Заботливые родители, которым глубоко небезразлично будущее их детей, прекрасно знают о том, что музыка отлично развивает интеллект, мышление, память и внимание детей. Однако далеко не всем удаётся вывести слушание музыки с ребёнком на более высокий уровень, нежели просто фоновое восприятие. Оказывается, музыку с ребенком слушать не только нужно, но и можно. Как же это осуществить?
Психологам давно известно, что маленькие дети обладают образным мышлением. До определённого возраста слова для них не обладают тем значением, как для взрослых.
Иллюстрация к пьесе “Королевский марш льва” из “Карнавала животных”
Например, если ребёнок слышит слово «дерево», до какого-то возраста оно для него мало что значит. А вот если мама покажет ему картинку дерева или, что еще лучше, они выйдут во двор, подойдут к дереву, и он попробует обхватить своими ручонками ствол, а потом провести ладошками по шершавому стволу, тогда это слово уже не будет для него пустым сотрясанием воздуха.
Поэтому, для малышей следует подбирать музыку с ярко выраженными образами и идеями. Возможно, конечно, слушать произведения, которые не обладают оными, но в этом случае, образы придется выдумывать родителям. Для ребёнка наиболее близки те образы, с которыми он уже где-то сталкивался, поэтому, наиболее удачным началом, несомненно, станет «Карнавал животных» , написанный известным композитором Камилем Сен-Сансом .
Сегодня остановимся на трёх пьесах, вошедших в состав этого цикла, а именно «Королевский львов», «Аквариум» и «Антилопы» . Все эти произведения разноплановы, что поможет ребёнку понять различие характеров.
Состав инструментов «Карнавала животных» несколько необычен: струнный квинтет, 2 флейты и кларнет, 2 фортепиано, ксилофон и даже стеклянная гармоника. И это тоже преимущества этого цикла: чадо сможет познакомиться как со струнными инструментами, фортепиано, так и духовыми.
Итак, перед тем, как начать слушать произведения из этого цикла, заранее следует приготовить:
Иллюстрация к пьесе “Лебедь” из “Карнавала животных”
Музыку вместе с ребенком нужно прожить, а для этого непременно важно активное участие ребенка. Перевоплотившись во льва, он уловит характер марша, поймёт, где львы крадутся, а где торжественно вышагивают.
Так же и с «Антилопами», ребенок, вдоволь напрыгавшись, никогда не спутает эту музыку с любой другой. При первых же ее аккордах, перед его глазами встанут грациозные антилопы.
Что касается «Аквариума», то при слушании этого произведения ребёнок успокоится: он будет воспринимать царство рыб, как безмолвный, тихий, но прекрасный мир.
Можно действия изображать с помощью игрушек, рисовать или даже лепить. Подойдет всё, что нравится ребенку. И постепенно он сможет безошибочно узнавать любое произведение их этого цикла, а чуть позже и инструменты, которые играют в них.
Слушание музыки должно приносить радость, как взрослым, так и детям. Улыбка и радость ребенка, услышавшего знакомое музыкальное произведение, в руках родителей. Не стоит забывать об этом!
К. Сен-Санс “Аквариум” – визуализация
Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» -
большая зоологическая фантазия
Цель урока: формирование музыкального творчества школьников на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных.
Задачи урока:
1. Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям.
2. Расширить представление детей о мире животных.
3. Развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки
4. Развивать вокальные навыки при исполнении песен.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.
Ход урока
Слайд 1, 2
«Музыка»
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне, она вокруг меня
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав, и в радуге цветов
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить
Заставит полюбить и разлюбить
Но разве может жить она без нас
хотя бы день, полдня? Хотя бы час?
Без наших дум и радостей земных
Без мелочей смешных и не смешных?
Мы ей за все «спасибо» говорим
И, веря в торжество её, - творим!
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня у нас необычный урок – урок посвящен музыке, живописи и танцу. Почему мы их объединили?
Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту окружающего мира. И часто художники, композиторы и поэты учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий нас мир. Они не только передают собственное настроение, чувства в произведениях искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.
Гельвеций: “Задача искусства – волновать сердца”. Все виды искусства волнуют сердца, пробуждают в них самые лучшие чувства. Каждый вид искусства делает это своим языком: живопись – линиями и красками, музыка – звуком, танец – движениями.
Тема нашего урока – “Карнавал животных ”…большая зоологическая фантазия.
Мы соприкоснемся с удивительным миром классической музыки, попробуем постичь, понять мысли и чувства композитора, попробуем разобраться в своих мыслях и чувствах, которые пробуждает в нас музыка.
Работа по теме урока
Слайд 3
Камиль Сен-Санс (1835-1921)
Французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель.
История создания
Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов - молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».
Слайд 4, 5
Состав небольшого оркестра «Карнавала животных»: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).
Музыка
Слайд 6
В этой сюите увидите сами
Ноты живые: с усами, с хвостами.
Бегать умеют они и лететь,
Ползать и плавать кусать и хватать.
Ноты мохнатые, ноты пернатые,
Стройные ноты и даже горбатые.
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались?
Животные.
Давайте вспомним, что такое сюита?
Музыкальное справочное бюро:
Сюи́та (с фр. Suite - «ряд», «последовательность», «чередование») - циклическая музыка, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом.
За исключением лебедя, персонажи "Карнавала животных" Сен-Сансом представлены юмористически. В некоторых пьесах композитор олицетворяет ими людские характеры. И эта символичность, ясная его современникам, являлась одной из причин того, что Сен-Санс не желал публиковать “Карнавал”.
"Карнавал животных" Сен-Санса сегодня, пожалуй, самое известное его сочинение. Итак…
Слайд 7
“Королевский марш льва” (грозное рычание внушительно передано хроматическими волнами фортепьянных октав – остроумнейшее звукоподражание; лев здесь не столько страшный, сколько важный);
Слайд 8
2
. “Курицы и петух”
(смехотворно назойливые птичьи крики;
курицы ссорились, возможно из-за найденного зерна или червяка, а петух их ссору оборвал в конце
);
Слайд 9
3.
“Антилопы”
(главенствующая партия здесь у фортепьяно, изобретательными пассажами передающего неистовый бег). Вспомните мультфильм «Золотая антилопа», грациозное, сильное, быстрое животное.
Могут прыгать высоко,
Бегать быстро, далеко,
А крученые рога
Испугают вмиг врага!
Слайд 10
4.
“Черепахи”
(музыкальная ирония над медлительностью);
Слайд 11
5.
“Слоны”
(– а здесь над тяжеловесностью);
Слайд 12
6.
“Кенгуру”
(опять музыкальная метафора, выраженная легкими “прыжками” у фортепьяно);
Слайд 13
7. “Аквариум” (естественно, изображение рыбок; красивые, несколько условные переливы звучаний челесты, фисгармонии, флейты, высоких нот струнных и пассажей фортепьяно, создающие впечатление колышущейся воды).
Сегодня мы с вами познакомились с частью произведений из музыкального альбома «Карнавал животных». Вспомнили, что означает понятие сюита. Какими музыкальными инструментами Камиль Сен-Санс, показал людские характеры. (Работа с карточками).
Домашнее задание: Выбрать для себя понравившуюся тему и нарисовать рисунок.
