Поющие тибетские чаши слушать онлайн. Тибетские поющие чаши для улучшения здоровья

15.06.2019

В этой статье вы узнаете:

Поющие чаши интересуют людей со времен древности из-за их лечебных свойств , способности очищать организм. Воздействие этих предметов на сознание человека связано со специфическим тембром звучания, которое при длительном воздействии на человека вызывает особое состояние сознания. Это свойство сотни и тысячи лет используется адептами многих религиозных учений для концентрации и сосредоточения.

Что это за предмет

В наше время делаются попытки применять чаши в различных психологических практиках, основанных на восточных системах самосовершенствования: йоге, цигун, тайцзицюань.Тибетские поющие чаши являются разновидностью колокола. Для их создания используют сплавы металлов, в числе которых – медь, олово, цинк, золото или серебро. Используют для извлечения музыки, которая звучит все время в процессе молитвы в индуизме или буддизме.

Историческая справка о тибетских чашах

Тибетские чаши появились достаточно давно. Существует поверье, что они использовались для сбора подаяний буддистскими монахами, которые путешествовали по свету для распространения священного знания.

Есть легенда, что однажды духи поведали мудрецам об особых приспособлениях для общения с космическим разумом, чтобы черпать великие познания о мире. При помощи медитаций шаманы смогли разглядеть внешний вид предмета и его состав: сосуд, скованный из 8 элементов.

Западный же мир увидел их в 1950 году, благодаря китайскому вторжению в Тибет.

Как используют сегодня

Способы использования этих инструментов с течением времени не изменились. Считается, что их звучание оказывает воздействие на человека : нормализуется рассудок, улучшается кровообращение, расслабляются мышцы.

Мелодия способна выводить человека из состояния напряжения, лечить недомогания.

Помимо лечебных свойств , необычное звучание часто используется в современной музыке в жанрах нью-эйдж, неоклассика и даже рок.

Со времен появления поющие сосуды претерпели много изменений. Поэтому для оптимального выбора существует несколько советов:

  1. Предметы могут отличаться способами изготовления . Помимо Тибета, они часто встречаются в Индии, Японии, Корее, Непале, Китае. В каждой стране есть свои технологии. В состав китайских изделий может входить всего 3 вида металла. Но классическими считаются тибетские поющие чаши , в состав которых входят 7 металлов: серебро, медь, олово, железо, ртуть, золото, свинец.
  2. В зависимости от концентрации различных металлов, ритуальный предмет будет иметь цвет от нежно-золотого до багрово-серого.
  3. Изделия различны по своим размерам. Рекомендуется выбирать инструмент от 12 до 22 см в диаметре для гармоничного звучания в стенах дома.
  4. Для каждой чаши предназначен свой стик-резонатор в виде палочки или молоточка. Металлические или сделанные из сортов твердой древесины палочки могут извлекать громкий, режущий звук, а палочки, обитые войлоком, дают смягченное звучание.

Поверхность

Поющая чашка должна быть исключительно ручной работы. Это необходимое условие. Поверхность чаши должна быть украшена небольшими углублениями – следами от инструментов мастера. Помимо этих неровностей, на звук влияет и толщина стенок: чем она больше, тем ниже тон. Если присутствуют дребезжащие ноты, значит, изделие имеет дефекты.

Размер

Чаши бывают разного размера. Это связано не только с тем, что они создавались для помещений, но и с таким важным аспектом, как энергия Ци . При подборе чаши нужного размера идет быстрое накопление энергии Ци, способной исцелять организм от различных болезней.

Наполненность

Тибетские поющие чаши не используются, как правило, для употребления пищи или ношения вещей. Это священный предмет, предназначенный для других целей. Но иногда мастера могут наполнить чашу какими-либо предметами или жидкостью, тем самым изменив звучание музыки.

Звук проходит через препятствия, изменяя свои колебания и их направление. При взаимодействии с жидкостью колебания могут создать небольшие волны, выплескивающие излишки воды изнутри.

Как правильно использовать инструмент

Есть 2 способа извлечения звука. Оба метода применяются как при совершении ритуальных действий, так и при создании музыки. Эти способы:

  1. Извлечение звука путем трения обода.
  2. Использование принципа колокольного звучания.

Трение обода

Метод считается «правильным» или «истинным». Необходимо взять стик-резонатор, прислонить его к краю чаши и медленно вести по окружности обода до появления резонирующего звука. Тибетские поющие чаши устроены так, что при колебании их оболочки формируется гудящий звук, дополняющий пение мантр.

Мелодию возможно изменять в зависимости от многих факторов:

  • угла соприкосновения со стиком;
  • того, насколько сильно надавливать на обод;
  • скорости вращения по ободу;
  • материала, из которого был изготовлен резонатор;
  • направления вращения по окружности.

Принцип колокола

Можно воспользоваться и иным методом. Для этого вместо стика используется молоточек. Способ применяют в основном к чашам малого диаметра, но он подходит и для изделий больших размеров. Достаточно легко ударить молоточком по ободу или стенам. Возникает долго не затихающий гудящий звук.

Иногда совмещают два стиля использования. Можно сначала стукнуть по чаше резонатором, чтобы создать начальные колебания, а затем поддерживать их, водя по ободу стиком. Но это не считается каноническим использованием инструмента.

