Что можно написать про деревню. Характеристика современного состояния деревни. Из истории написания

30.10.2019

Чепижко Павел

Данная работа относится к курсу «Географическое краеведение». Работа посвящена комплексному описанию небольшой деревни, расположенной в центральной части России. Деревня Дербужье является малой родиной ученика, и поэтому ее прошлое и настоящее ему интересно. Главной целью работы было дать географическое описание деревни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская работа по теме «Комплексное описание деревни Дербужье»

Данная работа относится к курсу «Географического краеведения». Работа посвящена комплексному описанию небольшой деревни, расположенной в центральной части России. Деревня Дербужье является моей малой родиной, и поэтому ее прошлое и настоящее мне интересно. Главной целью работы было дать географическое описание деревни. Задачи: 1. Собрать и систематизировать материал. 2. Оформить работу в электронном виде.

Географическое положение Деревня Дербужье расположена на восточной окраине Спировского района Тверской области.Данная территория относится к Центральной России.

Факторы влияющие на развитие Положительные факторы: Удаленность от крупных населенных пунктов и промышленных объектов позволило сохранить природу. Есть дорога, соединяющая деревню с районным центром. Отрицательные факторы: Малочисленное стареющее население. Отсутствие рабочих мест.

Население Год Численность Р С Е пр. миграции 2006 59 1 1 0 2007 55 0 0 0 -4 2008 54 1 2 -1 -1 2009 49 0 3 -3 -4 2010 41 0 0 0 -5

Инфраструктура В деревне имеется грунтовая дорога, водопровод, энергоснабжение, отделение связи, сжиженный газ привозят из Спирова.

Хозяйственная деятельность Животноводство. До середины 90-х годов в Дербужье животноводство было развито широко. Здесь разводили крупный рогатый скот, овец, и свиней. Большая овчарня была в Панихе. Свиноферма с маточным поголовьем, была в Полюжье. В данный момент в деревне находится фермерское хозяйство Мусаева, в котором примерно 70 голов дойного стада и 40 голов на откорм. А также хозяйство Чепижко, в котором ≈ 50 свиней на откорм и несколько свиноматок, приносящих потомство. Растениеводство. Основные культуры, которые выращиваются в данной местности- это овес и лен. Раньше сеяли рожь, а еще раньше выращивали и гречку. Овощеводство в этой местности не развито. Выращивать картофель трудоемко т. к. почва камениста. В связи с этим из сельскохозяйственной техники можно использовать только картофелекопалку, сажать и собирать картофель приходится в ручную.

Образование Бывшая начальная школа. На данный момент учебные заведения в деревне отсутствуют. Но примерно 15 лет назад в соседней деревне Полюжье работала начальная школа, в которой учились дети из двух деревень. После окончаний четвертого класса ученики переходили в Бирючевскую среднюю школу. Но с каждым годом учеников становилось все меньше. За год до закрытия школы в ней работал один учитель и училось четыре ученика. Сейчас школа полностью разрушена.

Культура Объекты культуры в виде Домов культуры, клубов, спортивных сооружений в деревне отсутствуют. Но местные жители организуют свой отдых, используя возможности природы. Например: занимаются ландшафтным дизайном, отдыхают на природе, ходят в лес за грибами, ягодами.

Торговая сеть В соседней деревне Полюжье расположен магазин, принадлежащий Районному потребительскому обществу. Товары привозят из Спирова. Большая часть населения производит покупки в этом магазине.

Исторический очерк До 1965 г. д. Дербужье и другие близ лежащие деревни (Паниха, Кручинка, Дергуны, Яблонька) входили в один колхоз «Труженик» Люди работали без зарплаты, только раз в году получали деньги (1 трудодень – 5 копеек). Потом колхоз преобразовали в совхоз. После этого государство стало снабжать народ техникой, комбикормом, а совхоз все сдавал государству. Дорогу Бирючёво – Дербужье провели в середине 80-х годов. Автобус начал ходить с 90-го года.

Памятники Главной достопримечательностью деревни являлась старинная часовня, которую снесли еще до начала Великой Отечественной войны. Старожилы говорят, что это была очень красивая, резная часовня окруженная каменным забором.

Перспективы развития. Особых перспектив у деревни нет, так как сельское хозяйство в стране в целом находится в упадке, изменения возможны при условии если государство изменит политику в области развития деревни: в деревне появятся газ, дороги, рабочие места. Также перспективы зависят от личной инициативы населения.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Первых лет после революции 1905-1907 гг. стала устремленность к изучению общественной действительности. Сочинения этих лет вовлекают нас в глубокие размышления об истории России, ее народа, судьбе русской революции. Наблюдается взаимопроникновение национальной, исторической, созерцательно-философской мысли.

