Бред сивой кобылы. Русская служба Би-би-си – Информационные услуги

01.05.2019
VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов открылся 28 июля 1957 года в Москве. Закрытие было 11 августа. Гостями фестиваля стали 34000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля - «За мир и дружбу». Ему предшествовал Всесоюзный фестиваль советской молодёжи.
Символом молодёжного форума стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. К фестивалю в Москве открылся парк «Дружба», гостиница «Украина», стадион «Лужники». В столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга». Для свободного посещения был открыт Московский Кремль.

Москва буквально гудела. Основной наплыв народа сосредоточивался в центре, на улицах Горького, на Пушкинской площади, проспекте Маркса, Садовом кольце. Молодежь общалась, пела песни, слушала джаз, дискутировала о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, обо всем, что волновало юные умы.

Впервые за многие годы был приоткрыт «железный занавес», разделяющий мир на два лагеря. У советских же людей 6-й Всемирный Фестиваль перевернул взгляды на моду, манеру поведения, образ жизни, ускорив ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось именно в фестивальной круговерти.

Для жителей Москвы он стал настоящим шоком, настолько неожиданным оказалось все, что они увидели и почувствовали. Сейчас даже бесполезно пытаться объяснять людям новых поколений, что крылось тогда за словом «иностранец».

Постоянная пропаганда, направленная на воспитание ненависти ко всему зарубежному, привела к тому, что само это слово вызывало у советского гражданина смешанное чувство страха и восхищения. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук.

В дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались.

Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто. Поражали формы и масштабы происходившего. К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации.

Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено милицией и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся.

Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой -- безрассудным, отчаянным распутством.

Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками.

Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно - постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок...

Толпы иностранцев, с утра до ночи бродивших по городу, спровоцировали всплеск активности и у фарцовщиков.

Они покупали у зарубежных гостей «зеленые» чуть дороже, чем по официальному курсу (тогда в СССР волевым порядком было установлено соотношение 4 рубля за 10 долларов), а потом продавали на черном рынке уже с 10-кратным наваром. Именно во время VI Всемирного фестиваля молодежи начали свою деятельность будущие «столпы» нелегального валютного рынка Рокотов, Файбышенко, Яковлев, громкое дело которых в 1961 году закончилось расстрельным приговором.

Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе.

А весной следующего, 1958 года Москву накрыла «черная волна». В столичных роддомах один за другим появлялись темнокожие младенцы. Причину такого демографического феномена долго искать не пришлось, и потому в языке появился новый термин - «дети фестиваля».

К молодежному форуму фабрики массовыми партиями пошили женские платки, платья и юбки, украшенные эмблемой фестиваля - стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками.

Такая одежда пользовалась в те дни в СССР бешеным спросом.

В дни праздника советские «руководящие инстанции» разрешили невиданную «акцию вольнодумства». В парке Горького была устроена выставка художников-абстракционистов, в том числе знаменитого Джексона Поллока, лидера американских экспрессионистов.

На музыкальном конкурсе, входившем в программу фестиваля, впервые прозвучала песня «Подмосковные вечера». Будущий «хит всех времен и народов» исполнил певец Владимир Трошин.
http://www.liveinternet.ru/

Эта открытка того года выпуска хранится в моей коллекции. Интересно, флаги США и Кубы на шарике расположены рядом. Кто мог предположить тогда, что через 5 лет будет Карибский кризис и мир будет накануне мировой войны, а через 58 лет эти страны восстановят дип. отношения...

Наш флаг рядом с флагом Великобритании. Я родился в августе 57-го. Интересно, что через 55 лет часть моей жизни будет связана с этой страной...









VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов открылся 28 июля 1957 года в Москве. Гостями фестиваля стали 34000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля - «За мир и дружбу». Ему предшествовал Всесоюзный фестиваль советской молодёжи.
Символом молодёжного форума стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. К фестивалю в Москве открылся парк «Дружба», гостиница «Украина», стадион «Лужники». В столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга». Для свободного посещения был открыт Московский Кремль.
Ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха с программой «Песни народов мира» завоевали золотую медаль и звание лауреатов фестиваля.Прозвучавшая на церемонии закрытия песня «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина и Эдиты Пьехи надолго сделалась визитной карточкой СССР.
В стране стала распространяться мода на джинсы, кеды, рок-н-ролл и игру бадминтон. Популярным стал музыкальный хит "Если бы парни всей Земли":
Если бы парни всей земли
Вместе собраться однажды могли
Вот было б весело в компании такой
И до грядущего подать рукой
Парни, парни, это в наших силах
Землю от пожара уберечь
Мы за мир, за дружбу, за улыбки милых,
За сердечность встреч. /Музыка: В. Соловьев-Седой Слова: Е. Долматовский/

