Изменения в духовной жизни. Духовная жизнь советского общества в годы перестройки. И тут приходит милосердие Божие

29.06.2020

Начавшиеся после смерти Сталина изменения в духовной и политической жизни советского общества получили название "оттепель". Появление этого термина связано с публикацией в 1954 г. повести И. Г. Эренбурга "Оттепель " в ответ на призыв критика В. М. Померанцева поставить в центр внимания литературы человека, "поднять подлинную тематику жизни, ввести в романы конфликты, занимающие людей в быту". Духовная жизнь общества в период хрущевской "оттепели" имела противоречивый характер. С одной стороны, десталинизация, приоткрытие "железного занавеса" вызвали оживление общества, развитие культуры, науки и образования. В то же время сохранилось стремление партийно-государственных органов поставить культуру на службу официальной идеологии.

развитие науки и образования

В середине ХХ в. наука стала ведущим фактором развития общественного производства. Главными направлениями науки в мире являлись комплексная автоматизация производства, управления и контроля на основе широкого применения ЭВМ; создание и внедрение в производство новых видов конструкционных материалов; открытие и использование новых видов энергии.

Советскому Союзу удалось в 1953-1964 гг. добиться крупных научных достижений в атомной энергетике, ракетостроении, освоении космического пространства. 27 июня 1954 г. в г. Обнинске Калужской области начала действовать первая в мире промышленная электростанция на атомной энергии . Научным руководителем работ по ее созданию был И. В. Курчатов, главным конструктором реактора - Н. А. Доллежаль, научным руководителем проекта - Д. И. Блохинцев.

Атомная электростанция АН СССР. в г. Обнинске Калужской обл.

4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник земли . Над его созданием работала группа ученых во главе с С. П. Королёвым в составе: М. В. Келдыша, М. К. Тихонравова, Н. С. Лидоренко, Г. Ю. Максимова, В. И. Лапко, Б. С. Чекунова, А. В. Бухтиярова.


Почтовые марки СССР

В том же году спущен на воду атомный ледокол "Ленин" - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Главным конструктором был В. И. Неганов, научным руководителем работ - академик А. П. Александров; атомная установка проектировалась под руководством И. И. Африкантова.

В 1961 г. осуществлен первый в истории полет человека в космос ; им стал советский летчик-космонавт Ю. А. Гагарин . Корабль "Восток", на котором Гагарин облетел вокруг Земли, создавался ведущим конструктором О. Г. Ивановским под руководством генерального конструктора ОКБ-1 С. П. Королёва. В 1963 г. состоялся первый полет женщины-космонавта В. И. Терешковой.


Ю. А. Гагарин С. П. Королев

В 1955 г. на Харьковском авиазаводе начался серийный выпуск первого в мире турбореактивного пассажирского самолета "ТУ-104 ". Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин.

Самолет "ТУ-104"

Вступление Советского Союза в эпоху научно-технической революции ознаменовалось расширением сети научно-исследовательских учреждений. А. Н. Несмеянов, крупнейший химик-органик, в 1954 г. открыл Институт элементоорганических соединений АН СССР. В мае 1957 г. в целях развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока было организовано Сибирское отделение Академии наук СССР. В марте 1956 г. Дубне был создан международный исследовательский центр – Объединенный институт ядерных исследований с целью изучения фундаментальных свойств материи. В становлении ОИЯИ участвовали известные физики А. П. Александров, Д. И. Блохинцев, И. В. Курчатов. Появились подмосковные научные центры в Протвино, Обнинске и Троицке. И. Л. Кнуня́нц, известный советский химик-органик, основал научную школу фтороргаников.

Синхрофазотрон, построенный в ОИЯИ в Дубне в 1957 г.

Значительные достижения имелись в развитии радиофизики, электроники, теоретической и химической физики, химии. Были удостоены Нобелевской премии за труды в области квантовой электроники A. M. Прохоров и Н. Г. Басов - совместно с американским физиком Ч. Таунсом. Ряд советских ученых (Л. Д. Ландау в 1962; П. А. Черенков, И. М. Франк и И. Е. Тамм , все в 1958) получили Нобелевские премии по физике, что свидетельствовало о признании вклада советской науки в мировую. Н. Н. Семенов (совместно с американским исследователем С. Хиншелвудом) стал в 1956 г. единственный советским Нобелевским лауреатом по химии.

После XX съезд КПСС открылась возможность изучения закрытых документов, что способствовало появлению интересных публикаций по отечественной истории:"Очерки исторической науки в СССР", "История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941- 1945 гг." и журнала "История СССР"

Характерной особенностью "оттепели" стали бурные научные дискуссии. Кризис сельского хозяйства, разочарование в совнархозах, необходимость найти сбалансированные решения большого числа проблем способствовали возрождению экономической мысли в СССР. В научных дискуссиях экономистов сформировались два направления. Во главе теоретического направления стояли ленинградские ученые Л. В. Канторович и В. В. Новожилов , выступавшие за широкое применение математических методов в планировании . Второе направление - практики - требовали большей самостоятельности для предприятий, менее жесткого и обязательного планирования, позволяющего развивать рыночные отношения. Группа ученых начала изучать экономику Запада. Однако полностью освободиться от определенных идеологических установок историки, философы, экономисты не могли.

Л. В. Канторович

Официальная советская пропаганда рассматривала достижения советской науки не только как символы научно-технического прогресса, но и как доказательство преимущества социализма. Обеспечить осуществление коренной перестройки технических основ материального производства в СССР в полной мере не удалось. Что стало причиной технического отставания страны в последующие годы на наиболее перспективных направлениях.

Большое внимание уделялось в период "оттепели" среднему и высшему образованию, была отменена плата в вузах, техникумах. Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1959 г., высшее, среднее и неполное среднее образование имело 43% населения. Были открыты новые вузы в Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, Нальчике и др. городах.

Рос престиж высшего образования, в особенности инженерно-технического, в то время, как привлекательность рабочих профессий для выпускников школ начала падать. Для изменения ситуации принимались меры по приближению школы к производству. В декабре 1958 г. всеобщее обязательное 7-летнее образование было заменено обязательным 8-летним образованием. Выпускники восьмилетки могли закончить профтехучилище (ПТУ) или техникум для получения полного среднего образования и рабочей специальности.

На школьном уроке по автоделу

В старших классах средней школы вводилась обязательная производственная практика. Однако выбор предлагаемых в школе профессий (повар, швея, автослесарь и др.) был узок, не позволял получить необходимой современному производству подготовки. Кроме того, недостаток средств не давал возможности оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку. В 1964 г. в связи с неэффективностью школьной реформы, перегрузкой учебных программ вернулись с десятилетнему школьному образованию.

литература

В центре внимания писателей в 1950-е гг. оказался человек, его духовные ценности, повседневные жизненные коллизии. Научным изысканиям, поиску, борьбе между ищущими, принципиальными учёными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами были посвящены романы Д. А. Гранина ("Искатели", "Иду на грозу"). В центре внимания Ю. П. Германа (роман-трилогия "Дело, которому ты служишь",1957, "Дорогой мой человек",1961, "Я отвечаю за всё",1964) - формирование человека высокой идейности и гражданской активности.

Появились интересные произведения о жизни послевоенной деревни (очерки В. В. Овечкина "Районные будни" и "Записки агронома" Г. Н. Троепольского). В жанре деревенской прозы писали в годы "оттепели" В. И. Белов, В. Г. Распутин, Ф. А. Абрамов, ранний В. М. Шукшин, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин . Произведения молодых писателей (Ю. В. Трифонов, В. В. Липатов) о молодых же современниках сформировали «городскую" прозу.

В. Шукшин и В. Белов

Продолжала развиваться "лейтенантская" проза. Писатели, прошедшие войну (Ю. В. Бондарев, К. Д. Воробьев, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, Г. Я. Бакланов, К. М. Симонов ), переосмысливавшие свой опыт, размышляли о мироощущении человека на войне, о цене победы.

В процессе десталинизации в литературе была поднята тема репрессий. Большой резонанс общественности вызвали роман В. Д. Дудинцева "Не хлебом единым", 1956, повесть А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", 1962.

