Учебный проект по физической культуре. Проектная работа «физическая культура в социальном развитии человека

05.07.2019

Краткая аннотация к проекту

Проект “Физкульт-Ура!” - это образовательный, основанный на спортивно-оздоровительных технологиях проект, направленный на формирование культуры здоровья у учащихся школы. Данный проект предназначен для детей младшего школьного возраста, их родителей, одаренных детей в области спорта. Основная идея проекта заключается в том, чтобы, создавая стимулирующую, соревновательную среду посредством вовлечения детей начальной школы в процесс самоорганизации спортивной жизни класса, развить устойчивый интерес к занятиям спортом и полезно-активному досугу. Реализация проекта строится на принципах сотрудничества актива класса, учащихся старших классов, имеющих спортивные достижения, родителей и спортивных организаций города.

Содержательной составляющей проекта является урочная тематика, основанная на государственном стандарте, которая, как стержень, будет нанизывать на себя и сопутствующие внеурочные мероприятия. Проект носит комплексный характер, так как предполагает не только освоение детьми спортивных нормативов, но и выполнение индивидуальных исследовательских проектов по различным областям спорта, организацию таких внеурочных мероприятий как утренняя пробежка и гимнастика, игровые переменки, общешкольные спортивные соревнования, спартакиады, общеклассные спортивные традиции совместно с родителями (посещение бассейна, походы выходного дня и др.), экскурсии в спортивные организации, встречи с выдающимися людьми города, принесшими спортивные победы городу, Республике, кураторство старшеклассниками-спортсменами своих младших подопечных, а главное, ведение классным активом экрана спортивных достижений с подведением итогов и награждением победителей. Срок реализации проекта – бессрочный. Данный алгоритм в реализации проекта универсален и может запускаться каждый учебный год.

Я предполагаю, что в ходе реализации проекта можно приобщить не только детей, но и их родителей к занятиям физкультурой и спортом, чтобы это стало традицией семьи и потребностью каждого ребенка.

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов и их родители, ученики старших классов, имеющих определенные достижения в области спорта.

Описание проекта

Актуальность проекта

На сегодняшний день ни у одного человека не вызывает сомнения то, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, непосредственно с которым школьник пришел в первый класс.

Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.

В связи с этим в число основных приоритетов современной школы входит оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся.

Для решения данной проблемы необходимо оперировать эффективными, несложными в применении приёмами и методами, обеспечивающими максимально полный охват обучающихся и в то же время не нарушающими учебного процесса в школе. Следует также проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования позитивных установок по охране своего здоровья. Основное средство изучения физической культуры - освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем.

Цели проекта: Формирование культуры здоровья детей младшего школьного возраста и их родителей, а также осознанного отношения к своему здоровью как к важнейшей духовно-нравственной ценности.

Задачи проекта:

  • создать образовательную среду, способствующую положительной мотивации педагогов, родителей и детей к здоровому образу жизни;
  • содействовать воспитанию у молодого поколения культуры здоровья;
  • составить тематическую схему по направлению “физическая культура” для систематизации всей образовательной деятельности в начальной школе;
  • организовать спортивно-оздоровительную работу в классе на основе самоуправления школьников;
  • организовать шефство учеников-спортсменов старших классов как кураторов над младшими;
  • привлечь к участию в проекте спортивные учреждения города и выдающихся людей города в области спорта;
  • организовать исследовательскую деятельность учащихся по спортивной и здоровьесберегающей тематике при творческом участии родителей;
  • силами классных активистов организовать в режиме учебного дня утренние пробежки, утреннюю зарядку, игровые переменки, игровые и спортивные развлечения во время “продленки”;
  • привлечь родителей к созданию традиций класса по совместной организации досуга (посещение бассейна, Ледового дворца, спортивного зала) по выбору детей и родителей;
  • регулярно проводить общешкольные Дни здоровья, спартакиады, народные праздники с элементами народных игр;
  • разработать и внедрить систему внутриклассного контроля за спортивными достижениями учащихся посредством ведения “Экрана спортивных достижений”;
  • содействовать стимулированию активности учащихся, используя разнообразные методы поощрения;
  • осуществлять мониторинг выполнения нормативов школьниками на протяжении учебного года.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта состоит из 3-х этапов.

I этап – организационный - включает в себя создание творческих групп классных активов среди учащихся начальной школы, создание шефских групп на базе старших классов, проведение родительских собраний и создание групп родительского актива.

II этап – основной.

- “Легкая атлетика”

– “Пионербол, футбол”

– “Баскетбол”

- “Гимнастика”

– “Лыжи”

- “Спортивные игры”

- “Подвижные игры”

III этап – аналитический (мониторинг, подведение итогов реализации проекта)

План-график реализации проекта:

№ п\п Наименование мероприятий Срок реализации ответственный
I организационный этап
1 Проведение классных часов по выбору школьного актива сентябрь Классные руководители
2 Организационное собрание волонтерской группы сентябрь Учитель физ.культуры
3 Проведение школьных родительских собраний сентябрь Завуч по воспитательной работе
4 Заседание организационного совета по координации проектной деятельности сентябрь Руководитель проекта
II основной этап. Легкая атлетика
5 Тематические уроки сентябрь Учитель физ.культуры
6 Встреча с тренером ДЮСШ по легкой атлетике сентябрь Учитель физ.культуры
7 Спортивный лекторий (защита индивидуальных проектов по теме “Легкоатлетическое олимпиадное движение”) сентябрь Педагог-организатор
8 Осенний кросс сентябрь Классные руководители
9 Соревнование между классами по легкой атлетике сентябрь Учитель физ.культуры
Пионербол, футбол
10 Тематические уроки октябрь Учитель физ.культуры
11 Экскурсия на стадион. Мастер-класс с профессионалом октябрь Учитель физ.культуры
12 Спортивный лекторий (защита индивидуальных проектов по теме “Легендарная история футбола”) октябрь Педагог-организатор
13 Соревнование между классами по пионерболу октябрь Классные руководители
14 Соревнование между классами по футболу октябрь Учитель физ.культуры
Баскетбол
15 Тематические уроки ноябрь Учитель физ.культуры
16 Творческая встреча с детской баскетбольной командой, мастер-класс по баскетболу ноябрь Учитель физ.культуры
17 Спортивный лекторий (защита индивидуальных проектов по теме “Страницы баскетбольной истории”) ноябрь Педагог-организатор
18 Спортивные старты с элементами баскетбола ноябрь Классные руководители
19 Соревнование между классами по баскетболу ноябрь Учитель физ.культуры
20 ноябрь Классные руководители
Лыжная подготовка
21 Тематические уроки декабрь-февраль Учитель физ.культуры
22 Мастер-класс по технике скольжения декабрь-февраль Учитель физ.культуры
23 Спортивный лекторий (защита индивидуальных проектов по теме “Зимние гонки”) январь Педагог-организатор
24 Зимние забавы январь Классные руководители
25 Поход в лес на лыжах с родителями февраль Классные руководители
26 Соревнование между классами по лыжным гонкам февраль Учитель физ.культуры
27 Награждение победителей четверти январь Классные руководители
Спортивные игры
28 Тематические уроки март Учитель физ.культуры
29 Викторина “Спортивные затеи” март Педагог-организатор
30 “Спортивный лекторий” (защита индивидуальных проектов по теме “Спорт – в шутку и всерьез”) март Педагог-организатор
31 Праздник “Широкая масленица” (с элементами народных игр) март Классные руководители
32 Награждение победителей четверти март Классные руководители
Подвижные игры, легкая атлетика
33 Тематические уроки апрель-май Учитель физ.культуры
34 Занятия плаванием в бассейне апрель Учитель физ.культуры
35 Фестиваль народных игр апрель Педагог-организатор
36 Весенняя спартакиада май Классные руководители
37 Соревнование между классами по легкоатлетическому кроссу май Учитель физ.культуры
38 Награждение победителей четверти май Классные руководители
III этап реализации проекта
39 Мониторинг выполнения нормативов и показателей состояния здоровья учащихся, анкетирование детей и родителей июнь Учитель физ.культуры, классные руководители
40 июнь Администрация школы
41 Подведение итогов реализации проекта июнь Администрация школы

Предполагаемые результаты проекта:

  • произойдут изменения в отношении учащихся к своему здоровью;
  • будет сформирована мотивация, способствующая осознанному выбору детей и родителей в пользу здорового образа жизни;
  • станут активно использоваться в жизненной практике смыслообразующие установки и ценностные ориентиры на здоровый и активный досуг;
  • расширится кругозор детей о различных видах спорта и истории их развития в России и Татарстане;
  • повысится уровень информированности участников образовательного процесса о профилактике заболеваний;
  • будут заложены традиции семьи и класса на здоровый и активный совместный досуг;
  • повысится и социальная активность учащихся;
  • будут заложены основы успешно социализированной личности, умеющей разумно организовать свой досуг и жизнедеятельность, стремящейся к физическому и психологическому здоровью и совершенству.

