Из за чего умер наговицын. Дочь Сергея и Инны Наговицыных. Институт и армия

12.06.2019

Сергей Наговицын - биография

В России исполнители «блатных» песен собирают стадионы. И хотя расцвет этого жанра уже позади, многие шансонье еще долго будут пользоваться спросом. Один из них - Сергей Наговицын, проживший короткую, но такую насыщенную жизнь.

Сергей Борисович Наговицын - российский автор-песенник, шансонье, исполнитель музыкальных композиций «Разбитая судьба», «Потерянный край», «Белый снег». Сергей родился 22 июля 1968 года в пермском районе Закамске в семье рабочих завода имени С.М.Кирова Бориса Николаевича и Татьяны Александровны. В свободное от работы время отец мальчика учил дворовых ребят играть в волейбол. Мать в предпенсионном возрасте освоила профессию дворника.

Сергей Наговицин в детстве

Предками Сергея были русские и удмурты. Двоюродный дедушка мальчика Иосиф Алексеевич Наговицын с 1926 по 1937 год занимал пост народного комиссара социального обеспечения РСФСР.


Певец Сергей Наговицин

В школе Сергей не придавал значения обучению и поэтому приносил домой одни тройки. Но на занятиях физкультурой мальчик отличался выносливостью, силой и ловкостью, с первых классов стал посещать спортивные секции баскетбола, волейбола, футбола и бокса. Участвуя в игровых видах спорта, Сергей показывал хорошие результаты в прыжках. Обладая ростом 174 см, молодой человек легко забрасывал мяч в баскетбольное кольцо. На городском соревновании класс Наговицына один раз даже получил чемпионский титул. В старших классах получил звание КМС по боксу.

Чем мог занять себя обычный пацан в рабочем районе Перми? Именно в этом городе началась его биография. Выбора особого не было: или подворотня, или спорт. Сергей выбрал второе и записался в секцию бокса. Там, где он рос, кулаками можно было решить многие проблемы.

Детство и юность Наговицына

Тысячи подростков, неумело прижимая струны на ладах, разучивали аккорды популярных песен. Ведь парень с гитарой - душа любой компании! Не был исключением и Сергей. Старшие парни хлопали его по плечу и говорили, что в армии гитара поможет ему подняться. Тот отмахивался: «Пацаны, я ведь в институт поступил, так что армия подождет».


Сергей Наговицын в молодости

Несмотря на недочеты в обучении, Сергей Наговицын получил аттестат с хорошими отметками, что позволило юноше поступить в Пермский медицинский институт на ортопедическое отделение. Не проучившись и года, в 1986 году молодой человек был призван в армию и уехал служить в город Батуми

Отучившись год в медицинском, Наговицын получил повестку. Стыдно было ему, кандидату в мастера спорта, бегать от военкома, поэтому в указанное время Сергей явился в военкомат. Служить ему довелось в жарком Батуми, когда цветущая столица Аджарии была горячей точкой - порой приходилось спать в обнимку с автоматом.

. В те годы Грузия как раз переживала череду национальных конфликтов, и Сергей за короткий срок получил жизненный опыт взрослого человека. Находясь в армии, Сергей задумывался о том, чем заниматься дальше: музыкой или спортом. Написав толстую тетрадь стихов, юноша сжег ее сгоряча, о чем потом жалел.

Впрочем, находилось место и отдыху. В части Сергей попал в армейскую группу «Эксперимент». Играли то, что нравилось. А еще отвлекаться от нелегких будней помогали письма от любимой девушки. Инна писала, как любит его, с каким нетерпением ждет возвращения. После окончания службы они поженились.


Инна и Сергей

Музыка

Музыкой Сергей Наговицын увлекся с юношеских лет. Любимыми певцами подростка сталиВладимир Высоцкий, Александр Розенбаум, Аркадий Северный, Александр Новиков и Виктор Цой. В школе Наговицын впервые взял в руки гитару и научился нескольким аккордовым последовательностям. В армии солдат начал сочинять песни на уже написанные ранее стихи. Первые песни Сергея по звучанию напоминали творчество Виктора Цоя.


Чтобы обеспечить семью, Сергей устроился работать в пермский «Горгаз». Работа скучная и однообразная, а душа просила праздника. К счастью, на предприятии был организован вокально-инструментальный ансамбль, и Наговицын стал его участником. Играли преимущественно раскрученные хиты «Кино», «Парка Горького», «Агаты Кристи».

Надо было жить в то время, чтобы знать, как вчерашние «подвальные» музыканты в одночасье становились звездами. Тогда для этого нужны были лишь хорошие песни, которые пришлись бы людям по сердцу. А дальше народные «умельцы» сами распространяли их на кассетах. Наибольшей популярностью пользовались поп-музыка и шансон. Последний, правда, люди емко именовали «блатняк». «А если соединить дискотечные ритмы с лагерной лирикой?» - задумался как-то Сергей.

