Что важно при аккомпанементе песен шуберта. План-конспект урока по музыке на тему: урок музыки «Музыкальный образ». Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

20.06.2019


Тема четверти: «Музыкальный образ».
Тема урока: « Музыкальный образ в музыке Франца Шуберта».
Цель урока: формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
Интерактивная форма: групповая (работа в парах), дискуссионная.
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь».
Развивающие: развивать коммуникативные способности, умения самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию.
Воспитательные: воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.Тип урока: урок изучения нового материала.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска Smart Board, фортепиано.
Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант биографии Ф. Шуберта с вопросами.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока (Слайд 1)
Учитель: – Добрый день, дорогие ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.
2. Повторение пройденного.
Учитель: – Какие образы существуют в музыке?
Дети: – Лирические, эпические, драматические. (Слайд 2) (Щелкать по овалам после появления на них руки).
Учитель: – С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает?
Дети: – «Аве Мария», «Баркарола», «Форель» – лирический образ.
3. Изучение нового материала
Учитель: – Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.
Интерактивная работа в малых группах
(Выполнение задания по парам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии). (Слайд 3)
Вопросы для проверки выполнения работы.
Кто такой Франц Шуберт?
Когда и где родился Шуберт?
Кем были родители Шуберта?
Где Шуберт получил музыкальное образование?
Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
Сколько песен написал Ф. Шуберт?
Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
Каким человеком был Шуберт?
Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
Какого композитора Шуберт боготворил?
Представителем какого музыкального направления был Шуберт?
Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
Сколько лет прожил Шуберт?
(Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.) (Слайды 4-6)
Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
(Во время первого прослушивания каждый работает в своей тетради и записывает мысли относительно вопроса в своей группе.)
Интерактивная дискуссия
Учитель: – Сегодня у нас на уроке новая музыка. Это – песня. Прежде чем прозвучит целиком, послушайте тему вступления. Какие чувства вызывает эта тема? Какой образ создает?
Дети: – Тревога, страха, ожидания чего-то жуткого, непредвиденного. Наверное, здесь рассказывается о чем - то страшном.
(О название произведения не говорить, хотя песня звучит на немецком языке.)
Учитель: – А теперь последите за развитием образа. (звучит песня)
Учитель: – Песня построена на развитие вступления, уже знакомого нам?
Дети: – Нет, слышны разные интонации.
Учитель: – Сколько было исполнителей?
Дети: – Два – певец и пианист.
Учитель: – А сколько музыкальных образов?
Дети:– Ребята затрудняются с ответом.
(Предложить учащимся нарисовать услышанное. К доске выходят ученики из каждой группы и рисуют цветными карандашами)Учитель: – Читает балладу «Лесной царь» и тихо включает фонограмму.
(последнюю строку не читать) (Слайд)
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит». –
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей». –
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой». –
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
(каждая группа дает свой ответ)
Дети: – Здесь четыре музыкальных образа: автор, отец, сын, лесной царь.
Учитель: – А теперь обратите внимание на аккомпанемент, что вы здесь слышите?
Дети: – Скок лошади.
Учитель: – Да здесь интонации скока лошади, где стук копыт в фортепианном сопровождении играет связующую роль в передаче образов. Таким образом, в балладе получается пять персонажей: автор, отец, младенец, скачущая лошадь.
Учитель: – А как думаете, чем заканчивается рассказ?
Дети: – Дети сомневаются.
(включить последние такты баллады и дочитать текст)
Учитель: – В руках его мёртвый младенец лежал.
Учитель: – Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте. Перевод с немецкого баллады сделал В. А. Жуковский в 1818 г. А. С. Пушкин назвал его «гением перевода». (Слайд)
Учитель: – А теперь посмотрите на картины. Как вы думаете, на фоне, какого из предлагаемых вам пейзажей могло произойти действие баллады?