Использовать поющие чаши могут не только верующие. Эти предметы обладают поистине целительной силой, а их музыка воодушевляет и расслабляет тело и разум. Они достаточно компактны и могут применяться в любом месте, что делает их переносным целительным средством и помощником при общении со своим подсознанием во время медитации.

Недавно мне довелось услышать звучание диковинных музыкальных инструментов, звук которых, организм слышит не ушами, а каждой клеточкой своего тела.

Поющие чаши издают исцеляющие вибрации звуков, совпадающие с вибрациями клеток организма и восстанавливают энергетику, врачуя и тело, и душу.

Целители называют лечебное воздействие звуков вибрационным массажем, обладающим не менее целительными свойствами, в сравнении с другими видами.

Как использовались эти древние инструменты раньше, неизвестно. Поскольку письменных описаний нет. Но история искусства сохранила древние изображения на картинах и скульптурные ваяния, где фигурируют эти инструменты. Да и сами инструменты встречаются в коллекциях частных, датируемые 5-6 веками. Ученые предполагают, что они могли появиться еще раньше, как и бронзовые колокола, которые производились уже в 9 веке до н. э.

Поющие чаши что это такое

Встречаются и другие названия этих музыкальных инструментов: гималайские или тибетские чаши, а в Японии они считаются разновидностью колоколов. Но от колокола отличаются тем, что не подвешиваются и не крепятся на подставке. Зарождение звука в них происходит от легкого удара колотушкой, создающей вибрации стенок самой чаши.

Этот инструмент с древности использовался в азиатской религиозной культуре. Теперь, помимо использования в религиозных традициях, инструмент нашел применение в практиках медийных, релаксации и медитации, широко используется в йоге.

Изготавливают инструменты в Индии и Непале, Тибете, Японии и Корее, основное же производство сосредоточено в Гималаях, отсюда и идет название тибетские поющие чаши. Неповторимое звучание этих инструментов завораживает душу и врачует тело.

Из чего сделаны музыкальные инструменты

Согласно древним традициям, в состав сплава входят 7 металлов, но в зависимости от страны производителя, этот состав может несколько разнится. В чашах тибетского производства присутствует:

  • до 0, 0001% золота (Солнце)
  • и 0,002% серебра (Луна);
  • до 0,3% железа (Марс)
  • и 71,3% меди (Венера);
  • до 28,6% олова (Юпитер)
  • и 0,001% свинца (Сатурн),
  • до 0.01% ртути (Меркурий).

Свинец и ртуть присутствуют в очень малых количествах, поэтому вреда здоровью не наносят, если цвет чаши с серым отливом, значит в них присутствует больше железа. Существует поверье, что в сплавах древних чаш применяли металл метеоритов.

Сплав разных металлов, отличающихся по своим физическим свойствам, позволяет создавать сложную картину звучания гармонических обертонов (призвуков). При гармоническом звучании обертонов тибетских поющих чаш, создается звукоряд звуков, состоящий из 10- 16 призвуков.


Современные чаши

Интерес к данным инструментам растет, чаши покупают туристы в качестве сувениров, поэтому производители стали разрисовывать их спиритульньными мотивами, символами религиозными с изображением Будды, мантрами буддийскими.

Состав сплава металлов тоже изменился, чаще их делают из бронзы, без включения металлов драгоценных. Если вам доведется делать покупку, ищите чаши ручной работы, которые близки по звучанию к древним. Более качественные чаши производят в Японии и Корее, но не для экспорта.

Тибетские поющие чаши машинного производства страдают плохим звучанием, в котором присутствует всего лишь два гармонических обертона, что разочаровывает современных музыкантов.

Инструменты производят разного диаметра, в религиозных обрядах используются и большие (до 2-х метров) и малые чаши (до 10 см). Чем меньше, чаша, тем звучание ее выше. Самое красивое звучание извлекается из средних по размеру инструментов, с диаметром около 20 см. Из маленьких чаш и вибрации извлечь сложнее и звук у них слабый.

Слушать тибетские поющие чаши

Как извлекаются звуки? Для извлечения звуков используют деревянные или пластиковые колотушки, стики, песты. Звуки музыкант извлекает несильными ударами по стенке чаши или путем неторопливого вождения по краям чаши пластиковым или деревянным пестом.

Глубина звучания зависит не только от тех сплавов, из которых чаша изготовлена, но и от используемых аксессуаров (стики, колотушки, пестики). Они имеют разное происхождение:

  • одни изготовлены из металла и звук от них получается звонкий, чистый и резкий;
  • другие из твердой породы древесины или из пластика, с более мягким звуком;
  • некоторые палочки обернуты мягкими материалами (замшей или войлокои), специально для приглушенных звуков, действующих умиротворяюще.


Инструменты подбирают в соответствии с размерами чаши, поэтому учитывается из чего они сделаны и их твердость. Для чаш больших применяются стики тяжелые, а для маленьких — легкие палочки.

Наполнение чаши водой, позволяет разнообразить звучание, причем, целительная музыка получается разной тональности в зависимости от того, сколько в нее налито воды. Полная чаша издает приглушенные звуки.

