Спектакль "Клинический случай": отзывы, актеры и роли. Клинический случай на таганке Кто играет в спектакле клинический случай

20.06.2020

В Клинический случай на Таганке

Перед тем, как пойти на спектакль, обычно читаю отзывы людей, уже посмотревших его. Поэтому в Театр "Содружество актёров Таганки" на спектакль "Клинический случай" по приглашению Театрального агентства "Арт-Партнёр XXI" шла как на лёгкую комедию положений, не ожидая ни глубокого смысла, ни философского подтекста. И, как говорится, предчувствия меня не обманули. Одноименная пьеса Рея Куни - милая комедия в 2-х действиях, полностью отрывающая от действительности и погружающая нас в мешанину предпраздничных событий в большой клинике.

Как всегда перед Рождеством в центральной клинике Лондона царят суета и неразбериха. И, действительно, дел невпроворот: вот-вот начнется ежегодная отчетная конференция врачей, полным ходом идет репетиция рождественского праздника, распределяются подарки сотрудникам клиники, к выписке срочно готовят пациентов...

Но самое ответственное поручено неврологу Дэвиду Мортимеру и терапевту Хьюберту Бонни. Первый должен открыть международную конференцию врачей, второй - исполнить главную роль в рождественском театральном представлении.

Дэвид и Хьюберт - друзья с двадцатилетним стажем, между ними нет ни зависти, ни обид. И пусть один из них - без пяти минут главврач, удачливо женатый на дочери председателя Ученого совета клиники, а другой - рядовой терапевт и заядлый холостяк, они так же преданы и верны друг другу, как и во времена своей бурной молодости, проведенной в компаниях с хорошенькими медсестрами и сиделками.

И кто бы мог подумать, что спустя восемнадцать лет одна из таких медсестер явится к Дэвиду Мортимеру с известием, что он отец ее ребенка и сегодня, в день своего совершеннолетия, их сын хочет лишь одного - увидеть своего родного отца...

Всё ставится с ног на голову и даже утверждение: "дети не выбирают родителей" берётся под большое сомнение. Еще как выбирают! Комедия - маскарад с переодеваниями, путаницей, подменой отцов и жён заставляет смеяться до колик в животе. А в другую минуту вдруг становится жалко незадачливого папашу, на которого свалилось столько счастья в ночь перед Рождеством.

Актёрам, чувствуется, самим нравится играть в маскарад. Они настолько увлечены и прекрасны в образах своих героев, что зрители это чувствуют и заражаются безудержным весельем, льющимся щедрыми потоками со сцены в зал.

Разумеется, всей нашей компании понравилось, каждый был доволен прекрасным вечером и отметил своего любимого героя в этом спектакле. Я, наверное, не буду оригинальной, мне абсолютно все понравились, очень повеселили недалёкий полицейский и богемная жена главного героя Дэвида Мортимера, которого играл Игорь Ливанов.

Вот главный герой, пожалуй, был той самой точкой опоры, вокруг которого и крутилось все это бесшабашное веселье и который управлял залом, словно дирижёр. Когда-то мы смеялись, когда-то замолкали и задумывались, что судьба может вот так распорядиться в любой момент с каждым. Так что в этой комедии - маскараде не только посмеяться, но и подумать не мешает. Однако это - по желанию. Кто предпочитает расслабиться и просто отдохнуть - самый подходящий спектакль.

За приглашение большое спасибо самому культурному сообществу Москвы

Перевод и редакция Михаила Мишина

Спектакль идёт с одним антрактом

Продолжительность спектакля – 2 часа 30 минут

Из истории:

«Клинический случай» - пьеса, написанная английским актёром и драматургом Реем Куни в фирменном для писателя жанре - «комедия положений». Суть этого жанра состоит в том, что главные герои пьесы, волею обстоятельств попадая в щекотливую двусмысленную ситуацию, изо всех сил стараются скрыть правду, тем самым вовлекая себя и окружающих в круговорот нелепых, абсурдных и очень смешных событий. Пьеса впервые была представлена публике в 1987 году.

Сюжет:

В спектакле «Клинический случай» гостей театра ждет история доктора Дэвида Мортимера, который накануне Рождества должен открывать своим докладом международную конференцию неврологов. Это событие – важнейшее в карьере главного героя, после чего полагается значительное продвижение по службе.

Но, царящая вокруг, праздничная суета и подготовка к новогоднему представлению мешают Дэвиду сосредоточиться. В разгар этого «предрождественского бардака» в клинике появляется…. если можно так сказать, «старая добрая подруга» главного героя и ошарашивает Дэвида тайной, которую хранила целых 18 лет! Результатом их «дружбы» стал совместный сын, и он хочет, как можно скорее, познакомиться с отцом!

Дэвид в панике! Нет, об этом ни в коем случае не должны узнать семья и коллеги! Вот с этой новости начинается череда лжи и глупости и точно не заставит скучать зрителя.

О спектакле:

«Клинический случай» - третий в ряде постановок режиссера Бориса Михни по произведениям Рея Куни. «№13» и «Слишком женатый таксист» - одни из долгожителей в репертуаре Тверского театра драмы, каждому из них более 10 лет.

А «комедии положений» Рея Куни – неизменно становятся рекордсменами зрительской популярности во всём мире.

В спектакле могут присутствовать сцены употребления алкогольных напитков. ТАТД напоминает вам, что алкоголь опасен для вашего здоровья.
Посещение спектакля несовершеннолетними зрителями рекомендуется в сопровождении взрослых.

