Сказка о музыкальных инструментах для дошкольников. Волшебные музыкальные инструменты

18.04.2019

Волшебные музыкальные инструменты в сказках народа мира

Руководитель проекта: Титтель С.В.

учитель МБОУ СОШ №12 г.Пушкино


Цели и задачи: 1 Познакомится со старинными народными инструментами, встречающиеся в текстах сказок народов мира; 2 Познакомится со звучанием народных инструментов; 3 Подготовить электронную версию для выступлений перед младшими школьниками


Русская народная сказка «Садко»

Как начал играть Садко

В гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь

морской во синем море.

Как расплясался царь морской


Русский народный инструмент гусли

Гусли -являются древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Слово «гусли» свойственно славянским наречиям



Карельская народная сказка « Матти - весельчак »

Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит: - Эй, парень! Научи меня на кантеле играть! - Можно,- говорит Матти-весельчак.- Отчего не научить? Сунул кантеле медведю в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам - ох, как скверно играет! - Нет,- говорит Матти,- плохо ты играешь!


Карельский музыкальный инструмент кантеле

Ка́нтеле - карельский и финский щипковый струнный инструмент, похожий на гусли. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырех. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны


Кантеле

У многих народов мира есть инструменты, родственные кантеле, но, пожалуй, только карелы и финны так поэтизируют и одушевляют его.


Грузинская народная сказка « Чонгурист »

Идёт юноша, играет на своём чонгури и поёт нежную песню. Замер сад, перестали шелестеть листьями деревья. Слушают песню горы и долы. Птицы, парившие в небе, опустились на деревья послушать песню чонгуриста


Грузинский народный инструмент чонгури

Грузинский 4-струнный щипковый музыкальный

инструмент. Традиционный женский инструмент, однако ныне на нём играют и мужчины; служит главным образом для сопровождения пению и танцам, реже используется и как сольный



Сказка народов Ашанти (западная Африка) « Барабан Осэбо »

Когда-то у леопарда Осэбо был большой барабан, которым восхищались и звери, и боги. Восхищались-то все, но никто даже и подумать не смел, чтобы завладеть этим барабаном, потому что Осэбо был самым сильным из зверей на земле и его все боялись.



Беларусская сказка « Волшебная дудка »

Иванкина дудка играет, людей научает, на великий бой подымает. Только щекот идет-гуляет от села к селу, от края до края. А дудка посвистывает, дудка играет, щекот далеко по свету гуляет, людей собирает. Его ни поймать, ни пушками расстрелять. Всюду дорогу он пробивает, никаких преград не знает


Беларусский народный инструмент дудка- поршневка

Белорусский народный духовой инструмент. Получил распространение в Западной Белоруссии. Представляет собой цилиндрическую деревянную трубку со свистковым приспособлением, в которую вставлен поршень с ручкой. Звукоизвлечение осуществляется подачей струи воздуха и ритмичных, качающих движением поршня, которые определяют высоту звука


Чешская народная сказка « Гонза и Скрипка »

Хотелось бы мне еще скрипку, - сказал Гонза, - но не простую, а такую, что, если на ней заиграть, все бы пустились в пляс... - Три,- произнес старик, а на левом плече Гонзы уже висела скрипка на алом шнуре.

А на скрипке Гонза и теперь играет, когда людям хочется повеселиться и поплясать.


Чешский народный инструмент скрипка дынды

Скрипка -смычковый струнный музыкальный инструмент. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI в, получила широкое распространение в XVII в. Смычковые инструменты были известны очень давно. В древней Греции смычка еще не было.


Можно считать, что родиной смычковых инструментов была Индия первых веков нашей эры. Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. Предположительно непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира да браччо , ведущая происхождение от старинных виол


Монгольская народная сказка « Дамдин- музыкант »

Ушел Дамдин от отца, три года пропадал, на четвер­тый - вернулся: Спрашивает отец:

Чему научился? Рассказывай.

