Как научиться писать диктанты по сольфеджио. Методическая разработка по сольфеджио «Методы работы над диктантом на уроках сольфеджио музыкального отделения ДШИ

03.04.2019

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки , так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Как писать музыкальные диктанты?

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант учитель обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Первое проигрывание музыкального диктанта.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть :

  • ключевые знаки,
  • размер,
  • размечены все такты,
  • написана первая и последняя нота.

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Диктант по сольфеджио – проигрывание второе

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы , какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, учитель, сколь тактов-то и какой размер?». Если учитель и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио – третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную . Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Кулешовская детская школа искусств»
Методическая разработка:
Музыкальный диктант
как одна из форм работы на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ.
Подготовила:
преподаватель
теоретических дисциплин,
фортепиано, концертмейстер
Стульцева Л.А.
2014г.
Основная задача предмета сольфеджио ― развитие музыкального слуха. Среди разнообразных форм работы на уроке особое место занимает музыкальный диктант.
Музыкальный диктант является наиболее полной формой слухового анализа. Это итог навыков и знаний, которые определяют уровень музыкально-слухового развития ученика. При работе над диктантом педагогу необходимо:
- научить слышимое сделать видимым;
- развивать память и внутренний слух ученика;
- использовать диктант как средство для закрепления и освоения знаний и навыков, полученных по теории музыки.
На значение музыкального диктанта часто указывалось уже с середины XIX-го века. Методические принципы и приемы в работе над музыкальным диктантом описаны в теоретической литературе достаточно широко: работы Е. В. Давыдовой, А. Л. Островского, В. А. Вахромеева, В. Серединской и других исследователей.
По замечанию Е. Иоффе, диктант является «кульминацией» в оценке уровня развития полноценного музыкального слуха.
Ведущий теоретик-сольфеджист Е. В. Давыдова отмечала, что диктант, как и слуховой анализ, является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития ученика.
А. Л. Островский в пособии «Методика теории музыки и сольфеджио» определил целью музыкального диктанта воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи.
Е. В. Давыдова в работе «Методика преподавания музыкального диктанта» изложила основные задачи работы над диктантом:
- создавать и закреплять связь видимого и слышимого.
- развивать музыкальную память и внутренний слух.
- служить средством для закрепления теоретических и практических навыков. Чтобы успешно решать эти задачи, преподаватель должен быть готов к этой работе.
Однако не всегда преподаватели сольфеджио, особенно начинающие (в силу неопытности или отсутствия под рукой нужной литературы), могут применять на практике знания методики преподавания предмета с учетом психофизиологии школьного возраста. А ведь зачастую ученики не справляются с диктантом по чисто психологическим причинам.
Не секрет, что диктанты в музыкальной школе большинству учащихся даются с трудом. Боязнь написать диктант неправильно, получить плохую отметку может отбить у таких детей интерес к этой форме работы, а иногда и «отвернуть» от самого урока сольфеджио.
Педагогу сольфеджио необходимы более глубокие знания законов детской психологии, в частности, психологии музыкального восприятия.
Сложный процесс записи диктанта (слышу- понимаю- записываю) требует не только знаний, но и специальной подготовки, обучения. Научить писать диктант ― одна из важнейших задач предмета сольфеджио.
В процессе записи диктанта участвуют: мышление, память, внутренний слух. Кроме этого необходимо иметь теоретические знания, помогающие грамотно записать услышанную мелодию. Таким образом, прежде чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе. Поэтому целесообразнее начинать работу над записью музыки во втором классе, а в первом классе провести большую подготовительную работу.
При работе с 1-ым и даже со 2-ым классом воздерживается от слова «диктант», заменяя его музыкальными «загадками», «заданиями», «задачами» и пр. Е. В. Давыдова подчеркивала, насколько ответственна роль педагога в процессе работы класса над диктантом, ведь он (педагог) должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать. Сам процесс записи диктанта требует не только определённых знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Поэтому не следует торопиться вводить музыкальные диктанты на начальном этапе обучения, а заниматься подготовительными упражнениями. Прежде, чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе. Следовательно, в первом классе нужно провести большую подготовительную работу.
Серьёзной подготовкой и приобщением к диктанту является записывание нотами всесторонне проработанного номера по сольфеджио или какого-либо интонационного упражнения. Например, в первом классе большая роль отводится запоминанию мелодического движения по ступеням мажорного лада: I-II-III, III-II-I, III-IV-V, V-IV-III, V-IV-III-II-I, V-IV-V-IV-III-II-I, а также мелодических оборотов, построенных на секундовых сочетаниях устойчивых ступеней лада неустойчивыми. Сначала происходит интонационное, т.е. «внешнее» освоение этих оборотов во время пропевания ступеней. Однако мы не ограничиваемся только их пропеванием, а, «заглядывая вперёд», выстраиваем целый ряд разнообразных форм работы на основе построения ступеней, упражнений. В результате такой работы навык усваивается фундаментально, из «внешнего» состояния он переходит на уровень внутреннего слуха и прочно откладывается в музыкальной памяти.
Подготовкой к письменным диктантам должны служить:
1) небольшие, но постоянные задания по переписке нот (контрольные списывания) , причём переписывается, только то, что знакомо, чтобы закреплять связь между видимым и слышимым и такая форма развивает внутренний слух;
2) работа над нотным почерком (переписанные ноты должны соответствовать своему местоположению);
3) запись выученных ранее мелодий по памяти (например, с предыдущего урока или из домашнего задания);
4) письменное транспонирование знакомых мелодий или мелодий подобранных на фортепиано;
5) подбор мелодии на фортепиано, с последующей её записью;
6) проводятся небольшие устные диктанты. Небольшая мелодия проигрывается, пропевается учащимися, на какой-то слог, пытаются пропевать про себя с названием звуков, а затем поют вслух;
7) ритмическое оформление, написанных на доске нот, составляющие знакомую мелодию;
8) педагог записывает на доске мелодию с ошибками в ритме, а учащиеся должны найти ошибки;
9) в 1 классе пока они ещё не научились быстро писать, на разлинованном нотном стане выкладываются пуговицами попевки: чёрными ― короткие ноты, белыми ― длинные;
10) педагог играет незнакомую мелодию с ошибками, а учащиеся следят по нотам и определяют, где допущена была ошибка;
11) работа со столбицей: все поют проигранную мелодию на слог, а один учащийся на общей таблице-столбице, показывает ступени;
12) мелодия, попевка записывается в виде ступеней;
