История Украины — особенности, происхождение и интересные факты. Как появилось название «Украина История создания государства украинского

15.03.2024

Вся правда о создании Украины...

Благодаря неиссякаемой энергии «свидомых» идеологов и пропагандистов в нашем обществе устоялся миф о том, что коммунистический режим был лютым врагом украинства и «Украины». Украинская сознательная интеллигенция с пеной у рта без устали вещает о преступлениях Ленина и Сталина против «украинського народу». И эта наглая ложь, пожалуй, является наиболее несправедливой в арсенале «свидомых». Несправедливость её заключается в том, что без Ленина и Сталина, без советской власти и «национальной политики» большевиков никогда бы не появились ни «украинцы», ни «Украина» в том виде, в каком мы их знаем. Именно большевицкий режим и его вожди создали из Юго-Западного края России «Украину», а из её населения - «украинцев». Именно они потом добавили к этому новообразованию территории никогда не принадлежавшие ни Малой Руси, ни Гетманату, ни Юго-Западному краю.

Зачем большевики создали «украинцев»

При всей ненависти «свидомых» галичан к «совъетам» они должны были бы признать, что без Сталина Галиция еще в начале прошлого века осталась бы разорванной между Польшей, Венгрией и Румынией, а про «украинцев» Прикарпатья и Закарпатья сейчас вряд ли бы вообще кто-то вспомнил, учитывая ассимиляционные таланты наших западных соседей.

Натужная искусственность проекта «Ukraina» в те годы была очевидна для многих деятелей коммунистического движения. Уже тогда Ленина предупреждали о том, что его эксперименты с нациостроительством и заигрывание с недобитыми опереточными националистами имперских окраин рано или поздно приведут к беде. Очень чётко в этом смысле проговаривался т. н. «украинский вопрос». Однако Ленин игнорировал эти предупреждения. И не только из-за своей так называемой «политики национального самоопределения». Украинского народа-то как раз на момент революции и не существовало. Была лишь юго-западная ветвь русской этнической группы и ничтожная кучка «свидомых» малорусских и галицийских интеллигентов, никогда не выражавших интересы простых людей. И Ленин был прекрасно информирован об этом. Он активно интересовался политической обстановкой в Малороссии тех лет.

Вот какую историю он поведал 30 января 1917 года в своём письме И. Арманд, услышанную им от бежавшего из германского плена солдата: «Пробыл год в немецком плену... в лагере из 27 000 чел. украинцев. Немцы составляют лагеря по нациям и всеми силами откалывают их от России. Украинцам подослали ловких лекторов из Галиции. Результаты? Только-де 2 000 были за «самостийность»… Остальные-де впадали в ярость при мысли об отделении от России и переходе к немцам или австрийцам.

Факт знаменательный! Не верить нельзя. 27 000 - число большое. Год - срок большой. Условия для галицийской пропаганды - архиблагоприятные. И всё же близость к великорусам брала верх!» .

То есть уже в 1917 году Ленин прекрасно понимал всю абсурдность, искусственность и надуманность «нации украинцев». Понимал, кто эту «нацию» создал и для чего. Но, тем не менее, сознательно продолжил польско-австрийско-немецкое дело по выведению из русских Юго-Западной Руси «украинцев».

Вот что, например, написала Роза Люксембург, обвинившая Ленина в создании искусственного «народа» и сознательном расчленении России: «Украинский национализм в России был совсем иным, чем, скажем, чешский, польский или финский, не более чем простой причудой, кривлянием нескольких десятков мелкобуржуазных интеллигентиков, без каких либо корней в экономике, политике или духовной сфере страны, без всякой исторической традиции, ибо Украина никогда не была ни нацией, ни государством, без всякой национальной культуры, если не считать реакционно-романтических стихотворений Шевченко. […] И такую смехотворную штуку нескольких университетских профессоров и студентов Ленин и его товарищи раздули искусственно в политический фактор своей доктринерской агитацией за «право на самоопределение вплоть» и т. д.».

Люксембург была политиком-реалистом и прекрасно понимала, что такое «Украина», но она, очевидно, не знала, что у большевиков, поляков и взращенных ими «украинцев» было два общих свойства, ставящих их на одну позицию в отношении «украинского вопроса». Это очень важные свойства их ментальности - страх и ненависть. ОНИ ОДИНАКОВО СИЛЬНО БОЯЛИСЬ И НЕНАВИДЕЛИ РОССИЮ И ВСЁ РУССКОЕ. В данном вопросе у них доминировало очень мощное иррациональное начало. Интернациональная, скажем так, верхушка РСДРП(б), в которой русских надо было еще поискать, не могла себе позволить сохранить государствообразующее этническое ядро Российской империи. По их мнению, в коммунистическом раю ни русский народ, ни русская культура не должны были доминировать. Для них русский народ являлся народом-угнетателем, русское государство - государством-поработителем, а русская культура - «русским великодержавным шовинизмом». Не зря нерусская, верхушка большевиков последовательно и тотально уничтожала всё русское и всех носителей русскости.

Когда в революционные годы речь шла о «классовой ненависти», подогреваемой большевицкими агитаторами, то на самом деле имелась в виду ненависть ко всему русскому, так как именно высшие социальные слои России были её носителями. Чтобы поставить под сомнение существование русскости и, соответственно, России, необходимо было просто истребить правящую элиту, истребить дворянство. Что, собственно, и произошло.

А простой народ на тот момент в своем духовно-психологическом развитии ещё не достиг уровня чёткой национальной и уж тем более культурной идентичности. Народ очень плохо понимал, где «свой» и «чужой». Именно потому сладкоголосые комиссары-инородцы были ему ближе русских дворян, а разговоры о том, что во всём виноваты «господа», стимулировали народный энтузиазм красного террора. Большевики мастерски использовали недоразвитость крестьянского сознания в своей пропаганде. В итоге они смогли превратить значительную часть народа в бунтующего хама, и натравить этого хама на русскую правящую элиту. Естественно, что расколотый народ устоять не смог. Когда же православная церковь и православная вера - последние оплоты русскости оказались под репрессивно-террористическим ударом нового режима, у советской власти появилась реальная духовно-психологическая возможность создания «советского человека», а у правящей «свидомойи» верхушки УССР появилась возможность создания региональной разновидности «советского человека» - «украинца».

Как писал уже в эмиграции историк Николай Ульянов: «Еще до октябрьского переворота революционные партии сбросили Россию со счетов, уже тогда ей противопоставлено было новое божество - революция. После же захвата власти большевиками, Россия и русское имя попали в число запретных слов. Запрет продолжался, как известно, до середины 30-х годов. Первые семнадцать-восемнадцать лет были годами беспощадного истребления русской культурной элиты, уничтожения исторических памятников и памятников искусства, искоренения научных дисциплин, вроде философии, психологии, византиноведения, изъятия из университетского и школьного преподавания русской истории, замененной историей революционного движения. Не было в нашей стране дотоле таких издевательств надо всем носившим русское имя. Если потом, перед второй мировой войной, его реабилитировали, то с нескрываемой целью советизации. «Национальное по форме, социалистическое по содержанию» - таков был лозунг обнажавший хитроумный замысел.

Приспособ**я к России всеми силами австро-марксистскую схему, большевики «постигли» все национальные вопросы за исключением русского. Точка зрения некоторых публицистов, вроде П. Б. Струве, видевших в «русских» «творимую нацию», nation in the making, как называли себя американцы, была им чужда и непонятна. Руководствуясь этнографическим принципом формирования СССР и сочинив украинскую и белорусскую нации, им ничего не оставалось, как сочинить и великорусскую. Они игнорировали тот факт, что великорусы, белорусы, украинцы - это еще не нации и во всяком случае, не культуры, они лишь обещают стать культурами в неопределенном будущем. Тем не менее, с легким сердцем приносится им в жертву развитая, исторически сложившаяся русская культура. Картина ее гибели - одна из самых драматических страниц нашей истории. Это победа полян, древлян, вятичей и радимичей над Русью» .

Россию большевики вообще не брали в расчёт. Они даже власть в ней захватывали не для того, что бы затем осчастливить русских коммунизмом, а для того, что бы использовать её как расходный материал в разжигании мировой революции. Осенью 1917 года, Ленин прямо сказал: «Дело не в России, на нее, господа хорошие, мне наплевать, - это только этап, через который мы проходим к мировой революции…» . Большевикам нужны были материальные и людские ресурсы империи для революционного похода в Европу. Ради осуществления их мессианских целей они были готовы пожертвовать как русским народом, так и страной в целом. С их точки зрения, русские были слишком дикими, примитивными и неполноценными для построения коммунизма, но, используя их как некий гигантский рычаг, можно было перевернуть Европу, дабы направить её просвещенные и культурные народы на путь построения коммунистического общества.

Чтобы разрушить Россию и на её обломках захватить власть, РСДРП(б) была готова делать всё что угодно, не останавливаясь ни перед чем. В 1914 году её вожди с естественной лёгкостью иуды вступили в сговор с её врагом - кайзеровской Германией. В своих мемуарах генерал Людендорф написал: «Отправлением в Россию Ленина наше правительство возложило на себя особую ответственность. С военной точки зрения его проезд через Германию имел своё оправдание: Россия должна была рухнуть в пропасть» . Точно так же считали и большевики.

