Владимир ленин о национальной гордости великороссов. Ленин В. И. О национальной гордости великороссов Почему мы рабы

12.03.2024

"Жалкая нация,
нация рабов,
сверху донизу – все рабы".

Праздник весны и труда в России? ...Весны - возможно. ...Праздник труда? ...Хм. Когда рабы отмечают "день труда" - это весьма занимательное событие. Такое действительно возможно только в стране, в которой все перевернуто с ног на голову (здесь это называется "идти своим путем").

О том, что Россия - Страна Дураков, я уже писал неоднократно. Писал и о том, что русские - генетически нация рабов (это скрыто даже в странном наименовании нации), что холопство, раболепие, рабская покорность, терпение у русских в крови. При этом замечу, что не я один, как ясно следует из цитат в этом тексте. Если сделать то, что вы делать категорически не любите - задуматься, - то поймете, что это очень многое объясняет в поведении и нынешнем положении русской нации.

При этом замечу, что я не поэт, не романист, не политик, я - исследователь, поэтому термин "рабство" я употребляю не как сублимацию моих эмоций и переживаний, а как строго научный вывод, основанный на анализе большого количества фактического материала.

И сегодня я докажу вам что Россия - это реальная Страна Рабов.

"Что касается до других качеств простолюдинов,
(...) их с намерением стараются отклонить для того,
чтобы легче было удержать их в том рабском состоянии, в каком они теперь находятся,
и чтобы они не имели ни способности, ни бодрости решиться на какое-либо нововведение".

Giles Fletcher, the Elder, английский поэт и дипломат, автор обширного труда «Of the Russe Common Wealth» («О Русском Государстве»), изданного в Лондоне в 1591 г., о Московии

Я исхожу из простой аксиомы, что ЛЮБОЙ ТРУД ДОЛЖЕН БЫТЬ ОПЛАЧЕН. Кто-то из великих сказал, что работать бесплатно не просто безнравственно, это АМОРАЛЬНО. Иначе говоря, это действие того же уровня, что как вы это любите делать. Работать бесплатно, если только вы сами этого не хотите - означает предельно не уважать себя как личность.

Но в этом скрыта и более глубокая проблема. Бесплатно на другого человека (либо за кого-то другого) работу выполняют только рабы. Именно это я подразумеваю под рабством. И если у вас другое понимание, я с интересом его выслушаю.

Да, есть волонтеры. Но это люди, которые принимают сознательное решение безвозмездно совершить для кого-то какую-то работу по своим внутренним убеждениям. Это их свободное решение, они полностью независимы от работодателя и в их воле прекратить эту работу в любое время без объяснения причин.

Есть еще один интересный аспект. Если труд оплачивается ниже разумной нормы, человек понимает это, но вынужден соглашается на такую оплату труда - это тоже форма рабства, хотя и не такая явная. Если, например, человек работает за оплату, которая составляет 60 % от нормального уровня, то можно расценить это так, что 5 часов рабочего дня он работает как полноценный работник и потом отрабатывает еще 3 часа в качестве полноценного раба.

В общем я думаю, что Первомай, как "День труда" - хороший повод поговорить на эту тему и некоторые из проявлений типичного рабского поведения русского челвоека сегодня озвучить. О каждой из этих тенденций следовало бы подробно поговорить отдельно, но сегодня и обозначу их тезисно. Хочу посмотреть, какая из них вам наиболее интересна.


"Русские - народ, который ненавидит волю, обожествляет рабство,
любит оковы на своих руках и ногах, любит своих кровавых деспотов,
не чувствует никакой красоты, грязный физически и морально,
столетиями живёт в темноте, мракобесии,
и пальцем не пошевелил к чему-то человеческому,
но готовый всегда неволить, угнетать всех и вся, весь мир.
Это не народ, а историческое проклятие человечества".

Иван Шмелёв, писатель, православный мыслитель

Детское (школьное) рабство.

Внедрять рабскую психологию в детское сознание начинают, естественно, еще в детстве. Когда ребенка приучают убирать за собой игрушки, поддерживать порядок в своей комнате, следить за состоянием СВОЕГО рабочего места - это нормально и правильно. Когда школьники убирают свою классную комнату, оттирая парты от матерных слов, а пол от жвачки - это тоже нормально.

Но в российских школах узаконена так называемая "школьная практика", во время которой школьники "практикуются" по мытью школьных окон, уборке территории, перетаскиванию мебели, выполняя работу уборщиков, садовников, грузчиков. Труд этот им не оплачивается вообще. Нигде и никогда.

При этом сказать, что школа (директор) на этом экономит деньги, предназначенные на оплату садовников или профессиональных мойщиков окон, я не могу - таких статей расхода в школьных бюджетах просто нет. Ибо те, кто составляет школьные бюджеты, ЗАРАНЕЕ закладывают в них УСЛОВИЕ БЕСПЛАТНОГО (РАБСКОГО) ДЕТСКОГО ТРУДА.

Я как вы знаете, безумен на всю голову, по причине чего совершенно безумны мои идеи. Вот одна из них. ...Классный руководитель на классном собрании объявляет детям: "Школа может, как обычно, заказать услуги садовника по уборке территории и мойщиков окон для мытья окон в школе. Но если сделаем это мы сами (разумеется, с согласия ваших родителей), то школа сэкономит деньги, которые будут выделены классу. И мы сможем на них, например, заказать автобус и совершить экскурсию на Бородинское поле. ...Что вы об этом думаете?"

Для тех же самых целей в школе нередко используется и бесплатный (рабский) труд родителей обучающихся детей.

В старших классах школьники обязаны пройти так называемую школьную "производственную практику". Насколько мне известно, на ней старшеклассники "практикуются" все на тех же "производственных работах" - уборке пришкольной территории, мытье окон, такелажных работах. Стоит ли говорить, что этот труд им не оплачивается, т.е. по своей сути является рабством?

"Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы".

Николай Чернышевский "Пролог"

СПРАВКА

Норвежские старшеклассники во время обучения в школе не только получают знания, но и (я писал об этом). Причем эти "навыки" более, чем серьезны. Я был в школе, в которой дети обучаются профессии столяра-краснодеревщика. В этой школе почти нет покупной мебели. Практически вся мебель сделана руками нескольких выпусков учеников(!). И мебель, скажу я вам, очень впечатляет. Я честно говоря, не поверил сначала, пока не увидел, как работают норвежские школьники: четко, быстро, сосредоточенно. Маленькие профессионалы.

В другой школе, где учатся будущие строители, я видел построенный школьниками... отдельный одноэтажный корпус, но что в нем было, я к сожалению, забыл.