18 ноября 1962 г. журнал "Новый мир" публикует повесть "Один день Ивана Денисовича" А. И. Солженицына

Росла популярность молодых поэтов: Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. Ш. Окуджавы, Б.А. Ахмадулиной, Р.И. Рождественского. В своем творчестве они обращались к современникам и современным темам. Большую притягательность в 1960-е гг. имели вечера поэзии в Политехническом музее в Москве. Поэтические чтения на стадионе в Лужниках в 1962 г. собрали 14 тыс. человек.


Е. А. Евтушенко Б.А. Ахмадулина А. А. Вознесенский

Оживление культурной жизни способствовало появлению новых литературно-художественных журналов: "Юность", "Нева", "Наш современник", "Иностранная литература", "Москва". Журнал "Новый мир" (глав. ред. А. Т. Твардовский) публиковал произведения демократически настроенных писателей и поэтов. Именно на его страницах увидели свет произведения Солженицына ("Один день Ивана Денисовича", 1962 , "Матренин двор" и "Случай на станции Кречетовка", 1963). Журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом "шестидесятников", органом легальной оппозиции советской власти.

Были реабилитированы некоторые деятели культуры 1930-х гг.: И. Э. Бабель, Б. А. Пильняк, в печати появились запрещенные стихи С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой.

Однако "оттепель" в культурной жизни страны имела определенные рамки, установленные властью. Любые проявления инакомыслия уничтожались цензурой. Так произошло с B.C. Гроссманом, автором "Сталинградских очерков" и романа "За правое дело. Рукопись романа "Жизнь и судьба" о трагедии ввергнутого в войну народа в 1960 г. была изъята у автора органами госбезопасности. Это произведение было опубликовано в СССР только в годы перестройки.

Из документа (Из выступлений Н. С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства):

…Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывет по воле волн и каждый может своевольничать, вести себя как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет твердо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний…

В конце 1950-х гг. возник литературный самиздат - машинописные или рукописные издания, не прошедших цензуру произведений переводных иностранных и отечественных авторов, и тамиздат - печатавшиеся за границей произведения советских авторов. Роман Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" о судьбе интеллигенции в годы революций и Гражданской войны сначала распространялся в самиздатовских списках. После запрещения публикации романа в журнале "Новый мир" книга была передана за границу, где издана в ноябре 1957 г. в итальянском переводе. В 1958 г. Пастернак получил за роман Нобелевскую премию по литературе. В СССР не без ведома Н. С. Хрущева была организована кампания травли писателя. Его исключили из Союза писателей СССР, потребовали покинуть страну. Пастернак отказался уехать из СССР, но под давлением властей был вынужден отказаться от премии.

На даче Пастернаков в день присуждения Нобелевской премии: Е. Ц. и К. И. Чуковские, Б. Л. и З. Н. Пастернаки. Переделкино. 24 октября 1958

"Дело Пастернака" стало сигналом к новому ужесточению цензуры. В начале 1960-х гг. произошло усиление идеологического диктата в области литературы, проявилось еще большее нетерпение к инакомыслию. В 1963 г. на официальной встрече руководства партии с творческой интеллигенцией в Кремле Хрущев выступил с резкой критикой в адрес поэта А. Вознесенского и предложил ему эмигрировать из страны.

Театр, музыка, кинематограф

В Москве начали работать новые театры "Современник" под руководством О. Н. Ефремова (1957)и Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю. П. Любимова (1964), спектакли которых пользовались огромной популярностью зрителей. В театральных постановках молодых коллективов "Современника" и "Таганки" нашли отражение настроения эпохи "шестидесятников": обостренное чувство ответственности за судьбу страны, активная гражданская позиция.

Театр "Современник"

Больших успехов достигла отечественная кинематография. На экраны вышли фильмы об обыкновенной судьбе человека на войне: "Летят журавли" (реж. М. К. Калатозов), "Баллада о солдате" (Г. И. Чухрай). "Летят журавли" Калатозова стали единственным советским полнометражным фильмом, получившим в 1958 г. приз "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля.

Кадр из фильма "Летят журавли"

В лучших кинофильмах начала 1960-х гг. поднималась тема поиска жизненного пути молодым поколением: "Я шагаю по Москве" (реж. Г. Н. Данелия), "Застава Ильича" (реж. М. М. Хуциев), "Девять дней одного года" (реж. М. И. Ромм). Многие артисты смогли побывать за границей. В 1959 г. было возобновлено проведение Московского кинофестиваля. После Карибского кризиса усилилось разоблачение "идейных шатаний" деятелей литературы и искусства. Так, неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил художественный фильм М. М. Хуциева "Застава Ильича", один из символов эпохи "оттепели" о молодёжи шестидесятых годов.

Из документа (С. Н. Хрущев. Трилогия об отце):

Как это случается с сильными натурами, отец, казалось, сам ощущал слабость своей позиции и от этого становился еще резче и непримиримее. Я присутствовал однажды при разговоре о фильме "Застава Ильича" режиссера Марлена Хуциева. Весь стиль, агрессивность этого разбора произвели на меня тягостное впечатление, которое я помню и по сей день. По дороге домой (заседание проходило в Доме приемов на Воробьевском шоссе, мы жили рядом, за забором) я возражал отцу, мне казалось, что ничего антисоветского в фильме нет, более того, он именно советский и одновременно высококачественный. Отец промолчал. На следующий день разбор "Заставы Ильича" продолжился. Взяв слово, отец посетовал, что идеологическая борьба идет в трудных условиях и даже дома он не всегда встречает понимание.

Вчера Сергей, мой сын, убеждал меня, что в своем отношении к этому фильму мы не правы, - заявил отец и, оглядев темноту зала, спросил: -Правильно?

Я сидел в задних рядах. Пришлось встать.

Так, верно, фильм хороший, - заикаясь от волнения, произнес я. Это был мой первый опыт участия в столь большом собрании. Однако мое заступничество только подлило масла в огонь, ораторы один за другим клеймили режиссера за идеологическую недозрелость. Фильм пришлось переделать, лучшие куски вырезать, он получил новое название "Нам двадцать лет".

Постепенно я все более убеждался, что отец трагически ошибается, теряет свой авторитет. Однако сделать что-нибудь было далеко не просто. Нужно было выбрать момент, осторожно высказать ему свое мнение, попытаться убедить его во вредности столь безапелляционных суждений. В конце концов он должен понять, что бьет по своим политическим союзникам, по тем, кто поддерживает его дело.

С конца 1950-х гг. в советской музыке развивался неофольклоризм. В 1958 г. ЦК КПСС принял постановление "Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий", "От всего сердца". Были сняты идеологические обвинения с композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна. В 1955–1956 гг. в США проходили гастроли выдающихся советских музыкантов: Д. Ф. Ойстраха и М. Л. Ростроповича.

Популярностью у советских людей пользовались песни, написанные к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов: "Подмосковные вечера" (В. Соловьев-Седой, М. Матусовский) в исполнении В. Трошина и Э. Пьехи, "Если бы парни всей Земли…" (В. Соловьев-Седой, Е. Долматовский), "Зори московские…" (А. Островский, М. Лисянский), "Звенит гитара над рекою…" (Л. Ошанин, А. Новиков) и др. В этот период начинается творческая деятельность композиторов Э. Денисова, А. Петрова, А. Шнитке, Р. Шедрина, А. Эшпая. Огромной популярностью пользовались произведения Г. Свиридова и песни А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова.

В становлении духовной атмосферы рубежа 1950-60-х гг. важную роль сыграло авторское песенное творчество. Аудиторией Б. Ш. Окуджавы, Н. Н. Матвеевой, Ю. И. Визбора, Ю. Ч. Кима, А. А. Галича стало молодое поколение "физиков" и "лириков", спорившие о проблемах научно-технического прогресса и гуманистических ценностях.

Б. Окуджава А. Галич

живопись, архитектура, скульптура

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. в работах художников-шестидесятников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников наши отражение трудовые будни современников, возник так называемый "суровый стиль". Картины представителей "сурового стиля" В. Е. Попкова, Н. И. Андронова, Т. Т. Салахова, П. П. Оссовского, В. И. Иванова и др. воспевали судьбы современников, их энергию и волю, "героику трудовых будней".