В Париже, в 1922 году была издана книга «История большевизма в России от возникновения до захвата власти (1883-1903-1917)». Особый интерес она представляла тем, что была написана бывшим жандармским генералом Александром Ивановичем Спиридовичем, на основе тех документов, которые были добыты российскими спецслужбами в процессе борьбы с РСДРП(б). Вот как он описал ситуацию сотрудничества большевиков с немцами в деле разрушения России: «Ленин был одним из тех, которые были убеждены, что война неизбежна и что при поражении России она поведёт за собою большие внутренние потрясения, которые могут быть использованы в целях революции, для свержения монархии. Победа же России понималась как укрепление самодержавия и, следовательно, провал всех революционных вожделений. Естественно, что Ленин очень хотел поражения России. Учитывая же, сколь важно для Германии получить в своё распоряжение всё, что так или иначе будет содействовать разгрому России, Ленин решил использовать благоприятный момент в целях добытия денежных средств на свою революционную работу, решил войти в соглашение с Германией относительно совместной борьбы против России.

Он отправился в июне того года в Берлин и сделал личное предложение германскому Министерству иностранных дел работать для него в целях разложения русской армии и поднятия беспорядков в тылу. На свою работу против России Ленин требовал больших денежных сумм. Министерство отвергло первое предложение Ленина, что не помешало ему сделать вторичное предложение, которое так же было отвергнуто. Тогда на помощь Ленину пришёл служивший Германии в качестве политического агента социал-демократ Гельфант, известный под именем Парвуса.

Под непосредственным влиянием Парвуса, информировавшего немцев о действительной сущности большевизма, о его деятелях и их моральной пригодности для выполнения изменнического предложения, германское правительство поняло всю выгоду ленинского плана и решило им воспользоваться. В июле Ленин был вызван в Берлин, где им совместно с представителями Германского правительства был выработан план действий тыловой войны против России и Франции. Немедленно после объявления войны Ленину должны были выплатить 70 миллионов марок, после чего дальнейшие суммы должны были поступать в его распоряжение по мере надобности. Ленин обязывался направить против России находившийся в его руках партийный аппарат с его центральными органами.

Такова была обстановка, при которой оторвавшийся давно от России, забывший в своём интернационализме, что такое родина и её интересы, русский дворянин Ульянов-Ленин пошёл на государственную измену. С этого момента РСДРП в лице её большевистских организаций и её центральных органов, в лице многих отдельных партийных работников становится орудием германского Генерального штаба, приводимым в действие Лениным с группой его ближайших друзей»].

Ненависть к России, русскому народу, а так же стремление к их уничтожению объединяло в начале XX века «свидомых украйинцив» и большевиков. В этом смысле они были близнецами-братьями. Более того, их поддерживала и направляла одна и та же сила, противостоявшая Российской империи в смертельной борьбе - кайзеровская Германия. Начиная с 1914 года, у Союза освобождения Украины (СОУ), возглавляемого Д. Донцовым, так и РСДРП(б), возглавляемого В. Лениным, был общий иностранный источник финансирования - немецкое Министерство иностранных дел и Генеральный штаб. Общим у них был и немецкий куратор - Израиль Гельфанд (Парвус), учитель и вдохновитель Льва Троцкого. Еще, будучи в США, на вопрос как там поживает его наставник, будущий создатель РККА ответил предельно лаконично: «наживает двенадцатый миллион».

Сейчас крайне интересно выглядит тот факт, что 28 декабря 1914 года, один из вождей СОУ М. Меленевский, написал В. Ленину письмо, в котором предложил последнему крепкий союз в общем деле уничтожения России, и захвата на её руинах власти. «Дорогой Владимир Ильич! - с удивительной нежностью обратился он к вождю русского пролетариата. - Очень рад, что могу передать Вам свой лучший привет. В эти времена, когда подул такой всеобщий истинно русский ветер по московским губерниям - Ваше и Вашей группы выступления со старыми революционными лозунгами и Ваше верное понимание совершающихся событий заставило я меня и моих товарищей поверить, что не все оподлено в России и что есть элементы и группы, с которыми и нам, украинским с.-д. и революционным укр. демократам, можно и следует связаться и при взаимной поддержке продолжать старое наше великое революционное дело.

Союз Освобождения Украины, куда вошли как автономная и полноправная группа и мы, спілчане и другие украинские с.-д. элементы, является в настоящий момент истинно демократической организацией, преследующей своей целью захват власти на Украине и проведение тех реформ, за которые массы народные боролась всё время у нас (конфискации в пользу народа помещичьих в других земель, полная демократизация политических и других учреждений, Учредительное Собрание для Украины). Союз наш действует и сейчас как ядро будущего украинского правительства, оттягивая к себе все живые силы и борясь с собственной украинской реакцией. Мы уверены, что наши стремления встретят с Вашей стороны полное сочувствие. И если так, то мы были бы очень рады вступить с большевиками в более тесные сношения. Мы были бы тоже чрезвычайно рады, если б и русские революционные силы, во главе с Вашей группой поставили перед собой аналогичные задачи вплоть до стремления и подготовки захвата власти в русский части России.

Среди украинского населения чрезвычайный национально-революционный подъем, в особенности среди галицких украинцев и украинцев Америки. Это способствовало поступлению в наш Союз крупных пожертвований, это же помогло нам организовать прекрасно всякую технику и т.д. Если бы мы с Вами столковались для совместных действий, то мы охотно оказали б Вам всякую материальную и другую помощь. Вели Вы захотите вступить немедленно в официальные переговоры, то телеграфируйте мне кратко... а я сообщу вашему комитету, чтобы он немедленно делегировал к Вам специальное лицо для этих переговоров... Как поживаете, как себя чувствуете? Буду очень благодарен, если будете высылать на мой Софийский адрес все Ваши издания. Лучший привет Надежде Константиновне. Жму крепко руку. Ваш Басок» .

После прочтения данного послания у Владимира Ильича началась истерика. Он тут же, в присутствии курьера настрочил гневный ответ своим нежеланным товарищам по общему делу уничтожения России, в котором категорически заявил, что не собирается вступать ни в какие сношения с наймитами империализма, резко отметая какое либо сотрудничество с СОУ. Безусловно, что для М. Меленевского и Д. Донцова (бывшего марксиста), данная реакция была неожиданной, так как они прекрасно знали, что большевики получают деньги от немцев точно так же как и они. Ленин же хорошо понимал, что малейший намёк на его связь с СОУ бросит тень на его революционную репутацию и вскроет факт его сотрудничества с Германией. Тем более что грузинские социал-демократы, к которым с аналогичным предложением о сотрудничестве обратились галицийские «свидоми», устроили публичный скандал, официально заявив, что предложение СОУ отвергают, «как предложение такой организации, которая действует при материальной поддержке и покровительстве Гогенцоллернов и Габсбургов и их братьев» .

Из вышеприведённых фактов не сложно понять, что как СОУ, так и РСДРП(б) обладали антирусской природой, стремясь к уничтожению России. Разница между ними была лишь в том, что в отличие от полувиртуального Союза освобождения Украины, большевики являлись сильной, сплочённой организацией, реально боровшаяся с Россией не на жизнь, а на смерть. И в этой борьбе для них все средства были хороши.

Таким образом, инородческая ненависть ко всему русскому, а также принципиальный интернационализм революции, не позволяющий сохранить русское этническое ядро империи, заставили большевиков видеть во всём русском чуть ли не главную опасность для себя. Именно поэтому русский этнический монолит был разрезан по живому на три части и объявлен «тремя братскими народами». Уж слишком велик и могуч был русский колосс. Тут-то как раз и пригодилась польская идеология «двух отдельных народов», особого украинского языка и самостоятельной культуры. Вот и получается, что сама идея создания «украинцев» и «Украины», иными словами Руси антирусской, была рождена творческим гением поляков, её рабочий прототип сконструирован австрийцами и германцами в Восточной Галиции, но превратил её в масштабную реальность Ленин и Сталин.

Как большевики создавали «украинцев»

В 1921 году, выступая на X съезде партии, Иосиф Виссарионович Сталин подчеркнул, что «если в городах Украины до сих пор еще преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы» . И это было серьезное заявление. В апреле 1923 г. XII съезд РКП(б) объявил «коренизацию» курсом партии в национальном вопросе, а в том же месяце на VII конференции КП(б)У было заявлено о начале политики «украинизации». Украинские ЦИК и Совнарком сразу же оформили данное решении соответствующими декретами.

Коммунистам практически из ничего пришлось создавать украинскую «нацию», украинский «язык», украинское «государство», украинскую «культуру» и т. п. Украинизация Малой Руси была тотальной. Украинизировалось всё - госучреждения, делопроизводство, школы, вузы, пресса, театры и т. п. Не желавшие украинизироваться или не сдавшие экзамены по украинскому языку увольнялись без права получения пособия по безработице. Всякий, кто был уличен в «отрицательном отношении к украинизации», рассматривался как контрреволюционер и враг советской власти. Чистке по критерию «национальнойи свидомости» подвергся аппарат государственного управления. Борьба с неграмотностью проводилась на украинском языке. Существовали обязательные для всех курсы по изучению украинского языка и культуры. Процесс украинизации постоянно контролировала тьма разнообразных комиссий. Вся мощь партийного аппарата и государственной машины обрушилась на «несвидомэ насэлэння», которое должно было в кратчайшие сроки стать «украйинською нациею».