Научился на моринхуре играть, - отвечает Дамдин. Рассердился отец:

У других отцов сыновья железо ковать умеют, ло­шадей объезжать могут, а ты только на моринхуре играешь! Ка­кая польза от такого уменья?

Ответил Дамдин:

Кто мою игру слушает, тому жить легче становит­ся, у того сердце веселее бьется.


Монгольский народный инструмент моринхур

Моринхур, или монгольская скрипка - струнный смычковый музыкальный инструмент, традиционный инструмент монголов. Верх инструмента вырезан в виде конской головы. Именно поэтому инструмент получил свое название



Индийская народная сказка « Гутила-музыкант »

Гуттила оборвал одну струну, продолжая играть на шести. Оборванный конец струны зазвучал, как божественная музыка. Мусила тоже оборвал струну, но она не издала никакого звука. Тогда учитель оборвал вторую струну, потом третью и так до последней, седьмой струны. И когда он заиграл на одном дереве, звуки его вины разнеслись по всему Бенаресу


Индийский народный инструмент вина

Вина - старинный индийский струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Носит название Сарасвати Вина, по имени Сарасвати, богини знаний и искусств. Имеет форму лютни. Звук у вина мягкий, богатый оттенками. Вина - концертный инструмент, который также используется в качестве сопровождения к вокальной музыке и классическому танцу


Латышская народная сказка « Волшебная стабуле »

Пожалел старичок сироту, подумал и достал из своей сумы стабуле-свирель. "Ничего другого я дать не могу, – говорит, – только эту стабуле. Может, она тебе когда-нибудь пригодится. Как заиграешь на ней, все, кто её услышит, прыгать начнут". Отдал старичок сироте стабуле и тут же исчез. Взял паренёк стабуле и заиграл на ней. Только он заиграл, все овцы и коровы запрыгали


Латышский народный инструмент стабуле

Свирели были известны уже во II тысячелетии до н.э. Это духовой инструмент. Свирели изготавливали из дерева или кости. Имеет пять - шесть музыкальных отверстий и высверленную сердцевину


Бирманская народная сказка « Приключения музыканта Ча Тан Пхо »

Давным-давно в одной деревне жила вдова. У неё был сын по имени Ча Тан Пхо. Ему уже исполнилось 16 лет, но ни с кем он не дружил, а целыми днями играл на палвэ – бирманской флейте, да так, что каждый, кто слушал его игру, забывал обо всём на свете, даже про еду и питьё. Не только люди, но и лесные звери заслушивались его игрой


Бирманский народный инструмент

Фле́йта - общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка


Сербская народная сказка « У царя трояна козлиные уши »

Выросла бузина и дала три красных побега, прямых, как стрела. Пастушата срезали один прут и сделали из него свирель. Но только начали на ней играть, как она запела: - У царя Трояна козлиные уши!


Сербский народный инструмент Фрула

С давних времен черногорцы мастерили музыкальные инструменты, с помощью которых можно было воспроизвести прекрасные звуки природы: пение птиц, журчание родника, отголоски горного эха, шелест листьев. Один из любимых музыкальных инструментов местных жителей – фрула – черногорская свирель, напоминающая по своему звучанию соловьиные трели. Слушая неповторимую гамму мелодий фрулы, сердце наполняется спокойствием и радостью


Японская народная сказка « Флейтист Санта »

Жил один юноша по имени Санта. Никто во всей Японии не умел лучше его играть на флейте. Заиграет веселую песню - каждый в пляс пустится.


Японский народный инструмент Рютэки

Рютэки («драконовая флейта») - бамбуковая японская поперечная флейта с семью игровыми отверстиями. Звучание рютэки изображает драконов, летающих в небесном свете, за которыми наблюдают люди


Казахская народная сказка « Мастер Али »

А старый Али не спал. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить ножом. Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках не виданный ими прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нем. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой.