Москва буквально гудела. Основной наплыв народа сосредоточивался в центре, на улицах Горького, на Пушкинской площади, проспекте Маркса, Садовом кольце. Молодежь общалась, пела песни, слушала джаз, дискутировала о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, обо всем, что волновало юные умы.
Впервые за многие годы был приоткрыт «железный занавес», разделяющий мир на два лагеря. У советских же людей 6-й Всемирный Фестиваль перевернул взгляды на моду, манеру поведения, образ жизни, ускорив ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось именно в фестивальной круговерти.
Из воспоминаний москвичей в статье журнала "Огонёк" "Дети фестиваля":
Для жителей Москвы он стал настоящим шоком, настолько неожиданным оказалось все, что они увидели и почувствовали. Сейчас даже бесполезно пытаться объяснять людям новых поколений, что крылось тогда за словом «иностранец». Постоянная пропаганда, направленная на воспитание ненависти ко всему зарубежному, привела к тому, что само это слово вызывало у советского гражданина
смешанное чувство страха и восхищения. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук.
Как негативный фактор следует отметить, что в дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались. Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто. Поражали формы и масштабы происходившего. К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации. Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено милицией и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся. Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой -- безрассудным, отчаянным распутством. Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками. Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно -- постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к
девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок... Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе. Еще труднее оказалось утаить появившихся через девять месяцев малышей, часто не похожих на собственную маму ни цветом кожи, ни разрезом глаз.

Летом 1957 года москвичи испытали настоящий культурный шок. Живущая за «железным занавесом» столичная молодежь получила возможность беспрепятственно общаться со своими зарубежными сверстниками, что имело далеко идущие последствия.

Атмосфера открытости

1957 год для нашей страны выдался чрезвычайно насыщенным. Он отметился испытанием межконтинентальной баллистической ракеты и спуском на воду атомного ледокола «Ленин», выводом на орбиту Земли первого искусственного спутника и отправкой в космос первого живого существа – Лайки. В этом же году было открыто пассажирское воздушное сообщение между Лондоном и Москвой, и, наконец, советская столица приняла VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Фестиваль произвел настоящий фурор в закрытом от внешнего мира советском обществе: такого наплыва иностранцев столица СССР еще не видела. В Москву приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. Многие свидетели событий ностальгируют за этими яркими и насыщенными днями. Несмотря на идеологическую подоплеку фестиваля на нем могли беспрепятственно общаться представители разных культур и политических пристрастий. Чтобы досуг интернациональной молодежи проходил более комфортно московские власти сделали свободным доступ в Кремль и парк Горького.

Для передвижения зарубежных делегаций были выделены открытые грузовики, из которых гости могли спокойно наблюдать за жизнью столицы, а горожане – за иностранцами. Однако уже в первый день фестиваля машины, атакованные общительными москвичами, на долгое время стопорились на дороге, из-за чего участники массово опаздывали на торжественное открытие форума в Лужниках.

За две недели фестиваля было проведено свыше восьмисот мероприятий, однако молодые люди не ограничивались официальным регламентом и продолжали общение даже глубокой ночью. Столица гудела сутки напролет, – вспоминают очевидцы событий. Поздним вечером гости столицы и москвичи концентрировались в центре – на Пушкинской площади, проезжей части улицы Горького (современная Тверская) и на проспекте Маркса (ныне улицы Моховая, Охотный ряд и Театральный проезд). Молодежь распевала песни, слушала джаз, дискутировала на запрещенные темы, в частности, об авангардном искусстве.

Символы прошлого

Городские службы готовились к наплыву иностранцев заранее и столица, по воспоминаниям, очевидцев заметно преобразилась. На приведенных в порядок улицах появились диковинные в то время венгерские «икарусы», постарался и отечественный автопром, выпустивший новую «Волгу» (ГАЗ-21) и микроавтобус «Фестиваль» (РАФ-10). К началу мероприятий достроили стадион «Лужники» и гостиницу «Украина».

До сих пор москвичам об этом событии напоминает городская топонимика: проспект Мира, Фестивальная улица, парк Дружба. Последний был создан специально к фестивалю молодыми специалистами – выпускниками Московского архитектурного института.

В дни фестиваля впервые на советском телевидении появилась передача «Вечер веселых вопросов» (сокращенно ВВВ). Правда в эфир она вышла всего три раза. Спустя четыре года авторская команда ВВВ создаст новый продукт, ставший на долгие десятилетия телевизионным брендом – программу КВН.

Через два года после молодежного форума был возобновлен Московский кинофестиваль, где советские зрители получили уникальную возможность ознакомиться с новинками мирового, в том числе и практически неизвестного в стране западного кинематографа.

В 1955 году к Спартакиаде народов РСФСР поэтом Михаилом Матусовским и композитором Василием Соловьевым-Седым была написана песня «Подмосковные вечера», однако произведение так полюбилось москвичам, что его решили сделать официальной песней VI Фестиваля молодежи и студентов. Она не только стала одним из музыкальных символов столицы, но и самой узнаваемой иностранцами советской мелодией.

Общение с выгодой

Среди посетивших СССР делегаций была и американская, к ней в разгар «холодной войны» было приковано, пожалуй, самое пристальное внимание общественности. Специалисты говорят, что именно тогда в Советском Союзе впервые узнали о рок-н-ролле, джинсах и юбках клеш.

