Особенная скульптура ольмеков. Загадки одной из самых древних цивилизаций Америки: каменные головы ольмеков

23.04.2019

Каменные головы ольмеков

Каменные головы ольмеков - семнадцать монументальных каменных изваяний в виде человеческих голов, сделанных из крупных базальтовых валунов. Возраст изваяний датируется по меньшей мере до 900 года до н. э., а сами они считаются отличительным атрибутом древней мезоамериканской цивилизации ольмеков.

Эти древние гигантские скульптуры изображают головы людей с плоскими носами, слегка раскосыми глазами и пухлыми щеками. На данный момент раскопано семнадцать загадочных каменных голов, но никто не знает, почему они расположены в том или ином месте, зачем их делали и как их доставили в места, где сейчас находят.

Первые археологические исследования цивилизации ольмеков датируются 1938 годом. Как ни странно, эти экспедиции начали проводить через довольно длительное время после открытия первой гигантской головы в 1862 году в Трес-Сапотес.

Семнадцать гигантских каменных голов ольмеков были найдены в четырех местах вдоль побережья Мексиканского залива , в местах, в которых когда-то процветала цивилизация ольмеков.

Большинство каменных голов ольмеков были вырезаны из круглых валунов, кроме двух огромных голов из Сан-Лоренцо Теночтитлан, которые были вырезаны на гигантских каменных тронах. Любопытно, что еще один памятник, массивный каменный трон, который расположен в Такалик-Абах в Гватемале, возможно, был вырезан наоборот - из колоссальной головы.

Этот монументальный трон является единственным известным примером подобной резьбы, которую нашли не в 4 местах, где обнаруживали каменные головы. Точный возраст этих колоссальных голов до сих пор полностью не установлен. Ученые изучили четыре места, где находили головы ольмеков - Сан-Лоренцо, Ла-Вента , Трес-Сапотес и Ранчо-ла-Кобата , чтобы получить представление о том, как они связаны между собой.

Монументальные головы в Сан-Лоренцо были захоронены около 900 г. до н.э., но есть четкие свидетельства того, что их создавали намного раньше. Что интересно, несмотря на то, что (как считают ученые) головы с Сан-Лоренцо самые старые из всех, они поражают своей идеальной резьбой.

С датировкой в других местах раскопок все сложнее - скульптуры в Трес-Сапотес были перемещены из места их первоначального создания, прежде чем они были исследованы археологами, а головы в Ла-Венте были частично раскопаны и извлечены из земли, когда их обнаружили. Таким образом, фактический период создания гигантских голов ольмеков может охватывать как сто, так и тысячу лет.

Все ольмекские каменные головы относятся к раннему доклассическому периоду Мезоамерики (1500 г. до н.э. - 1000 г. до н.э.) , хотя две головы в Трес-Сапотес и одна голова из Ранчо-ла-Кобата признаны как относящиеся к середине доклассического периода (1000 г. до н.э. - 400 г. до н.э). В основном цивилизация ольмеков располагалась на побережье Мексиканского залива на участке примерно в 275 км вдоль побережья и на 100 км вглубь территории (сейчас на этом месте находятся два современных мексиканских штата Табаско и Веракрус.

Цивилизация ольмеков считается первой «крупной» культурой в Мезоамерике - она существовала в этой области Мексики между 1500 г. до н.э. и 400 г. до н.э. Будучи одной из «Шести колыбелей цивилизации» в мире, цивилизация ольмеков является единственной, которая развивалась в тропическом лесу. Считается, что вырезание и размещение каждой колоссальной каменной головы должно было быть одобрено и скоординировано ольмекскими правителями.

Также строительство нужно было тщательно спланировать, принимая во внимание усилия, связанные с получением необходимых ресурсов и рабочей силы. Таким образом, кажется, что только самые влиятельные ольмеки могли позволить себе подобное. Что касается рабочей силы, то нужны были далеко не только скульпторы, но и лодочники, плотники, надзиратели и другие ремесленники, которые помогали создать и переместить скульптуру.