13) раскладывание карточек с названиями нот или ступеней. Они должны быть разложены в виде звукоряда перед каждым учеником. Услышав короткую фразу, сыгранную учителем, дети повторяют его в «уме» и откладывают соответствующие карточки. При этом лучше активизируется внутренний слух, создаются условия для сосредоточения внимания учеников и отпадают технические трудности написания нот. Кроме того, использование карточек, даёт педагогу возможность легко контролировать одновременно работу всех учеников, поправлять сразу же ошибку любого из них.
На первых занятиях дети должны приобрести навыки нотной записи, выработать ловкость пальцев и рук, запомнить названия нот первой октавы. Для этого необходимо вводить упражнения, состоящие из отдельных нот вначале целыми, затем половинными, позже четвертными и восьмыми длительностями. Такие упражнения должны занимать не более пяти-семи минут на каждом уроке. Используя такую форму работы на уроке, добиваться, чтобы дети научились определять названия нот не путём отсчёта от начальной ноты, а на основе запоминания положения каждой ноты на нотоносце. Целесообразно начинать писать ноты между линейками (их писать легче), а после ― на линейках. Каждую ноту надо прописывать много раз, при этом проговаривать вслух её название, а позднее ― « в уме». С самого начала необходимо приучать детей писать аккуратно и чисто, т.е. выработать у детей красивый нотный почерк.
Педагог записывает на доске упражнение или несложную прибаутку, ученики поют ее два, три раза, затем она стирается, а детям предлагается записать ее по памяти. Дети выучивают песню самостоятельно (по нотам), педагог проверяет, как она усвоена, предлагает выучить ее наизусть и петь, называя ноты, затем записать по памяти. В классе выучивается на слух песня со словами, затем песня поется без слов на слог «та», после чего исполняется с надвоением нот и записывается по памяти. Учащиеся дома подбирают выученную песню и записывают ее в классе. При записи дети не должны напевать мелодии. Выполнение заданий производится в полной, тишине.
Как можно больше мелодий следует учить наизусть, так как осмысленно и выразительно спеть любую музыкальную фразу учащиеся первого класса могут только в том случае, если знают её наизусть. Выученные мелодии на уроке целесообразно включать в домашние задания и возвращаться к ним на следующих уроках, записывая их по памяти. Начинать петь по нотам нужно с простых мелодий, использующих лишь две ладовые ступени, затем постепенно расширять звукоряд, вводить постепенно остальные ступени лада. Для создания у учащихся отчётливого слухового представления каждой ладовой ступени необходимо подбирать музыкальный материал с характерными для данной ступени интонациями. При разучивании мелодий обязательно следить за чистотой интонирования, добиваться того, чтобы учащиеся научились слышать даже незначительные неточности интонации в собственном пении и своих одноклассников.
В работе с первым классом большое внимание уделяется устным диктантам. Начинать следует с узнавания отдельных, не связанных друг с другом устойчивых ступеней. Такие упражнения наиболее распространённые и заключаются они в том, что учащиеся определяют на слух и поют звук, сыгранный преподавателем на инструменте после предварительной настройки. Однако не следует требовать от учащихся названия звуков без пения – это приводит зачастую к «отгадыванию» звуков и не приносит никакой пользы, не способствует развитию слуха. Первые устные диктанты представляют собой мотивы и фразы, состоящие из двух, трёх, четырёх ступеней в равномерном ритмическом движении. Главная задача теперь ― диктовать не звук за звуком, а в целом мотивы. Учащиеся должны запомнить диктант с первого или с минимального количества повторений, петь его в «уме» и лишь, затем спеть его или разложить карточками.
Теперь, когда дети имеют простейшие навыки в написании нот, быстро запоминают и удерживают в памяти короткие мотивы, можно переходить и к письменным диктантам.
Первые письменные диктанты полезно работать в двух направлениях:
1) запись ритма, без указания высоты звуков;
2.) одними целыми длительностями.
Следующим этапом является запись мелодии четвертными и половинными длительностями в размере 2/4 на четыре такта. Переходя к диктантам, включающих восьмые длительности, необходимо исключить на первых порах половинные длительности. Объём первых диктантов с восьмыми длительностями не должен превышать двух тактов, при этом количество звуков будет не меньше, а такое же, как и в четырёхтактных диктантах с четвертными и половинными длительностями. Целесообразно использовать в качестве диктантов те же самые фразы в ускоренном движении в два раза. Затем можно давать уже вполне новые двухтактные, позже ― четырёхтактные диктанты.
При дальнейшем усложнении диктантов необходимо обращать внимание на следующие моменты:
1) одновременно в диктанте должен появляться только один новый элемент;
2) если диктант содержит какой-либо новый элемент, то в остальном он должен быть простым и привычным.
Таким образом, диктанты на начальном этапе обучения должны быть чаще всего очень короткими, чтобы дети могли их запомнить за два-три, максимум за четыре проигрывания. Диктанты из восьми тактов следует давать лишь в конце первого класса. Необходимо диктанты выбирать такие, чтобы дети могли их записывать быстро, без особых затруднений, и тогда у них появится уверенность в своих силах, и они будут писать диктанты охотно.
Лишь после проработки таких упражнений, можно преступать к записи музыкального диктанта. Учащихся сразу надо приучать к определённому порядку при записи диктанта. Перед началом диктанта определяется его тональность: первые один, два раза диктант играется целиком, выразительно, в нужном темпе, штрихами. После первого проигрывания определяются размер, структура, есть или нет повторы, с какой ноты начинается и заканчивается диктант. После второго проигрывания всё уточняется; количество фраз, есть или нет секвенции, особенности ритмики и т.п. Последние проигрывания обычно даются в более спокойном темпе, с подчёркнутой фразировкой. После четвёртого проигрывания можно сделать паузу побольше, чтобы учащиеся максимально использовали запасы музыкальной памяти, ведь ребята должны помнить, что количество проигрывания ограничено. Убедившись, что учащиеся написали всё что смогли, можно играть следующий раз. При 5-6 проигрывание иногда бывает полезно изменить темп, динамику или манеру исполнения, чтобы учащиеся услышали мелодию в новом звучание, это активизирует их внимание.
Работа над диктантом проходит в классе, на уроках. Поэтому важно правильно организовать процесс записи. Также важна обстановка, которую педагог создаёт в классе. Можно рекомендовать следующую методику записи диктанта: собрать внимание, пробудить интерес к тому, что будет сыграно. Перед первым проигрыванием не следует давать настройку, чтобы не мешать первому восприятию музыки. Можно назвать автора, название произведения, какие инструменты его исполняют.
Кроме общих замечаний, советов, педагог должен давать и индивидуальные советы, задания, приёмы отстающим ученикам. Важно так же воспитать способность самоконтроля, умения найти свою ошибку.
Как правило, учащиеся должны писать диктант молча, основываясь на внутреннем слухе. Но тем, у кого внутренний слух развит слабо, можно разрешить тихо напевать вслух. Только постепенно, приучая учащихся напевать всё реже и тише, можно воспитать точность слуховых представлений и тем самым ненужным напевание вслух.
