Воздушные гимнасты, акробатика. Один день из жизни воздушных гимнастов

22.04.2019

Воздушные гимнастика в нашей студии представлена следующими направлениями: Воздушные полотна (Aerial Silks) и Воздушное кольцо (Aerial Hoop/ring/lyra). Оба эти снаряда Вы можете освоить в рамках одного урока. В нашей школе Воздушную гимнастику преподают педагоги-универсалы. Полотна или кольцо - выбор за Вами! Места в группах ограничены - до 12 человек и до 6 человек на одного тренера, т.е. при записи более шести человек на уроке присутствует два педагога. Высота потолка в нашем зале - 6 метров, что позволяет отрабатывать сложные комбинации трюков.
Есть взрослые группы и группы для детей от 5-ти лет.

одежда для Воздушной гимнастики (воздушные полотна и воздушное кольцо):

  • лосины
  • гимнастический комбинезон, боди или футболка с длинным рукавом
  • носочки
  • гетры

Студия воздушного эквилибра на полотнах в Москве

Гимнастика зародилась еще в Древней Греции и являлась системой физических упражнений для всестороннего физического развития и совершенствования тела человека. Само же слово происходит по одной из версий от слова "гимназо" - обучаю, тренирую, либо от слова "гимнос" - обнаженный. ВОЗДУШНАЯ гимнастика, как жанр, зародилась с появлением Цирка. Первым воздушным аппаратом (снарядом) стала Трапеция в каче. С популяризацией цирка развивалась и воздушная гимнастика, придумывали всё больше и больше реквизита для воздуха. На сегодняшний день существует множество различных снарядов, поднимающих под купол смелых гимнастов. Самыми популярными стали стали воздушное кольцо (aerial hoop, aerial ring, aerial lyra) и воздушные полотна (aerial silks). Отчасти благодаря развитию Pole dance-сообщества и открытию множества школ акробатики на пилоне, воздушная гимнастика вышла за пределы циркового манежа. Сегодня и ты можешь взлететь ввысь, подобно греческим богиням! Это доступно КАЖДОМУ! Так же как и в Pole Dance - можно начать в любом возрасте, с любой изначальной физ подготовкой. Появились независимые федерации по воздушной гимнастике, которые организуют различные соревнования и фестивали.

В полете каждый человек сможет ощущать себя свободно и легко. Воздушная гимнастика помогает убрать какие-либо границы и парить в воздухе. Так называемые невидимые крылья дают возможность летать без усилий и чувствовать счастье и добро.

Воздушная гимнастика

В основном такая разновидность спорта используется в цирковых номерах. Помимо полотен, популярной является и воздушная гимнастика на кольце. Для такого варианта требуется больше дополнительной подготовки и профессионализма. Совмещение полотен и кольца выглядит довольно интересно. Но ведь это только для зрителя, а сам гимнаст вкладывает слишком много усилий в это дело.

Как вы уже поняли, к данному жанру относятся номера, где присутствуют снаряды и аппараты, подвешенные на определенной высоте. Есть варианты с раскачивающимися движениями, а также с поднимающимися и опускающимися трюки на полотнах выглядят достаточно интересно как для взрослых, так и для детей.

Данный вид спорта требует определенной точности и концентрации. Тут обязательно нужно хорошо владеть собственным телом и не допускать никаких ошибок. Гимнасты очень рискуют, так как могут получить действительно большую травму с последующими осложнениями, а в некоторых случаях возможен летальный исход. Поэтому без нужного уровня подготовки не стоит пытаться выполнить трюки, предназначенные для более опытных спортсменов.

Сама воздушная гимнастика улучшает навыки и способности человека среднего уровня и удивляет простых людей. На вид это просто что-то нереальное и не выполнимое, как говорят многие зрители. Жанр на данный момент является самым зрелищным и завораживающим. Ловкость и смелость - главные черты спортсменов, которые в самую первую очередь и должны удивить обычных людей.