Знакомство на фестивале с американской культурой получило развитее: через два года в столицу приехала Американская национальная выставка, которая по замыслу организаторов должна былаошеломить советских людей, лишенных многих элементарных вещей. Именно с 1959 года в СССР получил широкое распространение напиток «пепси-кола».

Но вернемся к фестивалю. К молодежному форуму советская легкая промышленность партиями выпускала одежду с фестивальной символикой. Заветные платки или футболки, украшенные стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками, расходились как горячие пирожки. На всех не хватало. Тут то и всплыли фарцовщики, предлагая втридорога вожделенный товар.

Однако не только советские граждане, но и толпы гуляющих по московским улицам иностранцев стали мишенью, на которую нацелились спекулянты всех мастей. Наиболее ходовым товаром были американские доллары, которые фарцовщики скупали у иностранцев чуть выше официального курса, установленного на уровне 4 рублей за 10 долларов. Но своим согражданам «зеленые» они перепродавали уже с 10-кратной наценкой.

Именно во время московского фестиваля началась бурная деятельность будущих воротил нелегального валютного рынка страны – Рокотова, Яковлева и Файбышенко, громкий процесс над которыми в 1961 году закончился смертным приговором.

«Дети фестиваля»

Для советского общества, зажатого рамками идеологического контроля в вопросах полового поведения, фестиваль стал своеобразным маркером сексуального раскрепощения. Очевидцы вспоминают, как толпы девиц со всей Москвы стекались на окраины города к общежитиям, где проживали делегаты. Внутрь зорко охраняемых милицией зданий пробраться было невозможно, но никто не запрещал гостям выходить на улицу. А дальше без всяких прелюдий интернациональные парочки удалялись в темноту (благо погода позволяла), чтобы предаться запретным наслаждениям.

Однако идеологические органы, считавшие своим долгом следить за нравственным обликом советских граждан, очень быстро организовали летучие дружины. И вот вооруженные мощными фонарями, ножницами и парикмахерскими машинками блюстители нравственности отыскивали любовников, и у пойманных на месте «преступления» любительниц ночных похождений выстригали на голове часть волос.

Девице с лысой «просекой» на голове не оставалось ничего делать, как побриться наголо. Жители столицы тогда неодобрительно присматривались к молодым представительницам слабого пола, носившим на голове туго повязанный платок.

А спустя 9 месяцев после молодежного праздника в советский обиход прочно вошло словосочетание «дети фестиваля». Многие утверждали, что в Москве в это время произошел «цветной бэби-бум». Известный джазовый саксофонист Алексей Козлов, вспоминая ту атмосферу раскрепощенности, царившую летом 1957 года в Москве, отмечал, что особый интерес у столичных девушек вызывали выходцы из африканских стран.

Историк Наталья Крылова не склонна преувеличивать масштабы рождаемости метисов. Они, с ее слов, были небольшие. Согласно сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР, после фестиваля было зафиксировано рождение 531 ребенка смешанных рас. Для пятимиллионной Москвы это было ничтожно мало.

К свободе

Главным итогом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве стало пусть и частичное, но все же приоткрытие «железного занавеса» и последовавшее за этим потепление социального климата в стране. Советские люди по-иному взглянули на моду, манеры поведения и образ жизни. В 60-е годы в полный голос о себе заявило диссидентское движение, были совершены смелые прорывы в литературе, искусстве, музыке и кинематографе.

Сам фестиваль порадовал и удивил посетителей насыщенностью и разнообразием мероприятий. Так в кинотеатре «Ударник» было продемонстрировано 125 фильмов из 30 стран, большинство из которых еще вчера цензура отнесла бы к запрещенному кино. В парке Горького прошла выставка художников абстракционистов с участием Джексона Поллока, который совершенно не вписывался в каноны пропагандируемого в СССР соцреализма.

В 1985 году в Москву вернулся уже двенадцатый по счету фестиваль молодежи и студентов. Он стал одним из символов намечающейся перестройки. Советские власти наделись, что фестиваль сможет развеять за рубежом негативное представление об СССР. Столицу тогда основательно очистили от неблагожелательных элементов, но вместе с этим и остальных москвичей оградили от близкого контакта с иностранными гостями. Общаться было разрешено только лицам прошедшим строгий идеологический отбор. Многие тогда заметили, что такого единения молодежи как в 1957 году в предперестроечной Москве уже не было.

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов – фестиваль открывшийся 28 июля 1957 года в Москве,
я, лично, не застал даже в проекте, но зато в следующий 85 года я огреб полной меркой.
Как-нибудь выложу фото… “Янки вон с Гренады-Комми вон из Афгана”…Плакатиками закрывали от фотокамер..
А Гостями того фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля – «За мир и дружбу».