Естественно, школьники в Норвегии получают за свой труд деньги. И уровень их "накоплений" такой, что они сами, на собственные средства оплачивают - включая покупку и "оборудование" традиционных комбинезонов выпускников / snekker ("плотников"), изготовление "визиток выпускника" / russekort и даже... покупку и переоборудование автобуса (включая его раскраску - а это настоящее произведение искусства!), на котором после выпускного отправляются в путешествие не только по Норвегии, но и по всей Скандинавии. Родители не тратят на это ни одного эре, в отличие от России.

Профессиональная квалификация выпускников такова, что многие небольшие предприятия охотно берут их на работу, т.е. проблем с трудоустройством у бывших школьников в Норвегии, как в России, нет.

"Бедная страна Россия, бедная история наша, если оглянуться назад.
Социальную безличность, рабство духа, не поднявшегося над стадностью,
славянофилы хотели увековечить, как "кротость" и "смирение".

Лев Троцкий "Об интеллигенции"

Студенческая "производственная практика".

В большинстве случаев, предприятия шарахаются от студентов-"практикантов" как от огня. Государственной программы, обязывающей их принимать студентов на производственную практику, не существует. Договоры колледжей и ВУЗов с профильными предприятиями на эту тему - из области фантастики. Часто студентам предлагается... искать себе практику самим. ..."Это Россия, детка!" (с)

Причина такого отношения к российским студентам понятна - исключительно низкая квалификация, крайне низкий уровень самоорганизации и ответственности, часто на уровне быдловости. Зачем тратить на них время своих квалифицированных сотрудников в качестве шефства, если те все равно через месяц-два исчезнут совсем и за ними еще придется исправлять то, что они сломают. ...Уступая уговорам предприятия соглашаются принимать студентов только на условиях... да, да, если они будут работать бесплатно, т.е. на условиях рабского труда.

Многие ловкие студенты договариваются через личные связи или связи родителей о том, что они пройдут у них "удаленную" производственную практику, и через 2 месяца будущий "специалист" приносит в колледж или ВУЗ отзыв об "успешном прохождении практики" и о том, какой он хороший ответственный работник...

"Они делают вид, что платят,
мы делаем вид, что работаем..."

Народная русская мудрость.

Бесплатная "стажировка".

Найти хорошую работу в России - очень большая проблема. Даже просто минимально приличную - тоже проблема. Поэтому русские работодатели достаточно широко внедрили практику т.н. "бесплатной стажировки" - т.е. необходимости соискателю отработать от 3 до 5 дней бесплатно. Объясняется, это конечно, "проверкой деловых качеств работника" и бла-бла-бла, но на самом деле, понятно, что работодатель просто тупо экономит на новом работнике несколько тысяч рублей. ...Удивительно, но очень многие на это соглашаются, поскольку очень заинтересованы в работе (на такие ставки обычно предлагается достаточно высокая оплата), думая, что, мол, "ничего, поработаю три дня бесплатно, но я, конечно, очень постараюсь, они увидят, какой я старательный и меня обязательно возьмут".

Понятно, что новый работник еще не знаком с особенностями труда, ему надо что-то объяснять, подсказывать, он будет работать медленно - поэтому нормально, когда оплата за стажировку понижена по сравнению с обычным окладом работника. Но человек же не сидит на стульчике, он РАБОТАЕТ, а поскольку он все же делает что-то, его заработок за время стажировки никак не может быть нулевым.

Стоит ли говорить, что в большинстве случаев обескураженному соискателю заявляется, что он "не подходит", и его место занимает следующий раб.

"Прощай, немытая Россия!
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ".

Михаил Лермонтов

Бесплатная работа.

Трудовой кодексТК очень четко регламентирует условия работы гражданина по найму, оплату его труда и его социальную защиту. Но спросите ЛЮБОГО российского работника - продавца, кассира, охранника, водителя, строителя, бармена, официанта, повара, билетера, медсестру, врача, учителя - соблюдает ли его работодатель ТК? В большинстве случаев вам ответят, что работодатель, кажется, вообще не знает, что это такое.

Рассказываю, что это означает на самом деле.

Почти любого работника в России ВЫНУЖДАЮТ перерабатывать: выходить на работу раньше, уходить значительно позже, работать в свои выходные дни или во время отпуска. Отказаться практически невозможно: тут же задействуются все меры от мягкого шантажа ("Тебе не дорога честь фирмы! Тебе безразличны проблемы предприятия! Вряд ли у нас сделает карьеру сотрудник, который думает только о себе!" до трехэтажного мата или ультиматума: "Или выходи на работу или ты уволен!".

Кассиров, например, у которых рабочий день официально начинается с 9:00 (время открытия магазина) вынуждают приходить на полчаса раньше (хотя понятно, что начало рабочего дня сотрудника и время открытия предприятия - это не одно и то же). То же самое - с продавцами ВСЕХ сетевых магазинов, которые мне известны, включая элитные. Рабочий день сотрудников фактически начинается на полчаса и даже час раньше отмеченного в договоре (все утренние рабочие собрания проводятся за счет личного времени сотрудников). Практически ни один из продавцов не уходит с работы вовремя, причем, задержка может составлять несколько часов: нужно убраться, принять новый товар, разложить его, провести инвентаризацию и т.д. Заканчивая работу в 22:00, некоторые продавцы, например, вынуждены...ночевать в магазине, потому что сначала ждут товар, потом принимают его, а потом уже не успевают на метро.

Надо ли говорить, что такая работа не оплачивается ВООБЩЕ, а отказаться от нее - значит, либо оказаться за порогом, либо лишиться перспектив на какой бы то ни было карьерный рост?


«России нужны не проповеди (довольно она слышала их!),
не молитвы (довольно она твердила их!),
а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства,
столько веков потерянного в грязи и навозе.
(...) А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны,
где нет не только никаких гарантий для личности,
(...) а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей".

Виссарион Белинский

Еще один бич российских работников и служащих в сфере услуг - работа вне графика: в выходные дни или вместо другого работника. Это происходит очень часто, потому что российские работодатели экономят на всем, и прежде всего, на людях, поэтому никогда не имеют "в запасе" работника, если кто-то заболевает или уходит в отпуск. Нагрузка полностью перекладывается на плечи остальных. При неизменной, опять-таки, оплате.

Именно такая ситуация, кто не забыл, была в кемеровской "Зимней вишне". В одной смене должно было быть три билетера, но в тот страшный день было два. Хотя даже три билетера на пять зрительных залов - это мало! ...Вместо третьей, заболевшей женщины, вышла работать ее 17-летняя племянница, потому что иначе было просто некому.

По ТК такая переработка оплачивается в двойном размере. ..."Что? Трудовой кодекс? Не, не слышали..." (с) Любой работник рад, если ему за труд в выходной день заплатят вообще.

Иными словами, это то, о чем я говорил: если человек должен получить оплату за день по двойной ставке, а получает по одинарной, это значит, что 50 % рабочего времени - он работает БЕСПЛАТНО, он просто раб.

