«Человек, который принял жену за шляпу»: Театр на открытом мозге. «Человек, который принял жену за шляпу» О.Сакса в театре им. Маяковского, реж. Никита Кобелев Человек который принял жену за шляпу сп

19.06.2019

. "Человек, который принял жену за шляпу" в Театре имени Маяковского (Коммерсант, 21.12.2016 ).

Человек, который принял жену за шляпу. Театр им. Маяковского. Пресса о спектакле

Театрал , 30 ноября 2016 года

Ольга Егошина

"А вы ноктюрн сыграть могли бы"

В Маяковке обратились к культовой книге американского нейропсихолога

Вместе с командой единомышленников молодой режиссер Никита Кобелев впервые в России обратился к книге популярного американского нейропсихолога Оливера Сакса. Успешный практик и авторитетный теоретик, Оливер Сакс умел свои теории и многолетние наблюдения изложить в форме популярных книг. Его труды стоят на полках ученых и привлекают людей, от науки далеких. На основе книги «Человек, который принял жену за шляпу» Майклом Найманом написана опера, Питером Бруком поставлен драматический спектакль.

В эту работу Никита Кобелев позвал исключительно единомышленников. Не было предварительного распределения ролей, целый ряд людей пробовали себя в новых предложенных обстоятельствах. Все вместе отважно нырнули в мир пациентов клиник, завсегдатаев кабинетов неврологов, психологов и психиатров. В мир людей, страдающих тиками и слышащих музыку и голоса, теряющих ориентацию в пространстве и во времени, жонглирующих числами, теряющих контроль над телом, не узнающих родных и слышащих Бога.

Практически все занятые в спектакле исполнители по очереди примеряют белый докторский халат. Меняется реквизит - в центре сцены то каталка, то стул, то гоночный велосипед. То - ударная установка. По бокам сцены сменяют друг друга пятеро музыкантов, чьи импровизации сопровождают и ведут действие.

В каждом эпизоде - новый пациент со своей индивидуальной историей, со своей уникальной проблемой. Сакс занимался разнообразными повреждениями мозга - крючка головного мозга, амигдалы, лимбической системы и височной доли. Повреждениями, которые приводят к потере способности различать лица и опознавать предметы, вызывают слуховые, визуальные галлюцинации, полидипсию, сатириаз, булимию, афазию, конфабуляцию и прочее и прочее. Из комментариев доктора мы узнаем, что маленькая глиома в мозгу может привести к галлюцинациям столь красочным, что человек потеряет контакт с внешним миром. А наркотические вещества могут вдруг разбудить обоняние, придав ему «собачью» остроту.

Актеры Маяковки с неподдельным удовольствием изображают своих невероятных персонажей с их тиками, дисфункциями, фобиями и психозами.

Наталья Палагушина легко и лихо показывает 89-летнюю Наташу К., в которой вдруг проснувшиеся спирохеты сифилиса пробудили «амурную болезнь». Из-за этих невидимых возбудителей почтенная вдова в один прекрасный день вдруг ощутила молодой задор и прилив игривости. Напялив кроссовки с крупными стразами, Наташа К. беспечно флиртует со зрителями, а к зрительницам обращается по-приятельски: «Ну, девушки, вы же понимаете о чем я?»

Павел Пархоменко с удовольствием и незаурядным мимическим мастерством показывает все «тики» своего героя барабанщика Рэя: смену гримас, вывалившийся язык, яростные залпы ругательств. А потом, устроившись за ударной установкой, выбивает из барабанов вдохновенные ритмические импровизации. Темперамент Рэя, нестерпимый в обыденной жизни, - здесь стимулирует вдохновение и завораживает слушателей.

«Какое совершенное создание - человек!» - вздыхал принц Гамлет.

Но ведь какое уязвимое!

Одной песчинки, попавшей в механизм довольно, чтобы он разладился весь. Вам кажется, что ваша давняя знакомая просто сошла с ума и превратилась в ненавидящую мир злобную стерву? Это от съедающей ее болезни у нее сменился гормональный фон. Вам кажется, что этот нахал, залезающий в автобус и толкающий всех вокруг, пьян? Это у него потеряна проприоцепция.