Описание слайда:
1-Вступление и Королевский марш льва - фр. Introduction et Marche Royale du lion. В короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается Марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва. 2-Куры и петухи - фр. Poules et Coqs. Кларнет, скрипки, альт, фортепиано. Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена. 3-Антилопы (быстрые животные) - фр. Hémiones (animaux véloces). Два фортепиано исполняют быстрые пассажи. 4-Черепахи - фр. Tortues. Струнные и два фортепиано. Цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект. 5-Слон ― фр. Eléphant). Контрабас и два фортепиано. Вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и Скерцо из музыки Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь». Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона. 6-Кенгуру - фр. Kangourous. Два фортепиано. Острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру. 7-Аквариум - фр. Aquarium. Флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума. 8-Персонажи с длинными ушами - фр. Personnages à longes oreilles. Скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик. 9-Кукушка в глубине леса - фр. Le coucou au fond des bois. Кларнет и два фортепиано. На фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука. 10-Птичник - фр. Volière. Флейта, струнные и два фортепиано. На фоне «шелестящего» тремоло у струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение. Пианисты - фр. Pianistes. Два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Ганона или Черни. Эта часть без перерыва переходит в следующую. Ископаемые - фр. Fossiles. Кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные. Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «Пляска смерти», детские песенки «Ah! vous dirai-je, maman» и «Au clair de la lune», а также каватину Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник». Лебедь - фр. Le Cygne. Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё. Финал - фр. Finale. Исполняет весь ансамбль. Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.
Весной 1886 года Камиль Сен-Санс украл из своего рабочего графика несколько дней, чтобы провести их в тихом местечке в Австрии и осуществить план, который давно лелеял в своих мечтах. Композитору тогда был 51 год; к этому времени он был признанным гастролирующим пианистом и дирижером, автором трех симфоний и семи концертов, многих хоровых полотен, симфонических поэм и опер, в числе которых уже была "Самсон и Далила", похоронил двух детей, бросил жену и схватил чахотку, которая не помешала ему прожить до 86 лет. Сен-Санс был француз, враг пангерманизма, эклектик и потрясающий мастер. Лист признавался, что, сочиняя музыку, думал про себя: "А понравится ли это Сен-Сансу?" Таким же авторитетом он пользовался среди недругов.
Друзей было больше и, любя их, композитор искренне старался быть им приятным: скакал на швабре вокруг стола, пел диким голосом оперные арии. И вот настал час, когда он подарил им столь же богатую выдумками партитуру. Состав исполнителей в ней не слишком велик: два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, фисгармония, ксилофон и челеста. В "Карнавале животных" 14 номеров. Перечислим их по порядку: Королевский марш львов. Курицы и петух. Антилопы. Черепахи. Слоны. Кенгуру. Аквариум. Персонаж с длинными ушами. Кукушка в глубине леса. Птичник. Пианисты. Ископаемые. Лебедь. Финал.
Первым слушателям зоологической фантазии некоторые темы могли показаться знакомыми. Например, ксилофон, выступая от имени Ископаемых, стучит тему из очень серьезного опуса Сен-Санса "Пляски смерти", а кларнет вторит ему колоратурами из "Севильского цирюльника" Россини. Чтобы изобразить слонов, контрабасу потребовалась тема из "Вальса сильфов" Берлиоза. Если запустить тему Черепах раз в восемь быстрее, то получится не что иное, как знаменитый Канкан из "Орфея в аду" Оффенбаха. А представить, что выдают Пианисты, совершенно справедливо записанные автором в участники карнавала, может и любой из нас, особенно если живет по соседству с кем-либо из учащихся Гнесинки или ЦМШ.
"Карнавал животных" при жизни Сен-Санса игрался лишь несколько раз, для своих (в их числе однажды был и Франц Лист); умер Сен-Санс в 1920 году, когда никто уже не понимал, как может жить на свете такой ходячий анахронизм. Через два года после смерти автора партитуру, наконец, издали. И теперь уже стало непонятно, как XX век мог без нее обходиться. Животные Сен-Санса опередили человеческих персонажей Сати, Хиндемита, Шостаковича, Кагеля, Шнитке и зажили среди нас куда более полнокровной жизнью, чем Самсон и Далила. В отместку за собственное невнимание к ним мы выбрали самого беззащитного -- Лебедя -- и назвали его "умирающим".
Татьяна Юдина
«Сен-Санс. Карнавал животных». Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста
СЛАЙД № 1
Cегодня мы познакомимся с французским композитором - Камилем Сен-Сансом .
