Heaters группа. Казахстанец в группе The Hatters: «Мы играем цыганский алкохардкор на душевных инструментах. Личная жизнь Юрия Музыченко

20.06.2019

Павел Личадеев: Когда я учился во втором классе, папа принес баян и аккордеон и спросил, на чем я хочу играть. Я выбрал аккордеон, потому что он мне больше понравился на вид. Да, выбор у меня был небольшой.

После школы я поступил в Центральноазиатский технико-экономический колледж на киномеханика. Официально специальность называлась техник-электроник, но на деле это киномеханик. Но я быстро понял, что киномехаником не стану и решил поступить на актерский факультет. К тому времени я уже часто выступал с папой и его шоу-группой «АртБренд Интернешнл» (прим. отец Павла - актер Русского театра драмы им. Лермонтова Игорь Личадеев). Я решил, что на актерском факультете лучше учиться в России. Выбор стоял между Москвой и Санкт-Петербургом. Не знаю почему, но я выбрал Питер и сейчас учусь в СПбГАТИ на факультете музыкального театра и эстрадного искусства. В дипломе у меня будет написано, что я режиссер, так как, когда мы поступали, всех, кто имел актерский опыт отправляли на режиссерский, а тех, кто нет - на актерский, но это все формальности, и программа у нас была одинаковая. Актерский факультет полезен даже тем, кто не хочет быть актером, он очень дисциплинирует.

Поступление на актерский факультет в российские университеты штука сложная, потому что субъективная. Нет никакой уникальной инструкции, выполнив которую, ты поступишь. Все зависит от того, понравишься ли ты мастеру. Например, ты можешь не поступить, а на следующий год приехать к другому мастеру и поступить. Некоторые поступают с третьего, четвертого раза. Но мне повезло - я поступил с первого раза. Поступление делится на туры, что-то вроде кастинга. Это большое психологическое давление, я бы не хотел пережить это еще раз. Первые два тура читаешь стихи, отрывки из прозы и пьес, показываешь этюды, сценки, а третий тур - это собеседование. И если ты бездарный, и на первых двух турах еще можешь прикинуться талантливым, то на третьем тебя точно раскусят. Если ты удачно проходишь все три тура, то потом тебя ждут экзамены по русскому языку и литературе (это относится только к иностранным гражданам, россияне сдают ЕГЭ). Я не был подготовлен к этим экзаменам и прикинулся тупым. Мне повезло, что экзамены принимают студенты старших курсов, и я поступил «по-казахски», подкупив экзаменаторов цветами и конфетами.

Были и необычные истории поступления. Например, у нас в академии учится парень, который сильно заикается. Но когда он выходит на сцену, то перестает заикаться. Он удачно прошел все три тура, ни разу не заикнувшись, и о его заикании узнали только после зачисления. Он даже когда анекдоты рассказывает, то не заикается, а когда все начинают смеяться, он говорит: «С-с-с-с-мешно, п-п-п-п-равда?».

Во время учебы мы с другом Юрой Музыченко часто играли в гримерке в перерывах между выступлениями, я - на аккордеоне, он - на скрипке. Потом мы подумали, что нам не хватает ударных и басов, к нам присоединился Дима Вечеринин за ударными и Саша Анисимов с бас-балалайкой. Позже пришел Вадим Рулев с тромбоном и две Ани - Аня Смирнова и Аня Никитина. Они отвечают за перкуссии и шоу. Так, в феврале этого года, образовалась группа - «The Hatters» («Шляпники»).

Название возникло так: мы гуляли по городу, надев шляпы из реквизиторской, навстречу шли какие-то гопники и сказали: «Ха-ха, шляпники». Мы и не думали, что за полгода нам удастся добиться таких успехов. Первый концерт состоялся в тату-студии, потом мы пели в барах и клубах, а летом уже выступали на таких крупных фестивалях, как «Нашествие» под Тверью, «Дикая мята» в Тульской области и «Стереолето» в Питере. В октябре у нас ожидаются два больших сольных шоу в Москве и Санкт-Петербурге. А 5 ноября наша группа выступит в Кремлевском Дворце на разогреве у Эмира Кустурицы и Горана Бреговича.

Чаще всего нас сравнивают с «Ленинградом» и Gogol Bordello, потому что мы используем скрипку и трубу. Но у нас есть своя фишка - мы принциально не используем гитару. Бывает, мы сочиняем музыку на гитаре, но потом перекладываем ее на скрипку и аккордеон. Свой жанр позиционируем как русско-цыганский алкохардкор на душевных инструментах.

