Как рисовать мужское тело в стиле аниме. Как нарисовать аниме анатомия

18.04.2019

Лицо, губы, нос и полностью. На этот раз мы приступаем к завершительной части серии уроков — как рисовать аниме. На этот раз мы рассмотрим одну из самых важных задач, которая касается непосредственно тела. Так как аниме это не портретный жанр или не только портретный, то одной головой здесь не обойдёшься. Здесь необходимо уметь рисовать тело, что бы изобразить персонаж аниме правильно, по всем канонам и законам этого жанра. Сразу дам несколько советов:

Персонажи или герои аниме в большинстве своём худощавы и стройны. Пухлыми чаще всего изображают детей аниме.

В принципе, тело аниме строится так же, как и тело обычного человека. Если вы ещё не научились рисовать тело человека, то советую изучить урок по рисованию: . Тело аниме мало чем отличается, разве только своими немного преувеличенными формами. Так, у аниме характерны осиная талия, худощавость, подчёркнутые мышцы.

У женщин ярко выраженная грудь, а вот мужчины имеют плоскую, но подчёркнутую грудную клетку. Когда вы рисуете обнажённый торс парня , не следует рисовать накачанные грудные мышцы, так как в большинстве своём для парня аниме это несвойственно. Грудь у парня аниме или манга является плоской, но не отсутствующей. На следующем рисунке вы можете увидеть, что грудная клетка может быть обозначена лишь угловатой линией.

Пресс может быть выделен, как одной-двумя линиями, так и серией характерных кубиков, так же не слишком выпирающих. Помните, что именно худощавость, стройность является характерной чертой для этого стиля. Высокие и тощие аниме — есть модельная внешность. Для жителей Японии и восточных стран такая внешность, как и большие широкие глаза, есть не только большая редкость, но и признак красоты.

У парней широкие плечи и длинные, прямые, худые ноги. Спортивная фигура.

Зачастую, когда рисуют девушек полностью, делают их ноги чуть кривыми, скошенными внутрь и маленькими. От того они кажутся немного неуклюжими, но от этого немного трогательными. Это тоже характерная черта аниме, которую желательно соблюдать. Узкие плечи, широкие бёдра, грудь.

Однако стоит сказать, что ноги девушки иногда рисуют длинными и прямыми. Как в случае с парнем, так и в случае с девушкой, все пропорции такие же, как и при рисовании обычного человека, только чуть преувеличенные. В последнем случае, когда вы рисуете стройную девушку, стоит рисовать ноги длиннее, чем у парня, а торс короче. Это будет немного гротескно, но очень характерно для аниме. У таких девушек аниме длинная и тонкая шея. Конечно, здесь нельзя преувеличивать, чтобы не нарисовать жирафа, но всё же голова должна быть посажена именно на тонкую и удлинённую шею. Также не забывайте про подтянутые, спортивные формы.

Н аметив вчерне пропорции фигуры, нарисуйте тело и конечности. В этом вам помогут овалы, которые будут напоминать о расположении основных суставов, принимающих участие в механике тела. Обратите внимание:

○ Локтевой сустав расположен на уровне нижнего края грудной клетки

○ Рука опускается приблизительно до середины бедра

○ Имеется небольшой просвет между бедренными костями там, где они соединяются с самими бедрами

○ Предплечье практически такой же длины что и стопа.

Ну, воть, сейчас мои каракули для ознакомления:



P.S. Лягушачья перспектива. Т очка зрения снизу вверх - так, что взгляд наблюдателя как будто находится у самой земли.

Д ети

У детей не бывает ярко выраженной мускулатуры. Их скелет еще не полностью сформировался, по - этому плечи остаются довольно узкими. У них короткие, округлые лица с большими глазами. Правда, уже в этом возрасте появляются половые различия: у мальчиков торс длиннее, а талия ровная, у девочек талия выше и сужена.

Высота фигуры: 4-5 длин головы

Ширина плеч: 2 ширины головы или меньше

Длина торса: 2 длины головы

Длина ноги: 2-3 длины головы

Рисуя ребенка в возрасте до 7 лет, помните, что длина его тела составляет три-четыре «головы». Конечности у детей короткие и пухлые^^

П одростки

Хотя полнота или худоба человека несколько влияют на пропорции фигуры, в целом мускулатура и костная структура у подростков выражены ярче, чем у детей. Это относится как к лицу, так и к телу. У юношей плечи и грудная клетка шире, что помогает четче обозначить линию талии. У девушек бедра немного шире, чем у юношей, и у них начинает появляться грудь.