В. Попков. Строители Братска

1 декабря 1962 г. Н. С. Хрущев посетил юбилейную выставку Московской организации Союза художников в Манеже. Он обрушился с грубыми, некомпетентными нападками на молодых живописцев-авангардистов студии Э. М. Белютина: Т. Тер-Гевондян, А. Сафохина, Л. Грибкова, В. Зубарева, В. Преображенскую. На следующий день газета "Правда" опубликовала разгромный доклад, который послужил началом кампании против формализма и абстракционизма в СССР.

Из документа (Из выступления Хрущёва во время посещения выставки в Манеже 1 декабря 1962 г.):

…Ну я не понимаю, товарищи! Вот он говорит: «скульптура». Вот он - Неизвестный. Вот это скульптура? Вы извините!… Я в 29 лет занимал положение, когда я чувствовал ответственность за страну, за нашу партию. А вы? Вам 29 лет! Вы всё чувствуете, что вы ходите в панталонах коротких? Нет, вы уже в штанах! И поэтому отвечай!…

Не хотите с нами идти в ногу - получите паспорт, уходите… Мы в тюрьму вас не посылаем! Пожалуйста! Вам нравится запад? Пожалуйста!…Давайте представим это. Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот эти чувства - вызывает.

…Вы скажете: каждый играет, так сказать, в свой музыкальный инструмент - вот это и будет оркестр? Это какофония! Это… Это дом сумасшедший будет! Это джаз будет! Джаз! Джаз! Я не хочу обидеть негров, но вот, э-э, по-моему, это музыка негритянская…Кто же полетит на это жареное, которые вы хотите показать? Кто? Мухи, которые на падаль бросаются! Вот они, знаете, огромные, жирные… Вот и полетели!.. Тот кто хочет услаждать наших врагов - тот может браться за это оружие…

В скульптуре расцветает монументализм. В 1957 г. у здания ООН в Нью-Йорке появилась скульптурная группа Е. В. Вучетича "Перекуем мечи на орала". Военная тематика была представлена скульптурными портретами полководцев, созданными в советских городах Е. В. Вучетичем, Н. В. Томским, лучшими мастерами этого жанра.

"Перекуем мечи на орала" Скульптор - Вучетич Е. В.

Советские скульпторы в это время запечатлели исторических личностей и деятелей культуры. С. М. Орлов, А. П. Антропов и Н. Л. Штамм - авторы памятника Юрию Долгорукову в Москве перед зданием Моссовета (1953-1954); А. П. Кибальников завершает работу над памятником Чернышевскому в Саратове (1953) и В. Маяковскому в Москве (1958). Скульптор М. К. Аникушин в реалистической манере исполнил памятник А. С. Пушкину, установленный на площади Искусств в Ленинграде, у здания Русского музея.

Памятнику Пушкину. Скульптор М. К. Аникушин

За рамки соцреализма вышло в период "оттепели" творчество скульптора Э. Неизвестного: "Самоубийца" (1958), "Адам" (1962-1963), "Усилие" (1962), "Механический человек" (1961-1962), "Двухголовый гигант с яйцом" (1963. В 1962 г. на выставке в Манеже Неизвестный был экскурсоводом Хрущева. После разгрома выставки его несколько лет не выставляли, опала завершилась лишь с отставкой Хрущева.

Э. Неизвестный Надгробный памятник Н. С. Хрущеву работы Э. Неизвестного

После смерти Сталина начинается новый этап в развитии советской архитектуры. В 1955 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", "противоречащих демократическому духу жизни и культуры нашего общества". На смену сталинскому ампиру пришла функциональная типовая советская архитектура, которая с теми или иными изменениями сохранилась до распада СССР. По такому принципу были построены районы Химки-Ховрино (арх. К. Алабян) и кварталы Юго-Запада Москвы (арх. Я. Белопольский, Е. Стамо и др.), район "Дачное" Ленинграда (арх. В. Каменский, А. Жук, А. Мачерет), микрорайоны и кварталы во Владивостоке, Минске, Киеве, Вильнюсе, Ашхабаде. В годы массового строительства панельных пятиэтажек использовались стандартные проекты и дешевые строительные материалы "без архитектурных излишеств".

Государственный Кремлёвский дворец

В 1961 г. в Москве были построены гостиница "Юность" (арх. Ю. Арндт, Т. Баушева, В. Буровин, Т. Владимирова; инженеры Н. Дыховичная, Б. Зархи, И. Мищенко) с использованием таких же крупных панелей, что применялись в жилищном строительстве, кинотеатр "Россия" ("Пушкинский") с его выдвинутым козырьком. Одним из лучших общественных сооружений этого времени стал Государственный Кремлёвский дворец,1959-1961 (арх. М. Посохин), при строительстве которого рационально была решена проблема сочетания современного сооружения с историческими архитектурными ансамблями. В 1963 г. завершилось строительство Дворца пионеров в Москве, представляющего собой комплекс из нескольких зданий разной высоты, объединённых между собой пространственной композицией.

РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ

Либерализация общественно-политической жизни сопровождалась расширением международных культурных связей. В 1955 г. вышел первый номер журнала "Иностранная литература". Он стал для советских читателей единственной возможностью познакомиться с творчеством многих крупных западных писателей, книги которых в СССР не издавались по цензурным соображениям.

В октябре 1956 г. в Москве в музее им. Пушкина И. Эренбург организовал выставку картин П. Пикассо. Впервые в СССР были показаны полотна одного из самых известных художников XX в. В декабре того же года работы Пикассо отправили в Ленинград, в Эрмитаж, где выставка спровоцировала студенческий митинг в центре города. Студенты публично делились впечатлениями.

Плакат VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов

В июле 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, символом которого стал придуманный П. Пикассо Голубь мира. Форум стал во всех смыслах значимым событием для советских юношей и девушек, они впервые познакомились с молодежной культурой Запада.

В 1958 г. в Москве состоялся первый Международный конкурс им. П. И. Чайковского. Победу одержал молодой американский пианист X. Ван Клиберн, выпускник Джульярдской школы, где он учился у Р. Левиной, русской пианистки, уехавшей из России в 1907 г. В Америке о его победе писали так: "он стал неожиданно знаменит, выиграв премию Чайковского в Москве в 1958 году, стал первым американцем, снискавшим триумф в России, где он превратился в первого фаворита; по возвращении в Нью-Йорк его встречали как героя массовой демонстрации".

Победитель конкурса им. Чайковского Х. Ван Клиберн

Большой резонанс в мировой музыкальной жизни вызвали первые зарубежные гастроли коллективов Большого и Кировского театров. В спектаклях классического репертуара и постановках современных композиторов ("Спартак" А. И. Хачатуряна, "Кармен-сюита" Р. К. Щедрина, "Легенда о любви" А. Д. Меликова) перед западным зрителем предстали М. М. Плисецкая, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, И. А. Колпакова, Н. И. Бессмертнова. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. балет превратился в "визитную карточку" советского искусства за рубежом.

М. Плисецкая

В целом, период «оттепели» стал благотворным временем для отечественной культуры. Духовный подъем содействовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения. Расширение научных и культурных контактов с зарубежными странами способствовало гуманизации советского общества, наращиванию его интеллектуального потенциала.

"Не хлебом единым"

К. М. Симонов

"Живые и мертвы"е

В. П. Аксенов

"Звездный билет", "Пора, мой друг, пора"

А. И. Солженицын

"Один день Ивана Денисовича"

Б. Л. Пастернак

"Доктор Живаго"

Кинематограф

Театр

Театр

Художественный руководитель

Современник

О. Н. Ефремов

Ленинградский Большой драматический театр

Г. А. Товстоногов

Театр на Таганке

Ю. П. Любимов

1957 г. создание крупнейшего в мире синхрофазотрона.

1957 г. создание Сибирского отделения АН СССР.

"Реабилитирована" генетика.

Удостоены Нобелевских премий:

    1956 г. Н.Н. Семенов за теорию химических цепных реакций

    1962 г. Д.Л. Ландау за теорию жидкого гелия

    1964 г. Н.Г. Басов и А.М. Прохоров за исследования в области квантовой радиофизики.