Смета

Статьи расходов Сумма (рубли) Источник финансирования
1 Бумага 200х3 = 600 Собственные средства
2 Канц. товары (ручки, карандаши, маркеры, ватман) 1000 Собственные средства
3 Дипломы для награждения 20х200 = 4000 Собственные средства
4 Призы, сувениры, значки 10000 Привлечение спонсоров
5 Изготовление стенда спортивных достижений 25000 Привлечение спонсоров
6 Вспомогательный инвентарь для проведения соревнований (кегли, флажки, волчатник, ориентиры) 5000 Собственные средства
7 Выпуск сборника спортивных и народных игр 15000 Привлеченные средства
Всего 60600 руб.
Имеющиеся средства 10600 руб.
Привлеченные средства 50.000 руб.

В данном разделе мы предлагаем учащимся школы воспользоваться интересными темами проектов по физкультуре для проведения собственной исследовательской деятельности по предмету физическая культура.

Предложенные актуальные и интересные темы исследовательских работ по физкультуре , сгруппированы по общим темам на физическую культуру, а также по темам: здоровье и здоровый образ жизни, олимпийские и подвижные игры, гимнастика, футбол, баскетбол, плавание, единоборства и т.д.

В разделе можно подобрать тему проекта по физической культуре как для детей ДОУ (детского сада), для учащихся начальной школы, так и для 5 класса, 6 класса, 7 класса, 8 класса, 9 класса, 10 класса и 11 класса по фгос.

(откроются в новом окне)

Главное, чтобы тема исследовательской работы по физической культуре была по душе, а сфера исследования - возможно являлась близкой ребенку.

Темы проектов по физкультуре


Актуальная зарядка - настоящая загадка!
Виды спорта
Во славу скакалки
Восстановление школьной спортивной площадки.
Где и как растут чемпионы.
Движение, ты - жизнь!
Допинг в спорте: всегда ли все средства хороши?
Зимние виды спорта
Значение ведения самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
Информационные технологии в спорте
Как самостоятельно построить спортивную площадку.
Комплекс упражнений «Гимнастика для мозга».
Метание на уроках в начальной школе.
Мир мячей
Мир спорта моими глазами.
Мне нужны занятия физкультурой?!
Мой дневник достижений
Мой любимый вид спорта.
Мой спортивный кумир
Москва – спортивная.
Моя жизнь в спорте
Моя спортивная семья.
Мяч: от игры до спорта.
О спорт, ты мир!
О, спорт, ты - мир!
От крепости физической к крепости духовной.
От чего зависит частота пульса?
Познай себя
Практико-ориентированный проект "Музыкальная разминка".
Практичность и экологичность спортивного инвентаря и одежды.
Путь к Олимпу. Мой дневник достижений.
Развитие гибкости
Развитие физических возможностей путем самостоятельной работы.
С детства спортом занимаюсь и на дедушку равняюсь.
Сам себе тренер
Сделай шаг навстречу спорту.
Секреты красоты
Секреты школьного успеха.
Семейное физическое воспитание как народная традиция.
Семейные традиции: папа, мама, я - спортивная семья.


Сила есть - ума не надо? Или спорт учебе не помеха.
Скорость в спорте
Современный спорт: арена для спортивных достижений или битва за призовые места?
«Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь».
Спорт в Великобритании
Спорт в жизни А.С. Пушкина.
Спорт в жизни моей семьи
Спорт для души и тела
Спорт и американское образование.
Спорт как один из факторов формирования лидерских способностей подростков.
Спортивное генеалогическое древо моей семьи.
Спортивные праздники в сельской школе.
Спортивные семейные традиции
Спортивные суеверия.
Спортивные традиции в семье как фактор физического воспитания личности.
Спортивный досуг девятиклассников
Спортивный праздник "Нас не догонят".
Спортивный уголок – в каждый дом, каждому ребенку.
Спортом с детства занимаюсь, олимпийских вершин достичь стараюсь.
Стадион будущего.
"Супербутсы". Лучшие немецкие изобретения.
Тестирование физической подготовленности обучающихся.
Уровень физической активности населения
Утренняя гигиеническая гимнастика в моей жизни.
Утренняя гимнастика для школьников - зарядка.
Физика и спорт
Физическая культура - это урок или путевка в жизнь?
Физические качества человека
Физические упражнения для круговой тренировки.
Физическое воспитание в семье
Физкультура в школе: спорт или развлечение?
Физкультура и спорт в нашей жизни.
Физкультминутки на уроках
Формула успеха
Что должен знать юный спортсмен о допинге?
Школьная физкультура - первая ступень к спорту
Я выбираю спорт
Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам.

Темы проектов по Армспорту

Темы исследовательских работ по армспорту:


Армспорт. Армрестлинг. Армшоу. Рукоборье.
А был ли армспорт в СССР?
Влияние анаболиков, стероидов и белков на рост мышц.
Достижения российских спортсменов в армспорте.
Повышение мотивации к уроку физической культуры посредством фитнеса.
Секреты крепких мышц.

Темы проектов по Автоспорту и Мотоспорту

Гоночные автомобили - картинги.
История автогонок.
Мини-багги
Мое увлечение - мотокросс.

Темы проектов по Бадминтону

Темы исследовательских работ по бадминтону:
Бадминтон - олимпийский вид спорта.
Виды бадминтона
История бадминтона.
Так ли легко играть в бадминтон?

Темы проектов по Бейсболу

Темы исследовательских работ по бейсболу:
Бейсбол - вчера, сегодня, завтра.
История развития бейсбола
Полет бейсбольного мяча, который изменил всё.
Так ли сложны правила игры в бейсбол.

Темы проектов по Биатлону

Темы исследовательских работ по биатлону:
Биатлон и его герои
Биатлон. Олимпийский чемпион Валерий Медведцев.
История биатлона
История развития биатлона в родном городе.
Проблемы развития биатлона.

Темы проектов по Велоспорту

Темы исследовательских работ по велоспорту:
Вся правда о велосипеде.
История велосипеда
Первый велосипед.

Темы проектов по Гольфу

Гольф - игра для богатых?
Гольф в Великобритании
Гольф вчера и сегодня.
История развития гольфа.
Снаряды для игры в гольф.

Темы проектов по Конному спорту

История конного спорта.
Как из жеребенка вырастить спортивную скаковую лошадь?
Как научиться ездить верхом на лошади.
Путеводитель в мир лошадей
Язык лошадей.

Темы проектов по Конькобежному спорту

Звезды конькобежного спорта.
Лидия Скобликова - "Уральская молния".
Рекорды в конькобежном спорте
Ресурсы в шорт-треке с точки зрения физики.

Темы проектов по Легкой атлетике

Темы исследовательских работ по легкой атлетике:
"Прекрасная Елена"
Все на турник!
Герои нашего времени. Елена Исинбаева.
Елена Исинбаева - гордость нашей страны.
Моё увлечение - легкая атлетика.
Наша гордость - Лилия Нурутдинова.

Темы проектов по Лыжному спорту


Темы исследовательских работ по лыжному спорту:
Горные лыжи в России: отдых или спорт.
Детский лыжный спорт: история, современность, перспективы.
Жили-были лыжи...
Лыжи, физика и здоровье.
Лыжная биография
Лыжные гонки. Тамара Тихонова - олимпийская чемпионка.
Лыжный спорт
Лыжный спорт как прогрессивное течение активного образа жизни.
Мчатся с горки ледяной скоростные санки!
Развитие горнолыжного спорта
Развитие лыжного спорта в России.
Размышление о лыжах
Хроника скользящего лыжника.

