.

В 1827 году М. А. Достоевский за отличную службу и выслугу лет был произведён в чин коллежского асессора, дававший право на потомственное дворянство. Позже, в 1829 году, за ревностную службу был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени, а в 1832 году удостоен чина надворного советника и ордена Святой Анны 2-й степени («Анна на шее»).

Несмотря на то, что в 1857 году Ф. М. Достоевскому было возвращено право дворянства, после революции 1917 года сословная принадлежность писателя определялась понятиями мещанин или разночинец. В статье о Достоевском Луначарского писатель представлен в частности как «полураздавленный мещанин разночинец», который стремился к «моральному истреблению революции».

В 1831 году Михаил Андреевич приобрёл небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 году и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню), где в 1839 году, по слухам, был убит собственными крепостными.

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, и был вторым сыном из восьмерых детей семейства. Младшая сестра Любовь умерла в 1829 году вскоре после рождения, когда будущему писателю было 7 лет.

Ф. М. Достоевский вспоминал, что его «отец и мать были люди небогатые и трудящиеся». Несмотря на бедность отца, Достоевский получил прекрасное воспитание и образование, за что всю свою жизнь был благодарен родителям. Читать его учила мать по книге «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета». В романе «Братья Карамазовы» старец Зосима рассказывает, что по этой книге он в детстве учился читать. Большое впечатление на ребёнка тогда произвела библейская Книга Иова. Впоследствии размышления писателя о Книге Иова были использованы при работе над романом «Подросток».

С детских лет, а затем в особенности на каторге, где Достоевский мог читать Новый Завет издания 1823 года, подаренный жёнами декабристов, Евангелие стало главной книгой в жизни писателя.

С 1831 года семейство начало выезжать из Москвы на лето в своё скромное имение, где Ф. М. Достоевский познакомился с крестьянами и узнал русскую деревню. Именно тогда, в первый выезд, испугавшегося мальчика Фёдора успокоил седеющий пахарь. Своё воспоминание об этой сцене Достоевский описал в рассказе «Мужик Марей» в «Дневнике писателя».

По словам писателя, детство было самой лучшей порой в его жизни. Отец обучал старших братьев латыни. По окончании домашнего обучения Фёдор Достоевский вместе со старшим братом Михаилом в течение года изучал французский язык на полупансионе учителя Екатерининского и Александровского училищ Н. И. Драшусова, сын которого А. Н. Драшусов давал братьям уроки математики, а другой сын (В. Н. Драшусов) обучал их словесности.

С 1834 по 1837 год Михаил и Фёдор Достоевские учились в престижном московском пансионе Л. И. Чермака.

Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге для подготовки к поступлению в инженерное училище.

1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище.

Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни».

Загадочная смерть Михаила Андреевича Достоевского в 1839 году до сих пор вызывает дискуссии среди биографов писателя. Существует две версии его смерти. Согласно официальной версии отец писателя умер в поле от апоплексического удара. Другая версия основана на слухах: М. А. Достоевского убили собственные крепостные мужики. Обе версии подробно описаны биографом Достоевского Л. И. Сараскиной.

Исследователи, придерживающиеся версии убийства, ссылаются на воспоминания младшего брата писателя Андрея Михайловича.

Мотив отцеубийства в качестве публичного возмездия всплывает на страницах романа «Братья Карамазовы»: «Кто не желает смерти отца?.. - презрительно бросает Иван Карамазов публике, пришедшей в зал суда, где вот-вот приговорят Митю. - Все желают смерти отца… Не будь отцеубийства - все бы они рассердились и разошлись злые…» Л. И. Сараскина пишет, что «биографы, полюбившие легенду о растленном пьянице-отце, были бы, мне кажется, сильно разочарованы и тоже бы „разошлись злые“», поскольку в последние годы были собраны материалы, говорящие о естественных причинах смерти Михаила Достоевского-старшего.

Смерть отца произвела тяжкое и неизгладимое впечатление на юношу. Л. Ф. Достоевская писала: «Семейное предание гласит, что с Достоевским при первом известии о смерти отца сделался первый припадок эпилепсии». Французский словарь Лярусс, ссылаясь на воспоминания писателя Д. В. Григоровича, сообщает, что припадок эпилепсии случился через 2 месяца после смерти отца. Однако по собственным воспоминаниям Д. В. Григоровича следует, что он стал свидетелем припадка (не падучей) не в 1839 году, а гораздо позже – после «вторичного сближения с Достоевским», т. е. в 1844 или 1845 году.

26 января (7 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни (эмфиземы) - через два дня писатель скончался.

После известия о смерти Достоевского квартира заполнялась толпами народа, пришедшим проститься с великим писателем. Среди прощавшихся было много молодёжи. Художник И. Н. Крамской написал карандашом и тушью посмертный портрет писателя. И. Н. Крамской сумел передать ощущение, запечатлевшееся в памяти А. Г. Достоевской: «Лицо усопшего было спокойно, и казалось, что он не умер, а спит и улыбается во сне какой-то узнанной им теперь ”великой правде”». Эти слова вдовы писателя напоминают строки из речи Достоевского о : «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

Количество депутаций превышало заявленное число. Процессия до места захоронения растянулась на версту. Гроб несли на руках. На могиле Достоевского выступили А. И. Пальм, первый биограф писателя О. Ф. Миллер, П. А. Гайдебуров, К. Н. Бестужев-Рюмин, Вл. Соловьев, студент Д. И. Козырев, студент Павловский, П. В. Быков.

Ф. М. Достоевский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).

Семья и близкие Федора Достоевского:

Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский (1756 - около 1819) служил грекокатолическим, позже - православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины) (по родословной - протоиерей г. Брацлав Подольской губернии).

Отец, Михаил Андреевич (1787-1839),11 декабря 1802 г. поступил в Подольско-Шаргородскую семинарию в г. Каменец-Подольске.По императорскому указу от 5 августа 1809 г. в числе 120 человек направлен в императорскую Медико-хирургическую академию. С 14 октября 1809 учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, 15 августа 1812 командирован в Московский Головинский госпиталь для пользования больных и раненых, 5 августа 1813 переведён в штаб-лекари Бородинского пехотного полка, 29 апреля 1818 переведён ординатором в Московский военный госпиталь,а через год, 7 мая 1819-го перемещён на оклад старшего лекаря.

В 1828 г. получил дворянское звание Дворянина Российской империи, внесён в 3-ю часть Родословной книги Московского дворянства с правом использовать старинный польский герб «Радван», который принадлежал Достоевским с 1577 года. Был лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (то есть в больнице для неимущих, ещё известной под названием Божедомки). В 1831 году приобрёл небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 году - и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню).

Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800-1837), была дочерью богатого московского купца 3 гильдии Нечаева Фёдора Тимофеевича (ок. 1769 г.р.) и Котельницкой Варвары Михайловны (ок. 1779 - умерла в период с 1811 по 1815), по 7-й ревизии (1811 г.) семья Нечаевых проживала в Москве, на Сыромятной слободе, в Басманной части, приход Петра и Павла, в своём доме; после войны 1812 г. семья лишилась большей части состояния. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четырёх дочерей (сын Фёдор был вторым ребёнком). М. Ф. Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток») и Софьи Ивановны Карамазовой («Братья Карамазовы»).

Фёдор Михайлович был вторым ребёнком в семье Достоевских, в которой кроме него появилось на свет семеро детей:

Михаил (1820-1864)
Варвара (1822-1893), в замужестве Карепина
Андрей (1825-1897)
Вера (1829-1896), в замужестве Иванова
Любовь (1829-1829) - близнец Веры, умерла вскоре после рождения
Николай (1831- 1883)
Александра (1835-1889) в замужестве Голеновская.

Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием Фёдора Михайловича, а их работа над журналом «Время» осуществлялась в значительной мере совместно. Старшие братья Достоевские испытывали тесную родственную и духовную связь. Смерть Михаила стала огромной и тяжелой утратой для писателя. Ф. М. Достоевский написал некролог «Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском», взял на себя уплату долговых обязательств и заботу о семье брата.

Младший брат Андрей стал архитектором. Ф. М. Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. Братья жили в разных городах и виделись редко, однако никогда не прерывали родственных отношений. А. М. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате, часть которых использовал первый биограф писателя О. Ф. Миллер. Образ любящего отца в этих «Воспоминаниях» противоречит характеристике Михаила Андреевича как ненавидимого мужиками угрюмого и жестокого крепостника, которая утвердилась у многих биографов под влиянием О. Ф. Миллера и Л. Ф. Достоевской. Андрей Михайлович публично опровергал слухи о том, что Фёдор Михайлович Достоевский с детства страдал эпилепсией.

Из сестёр наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной (1822-1893), о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» (28 ноября 1880).

Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну (1844-1888), которую, согласно воспоминаниям Л. Ф. Достоевской, «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет.

Вторая жена - Анна Григорьевна Достоевская - родилась в семье мелкого петербургского чиновника. По её собственному признанию, любила Достоевского ещё до встречи с ним. Анна Григорьевна стала супругой писателя в 20 лет, вскоре после завершения романа «Игрок». В то время (конец 1866 года - начало 1867 года) Достоевский испытывал серьёзные материальные затруднения, поскольку кроме выплаты долгов кредиторам содержал пасынка от первого брака Павла Александровича Исаева, и помогал семье старшего брата. Кроме этого Достоевский не умел обращаться с деньгами. При таких обстоятельствах Анна Григорьевна взяла руководство финансовыми делами семьи в свои руки, оберегая писателя от докучливых кредиторов. После смерти писателя А. Г. Достоевская вспоминала: «…мой муж всю свою жизнь был в денежных тисках». Достоевский посвятил супруге свой последний роман «Братья Карамазовы». После смерти писателя Анна Григорьевна собирала документы, связанные с жизнью и деятельностью Достоевского, занималась изданием его сочинений, готовила к печати свои дневники и воспоминания.

От второго брака с Анной Григорьевной у Ф. М. Достоевского было четверо детей:

Дочь Софья (1868 - 1868) родилась в Женеве, где через несколько месяцев скончалась
Дочь Любовь (1869 - 1926)
Сын Фёдор (1871-1922)
Сын Алексей (1875-1878).

Продолжателем рода писателя стал сын Фёдор Фёдорович Достоевский. В 1876 году Достоевский писал жене: «У Феди мой, мое простодушие. Я ведь этим только, может быть, и могу похвалиться…». А. Г. Достоевская вспоминала о подаренном жёнами декабристов Евангелии: «Часа за два до кончины, когда пришли на его зов дети, Федор Михайлович велел отдать Евангелие своему сыну Феде».

Потомки Фёдора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге.

Взгляды Достоевского на «еврейский вопрос»:

Взгляды Достоевского на роль евреев в жизни России нашли отражение в публицистике писателя. Например, обсуждая дальнейшую участь освобождённых от крепостного права крестьян, он пишет в «Дневнике писателя» за 1873 г.: "Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не опомнится; а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов, и уж тут никакая община его не спасёт... Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным, но так как они будут платить бюджет, то, стало быть, их же надо будет поддерживать" (Достоевский. Дневник писателя. - 1873.)

Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, являются статьи Достоевского о «еврейском вопросе» в «Дневнике писaтеля». Однако сам Достоевский в статье «Еврейский вопрос» утверждал: «в сердце моём этой ненависти не было никогда» .

26 февраля 1878 г. в письме Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, который жаловался писателю, «что русские крестьяне вконец порабощены жидами, ограблены ими, и за жидов заступается русская же пресса; жиды... для Черниговской губ... ужаснее, чем турки для болгар...» , Достоевский отвечал: "Вы вот жалуетесь на жидов в Черниговской губернии, а у нас здесь в литературе уже множество изданий, газет и журналов издаётся на жидовские деньги жидами (которых пребывает в литературу всё больше и больше), и только редакторы, нанятые жидами, подписывают газету или журнал русскими именами - вот и всё в них русского. Я думаю, что это только ещё начало, но что жиды захватят гораздо ещё больший круг действий в литературе; а уже до жизни, до явлений текущей действительности я не касаюсь: жид распространяется с ужасающею быстротою. А ведь жид и его кагал - это всё равно что заговор против русских!" (Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. 30. Книга I. Стр. 8. - Л., Наука, 1988).

Отношение Достоевского к «еврейскому вопросу» анализируется литературоведом Леонидом Гроссманом в книге «Исповедь одного еврея», посвящённой переписке между писателем и еврейским журналистом Аркадием Ковнером. Послание, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Своё ответное письмо он заканчивает словами: «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», - а в посвящённой еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера.

По мнению критика Майи Туровской, взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях (и в Ковнере, в частности) искательства персонажей Достоевского. По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому: он очень чётко различал понятия «еврей» и «жид». Кроме того, Наседкин отмечает, что слово «жид» и производные от него были для Достоевского и его современников обычным словом-инструментарием в ряду других, использовалось широко и повсеместно, было естественным для всей русской литературы XIX века, в отличие от нашего времени.

Достоевский Фёдор Михайлович

Имя при рождении:

Фёдор Михайлович Достоевский

Псевдонимы:

Д.; Друг Кузьмы Пруткова; Зубоскал; -ий, М.; Летописец; М-ий; Н. Н.; Пружинин, Зубоскалов, Белопяткин и К° [коллективный]; Ред.; Ф. Д.; N.N.

Дата рождения:

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Российская империя

Род деятельности:

Gрозаик, переводчик, философ

Годы творчества:

Направление:

Язык произведений:

Биография

Происхождение

Расцвет творчества

Семья и окружение

Поэтика Достоевского

Политические взгляды

Библиография

Произведения

Повести и рассказы

Дневник писателя

Стихотворения

Отечественные исследования

Зарубежные исследования

Английский язык

Немецкий язык

Памятники

Мемориальные доски

В филателии

Достоевский в культуре

Фильмы о Достоевском

Текущие события

Фёдор Михайлович Достоевский (дореф. Ѳедоръ Михайловичъ Достоевскій ; 30 октября 1821, Москва,Российская империя - 28 января 1881, Санкт-Петербург, Российская империя) - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Биография

Происхождение

По линии отца, Достоевские - одна из ветвей рода Ртищевых, который берёт своё начало от Аслан-Челеби-мурзы, крещённого московским князем Дмитрием Донским. Ртищевы входили в ближайшее окружение князя Серпуховского и Боровского Ивана Васильевича, который в 1456 году, рассорившись с Василием Тёмным, уехал в Пинск, находящийся в то время в составе Великого княжества Литовского. Там Иван Васильевич стал князем Пинским. Степану Ртищеву он пожаловал сёла Калечино и Леповицу. В 1506 году сын Ивана Васильевича, Фёдор, пожаловал Даниле Ртищеву часть села Достоева в Пинском повете. Отсюда и «Достоевские». Предки писателя по отцовской линии с 1577 года получили право на использование Радвана - польского дворянского герба, основным элементом которого была Золотоордынская тамга (тавро, печать). Отец Достоевского много пил и был чрезвычайно жесток. «Мой дед Михаил, - сообщает Любовь Достоевская, - обращался всегда очень строго со своими крепостными. Чем больше он пил, тем свирепее становился, до тех пор, пока они, в конце концов, не убили его».