Казахский музыкальный инструмент домбра

Домбра казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями


Эскимосская народная сказка « Чудесный бубен »

Взяла женщина бубен, застучала по нему, запела. И так ладно запела, что запомнила девочка каждый звук, каждое движение.

А девочка вышла на середину яранги, взяла бубен и запела. А как запела, снаружи шум послышался. Всё ближе и ближе. Скоро у входа волны заплескались, в сени вода хлынула. Тут девочка по бубну стала быстрее поколачивать, волны откатились, и – о чудо! – в сенях много вкусных водорослей осталось


Эскимосский музыкальный инструмент бубен

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольчики, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки. Палочка, которой бьют в бубен, изготавливается из бамбука или кости из ноги небольшого животного


Гвинейская народная сказка « Кора Гассира »

И вот однажды ночью на привале, Гассир сидел один у костра и как будто прислушивался. Наконец сон одолел и его. Внезапно он пробудился и вскочил на ноги. Он услышал музыку, и эта музыка, казалось, звучала внутри него. Гассир задрожал: это пела кора! Дрогнуло сердце храброго воина, и он впервые заплакал. Понял Гассир, что все его подвиги преходящи, и лишь музыка может вознестись над жизнью и смертью. Так Гассир стал великим певцом


Гвинейский народный инструмент кора

Ко́ра - струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе. По традиции, струны изготовлялись из тонких полос кожи антилопы или другого животного. Сейчас струны делают из нейлоновой лески или используют струны для арфы. Иногда такие струны сплетают, чтобы сделать их более толстыми


Китайская народная сказка « Музыкант Вэнь »

Великий Сян спросил: "Как твоя игра на цине?" Вэнь ответил: "Я постиг её. Прошу вас проверить меня". Тогда была весна, но Вэнь коснулся струн Осени. Неожиданно поднялся холодный ветер, и рост деревьев и трав завершился. Наступила осень. Вэнь коснулся струны Весны, и закружился теплый ветер, деревья и травы зацвели. Наступила весна, но Вэнь коснулся струны Зимы. Пошел снег и выпал иней, внезапно замерзли реки и водоемы. Наступила Зима. Тогда Вэнь коснулся струны Лета. Жар яркого солнца сразу растопил крепкие льды


Китайский народный инструмент цинь

Цинь или китайская цитра, является одним из самых древних китайских щипковых инструментов. Практически все представители высших сословий и знати в Древнем Китае умели играть на цине. Этот инструмент также называли «отцом национальной музыки» и «инструментом мудрецов». Инструмент используют для аккомпанирования, сольного и оркестрового выступления. В основном исполняют спокойные, плавные мелодии


Узбекская народная сказка « Юноша с карнаем »

Юноша взял карнай и пошел из кишлака в кишлак,

Играя на праздниках и торжествах


Узбекский народный инструмент карнай

Карнай - один из самых старинных узбекских музыкальных инструментов, но мало кто помнит, что в средние века это был военный сигнальный инструмент. . Длина этого духового мундштучного инструмента без клапанов и вентилей может доходить до трех метров. В настоящем времени Карнай используется во всём Узбекистане как геральд празднования и развлечения, сопровождая народ и показы цирка, лошадь участвует в гонках и другие спортивные игры.


Проект подготовили под руководством учителя музыки Титтель С.В. Борисенко Екатерина, Жильцова Мария, Титтель Эдгар МБОУ СОШ № 12 г. Пушкино Спасибо за внимание!

Мы представляем наш проект, который называется ‘’Волшебные инструменты в сказках народа мира.”, в ходе которого дети познакомятся с народным творчеством- сказками и народными музыкальными инструментами, с их историей возникновения, художественно- выразительными особенностями музыкальных инструментов.. Мы считаем, что народное творчество и народные музыкальные инструменты неразрывно связаны между собой.