(Работа по группам, каждая группа выбирает одну картину и по принципу жеребьёвки доказывает свою точку зрения) (Слайд)
(Дети выбирают страшные картины. Поленова, Васильева, но никто не выбирает картину Бурачика)Учитель: – А теперь найдите пейзаж, на котором изображены спокойная ночь, белеющий над водой туман и тихий, проснувшийся ветерок. Почему я именно просила выбрать этот пейзаж. Хотите, я прочитаю описание пейзажа из баллады Гете:
«Все спокойно в ночной тишине,
то ветлы седые стоят в стороне».
Вы, наверное, думаете, что плохо поняли текст. Нет, это даже хорошо, так как поэт и композитор создали образ, который захватил нас в процессе слушания, и мы не замечали деталей. Произведение захватило нас целиком и картину вы выбрали ту, которая наиболее близка музыке. Хотя эта трагедия могла разыграться и в ясный день, вы верно почувствовали интонацию. А послушайте, как почувствовал эту музыку поэт Мандельштам.(Слайд)
Старинной песни мир – коричневый, зеленый,
Но только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.
Франц Шуберт за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные циклы, фортепианные пьесы и т.д.
Главное место в его творчестве занимал жанр песни (около 600), который он поднял на высокий художественный уровень.
Ф. Шуберт зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленила фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.
Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда было ему 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячено состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».
Вот как описывает И. Кошмина первое исполнение баллады «Лесной царь» немецким певцом Фоглем: (Cлайд)
«…С первых звуков фортепиано все поддались магическому действию музыки. Перед слушателями предстала тревожная, беспокойная картина. В зал ворвался зловеще завывающий ветер, шум деревьев топот стремительно скачущего всадника. Бурное, порывистое движение увлекает вперед. Несущий поток музыки пронизан упругим пульсирующим ритмом. Низкие рокочушие пассажи сгущают мрачные краски. Постепенно звуки фортепиано затихают, теперь они доносятся как бы из далека, приглушенно и едва слышно. После большого фортепианного вступления Фогль запел…» (Cлайд)
Вокальная баллада – эта песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика
4. Вывод:
Учитель: – Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознание в единый драматический образ, объединенный стремительный движением; не только движение летящего сквозь лес коня; но движением (развитие) чувств главных действующих лиц.
5. Рефлексия:
Учитель: – А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране) (Слайд)
сегодня я узнал...
было интересно...
было трудно...
я приобрел...
меня удивило...
урок дал мне для жизни...
мне захотелось...
6. Закрепление
Учитель: – В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.
(Слайд 14) (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).
(Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)1 вариант 2 вариант
1. В какой стране родился Ф. Шуберт?А) ФранцииБ) ИталииВ) Австрии2. Сколько песен написал Шуберт?А) 600Б) 500В) 4003. Кто автор немецкого текста баллады?А) ШиллерБ) ГётеВ) Шекспир4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?А) 4Б) 5В) 65. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?А) ОтцаБ) Лесного царяВ) Сына6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?А) Пунктирный ритмБ) Ритм маршаВ) Ритм бешеной скачки7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?А) Любовь и ненавистьБ) Жизнь и смертьВ) Война и мир 1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?А) 27Б) 31В) 372. Во сколько лет Шуберт написал «Лесного царя»?А) 28Б) 23В) 183. Кто сделал лучший перевод баллады?А) ПушкинБ) ЛермонтовВ) Жуковский4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?А) ЛирическийБ) ДраматическийВ) Эпический5. Как звучит речь автора, отца и сына?А) ВзволнованноБ) ЗавлекательноВ) Вкрадчиво6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия?А) СынаБ) ОтцаВ) Лесного царя7. Какой характер имеет баллада в целом?А) Тихий и спокойныйБ) Взволнованный и тревожныйВ) Веселый и озорной
1 вариант 2 вариант
1. В2. А3. Б4. А5. Б6. В7. Б 1. Б2. В.3. В.4. Б5. А6. В7. Б
Ответы для взаимопроверки: 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3», 4 – «2».
(Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)6. Домашнее задание.
Учитель: – Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
– Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.