Мы бы хотели и съездить с концертами по родным городам - в Алматы, Ярославль, Тынду, Гатчину, но это дорого. Мой нынешний приезд в Алматы обошелся в сто тысяч, а нас семь человек. Да и не думаю, что это здесь нужно. В планах концерты по Европе. Мы уже начали переводить песни, и думаем, что наша музыка будет интересна европейскому слушателю, так как для них это экзотика. У нас нет цели выпустить альбом. Зачем? Вся наша музыка есть Вконтакте в свободном доступе, к тому же альбомы не покупаются, и почти все выпускают синглы. Тот же Ленинград, с которым нас сравнивают. Это раньше так было: выпустили Red Hot Chili Peppers альбом, и все побежали, купили его и послушали от начала до конца. Сейчас же немного другое восприятие, да и мы не Red Hot Chili Peppers.

Из современной российской музыки я бы выделил группу Аффинаж. Они немного депрессивные (в отличие от нас), но классные. А если брать Казахстан, то мне тут друг на днях поставил одного казахстанского певца - Галымжана Молданазара. Вот это правда очень круто. Он поет на казахском языке, а как будто нет. Хорошо, что он есть в Казахстане.

Музыка Молданазара - это почти рейв, он наш Джим Моррисон, его в клубах под кислотой надо слушать.

Плохо, что в Алматы не так сильно развит андеграунд. Вот есть какая-то странная музыка, ты ее слушаешь, и скорее всего ты будешь один на весь Алматы. А в том же Питере или Москве вас было бы много. И не думаю, что это зависит от населения. Когда идешь по Питеру, везде висят какие-то афиши, каждый день по несколько концертов, все туда ходят, и это не кабацкая музыка. Я помню, давным-давно в Алматы был клуб «Ретроспектива», и вот там это было. 15-16-летние чуваки играли тяжеляк, играли плохо, но это было, была какая-то тусовка, и грустно, что это никуда не вылилось.

Фотографии: Азат Касымов

Юрий Музыченко, или просто Томас , - артист театра «Лицедеи », создатель группы «БКМСБ », сериала «Забитые », студии татуировок Backstage Tattoo и вокалист группы The Hatters Шляпники »), а также участник шоу HYPE MEISTERS на канале MTV.

Биография Юрия Музыченко

Юра родился 8 июля 1987 года в Санкт-Петербурге. В семье мальчик был самым младшим, любимчиком родителей. Как говорил сам Музыченко , ему всё сходило с рук, поэтому он был «раздолбаем». Уже в шестом классе Юра с друзьями создал рок-группу.

Юрий Музыченко о своей первой группе: «Придумали группу, назвали ее «Фобос». Пошли мелом на всех заборах, стенах писать «Фобос». На следующий день решили назваться «Деймос». Пошли, везде написали: «Фобос - уроды!» Начали писать «Деймос». Верили во всю дурь, которую делаем».

После девятого класса юноша хотел поступить в музыкальное училище. Он понимал, что в десятый класс его не возьмут из-за не слишком хорошей успеваемости. На курсах в музыкальном училище парню не понравилась атмосфера, ведь музыканты оказались замкнутыми людьми. А он сам был совсем другим.

Тогда Юра решил поступать в театральное, а мама договорилась, чтобы его взяли в десятый класс для дальнейшего поступления. После школы Музыченко попал в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства на актерский факультет. При поступлении с ним произошла довольно забавная ситуация, которая привела его к «Лицедеям », хотя юноша представлял себя совсем на других сценах и в других ролях.

Юра Музыченко о своем поступлении: «Вот к «Лицедеям» я совсем не хотел идти, потому что я видел себя в Молодежном театре на Фонтанке у Спивака или в Театре комедии. И, когда я пришел на второй тур, на прослушивание, там как раз во дворе стоял «Харлей-Дэвидсон». Захожу туда, а в приемной комиссии сидит мужик в майке. Он, видимо, с бодуна, спит. И он такой крутой! Ну, крутой мужик! Соловей его фамилия, классный мужик! Меня просят: «Спойте что-нибудь». Я начинаю петь: «Выйду ночью в поле с конем». Закрываю глаза. И он так, знаете, приоткрывает глаз, на меня смотрит: «Подожди-подожди, ты, когда на скрипке играешь, тоже глаза закрываешь?» - «Нет». - «Ну, вот и не надо. Выглядишь, как идиот». И дальше спать. И мне эта наглость так понравилась, что я выбрал их. И, в итоге, не зря. Они настоящие рок-н-рольщики».

Закончив академию, Музыченко попал на сцену театра «Лицедеи », где и познакомился с будущими участниками своей группы.

Карьера Юрия Музыченко

Несмотря на напряженную работу в театре, Юра никогда не забывал о музыке. Недаром он умеет играть на скрипке, гитаре, клавишах и барабанах.

В 2011 году появилась его группа «БКМСБ ». Название группы не значит ровным счетом ничего, музыканты выбрали его как символ свободы, отсутствие каких бы то ни было границ в творчестве. Музыка меняется вместе с ребятами, поэтому сложно назвать какие-либо конкретные жанры, определяющие творчество группы, но музыканты определяют свою музыку как смесь альтернативного рока и поп-рока.