Общая характеристика "Деревни"

Таким сложным содержанием во внешне традиционном бытовом обличье обладает повесть "Деревня", созданная в 1910 году. Это одно из первых крупных произведений Ивана Алексеевича, написанное в прозе. Над его созданием писатель трудился целых 10 лет, начав работу еще в 1900 году.

В. В. Вороновский охарактеризовал это произведение, открывающее деревенский цикл в творчестве Бунина, как изучение причин "памятных неудач" (то есть причин поражения революции). Однако этим смысловое содержание повести не ограничивается. Рассказ об обреченности русского захолустья, данный в "Деревне", является одним из самых талантливых описаний судьбы патриархального строя в истории нового времени. Присутствует обобщенный образ: деревня - царство смерти и голода.

Задача, которую поставил перед собой автор, - изобразить без идеализации русский народ. Поэтому Иван Алексеевич проводит беспощадный психологический анализ ("Деревня"). Бунин имел для него богатый материал, который давали писателю хорошо знакомые ему быт, повседневная жизнь и психология русского захолустья. Убогая, нищая жизнь, под стать которой и облик людей - косность, пассивность, жестокие нравы - все это наблюдал писатель, делая выводы, а также проводя тщательный анализ.

"Деревня" (Бунин): идейная основа произведения

Идейная основа повести - размышление о сложности и проблематичности вопроса "Кто виноват?". Кузьма Красов, один из главных героев, мучительно бьется над решением этого вопроса. Он считает, что с несчастного народа нечего взыскивать, а его брат, Тихон Красов, - что виноваты в таком положении сами крестьяне.

Двое вышеупомянутых персонажей - главные герои этого произведения. Тихон Красов олицетворяет облик нового деревенского хозяина, а Кузьма - народного интеллигента. Бунин считает, что виноват в несчастьях сам народ, но не дает четкого ответа на вопрос, что же следует делать.

Повесть "Деревня" (Бунин): композиция произведения

Действие повести происходит в деревне Дурновка, которая является собирательным образом многострадального селения. В этом названии имеется указание на идиотизм его жизни.

Композиция разделена на три части. В первой в центре находится Тихон, во второй части - Кузьма, в третьей подводится итог жизни обоих братьев. На основе их судеб показаны проблемы русской деревни. Образы Кузьмы и Тихона во многом противоположны.

Тихон, являясь потомком крепостных, сумевшим разбогатеть и стать владельцем имения, уверен, что деньги - самая надежная в мире вещь. Этот трудолюбивый, смекалистый и волевой мужик посвящает всю жизнь погоне за богатством. Кузьма Красов, правдолюбец и народный поэт, размышляет о судьбе России, переживая нищету народа и отсталость крестьянства.

Образы Кузьмы и Тихона

На примере Кузьмы Бунин показывает зарождающиеся черты новой народной психологии, Кузьма раздумывает о дикости и лени народа, о том, что причины этого - не только сложные обстоятельства, в которые попали крестьяне, но и в них самих. В противоположность характеру этого героя Иван Бунин ("Деревня") изображает Тихона расчетливым и эгоистичным. Он постепенно преумножает капитал, и на пути к власти и благополучию не останавливается ни перед какими средствами. Однако, несмотря на избранное направление, он ощущает отчаяние и пустоту, которые связаны напрямую со взглядом в будущее страны, открывающее картины еще более жестокой и разрушительной революции.

Через споры, мысли, выводы братьев о себе и о родине писатель показывает светлые и темные стороны жизни крестьян, вскрывая глубину упадка крестьянского мира, проводя его анализ. "Деревня" (Бунин) - это глубокое раздумье автора о создавшемся в мужицкой среде плачевном положении.

Третья часть произведения посвящена изображению братьев в момент кризиса - подведения итогов жизненного пути главных персонажей произведения "Деревня" (Бунин). Герои эти испытывают неудовлетворенность жизнью: Кузьму снедают тоска и беспросветное одиночество, Тихон озабочен личной трагедией (отсутствием детей), а также разрушением основ бытового устройства деревни. Братья осознают безвыходность положения, в котором они очутились. При всей разности их характеров и устремлений судьба этих двух героев во многом схожа: несмотря на просвещенность и достаток, социальное положение делает и того, и другого лишним, ненужным.

Авторская оценка революции

Повесть "Деревня" (Бунин) - это четкая, искренняя и правдивая оценка России времен жизни писателя. Он показывает, что те, кто является "бунтовщиками" - пустые и глупые люди, выросшие в грубости и бескультурье, а их протест - это лишь обреченная на поражение попытка что-то изменить. Однако они не в силах совершить революцию в собственном сознании, которое остается беспросветным и костным, как показывает авторский анализ. Деревня Бунина - печальное зрелище.