Фестиваль готовился в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница прибывала в шоке: приоткрывается железный занавес! Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада – даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.
Благодаря фестивалю, в столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках и автобусы «Икарус». К событию были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга» и первый «рафик» – микроавтобус РАФ-10 «Фестиваль». Кремль, день и ночь охраняемый от врагов и друзей, стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького вдруг отменил плату за вход.
Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и неорганизованного и неподконтрольного общения людей. В особом фаворе была черная Африка. К чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Либерии (тогда эти страны только что освободились от колониальной зависимости) устремлялись журналисты, к ним «в интернациональном порыве» спешили и московские девушки. Выделяли и арабов, поскольку Египет только что обрел национальную свободу после войны.
Благодаря фестивалю возник КВН, трансформировавшись из специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов” ТВ-редакции «Фестивальная». Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского.Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи – все это началось вскоре после фестиваля.

Символом молодёжного форума, на который прибыли делегаты от левых молодёжных организаций мира, стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. Фестиваль стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для юношей и девушек – и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели и запомнился своей открытостью. Приехавшие иностранцы свободно общались с москвичами, это не преследовалось. Для свободного посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. За две фестивальные недели было проведено свыше восьмисот мероприятий.

На церемонии открытия в Лужниках танцевально-спортивный номер исполняли 3200 физкультурников, а с восточной трибуны выпустили 25 тысяч голубей.
В Москве голубятников-любителей специально освобождали от работы. К фестивалю вырастили сто тысяч птиц и отобрали самых здоровых и подвижных.

В главном мероприятии – митинге “За мир и дружбу!” на Манежной площади и прилегающих улицах участвовало полмиллиона человек.
Две недели на улицах и в парках шло массовое братание. Нарушались заранее расписанные регламенты, мероприятия затягивались за полночь и плавно перетекали в гуляние до рассвета.
Знавшие языки радовались возможности блеснуть эрудицией и поговорить о еще недавно запрещенных импрессионистах, Хемингуэе и Ремарке. Гости были потрясены эрудицией собеседников, выросших за “железным занавесом”, а молодые советские интеллектуалы – тем, что иностранцы не ценят счастья свободно читать любых авторов и ничего о них не знают.
Кто-то обходился минимумом слов. Через год в Москве появилось множество темнокожих ребятишек, которых так и называли: “дети фестиваля”. Их матерей не отправляли в лагеря “за связь с иностранцем”, как случилось бы еще недавно.

Ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха с программой «Песни народов мира» завоевали золотую медаль и звание лауреатов фестиваля. Прозвучавшая на церемонии закрытия песня «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина и Эдиты Пьехи надолго сделалась визитной карточкой СССР.
В стране стала распространяться мода на джинсы, кеды, рок-н-ролл и игру бадминтон. Популярными стали музыкальные суперхиты «Rock around the clock», «Гимн демократической молодёжи», «Если бы парни всей Земли…» и др.
Фестивалю посвящен художественный фильм «Девушка с гитарой»: в музыкальном магазине, где работает продавщица Таня Федосова (исп. Людмила Гурченко) идет подготовка к фестивалю, а в конце фильма делегаты фестиваля выступают на концерте в магазине (с некоторыми из них выступает и Таня). Другие фильмы, посвящённые фестивалю – «Матрос с „Кометы“», «Цепная реакция», «Дорога в рай».

———————-

«Огонек», 1957 год, № 1, январь.
«Наступил год 1957-й, год фестивальный. Заглянем, что же будет в Москве на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов за мир и дружбу, и побываем у тех, кто готовится к празднику уже сегодня…. На нашей фотографии голубей немного. Но ведь это лишь репетиция. Вы видите голубей с завода «Каучук», под самым небом, на высоте десятиэтажногордома, комсомольцы и молодежь завода оборудовали для птиц отличное помещение с центральным отоплением и горячей водой».
Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и простого неорганизованного и неподконтрольного общения людей. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук, так как следящие оказались каплей в море. Погода стояла отличная, и толпы народа буквально затопили главные магистрали. Чтобы лучше видеть происходящее, люди залезали на уступы и крыши домов. От наплыва любопытных провалилась крыша Щербаковского универмага, находившегося на Колхозной площади, на углу Сретенки и Садового кольца. После этого универмаг долго ремонтировали, открыли ненадолго, а затем снесли. Ночами народ «собирался в центре Москвы, на проезжей части улицы Горького, у Моссовета, на Пушкинской площади, на проспекте Маркса.
Споры возникали на каждом шагу и по любому поводу, кроме, пожалуй, политики. Во-первых – боялись, а главное – ею в чистом виде не очень-то интересовались. Однако на самом деле политический характер был у любых споров, будь то литература, живопись, мода, не говоря уже о музыке, особенно о джазе. Дискутировали о еще недавно запрещавшихся у нас импрессионистах, Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского. Вообще-то это были не столько споры, сколько первые попытки свободно высказывать свое мнение другим и отстаивать его. Я помню, как светлыми ночами на мостовой улицы Горького стояли кучки людей, в центре каждой из них несколько человек что-то горячо обсуждали. Остальные, окружив их плотным кольцом, вслушивались, набираясь ума-разума, привыкая к самому этому процессу – свободному обмену мнениями. Это были первые уроки демократии, первый опыт избавления от страха, первые, абсолютно новые переживания неподконтрольного общения.
В дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались. Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто и которые покоробили даже меня, тогдашнего горячего сторонника свободного секса. Поражали формы и масштабы происходившего. Здесь сработали несколько причин. Прекрасная теплая погода, общая эйфория свободы, дружбы и любви, тяга к иностранцам и главное – накопившийся протест против всей этой пуританской педагогики, лживой и противоестественной.
К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации. Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. Одним из таких типичных мест был гостиничный комплекс «Турист», построенный за ВДНХ. В то время это был край Москвы, дальше шли колхозные поля. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено чекистами и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог.