Темы проектов по Паркуру

История паркура.
Молодежная субкультура (паркур).
Паркур: прошлое, настоящее, будущее.

Темы проектов по Парусному спорту

Звезды парусного спорта.
История парусного спорта
Как химия связана с парусным спортом.

Темы проектов по Плаванию

Темы исследовательских работ по плаванию:


В чем отличие синхронного плавания от спортивного плавания?
Влияние плавания на осанку.
Водные виды спорта.
Математические расчеты и водное поло.
Моё увлечение - плавание
Олимпийский чемпион Евгений Шаронов.
Плавание – эффективный способ укрепления здоровья и развития двигательной активности подростков в условиях Севера.
Плавание в жизни человека
Плавание дарит здоровье
Плавание: история, современность, влияние на здоровье человека.
Роль плавания в младшем школьном возрасте.
Синхронное плавание
Спортивное плавание.
Спортивное плавание и его влияние на организм человека.
Чем привлекало и привлекает людей подводное плавание?

Темы проектов по Радиоспорту

История радиоспорта.
Я - охотник на "лис". Мое увлечение радиопеленгацией и радиосвязью.

Темы проектов по Рыболовному спорту

Интересные виды соревнований в рыболовном спорте.
История рыболовного спорта в России.
Секреты начинающего рыболова.

Темы проектов по Сноуборду

История изобретения и становления сноуборда.
Мое увлечение – SnowBoard
Снег и скорость. Сноуборд как олимпийский вид спорта.

Темы проектов по Спортивному ориентированию

Ориентирование в окружающем мире
Пребывание цивилизованного человека в условиях диких гор.
Скаутизм и скаутинг.

Темы проектов по Стрелковому спорту

Совершенствование навыков стрельбы из пистолета в упражнении МП-3.
Стрелковый спорт - старейшая Олимпийская дисциплина.
Стрелковый спорт в СССР и России.
Стрельба из арбалета
Стрельба из лука.

Темы проектов по Танцам


Темы исследовательских работ по танцам:
Геометрия танца.
История танца
"Мы хотим танцевать!" Уличные танцы как средство формирования здорового образа жизни подростков.
Современные танцы
Спортивные бальные танцы – это просто прекрасно.
Танец - полет души, души творенье...
Танцетерапия
Танцы - это гармония души и тела.
Танцы в моей жизни
Чирлидинг - это...
Что влияет на качество исполнения бальных танцев?
Я и мои танцы
Я познаю себя - я познаю мир.

Темы проектов по Теннису

Темы исследовательских работ по теннису:
Большой теннис: техника подачи.
Дорога к большому теннису
Настольный теннис - спорт настоящего и будущего.
Настольный теннис в моей жизни.
Настольный теннис и я.
Теннис и здоровье.

Темы проектов по туризму и альпинизму

Непокорённые вершины.
Река Койва как объект водного туризма.
Скалолазание - лучший вид спорта
Туризм - путешествие, отдых, познание.
Туризм – это здоровый образ жизни.

Темы проектов по Тяжелой атлетике

История побед Василия Алексеева
Результаты занятий в секции "Юный атлет".
Звезды тяжелой атлетики.
Снаряды в тяжелой атлетике.

Темы исследовательских работ по Фехтованию

Темы исследовательских работ по фехтованию:
Историческое фехтование - взгляд в историю.
История фехтования
Мой любимый вид спортивного фехтования.
Увлекательное арт-фехтование.
Шахматы с мускулами.

Темы проектов по Фигурному катанию

Темы исследовательских работ по фигурному катанию:
Исследование влияния занятий фигурным катанием на физическое и умственное развитие детей.
История коньков
История развития фигурного катания.
Как фигурное катание влияет на здоровье человека.
Почему коньки скользят?
Фигурное катание - зимний олимпийский вид спорта.
Фигурное катание в моей жизни
Фигурное катание как средство формирования здорового образа жизни.

Темы проектов по Хоккею


Темы исследовательских работ по хоккею:
Богатства, отданные людям. Билялетдинов З.Х. - главный тренер сборной России по хоккею.
В хоккей играют настоящие мальчишки!
В хоккей играют настоящие мужчины.
Влияние занятий хоккеем на траве на здоровье.
Влияние темперамента на игровое амплуа хоккеистов.
История хоккея. Кубок мечты.
Мой мир хоккея
О хоккее и известных хоккеистах.
Почему я хочу стать хоккеистом и что нужно знать об этом.
Психологическая подготовка хоккеистов.
Трус не играет в хоккей: правда или миф?
Хоккей - мой любимый вид спорта
Хоккей - спорт для настоящих мужчин.

Темы проектов по Шахматам и шашкам

Темы исследовательских работ по шахматам и шашкам:
Из века в век (из истории шахмат).
История возникновения шахмат.
История шахмат
Как появились шахматы?
Мои достижения по шашкам
Мои настольные игры
Путешествие в шахматное королевство.
Шахматы - это интересно!
Шахматы - это спорт или интеллектуальная игра?
Шахматы в Древней Руси
Шахматы в жизни ребёнка
Шахматы в нашей жизни
Шахматы в развитии интеллектуальных способностей учащихся начальных классов.
Шашки и шахматы
Шашки и шахматы в жизни учёных.
Шашки, которые нам помогают.

Темы проектов по Экстремальных видах спорта

Экстремальные виды спорта
Экстремальные молодежные спортивные движения.
Экстремальный спорт и его влияние на здоровье человека.
Экстремальный спорт и стресс. За и против.
Экстрим по законам спорта.

1. Содержание
1. Введение……………………………………………………………….3
2. Теоретическая часть…………………………………………………..4
3. Проведение соревнования………………………………..................5-6
4. Заключение…………………………………………………………….7
5. Библиография………………………………………………………….8

2. Введение
Учащиеся среднего звена, в силу своих физиологических особенностей, очень подвижные. Малоактивное поведение во время уроков частично компенсируется двигательной активностью в перемены. Поэтому стремящиеся к движению ученики 5-9 классов особенно любят уроки физкультуры. Одной из самых полезных и интересных форм работы с учащимися являются разнообразные соревнования. Они дают не только оздоровительный эффект, развивают ловкость и координацию, но и обладают значительным воспитательным потенциалом: развивают командный дух, учат стремиться к достижению цели, взаимовыручке, помогают испытать свои физические способности и т.п.
Современный школьник в век тотальной компьютеризации и Интернета испытывает острую нехватку движения (гиподинамию), которая ведёт к ожирению, снижению иммунитета, развитию хронических заболеваний. Весёлые соревнования, особенно проведённые на свежем воздухе, помогают эту проблему преодолеть. А интересные и разнообразные задания соревнования помогут занять детей и в свободное время дома. Поэтому данная тема проекта актуальна.
Цель проекта:
1. Разработать соревнования для учащихся 5-9 классов с нестандартными заданиями для повышения интереса к занятиям физкультурой.

Ход работы:
1. Выбрать тему соревнования (эмблему, девиз…)
2. Подбор заданий для соревнования
3. Планирование хода соревнования
4. Выбор даты и времени
5. Определение системы оценки соревнования и выбор жюри
6. Разработка положения о соревновании
7. Проведение конкурса «Самый лучший спортивный конкурс». (Учащиеся придумывают конкурсы, которые можно будет провести во время соревнований. Это будет очень интересно детям)
8. Проведение соревнования
9. Анализ проведённого мероприятия (что получилось, а что нет)
Назначение и применение проекта:
Проект предназначен для проведения соревнований«Быстрее. Сильнее. Выше»
Материал может быть использован на уроках физкультуры и во внеурочное время.