"Люди холопского звания -
сущие псы иногда:
чем тяжелей наказания,
тем им милей господа".

Николай Некрасов


Незаконные штрафы.

Еще одна показательная иллюстрация рабского труда в России - штрафы, которыми облагают работодатели (директора) своих подчиненных. Штрафуют за все: опоздания, ошибки в работе, жалобы клиентов (продавцы рассказывают, что некоторые директора специально устраивают провокации с помощью своих знакомых, чтобы иметь возможность не платить продавцам), курение, за то, что достал телефон или присел в рабочее время, за то, что просто стоишь, ничего не делая, за замечания полученные от ТП (это не то, что вы подумали, это аббревиатура т.н. "тайного покупателя"; к слову, многие ТП тоже работают как рабы, но рассказ об этом выходит за рамки повествования, если интересно о работе "тайных покупателей" расскажу отдельно).

Продавцов заставляют продавать просроченные товары, впаривать покупателям китайский ширпотреб под видом фирменного товара, продавать "воздух" (так это называется на их сленге), т.е. некие дополнительные услуги, которые покупателю не нужны и в них нет особого смысла (дополнительную "гарантию" например). Если продавец не выполняет установленный план, его... штрафуют.

Штрафы эти нигде не прописаны - ни в законодательстве о труде, ни в договоре, суммы и основания штрафов берутся "с потолка" и зависят только от фантазии и расположения к тебе твоего начальства. Оспаривать бесполезно - деньги просто удерживаются из зарплаты. Нередки случаи когда работники теряют до половины месячного оклада. ...Иными словами владелец (директор) решают, когда и сколько тебе заплатить.

В сетевых магазинах "Виктория" вообще введена... бальная система оценки качества работы продавца и от этого зависит оплата его труда - ага, как в школе. Баллы выставляет в конце рабочего дня администратор или директор в зависимости от своего настроения и отношения к работнику. Не так положил товар, не выложил товар вовремя, получил жалобу от покупателя, сел, вытащил телефон, задержался на "обеде" грязный пол в твоем отделе, стоишь, ничего не делая, разговариваешь с другим работником не по делу, на тебе помятая блузка - тебе снижается балл. И ты, как школьник, можешь получить "двойку". Приятно вспомнить молодость, верно?

"Трудовой кодекс? Не, не слышали..." (с)

Моя логика все та же: если работник оштрафован незаконно, значит соответствующее время он просто работал бесплатно в качестве раба.

Кстати, форменная одежда в "Виктории" по отзывам продавцов не только дико неудобна, но ее стоимость удерживается из первой заработной платы работника. "Трудовой кодекс? Не, не слышали..." (с)

"Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды -
Ярмо с гремушками да бич".

А.Пушкин. "Свободы сеятель пустынный..."

"Компенсация" за воровство.

Покупатели воруют. В России - это настоящий бич. Конечно, воруют и продавцы, и администрация, но эту тему мы пока оставим в стороне. Нам важно то, что работодатель полностью и безоговорочно перекладывает эти убытки на продавцов и охранников. При этом реальные права работников нарушаются самым наглым и грубым образом.

На самом деле, конечно, продавец несет материальную ответственность. Она может быть как личной, так коллективной (надеюсь, разницу объяснять не надо?). Но Трудовой кодекс очень четко регламентирует эту ситуацию, причем защищает продавца.

Продавец на самом деле обязан компенсировать убытки магазина, только если работодатель принял все меры для предотвращения краж: установил видеокамеры (которые реально работают и ведут запись), противокражные рамки, чипировал товары, и если продавец согласен возместить данный ущерб.

В большинстве случаев владельцы магазинов, конечно, экономят на всем и (открою секрет) большинство камер в российских магазинах - либо муляжи, либо просто не работают. (А зачем, если можно будет содрать деньги с продавца?) В таких случаях по ТК продавец не обязан компенсировать магазину убытки. Но... "это Россия, детка!" (с) Так же как никто не будет спрашивать его согласия - убытки просто удержат из его зарплаты. Поэтому нередки случаи, когда продавцы, отработав два месяца, получают как за один.

Обратите внимание: я везде говорю об "убытках". О них же говорит и Трудовой кодекс. Что такое для магазина убыток например, от кражи бутылки коньяка? Это та ОПТОВАЯ ЗАКУПОЧНАЯ ЦЕНА, по который магазин ее приобрел. Однако ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ продавцов вынуждают компенсировать ПРОДАЖНУЮ ЦЕНУ. Чувствуете разницу? Владелец магазина (директор) просто внаглую вытягивает из кармана сотрудника "бонус" в свой личный карман. А продажная цена, например, жевательной резинки, превышает закупочную стоимость в 2-3 раза.

Вывод все тот же: если у работника НЕЗАКОННО изъяли часть оплаты его труда, значит, соответствующее время он работал в качестве раба.

"Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног (...).
Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России?
Если царь даст мне слободу, то я месяца не останусь.
(...) Когда-нибудь... спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт?
в нем дарование приметно - услышишь, милый мой, в ответ:
он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится - ай да умница."


И еще два аспекта которые, как я считаю, прямо иллюстрирует рабское положение работников в России.

Внимательный читатель заметил, как я написал о том, что продавцов штрафуют за то, что они... садятся во время работы. ...А вы знаете, какая смена у продавца в вашем любимом сетевом магазине? 12 часов! Но это номинально. Реально продавец может провести на ногах 15 часов! На ногах! И ему запрещено не только сесть, но даже облокотится на что-то или прислониться к стене (!) (штраф). Первое время у новичков ноги горят огнем, ступни распухают так, что после работы не налезает обувь, ноги болят даже во сне, и каждый шаг - боль. ...Подумайте об этом когда вечером после работы забежите в свой любимый сетевой магазинчик, а продавец покажется вам слишком медлительным и не слишком любезным.

Сидеть продавцам разрешается только во время обеда, на который вместо законного часа отводится от 20 до 30 минут (с учетом времени, когда продавец или кассир покидает рабочее место; т.е. 20 минут ему отводится, чтобы дойти до каморки, которая отведена под "столовую" (нередко она же - раздевалка, а некоторые продавцы питаются... в туалете), разогреть пищу, поесть и вернуться обратно). Поскольку такой работник работает во время своего законного обеденного перерыва, то работает он это время бесплатно, в качестве раба.

"Что это за народ, который называет себя "великим",
а его могут на поводке водить, как бычка?..
Что он такой убогий, никуда не годный?"

Виктор Астафьев

Что еще?..

Еще несвойственные обязанности, которые вынуждают выполнять, например, продавцов в магазине или барменов в кафе кинотеатра. Кроме обязанностей, которые записаны в договоре или служебной инструкции, работник в большинстве случаев выполняет обязанности уборщика, грузчика, ремонтника, мойщика окон или витрин и даже дворника...

