Татуировка как оберег
Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo»* , но и Великого Омаи — колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.
Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит — по каким обычаям его хоронить.
«Гибель капитана Кука». Картина. Автор — Шон Лайнхэн. Фото: Commons.wikimedia.org
Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.
В Англии все пираты имели специальные «каперские* свидетельства» о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.
Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей.
Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн* , где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.
Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра* изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.
Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля — самая продуваемая ветрами часть судна.
Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, — признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.
У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.
Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.
Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье — рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.
Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё!
Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты* , бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.
II Национальный форум Украинского крюинга обозначил самые острые наболевшие вопросы нынешней системы морского образования, работы Инспекции по…
Какой мальчик в своём детстве не мечтал стать моряком? У любого человека эта профессия ассоциируется с мужественностью и романтизмом.
Моряк - это работник, служащий на судне или на корабле. Эта профессия достаточно широкого профиля и имеет много направлений. Таких как капитан судна, лоцман, штурман.
Отправляющихся на длительные рейсы называют "моряк дальнего плавания". Продолжительность срока таких рейсов обычно составляет более одного года. Служить моряком дальнего плавания сложно как физически, так и психологически.
Это постоянная оторванность от родного дома, огромная вероятность разводов в семье, за период такого плавания человек может кардинально измениться, к тому же эта работа считается одной из самых рискованных. Всем известно, что в последние годы случаи пиратства и похищения людей значительно участились, а оружие экипажу выдавать запрещено. Пожарный шланг - единственное оборонительное оружие на морском судне.
Но почему же молодых людей постоянно так тянет постигать морские просторы? Что привлекательного в этой профессии? Бесспорно самым главным преимуществом профессии моряка является её романтизм. Это чувство известно ещё с детства, когда с трепетным чувством перечитывали книги Жюль Верна, которые воспитывали в детях любовь к морским приключениям, желание увидеть огромный мир своими глазами. Но вся романтика улетучивается в первый же день работы на судне.
К тому же профессия моряка воспитывает в людях стойкость характера и боевого духа. Море - закаляет дух человека, помогает справляться с трудностями, учит ценить жизнь и человеческие отношения.
Но всё бы было прекрасно, если бы не присутствие незначительных минусов, как и в любой другой профессии.
Первый минус и самый тяжёлый - это долгая разлука с любимыми и близкими людьми. Не каждый способен жить вдали от родного дома. Но как говорится разлука - самая верная проверка отношений. Кто-то выдерживает эту проверку, а кто-то остаётся с разбитыми мечтами и чувствами.
Второй минус - сильная психологическая нагрузка. Морское судно - это как "плавучая тюрьма" более лёгкого режима, новсё равно никуда не выйти. Работники судна постоянно находятся в одном коллективе, поэтому очень важно сохранять дружеские отношения со всеми, чтобы работа была в радость, и не доставляла дополнительных стрессов и психологических нагрузок.
Здоровье очень сильно подрывается на морском судне из-за тяжёлых условий труда. Здесь нет чёткого распределения графика работы и иногда приходится работать сверхурочно, а от этого постоянные недосыпы , усталость, излишняя нервозность.
Как уже отмечалось работа в море это большой риск. Можно вернуться с поездки и не заработать никаких денег, или ещё хуже попасть в пиратский плен, остаться инвалидом, риск умереть с острым приступом аппендицита посреди Тихого океана, риск заразиться малярией. Впрочем риск присутствует в любой профессии, а кто не рискует - упускает шанс осуществить свою мечту.
Профессия моряка востребована до тех пор, пока у человека на то есть физические силы и здоровье. Иначе эта работа приобретёт сухопутную направленность и ему останется лишь писать не воплотившиеся мечты в своих мемуарах. Поэтому, если уж человек решился поступить в морской ВУЗ, желательно ещё освоить какую-нибудь земную профессию, на всякий случай. В нынешней жизни бывает всякое.
Чтобы стать матросом достаточно окончить один год мореходных курсов. После этого уже выпускники попадают на российские судна, либо на иностранные, если имеется отличное знание английского языка.
Решившие стать морскими офицерами заканчивают высшие мореходные учебные заведения, где получают базу теоретических знаний и набираются опыта на практике.
Отличительной чертой любого мореходного учебного заведения является высокая стоимость обучения. Но, как говорится это плата за возможность в будущем получать неплохие деньги.
Начальная заработная плата матросов в российских компаниях составляет около 1000 долларов в месяц. В иностранных, конечно же, выше. Но не каждого человека море зовёт исключительно из-за тяги к деньгам. Есть люди, для которых море - это призвание.
Возможно Вас заинтересуют.
Знаменитый мореплаватель и первооткрыватель Христофор Колумб — человек, с которого началась эпоха Великих географических открытий. Будучи по-настоящему одержимым идеей найти короткий путь в Индию, он посвятил этому делу всю жизнь, но так и не добился успеха.
Историки утверждают, что в биографии Колумба больше белых пятен, нежели достоверных фактов. Доподлинно неизвестна даже точная дата рождения мореплавателя. Обычно называют период с 25 августа до 31 октября. Более того – ведется спор относительно года рождения. Официально принята версия, что Колумб родился в 1451 году, однако некоторые источники утверждают, что в 1446.