Не зря Грушевский, вернувшись в советскую Украину, с восторгом писал одному из своих соратников, что «я тут, несмотря на все недостатки, чувствую себя в Украинской Республике, которую мы начали строить в 1917 году» . Еще бы! Ведь, например, два таких ярых фанатика украинизации, как Николай Хвылевой и Николай Скрыпник, в прошлом занимали руководящие посты в ВЧК и принимали непосредственное участие в карательных акциях против врагов революции. Неудивительно, что их методы украинизации по своей сути были чекистскими. Хорошо, что хоть никого не расстреливали за нежелание сменить национальную идентичность, как это делали австрийцы в Галиции.

Здесь возникает закономерный вопрос: а каким образом на коммунистическую украинизацию реагировал простой малорусский мужик? Ведь по версии «свидомых» идеологов, малорусский народ тысячелетиями бредил обо всём украинском. Украинизация должна была стать для них чуть ли не божьей благодатью, осуществлением их заветной мечты стать украинцем, свободно разговаривать на родном украинском языке, наслаждаться украинской культурой. Однако реальность 20-х годов прошлого века была иной. Радости от украинизации как и сейчас жители новоиспечённой Украины не испытывали. Становиться украинцами не хотели. Разговаривать на украинском языке не желали. Украинской культурой не интересовались. Украинизация вызывала у них в лучшем случае раздражение, в худшем - резкое неприятие и неприязнь.

Вот как описывал народные настроения 1918 года «свидомый» украинизатор от КП(б)У, нарком просвещения УССР Затонский: «Широкие украинские массы относились с… презрением к Украине. Почему это так было? Потому что тогда украинцы [в смысле украинофилы - А.В.] были с немцами, потому что тянулась Украина от Киева аж до империалистического Берлина. Не только рабочие, но и крестьяне, украинские крестьяне не терпели тогда «украинцев» (мы через делегацию Раковского в Киеве получали протоколы крестьянских собраний, протоколы в большинстве были с печатью сельского старосты и все на них расписывались - вот видите, какая чудесная конспирация была). В этих протоколах крестьяне писали нам: мы все чувствуем себя русскими и ненавидим немцев и украинцев и просим РСФСР, чтобы она присоединила нас к себе» .

Большевики ломали в 20-х малороссов через колено, стремясь путем т. н. «коренизации» переделать их из русских в «украинцев». Однако народ оказывал упорное, хотя и пассивное, сопротивление украинизации. Имел место откровенный саботаж решений партии и правительства. В связи с этим партийных вождей просто «плющило» от злости. «Презренный шкурнический тип малоросса, который… бравирует своим безразличным отношением ко всему украинскому и готов всегда оплевать его» - гневно сокрушался в те годы на заседании ЦК КП(б)У Шумский. Не менее энергично высказывался в своем дневнике и партийный деятель Ефремов: «Нужно, чтобы сгинуло это рабское поколение, которое привыкло только «хохла изображать», а не органично чувствовать себя украинцами» . Несмотря на эти пожелания пламенного большевика-ленинца, малороссы не «згинули» и не почувствовали себя органично «украинцами», хоть эта этнонимическая кличка и закрепилась за ними в годы сталинизма. Как оказалось, русский дух не так-то просто задушить. Для этого явно не хватало массового террора и концентрационных лагерей по австрийскому образцу.

Прекрасно понимая всю сложность задачи по украинизации русского населения бывшего Юго-Западного края, Сталин мудро указывал своим партийным товарищам на те ошибки, которые они допускали в процессе создания «украинцев». Так, в апреле 1926 года он пишет Лазарю Кагановичу и другим членам ЦК КП(б)У письмо, в котором говорится следующее: «Верно, что целый ряд коммунистов на Украине не понимает смысла и значения этого движения и потому не принимает мер для овладения им. Верно, что нужно произвести перелом в кадрах наших партийных и советских работников, все еще проникнутых духом иронии и скептицизма в вопросе об украинской культуре и украинской общественности. Верно, что надо тщательно подбирать и создавать кадры людей, способных овладеть новым движением на Украине. Все это верно. Но т. Шумский допускает при этом по крайней мере две серьезные ошибки.

Во-первых, он смешивает украинизацию нашего партийного и советского аппаратов с украинизацией пролетариата. Можно и нужно украинизировать, соблюдая при этом известный темп, наши партийный, государственный и иные аппараты, обслуживающие население. Но нельзя украинизировать сверху пролетариат. Нельзя заставить русские рабочие массы отказаться от русского языка и русской культуры и признать своей культурой и своим языком украинский. Это противоречит принципу свободного развития национальностей. Это была бы не национальная свобода, а своеобразная форма национального гнета. Несомненно, что состав украинского пролетариата будет меняться по мере промышленного развития Украины, по мере притока в промышленность из окрестных деревень украинских рабочих. Несомненно, что состав украинского пролетариата будет украинизироваться, так же как состав пролетариата, скажем, в Латвии и Венгрии, имевший одно время немецкий характер, стал потом латышизироваться и мадъяризироваться. Но это процесс длительный, стихийный, естественный. Пытаться заменить этот стихийный процесс насильственной украинизацией пролетариата сверху — значит проводить утопическую и вредную политику, способную вызвать в неукраинских слоях пролетариата на Украине антиукраинский шовинизм».

Несложно понять по этому письму, что украинизация Малороссии шла очень тяжело. Простой народ сопротивлялся, как мог, а местная «свидома» партийная верхушка, отчаявшись добиться поставленной цели, активно использовала насильственные формы украинизации. Из-за этого народ роптал, а авторитет партии в его глазах падал. Сталин это прекрасно понимал, предостерегая от перегибов.

Большие проблемы возникали у украинских коммунистов и с кадрами, которые были бы способны на должном уровне осуществлять украинизацию русского населения бывшей Малороссии. В Москве даже были вынуждены рекомендовать местным партийным органам привлекать к работе бывших политических оппонентов из числа «свидомых» в качестве «спецов» по украинизации (наподобие того, как в гражданскую войну привлекались офицеры и чиновники Российской империи).

Данная рекомендация была не случайна. Большевики-малорусы, победившие в военно-политическом противостоянии Центральную Раду, Гетманат и Директорию, были неспособны самостоятельно трансформировать Юго-Западный край России в «Украину», а её русское население в «украинцев».

Именно поэтому Москва позволила влиться в КП(б)У и советские органы власти бывшим большевицким оппонентам - социалистам Центральной Рады и Директории, чьи политические убеждения были практически идентичны идеологии РСДРП(б). Это сегодняшняя украинская пропаганда рисует этих деятелей этакими непримиримыми врагами большевизма, а на самом деле в принципиальных вопросах расхождений между ними не было, расхождения возникали лишь относительно того, кому будет принадлежать власть. Как Центральная Рада, так и петлюровский режим представляли собой региональную разновидность большевизма. Только в большей степени демагогическую и совершенно недееспособную. В качестве абсолютного зла вожди ЦР и Директории воспринимали не большевиков, а Белое движение вообще и Добровольческую армию в частности. На аналогичных позициях стояли и коммунисты. Для них украинские социалисты-националисты были чем-то вроде недоделанных большевиков, попавших под враждебное влияние. Именно поэтому представителей Белого движения они безжалостно истреб**ли, а с деятелями Центральной Рады и Директории искали компромисс с позиции победителя.

Доказательством этого является факт великодушного прощения советской властью многих руководителей, а так же простых «свидомых» деятелей и сторонников ЦР и Директории, которые впоследствии наводнили партийные и государственные структуры УССР.

Всё, что плетут идеологи современного политического украинства относительно якобы непримиримой борьбы «украйинськойи национальнойи революцийи» с большевиками - полная чушь. Грушевский и Винниченко (олицетворявшие собой период правления Центральной Рады) после гражданской войны благополучно вернулись в родные пенаты и доживали свой век под опекой советской власти. Тоже самое касалось и целого ряда виднейших деятелей Директории.

В мае 1921 года в Киеве состоялся суд над бывшими лидерами ЦР и Директории. На скамье подсудимых оказалось достаточно много народа. Однако среди них не было никого, кто бы понес серьезное наказание и уж тем более получил «высшую меру». Некоторые из них вообще были оправданы.

Из этой компании не повезло лишь Петлюре. Но убит он был в Париже не за то, что боролся с советской властью, а за массовые еврейские погромы, которые охватили весь Юго-Западный край во времена его руководства украинской армией. Тогда петлюровцами было истреблено около 25 тысяч евреев. Чего только стоит резня в Проскурове в марте 1919 года, во время которой «Запорожская бригада» атамана Семесенко убила около трех тысяч евреев, в числе которых были женщины и дети.

Факты истребления петлюровцами еврейского населения были столь очевидны, что французский суд оправдал Самуила Шварцбарта, отомстившего в 1926 году Петлюре за свой народ.

Таким образом, как было сказано выше, после того, как КП(б)У при поддержке Москвы установила советскую власть на всей территории Юго-Западного края (за исключением Волыни), в её ряды мутным потоком начали вливаться бывшие деятели левых украинских партий, ЦР и Директории.

Первая их группа, весьма многочисленная и активная, состояла из так называемых «укапистов» - бывших членов левых фракций украинских эсдеков и эсеров. Они полностью стояли на большевистской политической платформе, выступая лишь за создание отдельной украинской армии, экономики и проведение тотальной украинизации Юго-Западного края.

Вторая группа, влившаяся в советские и партийные структуры УССР, состояла из раскаявшихся и прощённых большевиками бывших деятелей Центральной Рады и Директории.