СЛАЙД № 2
Камиль Сенс- Санс один из корифеев западноевропейской музыки 19 века , чьи лучшие творения являют собой искусства редкого совершенства. Его разносторонняя личность ярко проявлялась в различных областях. Плодовитый композитор, он сочинял музыку во всех существующих жанрах.
СЛАЙД № 3
При этом неустанно концертировал как пианист и дирижер, был музыкальным критиком . Педагогом. Выступал как энергичный организатор и музыкальный общественный деятель. Помимо этого, он был страстным путешественником.
Сейчас нам предстоит увлекательное путешествие на карнавал . Давайте вспомним, что такое карнавал - это такой праздник, на котором все обязательно должны как- то изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы при этом тебя не узнали. На праздниках в детском саду вы любите наряжаться разными лесными зверюшками – белочками, зайчиками, мишками. А кто-то превращается в героя сказки или мультфильма. И тогда мы можем встретиться с Белоснежкой и гномами, Емелей и Несмеяной, Буратино или Мальвиной. Карнавал , на который я вас приглашаю, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал не людей , а животных : зверей, птиц и рыб. Во-вторых, он музыкальный . Это значит, что всех его персонажей и участников мы не увидим, а услышим, потому что о них нам расскажет музыка , которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс .
Любой торжественный праздник обычно открывают самые знатные и почетные гости. Кто же откроет наш карнавал ?
СЛАЙД № 4
Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.
Даже хвост совсем не прост- с кисточкою длинный хвост.
Лапы сильны и могучи. Рык несется выше тучи.
Ведь не зря он – царь зверей в жаркой Африке своей!
Конечно же. Это царь зверей – лев.
СЛАЙД № 5-6
СЛАЙД № 7
Он величествен, грозен и прекрасен. Мы слышим это в великолепной музыке , которая называется «Королевский марш льва» . Ее в один голос (или, как говорят музыканты , в «унисон» ,но очень мощным звуком исполняют струнные инструменты.
СЛАЙД № 8
К струнным инструментам относятся скрипка, альт.
СЛАЙД № 9
Виолончель.
СЛАЙД № 10
Контрабас.
СЛАЙД № 11
И хотя музыка звучит грозно и даже устрашающе, в ней проскальзывает улыбка, улавливается легкий комический оттенок. Каждая фраза заканчивается фанфарами, которые подчеркивают торжественность момента. Поступь льва важная, неторопливая, но в тоже время в ней ощущается мягкая и упругая кошачья походка. Время от времени в марш неожиданно вторгаются резкие звуки - это Лев подает свой голос, грозно рычит. (Прослушивание пьесы «Королевский марш Льва» )
На карнавале принято веселиться и шутить, переодеваться и перевоплощаться в другой образ. Вот и следующий персонаж решил нарядиться балериной. Кто это?
СЛАЙД № 12
Белеют бивни, словно снег, животного сильнее нет .
Огромный, серый, с добрым нравом,
Идет по джунглям величаво,
И длинным носом, как рукой,
Поднять он может нас с тобой.
Он весит очень много тонн.
Друзья, конечно. Это….
КАДР № 13- 14
Точнее Слониха, решила стать балериной и, надев легкую юбочку и поднявшись на задние ноги, тяжеловесно закружилась в вальсе. Тему вальса исполняет самый большой струнный инструмент – контрабас.
СЛАЙД № 16
Контрабас передает тяжеловесные, неповоротливые, неуклюжие движения танцующей слонихи. В результате получается не танец, а смешная пародия на него.
СЛАЙД № 17
(Прослушивание пьесы «Слон» )
Еще один забавный гость карнавала животных :
СЛАЙД № 18
О ком загадка эта? Коричневого цвета,
На двух ногах не тужит, ей хвост опорой служит.
Скачками побежит от льва. Еда – листочки и трава.
На животе в кармане прижались дети к маме.