Его слава раньше всего упрочилась в той области, в которой до него было сделано сравнительно очень мало, а именно в области художественной песни, занимающей в музыке такое же положение, как лирическое стихотворение - в поэзии. Повышенный индивидуальный пафос романтизма, сказавшийся в поэзии раньше, чем в музыке, был необходимой предпосылкой для процветания этого музыкального жанра. Крайне многогранный и гибкий по форме романс, с сопровождением фортепиано, исчерпан Шубертом в самых различных направлениях. Достигая без всякого труда единства музыкальной формы и поэтического содержания, Шуберт изливал в своих романсах бесконечное разнообразие поэтических мотивов, и, вместе с тем, столь верно схватывал музыкальное существо перелагаемых им на музыку стихотворений, что многие из них мы поныне воспринимаем лишь в том истолковании, какое он придал им.

Основным для характеристики Франца Шуберта являются его песни. Ни один из композиторов до него не уделял этой области столько творческого воображения, энергии, как Шуберт. Число им написанных песен доходит до 600. Следует подчеркнуть, что Шуберт называет свои вокальные произведения «песнями». В них он совершенно порывает с традиционными ариями, оперными романсами. Несмотря на то, что при жизни Шуберта его песни были известны лишь небольшому кругу его друзей (Гете даже не счел нужным ответить на присланные ему Шубертом композиции), песни эти быстро вошли в быт, получили массовое распространение. Источники шубертовской мелодики - это народная песня, массовый танец, поднятый им до огромной художественной высоты.

Тексты шубертовских песен охватывают почти всех немецких поэтов с последних десятилетий XVIII века, вплоть до Гейне (1828). Шуберту ближе всего были тексты, передававшие жизненные переживания «простого» человека (странствующего подмастерья - циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимнее путешествие»), но писал он музыку и на глубоко философские стихи Гете. Гете он отдает лучшие свои вдохновения («Маргарита у прялки», «Лесной царь», «Границы человечества»). Песни Шуберта, за немногими исключениями, печатались в случайных изданиях. Так, например, его «Путник» напечатан был в «Альманахе для веселого времяпрепровождения».

В песнях Шуберта отражается вся его глубокая душевная жизнь музыканта-романтика, социально обездоленного, бесплодно ищущего выхода из жизненных невзгод, нищеты, не умеющего бороться и отстаивать себя. Но с другой стороны - его музыка вся пронизана здоровьем, страстной любовью к природе (солнцу, звездам). В фортепианном аккомпанементе Шуберт стремится к музыкальной четкости и реализму звукового выражения.

Слайд 2

Музыкальный образ в произведении Франца Шуберта

  • Слайд 3

    1. Кто такой Франц Шуберт? 2. Когда и где родился Шуберт? 3. Кем были родители Шуберта? 4. Где Шуберт получил музыкальное образование? 5. Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу? 6. Во сколько лет Шуберт начал сочинять? 7. Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта? 8. Сколько песен написал Ф. Шуберт? 9. Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение? 10. Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта? 11. Каким человеком был Шуберт? 12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? 13. Какого композитора Шуберт боготворил? 14. Представителем какого музыкального направления был Шуберт? 15. Когда к Шуберту пришел настоящий успех? 16. Сколько лет прожил Шуберт?

    Слайд 4

    В возрасте одиннадцати лет В церковно-певческой школе - конвикте Школьный учитель и дочь слесаря 31 января 1797 г. в Австрии Австрийский композитор

    Слайд 5

    Песни исполнял певец Михаэль Фогль Фортепианное сопровождение носит изобразительный характер, участвует в создании музыкального образа Написал около 600 песен Жанр песни В возрасте тринадцати лет

    Слайд 6

    Всего 31 год Незадолго до смерти Представитель музыкального романтизма Людвига ван Бетховена «Шубертиады» Застенчивый, сдержанный, избегал похвалы

    Слайд 7

    Музыкальный образ в произведении Франца Шуберта

    Какие чувства выражает музыка? Какой образ передал в своей музыке композитор? - Кто исполняет это музыкальное произведение?