3. Теоретическая часть работы
1. Тема соревнования
Соревнования я решил назвать «Быстрее. Сильнее. Выше», т.к. все эти качества очень нужны человеку. Сила и выносливость позволяет современному человеку выдержать стремительный темп жизни. Здоровье делает человека уверенным в себе, следовательно, успешным в жизни.
В мире животных все эти качества позволяют выжить виду. Для нас, людей, символом силы является медведь, самые быстрые – пантера и барс, выше всех из всех животных – обезьяны, которые больше времени проводят на деревьях. Все эти животные могут быть использованы как в эмблеме, так и в названиях команд.
2. Эмблема и девиз
Эмблему к соревнованиям участники команд могут сделать сами, используя тотем – животное, физическим качествам которого они хотели бы подражать. Возможно, что один из участников наденет костюм или маску тотемного животного (нарядится медведем, львом, орлом)
Девиз может быть следующий: «Чтобы быть здоровым – надо быть быстрее, сильнее и выше»
3. Задания для соревнования
Так как тема, связанная с животными, проходит через всё мероприятие, я сочла необходимым задания для соревнования назвать с использованием названий животных. («Пингвины», «Зайцы», «Верблюды»)
4. Планирование хода соревнования
Ход соревнования может быть следующим:
1. Приветствие ведущего
2. Представление команд (девиз, эмблема, тотем)
3. Игра (выполнение заданий)
4. Подведение итогов жюри
5. Вручение призов и грамот
6. Фотосессия

5. Выбор даты и времени
Соревнование желательно объявить хотя бы за 2-3 дня, чтобы у команд было время для создания эмблем, обсуждения тотема. Само мероприятие рассчитано на 50 минут, но может быть и длиннее. Лучшее место для проведения – спортивная площадка на улице.
6. Определение системы оценки соревнования и выбор жюри
Оценить работу можно следующим образом:
1)выполнили задание первые и без ошибок - 1 балл,
2)выполнили задание с ошибками или пришли вторыми – 0,5 балла,
3)задание не выполнили – 0 баллов
Жюри выбирается из числа учителей и учеников (достаточно 2-3 человек). Для жюри можно приготовить оценочные листы такого образца:

Оценочный лист соревнования «Быстрее.Сильнее.Выше»
Дата проведения: 11.05.2013 г
Название конкурса
Название
команды «Пингвины» «Гусеница» «Зайцы» Итог
«Слоны» 1 0,5 1 2,5
«Пантеры» 0,5 1 0,5 2,0

7. Разработка положения о соревновании
8. Проведение соревнования
Задания:
1. «Пингвины»
Пингвины живут в Антарктиде, самом холодном месте земного шара. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и забавно передвигаются, переваливаясь с боку на бок. Питаются пингвины рыбой, кальмарами, креветками и могут нырять на глубину до 600 м и оставаться под водой до 20 мин. Есть у них ещё одна интересная особенность: они умудряются носить своих только что родившихся птенцов между лапок.
(Задание. Дети зажимают между коленями спичечный коробок. Нужно пройти дистанцию колонной, не уронив его. Чья команда быстрее?)
2. «Гусеница»
Гусеница - это личинка бабочки. Интенсивно питается, растёт и после ряда линек превращается в куколку. А из куколки появляется бабочка. У гусеницы множество пар ног, и она может довольно быстро передвигаться.
(Задание. Для того, чтобы превратиться в гусеницу, нужно всей команде присесть на корточки, взять за плечи впереди сидящего и, не отрываясь друг от друга и не вставая, пройти дистанцию всем вместе. Чья гусеница быстрее?)
3. «Зайцы»
Зайцы – лесные звери. Днём они спят, а ночью выходят на кормёжку. Зимой питаются корой деревьев, а летом – листьями и травой. Осенью не прочь полакомиться в огородах
капустой, морковкой. Передние лапки у зайцев короткие, а задние длинные, поэтому во время опасности зайчишке легче бежать в гору. А с горы ему удобнее катиться клубком.
Своими врагами зайцы считают волков, лис, рысей. Хотя зайчишка – трусишка, но защищаясь, он может разорвать хищнику живот и грудь своими когтями. «Барабанная дробь», которую зайцы и кролики выбивают лапами – это их средство связи. Точно также слоны топают по земле ногами.
(Задание. Игрок добегает до стула, стучит молоточком (детской свистулькой) по нему и убегает. Передаёт эстафету следующему. Какая команда быстрее?)
4. « Рак»
К сожалению, сейчас рак в наших водоёмах – редкость. Ведь для жизни ему нужна чистая, проточная вода. Их тело покрыто твёрдым панцирем, который они время от времени сбрасывают, когда растут и он им становится мал. У раков и крабов 10 ног, на передних сильные клешни. Длинные усы помогают им искать пищу, ползая по дну. Спасаясь от опасности, рак передвигается задом наперёд. Бежит он очень быстро и может вцепиться клешнями так крепко и больно, что его сразу и не оторвёшь.
(Задание. Игрок бежит задом наперёд. Каждый участник проделывает то же самое. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.)
5. «Лягушка»
В странах с холодным климатом лягушки впадают в зимнюю спячку, проводя её в кучах листвы или норах, часто – на дне незамерзающих ручьёв и рек. Свою добычу – насекомых - лягушки ловят молниеносно, выбрасывая липкий язык. Известны случаи, когда лягушки хватали птиц – ласточек, чибисов. В США популярны соревнования лягушек по прыжкам в длину. На одном из них лягушке удалось прыгнуть на 6м 55см. В нашей местности, в озере, пруду встретите зелёную лягушку, а в траве, на поле – коричневую.
(Задание. Игрок бежит, неся перед собою стакан с водою, стараясь не пролить. Передаёт следующему. Чья команда быстрее?)
6. «Верблюды»
Название животного «верблюд» произошло от арабского слова «красота». Плавно передвигаясь среди песков, он напоминает собой корабль, плывущий в бескрайних просторах моря. Поэтому люди дали верблюду такое красивое и гордое название – «корабль пустыни». Верблюд кормится колючими кустарниками, но может обходиться без пищи и воды несколько недель. А когда есть вода, может выпить 200 литров за раз. Верблюд – упрямое животное. Если он лёг спать или просто отдохнуть, то заставить его встать практически невозможно, пока он сам не захочет этого. Любопытен тот факт, что верблюды сбрасывают шерсть каждую весну, а затем у них вырастает новая шубка.
(Задание. Каждый игрок проходит дистанцию, удерживая на голове коробок спичек. Чья команда быстрее?)
7. «Змеи»
Вы боитесь змей? Все боятся змей. И при встрече с ними многие люди пытаются их убить. А ведь они тоже хотят жить. Если быть внимательным и осторожным, не тревожить, не наступать на змею, не причинять ей вреда, она не нападает на человека, а старается скрыться. Не все змеи ядовиты. Вот, например, ужи – добрые, красивые животные. У них на щёчках жёлтые пятнышки. Но все змеи – хищники. Они убивают таких животных, которые на много больше их (рыб, птиц, зайцев, мышей). Самые крупные змеи – удавы, питоны. Анаконда – самая большая змея на нашей планете.
(Задание. Дети встают друг за другом, держась за плечи стоящего впереди. Для каждой команды на полу расставляются кегли. Задача команд – обежать все кегли, не расцепившись. Чья команда быстрее?)
8. «Обезьяны»
Обезьяны живут на деревьях и очень ловко прыгают с ветки на ветку. Питаются обезьяны растениями, плодами. Своих детёнышей носят на себе. Гориллы – самые крупные и сильные звери. Их высота около 2 метров, а вес 150-200 кг. Рост самой маленькой обезьяны в мире не превышает 12-15 см. Этот вид обезьян называют карликовыми игрунками. Если вы услышите рёв на расстоянии около 5 км и далее, знайте – это ревун. Этот вид считается самым голосистым на земле. А ещё ревунов от других обезьян отличает грива – пышная, как у льва.
(Задание. Игрок добегает до стены, подпрыгивает и касается рукой фигуры банана. Передаёт эстафету следующему. Чья команда быстрее?)

Учитель: Мы сегодня вспомнили многих животных, птиц, насекомых. Все они нуждаются в нашей защите и любви. Мы тоже часть природы и только мирная жизнь со всеми её обитателями приведёт к гармонии.
Давайте беречь природу и её обитателей!
Всем спасибо.
Подведение итогов. Награждение

5.Заключение
Цель проекта была достигнута.
Соревнования прошли на высоком уровне. Все учащиеся приняли активное участие.
Подражая движениям разных живых существ, ребёнок не только гармонично развивается, но и учится быть наблюдательным. А придумывая собственные упражнения на данную тему, развивает ещё и свои творческие способности. В ходе мероприятия у учащихся проявились: чувства взаимовыручки, коллективизма, чувства прекрасного, смелости, ответственности, организованности, любви к занятиям физической культурой.

