Творческий проект учащихся. Проект пушкин

27.09.2019

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Участники проекта: учащиеся 9 класса, учитель. Цель проекта: - сбор, систематизация и дальнейшее оформление в виде презентации материала по основным периодам жизни и творчества А. С. Пушкина. Задачи: - собрать и систематизировать материал по основным периодам жизни и творчества А. С. Пушкина; - сгруппировать и оформить собранный материал в виде презентации Power Point.

3 слайд

Описание слайда:

Этапы проекта: - разработка плана проекта; - деление класса на группы; - распределение по группам заданий по сбору информации; - распределение обязанностей между членами группы; - сбор группами материала по основным периодам жизни и творчества поэта; - систематизация материала; - оформление собранного материала в виде презентации; - защита презентации; - подведение итогов проекта.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Необходимые условия для реализации проекта: - заинтересованность учащихся в реализации данного проекта; - умение учащихся работать самостоятельно и в группах; - возможность работать на компьютере в школе на факультативных занятиях, во внеурочное время и (или) дома; - умение учащихся работать с информацией на компьютере, знание программы Power Point, умение создавать презентации; - знание учащимися основ работы с поисковыми системами в Интернете; -возможность выхода в Интернет во внеурочное время для сбора информации.

6 слайд

Описание слайда:

Ожидаемые конечные результаты: - развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; - индивидуальный подход в обучении (работа с оптимальной для себя скоростью); - повышение интереса к изучению творчества поэта и к изучению предмета в целом; - активизация творческого потенциала ученика; - включение школьников в современное пространство информационного общества; - самореализация и саморазвитие личности ученика; - создание презентации «Пушкин. Страницы жизни» и дальнейшее её использование в 5-9 классах при изучении жизни и творчества поэта.

7 слайд

Описание слайда:

Работа в группах, связанная с поиском необходимого материала (в том числе и в Интернете), последующая систематизация этого материала очень полезна для учащихся, т. к. учит самостоятельно добывать знания, группировать материал по степени важности, отбирать самое главное, анализировать и делать выводы. Совместная работа в группах, направленная на достижение общей цели, учит терпимости, взаимовыручке, умению слушать и слышать друг друга. Применение инновационных компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности: даёт совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Детство и Лицей Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения. Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме (правда, собственного дома родители Пушкина не имели, снимали квартиры) собирались поэты, художники, музыканты. Общая галломания, господствовавшая в обществе, французское воспитание в семье с французами гувернерами (к счастью, их удачно уравновешивали бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна), доступ к прекрасным библиотекам отца, дяди поэта Пушкина и дальних родственников Бутурлиных - формировали ум и детскую душу Пушкина. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Его прозвище в Лицее было "француз". В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания (довольно беспорядочного), Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров. В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина: "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил".

10 слайд

Описание слайда:

Семья Пушкиных Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал Пушкин-ребёнок Отец, Сергей Львович Пушкин (1770-1838г.) Мать, Надежда Осиповна Пушкина (1775-1836г.) Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал Герб рода Пушкиных Дядя, Василий Львович Пушкин Брат, Лев Сергеевич Пушкин Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева Старшая дочь, Мария Александровна Пушкина (1832-1919г.) Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.) Старший сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.) Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.) Жена, Наталья Николаевна Пушкина (1812-1863г.) Возврат

11 слайд

Описание слайда:

Лицейские друзья Лицей, не дав систематического образования,научил товариществу и остался для Пушкина символом братства (близкие друзья - начинающие поэты А. А. Дельвиг и В. К. Кюхельбекер, будущий декабрист И. И. Пущин). Представление о Лицее как о родном доме, о лицейских учителях как старших, а о лицеистах как товарищах, братьях окончательно оформилось в сознании поэта в середине 1820-х годов, когда реальные лицейские воспоминания уже слились в картину сравнительно далекого прошлого, а гонения, ссылки, клевета, преследовавшие поэта, за-ставили его искать опору в идиллических воспоминаниях. В 1825 году он писал: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен - Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина, Отечество нам Царское Село (II, 1, 425). Антон Дельвиг Иван Пущин Возврат

12 слайд

Описание слайда:

Петербург Лицей заменил Пушкину детство. Лицей был закончен - детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Общение его очень широкое: гусары, поэты, литературные общества "Арзамас" и "Зеленая лампа", театры, модные рестораны, дуэли - "слава Богу, не смертоносные", как сообщала Е.А.Карамзина своему брату Вяземскому. Но Пушкин не растворялся в этой пестроте, он искал себя. Идеи гражданской свободы, политического радикализма, которыми было проникнуто русское общество после победы над Наполеоном, нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина. "Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает" - таково было решение царя Александра I. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг. Официально это был перевод по службе в г.Екатеринослав под начало генерала И.Н.Инзова, наместника Бессарабии. Александр I

13 слайд

Описание слайда:

Произведения, написанные в этот период (Петербург) В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения "Деревня," "Домовому", "Чаадаеву", ода "Вольность", поэма "Руслан и Людмила". Пушкин окончил лицей как раз в период реорганизации тайных обществ. В 1816 году было основано первое революционное сообщество "Союз Спасения". Естественно, что первое впечатление Пушкина после выхода из лицея были политическими. Расширение политического кругозора содействовало знакомству с Николаем Тургеневым, горячим сторонником освобождения крестьян, Чаадаевым, частое общение с лицейским товарищем Пущиным, вступившим в тайное общество, и с многочисленными представителями либерального офицерства, с которыми Пушкин завязал связи еще с лицейства. В тайные общества Пушкин не вступает. В марте 1819 года он вступает в дружеское литературное общество "Зеленая лампа", там за пирушками идет распространение либеральных идей и критика александровского режима. В этот период Пушкин написал политические стихи: "Вольность" (1817 год), "К Чаадаеву" (1818 год), "Сказки" (1818 год), "Деревня" (1819 год). В этих стихах прослеживается влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей.