«БКМСБ» стали победителем URBAN SOUND , фестиваля SNICKERS URBANIA , проходившем в Санкт-Петербурге, а также участвовали в фестивале «Мир против наркотиков », «Окна Открой », «Качели » и во многих других крупных фестивалях.

В 2013 году в сети появился интернет-сериал про тату «Забитые ». Создателями сериала и его «идейным мозгом» стали Юрий Музыченко и Александр Анисимов (Кикир ). Себе они также отвели не последние роли в сериале.

Юрий о создании сериала: «Идея почти общая… знаете, когда несколько людей всё время что-то придумывают, то в общем-то и не ясно, кто и что придумал. Мы пытались всячески прокачать нашу группу «БКМСБ», решили снимать видеодневники, и вроде третий выпуск был с набиванием татуировки… Ну, он как-то вроде закатил, просмотры и все дела. Ну, тут и появилась идея поэкспериментировать и снять передачу про тату, но чтобы там были мы и наша музыка. Так всё и произошло, да затянуло так, что открыли свою студию тату «Забитые».

Отсняв 11 серий первого сезона, создатели, сделав вывод, что они на правильном пути, принялись за работу над вторым сезоном. А третий сезон вообще было решено снимать в Европе.

Сериал был рассчитан на заинтересованного в татуировках зрителя, на тех, кого интересовало тату-производство, начиная от нанесения, стерильности, безопасности и заканчивая заживлением и прочими нюансами процесса. Поэтому авторы, старательно подходя к повествованию каждого сериального эпизода, открывали что-то любопытное, заострив внимание на истории тату, стиле и выборе рисунка.

Также в 2013 году на сайте Youtube появился новый канал «Кликклак », на котором выходят шуточные сериалы и передачи. Юра Музыченко является одним из участников данного канала, так называемой «тусовки видеоблогеров».

В 2015 году Юре пришлось уйти из театра, поскольку коллектив буквально «разваливал» один из работников. Впрочем, карьера музыканта не помешала Музыченко через полтора года вернуться на театральные подмостки. Тогда же, в 2015-м, образовалась группа The Hatters Шляпники »).

Юрий Музыченко и The Hatters

The Hatters - это музыкально-театральная группа из Санкт-Петербурга, в составе которой музыканты, актеры, физики, татуировщики, автомеханики, клоуны, фотографы и операторы. Свой жанр ребята определили как «русско-цыганский алкохардкор на душевных инструментах». Их творчество является объединением романса, панка и фолк-рока.

Юрий Музыченко рассказывает: «Мы познакомились в театре «Лицедеи», и оказалось, что все - фанаты балканской музыки, Кустурицы, Бреговича и треша в стиле Гая Ричи. Так мы поняли, что именно будем играть, но душевно и более народно, тем более что ведущие инструменты - скрипка и аккордеон - диктуют определенные условия».

C момента появления в феврале 2016-го «Шляпники » с бешеной скоростью набирают популярность: стали «Легендарным открытием года» на фестивале «Дикая мята », были приглашены на все крупные фестивали страны, появились на волнах «Нашего радио », а также других радиостанций страны, получили премию «Чартова дюжина » в номинации «Взлом», выступили на главной сцене «Нашествия » и отметились выступлениями в Олимпийском и на открытии стадиона «Санкт-Петербург арена». Журнал Ъ-Lifestyle включил их в список самых многообещающих музыкантов, за которыми стоит следить в 2017 году. The Hatters - «свои в доску», и каждая их песня берет за душу.

Дебютный фолк-панк-альбом «Полная шляпа» группа выпустила 21 апреля 2017 года. В начале декабря того же года The Hatters презентовали второй альбом «Forever Young, Forever Drunk».

Коллектив Музыченко дважды выступал на шоу Первого канала «Вечерний Ургант »: в апреле 2017-го с песней «Да, со мной не просто», а в ноябре 2018-го представил трек «Не услышала».

Юрий Музыченко в HYPE MEISTERS

В июле 2017 года Юра стал участником нового шоу на канале MTV HYPE MEISTERS , где он и Коля Серга выясняют, что же круче - TV или Интернет. Музыканты путешествуют по разным фестивалям, выполняют многочисленные задания, чтобы получить баллы и стать «Мастером Хайпа».

Личная жизнь Юрия Музыченко

Еще на сцене театра «Лицедеи » Юра встретил свою любовь Анну Никитину , которую называет Анной Серговной . Она всегда поддерживает молодого человека во всех его начинаниях. Супруги Музыченко - люди творческие, поэтому, по словам Юрия , за час они могут тридцать раз наорать друг на друга и тридцать раз помириться.