Материалы проекта можно использовать на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности.
Планируется добавить фотографиями с проведённого соревнования (приложение 1).

6.Библиография
1. «Физкультура в школе», 2009, №7.
2. fizkult-ura.ru›sci/estafeti

«Физическая культура в социальном развитии человека»

Оглавление

Физическаякультура в социальном развитии человека

Введение3

Глава I

Физическая культура в социальном развитии человека

1.1 История возникновения физической культуры 5

1.2 Социальное значение 9

1.3 Влияние на профилактику неинфекционных заболеваний12

Глава II

Исследование на тему «Физическая культура-залог здоровья!»

2.1 Методы исследования и их описание14

2.2 Анализ результатов исследования и выводы15

2.3 Комплекс гимнастических упражнений и рекомендации20

Заключение23

Список источников информации25

Приложения

Приложение 126

Приложение 227

Приложение 329

Приложение 432

Приложение 533

Приложение 634

Приложение 735

Введение

В нашей суматошной жизни люди, к сожалению, не находят времени для занятий спортом. Хотя все без сомнения знают, что спорт и физическая культура очень важны для сохранения здоровья и поддержания себя в хорошей форме. Но большая занятость человечества и неправильная организованность своего времени не позволяет спорт вывести на лидирующее место в жизни людей. Тема данной работы: «Физическая культура в социальном развитии человека».

Актуальность данной работы определяется необходимостью убеждения и привлечения наибольшего количества людей занятием спортом.

Научная значимость данной работы заключается в нахождении и влиянии специальных программ физических упражнений на профилактику неинфицированных заболеваний, которые в последнее время получили особое развитие: сердечно-сосудистые, остеохондроз позвоночника.

Социальная значимость данной работы определяется поддержанием трудового населения и людей пожилого возраста в хорошей форме; профилактика асоциального поведения молодёжи; воспитательная роль; форма самовыражения; социальная защита инвалидов.

Личностная значимость состоит в том, что для автора спорт даёт ему и его близким здоровье, большую работоспособность, хорошее настроение; является средством активного полноценного отдыха, раскрывает новые возможности.

Проект реализуется в предметных рамках физиологии и физической культуры.

Проект может быть квалифицирован как информационный, годичный, межпредметный.

Предметом исследования является человек, гигиена, спорт, физическая культура.

Предметом исследования является влияние физической культуры на развитие человека.

Гипотезой исследования стало предположение, что занятия физической культурой ведёт к гармоничному развитию человека.

На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую цель:

убедить, доказать необходимостьзанятий физической культурой.

Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:

1- познакомиться со специальной литературой

2- познакомиться со статьями в Интернете

3- провести анкетирование и интервьюирование

4- сделать анализ изучаемого

5- создать комплекс упражнений для людей, ведущих сидячий образ жизни

6- разработать рекомендации по применению комплекса физических упражнений

В исследовании были использованы следующие методы и методики:

1. Эмпирические методы:

анкетирование учащихся с целью выявления отношения к физической культуре

интервьюирование школьного врача по данной теме

2. Теоретические методы:

анализ и обобщение информации по данной теме; сравнение и анализ анкетных данных и данных интервьюирования.

Практическая значимость определяется возможностью использования рекомендаций и комплекса упражнений для людей, ведущих в основном сидячий образ жизни.

Глава I

Физическая культура в социальном развитии человека.

1.1 История возникновения физической культуры

Физическое воспитание играет важнейшую роль в формирова-нии здорового образа жизни.

Под понятием “физическая культура” принято понимать комплекс мер по укреплению здоровья, развитию физи-ческих и психических свойств человека посредством дви-гательных упражнений в сочетании с рациональным ис-пользованием естественных факторов природы и прове-дением гигиенических мероприятий. Действенное оздо-ровительное значение физическая культура приобретает тогда, когда она включает в себя совокупность различ-ных двигательных нагрузок, систематически выполняе-мых детьми и подростками в свободное от учебы время, а вовсе не только в процессе занятий физкультурой в организованных коллективах (группах детских садов, классах школ).

Физическая культура — это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.

Физическая культура — это часть общей культуры, поэтому уровень её развития зависит от уровня социального и экономиче-ского развития общества.

Физическая культура имеет множество функций. Следует знать о таких функциях, как:

— нормативная, заключающаяся в закреплении рациональных норм деятельности;

— информационная, отражающая свойство накапливать куль-турную информацию, быть средством ее распространения и пере-дачи от поколения к поколению;

— коммуникативная, характеризующая свойство содействовать общению, установлению межличностных контактов;

— эстетическая, связанная с удовлетворением эстетических потребностей личности;

— биологическая, связанная с удовлетворением естественных потребностей человека в движении, улучшением его физического состояния и обеспечения необходимого уровня дееспособности для повседневной жизни, выполнения обязанностей члена общества.

Эти функции лежат в основе классификации видов физической куль-туры, которая может быть представлена как базовая физическая культура, спорт, прикладная и оздоровительная физическая куль-тура. Памятники древней культуры, найденные при раскопках, на-скальные изображения и рисунки, предметы быта и культовые принадлежности, устные предания, сказания и легенды позволяют нам судить о культуре древнего человека, и о физической культу-ре в том числе.

Интересную информацию дали наблюдения за жизнью племен, сохранивших до нашего времени первобытнообщинные отношения. Применительно к вопросам физического воспитания эти наблю-дения и исследования позволили ученым утверждать, что явление упражняемости было замечено людьми еще в глубокой древности. Физические упражнения возникли на основе трудовой и военной деятельности, а физическое воспитание — в связи с необходимо-стью подготовки охотника, воина.Выделение воспитания, в том числе физического, в самостоя-тельную сферу деятельности стало возможным только благодаря общественному труду. Для того чтобы физическое воспитание сло-жилось в систему, необходим достаточно высокий уровень мате-риальной и духовной культуры общества. В первобытнообщинном строе закладывались лишь зачатки системы физического воспитания.

Роль физической подготовленности каждого человека в тот период была весьма велика, потребность в физической подготовке диктовалась суровыми условиями жизни, но создать систему в на-шем современном понимании не позволял низкий материальный уровень.

Рабовладельческая формация породила интересные системы фи-зического воспитания. И сегодня человечество вправе гордиться системой древних эллинов, направленной на гармоническое физи-ческое развитие человека. Но это была система, которая служила исключительно своему классу - рабовладельцам. Только им пред-назначались прекрасные гимназии и стадионы, для них проводи-лись всевозможные игры.

Им предписывалось быть сильными с тем, чтобы держать в повиновении огромное количество рабов. Феодальный строй создал свою систему физического воспитания. Наиболее четко, с выраженной военной направленностью, прояви-лась система физического воспитания рыцарей и дворянского со-словия, которым принадлежали светская власть, огромные владе-ния и другие ценности. Деление на сословия распространялось на все сферы жизни, и на физическое воспитание в том числе.

В капиталистическом обществе значительно усложняются взаи-моотношения классов. Эта сложность распространяется и на цели, средства и методы воспитания. В области физического воспитания противоречия заключаются в том, что заботы о физическом развитии и здоровье трудящихся отнюдь не беспокоят власть иму-щих. Но им нужны ловкие, сильные и умелые солдаты, нужны лю-ди, способные производительно работать на промышленных пред-приятиях. Физическая культура, и особенно спорт, используются как средство пропаганды своих идей, образа жизни и как средст-во отвлечения молодежи от политической борьбы.

Досоциалистический период в развитии физической культуры не может быть сведен лишь к созданию системы физи-ческого воспитания, угодной правящим классам. В это время про-должали существовать самобытные народные методы и практика физического воспитания, которые хотя и не сложились в закон-ченную стройную систему, но создали предпосылки для возникно-вения такой системы после победы Великой Октябрьской социа-листической революции. Внутри буржуазного общества зрели идеи социального переустройства на принципах равноправия, свободы и братства. Идеи великих гуманистов, социалистов-утопистов распространялись и на физическое воспитание. В частности, идеи русских революционеров-демократов сыграли значительную роль в формировании теории физического образования П. Ф. Лесгафта - самой передовой для своего времени. Но в капиталистиче-ском обществе передовые, гуманные идеи могли существовать только на уровне теории, так как реализация какой-либо системы воспитания, и физического воспитания в том числе, требует ма-териальной основы, затраты средств и поддержки правительства.