У него уже давно были написаны несколько песен, которые слышали только друзья. Разухабистый мотив, хрипловатый вокал - то, что надо! Песня «Золоткой упала с неба звезда» сразу «ушла в народ». Все думали, что ее исполняет новый талант с зоны, но Наговицын никогда не сидел в тюрьме.

Музыка, песни

Дар поэта и композитора у Наговицына открылся случайно. Однажды вечером он возвращался домой. В подворотне кто-то спросил закурить. Слово за слово, завязалась драка. Сергея ударили по затылку - и все, как будто свет выключили. Очнулся в больнице. Поначалу чудовищно болела голова, потом все стало приходить в норму. Хотя нет! Стихи и ноты теперь сами всплывали на поверхность, и ему оставалось лишь записывать их.

Жанр Сергей особо не выбирал. Там, где он вырос, многие слушали суровые песни о ворах, зоне, лагерях. Да и время было такое: криминал набирал силу, столько людей оказались затянуты в его пучину... Свой первый альбом Наговицын записал в 1991 году. Тираж небольшой, всего 1000 экземпляров. Сергей думал, что кассеты разойдутся только по знакомым и друзьям, и дальше Урала о нем не узнают. Но его услышали в Москве и в 1992 году пригласили в столицу, чтобы заключить контракт с продюсерской компанией «Русское шоу». Создавая дизайн обложки, певец также использовал стиль группы «Кино».


Обложка альбома Сергея Наговицына «Полная луна»

Москва быстро разочаровала Наговицына. Нравы, которые царили в столичном шоу-бизнесе, неприятно поразили его: обман, развод, «кидалово». Время было неспокойное, криминал правил бал во всех сферах жизни. Выступая в ресторанах перед «авторитетами», Наговицын знал, что те не дадут его в обиду, а потому без страха разорвал контракт. Хотя свой слушатель у него был не только на воровских сходках, но и в рабочей среде, в деревне, в армии. Сергей вернулся в родную Пермь и продолжил работу в привычном ритме. Два года Сергей работал над созданием индивидуального исполнительского стиля. Музыкант нашел оптимальное для себя сочетание блатной романтики и танцевального ритма. Большую роль в звучании песен играл особый тембр голоса певца.



Жизнь шансонье не могла не наложить отпечаток на характер Сергея. Он стал часто выпивать. Объяснял «увлечение» просто: «Вот сидит хороший человек. Двадцать лет в лагерях оттрубил, приглашает меня за столик, хочет выпить. Как я ему могу отказать?». Хуже всего то, что Наговицын трезвый и Наговицын пьяный - это совершенно разные люди. По натуре Сергей был добрым, скромным человеком, но, выпив, становился возбужденным и то и дело попадал в истории. Однако менять свои привычки он не торопился.

К концу 1993 года Сергей собрал материал для второго альбома «Городские встречи», в который вошли песни «Девочка-проказница», «Вечер для звезд», «Фонтанчики», «Золотистые денечки». На создание одноименного хита альбома, который стал всероссийским шлягером, у Сергея ушло всего 15 минут. Автор-исполнитель записал диск на профессиональной студии в начале 1994 года.

В 1996 году вышел следующий диск Наговицына - «Дори-дори», главный одноименный хит которого вошел в ротацию радиостанции «Радио Русский Шансон». Всероссийская трансляция сделала пермского певца популярным во всей стране. Творчеством и биографией артиста заинтересовались новые поклонники. Песни Наговицына оказались по духу близки людям, ранее столкнувшимся с заключением. Многие фанаты не могли поверить, что Сергей никогда не отбывал срок и не привлекался к суду. знаки судьбы Сергея Наговицына

На волне успеха артист через год создает четвертый по счету сборник «Этап». Сергей работал над музыкой и текстами в зависимости от вдохновения от нескольких минут до нескольких суток. В новый альбом попали песни «Прохор Митрич», «Зона», «Воля», «Говорила мне мать…». В 1998 году появляется следующий альбом шансонье «Приговор» с хитами «Сизый», «Там, на елках...», «Малолетка», «Возле дома», «Гуляй, братва!».


В последнем сборнике певца «Разбитая судьба» 1999 года выпуска популярность приобрели песни «Потерянный край», «До свиданья, кореша», «Белый снег», «Столичная». Три заключительных альбома «Этап», «Приговор» и «На свиданку», который был переименован при выпуске в диск «Разбитая судьба», задумывались Наговицыным как трилогия, посвященная нелегкой и противоречивой судьбе заключенного.

При жизни артиста было выпущено всего шесть сольных дисков. Помимо авторских сборников, продавалось большое количество пиратских кассет, которые содержали уже известный материал. После гибели шансонье родственники и друзья в начале 2000-х выпустили еще три альбома с песнями Сергея - «Вольный ветер», «Дзынь-дзара» и «Под гитару».

На песни «Разбитая судьба», «Там на елках шишки», «Белый снег» в 2000-х были созданы клипы. Сейчас в интернете можно найти много видео сольных концертов артиста. По мотивам песен Сергея в 2009 году режиссером Александром Дебалюком был снят фильм «Разбитая судьба». В криминальной драме главные роли сыграли Кирилл Захаров, Евгения Жукович, Сергей Широчин.

