Роман минин - самый дорогой молодой художник украины. Как художник из шахтерского городка стал продаваться на Sotheby’s Как можно ускорить этот процесс развития

14.06.2019

В 2015 году работа Романа Минина «Генератор донецкого метро» была продана на торгах Sotheby’s в Лондоне за $11 400. В 2016 году художник занял первое место в списке самых перспективных украинских художников по версии украинского Forbes. В интервью Bird In Flight Минин рассказал, как правильно украшать город, зачем нам нужна тотальная амнезия и почему он не уехал из Украины.

Роман Минин 35 лет

Украинский художник. Родился в Мирнограде (бывш. Димитрове) Донецкой области. Живет и работает в Харькове c 1998 года. Занимается живописью, стрит-артом, декоративным искусством, фотографией. Участник персональных и групповых выставок в Украине, России, США, Китае, Германии, Австрии, Великобритании, Польше. В 2013 году был номинирован на премию PinchukArtCentre. Последние годы занимается темой мифологизации жизни Донбасса и быта шахтеров.

Стрит-артом по депрессии

Над чем ты сейчас работаешь?

Сейчас я стремлюсь к реализации проектов своей мечты - в жанре монументального искусства с использованием современных технологий. Я хотел бы сотрудничать с программистами и делать виртуальное оформление городов, среду для дополненной реальности. Например, внедрять гиперссылки, которые видны в VR-очках. Надел очки - увидел динозавра, бегущего по городу, или ожившее дерево. Хочу внедрить элементы декоративного искусства - к примеру, построить большую стеклянную сферу из витражей. В реальности на такой объект нужны миллионы долларов - конечно, проще это сделать виртуально.

Это сильно отличается от того, что привыкли делать сейчас. Ты ведь знаешь о буме муралей (большие изображения на пластиковых панелях и фасадах зданий. - Прим. ред.) - у него много . Что думаешь об этом?

Это очень долгий разговор. К муралям я отношусь нормально. Стен у нас в Киеве и в Украине бесконечное количество, хватит абсолютно на всех. Меня приглашали сделать такую работу, но у меня не было на нее времени.

10 лет назад я активно занимался росписью стен и искал возможности для этого. Но тогда нужно было всех уговаривать. Сейчас уговаривать никого не надо, а надо фильтровать. Мурали - это хорошо, но не стоит всем давать кисточки и баллончики. Потому что иногда получаются абсолютно безответственные вещи, а нам потом с этим жить. К примеру, есть Пупкин Гаррисон, он известен в Канаде или еще где-то. Но я-то его знать не знаю. Он приехал и наваял «кучу» на стене, попивая пивко, а я должен на это смотреть.

Люди - носители депрессии. Причин для нее и так достаточно, а тут еще из окна видна какая-то абсолютно непонятная картинка, которую людям не объяснили и которую они не выбирали. Но ведь все люди хотят иметь хотя бы иллюзию контроля. Ее нам предоставляют всякие чиновники, на ней все и держится. Когда этой иллюзии не станет, люди поймут, что они не хозяева своей жизни, и будут реально жить в депрессии.

Люди - носители депрессии. Причин для нее и так достаточно, а тут еще из окна видна какая-то абсолютно непонятная картинка, которую людям не объяснили и которую они не выбирали.

Художник должен нести ответственность за действие, которое оказывает произведение искусства. Визуальное искусство работает медленно. Оно способно менять настроение людей, их состояние. При организации пространств в городе необходима стратегия, нужно задумываться, как это будет действовать на людей через пять лет. И нужно думать микрорайонами, а не отдельными стенами.

Я за альтернативу и за комплексное решение каких-то задач. То, что сейчас происходит в Киеве, - это позитивно. Все же большинство работ хорошие: из десяти картинок четыре будут спорными, а две - отвратительными. Это нормальный процесс. Но я не вижу, чтобы в Киеве эта задача решалась комплексно и стратегически: по кварталам, по микрорайонам. Все очень стихийно. Где какую стену удалось выхватить, на той и рисуют. Мне кажется, стоить пересмотреть стратегию, попробовать начать с маленьких городов.

Ты говоришь о том, что эти картинки могут нагонять депрессию. Мы и так живем не в самой веселой стране, и если спросить мнение человека с улицы, он скажет, что это красиво. Получается, что если рисунок визуально приятный, яркий, то все окей.

Шаурма на фотографии тоже выглядит красиво, и майонез красиво стекает. Но каждый день ими питаться не очень полезно.

Понятно, что «красиво» не может быть критерием.

Конечно. Критиковать то, что происходит в Киеве, не стоит. Нужно формулировать задачу и комплексно ее решать. Например, есть маленький городок. Закрылись все градообразующие предприятия, люди уезжают. Типичная ситуация. Кто любит копаться в земле, пошел ковыряться в огороде. Все. Город погружается в депрессию.