Анна о браке с Юрием: «То, что оба артисты, клоуны, больше сближает нас, мы вместе и на работе, и дома, но нисколько не устаем друг от друга. Только, бывает, сидим дома, пьем чай, и один из нас вдруг начинает говорить, как лучше что-то сделать в спектакле, какой придумать реквизит. Наша профессия не позволяет забывать о ней даже дома. Мы гордимся тем, что мы клоуны и работаем в таком театре».

В 2011 году у пары родилась дочь Лиза . Уже в раннем возрасте девочка начала проявлять творческие способности, подражая своим родителям. Юра и Аня говорят, что в харизме и актерских способностях она переплюнула их обоих.

Дискография Юрия Музыченко

Группа «БКСМБ»

2012 - Проверяй
2011 - Вся правда о тебе
2009 - Для сердец… Для умов

Группа The Hatters

Альбомы
2018 - «No Comments» (Инструментал)
2017 - «Forever Young, Forever Drunk»
2017 - «Полная шляпа»

EP
2018 - «Три внутри»
2016 - «Stay True»

Акустический концерт группы THE HATTERS при участии оркестра и актеров театр Лицедеи.
THE HATTERS (Шляпники) – Русский цыганский уличный алко-хардкор на душевных инструментах празднуют свой дебютный день рождения! Концерт пройдёт, в месте где всё и началось… на сцене Театра “ЛИЦЕДЕИ”.
В двухчасовой программе с антрактом мы исполним всё, что написано за этот год. Все песни прозвучат с оркестром, что сделает вечер – торжественным и мощным. С нами выступят актёры театра и это станет – легендарным праздником.
В уютном зале с мягкими креслами всего 404 места, так что торопитесь стать дорогими гостями нашего ПЕРВОГО ДНЯ РОЖДЕНИЯ!!!

Коллектив образовался в Санкт-Петербургском театре «Лицедеи», а репетиции проводит в тату студии «backstage tattoo».
Шляпники появиьлись в музыкальной жизни не давно, а точнее ворвались в нее! Коллектив собрался в культурной столице России – Санкт-Петербурге, по моменту случая оказались они в одном городе, ведь каждый из них с разных уголков необъятной страны.
Чем отличаются THE HATTERS от всех остальных групп? Коллектив играет без единой гитары! Барабаны, бас-балалайка, тромбон, скрипка и аккордеон. Все равно хочется чего-то еще? Тогда THE HATTERS вносят свою щепотку специй в понятие “перкуссия” – это не только стандартный набор(треугольник, бубен). Скотч? Детские игрушки? Цепи? Стиральная доска? Все это звучит в песнях THE HATTERS.
Концерты THE HATTERS каждый раз уникальны. Группа придумывает все новые и новые перфомансы, постоянно взаимодействуют с залом, раскачивая всех и каждого! Слушатели группы, приходящие на живые выступления, участвуют в массовых танцах, водят хороводы, наблюдают как рвутся майки, бьются табуретки, надеваются скворечники и много другое!
Когда хочется безумства, получить от этого кайф и смеяться – это концерты THE HATTERS! Когда хочется прыгать, качать, подпевать с первой до последней ноты – это концерты THE HATTERS!
Определено может возникнуть вопрос “откуда столько треша, безбашенности в этом коллективе?” – весь ответ скрыт в том, что это ребята из России! Русский стиль – это то, с чем THE HATTERS родились, начали творить, выходить на сцену и показывать то, что они могут. За спиной и в сердце ребят RUSSIAN STYLE!
День рождения группы – 23 февраля 2016 года. За недолгое существование в музыкальной сфере THE HATTERS посетила многие крупные фестивали страны: Дикая Мята, Нашествие, Стереолето, Доброфест, Вдохновение. И это было только начало! Уже в сентябре выходит клип на песню I’m Not Easy Buddy (https://www.youtube.com/watch?v=oQOovI4K9bg), снятый на телефон, который набирает без малого 2 миллиона просмотров. В октябре группа дает концерт в Москве – 900 человек, и первый большой концерт в Санкт-Петербурге, где собирает 1800 человек. 7 ноября THE HATTERS выходят на сцену с мэтрами мировой музыкальной сцены – Эмиром Кустурицей и Гораном Бреговичем, с которым музыканты исполнили совместно песню “Gas-Gas”. Чуть позже выходит клип “RUSSIAN STYLE”(https://www.youtube.com/watch?v=1phe0lvmgU0), набравший за первый пять дней миллион просмотров. Так же группа дала два концерта в столицах России с группой Little Big, помимо своих песен исполнив несколько каверов с самими участниками рейв-группы.
THE HATTERS звучит не на одной радиостанции страны.
Можно вешать много клише, находить сходство THE HATTERS с другими коллективами мира, но по составу инструментов, разнообразию перфомансов, взаимодействиям с
публикой, всем прослушанным композициям, а увидев THE HATTERS вживую, становится понятно, почему THE HATTERS называет свой жанр “русским цыганским алко-хардкором на душевных инструментах” – такого еще не было!