ИССЛЕДОВАНИЕ КОСМОСА

1957 г. запущен в космос первый искусственный спутник Земли.

1963 г. первый полет женщины-космонавта. Ею стала Валентина Терешкова.

Переход страны к рыночной экономике и радикальные перемены в политической и социальной жизни происходили в условиях информационной открытости. Исчез идеологический диктат государства и с ним цензура. Быстрыми темпами насыщался рынок информационных услуг. Граждане получили свободный доступ к глобальной сети коммуникаций Интернету. Число его пользователей составило в 2003 г. около 11,5 млн человек.

В начале 1990-х гг. резко сократились Государственные расходы на развитие культуры. Закрывались клубы и творческие центры, выставочные залы и кинотеатры, спортивные и туристические базы. Упали тиражи литературно-художественных журналов и газет, некогда имевших огромные аудитории.

В условиях рыночной экономики наиболее динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счет популярности у массовой аудитории. Появились многочисленные частные издательства. Стремительно насыщался рынок книжной продукции и периодики, прежде всего изданиями развлекательного характера.

На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной массовой культуры, порой не лучшего художественного качества. Популярными у потребителя стали такие символы западного повседневного быта, как ресторан быстрого питания «Макдоналдс», как продукция известных торговых марок «Кока-кола» и «Рибок» и др.

В отечественной молодежной культуре выделились субкультурные группы, ориентированные на заимствованные из зарубежного повседневного опыта стили поведения и одежды, подражание героям массовой культуры.

Так, толкиенисты (поклонники романов Дж. Р. Толкиена) с нетерпением ждали появления на экране новых фильмов с приключениями своих кумиров. Айкидоки пропагандировали стиль жизни поклонников восточных единоборств. Панков отличали особые приметы в одежде и в общении друг с другом. Металлисты, рокеры и рэперы отстаивали свою приверженность различным направлениям в современной популярной музыке. Их манера одеваться копировала пристрастия в одежде их музыкальных кумиров.

Популярными формами молодежного досуга стали развлекательные центры - клубы, дискотеки, воспроизводящие западные стандарты. Тенденция вестернизации (заимствования западных образцов) молодежной культуры рельефно отражала те процессы, которые происходили в массовой культуре в условиях ее быстрого распространения.

Во второй половине 1990-х гг. возросло предложение массовой культурной продукции отечественного образца. Стремительно развивалась сфера досуга. Появились отечественные телесериалы и коммерческие киноленты, видеоклипы и рекламные ролики. В результате ориентированная на потребителя индустрия развлечений превратилась в один из наиболее динамичных секторов национальной экономики. Книгоиздание и телевидение, производство и тиражирование аудиовизуальной продукции, шоу-бизнес, строительство новых и переоборудование старых объектов культуры оказались в центре внимания отечественного бизнеса. Продолжая традиции российского меценатства, крупнейшие компании и банки оказывали материальную поддержку музыкальным и театральным коллективам, издательским, образовательным и реставрационным проектам.

Своего рода ответом на коммерциализацию массовых форм досуга стал рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. Верующим были возвращены сотни православных храмов и многие мечети. Повысилось внимание к культуре" и традициям православия, ислама, буддизма, иудаизма и других вероисповеданий. Развивалась сфера религиозного образования и воспитания - от воскресных школ до семинарий, духовных академий и университетов, а также издательское дело.

В поисках устойчивых ценностных ориентиров люди обращались к историко-культурному наследию страны. Появились новые формы освоения отечественного наследия историко-культурные инсценировки, воссоздающие эпизоды крупнейших исторических событий - Куликовской битвы, Бородинского сражения и др., пользующиеся неизменным успехом у зрителя.

Культурный туризм становился одним из перспективных направлений экономического развития российских территорий вокруг памятников исторического наследия. Всего на конец истекшего столетия в России насчитывалось около 2000 государственных музеев, в том числе 90 заповедников.

Особенности духовной жизни страны во многом определились динамикой социальных и культурных перемен, происходивших в российском обществе в постсоветский период.

Возросло многообразие форм творчества. Разные направления, стили, школы и художественные индивидуальности получили возможность выразить собственные взгляды и реализовать свой потенциал. Многие из них не только вступали в творческие споры и конфликты друг с другом, но и вызывали ожесточенные дискуссии в обществе. Продолжался процесс духовного переосмыслении прошлого и поисков своего места в глобализирующемся мире. Культурная жизнь открывалась навстречу влияниям и заимствованиям из иных культур и одновременно искала пути обновления собственных традиций. Первоочередной задачей становилось накопление интеллектуального капитала - главного ресурса развития современного мира, совершенствования качества и уровня образования. По мере углубления социального расслоения главным источником удовлетворения культурных потребностей у значительной части населения стало телевидение (средняя продолжительность просмотра телепередач составляла около 3-3,5 ч в день). Часть россиян, имевшая высокий уровень доходов, напротив, ориентировалась на элитарную индустрию досуга - платные телеканалы, доступ к Интернету, дорогие клубы и зарубежный туризм.