Изображение крестьянства

Мужики предстают перед читателем во всей неприглядности: избиение детей и жен, дикое пьянство, истязание животных. Многие дурновцы просто не понимают, что происходит вокруг. Так, работник Кошель побывал однажды на Кавказе, но не может о нем ничего рассказать, кроме того, что там находится "гора на горе". Его ум "беден", он отталкивает все непонятное, новое, зато верит, что видел недавно настоящую ведьму.

Учителем в Дурновке работает солдат, самый обыкновенный по виду мужик, несший, однако, такую чепуху, что можно было только "руками разводить". Обучение ему представлялось как приучение к строгой армейской дисциплине.

Произведение "Деревня" (Бунин) дает нам еще один яркий образ - мужика Серого. Он был самым нищим в деревне, имея при этом много земли. Когда-то Серый построил новую избу, но ее нужно было зимой топить, поэтому он сначала сжег крышу, а затем продал и избу. Этот герой отказывается работать, сидит без дела в нетопленном жилище, а дети боятся лучины, поскольку привыкли жить в темноте.

Деревня - это вся Россия, поэтому в произведении нашла отражение судьба целой страны. Бунин считал, что крестьяне способны лишь на стихийный и бессмысленный бунт. В повести дается описание того, как однажды они взбунтовались по всему уезду. Кончилось тем, что мужики сожгли несколько усадеб, поорали "да и смолкли".

Заключение

Ивана Алексеевича обвиняли в том, что он ненавидит народ, не знает деревни. Но автор никогда бы не создал столь пронзительной повести, если бы всем сердцем не болел за родину и крестьян, что видно в произведении "Деревня". Бунин содержанием своего рассказа хотел показать все дикое, темное, что мешает людям и стране развиваться.

Для социологии села важными методологическими положениями являются, во-первых, то, что сельскохозяйственное производство представляет собой сферу, обеспечивающую целостность народнохозяйственного организма и без которой невозможно функционирование других отраслей; во-вторых, причастность огромного количества людей к работе, к жизни в деревне - численность сельских жителей в России в 1989 году составила 39 млн. человек, или 26% всего населения.

До революции, когда деревня состояла из мелких производителей, она была достаточно крепкой, устойчиво консервативной единицей с тенденцией к еще большему обособлению и раздроблению. На первых этапах существования коллективных форм хозяйствования село и его главные социальные институты - колхоз, совхоз - в основном совпадали между собой. В дальнейшем, начиная с 50-60-х годов, когда усилилась направленность к концентрации, специализации и укрупнению сельскохозяйственного производства, деревня, как единство производственных и территориальных аспектов жизни людей, вновь распалась, но теперь уже на иной основе, что, как показала жизнь, обернулось крупными экономическими и социальными просчетами. Этот разрыв особенно наглядно виден на соотношении количества колхозов и совхозов и сельских населенных пунктов: уже в 1980 году на одно сельскохозяйственное предприятие приходилось в среднем по 10 населенных пунктов.

К середине 80-х годов ситуация в сельском хозяйстве показала во всем объеме тот кризис, к которому привела аграрная политика. Лицо деревни определяло не то небольшое количество передовых колхозов и совхозов, а их основная масса, которая все больше и больше отставала от реальных потребностей времени, знаменовала тот тупик, к которому привел процесс коллективизации в стране, обернувшийся разорением деревни, массовой миграцией, снижением престижа работы на земле. А апофеоз всего этого - ввоз хлеба в нашу страну с начала 60-х годов.

Экономический кризис на селе сопровождался далеко идущими изменениями и в социальной жизни. В деревне сложилась очень непростая социально-демографическая ситуация, что прежде всего проявилось в усилении миграционных процессов. Уменьшение сельского населения в основном происходило за счет центра европейской части, Севера и Сибири (Т.И.Заславская).

Технический прогресс, попытки совершенствования организационных форм управления не привели к эффективности и новому качеству труда, что поставило на повестку дня такие неотложные вопросы, как изменение форм землевладения, качественной структуры занятости, подготовка работников, способных коренным образом повысить производительность труда.

Важно посмотреть на сельскую жизнь еще с одной стороны. Несмотря на неоднократные попытки улучшить материальное благосостояние жителей села (так, с 1970 по 1989 год зарплата рабочего совхоза выросла с 98,5 до 196 руб.), уровень реальных доходов колхозников и рабочих совхозов серьезно уступал этому показателю в городах. И не столько в плане различия зарплаты, сколько в том, что сельские труженики не пользуются тем комплексом благ по жилью, по коммунальному обслуживанию, по транспортной сети, которые имеются у работников, живущих в городах.