Мы нашли сказки, где главные герои – Музыкальные инструменты. Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детей школьного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Музыкальные сказки

— развивают музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинять “свою “ сказку, опираясь на смену интонаций,

— развивает представления детей о связи речевых и музыкальных интонаций, о близости средств выражения речи и музыки,

— дают возможность сравнить произведения с одинаковыми названиями, понимать какую сказку рассказывает музыка добрую, сердитую, злую; помогает различить смену настроений, образов в одной сказке,

— развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок,

— дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме и настойчиво ждут продолжения.

Отправившись в музыкальное путешествие, дети услышали много удивительных историй, легенд о музыкальных инструментах. С древних времен звуки природы интересовали человека. Его стремление познать тайну звука привело к созданию музыкальных инструментов и самой музыки.Так же ребята узнали. что издревле музыкальные инструменты наделялись волшебными свойствами, а их звучание – магической силой, что люди относились к ним, как к живым существам, — любили, украшали, почитали и берегли. Во многих сказках народов мира положительные сказочные персонажи борются со злом с помощью волшебных музыкальных инструментов: дудочек, флейт, гуслей-самогудов.

Через сказки народов мира мы познакомились с большим количеством народных инструментов и русских, и грузинских, и белорусских, чешских, прибалтийских, африканских и т. Д. Настоящие чудеса творит МУЗЫКА в сказках. Ребята запомнили как грузинский музыкант, играющий на чонгури, усмирил огромного дракона, Садко играя на гуслях смог выбраться из плена царя Морского, чешский музыкант Гонза играя на скрипке-дынды добился справедливости, а японский музыкант Санта, играя на тростниковой флейте рютеки вызволил из плена свою любимую. Много замечательных историй про музыкантов и музыкальные инструменты узнали ребята.
А, кроме того, ведь многие народные инструменты являются прародителями современных классических инструментов.

Результат нашего проекта:

Данный проект может быть использован на уроках музыки, искусства, литературного чтения и внеклассных мероприятиях.

Первая наша сказка

« Чонгурист»

Жил на свете царь. Была у него дочь прекраснее солнца. Многие мечтали о красивой царевне. Много славных и знатных юношей просили её руки, но царь всем отказывал.

- Принеси сначала яблоко бессмертия, - говорил царь каждому, - и докажи, что достоин царевны.

Много отважных героев отправлялись искать волшебное дерево, а назад не вернулся ни один. Поблизости от дворца жил бедный юноша. Счтал о ней и однажды решил попытать счастья. Пришёл к царю и попросил отдать ему царевну в жёны.

Не прогнал царь бедного чонгуриста, сказал ему, как всем говорил:

- Добудешь мне яблоко бессмертия - получишь царевну в жёны.

Взял чонгурист свой чонгури и пустился в дорогу искать яблоко бессмертия.

Много ли шёл, мало ли шёл, девять гор перешёл и видит: раскинулся на склонах холма сад. Ограда вокруг сада каменная, высокая-превысокая, даже птица не перелетит! Чонгурист обошёл сад - с утра до вечера шёл! - нет в сад входа. Обошёл он второй раз, обошёл в третий. Идёт юноша, играет на своём чонгури и поёт нежную песню. Замер сад, перестали шелестеть листьями деревья. Слушают песню горы и долы. Птицы, парившие в небе, опустились на деревья послушать песню чонгуриста.

И вдруг раздвинулась каменная ограда, и открылась перед чонгуристом дорога в сад.

Это был тот самый сад, где росла яблоня с плодами бессмертия. Страшный гвелвешапи сторожил волшебную яблоню. Почует чудище человека, впустит в сад и отправит несчастного в свою огненную утробу.

И сейчас почуял гвелвешапи человека и раздвинул каменную ограду. Идёт чонгурист по саду, поёт свою грустную песню. Раскрыл гвелвешапи огромную пасть, понёсся на человека с хриплым рёвом… и замер. Поразили его никогда не слыханные звуки чонгури. Утишила нежная песня ярость злобного чудища.

А чонгурист идёт и идёт, и звучат сладостные звуки его песни.

Из глаз гвелвешапи потекли слёзы, неведомая печаль охватила его.