Воздушные полотна

Конечно же, как и любой другой спорт, воздушная гимнастика с полотнами имеет собственный стандартный снаряд. Полотна создаются из достаточно плотного материала, а их длина составляет около 9 метров. В большинстве случаев длина определяется по высоте нужного помещения. Они имеют особенную систему крепления, которая позволяет довольно хорошо держаться на потолке во время исполнения каких-либо рывков, сильных раскачиваний и так далее. Плотность ткани хорошо удерживает вес гимнастов и, соответственно, подбирается отдельно для каждого. Акробатические и гимнастические элементы выполняются спортсменами профессионально на своем уровне.

Сами полотна могут состоять как из обычного материала, так и из тянущегося. Не тянущийся используется для трюков начинающих гимнастов, а вот второй вариант создан уже для более опытных. Выбор полотен очень важен для гимнастов. Тут должны быть определенные критерии:

  1. Приятность к телу, ткань не должна вызывать раздражения или аллергических реакций.
  2. Скольжение должно быть в меру. Слишком скользкие материалы усложнят выполнение трюков.

Подготовка

Определенная подготовка нужна в совершенно любом виде спорта. Конечно же, в этом нуждается и воздушная гимнастика на полотнах. Фото начинающих гимнастов и профессиональных имеют определенные отличия в сложности и выполнении трюков. В этом деле начальная подготовка имеет особое значение и без нее никак не обойтись.

Для начала следует уделить внимание выбору студии или школы, в которой гимнаст будет заниматься. Преподаватели - это цирковые артисты, профессиональные гимнасты и так далее. Каждый тренер самостоятельно обязан найти подход к каждому будущему гимнасту, учитывая все его особенности, способности и самое главное - желание заниматься.

Высота потолков в помещении учебных заведений должна быть более 3-х метров. Только лишь такая высота может гарантировать безопасные тренировки для взрослых и детей. Также обязательно должны присутствовать специализированные маты в каждом из помещений. А для того чтобы профессионально оттачивать мастерство, на стенах необходимы зеркала.

Положительные стороны

Спортсмены, для которых частью жизни стала именно воздушная гимнастика, фото имеют необыкновенные. Это могут быть как кадры с обычных тренировок, так и с выступлений. Каждому человеку понравятся запечатленные моменты каких-либо трюков, а особенно когда делает их профессиональный фотограф.

Определение воздушной гимнастики ассоциируется в первую очередь с изяществом, искусством, грацией, утонченностью и гибкостью. Благодаря трюкам и упражнениям каждый гимнаст усиленно работает над собственными мышцами, укрепляя их и образуя рельеф. Спинные мышцы растягиваются с течением времени, а вместе с этим приходит и отличная растяжка всего тела.

Привлечение людей

Воздушная гимнастика притягивает к себе зрителей чаще всего именно в цирке. Тут показываются шикарные полеты над куполом, которые вызывают восторг у зрителей. А многогранность самого жанра воздушной гимнастики удивляет людей.

Еще с середины 19-го века посетители цирковых представлений обратили внимание на подобные трюки, а в наше время все больше людей мечтают повторить все увиденное самостоятельно. Полотна сейчас наиболее востребованы, поэтому множество обычных гимнастов желают испытать собственные силы в воздухе.

на полотнах

Существует также воздушная и она пользуется не меньшей популярностью. Эти занятия дарят детям незабываемые впечатления, они заставляют поверить в чудеса и бесконечность собственных возможностей.

Конечно же, в эти занятия, как и во взрослую программу, обязательно входит разминка перед началом выполнения трюков. Групповые занятия позволят не только получить поддержку остальных, обрести новые знакомства, но и изучить дополнительные трюки, где задействованы несколько человек. Уверенность в себе прибавляется с каждым новым занятием, а страх и стеснительность отступают все дальше.

Комфортные и безопасные тренировочные залы присутствуют практически в каждом гимнастическом центре, но все же выбирать нужно тщательно. Критерии точно такие же, как и для взрослых. И тогда не только ребенок, но и родители получат немало положительных эмоций.

Воздушная гимнастика на полотнах - изящное цирковое искусство исполнения акробатических номеров на двух подвешенных полотнах, постепенно перекочевавшее в спортклубы. Научиться парить под потолком сейчас может не только артист цирка, но и любой желающий.