В дополнение к этому также нужен был персонал, необходимый, чтобы кормить всех работников. Также нужно было учитывать сезонные циклы и уровень воды в реках, чтобы планировать производство огромных скульптур. На самом деле, на весь проект, от начала до конца, могли потребовались годы. Археологическая экспертиза ольмекских творений позволяет предположить как именно делали эти каменные головы.

Во-первых, валуны сначала грубо обрабатывали, откалывая как крупные, так и небольшие фрагменты породы. Затем производилась более тонкая резьба с помощью скульптурного молотка. В завершающей стадии использовали абразивные материалы для шлифовки. Каменные головы ольмеков отличаются тем, что обычно у них были тщательно вырезаны лица, и намного менее скрупулезно подходили к деталям головных уборов и украшений на ушах.

Все семнадцать каменных голов были вырезаны из базальтового камня, который добывали в горах Сьерра-де-лос-Тукслас в штате Веракрус. Эти валуны находили в районах, пострадавших от крупных вулканических оползней, которые «спускали» огромные валуны вниз по горным склонам. Ольмеки тщательно отбирали валуны, которые изначально имели сферическую форму, чтобы им было легче придавать вид человеческой головы. Затем валуны перевозили от горных склонов на расстояние до 150 км.

Современные ученые недоумевают, как ольмеки могли транспортировать такие огромные массы базальта, тем более, что у них не было тягловых животных, а также эта цивилизация не использовала колесо. Головы ольмеков различаются по весу от от шести до пятидесяти тонн, а высотой примерно от 1,5 до 3,65 метров. Заднюю часть этих каменных памятников часто делали плоской.

Это заставило ученых предположить, что первоначально головы прислоняли к стене во время работы резчиков. Все гигантские каменные головы ольмеков имеют уникальные головные уборы. Предполагается, что ольмеки делали (естественно, в жизни, а не на скульптурах) подобные головные уборы из шкур животных или ткани.

На некоторых из каменных голов даже виден завязанный узел на задней части головы, а у других головные уборы украшены перьями. Также у большинства голов есть большие серьги в мочках ушей. Все головы являются реалистическими точными копиями мужчин. Вполне вероятно, что они были скульптурами известных правителей ольмеков. Все 17 каменных голов находятся на постоянной основе в Мексике, в основном в музеях антропологии.

Древние народы оставили нам множество таких работ, что учёные до сих пор ломают головы: как их можно было создать? - ведь это же физически невозможно! Знаменитые же Ольмекские головы, несмотря на их размеры, создать было относительно легко - физически - и почти невозможно - по другой причине...

Гигантская каменная голова с довольно угрюмым выражением лица и весом более 30 тонн украшает Центральный сквер современного мексиканского города Сантьяго-Тусла. Это памятник древней ольмекской цивилизации. Этой голове более двух тысячелетий. Ольмеки - старейшая и самая загадочная цивилизация Мексики. Они жили вдоль побережья Мексиканского залива, приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры.

Главная река ольмеков - Коацекоалькос, что в переводе означает "Святилище змеи". Древние предания утверждают, что в далёкие времена именно на этой реке произошло прощание главного божества Древней Мексики - Кецалькоатля - с обитателями страны, которым он обещал вернуться.

Кецалькоатль, или, как его звали племена майя, Великий Кукулан - пернатый змей, личность загадочная: это могучего телосложения человек белой расы с благородными чертами лица, бородатый, одетый в длинный плащ или светлую перепоясанную рубашку.

Откуда он взялся среди безбородых, краснокожих ольмеков? Предание говорит, что он пришёл и ушёл по воде. Он обучил ольмеков ремёслам, счёту времени, нравственным основам. Кецалькоатль был против насилия, осуждал жертвоприношения, усиленно практиковавшиеся ольмеками. До его появления ольмекский алтарь Младенческой жертвы не просыхал от крови детей, приносимых в жертву богу Солнца, дабы задержать наступление конца света и предотвратить гибель Вселенной.