Интересно… Научные исследования высокоскоростной съемкой зафиксировали образование на поверхности воды (во время звучания чаш), концентрических волн, вызванных вибрациями стенок сосудов. И если амплитуда звуков увеличивается, то образуется буря волн, которые рвутся о стенки сосуда и разлетаются многочисленными брызгами. Отмечается движение частиц воды по всей поверхности чаши.

Целительная музыка, рожденная от трения стика и стенок сосуда, окружена гармоничным рядом обертонов (призвуков). Послушайте сами, нажав на ссылку: слушать

Красота и сила звука и его окруженность подзвуками зависит от качества изготовления чаши (ее состава). Силой нажатия стиком на край чаши можно изменить тональность звучания.

При несильном ударе стиком, обернутым слоем замши, по стенкам чаши, рождается совсем другой звук, немного напоминающий звон колокольчика: слушать

Звуки чаш очень своеобразные, вибрирующий ряд подзвуков создает колебания, созвучные с вибрациями клеток организма, поэтому кажется, что они проникают в душу.

В прошлом, их использовали не только для лечения, но и для изменения сознания человека. В буддийских храмах чаши применяли во время молитв. Сейчас они получили популярность в новом направлении музыки нью-эйдж, роке, неоклассике, музыке этнической.

Лечение поющими чашами или воздействие на человека

Невзирая на мягкость и деликатность звучания, эти инструменты оказывают сильное влияние на вибрации каждой клеточки организма человека, что было подмечено еще в древности. И буддисты использовали этот вид лечения в своих ритуалах.

Посмотрите видео, как извлекаются звуки из чаш:

Исследования подтверждают, что вибрационные звуки способствуют:

  1. освобождению человека от неврозов и стресса,
  2. снимают напряжение в мышцах и теле,
  3. ликвидируют энергетические блоки и комплексы,
  4. восстанавливают нарушенную гармонию на клеточном уровне,
  5. уравновешивают процесс мышления,
  6. улучшают концентрацию внимания,
  7. выравнивают дыхание,
  8. нормализуют давление,
  9. укрепляют иммунную систему.

Звучание приводит к синхронной работе обоих полушарий головного мозга, что повышает творческие способности человека. Помогает полностью расслабиться и эмоционально, и физически, что ведет к избавлению от бессонницы.

Энергетический массаж поющими чашами

Это необычный вид массажа, который проходит на уровне звуковых колебаний. Оказывается, звуковые волны обладают сильным массажным эффектом, воздействующим на клеточном уровне.

Для усиления воздействия, чаши размещают прямо на теле лежащего человека. Когда их расставляют вокруг, их звучание снимает напряжение, помогают расслаблению и восстановлению энергетических сил организма.

Располагают чаши исцеления, соблюдая определенную последовательность: средних размеров инструменты и маленького диаметра, которые издают звонкие и высокие звуки, располагают ближе к голове, а у ног ставят чаши большие, выплескивающие глубокие звуки.

Специалисты утверждают, что когда поющую чашу передвигают над телом человека, она изменяет свое звучание там, где имеются какие-либо проблемы внутри организма, о чем свидетельствует застой энергии.

Рекомендуется подержать чашу немного дольше, в этом месте, слегка ударяя по ней стиком, поглощая вибрации звуков, энергия человека приходит в норму. Когда звучание чаши примет первоначальный тон, это знак того, что застой ликвидирован..

Тибетские «поющие чаши» - удивительное и загадочное явление, которое сейчас набирает небывалую популярность как в рамках духовных практик, так и среди целителей. И это не случайно, ведь «поющие чаши» - это артефакты, обладающие тонким энергетическим воздействием, способным трансформировать вокруг себя пространство и время, погружая человека в измененное состояние сознания. Но почему так происходит? В чем тайна «поющих чаш»?

Шаманская легенда о происхождении «поющих» чаш

Эта древняя легенда утверждает, что некогда, в далекие времена, когда мир был совсем другим, тибетские духовные мастера и шаманы получили знание о тайнах «поющих» чаш от самих Высших Духов. А точнее предсказание о том, что на Тибете должны появиться артефакты невероятной магической силы. Шаманы потратили много сил на то, что бы выяснить, что эти артефакты будут иметь форму чаши и состоять из сплава 8 металлов: золота, серебра, железа, меди, свинца, олова, ртути. Но был еще один металл – восьмой, который так и оставался неизвестным, а без него волшебная сила не могла быть активирована. И тогда, отчаявшись обнаружить его, шаманы попросили помощи Высших Духов и те, откликнулись, послав на землю метеоритный дождь, «пролившийся» в районе священной горы Кайлас. Метеоритное железо и оказалось тем загадочным восьмым элементом. Когда его добавили в сплав, чаша стала издавать невероятное по силе звучание, обладающее глубоким оккультным воздействием.

Буддийская легенда о происхождении «поющих» чаш

Другая легенда связывает появление «поющих» чаш со странствующими буддистскими монахами, а точнее с их чашами для подаяний. Монахи с благодарностью должны были принимать любое, даже самое скудное пожертвование, которое миряне бросали в чаши для подаяний, и это учило их принятию того, что дается свыше. Поэтому к разряду самых священных и ритуальных предметов в тибетском буддизме считаются металлические чаши для пожертвований. И однажды некий монах получил столько искренних подаяний, а сам был настолько скромен и усерден в своей духовной практике, что его чаша «запела» и стала прообразом последующих тибетских «поющих» чаш.