14 слайд

Описание слайда:

На Юге (1820-1824гг.) По прибытии в Екатеринослав Пушкин простудился и слег. Туда прибыл генерал Раевский и по предварительной договоренности, они отправились в Крым. На кавказских горячих водах (ныне Пятигорске) Пушкин провел два месяца - с 5 июня по 5 августа. А затем они направились в Крым, через Кубань, Тамань, Керчь до Феодосии, а затем морем. Они поселились в доме Ришелье в Гурзуфе. Там Пушкин прожил с 18 августа до 5 сентября 1820 года. Все три недели, проведенные им в Гурзуфе, он посвятил отдыху и политическим дискуссиям с Раевским о событиях на Западе. Здесь, в Гурзуфе, и появилась идея "Кавказского пленника". Пушкин поехал через Перекоп, Херсон, Одессу, нигде не задерживаясь, и прибыл в Кишинев 21 сентября. Там он встретился со старым товарищем еще по "Арзамасу" - Орловым. Так как служба его не была обременительной, он смог с 1820 г. по 1823 г. посетить Каменку, Киев, Одессу, Аккерманн и Измаил. В 1823 г. Пушкин вернулся в Кишинев. Годы, проведенные в Кишиневе были годами политического роста Пушкина на идеях Руссо. В июне 1823 г. благодаря хлопотам друзей Пушкин перебирается на службу в Одессу. Из-за разногласий на службе по распоряжению Александра Пушкин был выслан в Михайловское, куда и прибыл 9 августа 1824 г. Н. Н. Раевский Пестель Павел Иванович Декабрист,

15 слайд

Описание слайда:

Произведения, написанные в этот период (На Юге) Почти все лето 1820 г. Пушкин прожил на Кавказе, где начал поэму "Кавказский пленник". Вскоре через Георгиевский монастырь и Бахчисарай Пушкин отправился в Симферополь и далее в Кишинев, ибо туда переехала канцелярия Инзова. Не досаждаемый почти никакими служебными поручениями, в течение трех лет Пушкин жил на квартире у Инзова, пользуясь его неизменным расположением и теплой заботой. Поэт выезжал оттуда в Киев, с.Каменку, в Одессу, Аккерман, Бендеры, Измаил и др. места. Впечатления этих лет нашли отражение в так называемых южных поэмах Пушкина: "Кавказский пленник", "Братья - разбойники", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы". В Кишиневе же была написана атеистическая поэма "Гаврилиада", а также начат роман в стихах "Евгений Онегин".

16 слайд

Описание слайда:

Михайловское В это время в Михайловском находилась семья Пушкиных. Отец принял на себя полицейские обязанности по наблюдению за сыном. Младший брат Пушкина занимался подготовкой бегства Пушкина за границу. Средства для этого предполагалось собрать путем изданий, но побег не состоялся. Вскоре семья Пушкина уехала из Михайловского. В этот период его жизнь протекала довольно спокойна, была насыщена только прогулками и новыми знакомствами. Также это время было временем усиленного творчества и усиленных изучений. Он занимался современной историей, проводя параллели с более древней. 14 декабря 1825 г. во время восстания декабристов Пушкин, оставшийся в стороне от заговора и расправы, надеялся на изменение своей участи. Жуковский писал ему: "Ты не в чем не замешан - это правда?. Но в бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои. Это худой способ подружиться с правительством". В сентябре Пушкин с фельдъегерем был отправлен в Москву на свидание с Николаем I. Михайловское Василий Андреевич Жуковский один из ближайших друзей Пушкина, он знал его еще ребенком

17 слайд

Описание слайда:

Произведения, написанные в этот период (Михайловское) В Михайловском продолжалась работа над романом "Евгений Онегин" (было написано 4 главы и в корне был изменен план романа), была закончена работа над поэмой "Цыганы", начатая в Одессе, и последним большим произведением, написанным в Михайловском, была шутливая поэма "Граф Нулин" (13 декабря 1825 г.). Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее "благородными курганами" и городищами, общение с крестьянами, с нянею Ариной Родионовной - "все волновало нежный ум" Пушкина, способствовало постижению души русского народа, национальных основ жизни. В Михайловском создано около 100 произведений поэта: деревенские главы романа "Евгений Онегин", трагедия "Борис Годунов", поэма "Граф Нулин", окончание поэмы "Цыганы", такие стихотворения как "Деревня, "Подражания Корану", "Пророк", "Вакхическая песня", "Я помню чудное мгновенье...", "Вновь я посетил...", начало первого произведения в прозе - романа "Арап Петра Великого" (спустя год после ссылки в приезд 1827 г.). Кабинет Пушкина