Личная жизнь

Поступив в медицинский институт, в первый же месяц Сергей Наговицын попал на сбор урожая картофеля. На поле юноша познакомился со студенткой Инной, которая училась на параллельном курсе. Романтические отношения между молодыми людьми завязались во время драк студентов с местными деревенскими ребятами. Сергей Наговицын всегда оказывался в гуще событий, а будущая жена делала ему впоследствии перевязки.


Сергей Наговицын с женой

Дружба продолжилась во время армейской службы Сергея. Солдат постоянно писал письма Инне, в которых делился творческими успехами и планами на будущее. Демобилизовавшись, Наговицын женился на Инне. В конце июня 1999 года у Сергея и Инны родилась дочь Евгения. В подростковом возрасте девочка увлеклась музыкой и игрой на гитаре. Женя также любит рисовать, из спорта она выбрала игру в теннис. Супруга Сергея после его смерти начала исполнять не изданные ранее музыкантом песни. Инна дает концерты, мечтает выпустить клип в память о муже.

Вдова Сергея Наговицына Инна

Первый звоночек

Первый «звоночек» прозвенел в середине 1990-х годов. В новогоднюю ночь Наговицын ехал в ресторан на машине. Вдруг фары выхватили стоявший на дороге автомобиль. Сергей ударил по тормозам, но слишком поздно - его автомобиль с силой врезался в задний бампер «Жигулей». ..


Несколькими минутами ранее здесь произошло столкновение двух легковушек. Водители принялись выяснять, кто виноват. Ни габаритов, ни знака аварийной остановки - так и стояли, выкрикивая друг другу обвинения. И тут новый удар! На беду, машина, которую толкнул Наговицын, наехала на своего хозяина. Спасти мужчину не удалось.


Сергей Наговицын

Экспертиза показала, что на момент аварии в крови Сергея присутствовал алкоголь. Он страшно переживал из-за того, что невольно отнял у человека жизнь. Наговицын оплатил похороны погибшего, добровольно выплатил компенсацию его родным, а потом... ушел в запой. Моральный груз оказался слишком тяжел.

Судья принял во внимание тот факт, что избежать столкновения было невозможно, а также добровольное признание вины и помощь потерпевшим, и оправдал Наговицына.

Певец понемногу приходил в себя, почти перестал пить и начал уделять больше времени Инне. Они были женаты уже несколько лет, а стать родителями не получалось. Наконец, супруга ошарашила его новостью: «Нас скоро будет трое!» В июне 1999 года у Наговицыных родилась дочка Женя.


Сергей Наговицын с дочкой


С дочкой

Уход из жизни, причина смерти

Казалось, все наладилось. Но шансонье, словно что-то предчувствуя, стал часто говорить о смерти. «Я не доживу до Нового года, я умру, я буду птицей, - сказал как-то он жене. - Вот прилетит к тебе голубь, ты его не выгоняй, это я к тебе прилетел. Я знаю, что мы с тобой проживем 10 лет». - «И действительно, до 11 лет у нас не хватило месяца и 7 дней, - вздыхает вдова. -Он за неделю до того, как все случилось, приехал на кладбище, рюмку водки поднял и говорит: "Я к вам скоро приду"». За год до гибели Сергей своей жене он на листке бумаги нарисовал памятник и слова, которые попросил написать на нем:

«Если я уйду во тьму, когда час мой не пробил, я оставлю песнь свою, без которой я б не жил».

...В ночь на 21 декабря 1999 года после концерта в Кургане Сергей почувствовал себя плохо. Вышел из ресторана глотнуть воздуха и потерял сознание. Приехавшие врачи ничем уже помочь не могли. По одной версии, причиной смерти у Наговицына стал сердечный приступ, по другой - кровоизлияние в мозг. Ему был всего 31 год.

, Пермь (Закамск), СССР - 20 декабря , Курган) - российский поэт, автор-исполнитель песен в жанре русский шансон и городской романс .

Биография

Сергей Наговицын родился в русско-удмуртской семье, 22 июля 1968 года , в Кировском районе Перми часть которого именуется Закамском . В школе учился весьма посредственно, но серьёзно занимался спортом, имел звание КМС по боксу. По окончании школы Сергей поступил в , но его призвали в армию. По распределению Сергей Наговицын попал в Батуми , в «горячую точку». В молодости Сергей интересовался творчеством Виктора Цоя . Кроме того на обложке альбома «Разбитая судьба» Сергей сфотографирован в «цоевском» стиле.

После увольнения в запас, Сергей устроился на работу в пермский «Горгаз», где и начал свой творческий путь в составе самодеятельной рок-группы, состоявшей из сотрудников «Горгаза». В 1991 году был записан первый альбом «Полная луна».