История воздушных полотен

Считается, что трюки, подобные современным элементам гимнастики на полотнах, впервые стали выполнять акробаты в Средневековом Китае. Но вместо тканевых полотен они использовали кожаные ремни. В Европе полотна стали популярны не так давно - всего около 100 лет назад. Почему же сегодня так распространены воздушные полотна? Цирк дю Солей (всемирно известное цирковое шоу) внёс свою лепту в популяризацию воздушной гимнастики. Каждые несколько лет дю Солей выпускает новое шоу удивительной красоты. И обычно в каждом из них задействованы исполнители трюков на полотнах.

Секрет популярности

Полотна становятся всё более популярной альтернативой занятиям другими видами спорта и танцами. Такая гимнастика задействует не только ваше тело. Для того чтобы совладать с тканью, узлами и обмотками на высоте 10 метров от пола, вы должны обладать также трезвым умом, чистым сознанием и хорошей координацией. Если в номере что-то идёт не так, воздушный акробат должен суметь быстро отреагировать и моментально принять решение, как действовать дальше.

Занятия на воздушных полотнах комплексные, то есть позволяющие хорошо проработать все мышцы тела. Регулярные тренировки обеспечивают общий тонус тела и придают фигуре заметную подтянутость. Работая с полотнами, вы обязательно похудеете - организм будет сам стремиться к тому, чтобы сбросить весовой балласт, который мешает точнее группироваться и легче взбираться наверх по полотнам. Однако это подействует, только если заниматься постоянно и без перерывов.

Особое влияние эти занятия оказывают на мышцы рук. Воздушные гимнасты должны быть сильными, чтобы суметь удерживаться на полотнах. Бонусом к достижениям при регулярных тренировках является также укрепление вестибулярного аппарата (от привыкания к раскачке на полотнах перестаёт укачивать в транспорте) и потеря страха высоты - к ней попросту привыкаешь.

Что нужно для занятий

Первым делом вам понадобится найти школу, ведь воздушные полотна - это не тот снаряд, который можно запросто держать дома. Для работы с полотнами нужны высокие потолки - от 4 метров. Даже если вы захотите повесить полотна у себя в обычной квартире, то просто не сможете выполнять многие сложные элементы с падением - не хватит высоты.

Для тренировки на полотнах важна техника безопасности. Сами полотна должны быть качественно выполнены и закреплены. Обязательно нужны спортивные маты для подстраховки. Лучше, если в школе будут зеркала - так вы сможете отточить точность выполнения элементов.

Также при поиске школы обратите внимание на квалификацию тренеров, изучите их биографию, посмотрите выступления, чтобы выбрать себе наиболее умелого и подходящего по духу. Важно, чтобы тренеры не гнались за количеством людей на тренировке - если в группе больше 6-7 человек, то уделить всем внимание будет весьма сложно.

Форма одежды для занятий на полотнах - обычно майка и леггинсы. Также это может быть цельнокроеный комбинезон. Вспомните о пол-дэнсе. При всей схожести элементов, есть существенное отличие. Если при занятиях на пилоне одежда должна быть минимальной, чтобы не мешать сцеплению с пилоном, то здесь всё наоборот - форма максимально закрывает кожу, потому что иногда полотна могут "обжечь", резко размотавшись.

Элементы гимнастики с полотнами

Динамические элементы - это скольжения, перевороты, кувырки, обрывы. Эти техники требуют большего мастерства и сноровки в работе с полотнами, чем статические. Например, обрыв - это искусство, обмотавшись полотном, раскрутиться так, чтобы замереть висящим на определённой высоте.

Йога в гамаках

Отдельной вариацией занятий воздушной гимнастикой на полотнах является йога в гамаках или, как её ещё называют, антигравитационная йога. Можно назвать её более мягким видом занятий с полотнами, ведь если последние подразумевают выполнение акробатических трюков с максимальной зрелищностью, то йога призвана исключительно оздоровить ваш организм с помощью определённых упражнений - асан. Использование гамака создаёт дополнительную опору и помогает сделать многие из асан мягче и безопаснее, что и отличает данный вид йоги от других. Часто занятия йогой на полотнах выбирают для восстановления после долгой болезни.