18 слайд

Описание слайда:

Конец 20-х гг. 8 сентября 1826 г. Пушкин прибыл в Москву в этот же день был представлен Николаю I. Результаты этого свидания были следующие: Пушкин получил свободу передвижения, произведения его поступали на разрешение самому Николаю I, а посредником назначался шеф жандармов Бенкендорф. Политика правительства по отношению к Пушкину диктовалась стремлением привлечь его на свою сторону и употребить в качестве глашатая казенных идей. В 1829 году Пушкин приезжает из Петербурга в Москву и сватается к Наталье Николаевне Гончаровой, на что получает отказ. После Пушкин уезжает на Кавказ, вопреки отказу Николая I. Свою поездку на Кавказ Пушкин описывает в "Путешествии в Арзрум". Пушкин едет на Кавказ из-за желания участвовать в Турецкой войне, но по большей степени из-за друзей-товарищей, служивших в то время там. Возвращение Пушкина с Кавказа было принято с величайшим раздражением, Николай I требовал объяснений. В апреле 1830 года Пушкин делает новое предложение Наталье Гончаровой и на этот раз оно было принято.1 сентября 1830 года Пушкин уехал в Болдино, предварительно поругавшись с матерью Гончаровой, после чего вопрос о браке остался открытым. Николай I Наталья Гончарова

19 слайд

Описание слайда:

Произведения, написанные в этот период (Конец 20-х гг.) Приехав в Москву Пушкину пришлось испытать несколько разочарований. В сентябре возникло дело о распространении в списках стихов из "Андрея Шинье", истолкованных как стихи о событиях 14 декабря. Пушкина допрашивали, требовали объяснений. Дело закончилось только в июле 1928 года. В ноябре 1826 г. Пушкин вернулся из Москвы в Михайловское, получив задание от Николая написать записку о народном воспитании. Исполнение требования должно было носить характер политического экзамена Пушкина. Он написал записку уклончиво, стараясь удовлетворить требованиям Николая и в то же время не противоречить себе. На записку была наложена резолюция, сообщенная Пушкину Бенкендорфом. Этой резолюцией Пушкин был признан не выдержавшим испытание. В эти годы выходят в печать многие его произведения. В это время он пишет неоконченный роман "Арап Петра Великого", продолжает писать "Евгения Онегина", в короткое время пишет поэму «Полтава».

20 слайд

Описание слайда:

Болдинская осень В Болдино Пушкин очень плодотворно поработал.Работа в Болдино замыкает целый период творчества Пушкина. Пушкин пишет прозу, пишет много критических и публицистических статей. Основная работа в Болдино заключалась в маленьких трагедиях, связанных с драматургическими опытами Пушкина. Здесь он убедился в разоренности и запущенности имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Стать помещиком ему не удалось бы, да он и не чувствовал к этому призвание. Само Болдино было для него местом творчества, а не помещичьих забот. Здесь, в Болдине, он исчерпал все литературные замыслы прошлого и, выезжая отсюда, был готов начать новую жизнь как в личном, так и в литературном отношении.

21 слайд

Описание слайда:

Произведения, написанные в этот период (Болдино) В Болдино Пушкин очень плодотворно поработал. Он написал около четырех сот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы "Евгения Онегина" но последняя сгорает. Также он пишет в Болдино около 30 мелких стихов, 5 повестей прозою, несколько драматических сцен. Работа в Болдино замыкает целый период творчества Пушкина. Пушкин пишет прозу, пишет много критических и публицистических статей. Основная работа в Болдино заключалась в маленьких трагедиях, связанных с драматургическими опытами Пушкина. "Болдинская осень" 1830 г. стоит особняком в творчестве поэта, когда им созданы были "Повести Белкина", «Маленькие трагедии": "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы", - поэма "Домик в Коломне", закончен весь роман "Евгений Онегин" (кроме письма Онегина), повесть "История села Горюхина", "Сказка о попе и работнике его Балде", критические статьи, множество стихотворений. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

22 слайд

Описание слайда:

Тридцатые годы По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года в Москве, но впоследствии Пушкины жили в Петербурге. В период между Москвой и непосредственно Петербургом они жили в Царском Селе, где Пушкин с помощью Жуковского мог наладить личные отношения в правительстве. А Николай I пожелал видеть жену Пушкина в качестве украшения его придворных балов. В конце декабря 1833 года Пушкин был пожалован Николаем I в камер-юнкеры при дворе, что Пушкин воспринял как оскорбление. Его отрицательное восприятие этой должности привело еще к одному конфликту с Николаем I, было угодно то, что жена Пушкина танцевала в Аничкове. В начале 1834 г. в Петербурге появился усыновленный голландским посланником Геккерном и записанный в русскую гвардию француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней усиленно ухаживать, что подало повод многочисленным врагам поэта для оскорбительных толков и сплетен. 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г. в квартире, которую он снимал в доме Волконской на набережной реки Мойки. 5 февраля Пушкин был перевезен в село Михайловское и погребен у Святогорского монастыря. Дуэль Умирающий Пушкин Могила А. С. Пушкина