И, наконец, третью группу «свидомых», сыгравших важную роль в строительстве УССР и её тотальной украинизации, составили галицийцы, толпами хлынувшие из польской Галиции и эмиграции в СССР, где, по их мнению, началось строительство украинского государства. В их рядах было около 400 офицеров Галицкой армии, разгромленной поляками, во главе с Г.Коссаком, а так же разнообразные культурные и политические деятели (Лозинский, Витик, Рудницкий, Чайковский, Яворский, Крушельницкий и многие другие).

Начиная с 1925 года в центральные регионы Малороссии переехали на постоянное жительство десятки тысяч «свидомых галычан». Их размещали ровным слоем на руководящих постах в Киеве, поручая им промывку мозгов населения. Особенно усердствовал в 1927-1933 годах руководитель Наркомпроса, пламенный большевик Скрыпник. «Свидомымы» янычарами Франца Иосифа большевики также заменяли русскую профессуру, ученых, не желавших украинизироваться. В одном из своих писем Грушевский сообщил, что из Галиции переехало около 50 тысяч человек, некоторые с женами и семьями, молодые люди, мужчины. Очевидно, без привлечения идейных «украйинцив» Австро-Венгрии, взлелеянных на польской пропаганде, украинизация Руси была бы просто невозможна.

А вот что писал один из них о том, как их воспринимали в Малороссии: «Мое несчастье в том, что я - галичанин. Тут галичан никто не любит. Старшая русская публика относится к ним враждебно как к большевистскому орудию украинизации (вечные разговоры о «галицийской мове»). Старшие местные украинцы относятся еще хуже, считая галичан «предателями» и «большевистскими наймитами» .

У наших «свидомых украйинцив» является хорошим тоном проводить пятиминутки ненависти по отношению к «кату» и «голодоморитэлю украйинського народу» Иосифу Сталину, но комичность ситуации заключается в том, что, если бы не железная воля «отца народов», ни «украинцев», ни «Украины» никогда не было бы.

Кстати, если говорить о традиционном пантеоне врагов Украины, составленном «свидомымы», то необходимо заметить, что если их ненависть к «москалям» еще как-то можно обосновать, то их ненависть к «жидам» труднообъяснима. Возможно, это просто откровенная неблагодарность, а возможно, просто тупое невежество. Дело в том, что евреи внесли колоссальный вклад в дело создания «украйинцив», «Украйины», «украйинського» языка и литературы. Это тема для научного исследования и как минимум тянет на отдельную монографию. Если бы у «свидомых» была хоть капля благодарности, то на майдане «Нэзалэжности» они водрузили бы гигантскую скульптуру Иосифа Сталина, а на Европейской площади соорудили бы памятник Лазарю Кагановичу.

Дело в том, что наиболее интенсивный и радикальный период советской украинизации 20-х годов прошлого века проходил под непосредственным руководством именно Кагановича. Не было на тот момент более пламенного украинизатора русских, чем он. Это была действительно выдающаяся личность. Человек острого ума и несгибаемой воли. По сравнению с тем как он осуществлял украинизацию, всё то, что делали его последователи после провозглашения украинской независимости в 1991-м, выглядит слюнтяйством и дуракавалянием. «Свидомым» надо не портреты Тараса Григорьевича заворачивать в рушнички и вывешивать как икону на стену, а фотографии Лазаря Моисеевича. Об этом просто вопит благим матом историческая справедливость.

Впрочем, даже такие титаны, как Сталин и Каганович, не смогли сломать национальный и культурный хребет малороссов. Побушевав десять лет, процесс украинизации тихо заглох, наткнувшись на пассивное сопротивление народа.

Сворачивание украинизации, судя по всему, было связано не только с упорным сопротивлением жителей Руси, но и изменением стратегических планов коммунистической верхушки. Похоже, что к началу 30-х Сталину пришлось отказаться от любимой Лениным идеи мировой революции. Дело в том, что вождь русского пролетариата, к тому времени уже покойный, «замутил» всю эту игру в «национальное самоопределение» для всех «угнетенных народов» России лишь для того, чтобы потом к их освобожденному братскому союзу постепенно присоединять новые государства, прошедшие через пролетарскую революцию. К 30-м Сталин, как талантливый политик-реалист, понял, что с мировой революцией в принципе ничего не «светит» и что перед лицом хищных империалистов необходимо превратить Советский Союз в надежную коммунистическую крепость. Это был этап глухой обороны. Сталину нужно было сильное, монолитное государство с эффективной, жестко централизованной властью. «Украйинська нация» уже была создана, а надобности в дальнейшем углублении украинизации, не мало раздражавшей народ, в общем-то, уже не было. К тому же ему изрядно поднадоел настырный «буржуазно-националистический» уклонизм некоторых вождей КП(б)У, которых он потом слегка «проредил» за «перегибы». В итоге украинизация заглохла. Народ с облегчением вздохнул. Но «Украйина», «украйинци», «украйинська мова» остались. Лишь в 1991-м бывшие партийцы и комсомольцы торжественно возродили сталинскую украинизацию с шараварно-галушечными элементами в её национально-демократической, предельно карикатурной версии.

Была ли тогда в 1991 году у нашей страны реальная возможность пойти другим путем? Вряд ли. Для этого просто не было идеологических предпосылок. Когда партийная и управленческая номенклатура неожиданно оказалась «нэзалэжною» от старших товарищей из Москвы, под эту «нэзалэжнисть» необходимо было подвести соответствующий идеологический фундамент. Кроме польско-австрийско-немецких сепаратистских идей, отшлифованных до блеска в 20-х годах советской властью, в 30-40-х «мыслителями-воителями» ОУН-УПА(б) и в 60-70-х диссидентами-украинофилами, других идей просто не было. Ни чиновники, ни народ не были готовы к внезапно свалившейся на них независимости. Никто не знал, что с нею делать. «Великие идеи» именно «украйинськойи нэзалэжности» придумывалось на ходу, во время дожёвывания пищи... Во что, всё это вылилось..., мы теперь являемся свидетелями, многолетних трудов, многих поколений " старателей" ... ну и как всегда, не обошлось без США, этой страны дьявола. Чем весь этот украинский бардак закончится, мы скоро узнаем...

Знаменитый польский поэт Адам Мицкевич когда-то представлял Украину в качестве «степного океана», в котором иногда встречаются старинные курганы. Однако, теперь Украина – это не только бескрайние степи со скифскими курганами. В Украине сейчас есть много очень интересных исторических и архитектурных достопримечательностей, горнолыжных и бальнеологических курортов в Карпатах, а также пляжных курортов на берегу Азовского и Черного морей, включая, конечно же, и Крым.

География Украины

Расположена Украина в Восточной Европе. На западе Украина граничит с Польшей, Словакией и Венгрией, на юго-западе – с Румынией и Молдавией, на северо-западе – с Беларусью, а на востоке и северо-востоке – с Россией. На юго-востоке Украина омывается водами Азовского моря, а на юге - Черного моря. Общая площадь этой страны составляет 603 628 кв. км., а общая протяженность границы – 16 500 км.

На территории Украины преобладает равнинный ландшафт (степи), но есть и много лесов. На западе страны находятся Карпатские горы, а на юге – Крымские горы. Самая высокая вершина Украины – гора Говерла в Карпатах, чья высота достигает 2 061 метров.

Самые большие украинские реки – Северский Донец, Южный Буг. Днестр, и, конечно же, Днепр.

В Украине есть несколько больших природных озер – Ялпуг, Кагул, Кугурлуй, Катлабух и Китай. Все эти озера находятся на юге Украины в Одесской области.

Столица Украины

Столица Украины – Киев, в котором сейчас проживают почти 3 млн. человек. Археологи полагают, что городское поселение на территории современного Киева существовало уже в VI-VII веках н.э.

Официальный язык

Официальный язык в Украине - украинский, который относится к восточнославянским языкам индоевропейской языковой семьи.

Религия

Почти 90% жителей Украины – христиане. Подавляющее большинство из них – православные христиане, относящиеся к Греко-католической церкви. На западе Украины проживают в основном католики, а в Крыму много мусульман.

Государственное устройство Украины

Согласно Конституции 1996 года, Украина – это парламентская республика, в которой главой является Президент, избираемый прямым всенародным голосованием на 5 лет.

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Верховной Раде. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 5-летний срок.

Административно Украина делится на 24 области, 2 города с областным статусом (Киев и Севастополь), и одну автономную республику (Крым).

Климат и погода

Климат в Украине в основном умерено-континентальный, но на южном берегу Крыма климат влажный субтропический. Среднегодовая температура колеблется от +5,5С до +7С на севере, и от +11С до +13С на юге.

На Западной Украине количество осадков составляет 1 200 мм в год, а в Крыму – 400 мм в год.

Средняя температура воздуха в Киеве:

  • январь - -6С
  • февраль - -5С
  • март - 0С
  • апрель - +8С
  • май - +15С
  • июнь - +19С
  • июль - +20,5С
  • август - +19С
  • сентябрь - +13С
  • октябрь - +8С
  • ноябрь - +2С
  • декабрь - -2,5С

Море в Украине

На юго-востоке Украина омывается водами Азовского моря, а на юге - Черного моря. Общая протяженность береговой линии составляет 2 782 километров. Средняя температура Черного моря на южном берегу Крыма в июле - +24С.

Реки и озера Украины

По территории Украины притекает одна из самых больших рек Европы – Днепр, который впадает в Черное море. Другие большие украинские реки – Северский Донец, Южный Буг и Днестр.