Одна из «поющих» чаш, находящаяся в монастыре Дрепунг, как раз и «претендует» на ту самую первую «поющую» чашу. Поэтому 15 июля многие тибетцы приходят в этот монастырь, чтобы поклониться ей, веря в то, что человек, который слышит ее пение, никогда не попадет в ад.

Важность сплава тибетских «поющих» чаш

Для того, чтобы тибетская «поющая» чаша имела тот удивительный и чарующий звук, которым она обладает, ее следует изготовить из специального сплава металлов, ибо от этого напрямую зависит тембр чаши, богатство ее звучания и вибрационные характеристики звука.

У чаш, сделанных из одного металла или более простого сплава звук совершенно иной - нет богатства звучания, а, значит, отсутствует и необходимая частота вибрации.

Настоящие тибетские чаши делаются из сплава 5, 7 или 9 различных металлов:

5-компонентный сплав – свинец, ртуть, олово, медь и железо;

7-компонентный сплав – золото, серебро, свинец, ртуть, олово, медь и железо;

9-компонентный сплав – цинк, никель, золото, серебро, свинец, ртуть, олово, медь и железо.

Тайна сплава древних тибетских «поющих» чаш

Согласно легендам, в сплав, из которого были изготовлены первые «поющие» чаши, входило метеоритное железо. Именно на него, если верить преданиям, указали шаманам Высшие Духи, утверждая, что без него не будет магии «поющих» чаш.

И что любопытно, при изучении аутентичных тибетских «поющих» чаш, сделанных старыми мастерами, действительно было обнаружено присутствие в их составе метеоритного железа.

Интересен и другой факт: метеориты, найденные в Гималаях, прошли через более тонкий слой атмосферы, а, следовательно, метеоритное железо Тибета по своим свойствам несколько отличается от железа других метеоритов.

Загадки инструментов извлечения звука из «поющих» чаш

Чтобы извлечь из чаши ее чарующие звуки, используют молоточки и палочки различной величины. Чаще всего применяют гладкие деревянные палочки, иногда с резиновой насадкой, реже - маленькие металлические палочки или большие войлочные молотки.

Но, что характерно, для того, чтобы «случилась» магия, они также должны быть изготовлены из разных материалов. От них зависит особенность «пения» чаши: металлические или твердые древесные палочки извлекают из чаши резкий чистый тон, войлочные молоточки дают мягкий умиротворяющий звук.

«Открытие» тибетских «поющих» чаш

Интересно, что как бы ни были популярны «поющие» чаши в самом Тибете, там о них тоже на какое-то время забыли, используя не так повсеместно, как нам это представляется. Даже когда археологи и исследователи древностей впервые обнаружили чаши, их сначала приняли за обычные ритуальные сосуды для хранения масел, благовоний и других веществ, применяемых в религиозных практиках. И только потом выяснилось истинное предназначение этих предметов.

Хотя, конечно же, духовные мастера никогда не забывали, для чего создавались «поющие» чаши, и на протяжении многих веков использовали их для духовного совершенствования и специфических целительных техник.

Первое знакомство Запада с «поющими чашами»

На Западе о «поющих» чашах узнали только после китайского вторжения, когда тибетская культура стала более активно проникать в «большой» мир. И вместе с буддизмом, тибетской йогой и культурой на Запад «пришли» и эти удивительные артефакты – «поющие» чаши.

«Поющие» чаши в других традициях

Также впоследствии выяснилось, что «поющие» чаши существуют в Японии и Таиланде, хотя они не похожи на тибетские. Их от других чаш можно отличить даже по внешнему виду, поскольку они содержат больше цинка и серебра, что придает им особую матовость. Для сравнения можно привести непальские чаши - их отливают с большей добавкой золота.

Как правильно выбрать «поющую» чашу

Желающие использовать тибетские «поющие» чаши для духовной практики или исцеления должны понимать, что от правильного выбора инструмента зависит оказываемый им эффект. Чем индивидуальнее будет подбор, чем точнее вы совпадете с чашей по вибрационным характеристикам, тем более глубокие изменения вызовет работа с ней, и, напротив, практика с «первой попавшейся» чашей может свести на нет все ваши усилия.

Хорошая чаша имеет правильную форму, все ее изгибы безупречны, поскольку изменить звучание может любая мелочь.

Чем толще стенка поющей чаши - тем богаче унтертона, чем тоньше - тем явственнее слышатся обертона.

Хорошая чаша не должна дребезжать и издавать лишние звуки. Настоящая чаша звучит продолжительно, чисто и ясно.

Технология изготовления «поющей» чаши

При выборе своей «поющей» чаши обращайте пристальное внимание на то, из чего и как она изготовлена. Поющие чаши хорошего качества должны быть сделаны по традиционным технологиям. В последнее время получили большое распространение поющие чаши небольшого размера промышленного производства (это около 80% чаш на рынках). Хотя они внешне могут быть ярки и красивы, но они не передают и доли того волшебного звучания, которое исходит от аутентичных кованых тибетских поющих чаш.

Аутентичные («правильные») чаши изготовлены из сплавов следующего состава: свинец, ртуть, олово, медь и железо или более расширенный «состав» - цинк, никель, золото, серебро, свинец, ртуть, олово, медь и железо. Состав может слегка варьироваться, но в любом случае чаша, изготовленная просто из меди – это не тибетская «поющая» чаша, а подделка!