Высота фигуры: 5-6 длин головы

Ширина плеч: 2 ширины головы

Длина торса: 2 длины головы

Длина ноги: 3 длины головы

В зрослые

Скелет и мускулатура хорошо развиты. У мужчин широкие плечи, хорошо заметна прямая секция талии, переходящая в узкие бедра, которые не намного шире, чем талия. У женщины также развиты атлетические плечи, полная грудь, достаточно широкая грудная клетка, переходящая в сужающуюся талию, широкие бедра, пропорциональные ширине плеч. Стоит отметить, что у мужчины должен быть более длинный торс, а у женщины – ноги.

Высота фигуры: 7-8 длин головы

Ширина плеч: 2-3 ширины головы

Длина торса: 2-3 длины головы

Длина ноги: 4 длины головы

Я подумал, и мне настойчиво подсказали (Максим Фищенко), что пришло время подготовить урок о том, как рисовать аниме персонажей шаг за шагом. В последний раз мы рисовали девушку-ангела и, пожалуй, прошло очень много времени с тех пор. Я практически вспотел, подготавливая этот урок. Хотя кого я обманываю. Рисование у автора заняло гораздо больше сил и энергии. Конечный результат нас обоих должен будет помочь тем из вас, кто боролся с аниме рисунками и персонажами аниме даже очень длительное время. Этот урок содержит несколько очень полезных шагов и советов, которые направят вас в правильную сторону в рисовании аниме. Я признался своему другу, что этот урок, вероятно, самый большой урок по аниме из тех, что я когда-либо готовил для сайта, так что я надеюсь, что он вам пригодится и вы не перестанете любить аниме.

Мы действительно не рисовали в стиле аниме очень долгое время, но я планирую подготовить еще ряд уроков и раскрыть немного эту тему для рисования.

Шаг 1.

Вы когда-либо сидели просто так за столом и у вас вдруг появилась необычная картина в голове, так что тут же захотелось перенести ее на лист бумаги? Как только вы начинаете рисовать, вы уже понимаете, что ваша рука не так сильно способна повторить картинку в голове и рисунок получается не на столько хорош, как хотелось бы. Вы ускоряетесь и потеете, рисуете каракули и стираете ошибки снова и снова. В конце концов, вы получаете что-то совершенно отличное от вашего оригинального видения картины. Это потому, что неквалифицированные и начинающие художники видят вещи иначе, чем опытный художник. Опытный художник знает свои пределы благодаря постоянному «обучению» и экспериментам, и прежде всего, практике. Пока выучитесь рисовать, ваша страсть спадает,и подкатывает чувство поражения. Этот урок простой и коснется базы для рисования с основными принципами составления структуры тел персонажей аниме. Так что сами понимаете, насколько он окажется полезен.

Шаг 2.

Прежде чем торопиться в рисовании тел и фигур, вы всегда должны спланировать фигуру в грубой концепции. Никогда не рисуйте что-то сразу и не начинайте прорабатывать конечный рисунок, не увидя его в целом в грубом виде. Я бы посоветовал вам, чтобы вы распланировали позу в скелетных линях или направляющих, прежде чем закончить с функциональными частями тела. Если у Вас слабый фундамент, вы получите слабый результат. Приучите себя зарисовывать быстро, это называется “делать скетч”, как только вы получите “видение” рисунка, уже можно двинуться дальше. Это действительно помогает!

Шаг 3.

Как я уже говорил на предыдущем шаге, очень важно, чтобы вы очертили “скелетные линии” фигуры, прежде чем рисовать точные конечности и конструкции тела. Если у вас нет сильного и точного руководства по тому, как построить формы, то вы получите полный швах и качественный мусор в итоге. Это на самом деле упрощает всю работу, потому что дает вам преимущество для того, чтобы нарисовать точно. Потратьте 30 минут и примерно набросайте разнообразные позы. Чем больше в вашем арсенале практики по рисованию общих поз, тем выше ваши шансы для создания динамичных рисунков.

Шаг 4.