Мать, Мария Федоровна Нечаева (1800-1837), дочь купца III гильдии Федора Тимофеевича Нечаева (1769-1832), происходившего из старых посадских города Боровска Калужской губернии, родилась в московской разночинной семье, где были купцы, сидельцы в лавках, лекари, универсанты, профессора, художники, духовные особы. Её дед по матери, Михаил Федорович Котельницкий (1721-1798), родился в семье священника Фёдора Андреева, окончил Славяно-греко-латинскую академию и заступил после смерти отца на его место, став священником церкви Николая Чудотворца в Котельниках.

Юность писателя

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Он был вторым из 7 детей, оставшихся в живых.

Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге.

1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище. В 1839 году его отец был убит, возможно, это сделали его крепостные крестьяне. Достоевский участвовал в работе кружка Белинского. За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые перевёл и издал «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя вышло в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу стал знаменитым: В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Но следующая книга «Двойник» натолкнулась на непонимание.

Вскоре после публикации «Белых ночей» писатель был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского». Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников».

Каторга и ссылка

Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни,Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот».

Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11-20 января 1850) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь.

Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Сохранились воспоминания одного из очевидцев каторжной жизни писателя. Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома». В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Во время службы в Семипалатинске он подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Здесь же у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за учителем гимназии Александром Исаевым, горьким пьяницей. Через некоторое время Исаева перевели на место судебного заседателя в Кузнецк. 14 августа 1855 года Фёдор Михайлович получил письмо из Кузнецка: муж М. Д. Исаевой скончался после долгой болезни.

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате стал унтер-офицером. 20 октября 1856 года Достоевский был произведён в прапорщики.

6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке. Сразу после венчания они отправились в Семипалатинск, но по дороге у Достоевского произошёл эпилептический припадок, и они на четыре дня остановились в Барнауле. 20 февраля 1857 года Достоевский и его жена вернулись в Семипалатинск.

Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос.

В 1859 году в «Отечественных записках» Достоевский опубликовал свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».

После ссылки

30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет № 2030, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покинул Семипалатинск. В 1860 году Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».

Достоевский предпринял поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлёкся разорительной игрой в рулетку, испытывал постоянную нужду в деньгах и в это же время (1864 год) потерял жену и брата. Непривычный уклад европейской жизни довершил разрушение социалистических иллюзий юности, сформировал критическое восприятие буржуазных ценностей и неприятие Запада.

Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекратилось (февраль 1865 года). В безвыходном материальном положении Достоевский написал главы «Преступления и наказания», посылая их М. Н. Каткову прямо в журнальный набор консервативного «Русского вестника», где они печатались из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского он обязался написать ему роман, на что у него не хватило бы физических сил. По совету друзей Достоевский нанял молодую стенографистку Анну Сниткину, которая помогла ему справиться с этой задачей. В октябре 1866 года за двадцать шесть дней был написан и 25 числа закончен роман «Игрок».

Роман «Преступление и наказание» был оплачен Катковым очень хорошо, но чтобы эти деньги не отобрали кредиторы, писатель уехал за границу со своей новой женой Анной Сниткиной. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести Сниткина-Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне.

Расцвет творчества

Сниткина обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.

С 1872 по 1878 годы писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными:1872 - «Бесы», 1873 - начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 - «Подросток», 1876 - «Кроткая».

В октябре 1878 года Достоевский возвращается в Петербург, где поселяется в квартире в доме на Кузнечном переулке,5/2, в которой и проживает до дня своей смерти 28 января (9 февраля) 1881 года. Здесь же в 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы». В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского.

В последние несколько лет жизни 2 события стали особо значимыми для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. В эти же годы писатель сблизился с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывался с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым.

Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).

26 января (7 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни (эмфиземы) - через два дня писатель скончался.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Семья и окружение

Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский (1756 - около 1819) служил грекокатолическим, позже - православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины) (по родословной - протоиерей г. Брацлав Подольской губернии).

Отец, Михаил Андреевич (1787-1839), с 14 октября 1809 учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, 15 августа 1812 командирован в Московский Головинский госпиталь для пользования больных и раненых, 5 августа 1813 переведён в штаб-лекари Бородинского пехотного полка, 29 апреля 1819 переведён ординатором в Московский военный госпиталь, 7 мая перемещён на оклад старшего лекаря. В 1828 г. получил дворянское звание Дворянина Российской империи, внесён в 3-ю часть Родословной книги Московского дворянства с правом использовать старинный польский герб «Радван», который принадлежал Достоевским с 1577 года. Был лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (то есть в больнице для неимущих, ещё известной под названием Божедомки). В 1831 году приобрёл небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 году - и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню), где в 1839 году был убит собственными крепостными:

Пристрастие его к спиртным напиткам видимо увеличилось, и он почти постоянно бывал не в нормальном положении. Настала весна, мало обещавшая хорошего… Вот в это-то время в деревне Чермашне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек; дело, значит, было вдали от жилья. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью и вслед за тем, убоявшись этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!..». И с этим возгласом все крестьяне, в числе до 15 человек, кинулись на отца и в одно мгновенье, конечно, покончили с ним…

- Из воспоминаний А. М. Достоевского

Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800-1837), была дочерью богатого московского купца 3 гильдии Нечаева Фёдора Тимофеевича (ок. 1769 г.р.) и Котельницкой Варвары Михайловны (ок. 1779 - умерла в период с 1811 по 1815), по 7-й ревизии (1811 г.) семья Нечаевых проживала в Москве, на Сыромятной слободе, в Басманной части, приход Петра и Павла, в своём доме; после войны 1812 г. семья лишилась большей части состояния. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четырёх дочерей (сын Фёдор был вторым ребёнком). М. Ф. Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток») и Софьи Ивановны Карамазовой («Братья Карамазовы»)

Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом«Время» осуществлялась братьями в значительной мере совместно. Младший брат Андрей стал архитектором, Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. А. М. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате.

Из сестёр Достоевского наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной (1822-1893), о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» (28 ноября 1880).

Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну (1844-1888), которую, согласно воспоминаниям Л. Ф. Достоевской, «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей» , однако после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет.

Вторая жена - Анна Сниткина, из обеспеченной семьи, стала супругой писателя в 20 лет. В это время (конец 1866 года) Достоевский испытывал серьёзные материальные затруднения и подписал контракт с издателем на кабальных условиях. Роман «Игрок» был сочинён Достоевским и продиктован Сниткиной, работавшей стенографисткой, за 26 дней и сдан в срок. Все финансовые дела семьи Анна Достоевская взяла в свои руки.

КПотомки Фёдора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге.

Поэтика Достоевского

Как показал О. М. Ноговицын в своей работе, Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонажа в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает (то есть для него миром), что проявляется в том, что он осознает своё с ним отношение и действует, исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остаётся всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями (захвачен текстом), то есть остаётся всецело описательным, всецело включённым в текст, всецело понятным, подчинённым причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии - его своевольному нежеланию принять текст (мир), который неизбывно избыточен по отношению к нему, потенциально бесконечен. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание М. М. Бахтин.

Политические взгляды

При жизни Достоевского в культурных слоях общества противоборствовали по крайней мере два политических течения - славянофильство и западничество, суть которых приблизительно такова: приверженцы первого утверждали, что будущее России в народности, православии и самодержавии, приверженцы второго считали, что русские должны во всем брать пример с европейцев. И те, и другие размышляли над исторической судьбой России. У Достоевского же была своя идея - «почвенничество». Он был и оставался русским человеком, неразрывно связанным с народом, но при этом не отрицал достижения культуры и цивилизации Запада. С течением времени взгляды Достоевского развивались: бывший участник кружка христианских социалистов-утопистов, он превратился в религиозного консерватора, а в период своего третьего пребывания за границей окончательно стал убеждённым монархистом.