На раннем этапе следует требовать, чтобы все учащиеся дирижировали при записи. Но в дальнейшем более развитые учащиеся обычно сами перестают дирижировать, заменяя жесты чётким внутренним ощущением пульсации мелодии. Педагогу ни в коем случае нельзя при исполнении диктанта выделять, «выстукивать» сильную долю ― это своего рода подсказывание.
При написании музыкального диктанта большинству учащихся мешают вовсе не слабые музыкальные данные, а страх. Задача педагога ― избавить учеников от страха. Не надо быть великим психологом, чтобы понять: когда ребёнок не владеет ситуацией, он, вольно или невольно, начинает бояться. Минута течёт за минутой, один за другим звучат проигрывания диктанта, а у него в нотной тетради всего 1-2 такта. И начинается паника: «Не успею!». Что же делать? Первое: чёткое и грамотное оформление записи.
Время записи диктанта зависело от его трудности. Важным моментом на уроке была проверка диктанта. Ведь именно в правильности записи проявлялись уровень развития ученика, степень усвоения им нового материала. Проверка включала в себя следующие элементы:
пропевание диктанта всем классом;
индивидуальная проверка тетрадей;
коллективный разбор наиболее трудных мест, где были сделаны ошибки;
проигрывание учениками своей записи ― самопроверка.
Как правило, ученики уходят с урока с правильно записанными диктантами. Лишь в редких случаях ученику давалось задание дома самостоятельно выправить текст.
Выбор музыкального материала.
Поскольку музыкальный диктант есть «запись музыки на слух», первым условием является правильный выбор музыкального материала для диктанта.
Дореволюционная методика черпала материал для диктанта из специально составленных упражнений. Основой их являлись та или иная тема из области теории музыки. Чаще всего это были метро-ритмические или интервальные трудности. В зависимости от творческой одаренности авторов, музыкальное качество этих примеров-упражнений было лучше или хуже, но всегда подчинено главной идее.
В настоящее время методика составляемых сборников иная ― материалом для записи служат образцы из подлинной музыкальной литературы. Чем более ярки и художественно убедительны будут эти примеры ― тем больше они помогут достичь цели музыкального диктанта.
Педагог или составитель сборника, отбирая материал, должен прежде всего заботиться о том, чтобы отрывок был осмысленным и ясным по форме. Нельзя допускать, чтобы пример был слишком короток, иначе он потеряет смысл и художественную ценность. Недопустимы также искажения с целью его облегчения, так как это нарушает цельность художественного образа.
Чрезвычайно важным является определение трудности примера. Обычно критерием служат ладовые, тональные, метро-ритмические стороны примера. Это, несомненно, основные признаки. Но кроме них, большое значение имеет также стиль и жанр отрывка.
Еще большее значение определения трудности диктанта имеют интонационные особенности стиля произведения. Отбирая пример для диктанта, надо стремиться к тому, чтобы музыка примера была яркой, выразительной, тогда она легче запоминается.
Из всего сказанного можно сделать вывод ― в работе над музыкальным диктантом одним из важнейших условий является правильный выбор музыкального материала.
Обычно запоминаются песни с привычными для детского слуха мелодическими оборотами. В избираемом для диктанта материале на первом месте должны стоять примеры со знакомыми ладо-тональными оборотами, и лишь позднее по мере развития слуха, можно привлечь песни с более сложным для восприятия интонационным строем (песни разных национальностей, разных стилей). Легче всего запоминаются песни квадратной формы (8-12 тактов) о четким разграничением коротких фраз и ясной направленности мелодии, а так же песни контрастные по направлению мелодии, по ритмическому рисунку.
Сложны для запоминания мелодии с фразами широкого дыхания, мелодии, в которых конец одной фразы является началом другой.
К таким мелодиям надо подходить постепенно. Один из них надо предлагать петь по нотам с листа, другие выучить на слух с текстом, подобрать на инструменте, затем уже записывать третьи выучить по слуху наизусть, предложить спеть с названием звуков и записать. После того как слух привыкнуть к ним, их можно дать как самостоятельный диктант. Очень плохо запоминаются мелодии в том случае, если они являются не началом песни или инструментальной темы, а продолжением. Настаивать на том, чтобы дети запоминали мелодию в таких случаях не стоит. В диктанте лучше всегда давать музыкальную тему с ее начала.
Различные формы диктанта.
1. Диктант показательный.
Показательный диктант проводится учителем. Цель и задача его ― показать на доске процесс записи. Учитель вслух, перед всем классом, рассказывает учащимся, как он слушает, дирижирует, напевает мелодию и тем самым осознает ее и фиксирует в нотной записи. Такой диктант очень полезен перед тем, как перейти после подготовительных упражнений к самостоятельной записи, а также при освоении новых трудностей или разновидностей диктантов. Его очень удобно применять и в тех случаях, когда педагог, начиная работу с новой группой учащихся, хочет сразу дать всей группе правильное, нужное ему методическое направление.
Полезно иногда проводить такой диктант не педагогу, а одному из учеников. Это поможет выяснить правильность процесса и приемов записи ученика.
2. Диктант с предварительным анализом.
После первых двух проигрываний педагог подробно разбирает предлагаемый пример с учащимися, выясняя:
1.) структуру музыкального построения: мотивы, фразы, предложения;
2.) ладо-тональное развитие;
3.) формообразующие элементы: повторность, ее характер, наличие секвенций и их особенности, каденции и т.д.;
4.) метро-ритмические особенности;
5.) линеарное строение мелодии: опорные звуки, яркие запоминающиеся скачки, отдельные интонационные обороты;
6.) основу гармонического развития: наличие скрытых аккордов ит.д.
Установив темп, размер, тональность, структуру мелодии, педагог обращает внимание учащихся на отдельные особенности примера: поясняет некоторые интонационные обороты, ритмические фигуры, проигрывает или напевает их.
После такого анализа диктант проигрывается снова, и учащиеся приступают к самостоятельной записи. Эта форма диктанта очень удобна при освоении каких-либо новых трудностей в диктанте: новой ритмической фигуры или появления альтерированных звуков и т.д.
В некоторых случаях, когда надо обратить внимание учащихся на одну какую-нибудь деталь, педагогу можно не делать общего анализа, а разобрать лишь одну, трудную для класса деталь.
3. Диктант эскизный, по частям.
Проиграв пример и установив с классом его структуру, педагог предлагает учащимся записывать его не с начала, а только со второго предложения. Можно также предложить записать отдельные элементы формы, например, мотив секвенции, каденции обоих предложений и т.д. При этом не обязательно закончить потом весь пример, можно ограничиться записью фрагментов примера.
При использовании этого приема учащимся можно рекомендовать разграфить нотоносец на соответствующее число тактов и затем вписывать в них отдельные части примера. При этом педагогу нужно вначале указать, в каком порядке записывать фрагменты: сперва ― каденции, затем ― начало первой и второй фраз и т.д.