Сергей Наговицын не сидел в тюрьме и не привлекался к уголовной ответственности. Однако в одну из новогодних ночей стал виновником гибели человека. На дороге произошло ДТП и его участники не выставив аварийных знаков вышли из машин и стали выяснять причины аварии. В этот момент им на встречу в своём автомобиле ехал Сергей Наговицын. Не увидев препятствия он въехал в одну из стоявших машин, которая в свою очередь двигаясь по инерции, насмерть задавила стоявшего перед ней хозяина. После проведения медицинской экспертизы в крови Наговицына был обнаружен алкоголь, несмотря на это Сергей был оправдан в суде и не был привлечён к уголовной ответственности. После случившегося Сергей Наговицын сильно переживал, и оплатил похороны погибшего человека .

Семья

Внешние изображения

Смерть

Он очень много говорил о смерти: - «Я не доживу до нового года, я умру, я буду птицей. Вот прилетит к тебе голубь ты его не выгоняй, это я к тебе прилетел. Я знаю что мы с тобой проживём 10 лет». И действительно до 11 лет у нас не хватило месяца и семи дней. Он за неделю до того как всё случилось приехал на кладбище, рюмку водки поднял и говорит: - «я к вам скоро приду». Или допустим он на листке бумаги за год до того как всё случилось нарисовал памятник и говорит: - «Вот если я умру вы мне сделайте такой памятник и напишите такие слова:
Если я уйду во тьму, когда час мой не пробил, я оставлю песнь свою, без которой я б не жил » ...

Инна Наговицина

Память

На месте смерти Сергея Наговицына, возле придорожного кафе, располагающегося в зоне отдыха недалеко от города, установлен памятник.

Творчество

Всё, устал, и душа в небо рвётся. Плачет сердце от натянутых жил. Что ж пора, мне сказать остаётся до свиданья Земля, ты прости я тебе отслужил. Помоги мне Господь! Помоги мне добраться до дома, подними в облака и на крыльях своих унеси. Забери мою боль, залечи и роди меня снова. Помоги мне Господь! Помоги, сохрани и спаси. Я не в очередь влез, пусть того и не стою, я поднялся бы сам да душа тяжела. Ты возьми меня Бог поскорей, я не скрою, ну а там я уж сам доберусь до угла.

Сергей Наговицын

Специального музыкального образования у Сергея Наговицына не было.

После его смерти вышли альбомы «Вольный ветер» (2003), «Дзынь-дзара» (2004) и «Под гитару» (2006) содержащие, в том числе, и ранее не издававшиеся композиции. Сам Сергей задумывал трилогию из альбомов: «Приговор», «Этап», «На свиданку». Но альбом «На свиданку» был выпущен как «Разбитая судьба».

Помимо упомянутых дисков, было издано большое число официальных и пиратских сборников с различными названиями, но никакого нового материала они в себе не содержат.

По словам Сергея Наговицына на написание песен у него уходило от 15 минут до нескольких дней. Наиболее быстро им писались песни которые в скором времени становились хитами, например песня «городские встречи » (золоткой упала с неба звезда), была написана им примерно за 15 минут .

У Сергея две совершенно разных песни с одинаковым названием «Осень», из-за чего нередко возникает путаница:

Дискография

Использование музыки в массовой культуре

Отрывок песни Сергея Наговицына - осень
альбом «Городские встречи» 1993 год
Помощь по воспроизведению

Напишите отзыв о статье "Наговицын, Сергей Борисович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Наговицын, Сергей Борисович

– Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.
– Разве можно это сравнивать?… – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:
– Да, опять просить ее руки, быть великодушным, и тому подобное?… Да, это очень благородно, но я не способен итти sur les brisees de monsieur [итти по стопам этого господина]. – Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту… про всё это. Ну, прощай. Так ты передашь…
Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье.
Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из за сочувствия к брату, Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея.
За обедом речь зашла о войне, приближение которой уже становилось очевидно. Князь Андрей не умолкая говорил и спорил то с отцом, то с Десалем, швейцарцем воспитателем, и казался оживленнее обыкновенного, тем оживлением, которого нравственную причину так хорошо знал Пьер.