Главный недостаток начинающих художников (не волнуйтесь, я туда включаю всех кроме Леонардо да Винчи и может еще пары мэтров), является то, что они не понимают сути и понятия «баланс», что это очень важно при прорисовке правдоподобности поз. Баланс в основном на уровне, который держит вес равномерно, чтобы мы могли стоять без хлопот. Когда мы изменим баланс (либо, поднимаясь по наклонной лестнице, или спускаясь с горы), он становится ненадежным и слегка неожиданным. На этом рисунке вес сбалансирован и приходится на левую ногу, оставляя правую ногу и другие конечности свободными для любых направлений движения.

Шаг 5.

При рисовании мужской фигуры, имейте в виду, что они менее пышные, чем формы конечностей и тела у женщин. Их тела коробчатые и четкие. У них больше мышечной массы и меньше гибкости. Их плечи шире, создавая впечатление силы и напряженности телосложения. Со стороны можно увидеть, что тело совершенно прямое, без видимых кривые как у женщины. Серая линия показывает линию движения или «баланс» фигуры.

Шаг 6.

Этот лишь краткий обзор трех основных типов тела для мужчин. Первый тип, конечно, мышечные гиганты и мезоморфы, мужчины-грузовики, так сказать. У тела тонкие внешние линии, которые лишь указывают на тон и четкие мышечные линии для массы. Как только мы начнем масштабировать до обычного телосложения, увидите, что детали станут менее интенсивными. Розовые стрелки указывают на линии, которые придают реализм для фигуры и ее глубины. Если вы собираетесь рисовать мускулистый персонаж, то я хотел бы порекомендовать к просмотру фотографии мускулистых парней.

Шаг 7.

Основы женской анатомии в стиле аниме. Разница между рисованием женской фигуры и мужской в том, что женщины, как правило, более “пышные”. Бедра и плечи почти идеально выровнены вертикально друг относительно друга. Лучше всего просмотреть ссылки на примеры женского тела в каком-то движении, чтобы получить представление о том, как это выглядит в в различных форматах, и постараться отметить интересные моменты, которые раньше просто не замечали при просмотре. Обратите внимание, типичная высота женщины в пропорциях 6-7 голов. Это такая интересная величина размеров при рисовании.

Шаг 8.

Обратите внимание, что пропорции тела и бедер почти совершенно выравнивается у плеч. Обратите внимание, что женские плечи совершенно НЕ резкие и талия не прямая, как на рисунке справа. Замечайте все мелочи!

Шаг 9.

Варианты при рисовании аниме. Сейчас несколько примеров разнообразных размеров и пропорций груди женских персонажей в аниме. У нас тут очень маленькая, средняя, выше среднего и большие грудные чашки. Потому что сила тяжести постоянно работает, грудь будет опускаться вниз с какими-то выступами на концах в виде сосков. НИКОГДА не рисуйте груди выпуклые наружу, как будто есть сила, толкающая их наружу или вверх, как показано на серых рисунках. Кроме того, следует заметить по узорной линии линии их объема, чтобы отметить их середину. Это определяет, как будут трансформироваться наложенные объекты в виде формы или одежды.

Шаг 10.

Порисуем одну из девушек в стиле аниме по простым шагам. Начните с рисования форм и направляющих линий для формирования основы, как на нашем рисунке.

Шаг 11.

Вытянуть форму лица и начните рисовать на волосы, покрывающие всю ее правую. Челку мы будем рисовать острой и длинной.

Шаг 12.

Здесь вы прорисуем другую сторону ее прически так, чтобы добавить детализации у основания ее волос. Рисуем тонкие брови, затем добавляем глаза. В глазах видно удивление и по-моему они очень красивые. Линия сверху для глаза в виде века должна быть очень толстой и смелой, если вы хотите повторить этот взгляд для вашей девушки. Добавим нос и рот и идем дальше.

Шаг 13.

Начинаем рисование тела. Добавляем шею, плечи, затем руки, которые вздернуты вверх. Кулаки сжаты, потому что она будет держать свою одежду на наших следующих этапах.

Шаг 14.

Рисуем форму ее тела, тут у нас будут туловище, талия и бедра. Не забудьте нарисовать просвет между ног и формы нижней части ее груди.

Шаг 15.

Добавляем линии ключиц и прорисовываем повязки на ее руках, концы которой торчат из них. Этой повязкой она скрывает от нас свои нескромные участки тела. На руках надо отметить линии для пальцев.