В дальнейшем, овладев этим приемом, учащийся должен сам прежде всего записывать те фрагменты, которые он лучше запомнил, а потом пополнять недостающее.
Эта форма работы над диктантом должна применяться на любом этапе обучения до тех пор, пока учащиеся не привыкнут пользоваться эскизной записью. Самостоятельно, без напоминания педагога. Материалом может служить любой пример из музыкальной литературы, ясный и завершенный по форме.
4. Диктанты для развития памяти.
Несмотря на то, что вся работа над диктантом основана на музыкальной памяти и внутреннем слухе и в любой форме способствует их дальнейшему развитию, все же в процессе занятий следует применять и специальные формы диктантов. В них главной задачей учащихся будет именно запоминание, удержание в памяти исполняемого примера, а самая запись ― второстепенной задачей. Педагог два или три раза играет пример. Учащиеся сидят и слушают. Затем, по знаку педагога, вернее, при дирижировании педагога, весь класс пытается мысленно повторить на память мелодию. Педагог спрашивает: «Все ли смогли вспомнить ее до конца?». Если у некоторых есть неясности, пробелы, педагог играет пример еще раз. После этого называется тональность и учащиеся приступают к записи того, что они запомнили. Во время записи диктант больше не играется. По мере окончания учащимися записи педагог проверяет тетради каждого из них, но только не проигрывая и не напевая. В классе должна быть полная тишина. Когда кончится отведенное время, диктант еще раз проигрывается и проверяется уже всем классом.
Материалом для таких диктантов должны быть яркие, напевные мелодии. Сперва очень короткие (2, 4 такта) с небольшим количеством звуков, затем более сложные. Первое время примеры должны представлять собой одну фразу, как-бы тему. Когда учащиеся овладеют своим вниманием, следует переходить к запоминанию небольших предложений и, далее, периодов.
Структура их тоже должна усложняться постепенно. При упражнениях на развитие памяти часто используют для проверки не запись примера, а исполнение его учеником на фортепиано, то есть подбирание. В таком случае важно для учащихся со средними музыкальными данными, у которых при запоминании нет точных и четких звуковых представлений, и поэтому звучание фортепиано при подбирании помогает им уточнить их.
5. «Самодиктант» или запись знакомой музыки.
В качестве проверки самостоятельности ученика в записи музыки, а также как форма домашней работы учащихся, используется запись по памяти знакомой на слух музыки. Конечно, эта форма не заменит диктанта, так как здесь отсутствует необходимость охватить и запомнить новую музыку, то есть не тренируется музыкальная память учащегося. Но для работы над записью на основе внутреннего слуха это очень хороший прием.
Самодиктант может быть использован и в условиях классных занятий по сольфеджио с разными вариантами:
1) Называется песня или музыкальное произведение, знакомое всему классу, устанавливается его тональность и размер, и затем учащиеся приступают к записи по памяти, без прослушивания.
2) Педагог предлагает каждому учащемуся записать то, что он хочет, что лучше помнит. Необходимое условие при этом ― полная тишина и молчание в классе. Эта форма труднее, так как педагог не может каждому помочь ни в нахождении тональности и первого звука, ни в определении размера. Поэтому и используется она после первой формы. Проводя проверку записей, лучше всего предложить каждому учащемуся пропеть то, что он написал. Тогда будет видно педагогу, что является ошибкой, а что ― не точно усвоенной мелодией или ее вариантом.
3) Определяя доступность музыкального материала для этой формы работы, следует учитывать, что легче всего записать песни куплетной формы, затем вокальные произведения типа песни-романса и т.д..
4) Форма «самодиктанта» помогает также развитию творческой инициативы учащихся. Можно предложить записать мелодию своего сочинения или дописать второе предложение. И, конечно, это очень удобная форма для самостоятельной, домашней работы, для тренировки в записи.
6. Устный диктант.
Хорошо развивает быстроту реакции, концентрацию внимания, способность быстро «схватить» и запомнить небольшие фрагменты, в которые включены самые важные интонационные трудности.
7. Ритмический диктант.
Ритмический диктант дает возможность педагогу успешно развить и закрепить «ритмическую составляющую» музыкального слуха ученика. Ритмические диктанты целесообразно использовать тогда, когда необходимо освоить новый ритмический рисунок или требуется более тщательная проработка соединения сложных ритмических фигур. Хорошие результаты дает систематическое написание таких диктантов в младших классах.
8. Диктант с использованием мультимедийных и интернет-технологий (запись диктанта он-лайн, домашний диктанты на CD-дисках и пр.).
Запись музыкального диктанта является самой сложной из всех форм работы над воспитанием слуха. Сложность из всех форм работы над воспитанием слуха. Сложность вызвана тем, что мелодия диктанта воспринимается только слухом. Необходимо помнить, что примеры для диктанта должны быть легче примеров для чтения с листа. Наблюдения показывают, что в тех случаях, когда ученикам несколько раз подряд давались в качестве диктанта непосильные задания, они начинали плохо записывать и те мелодии, с которыми справлялись очень легко. Очевидно, непосильные задания затормаживали восприятие, и ученики переставали делать даже попытку осмыслить предложенный материал. После того, как трудные диктанты были прекращены, проходило некоторое время, пока ученики начинали справляться с посильными заданиями.
Музыкальный диктант играет огромную роль во всестороннем развитии музыкального слуха учащихся на уроках сольфеджио. Научиться писать диктанты, обрести навыки записи услышанного нельзя изолированно от всего комплекса занятий по сольфеджио: работу над диктантом следует вести в тесной связи с сольфеджированием и определением на слух тех или иных музыкальных элементов.
Музыкальный диктант очень важен и потому, что позволяет более определённо выявить индивидуальные качества слуха и успехи каждого ученика, что вообще нелегко сделать в условиях коллективных занятий. Особенно большое значение при записи диктантов имеют музыкальная память и гармонический слух, который, как известно, с наибольшим трудом поддаётся развитию.
Музыкальный диктант ― наиболее важная и ответственная форма работы в занятиях сольфеджио на всех ступенях обучения, начиная с ДМШ и заканчивая высшим, профессиональным образованием. Итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.
В диктанте сфокусированы наиболее важные свойства слуха: внутренние слуховые представления, способность к осмысленному запоминанию, острота и скорость слуховой реакции, умение грамотно записать слышимое. За 20-25 минут ученик, прослушав мелодию 8-10 раз, должен определить тактовый размер, записать мелодию нотами в правильном ритме, расставить тактовые черты и грамотно записать случайные знаки. Успешное написание диктанта во многом зависит от врожденных музыкальных способностей ученика и в то же время требует комплекса узко специальных навыков и умений. Неудивительно, что музыкальный диктант ― всегда стресс для учеников.
Умение грамотно записать мелодию по слуху ― необходимый навык для ученика музыкальной школы, но особенно это важно для тех, кто решил стать профессиональным музыкантом.