В группе 9 человек, основной состав – 6 человек!
Юрий Музыченко (Гатчина) Фронтмэн/вокалист/скрипач, – Актёр театра «Лицедеи», – Участник популярных интернет проектов(КЛИК-КЛАК, Трэш-лото, Забитые, Товаровед и пр.), – Директор тату студии.
Павел Личадеев (Алма-Ата) – Вокалист/аккордеонист, – Мультиинструменталист, – Работал киномехаником,
Александр Анисимов (Гатчина) – Бас гитара, – Участник популярных интернет проектов(забитые, кольщик, проблема и пр.), – Магистр инженер техники и технологии микроэлектроники,
Дмитрий Вечеринин (Ярославль) – Ударные,
Анна Никитина (Тында) Жена вокалиста Юры- – Бэк вокал/шоу/звуковые эффекты/перкуссия, – Актриса театра «Лицедеи», – Участник популярных интернет проектов(товаровед и пр.)
Анна Смирнова (Санкт-Петербург) Девушка аккордеониста Павла- – Бэк вокал/шоу/звуковые эффекты/перкуссия, – Выпускница СПбГАТИ (Санкт-Петербургская Государственная Академия Театрального Искусства),
Вадим Рулёв (Санкт-Петербург) – Тромбон, – Профессиональный музыкант, работает в Санкт-Петербургской Капелле,
Борис Морозов (Санкт-Петербург) – Играет на пиле, – Является профессиональным тату мастером, – Участник популярных интернет проектов(Кольщик Борис, Домашняя татуировка),
Павел Козлов – черлидер.

За столом у входа в бар было всё, как всегда. Зашло несколько человек, торопясь на работу. Снаружи за стеклянными дверями ходили люди, иногда останавливались, чтобы прочитать прилепленные скотчем объявления. Но вот, толпа у стекла стала расти, они заглядывали внутрь, глаза бегали в поисках главного героя вечера. Впервые за всё время моей работы интервьюером, проект «За стеклом» был реален. Молчаливая наблюдательность возрастала.

А на сцене разыгрываются музыканты. Звуки и ритмы такие непривычные, что даже не мешают. Носятся по залу звукачи, снуют официантки. Но солисты ещё на радио – жгут в эфире.

Ну, кажется, приехали. Шумные, веселые. Директор группы Даниил подвел к нам Юрия Музыченко. Знакомимся, рассаживаемся. Вежливые вопросы не для печати: какдоехали, неусталили, чтобудетепить? Юрий заказал бутылочку «местного».

- Отличаются ли люди в разных городах?

- Не сильно. Мы же, в основном, общаемся с людьми, близким нам по возрасту. Ну, «плюс-минус» десять лет. Мы примерно одинаково воспитывались, смотрели одни и те же фильмы, мультфильмы, в школе нас одинаково учили. Бывают всякие люди, но даже если кто-то где-то нахамил, это же не говорит ни о чем конкретном. В большей части – это воспитанные, вежливые, отзывчивые люди.

- Дарят какие-то необычные подарки после концертов?

- Дарят. Пока что все подарки в нашем вкусе.

- Золото-брильянты?

- Нет. Алкоголь (Смеется. В это время Юрию принесли напиток по его вкусу, он вежливо спрятал тару под стол, чтобы не попала в кадр). Мы всё ждем, когда начнут шляпы дарить, потому что это удовольствие дорогое, как оказалось.

- Вы сказали, что по дороге в Ижевск смотрели советские мультфильмы. На какого героя хотели походить в детстве?

- Ну, конечно, на Трубадура из «Бременских музыкантов». Такой красавец. Кстати, сегодня его пересматривали – просто фильмы закончились все. Стали мультики смотреть.

- Я читал, что Анна Серговна, ваша жена, ходит по музеям в городах. Нравится местное искусство?

- Мы снимали такой небольшой проектик. Она ходила на всякие, в основном, дурацкие мероприятия, которые особо не афишируются. Например, была сходка любителей Гарри Поттера в местной библиотеке. Специально выискивали такие места, про которые особо не говорят, но там собираются углубленные в какую-то тему люди. Специфические. Ну, и немножечко их там троллили дурацкими вопросами. Это не обидно звучало, потому что у моей жены образ Анны Серговны. Она такая веселая библиотекарша «за сорок». Когда она прикалывается, делает это беззлобно.

- У основной части состава вашей группы театральное образование. По театру не скучаете?

- А мы же вернулись в театр. Мы с Анной Серговной работаем в театре «Лицедеи».

- А надолго уходили?