Крупные изменения, происшедшие на Востоке в XIX в., не могли не затронуть духовную жизнь и культуру восточного общества.
Одним из главных изменений в духовной жизни восточных стран в это время стало появление новых идей и ценностей, которые выходили за рамки традиционных представлений. Этот процесс начался под влиянием колонизаторов и был особенно усилен модернизацией традиционного общества. Новая модель развития, которая начала устанавливаться на Востоке, объективно требовала появления нового человека - активной личности, осознающей свое человеческое достоинство, свободной от косности в мыслях и поступках, ценящей свободу.
Своеобразным «генератором» новых идей стало модернизаторское течение национальной интеллигенции. В колониях оно возникло во многом благодаря иностранцам, которые, стремясь расширить свою социальную базу, начали создавать школы европейского типа и поощряли выезд местной молодежи на учебу в европейские университеты. Подобная политика проводилась также в Японии после революции Мэйдзи, в Османской империи в годы тазимата и отчасти в Китае при проведении политики «самоусиления». Представители модернизаторского течения стремились преодолеть отсталость своих стран путем устранения тех негативных явлений традиционного общества, которые мешали движению восточных стран по пути прогресса. Одной из главных своих задач модернизаторы считали распространение в сознании людей новых идеалов и принципов жизни, которые в основном заимствовались у Запада, но объективно отвечали потребностям движения вперед восточных стран.
Модернизаторское течение делилось на два направления: религиозное и светское. Религиозное направление было представлено реформаторским движением, представители которого стремились приспособить религиозные доктрины к новым реалиям восточных стран. Реформаторство затронуло главным образом индуизм и ислам. Начало реформированию индуизма было положено Р. М. Роем и К. Сеном, а во второй половине XIX в. получило развитие в работах Ра-макришны и С. Вивекананды. Крупнейшими реформаторами ислама в XIX в. были аль-Афгани и М. Ик-бал. Общим для реформаторов стал призыв преодолеть отжившие догмы и традиции, осуждение покорности, бездеятельности и неравенства людей. Они подчеркивали выдающуюся роль человеческого разума и активности человека в преобразовании общества, выдвинули идеи борьбы за достоинство человеческой личности.
Светским направлением модернизаторского течения стало просветительство. Его возникновение напрямую связано с культурным влиянием Запада, прежде всего с идеями французских просветителей XVIII в. Первоначально центральное место в деятельности просветителей занимала пропаганда идей человеческого разума, достоинства личности, ее активного участия в общественной жизни. Во второй половине XIX в. эти идеи дополнила пропаганда ценностей свободы, конституции, парламентаризма, призыв к ликвидации феодальных отношений и традиционных политических институтов. В конце XIX в. на первое место в просветительстве Востока вышли идеи нации, отечества, зазвучал призыв к решительной борьбе с колонизаторами и к национальному освобождению.
Этот подъем национальной идеи был характерен и для реформаторства. Например, аль-Афгани активно пропагандировал идеи панисламизма, призывая к объединению всех мусульман в борьбе за освобождение исламского мира от колонизаторов, к созданию единого мусульманского государства, построенного по принципу конституционной монархии. В Индии С. Ви-векананда также выступил против колониального гнета, призывал к решительной борьбе за изменение существующих порядков.
Деятельность просветителей оказала влияние не только на философскую мысль, но и на культурное развитие в целом. В наиболее развитых восточных странах просветители наладили выпуск газет, перевели на местные языки произведения многих западных авторов, содействовали открытию новых школ, для которых иногда сами же писали учебники. Важная роль принадлежит просветителям в развитии национального языка и в становлении новой литературы. Например, в Индии просветители отказались от использования мертвого санскрита и перешли к использованию живых языков (бенгали, урду, хинди), на которых ими были написан целый ряд новых по форме и содержанию произведений. В арабских странах просветители развернули широкую пропаганду арабского языка и истории, заложили основы новой арабской литературы. Не случайно с деятельностью просветителей совпадает по времени начало культурного подъема в арабском мире, получившего название «Нахда» (возрождение).
Во второй половине XIX в. во всех восточных странах на одно из центральных мест в культурной жизни выдвинулся вопрос об отношении к западным достижениям и западной культуре в целом. Появление этой ПрООЛеМЫ UblJlU ьолосши v, ---,-----------
сознания, которое порождало стремление сохранить культурную самобытность Востока, не допустить развития в восточном обществе ряда негативных явлений, присущих западному образу жизни (крайнего эгоизма и индивидуализма, культа денег, приоритета материальных ценностей над духовными).
По отношению к этому вопросу среди национальной интеллигенции сформировались три подхода:
1) «западники» резко критически относились к восточным традициям и полагали, что только полное заимствование западного образа жизни и западной культуры обеспечит прогресс народам Востока;
2) консерваторы считали, что необходимо отгородиться от Запада или в крайнем случае пойти на частичное заимствование тех его достижений, которые жизненно необходимы восточному обществу;
3) сторонники органического подхода выступали за творческое соединение в жизни и культуре восточных стран лучших достижений двух цивилизаций.
«Западничество» на Востоке преобладало в первой половине XIX в., когда иностранное проникновение только начиналось. Из восточных стран оно было наиболее распространено в Индии, где его поддерживала колониальная администрация. В Китае, наоборот, долгое время преобладало консервативное течение, опирающееся на поддержку феодального государства. Кроме того, появление «западничества» существенно сдерживалось выработанным на протяжении многих столетий убеждением, что Китай является лидером всего мира. Только в годы первой мировой войны в Китае началось широкое проникновение западной философии, возникло движение «за новую культуру», в рамках которого была сделана попытка отойти от традиционных представлений и культурных норм.
В целом же к началу XX в. «западническое» течение в большинстве восточных стран отходит на вторые позиции. Это хорошо видно на примере Японии, которая после революции Мэйдзи стала на путь широкого заимствования западных движений. В 70 - 90- е гг. XIX в. в японском обществе развернулась широкая дискуссия по вопросу об отношении к западной культуре. В конечном итоге победу одержали сторонники сохранения культурной самобытности,
получившие поддержку государства, объявившего государственной религией Японии синто - национальную японскую религию. Синто во многом стала средством сохранения самобытности японского общества. Она не имела детально разработанной доктрины, что позволило наполнить ее обрядовую сторону новым содержанием. В синто были введены идеи нации как большой семьи, морально-этические принципы конфуцианства, культ предков, идея национальной уникальности японцев. Государство обязало все население страны изучать синто и внимательно следило за тем, чтобы священники не отклонялись от догматики, разработанной правительством. В результате Япония стала уникальной страной, которая сумела органически соединить технические достижения Запада и его опыт организации экономической жизни с существующими в стране традиционными моральными ценностями и семейно-бытовыми устоями.
Следует иметь в виду, что все эти новые явления в духовной сфере, перемены в сознании затронули к началу XX в. лишь образованную часть восточного общества. Сознание широких народных масс по-прежнему основывалось на традиционных ценностях и нормах. Это отчетливо показало национально-освободительное движение начала XX в.

Вместе с тем Запад оказал влияние не только на общественную мысль, но и в целом на культуру восточных стран. Это влияние особенно проявилось в литературе. Здесь новые темы, подсказанные реальной действительностью, постепенно начали вытеснять традиционные религиозно-мифологические сюжеты. Многие писатели восточных стран обратились к исторической тематике, стремясь через историю лучше понять настоящее и заглянуть в будущее. В литературе Востока началось преодоление традиционных форм. Появились новые литературные жанры: рассказ, драма, новая поэзия и роман европейского типа. Видными писателями - представителями новой восточной литературы стали Лу Синь в Китае и Р. Тагор в Индии - лауреат Нобелевской премии в области литературы (1913).
Европейское влияние сказалось и на архитектуре восточных стран, где в архитектуре больших форм (преимущественно общественного назначения) европейский стиль все более вытеснял местный. В ряде стран предпринимались попытки совместить западные каноны и национальные традиции. Однако в большинстве случаев такие попытки успеха не имели.
Более плодотворно синтез традиционных норм и европейских правил происходил в живописи, где восточная техника постепенно совмещалась с европейскими правилами перспективы и объемности. В произведениях некоторых художников Востока проявились реалистические подходы, но в целом реализм в изобразительном искусстве Востока в этот период не получил широкого распространения.
В то же время становление нового национального искусства на Востоке происходило в XIX в. очень медленно. Традиционные каноны в целом сохраняли господствующее положение, особенно в тех видах искусства, которые предназначались для широких народных масс. Фактически процесс культурного обновления на Востоке только начинался.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Рабиндранат Та гор (1861 - 1941)
К ЦИВИЛИЗАЦИИ
Лес верни нам. Возьми свой город, полный шума и дымной мглы. Забери свой камень, железо, поваленные стволы. Современная цивилизация! Пожирательница души! Возврати нам тень и прохладу в священной лесной тиши. Эти купанья вечерние, над рекою закатный свет, Коров пасущихся стадо, тихие песни вед, Пригоршни зерен, травы, из коры одежды верни, Разговор о великих истинах, что всегда мы в душе вели, Эти дни, что мы проводили, в размышленья погружены. Даже царские наслаждения мне в твоей тюрьме не нужны. Я свободы хочу. Хочу я снова чувствовать, что лечу. Чтобы снова вернулись силы в сердце мое, хочу. Знать хочу, что разбиты оковы, цепи хочу разъять. Вечный трепет сердца вселенной хочу ощутить опять.
(Рабиндранат Тагор. Избранное. М., 1987. С. 33).
ХИНДУСТАН
СТОН ХИНДУСТАНА
Слышу я постоянно, С детства на запад влечет меня тихий зов: Там судьба Индии пляшет среди погребальных костров...
Хозяин и раб порадели о том,
Чтоб страна обратилась в игорный дом, -
Сегодня она от края до края -
Одна могила сплошная. Конец положили бесславью и славе прошедших времен. У мощи былой переломаны ноги. Прежним мечтам
и виденьям верна,
Лежит в обмелевшей Джамуне она, И речь ее еле слышна: «Новые тени сгустились, закат угас, Это ушедшего века последний час»
(Рабиндранат Тагор. Избранное. М., 1987. С. 70 - 71).
ЛОЗУНГИ ДВИЖЕНИЯ «ЗА НОВУЮ КУЛЬТУРУ» В КИТАЕ
(из редакционной статьи журнала «Синь циннянь» («Новая молодежь»))
«Чтобы защищать демократию, нельзя не вести борьбы против конфуцианства, против его этикета и обрядов, против его понятий о честности и целомудрии, против старой морали и старой политики. Чтобы защищать науку, нельзя не вести борьбу против религии и старого искусства. Борьба за демократию и науку невозможна без борьбы против старой традиционной школы и против старой литературы» (Цюй Цюбо. Публицистика разных лет. М., 1979. С. 151).
ОЦЕНКА ДВИЖЕНИЯ «ЗА НОВУЮ КУЛЬТУРУ» ИСТОРИКАМИ
«Содержание движения «за новую культуру» выходило далеко за рамки борьбы в области культуры. Речь шла о борьбе за буржуазно-демократические преобразования в стране, за буржуазную просветительскую идеологию, против феодальной идеологии конфуцианства и средневековых суеверий. Ожесточенная полемика велась вокруг основных проблем: политических преобразований и демократических прав народа; суеверий, предрассудков, конфуцианстве и старых догмах; идеологическом раскрепощении народа; свободе личности и индивидуальном развитии; реформе китайского языка и создании новой литературы; новом мировоззрении и научном методе мышления и т. д. Идеологическая борьба велась с представителями феодально-помещичьей идеологии, со ставленниками монархических партий и милитаристских клик, представителями буддийской и даосской религий и христианскими миссионерами» (Новая история Китая. М., 1972. С. 575).
ФРАГМЕНТ СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ КИТАЙСКОГО ПИСАТЕЛЯ ЛУ СИНЯ (1881 - 1936)
Такой боец
«...Вот он проходит сквозь ряды бесплотных существ; все, кого он встречает, кивают ему головой... Над головами бесплотных существ полощутся стяги с вышитыми на них громкими титулами: «филантроп», «ученый», «литератор», «старший в семье», «юноша», «эстет»... Ниже - всевозможные мантии с вышитыми на них красивыми словами: «ученость», «мораль», «чистота национального духа», «воля народа», «логика», «общественный долг», «цивилизация Востока»...
Но он поднимает копье.
Он улыбается, бросает копье и попадает им прямо в сердце.
Все они, сникнув, валятся на землю. Но оказывается, это только мантии, под ними - пусто. Бесплотные существа успели скрыться и торжествуют победу, ибо теперь он стал преступником, заколовшим филантропа и ему подобных.
Но он поднимает копье...
Наконец, он старится и умирает среди бесплотных существ. Теперь он уже не боец, а бесплотные существа - победители.
Теперь уже никто не слышит клича войны: великий мир...
Но он поднимает копье» (Лу Синь. Избранное. М., 1989. С. 343 - 344).
ВОПРОСЫ
1. Можно ли появление новых идей и ценностей назвать модернизацией духовной жизни Востока?
2. Какие факторы оказали влияние на изменения в духовной жизни и культуре стран Востока?
3. Насколько закономерно было появление религиозного реформаторства на Востоке?
4. Проследите эволюцию идей восточного просветительства. Чем она объясняется?
5. Как изменялись подходы интеллигенции восточных стран к вопросу об отношении к западной культуре?
6. Какое влияние оказал Запад на культуру Востока?
7. Какие изменения произошли в XIX в. в культуре восточных стран?