В теплой сумке детвору носит только…
СЛАЙД № 19
СЛАЙД № 20
Вы помните, что кенгуру не умеет ходить и бегать, а может только прыгать, отталкиваясь только от земли крепкими и длинными задними ногами.
СЛАЙД № 21
Поэтому и музыка , характеризующая это животное , тоже «прыгающая» .Каждая фраза, ускоряясь вначале, завершается осторожным замедлением, как будто кенгуру то и дело останавливается и робко озирается по сторонам. Оглядевшись, кенгуру вновь продолжает свои прыжки.
(Прослушивание пьесы «Кенгуру» )
Затем Сен-Санс предлагает нам переместиться в необычный мир.
СЛАЙД № 22
Целый день снуют, толкутся эти крошки за стеклом :
То гурьбою соберутся, то плывут в воде гуськом.
Водоросли, как аллеи, дно песчаное светло,
Вот она, других резвее, бьется боком о стекло.
Плавнички дрожат, трепещут, спинка выгнута дугой,
Чешуйки так и блещут у красавицы такой.
СЛАЙД № 23
Это, конечно, подводное царство. Пьеса носит название «Аквариум» .С первых же звуков мы слышим красивейшие переливы прозрачных и холодных «водяных» красок. Такое струящееся, волшебное звучание создают высокие звенящие тембры необычных инструментов – это старинные челеста и фисгармония, флейта, скрипка и фортепиано.
СЛАЙД № 24
Челеста, фисгармония.
СЛАЙД № 25
СЛАЙД № 26
Музыка пьесы «Аквариум» искрится и переливается всеми цветами радуги.
СЛАЙД № 27
(Прослушивание пьесы «Аквариум» .)
Из подводного царства мы переносимся в заросли глухого леса, где изредка подает свой голос птица.
СЛАЙД № 28
На дереве высоком сижу я на суку,
И слышно издалека мое «ку-ку, ку-ку» .
Белые полоски на груди.
Ты меня послушать приходи!
Всем одно и то же я твержу,
Время беззаботно провожу.
СЛАЙД № 29
Пьеса носит название «Кукушка в чаще леса» .Тихие, строгие и сдержанные аккорды мерно чередуются друг за другом, напоминая осторожные шаги путника, пробирающегося в глухом лесу среди старых вековых деревьев . Мы словно ощущаем сумрак и прохладу темного, дремучего и угрюмого леса. Голос кукушки неизмерно повторяет два звука. Кларнет, который их имитирует, звучит приглушенно, таинственно, словно доносится из далека. В такой мрачной чаще немного страшновато, и это чувство тоже передано Сен-Сансом в музыке .
СЛАЙД № 30
СЛАЙД № 31
(Прослушивание пьесы «Кукушка в чаще леса» )
Следующая пьеса – одно из самых лучших и самых известных сочинений композитора. Оно посвящено еще одной птице.
СЛАЙД № 32
Горделивый, белокрылый, он белее белых лилий.
Скользит бесшумно над водой. Шея выгнута дугой.
Им любуются всегда все на берегу пруда.
СЛАЙД № 33
Музыка передает плавность движений, красоту линий этой царственной птицы. Теплый, «бархатистый» тембр виолончели, исполняющий гибкую, певучую мелодию, выразительно звучит на фоне спокойного, покачивающегося аккомпанемента фортепиано. Подражающего легкому плеску воды.
СЛАЙД № 34-35
(Прослушивание пьесы «Лебедь» )
До сих пор участники карнавала представали перед нами по отдельности, мы знакомились с ними. Наконец, они собрались все вместе в Финале – так называется последняя пьеса «Карнавал животных » .
Карнавальное представление завершается жизнерадостным, стремительным танцем. Вновь. Но уже последний раз перед нами мелькают образы знакомых животных , напоминая о себе короткими музыкальными фрагментами . Нас захватывает всеобщее веселье, праздничная, ликующая. Солнечная атмосфера.
СЛАЙД № 36-37
(Прослушивание Финала «Карнавала животных » .)