Простой прием для чиновников - создать иллюзию счастья в городе. Это всегда искусство. Праздники, салюты - самый удобный способ. Правда, мэры до сих пор не поняли, что салют - это дорого и быстро. Люди забудут о салюте уже на следующий день, как только пройдет похмелье. А за те же деньги можно разрисовать микрорайон, на который они будут смотреть несколько лет. КПД больше. И если трудоустроить людей и улучшить медицину [местный] чиновник не может, то в его силах создать иллюзию позитива.

Люди забудут о салюте уже на следующий день, как только пройдет похмелье. А за те же деньги можно разрисовать микрорайон, на который они будут смотреть несколько лет.

На чемоданах, но в Харькове

Как ты оказался на первом месте в списке молодых художников по версии Forbes?

Для меня это был сюрприз. Видимо, просто все совпало: моя активность, присутствие в медиапространстве, ритм появления новых работ. Получается, в определенный момент я стал интересен больше, чем все остальные в этом списке. Мне приятно, что это было голосованием разных людей, в основном связанных с искусством. Многие уважаемые мной люди проголосовали за меня. Я не сопротивляюсь - попал и попал.

Что дает эта первая строчка, с учетом специфики местного арт-рынка?

Стали ли у меня покупать картины? Нет, не стали. Она не является гарантией того, что мои работы будут покупаться. Потому что сейчас в нашей стране все думают о том, как отсюда свалить. Кто может - уже на чемоданах сидит давно и сегодня-завтра будет за границей. Какой смысл молодому коллекционеру покупать тут картины? Где он их будет хранить, если завтра соберет чемоданы?

А ты тоже на чемоданах сидишь?

Тоже. У меня здесь нет ни квартиры, ни машины, ничего, кроме семьи: жена и ребенок - только о них и думаю. Я все эскизы сохранил на жесткий диск, картины новые могу сделать. Фатализма у меня становится все меньше и меньше. Чем взрослее я становлюсь, тем больше хочу жить. Не хочется войны, хочется найти какое-то спокойное место, чтобы успеть реализовать как можно больше своих идей. У меня есть возможность уехать, и два года назад она была. Но я этого не делаю.

Какой смысл молодому коллекционеру покупать тут картины? Где он их будет хранить, если завтра соберет чемоданы?

Почему?

Потому что мне интереснее выполнять сложные задачи - например, из Харькова сделать что-то интересное. Мне очень нравится [внедряющаяся здесь] идея децентрализации, я вижу в ней смысл. И город интересный, классный, уютный, зеленый. Я бы хотел остаться здесь жить и развивать его.

У меня были возможности переехать в Италию, Америку, Россию. Я остался здесь. Но если опять начнется война, разруха, махновщина и хаос, то я, как и многие способные люди, буду вынужден уехать. Это нормально. Вопрос в том, что останется в Харькове? Не знаю. Выжженная земля и развалины.

Работы из серии «Гори все синим пламенем!!!» были отображением твоих фаталистических взглядов?

Фатализм, пофигизм тогда витал в воздухе. «Гори оно все синим пламенем!» - есть же такое выражение. Это был, по-моему, 2011 или 2012 год, я поехал в Донецк и сделал серию пейзажей. И я посмотрел на город и подумал: «Что здесь может быть завтра?»

Чтобы там появилось что-то новое, наверное, что-то [страшное] должно было произойти. Я это чувствовал. Вот этот страх перед тем, что скоро будет война, меня преследовал где-то с 2011 года.

И когда все случилось, я, конечно, внутренне инфантильно отвергал эту реальность. Я хочу, чтобы была возможность устроить всем тотальную амнезию, чтобы мы жили в мире. Потому что иначе нам еще лет 50, если не больше, остается только мстить друг другу.

Я хочу, чтобы была возможность устроить всем тотальную амнезию, чтобы мы жили в мире. Потому что иначе нам еще лет 50 остается только мстить друг другу.

Колесо образов

У тебя много завязано на теме шахтеров. Ты начал ей заниматься, потому что тебе это знакомо?

Просто я понял, что об этом я действительно могу что-то рассказать. Поэтому выбрал тему сознательно. Со временем я понял, что у меня хорошо получается, и начал прилагать к этому какие-то усилия.

Ты говорил, что ты создаешь свои работы в первую очередь для себя. Насколько это правда? Тебе реально неважно, что люди подумают, как они увидят твои работы, увидят ли?

Почему доктора экспериментируют? Они же в первую очередь для себя хотят изобрести какое-то новое лекарство. И уже потом хотят предложить его людям, зная, что оно поможет. Но если те привыкли пить анальгин, они откажутся от современного средства. Что будет чувствовать доктор? Пожимать плечами и говорить: «Ну, ребята, ладно! Не сейчас, так потом вы придете за альтернативой, потому что анальгин не от всего лечит. И вообще иногда вреден. Я подожду».

Может быть, то, что людям предлагает культурная политика в Украине, и восполняет какие-то потребности. Но потребностей у жителей Донецкой области вообще немного, их практически нет, поэтому самые примитивные усилия могут их закрывать.