Маленького тромба, ненадолго закупорившего кровоснабжение части головы, хватит, чтобы полностью стереть целую часть вашей личности. Алкоголь может уничтожить память. Наркотик превратить в жестокого убийцу. Наконец, таинственные причины взаимодействия, которые докторам не удастся установить, в одночасье лишат вас ощущения собственного тела, так что вам заново придется выстраивать свои отношения с ходьбой, сидением, моторикой.

Так одним прекрасным утром потеряла свое «суставно-мышечное» чувство Кристина. Актриса Юлия Силаева принимает на стуле совершенно невозможную позу, пытаясь передать попытки своей героини сохранить положение своего тела в пространстве, когда «чувство» этого тела полностью исчезло. И ты смотришь на свои руки как на посторонние предметы. И не ощущаешь кожу, суставы, мускулы. И надо месяцами учиться сидеть, ходить, опираясь только на зрительный контроль... И все равно не рассчитать усилия, с каким надо держать вилку или ложку, чтобы суставы не белели от напряжения.

Жизнь в обществе- штука, требующая постоянных усилий даже от совершенно здоровых людей. Пациентам Оливера Сакса приходится прикладывать вдесятеро, в сотни раз больше усилий, чтобы компенсировать возможности, отнятые болезнью.

Плотник Макгрегор (Роман Фомин) изобретает для себя приспособление, крепящееся к очкам, которое заменяет внутренний ватерпас - чувство равновесия.

Профессор П., страдающий агнозией и не различающий ни лиц людей, ни форм предметов, разрабатывает целую систему музыкальных мелодий, которые помогают ему совершать простейшие бытовые действия: самостоятельно умываться, одеваться, принимать пищу. И Алексей Золотовицкий чудно показывает эти нескончаемые мелодии, которые ведут его героя по безличному миру.

Герои спектакля - люди, которые ведут постоянную и изнурительную войну со своим недугом. И тем шлифуют волю и разум, учатся смирению и доброте.

Не до конца простроенный логически (прошли только премьерные показы) и ритмически спектакль Маяковки главную тему Оливера Сакса - тему удивления перед чудом человеческой личности - ведет на удивление отчетливо.

Пожалуй, самый пронзительный момент - эпизод с Ребеккой.

Инвалид с детства, неуклюжая, неловкая, часами пытающаяся натянуть левую перчатку на правую руку, она умеет радоваться ветру и солнцу, распускающимся листочкам. Умеет слышать музыку и стихи. Умеет любить и горевать. Когда прекрасная Ольга Ергина, подхваченная мелодией, вдруг становится невесомой, пластичной, светящейся, - этот момент преображения становится высшей точкой путешествия в мир такой далекий от нашего повседневного опыта и такой близкий опыту душевному, мир полный чудес, тайн, открытий и приключений.

Подводя итоги своей жизни, Оливер Сакс написал так: «Я любил и был любим; мне было многое дано и я кое-что отдал взамен; я много читал, путешествовал, размышлял, писал. Я общался с миром тем особенным образом, каким писатели общаются с читателями. Самое главное: на этой прекрасной планете я чувствовал и мыслил, что само по себе являлось огромной привилегией и приключением». Пожалуй, многие герои «Человека, который принял свою жену за шляпу» могли бы повторить его слова.

Коммерсант , 21 декабря 2016 года

Задушевнобольные

"Человек, который принял жену за шляпу" в Театре имени Маяковского

В филиале Московского театра имени Маяковского сыграли премьеру спектакля режиссера Никиты Кобелева по известной книге американского врача Оливера Сакса "Человек, который принял жену за шляпу". Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Книга американского врача-нейропсихолога Оливера Сакса "Человек, который принял жену за шляпу" в свое время буквально потрясла мир, а после перевода на русский язык - и многих прочитавших ее в России. Не только практиковавший врач, но и популяризатор медицины Сакс собрал в этой книге истории из своей практики - разнообразные случаи тяжелых неврологических расстройств, соединившиеся в своего рода энциклопедию заболеваний. Конечно, неполную: чем больше случаев описывает врач, тем более непредсказуемым и непознаваемым предстает мир человеческого мозга, тем более вариативным оказывается само понятие болезни - то, что на расхожем, обыденном языке называется ненормальностью.