Правильный подбор звуковой вибрации «поющей» чаши

Этот момент в подборе «поющей» чаши, пожалуй, самый важный и ответственный.

У каждого человека своя вибрация, поэтому выбирать «поющую» чашу надо интуитивно. Облегчить эту задачу можно, если приложить «поющую» чашу к животу или к сердцу, и почувствовать, как она резонирует с вашими энергетическими центрами.

Как извлекать звук из «поющей» чаши

Для тех, кто впервые берет в руки «поющую» чашу важно запомнить, что она - не ударный инструмент, по ней не стучат!

Для того, чтобы извлечь из чаши звук по ней достаточно уверенно, но плавно потереть палочкой обод чаши, и она «запоет». Плавные круговые движения дают непрерывный основной тон. Интенсивность звучания можно изменять, слегка варьируя скорость трения, угол наклона палочки и силу нажима на обод. Каждому углу наклона палочки соответствует свой звуковой диапазон.

© Алексей Корнеев

Кто бы мог подумать, что тибетская чаша может оказаться не сколь прозаическим предметом интерьера, сколь животворным музыкальным инструментом и атрибутом целительства ? Поющие чаши могут быть крохотными и гигантскими, медными и золотыми. Но все виды чаш объединяет одно — они созданы умелыми мастерами для того, чтобы ласкать слух человеческий и лечить тело и душу .

Петь с самим Буддой

Издавна поющая чаша считалась не только ритуальным атрибутом, но и музыкальным инструментом . Ещё несколько тысячелетий назад поющие чаши использовались в Китае во время хвалебных песнопений Будде — и для медитации, и для чтения сутр, и для избавления от злых духов. Впоследствии, став частью тантрического буддизма, поющие чаши стали кочевать по всей Азии — и вскоре появились в Бутане, в Индии, в Японии, в Корее…

С Гималаев на Запад тибетские чаши были привезены лишь в 50-е годы. Вначале предполагалось, что они представляют собой всего лишь обычные чаши для хранения продуктов. Каково же было удивление обывателей, когда они обнаружили невыразимую чистоту звука чаш. С развитием движения нью-эйдж поющая чаша обрела новую популярность, как среди поклонников тибетского буддизма, так и среди музыкантов самых разных направлений — от "эмбиент" до "арт-фолк". Среди них David Parsons, Ben Scott, Klaus Wiese.

Ученые утверждают, что долгое слушание музыки тибетских чаш вызывает измененные состояния сознания. Возможно, поэтому всё больше и больше людей становятся заинтересованными в феномене поющей чаши. К ним относятся и музыканты, и эзотерики, и целители…

Врачевание звуком

В отличие от обычных колоколов поющие чаши никуда не подвешиваются — они стационарны. У них отсутствует язык. Игра на поющей чаше представляет собой неторопливое движение палисандрового или соснового пестика по периметру чаши , поставленной на мягкую поверхность. Стенки поющей чаши гудят: и этот глубокий звук называется пением.

Каким же образом достигается медицинский эффект сего действа? Поющая чаша ставится на лежащего человека, производится несколько медленных движений пестиком — и вскоре каждую клеточку тела пронизывает глубинная вибрация. В результате резонанса массируются внутренние органы и стимулируется кровоснабжение всего организма.

Как результат, улучшается концентрация внимания, стабилизируется нервная система, повышается общий тонус, снижается общий стресс. А ещё сходят на нет головные боли и мышечные зажимы. Говорят, если наполнить поющую чашу водой, то происходит невероятное: подвергнутая вибрациям вода становится "живой": она обретает качества, сравнимые с качествами воды из горного источника. Также тибетские чаши используются для энергетического "очищения" помещений: знатоки заявляют, что если "почистить" звуком чаши углы комнаты, то в них активизируется поток энергии Ци.

Звуки вечности

Сегодня поющие чаши изготавливаются из сплава нескольких благородных металлов: золота, серебра, олова или же… ртути. По легенде, когда-то, давным-давно, тибетские монахи создали первую поющую чашу из сплава семи металлов и руды метеоритного дождя. А еще настоящая тибетская чаша должна быть кованой: их звучание гораздо теплее и богаче. Ценители отдают предпочтение чашам, на которых выгравированы изображения божеств, священный орнамент или же мантра "Ом мани падме хум" .

Что касается размера поющей чаши, то он может варьироваться от 10 сантиметров до нескольких метров. Однако, традиционным размером считается размер в 20 сантиметров — на подобного рода чашей легче всего играть. У каждой поющей чаши свой индивидуальный голос — он так же самобытен, как и человек, в чьих руках она находится .

Считается, что человек, который хотя бы раз в жизни слышал, как поёт тибетская чаша, никогда не попадет в ад . Так или иначе, сегодня поющие чаши врачуют и тело, и душу своим чарующим таинственным звучанием. Как говорил кто-то из индийских целителей: " Человек создан из звуков, и он и есть звук ".

Поющие чаши (наиболее распространены так называемые "тибетские поющие чаши", производящиеся в Гималайском районе) - это древний музыкальный инструмент и средство для медитаций. Но не только...