    Слайд 8

    ПЕСНЯ – БАЛЛАДА - сольное музыкальное произведение повествовательного характера с элементами фантастики

    Слайд 9

    Музыкальный образ в произведении Франца Шуберта

    Реальное в балладе сочетается с фантастическим Описываемое событие часто носит драматический характер В балладе большую роль играют пейзаж и диалог Особенно важны в балладе чувства автора, эмоциональный настрой, которые передаются слушателю Баллада отличается пристрастием к чудесам, ужасному, к тому, что неподвластно логике и разуму

    Слайд 10

    Слайд 11

    Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души? - Как происходит развитие сюжета в балладе? - Какую роль в произведении играет фортепиано?

    Слайд 12

    И. В. Гёте В. А. Жуковский

    Слайд 13

    « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

    Слайд 14

    7. Какой характер имеет баллада в целом? А). Тихий и спокойный Б). Взволнованный и тревожный В). Веселый и озорной 6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия? А). Отца Б). Сына В). Лесного царя 5. Как звучит речь автора, отца и сына? А). Взволнованно Б). Завлекательно В). Вкрадчиво 7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального произведения? А). Любовь и ненависть Б). Жизнь и смерть В). Война и мир 6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ? А). Пунктирный ритм Б). Ритм марша В). Ритм бешеной скачки 5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно? А). Отца Б). Лесного царя В). Сына 4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»? А). 4 Б). 5 В). 6 4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»? А). Лирический Б). Драматический В). Эпический 3. Кто автор немецкого текста баллады? А). Шиллер Б). Гёте В). Шекспир 3. Кто сделал лучший перевод баллады? А). Пушкин Б). Лермонтов В). Жуковский 2. Сколько песен написал Ф. Шуберт? А). 600 Б). 500 В). 400 2. Во сколько лет Ф. Шуберт написал «Лесного царя»? А). 28 Б). 23 В). 18 В какой стране родился Франц Шуберт? А). Франция Б). Италия В). Австрия Сколько лет прожил Франц Шуберт? А). 27 Б). 31 В). 37

    Создавал на протяжении всей жизни. В его наследии насчитывается более шестисот сольных песен. Конечно, все они далеко не равноценны. Не раз Шуберт, бесконечно деликатный, писал музыку на мало вдохновлявшие его тексты, которые принадлежали собратьям по искусству или были рекомендованы друзьями и просто знакомыми. Это отнюдь не значит, что он относился небрежно к отбору стихотворных текстов. Шуберт необычайно чутко воспринимал красоту во всех ее проявлениях, будь то природа или искусство; о том, как воспламеняли его творческий дух образы настоящей высокой поэзии, существует немало свидетельств современников.

    В поэтических текстах Шуберт искал отзвуки мыслей, чувств, переполнявших его самого. Особенно он обращал внимание на музыкальность стиха. Поэт Грильпарцер говорил, что стихи друга Шуберта Майрхофера, «всегда похожи на текст к музыке», а Вильгельм Мюллер, на чьи слова написаны шубертовские песенные циклы, сам предназначал свои стихи для пения.

    В историю вокальной лирики Шуберт вошел с песнями Гёте, закончил свою короткую жизнь песнями на слова Гейне. Самое совершенное, что создал Шуберт в период ранней зрелости, вдохновлено поэзией Гёте. По словам Шпауна, обращенным к поэту, гётевским «прекрасным творениям он (Шуберт. - В. Г. ) обязан не только возникновением большей части своих произведений, но в значительной степени и тем, что он стал певцом немецких песен».

    Ведущее место в шубертовских песнях принадлежит вокальной мелодии. В ней отразилось новое романтическое отношение к синтезу поэзии и музыки, при котором они как бы меняются ролями: слово «поет», а мелодия «говорит». Шуберт, тонко соединяя интонации распевные, песенные с декламационными, речевыми (отзвуки оперных влияний), создает новый род выразительной вокальной мелодики, который становится главенствующим в музыке XIX века. Он получает дальнейшее развитие в вокальной лирике Шумана, затем Брамса, одновременно захватывает сферу инструментальной музыки, заново трансформируясь в творчестве Шопена. Шуберт в своих вокальных произведениях не стремится следовать за каждым словом, не ищет полного совпадения, адекватности слова и звука. Тем не менее его мелодии способны реагировать на разные повороты текста, оттеняя его нюансы.