Так какие же результаты должен увидеть в себе человек, стремящийся жить христианской жизнью? Как понять ему: растет он духовно, или все позитивные перемены в нем – самообман и тщеславие? И что делать тому, кто носит в себе постоянный набор одних и тех же грехов и никак не может сдвинуться с мертвой точки? В неделю прп. Иоанна Лествичника о лекарствах от греха, духовной предприимчивости и милосердии Божьем протоиерей Георгий Гуляев, клирик Свято-Духовского кафедрального собора города Херсона.

– Когда мы рассуждаем о духовной жизни, важно понимать всю ограниченность и условность нашего человеческого языка. Потому что понятия, которые принадлежат к миру духовному, человек пытается выразить в символах и образах, относящихся к миру материальному. Несомненно, у обоих миров один и тот же Творец, но наши аналогии и сравнения все равно будут не до конца верными, постоянно необходимо делать оговорку: «это похоже на что-то», «как бы напоминает» и т.д..

Если этого не понимать, то попытки буквально применить пространственные категории «вверх», «вниз», «в глубину», «в ширину» по отношению к духовному миру, могут приводить к печальным последствиям. Некоторые, например, пытаются найти географические координаты входа в рай или ад на земле, или определить место, куда вознесся Христос… К духовному миру приставляют материальный теодолит и штангенциркуль… То же самое и с духовной жизнью: вверх по эскалатору или вниз, вглубь души или вширь — важно понимать, что мы говорим так с некой долей условности.

Но вот понятие духовного роста, казалось бы, тоже количественная характеристика – где есть начальное и конечное состояние, время, в течение которого происходит событие – предполагает определенную динамику и вполне измеряемые параметры.

Соизмеряем цели и ожидания

В Евангелии находим примеры подобных изменений. В притчах Господь наш Иисус Христос говорит о закваске, в которую женщина положила три меры муки – вскисло всё тесто, о «горчичном» зерне, вырастающем в большое ветвистое дерево, о зернах Слова Божьего, которые сеет Сеятель, и о том, какие изменения (количественные) с ними происходят. И притча о закопанных и приумноженных талантах – тоже об этом.

И для того, чтобы человеку понять, растет он духовно или нет, необходимо вначале определиться с целью и ожиданиями – к чему мы, собственно, стремимся. Понятно, что в самых высоких духовных категориях мы говорим о Царствии Небесном – там сразу всё станет понятно. Либо ты в Царстве, либо вне его… Но вот о цели христианской жизни – стяжании Святого Духа, этом земном деле, можно и нужно говорить уже сейчас. На земле Дух присутствует в конкретных людях – в Божьих святых. Поэтому, когда речь идет о духовных высотах, человек обращается к опыту святых отцов, который хранит Предание, он описан в книгах.

В общем можно утверждать, что носители Духа – это и священники или более опытные христиане, для детей таковыми могут быть их родители или крестные.Человек, имеющий опыт духовной жизни и знакомый со Священным Писанием, способен подсказать (на исповеди, в духовной беседе или проповеди), что хорошо, что плохо, праведно или не праведно, так или иначе стоит себя вести.

— Как и с чем сравнивать? То есть это вопрос коммуникаций – когда человек сравнивает себя с другими, читая книги или общаясь непосредственно? Но есть же и внутренне состояние – как человек себя сам оценивает, что он в себе видит, чему огорчается и радуется.

— Сам я, в любом случае, буду себя сравнивать с теми образцами, которые находятся вне меня. Потому что сам для себя я не могу быть мерой каких-то своих достижений. Вот простой бытовой пример, когда меня спрашивают: «Батюшка, вы поститесь?». А это смотря с кем сравнивать. Если сравнивать с большинством населения, которое вообще не обращает внимания на то, что пришел пост, то, конечно, я пощусь – в чем-то себя ограничиваю, придерживаюсь определенных правил и т.д. А если сравнивать с преподобным Серафимом Саровским, например, то я – обжора, который просто перешел на вегетарианскую диету, и подвиги мои совсем не подвиги, и все это достаточно скромно выглядит в свете аскетики.

Хорошо, когда человек трезво оценивает свое духовное состояние и слушает свою совесть. Он сравнивает свои дела и мысли с эталоном Священного Писания – поступает он по-Евангельски или нет? Потому что если я буду действовать по плоти, по страстным желаниям своей души, мне себя скоро станет жалко – я буду стремиться к более комфортным условиям. Но по-евангельски я должен подвигать себя идти узким путём в направлении, которым прошли святые отцы. И в этом смысле Православие имеет огромный опыт.

Если бы в духовной жизни все сводилось к количественным показателям, было бы всё просто и понятно. Как жили святые? Постились, молились, поклоны делали? Тогда чем больше молитв и поклонов, тем лучше для души! Чем меньше еды в посту, тем выше в духовных делах! Но в реальности всё не так. Пословица «заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибет» – христианская по смыслу, отражающая духовное состояние человека.

— Не всегда много или быстро – это хорошо. Не всегда усердие и сосредоточенность на одном аспекте духовного делания приводит к положительному результату.

Человек ограничивает себя в еде, но при этом проявляет раздражительность, нетерпение и другие страсти. Много читает молитв и духовной литературы, но при этом не исполняет домашних дел и не заботится о близких. Красиво бьёт поклоны и при этом осуждает всех подряд. Знакомо? Вот фарисеи – вроде бы исполняли закон и делали хорошие дела, но почему-то Христос не сильно поддерживал их в подобного рода подвигах. И указывал на необходимость других отношений и с Богом, и с человеком.

Проверка любовью

— Чтобы оценивать духовные изменения в человеке, применимы две условные шкалы внешняя и внутренняя? Внешняя позволяет ориентироваться на критерии, определенные Евангелием, внутренняя же дает возможность сравнивать себя в прошлом и настоящем. Что же должен увидеть в себе человек какие изменения?