При этом чаще всего он делает все это ПОСЛЕ работы, как уже говорилось, бесплатно, просто потому что владелец экономит на уборщице или грузчике, но даже если продавец таскает коробки с обувью со склада в зал в свое рабочее время, все равно он работает в этот момент в качестве раба.

"Христианство - это идеология смирения, идеология рабов."

А. и Б. Стругацкие "Град обреченный"

Дополнение.

Одно из замечательных достоинств Интернета - это существование на нем ресурсов по теме "Отзывы сотрудников о работодателях". Их достаточно много. И если проанализировать эти отзывы, то наряду с многими другими выводами, которые я пока оставляю за рамками своего рассказа, я назову вам пока только два:

1) работники российских предприятий однозначно оценивают отношение к себе хозяев (директоров, администраторов, старших менеджеров), как к быдлу (это самое частая оценка) и как к рабам, которых легко выбросить за порог и заменить кем-то другим, беспощадно их эксплуатируя, обманывая и наживаясь на их подчиненном положении;

2) сами работники относятся к своим директорам и администраторам, как к скудоумным деспотам, ТП (это уже та самая аббревиатура) "с воображаемыми ими коронами на голове", у которых в большинстве случаев нет и намека на профессионализм, совесть или даже простой здравый смысл, и которые занимают свою должность только потому, что он / она - чья-то родственница, любовница, знакомая, бывшая школьная подруга, или успешно подсиживала других работников, по их головам прокладывая себе карьеру.

В какой бы сетевой магазин России вы не захотели устроиться на работу, причем даже элитный, и не сочтёте за труд посмотреть о нем отзывы в сети его бывших или действующих работников, суть любого отзыва всегда будет одна: "Ни в коем случае не ходите сюда работать! Я вспоминаю это как напрасно потраченное время / как кошмарный сон!".

"О стену разбивая лбы,
летя в межзвездное пространство,
мы все-таки рабы.
Рабы!
Невытравимо наше рабство".

Роберт Рождественский


И в заключение нельзя не вспомнить еще одну русскую массовую традицию коллективного рабства - т.н. "субботники". Использование рабского труда "сознательных" граждан, которым эффективно промыла мозги пропагандистская машина - хороший способ сэкономить (и часто присвоить) себе средства, которые выделены на уборку и благоустройство территории: иди потом проверь, кто выносил мусор из-под кустов - штатные дворники или "сознательные граждане" из соседнего дома.

Увы, но Россия на самом деле - страна рабов. И это не поэтическая аллегория. Это медицинский факт. И у этого анамнеза есть одно очень неприятное для русской нации последствие: как ни печально, это нация никогда не поднимется с колен. Как могут подняться с колен люди с генетически рабской психологией? Готовые оплевывать своих работодателей в Интернете, то годами терпеть свое положение раба, который существенную часть своего рабочего времени трудится на своего хозяина совершенно бесплатно, как раб? ...И терпит, терпит, терпит...

Потом его терпение заканчивается и он... переходит к другому хозяину на все тоже положение полураба. А его место занимает другой работник, готовый, пока хватит терпения, работать на него половину своего времени в качестве раба. Круговорот рабов в природе...

Я уже писал о формуле жизни в России: "Родился - потерпел - умер..."

Такова голая правда жизни.

Александр Зиновьев

ПОЧЕМУ МЫ РАБЫ

От редакции. Александр Александрович Зиновьев (родился 29 октября 1922 года) – русский философ, логик, публицист, социолог и писатель. Он занимался проблемами теории познания и философии науки, исследованиями в области символической логики. В 70-ые годы он обращается к запретной для вольной мысли области – социальной проблематике, результатом чего была его высылка из СССР. С тех пор он живет в эмиграции, в Мюнхене. Он – автор многочисленных произведений, находящихся по жанру на стыке публицистики, философии и художественной литературы. Из них наиболее известны «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Пара беллум». Центральное место в этих сочинениях занимает советский человек – «гомо советикус», проблема его отношений с другими людьми и с «родной» Властью, проблема внутреннего рабства личности.

Создатель оригинальной социально-философской концепции советского общества, Александр Зиновьев и в годы «застоя», и в годы «перестройки» оставался в положении аутсайдера. Он не был «своим» ни для советского официоза, ни для западной интеллектуальной элиты, ни среди русской эмиграции.

Мы публикуем небольшую статью А.А.Зиновьева «Почему мы рабы?» (май 1980 г.), перепечатанную из философского альманаха «Квинтэссенция» за 1991 год, и «Манифест социальной оппозиции» (январь 1989 г.), перепечатанный из журнала «Континент».

Страна рабов – говорил о России Лермонтов. Рабы, сверху донизу все рабы – говорил о русском народе Чернышевский. Изменилось ли что-нибудь в России с тех пор? Да, изменилось: новая форма рабства пришла на смену старой. Мы по-прежнему остаемся рабами. В чем заключается наше рабское положение и рабская психология? И почему мы остаемся рабами, несмотря ни на что? Ответ на первый вопрос очевиден: мы ограничены во всех существенных проявлениях нашей жизни и потребностях, мы подвергаемся наказанию за малейшие попытки обрести свободу и независимость не только в поведении, но даже в мыслях. Ответить на второй вопрос честно и правдиво – дело гораздо более трудное: этому мешают те самые психологические причины, в силу которых мы остаемся рабами.

Известны два ответа на второй вопрос. Первый из них – апологетический, второй – критический. Первый заключается в следующем. Безусловно, люди и в коммунистическом обществе как-то ограничены в своих мыслях и в своем поведении. Но эти ограничения разумны, обусловлены интересами коллективов, в которые входят люди, и интересами общества в целом. Без этих ограничений в обществе наступил бы хаос, произвол, деградация и распад. Второй ответ (критический) заключается в следующем: некоторая часть граждан общества захватила власть над остальными и осуществляет свое насилие над ними. Оба ответа верны. Но каждый из них отражает лишь одну сторону дела. И оба они вместе не дают целую истину. В тени остается еще одна часть истины, может быть самая главная: мы принимаем систему рабства добровольно.