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.
– Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она.
– Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна.
– Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня.
Марья Дмитриевна только пожала плечами.
– Когда это графиня приедет, измучила меня совсем. Ты смотри ж, не говори ей всего, – обратилась она к Пьеру. – И бранить то ее духу не хватает, так жалка, так жалка!
Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою ее ожидал Пьер) стояла по середине гостиной. Когда Пьер показался в двери, она заторопилась, очевидно в нерешительности, подойти ли к нему или подождать его.
Пьер поспешно подошел к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтоб петь, но совсем с другим выражением.
– Петр Кирилыч, – начала она быстро говорить – князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг, – поправилась она (ей казалось, что всё только было, и что теперь всё другое). – Он говорил мне тогда, чтобы обратиться к вам…
Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку.
– Он теперь здесь, скажите ему… чтобы он прост… простил меня. – Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала.
– Да… я скажу ему, – говорил Пьер, но… – Он не знал, что сказать.
Наташа видимо испугалась той мысли, которая могла притти Пьеру.
– Нет, я знаю, что всё кончено, – сказала она поспешно. – Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё… – Она затряслась всем телом и села на стул.
Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.
– Я скажу ему, я всё еще раз скажу ему, – сказал Пьер; – но… я бы желал знать одно…
«Что знать?» спросил взгляд Наташи.
– Я бы желал знать, любили ли вы… – Пьер не знал как назвать Анатоля и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека?
– Не называйте его дурным, – сказала Наташа. – Но я ничего – ничего не знаю… – Она опять заплакала.
И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал как под очками его текли слезы и надеялся, что их не заметят.
– Не будем больше говорить, мой друг, – сказал Пьер.
Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос.
– Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас – считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому нибудь – не теперь, а когда у вас ясно будет в душе – вспомните обо мне. – Он взял и поцеловал ее руку. – Я счастлив буду, ежели в состоянии буду… – Пьер смутился.
– Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.
– Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, – сказал он ей.
– Для меня? Нет! Для меня всё пропало, – сказала она со стыдом и самоунижением.
– Все пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани.
– Теперь куда прикажете? – спросил кучер.
«Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него.
– Домой, – сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.
Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.

С конца 1811 го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти – миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811 го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг, против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.
Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его? Историки с наивной уверенностью говорят, что причинами этого события были обида, нанесенная герцогу Ольденбургскому, несоблюдение континентальной системы, властолюбие Наполеона, твердость Александра, ошибки дипломатов и т. п.
Следовательно, стоило только Меттерниху, Румянцеву или Талейрану, между выходом и раутом, хорошенько постараться и написать поискуснее бумажку или Наполеону написать к Александру: Monsieur mon frere, je consens a rendre le duche au duc d"Oldenbourg, [Государь брат мой, я соглашаюсь возвратить герцогство Ольденбургскому герцогу.] – и войны бы не было.
Понятно, что таким представлялось дело современникам. Понятно, что Наполеону казалось, что причиной войны были интриги Англии (как он и говорил это на острове Св. Елены); понятно, что членам английской палаты казалось, что причиной войны было властолюбие Наполеона; что принцу Ольденбургскому казалось, что причиной войны было совершенное против него насилие; что купцам казалось, что причиной войны была континентальная система, разорявшая Европу, что старым солдатам и генералам казалось, что главной причиной была необходимость употребить их в дело; легитимистам того времени то, что необходимо было восстановить les bons principes [хорошие принципы], а дипломатам того времени то, что все произошло оттого, что союз России с Австрией в 1809 году не был достаточно искусно скрыт от Наполеона и что неловко был написан memorandum за № 178. Понятно, что эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин, количество которых зависит от бесчисленного различия точек зрения, представлялось современникам; но для нас – потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой и страшный смысл, причины эти представляются недостаточными. Для нас непонятно, чтобы миллионы людей христиан убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив, Александр тверд, политика Англии хитра и герцог Ольденбургский обижен. Нельзя понять, какую связь имеют эти обстоятельства с самым фактом убийства и насилия; почему вследствие того, что герцог обижен, тысячи людей с другого края Европы убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими.
Для нас, потомков, – не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здравым смыслом созерцающих событие, причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше нам их открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными по недействительности своей (без участия всех других совпавших причин) произвести совершившееся событие. Такой же причиной, как отказ Наполеона отвести свои войска за Вислу и отдать назад герцогство Ольденбургское, представляется нам и желание или нежелание первого французского капрала поступить на вторичную службу: ибо, ежели бы он не захотел идти на службу и не захотел бы другой, и третий, и тысячный капрал и солдат, настолько менее людей было бы в войске Наполеона, и войны не могло бы быть.
Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу и не велел наступать войскам, не было бы войны; но ежели бы все сержанты не пожелали поступить на вторичную службу, тоже войны не могло бы быть. Тоже не могло бы быть войны, ежели бы не было интриг Англии, и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре, и не было бы самодержавной власти в России, и не было бы французской революции и последовавших диктаторства и империи, и всего того, что произвело французскую революцию, и так далее. Без одной из этих причин ничего не могло бы быть. Стало быть, причины эти все – миллиарды причин – совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться. Должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных, точно так же, как несколько веков тому назад с Востока на Запад шли толпы людей, убивая себе подобных.

Сергей Борисович Наговицын известен как российский музыкант, исполнитель и автор-песенник таких музыкальных жанров, как русский шансон и городской романс. Хитами его творчества стали песни «Городские встречи», «Разбитая судьба», «Дори-Дори», «Потерянный край» и «До свиданья, кореша».

Детство и юность

Сергей родился 22 июля 1968 года в Кировском районе Перми, в простой семье с русско-удмуртскими корнями. Удручающая атмосфера промышленного города представляла взору его жителей хрущевские постройки, отсутствие развлечений для детей, пьянствующих и играющих в «жестокие игры» взрослых, и периодические подростковые массовые побоища. Блатная романтика, культивирующаяся местными нравами, стала для Сергея частью неотъемлемых детских воспоминаний и источником для ностальгии.