Являясь стационарной разновидностью колоколов (см. Колокольный звон), поющие чаши сильно отличаются от колоколов и по издаваемому ими звуку, и по воздействию на человека и окружающее пространство. Поющие чаши, также, имеют более широкие возможности применения. Давайте подробнее поговорим о поющих чашах и о том, как и для чего их можно применять.

Поющие чаши - как из них извлекают звук.

"В начале, был первозданный Звук, и первозданный звук был у Бога. Из этого первозданного Звука Бог сотворил Вселенную и всё живое. Все развилось из единого бесконечного звука. "

Поющие чаши, в отличие от обычных колоколов, никуда не подвешиваются и не крепятся на ручке. Звук производится трением или ударами деревянной или металлической палочки, называемой стик, о металл чаши. От вибрации стенок чаши и ее краев рождается многослойный звук, состоящий из основного звучания и дополненный многочисленными обертонами по волновому принципу. Звук распространяется по двум спиралям - одна спираль раскручивается от поющей чаши в окружающее пространство, а другая - внутрь поющей чаши. Звучание каждого витка спирали уникально и не похоже на звучание предыдущего витка.

Вариантов "игры" на поющей чаше два:

  1. Первый вариант игры на поющей чаше: стиком водят по внутреннему краю чаши, вызывая многократные вибрации, дающие несколько обертонов. Создается ощущение, будто звучит несколько гудящих колоколов. Важно, чтобы стик по краям чаши скользил безотрывно, иначе звук будет прерывистым.
  2. Второй вариант игры на поющей чаше: стиком ударяют по внешнему краю чаши, вызывая продолжительные вибрации.

Соприкосновение стика с нижней частью чаши дает более низкий звук, чем соприкосновение с ее краями. Например, из проводя стиком по "околодонной" части перевернутой кверху дном большой чаши, можно извлечь необычные низкочастотные гипнотические пульсации (воспринимается как почти неслышный гул - Вы вроде и слышите его и не слышите).

Поющие чаши - от чего зависит их звучание.

Размер поющей чаши.

Диаметр чаши может варьироваться от 10 сантиметров до нескольких метров. Существует определенная закономерность: чем меньше диаметр поющей чаши, тем выше ее звучание. При этом, звук слишком маленьких чаш не очень силен и ее вибрации сложно ощутить в полной мере. Традиционными считаются чаши с диаметром 20 сантиметров. На такой чаше легче всего играть.

Поверхность, на которой установлена поющая чаша.

Для того, чтобы чаша звучала лучше и насыщеннее, ее устанавливают на небольшой горизонтальной поверхности (можно - на подушке или на пальцах). Чем меньше поверхность, с которой соприкасается чаша, тем лучше будет ее звучание.

Толщина стенок поющей чаши.

Звук поющей чаши зависит и от толщины ее стенок. Чаши с более толстыми стенками издают более низкие, глубокие звуки. Такие звуки многим могут по-началу казаться угрожающими и вызывать неприятные ощущения. Но, постепенно, по мере "проникновения" звука, ощущение может измениться, сменившись на приятное расслабление и благоговение. Тонкостенные чаши издают более высокие, "радостные" звуки.

Стик, который используют для "игры" на поющей чаше.

Материал, из которого изготовлен стик, также влияет на звучание чаши. Металлические стики или палочки из твердых сортов дерева извлекают резкий и чистый тон, а войлочные стики издают мягкий звук, обладающий умиротворяющим воздействием.

Важно, чтобы стик соответствовал чаше по размеру и материалу (твердости и весу). Так, для больших и тонкостенных чаш лучше всего подойдет тяжелый стик - такой стик даст наиболее богатое и мощное звучание обеспечивается низкочастотное и очень гулкое. А из маленькой чаши, напротив, трудно извлечь звук тяжелым стиком. Небольшой стик из легкого дерева извлекает из маленьких чаш красивые, хотя и не богатое обертонами, звуки.

Вода, налитая в поющую чашу.

Дополнительным элементом, изменяющим звучание чаши, может стать вода. Если в поющую чашу налить воды, то ее звучание значительно изменится. По мере возрастания интенсивности звука, вода начнет разбрызгиваться и чаша станет издавать журчание.

Несколько поющих чаш.

Можно "играть" на нескольких поющих чашах. Это создаст интересный эффект. Взаимодействуя, чаши могут усиливать или гасить звучание друг друга. Также, благодаря резонансу, одна чаша может "перенять" обертоны другой чаши.

Состав и способ производства поющей чаши.

Разумеется, звучание чаши зависит от металла или сплава металлов, из которого она сделана, от ее формы и способа производства. Об этом - ниже.

Поющие чаши - из чего сделаны.

Современные поющие чаши значительно отличаются от древних.

Древние поющие чаши делались из сплава пяти металлов. В основе сплава была медь, с добавлением олова, цинка, железа и других металлов, чаще всего золота, серебра или никеля. Впрочем, часто поющие чаши делались из самых разных сплавов, состоящих из от 3-х до 12 различных металлов.

Каждый металл, входящий в состав сплава, из которого изготовлена чаша, обладает собственным звучанием. В результате, древние поющие чаши издают звук, состоящий из нескольких обертонов.