Прожил Христофор Колумб по современным меркам недолго – всего 55 лет. Первый раз на борт корабля он ступил, когда ему едва исполнилось 14, и с тех пор не расставался с морем до самой смерти. Колумб участвовал в попытке герцога Рене Анжуйского захватить Неаполитанское королевство, когда плавал на генуэзском корабле. Служил в вооруженной охране генуэзских кораблей и был тяжело ранен во время столкновения с порту гальцами. Позже Колумб служил на португальских судах, побывал в Англии , Ирландии и Исландии , на островах Мадейра и Порту-Санту. Именно тогда, участвуя в различных торговых экспедициях, будущий первооткрыватель увлекся составлением карт. Так у него и возникла идея добраться до Индии западным путем через Атлантический океан, от Канарских островов до Японии .
Проект путешествия Колумб составил еще в начале 70-х годов 15-го века. Однако снарядить экспедицию ему было не на что – мореплаватель был очень небогатым человеком. Сперва Колумб предложил отправиться к берегам далекой Индии генуэзскому правительству и купцам. Однако отклика не последовало. Затем Колумб обращался к португальскому королю, испанским монархам и английскому королю Генриху VII. Испанцев проект экспедиции заинтересовал. Комиссия рассматривала его целых четыре года, но так и не вынесла окончательного вердикта. И только в 1492 году с подачи королевы Испании Изабеллы экспедиция была одобрена.
Эта черта не только помогла ему выдвигать смелые проекты. Именно из-за амбициозности Колумба испанский король далеко не сразу согласился дать добро на экспедицию. Дело в том, что в своем проекте Колумб сформулировал довольно нахальные условия, на которых предполагал открывать новые земли. Он предложил назначить его вице-королем новых земель и наградить титулом «главного адмирала моря-океана». Его величество король Испании Фердинанд назвал требования Колумба «чрезмерными и неприемлемыми». Однако позднее королевская чета пожаловала Колумбу и его наследникам титул «дон», то есть произвели его в дворянины. И подтвердили, что, в случае удачи заокеанского проекта, он будет адмиралом моря-океана и вице-королем всех земель, которые он откроет или приобретет, и сможет передать эти титулы по наследству. Правда, потом Колумб всех титулов и земель лишился.
Ко времени организации третьей экспедиции в Новый свет энтузиазм европейских жителей относительно переселения за океан изрядно поутих. Поэтому Колумб, чтобы поднять интерес к дальнейшим исследовательским походам, предложил направлять в новые земли не вольных поселенцев, а уголовных преступников, сокращая им наполовину срок наказания. Последнее предложение не могло не найти отклика у правящей элиты, поскольку, с одной стороны, избавляло Испанию от нежелательных элементов, снижая расходы на их содержание в тюрьмах, а с другой стороны, - обеспечивало освоение снова открытых земель достаточно отчаянным «человеческим материалом». У этой медали, впрочем, оказалось две стороны – уголовники нередко поднимали бунты против глав поселений, требуя все новые привилегии.
Помните песню из замечательного советского мультика «Остров сокровищ», в которой пели о вреде курения? Там были строчки о том, что Колумб открыл, кроме Америки , еще и табак. Это действительно так – на острове Сан-Сальвадор туземцы подарили Колумбу сушеные листья, свойства которых он позднее описал в своих дневниках. И, разумеется, привез с собой в Европу .
Но мало кто знает, что там же, на острове, они впервые увидели гениальное изобретение местных жителей – гамак. Сейчас гамак – это непременный атрибут пляжного отдыха, их вешают на дачах, а некоторые умельцы умудряются пристроить подвесную койку даже на лоджии. А Колумб был первым человеком, который оборудовал такими койками свои корабли.
Случай, который стал своего рода историческим анекдотом и лег в основу даже нескольких кинематографических сюжетов. В феврале 1504 года, во время последней, четвертой экспедиции, команда Колумба наткнулась на Ямайке на очень враждебно настроенных индейцев. Туземцы заявили, что больше не будут поставлять белым людям продовольствие. Экспедицию выручил адмирал, прибегнув к небольшой мистификации, которая отлично сработала с простодушными индейцами. Колумб знал, что 29 феврале должно быть лунное затмение и объявил о нем индейцам как о знамении небес, недовольных поведением туземцев. Когда затмение началось, индейцам сказали, что Колумб молится об их спасении, которое будет даровано, если они возобновят поставки продовольствия на борт.
Звучит неправдоподобно, ведь Испания за время своего господства вывезла из Нового света тысячи килограммов золота, жемчуга, драгоценных специй и прочих богатств. Однако факт остается фактом – некоторое время Христофор Колумб был почитаем и богат, но своего благосостояния удержать не сумел. Тому виной и происки недоброжелателей, которые даже организовали арест Колумба. Во время четвертого путешествия к берегам Америки корабль Колумба потерпел крушение, и помощь пришла только через год. На родину мореплаватель вернулся тяжело больным и практически нищим – все деньги он истратил на помощь товарищам и снаряжение спасательной экспедиции. А ведь всю свою жизнь он поклонялся золоту. Именно ему принадлежат слова: «Золото - удивительная вещь. Кто обладает им, тот господин всего, чего он хочет. Золото может даже открыть душам дорогу в рай».
Пожалуй, в каждом человеке живёт исследователь, но для некоторых тяга к приключениям и исследованию мира становится смыслом жизни. О знаменитых путешественниках-первооткрывателях известно много, а здесь собраны любопытные факты с ними связанные.