Шаг 16.

Здесь вы сможете наметить повязки на бедра и мелкие области на теле. Если вы хотите нарисовать свои собственные детали одежды, то можете прямо сейчас этим заняться. Добавим детали на ее живот в виде пупка и мелких линий и вы уже почти закончили.

Шаг 17.

И наконец, нарисуем ее длинные волнистые волосы. Длина волос зависит от вашей фантазии, на них нам надо будет лишь наметить все детали и линии волокон, которые добавят текстуры. Сотрите ошибки и начинайте готовиться к удовольствию.

Шаг 18.

Так что сейчас, когда вы практиковались это лишь на одной позе, вы должны пойти вперед и начать практиковаться на ваших собственных позах и идеях. С начального шага, простого примера с использованием скелетных линий и до формирования конечностей. Я надеюсь, что вы, ребята, получили удовольствие от урока и, что много времени вы потратили на нашу общую практику. Дайте мне знать, если все это было полезно для вас. Большое спасибо и до встречи на уроках!

Аниме: Пропорции фигуры человека

Для того, что бы научиться изображать фигуру человека необходимо знать и помнить относительные пропорции тела. Только усвоив и поняв, как правильно разместить центр тела, как ширина плеч соотносится с шириной талии, на каком уровне находятся локти и запястья можно нарисовать то, что будет действительно смотреться. Только усвоив все относительные пропорции, можно понять какую часть тела и как изменить для достижения нужного эффекта в аниме. Давайте сперва рассмотрим пропорции классической фигуры, а затем, на ее основе попробуем определить наиболее распространенные стили рисования анимешных героев.

Для того, что бы нарисовать человека, давайте поставим на бумаге две точки. Верхняя точка для макушки, нижняя для ступней. Теперь соединим их линиями и разделим на восемь равных частей. Почему именно восемь? Потому что высота идеальной человеческой фигуры - восемь голов. Вообще, голова является наиболее универсальной единицей измерения, если говорить о человеке:). Поэтому дальше все будем мерить именно в головах.

Ширина фигуры в самом широком месте равна двум целым и одной трети головы. Обратите внимание, что на данном этапе нет необходимости следить за правильностью анатомии. Главное - это запомнить и держать в голове соотношения частей тела установленным делениям. Забегая вперед, стоит еще заметить, что в аниме, да и в манге тоже, анатомия сильно упрощается и тратить много сил на заучивание всех анатомических подробностей, думаю не стоит. Хотя полностью игнорировать ее тоже нельзя. Главное запомнить основные группы мышц.

Теперь давайте рассмотрим фигуру с трех сторон - спереди, сбоку и сзади. Советую самостоятельно выполнить эти рисунки. Не слепо срисовывая, а именно рисуя, как нравится, главное - учитывать соотношения частей тела. Особое внимание обратите на относительные размеры плеч, бедер и икр. Так же стоит заметить, что расстояние между сосками, составляет одну голову. Талия немного шире, чем голова. Запястья опускаются немного ниже промежности, а локти почти на одной линии с пупком. Низ коленей находится на расстоянии одной четверти фигуры от нижней точки. Плечи находятся на расстоянии одной шестой от макушки.

Женская фигура относительно уже - две головы в самой широкой ее части. Соски опускаются немного ниже чем у мужчины. Ширина талии равна одной голове. Спереди бедра чуть шире, чем подмышки, а сзади уже. В зависимости от ситуации ноги ниже колен можно удлинить. Запястья находятся на одном уровне с промежностью. Рост, равный примерно 170 см, считается идеальным для девушки на каблуках, хотя, конечно, в действительности, средняя девушка имеет гораздо более короткие ноги и более тяжелые бедра. Очень хорошо запомните то, что пупок у женщины ниже линии талии, а у мужчины либо ниже, либо на том же самом уровне. По вертикали, расстояние между сосками и пупком равно одной голове, но и соски и пупок находится ниже, чем линии делений. Локти находятся выше пупка. Очень важно помнить различия между женской и мужской фигурами.