    Несмотря на «привилегии», которыми наделена вокальная партия, роль аккомпанемента чрезвычайно значительна. Фортепианную партию Шуберт трактует как могучий фактор художественной характеристики, как элемент, обладающий своим «секретом» выразительности, без которого невозможно существование художественного целого.

    (Шуберта не раз упрекали за, якобы, непреодолимые трудности аккомпанемента. На современном уровне пианизма такие упреки кажутся необоснованными, хотя сопровождение «Лесного царя » и сейчас требует виртуозного владения фортепианной техникой. Шуберт считался прежде всего с требованиями, выдвигаемыми конкретной художественной задачей, хотя не исключал иногда возможности и более облегченного варианта. Ко многому обязывали скромные исполнительские возможности любителей музыки, которым преимущественно адресовался тогда композитор песенно-романсного жанра. Часто издатели с целью большего распространения и доступности поручали перекладывать фортепианный аккомпанемент для гитары. Да и самому Шуберту принадлежат некоторые вокальные произведения с сопровождением этого инструмента, широко бытующего в кругу любителей.)

    Шуберту всегда было присуще тонкое чувство формы, порождаемой характером, движением музыкально-поэтического образа. Он часто пользуется песенной куплетной формой, но в каждом конкретном случае нередко вводит изменения, иногда существенные, иногда еле уловимые, что делает замкнутую, «стоячую» форму эластичной и подвижной. Наряду с разнообразно претворенной, часто варьированной куплетностью, у Шуберта есть и песни-монологи, песни-сцены, где цельность формы достигается сквозным драматическим развитием. Но даже и в сложно разработанных формах для Шуберта типична симметричность, пластичность, завершенность.

    Найденные Шубертом новые принципы вокальной мелодики, фортепианной партии, песенных жанров и форм легли в основу дальнейшего развития, стимулировали всю дальнейшую эволюцию вокальной лирики.

    Первый сборник из шестнадцати песен, который в 1816 году друзья Шуберта предполагали послать поэту, содержал уже такие совершенные произведения, как «Гретхен за прялкой », «Полевая розочка », «Лесной царь », «Жалоба пастуха». Немало прекрасных песен на стихи Гете не вошли в эту первую тетрадь. Безыскусственность народной песни и изысканную простоту, пластичность и емкость художественных образов гётевской поэзии бесконечно умножает красота шубертовской музыки. Тем не менее каждая из созданных Шубертом песен обладает собственной концепцией. Музыкальные образы, вдохновленные поэзией Гёте, живут уже своей самостоятельной жизнью, независимо от их первоисточника.

    Песни на стихи Гёте показывают, с какой чуткостью проникал Шуберт в сокровенный смысл поэтических образов, как разнообразны и индивидуальны его музыкальные приемы и средства воплощения. Уже в раннем творчестве наряду с балладой, драматической песней или просто куплетной песенкой встречаются произведения, представляющие новую разновидность вокальной лирики. Имеются в виду песни арфиста на стихи Гете из «Вильгельма Мейстера» - «Кто со слезами хлеб не ел», «Кто одиноким хочет быть». Скорбная мудрость, вложенная в уста бродячего музыканта, насытила образы шубертовских песен значительностью философской лирики. Шуберт выступает здесь как провозвестник нового музыкального жанра - элегии.

    Особое место в вокальной лирике Шуберта принадлежит песенным циклам.

    Его предшественником в этом новом виде вокальной музыки был Бетховен . В 1816 году появились песни Бетховена «К далекой возлюбленной». Желание показать разные моменты душевных переживаний одного человека подсказало форму песенного цикла, в котором несколько законченных песен объединяет общность замысла.

    Развитие и утверждение циклических форм - явление симптоматичное для романтического искусства с его тягой к самовысказыванию, автобиографичности. В литературе и поэзии конца XVIII и особенно первой трети XIX века появляются лирические повести, имеющие характер дневниковых записей, большие стихотворные циклы. В романтической музыке возникают песенные циклы; их расцвет связан с творчеством Шуберта и Шумана.