От эры ольмеков осталось мало памятников. Только массивные стрелы с изображением людей, принадлежащих к расам, не характерным для большинства жителей этой местности, и многотонные гигантские головы (всего их - 16), высеченные из базальтовых монолитов.

Мрачные, тяжеловесные, таинственные скульптуры. Одну из голов откопали в Трес-Сапотес, ольмекском поселении периода 500 г. до н.э. - 100 г. н.э. Это изваяние датируют I веком нашей эры. Его размеры: 2 метра в высоту, 5,5 метра в окружности, вес около 10 тонн. Угрюмое выражение лица с явно негроидными крупными чертами. Негры, как считалось, появились в районе Мексиканского залива несравненно позже, когда с лёгкой руки конкистадоров вовсю шла работорговля. Однако палеонтропологи предполагают, что во время последнего ледникового периода (за 15000 лет до н.э.) представители негроидной расы могли в небольшом количестве мигрировать в данные районы.

Древние народы оставили нам огромное количество секретов и следов своего величия, так что ученые до сих пор гадают: что и как можно было создать? Так и ольмекские головы , судя по размеру, создать их было практически невозможно…

Гигантская каменная голова с угрюмо-мрачным выражением весит порядка 30 тонн. Находится она в Центральном сквере современного мексиканского города Сантьяго-Тусла. Это один из памятников, оставленный нам древней ольмекской цивилизацией. Возраст головы – более двух тысячелетий. Ольмеки является старейшей и самой загадочной цивилизацией Мексики. Эти народы селились вдоль всего побережья Мексиканского залива, примерно в третьем тысячелетии до нашей эры.
Коацекоалькос была главной рекой ольмеков. Её название в переводе значит «Святилище змеи ».


Согласно легендам именно в этой реке прошло прощание с древним божеством Кецалькоатля. Кецалькоатль или Великий Кукулан, как его звали люди майя, был пернатым змеем и загадочной личностью. Этот змей имел могучее телосложение, благородные черты лица, и, в общем, вполне человеческий вид.
Интересно, откуда он взялся среди краснокожих и безбородых ольмеков? Согласно приданиям он пришел и ушел по воде. Именно он обучил ольмеков всем ремёслам, нравственным основам и счёту времени. Кецалькоатль осуждал жертвоприношения и был против насилия.


От той эры ольмеков сохранилось мало памятников. К основным из них относятся массивные стрелы, не характерные расе ольмеков, и гигантские многотонные головы, вырубленные из базальтовых монолитов.
Эти мрачные, таинственные и тяжеловесные скульптуры были найдены в Трес-Сапотес , в одном из ольмекских поселений периода 500 г. до н.э. – 100 г. н.э. Ученые утверждают, что это изваяние изготовлено в первом веке нашей эры. Поражают размеры головы: два метра в высоту, пять с половиной метров в окружности, вес около – около десяти тонн.

Угрюмое выражение лица этой скульптуры имеет явно негроидные черты. Считается, что негры появились в этом районе Мексиканского залива многим позже. Однако некоторые палеонтропологи полагают, что в период последнего ледникового периода (за 15000 лет до н.э.) отдельные представители негроидной расы могли мигрировать в это район.

Около трёх тысячелетий назад на берегу Мексиканского залива возникла индейская культура, получившая название ольмекской. Цивилизация древних ольмеков, начало которой восходит ко второму тысячелетию до н. э., прекратила свое существование в первые годы нашей эры и за полторы тысячи лет до расцвета империи ацтеков. Ольмекскую культуру называют иногда "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики.

Как это ни странно, несмотря на все усилия археологов, нигде в Мексике, как и вообще в Америке, до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов ее развития, места ее возникновения, как будто этот народ появился как уже уложившийся. Совершенно ничего не известно ни о социальной организации ольмеков, ни об их верованиях и ритуалах - кроме человеческих жертвоприношений. Мы не знаем, ни на каком языке говорили ольмеки, к какой этнической группе они принадлежали. А чрезвычайно высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков.