23 слайд

Описание слайда:

Произведения, написанные в этот период (Тридцатые годы) По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года в Москве, но впоследствии Пушкины жили в Петербурге. В период между Москвой и непосредственно Петербургом они жили в Царском Селе, где Пушкин с помощью Жуковского мог наладить личные отношения в правительстве. А Николай I пожелал видеть жену Пушкина в качестве украшения его придворных балов. Летом 1831 года роман "Евгений Онегин" получил окончательную отделку, "Борис Годунов" не пользовался успехом. В этот период Пушкин задумывает "Дубровского" и "Историю Пугачева". Собирая материал для "Истории Пугачева" и ездя на места сражения, Пушкин в октябре возвращается в Болдино и проводит там до половины ноября. Это была вторая Болдинская осень. Там он закончил "Историю Пугачева", написал "Медный всадник", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мертвой царевне" и много стихотворений. К этому же времени относится работа над "Пиковой дамой".

24 слайд

Описание слайда:

Всемирность Пушкина Вокруг имени Пушкина создается атмосфера своего рода обожествления носителя и выразителя основных свойств "национальной души". Пушкина - в меру уровня культурности господствующих классов дореволюционной России - усиленно изучают, издают, на нем "воспитывают" подрастающие поколения. В 1859 году Ап. Григорьев писал о Пушкине: «Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другим миром. Пушкин - пока единственный полный очерк народной личности…» Белинский писал о Пушкине: "Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы неверно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего".

25 слайд

Описание слайда:

Конец И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

1 . Введение

2. Основная часть

  • сбор и анализ информации по теме проекта
  • создание презентации
  • участие в конкурсе

3. Заключение.

1.Введение

Пушкин - великий русский поэт. Это знают все. А вот о том, что он вдобавок хороший художник, знают немногие. Конечно, живопись для него была менее интересна. Но всё-таки за свою жизнь он создал весьма интересные рисунки.

Рукописи Пушкина, как и рукописи многих других поэтов (особенно поэтов XIX века), испещрены рисунками. Рисунки Пушкина - прежде всего рисунки поэта. Рисунки Пушкина, как и вообще рисунки поэтов, не только "по ту сторону" всякого живописного искусства, но и нередко и по ту сторону поэтической индивидуальности их автора. В них характерна прежде всего сжатость языка форм, сведение всего к главнейшему, к самому существенному. Но выбор этого существенного совершается по иному принципу, чем в рисунках живописцев. Это - существо поэтической идеи, а не зрительного образа и даже не пластически выразительного. Отсюда - примитивизм этих рисунков, некоторая нераздельная передача жизни; в конце концов они более всего похожи на рисунки каменного века. Пушкинские скачущие кобылицы начертаны с той же безошибочной магической верностью, как изображения каких-нибудь зубров, начертанных много тысяч лет тому назад в доисторических пещерах Франции и Испании. Их острого очарования не испытать нельзя; труднее его оправдать, на него ответить. Но во всяком случае, это не рисунки в обычном смысле слова. Это - рисованная поэзия.

Цель нашего проекта : познакомиться с рисунками А.С.Пушкина: портретами близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортретами, иллюстрациями к собственным произведениям, пейзажными зарисовками, наброскам птиц, лошадей, деревьев с последующей разработкой интерактивной презентации в программе Power Point.

Реализация проекта предполагает создание интерактивной презентации, позволяющей получить представление о культурном наследии липецкой земли.

В ходе работы над проектом мы поставили перед собой задачи :

  • Изучить литературу по теме проекта
  • Закрепить навыки работы в программе Power Point.

Методы работы:

  • Работа с литературой и интернет-ресурсами, сбор материалов по теме;
  • оформление материала в текстовом редакторе;
  • разработка интерактивной презентации.

Предполагаемые результаты:

Срок реализации проекта – 1-2 месяца.

Возраст – 11-14 лет.

2. Основная часть

2.1. Сбор фактов о творчестве Пушкина – художника.

Работая над проектом мы узнали, что рисунков А.С.Пушкина множество. Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек (иногда тщательно продуманные, как, например, обложка к драмам 1830 года), наброски иллюстраций. Тонкий знаток пушкинской графики А.М.Эфрос так определяет её содержание: "...Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях".

"...некоторые писательские рисунки так прочно вошли в наше сознание, что мы уже просто не в состоянии представить себе, скажем, творчество Пушкина без всяких этих росчерков, виньеток, профилей и ножек. Да и внешний облик Пушкина мы знаем, кажется, гораздо лучше по его самоизображениям, чем по портретам Кипренского или Тропинина, и с его современниками знакомимся большей частью по той портретной галерее, которую он оставил в своих набросках". (Дуганов Р. Рисунки русских писателей XVII – начала XX века. – М.: "Советская Россия", 1988)

Известно около шестидесяти автопортретов Пушкина. Они – важнейшая часть его графики. Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен. Его зарисовки, в основном не предназначавшиеся для чужого глаза, далёкие от самообольщения, способны поведать многое.