И вдруг порвались струны чонгури. шелковицы , ореха . Шейка длинная с навязными или врезными ладами, завершается изогнутой головкой с 3 колками, несущими 3 основные струны. Струны шёлковые (или из капрона). На чонгури играют главным образом женщины, аккомпанируя пению; усовершенствованные чонгури используются в оркестре грузинских народных инструментов.

Существуют два типа чонгури - ладовый и безладовый. Играют на чонгури пальцами, вертикально поставив инструмент на левое колено.

(арфой, гуслями, скрипкой, виолончелью). А в последний раз мы говорили о таком необычном музыкальном инструменте, как .

Сегодня у нас в гостях чудесная флейта – довольно редкий музыкальный инструмент.

Для начала давайте немножко окунемся в историю, поговорим о том, откуда произошла флейта. Малышей по традиции ждет волшебная . Ну а напоследок вы сможете насладиться волшебными звуками флейты в исполнении юного музыканта.

Существует очень красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта.

Давным–давно в Древней Греции жил–был козлоногий лесов по имени Пан.

Однажды увидел он прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в нее.

Но юной Сиринге Пан пришелся не по нраву – уж очень он был некрасив: голова бога была увенчана рожками, а ноги были с копытцами.

Дева бросилась прочь от Пана, но он помчался за ней и почти настиг ее на берегу Реки. Сиринга стала умолять Реку укрыть ее от козлоногого бога. Та вняла мольбе прекрасной девы и превратила ее в тростник.

Печальный Пан вырезал из тростника певучую дудочку и стал на ней играть. И никто не знал, что это не флейта поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга.

Флейта, которую мы слышим в оркестре, в наше время называется поперечной флейтой. Почему у нее такое удивительное название? Дело в том, что при игре на этом инструменте музыкант держит инструмент у рта поперек, так как отверстие для вдувания воздуха находится сбоку.

Несмотря на то, что флейта относится к деревянным духовым инструментам, иногда ее делают из металла.

А вот 200 лет назад этот инструмент для королей и вельмож изготавливали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота.

У флейты есть маленькая сестренка – флейта–пикколо. «Пикколо» в переводе с итальянского значит «маленький». Эта флейта действительно малышка – она вдвое меньше и тоньше своей старшей сестры. У нее очень тоненький голосок, который похож на трели певчей птички.

В оркестре еще есть альтовая флейта. Она длиннее обычной и звучит гораздо ниже. А есть еще и басовая флейта. По размеру она самая большая из флейт.

В симфоническом оркестре флейта занимает далеко не последнее место и многие композиторы посвящают ей даже отдельные произведения.

А теперь наша обещанная сказка. Эта вьетнамская сказка называется «Чудесная флейта».

Жила–была старая женщина. И был у нее один сын. Жили они так бедно, что из всех богатств у них был только клочок сухой земли и собака. Чтобы вырастить сына, мать с утра до ночи работала. Сын вырос красивым, сильным, работящим. И в своей деревне слыл лучшим флейтистом.

Выйдет он в поле с рассветом, поработает как следует, а вечером сядет на траву и начнет играть на флейте. Едва раздавались звуки его инструмента, как все вокруг замирало: ручейки переставали струиться, облака останавливались в своем беге по небу, птицы не пели. А люди расхваливали юного музыканта.

Как–то раз девушки из богатых домов, которые целыми днями играли и развлекались, услышали чудесную игру музыканта. И каждая захотела, чтобы он непременно стал ее мужем. Но музыкант всем отказал. И обиженные дочери богачей стали думать, как бы им погубить строптивого флейтиста.

Однажды, когда он шел домой, девушки подстерегли его и столкнули в глубокую яму. Мать весь вечера ждала сына, обливаясь горькими слезами. И, не дождавшись, послала на его поиски собаку.