Культура древних ольмеков была такой же "кукурузной цивилизацией", как и остальные доколумбовы культуры Америки. Главными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство. До наших дней дошли остатки культовых сооружений этой цивилизации - пирамид, платформ, статуй. Древние ольмеки вырубали каменные блоки и высекали из них массивные скульптуры. Некоторые из них изображают огромные головы, известные сегодня как "головы ольмеков". Эти каменные головы - самая большая загадка древней цивилизации...

Монументальные скульптуры весом до 30 тонн изображают головы людей с несомненно негроидными чертами лица. Это практически портретные изображения африканцев в плотно прилегающих шлемах с ремешком на подбородке. Мочки ушей проткнуты. Лицо прорезано глубокими морщинами по обеим сторонам носа. Уголки толстых губ загнуты вниз.

Несмотря на то, что расцвет ольмекской культуры приходится на 1500-1000 годы до н. э., уверенности в том, что головы были высечены именно в эту эпоху, нет, поскольку радиоуглеродная датировка кусочков угля, найденных рядом, дает лишь возраст самих угольков. Возможно, каменные головы намного моложе.

Первая такая голова была найдена еще в 1862 году в Ла-Венте. К сегодняшнему моменту таких гигантских человеческих голов обнаружено 17, десять из них происходят из Сан-Лоресно, четыре из Ла-Венты, остальные - еще с двух памятников ольмекской культуры. Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая голова, найденная на памятнике Ранчо ла Кобата достигает 3,4 м в высоту. Средняя высота большинства ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн! Все головы выполнены в единой стилистической манере, но при этом очевидно, что каждая из них является портретом конкретного человека. Каждая голова увенчана головным убором, больше всего напоминающим шлем игрока в американский футбол. Но все головные уборы индивидуальны, нет ни одного повторения.

Все головы имеют тщательно проработанные уши с украшениями в виде крупных серег или ушных вставок. Прокалывание ушных мочек являлось типичной традицией для всех древних культур Мексики. Одна из голов, самая большая - из Ранчо ла Кобата, изображает человека с закрытыми глазами, у всех остальных шестнадцати голов глаза широко открыты. Т.е. каждая такая скульптура должна была изображать конкретного человека с характерным набором индивидуальных черт. Можно сказать, что ольмекские головы являются изображениями конкретных людей. Но несмотря на индивидуальность черт, все гигантские головы ольмеков объединяет одна общая и загадочная черта. Портреты изображенных на этих скульптурах людей имеют ярко выраженные негроидные черты: широкий приплюснутый нос с крупными ноздрями, пухлые губы и большие глаза. Такие черты никак не вяжутся с основным антропологическим типом древнего населения Мексики. В ольмекском искусстве, будь то скульптура, рельеф или мелкая пластика, в большинстве случаев отражен типичный индейский облик, свойственный американской расе. Но только не на гигантских головах. Такая негроидность черт была отмечена первыми исследователями с самого начала. Это привело к появлению различных гипотез: от предположений о миграции выходцев из Африки до утверждений, что такой расовый тип был характерен для древнейших жителей Юго-Восточной Азии, входивших в состав первых переселенцев в Америку. Однако эта проблема была довольно быстро "спущена на тормозах" представителями официальной науки.

И как все-таки быть с проблемой негроидных черт? Что бы не утверждали господствующие в исторической науке теории, помимо них есть еще и факты. В антропологическом музее города Халапа (штат Веракрус) хранится ольмекский сосуд в виде сидящего слона. Считается доказанным, что слоны в Америке исчезли с окончанием последнего оледенения, т.е. примерно 12 тысяч лет назад. Но ольмекам слон был известен, настолько, что его даже изображали в фигурной керамике. Либо слоны еще жили в эпоху ольмеков, что противоречит данным палеозоологии, либо ольмекские мастера были знакомы с африканскими слонами, что противоречит современным историческим воззрениям. Но факт остается фактом, его можно, если не пощупать руками, то увидеть своими глазами в музее. К сожалению, академическая наука старательно обходит подобные несуразные "мелочи". Кроме того, в прошлом веке в разных районах Мексики, причем на памятниках имеющих следы влияния ольмекский цивилизации (Монте Альбан, Тлатилько) были обнаружены захоронения, скелеты в которых антропологи определили принадлежащими к негроидной расе.