    Стихотворные циклы Вильгельма Мюллера для Шуберта, Генриха Гейне для Шумана были и творческим стимулом и поэтической основой. Из поэзии заимствуются самые принципы формообразования романтического цикла - наличие и развитие сюжетной линии. Этапы развертывания сюжета раскрываются в последовательно сменяющихся песнях, передающих мысли одного героя. Повествуя обычно от первого лица, автор вносит в такие произведения значительный элемент автобиографичности. Так же, как и в литературе, циклы приобретают характер исповеди, дневника, «романа в песнях».

    Два цикла песен Шуберта - «Прекрасная мельничиха » и «Зимний путь » - новая страница в истории вокальных жанров.

    Между ними есть непосредственная и тесная связи. Стихотворный текст принадлежит одному поэту - Вильгельму Мюллеру. В обоих случаях «действует» одно лицо - скиталец, странник; он ищет в жизнн счастья и любви, но постоянное непонимание, человеческая разобщенность обрекают его на горе и одиночество. В «Прекрасной мельничихе» герой произведения - юноша, бодро и радостно вступающий в жизнь. В «Зимнем пути» - это уже надломленный, разочарованный человек, у которого все в прошлом. В обоих циклах жизнь и переживания человека тесно сплетены с жизнью природы. Первый цикл развертывается на фоне весенней природы, второй - сурового зимнего пейзажа. Молодость с ее надеждами, иллюзиями отождествляется с цветущей весной, душевная опустошенность, холод одиночества - со скованной снегами зимней природой.

    Последний сборник шубертовских песен был составлен и издан друзьями композитора после его смерти. Полагая, что найденные в наследии Шуберта песни были написаны им незадолго до смерти, друзья назвали этот сборник «Лебединой песней ». Туда вошли семь песен на слова Рельштаба, из которых самую широкую популярность приобрели «Вечерняя серенада» и «Приют»; шесть песен на слова Гейне: «Атлас», «Ее портрет», «Рыбачка», «Город», «У моря», «Двойник» и одна песня на слова Зейдля - «Голубиная почта».

    Песни на слова Генриха Гейне - вершина эволюции шубертовской вокальной лирики и во многом отправной момент последующего развития песенно-романсного жанра.

    Тематика и музыкальные образы, композиционные принципы, средства выразительности, известные по лучшим песням «Зимнего пути», кристаллизуются в песнях на слова Гейне. Это уже свободно построенные драматические вокальные миниатюры, сквозное развитие которых сосредоточено на углубленной передаче психологического состояния.

    Каждая из шести гейновских песен - несравненное художественное произведение, ярко индивидуальное и интересное многими подробностями. Но «Двойник » - одно из последних вокальных сочинений Шуберта - обобщает его искания в области новых вокальных жанров.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа №3 с.Толбазы

    Открытый урок по музыке

    "Музыкальный образ в произведении

    Франца Шуберта"

    Провела:

    учитель музыки

    Кириллова З.И.

    с.Толбазы

    Тема урока: "Музыкальный образ в произведении Франца Шуберта"

    Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

    Задачи:

      образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;

      развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;

      воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

    Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь», вставленная в презентацию.

    Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный инструмент.

    Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант таблицы для заполнения по вариантам и биографии Ф. Шуберта с вопросами, Т.И. Науменко, В.В. Алеев учебник по музыке 7 класс.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

    Слайд 1

    Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.

    II. Повторение пройденного.

    Какие образы существуют в музыке? (Лирические, эпические, драматические).

    Слайд 2 (Щелкать по овалам после появления на них руки).

    С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает? («Аве Мария», «Баркарола», «Форель» – лирический образ).

    III. Изучение нового материала.

    1) – Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.

    или .

    (Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии).

    Слайд 3

    2) Вопросы для проверки выполнения работы.

      Кто такой Франц Шуберт?

      Когда и где родился Шуберт?

      Кем были родители Шуберта?

      Где Шуберт получил музыкальное образование?

      Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?

      Во сколько лет Шуберт начал сочинять?

      Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?

      Сколько песен написал Ф. Шуберт?

      Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?

      Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?

      Каким человеком был Шуберт?

      Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?

      Какого композитора Шуберт боготворил?

      Представителем какого музыкального направления был Шуберт?

      Когда к Шуберту пришел настоящий успех?