Список литературы:
Музыкальные диктанты с приложением CD MP-3. Составитель Т.Вахромеева I – IV классы ДМШ., М. «Музыка» 2005.
Занимательные диктанты для учащихся 4-7 классов ДМШ и ДШИ. Составитель Г. Ф. Калинина., М. 2004.
Д.И. Шайхутдинова Методика инновационного обучения по предмету «Сольфеджио».Уфа – 2000 г.
З.Глядешкина, Т. Енько «С.Ф.Запорожец – педагог». Москва «Музыка» 1986.
Как преподавать сольфеджио в XXI веке. Сост. О.Берак, М.Карасева. – М.: издательский дом «Классика-XXI», 2009.
Развитие музыкального слуха / Г.И.Шатковский.–М.: Амрита, 2010.
Долматов Н. Музыкальный диктант. – М.: «Музыка», 1972.
Лежнева О.Ю. Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. Пособие для уч-ся 1-8 кл. детских муз. школ и детских школ искусств. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.,1986.
Г.Фридкин Музыкальные диктанты Изд. 4-е М.: издательство «Музыка», 1973.
http://www.lafamire.ru/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=11&Itemid=77http://konsa.kharkov.ua/download.php?view.77http://www.4fish.ru/books/book_147577.html

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант училка обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть :

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы , какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, училка, сколь тактов-то и какой размер?». Если училка и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио — третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную . Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Замечательный сайт! Но почему в каждой статье «училка»? Это «такой новомодный приём в воспитании учеников-музыкантов?

Я сейчас в 7 классе. Выпускница. И меня в этом году прорвало просто) мне стала очень сильно нравиться музыка. Раньше, тоже нравилась конечно) Но в этом году что-то странное. Я не могу дождаться каждого занятия по сольфеджио и муз.лита. Вместо привычног рока, целыми днями слушаю Реквием, 5 сонату Бетховена. Аж мурашки от каждого произведения. Я уже представляю, какую гору слёз мне придётся пережить в мае, когда я закончу музыку

Правильные правила. По-хорошему, их должны ещё в музыкальной школе вбить в голову, как таблицу умножения! А в училище просто диктанты сложнее, а методы те же! Не бойтесь ошибаться, всегда можно исправить!

Вот у меня ситуация такова я занимаюсь с преподавателем по специальности она меня научила петь внутри но я разучился писать слуховые диктанты после её уроков в чём может быть причина но пропеть диктант я могу а вот записать не могу.

Я закончила музыкальную школу с 0-8 класс фортепиано. Не скажу, что всегда это было в удовольствие, т.к. любому творческому человеку не по-нраву, когда ему в обязательной форме дают программу и задания, но тем не менее, для меня это было легко и мне это нравилось. Обязательные задания — это дисциплина, которую — да, выносят не все, но всё же это хороший урок, опыт и техника. Диктанты я любила, они вызывали какой-то спортивный интерес, наверное, как для людей, которые любят разгадывать кроссворды. Домашние задания с сочинениями я писала на подоконнике за 15 мин. до начала занятия, без инструмента, с листком, карандашом, напевая и тут же записывая… Единственная моя работа, это если по специальности задавали выучить наизусть произведение, тогда да, приходилось часа 2-3 в день посидеть дома позаниматься, а так — никогда дома ничего не делала. Закончила муз.школу с одной четвёркой по спец-ти, остальное на отлично.

неужели вы на самом деле все так любите ходить в музыкалку? никогда бы не подумала, что есть такие люди..я хожу только потому, что заставляет мама.и в этом году наконец-то заканчиваю

Влада, такие люди конечно же есть))

В своё время я просто не мог дождаться очередного занятия по сольфеджио и по хору — это были мои любимые предметы. Ещё нравилось играть в оркестре — от коллективной игры тоже получал огромное удовольствие))

Хорошие правила, спасибо большое! Я скоро на олимпиаду еду, надеюсь помогут! Жаль, что раньше не додумалась сюда заглянуть.

Ну если одноголосный диктант то это просто по данной методе. А вот 3-х, 4-х голосные это уже полная опа. Так просто не научишься, короче, есть абсолютники, а есть простые слухачи — вот им тяжно, так как здесь развивать нужно с детства и совершенствоваться постоянно. Ну и знания гармонии здесь важны и нужны. Вот я одноголосный диктант могу на калякать, а что посложнее уже как там выше говориться? лох — вот уж не задачка — то. Мыслю образами а не формулами. Сочиняю музыку покруче академиков, а писать такую туфту не люблю, у меня руки сами играют в творчестве. На кой он нужен этот диктант, расшифровать чужую композицию если только. Ничего он не развивает. Тупость да и только, простите если что, наболело. В своё время из-за этого с училища ушла.

1) Ученье — свет, а неученье — тьма!)) и Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее)) — это про диктанты по любимому сольфику))

Спасибо, замечательный правила! Всегда были проблемы с диктантами, хотя теорию знаю очень хорошо.

По многочисленным просьбам наших учащихся, которые прямо-таки бомбардируют сайт этим вопросом, помещаем несколько рекомендаций на столь животрепещущую тему.

(Спасибо, что не закрыли текст после предыдущего абзаца. Продолжаем.)

Быстро обучиться хорошо писать диктанты – это нечто из серии «английский за 2 недели», «обогащение за 2 дня» или «похудение за 2 часа». Музыкальный диктант (в дальнейшем – МД) – зверь дикий, и приручать его надо постепенно, лаской-с, приноравливаясь к его повадкам и особенностям. А повадок у него много, и все работают против вас. У него есть мелодия, которую надо не только запомнить, но и перевести в ноты. У него есть ритм, который тоже надо как-то запомнить и уложить среди тактовых чертей . И наконец эти, не тем будь помянуты, злосчастные случайные знаки, особенно мерзкая VII ступень гармонического минора, которую еще надо не забыть поставить в виде диеза или бекара... Педагогу, в общем, понятно состояние коллективного помешательства, в которое впадают студенты при словах «а сейчас – диктант». Это состояние сопровождается частичной атрофией всех органов чувств. Уши не слышат, голова не работает, и только рука с карандашом конвульсивно вздрагивает во время проигрывания, оставляя на нотной бумаге какие-то точки: Успеть! Настрочить! Пока играют! Потом сразу все забуду! В результате на нотном стане появляется тайнопись, в которой восходящий ряд означает нисходящий, вместо движения по аккорду мы видим поступенное и наоборот, а ритм так и вовсе берется с потолка или неизвестно с чего.

Выберите среди его мелодий несколько одноголосных (так называемая полифонúя не подойдет не только из-за неправильного ударения в слове), которые вы хорошо знаете, слышите каждый день и уже намереваетесь заменить другими. Не торопитесь это делать. Последнее, чем вы можете досадить вашим надоевшим мелодиям, – это записать их на нотную бумагу.

Мелодия не должна быть чересчур быстрой, длинной или джазовой по стилю (джазовые мелодии изобилуют необычными ступенями и требуют подготовленного слуха).

Прежде всего мелодию пропойте (на инструменте не подбирать!). Выберите для нее тональность (если вы, конечно, не слышите ее при «исполнении» телефоном; но тогда вы обладатель абсолютного слуха и с МД вы справитесь и без нашей помощи). Например, в минорной мелодии – ля минор, в мажорной – До мажор. Высота тональности может не соответствовать действительности, но это и не существенно. Какая разница, если телефон пищит ее в Ми, а вы примете за тонику До? Это даже более показательно: смоделировав себе условную тональность, вы будете воспринимать звуки мелодии не как абсолютные и отдельные ноты, а в связи друг с другом, как ступени .

Пропев мелодию, спойте отдельно ее I ступень. Попытайтесь найти ее голосом. В мелодии она может и не встретиться (!), но она есть та самая печка , от которой надо искать все остальное. Спойте теперь гамму с названием нот, а можно и знаков. А теперь еще раз врубите мелодию и вырубите сразу после нескольких начальных звуков. Ощутили, какие это ступени и какие ноты? Прекрасно. Дальше по памяти. Сложные скачкинужно заполнять (мысленно или вслух) гаммообразным движением! При непонятных нотах следует останавливаться и допевать от этой ноты до тоники (или, наоборот, от тоники до ноты).