Гигантские ольмекские головы задают исследователям немало парадоксальных вопросов. Одна из голов из Сан-Лоренсо имеет внутреннюю трубку соединяющую ухо и рот скульптуры. Как в монолитной базальтовой глыбе высотой 2,7 м можно было проделать такой сложный внутренний канал, используя примитивные (даже не металлические) инструменты? Геологи, изучавшие головы ольмеков, установили, что базальт, из которого были сделаны головы в Ла-Венте, был взят из каменоломен в горах Тукстла, расстояние до которых, если измерять по прямой, составляет 90 километров. Каким образом древние индейцы, даже не знавшие колеса, транспортировали каменные монолитные глыбы весом в 10-20 тонн по пересечённой местности? Американские археологи считают, что ольмеки могли использовать тростниковые плоты, которые вместе с грузом сплавляли по реке в Мексиканский залив, и уже вдоль берега доставляли базальтовые глыбы к своим городским центрам. Но расстояние от каменоломен Тукстлы до ближайшей реки составляет примерно 40 км, и это густые болотистые джунгли.

Цивилизация ольмеков прекратила свое существование в последнее столетие до нашей эры. Но их культура не погибла - она органично вошла в культуры ацтеков и майя. А ольмеки? В сущности, единственная "визитная карточка", которую они оставили после себя, - это гигантские каменные головы. Головы африканцев...

Гигантские головы ольмеков

Первой цивилизацией, возникшей на территории Мексики, считается цивилизация ольмеков. Именно при ней здесь впервые появляются иероглифическая письменность, календарь, крупные городские центры... Однако после более чем полувекового научного изучения культуры ольмеков у исследователей остается гораздо больше вопросов, чем ответов на них.

Согласно современным представлениям, эта цивилизация возникла примерно в середине II тысячелетия до н.э. и просуществовала около 700 лет. Основные ее центры располагались в прибрежной зоне Мексиканского залива на территории современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско. Но культурное влияние ольмеков прослеживается на всей территории Центральной Мексики. До сих пор не установлено, какой народ создал цивилизацию, носящую его имя. Название «оль-меки», означающее «люди каучука», является современным. Откуда они пришли на самом деле, на каком языке говорили, что послужило причиной исчезновения их цивилизации, – до сих пор неизвестно.

Самыми крупными памятниками культуры ольмеков являются Сан-Лоренсо, Ла-Вента и Трес-Сапотес. Это были настоящие городские центры, включавшие в себя крупные церемониальные комплексы с земляными пирамидами, городские кварталы, ирригационные системы, некрополи. Цивилизация ольмеков считается первой, так сказать, материнской цивилизацией Мексики. Действительно, в более поздних культурах майя, сапотеков хорошо прослеживаются ольмекские черты. Именно у ольмеков впервые в Америке появляются иероглифическая письменность, высокоточный календарь и оригинальная система счета.

Гигантская ольмекская голова

Но одной из самых примечательных и загадочных черт ольмекской культуры являются гигантские каменные головы. Первая такая голова была обнаружена еще в 1862 г. в Ла-Венте. К настоящему времени найдено 17 голов, восемь из которых обнаружены в Сан-Лоренсо. Все гигантские головы выполнены из цельных глыб базальта. Высота их в среднем колеблется от 2 до 2,5 м. Есть две небольшие головы, высотой 1,5 м, и одна, гигантская, высотой 3,4 м, которая была найдена на памятнике Ранчо-ла-Кобата. Вес этих огромных базальтовых скульптур колеблется от 10 до 35 т. Все головы выполнены в единой стилистической манере, однако совершенно очевидно, что каждая из них изображает портрет конкретного человека. Все головы одеты в шлемовидные головные уборы и имеют ушные украшения в виде крупных серег и ушных вставок. Прокалывание мочек ушей являлось типичной традицией для всех мексиканских культур.