Никита Кобелев собрал на сцене несколько глав книги; название спектаклю, как и книге, дала одна из историй - о профессоре музыки, зрение которого отказывалось опознавать предметы (эта же глава из книги Оливера Сакса была в свое время положена в основу знаменитой оперы Майкла Наймана). Представление составлено из отдельных эпизодов, сыгранных в небольшом пространстве,- зал на Сретенке и так невелик, а тут зрители сидят прямо на сцене, и камерная игровая площадка, выгороженная двумя белыми поверхностями, чем-то похожа на фотостудию. Справа и слева от нее установлены музыкальные инструменты, большинство из садящихся за них - сами актеры, отчего спектакль становится еще более доверительным.

Можно было бы сказать, что это спектакль-концерт - если бы такое определение не настраивало на некоторое легкомыслие зрительского восприятия. Но легкомыслию здесь вроде бы не место: речь идет о вещах невеселых. Спектакль Никиты Кобелева можно легко вписать в ряд социальных проектов, которые в последние сезоны появились на многих московских сценах - театр наконец-то перестал бояться заглядывать в те области реальной жизни, которые раньше считались чуждыми высокому искусству. Сегодня никто уже не решится утверждать, что наш зритель не хочет проблем.

Впрочем, спектакль Театра имени Маяковского сделан и сыгран так заразительно, что нет необходимости подпитывать свой интерес исключительно важностью заявленной темы. Конечно, строгий знаток может сказать, что человек - не более чем сборник качественных актерских этюдов. Ведь каждая из ситуаций - словно небольшой подарок для учебного задания: сыграть женщину, не ощущающую своего тела, или бывшего моряка, чье сознание застряло в его молодости, или неуклюжую, некрасивую еврейскую девушку, не способную ни на чем сосредоточиться, или пораженного нервным тиком музыканта, или комическую старушку, пытающуюся соблазнить каждого мужчину, которого она видит... Да и доктора обоего пола, которые присутствуют во всех историях,- часто интересные, хотя и схваченные лишь парой фраз характеры. А уж возможности перевоплотиться, сыграв несколько ролей в одном спектакле, не упустит ни один лицедей. Когда же есть талант, чтобы превращаться так, как Алексей Золотовицкий, Павел Пархоменко или Юлия Силаева, то к ненасытной актерской радости добавляется еще и радость зрительская.

И все-таки чисто театральные задачи, которые приходится решать актерам и режиссеру, вовсе не так просты, как может показаться. Например, как изобразить больного человека, чтобы при этом не переступить невидимую грань, за которой кончается искусство и начинается неловкость? Как отобрать ту самую пару деталей, которые необходимы именно для этой истории: то ли выразительный костюм, то ли пара свечей, то ли видеокамера, то ли пудра, превращающая свежую актерскую шевелюру в седину? Какую пластику выбрать для героя? Задачи эти в большинстве случаев решены режиссером и его командой разумно и обоснованно, и все-таки самый важный результат не в том, что спектакль заслуживает оценки "зачет". А в том, что послевкусием от него остается главная гуманистическая мысль Оливера Сакса - с одной стороны, неврологические недуги лишают больных обывательского счастья, но с другой - выделяют в них какой-то один, их собственный, уникальный коридор способностей и возможностей. Возможно, приносят им их собственное, уникальное, непознаваемое другими людьми счастье. Вот ведь и страсть к театру тоже может быть именно так объяснена.

Спектакль Никиты Кобелева по произведению американского нейропсихолога Оливера Сакса , автора известной книги «Человек, который принял жену за шляпу ». Это постановка о нашем мозге и о том, как всё сложно устроено в голове у человека!

В спектакле, как и в книге, нет единого сюжета. Есть лишь различные заболевания головного мозга на примере жизни реальных людей. Это постановка о людях, которые годами живут со своими болезнями и создают свои миры. Кто-то не узнает своих родных, кто-то изо дня в день заново переживает развод, у кого-то в голове звучит музыка, кто-то непроизвольно выкрикивает нецензурную лексику, кто-то маниакально пытается найти идеального спутника по жизни, а кто-то не узнает свою жену. На первый взгляд кажется, что это просто странные люди. А потом врач доходчиво объясняет причины конкретной патологии, происходящие в голове своего пациента, про нейронные связи, и про то, что в большинстве случаев эти заболевания неизлечимы .


Спектакль напоминает лекцию, где зрителю непонятным языком научных терминов из медицинских заключений и понятным языком театральных приемов говорят о сложном. Скорее всего, хотя бы раз в жизни вы встречали людей с такими заболеваниями. Амнезии, инсульты, музыка в голове, нервные тики, реминисценции разного рода и другие нарушения деятельности головного мозга. Самая сложная и малоизученная область медицины. Этот спектакль вошёл в список спектаклей биеннале театрального искусства 2017 года и был номинирован на «золотую маску» в 2018 году.