Потому проблема «Почему мы рабы?» есть в глубине своей проблема «Почему мы предпочитаем быть рабами?». В каждую эпоху эта проблема имеет свое решение. Решение ее для нашего современного, коммунистического рабства в общих чертах банально: потому что коммунизм есть не столько неизбежность, насилие и обман, сколько соблазн и искушение. Коммунизм не только в учениях теоретиков, в пропаганде и в лозунгах есть соблазн и искушение, но и в реальном его воплощении. Теперь – главным образом в реальном воплощении. Вот в чем корень зла! Когда апологеты коммунизма утверждают, что коммунизм есть движение и стремление миллионов людей и в интересах миллионов людей, они говорят правду. Но не всю правду: они умалчивают о том, что основой и стимулом движения и стремления является именно соблазн и искушение. Коммунизм в основе своей и прежде всего несет облегчение и освобождение. И лишь на этой основе и затем он несет утяжеление жизни и закрепощение. Но он несет с собою одного рода освобождение и для одних людей и другого рода закрепощение для других. И несет их так, что люди сразу видят освобождение, и оно им кажется абсолютным, но лишь потом ощущают закрепощение, и оно уже кажется им естественным и само собой разумеющимся.

Общество, в котором мы живем, не есть нечто изначально данное. Оно есть продукт исторического процесса, в котором боролись и продолжают бороться две тенденции – цивилизаторская и коммунистическая (или коммунальная). Первая тенденция есть карабканье какой-то небольшой части человечества вверх, движение против потока человеческой стихии, преодоление сопротивления природной и общественной среды. Вторая тенденция есть падение подавляющей массы человечества вниз, движение ее по течению человеческой стихии, движение по линии наименьшего сопротивления. Первая есть сопротивление второй, ограничение стихийных сил второй, стремление повысить уровень социальной организации людей. Основу ее образует труд, личный риск, личная инициатива и личная ответственность за действия, самоограничение, привносимое морально-правовым самосознанием, и прочие ценности цивилизации. Социальный строй, выросший из этой тенденции и вместе с тем сохранявший ее, породил современные блага цивилизации и одновременно неразрывно связанные с ним язвы ее. Люди, однако, связали в своем воображении с этим строем не только его собственные недостатки, но и все то зло, какое несла и несет с собою коммунистическая тенденция и против которого в первую очередь была направлена социальная система, выросшая из цивилизаторской тенденции. Умами и сердцами людей овладело убеждение, будто причиной всех зол в мире является именно тот самый социальный строй, в рамках которого были достигнуты блага цивилизации, будто с уничтожением этого строя исчезнут все отрицательные явления современной общественной жизни. Именно в этой разрушительной, а не в созидательной деятельности люди увидели путь в счастливое будущее.

И вот коммунистическая тенденция восторжествовала в значительной части планеты. Рухнули иллюзии насчет всеобщего рая на Земле. Обнаружились язвы коммунистического образа жизни, не уступающие язвам прошлого, а кое в чем и превосходящие их. И что же? Уменьшилась ли тяга в мире к коммунизму? Наоборот, она многократно возросла. Почему? Да потому, что реальный коммунизм хотя и не принес с собою всеобщего благополучия и не устранил всех язв бытия, он все же в некоторой мере удовлетворил великий исторический соблазн людей жить стадно, без тяжкого труда, без постоянных самоограничений, без риска и личной ответственности за делаемое, беззаботно, упрощенно, с гарантированным удовлетворенном необходимых жизненных потребностей. Коммунизм удовлетворил этот соблазн лишь в очень малой степени. Но этой степени оказалось достаточно, чтобы инициативу и власть в обществе захватили люди, предпочитающие именно такой образ жизни, чтобы люди поразительно быстро приспособились к новому строю жизни, примирились с его недостатками и осознали его достоинства. Люди капитулировали перед своими собственными стихийными силами, сбросили с себя напряжение, к которому их вынуждала прежняя система жизни, и вздохнули с облегчением. Отказ от борьбы, отказ от карабканья вверх и от движения против течения приносит людям прежде всего облегчение – падение какое-то время ощущается как полет. Люди при этом не думают о том, что будет потом, а именно – что вслед за облегчением приходят все необходимые атрибуты рабства-хозяева, надсмотрщики, палачи. Когда люди это замечают, бывает уже поздно. Они уже оказываются во власти самих себя, ибо они эти атрибуты рабства несут уже в себе самих. Наше рабство есть наша добровольная плата за ничтожное и лишь временное облегчение от тягот цивилизаторской тенденции.

Современное рабство интересно еще тем, что оно в огромной степени сравнительно с прошлым обществом расширяет численно круг членов общества, наделенных официальной властью над другими, и дает почти каждому рядовому члену общества крупицу фактической власти над ближними. Это общество до невиданных доселе размеров увеличивает массу власти, наделяя ею и миллионы своих рядовых членов. Наделяет по тем же законам, по каким вообще распределяются блага в этом обществе, – каждому соответственно по социальному положению. Но все же наделяет. Это такое рабство, в котором рабское положение компенсируется возможностью для каждого видеть в окружающих подвластные ему существа, – здесь вместо свободы предлагается возможность лишать свободы других, т.е. соучастие в закрепощении. Не стремление быть свободным, но стремление лишить других людей такого стремления к свободе – вот какой эрзац свободы предлагается здесь гражданам. А это много легче, чем борьба за то, чтобы не быть рабами. Результаты борьбы за реальную свободу осознаются лишь через много поколений, да и то немногими.

Одним словом, нам удобно быть рабами. Быть рабами много легче и проще, чем не быть ими. Мы сами осуществляем насилие друг над другом. Мы сами общими усилиями делаем нас самих своими собственными рабами и благодаря этому становимся рабами других. Именно в этом главным образом коренятся причины нашего рабства, а не во внешнем насилии и не в законах организации общества. Мы капитулируем перед объективными законами и внешним насилием потому, что сами предпочитаем образ жизни, делающий нас рабами. Вот в чем ужас нашего положения. Можно бороться против внешних насильников. Можно ограничивать действие объективных сил природы и общества. Но бороться против самих себя и добиваться успеха – задача непостижимо трудная даже для богов. А мы – всего лишь люди.

И это было бы еще полбеды: мы привыкли быть рабами. Беда в том, что мы несем свое рабство другим. Несем под знаменем свободы. И добиваемся успеха. И отрезаем себе всякую надежду на освобождение. Когда все рабы, понятие рабства теряет смысл.

Как много говорят, толкуют, кричат теперь о национальности, об отечестве! Либеральные и радикальные министры Англии, бездна “передовых” публицистов Франции (оказавшихся вполне согласными с публицистами реакции), тьма казенных, кадетских и прогрессивных (вплоть до некоторых народнических и “марксистских”) писак России - все на тысячи ладов воспевают свободу и независимость “родины”, величие принципа национальной самостоятельности. Нельзя разобрать, где здесь кончается продажный хвалитель палача Николая Романова или истязателей негров и обитателей Индии, где начинается дюжинный мещанин, по тупоумию или по бесхарактерности плывущий “по течению”. Да и неважно разбирать это. Перед нами очень широкое и очень глубокое идейное течение, корни которого весьма прочно связаны с интересами господ помещиков и капиталистов великодержавных наций. На пропаганду выгодных этим классам идей затрачиваются десятки и сотни миллионов в год: мельница немалая, берущая воду отовсюду, начиная от убежденного шовиниста Меньшикова и кончая шовинистами по оппортунизму или по бесхарактерности, Плехановым и Масловым, Рубановичем и Смирновым, Кропоткиным и Бурцевым.