Но есть люди, которым этого недостаточно. И когда человек начинает поиски альтернативы и находит, допустим, мое творчество или какого-то другого художника, у него есть два варианта: принять его или нет. Я знаю, что мое искусство, мои образы - работают. Но не для всех, это абсолютно нормально.

Другой вопрос - как правильно пользоваться художниками. Например, Марией Примаченко мы же пользуемся?

Национального героя сделали.

Национальный герой. Получается, наступит время, когда и мной будут пользоваться, и я бы хотел это еще проконтролировать. Мне бы хотелось быть полезным обществу. Пусть мной пользуются. Потому что искусство, пласт образов, которые я создаю, может олицетворять и ассоциироваться конкретно с моим родным краем, Донецкой областью.

Потом общество будет искать альтернативу моим образам в поисках какого-то нового художника. Это нормальный процесс, через который я бы хотел пройти. Я бы хотел попасть в это колесо сансары, перерождение системы образов в обществе.

Панно «Награда за молчание», 2015 год

Ты говоришь, что у жителей Донбасса культурная потребность невысокая.

Почему?

Потому что не является предметом гордости.

Культура не является предметом гордости? А что тогда?

Способность выживать в трудных условиях.

И это причина конфликта?

Одна из них. Люди гордятся разными вещами.

И что нам делать?

Менять предметы гордости.

А как? Надо находить общие предметы гордости? Что может стать таким предметом?

Пусть им станет хотя бы примирение. Какие у нас сейчас предметы гордости? Война и национализм. Но гуманизм тоже может быть предметом гордости. Просто пока на него не делают ставку.

Гуманизм тоже может быть предметом гордости.

Работа украинского художника Романа Минина была продана на Sotheby’s за 7500 фунтов стерлингов. Именитые аукционные торги Sotheby’s и Phillips уже не новость для Минина – украинские и зарубежные коллекционеры регулярно покупают его картины с молотка. И это далеко все, чем может похвастаться молодой художник из шахтерского города Димитров. Арт-блогер Евгения Смирнова побеседовала с Романом и рассказывает его историю.

“Когда я впервые отправлял работу на аукцион, то слегка перестарался с упаковкой – она была красивой, но оказалась тяжелой и не выдержала падения с высоты погрузочной конвейерной ленты в самолет. В итоге: упаковку разбили, раму круглой работы повредили, картину частично помяли, – вспоминает Минин. – Мне прислали фотографии прибывшей на аукцион работы и я, конечно, подумал, что первый блин комом. Но благодаря помощи друзей в Лондоне картину удалось отреставрировать. На торгах ее купил неизвестно кто, но главное, что действительно купил. Для меня это был нервный, но удачный опыт”.

О художнике

Роман Минин вырос в шахтерской семье в небольшом городе Димитров Донецкой области. Учился в Харьковской академии дизайна и искусств. Причем сразу, благодаря врожденному художественному таланту, попал на второй курс. Учеба в Харькове наложила свой отпечаток – Минина часто называют харьковским художником. Хотя, картины, прославившие его, посвящены горнякам – тем, кто окружал его с детства.

Работа Минина «План побега из Донецкой области» стала настоящим прорывом современного молодого украинского искусства на иностранных рынках, благодаря ей о художнике узнали за пределами Украины. Другая картина – “Практика большого взрыва” – в 2014 году была продана на аукционе Contemporary East Sotheby’s за $8200 и принесла еще больше лавров украинцу.

О творчестве

Если с красивыми упаковками для своих работ Роман Минин больше не экспериментирует, то в творчестве – проводит различные опыты. Помимо монументального искусства, ему близки стрит-арт, фотография, инсталляция.

“Сейчас работаю над витражами с искусственной подсветкой, пробую новые материалы. Это дорогие и технически непростые проекты. Вообще люблю заниматься сложными идеями», – признается художник.

При этом, отмечает он, многим художникам в Украине приходится приспосабливаться, использовать вещи под рукой или под ногами, которые удобно перевозить и легко продавать при минимальных затратах.

Но эта история уже не для Романа, ему близко иное искусство. «В прошлом я часто использовал материалы со свалки для своего творчества, но всегда мечтал работать с качественными материалами и монументальными проектами. Мне нравится расписывать стены, работать с большими плоскостями. Чем сложнее проект, тем мне интереснее. Когда мне доверяют непростые, дорогие проекты – вот это действительно драйв. Хотелось, чтобы подобное случалось чаще», – отмечает он.

Роману Минину не чужда творческая благотворительность – текущим летом-осенью он вместе со своими коллегами – Жанной Кадыровой, Таней Войтович, Алевтиной Кахидзе и группой GAZ в рамках проекта Small Heart with Art займется художественной росписью одного из корпусов главной детской больницы Киева ОХМАТДЕТ. Большие плоскости, сложная идея – все, как любит художник.