С помощью медиатехнологий и экзотических музыкальных инструментов создатели спектакля погружают зрителя в необычную атмосферу. Особенно хочется отметить видеоматериалы к историям болезней . Каждый случай сопровождается видеорядом, который помогает зрителю понять хотя бы примерно то, что происходит в мыслях человека с ментальными особенностями. Молодые актёры очень ярко и смело передают характер и личность своего героя. В каждой новой сцене у актёров меряются роли. И больной может стать врачом, и наоборот.


Особенно важно в этом спектакле то, что каждый персонаж, который рассказывает о своей болезни, является личностью со своими талантами. Да, у этого человека проблемы с какими-то обычными человеческими функциями. Ему сложно даётся то, что с легкостью делают другие. Но при этом его мозг дарит ему какой-то талант или свои характерные и исключительные качества. Например, умение красиво танцевать, писать стихи или виртуозно играть на барабанах. Это выводит зрителя на очень важную тему - оказание помощи таким людям. В постановке затронуты нюансы сознания людей с ментальными особенностями, аутистов и так называемых «ученых идиотов», гениев в науке или искусстве, но людей, почти не способных к обычной жизни.


Стоит отметить, что некоторые истории из книги Оливера Сакса вошли в сценарии известнейших художественных фильмов. Например, история «Наташи К.» была практически дословно включена в качестве второстепенного сюжета в одну из серий «Доктора Хауса», а наблюдения за близнецами-аутистами были использованы в фильме «Человек дождя».

Этот спектакль подойдёт всем, кто интересуется психологией. И тем, кто хотя бы раз в жизни испытывал дежавю или забывал, куда положил ключи от квартиры или пульт от телевизора. Эта очень душевная, одновременно грустная и смешная, постановка оставляет сильное впечатление. Поразительно, как спектакль на серьёзную и непростую тему получился таким искренним и богатым по спектру чувств и эмоций, которые переживает зритель.

Художник по костюмам / Марина Бусыгина,
Видеохудожник / Елизавета Кешишева,
Хореограф / Александр Андрияшкин,
Художник по свету / Андрей Абрамов,
Авторы перевода / Григорий Хасин, Юлия Численко,

Музыкальный руководитель / Татьяна Пыхонина
В ролях: Юлия Силаева, Роман Фомин, Павел Пархоменко, Александра Ровенских, Алексей Золотовицкий,Наталья Палагушкина, Нина Щеголева

Место: Театр им. Маяковского, сцена на Сретенке
Продолжительность: 2 ч 20 мин

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все спектакли театра им. Маяковского составляет 30 минут!

Оливер Сакс
Встречи с замечательными людьми

Постановка - Никита Кобелев
Художник по костюмам - Марина Бусыгина
Видеохудожник - Елизавета Кешишева
Хореограф - Александр Андрияшкин
Художник по свету - Андрей Абрамов
Перевод - Григорий Хасин, Юлия Численко
Музыкальный руководитель - Татьяна Пыхонина

Произведение всемирно известного американского нейропсихолога и писателя Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу», основанное на историях его пациентов, давно стало мировым бестселлером и имеет интересную сценическую судьбу: Майкл Найман написал оперу, а первую драматическую постановку осуществил Питер Брук.
Театр Маяковского первым инсценировал книгу Оливера Сакса в России, чтобы рассказать о людях, пытающихся побороть разнообразные парадоксальные отклонения.
Среди героев этих историй: парень с синдромом Туретта, затихающим только в тот момент, когда он начинает отбивать бешеный ритм на барабанах, старушка, в чьей голове ни на секунду не затихает музыка. Создатели спектакля с помощью медиатехнологий, экзотических музыкальных инструментов и деликатного юмора исследуют отклонение как откровение, изменения в работе мозга – как открытие неведомых в обычной жизни путей.

Спектакль «Человек, который принял жену за шляпу» стал третьим проектом Студии-OFF Театра Маяковского. Результатом предыдущей работы стали спектакли «Декалог на Сретенке» и «Девятьподесять». Проекты Студии-OFF – территория эксперимента и свободного сотворчества всех участников спектакля.