Попробуем и мы, великорусские социал-демократы, определить свое отношение к этому идейному течению. Нам, представителям великодержавной нации крайнего востока Европы и доброй доли Азии, неприлично было бы забывать о громадном значении национального вопроса; - особенно в такой стране, которую справедливо называют “тюрьмой народов”; - в такое время, когда именно на дальнем востоке Европы и в Азии капитализм будит к жизни и к сознанию целый ряд “новых”, больших и малых наций; - в такой момент, когда царская монархия поставила под ружье миллионы великороссов и “инородцев”, чтобы “решить” целый ряд национальных вопросов сообразно интересам совета объединенного дворянства 1 и Гучковых с Крестовниковыми, Долгоруковыми, Кутлерами, Родичевыми.

Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9 / 10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика.

Мы помним, как полвека тому назад великорусский демократ Чернышевский, отдавая свою жизнь делу революции, сказал: “жалкая нация, нация рабов, сверху донизу - все рабы” 2 . Откровенные и прикровенные рабы-великороссы (рабы по отношению к царской монархии) не любят вспоминать об этих словах. А, по-нашему, это были слова настоящей любви к родине, любви, тоскующей вследствие отсутствия революционности в массах великорусского населения. Тогда ее не было. Теперь ее мало, но она уже есть. Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и за социализм, а не только великие погромы, ряды виселиц, застенки, великие голодовки и великое раболепство перед попами, царями, помещиками и капиталистами.

Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое (когда помещики дворяне вели на войну мужиков, чтобы душить свободу Венгрии, Польши, Персии, Китая) и свое рабское настоящее, когда те же помещики, споспешествуемые капиталистами, ведут нас на войну” чтобы душить Польшу и Украину, чтобы давить демократическое движение в Персии и в Китае, чтобы усилить позорящую наше великорусское национальное достоинство шайку Романовых, Бобринских, Пуришкевичей. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. “защитой отечества” великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.

“Не может быть свободен народ, который угнетает чужие народы” 3 , так говорили величайшие представители последовательной демократии XIX века, Маркс и Энгельс, ставшие учителями революционного пролетариата. И мы, великорусские рабочие, полные чувства национальной гордости, хотим во что бы то ни стало свободной и независимой, самостоятельной, демократической, республиканской, гордой Великороссии, строящей свои отношения к соседям на человеческом принципе равенства, а не на унижающем великую нацию крепостническом принципе привилегий. Именно потому, что мы хотим ее, мы говорим: нельзя в XX веке, в Европе (хотя бы и дальневосточной Европе), “защищать отечество” иначе, как борясь всеми революционными средствами против монархии, помещиков и капиталистов своего отечества, т. е. худших врагов нашей родины; - нельзя великороссам “защищать отечество” иначе, как желая поражения во всякой войне царизму, как наименьшего зла для 9 / 10 населения Великороссии, ибо царизм не только угнетает эти 9 / 10 населения экономически и политически, но и деморализирует, унижает, обесчещивает, проституирует его, приучая к угнетению чужих народов, приучая прикрывать свой позор лицемерными, якобы патриотическими фразами.

Нам возразят, может быть, что кроме царизма и под его крылышком возникла и окрепла уже другая историческая сила, великорусский капитализм, который делает прогрессивную работу, централизуя экономически и сплачивая громадные области. Но такое возражение не оправдывает, а еще сильнее обвиняет наших социалистов-шовинистов, которых надо бы назвать царско-пуришкевичевскими социалистами (как Маркс назвал лассальянцев королевско-прусскими социалистами) 4 . Допустим даже, что история решит вопрос в пользу великорусского великодержавного капитализма против ста и одной маленькой нации. Это не невозможно, ибо вся история капитала есть история насилий и грабежа, крови и грязи. И мы вовсе не сторонники непременно маленьких наций; мы безусловно, при прочих равных условиях, за централизацию и против мещанского идеала федеративных отношений. Однако даже в таком случае, во-первых, не наше дело, не дело демократов (не говоря уже о социалистах) помогать Романову-Бобринскому-Пуришкевичу душить Украину и т. д. Бисмарк сделал по-своему, по-юнкерски, прогрессивное историческое дело, но хорош был бы тот “марксист”, который на этом основании вздумал бы оправдывать социалистическую помощь Бисмарку! И притом Бисмарк помогал экономическому развитию, объединяя раздробленных немцев, которых угнетали другие народы. А экономическое процветание и быстрое развитие Великороссии требует освобождения страны от насилия великороссов над другими народами - эту разницу забывают наши поклонники истинно русских почти-Бисмарков.

Во-вторых, если история решит вопрос в пользу великорусского великодержавного капитализма, то отсюда следует, что тем более великой будет социалистическая роль великорусского пролетариата, как главного двигателя коммунистической революции, порождаемой капитализмом. А для революции пролетариата необходимо длительное воспитание рабочих в духе полнейшего национального равенства и братства. Следовательно, с точки зрения интересов именно. великорусского пролетариата, необходимо длительное воспитание масс в смысле самого решительного, последовательного, смелого, революционного отстаивания полного равноправия и права самоопределения всех угнетенных великороссами наций. Интерес (не по-холопски понятой) национальной гордости великороссов совпадает с социалистическим интересом великорусских (и всех иных) пролетариев. Нашим образцом останется Маркс, который, прожив десятилетия в Англии, стал наполовину англичанином и требовал свободы и национальной независимости Ирландии в интересах социалистического движения английских рабочих.

Наши же доморощенные социалистические шовинисты, Плеханов и проч. и проч., в том последнем и предположительном случае, который мы рассматривали, окажутся изменниками не только своей родине, свободной и демократической Великороссии, но и изменниками пролетарскому братству всех народов России, т. е. делу социализма.

“Социал-Демократ” № 35,

Печатается по тексту

газеты “Социал-Демократ”

_________________________

1 Совет объединенного дворянства - контрреволюционная организация крепостников-помещиков, оформившаяся в мае 1906 года на первом съезде уполномоченных губернских дворянских обществ и существовавшая до октября 1917 года. Основной целью организации была защита самодержавного строя, крупного помещичьего землевладения и дворянских привилегий. Во главе Совета объединенного дворянства стояли граф А. А. Бобринский, князь Н. Ф. Касаткин-Ростовский, граф Д. А. Олсуфьев, В. М. Пуришкевич и др. Ленин называл Совет объединенного дворянства “советом объединенных крепостников”. Совет объединенного дворянства фактически превратился в полуправительственный орган, диктовавший правительству законодательные мероприятия, направленные к защите интересов крепостников. Значительное число членов Совета объединенного дворянства входило в Государственный совет и руководящие центры черносотенных организаций.