Достоевский и «еврейский вопрос»

Взгляды Достоевского на роль евреев в жизни России нашли отражение в публицистике писателя. Например, обсуждая дальнейшую участь освобождённых от крепостного права крестьян, он пишет в «Дневнике писателя» за 1873 г.:

Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского «Еврейский вопрос». Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждал: «… в сердце моём этой ненависти не было никогда …».

26 февраля 1878 г. в письме Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, который жаловался писателю, «что русские крестьяне вконец порабощены жидами, ограблены ими, и за жидов заступается русская же пресса; жиды… для Черниговской губ.… ужаснее, чем турки для болгар…», Достоевский отвечал:

Отношение Достоевского к «еврейскому вопросу» анализируется литературоведом Леонидом Гроссманом в книге «Исповедь одного еврея», посвящённой переписке между писателем и еврейским журналистом Аркадием Ковнером. Послание, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Своё ответное письмо он заканчивает словами: «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», - а в посвящённой еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера.

По мнению критика Майи Туровской, взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях (и в Ковнере, в частности) искательства персонажей Достоевского. По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому: он очень чётко различал понятия «еврей» и «жид». Кроме того, Наседкин отмечает, что слово «жид» и производные от него были для Достоевского и его современников обычным словом-инструментарием в ряду других, использовалось широко и повсеместно, было естественным для всей русской литературы XIX века, в отличие от нашего времени.

Оценки творчества и личности Достоевского

Творчество Достоевского оказало большое влияние на русскую и мировую культуру. Литературное наследие писателя по-разному оценивается как на Родине, так и за рубежом.

В русской критике наиболее положительную оценку Достоевскому дали религиозные философы.

А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь.

В. С. Соловьёв. Три речи в память Достоевского. 1881-1883

Неоднозначно оценивают личность Достоевского некоторые либеральные и демократические деятели, в частности лидер либеральных народников Н. К. Михайловский, Максим Горький.

В то же время на Западе, где романы Достоевского пользуются популярностью с начала ХХ века, его творчество оказало значительное влияние на такие в целом либерально настроенные движения, как экзистенциализм, экспрессионизм и сюрреализм. Предтечей экзистенциализма видят его многие литературные критики. Впрочем, за рубежом Достоевский обычно оценивается, прежде всего, как выдающийся литератор и психолог, в то время как его идеология игнорируется или почти полностью отвергается.

Библиография

Произведения

Романы

  • 1846 - Бедные люди
  • 1861 - Униженные и оскорблённые
  • 1866 - Преступление и наказание
  • 1866 - Игрок
  • 1868-1869 - Идиот
  • 1871-1872 - Бесы
  • 1875 - Подросток
  • 1879-1880 - Братья Карамазовы

Повести и рассказы

Публицистика и критика, очерки

  • 1847 - Петербургская летопись
  • 1861 - Рассказы Н.В. Успенского
  • 1862 - Зимние заметки о летних впечатлениях
  • 1880 - Приговор
  • 1880 - Пушкин

Дневник писателя

  • 1873 - Дневник писателя. 1873 год.
  • 1876 - Дневник писателя. 1876 год.
  • 1877 - Дневник писателя. Январь-август 1877 года.
  • 1877 - Дневник писателя. Сентябрь-декабрь 1877 года.
  • 1880 - Дневник писателя. 1880 год.
  • 1881 - Дневник писателя. 1881 год.

Стихотворения

  • 1854 - На европейские события в 1854 году
  • 1855 - На первое июля 1855 года
  • 1856 - На коронацию и заключение мира
  • 1864 - Эпиграмма на баварского полковника
  • 1864-1873 - Борьба нигилизма с честностью (офицер и нигилистка)
  • 1873-1874 - Описывать все сплошь одних попов
  • 1876-1877 - Крах конторы Баймакова
  • 1876 - Дорого стоят детишки
  • 1879 - Не разбойничай, Федул

Особняком стоит сборник фольклорного материала «Моя тетрадка каторжная», известный также под названием «Сибирской тетради», писавшийся Достоевским во время его каторги.

Основная литература о Достоевском

Отечественные исследования

  • Баршт К.А. Рисунки в рукописях Ф.М.Достоевского. СПб., 1996. 319 с.
  • Богданов Н., Роговой А. Родословие Достоевских: в поисках утерянных звеньев. М., 2010.
  • Белинский В. Г.

Вступительная статья // Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб., 1846.