«Классические повествовательные сюжеты разворачиваются вокруг персонажей-архетипов: героев, жертв, мучеников, воинов. Пациенты воплощают в себе всех этих персонажей, но в рассказанных странных историях они предстают и чем-то большим. Их можно назвать странниками, но в невообразимо далеких краях, в местах, которые без них трудно было бы даже помыслить. Я вижу в их странствиях отблеск чуда и сказки».
Оливер Сакс

«Мы для спектакля придумали забавную формулу: «встречи с замечательными людьми». Нам бы действительно хотелось, чтобы спектакль стал такой встречей - не с персонажами, а с людьми, с их историями, совершенно непохожими друг на друга. Вглядываясь в их судьбы, однажды перевернутые болезнью, доктор Сакс исследует связь между мозгом и сознанием, сознанием и душой».
Никита Кобелев

Глаз-ватерпас - Роман Фомин, Павел Пархоменко, Олег Ребров
Направо, кругом - Александра Ровенских, Алексей Золотовицкий
Реминисценции - Нина Щеголева, Наталья Палагушкина, Александра Ровенских
Тикозный остроумец - Павел Пархоменко, Юлия Силаева, Олег Ребров
Человек, который принял жену за шляпу - Алексей Золотовицкий, Нина Щеголева, Юлия Силаева
Путешествие в Индию - Анастасия Цветанович, Павел Пархоменко, Олег Ребров
Ребекка - Ольга Ергина, Александра Ровенских, Роман Фомин
Амурная болезнь - Наталья Палагушкина, Алексей Золотовицкий
Бестелесная Кристи - Юлия Силаева
Убийство - Роман Фомин, Анастасия Цветанович
Заблудившийся мореход - Павел Пархоменко, Юлия Силаева, Алексей Золотовицкий, Ольга Ергина, Нина Щеголева, Олег Ребров

Андрей Аброскин - гитара, ситар

Продолжительность: 2 часа 40 минут (с антрактом).

Я как-то упустил из виду и только сейчас обратил внимание, что в театре им. Маяковского существует студия-off — образование скорее неформальное, чья деятельность внутри общей репертуарной политики отличается, насколько я понимаю, в первую очередь большей степенью самоорганизации (то есть не актеров назначают на роли, а собирается «группа единомышленников» и что-то предлагает), но хотя «off» и не выпячивает себя как некий «бренд», именно благодаря студии на афише театра появляются такие знаковые названия, как «Декалог» или вот теперь «Человек, который принял жену за шляпу».

Книга Оливера Сакса — не роман и даже не сборник рассказов, а описание случаев из медицинской практики, положим, отменное с литературной точки зрения (я в свое время читал фрагменты еще в первой, журнальной публикации), но все-таки не художественная проза, и уж тем более, казалось бы, не материал для театральной инсценировки. Никита Кобелев строит композицию «пьесы» и сценическое решение предлагает, на первый взгляд, незатейливое. Сохраняется структура «новелл», хотя, разумеется, произведен отбор историй. Оформление пространства (Ольга Неволина) — стильное минималистичное: белой стеной, ассоциирующейся с интерьером психиатрической клиники, здесь служит киноэкран как будто внутри студийного павильона — благо доктор Сакс широко использовал в своей терапевтической деятельности видеокамеру (ну только что не цифровую, как теперь, их тогда еще не изобрели), позволяя пациентам увидеть себя со стороны и сопоставить «объективную» картинку с их «субъективным» самовосприятием. Костюмы (от дебютантки Марины Бусыгиной) — «с иголочки», нарядные, модные. И музыканты по обе стороны площадки — обычное дело сегодня, но тут роль музыки оказывается особой, заслуживающей отдельного внимания.

Сложнее всего, конечно, с актерами — и при обращении театра к книге Сакса главная проблема, как мне представляется, в том, что перебор по части красок превратит персонажей-пациентов в забавных фриков, а актеров — в клоунов; но играя сдержанно, бледно, во-первых, невозможно донести специфику «расстройства» пациентов, а во-вторых, недолго утерять тот юмор, который несмотря на серьезность большинства клинических случаев все-таки заложен в тексте. Подход Кобелева свободен от лукавого мудрствования — фактически актеры работают «этюдным методом», используя весь традиционный набор выразительных средств и собственно исполнительских, и внешней атрибутики: от пластики и мимики, чуть-чуть, но в меру карикатурной, до грима, париков, аксессуаров и вспомогательной бутафории. В сочетании с видеопроекцией получается зрелище и современное, и непретенциозное. Но удача «Человека…» не только в том, что режиссер и актеры сумели сделать незанудное представление на три часа с запоминающимися типажами и их душещипательными историями.