Несмотря на индивидуальность, все ольмекские скульптуры объединяет одна загадочная черта. Изображенные на них люди имеют ярко выраженные негроидные черты – крупные пухлые губы, широкие приплюснутые носы с вывернутыми ноздрями и большие глаза. Негроидные черты ольмекских голов были отмечены исследователями с самого начала. Это привело к появлению различных гипотез. От предположения о миграции выходцев из Африки до утверждения, что такие черты являются характерными для жителей Полинезии и Юго-Восточной Азии, и им не стоит удивляться, поскольку они были привнесены в Америку еще волнами переселенцев из Азии. Однако расовый тип, представленный в других произведениях ольмекской культуры, является достаточно типичным для коренного американского населения. Хотя есть и исключения, тоже представляющие несомненный интерес. На разных ольмекских памятниках были обнаружены небольшие скульптуры, которые американские археологи условно называют «борцами». Они изображают сидящего на корточках человека с поднятыми на уровень груди или положенными на колени руками. Все лица таких фигур имеют усы и клиновидные бороды, а их антропологические черты характерны для древних жителей Средиземноморского бассейна. Наличие в индейских культурах Центральной Америки явных черт цивилизаций Старого Света давно служит камнем преткновения для исследователей. Но единой точки зрения на данную проблему до сих пор нет.

Ольмекские головы вызывают неподдельное удивление, прежде всего своей уникальностью. Более нигде в Америке не встречается подобный тип изображения людей. Единственная аналогия, которая приходит в голову, связана с известной поэмой Пушкина «Руслан и Людмила». Великий поэт активно использовал богатое наследие русского фольклора. Кстати, следует отметить, что говорящая голова великана упоминается и в одном из сюжетов осетинского эпоса.

Современные исследователи считают, что ольмекские головы изображали местных правителей и их изготавливали и устанавливали после смерти последних для увековечивания памяти. В ольмекской культуре известны и другие каменные головы, изображающие лица, характерные для индейского населения Мексики и не имеющие никаких негроидных черт. Но что явилось причиной возникновения столь оригинального типа скульптуры? И почему лишь 17 скульптур изображают людей иного – африканского типа?

Ольмекские головы ставят перед исследователями и ряд других, не менее проблематичных вопросов. Геологи установили, что базальт, из которого была изготовлена одна из голов в Ла-Венте, был взят из каменоломен в горах Тукстла, расстояние до которых только по прямой составляет около 90 км. Каким образом транспортировались каменные глыбы весом несколько десятков тонн по пересеченной, достаточно заболоченной и покрытой джунглями местности? Американские исследователи считают, что транспортировка монолитных заготовок осуществлялась водным путем. Предполагают, что ольмеки использовали для этого тростниковые плоты, которые сплавляли по реке в Мексиканский залив и вдоль берега переправляли глыбы к своим городским центрам. Однако это всего лишь гипотеза, подтверждение которой пока не найдено. Несомненно, транспортировка базальтовых глыб весом два десятка тонн должна была представлять для древних индейцев серьезную техническую задачу. Индейцы не знали колеса, и у них не было тягловых животных, с чем, кстати, связан еще один загадочный факт из истории древней Мексики. На территории того же штата Веракрус были найдены многочисленные глиняные игрушки, изображающие животных, поставленных на колеса. То есть колесо как таковое древние мексиканцы знали, но в своей деятельности почему-то не использовали.

Вызывает также вопрос и способ обработки материала для ольмекских голов. Базальт – одна из самых твердых вулканических пород, а ольмекской цивилизации не были известны инструменты из металла. Значит, все эти скульптуры были сделаны каменными инструментами. И обработаны настолько тщательно, что сегодня на них нельзя обнаружить следов инструментов, которые использовались при работе.