Историк изобразительного искусства, профессиональный график А.А.Сидоров в 1950-х годах писал: “Рисунки Пушкина в художественном отношении заслуживают рассмотрения... в истории рисунка. Они – не иллюстрация и не дополнение к его литературному творчеству; это – другая творческая форма восприятия и выражения мира”. Глазом графика А.Сидоров первый из искусствоведов и пушкинистов увидел и оценил не только иконографическое содержание, но и эстетическую ценность графики Пушкина. Среди огромной массы этих портретов лиц, с которыми жизнь сталкивала Пушкина, многие узнаны, иные определены предположительно, но еще сотни остаются “неизвестными”. Все портретные рисунки – профильные, а портреты современников поэта первой половины XIX века выполнены в абсолютном большинстве в фас или в 3/4 и согласно эстетическим критериям романтической эпохи в той или иной степени идеализировали модель, которая и сама желала видеть себя в выгодном свете. В этом заключена трудность или даже зачастую невозможность определить имя изображенного. Кроме того, многие “модели” рисунков сами свои портреты не заказывали.

Рисунки Пушкина обнаруживают тонкое, интуитивно присущее ему чувство специфики художественного языка графики, а феномен заключается в том, что он был не профессиональным, а прирожденным художником. Неакадемический, артистически свободный характер рисунка Пушкина, имея вид наброска, только кажется таковым. Это стиль Пушкина-рисовальщика, его быстрый карандаш. В действительности эти наброски с самого начала мыслились им образно законченными портретами. В них выражены метко и лаконично самые характерные индивидуальные черты лица и его, авторское, отношение к изображенному человеку. Есть и еще одна особенность Пушкина-портретиста – феноменальная зрительная память: он рисовал всегда по памяти, подчас даже на расстоянии большого отрезка времени.

Пушкин рисует как график: линия и штрих различного нажима; черное пятно на белом поле бумаги; постановка зрачка и рисунок разреза глаз; линия смыкания губ, рельеф лица, абрис головы в целом.

Графика Пушкина в рукописях – своеобразный дневник его личной, душевной и творческой жизни, как отметил А.Эфрос; в этих образах – особая запись мыслей, чувств, интересов. Из “моря лиц”, разлившегося по черновым рукописям, т.е. рисованных для себя, образовалась целая галерея современников Пушкина, для нас интересная уже тем, что эти люди были чем-то каждый интересен лично ему.

Задача распознания сотен “неизвестных” необычайно увлекательна.

На полях списка стихотворения “Дар напрасный, дар случайный...” около авторской даты “26 маi 1828” поэт нарисовал два профильных портрета: женский, романтической красоты, и мужской, совершенно неповторимый по своей выразительной некрасивости: круглая, суженая книзу голова с тяжелой челюстью; лоб, закрытый волосами; под резким углом к плоскости лица – нос с открытыми ноздрями, вздернутым концом и широкими крыльями; рот с плотно сжатыми губами, из которых нижняя выдается вперед. Густая бровь треугольного очертания растет от самой переносицы, опускаясь до виска у щели глаза...

Большой автопортрет из Ушаковского альбома был написал в 1829 году. Это типичный для графики Пушкина профильный портрет. Лист с ним вклеен в альбом сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин не стремится приукрасить своё лицо. Он знает, что не обладает внешней красотой, и даже иронизирует над этим в своих текстах. Неотразимое обаяние лицу придают ум, одухотворённость, непосредственность. Подлинные черты живого лица показаны с лаконичной уверенностью и великолепной стремительностью штриха. Такого нет ни в одном из портретов Пушкина, которые написали знаменитые художники того времени. Два автопортрета сделаны в 1826 году. Они находятся на одном листе и сделаны Пушкиным после возвращения из ссылки. Вверху - юный Пушкин. Его облик беззаботен и светел. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ. За этими переменами - пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей. Контрастирующая параллельность портретов на одном листе вполне созвучна характерным сопоставлениям в стихах поэта того времени: разочарования и надежды, прошлое и настоящее, воспоминания и мысли о будущем.
Портрет Е.К. Воронцовой сделан в 1829 году. Графиня Воронцова - жена начальника Пушкина в Одессе. Это о ней он упомянул в стихотворении «К морю». Портрет нарисован на большом листе бумаги. Это самый большой, смелый и уверенный из всех тридцати набросков Елизаветы Ксаверьевны, которые сделал Пушкин. Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимой. Хотя на самом деле черты её не были так красивы. Поэт просто передал одно из главных очарований Воронцовой - красивую посадку её головы и тонкую шею, которую старательно оттушевал, найдя точные соотношения линий.

Портрет Н.Н. Пушкиной был написан в 1833 году. Пушкин не раз рисовал Наталью Николаевну. Всего насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по нему мы представляем себе облик жены Пушкина. И опять-таки он выглядит лучше, чем портрет кисти Александра Брюллова. Редкий для Пушкина портрет в три четверти, погрудный. Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи. Красивые пропорции лица, чуть косящий глаз, некоторая неправильность бровей. Грустное выражение лица.

Титульный лист поэмы «Кавказский пленник» был превращён поэтом в художественную композицию. Он изобразил пейзаж Кавказа. Позже возникла целая серия титульных листов. Все они отмечены удивительной гармонией и некоей монументальностью.