На юге Украины в Одесской области есть несколько больших природных озер – Ялпуг, Кагул, Кугурлуй, Катлабух и Китай.

История

В VI-III тыс. до н. э. (т.е. в эпоху энеолита) на украинских землях существовала археологическая Трипольская культура. Во время Железного века на Украине жили киммерийцы, скифы и сарматы.

В 700-200 г до н.э. в украинских степях было Скифское царство (Скифия). С VI века до н.э. на украинском побережье Черного моря древние греки основывают свои колонии – Ольвия, Тира, Борисфен, Керкинитида, Херсонес Таврический, Феодосия, Пантикапей, Нимфей и др.

В IX веке на территории современной Украины образовалось государство славян - Киевская Русь. Политической столицей Киевской Руси был город Киев. Считается, что первыми правителями Киевской Руси были варяги – Рюрик, Аскольд, Дир и Олег. Киевская Русь состояла из нескольких княжеств – Киевское, Черниговское, Смоленское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Галицко-Волынское княжество и др.

«Золотой век» Киевской Руси пришелся на время правления князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Именно при Владимире Великом произошло крещение Киевской Руси по византийскому обряду.

Татаро-монгольские нашествия XIII века разорили Киевскую Русь. Над большинством княжеств была установлена власть татаро-монгол.

С XIV века большая часть Украины находилась под контролем Великого княжества литовского. С 1569 года (после Люблинской Унии) Украина попала под власть Польши. В этот период на Украине формируется казачество. На Днепре была образована Запорожская Сечь (она потом несколько раз меняла свое месторасположение). Фактически Запорожская Сечь была своего рода украинским рыцарским орденом. В истории Украины Запорожская Сечь сыграла очень важную роль.

Казаки стремились иметь свое представительство в польском Сейме, выступали за сохранение своих православных традиций, а также пытались расширить свой реестр. Однако, польское дворянство отвергло эти требования, и украинские казаки были вынуждены обратиться к России.

В 1648 году в Украине началось антипольское восстание казаков и крестьян во главе с Богданом Хмельницким. В 1654 году на Переяславской Раде украинцы высказались за военно-политический союз с Россией.

В Средние века на территорию современной Украины совершали многочисленные набеги войска крымских ханов. На протяжении нескольких веков Крымское ханство было настоящей проблемой для Украины. Однако, запорожские казаки успешно противостояли крымским татарам, и даже совершали сами походы в Крым и в Османскую империю.

В 1764 году Российская империя упразднила Гетманщину (так тогда называлось украинское государство), а в 1775 году была ликвидирована Запорожская Сечь. В 1783 году Крымское ханство (Крым) вошло в состав России.

Независимость Украины была провозглашена только в январе 1918 года. Однако, после Первой мировой войны на территории Украины за политическую власть боролись сразу несколько сил, и в результате победу одержала коммунистическая партия большевиков – была образована Украинская Советская Республика.

В 1922 году УССР вошла в состав СССР. В конце 1920-х - начале 1930-х годов на Украине разразился сильный город, в результате чего погибли миллионы людей. В 1934 году столицей УССР стал Киев (вместо Харькова).

Во время Второй мировой войны Украина была оккупирована войсками Германии. Только к концу 1944 года Красной армии удалось освободить Украину от немецких войск.

В 1954 году в состав УССР был включен Крым.

26 апреля 1986 года в УССР взорвался реактор на Чернобыльской атомной станции, и это стало крупнейшей техногенной катастрофой в мире.

В августе 1991 года была провозглашена независимая Республика Украина.

Культура Украины

Современные украинцы гордятся своими традициями и обычаями. Как и в других странах, в Украине народные обычаи и традиции сохраняются в селах. Однако, жители украинских городов все-таки придерживаются основных народных традиций.

Большинство праздников в Украине связано с религией (Пасха, Рождество, Крещение, Масленица), но, конечно, есть много и государственных праздников. Накануне Старого Нового года (это 13 января) украинские дети и подростки «колядуют» («щедруют») – т.е. ходят по домам, поют старинные народные «колядки» и получают за это конфеты, печенье, сладости, яблоки, мандарины и т.д.

Самые известные украинские поэты и писатели – Тарас Шевченко, Григорий Сковорода, Иван Франко, Остап Вишня, Пантелеймон Кулиш, Иван Франко, Леся Украинка, Николай Гоголь.

Кухня

Украинцы – гостеприимные люди, и они всегда рады угостить гостей чем-нибудь вкусненьким. Основные продукты питания украинцев – мясо (свинина), сало, овощи, картошка, рыба, молочные продукты.

Туристам в Украине мы обязательно советуем попробовать вареники с вишнями, борщ со сметаной и чесноком, капустняк, сырники, блины, холодец, котлеты «по-киевски», голубцы с мясом, суп с галушками, гречневую и «гарбузовую» каши, пирожки с разной начинкой, деруны и многое другое.

Традиционный украинский алкогольный напиток – «горілка» (водка), производство которой в Украине началось в Средневековье.

Достопримечательности Украины

Несмотря на то, что Украина пережила большое количество войн, в этой стране сохранилось очень много исторических и архитектурных достопримечательностей.

На наш взгляд в десятку самых интересных украинских достопримечательностей входят такие:


Города и курорты

Самые большие украинские города – Харьков, Донецк, Запорожье, Одесса, Львов, Днепропетровск, и, конечно же, Киев.

Практически все побережье Черного моря и Азовского моря летом превращается в большой курорт. Самые популярные пляжные курорты на побережье Черного моря находятся в Крыму – Ялта, Алушта, Алупка, Гаспра, Гурзуф, Форос, Партенит, Керчь, Симеиз, Коктебель, Феодосия, Судак, Саки, Евпатория.

На украинском побережье Азовского моря туристы предпочитают отдыхать в Бердянске, Кирилловке, Геническе, Приморске, на Арабатской стрелке и в Новой Ялте.

Зимой украинцы и иностранные туристы ездят отдыхать на горнолыжные курорты Западной Украины. Самые популярные из них – Буковель, Драгобрат, Изки, Пилипец, Синяк, Славское, Динамо-Тростян и Плай.

В Украине есть много минеральных источников, поэтому в этой стране работают отличные бальнеологические курорты – Трускавец, Моршин, Солотвино, Шаян, Хмельник и Миргород. Большая часть украинских бальнеологических курортов находится в Западной Украине, но и в других частях этой страны их тоже достаточно много (например, в Крыму – Саки, Судак, Евпатория).

Часы работы учреждений

Банки:
Пн-Пт: 09:00-18:00
Сб: 09:00-13:00

Магазины:
Пн-Пт: 09:00-19:00
Супермаркеты открыты с 8 утра и до 11 вечера. Некоторые супермаркеты работают круглосуточно.

Валюта Украины

Денежная единица в Украине – украинская гривна (ее международное обозначение - UAH). 1 гривна = 100 копеек. В Украине широко распространены все основные карты, включая MasterCard и Visa.

Таможенные ограничения

В Украине нет ограничений на ввоз и вывоз местной и иностранной валюты, но сумму в 10 тыс. евро и более необходимо декларировать.

Запрещается вывозить из Украины без специально разрешения предметы истории и искусства. В противном случае нарушителю грозит уголовное преследование.

Экстренные телефоны

101 – Пожарная служба
102 – Милиция
103 – Скорая медпомощь
104 - МЧС

Чаевые

Чаевые в Украине составляют 5-10% от счета. Иногда чаевые уже включены в счет. Водители такси тоже будут благодарны Вам за чаевые.

Давайте для начала разберемся в происхождении термина Украина. Заодно рассмотрим его отношение к терминам Малая Русь, Малороссия. Как нетрудно понять, словом «украина». («оукраина» в написании того времени) наши предки называли окраинные, пограничные земли. Впервые слово «оукраина» появилось в Ипатьевской летописи под 1187 годом. Причем летописец употребил его не как топоним, а именно в значении пограничье. Если быть более точным, то пограничье Переяславского княжества.

Термины Малая и Великая Русь стали широко использоваться только после монгольского нашествия. Под первым подразумевалась Галицко- Волынская земля, под вторым - Владимиро-Суздальская. Как мы помним, Киевщина (да и вообще Поднепровье) была полностью опустошена кочевниками и лежала пустынной. Некоторые историки считают, что эти названия ввели в оборот греческие церковные иерархи для обозначения тех двух осколков Руси, которые после Батыя продолжали контакты с Константинополем. Причем греки руководствовались пришедшим еще из античности правилом, согласно которому Малой страной называли исконные земли народа, а Великой - земли, колонизированные выходцами из Малой. В дальнейшем названия Великая/Малая Русь употреблялись преимущественно духовными лицами или людьми, получившими образование в церковной среде (а таких было большинство в то время). Особенно часто эти названия стали появляться после Брестской унии 1596 г. в текстах православных публицистов.

Термин «Украина» в это время продолжал использоваться Речи Посполитой, так и Московском царстве в значении пограничных земель. Так в XV веке Московскими украйными городами называли Серпухов, Каширу и Коломну. Украина (с ударением на А) была даже на Кольском полуострове. Южнее Карелии была Каянская украина. В Псковской летописи в 1481 году упоминается «украина за Окою», а земли окрестности Тулы именуются «Тульская украина». Подобных примеров можно при желании привести немало, но, думаю, даже этих хватит, чтобы понять, что на Руси «оукраин» было много. Со временем в России из-за изменений в территориальном делении этот термин вышел из у потребления, уступив место волостям и губерниям. Но на захваченных поляками землях Руси этот термин остался, правда, оккупационная власть слово «укрАи-иа» исковеркала на свой лад, назвав в своей транскрипции «украИна».