2 В. И. Ленин приводит цитату из романа Н. Г. Чернышевского “Пролог” (см. Н. Г. Чернышевский . Полное собрание сочинений, том XIII, 1949, стр. 197).

3 Ф. Энгельс. “Эмигрантская литература” (см. К. Маркс и Ф. Энгельс . Сочинения, т. XV, 1935, стр. 223).

4 См. К. Маркс и Ф. Энгельс . Избранные письма, 1953, стр. 166.

Попробуйте от своего имени подобное о русских написать и вас могут даже побить, но при этом эти же самые люди чтут как классиков тех кто является автором этих характеристик русского народа.

Имеет место двойной стандарт и двоемыслие, есть те кому можно о русских правду сказать и те кому нельзя.

........................................ ....


«Тяжелый русский дух, нечем дышать и нельзя лететь». - А. Блок

«Московия - русь тайги, монгольская, дикая, звериная». (Muscovy - the Russia of taiga, Mongolic, wild, bestial.) - Алексей Толстой

"Не народ, а скотина, хам, дикая орда, душегубов и злодеев." (They are not people, they are boors, villains, wild hordes of murderers and miscreants.) - Михаил Булгаков

"Наиважнейшею приметою удачи русского народа есть его садистская жестокость". (The most important trait of the success of the Russian people is their sadistic brutality.) - Максим Горький

«Русский есть наибольший и наинаглейший лгун во всем свете». (A Russian is the greatest and the cheekiest of all liars in the world.) - Иван Тургенев

«Народ, который блуждает по Европе и ищет, что можно разрушить, уничтожить только ради развлечения». (People who roam across Europe in search of what to destroy and obliterate, only for the sake of gratification.) - Федор Достоевский

«Русские - народ, который ненавидит волю, обожествляет рабство, любит оковы на своих руках и ногах, любит своих кровавых деспотов, не чувствует никакой красоты, грязный физически и морально, столетиями живёт в темноте, мракобесии, и пальцем не пошевелил к чему-то человеческому, но готовый всегда неволить, угнетать всех и вся, весь мир. Это не народ, а историческое проклятие человечества» - И.С. Шмелёв.

"Ах, как тяжело, как невыносимо тяжело порою жить в России, в этой вонючей среде грязи, пошлости, лжи, обманов, злоупотреблений, добрых малых мерзавцев, хлебосолов-взяточников, гостеприимных плутов - отцов и благодетелей взяточников!" - Иван Аксаков, из письма к родным.

«Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека - он имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами». - Aкaдeмик Павлов. О русском уме. 1932 год.

«Народ равнодушный до наименьшей обязанности, до наименьшей справедливости, до наименьшей правды, народ, что не признает человеческое достоинство, что целиком не признает ни свободного человека, ни свободной мысли». (The people who are indifferent to the least of obligations, to the least of fairness, to the least of truth... the people who do not recognise human dignity, who entirely defy a free man and a free thought.) - Александр Пушкин

«Россия - самая паскудная, до блевоты мерзкая страна во всей мировой истории. Методом селекции там вывели чудовищных моральных уродов, у которых само понятие Добра и Зла вывернуто на изнанку. Всю свою историю эта нация барахтается в дерьме и при этом желает потопить в нем весь мир...» – И.А.Ильин (1882-1954) , русский философ
(Путин лично занимался переносом праха Ильина в РФ и участвовал в церемонии перезахоронения)

«Не народ, а адский урод». – В.Розанов - русский философ, публицист и критик.

"Русский народ находится в крайне печальном состоянии: он болен, разорен, деморализован". "И вот мы узнаем, что он в лице значительной части своей интеллигенции, хотя и не может считаться формально умалишенным, однако одержим ложными идеями, граничащими с манией величия и манией вражды к нему всех и каждого. Равнодушный к своей действительной пользе и действительному вреду, он воображает несуществующие опасности и основывает на них самые нелепые предположения. Ему кажется, что все соседи его обижают, недостаточно преклоняются перед его величием и всячески против него злоумышляют.... - Философ Владимир Соловьев

Бог голодных, Бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных
Вот он, вот он, русский бог.
Бог грудей и ж... отвислых
Бог лаптей и пухлых ног,
Горьких лиц и сливок кислых,
Вот он, вот он, русский бог.
П.А. Вяземский

«Главной чертой российского национального характера является жестокость, и то жестокость садистическая. Говорю не об отдельных взрывах жестокости, а о психике, о душе народной. Я просмотрел архив одного суда за 1901-1910 гг. и меня охватил ужас от огромного количества невероятно жестокого обращения с людьми. Вообще у нас в России каждый с наслаждением бьет кого-то. И народ считает биения за полезное, так как же составил поговорку «за битого двух небитых дают». За 1917-1919 гг. крестьяне закапывали пленных красногвардейцев вниз головой так глубоко, что из земли торчали ноги. Потом смеялись, как те ноги дёргались. Или высоко на дереве прибивали гвоздями одну руку и одну ногу и наслаждались мучениями жертвы. Красногвардейцы же сдирали из живых пленных деникинцев-контрреволюционеров кожу, забивали гвозди в голову, вырезали кожу на плечах, как офицерские погоны." - Горький Максим. О русском крестьянстве (1922)

Если бы провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве. -- Иван Тургенев

"Нет в этом мире мельче, сволочнее и хамовитее особи, чем кацап. Рождённый в нацистской стране, вскормленный пропагандой нацизма, - этот ублюдок никогда не станет Человеком. У его страны нет друзей - либо холуи, либо враги. Его страна способна только угрожать, унижать и убивать. И за сохранение этого статуса Рассеей рядовой кацап готов пожертвовать собственной жизнью, жизнями своих родителей и детей, качеством жизни собственного народа. Воистину: кацапы - звери. Лютые, кровожадные, но... смертные". - А. Солженицин

В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много. - Василий Ключевский

Русский простолюдин - православный - отбывает свою веру как церковную повинность, наложенную на него для спасения чьей то души, только не его собственной, которую спасать он не научился, да и не желает. Как ни молись, а все чертям достанется. Это все его богословие. - Василий Ключевский

Можно благоговеть перед людьми, веровавшими в Россию, но не перед предметом их верования. - Василий Ключевский

Русское правительство, как обратное провидение, устраивает к лучшему не будущее, а прошлое. - Александр ГерценГерцен

(Про Путина сквозь века сказал)

Русская История до Петра Великого - одна панихида, а после Петра Великого - одно уголовное дело. - Ф. Тютчев