Титульный лист «Сказки о золотом петушке» весьма примечателен. На нём показаны голова Дадона и комическая голова скопца, щит с копьём и кольчуга со шлемом, крепость со сторожевой вышкой и корабль на воде, а в центре в большем масштабе - фигура золотого петушка, объединяющая лист.
Рисунок к трагедии «Каменный гость» занимает весь большой лист рукописи. Изображено тайное возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы войти в город, откуда он изгнан. В перспективе - очертания Мадрида. Крепостная стена. Вдали высокие силуэты церковных шпилей. Рисунок сделан не в творческом порыве, а во время переписывания драмы.
Последний автопортрет Пушкин сделал в феврале 1836 года. Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта видна усталость и подавленность. Вместе с тем портрет очень выразителен. Пусть такой графический финал - случайность. Но этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года символизирует последний отрезок пушкинской жизни. Если брать каждый из пушкинских рисунков отдельно, то набросок выглядит приблизительным и даже иногда невзрачным. Но если видеть такие рисунки заодно со страницей, то на первый план выходит их творческая роль: рисунки воспринимаешь не как случайное сопровождение профессиональной работы, а как её важнейшая и необходимая часть.

2.2. Практическая часть – интерактивная презентация. Этапы:

Разработка фона презентации, титульного слайда, подбор шрифта, стилевое оформление;

Размещение фактов проекта на слайдах;

Вставка фотоизображений на слайды;

Настройка анимации.

3.Заключение

Изучая литературу по данному вопросу, мы узнали, что Пушкин оставил человечеству огромное графическое наследие. Более полутора тысяч рисунков, из которых большинство приходится на портретные изображения, сделано им на страницах черновых рукописей и лишь изредка на отдельных листах, в альбомах друзей и письмах. Он «думал стихами» как поэт и размышлял, вспоминал, анализировал, шутил и сердился рисунками как художник. Слово сменялось графическим образом, образ - словом. Рисунки либо повторяли текст, либо вторили ему, либо отталкивались от него. Черновую рукопись Пушкина можно рассматривать как гипертекст, в котором зарисовки играют роль ассоциативных гиперссылок. У Пушкина, в отличие от Гете, Байрона, Гюго, Бодлера и других рисующих поэтов, писателей, рисование было лишь стадией процесса стихописания.

Основные характеристические признаки пушкинской графики:

  • Зарисовки являются отражением двойственного по своей природе творческого процесса работы поэта - художника.
  • Рисунки поэта непрофессиональны, но «любитель и тут оказался гением» (Т.Г.Зенгер-Цявловская).
  • Им присущ неизменный стиль – «быстрый карандаш» (Е.В. Муза, 1974), истоки которого следует искать в рукописных журналах Лицея с карикатурами Алексея Илличевского.
  • Его графика не очень разнообразна жанрами, но на редкость разнообразна людьми. Она, прежде всего и главным образом портретна.
  • Каждая изображаемое Пушкиным - рисовальщиком лицо имеет «свою графическую формулу» (А.М.Эфрос, 1945) точно так же, как в химии каждая молекула имеет свою графическую формулу.
  • Его графика автопортретна - свыше 50 раз он изображал свое лицо.

Ребята оформили интересные доклады по теме, оформили их в текстовом редакторе Word и подготовили сообщения.

На основе полученных данных была составление интерактивная презентация, которая приняла участие в областном пушкинском конкурсе «Мой Пушкин».

Данная интерактивная презентация может быть применима в воспитательных и образовательных целях для детей и взрослых.


Междисциплинарный методический семинар повышения

квалификации для учителей русского языка и литературы

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Культурно-просветительское общество «Пушкинский проект при поддержке Гуманитарно-культурного центра «Пилигрим» проводит Междисциплинарный семинар повышения квалификации для учителей русского языка и литературы и занятия для школьников с 14 по 20 июля 2015 года в Пушкинских Горах (Псковская область).

Семинар рассчитан на учителей русского и литературы, желающих повысить свой профессиональный уровень. Также семинар будет интересен для школьников и их родителей. Семинар относится к формату «умных каникул» и позволяет дополнить отдых в Пушкинских горах с познавательными занятиями по русской литературе и культуре.

Участие в семинаре предполагает:

  • Проживание в Пушкинских горах на комфортабельной турбазе на территории живописного музея-заповедника "Михайловское".
  • Лекции и круглые столы по истории русской литературы, работе с художественным текстом, методике преподавания и др. ученых-филологов ведущих петербургских вузов (* темы занятий будут уточняться и публиковаться на сайте).
  • Для учителей - получение сертификата повышения квалификации, для школьников - свидетельства об участии в семинаре.
  • Участие в насыщенной экскурсионной программе.

Обращаем Ваше внимание, что в рамках семинара вы сможете принять участие в круглых столах и выступить с докладами по обобщению своего педагогического опыта. Выступление на круглом столе в рамках семинара общероссийского уровня позволит вам получить дополнительные баллы для учительского портфолио.

По результатам занятий педагоги получат возможность эффективного обмена опытом, изучения применения инновационных технологий в ежедневной педагогической деятельности.