Особые ощущения возникают при выполнении медитаций в гамаке. Ведь если закрыть глаза, сидя в покачивающемся гамаке, то появляется ощущение невесомости, которое можно сравнить с дрейфованием на волнах. Такая практика приносит чувство гармонии и успокоения.

«Что бы ни происходило, в день я должна сделать не меньше 50 приседаний»

Елена Бараненко

Я служу в Большом Московском государственном цирке уже много лет. Мои родители были цирковыми артистами. С самого детства я принимала участие в номерах, училась дрессуре животных, жонглированию, а когда стала чуть постарше, родители отдали меня в хореографическое училище. Поэтому я во многих жанрах что-то могу. Лет семь назад мы дурачились с подругой, воздушной гимнасткой, на манеже во время репетиции, и она попросила меня сделать некоторые элементы, у меня стало многое с ходу получаться, потом мы попробовали сделать вместе пару движений и выяснили, что у меня есть склонность к этому жанру. С тех пор мы стали тренироваться вместе и уже лет шесть как выступаем под куполом.

День своего первого выхода на арену с воздушным номером я помню очень хорошо. За час до выхода я нечаянно сбрила себе брови и чувствовала себя ужасно. Я очень волновалась в тот день, не находила себе места в гримерке. Подумала, что нужно подстричь их перед выступлением. Не подходя к зеркалу, провела машинкой по бровям, а насадку надеть забыла. А потом подошла к зеркалу и увидела все великолепие. Этот инцидент меня расслабил. Я нарисовала себе две линии на месте, где раньше росли брови, и пошла выступать.

Мы работаем без страховки. Иногда во время выступления страх такой берет, что ужас! Я стараюсь его перебарывать. Меня успокаивают мысли о том, что олимпийским спортсменам сложнее, чем нам: у них дикий прессинг и ответственность в разы больше. Когда ты на вершине каната, тебе прикольно. Но иногда бывает очень страшно.

Относительно выступлений на арене у меня много суеверий. Может быть, это из-за того, что у меня на арене погибла мама. Они с папой тоже работали в жанре воздушной гимнастики. Однажды во время выступления оба сорвались, папа выжил, а мама умерла. Ей тогда было 33 года, мне - 9. После смерти мамы папа сначала строго запрещал мне выступать в цирке, какое-то время я слушалась. Но в цирк нельзя прийти, влюбиться и уйти. Если ты проникся этой жизнью однажды, то уже не сможешь бросить вот так, по чьему-то приказу.

Я всегда перед выступлением проверяю всю технику, подвеску, люблю безопасность. Хотя от судьбы не уйдешь. Ведь риск и смерть - это тоже часть жизни, особенно если мы говорим о воздушной гимнастике. Когда я выступаю с лошадьми, перед выходом я обязательно глажу лошадку по носу: мне кажется, так она успокаивается. Если у меня что-то не получается несколько раз, я делаю пируэт, этакий маленький ритуал на удачу. Перед номерами в воздухе я всегда читаю «Отче наш» и целую свой крестик. Когда приезжаю в новый цирк, перед выступлением отправляю воздушный поцелуй в сторону манежа. Еще я целую булавы, которыми жонглирую: я благодарна своему реквизиту и партнеру и пытаюсь создать положительную атмосферу вокруг. Кстати, у меня есть еще один пунктик: что бы ни происходило, я в день должна сделать не меньше 50 приседаний.