Об украинском арт-рынке

Роман Минин хвалит коллег и уверяет, что в Украине есть художники, которые могут составить достойную конкуренцию на международном рынке. Просто время сейчас не очень подходящее для развития внутреннего арт-рынка. Дескать, все заняты политикой, войной и другими более жизненными хлопотами. Никому особо дела нет до современного искусства.

«Когда я учился в школе, на рынке впервые появились жвачки. Но одно дело жвачки, которые пережевывали, клеили под парты и снова жевали. Другое дело – вкладыши. Их собирали, паяли книжки для их хранения, на них играли. Вот это был рынок!»

«Образно выражаясь: когда богатые люди будут покупать “дорогие жвачки” ради вкладышей, чтобы играть, обмениваться ими, тогда появится азартный арт-рынок. Сейчас в Украине столько проблем, что мало кто может позволить себе быть ребенком, играть публично в искусство, увлекаться этим. Это одна из причин скудности «флоры» и «фауны» украинского искусства, нам нужны соответствующие «климатические условия». До войны, конечно, было больше меценатов. Видимо, они все разъехались, ждут подходящего климата”, – подытоживает художник.

«Когда я вкладываю в проект свои деньги – это свобода, я ни от кого не завишу. Если бы я сотрудничал с различными грантовыми институциями, перед которыми нужно не только отчитываться, но и следовать определенным трендам, этой творческой свободы я бы не имел»

35-летний Роман Минин входит в топ-10 продаваемых украинских художников, и сегодня он — самый дорогой среди молодых мастеров и самый перспективный по версии Forbes. Его основная тема — мифологизация шахтеров и их быта, поскольку Роман из Донецкой области, хотя с 1998 года живет в Харькове, окончил там художественное училище и академию дизайна. Его выставки проходят в галереях Польши, Норвегии, Швейцарии, Италии, Британии. Его полотна есть и на мировых аукционах Phillips и Sotheby’s, а его работа «Генератор донецкого метро» была продана на последнем за $11 400. В прошлом году на конкурсе Art Prize в городе Гранд-Рапидс в США его витраж «Ковер обещаний» (16 х 24 м) попал в топ-25 из 1500 произведений. Советники Дональда Трампа во время его предвыборной кампании, маршрут которой пролегал через этот городок, посоветовали будущему президенту выступить на фоне мининского «Ковра», что он и сделал.

— Роман, как думаешь, почему помощники Трампа облюбовали твой витраж? «Ковер обещаний» — это то, что стелет своим избирателям любой политик?

— Не думаю, что пиарщики вникали в суть и название произведения: им понравилось, что оно яркое, привлекающее внимание. Обещание — инструмент манипулирования. Люди даже на войну идут не потому, что хотят кого-то убить, а им что-то за это пообещали. Обещания правят миром. Они должны быть, конечно, гипертрофированы, гиперболизированы и расцвечены яркими красками. Все политики что-то обещают, но, что касается Порошенко, он — чемпион в этом, настоящий маэстро невыполненных обещаний.

— Какая у зрителей была реакция на твою работу?

— «Вау!» А если объяснишь смысл, некоторые начинали плакать, ведь в центре «Ковра» окно в рай — то, что нам обещают после смерти. Я не хотел показать все, что у нас есть в Украине, изобразил только самое красивое — обещания. Было здорово, что в этом городке школьники вместо уроков вели дневники конкурса, брали интервью у художников и ставили баллы. В результате оценок детей я попал в тройку лучших. Но коммерческих предложений не поступило — они сильно ориентированы на своих, там надо жить: инвестиции вкладывают в долгоиграющий и стабильный проект. А «Ковер обещаний» купили потом в Лондоне на аукционе Phillips.

Картина "Ковер желаний". Фото: buyart.gallery

— Расскажи, как британская звезда стрит-арта Бэнкси тебе перечислил 1000 фунтов стерлингов?

— Ему понравилось мое произведение «Гомер с Гомером» (изображение на стене древнегреческого поэта, который, глядя в зеркало, видит там отражение анимационного Гомера Симпсона, — картина стала сетевым мемом. — Авт.). На тот момент я слонялся по Харькову в поисках работы и денег. Как вдруг написали помощники Бэнкси, что он заметил эту вещь и захотел напечатать ее на постерах. Предложили 1000 фунтов — я согласился. На эти деньги мы с семьей четыре месяца жили.

— А удалось ли монетизировать мировой интерес к искусству в Украине на волне политических потрясений?

— Не очень. $10-12 тысяч за картину — неплохо, но хорошо станет, когда в Украине полтора десятка художников будут получать за работу в среднем $100-200 тысяч. Сейчас у нас таких два-три мастера. Китай уже вышел на такой уровень. Сколько я ни зарабатываю, все вкладываю в проживание и свое искусство — до сих пор нет ни квартиры, ни машины.