Согласно легендам, железо, входящее в состав сплава, из которого изготавливали поющие чаши, было метеоритным. Метеориты, падающие в Тибете, проходят через более тонкий слой атмосферы (поскольку Тибет находится высоко над уровнем моря) и имеют иные свойства, нежели метеориты, найденные в других, более низменных, районах. Этим часто объясняют необычное звучание древних тибетских чаш. В этом ли причина на самом деле, остается загадкой.

Другая загадка - само возникновение поющих чаш. На эту тему существуют 3 легенды. В самой древней из трех легенд, говорится о том, что первой религией на Тибете был шаманизм, и ламы получали информацию непосредственно общаясь с Высшими Духами. Однажды им было предсказано, что на Земле должны появиться особые предмет Силы, через который люди смогут общаться с Космическим разумом. В медитациях глубоких ламы увидели, что предмет Силы должен иметь форму чаши и состоять из сплава 8 элементов: золота, серебра, железа, меди, свинца, олова... но восьмой элемент оставался им неизвестен.

Монахи изготовили чаши из первых семи металлов, но не получили ожидаемого эффекта. Тогда Верховные ламы обратились к Высшим Духам за помощью, чтобы те подсказали им, как же все-таки изготовить предмет Силы. И, в ответ на просьбу Верховных лам, из Космоса был послан метеоритный дождь, упавший в район священной горы Кайлас. Руда из метеоритов оказалась тем самым восьмым элементом. Чаша, изготовленная из сплава этих восьми элементов, стала издавать необыкновенные по силе и вибрации звуки. Чаши стали использовать во время религиозных церемоний. Посредством музыки тибетских поющих чаш, монахи очищали пространство и призывали потоки чистой энергии, которые воздействовали на сознание людей и делали их мысли более светлыми.

Современные поющие чаши делаются, чаще всего, из бронзы или меди, без добавления редких и драгоценных металлов, что сказывается на звучании. Поющие чаши ручной работы значительно превосходят чаши, изготовленные машинным способом. Такие чаши, конечно, дешевле, но их звучание ограничено всего двумя обертонами.

От количества обертонов зависит не только качество (глубина и "богатство" звука), но и степень воздействия, которое поющая чаша способна оказывать на человека и окружающее пространство. Поэтому, рекомендуется приобретать и использовать поющие чаши ручной ковки, изготовленные из сплава нескольких металлов.

Литые чаши могут использоваться далеко не для всех целей. Многие эффекты можно получить лишь от кованных чаш. Об этом мы поговорим ниже.

При выборе чаши, руководствуйтесь, прежде всего, собственными ощущениями. Послушайте, как звучит чаша. Хорошая поющая чаша звучит продолжительно, чисто и ясно и не издает дребезжания, негармоничных "лишних" звуков. Если от этого звука у Вас пробегают "мурашки" по всему телу, значит - это Ваша чаша. Ум может ошибаться, но тело Вас никогда не обманет.

Поющие чаши для очищения и гармонизации пространства.

Как уже упоминалось выше, поющая чаша создает две спирали:

  • звук расходится расширяющимися кругами, по спирали, от чаши наружу,
  • в то же время, звук закручивается по спирали внутрь чаши.

Как эти спирали воздействуют на пространство, в котором находится поющая чаша?

Негативная и застоявшаяся энергия уносится по спирали, направленной вовне. А новая, чистая, светящаяся, космическая энергия "призывается" спиралью, закручивающейся внутрь чаши. Таким образом, поющая чаша очищает может очистить Ваш дом от негативной энергии и, одновременно, наполнить дом благоприятной энергией (энергией Ци, которая необходима для здоровья, благополучия, богатства и процветания, да и просто для душевного равновесия и хорошего настроения).

Поющую чашу не следует носить с собой. Лишь оставаясь неподвижной, чаша достигает полного объема звука.

Использовать поющую чашу для очищения и пространства и "призывания" энергии Ци, следует регулярно (имеется в виду, не забывайте, что поющая чаша предназначена для извлечения звуков - именно так она очищает и гармонизирует пространство).

Не зря различные чаши используются в фен шуй для самых разных целей - для привлечения богатства, изобилия, удачи, исполнения желаний. Поющая чаша - не исключение. Она уничтожает негативную энергию, помогает накапливать положительную энергию, способствует созданию баланса между Инь и Янь (женской и мужской энергиями), приносят в дом удачу и благоденствие.

Поющие чаши для воздействия на человека.

С помощью поющих чаш, можно оказывать самое разнообразное воздействие на человека на всех уровнях: на тело, сознание, энергетику. Они могут:

  • поднять уровень жизненной энергии (Ци),
  • нормализовать артериальное давление (см. уникальный метод лечения давления),
  • восстановить иммунную систему,
  • помочь избавиться от вызванных стрессами и негативными эмоциями зажимов на физическом уровне,
  • помочь расслабиться физически и эмоционально, избавиться от бессонницы,
  • синхронизировать работу правого и левого полушарий мозга, улучшить способность к сосредоточению и повысить творческие способности,
  • гармонизировать процесс дыхания, что, само по себе, может избавить от множества проблем (см. Как правильно дышать),
  • улучшить слух,
  • восстановить костную систему.

Давайте рассмотрим несколько способов воздействия звука поющих чаш на человека:

Поющие чаши - прослушивание.