Над спектаклем работали

Художник-постановщик – заслуженный художник России Александр Иванов

Художник по свету – заслуженный работник культуры России Михаил Семёнов

Музыкальное оформление Галины Семёновой

Перед тем, как пойти на спектакль, обычно читаю отзывы людей, уже посмотревших его. Поэтому в Театр "Содружество актёров Таганки" на спектакль "Клинический случай" по приглашению Театрального агентства "Арт-Партнёр XXI" шла как на лёгкую комедию положений, не ожидая ни глубокого смысла, ни философского подтекста. И, как говорится, предчувствия меня не обманули. Одноименная пьеса Рея Куни - милая комедия в 2-х действиях, полностью отрывающая от действительности и погружающая нас в мешанину предпраздничных событий в большой клинике.

Как всегда перед Рождеством в центральной клинике Лондона царят суета и неразбериха. И, действительно, дел невпроворот: вот-вот начнется ежегодная отчетная конференция врачей, полным ходом идет репетиция рождественского праздника, распределяются подарки сотрудникам клиники, к выписке срочно готовят пациентов...

Но самое ответственное поручено неврологу Дэвиду Мортимеру и терапевту Хьюберту Бонни. Первый должен открыть международную конференцию врачей, второй - исполнить главную роль в рождественском театральном представлении.

Дэвид и Хьюберт - друзья с двадцатилетним стажем, между ними нет ни зависти, ни обид. И пусть один из них - без пяти минут главврач, удачливо женатый на дочери председателя Ученого совета клиники, а другой - рядовой терапевт и заядлый холостяк, они так же преданы и верны друг другу, как и во времена своей бурной молодости, проведенной в компаниях с хорошенькими медсестрами и сиделками.

И кто бы мог подумать, что спустя восемнадцать лет одна из таких медсестер явится к Дэвиду Мортимеру с известием, что он отец ее ребенка и сегодня, в день своего совершеннолетия, их сын хочет лишь одного - увидеть своего родного отца...

Всё ставится с ног на голову и даже утверждение: "дети не выбирают родителей" берётся под большое сомнение. Еще как выбирают! Комедия - маскарад с переодеваниями, путаницей, подменой отцов и жён заставляет смеяться до колик в животе. А в другую минуту вдруг становится жалко незадачливого папашу, на которого свалилось столько счастья в ночь перед Рождеством.

Актёрам, чувствуется, самим нравится играть в маскарад. Они настолько увлечены и прекрасны в образах своих героев, что зрители это чувствуют и заражаются безудержным весельем, льющимся щедрыми потоками со сцены в зал.

Разумеется, всей нашей компании понравилось, каждый был доволен прекрасным вечером и отметил своего любимого героя в этом спектакле. Я, наверное, не буду оригинальной, мне абсолютно все понравились, очень повеселили недалёкий полицейский и богемная жена главного героя Дэвида Мортимера, которого играл Игорь Ливанов.

Вот главный герой, пожалуй, был той самой точкой опоры, вокруг которого и крутилось все это бесшабашное веселье и который управлял залом, словно дирижёр. Когда-то мы смеялись, когда-то замолкали и задумывались, что судьба может вот так распорядиться в любой момент с каждым. Так что в этой комедии - маскараде не только посмеяться, но и подумать не мешает. Однако это - по желанию. Кто предпочитает расслабиться и просто отдохнуть - самый подходящий спектакль.

За приглашение большое спасибо самому культурному сообществу Москвы

Клинический случай
Театральное агентство Арт-партнер XXI

Комедия-маскарад (2ч30м)

Рэй Куни
Режиссер: Роман Самгин
Дэвид Мортимер: Игорь Ливанов
Хьюберт Бонни: Роман Мадянов, Сергей Степанченко
Джейн: Елена Бирюкова, Евгения Добровольская
Розмари Мортимер: Наталья Щукина, Яна Аршавская
Кастелянша: Елена Галибина
Сэр Уильям Нельсон: Владимир Ершов, Юрий Нифонтов
Билл: Юрий Нифонтов
Лесли: Степан Абрамов, Александр Кащеев
Сержант: Владимир Шульга, Илья Созыкин
Майк Коннолли: Сергей Лавыгин, Родион Вьюшкин, Сергей Батаев С 16.03.2020 нет дат для данного спектакля.
Учтите, что театр может переименовывать спектакль, также одни антрепризы иногда передают в прокат спектакли другим.
Для полной уверенности что спектакль не идет воспользуйтесь поиском по спектаклю.

Рецензия "Афиши": Как всегда перед Рождеством в центральной клинике Лондона царят суета и неразбериха. И действительно – дел невпроворот: вот-вот начнется ежегодная отчетная конференция врачей, полным ходом идет репетиция рождественского праздника, распределяются подарки сотрудникам клиники, к выписке срочно готовят пациентов… Но самое ответственное поручено неврологу Дэвиду Мортимеру и терапевту Хьюберту Бонни. Первый должен открыть международную конференцию врачей, второй – исполнить главную роль в рождественском театральном представлении.

Дэвид и Хьюберт – друзья с двадцатилетним стажем, между ними нет ни зависти, ни обид. И пусть один из них, удачливо женатый на дочери председателя ученого совета клиники, без пяти минут главврач, а другой - рядовой терапевт и заядлый холостяк, они так же преданы и верны друг другу, как и во времена своей бурной молодости, проведенной в компаниях с хорошенькими медсестрами и сиделками. И кто бы мог подумать, что спустя восемнадцать лет одна из таких медсестер явится к Дэвиду Мортимеру с известием, что он отец ее ребенка и сегодня, в день своего совершеннолетия, их сын хочет лишь одного – увидеть своего родного отца...