— На Manifesta 11 в Цюрихе в прошлом июне ты разгуливал в костюме Чужого (кинетическая скульптура, сделанная для проекта «Свой Чужой» — это микс шахтера и чудовища из голливудских картин). Местная арт-общественность не слишком обращала на тебя внимание, но когда ты пошел в народ — был ажиотаж…

— Потому что у их кураторов и журналистов заранее расписано, на что и кого обращать внимание. Их арт-машина толкает строго своих. Им не слишком интересна Украина. Для Запада мы — страна третьего мира.


— Эмир Кустурица до войны был известен в Югославии, но только фильм «Андеграунд» о ней сделал его мировой звездой. У нас подобное может произойти?

— У меня в 2010 году была серия работ на эту тему «Сны о войне». Как я теперь понимаю, это были работы-предупреждения, сделанные на предчувствии грядущих трагических событий. Я еще на Майдане Чужого нарисовал, почувствовав, что происходит расслоение общества на своих и чужих. А сейчас, наоборот, я хочу абстрагироваться от всего этого, не желая спекулировать на этой болезненной теме. Власть ничего не делала все эти годы, чтобы как-то скрепить восток и запад страны. Не было идей и культурных программ.

— Твое искусство в какой-то мере и есть связующее звено между западом и востоком. Какой еще смысл ты вкладываешь в свои картины?

— Шахты закрывают, шахтерская профессия уходит в прошлое. Я хочу доказать, что жизнь моих земляков была не зря. Это касается и моих родителей. Они всю жизнь проработали на шахтах. И таких, как они, — целые города.

— То, что ты говоришь, очень противоречит современной политической установке той же декоммунизации...

— Я хочу создать сказку, но при этом не собираюсь обслуживать ничью идеологию, подстраиваясь под политическую конъюнктуру. Хочется творить что-то позитивное, новое, создавать будущее. Но у нас не любят вкладывать в проекты, которые мгновенно не окупаются, так чтобы за неделю можно было бы срубить бабла. На сегодняшний день в Украине нет ни одного государственного музея современного искусства.


— Кто тебя поддерживал в сложные периоды жизни?

— Моя жена — тоже художник, она меня понимает. А сын еще маленький, ему семь лет.



Художнику, фотографу, стрит-артисту, автору объектов и инсталляций Роману Минину подходит определение «широко известен в узких кругах». Несмотря на то, что он является заметным участником художественного процесса в Украине, работы художника принимали участие далеко не во всех масштабных выставочных проектах последних лет. Это связано с тем, что искусство Минина вызрело не на территории contemporary art, хотя сейчас безусловно является его составляющей, а скорее связано с художественной традицией. Кроме того, его этические воззрения часто находятся в оппозиции по отношению к моделям поведения и идеологическим нормам, принятым внутри художественного сообщества современного искусства. Не лишенный противоречий статус художника выделяется как на фоне художников-постмодернистов, мастеров старшего поколения, так и на фоне социально-критических художников-прагматиков помоложе, находится как будто в стороне и от «классиков», и от «критиков», стремясь таким образом к новому уровню мировосприятия.

Роман Минин известен, в первую очередь, как автор работ на шахтерскую тему. Художнику удалось создать не просто чрезвычайно масштабный цикл, но и своеобразную антологию шахтерской жизни. Образ шахтера является для Минина не просто символом, смысл которого имеет различный диапазон метафорических прочтений: от символа христианского подвига смирения до современной науки «Data Mining» - поиска информации в мире информации, а претендует на роль, как выражается сам автор, «антропоморфного архетипа». В то же время работы художника носят действительно остросоциальный характер, являются наглядной иллюстрацией эксплуатации человека в капиталистической рыночной системе. В 2008 году его выставку в Донецке закрыли с большим скандалом, местные чиновники тогда собственноручно снимали картины со стен Донецкой обладминистрации, сетуя на то, что Минин порочит «светлый образ» украинского рабочего.

Роман Минин

Сергей Канцедал Ты родился на Донбассе в семье шахтеров, как получилось, что ты стал художником?

Роман Минин У меня с детства были способности к рисованию, я много времени проводил за этим занятием. В школе все решили, что я художник, решили за меня — я для этого ничего не делал, но мне это было удобно, помогало мне в жизни и настолько гармонично прижилось ко мне, что я не сопротивлялся. Тем более, что я мог нарисовать все что угодно и в любое время года, независимо ни от чего. Единственное, что я не любил рисовать — это наколки.

- А просили?

Постоянно. В то время в Донецке очень активно развивались различные преступные группировки, в моем случае это были два местных объединения, и каждому нужно было выбирать, к какому из них ты принадлежишь, в том числе и мне. Но я ни с кем не бегал и никого не выбрал, потому что я - художник (смеется).

- А шахтеров ты как стал рисовать?

С раннего детства папа меня водил на шахту, показывал, что, как и зачем там работает. Наверняка он был уверен, что я буду шахтером и поэтому заранее мне все рассказывал. Я даже точно не знаю, в каком поколении я шахтер, но, как минимум, начиная от моих бабушек и дедушек все были шахтерами.