Оливер Сакс исследовал мозг и сознание, то есть биологическую, физиологическую основу мыслительной деятельности человека и степень обусловленности мышления физиологией — но парадоксально приходил к выводу, что самоидентификация личности не сводится к физиологическому фактору. У Никиты Кобелева характеры персонажей-пациентов самую малость утрируются, за счет чего повышается степень комизма отдельных типажей, так и градус сентиментальности в отношении к ним со стороны. Формат, в чем-то близкий к молодежному, студенческому спектаклю, когда исполнителям достается по несколько ролей, когда роли по ходу меняются, в «Человеке…» приобретает и содержательный аспект. Артист, играющий доктора в одном эпизоде, в следующем становится пациентом, и наоборот; а врач, таким образом, может быть и женщиной — здесь это в большей степени, чем у Сакса (который все-таки пишет о конкретных примерах из личного опыта) фигура абстрактная, как условно и противопоставление врача пациенту.

Другая важная особенность сценической композиции Кобелева — при сюжетной самодостаточности историй большинство из них оказываются пронизаны лейтмотивом, обнаруживающим связь между, скажем так, «особенностями» мировосприятия персонажа и его творческими интересами, в частности, к музыке. Отсюда и роль музыкального сопровождения в спектакле, и специфика рассадки музыкантов (кроме одного гитариста они же — актеры труппы театра) по обе стороны от площадки, это как бы два «уха», в которых звучит «воображаемая» музыка у героинь новеллы «Реминисцении» миссис ОМ (у той пломба в зубе, якобы принимающая радиосигналы с церковными песнопениями) и миссис ОС (эта слышит ирландские танцевальные ритмы на большой громкости), или страдающий синдромом Туретта «тикозный остроумец» Рэй, способный входить в резонанс с джазовой перкуссией; не говоря уже о «заглавном герое» — профессоре музыки П., который предметы различал лишь по абстрактным очертаниям, а функционировать в быту мог лишь напевая ту или иную мелодию. Кстати, вряд ли случайно, что документальная книга Сакса послужила основой для одной из самых популярных современных оперодноименного сочинения Майкла Наймана, чьи фрагменты, правда, в спектакле не используются, но в новелле про убийцу Дональда с амнезией, который сначала забыл обстоятельства своего преступления, а затем после травмы головы начал его вспоминать, звучит фрагмент из Филиппа Гласса (того же минималистского направления, близкий к Найману по стилистике).

Центральная тема спектакля, возникающая из предлагаемого подбора историй — утрата самоидентификации, а вернее, неспособность эту утрату уяснить: «Если человек теряет личность — некому осознать потерю». Но несмотря на расстройства сознания и некоторую комичность, персонажи спектакля не выглядят уродцами — во всяком случае не большими, чем сидящие в зале зрители (я бы даже заметил, что тут ощущаешь себя на скамейке запасных, любого из зала можно выдернуть на сцену — и выяснится, что у него с головой хуже, чем у героев инсценировки, да и выдергивать необязательно, достаточно оглянуться — и так видно, что готов «второй состав», только менее нарядный, чем актеры в костюмах Марины Бусыгиной). Такой гуманистический взгляд режиссера на персонажей-пациентов, положим, несколько простоват (на мой личный взгляд), но он позволяет режиссеру говорить об узко-медицинских случаях в универсальном, общечеловеческом ключе.

«Зачем вы меня лечили?!» — отчаянно вопрошает герой «Черного монаха» Чехова, особенно пронзительно — в исполнении Сергея Маковецкого из спектакля Камы Гинкаса. «Тебе слишком хорошо… ты, должно быть, больна!» — рассуждает про себя в «Человеке, который принял жену за шляпу» разбитная и влюбчивая 89-летняя Наташа К. «Человек, который принял жену за шляпу» вроде бы мало общего имеет с «Черным монахом» во всех отношениях, но диалектика «нормы» и «безумия», определяющая еще и способности индивида к оригинальному, творческому мышлению (которое тоже в своем роде «аномально»), затрагивается на своем уровне и тут. Некоторые из персонажей Сакса очень довольны, что их избавили от «музыки в ушах» с помощью галоперидола и психотерапевтических методик. Другие, наоборот, «скучают» по утраченным «особенностям». А третьи ищут компромисса, желают совместить «нормальность», навыки социализации с «особенностями», зачастую социализацию исключающими — как упомянутый «тикозный остроумец», джазовый барабанщик Рэй, по будням старающийся соблюдать «нормальность», но «отрывающийся» по выходным. Или 89-летняя Наташа К., бывшая проститутка с «амурной болезнью».