С ритмом сложнее. Если вы пытаетесь писать эстрадную мелодию, она, как правило, вся изрешечена синкопами и другими вещами, плохо поддающимися нотной записи. В таком случае постарайтесь расставить хотя бы тактовые черты (задача тоже не из легких).

Когда ваша способность к записыванию мелодии иссякнет, то есть вы поймете, что точнее записать уже все равно не сможете, – сыграйте на инструменте все, что получилось. Теперь (но не раньше!) вы имеете полную власть распоряжаться инструментом, биться о его клавиши или порожки. Особенно плодотворно вы сможете использовать слухоразвивающие возможности вашего мобильника, если сами наберете на нем какую-либо знакомую мелодию (записав ее предварительно нотами на бумаге).

Там тоже есть мелодии, которые крутятся non stop. Их можно услышать в совершенно любой произвольно избранный момент на одной из радиостанций. Произведите с ними вышеуказанные операции. Для повторного прослушивания достаточно повернуть тюнинг. И мелодия обнаружится сама собой.

Но кошка-то у вас должна быть! Кошки, между прочим, очень музыкальные животные. Некоторые из них даже не могут выносить профессионально поставленного голоса: усиленный всеми резонаторами певческий звук напоминает, очевидно, кошачий сигнал опасности, и четвероногое спасается бегством.

Прислушайтесь к ее сигналам. Попытайтесь перевести их в нотные знаки. И, кто знает, может быть, скоро вы научитесь беседовать с любимой животиной на ее же музыкальном языке...

Если у вас даже кошки нет - идите прямиком в интернет. Там (то есть тут) можно найти множество интерактивных программ для развития музыкального слуха, в том числе для записи мелодий разной сложности.

Написание диктанта – процесс отнюдь не мгновенный. При каждом прослушивании вспоминайте фразу из фильма: «Дичь не улетит, она жареная». Никуда диктант от вас не денется. В течение ближайших 15-25 минут вся ваша жизнь будет протекать в теснейшем контакте с этой мелодией. Так что никакой паники.

Не пытайтесь судорожно строчить за проигрыванием. Особенно за первым. Вы же еще ничего не поняли: ни размера, ни повторов, ни ритма... Когда вы слышите МД в первый раз, следите за рукой (вашей). Она начнет отсчитывать доли такта, причем помимо сознания. Не мешайте ей. Лучше включите счетные способности и определите, сколько в такте долей.

Раз-два, раз-два...

Раз-два-три, раз-два-три...

Вот, собственно, и всё. Размер 4/4 – это двухдольный, но в музыке широкой, протяжной. Размер 6/8 (о нем студенты часто забывают!) – тоже двухдольный, в котором внутри каждой доли слышно деление не на 2, а на 3 более мелкие единицы.

А ноты? С первого раза их можно и не запоминать. Сами запомнятся.

Во второй раз уже можно обратить на них особенное внимание. Очень важно правильно услышать первую ноту (или первую крупную ноту после мелких длительностей затакта). Больно бывает видеть у студента в начале мелодии I ступень, когда в действительности там V. Ведь педагог только что воспроизвел вам трезвучие! И не использовать эту настроечную подсказку себе на пользу просто глупо.

Мелодия, как известно, состоит из фраз. Запомните, какие из них повторяются. Повторы облегчают написание МД, и наше счастье, что музыка почти не может существовать без повторов. Не пользоваться ими опять же неразумно. Если две абсолютно одинаковые фразы (копии друг друга и по мелодии, и по ритму) в тетради студента становятся разными, это говорит об абсолютном отсутствии работы головного мозга в данный момент.

Поняв, сколько в мелодии фраз, постарайтесь примерно определить, сколько в ней тактов. Чаще всего их, конечно, 8, но бывает и другое количество. Попытайтесь наметить, какие из записанных нот приходятся на сильные доли, уяснить ритм каждого такта. И, пожалуйста, запомните: если в первой фразе был затакт, то в остальных он (в 99 % случаев) сохранится. Поэтому не ставьте тактовую черту перед началом новой фразы: она наверняка вам понадобится лишь после начала фразы.

При следующих проигрываниях уточняйте движение (по гамме, по аккорду, опевание), интервалы, ступени, скачки... Много чего надо уточнить. Но и проигрываний впереди немало!

И пожалуйста, не забывайте случайные знаки! Уже на первом году обучения появляется гармоническая и мелодическая ступени в миноре, чуть позже – они же в мажоре, а там и прочие альтерированные ступени. Их легко услышать, если хорошо представляешь себе звучание обычной натуральной гаммы и соотношение ее простых ступеней.

Так что пойте гаммы, пойте аккорды, пойте интервалы в тональности и вне. Это можно делать и в домашних условиях.

А на уроке – никакой паники!

Успехов!

© Сергей Богомолов,

кандидат искусствоведения,

преподаватель ДМШ им. Н.А. Римского-Корсакова

(специально для нашего сайта, 2015)

Данное пособие представляет собой сборник авторских мелодических диктантов, ориентированных на учащихся младших классов музыкального отделения (8-летний срок обучения).

Главной целью создания пособия является поиск новых творческих подходов к осуществлению плодотворной работы с учащимися младших классов на уроках сольфеджио.

Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных видов деятельности в преподавании сольфеджио. Как правило, в диктанте обобщаются и теоретические знания, и практические навыки. Всё это - целый комплекс, направленный на выполнение сразу нескольких заданий, объединенных в одно - написание законченной по смыслу мелодии.

С чего же начать, как выстроить работу над диктантом? Наработки в решении этого вопроса даны в предлагаемом пособии.

Несомненно, прежде чем маленький музыкант-первоклассник сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу и многое другое. В процессе изучения основ музыкальной грамоты, мы и начинаем писать первые диктанты, анализируем на слух музыкальные фрагменты и фиксируем их с помощью графических изображений (здесь педагог может проявить фантазию). В подобных диктантах педагог исполняет несложные для восприятия пьесы на фортепиано. Прослушав их, ученики должны, например, услышать и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно, конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли, определить сильную, и т.д.