Можно просто слушать музыку поющих чаш, можно "играть" на них самостоятельно. И в том, и в другом случае, поющие чаши будет оказывать на вас свое благотворное воздействие. Под музыку поющих чаш (живую или в записи) можно заниматься медитациями, медитативными упражнениями (йога, Цигун), танцами (например, танец Мандала).

Многие отмечают способность музыки поющих чаш вызывать у слушателя разнообразные измененные состояния сознания, ощущения "невесомости", пустоты. Не стоит верить на слово - послушайте и попробуйте почувствовать это сами.

Я сделала для Вас подборку записей музыки тибетских поющих чаш:

Естественно, никто не предлагает непосредственно массировать тело человека самими чашами. Массаж поющими чашами - это звуковой массаж, хотя прикосновение чаш к телу возможно (иногда чаши размещаются на теле человека).

В одном из возможных вариантов звукового массажа, чаши располагаются вокруг лежащего человека следующим образом: крупные чаши, издающие глубокие звуки, ставят ближе к ногам, а маленькие, тонкостенные чаши, издающие высокие, радостные звуки, помещают ближе к голове. Затем начинают попеременно извлекать из них звуки легкими ударами.

Если ударять по поющей чаше, проводя ее над телом человека, можно заметить, что в некоторых местах звучание чаши меняется. Так "отзывается" проблемная область. В этом месте следует задержаться и продолжать ударять по чаше до тех пор, пока звук не станет "нормальным". Проблемная область поглощает вибрации поющей чаши, наполняется ими и энергетика в этой части тела временно приходит в равновесие. Можно считать такое воздействие симптоматическим лечением, поскольку через какое-то время проблема, скорее всего, вернется, если не устранить ее причины.

Массаж тибетскими поющими чашами (звукотерапия) - видео:

Массаж поющими чашами можно проводить, воздействуя на семь основных энергетических центров - чакр. Каждой чакре соответствует свой цветовой спектр. Также ей соответствует определенная звуковая частота. Прежде, чем начинать массаж, следует определить, как именно должна звучать каждая чакра (попробуйте на себе определить, какая область тела отзывается на определенный звук, или с каким цветом данный звук вызывает ассоциации). Затем, можно воздействовать на чакры звуковыми вибрациями поющих чаш так, как описано выше (не не проводя чашу над телом, а держа ее над определенной чакрой, на которую хотите оказать воздействие).

Выкладываю отдельно записи тибетских поющих чаш для каждой из семи чакр:

Возможны различные варианты массажа - не существует четких и строгих правил. Как вариант, можно поставить две поющие чаши на спину человека (большую - на нижнюю область спины, а меньшую - на верхнюю).

Можно проводить и самомассаж поющими чашами, хотя это, конечно, сложнее. Поскольку при самомассаже невозможно полностью расслабиться, воздействие будет слабее. Для самомассажа можно поместить поющую чашу на свой живот чуть пониже пупка (вторая чакра - свадхистана), или на любую другую чакру, медленно ударить стиком по краю чаши и наблюдать, как вибрации распространяются по вашему телу.

Если хотите "поработать" со всеми чакрами, следует начинать с нижней,первой чакре (которая является, как бы, "фундаментом дома"), затем переходить ко второй, к третьей и так далее, до верхней - седьмой. Это правило распространяется и на самомассаж и на массаж, который делается другому человеку.

Важно: массаж можно проводить только кованными поющими чашами.

Для целительства лучше всего подойдет чаша большого размера. Она обладает полным спектром звука, производя обертоны в широком частотном диапазоне. Большая чаша лучше всего способна воспроизводить ритмы, гармонизирующие работу мозга человека.

Для массажа поющими чашами существуют некоторые противопоказания. Это: первый триместр беременности, тромбоз, наличие у человека кардиостимулятора, онкологические заболевания и острые вирусные заболевания.

Если Вы серьезно интересуетесь звукотерапией с помощью поющих чаш, очень рекомендую посмотреть это видео:

Что нужно знать о поющих чашах и звукотерапии?

Поющие чаши - структурирование воды.

О важности воды для нашего здоровья и сохранения молодости можно прочитать в статье Сколько нужно воды?

Но вода, как показали научные исследования Масару Эмото, еще и обладает способностью запоминать и переносить информацию - музыку, молитвы, разговоры, события. Музыка поющих чаш обладает особыми вибрациями, способными воздействовать на человеческий организм на клеточном уровне, проникая в ядро клетки.

Чтобы "зарядить" воду, налейте ее в поющую чашу (желательно использовать натуральную минеральную воду из чистых природных источников или предварительно очистить воду) и проводите по краю чаши резонатором (стиком). Звуковые вибрации поющей чаши воздействуют на молекулы воды. Считается, что вода, подвергшаяся воздействию вибраций поющей чаши, обретает качества, сравнимые с качествами воды из горного источника.

Как употреблять воду, заряженную в поющей чаше?

Употребляйте такую воду внутрь (3 раза в день, за 30 минут до еды) и для умывания. Заряженная вода будет оказывать очищающее, оздоравливающее и омолаживающее воздействие на весь организм. При регулярном применении, результат станет заметен довольно быстро - в виде улучшения самочувствия и внешности.

Поющая чаша с эффектом закипания воды.

Проводя стиком по краям поющей чаши, можно добиться интересного эффекта - закипания воды. В приведенном ниже видео показывается, как это происходит.