По просьбам участников семинара прошлого года оргкомитет счел возможным внести добавления в экскурсионно-культурную программу семинара . В этом году участников ждет знакомство со Псковом, Изборской крепостью и Печерским монастырем.

В случае Вашего согласия принять участие в семинаре просим выслать заявку в оргкомитет по факсу или электронной почте, а также сделать предоплату в размере 5000 рублей не позднее 12 июня 2015 года. Предоплата осуществляется банковским или почтовым переводом в рублях.

СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ В СЕМИНАРЕ

В стоимость входит:

Проживание на Туристической базе в 2-х местном номере (7 дней /6 ночей);

2-х разовое питание (завтрак, обед);

Лекционные занятия и круглые столы;

Культурно-экскурсионная программа (Псков, Михайловское, Святогорский монастырь, Печеры, Изборск);

Транспортное обслуживание в Пушкинских Горах.

Дополнительно оплачивается трансфер (место в автобусе):

  • С.-Петербург - Пушкинские Горы - 1 100 руб. / Пушкинские Горы - С.-Петербург - 1 100 руб.
  • Псков - Пушкинские Горы - 400 руб. / Пушкинские Горы - Псков - 400 руб.

В Михайловском с ума сошедшая сирень
И старый вяз, Григорием посаженный,
И дом господский, заново покрашенный,
И елей, помнящих его, тоскующая лень.

И яблоневый сад, и милые аллеи,
Крутые мостики и белые скамьи...
Любите праздники. И чтите юбилеи.
Читайте Пушкина, родимые мои.

Н.БОРИСЕНКО

Вся эпоха... мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов... министры, аншефы и не-аншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками...
Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое.

А.Ахматова

Слово проект явно принадлежит к техническому миру. И при чем здесь Пушкин? Речь, разумеется, идет не о техническом термине и не о проектном методе в педагогике тридцатых годов, а о совершенно необычном до недавнего времени понятии – проекте как разновидности современных педагогических технологий.
Что же такое проект вообще и Пушкинский проект в частности?
Если придерживаться строгих дефиниций, то проект – это «педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых (порой и путем самообразования) для активного включения в проектировочную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде». Проще говоря, упор здесь делается не на содержание деятельности, а на процесс применения знаний, важно не столько то, что нужно делать, сколько то, как нужно делать, причем это как намеренно планируется от начала и до конца.
Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект выполняется небольшой группой учеников, деятельность которых обязательно скоординирована.
В полной форме работа над проектом проходит шесть этапов:

    начало (определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы);

    планирование анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, ролевое распределение и в команде (если проект групповой);

    принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта;

    выполнение (написание самой работы и оформление проекта);

    рефлексия (анализ выполнения проекта, достигнутых результатов – успехов и неудач – и причин этого, самооценка);

    защита (подготовка доклада, коллективная или индивидуальная защита проекта, оценка в баллах).

Не правда ли, все это очень напоминает этапы написания реферата, а по сути – является алгоритмом любой нормальной интеллектуальной деятельности, с которой должен быть знаком каждый школьник не ниже 8–9-го класса? Однако, в отличие от обычного школьного реферата, выполняемая работа будет работой не репродуктивного характера, а исследовательского (о различиях в понимании реферата как экзаменационного жанра см. статью И.Р. Калмыковой в газете «Русский язык», № 31/99).

Отличительной особенностью проекта является акцент на планировании деятельности (проект – буквально «брошенный вперед») и на самостоятельности действий ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений и – более всего – выполнения самого проекта. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования, а не пассивных статистов. От этапа к этапу значимость фигуры учителя как руководителя проекта снижается, а степень самостоятельности и активности учащихся, напротив, возрастает.

Проектное обучение очень популярно в зарубежной педагогике. Там никого не удивят такие, например, проекты, как «Дом (квартира, город), в котором я хочу жить», или «По древним городам Италии», или «Приглашаем зарубежных гостей в нашу школу». Выполняются проекты в виде макетов, стендов, рекламных буклетов, самодельных книжек и т.п. Так, проект «Путешествие в прошлое: прогулка с Рембрандтом по Лейдену», выполнявшийся учащимися лицея г. Лейдена (Голландия), представляет собой почти законченное произведение с превосходно написанным текстом, замечательными репродукциями картин великого художника и фотографиями города.

Увлекательно и заманчиво, а главное – есть стимул и ожидаемый результат. Хорошо бы хоть некоторые элементы этой исследовательской технологии перенести в нашу довольно-таки скучную школьную действительность... Шел 1999-й год, и мои ученики как раз перешли в девятый класс... Целый год мы ничем другим не могли заниматься, кроме Пушкина. Некоторые просто «заболели» им, а значит, всей Пушкинской эпохой, которую мы отныне вопреки всем правилам орфографии писали с прописной буквы. Так само собой случилось, что выбор пал... на Пушкина, а сам проект стал называться «Пушкинским».

Семерых девятиклассников, которые стали работать над проектом, объединили и общая тематика, и общий исследовательский метод, и общий подход к анализу текстов. Мы вместе путешествовали по «Онегинскому залу» Литературного музея Пушкина в Москве (нам просто необходимо было приобщиться к воздуху эпохи), вместе читали одни и те же книги (прежде всего книги по истории культуры и быта русского дворянства пушкинского времени, ибо для нас изучать Пушкина и изучать его эпоху было неотделимо), вместе составляли планы предстоящей работы и обсуждали уже сделанное.