Вследствие глубоких социально-экономических и политических изменений в нашей стране физическая культура и спорт преврати-лись в глобальный культурно-социальный феномен.

Социальное, политическое, культурное и воспитательное значе-ние физической культуры и спорта возрастает в процессе развития современных производительных сил. Одновременно усиливается роль физической культуры и спорта в борьбе прогрессивных сил за сохранение и укрепление мира, за расширение сотрудничества меж-ду народами, предусматривающего взаимное уважение и понимание.

1.2Социальное значение

Физическая культура и спорт, представляя собой субъективный и объективный аспект жизни людей, играют огромную роль в фор-мировании условий труда и жизни человека. Физическая культура и спорт помогают сохранению и укреплению здоровья и работоспо-собности людей, дают им возможность подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенства. Тем самым они обогащают творческие способности людей, культуру, образова-ние, воспитание, вселяют в них жизнерадостность, повышают тру-довую активность, являются совершенным фактором формирова-ния образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Роль двигательной активности в укреплении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал дви-жение “целительной частью медицины”. М.В. Ломоносов в извест-ном письме “О сохранении и размножении Российского народа”, представляя широкую программу развития здравоохранения в Рос-сии, обращает внимание на необходимость серьезного развития фи-зической культуры и спорта.

Следует особо подчеркнуть самую главную социальную роль, которую играет каждый человек: он должен быть готов не просто к условиям производства неорганического тела цивилизации, но и к воспроизводству человека. Отсюда и высокий долг родителей — вос-питать детей достойными членами общества, в котором им пред-стоит жить. Для этого мало заботиться только об умственном и ду-ховном развитии, эстетическом и трудовом воспитании ребенка. Надо еще вырастить сына или дочь физически сильными, крепки-ми, красивыми. Непреложная истина — здоровье каждого нового поколения по всем параметрам должно быть лучше, чем здоровье предшествующего.

Возможности физической культуры в сфере социальной защиты людей безграничны. Раскрыть здесь всю методику реабилитационной или рекреационной работы с по-мощью физической культуры не представляется возможным. Но пе-речислить основные направления и практическую значимость про-сто необходимо:

1. Социальная защита инвалидов как наиболее ущемленных в со-циально-экономическом и морально-психологическом отношении слоев населения требует целенаправленной деятельности государ-ства и других субъектов в области формирования цивилизованных условий жизни, которые обязательно включают в себя и занятия фи-зическими упражнениями. Это, кроме повышения рейтинга оста-точного здоровья инвалидов, позволяет успешно справляться с учеб-ной нагрузкой, с профессиональной деятельностью, налаживать межличностные контакты, получать положительные эмоции, купировать стрессы. Одним из ведущих направлений в восстановлении утраченных возможностей нормальных двигательных актов является примене-ние современных тренажерных устройств. Тренажерные системы едва ли не единственное средство для восстановительно-реабилитационных и физкультурно-оздоровительных занятий инвалидов.

2. Особенности современного производства и производственных отношений требуют от человека высоких функциональных возмож-ностей организма: внимания, памяти, оперативного мышления, быстроты реакций, устойчивости к неблагоприятным факторам, высокой работоспособности и т.д. Все это возможно развить и под-держивать на высоком уровне при помощи так называемой профес-сионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Лучшим доказательством данного вывода является подготовка космонавтов, где ППФП отводится львиная доля времени из общего срока под-готовки к полету.

3. Физическая культура является средством активного полноцен-ного отдыха людей, особенно важное общегигиеническое значение имеют занятия физическими упражнениями на лоне природы, т.е. ее виды, которые способствуют регуляции вегетативных функ-ций организма.

4. Наконец, физическая культура для многих становится формой самовыражения. Физическая культу-ра — естественный способ проявления личности в обществе. В боль-шинстве видов спорта мы имеем дело не просто с проявлением физической силы или выносливости, а с целостным выражением человеческой личности или силы коллектива. В этом плане спорт дает человеку многостороннюю удовлетворенность от проявления своих сущностных сил. Как и искусст-во, спорт постоянно раскрывает новые человеческие способности и возможности

5. Пожалуй, трудно найти более эффективное средство для сниже-ния социальной напряженности в обществе, для профилактики асо-циального поведения молодежи, чем занятия физическими упраж-нениями и вовлечение ее в круг лиц, заинтересованных спортом.

1.3 Влияние на профилактику неинфекционных заболеваний

В последнее время, по данным Всемирной организации здраво-охранения, получили особое развитие неинфекционные заболева-ния: сердечно-сосудистые, остеохондроз позвоночника, — потери от которых во много раз превышают потери от инфекционных за-болеваний, производственных и транспортных травм и даже поте-ри от войн, вместе взятых.

Может показаться удивительным, что огромная часть заболеваний сердечно-сосудистой системы происходит не из-за излишних нагрузок на нее, а из-за хронической, постоянной ее недозагруженности. Впрочем, удивительно это только на первый взгляд. Каждый, конечно, прекрасно знает, как слабеют мышцы , если их не тренировать. А в сердце тоже есть мышца , и ей точно так же полезны высокие нагрузки, как и всем остальным мышцам в организме.

Разумеется, сейчас мы говорим о здоровом сердце. Более того, мышечная ткань есть и в кровеносных сосудах , тренировки нужны и им. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, больше, чем остальные, склонны к ожирению , причиной которого обычно становится превышение потребностей организма в питательных веществах и энергии. При ожирении неизбежно возникают расстройства дыхания (одышка ), которые приводят к легочной и сердечной недостаточности . Кроме того, у людей с избыточным весом значительно повышена опасность развития атеросклероза , потому что сосуды (как мы уже установили, чаще всего они нетренированны) не справляются с увеличивающимся объемом кровотока.

Итак, мышечное бездействие не только делает человека физически слабым, но и снижает его природную выносливость, а отсюда уже только шаг до подверженности всяческим заболеваниям, бактериальным и вирусным. Ежедневно в связи с временной нетрудоспособно-стью не выходят на работу около 4 млн. человек, около 60% учащихся болеют респираторными заболеваниями, около 20% имеют избыточный вес, 43% учащихся стра-дают различными хроническими заболеваниями. Коли-чество здоровых детей за годы обучения в школе сокращается в четыре раза.

Особое место в профилактике забо-леваний сердца и остеохондроза занимают специальные программы физических упражнений, поскольку они непосредственно воздействуют на те физиологические механизмы, нарушение которых приводит к воз-никновению и развитию болезни.

Выводы:

История показывает, что общество испытывает постоянную по-требность формировать необходимые в жизни человека двигатель-ные навыки (ходьба, бег, плавание и т.п.), развивать до оптималь-ных уровней его физические способности (силу, выносливость, ловкость и т.п.) в интересах труда, обороны, активного отдыха и дру-гих видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт.

Физическая культура и спорт, представляя собой субъективный и объективный аспект жизни людей, играют огромную роль в фор-мировании условий труда и жизни человека. Физическая культура и спорт помогают сохранению и укреплению здоровья и работоспо-собности людей.

Сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы человека, которые сформировались в процессе его биологической эволюции, на всем протяжении истории человечества ни в чем существенно не изменились. А ведь наш образ жизни очень сильно отличается от образа жизни наших далеких, и даже не очень далеких, предков. Тогда передвижение, добывание пищи, создание жилья и все остальные виды деятельности требовали от человека постоянных и крупных затрат мышечной силы. И система кровообращения человека изначально ориентирована именно на такой интенсивно-подвижный образ жизни. Для нормального ее функционирования, например, человек должен проходить не менее 6 км в день, и это ежедневно!

Глава II

Физическая культура-залог здоровья

2.1 Методы исследования и их описание.

В нашем исследовании на тему « Физическая культура в социальной защите людей» мы ставили перед собой задачи: изучение влияния физической культуры на здоровья человека; создание комплекса упражнений для людей, ведущих сидячий образ жизни; разработка рекомендаций по применению этого комплекса. Для этого мы использовали методы структурированного интервью-беседы с респондентом, метод анкетирования.

Базой проведения исследования явились учащиеся 6-7 классов школы «Росинка», школьный врач.