Кстати, думаю, что нелишним будет пояснить, что в Средневековье Русь делили на Белую, Черную, Червонную и Малую. Тут нужно вспомнить происхождение названия «Черная Русь». В X I V - XVI вв. «Черной Русью » называли земли, платившие Золотой Орде поголовную дань - «черный бор». В основном это были северо-восточные княжества. Чтобы понять, почему Русь «почернела» вспомним, что «черными» в Древней Руси называли людей, облагаемых различными повинностями или налогами. Например, податное сословие называлось «черные люди», отсюда и произошло название «Черная сотня».

Политическое устройство Московской Руси в 15-16 веках

Однако в пятнадцатом веке Москва сбросила ордынское иго, и вместе с ним в лету кануло и название «Черная» Русь. Отныне на картах появляется Великая Русь, чьи самодержцы, получившие неформальный титул белого царя, начали собирать вокруг себя земли всей Руси. По состоянию на первую половину XVI века в Московском государстве находились Черная Русь и часть Белой, т.е. Смоленск и Псков; в Польше - Червонная Русь, т.е. Галиция; в Литве — Белая и Малая Русь.

Поэтому полякам потребовалось противопоставить принадлежащие им русские земли русским землям Московского государства. Тогда и пригодился термин Украина, в который вложили новый смысл. Впрочем, сначала памфлетисты Речи Посполитой пытались объявить подданных московского царя вообще не русским народом. Русью поляки объявляли только Малую и Червонную (красную) Русь, а столицей Руси называли город Львов. Однако абсурдность такого заявления была очевидна, ведь каждый понимал, что и московиты, и православные Речи Посполитой — это единый народ, разделенный между двумя империями. Даже польский географ начала XVII в. Симон Старовольский писал в своем труде «Полония» о «Руссии» следующее: «Разделяется на Руссию Белую, которая входит в состав Великого Княжества Литовского, и на Руссию Красную, ближайшим образом называемую Роксоланией и принадлежащую Польше. Третья же часть ее, лежащая за Доном и истоками Днепра, называется древними Руссией Черной, в новейшее же время она стала называться повсюду Московией, потому что все это государство, как оно ни пространно, от города и реки Москвы именуется Московией».

Однако такое положение дел угрожало польской власти на русских землях. Тем более что с усилением давления королевской администрации и католиков на Православную церковь русский народ все чаще обращал взоры на восток, к единокровным и единоверным московским царям.

В этих условиях в польской письменной традиции все чаще начинает использоваться понятие «Украина» вместо «Русь». Как мы уже упоминали, первоначально это название в Польше применялось к пограничному Русскому Воеводству, состоящему из земель Червонной Руси (Галиции). После Люблинской унии в состав коронных (т.е. польских) земель вошли воеводства Киевское и Брацлавское, которые отныне стали новым польским пограничьем. Слияние старой и новой украин польского государства породило обобщенное название всех этих воеводств как «Украины». Это название не сразу стало официальным, но, укрепившись в бытовом употреблении польской шляхты, стало постепенно проникать и в делопроизводство.

Карта Украины XVII века

В своем развитии эта польская концепция замены Руси на «Украину» доходит в XIX в. до логического конца — т.е. теорий графа Тадеуша Чацкого (1822 г.) и католического священника Ф. Духинского (середина XIX в.). У первого Украина - это название, происходящее от никогда в реальной истории не существовавшего древнего племени «укров», а у второго полностью отрицается славянское происхождение великороссов и утверждается их «финно-монгольское» происхождение. Сегодня эти польские бредни (мол, в РФ живут не славяне, а монгольско-угорские «гибриды») самозабвенно повторяют укронационалисты, с пеной у рта отстаивающие «проект Украина».

А почему же это польское название прижилось и на наших землях?

Во-первых, оно было хорошо знакомо всем русским людям и не вызывало отторжения. Во-вторых, вместе с внедрением у поляков названия «Украина» вместо «Русь» данное понятие принимается и старшиной казачества, получившей польское образование. (Ведь, как мы знаем, казацкая верхушка преклонялась перед всем шляхетским!) При этом первоначально казаки используют термин «Украина» при общении с поляками, а вот в общении с православными людьми, духовенством и государственными институтами Российского государства по-прежнему употреблялись слова «Русь» и «Малая Русь». Но со временем казачья старшина, во многом равнявшаяся на обычаи и образование польской шляхты, начинает использовать название «Украина» наравне с «Русью» и «Малой Русью». После окончательного вхождения Малороссии в состав Российской империи появления слова «Украина» в документации и литературных произведениях спорадичны, а в восемнадцатом веке этот термин практически полностью выходит из употребления.

Однако остался заповедник, где антирусские идеи свободно развивались. Как мы помним, после Переяславской Рады не все древние русские земли в это время удалось освободить от чужеземного владычества. Именно на этих землях идея существования отдельного нерусского народа украинцев получила государственную поддержку и со временем овладела умами. Правобережье осталось под властью Польши до конца восемнадцатого века и было воссоединено с Россией по второму (1793 г.) и третьему (1795 г.) разделам Польши. Подчеркнем, что хотя и в нашей истории эти события именуются «разделами Польши», империя здесь не посягала на исконные польские территории, а лишь возвратила захваченные ранее Польшей древние земли Руси. Однако Червонная Русь (Галиция) тогда возвращена не была - она к тому времени уже не принадлежала польской короне, так как еще по первому разделу Польши (1772 г.) перешла во владение Австрии.

Как видим из вышеизложенного, с XIV в. основным наименованием народа и страны на территории современной Украины была Русь (Черная, Червонная или Малая), причем данное название использовалось до середины XVII в. всеми этническими, сословно-профессиональными и конфессиональными группами, жившими в Малороссии. И только с процессом проникновения в высшие слои русского населения польской культуры начало распространяться новомодное польское название «Украина». Вхождение Гетманщины в состав Российского государства остановило этот процесс, который возродился только в начале XIX в., когда в Российскую империю вошло Правобережье, потерявшее за 100 с лишним лет всю свою национальную русскую элиту, место которой заняла польская шляхта. Все это указывает на внешнее и искусственное введение названия «Украина» вместо естественных и исторических понятий: Русь и Малая Русь.

Как создавался украинский язык - искусственно и по политическим причинам. «Правда никогда не бывает сладкой», - заметила недавно Ирина Фарион, презентуя на Первом канале Национального радио Украины свою очередную книжку об украинском языке. И в чем-чем, а в этом с широко известной ныне депутатшей Верховной Рады трудно не согласиться. Правда для украинских «национально сознательных» деятелей всегда будет горькой. Уж слишком они с ней расходятся. Тем не менее знать правду необходимо. В том числе - правду об украинском языке. Для Галиции это особенно важно. Ведь это еще Михаил Сергеевич Грушевский признавал.

«Работа над языком, как вообще работа над культурным развитием украинства, велась преимущественно на почве галицкой», - написал он.

Вот на этой работе, начатой еще во второй половине ХІХ столетия, стоит остановиться подробнее. Галиция входила тогда в состав Австрийской империи. Соответственно, Россия для галичан являлась заграницей. Но, несмотря на это обстоятельство, русский литературный язык в крае не считался чужим. Галицкие русины воспринимали его как общерусский, общий культурный язык для всех частей исторической Руси, а значит - и для Руси Галицкой.

Когда на съезде галицко-русских ученых, состоявшемся в 1848 году во Львове, было принято решение о необходимости очищения народной речи от полонизмов, то рассматривалось это как постепенное приближение галицких говоров к нормам русского литературного языка. «Пускай россияне начали от головы, а мы начнем от ног, то мы раньше или позже встретим друг друга и сойдемся в сердце», - говорил на съезде видный галицкий историк Антоний Петрушевич. На русском литературном языке творили в Галиции ученые и писатели, выходили газеты и журналы, издавались книги.

Все это очень не нравилось австрийским властям. Не без основания опасались они, что культурное сближение с соседним государством повлечет за собой сближение политическое и, в конце концов, русские провинции империи (Галиция, Буковина, Закарпатье) открыто заявят о желании воссоединиться с Россией.

А потом придумали и корни у «мовы»

Из Вены всячески препятствовали галицко-российским культурным связям. На галичан пытались воздействовать уговорами, угрозами, подкупом. Когда не подействовало, перешли к более энергичным мерам. «Рутены (так официальные власти в Австрии называли галицких русинов - Авт.) не сделали, к сожалению, ничего, чтобы надлежащим образом обособить свой язык от великорусского, так что приходится правительству взять на себя инициативу в этом отношении», - заявил наместник Франца-Иосифа в Галиции Агенор Голуховский.

Поначалу власти просто хотели запретить использование в крае кириллицы и ввести в галицко-русскую письменность латинский алфавит. Но возмущение русинов таковым намерением оказалось столь велико, что правительство пошло на попятную.

Борьбу с русским языком повели более изощренно. Вена озаботилась созданием движения «молодых рутенов». Молодыми их назвали не из-за возраста, а по причине отказа от «старых» взглядов. Если «старые» русины (рутены) считали великорусов и малорусов единой нацией, то «молодые» настаивали на существовании самостоятельной нации рутенской (или малорусской - термин «украинская» был пущен в ход позднее). Ну а самостоятельная нация должна, конечно, и литературный язык иметь самостоятельный. Задача сочинить такой язык была поставлена перед «молодыми рутенами».