Мне важно быть в хорошей спортивной форме не потому, что это дань моде, а потому, что от этого зависит моя жизнь. Кроме того, мне необходимо красиво выглядеть, я же артистка. Я увлекаюсь здоровым питанием. С вечера завариваю себе имбирь, утром пью. Обязательно с вечера заливаю семена чиа кефиром и кладу в холодильник, утром добавляю туда цветочную пыльцу, тыквенные семечки, фрукты. Также я перемалываю себе семена льна и пью спирулину. По утрам еще часто употребляю масло авокадо, масло миндальных и грецких орехов и съедаю кусочек хлеба со сливочным маслом: это полезно для кожи. У меня низкое давление, поэтому я еще обязательно утром пью зерновой кофе. Еще я недавно прочитала, что помидоры и огурцы не усваиваются желудком, поэтому теперь стараюсь избегать их. У нас в цирке очень вкусная столовая. Стараюсь есть простую пищу, но качественную. На обед беру суп, котлеты из печени, салат из моркови. К концу дня очень устаю, поэтому заезжаю в супермаркет, покупаю мытую траву, туда брызгаю оливковое масло и с удовольствием ем. Могу себе позволить вино в хорошей компании или даже коньяк зимой. При этом я большой противник курения. Покупаю еду на рынках выходного дня, потому что там все вкусное и свежее. На тренировки всегда беру с собой гематоген, потому что в нужный момент он придает сил. В качестве перекуса могу употребить яблоко, кофе с горьким или молочным шоколадом. Если честно, я сладкоежка. Если я увижу по пути домой пирожное, я приду домой, буду думать о нем, потом вернусь за ним, куплю и съем, а потом буду приседать, пытаться избавиться от этих калорий. У меня раньше было малокровие, поэтому я часто ем говядину и баранину, кроме того, мне они очень нравятся по вкусу в отличие от остальных видов мяса.

В первый раз я вышла на манеж в 14 лет: выступала с номером, где жонглировала на лошади. Сейчас помимо номеров в воздухе выступаю с жонглированием булавами и дрессированными попугаями (это мои любимые птицы). Мои папа и брат тоже работают в цирке.

«Аскольд Запашный подходит ко мне каждый день и говорит: «Прекрати жрать»

Елена Петрикова

Я вышла на манеж в 5 лет в репризе у клоунов. А работать в жанре воздушной гимнастики начала в возрасте 14 лет, хотя официально это можно делать только с 18. Но больно хорошо у меня получалось, и поэтому Мстислав Запашный добился того, чтобы мне позволили выступать раньше положенного. Я выступала с номером на канате (корд-де-парель) на высоте 15 метров - первая и единственная в этом возрасте абсолютно без страховки.

Не знаю, почему выбрала этот жанр: я очень боюсь высоты, на каруселях меня укачивает, не могу смотреть вниз даже с балкона пятнадцатого этажа. Изначально мы с папой делали пару в акробатическом номере, выполняли стойки разные. А однажды мы приехали во Владивосток на слет самодеятельных цирков - и я увидела выступление одной девочки, которая работала в жанре корд-де-парель, и она меня восхитила. Я достала папу, он тут же пошел в порт, добыл мне канат с какого-то корабля. Девочка на том выступлении так непринужденно выполняла свой номер, что я думала, мне это тоже не составит труда. И вот я ухватилась руками и ногами за канат и замерла - вообще не могла ни одного раза подтянуться, не то что летать на нем. У меня было такое разочарование: я-то думала, сейчас залезу и сразу полечу. В итоге я потратила полтора года и наконец подготовила восьмиминутный номер в воздухе.

В то время я еще училась в школе. В 5 утра я приходила на репетицию в цирк, отрабатывала другой номер с лошадьми, потом шла в школу, приходя из нее, репетировала совместные номера с папой, потом снова номера с лошадьми, потом обязательно посещала балетный мастер-класс, потому что Мстислав Запашный следил, чтобы все артисты посещали занятия по хореографии, потом был перерыв и уже часа в два ночи при свете лампочки, когда все расходились по домам, мы с папой репетировали мой сольный номер с канатом. Когда я впервые в 14 лет на новогоднем концерте выступила в образе чайки с этим самым номером в воздухе, у меня крылья намотались на канат, я их судорожно пыталась вытащить и при этом не выйти из образа, а когда оказалась за кулисами, у меня от переизбытка эмоций просто согнулись колени и я упала. У папы даже есть видеокассета, на которой видно, как я отрабатываю номер на арене, а после выступления захожу за кулисы и падаю.

В детстве я работала все конные жанры, даже под живот лошадям лазила, пока маленькая была. Цирковые дети всегда обучаются разным жанрам. Помню, когда мне было лет 7, я готовила акробатический номер, где мне нужно было разбежаться и прыгнуть на руки стоящим передо мной ребятам. Я разбежалась, неудачно прыгнула, промахнулась и проехала лицом по ковру до конца манежа (метра четыре). Было больно, противно, стыдно, и я невзлюбила акробатику после этого.