  • Добролюбов Н. А. Забитые люди // Современник. 1861. № 9. отд. II.
  • Писарев Д. И. Борьба за существование // Дело. 1868. № 8.
  • Леонтьев К. Н. О всемирной любви: По поводу речи Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике // Варшавский дневник. 1880. 29 июля (№ 162). С. 3-4; 7 августа (№ 169). С. 3-4; 12 августа (№ 173). С. 3-4.
  • Михайловский Н. К. Жестокий талант // Отечественные записки. 1882. № 9, 10.
  • Соловьёв В. С. Три речи в память Достоевского: (1881-1883). М., 1884. 55 с.
  • Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Русский вестник. 1891. Т. 212, январь. С. 233-274; Февраль. С. 226-274; Т. 213, март. С. 215-253; Апрель. С. 251-274. Отд изд.: СПб.: Николаев, 1894. 244 с.
  • Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский: Христос и антихрист в русской литературе. Т. 1. Жизнь и творчество. СПб.: Мир искусства, 1901. 366 с. Т. 2. Религия Л. Толстого и Достоевского. СПб.: Мир искусства, 1902. LV, 530 с.
  • Шестов Л. Достоевский и Ницше. СПб., 1906.
  • Иванов Вяч. И. Достоевский и роман-трагедия // Русская мысль. 1911. Кн. 5. С. 46-61; Кн. 6. С. 1-17.
  • Переверзев В. Ф. Творчество Достоевского. М., 1912. (переизд. в кн.: Гоголь, Достоевский. Исследования. М., 1982)
  • Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь: (К теории пародии). Пг.: ОПОЯЗ, 1921.
  • Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. 238 с.
  • Волоцкой М. В. Хроника рода Достоевских 1506-1933. М., 1933.
  • Энгельгардт Б. М. Идеологический роман Достоевского // Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы / Под ред. А. С. Долинина. Л.; М.: Мысль, 1924. Сб. 2. С. 71-109.
  • Достоевская А. Г. Воспоминания . М.: Художественная литература, 1981.
  • Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Классический психоанализ и художественная литература / Сост. и общ.ред. В. М. Лейбина. СПб.: Питер, 2002. С. 70-88.
  • Мочульский К. В. Достоевский: Жизнь и творчество. Париж: YMCA-Press, 1947. 564 с.
  • Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1953. 406 с.
  • Достоевский в русской критике. Сбокник статей. М., 1956. (вступ. ст. и прим. А. А. Белкина)
  • Лесков Н. С. О куфельном мужике и пр. - Собр. соч., т. 11, М., 1958. С. 146-156;
  • Гроссман Л. П. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1962. 543 с. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 24 (357)).
  • Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929. 244 с. 2-е изд., перераб. и доп.: Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. 363 с.
  • Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1964. Т. 1. Т. 2.
  • Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.; Л.: Наука, 1964. 404 с.
  • Мейер Г. А. Свет в ночи: (О «Преступлении и наказании»): Опыт медленного чтения. Frankfurt/Main: Посев, 1967. 515 с.
  • Ф. М. Достоевский: Библиография произведений Ф. М. Достоевского и литературы о нём: 1917-1965. М.: Книга, 1968. 407 с.
  • Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: (Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание»). М.: Советский писатель, 1970. 448 с.
  • Захаров В. Н. Проблемы изучения Достоевского: Учебное пособие. - Петрозаводск. 1978.
  • Захаров В. Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. - Л., 1985.
  • Топоров В. Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 193-258.
  • Достоевский: Материалы и исследования / АН СССР. ИРЛИ. Л.: Наука, 1974-2007. Вып. 1-18 (продолжающееся издание).
  • Одиноков В. Г. Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского. Новосибирск: Наука, 1981. 144 с.
  • Селезнёв Ю. И. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1981. 543 с., ил. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 16 (621)).
  • Волгин И. Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. М.: Советский писатель, 1986.
  • Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. М.: Советский писатель, 1990. 488 с.
  • Аллен Л. Достоевский и Бог / Пер. с фр. Е. Воробьевой. СПб.: Филиал журнала «Юность»; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. 160 с.
  • Гуардини Р. Человек и вера / Пер. с нем. Брюссель: Жизнь с Богом, 1994. 332 с.
  • Касаткина Т. А. Характерология Достоевского: Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М.: Наследие, 1996. 335 с.
  • Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении / Пер. с нем. И. С. Андреевой; Под ред. А. В. Гулыги. М.: Республика, 1996. 448 с.
  • Бэлнеп Р. Л. Структура «Братьев Карамазовых» / Пер. с англ. СПб.: Академический проект, 1997.
  • Дунаев М. М. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) // Дунаев М. М. Православие и русская литература: [В 6 ч.]. М.: Христианская литература, 1997. С. 284-560.
  • Накамура К. Чувство жизни и смерти у Достоевского / Авториз. пер. с япон. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 332 с.
  • Мелетинский Е. М. Заметки о творчестве Достоевского. М.: РГГУ, 2001. 190 с.
  • Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. М.: Наследие, 2001. 560 с.
  • Касаткина Т. А. О творящей природе слова: Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.
  • Тихомиров Б. Н. «Лазарь! гряди вон»: Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. СПб.: Серебряный век, 2005. 472 с.
  • Яковлев Л. Достоевский: призраки, фобии, химеры (заметки читателя). - Харьков: Каравелла, 2006. - 244 с. ISBN 966-586-142-5
  • Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2007. 640 с.
  • Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М.: Наука, 2007. 835 с.
  • Богданов Н., Роговой А. Родословие Достоевских. В поисках утерянных звеньев., М., 2008.
  • Джон Максвелл Кутзее . «Осень в Петербурге» (так называется это произведение в русском переводе, в оригинале роман озаглавлен «Мастер из Петербурга»). М.: Эксмо, 2010.
  • Открытость бездне. Встречи с Достоевским Литературоведческая, философская и историографическая работа культуролога Григория Померанца.
  • Шулятиков В. М. Ф. М. Достоевский (По поводу двадцатилетия со дня его смерти) «Курьер», 1901 г., NoNo 22, 36.
  • Шулятиков В. М. Назад к Достоевскому"Курьер", 1903, No 287.

Зарубежные исследования

Английский язык
  • Jones M.V. Dostoevsky. The novel of discord. L., 1976.
  • Holquist M. Dostoievvsky and the novel. Princeton (N. Jersey), 1977.
  • Hingley R. Dostoyevsky. His life and work. L., 1978.
  • Kabat G.C. Ideology and imagination. The image of society in Dostoevsky. N.Y., 1978.
  • Jackson R.L. The art of Dostoevsky. Princeton (N. Jersey), 1981.
  • Dostoevsky Studies. Journal of the International Dostoievsky Society. v. 1 -, Klagenfurt-kuoxville, 1980-.
Немецкий язык
  • Zweig S. Drei Meister: Balzac, Dickens, Dostojewskij. Lpz., 1921.
  • Natorp P.G: F. Dosktojewskis Bedeutung für die gegenwärtige Kulturkrisis. Jena, 1923.
  • Kaus O. Dostojewski und sein Schicksal. B., 1923.
  • Nötzel K. Das Leben Dostojewskis, Lpz., 1925
  • Meier-Cräfe J. Dostojewski als Dichter. B., 1926.
  • Schultze B. Der Dialog in F.M. Dostoevskijs «Idiot». München, 1974.

Память

Памятники

Мемориальная доска писателю есть на доме и во Флоренции (Италия), где он закончил роман «Идиот» в 1868.

«Зона Достоевского» - так неформально именуется район подле Сенной площади в Санкт-Петербурге, который тесно связан с творчеством Ф. М. Достоевского. Он жил здесь: Казначейская улица, дома № 1 и № 7 (установлена памятная доска), № 9. Здесь на улицах, переулках, проспектах, на самой площади, на Екатерининском канале разворачивается действие целого ряда произведений писателя («Идиот», «Преступление и наказание» и других). В домах этих улиц Достоевский поселил своих литературных персонажей - Родиона Романовича Раскольникова, Соню Мармеладову, Свидригайлова, генерала Епанчина, Рогожина и других. На Гражданской улице (бывшей Мещанской) в доме № 19/5 (угол Столярного переулка), согласно разысканиям краеведов, «жил» Родион Раскольников. Здание значится во многих путеводителях по Санкт-Петербургу как «Дом Раскольникова» и отмечено памятным знаком литературному герою. «Зона Достоевского» создана в 1980-1990-х годах по требованию общественности, заставившей городские власти привести в порядок памятные места, здесь расположенные, которые связаны с именем писателя.

В филателии

Достоевский в культуре

  • С именем Ф. М. Достоевского связано возникшее на рубеже 19-20 веков понятие достоевщина , имеющее два значения: а) психологический анализ в манере Достоевского, б) «душевная неуравновешенность, острые и противоречивые душевные переживания», присущие героям произведений писателя.
  • Именем Достоевского назван один из 16 типов личности в соционике - оригинальной психологической и социальной типологии, развивающейся в СССР и России с 1980-х гг. Имя классика литературы получил социотип «этико-интуитивный интроверт» (сокращённо ЭИИ; другое название - «Гуманист»). Социоником Е. С. Филатовой предложен обобщённый графический портрет ЭИИ, в котором угадываются, среди прочих, черты и Фёдора Достоевского.

Фильмы о Достоевском

  • Мёртвый дом (1932) В роли Достоевского Николай Хмелев
  • «Достоевский». Документальный фильм . ЦСДФ (РЦСДФ). 27 минут. - документальный фильм Самуила Бубрика и Ильи Копалина (Россия, 1956) о жизни и деятельности Достоевского к 75-летию со дня его смерти.
  • Писатель и его город: Достоевский и Петербург - фильм Генриха Бёлля (ФРГ, 1969)
  • Двадцать шесть дней из жизни Достоевского - художественный фильм Александра Зархи (СССР, 1980). В главной ролиАнатолий Солоницын
  • Достоевский и Питер Устинов - из документального фильма «Россия» (Канада, 1986)
  • Возвращение пророка - документальный фильм В. Е. Рыжко (Россия, 1994)
  • Жизнь и смерть Достоевского - документальный фильм (12 серий) Александра Клюшкина (Россия, 2004).
  • Демоны Санкт-Петербурга - художественный фильм Джулиано Монтальдо (Италия, 2008). В роли - Мики Манойлович.
  • Три женщины Достоевского - фильм Евгения Ташкова (Россия, 2010). В роли Андрей Ташков
  • Достоевский - сериал Владимира Хотиненко (Россия, 2011). В главной роли Евгений Миронов.