“Огонек», 1957 год, № 33 август.
«…Большой и свободный разговор идет сегодня на фестивале. И вот этот-то откровенный дружеский обмен мнениями привел в растерянность некоторых буржуазных журналистов, приехавших на фестиваль. Их газеты, видимо, требуют «железного занавеса», скандалов, «коммунистической пропаганды». А на улицах ничего этого нет. На фестивале танцы, пение, смех и большой серьезный разговор. Разговор, нужный людям».
События развивались с максимально возможной скоростью. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся. Особенно далеко они не отходили, поэтому пространство вокруг было заполнено довольно плотно, но в темноте это не имело значения. Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой – безрассудным, отчаянным распутством.
Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины на грузовиках, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками. Когда грузовики с дружинниками, согласно плану облавы, неожиданно выезжали на поля и включали все фары и лампы, тут-то и вырисовывался истинный масштаб происходящего. Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно – постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок… Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе. Еще труднее оказалось утаить появившихся через девять месяцев малышей, часто не похожих на собственную маму ни цветом кожи, ни разрезом глаз.

Интернациональная дружба не знала границ, и когда волна восторгов схлынула, на песке, промокшем от девичьих слёз, шустрыми крабиками остались многочисленные «дети фестиваля» – с противозачаточными средствами в Стране Советов было туго.

В сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР. В ней зафиксировано рождение 531 послефестивального ребёнка (всех рас). Для пятимиллионной (тогда) Москвы – исчезающе мало.

Естественно, я стремился побывать в первую очередь там, где выступали зарубежные музыканты. На площади Пушкина был сооружен огромный помост, на котором «днем и вечером шли концерты самых разных коллективов. Именно там я впервые увидел английский ансамбль в стиле «скиффл», причем, по-моему, во главе с самим Лонни Дониганом. Впечатление было довольно странным. Вместе играли пожилые и очень молодые люди, используя наряду с обычными акустическими гитарами различные бытовые и подручные предметы типа бидон-контрабаса, стиральной доски, кастрюль и т. п. В советской прессе появилась было реакция на этот жанр в виде высказываний типа: «Вот буржуи до чего докатились, на стиральных досках играют». Но потом все замолкло, так как корни-то у «скиффла» народные, а фольклор в СССР – это было святое.
Самыми модными и труднодоступными на фестивале были джазовые концерты. Вокруг них был особый ажиотаж, подогреваемый властями, которые пытались как-то их засекретить, распространяя пропуска среди комсомольцев-активистов. Для того чтобы «протыриться» на такие концерты, требовалась большая сноровка.

PS. В 1985 году Москва вновь принимала у себя участников и гостей Фестиваля молодежи, уже двенадцатого. Фестиваль стал одной из первых громких международных акций времен перестройки. С его помощью советские власти надеялись изменить к лучшему мрачный образ СССР – «империи зла». На проведение мероприятия отпустили немалые средства. Москву очистили от неблагожелательных элементов, привели в порядок дороги и улицы. Но гостей фестиваля старались держать подальше от москвичей: общаться с гостями разрешалось только людям, прошедшим комсомольскую и партийную проверку. Того единения, какое было в 1957 году во время первого московского фестиваля, уже не получилось.

Инициатором первого фестиваля, который прошел в Праге в 1947 году, стала Всемирная федерация демократической молодежи - своего рода комсомольского интернационала, объединявшего молодежные организации левого толка со всего мира.

Советский Союз активнее других стран поддерживал это мероприятие, которое должно было, среди прочего, усилить поддержку социалистических идей в разных странах мира. Тем не менее первые фестивали проводились не в СССР, а в дружественных ему странах Восточной Европы - Чехии, Венгрии, Польше, ГДР.

В СССР фестиваль приехал только в 1957 году, на пике хрущевской оттепели и попыток властей приподнять "железный занавес". Впервые за многие десятилетия в Советский Союз приехало столько иностранцев, причем не только из стран, близких идеологически, но и англичан, американцев, бельгийцев, французов.

Фестиваль длился всего две недели, но его влияние на советское общество и повседневную жизнь трудно переоценить. Впервые советские люди получили возможность свободно общаться с иностранцами, считается, что фестиваль ускорил ход перемен в Советском Союзе, в частности, положил начало диссидентскому движению в стране, развитию контркультуры. Брешь в "железном занавесе" действительно была пробита.