Специфика воздушной гимнастики в том, что это очень опасно. Мы работаем без страховки, это значит, что если раскроется рука и ты уронишь человека, то все. Нужно иметь очень сильные руки и чувствовать партнера. Я привыкла работать с партнершей, мы уже около семи лет выступаем вместе и досконально друг друга чувствуем. Недавно мы взяли в номер еще одного гимнаста - и пока привыкнуть очень трудно.

Иногда, когда выходишь на сцену, очень страшно. У меня был номер, в котором нужно было делать резкий обрыв. Когда было слишком страшно, я отрабатывала весь номер, но именно этот элемент не исполняла, вместо этого просто делала разные движения, пережидая, пока музыка пройдет. У меня так было, правда, всего несколько раз. Я выступаю на высоте 25 метров без страховки. К этому страху невозможно привыкнуть, он просто появляется время от времени из ниоткуда и также неожиданно уходит. У нас недавно была премьера номера, когда мы выступали впервые втроем, а не вдвоем, и мне было до того страшно от чувства, что я не на сто процентов владею ситуацией, что тряслись пальцы. Была внутренняя паника, истерия. Я стою на манеже, у меня трясутся руки, мне стыдно, и я не знаю, как это остановить. Я думаю, что существует высший разум, иногда, когда я настраиваюсь, обращаюсь к нему. Перед номером на две секунды закрываю глаза и ухожу в себя. Может, я циник, но когда за кулисами перед выступлением стоят жонглеры, которые будут подбрасывать три булавы, и молятся и крестятся, это выглядит комично.

Родители у меня тоже цирковые артисты, поэтому у них нет паники во время моего выступления. После шоу мама может подойти ко мне, отругать, что где-то у меня было не такое выражение лица, недотянула носок. Папа стоит на лебедке (аппарате, который поднимает нас наверх) и следит за безопасностью. Мы относимся нормально ко многим вещам, к которым невоцирковленный человек отнесется негативно. Например, в детстве я каждый месяц переезжала из города в город, меняла школу из-за того, что родители постоянно гастролировали. Ты переехал, поступил в новую школу, через месяц собрал свои манатки, переехал в новый город - и все по новой. Сейчас я тоже гастролирую и часто живу в разных городах. Сколько мне лет, говорить не стану. По цирковым меркам я уже пенсионерка - у нас выслуга 15 лет. Я не замужем, детей у меня нет. Но мне это и не нужно сейчас, я не ощущаю себя взрослой женщиной, которой уже все это необходимо, мне в душе еще 17 лет.

Я хожу в фитнес-центр три раза в неделю. Не могу сказать, что я фанат тренажеров, я терпеть их не могу, хожу через силу. На манеже каждый день мы разминаемся и репетируем по 5 часов. За это время я успеваю отрепетировать номера с лошадьми, потом с собаками и свой номер в воздухе. Потом до вечера я работаю помощником художественного руководителя в Большом Московском государственном цирке.

Я очень люблю есть, это для меня трагедия. Особенно сейчас, с возрастом. Расстраиваюсь, когда не могу позволить себе макарошки и пиццу. Стараюсь питаться овощами, рыбой, курицей, естественно, без хлеба и сладостей, иначе сразу начинаю поправляться. Сейчас я вешу 56 килограмм - и я вторая в рейтинге самых толстых девочек в нашем коллективе. Мне все в цирке говорят, что я очень жирная. Аскольд Запашный подходит ко мне каждый день и говорит: «Прекрати жрать». Мне бы и правда не помешало сбросить килограмма два-три, но я не могу. Мне кажется, я смогу похудеть, только если буду сидеть на воде, но я не могу так, мне нужна сила для тренировок. С утра я обязательно съедаю кусочек хлеба со сливочным маслом, чтобы кожа была увлажненной. Правда вечером иногда могу съесть кусочек пиццы или суши. Организм привык к физической нагрузке, я от нее не худею.

Мне часто снятся выступления. Точнее то, что на манеже уже начинает играть моя музыка, а я до сих пор сижу в гримерке в повседневной одежде. На самом деле это очень страшно, я просыпаюсь в холодном поту после такого. Насколько я знаю, этот сон преследует многих цирковых артистов.