Тем не менее, семья, в которой воспитывался Сергей Наговицын, не отличалась криминальными наклонностями, как и он сам. Мама Татьяна Александровна и отец Борис Николаевич работали на Пермском заводе имени С.М. Кирова. Отец также был тренером по волейболу и рано познакомил сына со спортом, который затем серьезно увлекся боксом и получил звание КМС.


Сергей никогда не отличался хорошей успеваемостью в школе и входил в ряды троечников. Проблем не было только с физкультурой, ему с легкостью давались разные виды спорта. Несмотря на плохую успеваемость, упорному Сергею удалось окончить школу с хорошими отметками в аттестате, что позволило ему успешно поступить в медицинский институт Перми на ортопедическое отделение.


Проучившись там меньше года, в 1986-м Наговицын получил повестку в армию – он попал на службу в «горячую точку» Грузии, в Батуми. Во время прохождения службы Сергей близко познакомился с творчеством лидера рок-группы «Кино» Виктора Цоя , что впоследствии стало для него толчком к началу творчества.

Музыкальная карьера

Музыкой Сергей Наговицын начал увлекаться еще в школе, но более сложным аккордам научился во время службы в армии: там он стал сочинять музыку на стихи разных авторов. После увольнения в запас начинающий музыкант пошел работать в пермский «Горгаз».


Среди коллег он встретил единомышленников, с которыми создал рок-группу. Новоиспеченные музыканты помимо рока исполняли блатной фольклор и русский шансон, а в 1991 году выпустили первый альбом под названием «Полная луна». Мотивы первых песен чем-то напоминали стиль Виктора Цоя.


В 1992-м молодой артист получил коммерческое предложение по работе в Москве от компании «Русское шоу», после чего переехал в столицу. Но его сотрудничество с «Русским шоу» длилось недолго – всего через полгода Сергей вернулся в Пермь и продолжил оттачивать свое мастерство в области шансона. Его стиль начал обретать более индивидуальное звучание, представляя собой блатную лирику и городской романс в сочетании с танцевальными ритмами.

Сергей Наговицын - «Городские встречи»

В 1994 году вышел второй альбом артиста «Городские встречи». Музыкант поделился, что на создание одноименного хита у него ушло всего 15 минут. Альбом «Городские встречи» стал очень популярен среди любителей жанра.

Сергей Наговицын - «До свиданья, кореша»

1996 год был ознаменован выпуском альбома «Дори-Дори», после которого успех Наговицына был возведен в квадрат, а последовавшая за релизом пластинки трансляция его песен на «Радио Русский Шансон» сделала пермского певца известным по всей России.

Особенно творчество новоиспеченной звезды шансона стало близко по духу людям, имеющим тюремное прошлое. Фанаты с трудом верили, что певец никогда не отбывал срок и не имел криминального прошлого.

В 1997-м вышел очередной альбом музыканта под названием «Этап», а примерно через год Наговицын выпустил не менее популярный «Приговор». В 1999 был выпущен его последний альбом – «Разбитая судьба».

Документальный фильм о Сергее Наговицыне

При жизни Сергей Наговицын выпустил 6 сольных альбомов, а после его гибели близкие родственники в начале 2000-х годов в честь памяти выпустили еще три альбома с его песнями: «Вольный ветер» (2003), «Дзынь-дзара» (2004), «Под гитару» (2006).

Личная жизнь Сергея Наговицына

Со своей будущей женой Инной Наговицын познакомился еще в институте, на сборе урожая картофеля, а романтические отношения у них завязались после очередной потасовки Сергея с деревенскими ребятами: в драке юноша получил повреждения, и Инна помогла ему обработать раны. Так завязались их отношения.


Влюбленные общались во время его службы в армии – солдат постоянно писал девушке романтические письма, где также делился творческими успехами в музыке и строил планы на будущее.


После демобилизации молодая пара узаконила свои отношения, но детей у молодых долго не было. Любимая дочь появилась у Наговицыных в июне 1999 года, всего за несколько месяцев до смерти певца. Девочку назвали Евгенией. В подростковом возрасте она, как и отец, увлекалась музыкой и играла на гитаре.

Интервью с Сергеем Наговицыным

За несколько лет до своей смерти Сергей стал участником ДТП, в результате которого погиб человек. По дороге домой Сергей врезался в стоящую машину, которая участвовала в более раннем столкновении. После трагедии Сергей Наговицын проходил экспертизу, и в его крови был обнаружен алкоголь. Однако суд признал певца невиновным – машины находились на дороге без опознавательных знаков. Наговицын очень переживал эту ситуацию и помог с похоронами семье погибшего, но не смог справиться с грузом на душе и запил.

Смерть Сергея Наговицына

В конце 1999 года у музыканта ухудшилось состояние здоровья из-за злоупотребления табаком и алкоголем. Перед его последними гастролями врачи советовали Сергею подлечить здоровье, но он не послушался и направился на обещанные выступления.