В последующие годы фестиваль проводился не только в странах соцлагеря, но, например, в Австрии и Финляндии.

В 1985 году фестиваль вернулся в Советский Союз. Праздник посетили знаменитые личности: президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч, певец Дин Рид, Боб Дилан, на концертных площадках выступали Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Екатерина Семенова, София Ротару, группы "Машина времени" и "Интеграл", "Земляне", "Цветы", "Самоцветы".

1990-е стали не лучшим временем для фестивального движения. Распад социалистического лагеря в Европе сильно повлиял на все "левое" движение. С формальным окончанием холодной войны бороться "за мир и дружбу" стало вроде бы неактуально. В результате, за все десятилетие состоялся лишь один фестивали – в Гаване в 1997 году.

В следующее десятилетие менялась политическая обстановка в мире, активизировалось и молодежное движение. В "нулевые" фестивали прошли в Алжире (2001 год), Каракасе (2005) и Претории (2010). Последний на данный момент молодежный слет принимала столица Эквадора Кито в 2013 году.

В октябре 2017 года фестиваль снова придет на российскую землю: на сей раз принимать праздник будет не столица, а южный Сочи. Среди гостей будут представители НКО, молодежь, достигшая успехов в науке, творчестве, спорте, педагогике, IT, политике, лучшие представители студенчества, соотечественники и иностранцы, интересующиеся российской культурой.

Как изменился символ Фестиваля молодежи за 60 лет

Ромашка с разноцветными лепестками стала эмблемой еще фестиваля 1957 года. С течением времени она трансформировалась, но ее облик все так же узнаваем.

Эмблему фестиваля 1957 года выбирала специальная комиссия - был объявлен всесоюзный конкурс, в котором мог принять участие любой желающий.

«Дачный» цветок

В финал конкурса попали 300 эскизов, которые были присланы со всей страны, но жюри остановило свой выбор на рисунке московского художника-графиста Константина Кузгинова. В его работе специалистов привлекало сочетание простоты исполнения и уникальности - всем понятная ромашка с разноцветными лепестками, глобусом посередине и лаконичным девизом "За мир и дружбу" прекрасно передавала идею фестиваля, была яркой и запоминающейся.

"Работая над эскизами эмблемы, я находился на даче, когда всюду цвели цветы. Ассоциация родилась быстро и удивительно просто. Цветок. Сердцевина – земной шар, а вокруг 5 лепестков-континентов" - вспоминал художник в одном из интервью.

Еще одно достоинство эмблемы Кузгинова - в его ромашке не было сложных деталей, наличием которых "страдали" эскизы конкурентов. Ведь при уменьшении масштаба, например на значке или на марке, терялся бы смысл эмблемы.

Цветок настолько полюбился участникам и организаторам фестиваля, что в 1958 году Венский конгресс Всемирной федерации демократической молодежи выбрал ромашку Константина Кузгинова как постоянную эмблему для всех последующих мероприятий.

На XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве 1985 года ромашка почти не изменилась: те же разноцветные лепестки, только в сердцевине, на фоне глобуса, вместо слогана "За мир и дружбу" теперь красовался профиль голубя - символа мира.

В октябре 2017 года в Сочи пятицветная ромашка снова украсит Международный фестиваль молодежи и студентов, уже девятнадцатый по счету. Спустя 60 лет эмблема праздника осталась почти такой же: цветок, в центре которого изображены глобус и голубь мира.

Голубка Пикассо

Помимо эмблемы-ромашки у каждого фестиваля был и свой символ. В 1957 году им стала белая голубка с оливковой ветвью в клюве руки Пабло Пикассо. Он нарисовал его к I Всемирному конгрессу сторонников мира, который состоялся в 1949 году в Париже. Сам художник впоследствии в своих работах сотни раз интерпретировал образ белой голубки и даже назвал именем Палома (что на испанском означает "голубь") свою младшую дочь. С тех пор голубь стал постоянным атрибутом молодежного праздника.

Символом следующего Фестиваля молодежи, проведенного в Москве в 1985 году, стала Катюша - девочка в русском народном красном сарафане и кокошнике, который образовывали лепестки фестивальной ромашки. Эта идея пришла в голову молодому художнику Михаилу Веременко за полгода до начала праздника. Образ ребенка автор выбрал не случайно: он олицетворял мирное будущее - по признанию автора, лицо Катюши он списал со своей двухлетней племянницы. В руках у девочки вновь появился полюбившейся всему миру голубь - знак того, что молодое поколение не будет воевать. Катюша была очень популярна: деревянные, оловянные, бумажные куклы продавались повсюду и были в доме почти каждой московской семьи, а имя Екатерина стало в тот год одним из самых популярных для новорожденных девочек.

Гимн фестиваля:"Эту песню не задушишь, не убьешь!"

Главной песней Всемирного фестиваля молодежи и студентов с 1947 года стал "Гимн демократической молодежи мира" советских авторов Анатолия Новикова и Льва Ошанина.