Образ Достоевского также использован в биографических фильмах «Софья Ковалевская» (Александр Филиппенко), «Чокан Валиханов» (Юрий Орлов), 1985 и сериале «Господа присяжные» (Олег Власов), 2005.

Другое

  • В Омске в честь Достоевского названа улица, библиотека, Омский государственный литературный музей, Омский государственный университет, установлено 2 памятника и др.
  • В Томске в честь Достоевского названа улица.
  • Улица и станция метро в Санкт-Петербурге.
  • Улица, переулок и станция метро в Москве.
  • В Старой Руссе Новгородской области - Набережная Достоевского на р.Порусья
  • Новгородский академический театр драмы имени Ф. М. Достоевского (Великий Новгород).
  • Самолет Boeing 767 VP-BAX авиакомпании Аэрофлот назван в честь Фёдора Достоевского.
  • В честь Достоевского назван кратер ударного происхождения на Меркурии.
  • В честь Ф. М. Достоевского сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкиной названа малая планета 3453 Dostoevsky, открытая 27 сентября 1981 г.

Текущие события

  • 10 октября 2006 года президент РФ Владимир Путин и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель открыли в Дрездене памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому работы народного художника России Александра Рукавишникова.
  • В честь Достоевского назван кратер на Меркурии.
  • 12 ноября 2001 года в Омске ко дню 180-летия рождения писателя, открыт памятник Ф. М. Достоевскому.
  • С 1997 года музыкальный критик и радиоведущий Артемий Троицкий ведёт авторскую радиопередачу под названием «FM Достоевский».
  • Писателем Борисом Акуниным было написано произведение «Ф. М.», посвящённое Достоевскому.
  • Лауреат Нобелевской премии по литературе Джон Максвелл Кутзее написал в 1994 году роман о Достоевском «Осень в Петербурге» (англ. The Master of Petersburg ; 1994, рус. перевод 1999)
  • В 2010 году режиссёр Владимир Хотиненко приступил к съёмкам многосерийного фильма о Достоевском, который вышел на экраны в 2011 году к 190-летию со дня рождения Достоевского.
  • 19 июня 2010 года открылась 181-я станция Московского метрополитена «Достоевская». Выход в город осуществляется на Суворовскую площадь, Селезнёвскую улицу и улицу Дурова. Оформление станции: на стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие четыре романа Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»).
  • 29 октября 2010 года открыт памятник Достоевскому в Тобольске.
  • В октябре 2011 г. в Университете Малайя (Куала-Лумпур) прошли дни, посвящённые 190-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.

Федор Достоевский является общепризнанным литературным классиком. Его считают одним из лучших романистов в мире и тончайшим знатоком человеческой психологии.

Помимо писательской деятельности он был выдающимся философом и глубоким мыслителем. Множество его цитат вошли в золотой фонд мировой мысли.

В биографии Достоевского, как и в , было много противоречивых моментов, о которых мы вам расскажем прямо сейчас.

Итак, вашему вниманию предлагается биография Федора Достоевского.

Краткая биография Достоевского

Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 г. в . Его отец, Михаил Андреевич, был медиком, и за свою жизнь успел поработать, как в военных, так и в обычных госпиталях.

Мать, Мария Федоровна, была купеческой дочерью. Чтобы прокормить семью и дать детям хорошее образование, родителям приходилось работать от зари до зари.

Повзрослев, Федор Михайлович неоднократно благодарил отца и мать, за все то, что они для него сделали.

Детство и юность Достоевского

Мария Федоровна самостоятельно обучала маленького сына чтению. Для этого она использовала книжку, в которой описывались библейские события.

Феде очень нравилась ветхозаветная книга Иова. Он восхищался этим праведником, на долю которого выпало множество тяжелых испытаний.

Позднее все эти познания и детские впечатления лягут в основу некоторых его произведений. Стоит заметить, что глава семейства также не находился в стороне от обучения. Он учил сына латыни.

В семействе Достоевских было семеро детей. К старшему брату Мише Федор испытывал особую привязанность.

Позже, учителем обоих братьев стал Н. И. Драшусов, которому также помогали его сыновья.

Особые приметы Федора Достоевского

Образование

В 1834 г. на протяжении 4 лет, Федор и Михаил обучались в престижном московском пансионе Л. И. Чермака.

В это время в биографии Достоевского произошла первая трагедия. От чахотки скончалась мать.

Оплакав дорогую супругу, глава семейства решил отправить Мишу и Федора в , чтобы они могли там продолжить учебу.

Отец устроил обоих сыновей в пансион К. Ф. Костомарова. И хотя ему было известно о том, что мальчики увлекаются , он мечтал, чтобы в будущем они стали инженерами.

Федор Достоевский не стал спорить с отцом и поступил в училище. Однако все свободное от учебы время студент посвящал . Он днями и ночами читал произведения русских и зарубежных классиков.

В 1838 г., в его биографии происходит важное событие: ему вместе с друзьями удалось создать литературный кружок. Именно тогда он впервые серьезно увлекся писательской деятельностью.

Закончив через 5 лет учебу, Федор устроился работать инженером-подпоручиком в одной петербургской бригаде. Однако в скором времени он уволился с этой должности и с головой ушел в литературу.

Начало творческой биографии

Несмотря на возражения со стороны некоторых членов семьи, Достоевский все равно не отступал от своего увлечения, которое постепенно становилось для него смыслом жизни.

Он усердно писал романы, и достаточно скоро добился успехов на этом поприще. В 1844 г. была опубликована его первая книга «Бедные люди», получившая множество лестных отзывов, как от критиков, так и от простых читателей.

Благодаря этому, Федора Михайловича приняли в популярной «кружок Белинского», в котором его стали называть «новым ».

Следующим его произведением стал «Двойник». На этот раз успех не повторился, а скорее наоборот – молодого гения ждала разгромная критика провального романа.

«Двойник» получил массу негативных отзывов, так как для большинства читателей эта книга была совершенно непонятной. Интересен факт, что позже ее новаторский стиль написания был высоко оценен критиками.

Вскоре участники «кружка Белинского» попросили Достоевского покинуть их общество. Это произошло из-за скандала молодого писателя с и .

Однако на тот момент времени, Федор Достоевский уже имел достаточно большую популярность, поэтому его с радостью приняли в другие литературные сообщества.

Арест и каторга

В 1846 г. в биографии Достоевского произошло событие, повлиявшее на всю его последующую жизнь. Он познакомился с М. В. Петрашевским, который был организатором так называемых «пятниц».

«Пятницы» представляли собой собрания единомышленников, на которых участники критиковали действия царя и обсуждали разные законы. В частности, поднимались вопросы относительно отмены крепостного права и свободы слова в .

На одной из встреч Федор Михайлович познакомился с коммунистом Н. А. Спешневым, который в скором времени образовал тайное общество, состоящее из 8 человек.

Эта группа людей выступала за осуществление переворота в государстве и за образование подпольной типографии.

В 1848 г. из-под пера писателя выходит очередной роман «Белые ночи», который был тепло принят публикой, а уже весной 1849 г. его вместе с остальными петрашевцами арестовывают.

Им предъявляют обвинение в попытки государственного переворота. Около полугода Достоевского содержат в Петропавловской крепости, а осенью суд приговаривает его к смертной казни.

К счастью, приговор не был исполнен, поскольку в последний момент казнь заменили восьмилетней каторгой. Вскоре царь еще больше смягчил наказание, сократив срок с 8 до 4 лет.