"Русскому соврать, что высморкаться. Их ложь исходит из их рабской сущности. Народ никогда не знавший и не говоривший правды-народ рабов духовных и физических. Убогие люди." - Н.М. Карамзин

«Русский человек большая свинья. Если спросить, почему он не ест мяса и рыбы, то он оправдывается отсутствием привоза, путей сообщения и т.п., а водка между тем есть даже в самых глухих деревнях и в количестве, каком угодно».
«Русский человек норовит натрескаться ветчины именно тогда, когда в ней сидят трихины, и пройти через реку, когда на ней трещит лед.»
«Природа вложила в русского человека необыкновенную способность веровать, испытующий ум и дар мыслительства, но всё это разбивается в прах о беспечность, лень и мечтательное легкомыслие…»
«Русский человек любит вспоминать, но не любит жить».
«Русскому человеку не хватает желания желать».
- А.П.Чехов

«Вся Россия – страна каких-то жадных и ленивых людей: они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и во сне храпят. Женятся они для порядка в доме, а любовниц заводят для престижа в обществе. Психология у них – собачья: бьют их – они тихонько повизгивают и прячутся по своим конурам, ласкают – они ложатся на спину, лапки кверху и виляют хвостиками...» - Антон Павлович Чехов в беседе с Максимом Горьким.

«В нашем национальном характере преобладает холуйство и холопство, похабство и кровожадность, изуверство и пьянство». - Митрополит Илларион

«Национальное самосознание - национальное самодовольство - национальное самообожание - национальное самоуничтожение».
«Русские даже не способны иметь ум и совесть, а всегда имели одну подлость». - В.Соловьев

"Русский человек умеет быть святым, но не может быть честным". - Константин Леонтьев, российский философ (1831 - 1891)

«Мы, московиты, споили киргизов, чемерис, бурят и других. Ограбили Армению и Грузию, запретили даже Богослужение на грузинском языке, обокрали богатейшую Украину. Европе мы дали анархистов П. Кропоткина, М.Бунина, апостолов руины и палачества Шигалёва, Нечаева, Ленина и т.п. Моральная грязь, Московия - это чудовище, которым даже ад побрезговал бы и изрыгнул бы на землю». - В. Розанов, российский философ (1856-1919)

Среди русских мало умных. Если найдешь какого-нибудь годного человека, то непременно или еврей, или с примесью еврейской крови...» - В. И. Ленин, самый почитаемый в России политический деятель (1870 – 1924 гг.)

Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу - все рабы. - Н. Чернышевский

“И знать не хочу звереподобную пародию на людей, и считаю для себя большим несчастьем, что родился в России. Ведь вся Европа смотрит на Россию, почти как на людоеда. Я не раз испытывал стыд, что принадлежу к дикой нации.” - В. М. Боткин
во время спора с Некрасовым. Авдотья Панаева. «Воспоминания»

Выдающийся композитор М. Глинка, окончательно покидая 27 апреля 1856 года Россию, на границе вылез из рыдвана, плюнул на землю и сказал: “Дай Бог мне никогда больше не видеть этой мерзкой страны и ее людей!”

Русский народ слишком живет в национально-стихийном коллективизме, и в нем не окрепло еще сознание личности, ее достоинства и ее прав. Этим объясняется то, что русская государственность была так пропитана неметчиной и часто представлялась инородным владычеством.» -- Николай Александрович Бердяев.

Россия не содержит в себе никакого здорового и ценного зерна. России собственно - нет, она - только кажется. Это - ужасный фантом, ужасный кошмар, который давит душу всех просвещенных людей. От этого кошмара мы бежим за границу, эмигрируем; и если соглашаемся оставить себя в России, то ради того единственно, что находимся в полной уверенности, что скоро этого фантома не будет; и его рассеем мы, и для этого рассеяния остаемся на этом проклятом месте Восточной Европы. Народ наш есть только "среда", "материал", "вещество" для принятия в себя единой и универсальной и окончательной истины, каковая обобщенно именуется "Европейскою цивилизациею". Никакой "русской цивилизации", никакой "русской культуры". - В.В. Розанов.

Ничего доброго, ничего достойного уважения или подражания не было в России. Везде и всегда были безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, личности угнетение, бедность, неустройство, непросвещение и разврат. Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в жизни народной, ни на одной эпохе утешительной. – А. Хомяков

«Мы жестокое зверье, в наших жилах все еще течет темная и злая рабья кровь - ядовитое наследие татарского и крепостного ига. Нет слов, которыми нельзя было бы обругать русского человека… В русской жестокости чувствуется дьявольская изощрённость, в ней есть нечто тонкое, изысканное... Можно допустить, что на развитие жестокости влияло чтение житий святых великомученников... Кто более жесток: белые или красные? Вероятно - одинаково, ведь и те и другие - русские». – М. Горький, «пролетарский» писатель (1868 – 1936 гг.)

Никакой особой миссии у России не было и нет! Не надо искать никакой национальной идеи для России-это мираж. Жизнь с национальной идеей приведёт сначала к ограничениям, а потом возникнет нетерпимость к другой расе, к другому народу и к другой религии. Нетерпимость же обьязательно приведёт к террору. Нельзя добиваться возвращения России к какой-либо единой идеологии, потому-что единая идеология рано или поздно приведёт Россию к фашизму. - Академик Д. С. Лихачёв

(Опять про Путина)


О НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ ВЕЛИКОРОССОВ

Фрагменты из работы

Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину... Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты...

Мы помним, как полвека тому назад великорусский демократ Чернышевский, отдавая свою жизнь делу революции, сказал: “жалкая нация, нация рабов, сверху донизу — все рабы”. Откровенные и прикровенные рабы-великороссы (рабы по отношению к царской монархии) не любят вспоминать об этих словах. А, по-нашему, это были слова настоящей любви к родине, любви, тоскующей вследствие отсутствия революционности в массах великорусского населения...

Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое... и свое рабское настоящее... Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. “защитой отечества” великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам...

Мы, великорусские рабочие, полные чувства национальной гордости, хотим во что бы то ни стало свободной и независимой, самостоятельной, демократической, республиканской, гордой Великороссии, строящей свои отношения к соседям на человеческом принципе равенства, а не на унижающем великую нацию крепостническом принципе привилегий. Именно потому, что мы хотим ее, мы говорим: нельзя в XX веке, в Европе (хотя бы и дальневосточной Европе), “защищать отечество” иначе, как борясь всеми революционными средствами против монархии, помещиков и капиталистов своего отечества, т. е.худших врагов нашей родины; — нельзя великороссам “защищать отечество” иначе, как желая поражения во всякой войне царизму,.. ибо царизм не только угнетает 9/10 населения экономически и политически, но и деморализирует, унижает, обесчещивает, проституирует его, приучая к угнетению чужих народов, приучая прикрывать свой позор лицемерными, якобы патриотическими фразами .