- Мы уходили где-то на полтора года, перед тем, как произошли изменения. Театр долго разваливал один нехороший человек. В итоге, его выгнали оттуда, и мы вернулись. И там сейчас труппа всего лишь девять человек. Четыре «старика-основателя» и пять человек нас молодых.

- Времени-то хватает на концерты и на работу в театре?

- Ох! Понимаете, как раз в этот год, когда мы ушли из театра, начали активно заниматься этим музыкальным проектом, группой The Hatters («Шляпники»). (На сцене начал тестировать звук аккордеонист Павел. Стало очень громко. Юрий прямо примкнул к диктофону). И как-то все попёрло. А по театру скучали безумно, потому что это совсем другая энергетика. В итоге, мы вернулись в театр и теперь уже сложнее совмещать, конечно. Вот мы сейчас уехали на целый месяц в тур. Естественно, в спектаклях нас сейчас там нет.

- Почему выбрали такой сложный жанр – клоунада?

- А это довольно забавно получилось. Как говорят: «Случайности не случайны». Видимо, к этому все и шло. Получилось все очень просто. Когда я поступал в театральное, не хотелось бы хвастаться (театрально поправляет волосы) , но в тот год набирало пять мастеров и я прошел ко всем. К третьему туру, или ко второму, я уже не помню. Не важно. В общем, нужно уже определяться, к кому ты конкретно пойдешь.

Вот к «Лицедеям» я совсем не хотел идти, потому что я видел себя в Молодежном театре на Фонтанке у Спивака или в театре Комедии. И когда я пришел на второй тур, на прослушивание, там как раз во дворе стоял «Харли-Дэвидсон». Захожу туда, а в приёмной комиссии сидит мужик в майке. Он, видимо, с бодуна, спит. И он такой крутой! Ну, крутой мужик! Соловей его фамилия, классный мужик!

Меня просят: «Спойте что-нибудь». Я начинаю петь: «Выйду ночью в поле с конем». Закрываю глаза. И он так, знаете, приоткрывает глаз, на меня смотрит: «Подожди-подожди, ты, когда на скрипке играешь, тоже глаза закрываешь?» — «Нет» — «Ну, вот и не надо. Выглядишь, как идиот». И дальше спать. И мне эта наглость так понравилась, что я выбрал их. И, в итоге, не зря. Они настоящие рок-н-рольщики.


- Тяжело поддерживать амплуа клоуна на сцене?

- Понимаете, такой круг общения вокруг меня. Все довольно самокритичные, открытые люди. Веселые, в основной массе. Поэтому, это уже как образ жизни. Я уже по-другому не представляю.

- А есть какой-то преподаватель или наставник, которому вы благодарны за то, что он вас «сделал»?

- В первую очередь, это актеры театра «Лицедеи». Это несколько прекраснейших педагогов из театральной академии. Человек, которым я восхищаюсь – это Елена Игоревна Чёрная, по речи педагог, просто сумасшедше профессиональный человек. И Илья Прусикин, мой друг, вокалист группы Little Big, на пару лет меня старше. Он в нашей компании лидер такой. Альфа-дурак (смеется).

- В вашей компании – это в питерской тусовке?

- Да, именно в питерской тусовке. К нему все прислушиваются, и он всегда старается помочь, поддержать. Когда я только начинал проект «Шляпники», он поддержал, сказал: «Обязательно, делай!» И сейчас мы вместе работаем. Благодаря ему, мы стараемся создать некую Little Big Family, где будут такие коллективы, в стиле Little Big: самобытные, что-то о России, для России.

- А что вас привлекло в профессии актера?

- После девятого класса я хотел в музыкальное училище, ходил на курсы. Я понимал, что в десятый класс меня не возьмут. (Смеется). Ну, такой был – троечник. Я самый младший в семье, любимчик. Мне все с рук сходило. Да и дурнем я был уж, раздолбаем конкретным.

Простите, отвлекусь от вопроса. Мы уже в шестом классе рок-группу делали. Причем, забавно получилось. Придумали группу, назвали её «Фобос». Пошли мелом на всех заборах, стенах писать «Фобос». На следующий день Решили назваться «Деймос». Пошли, везде написали: «Фобос – уроды!». Начали писать «Деймос». Верили во всю дурь, которую делаем.

Возвращаюсь к вопросу. Пошел в музыкальное училище после девятого класса, на курсы. И мне не понравилась атмосфера. Они какие-то все отстраненные немного. Замкнутые люди музыканты. А я другой. И мы с мамой решили поступать в театральное. Мама договорилась, чтобы меня взяли в десятый класс. Вот так я и попал в театральное. Ну, никуда бы меня больше не взяли.

- Есть ли какие-то неудавшиеся роли, которые вам запомнились?