Сергей Наговицын похоронен на Закамском кладбище родного города. Могилу венчает скромный памятник: темная гранитная плита с фотографией барда.

Автор-исполнитель в жанре русский шансон. Широкую известность приобрел в 1998 году, после выхода альбома "Приговор". Всего Сергеем выпущено пять альбомов: "Городские встречи", "Дори-Дори", "Этап", "Приговор", "Разбитая судьба".


Родился Сергей Наговицын в 22 июля 1968 году в городе Закамске, в простой семье. В средней школе учился посредственно (на тройки). Успешно занимался в спортивной секции, где получил "кандидата в мастера спорта" по боксу. Детство и юность Сергея проходили в рабочих кварталах Перми, состоящие из "хрущовок" - зрелище не из радостных. Отсутствие каких - либо развлечений приводило как следствие - у взрослых - пьянство, у датей - жестокие игры. Вся Пермь была поделена подростками на районы, между которыми проходили кровавые, а иногда и смертельные побоища. Близость "зон" играло тоже немаловажную роль. Подростки, а среди них и Сергей учились выживать и набирались жизненной мудрости. На гитаре начал играть в 1985 года под влиянием Александра Розенбаума.

После школы Сергей поступил в Пермский Медицинский институт, но не закончил его. В 1986 году Сергея Наговицына призывают в армию. По распределению попадает в Батуми, где ситуация тогда была приближена к военной. Служба в горячей точке оставила свой след и превратила простого пермского паренька в зрелого мужчину с трезвым взглядом на жизнь. В армии сослуживец Сергея нааучил первым аккордам на гитаре. В армии написаны и первые песни, напоминавшие песни Виктора Цоя. Схожесть с Виктором Цоем прослеживается не только в творчестве Сергея Наговицына, но и в его судьбе (на обложке альбома "Разбитая судьба" Сергей сфотографирован в "цоевском" стиле и очень напоминает "легендарного корейца").

Демобилизовавшись из Вооруженных Сил Сергей Наговицын устраивается на работу в пермский "ГорГаз". В недрах этой организации сущестовала самодеятельная рок-группа, не чуравшаяся блатного фольклора, которой было суждено сделать первые аранжировки песен Сергея Наговицына (альбом "Полная Луна".

"Луна" сыграла свою роль. В 92 году московский продюсерский центр "Русское Шоу" предложил Наговицыну подписать контракт о звукозаписи. Наговицын подписал, но жить в Москву не переехал.

Однако сумасшедшая столичная жизнь так шокировала провинциального начинающего шансонье, что через полгода Сергей вернулся в родной город отдыхать душой.

После столицы в Пермь вернулся уже зрелый композитор, прощупавший почву, готовый к творческим поискам, а не начинающий шансонье. Результатом всего этого стало рождение неповторимого наговицынского стиля - сплава городского романса, блатной лирики и дискотечного ритма. И тут, как нельзя кстати пришёлся своеобразный тембр голоса Сергея Наговицына: "крутой", но в тоже время, проникновенный.

К 1993 году стиль сформировался и к началу 1994 года уже было написано 16 песен. Половина из них вошла в первый альбом "Городские встречи", записанный на профессиональной студии. Затем был записан альбом "Дори - Дори" из песен 1995 - 1996 годов, с которого и началась всероссийская известность музыканта. Потом были "Этап" 1997 года, записанный в продакшн - студии радио "Европа Плюс - Пермь" и "Приговор" 1998 года, записанный в студии пермской группы "Шоколад".

Своими любимыми исполнителями Сергей Наговицын называл: Аркадия Северного, Владимира Высоцкого, Александра Розенбаума, Александра Новикова.

Сергей Наговицын не сидел в тюрьме и не привлекался к уголовной ответственности.

В ночь с 20 на 21 декабря 1999 года, направляясь на гастроли в Курган, Сергей Наговицын скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. 22 декабря Сергей был похоронен в Перми.

Жанр "русский шансон" богат именами талантливых авторов и исполнителей. Подробности жизни музыкантов всегда были интересны поклонникам их творчества. И это, скорее всего, не простое обывательское любопытство, а стремление слушателей понять, откуда у автора взялось именно такое видение жизни, являются ли песни описанием личного пути самого исполнителя. Биография тоже всегда была интересна слушателям, так как его песни никого не оставляли равнодушными, волновали своей глубиной, затрагивали, как говориться, за живое.

Путь к творчеству

Сергей Наговицын появился на свет в Закамске (район Перми). Это событие

случилось в 1968 году 22 июня в обычной семье. В то время никто не мог себе представить, какая судьба ожидает этого мальчика.

В школьные годы Сергей не отличался особым прилежанием в учебе, но был спортивным молодым человеком, обладал званием КМС по боксу.

В 1985 году, увлекшись творчеством Александра Розенбаума, выучился игре на гитаре. В определенном возрасте практически все мальчишки стремятся овладеть этим музыкальным инструментом. Возможно, это и повлияло на его дальнейшую судьбу.