А юноша, упав в яму, не убился до смерти, а лишь потерял сознание. Очнувшись, он услышал лай собаки и окликнул ее. Когда собака подбежала, он велел ей принести ему из дому флейту. Собака прибежала к дому и стала со звонким лаем бросаться на крышу, где лежала флейта. Мать поняла, в чем дело, и отдала инструмент верной собаке. Та схватила флейту в зубы, побежала к яме и бросила хозяину.

Как только заиграл музыкант на своей флейте, птицы перестали петь, обезьяны – перекликаться, и все животные собрались к яме послушать чудесную музыку.

Обезьяны залезли на ветку, свисавшую над ямой, и низко пригнули ее. Юноша ухватился за ветку и выбрался наружу. Вернувшись домой, он по–прежнему счастливо зажил с матерью.

Но злые дочери богачей, увидев, что юноша вернулся невредимым, еще сильнее возненавидели его и решили во что бы то ни стало убить. Однажды они подстерегли его во время охоты и столкнули в глубокий овраг.

Очутившись внизу, юноша стал пробираться вдоль по оврагу. Целых три года был он в пути. Пищей ему служили корни растений, жажду он утолял родниковой водой. А старуха–мать за это время выплакала все глаза, горюя по любимому сыну.

Наконец юноша увидел в конце оврага свет и вышел на большую лужайку. Неподалеку было поле с почти созревшим рисом. Он направился к этому полю, но за три года, которые он провел бродя по оврагу и питаясь кореньями и водой, он так оброс и исхудал, что походил больше на обезьяну, нежели на человека.

Это поле сторожили две девушки. Увидев юношу, они решили, что это обезьяна, и хотели уже было звать людей с луками и стрелами, чтобы отогнать его. Но юноша крикнул:

– Не стреляйте! Я – человек. Дайте мне поесть, и я буду служить вам: сторожить поле, чтобы обезьяны не испортили посевы.

Стал с тех пор юноша сторожить посевы риса, а девушки каждый день приносили ему рисовую похлебку. В первый раз пришла старшая сестра и еще издали грубо крикнула:

– Вот твоя похлебка, ступай жрать, грязная обезьяна!

На второй раз пришла младшая сестра и, подойдя совсем близко, сказала:

– Братец, я принесла рис, кушай на , я сама готовила.

Однажды сестры принесли ему рис вместе. Юноша попросил у них уксус и гребень, чтобы расчесать волосы. Девушки принесли все, что он хотел. Но старшая при этом ядовито сказала: «Ишь ты, красивым стать захотел!», а младшая предложила ему зеркало.

Юноша умылся, причесался и превратился в красавца. Старшая сестра первая влюбилась в него и захотела взять себе в мужья. И рассказала о своем желании отцу. Тот же поставил условие:

– Возле нашего дома проходят две дороги: одна хорошая, а другая заросла кустарником. Обе их нужно расчистить. Завтра пусть каждая из вас выберет себе одну и принимается за работу. К кому юноша придет помогать, та и будет ему женой.

Рано утром старшая сестра отправилась туда, где работы было поменьше. Младшей же досталась дорога, густо заросшая кустарником. Юноша вышел им помогать и сразу направился к младшей сестре.

Тогда отец девушек поставил еще одно условие:

– Завтра пусть каждая приготовит юноше еду: чью еду он возьмет, та и выйдет за него замуж.

Старшая выбрала рис получше и заправила его олениной. Младшая же приготовила рис по–обычному: с соусом и мелкой рыбешкой. И на этот раз юноша помогал готовить и ел вместе с младшей сестрой, а не со старшей.

Отец сказал:

– Теперь пусть каждая из вас приготовит для него постель: чью постель он выберет, та и пойдет за него замуж.

Старшая сестра приготовила белоснежное покрывало, цветную циновку, пышное одеяло, матрац и вышитую подушку. Младшая же взяла коричневое покрывало и простое одеяло, а вместо подушки – деревянный валик. Покончив с работой, она отправилась на кухню и стала прясть. Юноша тоже пришел на кухню и долго разговаривал с девушкой, а когда настало время спать, выбрал приготовленную ею простую постель.