- Ой, да! (вздыхает) . Прямо уже на первом курсе. Мы же сразу пошли «вставать» в актерскую базу учета на «Ленфильм» – так она, по-моему, звучит, я даже не помню. И на втором месяце обучения меня уже утвердили на второстепенную рольлучший друг главного героя. Я прямо так обрадовался. И фильм должен был быть интересным. Но поменяли главного героя, и я по возрасту не подходил. И я слетел. Вот из-за этого обиднее всего. Но, в итоге, я увидел фильм – полная фигня.

- Задевает ли вас конкуренция в профессии?

- Вы знаете, так сложилось, что у нас нет конкуренции. Драматической театральной клоунады в России я не знаю. По крайней мере той, которой надо было бы знать. В музыкальном плане нас можно, конечно, сравнивать с «Ленинградом», но это то же самое, что говорить: «О, они на гитарах играют – это Metallica». Может, по духу песни похожи, потому что мы тоже любим выпить. Но конкуренции как таковой практически нету.


- Тогда, к кому себя относите: к более высокому уровню артистов или к питерской верхушке андеграундного дна?

- Сложно сейчас про этого говорить, потому что мы слишком быстро «выстрелили». Вот этот год для нас – самый страшный. Чего греха таить, в этом году мы узнаем: это был просто выстрел неожиданный, либо мы людям понравились за наше творчество. Поэтому, если мы с вами через год увидимся (смеется) , я, наверное, смогу ответить на этот вопрос.

- Что раздражает больше всего в современном шоу-бизнесе?

- Раздражает то, что люди слишком протоптанными дорогами всегда пытаются пройти. И выскочить на хайпе, на тренде. Ну, вы понимаете – выстрелить на резкой волне. Это то, о чем мне всегда говорил Илья Прусикин: «Никогда не стараться выезжать на трендах». Приведу очень грубый пример – Шурыгина. Сейчас очень много людей на ней повыскакивают, а дальше не понятно, что будет. Вот это и раздражает.

- Как клоуны, вы можете говорить больше, честнее. Вы даже выглядите очень по-другому: татуировки, яркая внешность. Вам не кажется, что люди вас немного боятся?

- Ну, татуировки я сделал, чтоб быть крутым – это факт. Да и в принципе, все, что я делаю, это чтобы нравиться девчонкам, быть крутым. Все всегда так делали. Самое обидно, что от этого есть выхлоп, когда это уже не нужно. (Смеется) . Т.е. у меня есть возможности, но есть жена и ребенок, и мне это не надо. (Показываю на девушек, которые столпились за стеклом бара, чтобы посмотреть на то, как мы записываем интервью) . Да, девчонки хорошие по городам, улыбаются все время (Машет девушкам, те визжат) .

Если это был вопрос, который задается от лица зрителей – не бойтесь. Я очень добрый, приветливый человек.

- Вы начали недавно вести влог (видеоблог – Ред.) о закулисной жизни. Ведь рядовые зрители, не имея доступа за кулисы, всегда придумывают больше, чем есть на самом деле. Как бы вы описали сегодняшние отношения сцены с прессой?

- Да, нормально. Когда задают нормальные вопросы, на которые приятно отвечать, с удовольствием работаю. Когда бывают дурацкие стандартные вопросы, вы понимаете про что я говорю (подмигивает) , мы с вами обсудили их в начале интервью. (Смеемся) .

Влог веду потому, что у нас реально очень весело. Есть такая тема, когда пошутил, все посмеялись в компании, и ты пытаешься рассказать её кому-то – и она не понятна. Потому что эта шутка подготавливается контингентом людей, которые там находятся, атмосферой, местом, интонацией. Иногда это прикольно снять. Плюс, у нас идей всяких дурацких много. И, опять же, это хорошее привлечение внимания к творчеству группы.

- Вы сняли клип на вашу песню «Зима». Мы знакомимся с главными героями клипа, когда они переживают серьезный кризис. Случались ли кризисы в вашей жизни? Как вы с ними справлялись?

- Ну, мы с Анной Серговной ругаемся очень часто. Прямо, кричим. (В это время аккордеонист начинает не только играть, но и распеваться. Юрий чуть ли не ложиться на стол к диктофону) . Мы эмоциональные люди! Поэтому, можем за час десять раз покричать, десять раз помириться и не обратить внимания, что кто-то кричал! (Уау! Ау! — распевка идет полным ходом) . Но в последнее время это стало гораздо реже, потому что, если мы вдруг начинаем повышать голос… (Ууууууу!). Паша, дай поговорить с людьми!!! (Стало чуть тише. Ненадолго).

- А вас можно назвать классической семьей?

- Да, совершенно классическая, каноническая, анекдотическая. Я люблю, чего уж греха таить, прийти поздно, подвыпивший, потому что друзья попросили: «Посиди, поболтай». Песни мы сочиняем – чуть-чуть накатим для атмосферы.