После учебы в школе молодой человек стал студентом но, его, ушел в армию отдавать долг Родине. Служба была нелегкой и даже опасной, так как проходила в Батуми. В те неспокойные годы это место считалось «горячей точкой».

Уже тогда песня и гитара помогали выстоять в трудные годы службы, разлуки с домом.

Начало творческого пути

Сегодня с уверенностью можно сказать, что творческая биография Сергея Наговицына началась после службы в рядах Вооруженных Сил.

Демобилизовавшись, парень вернулся в Пермь и поступил на работу в «ГорГаз». В этой организации хорошо была развита самодеятельность, одним из направлений которой являлась рок-группа. Ее участником и стал Сергей Наговицын.

Кроме роковой музыки, в репертуаре самодеятельных исполнителей был шансон и даже блатной фольклор. И вообще, их интересовала самая разная музыка. Сергей Наговицын с легкостью предложил друзьям собственные произведения. Так после аранжировки, выполненной группой, появился первый альбом под названием «Полная луна». Кстати, он пришелся по душе приверженцам шансона.

Появление этого альбома было замечено продюсерами центра «Русское шоу» в Москве. В 1992 году музыканту предложили подписать контрактный договор о записи песен. Оставаясь жить в Перми, Сергей начал сотрудничество с центром звукозаписи.

К этому времени начал формироваться неповторимый Сергея Наговицына, где сочетались разные жанры - городской романс, шансон, блатная лирика, ритмы дискотеки. Уникальный певца не мог не покорить слушателей. Это было началом творческого пути молодой звезды.

Работа с профессиональными музыкантами

Биография Сергея Наговицына богата яркими событиями. Одним из них можно назвать выпуск альбома «Городские встречи». Он был записан в 1998 году на профессиональной студии звукозаписи.

К выпуску альбома Сергей шел несколько лет. Многие из песен, вошедшие в него, были написаны задолго до этого события. Популярность его произведений была настолько высока, что не включить их в сборник было просто невозможно.

С этого времени главным в жизни становится только музыка. Сергей Наговицын переживает высокий творческий взлет. Это приводит к появлению еще одного альбома, который сыграл огромную роль в карьере певца. Речь идет о сборнике песен «Дори-Дори». Он произвел настоящий фурор среди поклонников его таланта.

Некоторые из песен сборника были замечены радиостанцией «Радио Русский Шансон» в Санкт-Петербурге, что привело исполнителя к всероссийской известности. Пик популярности певца приходится на 1998-1999 годы.

Результаты творчества

Судьба Сергея Наговицына распорядилась так, что он не успел прожить долгую жизнь.

Несмотря на это, певец оставил после себя богатое творческое наследие. Выпущено несколько альбомов при жизни Сергея - «Полная луна», «Городские встречи», «Приговор», «Дори-Дори», «Этап». «Разбитая судьба», «Под гитару», «Дзынь-дзара», «Вольный ветер» - сборники, вышедшие уже после смерти автора.

Кроме песен, вошедших в эти проекты, есть такие, которые имеют самостоятельную жизнь. Сегодня они так же популярны, как и 15 лет назад. Многие из композиций приобрели других исполнителей и находятся на пике популярности.

Песни Сергея Наговицына, исполняемые его женой Инной, нашли теплый отклик в сердцах поклонников русского шансона и городского романса. Певице удается вложить в них не только свою душу, но и видение окружающего мира Сергеем. Ведь они были связаны друг с другом годами счастливой совместной жизни и творчества.

Формирование музыкального вкуса исполнителя

Творческая биография Сергея Наговицына получилась яркой, неповторимой, насыщенной. Во многом это зависело от того, кого певец считал своими учителями в музыке. Непререкаемыми авторитетами для него были Владимир Высоцкий, Александр Новиков, Александр Розенбаум, Аркадий Северный.

У людей часто возникают вопросы о том, были ли разногласия с законом и находился ли в местах лишения свободы Сергей Наговицын? Биография певца дает отрицательный ответ на эти вопросы, хотя в творчестве музыканта направление блатного фольклора прослеживается. Возможно, это связано с начальным периодом творчества Сергея, а может быть, имеются какие-то другие причины.

Людская память жива

Сергей Наговицын скончался, находясь в расцвете творческих сил на 31-м году своей

жизни. Это произошло неожиданно ночью 21 декабря 1999 года, когда певец был на гастролях в Кургане. У придорожного кафе, где случилось это печальное событие, установлен памятник.

Поклонники замедляют ход, зная, что здесь скончался Сергей Наговицын. Биография, фото автора и исполнителя русского шансона дают возможность каждому вспомнить талантливого и просто замечательного человека.

Похоронен автор-исполнитель в Перми, в городе, где начиналась его творческая жизнь. Каждый год друзья и поклонники Сергея приносят огромные охапки свежих цветов. Ведь этот человек оставил после себя богатое наследие в качестве своего творчества. Его невозможно забыть!