Украинцев начали растить вместе с мовой

Получалось у них, правда, с трудом. Хотя власти оказывали движению всяческую поддержку, влияния в народе оно не имело. На «молодых рутенов» смотрели как на предателей, беспринципных прислужников правительства. К тому же состояло движение из людей, как правило, ничтожных в интеллектуальном отношении. О том, что такие деятели сумеют создать и распространить в обществе новый литературный язык, не могло быть и речи.

На помощь пришли поляки, чье влияние в Галиции было в то время доминирующим. Будучи ярыми русофобами, представители польского движения видели прямую выгоду для себя в расколе русской нации. А потому приняли деятельное участие в «языковых» потугах «молодых рутенов». «Все польские чиновники, профессора, учителя, даже ксендзы стали заниматься по преимуществу филологией, не мазурской или польской, нет, но исключительно нашей, русской, чтобы при содействии русских изменников создать новый русско-польский язык», - вспоминал крупный общественный деятель Галиции и Закарпатья Адольф Добрянский.

Благодаря полякам дело пошло быстрее. Кириллический алфавит сохранили, но «реформировали», чтобы сделать его не похожим на принятый в русском языке. За основу взяли так называемую «кулишивку», придуманную когда-то российским украинофилом Пантелеймоном Кулишем все с той же целью - отмежевать малорусов от великорусов. Из алфавита изъяли буквы «ы», «э», «ъ», зато включили отсутствующие в русской грамматике «є» и «ї».

Чтобы русинское население приняло перемены, «реформированный» алфавит в приказном порядке ввели в школы. Мотивировалась необходимость нововведения тем, что подданным австрийского императора «и лучше, и безопаснее не пользоваться тем самым правописанием, какое принято в России».

Интересно, что против подобных новшеств выступил сам изобретатель «кулишивки», отошедший к тому времени от украинофильского движения. «Клянусь, - писал он «молодому рутену» Омеляну Партицкому, - что если ляхи будут печатать моим правописанием в ознаменование нашего раздора с Великой Русью, если наше фонетическое правописание будет выставляться не как подмога народу к просвещению, а как знамя нашей русской розни, то я, писавши по-своему, по-украински, буду печатать этимологической старосветской орфографией. То есть - мы себе дома живем, разговариваем и песни поем не одинаково, а если до чего дойдет, то разделять себя никому не позволим. Разделяла нас лихая судьба долго, и продвигались мы к единству русскому кровавой дорогой, и уж теперь бесполезны лядские попытки нас разлучить».

Но мнение Кулиша поляки позволили себе игнорировать. Им-то как раз и нужен был русский раздор. Вслед за правописанием настал черед лексики. Из литературы и словарей старались изгнать как можно больше слов, используемых в русском литературном языке. Образовавшиеся пустоты заполнялись заимствованиями из польского, немецкого, других языков или просто выдуманными словами.

«Большая часть слов, оборотов и форм из прежнего австро-рутенского периода оказалась «московскою» и должна была уступить место словам новым, будто бы менее вредным, - рассказывал о языковой «реформе» один из «преобразователей», позднее раскаявшийся. - «Направление» - вот слово московское, не может дальше употребляться - говорили «молодым», и те сейчас ставят слово «напрям». «Современный» - также слово московское и уступает место слову «сучасний», «исключительно» заменяется словом «виключно», «просветительный» - словом «просвітний», «общество» - словом «товариство» или «суспільство»...».

Усердие, с каким «реформировали» русинскую речь, вызывало удивление ученых-филологов. Причем не только местных. «Галицкие украинцы не хотят принять в соображение, что никто из малороссов не имеет права древнее словесное достояние, на которое в одинаковой мере Киев и Москва имеют притязание, легкомысленно оставлять и заменять полонизмами или просто вымышленными словами, - писал профессор славистики Берлинского университета Александр Брикнер (поляк по национальности). - Я не могу понять, для чего в Галичине несколько лет назад анафемизировано слово «господин» и вместо него употребляется слово «добродій». «Добродій» - остаток патриархально-рабских отношений, и мы его не выносим даже в польщизне».

Однако причины «новаторства» нужно было, конечно, искать не в филологии, а в политике. «По-новому» стали переписывать школьные учебники. Напрасно конференции народных учителей, состоявшиеся в августе и сентябре 1896 года в Перемышлянах и Глинянах, отмечали, что теперь учебные пособия стали непонятны. И непонятны не только для учащихся, но и для учащих. Напрасно сетовали педагоги, что при сложившихся условиях «необходимо издание для учителей объяснительного словаря».

Власть оставалась непреклонной. Недовольных учителей увольняли из школ. Чиновников-русинов, указывавших на абсурдность перемен, смещали с должностей. Писателей и журналистов, упорно придерживающихся «дореформенного» правописания и лексики, объявляли «москалями» и подвергали травле. «Наш язык идет на польское решето, - замечал выдающийся галицкий писатель и общественный деятель священник Иоанн Наумович. - Здоровое зерно отделяется как московщина, а высевки остаются нам по милости».

В этом отношении любопытно сопоставить различные издания сочинений Ивана Франко. Многие слова из произведений писателя, изданных в 1870-1880 годах, например - «взгляд», «воздух», «войско», «вчера» и другие, при позднейших переизданиях заменялись на «погляд», «повітря», «військо», «вчора» и т.д. Изменения вносились как самим Франко, примкнувшим к украинскому движению, так и его «помощниками» из числа «национально сознательных» редакторов.

Всего в 43 произведениях, вышедших при жизни автора двумя и более изданиями, специалисты насчитали более 10 тысяч (!) изменений. Причем после смерти писателя «правки» текстов продолжались. Так же, впрочем, как и «исправления» текстов произведений других авторов. Так создавалась самостоятельная литература на самостоятельном языке, названном потом украинским.

Вот только язык этот не принимался народом. Изданные по-украински произведения испытывали острый недостаток в читателях. «Десять-пятнадцать лет проходит, пока книга Франко, Коцюбинского, Кобылянской разойдется в тысяче-полторы тысячи экземпляров», - жаловался в 1911 году живший тогда в Галиции Михаил Грушевский. Тем временем книги русских писателей (особенно гоголевский «Тарас Бульба») быстро расходились по галицким селам огромными для той эпохи тиражами.

И еще один замечательный момент. Когда вспыхнула Первая мировая война, австрийское военное издательство выпустило в Вене специальный разговорник. Предназначен он был для солдат, мобилизованных в армию из различных частей Австро-Венгрии, чтобы военнослужащие разных национальностей могли общаться между собой. Разговорник составили на шести языках: немецком, венгерском, чешском, польском, хорватском и русском. «Украинский язык пропустили. Неправильно это», - сокрушалась по сему поводу «национально сознательная» газета «Діло». Между тем, все было логично. Австрийские власти прекрасно знали, что украинский язык создан искусственно и в народе не распространен.

Насадить сей язык на территории Западной Украины удалось (да и то не сразу) лишь после массовой резни коренного населения, учиненной в Галиции, Буковине и Закарпатье австро-венграми в 1914-1917 годах. Та резня многое изменила в регионе. В Центральной и Восточной Украине украинский язык распространился еще позднее, но уже в другой период истории...