На следующий день отец устроил им свадьбу. Снова раздались звуки флейты, славящие чистую и бескорыстную любовь. Юноша с молодой женой вернулся к своей старой матери, и все они стали жить дружно в труде и довольстве.

Вот такая чудесная .

Давайте теперь послушаем, как же звучит этот музыкальный инструмент. Для Вас играет юный музыкант с необычным именем Царь Алексеев.

Сказка о музыкальных инструментах

Музыкально-тематическая беседа проводившаяся при участии учащихся музыкальной школы.

Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. А вот когда приходим на концерт – слышим музыкальные звуки, который отличаются особой красотой и певучестью.
Сегодня к вам в гости пришли юные музыканты, чтобы вместе с вами отправиться в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов, услышать Вы готовы?.. Закрываем глаза. Я произношу волшебные слова: «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом».

Первый город, в который мы с вами попали - это Город Клавишных музыкальных инструментов . В этом городе живут пианино и рояль
Назвали их клавишными, потому что у них есть клавиши. Когда нажимаешь на клавишу, внутри инструмента молоточек ударяет специальную струну.
На рояле исполняют музыку в больших концертных залах.

Он стоит на трех ногах
Ноги в черных сапогах
Зубки белые, педаль
А зовут его (РОЯЛЬ)

А вот у инструмента, на котором играют в классе и дома
…уже давно есть названье одно,
Не забудь – фортепиано – произносится оно
Форте – это значит громко. Заучи, не будь лентяй
А пиано – значит тихо. Ты дружок, запоминай
Если руки мыл под краном – подходи к фортепиано

Аккордеон

А на этом инструменте – с одной стороны кнопочки, а с другой-
клавиши как на рояле.

Но чтоб они все заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать нужно меха.

Звучит синьор аккордеон,
Имеет нрав не робкий он
Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны

играет Елисеева Меланья


Отправляемся в следующий город – это город Струнных музыкальных инструментов . В этом городе живут инструменты, которые имеют струны. Но у них разное звучание.

Скрипка
В симфоническом оркестре
Её голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычок проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий
Узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята,
инструмент волшебный...
СКРИПКА .

Исполнитель этот юный
С нотной грамотой знаком.
И по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком.

Балалайка
А вот и следующий инструмент загадывает вам свою загадку:

Собой хвалиться я не смею,
Всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка.
Я озорная, ... БАЛАЛАЙКА.

Балалаечник идет,
Балалаечку несет
Три струны как зазвенят,
Всех вокруг развеселят

Гитара .

Этот струнный инструмен
Зазвучит в любой момент
И на сцене в лучшем зале
И в походе на привале

Шестиструнку-чужестранку,
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист.

Играет Полина Басова.


Бандура

А сейчас будет звучать инструмент, который имеет больше 60-ти струн, и каждая струна таит в себе волшебное звучание. Этот инструмент – бандура и называют его "серебряными струнами Украины".

Следующий город – Город Духовых музыкальных инструментов . В этом городе живут: труба, флейта, кларнет, саксофон. Как выдумаете, почему эти музыкальные инструменты назвали духовыми? (Потому что в них нужно дуть). И воздух заставляет звучать эти инструменты.

Труба

Труба - инструмент духовой,
Медный, блестящий такой.
Чтоб мелодию весёлую сыграть,
Дуть в нее надо и на кнопки нажимать.

Играет Нурмухамедов Рамиль.

Вокальный ансамбль

В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. - Небо, научи людей радоваться,- попросила однажды Земля. И тогда в небе появилась красавица радуга, а семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись нотки в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. А потом и люди научились петь.

Вместе с песней можно радоваться, можно грустить, а можно узнавать что-то новое

Есть школа здесь одна,
Всегда в ней музыка слышна.
Смычком там учатся водить,
В тетрадках ноты выводить.