После каторги писателя призвали на службу в качестве рядового солдата. Любопытно заметить, что этот факт из биографии Достоевского стал первым случаем в России, когда каторжнику разрешили состоять на службе.

Благодаря этому он снова стал полноправным гражданином государства, обладая теми же правами, которые имел до ареста.

Годы, проведенные на каторге, сильно повлияли на взгляды Федора Достоевского. Ведь помимо изнурительного физического труда он страдал еще и от одиночества, так как простые арестанты поначалу не хотели с ним общаться из-за его дворянского титула.

В 1856 г. на престоле оказался Александр 2, который амнистировал всех петрашевцев. На тот момент времени 35-летний Федор Михайлович был уже полностью сформированной личностью с глубокими религиозными взглядами.

Расцвет творчества Достоевского

В 1860 г. публикуется собрание сочинений Достоевского. Его появление не вызвало особого интереса у читателя. Однако после выхода в свет «Записок из Мертвого дома», к писателю снова возвращается популярность.


Федор Михайлович Достоевский

Дело в том, что в «Записках» подробно описывается жизнь и страдания каторжников, о чем большинство простых граждан даже не задумывалось.

В 1861 г. Достоевский вместе с братом Михаилом, создает журнал «Время». Спустя 2 года это издательство закрылось, после чего братья начали выпускать другой журнал – «Эпоха».

Оба журнала сделали Достоевских весьма известными, поскольку в них они печатали любые произведения собственного сочинения. Однако уже через 3 года, в биографии Достоевского наступает черная полоса.

В 1864 г. умирает Михаил Достоевский, а через год закрывается и само издательство, поскольку именно Михаил был двигателем всего предприятия. Кроме этого, у Федора Михайловича накопилось множество долгов.

Сложное материальное положение заставило его подписать крайне невыгодный для себя контракт с издателем Стеловским.

В 45-летнем возрасте Достоевский закончил написание одного из самых известных своих романов «Преступление и наказание». Эта книга принесла ему абсолютное признание и всеобщую славу еще при жизни.

В 1868 г. в свет выходит еще один эпохальный роман «Идиот». Позже писатель признавался в том, что данная книга давалась ему крайне тяжело.


Рабочий кабинет Достоевского в последней квартире в Петербурге

Следующими его произведениями стали не менее известные «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» (эту книгу многие считают важнейшей в биографии Достоевского).

После выхода этих романов Федора Михайловича начали считать совершенным знатоком человеческой , способным в подробностях передать глубинные чувства и подлинные переживания любого человека.

Личная жизнь Достоевского

Первой женой Федора Достоевского была Мария Исаева. Их брачный союз продлился 7 лет, вплоть до ее смерти.

В 60-е годы, во время своего пребывания за рубежом, Достоевский познакомился с Аполлинарией Сусловой, с которой у него завязались романтические отношения. Интересно, что девушка стала прототипом Настасьи Филипповны в «Идиоте».

Второй и последний супругой писателя стала Анна Сниткина. Их брак длился 14 лет, до самой смерти Федора Михайловича. У них родилось два сына и две дочери.

Анна Григорьевна Достоевская (урождённая Сниткина), «главная» женщина в жизни писателя

Для Достоевского Анна Григорьевна была не только верной женой, но и незаменимой помощницей в его писательской деятельности.

Более того, на ее плечах лежали все финансовые вопросы, которые она мастерски решала, благодаря своей дальновидности и проницательности.

Проводить его в последний путь пришло огромное количество людей. Возможно, тогда еще никто не догадывался, что они являются современниками одного из самых выдающихся писателей человечества.

Если вам понравилась биография Достоевского – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

В этой статье мы опишем жизнь и творчество Достоевского: кратко расскажем вам о важнейших событиях. Федор Михайлович появился на свет 30 октября (по старому стилю - 11) 1821 года. Очерк творчества Достоевского познакомит вас с основными произведениями, достижениями этого человека на литературном поприще. Но начнем мы с самого начала - с происхождения будущего писателя, с его биографии.

Проблемы творчества Достоевского можно глубоко понять, лишь познакомившись с жизнью этого человека. Ведь художественная литература всегда так или иначе отображает особенности биографии создателя произведений. В случае с Достоевским это особенно заметно.

Происхождение Достоевского

Отец Федора Михайловича родом был из ветви Ртищевых, потомков Ртищева Даниила Ивановича, защитника на Юго-Западной Руси православной веры. Ему даровали за особые успехи село Достоево, находящееся в Подольской губернии. Фамилия Достоевских берет свое начало именно оттуда.

Однако к началу 19 века обеднел род Достоевских. Андрей Михайлович, дед писателя, служил в Подольской губернии, в городке Брацлаве, протоиереем. Михаил Андреевич, отец интересующего нас автора, окончил в свое время Медико-хирургическую академию. Во время Отечественной войны, в 1812 году, он сражался вместе с другими против французов, после чего, в 1819 году, женился на Нечаевой Марии Федоровне, дочери купца из Москвы. Михаил Андреевич, выйдя в отставку, получил должность врача в открытой для бедных людей, которую прозвали в народе Божедомкой.

Где родился Федор Михайлович?

Квартира семьи будущего писателя находилась в правом флигеле этой больницы. В нем, отведенном под казенную квартиру лекаря, и родился в 1821 году Федор Михайлович. Его мать, как мы уже упоминали, происходила из рода купцов. Картины преждевременных смертей, нищеты, болезни, неустроенности - первые впечатления мальчика, под влиянием которых оформился взгляд на мир будущего писателя, весьма необычный. Творчество Достоевского отражает это.

Обстановка в семье будущего писателя

Разросшаяся со временем до 9 человек семья вынуждена была ютиться всего лишь в двух комнатах. Михаил Андреевич был мнительным и вспыльчивым человеком.

Совершенно другого склада была Мария Федоровна: хозяйственная, веселая, добрая. Между родителями мальчика отношения строились на подчинении капризам и воле отца. Нянюшка и мать будущего писателя чтили свято религиозные традиции страны, воспитывая в уважении к вере отцов будущее поколение. Мария Федоровна рано умерла - в возрасте 36 лет. Она была похоронена на Лазаревском кладбище.

Первое знакомство с литературой

Образованию и наукам уделяли много времени в семье Достоевских. Еще в раннем возрасте Федор Михайлович открыл для себя радость общения с книгой. Самые первые произведения, с которыми он познакомился, - народные сказки Арины Архиповны, нянюшки. После этого были Пушкин и Жуковский - любимые писатели Марии Федоровны.

Федор Михайлович в раннем возрасте познакомился с основными классиками зарубежной литературы: Гюго, Сервантесом и Гомером. Отец его по вечерам устраивал семейное чтение произведения Н. М. Карамзина "История государства Российского". Все это привило будущему писателю ранний интерес к литературе. Жизнь и творчество Ф. Достоевского во многом сложились под влиянием среды, откуда вышел этот писатель.

Михаил Андреевич добивается потомственного дворянства

Михаил Андреевич в 1827 году за усердную и отличную службу был отмечен орденом 3-й степени а еще через год удостоился также чина коллежского асессора, дававшего в то время право человеку на потомственное дворянство. Отец будущего писателя хорошо понимал ценность высшего образования и стремился поэтому серьезно подготовить к поступлению в учебные заведения своих детей.

Трагедия из детства Достоевского

Будущий писатель в юные годы пережил трагедию, оставившую неизгладимый след в его душе на всю оставшуюся жизнь. Он полюбил детским искренним чувством дочку повара, девятилетнюю девочку. Однажды в летний день раздался крик в саду. Федор выбежал на улицу и заметил ее, лежащую в белом изорванном платье на земле. Над девочкой склонились женщины. Из разговора их Федор понял, что виновником трагедии стал пьяный бродяга. После этого отправились за отцом, однако помощь его не понадобилась, поскольку девочка уже скончалась.