Деньги все всегда хранятся у жены. Имущество все на жене. Если у меня есть карманные деньги, то это сдача. Мы очень каноническая русская семья из анекдотов. А про клип уже все, да? Поговорили?

- Нет, мы просто немного отвлеклись. Как снимали его? Там же столько эмоций.

- Песня вообще была написана про полную эмоциональную опустошенность. Про полнейшую апатию. Папа у меня умер в момент написания песни. Очень тяжёлая она для меня была. И друзья мои…(ухмыляется) Опять Илья Прусикин и Алина Пязок – мы вместе всегда все делаем. Илья знает про эту ситуацию. И мы специально решили уйти от истории с папой и перейти на первоначальную стадию написания песни. Это эмоции мужчины и женщины. Полное опустошение. Когда женщина пытается вытянуть мужчину. Это самое страшное в отношениях, когда у мужчины полнейшая апатия, депрессия, когда ну уже все. Это очень страшно.

Над клипом работала большая команда, серьезных профессионалов. Самое забавное, что мы снимали это за городом в эко-отеле. Там нет электричества. Мы брали много генераторов, много света. И снимали на Red, камера такая. И стоит она шесть-семь миллионов. В аренду мы её взяли. После съемок мы все разъехались, а ребята с техникой уезжали последними. Они загрузили всю машину, отъехали и у них что-то вспыхнуло под капотом. И машина моментально сгорела.

Единственное, что они успели вытащить – это жёсткий диск с материалом, который мы сняли и камеру. Представляете? Магия какая-то. Все живы здоровы. Все застраховано было. Главное, материал и камера спасены.

- А как создавали ролик «Коротко о любви»? Это ко Дню святого Валентина?

- Это уже от нашей бригады «Клик-клак», интернет блогерская тусовка. Это старая ещё идея, тоже Ильи Прусикина (смеется, говорит в диктофон) . Илья, надоел ты, дай с людьми поговорить без твоего участия. Кошмар какой-то! Да, это старая идея Ильи. У него есть несколько сценариев для таких вот маленьких скетчей. Есть «Коротко о любви», есть «Коротко о мужестве» и ещё парочка впереди будет.

- Хочу спросить про звуки и тишину вообще: насколько вы к ним чувствительны? Любите ли быть в тишине и какие звуки вам нравятся больше других?

- Ну, тут, как у всех людей, когда весь день был занят, работал, голова устает – конечно, иногда шум-гам раздражает. А так – нет. Звуки меня прикалывают. Отдыхать в тишине я не люблю.

- Как дома тогда с дочкой, когда она на вас виснет после работы?

- Ой, с ней невозможно. Она такая кривляка. Вся в нас с мамой. Забрала всё худшее кривляние от нас двоих. Мы с ней вдвоем вообще не умеем нормально разговаривать. Я ей Лизууунь, она мне Папууунь. И мы все слова коверкаем.

У нас сейчас самое сложное испытание. Нас где-то полторы недели нет дома уже. И эта мелкая научилась «Ватсапом» пользоваться. Это кошмар. Душу рвет, но так смешно она это все делает. Фотки, сообщения дурацкие отсылает.


- Как реагирует мама на ваше творчество?

- Маме не нравятся матные песни. Маме, естественно, не нравятся татуировки. А так, все хорошо. Мама у меня тоже творческий, с юмором человек.

- Вы ранняя пташка?

- (Смотрит на меня, как на…ну, вы поняли) Ни в коем случае. У меня каждый день начинается с трагедии. Первые минуты – это ужасно. Если я трезвый. Просто, бывают такие случаи, когда ты просыпаешься и понимаешь, что не до конца ещё отрезвел. Вот это состояние я очень люблю. Такое дурацкое – уээээ! (кривляется) . Хочется дурацкие шутки шутить, всех веселить. Короче, я не ранняя пташка.

- С появлением дочки пришлось что-то поменять в графике?

- Нее, мы же каноническая семья. Жена прекрасно её водит в садик. Но, если я где-то провинился, она точно знает, что может поспать.

- Кем вы хотите стать, когда вырастете?

- Сложный вопрос. Я давно уже это заметил: учишься в школе – мечтаешь поступить в институт. А потом идут титры и все, хэппи энд. Все прекрасно, пришел к мечте. Начинаешь ездить в институт – блин, жить в Питере хочу. Живешь в Питере – нужна машина. Поэтому, я до сих пор себя не чувствую взрослым.

Если сейчас, конечно, сесть, посидеть с алкоголем, подумать, то, вроде бы, почти все уже есть. Прекрасные друзья, жена, дочка, занимаюсь классным делом и получаю деньги. Уже частенько могу себе в чем-то не отказывать. Ну, когда сдачи побольше останется. (Смеемся) .

Я не то, чтобы перфекционист, но ещё не до конца все доделано. Хочу быть полезным человеком. Не быть сволочью. Немножко гадом, разве что.