У меня много друзей не из цирка. Я дружу с рокерами, байкерами, фотографами, писателями. После выступления в цирке, часов в 11 вечера могу пойти в клуб снять напряжение или просто завалиться домой спать. Мы часто собираемся в коттедже моей подруги у камина и устраиваем просмотры Тарковского, Феллини, потом обсуждаем увиденное.

Когда я нахожусь на высоте под куполом, я ни о чем не думаю. Я слушаю музыку, держу образ, мыслей вообще нет, у меня все отключается, и я работаю. На репетициях страшнее, чем на выступлениях, потому что на репетициях ты смотришь вниз и видишь, что находишься очень высоко, а когда ты на арене, тебя ослепляет яркий свет и ты не видишь, что внизу.

В прошлом году мы с партнершей стали бронзовыми призерами в Монте-Карло. Как в мире кино главная награда - получить «Оскар», так у нас получить «Клоуна», мы его получили. Я без страховки держала партнершу одной рукой за ногу, и она висела головой вниз на 28-метровой высоте. Однажды мы чуть не сорвались, партнерша удержала меня за талию, и все обошлось. Зарплаты у нас достойные, но не огромные. Работаем мы точно не ради денег.

Артист очень тонко реагирует на похвалу. Для меня аплодисменты - это наркотики. Если вдуматься, это глупо. Но если я получаю бурные аплодисменты, то прихожу в неописуемый восторг, хочется на куски разорваться от счастья. Важно уметь подстроиться под настроение публики, понять, на кого играть. Даже когда ты на высоте 26 метров, нужно продолжать играть роль, улыбаться. Ошибочно думать, что когда ты там, зритель тебя не видит. Видно все: ненакрашенный ноготь, оторванную блестку, стрелку на колготках, страх на лице.

Не так давно я закончила режиссерское отделение ГИТИСа с красным дипломом и недавно получила еще одну специальность - менеджер по управлению организацией. Я понимаю, что не вечно буду под куполом летать. Даже когда я не смогу быть артисткой цирка, я в другой роли останусь в нем. Я мечтаю когда-нибудь стать директором цирка, поэтому сейчас получаю максимум знаний.

Когда мы были в Монако в прошлом году, пришлось выступать на опилочном манеже, который имеет свойство терять форму. Я выступала на лошади, она меня в какой-то момент сбросила, и я упала прямо в ноги принцу Альберту и принцессе Стефании. У меня с двух сторон оказались два кола, я умудрилась сгруппироваться и попасть строго между ними, иначе я бы разбилась, а так я только палец сломала. Но потом быстро встала и еще раз отработала неудавшийся трюк. Зато мне хлопал Жан-Поль Бельмондо! В другой раз мне во время выступления нечаянно ассистент порвал плечо. Обычно папа поднимает меня в воздух на канате, а в тот день его заменял другой человек. Я была в воздухе, он контролировал ситуацию снизу, и вот когда я пошла на трюк, он подумал, что я как-то низко летаю, и решил меня поднять выше, и у меня в этот момент разорвались связки плечевого сустава от такого резкого подъема. Это как раз был финал номера, я не подала виду и с максимально спокойным видом ушла за кулисы. После этого случая я не могла работать полгода. К сожалению, в нашей профессии ты не всегда зависишь сам от себя. Всегда есть ассистенты, у которых может случиться приступ идиотизма, и этого ты не можешь контролировать и с этим человеком уже ничего не сможешь сделать - да и зачем, если ты уже калека. Для нашего жанра типичны порванные плечи, кисти рук, связки.

Самое главное правило - ты должен любой ценой подарить зрителю праздник. Если бы он хотел посмотреть на страдания, то не платил бы деньги за билет в цирк, а пошел в другое место. Но он захотел праздника, он ждет чуда, поэтому что бы ты себе ни порвал, что бы ни сломал во время выступления, ни в коем случае нельзя этого показывать. После того как вышел за кулисы, ради бога, плачь, проклинай мир, беги к врачу, делай, что хочешь, это уже твое дело. Зрителю это не интересно.