По-прежнему много проблем, связанных с удовлетворением духовных потребностей населения. Хотя некоторые количественные характеристики социального и культурного развития на первый взгляд улучшались (величина жилищного фонда, количество клубных учреждений и киноустановок), нельзя не заметить бедность того книжного фонда, отсутствие клубов и домов культуры не только во многих селах и городах, но даже в районных центрах (в 1986 г. около 400 райцентров не имели домов культуры). В целом культурное обслуживание на селе не отвечает потребностям времени, запросам сельских тружеников.

Но главное все же в том, что коренным образом, стратегически изменилось сознание и поведение крестьянства, что выработало у него особую форму образа жизни и специфическую реакцию на происходящие в обществе процессы. В начале коллективизации, в 30-х годах, отношения колхоза и семейного двора складывались так, что колхоз выступал своеобразным филиалом крестьянского семейного хозяйства. Это проявлялось в том, что крестьянин так же упорно, самозабвенно и настойчиво трудился в колхозе, как привык ранее работать в своем индивидуальном хозяйстве, не считаясь ни с какими затратами, временем. Однако в 50-60-е годы происходил процесс «тихой коллективизации», который, по выражению В.Г.Виноградского, по форме означал укрупнение коллективных хозяйств, закрытие неперспективных сел, а по сути, осуществил радикальную перестройку крестьянской жизни: теперь уже двор превратился в филиал колхоза. Двор ставился в центр забот сельского жителя, он питался, развивался, существовал за счет коллективного хозяйства, начал быстро, систематически и сознательно подключаться к финансово-ресурсному потенциалу колхозов и совхозов, в полной мере воплощая широко известное присловье: «Все вокруг колхозное, все вокруг мое».

Именно такая ситуация, когда двор и колхоз (совхоз) - взаимные филиалы, взаимные «фильтры» и взаимные «угодья» - объясняет и то ожесточенное сопротивление скороспелой аграрной политике неолиберального толка, которая в начале 90-х годов была намерена «облагодетельствовать» крестьян без их ведома и желания.

А если учесть, что одновременно произошел распад интеллектуальной среды деревни, то все это позволяет сделать вывод: положение крестьянина серьезно дестабилизировано, продолжается процесс раскрестьянивания, жители села утратили во многом необходимую духовную общность с землей. Произошло отчуждение человека деревни от труда и его результатов, что, в свою очередь, не могло не сказаться на экономической и социальной эффективности сельского хозяйства в целом (П.И.Симуш).

Общественное сознание крестьянства как никакой другой группы представляет весьма противоречивую картину. И главное, даже те ростки возрождения хозяйского отношения к земле, которые появились среди части как бывших, так и настоящих крестьян, фактически загублены неразумной аграрной политикой уже новых политических деятелей России.

Моя деревня называется Мартын. Она красива, в ней очень много домашних животных. Это куры, овцы, коровы, козы. Сейчас весна, но летом весь скот кроме коз и куриц будет выводиться в поле.

Я помогаю бабуле приводить скот домой. У меня в деревне есть четыре козы, три козла, десять овец, двадцать кур и две коровы. Овец и двух коров мы выводим в поле пастись, а вечером мы приводим их домой. Еще я помогаю бабушке доить коз и коров. Один раз я даже посла овец. Это очень сложно. Целый день смотреть, что бы ни одна овца не убежала. Я очень устала, но все-таки, ни одну овцу не потеряла. Все овцы пришли домой.

А ещё у меня в деревне есть пёс Мухтар. Он очень добрый и хороший. Когда Муха был ещё маленький, мы с мамой взяли его с собой в лес. Он там бегал и с нами играл. Но мы там не играли, а собирали грибы и ягоды. После того как я набрала полную корзину грибов и бидон ягод я стала играть с Мухой и смотреть чтоб он не убежал. Когда мы пришли домой, я уложила спать моего пёсика.

Ещё у меня есть кошка Катя и Ксюшечка я помню её маленьким комочком пуха. Когда она только родилась, я сразу же дала ей имя Ксюшка. Катя раньше жила у нас в городе, но сейчас она живет в деревне, потому что была очень не послушной. Сейчас две хорошие кошки живут дружно. У нас есть две новых курочки, их зовут Белочка и Перышко. Белочка села на яйца и у неё уже появилось десять цыплят, они такие маленькие пушистые да ещё желтенькие. Перышко ещё не села на яйца, но скоро сядет. Как видите у нас в деревне очень много животных. Я очень люблю свою деревню.

Несколько интересных сочинений

    Природа завораживает своими фантастическими пейзажами, радует человеческий взор, приносит уйму положительных эмоций. Красота природы уникальна в любую пору года.

  • Сочинения о животных

    Сочинения о разных животных, домашних и диких

  • Анализ трагедии Пушкина Моцарт и Сальери 9 класс

    Произведение по жанровому направлению относится к трагедии, названной автором маленькой и созданной в соответствии с единством места, времени и действия в стиле классицизма.