Если рассмотреть рисунки людей, выполненные с использованием разных относительных пропорций, можно увидеть почему реальные или, по другому, нормальные пропорции выглядят не очень привлекательно. Особенно это важно в манге, где искажение используется, как основной художественный прием. Большинство художников рисуют людей, выше восьми голов, а при рисовании разнообразных героев и "сверхлюдей" очень эффективным будет использование "девяти головой" меры. Стоит также отметить, то, что по мере увеличения роста фигуры, ее центр смещается все ниже. Советую нарисовать каждую из этих фигур сбоку и сзади, учитывая все рассмотренные ранее пропорции. Стоит обратить внимание на тот момент, что если вы захотите нарисовать более низкого или более высокого человека, то надо не увеличивать "число голов", а изменять величину меры, т.е. вытягивая или сужая размер головы персонажа.

Все вышесказанное относилось к пропорциям фигуры взрослого, сформировавшегося человека. Теперь рассмотрим, каковы же пропорции у детей разного возраста. Масштаб на данном рисунке подразумевает то, что ребенок будет расти до тех пор, пока не станет нормальным, взрослым мужчиной высотой в восемь голов. Если, к примеру, вы захотите нарисовать мужчину или женщину (примерно на полголовы ниже, чем мужчина) рядом с пятилетним мальчиком, то можно использовать данную схему как ориентир для подбора нужной пропорции. Дети младше десяти лет нарисованы чуть более низкими и круглолицыми, чем обычный ребенок, для создания большего эффекта. Рост детей, десяти лет и старше, чуть вытянут по той же самой причине

Мы рассмотрели пропорции классической или реальной фигуры человека. Но в аниме и манге, для создания определенной атмосферы и стиля, отдельные пропорции часто искажаются. Давайте рассмотрим, каким образом это делается, и чем различаются персонажи разных стилей. Как именно вы будете рисовать - решать вам.

Персонаж комедийного аниме. У него большая головка, кисти рук и ступни. Анатомия, суставы и сочленения практически не прорисовывают и обозначаются достаточно условно. Все конечности, по сравнению с головой, выглядят маленькими.

Молодая, симпатичная девушка. Такой персонаж обладает тонкой талией и легко обозначенными контурами тела. Анатомия и сочленения прорисовывают достаточно подробно.

Шаг 1 . Как рисовать тело аниме-персонажей и с чего мы можем начать?

Вот упрощенная форма женского тела (см. рисунок ). Независимо от того, какой формы, размера или типа женские тела, все они пышные. Иногда это зависит от размера груди, талии и бедренной области , это самая важная часть женщины. Плечи женщины почти всегда изогнутые.

Напомните себе, что линия плеч и бедер одинаковая. Пупок не должен быть больше четырех сантиметров.

Шаг 2 . Когда мы рисуем тело девушки аниме, . То же самое относится и к мужчинам. Баланс и большинство движений организма поддерживает талия.

Черная линия является «линией движения «, которая направляет движение тела аниме-персонажа.


Шаг 3 . Как рисовать тело парня аниме?

Рисование мужского тела намного тяжелее рисования женского тела. Есть два типа тела: средний и мышечный тип. Конечно, мышечный тип является наиболее желательным. Это также дает вашему персонажу больше индивидуальности и самоуважения.

Шаг 4 . Основным координатором по рисованию мускулатуры мужчины служат, в основном, мышцы живота, дельтовидной и грудных мышц . Как вы можете видеть, грудина подключается к дельтовидной мышце, чтобы создать единый взгляд.

Никогда не рисуйте мышцы брюшного пресса узкими. Там должно быть шесть кубиков пресса.

Шаг 5 . Как вы можете видеть, синие линии обозначают там, где будет расположена грудь для женщин. Фигура без груди является типичным типом тела для среднего мужчины.

Шаг 6 . Теперь, чтобы практиковать то, что вы узнали выше, мы собираемся сделать небольшой рисунок шаг за шагом. Для этого мы возьмем женскую фигуру в 3/4 позе .

Начать рисовать эту позу следует с зарисовок основных набросков для головы, волос и туловища.

Шаг 7 . Затем и форму лица.

Шаг 8 . и его внутренние детали: , и . Затем, рисуем плечи, грудь и руки .

Убедитесь, что плечи немного опущены и расслаблены, в отличие от мышечных плеч мужского тела.

Шаг 9 . При рисовании обращайте внимание на области живота. Там должно быть определение грудной клетки и живота , их можно обозначить меленькими линиями. Рисуем пупок не слишком большим.

Нарисуйте короткую разделительную линию посередине живота, проходящую через пупок.

Шаг 10 . Вот наш рисунок и готов.