2.2Анализ результатов и выводы:

Из интервью Аллы Владимировны можно сделать следующие выводы:

Занятия физкультурой необходимы каждому человеку, с малолетства и до пожилого возраста. Движение продлевает нашу жизнь и делает ее полноценной. Те дети, которые любят заниматься спортом, гораздо меньше болеют в течение всего учебного года, чем те дети, которые не любят физические нагрузки. Физические нагрузки помогают преодолевать болезни, укрепляют иммунитет, что в наше время, когда проблема с экологией стала одной из наиболее важных проблем во всем мире, особенно важно.

Как известно, здоровье нужно беречь смолоду и для этого наш школьный врач предлагает ввести в обязательном порядке физкультурные минутки на уроках, которые способствуют избежать проблему с позвоночником- развитие сколиоза, которая начинается с безобидной неправильной позы за партой.

На сегодняшний день школьная программа требует от учеников максимальной работоспособности. Выдерживать школьные нагрузки детям очень не легко. Для того чтобы быть успешным в школе необходимы хорошие внимание и память, выносливость,психологические разгрузки - этого достичь без занятий спортом или физкультурой невозможно.

Спорт, как известно, формирует и«спортивный»характер: это умение постоять за себя, преодолевать трудности и неудачи в жизни. Итак, Алла Владимировна абсолютно права - движение есть жизнь!

Я бы хотел привести пример, как одному моему знакомомуоказались необходимы качества, которые ему привил спорт.

Этого человека зовут Михаил, и я с ним познакомился на соревнованиях по водным лыжам. Он был очень хорошим спортсменом, многие соревнования успел выиграть, когда с ним произошло несчастье. Из - за плохой наследственности с сосудами, у него началась гангрена ноги и ее ампутировали. Но Михаил не сдался и не «опустил руки». После выздоровления он начал потихоньку тренироваться на одной ноге. Сейчас он снова участвует в соревнованиях и потрясающе «ходит слалом» идаже катается на горных лыжах. Вот какие чудеса творит спорт.

Следующим пунктом мы использовали метод анкетирования. Для этого мы составили вопросы и внесли их в анкету. Анкетирование было анонимным и в нем участвовали 6- 7 классы. Вопросы были составлены по теме проекта «Физическая культура в социальном развитии человека».

Мы выяснили из анкет, что физическая культура очень влияет на здоровье детей. Многие из опрошенных детей с удовольствием и радостью занимаются разными видами спорта, которые, в основном им привили школа и их родители. В анкете все ученики отмечают высокий положительный результат от занятий физкультурой, чаще спортивный образ жизни влияет на хорошую физическую форму. На втором месте, по опросу, ребята отметили бодрое настроение, а так же, частым ответом был отмечен пункт про повышение иммунитета, что очень важно для здоровья и жизни человека и, конечно же, все эти факты влияют на успеваемость учеников в школе.

Исследуя анкеты можно отметить тот факт, что тот из детей, кто ответил на пункт «нравиться ли вам заниматься спортом?» - нет, те дети ответили на другие вопросы не достаточно точно, будто бы не поняв суть вопроса. Это свидетельствует о неумении сконцентрировать свое внимание, из чего можно сделать вывод, что физкультура способствует умению сконцентрироваться, а этот навык необходим для успешной учебы в школе.

Многие из учеников на8 пункт «Ваш любимый вид спорта?» ответили - футбол. В связи с этим я хочу отметить положительное влияние нашей школы на ребят. Действительно, благодаря нашему учителю по физкультуре ИвануЮрьевичу, большое количество учеников очень увлечены футболом. Мы собираемся в команды и играем в эту увлекательную игру или в спортивном зале, или по возможности, на свежем воздухе. Я, как один из участников и любителей футбола, могу утверждать, что такие занятия для нашего класса очень важны. Мы стали все более дружными, эта игра учит навыкам общения в команде, а соответственно и в коллективе. После долгого сидения за партой получаешь огромную радость от возможности подвигаться и выплеснуть свои эмоции. Послеигры, а особенно на свежем воздухе, чувствуешь себя расслабленным и счастливым. Следовательно, физкультура на свежем воздухе необходимы для людей в любом возрасте, а особенно в школе. Она приносит радость общения, это психологическая разрядка и может заставить человека почувствовать себя счастливым, а это чувство, как известно, творит чудеса!

Выводы.

1. Результаты нашего исследования показали, что физическая культура в нашем обществе для здоровья каждого человека является жизненной необходимостью, и она очень влияет на здоровье людей.

В качестве рекомендаций следует принять во внимание необходимость занятий физкультурой в школе - это и физкультурные минутки, и занятия физкультурой, как предметом школьным. Бесценный опыт и польза от активных игр на свежем воздухе, как морально, так и физически.

Вывод напрашивается только один - хочешь быть здоровым, успешным в социальной жизни, а так же долго и счастливо прожить свою жизнь - занимайся физкультурой, не позволяй себе лениться и никогда не унывай!

2.Таким образом, наша гипотеза, что занятия физической культурой ведет к гармоничному развитию человека, безусловно, подтвердилось. Мы можем это смело утверждать на основе сделанных нами выводов из третьего пункта.

3.Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продуктомисследовательской работы является актуальным и востребованным.

Физкультурная пауза

Группа упражнений

Ходьба, лёгкий бег.

Упражнения в подтягивании.

Укрепление мышц.

Бег, прыжки, подскоки.

Заключительные упражнения.

Заключение.

Данная работа посвящена проблеме малоподвижного образа жизни человека и вытекающих из этого последствий. Перед данной работой была поставлена цель доказать и убедить людей в необходимости занятий физической культурой.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во мно-гом определяет поведение человека в учебе, на производ-стве, в быту, в общении, способствует решению социаль-но-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Научно-техническая революция ко-ренным образом изменяет условия труда: значительно сокращают-ся физические усилия (в первую очередь мышечная деятельность), уменьшается двигательная деятельность в быту, механизируются способы передвижения, превалирующей становится умственная де-ятельность. Ограниченная двигательная активность приводит к упадку сил, затрудняет психическую деятельность, способствует развитию заболеваний. Массовая физическая культура становится основным средством преодоления не-соответствия между потребностью в мышечной активности и усло-виями жизни.

Результаты нашего исследования показали, что физическая культура в нашем обществе для здоровья каждого человека является жизненной необходимостью, и она очень влияет на здоровье людей.

Важно заниматься физкультурой в любом возрасте, т.к. это продлевает жизнь, укрепляет иммунитет, помогает избежать многих болезней, а так же помогает восстанавливаться после даже очень тяжелых болезней. Занятия физкультурой и спортом воспитывают незаменимые качества у человека и формируют гармонично развитую личность.

Таким образом, наша гипотеза, что занятия физической культурой ведет к гармоничному развитию человека, безусловно, подтвердилось. Мы можем это смело утверждать на основе сделанных нами выводов из третьего пункта.

Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продуктомисследовательской работы является актуальным и востребованным.

Мы доказали, что без занятий физкультурой в наше время абсолютно невозможно обойтись и если проигнорировать сделанные нами выводы (см. пункт 2),то человек не сможет быть полноценным членом нашего общества.

Физкультура помогает быть здоровым и гармонично развитым человеком.

Приложение №1

Физическая культура - залог здоровья.

1. Интервью.

В процессе работы над проектом мы использовали методы структурированного интервью. За помощью мы обратились к квалифицированному специалисту нашей школы - школьному врачу Алле Владимировне.

Алла Владимировна, как влияет занятие физкультурой на развитие человека?

Только положительно. Движение есть жизнь. Для того чтобы ребенок формировался правильно физически, занятия физкультурой просто необходимо. У нас в школе очень большой процент детей, занимающихся спортом в школе и вне школы. По моим наблюдениям эти дети редко болеют, легче переносят заболевания, не страдают нарушением осанки.

В детском возрасте очень важно чередовать умственные и физические нагрузки. Необходимы физкультурные минутки на уроках - возникает необходимость дать отдых глазам, освободить скованную позу, встряхнуть

мышцы, освободиться от неправильной позы за партой.

Очень важно разнообразить физические нагрузки. Полезны занятия на свежем воздухе, когда каждая клеточка дышит, обогащается кислородом, улучшается тканевое дыхание.

Ученые проводили опыты - обездвиживали животное и у лежачих животных происходили инфаркты, потому что от отсутствия движения умирали клетки.