— Если цель христианской жизни – стяжание Духа Святого, то должны быть и плоды этого стяжания. И об этом говорит нам апостол Павел в Послании к Галатам. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).Собственно, апостол перечисляет те христианские добродетели, которые человек может в себе обнаружить или, наоборот, увидеть их отсутствие.

— И если как человек ты не становишься добрее и милосерднее, то ты движешься не в том направлении.

— Ведь в борении со всеми нашими грехами задача не просто выйти на некий нейтральный уровень, где ни уныния, ни гнева, ни похоти, ни сребролюбия. Это ведь какая-то нирвана получается, «великое Ничто». Христианин это не нейтральный и бесстрастный безгрешник. Христианин наполнен плодами Духа – горячо любит, искренне радуется, несёт мир, проявляет терпение, жертвует своё время и силы, доверяет Богу и людям, кротко переносит испытания, воздержан в своих желаниях. Христианин – это человек, который стремиться к тому, чтобы быть достойным своего Христо-именования.

Или как говорит Петр Мамонов «Нет любви, значит нет и христианства. Хоть ты весь обставься свечками».

— Согласен. Только это не отменяет ни свечки, ни воду святую – как присутствие особых средств для того, чтобы в человеке пробудить стремление к духовной жизни. Кто-то, может быть, так и остается годами на этом уровне – «главное, свечки поставить, а больше мне и не надо». И вот именно в этом случае стоит снова взять в руки Евангелие и попытаться понять насколько ты ему соответствуешь.

— И очень часто человек приходит на исповедь и постоянно называет свои одни и те же грехи – ему кажется, что он сросся с этими грехами, и ничего в нем больше нет. Нужно изменить образ жизни, чтобы каждый раз не возвращаться в ту же самую лужу и сражаться с теми же болезнями. Об этом мы, священники, говорим, когда рассуждаем о человеческих слабостях.

— Батюшка в общении суров, потому что ведь никто кроме священника человеку не скажет о том, что у него есть грех и духовная немощь. Чаще всего массовая культура потакает страстям, а любое недовольство своей духовной жизнью называется комплексами. Священник же исходит из того, что хочет помочь человеку выйти из грязи греха.

А мы, священники, к тому же редко хвалим наших прихожан в обычном общении, хотя они молодцы, у них есть очень много хороших качеств. Но мы думаем, может, их другие похвалят, чтобы не перехвалить и не вызвать в них тщеславие.

Надо подниматься и делать что-то

— А как же быть, когда есть состояние некой законсервированности в грехах, неспособность избавиться от них, но человек чувствует, что стал во многом другим? Можно ли доверять подобным чувствам?

— Каждую секунду мы другие – происходит обновление на материальном уровне: мы растем, стареем, воспринимаем новую информацию. И в духовном плане мы говорим о неком опыте, который человек собирает в себе. Другое дело, что те же основные страсти, которые были описаны святым Игнатием Брянчаниновым – они объективно существуют, и с ними нужно бороться, как в юности, так и в зрелом возрасте.

У молодёжи свои проблемы, у стариков – свои. Есть такое выражение, что добродетель в старости – не всегда добродетель. Чаще это просто невозможность творить грех. К сожалению, остаются такие грехи, которые требуют лечения и в старости. Очень важно замечать их у себя в душе, чтобы потом не оказалось, что и жизнь провел, и ничего толком не стяжал.

Однако все наши рассуждения о «вверх-вниз», «больше-меньше» чаще всего выходят на такой грех как тщеславие. «Пощусь - тщеславлюсь, и не пощусь - тоже тщеславлюсь», -говорит преподобный Иоанн Лествичник.

Вот и мои рассуждения по этому вопросу могут быть не совсем правильные, потому что я реально понимаю свой духовный уровень и свое духовное состояние. Мне тоже необходимо над очень многим потрудиться. И чтобы не впасть в высокоумие и какое-то учительство, я просто «паки и паки» повторю, что нужно искать опыт в Евангелии и у святых отцов.

— Господь ведет человека по жизни, не оставляет его, посылает ему откровения и знамения. И человек все равно понимает, что как-то не туда движется, хорошо или плохо поступает.

— Единственно, что настоящее успокоение у нас будет только тогда, когда мы приблизимся ко Христу. Пока же живой, если я стану говорить «я достиг чего-то», это будет означать что подобная самоуверенность может быть опасна для меня. Вот здесь уместно будет вспомнить про эскалатор. И пока ты движешься – ты живешь духовной жизнью. Да, и падения бывают, но надо подниматься и делать что-то.

Ну, чтобы бежать вверх по эскалатору, идущему вниз, нужна большая скорость и большие усилия…

Господь каждому свою скорость задает. И возможно еще и нейтрализует действие тех, кто подобный «эскалатор» запускает. И зависит это и от тяжести наших грехов, и от страстей, и от общей склонности нашей к этому деланию. Когда плоть, что называется, тянет вниз. Господь помогает нам в этом, и в какой-то момент понимаешь, что вообще надо по-другому действовать. Не просто перебирать ногами эти ступеньки… Но такое понимание приходит со временем.

Человек должен искать способы

— И все-таки, если человек постоянно кается в одних и тех же грехах, что он должен думать о себе?

— Если человек видит, что он не меняется, главное – не впадать в уныние. Ведь мы спасаемся не каждый по отдельности, а спасаемся в Церкви. И важен опыт тех христиан, которые уже прошли что-то. Нужно искать, и найдёте. Это как с алкоголиками – первому очень трудно признаться, что он болен. А кому-то трудно принять первую заповедь Христову «Блаженные нищие духом».

Нужно довериться Богу, доверить свою жизнь Ему. В каждом конкретном случае эти вопросы требуют внимания и усилий. Нельзя просто сидеть сложа руки.

Мне очень нравится Евангельская притча о домоправителе, который, когда понял, что его выгонят, начал хитрить и списывать долги всем должникам хозяина. А хозяин похвалил его за это. На первый взгляд очень странная кажется притча. «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.» Евангелие от Луки, гл.16,8 ст.

— К сожалению, дело нашего спасения кажется некоторым малоинтересным, и человек не употребляем тех усилий для спасения, которые употреблялись в свое время для разрушения души.

— Вот почему закапывался в землю преподобный Киево-Печерский Иоанн Многострадальный? У него была страсть и он именно так с ней боролся – такой способ избрал и так спасся…

А у нас, к сожалению, нет такого желания спастись, нет такой остроты чувства, такого понимания, что без Бога мы никуда. Временами мы верующие, временами нет, то подвиги делаем, то безобразничаем. Ведь те же посты, ограничения и церковные правила имеют вполне конкретную цель – это средства для лечения определенной духовной болезни. А не просто общее место – в целом: «надо исполнять и всё».

Если душа больна – ищи лекарство, ищи так, как искал бы лекарство для страдающего тела. Не помогает одно, значит, нужно стараться найти другое. Правда, назначения должен делать опытный врач, а не соседка. И нет такого греха, который нельзя было бы исцелить.

И тут приходит милосердие Божие

Могут ли у человека быть критерии, чтобы оценить, лучше он стал или нет?

Наверное, такое осознание естественным образом приходит. И апостол пишет о том, что христиане должны иметь добрую славу даже от внешних.