      Сколько лет прожил Шуберт?

    (Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.)

    Слайды 4-6 (Щелкать по каждому вопросу после появления на нем руки).

    3) Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на русском языке.

    Послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и ответьте на следующие вопросы:

    Слайд 7

    Какие чувства выражает музыка?

    Какой образ передал в своей музыке композитор?

    Кто исполняет это музыкальное произведение?

    (Слушание баллады. Ответы детей на поставленные вопросы.)

    Как называется это произведение?

    Что такое баллада?

    Слайд 8

    Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

    Слайд 9

    Сколько действующих лиц в балладе?

    Как звучит тема каждого героя?

    Какая интонация преобладает в речи персонажей?

    Что вы услышали в аккомпанементе?

    Обобщим наши выводы, используя текст в учебнике на странице 42. Заполните таблицу, которую вы видите на слайде.

    Слайд 10

    Вариант

    Действующие лица

    Речь

    Мелодия

    Музыкальное сопровождение

    I

    II

    ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

    Работать будете по вариантам: 1 вариант характеризует речь, мелодию и сопровождение отца, сына и рассказчика, а 2 вариант – Лесного царя.

    .

    (По вариантам раздается фрагмент таблицы. Дети ее заполняют, используя учебник (стр. 42). Проверка заполнения таблицы по слайду.)

    Слайд 10 (Щелкать по каждому квадрату после появления на нем руки).

    Послушайте еще раз балладу, проследите по тексту (текст на стр. 40 в учебнике) и ответьте на следующие вопросы:

    Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души?

    Как происходит развитие сюжета в балладе?

    Какую роль в произведении играет фортепиано?

    Слайд 11

    (Слушание баллады на русском языке с лекцией. Ответы детей на вопросы.)

    Баллада Франца Шуберта «Лесной царь» – образец драматического произведения. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц.

    4) История создания баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

    Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.

    Слайд 12

    Лучший перевод гётевской баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А. С. Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт.

    Ф. Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.

    Слайд 14

    Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

    IV. Закрепление.

    В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.

    Слайд 14 (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).

    (Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)

    1 вариант

    2 вариант

    1. В какой стране родился Ф. Шуберт?
    А) Франции
    Б) Италии
    В) Австрии
    2. Сколько песен написал Шуберт?
    А) 600
    Б) 500
    В) 400
    3. Кто автор немецкого текста баллады?
    А) Шиллер
    Б) Гёте
    В) Шекспир
    4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?
    А) 4
    Б) 5
    В) 6
    5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?
    А) Отца
    Б) Лесного царя
    В) Сына
    6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?
    А) Пунктирный ритм
    Б) Ритм марша
    В) Ритм бешеной скачки
    7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?
    А) Любовь и ненависть
    Б) Жизнь и смерть
    В) Война и мир

    1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?
    А) 27
    Б) 31
    В) 37
    2. Во сколько лет Шуберт написал «Лесного царя»?
    А) 28
    Б) 23
    В) 18
    3. Кто сделал лучший перевод баллады?
    А) Пушкин
    Б) Лермонтов
    В) Жуковский
    4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
    А) Лирический
    Б) Драматический
    В) Эпический
    5. Как звучит речь автора, отца и сына?
    А) Взволнованно
    Б) Завлекательно
    В) Вкрадчиво
    6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия?
    А) Сына
    Б) Отца
    В) Лесного царя
    7. Какой характер имеет баллада в целом?
    А) Тихий и спокойный
    Б) Взволнованный и тревожный
    В) Веселый и озорной

    1 вариант

    2 вариант

    1. В
    2. А
    3. Б
    4. А
    5. Б
    6. В
    7. Б

    1. Б
    2. В.
    3. В.
    4. Б
    5. А
    6. В
    7. Б

    Слайд 15

    Ответы для взаимопроверки: 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3», 4 – «2».

    V. Итог урока.

    С каким произведением Франца Шуберта мы познакомились сегодня на уроке?

    Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?

    Слайд 16

    Что в музыке помогло нам прочувствовать созданный композитором драматический образ?

    (Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)

    VI. Домашнее задание.

    Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

    Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.