Некоторые современные американские исследователи уверены, что ольмеки были выходцами из Западной Африки. Они усматривают целый ряд общих черт в письменности, религии, искусстве между ольмеками и африканскими культурами начала новой эры. Однако применительно ко времени II тысячелетия до н.э. в Западной Африке высокоразвитые цивилизации неизвестны. Так что вопрос о происхождении первой мексиканской цивилизации до сих пор остается невыясненным.

Из книги Бермудский треугольник и другие загадки морей и океанов автора Конев Виктор

Гигантские змеи К одним из самых древних морских чудовищ относят гигантских змей. Первые письменные упоминания о них встречают в исторических хрониках XIII в. Аналогов чудовищным змеям среди известных морских обитателей нет, поэтому ученые склонны считать их выдумками.

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Каменные изваяния ольмеков Обширные пространства нынешней Центральной и Южной Мексики, Гватемалы и Гондураса некогда составляли регион, который ученые называют Месоамерикой. Именно там в свое время обосновались ольмеки – основатели одной из древнейших цивилизаций

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Каменные головы ольмеков Еще одной загадкой Мексики является цивилизация ольмеков, которая считается первой «материнской» цивилизацией этой территории. Как и многие ранее описанные нами первые цивилизации, она возникает сразу: уже с развитой иероглифической

Из книги Наполеоновские войны автора

Гигантские приготовления Наполеона С 1810 по 1812 гг. две империи провели колоссальную подготовительную работу к решающему столкновению. Обе державы в течение этого периода осуществили огромный комплекс военных, политических и экономических мероприятий: формировались

Из книги Доказательства существования богов [Более 200 сенсационных фотографий артефактов] автора Дэникен Эрих фон

ГИГАНТСКИЕ ПРИВЕТСТВИЯ На самом деле я могу представить вашему вниманию еще более впечатляющие фотографии вне зависимости от того, соответствуют они духу эпохи или нет. В Ике, столице провинции в 140 км на север от Наски/Пальпы, с каменистого плато небеса приветствует

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Гигантские пирамиды в… Китае Американский военный летчик Джеймс Гауссман увидел гигантскую пирамиду весной 1945 г., пролетая над горами Циньлинсян у города Сиань в Центральном Китае. Понимая, что ему никто не поверит, пилот сфотографировал это невероятное, по нашим

автора Уэрвик-Смит Симон

Из книги Цикл космических катастроф. Катаклизмы в истории цивилизации автора Уэрвик-Смит Симон

15. Гигантские «пузыри» в космосе ВОПРОС: Хорошо, вы нашли на Земле свидетельства воздействия сверхновых. Но есть какие-нибудь свидетельства относительно них в космосе?Чтобы найти такие свидетельства, давайте внимательно посмотрим, в каком именно месте галактики мы

Из книги Артиллерия и парусный флот автора Чиполла Карло

ГИГАНТСКИЕ ПУШКИ Одним из феноменов XIV столетия явилось появление пушек-гигантов. Когда обыкновенная пушка заняла прочное положение среди орудий войны, чугунолитейщиков стало заботить создание сверхоружия. Возможно, причиной тому послужила боязнь конкуренции со

автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Три миллиона лет до нашей эры автора Матюшин Геральд Николаевич

3.5. Гигантские животные Олдувая Перед исследователями древностей Олдувай поставил еще одну загадку: животные, на которых охотились олдувайцы с чопперами, были гигантскими.По дну Великого Африканского рифта в древности текли реки и были озера. К ним на водопой миллионы

Из книги Все сражения русской армии 1804?1814. Россия против Наполеона автора Безотосный Виктор Михайлович

Гигантские приготовления Наполеона С 1810 по 1812 г. две империи провели колоссальную подготовительную работу к решающему столкновению. Обе державы в течение этого периода осуществили огромный комплекс военных, политических и экономических мероприятий: формировались