Но что предложить каждому конкретному ученику? При выборе индивидуальных проектов я исходила из того, что тема, во-первых, должна быть интересной, во-вторых, актуальной и, в-третьих, «проектной», то есть «тянуть на проект». Что я понимаю под последним? Выбранная тема должна относиться, несомненно, к исследовательским, ибо проект – это исследовательский метод (разумеется, исследовательский в «школьном, ученическом» понимании, никакого научного открытия на самом деле ученик не делает – это азбука дидактики). Но, кроме того, индивидуальная проектная тема должна быть связанной с темами, выбранными другими учениками, все темы вместе должны составить единый проект.

Часть тем я взяла из сборника , в котором также рассказывалось о методе проектов, другие придумала сама. Вот окончательный список:

    «Мода пушкинского времени и ее отражение в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”».

    «Что наша жизнь? – Игра!» (Карты и карточные игры в произведениях А.С. Пушкина и его современников).

    «Театр пушкинской поры (на материале романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”)».

    «Стрелялись мы... (Дуэль в системе русской культуры первой трети XIX в.)».

    «Вальса вихорь шумный...» (Бал в русской литературе пушкинского времени.)

    «Дворянская усадьба в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя».

    «Мы все учились понемногу...» (Образование и воспитание дворян (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Были у меня в запасе и другие темы, предлагаю их для тех, кто захочет испробовать на практике этот метод: «Вино и застолье в системе ценностей русской культуры первой трети XIX в. (на материале поэзии Пушкина и поэтов пушкинской плеяды)», «К Talon помчался...» (Еда и ресторации в «Евгении Онегине» Пушкина), «Альбомы пушкинской эпохи», «Библиотеки пушкинских героев» и некоторые другие.

Литературный текст мы исследовали не сам по себе, а в более широком культурно-социологическом контексте, в который входит быт как образ жизни, обычаи определенной группы людей (отсылаю читателей к широко известным трудам московско-тартуской школы, и в первую очередь книгам Ю.М. Лотмана «Пушкин» и «Беседы о русской культуре»).

Дворянский быт был организован, упорядочен до мелочей. Все имело значение: и цвет перчаток, и форма прически, и даже поворот веера в руках кокетки. Об этом ученикам известно из литературных и мемуарных произведений, но до сих пор они не соотносили эти знания с лотмановской формулой «поэтика бытового поведения». И вдруг после изучения книг Ю.М. Лотмана все предстало в совершенно другом свете. Но это на уровне «мелочей», деталей.

Важнейшими же структурными элементами дворянского быта были карты и дуэль, бал и парад, театр и маскарад. Помимо чисто бытовых функций, они выполняли еще и социально-знаковую роль. Например, дуэль – это не просто поединок двоих, а процедура по восстановлению чести, бал – не только сами танцы, но и целое театрализованное представление со своим строгим ритуалом, так называемой «грамматикой бала». Участники Пушкинского проекта должны были в той или иной мере учитывать эти положения лотмановской школы и исходя из этого анализировать избранные произведения (к слову сказать, это были не только произведения Пушкина, но и Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, а также Баратынского, Бестужева-Марлинского и некоторых других авторов этой эпохи). Каждый из индивидуальных проектов был посвящен отдельному элементу дворянского быта, а все вместе они должны были составить целостную картину дворянской жизни первой трети XIX в.

Я не буду сейчас подробно останавливаться на всех этапах проектной деятельности. Тем читателям, которые заинтересовались методом проектов, лучше обратиться к указанной ниже специальной литературе. Что же касается нашего проекта, то он был завершен за полгода и представлен к защите к концу 9-го класса.

На защиту выносилась только видимая часть айсберга – сам выполненный проект, который был приравнен в нашей гимназии к традиционным экзаменационным рефератам. Но на защите проектов принято оценивать не только результат (рукопись, рисунки, макеты, видеоряд и т.п.), но и интеллектуальную активность, уровень творческого мышления и самостоятельности учащихся, деловые и волевые качества личности. Обычной «пятерки» здесь как-то мало, поэтому в технологии проектной деятельности большое внимание уделяется критериям оценки проекта (в рейтинговой системе «пятерка» равна 100 или 200 баллам). Лучше всего превратить защиту в настоящий праздник, на котором могли бы присутствовать не только члены комиссии, но и родители, друзья проектантов, гости.

Сейчас мои ученики оканчивают 10-й класс. Некоторых настолько увлекла исследовательская работа, что они решили продолжить работу над своим проектом, но уже на другом материале. «Бальная тема» и «карточная тема» уже нашли своих продолжателей, остальные пока обсуждаются.

Литература

1. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. 1997. № 1. С. 3–11.
2. Гузеев В.В. Исследовательские проекты в практике школы // Библиотека журнала «Директор школы». 1998. № 7. С. 110-127.
3. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.
4. Учителю к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина / Сост.: В.Л. Кронгауз, Т.Ю. Пылаева. М., 1998. С. 127–129.