Руссель, кер-ксавье. Моя галерея. Кер-Ксавье Руссель ノルウェイの森 Норувэй но мори. Норвежский лес

27.09.2019

Кер-Ксавье Руссель (фр. Ker-Xavier Roussel) - французский художник-символист, представитель художественного направления Наби.

Жизнь и творчество

Руссель родился в зажиточной парижской семье врача. Учился в лицее Кондорсе, где познакомился и подружился с такими в будущем известными художниками, как Эдуар Вюйар и Морис Дени. В 1887 году он поступает в художественную мастерскую Леона Диогена Мильяра. С 1888 по 1890 год Руссель, Дени и Вюйар продолжают обучение в парижской Школе изящных искусств, где знакомятся с Пьером Боннаром. В 1889 Руссель и Вюйар вступают в художественную группу наби. В 1891 Руссель впервые выставляет свои работы в галерее Ле Барк де Ботвиль (вместе с другими наби). Свои первые литографии художник печатает в журнале La Revue blanche.

В 1893 году художник женится на Мари Вюйар, сестре своего друга. В 1899 Руссели переселяются из Парижа в Этан-ла-Виль. В этом же году Руссель вместе с Вюйаром и Боннаром путешествует по Италии, посещает озеро Комо, Флоренцию и пр. В 1906 году Руссель совместно с Морисом Дени едет на Средиземное море. В Экс-ан-Провансе они посещают Сезанна, и в Сен-Тропе - Синьяка. С 1908 Руссель, наряду с Полем Серюзье, Аристидом Майолем, Вюйаром, Феликсом Валлотоном, становится профессором в открытой в том же году Академии Рансон. В 1911-1913 годах художник занимается декоративным украшением Театра Елисейских Полей. Во время Первой мировой войны Руссель живёт в Швейцарии и работает для Музея искусств Винтертура.

В 1926 году Руссель был удостоен престижной премии Карнеги. В 1938 художник занимался оформлением дворца Лиги Наций в Женеве.

Наби.Французский художник Ker-Xavier Roussel (1867-1944).- ч.2.

Кер-Ксавье Руссель (фр. Ker-Xavier Roussel ) — французский художник-символист, представитель художественного направления наби .Родился Франсуа Ксавье Руссель в Лорри ле Мец, Мозель, в возрасте пятнадцати лет он учился в лицее Кондорсе в Париже, вместе со своими друзьями Жаном Эдуардом Вюйар,Морисом Дени , он также учился в мастерской художника Diogene Maillart. Руссель из зажиточной парижской семьи врачей (его отец и старший брат Альберт были известными гомеопатами). В 1887 году он поступает в художественную мастерскую Леона Диогена Мильяра. С 1888 по 1890 год Руссель, Дени и Вюйар продолжают обучение в парижской Школе изящных искусств, где знакомятся с Пьером Боннаром. В 1889 Руссель и Вюйар основывают художественную группу наби . В 1891 Руссель впервые выставляет свои работы в галерее Ле Барк де Ботвиль (вместе с другими наби ). Свои первые литографии художник печатает в журнале La Revue blanche . В 1893 году художник женится на Мари Вюйар, старшей сестре своего друга Вюйара. В 1899 Руссели переселяются из Парижа в Этан-ла-Виль. В этом же году Руссель вместе с Вюйаром и Боннаром путешествует по Италии, посещает озеро Комо, Флоренцию и пр. В 1906 году Руссель совместно с Морисом Дени едет на Средиземное море. В Экс-ан-Провансе они посещают Сезанна, и в Сен-Тропе — Синьяка. С 1908 Руссель, наряду с Полем Серюзье, Аристидом Майолем, Вюйаром, Феликсом Валлотоном, становится профессором в открытой в том же году Академии Рансон. В 1911—1913 годах художник занимается декоративным украшением Театра Елисейских Полей. Во время Первой мировой войны Руссель живёт в Швейцарии и работает для Музея искусств Винтертура. В 1926 году Руссель был удостоен престижной премии Карнеги . В 1938 художник занимался оформлением дворца Лиги Наций в Женеве.Жил и работал преимущественно в Париже. Один из основателей группы «Наби». Писал портреты, пейзажи, картины на сюжеты из античной мифологии. Известен как автор монументальных росписей, декоратор, пастелист, литограф.

Пейзаж с сатирами.

Пасторальная сцена .

Руссель является самым известным из художников, изображающих французские ландшафты, женщин, детей, нимф и фавнов в мифологисеких сюжетах.Именно в этих языческих снах, которые часто посещают фантазии Кер Ксавье Руссель , находит он свой путь в живописи.

Возвращение домой из цветущей каштановой рощи .1920 .