Не так давно был обнаружен в вещах моей покойной бабушки рисунок, на котором явно видно, что без угольного комбайна и шахтёров под землёй картина мира не складывается, с этим нужно родиться.


Детский рисунок. 1985

- А уже будучи в сознательном возрасте, когда ты впервые обратился к этой теме?

Первая работа про шахтеров появилась в 2004 году благодаря оранжевой революции. Я написал картину, где шахтеры сидели и рассматривали агитационные листовки, думая, за кого им голосовать, но чего-то не хватало. Тогда я добавил надпись: «В забой или в запой?». Получился и плакат, и картина, где достаточно примитивный рисунок дополнен текстом.

В забой или в запой?. Из серии «Шахтерский фольклор». 2007-2011

- Если я не ошибаюсь, именно из-за этой картины скандально закрыли твою выставку в Донецке? Почему?

Это был акт цензуры, рудимент коммунизма. После закрытия выставки были также заказные статьи, которым многие, как это ни странно, поверили. У нас люди охотней верят в "страшилки", что я, продав одну работу, могу кормить 12 шахтёрских семей целый год, и при этом обливаю их грязью — этот бред можно найти в интернете.

- А шахтеры как воспринимают твои работы? Им, конечно же, не нравится?

Конечно, нет. Потому что для, того чтобы шахтерам понравилось, нужно делать искусство не про шахтеров, а для шахтеров.

День шахтера. Из серии «Шахтерский фольклор». 2007-2011

- Какую роль для тебя играет традиция в искусстве?

Человек создал декоративные узоры, которые связаны с местом, где они созданы, и являются аутентичными, несут важную информацию, в которой я вижу что-то большее, чем просто квадратики и треугольнички — это язык даже не символов, а язык природы, язык древности. Глубже и умнее в изобразительном искусстве ничего нет.

Создание антропоморфного архетипа, которым я занимаюсь, есть тоже в чем-то фольклорная традиция. Я, к примеру, создаю архетип шахтера, потому что я родился на Донбассе. Если человек жил на маяке и всю жизнь рыбачил, его архетип будет с хвостом и плавниками (смеется) .


Последний бой за любовь. Из серии «Шахтерский фольклор». 2007-2011

- Для тебя шахтер — это не просто образ, это скорее символ, не так ли?

Это символ, которого нет. Но не мог же он исчезнуть с развалом СССР — люди остались, шахтеры остались, а символ что — умер? Получается, что я cвоим искусством искал этому символу своеобразный выход из сложившейся ситуации, в которой он оказался, ситуации потери ориентиров. Однако я хотел не просто дать ему новый толчок, но и придать ему более глобальное значение, сделать его архетипом космополитического характера.

Если бы я не видел людей, которые талантливы, но они шахтеры, я бы не занимался этим. Я вижу в этом подвиг христианского смирения и философский взгляд на жизнь, простое отношение к себе, которое можно противопоставить индивидуализму. Каждый фильм сейчас пробуждает в человеке это воспаленное Я, поиск счастья, несмотря ни на что, всеми возможными способами: делай, что хочешь, но ты просто обязан быть счастливым. К шахтерам это не относится, они, как мне кажется, не обладают этим воспаленным Я.

- Вспоминается Андрей Тарковский, который говорил, что «в жизни есть вещи важнее, чем счастье».

Да, можно даже сказать, что шахтеры приносят себя в жертву. Дело в том, что раньше личное счастье каждого складывалось в общак. Я говорю об этом без ностальгии, просто хорошо, когда имеются такие социальные отношения между людьми, и человек готов жертвовать чем-то ради общего блага.

Если посмотреть первую часть фильма Владимира Молчанова «Забой», снятого в начале 90-х годов во время так называемых «шахтерских революций», то там шахтеры выглядят полноценными членами общества. Они борются за свои права и никого не боятся. Во второй части, снятой недавно, шахтеры запуганные и всего боятся, они как будто стали рабами. Получается, что тогда они не были рабами, а сейчас стали.

Из серии «Символ веры». 2010

Ты не считаешь, что ситуацию, в которой оказались шахтеры в Украине, нужно критиковать, используя искусство как инструмент борьбы?

В период, когда я работал над серией картин «Шахтерский фольклор», я был исполнен любви больше, чем сейчас, хотел скорее оправдать действия шахтеров. Если они так живут, значит в этом есть какой-то смысл, я пытался найти этот смысл и полюбить то, что они делают. А серия фотографий «Гори все синим пламенем» или «Donetskus bacillus» представляет собой уже более критический взгляд на происходящее, здесь мне хотелось создать эстетическую картинку, но с более проявленным политическим подтекстом.

Из серии «Гори все синим пламенем». 2012

Давай проследим хронологию «шахтерского цикла». Получается, что от достаточно традиционных в формальном решении, не лишенных повествовательности масштабных живописных картин «Шахтерского фольклора» ты пришел к художественному обобщению работ серии «Символ веры», где образ шахтера cтановится более символичным?