Анатолий Новиков написал музыку в середине 40-х годов под впечатлением от новости о расстреле студентов Афинского университета во время гражданской войны в Греции.

Впервые песня прозвучала 25 июня 1947 года во время открытия I Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге. Она так полюбилась слушателям, что стала постоянным гимном форума.

Позже поэт Лев Ошанин вспоминал: "С этим гимном связано самое сильное переживание, которое только может выпасть на долю композитора или поэта, написавшего песню. Я помню, как в Берлине в 1951 году на заключительном митинге фестиваля стоял миллион человек. И когда кончился митинг, весь этот миллион на разных языках запел нашу песню. Люди вскинули кверху руки, сплели их, и как бы в такт песне раскачивалась площадь. Можете представить, что я тогда испытывал? Это радостно, что есть песня, которая объединяет людей".

Текст гимна очень точно передавал дух и идею праздника: в нем говорилось о стремлении молодежи к миру, вспоминался трагический опыт пережитой недавно войны. Строчка припева "Эту песню не задушишь, не убьешь!" стала крылатой.

Место проведения Фестиваля

Сочи станет 17-м городом, который примет Фестиваль. Но впервые в истории фестивального движения его мероприятия пройдут, по сути, по всей стране.

Первый Всемирный фестиваль молодежи и студентов провели в 1947 году в Праге. С тех пор праздник состоялся 18 раз в разных уголках мира, на разных континентах: в Европе, Африке, Южной Америке. Дважды фестивали принимали Москва, Гавана и Берлин, по одному разу - Прага, София, Каракас и многие другие города.

В 2017 году основным местом проведения форума станет Сочи, куда съедутся около 20 тысяч гостей. Главные мероприятия Фестиваля состоятся в Олимпийском парке, а церемонии открытия и закрытия - в ледовом дворце "Большой".

Перед официальным открытием праздника в столице также пройдет приветственный парад-карнавал - студенты вспомнят знаменитые московские Фестивали 57-го и 85-го годов.

Впервые за историю проведения Всемирного фестиваля молодежи и студентов, помимо основной программы, в 15 городах России будет работать еще и региональная: ее гостями станут две тысячи иностранцев, которые смогут лучше познакомиться с культурой и традициями российских народов. Таким образом, праздник охватит страну от Калининграда до Владивостока, от Санкт-Петербурга до Севастополя.

Влияние фестиваля на культуру и искусство

Мало какое культурное событие так повлияло на настроения советской молодежи 50-х, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Это событие открыло таких молодых артистов как Нани Брегвадзе, Эдита Пьеха, о Фестивале упоминается в фильме с Людмилой Гурченко в главной роли "Девушка с гитарой", в кинотеатрах Москвы в те дни были представлены 125 картин из 30 стран мира, в том числе советский фильм Александра Зархи "Высота" и французская картина Жака-Ива Кусто "Мир тишины".

VI Фестиваль молодежи и студентов в СССР заметно повлиял на вкусы и культуру молодежи: стал популярным джаз и рок-н-ролл, был дан мощный толчок современной живописи и скульптуре, изменилась мода - вошли в моду джинсы, брюки-бананы, кеды и кроссовки. Взбодрились почти исчезнувшие к тому времени стиляги. Девушки очень внимательно следили за тем, как были одеты иностранки, даже зарисовывали модели их платьев и потом либо сами шили похожие, либо делали заказы в ателье по этим эскизам.

В 1985 году Советский Союз был интегрирован в мирровую культуру куда больше, чем в 1957-м. На фестиваль приехал, в частности, американский рок-певец Боб Дилан. Правда, публика его немного удивила.

Дело в том, что он выступал в рамках Вечера мировой поэзии, который за день до официального открытия фестиваля организовали Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский. Последний вспоминал, что "вечер поэзии особо не афишировался - на тех плакатах, что встречались в городе, был заявлен просто факт поэтических выступлений, но не называлось никаких имен". Как результат - полупустой зал, неприятно поразивший Дилана.

Евтушенко позже вспоминал, что американский певец ушел со сцены "чуть ли не в слезах", после чего Вознесенский "забрал его к себе на дачу в Переделкино, отпаивал чаем, успокаивал".

Впрочем, после этого был концерт Дилана в Тбилиси, где его приняли восторженно.

На площадках Москвы в те дни выступали немецкий рок-музыкант Удо Линдеберг советские артисты Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Екатерина Семенова, Михаил Муромов, группы "Машина времени" и "Интеграл". В столице работали десятки танцплощадок - именно в дни праздника Москву захлестнула "дискотека 80-х".

Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года

Праздник прошел на пике хрущевской оттепели и впервые за годы советской власти смог приподнять "железный занавес"

Для того чтобы принять участие в Международном фестивале молодежи и студентов 1957 года, в Москву съехались 34 тысячи иностранцев из 131 страны мира.