Великолепного художника-графика Кер-Ксавье Русселья нередко называют символистом, однако то, что он сумел сказать в искусстве про кентавров — это не символы, а истины. За ними — реальность, хотя и особого рода, понятная лишь немногим из людей.Руссель монохромен — однако его прельщают не столько линии, контуры, абрисы, сколько пульсирующая тайна двуединства духа и материи, вечного и сиюминутного.Руссель очевидно недолюбливает цивилизацию и не мыслит человека венцом творения и царём природы. Кентавры, фавны, нимфы, древние богини и боги занимают в его работах подобающее им место. Они не прячутся, но и не слишком выделяются среди деревьев, скал, струй воды, облаков и цветущих лугов.Никаких кентавромахий, никаких сцен насилия и ненависти — только счастливое существование на лоне первозданной природы…О, так ведь и должно было быть, ибо так было задумано изначально…Некоторые гравюры Русселя могли бы служить иллюстрациями к замечательной поэме Мориса де Геренна.В 19 веке жил во Франции поэт-романтик Морис де Герен (1810-1839). Среди его сочинений - небольшая поэма в прозе "Кентавр", которая, в отличие от большинства весьма кровожадных французских кентавромахий, носила философский характер, поскольку автор явственно ассоциировал себя с одиноким и чуждым всем героем.В связи с изданием перевода на английский язык в 1915 году американский типограф и дизайнер Брюс Рождерс изобрёл новый шрифт, получивший название "Кентавр".




На титульном листе был почему-то не кентавр, а сатир .Возможно, это лишь совпадение — хотя навряд ли совсем случайное: эти двое, Руссель и Герен, оказались близки по духу, — а может быть, и по крови тоже.

Мифологический сюжет.

Дом за деревьями

Полифем,Ацис и Галатея.

Шествие Бахуса.

The Rape of Daughters of Leucippus

Чарльз Chasse, в своем исследовании Наби, говорит, что Русселю "необходимы свежий воздух, воздух более пряный, чем бывает воздух обычных полей. Если однажды он нарисовал свою первую Силену, он не пожелает далее рисовать ничего, кроме Селен и нимф, и потому, что он нашел в них именно то, что искал: существа целиком состоят из чувственности и б лагодати, они чувствуют себя вечно молодыми, защищенными от старости и смерти ..."

Les Baigneuses

Влюблённые на берегу реки.

Сельский праздник.

Сезоны жизни.

Женский кентавр (Кентаврисса).

Цветы.1904

Обучение собаки.

Женщина в полосатом платье.

Пейзаж с женщиной в красном.

Бруклинский музей - Пейзаж с домом

Букет цветов.

Пейзаж


Деревья вдоль воды.

Сад.

На рубеже 1900-1910-х годов многие прежние участники группы „Наби" — Пьер Боннар, Кер-Ксавье Руссель , Морис Дени — создавали циклы произведений по заказам русского коллекционера Ивана Морозова для украшения его московского особняка. Гармоничный, лишенный конфликтов мир живописи „набидов" был близок спокойному темпераменту русского коллекционера: вскоре он стал для них таким же покровителем и даже соавтором, каким был для Матисса и Пикассо Сергей Щукин .

Две женщины.

Женщина доит козу.

Морской берег.

Цветы Бретани.

Женщина и девочка.

Встреча двух дам.


Сатир в погоне за нимфой.

Предыдущий повтор Σαβίνα Γιαννάτου, Savína Yannátou. Греческая певица. Сладкоголосая, и женщина интересная. И это НЕ попса. Никогда раньше не…

  • Коммунист

    Режиссер Юлий Райзман. 1957 год. Никогда не смотрел этот фильм. Видимо, название отпугивало. Но фильм был бы совсем неплохим, если бы не пафосный…

  • Eisenstein in Guanajuato. Эйзенштейн в Гуанохуато

    Режиссер Питер Гринуэй. Всё бы ничего, если бы не сцена гомосексуального контакта Эйзенштейна с мексиканским гидом. Недавно из какого-то фильма,…


  • La La Land. Ла Ла Ленд

    Режиссер Дэмиен Шезелл. Музыкальный фильм, эдакие Фред Астэр и Джинджер Роджерс наших дней, исполнителей главных ролей я не знаю, да и фиг с ними.…


  • ノルウェイの森 Норувэй но мори. Норвежский лес

    Режиссер Чан Ань Хунг. Французский кинематографист вьетнамского происхождения, но фильм на японском языке, про японцев и с японскими актерами,…


  • Владимир Кузьмин

    Предыдущий повтор Выкладывал к 60-летию певца и музыканта. С тех пор еще 4 года прошло, а тогда я написал так. Стареет наша классическая попса.…


  • Atonement. Искупление

    Режиссер Джо Райт. Талантливый и относительной молодой английский мастер, смотрю уже третий его фильм. Нервная, динамичная камера, только не…