Образование писателя

Федор Михайлович первоначальное образование получил в частном пансионе Москвы. Он в 1838 году поступил в находившееся в Петербурге Главное инженерное училище. Закончил его в 1843 году, став военным инженером.

В те годы это училище считалось одним из лучших в стране учебных заведений. Оттуда не случайно вышло множество знаменитых людей. Среди товарищей Достоевского по училищу было много талантов, впоследствии превратившихся в известных личностей. Это Дмитрий Григорович (писатель), Константин Трутовский (художник), Илья Сеченов (физиолог), Эдуард Тотлебен (организатор обороны Севастополя), Федор Радецкий (герой Шипки). Преподавались здесь как гуманитарные, так и специальные дисциплины. Например, мировая и отечественная история, российская словесность, рисование и гражданская архитектура.

Трагедия "маленького человека"

Достоевский шумному обществу студентов предпочитал уединение. Чтение было его любимым занятием. Начитанность будущего писателя изумляла товарищей. Но стремление к одиночеству и уединению в его характере не было врожденной чертой. В училище Федору Михайловичу пришлось пережить трагедию души так называемого "маленького человека". Ведь в данном учебном заведении студентами являлись в основном дети чиновничьей и военной бюрократии. Родители их одаривали преподавателей, не жалея средств. В этой среде Достоевский выглядел чужим, часто подвергался оскорблениям и насмешкам. В его душе в течение этих лет разгоралось чувство уязвленного самолюбия, что отразило в дальнейшем творчество Достоевского.

Но, несмотря на эти трудности, Федору Михайловичу удалось добиться признания и товарищей, и учителей. Все убедились со временем, что это человек незаурядного ума и выдающихся способностей.

Смерть отца

В 1839 году, от апоплексического удара скоропостижно скончался отец Федора Михайловича. Ходили слухи, что это не была естественная смерть - его убили за крутой нрав мужики. Известие это потрясло Достоевского, и с ним впервые случился припадок, предвестник будущей эпилепсии, от которой Федор Михайлович страдал всю жизнь.

Служба в должности инженера, первые произведения

Достоевский в 1843 году, окончив курс, был зачислен в инженерный корпус на службу при инженерной команде Санкт-Петербурга, однако недолго там прослужил. Через год он принял решение заняться литературным творчеством, страсть к которому испытывал давно. Сначала он стал переводить классиков, например Бальзака. Через некоторое время возник замысел романа в письмах под названием "Бедные люди". Это было первое самостоятельное произведение, с которого начинается творчество Достоевского. Потом последовали рассказы и повести: "Господин Прохарчин", "Двойник", "Неточка Незванова", "Белые ночи".

Сближение с кружком петрашевцев, трагические последствия

1847 год отмечен сближением с Буташевичем-Петрашевским, который проводил знаменитые "пятницы". Это был пропагандист и поклонник Фурье. На этих вечерах писатель познакомился с поэтами Алексеем Плещеевым, Александром Пальмом, Сергеем Дуровым, а также с прозаиком Салтыковым и учеными Владимиром Милютиным и Николаем Мордвиновым. На собраниях петрашевцев обсуждались социалистические учения, планы революционных переворотов. Достоевский был сторонником немедленной отмены в России крепостного права.

Однако правительство узнало о кружке, и в 1849 году 37 участников, включая Достоевского, были заключены в Петропавловскую крепость. Их приговорили было к смертной казни, но император смягчил приговор, и писатель был сослан на каторгу в Сибирь.

В Тобольске, на каторге

Он отправился в Тобольск по страшному морозу на открытых санях. Здесь Анненкова и Фонвизина, навестили петрашевцев. Подвигом этих женщин восхищалась вся страна. Они подарили каждому приговоренному по Евангелию, в которое были вложены деньги. Дело в том, что арестантам не позволяли иметь свои сбережения, поэтому это смягчило на некоторое время суровые условия жизни.

На каторге писатель осознал, как далеки рационалистические, умозрительные идеи "нового христианства" от чувства Христа, носитель которого - народ. Федор Михайлович отсюда вынес новый Основу его составляет народный тип христианства. Впоследствии это отразило дальнейшее творчество Достоевского, о котором мы вам расскажем чуть позже.

Военная служба в Омске

Для писателя четырехлетняя каторга сменилась через некоторое время военной службой. Его сопроводили из Омска под конвоем в город Семипалатинск. Здесь жизнь и творчество Достоевского продолжились. Писатель служил в должности рядового, получив затем чин офицера. Он вернулся в Петербург лишь в конце 1859 года.

Издание журналов

В это время начался духовный поиск Федора Михайловича, который в 60-х годах завершился формированием почвеннических убеждений писателя. Биография и творчество Достоевского в это время отмечены следующими событиями. Писатель с 1861 года вместе с Михаилом, своим братом, стал издавать журнал под названием "Время", а после запрещения его - "Эпоху". Работая над новыми книгами и журналами, Федор Михайлович выработал свой взгляд на задачи общественного деятеля и писателя в нашей стране - русский, своеобразный вариант социализма христианского.

Первые произведения писателя после каторги

Жизнь и творчество Достоевского после Тобольска сильно изменились. В 1861 году появился первый роман этого писателя, который он создал после каторги. В этом произведении ("Униженные и оскорбленные") отразилось сочувствие Федора Михайловича к "маленьким людям", которые подвергаются со стороны сильных мира сего беспрестанным унижениям. Приобрели большое общественное значение также "Записки из мертвого дома" (годы создания - 1861-1863), которые были начаты писателем еще на каторге. В журнале "Время" в 1863 году появились "Зимние заметки о летних впечатлениях". В них Федор Михайлович критиковал системы западноевропейских политических убеждений. В 1864 году вышли в свет "Записки из подполья". Это своеобразная исповедь Федора Михайловича. В произведении он отрекался от своих прежних своих идеалов.

Дальнейшее творчество Достоевского

Кратко опишем и другие произведения этого писателя. В 1866 году появился роман под названием "Преступление и наказание", который считается одним из наиболее значительных в его творчестве. В 1868 вышел "Идиот", роман, где была предпринята попытка создать положительного героя, который противостоит хищническому, жестокому миру. В 70-е годы творчество Ф.М. Достоевского продолжается. Широкую известность приобрели такие романы, как "Бесы" (год издания - 1871) и "Подросток", появившийся в 1879 году. "Братья Карамазовы" - это роман, который стал последним произведением. Он подводил итог творчества Достоевского. Годы выпуска романа - 1879-1880. В этом произведении главный герой, Алеша Карамазов, помогая другим в бедах и облегчая страдания, убеждается в том, что самое главное в нашей жизни - чувство прощения и любви. В 1881 году, 9 февраля, Достоевский Федор Михайлович умер в Петербурге.

Жизнь и творчество Достоевского кратко были описаны в нашей статье. Нельзя не сказать о том, что писателя всегда интересовала больше всех остальных проблема человека. Напишем об этой важной особенности, которую имело творчество Достоевского, кратко.

Человек в творчестве писателя

Федор Михайлович на протяжении всего своего творческого пути размышлял над основной проблемой человечества - как преодолеть гордость, являющуюся главным источником разъединения людей. Конечно, существуют и другие темы творчества Достоевского, но оно во многом основано именно на данной. Писатель полагал, что любой из нас обладает способностью творить. И он должен это делать, пока живет, выражать себя необходимо. Теме Человека писатель посвятил всю свою жизнь. Биография и творчество Достоевского это подтверждают.