Поет там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит,
И раздается скрип порой,
И нот фальшивых шумный строй.

Там изучают волшебство -
Дается не легко оно
Но фея Музыки летает
И всем в ученье помогает.

Вот и подошло наше путешествие по Стране Музыкальных инструментов к концу.

Вам понравилось в Стране Музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны?
Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным.
Приходите учиться в музыкальную школу и вы узнаете много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!



В одном из гаражей жили-были инструменты, и когда хозяева замыкали гараж, инструменты оживали и всё время спорили между собой – кто же из них самый главный?
«Я, главный» - говорил молоток: «Посмотрите, какая у меня голова, я всегда помогаю хозяину забить гвоздь, отремонтировать забор»
- « А я, чем тебя хуже?» - закричала отвёртка:
- «Ведь без меня даже шуруп не завинтишь, ничего не смонтируешь, прибор не отремонтируешь и не отрегулируешь.»
-« Уж если зашёл разговор об аппаратуре - сказал паяльник
- без меня точно не обойтись, посмотрите, как я прочно спаиваю провода, какие надёжные контакты появляются благодаря мне!»
Тут в разговор вмешался тестер, это такой прибор, с помощью которого можно замерить напряжение, ток, сопротивление и другие электрические параметры,
-« Как же вы без меня обойдётесь? Как найдёте неисправность в аппаратуре?»
- «Ну, что вы все раскричались, что вы всё спорите, меня разбудили?» -
Сердито проворчала дрель:
– «Разве вы не знаете, что без меня ни одно отверстие не сделать, значит, я главная!»
- «Ха-ха-ха, какая же ты главная, если не можешь так ровно постругать доски, чтобы они стали такими ровными и красивыми?» - рассмеялся рубанок.
-« Но, что ты будешь строгать?» -
Почти хором спросили топор и пила
-« Если мы не срубим и не распилим дерево - значит мы главные!
- Мы главные – без нас ни наколоть дров, ни печку растопить, ни обогреть хозяина».
- «Вот уж если речь зашла о печке, тут я главная»- важно сказала зажигалка.
- «Как же вы без меня и моих сестричек-спичек разожжёте печь, кто поможет путнику зажечь костёр в лесу, конечно же, мы, мы, мы!»
- «Да, а когда я была молодая, - сказала керосинка, которой уже никто не пользовался, и она тихонько стояла в уголке
- Я всегда помогала готовить пищу хозяину, но теперь меня вытеснили мои внучки и правнучки – электроплиты и микроволновые печки…»
-« А помнишь, соседка, какая я была молодая, да заводная?» - спросила радиола
- «Ни один праздник не обходился без меня и моих пластинок, меня тоже вытеснили видеомагнитофоны и компьютеры – теперь мы живём здесь никому не нужные…»
-« Ну, уж нет, - промолвил утюг - вот мой дедушка, очень тяжёлый утюг, который разжигали углями и его приятель медный самовар и тётушка Прялка теперь живут в музее, их начищают, за ними ухаживают, чтобы люди не забывали, что мы в своё время, тоже были нужны своим хозяевам».
Тем временем расшумелись гаечные ключи, пассатижи, клещи и даже тиски и станки споря, кто же из них самый главный, но тут повернулся ключ в замочной скважине, открылась дверь гаража, и вошёл хозяин. Дверь тихонько рассказала хозяину о споре инструментов и попросила, кто же всё-таки из них самый главный?
Хозяин подошел к инструментам и сказал – « Вы мне нужны, вы все главные, и без каждого из вас я не смогу обойтись, пусть то будет большой станок, или маленький гвоздик – вы все мне очень-очень нужны». Но тут он увидел очень старые вещи: «А вас, пожалуй, я подарю в музей, чтобы мои внуки и правнуки могли посмотреть, чем пользовались их дедушки и бабушки, и как изменилась наша жизнь, благодаря прогрессу».
Хозяин собрал все старые вещи, погрузил их в машину и увёз в музей.