Для события специально придумали эмблему - цветок, лепестки которого по замыслу автора, московского художника-графика Константина Кузгинова, символизировали пять континентов. А в качестве символа выбрали белую голубку с оливковой ветвью в клюве - работы Пабло Пикассо.

Москва, готовясь к фестивалю, изменилась. Специально к празднику 1-ю Мещанскую улицу переименовали в проспект Мира, открыли роскошную гостиницу "Украина", на улицах появились венгерские "Икарусы", закупленные для перевозки иностранных гостей, в Лужниках построили огромный стадион, на котором состоялось торжественное открытие фестиваля. Впервые за историю советской власти стал доступен для посещений Кремль, а в Грановитой палате организовали бал.

Иностранцы в СССР перестали быть экзотикой, уже в 1960 году в Москве был основан Университет дружбы народов.

Считается, что фестиваль ускорил ход перемен в Советском Союзе, в частности, положил начало диссидентскому движению в стране, развитию контркультуры, чему способствовала среди прочего прошедшая в парке имени Горького выставка художников-абстракционистов с участием американца Джексона Поллока. Брешь в "железном занавесе" была пробита.

Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1985 года

Московский форум 1985 года стал двенадцатым по счету и вторым, проведенным в Советском Союзе. По размаху он уступал форуму 1957 года, но тоже стал ярким событием.

Торжественное открытие XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов состоялось, как и в 1957 году, на столичном стадионе "Лужники". Фестивальный факел зажег от Вечного огня у стен Кремля военный летчик Иван Кожедуб, а на стадион его доставили слесарь-сборщик Павел Ратников и дочь первого космонавта планеты Галина Гагарина.

Праздник проходил под лозунгом "За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу". По сравнению с фестивалем 1957 года он оказался более представительным (157 стран против 131), но менее массовым - на этот раз в Москву приехало 26 тысяч человек, тогда как на предыдущем фестивале было 34 тысячи.

Эмблемой XII ВФМС стала созданная еще в 1957 году ромашка с разноцветными лепестками, символизирующими пять континентов. Однако в сердцевине цветка на фоне глобуса вместо надписи: "За мир и дружбу" теперь было помещено графическое изображение голубя - символа мира. Автором обновленной эмблемы стал художник Рафаэль Масаутов. Талисманом фестиваля была "Катюша" - улыбающаяся девочка в русском народном сарафане и кокошнике.

Подготовка

С такой тщательностью готовились разве что к Олимпиаде-80: накануне события Москва стала закрытым городом для обычных граждан, не имеющих столичной прописки. Попасть сюда можно было только в составе официальных делегаций. Допуски на мероприятия фестиваля тоже имели градацию: рядовой студент мог попасть только на общие вечера, танцплощадки, в кинотеатры и на лекции в домах культуры. На церемонии открытия и закрытия попадали лишь избранные гости.

Восемь дней дружбы

Фестиваль 1985 года был менее продолжительным, чем в 1957-м: всего восемь дней. На это время Москва превратилась в культурную и спортивную площадку, на которой проходили концерты музыкантов и певцов, состязания спортсменов и мастер-классы художников, массовые гуляния.

В те дни в столице выступали певцы Удо Линденберг, Дин Рид, Валерий Леонтьев, Лариса Долина и Екатерина Семенова, группы "Интеграл" и "Машина времени". Чемпион мира Анатолий Карпов и шахматисты из Венгрии, Колумбии, Португалии и Чехословакии дали сеанс одновременной игры на тысяче досок. Были организованы многочисленные встречи студенческих организаций, семинары, дискуссии, круглые столы.

Праздник космополитов

Несмотря на то, что на фестиваль съехались люди разных национальностей, верований и политических взглядов, на празднике царила очень дружелюбная атмосфера. Шутливое выражение "Мир, дружба, жвачка!", родившееся как раз на фестивале молодежи, в те дни как нельзя лучше отражало настроение его гостей.

Владимир Янис в 85-ом был студентом РУДН и участвовал в праздничных выступлениях с коллективом однокурсников из Латинской Америки. Особенно ему запомнилось выступление на ВДНХ: тогда он впервые увидел своего кумира - американского певца Дина Рида.

"Я помню, как он вышел на сцену, уставший, немного грустный. Но вдруг что-то будто зажглось у него внутри, и весь зал через мгновение был в его власти, - вспоминает Владимир. - Это были чудесные дни! Потом, после выступлений, мы бродили по Москве до трех часов ночи, народу в центре было много, то и дело на улице слышалась иностранная речь".

В Москве в те дни было много знаменитых гостей. Перед участниками выступил президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч, а посланцем доброй воли фестиваля стала "советская Саманта Смит" - пионерка Катя Лычёва.

Церемония закрытия фестиваля потрясла гостей пышностью и размахом: танцы нескольких сотен артистов, живые панно с символикой фестиваля, грандиозный салют попали в новостные хроники самых известных изданий мира.

После завершения основной программы фестиваля, с 3 по 16 августа 1985 года, в "Артеке" состоялся международный детский праздник "Салют, мир! Салют, фестиваль!"