Но есть такое мнение, и я с ним соглашусь, что вся цель наших духовных подвигов – прийти к пониманию, что мы вообще ничего не можем сами. Чтобы вверить себя в руки Христовы и сказать: «Господи, я весь твой и делай со мной все, что хочешь». Как тонущий в бушующем море апостол Петр, протянуть руки к Спасителю и воскликнуть: «Господи, спаси меня!» И тогда приходит милосердие Божие. И Господь показывает: Я люблю тебя таким, какой ты есть. И прощает не потому, что человек сделал что-то великое. Как блудницу и разбойника простил – совсем ничего они не сделали, не успели просто, никаких добродетелей у них не было. Это Его прерогатива – прощать, ничего не требуя взамен…

Подготовила Марина Богданова

Россия в XVIII веке Каменский Александр Борисович

9. Изменения в культуре, быту, духовной жизни

Изменения, происходившие в петровское время в повседневной жизни русских людей, их мировосприятии, самосознании, бытовом поведении, а также в культуре были обусловлены как целенаправленной политикой Петра I, так и опосредованным влиянием перемен в социальной сфере и политической жизни. Большое значение, как уже упоминалось, имело само изменение в самом начале периода реформ внешнего облика русского человека, сбрившего бороду и надевшего европейское платье, что качественно изменило его самовосприятие. Кардинальным образом изменился и образ жизни. Люди, вовлеченные в разнообразные мероприятия петровского времени, приобщались к новым, неизвестным прежде занятиям, им приходилось много передвигаться по стране, решать новые проблемы, иметь дело с новыми видами документов, в которых было необходимо по-новому выражать свои мысли. Важную роль сыграла предпринятая Петром лингвистическая реформа, начатая в 1708 г. введением так называемого гражданского шрифта для печатания книг светского содержания и приведшая к формированию нового литературного языка. При этом освоение и восприятие этого языка, его лексики, стиля, приемов изложения мысли имело идеологическое значение, ибо означало фактически положительную рецепцию всего комплекса петровских преобразований, поскольку человек начинал мыслить теми же категориями, что и сам царь. Принципиальное значение имело и строительство Петербурга, где было не только иное, на европейский манер организованное городское пространство; но и в сфере быта (планировки жилых помещений, интерьера, домашней утвари, рациона и культуры питания) все было иным. Такие изменения способствовали появлению у россиян новых повседневных практик и нового поведения в быту. По существу петровские реформы как бы создали новый мир с иной, радикально отличной от традиционно русской системой ценностей, образом жизни, нормами поведения, принципами взаимоотношений между людьми.

Самосознание русского человека, прежде всего дворянина, менялось и в связи с необходимостью получать светское, основанное на естественно-научном знании, образование. В петровское время в России появляются первые светские учебные заведения; активно печатается переводная естественнонаучная и философская литература; заводятся первые аптеки; основывается Кунсткамера - первый русский музей, также преимущественно естественно-научного характера; устраиваются театральные представления; начинает выходить первая русская газета «Ведомости»; в царских дворцах и садах звучит европейская музыка, устанавливаются привезенные из Европы скульптуры; устраиваются фейерверки и балы; основывается Академия наук. Царские указы предписывают дворянам собираться на ассамблеи и строго определяют правила поведения на них. Серьезные изменения произошли и в положении русской женщины, прежде всего, дворянки, становящейся в это время полноправной участницей светского салона.

Все это способствовало тому, что начавшееся с реформы календаря петровское время воспринималось современниками как действительно начало новой исторической эпохи. Перемены в жизни страны были столь стремительны и кардинальны, что породили острую рефлексию по поводу происходящего, выразившуюся, в частности, в появлении в тот период первых русских мемуаров, что также свидетельствует о начале процесса осознания самоценности человеческой личности, стремлении зафиксировать, сохранить для потомков не только свидетельства об исторических событиях, но и собственный жизненный опыт.

Вместе с тем перемены в сфере культуры и быта коснулись, прежде всего, дворянства и городского населения, в первую очередь, жителей крупных городов. В массе простого народа и в особенности в старообрядческой среде распространялись слухи о подмене царя «немцем», его поведение воспринималось как «антиповедение», а сам царь - как антихрист. Образ жизни основных масс населения, их система ценностей преимущественно оставались неизменными. Но и они оказывались вовлеченными в новые для себя виды занятий, были обложены новыми видами повинностей, привлекались к участию в разнообразных мероприятиях петровского времени, соприкасались с многочисленными иностранцами на русской службе, наблюдая их резко отличный от собственного образ жизни, манеру поведения и т. д.

В целом петровская эпоха стала временем начала формирования русского человека нового типа - рационального, динамичного, открытого к восприятию всего нового. Это было время утверждения в России светской культуры, формирования той культурной среды, которая сохранялась затем вплоть до революционных потрясений начала XX в. Но одновременно реформы Петра привели к культурному расколу русского общества, к возникновению противостоящих друг другу двух типов русской ментальности - традиционной, обращенной преимущественно в прошлое, и европеизированной, ориентированной на ценности европейской культуры. Можно говорить и о появлении двух различных культурных типов русского человека, для которых даже само историческое время текло с различной скоростью. Позднее этот трагический конфликт стал почвой для формирования русской интеллигенции, как особого социокультурного феномена, характерной чертой которого было обостренное восприятие культурного разлома русского общества и его социальных последствий.

Следует, однако, иметь в виду, что и для того социального слоя, которого петровские реформы коснулись в первую очередь и который затем стал источником новой культуры, эта трансформация была отнюдь не безболезненной и далеко не быстрой. Практически на протяжении всего XVIII столетия и в поведении, и в образе жизни, и в психологии не только рядовых русских горожан, но и европейски образованных дворян можно обнаружить причудливое смешение старорусских обычаев и привычек с новейшей европейской модой и самыми «передовыми» взглядами.

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 3. Церковь и кризисные явления духовной жизни общества В средневековом обществе церковь имела важнейшее значение, обладая духовной властью. Однако, сосредоточив в своих руках огромные земельные богатства, церковь и духовенство оказывали влияние на

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ПЕРЕМЕНЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Появление новых изобретений и технологий предвещало новые времена, но оно явилось, в свою очередь, порождением меняющегося отношения человека к миру, переноса внимания на более близкие, конкретные цели. Европейские народы в этот момент набрели

Из книги Ислам в Аравии (570-633) автора Большаков Олег Георгиевич

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

3. Развитие духовной жизни китайского общества после Синьхайской революции Обострение политической борьбы и обновление самого стиля политической жизни после Синьхайской революции сопровождались и существенными сдвигами в духовной жизни китайского общества. Они были

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Изменения в социальной и экономической жизни К середине XVII в. разруха и разорение «смутного времени» были в основном преодолены. Вместе с тем, «вся история Московского государства в XVII столетии развивалась в прямой зависимости от того, что произошло в смутную эпоху»

автора Коллектив авторов

СОБЫТИЯ И ПЕРЕМЕНЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЕВРОПЫ: ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ,

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

СОБЫТИЯ И ПЕРЕМЕНЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЕВРОПЫ: ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ, КОНТРРЕФОРМАЦИЯ Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Опыт исследования. М., 1996 (1-е нем. изд. 1860 г.).История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / ред. Л.М. Брагина. М., 1999.Конрад Н.И.

Из книги История Советского государства. 1900–1991 автора Верт Николя

Из книги Век Константина Великого автора Буркхардт Якоб

Глава 7 СТАРЕНИЕ В ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЕ АНТИЧНОСТИ Если кризис античности и проявляется где-то особенно ясно, то именно в тех сумерках язычества, которые мы в предыдущей главе стремились представить в их подлинных красках. Возникает вопрос: христианство не могло вдохнуть

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

51. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ЯПОНИИ «Закрытие» Японии сегунами для европейцев сделало преобладающими связи с Китаем. Многое было заимствовано японцами из китайской культуры и вообще из всей жизни китайского общества. Так, в Японии было налажено

автора Керов Валерий Всеволодович

1. Изменения в культурной жизни страны 1.1. Начало процесса десталинизации в культурной политике. Хронологически изменения в области культуры начались раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953–1956 гг. писатели И. Г. Эренбург, В. Д. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Изменения в культуре и общественном сознании 4.1. Литература и публицистика. «Перестройка» вызвала зарождение новых тенденций в культурной жизни людей, духовном состоянии общества. Важнейшей тенденцией стала переоценка исторического прошлого. Особую роль в этом

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

1.3.2. Первая и недолгая «оттепель» в духовной жизни Перемены в верхах и изменения во внешней и особенно внутренней политике не могли не вызвать определенные подвижки в общественных настроениях. В предыдущих параграфах уже говорилось о реакции населения на смерть Сталина,

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

5.2. Изменения в культуре дворянства Перемены во властных сферах, которые произошли в течение XV в., повлияли не только на политическую структуру страны, на культурный уровень, но отразились и в области материальной культуры. Король перестал быть самым крупным

Из книги Христианская Церковь в Высокое Средневековье автора Симонова Н. В.

Книга первая Наставления, полезные для духовной жизни Глава I. О подражании Христу и о презрении к миру и суете его1. Кто последует за Мною, – говорит Христос, наш Спаситель, – тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Такими словами призывает нас Иисус