Роль «доктора» принимают на себя поочередно Роман Фомин, Павел Пархоменко, Александра Ровенских, Юлия Силаева, Алексей Золотовицкий, Анастасия Цветанович. Но каждому из них и остальным достается еще и по пациенту, да не по одному. Миссис ОС и Наташа К. у Натальи Палагушкиной — два совершенно разных образца людей, которые слышат не то, что другие, и чувствуют иначе, чем окружающие, а главное — иначе видят себя. Индийского происхождения американка Бхагаванди (Анастасия Цветанович) и аутичная еврейская девочка-сирота Ребекка (Ольга Ергина) — необычайно трогательные персонажи, их истории драматичны и душещипательны, прям до слез; а некоторые действующие лица в большей степени юмористические фигуры — как плотник МакГрегор, борющийся с Паркинсоном посредством собственного изобретения «ватерпаса» для глаза или миссис С. в исполнении Александры Ровенских, которая упорно «не желает» замечать то, что расположено левее от нее, ей проще крутиться на вращающемся стуле, совершая полные обороты слева направо, чем сдвинуть глаза влево. Но и в этих случаях смех безобидный, беззлобный.

Для режиссера еще в большей степени, чем для писателя, «особенности» героев — не случаи клинической патологии, но некая «возможность» альтернативного взгляда на жизнь, на общество, а прежде всего на самих себя. Лишиться «музыки в голове» для многих из них было бы проблемой, если не фатальной катастрофой: так, глядишь, недолго и жить прошляпить — а она у каждого своя и одна. Внешняя, формальная непритязательность отдельных «этюдов» усиливает это ощущение. При том что актерски некоторые образы выстроены весьма изощренно — просто блестяще, виртуозно, например, Юлия Силаева прежде, чем перевоплотиться в «доктора», обозначает серию пародий-карикатур, которыми реагирует на прохожих вовсе безымянная, внесценическая героиня с синдромом Туретта, встреченная врачом-рассказчиком на улице: все тем же старым добрым этюдным методом актриса, что называется, «в режиме реального времени», пробегая по импровизированной авансцене, показывает мимикой и жестами «шаржи» на сидящих в первых рядах зрителей. А Алексей Золотовицкий остро, но аккуратно воплощает профессора П., чей синдром дал название книге и спектаклю — не оставляя сомнений, что перед нами — не больной, не псих и не урод, но все-таки прежде всего человек, даже если и принимает жену за шляпу. (Вместе с тем, признаюсь, я по-прежнему убежден, что среди тех, кто принимает жену за жену, а шляпу за шляпу, полно уродов и нелюдей — такова уж специфика моего восприятия действительности, медицина здесь бессильна, искусство и подавно).

Однако помимо гуманистического, толерантного (в лучшем смысле этого сильно дискредитированного с разных сторон понятия) отношения к тем, кто видит мир «иначе», демонстрации не только ущербности, но и преимуществ возможности воспринимать действительность субъективно, по-своему, в спектакле Никиты Кобелева, по-моему, присутствует еще один содержательный план. Он обнаруживается не сразу, а начиная с истории индусской девушки, которая через «реминисценции» погружаясь в воспоминания о мире своих предков, в конце концов, умирая, словно возвращается у него — и мне думается, для режиссера, в отличие от автора, это не просто фигура речи, как и «бестелесная область небытия» — больше чем метафора. Так физиологический аспект посредством исследования проблемы мозга и мышления смыкается с метафизическим. С особой театральной наглядностью тот же мотив проявляется в финале, когда падает экран, раздвигается павильонно-кабинетное белое пространство в простор и мрак «черного кабинета» всего зала на Сретенке, по которому бродит «заблудившийся мореход», персонаж Павла Пархоменко, на десятилетия застрявший в 1945 году, воображающий себя 19-летним матросом, не узнающий родную сестру — но все-таки сумевший, возделывая монастырский сад, найти для себя в мире комфортное место для жизни.