Даже у лежачих и тяжело больных людей существует лечебная физкультура, т.к. движение лечит. Тем более нужно двигаться здоровому ребенку.

27

Приложение №2

Анкета

По теме проекта «Физическая культура в социальном развитии человека»

Дорогой друг, ценность нашего исследования будет зависеть от того, насколько полно и обстоятельно вы ответите на вопросы. Это не займёт у Вас много времени, поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьёзно и благожелательно.

Заранее благодарны за участие в исследовании.

Вопросы

1. Как Вы относитесь к спортивному образу жизни?

· Положительно

· Отрицательно

2. Ведёте ли Вы сами активный образ жизни?

· Да

· Нет

3. Давно ли Вы занимаетесь спортом?

· Да

· Нет

4. Нравится ли Вам заниматьсяспортом?

· Да

· Нет

5. Кто привил Вам любовь к занятиям спортом?

· Семья

· Школа

· Самостоятельное решение

· Другое

6. Что даёт Вам спортивный образ жизни?

· Хорошую физическую форму

· Бодрое настроение

· Проведение свободного времени с пользой

· Повышение иммунитета

· Расширение круга общения по интересам

· Спортивная карьера в будущем

7. Занимаются ли спортом Ваши родители?

· Да

· Нет

8. Ваш любимый вид спорта?

9. Сколько раз в неделю вы занимаетесь спортом?

Приложения №3

Комплекс упражнений

Физкультурная микропауза, активизирующая кровообращение в ногах

Стоя у опоры, 8-10 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.

Физкультурная минутка, нормализующая мозговое кровообращение

1. Исходное положение - основная стойка 1-3- руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение - 3-5 с; свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох. 4-6 раз. Т. м.

2. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки - правая вверху, левая сзади, кисти в кулак. 1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.

3. Исходное положение - стоя, придерживаясь за одну опору или сидя, голова прямо. 1- отвести голову назад; 2- наклонить ее назад; 3- выпрямить голову; 4- выпрямить подбородок сильно вперед. 4-6 раз. Дыхание равномерное. Т. м.

Физкультурная пауза

Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.

1. Исходное положение - о. с. 1-2 - руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 3-4 - руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6 раз. Т. м.

2. Исходное положение - ноги на ширине плеч. 1- руки перед грудью, вдох; 2 - рывок согнутыми руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками назад, вдох; 4 - исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз. Т. с.

3. Исходное положение - стойка ноги врозь. 1- поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; 2-3 - пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями; 4- исходное положение. То же влево. По 3-4 раза. Т. с.

4. Исходное положение - основная стойка Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Т. с. Дыхание не задерживать.

5. Исходное положение - основная стойка 1 - левую ногу на широкий шаг в сторону, руки в стороны, вдох; 2-3 - сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; 4- исходное положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза. Т. с.

6. Исходное положение - основная стойка, руки на поясе. 1-3 - поднимаясь на носке правой ноги, мах левой расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 4 -исходное положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза. Дыхание не задерживать. Т. с.

Физкультурная минутка изометрическая

1. Исходное положение - сидя, руки на бедрах. Одновременно поднимать правую пятку и левый носок, удерживая напряжение 5 с. Отдых 5 с. то же с другой ноги. 8-10 раз. Дыхание произвольное.

2. Исходное положение - сидя, руки внизу. Втягивать и выпячивать живот, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.

3. Исходное положение - сидя, руки на пояс. Напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.

Физкультурная микропауза для расслабления мышц кистей

1. Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки. 1 мин.

2. Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и отпускать руки. 1 мин.

3. Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. 1 мин.

4. Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону. 1 мин.

Значение некоторых групп упражнений.

Группа упражнений

Воздействие упражнений на организм

Ходьба, лёгкий бег.

Умеренное разогревание организма.

Упражнения в подтягивании.

Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника.

Упражнения для ног (приседания, выпады).

Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов и улучшение кровообращения.

Упражнения для рук и плечевого пояса.

Увеличение подвижности, укрепление мышц.

Упражнения для мышц туловища (наклоны вперед, в сторону, круговые движения).

Развитие гибкости, подвижности позвоночника, укрепление мышц, улучшение деятельности внутренних органов.

Маховые упражнения для рук и ног.

Развитие гибкости, подвижности суставов, усиление деятельности органов кровообращения и дыхания.

Упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц.

Укрепление мышц.

Бег, прыжки, подскоки.

Укрепление мышц, повышение общего обмена веществ.

Заключительные упражнения.

Успокаивающее воздействие, приближение деятельности организма к обычному ритму.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

0

Ваша оценка: None

1.Гимн олимпиады

2.Визитная карточка проекта
3.Защита проекта
4.ПРОЕКТ по Физической культуре «Олимпийский дневник – от древности к современности»
5.Дневник достижений российских (советских) спортсменов на Олимпийских играх
6.Презентация
7.Дневник участия российских спортсменов на Олимпийских играх последнего десятилетия
Каждый ребенок хочет действовать.
Каждый ребенок хочет быть во взаимоотношении.
Вокруг - захватывающий мир для исследования.
Эти три представления являются основными для работы с детьми.

Школа совместно с семьей должна проявлять постоянную заботу о здоровье и физическом воспитании детей. В процессе систематических занятий физическими упражнениями совершенствую деятельность внутренних органов, всесторонне развиваю физические качества, дети овладевают рядом жизненно необходимых навыков. Вместе с тем в детском коллективе воспитываю следующие качества: организованность, дисциплинированность, смелость, выносливости чувство дружбы, товарищества. В планомерном физическом воспитании детей систематические занятия с разнообразными физическими упражнениями сочетаю с правильным режимом учебы и отдыха и качественными санитарно-гигиеническими условиями жизни, воспитываю гражданскую ответственность и веду работу по профилактике асоциальных проявлений. В настоящее время в обществе стоит проблема, дети не хотят ходить на уроки физкультуры и заниматься спортом, поэтому я, как учитель физической культуры мотивирую, заинтересовываю, организовываю и провожу работу по физическому воспитанию, удовлетворяя интерес детей к физической культуре и спорту. Это достигаю следующими методами: ответы на вопросы, беседы о спортивных событиях, ярких выступлениях российских спортсменов, знакомство детей с оздоровительным воздействием физической культуры, разъясняю, какой эффект в формировании жизненно важных навыков и умений дают систематические занятия физическими упражнениями.


Название проекта «Олимпийский дневник – от древности к современности»

Такое название появилось не случайно. Я убежден, что формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у учащихся чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Именно поэтому появилась необходимость разработки проекта по олимпийскому образованию учащихся, который опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
Для создания данного проекта был проведен ряд методических исследований, где была найдена подробная информация о возрождении Олимпийских игр, проведении, организации, о великих спортсменах, об интересных фактах. В ходе работы была изучена информация о странах — хозяйках Олимпийских Игр, национальных тонкостях проведения, обычаях и интересах зрительской аудитории.

Цель:
Сформировать в сознании учащихся образ олимпизма, олимпийского движения и олимпийских игр как яркую, наглядную, представительную, запоминающуюся модель современного общества, которая ориентирует на общечеловеческие организационные и правовые нормы, духовные, нравственные и эстетические ценности.
Задачи:

  • Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой специальных знаний.
  • Формирование у детей и молодежи принципов благородного поведения, стремления к гармоничному развитию физических и духовных способностей.
  • Формировать у детей представления об Олимпийских играх как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей в процессе ознакомления школьников с первоначальными сведениями из истории Олимпийского движения древности как достижения общечеловеческой культуры.
  • Воспитание патриотизма.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, учащийся с моей помощью поставил задачи дальнейшего исследования:

  • Познакомиться с историей Олимпийского движения, олимпийскими чемпионами нашей страны и родного города.
  • Изучить качества, которые позволили спортсменам стать победителями Олимпиады.
  • Освоить правила безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и правильного питания.
  • Регулярно активно заниматься физической культурой и спортом.

Итогом проделанной работы стало создание Олимпийского дневника современности, который включает в себя следующие звенья:
1) «Дневник участия российских спортсменов
на Олимпийских играх последнего десятилетия»;
2) «Дневник достижений российских (советских) спортсменов
на Олимпийских играх»
3) Мультимедийная презентация «Олимпийский дневник – от древности к современности».