В серии «Символ веры» образ шахтера приобретает ярко выраженный сакральный характер, становится конкретным символом, символом веры, не религии, а именно веры.

Из серии «Символ веры». 2010

Потом ты стал работать над проектом «План побега из Донецкой области», в котором обращаешься не только и не столько к образу шахтера, сколько к необычайно актуальной в последнее время для Украины теме побега, что заставляет рассматривать данный проект в некотором смысле обособленно от цикла работ на шахтерскую тематику. Ты так не считаешь?

Да, тема побега более интернациональна.

- Не мог бы ты обозначить границы этого проекта?

Их нет. Самая главная работа — это диптих «План побега из Донецкой области», состоящий из двух многофигурных графических композиций. Данное произведение несет в себе основную идею проекта, которую нужно донести до зрителя, что сейчас сделать очень непросто, потому что присутствует много отвлекающих моментов. В этом смысле тиражирование данной работы помогает мне в этом. Остальные работы проекта скорее сопутствуют ей, помогают сделать так, чтобы зритель попал в другую реальность, в донецкую реальность.

План побега из Донецкой области. 2012

А как насчет эпатажа? В рамках проекта «План побега из Донецкой области» ты предлагал донецким «фараонам» устроить пышные похороны в терриконах, для чего и создал эскизы саркофагов, которые показал на выставке.

Саркофаги — это не эпатаж, эпатаж — это сделать трехметровый шар из навоза и, одевшись в костюм жука, катить его на Киев (смеется).

Эскизы саркофагов для донецких фараонов.

- «План побега из Донецкой области» не лишен мистификаций, чего только стоят зашифрованные надписи...

В детстве я очень любил шифровать буквы и придумывать язык, который никто не понимал, это классная и интересная игра. А план побега у каждого — свой, и поэтому должен быть секретным, вот я и зашифровал его, хотя на самом деле по сложности — это первая степень шифровки и при желании тексты в работах легко поддаются прочтению.

Из проекта «План побега из Донецкой области». 2012

Можно с уверенностью сказать, что ты занимаешь в некотором смысле обособленное место в контексте актуального искусства, оставаясь как-будто в стороне от процессов, в нем происходящих?

Да, я считаю, что такая позиция в некотором смысле более крепкая. Когда в XVII веке корабли, груженые картинами, плыли захватывать колонии от имени католической церкви, уже в то время искусство обслуживало какую-то власть, в данном случае религию. Так было всегда. Сейчас не исключение, может кто-то об этом не догадывается, но я это знаю и не забываю об этом никогда. В таком случае я хочу играть в эту игру не то чтобы по своим правилам, но по крайней мере не по их правилам.

В социально-ангажированном искусстве, например, существует много собственных правил, а также интересных приемов и находок, художественных, но, в первую очередь психологических, которые можно позаимствовать. Сейчас психология стала играть ведущую роль в современном искусстве, современное искусство — это коктейль, и от того, сколько мы туда нальем политики, психологии и художественных находок, зависит результат. Я тоже использую приемы такого коктейля, однако мне интересно сделать какой-то свой коктейль. Это легко можно объяснить с помощью метафоры. К примеру, открылся новый бар на углу, где готовят коктейль, в который входит водка, кофе и молоко. После этого в городе открывается еще несколько таких же баров, где готовят такой же коктейль. Потом еще и еще, в эти бары ходит большое количество людей и коктейль пользуется популярностью. Однако мне интересно готовить коктейль по своему рецепту, самому встречать пусть не многочисленных, но постоянных клиентов, быть уверенным, что им нужно именно то, что делаю только я. Этот подход во многом перспективней.

Из проекта «План побега из Донецкой области». 2012

Ты также один из тех художников, который не комплексует по поводу любви к рисованию, хоть это сейчас и, мягко говоря, уже не модно?

Это у нас не модно. Проблема в том, что мир очень большой и то, что не нужно у нас, не всегда не нужно вообще. В мире есть куча людей, которые хорошо рисуют, у нас не понимают, что на каждое искусство есть свой зритель. Мы постоянно думаем, а что же правильно в искусстве? Да все правильно, делайте все. Хотите делать современное искусство, делайте, но не мешайте ребятам с этюдниками. Это совершенно другой вид спорта, почему не конфликтуют футболисты и теннисисты, они дружат, потому что они занимаются разными видами спорта, а у нас везде присутствует двоичность, это хорошее, а это плохое и т.д.

- В твоих работах про шахтеров много отсылок к христианству. Насколько шахтеры религиозные люди?

Шахтеры религиозные, потому что атеистов в окопах под огнем не бывает. Однако я лучше бы назвал их не религиозными, а верующими. То, что вера нужна, — в этом нет сомнений, а вот с религией спорный вопрос. Если сравнить, к примеру, францисканцев и бенедиктинцев, первые больше похожи на верующих, а вторые на религиозных. Я могу говорить об этом, потому что я несколько лет занимался росписью храмов и видел церковную жизнь изнутри, видел много хорошего и много такого, про что даже рассказывать не хочется.