Александр Каревин

УКРАИНА. ИСТОРИЯ
В I тысячелетии до н.э. степи Украины населяли, сменяя друг друга, киммерийцы, скифы, сарматы, готы и другие кочевые народы. Древние греки-колонисты жили в нескольких городах-государствах на Черноморском побережье в 7-3 вв. до н.э. В 6 в. н.э. северную часть территории современной Украины заселили вытесненные кочевниками с Дуная племена славян. Киев был основан в 6 в. полянами и захвачен в 882 словенским князем Олегом из Новгорода. Благодаря удобному расположению на важных торговых путях "из варяг в греки" Киев превратился в центр могущественного государства. В период наивысшего расцвета при царствовании великих князей Владимира I (980-1015) и Ярослава I Мудрого (1019-1054) Киевская Русь была одним из крупнейших государств Европы. В 988-989 Владимир I отказался от язычества и принял православное христианство. Ярослав Мудрый привел в порядок законы государства; его дочери вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Из-за перекрытия кочевниками торгового пути по Днепру и внутренних интриг Киевская Русь к середине 12 в. пришла в упадок. В 1169 великий князь Андрей Боголюбский перенес столицу Руси во Владимир. В 1240 Киев был разрушен до основания монголо-татарами под предводительством хана Батыя, а затем захвачен Литвой. Владимиро-Суздальское княжество в междуречье Оки и Волги в середине 13 в. было покорено монголо-татарами. Прикарпатское Галицко-Волынское княжество продолжало существовать независимо вплоть до присоединения к Польше и Литве в 14 в. Национальное, социальное и религиозное угнетение в католической Польше вызвало массовое бегство крестьян на юг Украины в 15-16 вв. и способствовало возникновению казачества. Запорожская Сечь - независимая община, располагавшаяся за порогами нижнего течения Днепра, - стала опорной крепостью казаков. Попытки Польши подавить казачество приводили к массовым восстаниям, особенно во время освободительной войны 1648-1654. Руководил восстанием казачий гетман Богдан Хмельницкий (1595-1657). Победоносная война Хмельницкого против поляков привела к созданию украинского казачьего государства. В 1654 Хмельницкий подписал Переяславский договор о создании военного и политического союза с Россией. По мере роста влияния России казаки стали терять автономию и неоднократно инициировали новые восстания и мятежи. В 1709 гетман Иван Мазепа (1687-1709) выступил на стороне Швеции против России в Северной войне (1700-1721), но казаки и шведы потерпели поражение в Полтавской битве (1709). Гетманщина и Запорожская Сечь были упразднены - первая в 1764, а вторая в 1775 - после вытеснения Россией турок из Причерноморья. В ходе разделов Польши в 1772, 1793 и 1795 украинские земли западнее Днепра были поделены между Россией и Австрией. В первой половине 19 в. украинские земли оставались аграрными окраинами России и Австрии. Освоение Причерноморья и Донбасса, открытие университетов в Харькове (1805), Киеве (1834) и Одессе (1865) стимулировало рост национального самосознания украинской интеллигенции. Народный поэт Тарас Шевченко (1814-1861) и политический публицист Михайло Драгоманов (1841-1895) дали толчок росту национального самосознания. В конце 19 в. на Украине возникли националистические и социалистические партии. Российское государство отвечало на национализм преследованиями и введением ограничений на использование украинского языка. Австрийская Галиция, обладавшая значительно большей политической свободой, стала центром национальной культуры. Первая мировая война и революция в России разрушили империи Габсбургов и Романовых. Украинцы получили возможность создать собственное государство; 20 ноября 1917 в Киеве была провозглашена Украинская Народная Республика, 12 декабря 1917 в Харькове - Украинская Советская Республика, а 1 ноября 1918 во Львове - Западно-Украинская Народная Республика. 22 января 1919 народные республики объединились. Однако военное положение нового государства стало безнадежным под ударами польских войск с запада и Красной Армии с востока (1920). Юго-восточную часть Украины некоторое время контролировали крестьяне-анархисты во главе с Нестором Махно. Война на Украине продолжалась до 1921. В результате Галиция и Волынь были включены в состав Польши, а восточная Украина стала советской республикой. В период между Первой и Второй мировыми войнами в Польше существовало мощное украинское националистическое движение. Оно возглавлялось Организацией украинских националистов (ОУН) и Украинской военной организацией. Легальные украинские партии, греко-католическая церковь, украинская пресса и предпринимательство нашли в Польше возможности для своего развития. В 1920-е годы в советской Украине благодаря политике украинизации имело место национальное возрождение в литературе и искусстве, осуществлявшейся республиканским коммунистическим руководством. Когда в конце 1920-х годов руководство ВКП(б) изменило общий политический курс, компартия Украины подверглась чистке за "националистический уклон". В результате террора 1930-х годов были уничтожены многие украинские писатели, художники, интеллигенция; крестьянство было раздавлено коллективизацией и массовым голодом 1932-1933. После того как в августе-сентябре 1939 Германия и СССР разделили Польшу, Галиция и Волынь были присоединены к советской Украине. Северная Буковина, после 1917 оказавшаяся в Румынии, была включена в состав Украины в 1940, а Закарпатская область, входившая ранее в состав Чехословакии, - в 1945. Нападение Германии на СССР в 1941 приветствовалось многими западными украинцами; ОУН даже пыталась создать украинское государство под покровительством Германии. Однако нацистская политика оттолкнула большую часть украинцев. ОУН создала националистические партизанские отряды - Украинскую повстанческую армию (УПА); многие восточные украинцы присоединились к советским партизанам или сражались в Красной Армии против немцев. После Второй мировой войны ОУН и УПА продолжали партизанскую борьбу против советской власти в Западной Украине вплоть до 1953. Война опустошила страну. Вся ее территория была оккупирована. Были разрушены 714 городов, 28 тыс. сел., которые были восстановлены в конце 1940-х - начале 1950-х годов. В это же время усилились политические репрессии в Западной Украине. Со смертью И.В. Сталина в 1953 ситуация изменилась. При Н.С.Хрущеве (возглавлявшего компартию Украины в 1938-1949) выросла целая плеяда писателей, художников, интеллигенции, т.н. "поколение шестидесятников". После смещения Хрущева в 1964 советский режим начал преследование диссидентов, таких, как Вячеслав Чорновил (1938-1999), редактор подпольного "Украинского вестника", Валентин Мороз (р. 1936), критик советской политики по отношению к Украине и др. Приход к власти в Кремле М. С. Горбачева в 1985 привел к политическим изменениям на Украине. Авария на Чернобыльской атомной электростанции в апреле 1986 вызвала радиоактивное заражение обширных территорий и подорвала доверие к партийному руководству, пытавшемуся скрыть аварию. Гласность дала возможность заполнить "белые пятна" в истории Украины, а возраставшая политическая свобода - реабилитировать диссидентские группы и создать культурные организации с национальной ориентацией. Поворотным пунктом в общественной жизни стало образование в конце 1989 "Руха" и отстранение от власти В.В.Щербицкого. В 1990 бывший секретарь ЦК КП Украины Л.М.Кравчук был назначен председателем президиума косметически обновленного Верховного Совета, который включал 25% депутатов от национальных и демократических движений, избранных на полусвободных выборах 1990. 16 июля 1990 Украина объявила о своем суверенитете. Этот термин означал для националистов независимость, а для коммунистов - автономию. 21 ноября 1990 Украина и РСФСР подписали договор о суверенитете и невмешательстве во внутренние дела друг друга. В то время как союзная власть продолжала распадаться, Украина, РСФСР и другие республики занимались переговорами с Горбачевым о форме будущего союза. После провалившегося путча 24 августа 1991 Украина провозгласила независимость. Несколько дней спустя компартия Украины была запрещена, а ее имущество конфисковано. Всенародный референдум о независимости прошел 1 декабря; около 90% голосовавших поддержали Декларацию о независимости. Большинство стран мира признали Украину в течение нескольких последующих месяцев. Украинская Республика стала членом Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международного валютного фонда, Консультативного совета НАТО и Европейского банка реконструкции и развития. 8 декабря 1991 Украина создала с Российской Федерацией и Белоруссией Содружество независимых государств (СНГ). Однако сразу же после этого между Украиной и Россией возникли трения. Российская Федерация завладела практически всей собственностью советского государства; в то же время некоторые российские политики требовали присоединения к России Донбасса и Крыма (последний был завоеван Россией у Турции в 1783 и передан Украине Н.С.Хрущевым в 1954). Украинское правительство ответило на эти требования принятием мер по созданию собственной армии и флота. Несмотря на подписание ряда соглашений, отношения между Российской Федерацией и Украиной оставались весьма напряженными, особенно после избрания президентом автономной республики Крым в 1994 Юрия Мешкова, сторонника отделения Крыма от Украины. После подписания трехстороннего соглашения между президентами Украины, Российской Федерации и США (1994) Украина начала передавать ядерное оружие в Россию. В результате этого отношения Украины с США и странами Западной Европы улучшились. Украина установила более тесные экономические и политические связи с Польшей, Чехословакией и Венгрией. 1 декабря 1991 Л.М.Кравчук был избран президентом Украины (за него было отдано 60% голосов). Когда в июне 1994 состоялись перевыборы президента, их выиграл бывший премьер-министр Л.Д.Кучма, предложивший умеренную политическую программу (52% голосов). Кучма начал свое пребывание в должности президента с обещаний приступить к осуществлению экономических и политических реформ, создать рыночную экономику и укрепить демократические институты власти. Хотя осенью 1994 было объявлено о начале реформ, успехи в их проведении оказались незначительными из-за отсутствия законодательной базы и коррупции на всех уровнях управления. Выборы в новый парламент в марте 1998 мало изменили политическую ситуацию. Из 450 депутатских мест левые радикалы и левоцентристы (122 коммуниста, социалисты, Крестьянская партия, блок "Союз") заняли более 200 мест, центристы и правоцентристы - около 130 (включая президентскую Народно-демократическую партию и "Рух"), правые - 6 и независимые - более 110 мест. На 19 апреля 1999 состав депутатов от основных партий был следующим (с указанием числа вышедших): КПУ - 122 (1), НДП - 53 (39), "Рух" (Костенко) - 30 (18), "Рух" (Чорновил) - 16 (0), СДПУ - 27 (5), Возрождение регионов - 27 (1), СПУ - 24 (13), "Громада" - 28 (17). В июле 1997 Украина подписала хартию, определившую "особые" отношения между Украиной и НАТО. Отношения с Россией в 1997 улучшились благодаря новым экономическим соглашениям и достижению приемлемого решения о разделе Черноморского флота. В ноябре 1999 президентом Украины был вновь избран Л.Д.Кучма.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "УКРАИНА. ИСТОРИЯ" в других словарях:

    Гос во в вост. части Европы. Название Украина в значении окраина, пограничная территория впервые упоминается в летописи под 1187г. Вначале оно обозначало часть юго зап. земель Древней Руси, главным образом Среднее Поднепровье, территорию Галицко … Географическая энциклопедия

    История русов или Малой Росии Исторія Русовъ или Малой Росіи Автор: Архиепископ Белорусский Георгий Кониский Жанр: история Язык оригинала: русский язык Оригинал издан … Википедия

    История русов или Малой Росии Исторія Русовъ или Малой Росіи

    Исторія Русовъ или Малой Россіи … Википедия

    Украинская Республика, государство в Восточной Европе. На юге омывается водами Черного и Азовского морей; на востоке и северо востоке граничит с Российской Федерацией, на севере с Белоруссией, на западе с Польшей, Словакией и Венгрией, на юго… … Энциклопедия Кольера

    История Украины … Википедия