Ориентировочно со второго класса и далее уровень сложности возрастает в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения в ладу, длительности, уметь группировать их.

Работа с ритмом заслуживает особого внимания. Отличной тренировкой служат ритмические диктанты, направленные на запись ритмического рисунка. В мелодических диктантах считаю удобным записывать ритм отдельно от мелодии (в большей степени это актуально для учащихся младших классов).

Процесс написания диктанта основан на следовании плану. После каждого проигрывания нужно определить и зафиксировать:

  • тональность;
  • музыкальный размер, форму диктанта, особенности структуры;
  • начало диктанта (первый такт) - тоника, серединная каденция (4 такт) - наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) -

V ступень тоника;

  • ритм;
  • мелодические интонации с использованием графических символов;
  • нотную запись;


Во время исполнения мелодии перед учениками необходимо ставить определённую задачу. При этом считаю важным не сосредотачивать услышать что-то определённое, наоборот, отметить максимально возможное (опираясь на план). Не столь важно, в каком порядке начинать записывать услышанное - с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии. Важно выбрать «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?» и V ступень в 4 такте, «а как мы к ней «пришли?» и т.д. Важно также ориентировать детей не на соотношения двух рядом стоящих нот, а на мотив из 5–6 звуков, воспринимая его «как одно слово», тогда дети быстрее усвоят всю мелодию. Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности.

В большинстве своём в сборнике представлены диктанты в форме периода, состоящие из двух предложений повторного строения. Диктанты подобного строения пишем и на занятиях. Опираясь на классическую традицию, обговариваем с учащимися, что начало диктанта - с тоники или другой устойчивой ступени, в 4 такте - серединная каденция - наличие V ступени, 7–8 такт - заключительная каденция - V ступень тоника;

После написания ритма (над тактами), анализируем мелодию, интонации, из которых она состоит. Для этого определили основные элементы мелодии и присвоили каждому свой символ. (Здесь фантазия педагога безгранична).

Основные элементы музыкальных интонаций:

Пример диктанта с графическими символами:

«Ключик» к успешному написанию диктанта - в способности анализировать, логически мыслить. В практической деятельности приходилось встречать учеников с хорошей музыкальной памятью, с чистой «от природы» интонацией, которые испытывали затрудния в написании диктанта. И напротив, ученик, слабо интонирующий и долго запоминающий мелодию, при умении логически мыслить, неплохо справляется с диктантом. Отсюда вывод, что для успешного написания диктанта, следует научить детей не столько запоминать, сколько анализировать услышанное.

Музыкальный диктант - интересная и плодотворная форма работы в курсе сольфеджио. В нём сосредоточены ладовые, интонационные, метроритмические трудности. Работа над диктантом организует внимание учащихся, развивает слуховую память и способность анализировать услышанное. Развитие всех перечисленных основ в равной степени происходит на всех дисцмплинах, изучаемых в музыкальных школах, школах искусств, особенно на специальности и сольфеджио. Эти предметы, безусловно, являются взаимодополняющими. Однако подход к изучению нового произведения на специальности и диктанта на сольфеджио, заметно отличается: воспроизводя музыкальный текст по нотам на специальности, в сознании ученика из деталей постепенно складывается готовое произведение. Это отражает схема:

При создании нотной записи прослушанного произведения на сольфеджио, процесс работы с новым материалом происходит в противоположном направлении: сначала ученикам предлагается звучание готового произведения, затем педагог помогает анализировать, далее усвоенное превращается в нотный текст:

На этапе анализа диктанта важно следовать от общего (особенностей структуры и фразировки) к частному (направление движения мелодии, например), не нарушая естественный ход процесса.

Запись диктанта - не создание целого из отдельных элементов (мелодия + ритм + размер + форма = результат) , а умение проанализировать целое как комплекс составляющих его элементов.

Для того чтобы учащиеся привыкали активно воспринимать нотный текст, очень полезны разные форма работы над диктантом. Например:

  • Ступеневый диктант - педагог играет мелодию, которую ученики записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
  • Диктант с ошибками - на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей - исправить их, записать правильный вариант.
  • Диктант с вариантами - полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно применить как ритмическую вариантность, так и мелодическую.
  • Диктант по памяти - анализируется, выучивается диктант, пока каждый ученик не запомнит его. Задача - верно по памяти оформить нотный текст.
  • Графический диктант - педагог указывает на доске лишь некоторые ступени, графические символы, обозначающие элементы мелодических интонаций.
  • Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, на основе трёх стадий мелодического развития: началом, серединой (развитием) и заключением.
  • Подбор и запись знакомых мелодий . Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде.
  • Самодиктант - запись по памяти выученных номеров с учебника. В такой форме диктанта происходит развитие внутреннего слуха и выработка умения графически оформлять услышанное.
  • Диктант без подготовки (контрольный) - отражает степень усвоения материала. В качестве материала можно выбрать диктант на один-два класса легче.

Любая форма диктанта - своеобразный мониторинг развития музыкального мышления ребенка, уровня усвоения им нового материала, а так же способ дать детям возможность реализовать свои умения самостоятельно или сделать «открытия» под руководством педагога.

Примеры диктантов для 2 класса:


Примеры диктантов для 3 класса:


Примеры диктантов для 4 класса:


Представленные в пособии диктанты созданы на основе описанных выше элементов музыкальных интонаций и относятся к инструктивным. По моему мнению, в таком виде их удобно «слышать» и анализировать, а значит, без затруднений справляться с заданием. Этого я и желаю нашим ученикам - юным музыкантам!

Надеюсь на творческий подход преподавателей к представленному в данном методическом пособии материалу.

________________________________________

По вопросу приобретения пособия Людмилы Синицыной «Диктанты по сольфеджио для младших классов» обращайтесь к автору по адресу