Эскиз росписи мемориального комплекса, посвященного погибшим шахтерам. 2008

- В последнее время ты активно занялся фотографией…

В фотографии мне нравится балансировать на грани реальности и иллюзии, которую я привношу в нее с помощью изображений, которые наношу на пленку. Получается, что это и не реальность, и не картина, а что-то среднее, я бы даже сказал что-то третье, что получается в результате этого соединения.

- А харьковская школа фотографии оказала на тебя какое-то влияние?

На меня она повлияла в смысле полной свободы с работой над изображением, я апеллирую к ней не как фотограф, а скорее как художник. В этом смысле она, конечно же, оказала на меня воздействие, показала, что фотографию можно использовать совершенно по-разному.

Из серии «Donetskus bacillus». 2012

Также ты известен как стрит-арт художник, но, насколько я знаю, ты хотел бы прежде всего иметь возможность реализовывать масштабные монументальные росписи про шахтеров в городском пространстве.

Как говорил Пушкин, «Прекрасное должно быть величавым». Моей давней мечтой является создание синдиката муралистов Украины, усилия которых можно было объединить для того, чтобы заниматься масштабными росписями в публичных пространствах. Кроме того, я просто очень люблю монументальное искусство, мне нравится работать с масштабными многофигурными композициями, но, к сожалению, реализовать такие проекты в Украине очень сложно.

- А сколько работ с шахтерами тебе все-таки удалось реализовать?

Несмотря на то, что у меня было много возможностей рисовать шахтеров на стенах, я этого не делал, поскольку не видел для них подходящего контекста. Например в Харькове, где я сделал много работ во время стрит-арт фестивалей, на мой взгляд, такому символу не место.

Гомер. 2010

Прокомментируй ситуацию, сложившуюся вокруг фестиваля стрит-арта и с харьковским стрит-артом вообще (может, правильнее назвать это мурализмом). С одной стороны власть перестала давать разрешение на росписи стен, а с другой — в среде некоторых представителей харьковского арт-сообщества сложилось негативное отношение к стрит-арту. Не мог бы ты прокомментировать эту ситуацию?

Как показывает опыт революций, не нравится всегда меньшинству. Однако, когда меньшинство говорит, складывается ощущение, что это исходит от масс. На самом деле в этом нет массового явления, а протест против харьковского стрит-арта исходил от нескольких людей, которые находятся «у руля» массовым сознанием в медийном пространстве современного искусства. То, что это происходит — на самом деле хороший знак, это говорит о том, что харьковское стрит-арт-движение набрало весомости, привлекая внимание людей, которых оно в какой-то степени даже потеснило в информационном пространстве, и они пытаются этому воспротивиться, что само по себе нормально.

Странник. 2011

Дальше ничего. Можно сказать, что в итоге никто не победил, если в данном случае вообще уместно говорить о победе. Ни те художники, которые выступали с критикой, потому что больше стрит-арт в Харькове не развивается и нет повода для разговоров в интернете. Ни художники, которые способствовали развитию этого движения и которые не получили в дальнейшем площадки для самореализации. Ни, тем более, власть, которая, санкционировав сверху закон, в связи с которым каждый эскиз должен быть ею одобрен, не получила новых идей, которые могли бы прийти на смену композициям с цветами и пейзажами старого Харькова. От разобщенности по данному вопросу на самом деле не выиграл никто, а только было потрачено время. За это время мы могли изменить город, чтобы он куда-то двигался, чтобы появлялись новые работы, которые могли бы опять-таки мобилизировать художников не просто к разговорам в интернете, а к действиям. Так или иначе, фестиваль стрит-арта, и данная ситуация это только подчеркивает, был определенным мотиватором — для кого-то в одном смысле, для кого-то — в другом.

Я признаю свою ошибку в том, что я неправильно назвал фестиваль, нужно было назвать его не фестивалем стрит-арта, а фестивалем мурализма, но я отталкивался от того, что это фестиваль уличного искусства, в котором должны были принимать участие не только художники, просто «подтянулись» только художники. Я говорил о стрит-арте не как о форме социального протеста, а как об уличном искусстве, о мурализме, для которого характерным является не нелегальный принцип, а работа с помощью специальных приспособлений и строительных лесов.

Из серии «Лузерам снится война». 2010

- А табу в искусстве для тебя, в первую очередь, с чем связаны?

Не бить зрителя ниже пояса. Когда ты, например, показываешь фаллос зрителю, то это чистая физиология, независимо от того, кто этот человек, это всегда работает. Такие приемы психологического удара я сознательно не использую, потому что считаю, что это нечестно. К примеру, перформанс Марины Абрамович, когда она сидела напротив зрителя и смотрела ему в глаза, это тоже чистая физиология, а точнее воздействие на нее. Я художник другого жанра. На украинский изобразительное искусство переводится как «образотворче мистецтво», это очень хорошая формулировка и она мне подходит, мне нравится создавать образы, а не вырывать из человека душу.